Требования предъявляемые к современному менеджеру. Основные требования, предъявляемые к менеджеру

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

И пусть умен с одной ты стороны, но смотрят-то на сторону другую

Описание работы менеджера по продажам

Профессия менеджера по продажам открывает перед человеком неограниченные перспективы. Это касается как заработка, так и самореализации в выбранной сфере.

Профессиональный менеджер по продажам четко знает, что нужно клиенту, а это знание дает ему возможность развиваться в других направлениях, например, в маркетинге.

Самое важное в этой профессии - клиенты. Тот, у кого есть клиенты, всегда останется на гребне волны. В руках менеджера по продажам как раз сосредоточен доступ к клиентам, который так важен для современного бизнеса.

Это уникальная, востребованная и популярная профессия. В нее может легко войти студент или профессиональный историк с научной степенью. Но настоящего успеха в профессии могут добиться далеко не все.

Успешность менеджера по продажам предопределяется как личностными характеристиками, талантом продавать, так и специализированным образованием и знанием техники продаж.

Задачи менеджера по продажам

Цель менеджера по продажам - это сама успешная продажа, состоявшаяся сделка. Для того чтобы эта цель была осуществима, необходимо справиться со следующими задачами:

  • Изучить спрос на товар, конкурентов и рынок в целом;
  • Произвести товар или услугу, в которой нуждается рынок;
  • Найти потенциальных клиентов, сделать предложение своего товара или услуги;
  • Убедить потенциального клиента в том, что это предложение наиболее выгодное;
  • Подписать договор;
  • Доставить товар или оказать услугу;
  • Провести послепродажное обслуживание.

Если функции менеджера по продажам ограничиваются поиском клиентов, презентацией товара и подписанием договора, но при этом компания не выполняет все остальные пункты, то продажа никогда не состоится.

Поэтому для успешных продаж необходимо четкое выполнение каждой из этих задач. Нередко менеджеру по продажам приходится выполнять работу за половину всех сотрудников компании, и тот, кто выбрал для себя эту профессию, должен быть готов к такому повороту.

Требования к менеджеру по продажам

Менеджер по продажам может получить хорошую работу, если его знания, навыки и умения удовлетворяют требования к менеджеру по продажам, которые выдвигает компания. Они могут формулироваться в описании вакансий по-разному, но выражают, в основном, один и тот же набор качеств:

  • Коммуникабельность;
  • Знание теории продаж;
  • Целеустремленность;
  • Организованность;
  • Умение слушать;
  • Знание того или иного рынка;
  • Наличие собственной базы.

На собеседовании претендента на должность менеджера по продажам проверяют на соответствие именно этим качествам. Требования к менеджеру по продажам, в основном, содержат личностные характеристики.

Это связано с тем, что компании предпочитают брать на себя профессиональное обучение потенциально талантливого продажника, чем нести убытки от деятельности обученного менеджера, который не любит продажи.

Менеджер по продажам: квалификационные требования

Выяснить, соответствует претендент выдвинутым квалификационным требованиям, можно на первом же собеседовании. Задача претендента, который твердо решил получить желанную должность - продемонстрировать свой талант к продажам на собственном примере.

По сути, собеседование - это продажа себя и своих умений. Поэтому они является более, чем показательным при приеме на работу менеджеров по продажам.

Для успешного прохождения собеседования надо подготовиться к нему заранее:

Зарядиться атмосферой продаж, прочитав несколько известных книг о теории продаж и посмотрев интересные фильмы о продажниках, типа «Уолл-стрит»;

  • Подготовить лучший костюм, чтобы продемонстрировать, осознание важности презентабельного внешнего вида для профессионального менеджера по продажам;
  • Продумать активное поведение. На собеседовании для менеджера по продажам важно демонстрировать собственную активную позицию. Надо говорить много, убедительно и аргументировано, незамедлительно отвечать на вопросы и задавать их интервьюеру:
  • Перед резюме лучше отрепетировать «голливудскую» улыбку, и не снимать её с лица до тех пор, пока собеседование не закончится;
  • Подготовить грамотное и полное резюме, которое бы позволило исключить многие вопросы. Чем полнее резюме, тем меньше вопросов возникнет у интервьюера;
  • Подготовить ответы на стандартные и вероятные вопросы для менеджеров по продажам, которые будут заданы, а также приготовить лист собственных вопросов к интервьюеру.

Вопросы, собеседование, менеджер по продажам

От успешности ответов на вопросы интервьюера на собеседовании зависит его исход. Итак, вот несколько вопросов, с которыми придется столкнуться на любом собеседовании:

  • Кем Вы видите себя через пять лет? Ответы на этот вопрос в духе «Лучший менеджер по продажам в мире» не смогут удовлетворить работодателя. Ответ должен продемонстрировать целеустремленность и в то же время приземленность.

То есть цель должна быть крупной, но вполне реальной. Надо продумать собственный рост и сообщить, какое состояние прогнозируется через пять лет. Лучшие и худшие стороны характера. На этот вопрос сложно ответить честно и объективно, особенно на собеседовании.

Поэтому лучше всего выписать все свои хорошие качества и разделить их на две группы: черты, которые большинство людей считают положительными, и те черты, по поводу которых возникают противоречия. Первые - это лучшие черты, вторые - худшие.

  • Способны ли Вы обмануть? Это вопрос с двойным дном. Обмануть может каждый, поэтому, говоря «Нет», претендент уже врет. Но открыто признаваться во лжи тоже нельзя. Поэтому лучше ограничиться абстрактным рассуждением о том, что считать ложью.
  • Лучшая продажа. Если стать лучшим менеджером по продажам пока не удалось, надо сформулировать в голове ситуацию лучшей продажи. Надо продумать её до мелочей. Немного приукрасить для менеджера по продажам - жизненно необходимый навык.
  • Умеете ли Вы организовывать собственное время? Если с этим нет проблем, то можно смело отвечать честно. Если энергия бьет ключом, но направить её в нужном направлении получается не всегда, то об этом можно сообщить, если собеседование проходит с непосредственным начальником, а не с HR-специалистом, для которых формальные признаки важнее, чем стремление развиваться.
  • Стрессоустойчивы ли Вы? Вопрос может быть не задан напрямую. Интервьюер может начать «наезжать» на внешний вид, речь, поведение, он может начать кричать и ругаться. Все это - проверка на стрессоустойчивость. И хороший менеджер по продажам её пройдет.

К собеседованию надо относиться как к продаже - серьезно, но с улыбкой. Талантливый менеджер всегда найдет своего работодателя.

Ты решил стать менеджером по продажам. Хочешь узнать, что от тебя будут требовать? Требовать от тебя могут чего угодно, и с этим нужно смириться. Все-таки, – самая популярная профессия, и если не знают, как назвать должность, ее обязательно назовут именно так.

Тем не менее, в этой статье я попытаюсь обозначить основные требования к менеджеру по продажам, которые реально нужны для данной профессии .

Примеры требований к профессии:

  • «умение удовлетворить клиента» – все-таки, удовлетворением клиентов занимается несколько другая профессия;
  • «знание фотошоп, 1С, автокад, SQL» – не знаю, что должен продавать этот менеджер, но работать он должен за половину исследовательского отдела «Майкрософт»;
  • «знание рынка товаров быстрого потребления основных ведущих производителей» – проще, по-моему, нанять Вассермана;
  • «умение выдержать посыл на три буквы не менее 10 раз за день» — при выдерживании 20 посылов присваивается должность старшего менеджера;
  • «ботинки с толстой подошвой» – второй комплект подошв выдается работодателем;
  • «миловидный внешний вид» – отклик на это предложение: мужчина 25 лет, весом 120 кг. хочет работать в вашей компании;
  • «наличие собственной базы, не занятой конкурентами» -интересно откуда она возьмется? Соискатель перед собеседованием должен прошерстить все компании и занести в базу, где не «пасутся» конкуренты.

Таких требований в вакансиях со временем попадается все реже, так как основные требования к менеджеру по продажам на рынке сформировались. Узнать их совсем несложно – открой 10 вакансий, и, как под копирку, там будут следующие: коммуникабельность, стрессоустойчивость, работоспособность, ответственность, знание тех или иных программ . Не буду писать всю эту фигню, потому что она почти везде одинаковая, и к реальным требованиям, позволяющим менеджеру по продажам быть успешным, относится не более чем на треть.. Вся проблема в том, что пишут требования к менеджерам по продажам либо кадровые специалисты, либо руководители, которые не знают, как сформулировать одно требование: чтобы умели продавать. Поэтому большинство перед написанием своих требований открывает требования по аналогичным вакансиям и вносит их в список. При этом на собеседовании редкий интервьюер точно назовет те из них, которые были написаны в самой вакансии.

7 главных требований к менеджеру по продажам

Я назову ряд требований к менеджеру по продажам, обладая которыми ты сможешь получить хорошую работу, независимо от того, что написано в требованиях к вакансии.

    1) Коммуникабельность – общайся, задавай вопросы, восхищайся компанией. Делай это естественно, наработай легкость общения – это половина успеха на твоем собеседовании.

    2) Знание теории продаж. Без этого никуда. Даже если ты не умеешь применять все то, что написано в этих умных книгах, знать что в них написано, нужно, чтобы ответить на вопросы на собеседовании.

    3) Целеустремленность. Достичь можно всего, чего захочешь. Вопрос только во времени и затратах. Поэтому если ты продемонстрируешь работодателю цель и свое желание идти к ней, это накинет тебе баллы.

    4) Организованность. Самая большая проблема для активных и креативных менеджеров по продажам. Но крайне необходимое качество для успешного завершения сделок. Чтобы стать успешным менеджером по продажам одного драйва недостаточно. Хорошие руководители знают, что иногда лучше взять человека, который способен пробежать дистанцию чуть более медленно, но зато он будет бежать в одном направлении и достигнет финиша раньше, чем более скоростной, взрывной, но постоянно меняющий свой финиш кандидат.

    5) Умение слушать. Это умение, скорее всего, относится к коммуникабельности, но его необходимо выделить отдельно, поскольку для менеджеров по продажам оно одно из самых важных. Во время глобального исследования при анализе 12 тысяч сделок было выявлено, что в успешных сделках менеджер по продажам всегда говорил по времени меньше, чем клиент. Как его выработать, ты можешь узнать на нашем курсе или из других открытых источников.

    6) Знание того или иного рынка. Это требование часто встречается в вакансиях менеджеров по продажам. Иногда оно оправдано, иногда нет. Одно могу сказать: ты никогда хорошо не изучишь рынок по интернету, но тебя не должно останавливать это требование. Обладай другими навыками, и тебе могут простить незнание конкретного рынка.

Подведем итоги. Если ты прошел тест на предрасположенность к продажам положительно, у тебя есть задор и горящие глаза, все остальные требования не должны быть существенным препятствием к поиску работы. Кстати, если ты хочешь улучшить свои навыки продаж и стать настоящим профессионалом, рекомендую выбрать подходящий тренинг на странице « ».

Повышаем продажи c гарантией

Ваше имя *

Курсовая работа

Деятельность менеджера и его функции. Профессиональные требования к менеджеру в сфере туризма


ВВЕДЕНИЕ

менеджер управление туристический

На современном этапе развития экономики понятие «менеджер» укоренилось в нашей жизни и пополнило словарный запас, который бытует в обиходе ежечасно. Это понятие заменило смысл слов «руководитель», «директор», «управленец», которые есть синонимы по отношению друг к другу.

Рассмотрев подробнее понятие «управление», мы поймем, что есть объект управления и субъект управления, и между ними существует взаимосвязь в виде воздействия последних на первые. Основной целью этого взаимодействия является приведение управляемой системы в требуемое состояние. В этом случае субъектом управления будет являться менеджер.

Вообще менеджмент как наука, уже получила достойное признание во всем мире. Менеджеры являются управленцами, а это в свою очередь может сулить им перспективное будущее, например в политической сфере. Так же стоит отметить, что эта профессия является высокооплачиваемой, их гонорары могут в несколько раз превышать доход высших чиновников. Менеджеры выполняют три роли в деятельности фирмы: собирают и анализируют информацию о внешней и внутренней среде; принимают управленческие решения; выступают представителями фирмы, а так же мотивируют персонал для дальнейшего развития фирмы в целом.

Объектом исследования в данной курсовой работе является менеджер, а именно его роль в управлении компании.

Предметом исследования является его деятельность в управлении компании на примере Туристической компании «ЗЕНИТ».

Целью исследования является изучение функций менеджера в управлении компании (на примере Туристической компании «ЗЕНИТ»).

Основными задачами исследования данной курсовой работы являются:

.Анализ роли менеджера в управлении компании

.Исследование роли деятельности менеджера на примере Туристической компании «ЗЕНИТ»

В работе будут использоваться следующие виды подходов: системный, структурный и функциональный. Их описание будет представлено ниже. В работе будут применяться методы синтеза и анализа литературных источников, дедукция и индукция, а так же структурный метод.

Актуальность темы важна в связи с тем, что деятельность менеджера в управлении состоит в том, чтобы вывести компанию на уровень отличной компании, а не просто посредственной. Реальность нашей работы на данном этапе сводится к тому, что руководитель не в силах один осуществлять управление компании, и именно здесь на помощь приходит менеджер, с его функционалом. Менеджер Туристической компании «ЗЕНИТ», в течении рабочего дня, организует десятки процессов в управлении, бывает в командировках в разных странах и городах, налаживает взаимодействие со многими людьми, от отношений с которыми зависит полноценная работа компании. В текущий момент времени всегда остается актуальным вопрос о требованиях, предъявляемых к менеджеру компании.

Структура работа: введение, три главы, два пункта, заключение и списка использованной литературы, в количестве единиц. Работа представлена на листах.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


В России менеджер является одной из самых востребованных и популярных профессий на текущий момент времени. К примеру, поступить в высшее учебное заведение на факультет где готовят управленцев достаточно сложно, в связи с большим конкурсом на место, и это несмотря на то, что есть не только бюджетные места, но и коммерческие.

Отметим, что не все высшие учебные заведения осуществляют подготовку управленческого персонала без достаточной подготовки, которая в последствие является базой для осуществления руководящих обязанностей. И это не смотря на то что, профессия менеджера подразумевает всестороннюю подготовку, без наличия которой, он просто не сможет осуществлять свои должностные обязанности. К примеру, отсутствие умения построить диалог, или умение доказать свой взгляд на ситуацию, а также умение общаться на правильном русском языке, отсутствие этих качеств, свидетельствует о том что перед нами не очень хороший специалист.

Основные функции и задачи менеджмента, реализуются через отдельного рода категории специалистов, которых общепринято именовать менеджерами. По своей сути, менеджер - это специалист, который профессионально осуществляет свою деятельность в области управления, в определенном направлении деятельности компании. Это понятие подразумевает под собой что данный специалист занимает постоянную должность в компании, и в его полномочия входит возможность принимать управленческие решения. Менеджерами могут быть следующие категории сотрудников компании:

.Руководители подразделений

.Руководители компании в целом

.Руководители отдельных групп

.Руководители лабораторий

.Руководители отдельных служб компании

.Администраторы, в обязанность которых входит контроль, за деятельностью отдельных подразделений компании

Если рассматривать американские руководства, то согласно им менеджеры загружены большим объемом работы, которую они осуществляют посредством других людей, находящихся в их подчинении. Сама сущность деятельности менеджера всегда одна, со временем изменения претерпевают методы его работы, и функции в деятельности компании. У работы осуществляемой данной категорией сотрудников имеется несколько особенностей в предмете труда, в его характере и в применяемых средствах при достижении желаемого результата деятельности компании.

Отличительной чертой тех задач, которые приходится решать менеджеру, является их умственный и творческих характер. Основной задачей менеджера сделать все имеющиеся ресурсы компании, будь то финансовые либо человеческие, максимально приносящими отдачу. Предметом труда менеджера является информация, при использовании которой принимаются управленческие решения, и именно поэтому основным орудием труда для них выступают средства работы с информацией. В итоге от деятельности данной категории работников получается результат, который оценивается согласно реализации заданных целей компании.

В работе менеджера есть пять основных операций. Первая операция менеджера - постановка целей, и задач в них. На данном этапе должен быть алгоритм для достижения поставленных целей, который будет эффективен в случае постановки взаимодействия других людей, работа которых необходима, для достижения результата.

Второй операцией является, правильная организация работы. Менеджер проводит анализ решений, взаимоотношений, которые направлены на достижение намеченных целей. Он подразделяет их на совокупности, а их в свою очередь управляемые трудовые задачи. Здесь важно сгруппировать имеющиеся совокупности и задачи в единую структуру, и выбрать персонал, который в силах управлять этими процессами.

Третья операция, подразумевает под собой поддержание коммуникации и мотивации. Менеджер подбирают команду в компании, в которую входит персонал, отвечающий за разные участки основной деятельности компании, и мотивирует ее с помощью разных способов, например с помощью оплаты труды, возможности карьерного роста, одним словом мотивирует с помощью качества жизни. Но здесь отметим, что это не банальное повышение размера оплаты труда в нашем понимании, а это коммуникации с командой.

Четвертая операция - измерение. Менеджер устанавливает единицы измерения успеха компании. В его обязанности входит построение работы в таком русле, чтобы у каждого конкретного работника были достигнуты результаты, которые благотворно сказывались бы на деятельности компании в целом. На этом этапе менеджер анализирует и оценивает результаты от деятельности, и доносит информацию до руководителей компании, до своих подчиненных, либо коллег.

Пятая операция. Менеджер способствует росту сотрудников и в том числе себя. Вышеупомянутые качества жизни в компании, способствуют этому росту.

Все вышеперечисленные операции на практике обычно подразделяются на категории работ, каждая в отдельности их которых требует наличие определенной квалификации и качеств.

На практике у людей появляется вопрос, кто же является менеджером в компании. Ответ прост, менеджер это не всегда руководитель. Менеджером является тот сотрудник, который осуществляет вклад в деятельность компании, и несет ответственность за результаты своих плодов. Зачастую, в компаниях быстрее всего растет и развивается группа сотрудников, относящаяся к менеджменту, но не имеющих подчиненных им сотрудников. В основном их управленческие решения носят рекомендательный характер, и реализуется на практике через других менеджеров.

Таким образом, можно сделать вывод что менеджмент, это не всегда наличие власти.

Основные задачи менеджмента сводятся к нуждам компании. В любой компании можно увидеть следующие моменты: в компании есть менеджерская работа, есть менеджерские должности, есть организация работы менеджерами, есть их мастерство. И именно поэтому менеджеры являются основным ресурсом компании. Даже на полностью автоматизированной компании может не быть основных и вспомогательных рабочих, но менеджер будет всегда.

Вообще стоит отметить, что менеджеры являются самым дорогим ресурсом компании, но в то же время этот ресурс очень быстро теряет свою ценность. Для того чтобы построить команду иногда уходят годы работы, а разрушить можно все одномоментно. Время идет, вложения в менеджеров растут, равно как и требования, которые предъявляются компанией к ним, которые с каждым поколением менеджером удваивается.

Профессия менеджер обязывает нести ответственность и за успехи и за просчеты компании. Если сотрудник не разделяет позицию ответственности, то он не может являться менеджером, ведь именно это их отличительная черта - ответственность за деятельность компании. И здесь стоит сказать, что деятельность менеджера с командой в 150 сотрудников и менеджером без команды никакой не существует, это человек будет являться тем сотрудником, который осуществляет исследования рынка, теми же средствами, и полученная информация будет вкладом в развитии компании, а значит, этот сотрудник и есть менеджер компании.

К примеру, сотрудник, отвечающий за движение денежных средств компании, не имеющий подчиненных, но он в единственном числе может осуществлять деятельность с финансовыми учреждениями. За период работы он не издаст ни единого приказа, его вклад в деятельность компании индивидуален, и именно эти признаки говорят о том, что он менеджер.

Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, бывают разными. Менеджер руководит работой одного, нескольких сотрудников, в его полномочиях управление компанией или ее подразделением, и у него есть полномочия в самостоятельности принятия решений. Заметим, что менеджер, как правило, наемный управляющий, в обязанности которого входит организация деятельности подчиненных ему сотрудников и именно он одновременно выполняет определенные управленческие функции.

В теории зарубежного управления, менеджер и бизнес понятия не разделимые, это деятельность, направленная на извлечение прибыли, путем разработки и внедрения определенной продукции либо услуг на рынке. Из чего следует что менеджмент бизнеса - это управление хозяйственной и коммерческой деятельности компании.

Но менеджер и собственник бизнеса, то есть бизнесмен это разные люди. Бизнесмен, человек который делает деньги, именно он собственник капитала, который находится в обороте и приносящий доход, у него нет постоянной должности. Менеджер же, занимает постоянную должность, и руководит людьми.

Понятие менеджмент обеспечивает взаимодействие сотрудника и системы, то есть компании, и менеджер является центром этих процессов, именно поэтому он обязан знать личностные характеристики сотрудников, касающиеся поведения в системе, а так же влияние внешних факторов на включение в деятельность компании каждого отдельного члена команды.

Сотрудник в системе менеджмента, ожидает определенные позиции в своей работе, такие как: смысл и значимость своей работы; степень независимости и область права принятия решений; степень риска и ответственности; престиж; безопасность условий труда; уровень заработной платы и система премирования; социальные гарантии; карьерный рост. В свою очередь сотрудник компании должен проявить себя как: специалист, который обладает необходимыми знаниями и квалификацией; как член команды, который делает необходимые вклады на развитие компании; как личность, обладающая правильными моральными устоями, что способствует поддержанию слаженной работы команды; сотрудник, преданный компании, и в любой момент готовый отстаивать ее интересы.

В современной России постоянно растет число крупных компаний. Из этого следует, что руководит единолично не под силу. Именно поэтому собственнику не нужно управлять, ему лишь нужно правильно скоординировать деятельность менеджеров, которые будут отвечать за отдельные области деятельности компании: финансы, производство, маркетинг и так далее.

И основываясь на вышесказанном можно сказать, что деятельность менеджера многогранна. В ходе осуществления своей деятельности он выполняет следующие функции:

1.Организация собственной работы

2.Организация работы команды

.Распределение заданий

.Контроль за выполнением заданий и обязанностей в команде

.Оценка качества работы команды

.Составление отчетности по деятельности

.Ознакомление и изучение новинок во всех сферах деятельности компании, начиная от техники заканчивая сферой бизнеса

.Ответы на звонки и прием посетителей

.Организация и проведения собраний

.Проведение переговоров с потенциальными партнерами.

Что касается качеств менеджера, то ниже приведем их перечень, без которых он не сможет выполнять свои обязанности, с должным эффектом:

.Менеджер обязан быть отличным управленцем, который способен максимально эффективно организовать работу команды

.Менеджер должен быть лидером, который в силах заинтересовать и повести за собой команду. Заметим что это осуществимо при наличии заслуженного авторитета в коллективе, высокого уровня профессиональных знаний.

.Менеджер в свою очередь всегда должен быть дипломатом. Ведь именно от него зависит контакт компании не только с внутренней средой, но и с внешней, в виде взаимодействия с различными органами власти, партерами компании.

.Менеджер обязан быть хорошим психологом, изучить каждого члена команды, ведь именно это приведет к созданию крепкой команды, члены который будут понимать его и действовать в интересах самого менеджера и компании в целом.

.Менеджер должен быть инноватором, в вопросах развития новых направлений в деятельности компании, а это не осуществимо без наличия определенного уровня профессионализма и должной квалификации.

.Менеджер обязан быть коммуникабельным сотрудником, ведь ему приходится налаживать контакты как внутри команды, так и с партнерами компании. Здесь применимо понятие «коммуникатор», которое означает, что человек эффективно общается, у него высокий уровень культуры общения, и он умеет воздействовать на людей.

.И в итоге, менеджер должен являться образцом для членов команду и не только. Это качество связано с тем, что менеджер всегда находится на виду у большого количества людей. И именно на этом могут быть построены оптимальные взаимоотношения с его сотрудниками, партнерами и так далее.

Подведя небольшие итоги, можно сказать следующее, менеджер должен обладать высоким профессионализмом, в связи с тем, что его сфера деятельности этого требует. Как уже говорилось ранее в обязанности менеджера входит выполнения огромное количество разнообразных действий. Это требует отличных навыков и огромное желание в приобретении нового опыта, который в последствие будет использоваться в его трудовой деятельности.

Но здесь отметим, все вышеперечисленные качества, очень трудно найти в одном сотруднике, да и сам взгляд на них у многих теоретиков менеджмента разный. К примеру, Фредерик Уинслоу Тейлор, американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента, выделяет у идеального менеджера ум, знания, уровень образования, тактичность, энергичность, честность, решительность, рассудительность, силу.Другой ученый, Анри Файоль, французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления, считал что менеджер, прежде всего, должен обладать организаторскими способностями, даром предвидения, быть компетентным во всех вопрос жизни, следить за своим здоровьем, иметь высокий уровень нравственности и культуры, а так же развитый интеллект. Современные теоретики менеджмента, дают свои перечни качеств, но все сводится к тому общего согласия в этом вопросе нет, так как задача слишком сложна.

Основной сложностью является то, что в разных условиях хозяйствования и деятельности человека разные качества, иногда они противоположные. К примеру, те качества, которые необходимы менеджеру крупного предприятия, которое занимается производственной деятельностью, могут не понадобиться руководителю малого предприятия.

На современном этапе, мы столкнулись, в итоге, с тем, что многие компании формируют собственные системы качеств сотрудников - менеджеров.

И здесь можно сделать вывод, что общего набора качеств, которым должен соответствовать менеджер, попросту не существует. Подтвердим это следующими аргументами.

Начнем с того, что менеджер, которому присуще все вышеперечисленные нами качеств - идеал сотрудника, к нему можно стремится, но быть им просто не реально.

Вторым аргументом является то, что на практике всеми этими качествами может обладать команда менеджеров, которая в итоге даст отличные результаты своей работы.

Третьим аргументом является то, что менеджерами высшего звена, как правило, назначаются сотрудники до этого выполнявшие более специфические задачи, из этого следует, что эту сферу они знают лучше чем кто-либо, а если принять во внимание что работа менеджера очень напряженная, то ему просто не хватает время на изучение других сфер деятельности компании, да это ему и ни к чему, ведь всегда найдется сотрудник, который будет являться специалистом в своей сфере деятельности компании.

Четвертым аргументом будет являться то, что уровень квалификации менеджера зависит от уровня компании, оно крупное, среднее или малое. Зависит от его окружения, от сферы его деятельности, уровень построения управленческой стратегии компании и многие другие факторы, определив которые можно будет уже и говорить о качествах необходимых менеджеру.

Но, не смотря на эти аргументы, менеджер всегда должен стремится к лучшему, и быть примером для других сотрудников компании, а это невозможно без постоянной самореализации и самосовершенствования. С другой стороны, крайняя требовательность к себе может стать проблемой в осуществлении своей трудовой деятельности. Их вышесказанного следует, что объективная самооценка - это главное качество в деятельности менеджера.

Остановимся немного подробнее о требованиях предъявляемых к современному менеджеру компании. На практике можно увидеть следующих менеджеров, те которые умеют вести за собой команду, преодолевая все трудности в работе, другие же наоборот терпят фиаско в сложных ситуациях. Последнее может быть обусловлено неумением менеджера мотивировать сотрудников, что будет говорить о том, что у него отсутствуют лидерские качества, которые так необходимы менеджеру.

Работа менеджера, а именно его способность эффективно руководить коллективом, подразумевает под собой, что нужно управлять вместе с людьми, а не управлять ими.

В современном мире бизнеса, должно быть четкое понимание окружающего мира и текущей ситуации, в которой находится компания, и тогда сотрудники пойдут за своим лидером, то есть в нашем случае менеджером. Наряду с тем, что такие ситуации постоянно меняются, менеджер должен обладать качествами, которые позволяют приспособиться ко всем ситуациям.

Если рассмотреть задатки менеджмента в период СССР, то в тот период при выборе управленческих кадров основывались четырьмя требованиями: моральная устойчивость, политическая грамотность, способности организатора и компетентность сотрудника.

Проведя сравнение в квалификационных требованиях к личности менеджера в Великобритании, можно выделить следующие аспекты:

.Ораторские навыки и умение выражать свои мысли

.Наличие навыка управления людьми, подбора и подготовки кадров компании, а так же умение создавать правильные взаимоотношения внутри коллектива

.Наличие способности грамотной самооценки, навык делать выводы, и постоянный рост, в своей профессиональной сфере

.Навык правильной оценки своих знаний, и умение применять их на практике

.Навыки по построению взаимоотношений между компанией и ее партнерами, а также умение прогнозировать деятельность компании, и четко видеть ее будущее.

.Навыки по управлению ресурсами компании

.Навыки в сфере техники и технологий, средствах коммуникациях

.Навыки в теории основных видов управления, обязанностей, а также владение техники эффективного управления компании.

Если рассмотреть градацию государственных служащих на примере США, то все менеджеры разделяются по рангам, которых всего восемнадцать. С первого по восьмой ранги - это категория низшего персонала, к ним относятся машинистки и другие конторские служащие; с девятого по двенадцатый ранги - это руководители низшего звена; с тринадцатый по пятнадцатый ранги - руководители среднего звена, их в государственных учреждениях США называют уже менеджерами; с шестнадцатый по восемнадцатые ранги - высшее профессиональное руководство, к ним относятся, к примеру, министры, начальники управлений.

Согласно исследования, которое было проведено американским институтом общественного мнения - Институтом Гэллапа - показывает нам, что невзирая на управленческий ранг, при наличии конкретных сочетаний требований, которые могут гарантировать успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США, выделяют пять основных требований:

Знание дела

Здравый смысл

.Высокий уровень развития

.Способность доведения начинаний до их логического конца

.Уверенность в своих собственных силах.

Отметим здесь о концепции ограничений. Суть ее состоит в том, что все менеджеры всегда имеют возможность развиваться, тем самым повышая эффективность своей деятельности. Но есть такие области, на которые их компетенции не распространяются, это и есть ограничения менеджера, и в последствие выявления таких факторов, будут находиться под воздействием их исправления таких ограничений. Здесь можно выделить десять потенциальных ограничений в деятельности управленца:

.Отсутствие умения управлять собой.

.Отсутствие четких личных ценностей

.Заторможенное личностное развитие

.Отсутствие навыков в принятии управленческих решений, в решении проблем

.Отсутствие творчества в работе

.Отсутствие навыка влияния на людей

.Отсутствие четкого понимания специфики работы управленца

.Неспособность руководить, или еще можно сформулировать отсутствие организаторских способностей

.Неумение обучать

. Неумение формировать команду.

Остановимся подробнее на последнем ограничении. Устойчивые группы сотрудников, которые объединены по однородности выполняемой деятельности называют трудовым коллективом. Ему присуще следующие признаки:

Единая цель

.Общность действий для достижения поставленной цели

.Общие интересы внутри коллектива

.Наличие в коллективе отношений - руководитель - подчиненный

.Неформальные, но главным образом формальные отношения в коллективе

.Структура организация в коллективе.

Вообще, стоит отметить, что формирование коллектива - это очень трудоемкий процесс, и не всегда удачный. Связано это с тем, что личные цели сотрудников могут отличаться от целей компании. И в связи с этим в разрезе степени сплоченности коллектива можно уже судить о его социальной зрелости. В свою очередь от зрелости зависит управленческая деятельность менеджера. Любому управленцу следует знать, что коллектив проходит три уровня в своем формировании. В начале, в период создания коллектива, идет процесс знакомства среди его членов. На этом этапе менеджер обычно присматривается к сотрудникам, для того чтобы выделить из них перспективных. Здесь менеджер так же выступает как сила из вне, по отношению к коллективу, потому что все потоки в коллективе идут только через него.

На следующем этапе процесс знакомства завершен, начинается процесс сближения, группируя сотрудников по их интересам. Формируется, так называемая, неофициальная структура коллектива, в результате получится либо его актив, либо наоборот пассив коллектива. Но бывают случаи когда образуется группа дезорганизаторов, к которой руководителю стоит очень внимательно присмотреться, проведя анализ действий, при которых такая группа возникла, и проанализировав сотрудников в нее попавших. Особенностью данного этапа является то, что здесь происходит управление коллективом не только самим менеджером, но и через выделенных им лидеров из числа сотрудников коллектива.

Третий, и заключительный этап, происходит в условиях, когда активность и сознательность сотрудников на равном уровне, работа коллектива слаженная и ровная, без давления руководителя. Особенностью данного этапа является то, что достигнута гармония в личных интересах с интересами компании.

На практике эти этапы в разных компаниях проходят по разному, у кого то быстрее, у кого то медленнее. Вполне возможна ситуация стопора на одном из этапов формирования коллектива, которое может привести к его распаду. Эта ситуация возникает когда у менеджера отсутствуют руководительские навыки, либо подобрал неподходящих сотрудников, либо неверно распределили обязанности внутри коллектива, и возникновение такой ситуации говорит о том, что такого менеджера ограничивает низкое умение формировать коллектив.

Подведя небольшие итоги можно сказать, что современный темп жизни требует от менеджера следующее:

.Разумных личностных ценностей

.Постоянное саморазвитие

.Наличие навыков в решении конфликтных ситуаций

.Способность управлять собой

.Наличие способностей оказывать влияние на окружающих

.Отличное знание современных управленческих подходов

.Способности к обучению сотрудников

.Навыки и способности в формировании и работы с трудовым коллективом

.Открытость и восприимчивость инноваций.

Здесь остановимся подробнее на таких понятиях как власть и личное влияние менеджера.

Понятие власть включает в себя способность оказывать влияние на людей, либо на каждого индивидуально, либо на группу в целом. Порой складывается мнение, что отдельные личности не могут получить столько власти сколько им хотелось бы, поэтому своими попытками они пытаются удержать то что имеют. Отсюда следует вывод, что манипулирование людьми и власть над ними, это есть основная задача управления, и это четко должны понимать как руководители, так и их подчиненные.

На практике существует прямая зависимость силы власти и полномочиями руководителя, она формулируется следующим образом, чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Но всегда в жизни важен баланс, и именно поэтому в компаниях происходит делегирование ответственности, своими словами это ситуация когда менеджер в ходе своей работы, часть управления передает своим подчиненным, но это право явление временное и обычно длится в рамках выполнения одного задания. Но такие ситуации редки, так как менеджеры не любят расставаться с полнотой своей власти.

В ситуации делегирования, сотрудники должны понимать, что это временно и в рамках конкретной задачи, чтобы в последствие не возникло недопонимания.

Вообще делегирование это способ разделения власти. Плюсы данного метода заключаются в том, что: во-первых, создается устойчивый климат в коллективе; во-вторых, несомненный плюс для менеджера состоит в том, что при передаче части ответственности, тем самым освобождает самого менеджера от рутинной работы.

Подведя небольшой итог, можно сказать, что баланс власти важен, для достижения максимальных целей компании в целом, при этом избегая отрицательной реакции сотрудников коллектива.

Власть может быть разной формы, такие как: утилитарная, то есть воздействие на окружающих методами сильного мотива; авторитарно-нормативная, то есть законная власть. В этом случае исполнитель свято верит в то, что сотрудник, отдающий приказания, имеет все полномочия это делать, а его роль сводится к строгому их выполнению. Следующая форма власти объединенная, то есть власть группы. Эта власть по силе огромна и не во всех случаях осознанна.

Из всего вышесказанного можно сказать, что власть это степень влияния руководителя на подчиненного. Понятие влияние в данном случае, это поведение конкретного человека, которое влечет за собой изменение в поведение другого человека. Способы управленческого влияния делят на две группы:

Эмоциональное

Рассудочное.

В первой группе большая роль отводится подражанию или «заражению», которое есть древнейший способ влияния на человечество, который характеризуется действиями на автоматизме. На практике применяя этот метод, менеджер может максимально повысить слаженность коллектива. Подражание же в свою очередь, это метод заимствования лучшего, что есть у других.

Во вторую группу, группу рассудочного влияния, относятся: убеждение, внушение, угроза, приказ, подкуп и, наконец, просьба.

Внушение, воздействие осуществляется за счет личностных качеств управленца, его авторитет. Чем выше авторитет в коллективе, тем эффект внушения больше. Внушение имеет односторонний вид, внушающий активен, внушаемый пассивен. На практике этот метод довольно часто применяют, особенно в ситуации, когда сотрудник в тупике, и нужен срочно вариант выхода из него. Именно в этот период времени сотрудник готов слепо идти за своим руководителем. Здесь, стоит отметить, что внушение приобретает вид убеждения.

Убеждение, с его помощью мы наиболее полно передаем оппоненту свою точку зрения. Менеджер, который использует в своей работе убеждение, «продает» исполнителю информацию, о том, что нужно сделать. Процесс убеждения, своего рода дискуссия, целью которой является единство мнений.

Просьба - это способ оказывать влияния на подчиненного, основа которого, лежит на добровольных мотивах. Просьбой менеджер взывает к лучшей части человеческой натуры. И этот метод будет вознагражден по заслугам, если между руководителем и починенным присутствуют хорошие взаимоотношения.

Подкуп, это влияние любыми средствами, например, в виде преимуществ подчиненному, если в результате последний изменит свое видение ситуации. Самый элементарный пример подкупа, когда менеджер предлагает сотруднику задержаться сегодня, с условием завтрашнего отгула

Приказ, является официальным распоряжением руководителя, который не предусматривает отказа и обсуждения.

Угроза - это запугивание сотрудника, можно сказать, что это метод влияния в виде угроз, на сотрудника, выполнить поручение, с которым он согласен внутренне. Угрозы носят краткосрочный характер, так как постоянно держать в страхе сотрудника невозможно.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, любые способы влияния, основываются на так называемом Кодексе делового поведения и нормами служебной этики. В любом случае влияние не может вызывать у сотрудника чувства обиды, стресса или ненависти.

В теоретических аспектах деятельности менеджера осталось немного подробнее рассмотреть понятие авторитет менеджера. Мы уже говорили ранее, что для эффективной работы менеджера необходим его личный авторитет. Потому что в жизни есть духовные ценности. Что же такое авторитет? Авторитет - это доверие, которое заслуживается у подчиненных, либо у вышестоящих руководителей, либо коллег по работе. Авторитет это своего рода признание руководителя коллективом.

Менеджер, который пользуется авторитетом у подчиненных, благотворно может влиять на их работу. Все указания слышатся и выполняются безприкословно. Вообще авторитет облегчает управление, и является фактором повышающим эффективность рабочих процессов.

Подводя итоги первой главы, можно сказать следующее что менеджер, это личность, обладающая лидерскими качествами, достаточным опытом работы и уровня необходимых знаний, необходимых для достижения наивысших целей в развитии компании, приносящие в итоге прибыль.


2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ООО ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ЗЕНИТ»


Фирменное наименование рассматриваемой нами компании: ООО ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ЗЕНИТ», туроператор по внутреннему туризму (реестровый номер ВНТ 004436 приказ № 112 от 11 мая 2010 г.). Туристическая компания расположена по адресу: г. Челябинск, улица Труда, дом 30. Официальный сайт компании: #"justify">Основными направлениями деятельности компания являются, организация отдыха по следующим направлениям:

Базы отдыха Урала;

Санатории, пансионаты;

Сплавы по рекам Урала (от 2 ночей более 10 рек);

Палаточный отдых на уральских озерах с ловлей рыбы;

Походы по живописнейшим местам нашего региона;

Отдых на Алтае; - Автобусные туры и экскурсии;

Отдых на черном море;

Круизы на теплоходах;

Разработка индивидуальных вариантов корпоративного отдыха;

Отдых за границей (популярные направления: Египет, Турция, Тайланд, ОАЭ, Греция, Тунис, Марокко, Мальдивы, Европейские туры на любой вкус) от ведущих туроператоров: Pegas Touristik, TEZ TOUR, Coral Travel, ANEX TOUR, Natalie tours.

Туристическая компания находится в развитой части города, имеет хороший подъезд и место для парковки автомобилей клиентов. Компания арендует помещение под офис. Внутри помещения имеются места для отдыха посетителей, предоставляются различные брошюры, проспекты и фотографии предлагаемых туров. По желанию клиента возможен видео- показ маршрута или гостиницы.

У клиента в первую очередь выясняют ожидания от тура, какой суммой он располагает, затем предлагают все возможные решения и как ими воспользоваться, а также гарантии и обязательства турфирмы и свои права. В структуре туристических услуг данной туристической компании различают основные и дополнительные, к основным относят:

.Услуги по организации перевозки


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Менеджер» - умение объезжать лошадей и править ими.

Считается, что эффективность работы в организации определяется степенью и уровнем развития вертикального разделения труда. По сути речь идет об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей.

Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнить решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.

Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т.е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми. Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они - понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.

Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:

1) понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;

2) способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

3) ораторские способности и умение выражать мысли;

4) владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;

5) способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

6) способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;

7) умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.

Среди государственных служащих США все менеджеры категоризируются по восемнадцати рангам:

с1-го по 8-й -низший персонал (конторские работники, машинистки);

с 9-го по 12-й - руководящий состав низшего звена;

с 13-го по 15-й - руководители среднего звена (в госучреждениях их называют уже менеджерами);

с 16-го по 18-й - высшее профессиональное руководство (министры и их заместители, начальники управлений).

Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показало, что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера.

В частности, в системе управления выделяется пять основных требований:

1) здравый смысл;

2) знание дела;

3) уверенность в своих силах;

4) высокий общий уровень развития;

5) способность доводить начатое дело до конца.

Определенный интерес в этой связи представляет концепция ограничений . Идея состоит в том, что все менеджеры имеют возможности развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны. Такие действия менеджера и трактуются как ограничения. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера. В этой связи выделяются следующие 11 потенциальных ограничений в деятельности руководителя.

1. Неумение управлять собой. Каждый менеджер должен научиться управлять собой и общаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Те руководители, которые не умеют управлять собой (правильно "разряжаться", бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать время, энергию и навыки) ограничены неспособностью управлять собой.

2. Размытые личные ценности. Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на точных ценностях и принципах. Если личные ценности ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится.

3. Неясные личные цели. Есть менеджеры, которым не хватает ясности в своих личных целях, но есть и такие, кто проявляет в своей жизни необыкновенную собранность и сосредоточенность. Почему так происходит? Дело в том, что одни хорошо знают, чего они хотят, а другие нет.

Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности и ограничен нечеткостью личных целей.

4. Заторможенное личное развитие. Способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные знания.

В связи с этим в жизни человека выделяют основные стадии:

1-обучение;

2-включение:

3-достижение успеха;

4-профессионализм:

5-переоценка ценностей;

6-мастерство:

7-пенсионный период

Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно работать над собственным ростом. Отсутствие признания потенциала менеджера - это главное ограничение Руководители, для которых характерно остановленное саморазвитие, часто избегают острых ситуаций, не развивают имеющиеся (скрытые) способности.

5. Неумение решать проблемы (принимать решения) Особый талант менеджера - это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не было простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты. Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит фиаско.

6. Отсутствие творчества в работе. Можно привести великое множество примеров, когда тот или иной менеджер проявляет творческий (нестандартный) подход в своей деятельности. Это качество особенно необходимо современным менеджерам, когда повсеместно ведутся поиски путей эффективного перехода к рыночной экономике. Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе.

7. Неумение влиять на людей. Ключевую роль в вопросах влиятельности играет личный фактор. На многих людей производит впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.). Руководители, имеющие склонности к высокой влиятельности, одеваются соответствующим случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания.

Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что последние к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают их достаточно влиятельными. Руководитель, который недостаточно настойчив, не имеет взаимопонимания с окружающими, с неразвитым умением выражать себя, ограничен неумением влиять на окружающих.

8. Непонимание специфики управленческого труда. Основная мысль этого ограничения сводится к тому, чтобы менеджер добивался результатов не личным трудом, а, через труд других лиц. До тех пор пока руководители не оценят эффективность того, как они управляют другими людьми, высоких результатов в деятельности организации им не добиться. Поэтому менеджеры, недостаточно понимающие мотивацию работников, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

9. Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь идет о способности менеджера "заряжать" энергией членов коллектива, умении оптимально организовать трудовой процесс. Аритмия трудового процесса и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности от трудовой деятельности и соответственно работают ниже своих возможностей. В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное состояние коллектива быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.

10. Неумение обучать. Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, - важнейший элемент управленческой эффективности. Поэтому менеджер, которому не хватает способности и терпения помогать развитию других, ограничен неумением обучать.

11. Неумение формировать коллектив. Среди устойчивых групп людей, объединенных по признаку определенной совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу. Известны признаки трудового коллектива: общность интересов всех его членов; единая общественно полезная и личностно значимая цель; совместная деятельность по достижению этой цели; определенная организационная структура коллектива; наличие отношений руководства и подчинения; формальные и неформальные отношения.

Формирование коллектива - процесс сложный и противоречивый. Это прежде всего связано с тем, что коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации). Поэтому в зависимости от степени единства индивидуальных целей и установок группы можно говорить о степени коллективности, или степени социальной зрелости трудового коллектива. От степени такой зрелости зависит характер и содержание управленческой деятельности менеджера. Руководителю необходимо иметь в виду, что в своем формировании и развитии трудовой коллектив проходит три основных этапа.

На первом этапе, когда коллектив только создан, происходит взаимное знакомство его членов. Руководителю важно присмотреться к людям и попытаться определить наиболее влиятельных и авторитетных работников с тем, чтобы привлечь их на свою сторону и правильно расставить в коллективе. На этом этапе руководитель выступает как "внешняя сила" по отношению к коллективу. Большинство требований исходит от него и через него.

На втором этапе завершается взаимное знакомство и изучение членов коллектива. Происходит дружеское сближение людей в соответствии с их интересами и склонностями. В общих чертах складывается неофициальная структура коллектива, образуется актив, может образоваться и пассив. Возможно, при определенных условиях будет образована и группа дезорганизаторов.

Руководителю необходимо тщательно проанализировать причины возникновения такой группы и индивидуальные мотивы, по которым в нее попали те или иные работники.

Характерная особенность данного этапа состоит в том, что руководитель может управлять коллективом и предъявлять к нему требования не только лично, но и через неформальных лидеров.

На третьем этапе сознательность и активность работников достигают приблизительно одинаково высокого уровня, подчиненные хорошо понимают своего руководителя и без административного нажима выполняют свои обязанности. Руководитель и неформальные лидеры уже не вступают по отношению к остальным членам коллектива как "внешняя сила", поэтому их требования воспринимаются как естественные и понятные для всех членов коллектива. Характерная черта данного этапа - достижение гармонического сочетания групповых (организации) и личных интересов.

Вполне очевидно, что коллектив в своем развитии одни этапы может проходить быстрее, другие медленнее. Бывают случаи, когда он "застревает" на одном из этапов и даже распадается. Распадение коллектива происходит, когда менеджер не обладает достаточными навыками руководства, исповедует антиколлективные взгляды, подбирает неподходящих сотрудников, не умеет распределять обязанности и терпимо относится к плохим межгрупповым отношениям.

Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, говорят, что такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.

Таким образом, рыночная экономика требует от менеджера: способности управлять собой; разумных личных ценностей; четких личных целей; постоянного личного роста (развития); навыков решать проблемы; изобретательности и способности к инновациям; способности влиять на окружающих; знания современных управленческих подходов; способности обучать подчиненных; способности формировать и развивать трудовой коллектив.

Факторы, влияющие на эффективность менеджера: коллеги, организация, начальник, семья, подчиненные, Вы лично (способности и наклонности) и другие.

Понятие "менеджер" имеет очень широкое значение и употребляется применительно к:

Организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

Руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

Руководителю по отношению к подчиненным;

Администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

В мировой практике принято различать менеджеров трех уровней:

Низшего;

Среднего;

Высшего.

В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена - устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена - постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

Знание технологии производственного процесса и его функционирования;

Знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

Знание общей экономической теории;

Знание теории маркетинга;

А также общая эрудиция по специальности;

Знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

Умение быть в форме;

Выносливость в состоянии неопределенности и стресса;

Выдержка в любой конфликтной ситуации;

Коммуникативность;

Умение слушать;

Интуиция;

Приспособляемость к ситуации;

Восприимчивость критики, самокритичность;

Стремление к успеху и готовность работать для этого;

Возраст и внешние данные;

Сила воли;

3. Личные способности:

Умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);

Умение распределять обязанности и давать четкие указания;

Умение стимулировать и мотивировать работников;

Легкость в общении, тактичность и дипломатичность;

4. Интеллектуальные способности:

Ум и рассудительность;

Творческий потенциал;

Умение принять нужное решение;

Логическое, структурное, системное мышление;

Интуиция;

5. Рабочие приемы:

Рациональность и системность в работе;

Умение максимально концентрироваться;

Умение принятия решений и снятия проблем;

Самоменеджмент;

Умение выражать свои мысли, вести переговоры;

6. Физические возможности:

Активность и подвижность;

Энергичность;

Сила и здоровье.

Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Но требования и качества личности руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Так, например, некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных коллективов, и наоборот. Кроме того, взаимные соответствия личности руководителя и его деятельности характеризуются определенной динамикой. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Однако сказанное не исключает возможности и необходимости определить в самом общем виде те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях. Рассмотрим основные свойства руководителя:

1). Социальная направленность деятельности.

Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций. Он должен хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики, права и других сфер жизни государства.

2). Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная система и др.), так как руководитель не вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогии, психологии и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они часто ставят цели деятельности, умеют их обосновать, заставить людей верить в необходимость их достижения.

3). Организаторские способности.

Одно из основных качеств руководителя - умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать решения организационно-технических задач с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения этого от других. Это самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные отвыкли от самостоятельности, не могут или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем в настоящее время одна из центральных задач, которую приходится решать руководителям в своих коллективах, - это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации.

В ряде исследований показано, что организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:

Способность отражать с достаточной полнотой психологию управляемой группы в ходе решения совместных задач;

Практическая направленность ума - овладение знаниями и умениями в области практической психологии, готовность применять их в процессе решения организаторских задач;

Психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми;

Наличие энергичности - способность заряжать своей энергией организуемых людей;

Требовательность - способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

Критичность - способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей;

Склонность к организаторской деятельности - потребность в ней.

4). Высокие моральные качества: справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Ошибочно было бы ограничивать общение с подчиненными только служебными вопросами. Надо интересоваться их личными проблемами, семьей, бытовыми условиями, здоровьем, мнением сотрудников по различным вопросам, внимательно выслушивать их, даже если их мнение кажется ошибочным.

Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения для подчиненных. Поэтому так важно учитывать свойства характера при назначении человека на руководящую должность. Работник производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он не уравновешен, груб, несправедлив. Это значительно снижает производительность труда.

5). Эмоционально-волевые черты характера: целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой. Волевые качества человека издавна считались основными его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство руководителя – уметь повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам можно отнести самокритичность, необходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива.

6). Интеллектуальные способности: наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания.

Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности.

Существует мнение, что люди, обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства.

Занимаемом руководителем официальном статусе (должность и власть);

Признании его превосходства и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности.

8). Имидж руководителя - важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций. Поэтому внешность руководителя, культура речи, манеры - все это элементы его имиджа. В современных условиях существуют имиджмейкеры, которые создают облик руководителя, формируя этот облик в соответствии с ожиданиями публики.

9). Крепкое здоровье. Деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервным и физическим напряжением. Причинами профессиональных заболеваний руководителей становятся повышенная нервная возбудимость, нарушение сна, сердечнососудистые расстройства. Поэтому считается, что, каким бы сильным ни был человек, его здоровья на управляющей должности хватит не более чем на 8 лет. Но многие руководители относятся к своему здоровью пренебрежительно, стремясь показать коллективу, пример служебного рвения, не учитывая, что их здоровье является фактором, который в значительной мере определяет эффективность деятельности руководимых ими коллективов. Кроме того, что руководитель должен вести здоровый образ жизни, он должен проходить систематические медицинские обследования. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя - это не только его личное достояние, но и общественная ценность для коллектива, организации и государства.

Важной проблемой является отбор и аттестация руководящих кадров. Задачи изучения свойств личности руководителей, их психологической пригодности к выполнению сложных функций управления людьми приобретают особую значимость в современных условиях выделения социальной теории управления (менеджмента) как особой прикладной области психологии. Наиболее обоснованные пути оценки личности руководителя состоят в использовании комплекса методов, среди которых следует выделить:

Наблюдение и анализ конкретной деятельности руководителя;

Опрос - анкетирование для выявления самооценки менеджера и его оценки группой;

Естественный эксперимент (деловые, ролевые игры);

Экспертные оценки специалистов по управлению;

Психологическое тестирование с использованием интеллектуальных личностных и профессиональных тестов;

Социометрия с целью установления престижа в группе и психологической совместимости;

Биографический метод (изучение документации, анализ личности).

Известно, что личность есть сложная система разнообразных свойств, поэтому применение одного метода, даже такого, как тестирование, не может дать правильного прогноза относительно пригодности человека к выполнению руководящих функций.

В свете последних лет требования, предъявляемые к личности менеджера, значительно повысились. Мировая практика подготовки и переподготовки менеджеров включает активные методы обучения.

В процессе решения экспериментальных задач члены группы устанавливают определенные взаимоотношения, благодаря чему определяется ролевая дифференциация людей:

Лидеры, способные руководить, организовать и направлять действия всей группы, показать личный пример;

Коллективисты, заботящиеся об успехе всей группы;

Индивидуалисты, предпочитающие работать изолированно;

Лица, способные быть только ведомыми.

Использование таких активных методов способствует ускорению адаптации руководителей к изменяющимся условиям труда или работы на новом месте, позволяет более обоснованно устанавливать организаторский потенциал претендентов на определенную руководящую роль оказывает помощь руководителям в организации своей деятельности и самовоспитания. А вот конкретно, что должен и чего не должен делать опытный менеджер:

1. Руководитель – это управляющий, а не погонщик, поэтому он должен:

Вести коллектив, а не погонять;

Полагаться на кооперацию и содействие сотрудников, а не только на свою власть;

Держать сотрудников в курсе дел, заинтересовывать их в решении проблем, а не решать все самому;

Говорить «мы», объединяя себя с коллективом, а не говорить всегда «я»;

Подавая пример приходить вовремя, а не требовать этого только от других;

Исправлять свои ошибки, а не искать ответственных за них.

2. Для руководителя необходима вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение показать эти качества своим подчиненным.

3. Должен уметь ценить время подчиненных.

4. Быть строгим и требовательным, но не придирчивым.

5. Должен уметь принимать критику и критиковать, а также уметь поощрять и наказывать.

6. Быть приветливым и тактичным, иметь чувство юмора.

7. Уметь вести дебаты и переговоры.

Менеджер должен служить своей организации в полную меру своих способностей, если он стремится добиться личного успеха на руководящей должности. Если есть желание хорошо служить своей организации, менеджер обязан считаться с сослуживцами. Требовательность к себе необходима с точки зрения отношения к делу и к правам других людей. Это как раз то, что требует инициативы, определения личной цели и решимости в ее достижении. Если другие стремятся к этой же цели, то менеджер должен проявить большее упорство и настойчивость в ее достижении.



Похожие статьи