Предприятия малого среднего и крупного бизнеса критерии. Изменились критерии для отнесения организаций и ип к субъектам малого и среднего предпринимательства

Критерии, по которым субъекты хозяйствования (юрлица и индивидуальные предприниматели) относятся к малым предприятиям (МП), определены Федеральным законом от 24.07.07 г. № 209-ФЗ. Необходимо заметить, что упомянутый федеральный законодательный акт разделяет в ряду малых предприятий и так называемые микропредприятия.

С целью отнесения юрлица к разряду объектов малого предпринимательства необходимо выполнить перечень специальных требований (статья 4 выше упомянутого закона федерального значения).

Условия получения статуса МП для юрлиц


Условия статуса МП для индивидуального (частного) предпринимателя

Лицо, желающее легализовать малое предприятие, критерии отнесения к соответствующему статусу должно соблюсти следующие:

  1. Средняя штатная численность за предшествующие 365 дней не может быть больше:
    . для МП - 100 работников;
    . для микропредприятий - 15 работников.
  2. Доход от продажи товаров (в том числе услуги и работы), не учитывая налог на добавленную стоимость или стоимость активов за последние 365 дней не может быть больше:
    . для МП - 400 млн руб.

Условия статуса МП для впервые образованного юрлица или ИП

Вновь открываемое малое предприятие критерии отнесения к соответствующему статусу должно выдержать такие:

  1. На протяжении всего года, когда они зарегистрированы, величина средней штатной численности не может быть более:
    . для МП - 100 работающих;
    . для микропредприятий - 15 работающих.
  2. Доход от продажи товаров (услуг и работы), не учитывая налог на добавленную стоимость или стоимость активов за срок, который прошел с момента их госрегистрации, не может быть больше:
    . для МП - 400 млн руб.
    . для микропредприятий - 60 млн руб.

Условия установления доходного критерия

Лимитные величины дохода от продажи товаров (работы и услуг) и стоимости активов определяются Правительством России через каждые пять лет на основании статданных по работе представителей малого предпринимательства (в соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного выше Федерального закона). Доход от продажи товаров (работ, услуг) за календарный год устанавливается Федеральным Налоговым кодексом (пункт 7 статьи 4 упомянутого Федерального закона).

Необходимо отметить, что на современном этапе лимитные показатели стоимости активов Правительством Российской Федерации не определены. Таким образом, они не берутся во внимание при отнесении хозсубъекта к малому предпринимательству.

Малое предприятие: критерии отнесения - численность

Средняя штатная численность на предприятии за последний год устанавливается таким образом, что учитываются все его работающие, в том числе и лица, осуществляющие свою трудовую деятельность на основе договора гражданско-правового назначения или по совместительству (имеющие официально выработанное время), представителей отдаленных отделов, филиалов и обособленных структурных отделений микро- либо малых предприятий (пункт 6 статья 4). С целью вычисления средней штатной численности нужно учитывать требования, которые утверждены Приказом Росстата № 335 от 31.12.09 (Письмо Министерства экономического развития РФ № Д05-166 от 20.01.11).

Потеря и возврат статуса МП

Работающее малое предприятие, критерии отнесения 2014 и 2013 годов (последние два года) у которых по доходу и штату определяются больше нормируемых, теряет положение (пункт 4 статья 4 указанного Федерального закона).

Функционирующий хозсубъект - малое предприятие, критерии отнесения 2013 и 2014 годов (последние два года) у которых по выручке и штату сохраняется в нормируемых величинах, может вновь получить статус малого предпринимательства.

Ограничение по доходу

Малое предприятие, критерии отнесения 2014 года которого были такими, как описаны в предыдущих разделах, должны быть информированы, что этот год был последним в продолжительном периоде постоянных и не меняющихся критериев (с 1995-го). А вот с 13.07.15 г., в соответствии с Постановлением Правительства России от 13.07.15 г. № 702, все изменилось. Малое предприятие, критерии отнесения по доходу которого претерпели определенные изменения, должны выглядеть следующим образом:

  • для микропредприятий — 120 млн руб.;
  • для малых предприятий — 800 млн руб.

Господдержка малого бизнеса

Малое предприятие, критерии отнесения в 2014 году которого были в рамках вышеперечисленных параметров, несколько пересмотрены Правительством Российской Федерации. В связи с этим была утверждена специальная программа, которая должна поддержать малый бизнес. Этой программой предусматривается перечень определенных мероприятий финансового, правового и административного направлений.

Организации, относящиеся к субъектам малого бизнеса, наделены правом на госсубсидии, льготы по налогам и прочие преференции. Им разрешено вести бухучет по упрощенной схеме и минимизировать кассовые документы.

Какие субъекты предпринимательства относятся к малым?

К категории малого и среднего бизнеса относятся юрлица и ИП, нацеленные на получение прибыли. Принадлежность к нему определяется численностью сотрудников и величиной дохода. Этим статусом могут обладать крестьянские и фермерские хозяйства, производственные и сельхозкооперативы. Каждый субъект этой категории обязан соответствовать положениям закона № 209-ФЗ от 24.07.2007г.

Критерии малого бизнеса

Определяющим показателем считается численность наемных работников и годового дохода. По этим показателям законом определены лимиты, превышение которых ведет к утрате статуса СМП. Но происходит это не сразу.

После превышение лимита субъект малого бизнеса продолжает считаться таковым еще в течение трех лет, если добровольно не переоформит свой правовой статус. К примеру, если лимит по выручке или количеству сотрудников превышен в 2017-м, то вплоть до 2020-го компания может работать на прежних условиях.

Численность сотрудников

  • Средние компании – от 101 до 250 работников.
  • Малый бизнес – до 100 сотрудников в организации.
  • – максимум наемных 15 работников.

При этом учитываются все сотрудники – работающие на основании гражданско-правового договора и совместители. Минимальное превышение вышеуказанных лимитов лишает организацию статуса СМП.

Для ИП действуют те же самые численные параметры. С той разницей, что предприниматель без наемных сотрудников в СМП относится, ориентируясь только на объем выручки. Абсолютно все ИП, применяющие патент, причисляются к микропредприятиям вне зависимости от численности сотрудников и объема выручки – эти параметры варьируются условиями патентной системы налогообложения.

Объем выручки

Значимым признаком малого предприятия является доход. В расчет принимается валовая выручка до налогообложения за предыдущий год. К малому предприятие относят с учетом годового объема выручки.

  • Средние – до 2 млрд. руб.
  • Малые – 800 млн. руб.
  • Микро – 120 млн. руб.

Есть еще один критерий СМП – качественный состав уставного капитала. Процент участников, не относящихся к малому бизнесу, не выше 49%.

Экономическое значение малого бизнеса

Без малого предпринимательства экономика не соответствовала бы определению рыночной. Предпринимательство ярче других факторов демонстрирует способность приспосабливаться к экономическим и политическим изменениям.

Малое предпринимательство активно участвует в решении социальных, экономических и научно-технических задач. Финансовый кризис 2008-го изменил его структуру – кто-то закрылся, а кто-то поучил дополнительный стимул для развития. Российское малое предпринимательство серьезно уступает бизнесу США, Японии, Канады по социальной значимости.

Появление и развитие малого бизнеса призвано качественно решать следующие задачи:

  • Появление новых социальных и производственных структур;
  • Самозанятость населения;
  • Создание конкурентоспособных товаров и услуг народного потребления;
  • Формирование здоровой конкурентной среды;
  • Максимально эффективное использование природных ресурсов;
  • Появление и внедрение технических новшеств;
  • Адресное решение экологических проблем.

Малый бизнес плодотворно влияет даже на экономику стран с уже достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями, способствуя развитию народного хозяйства, увеличению рабочих мест и повышению доходов населения. Социальные вопросы решаются более оперативно и качественно. Законы, стимулирующие развитие малого предпринимательства в России, разрабатываются регулярно. Базовые нормативы приняты еще в 1991-м и с тех фактически ежегодно обновляются.

Есть ли у малого предпринимательства особый статус?

Представители малого бизнеса пользуются рядом льгот, недоступных остальным субъектам бизнес-среды.

  • Применение налоговых спецрежимов. Статус СМП позволяет рассчитывать и платить налоги по сниженным ставкам. Предпринимателям доступны УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСХН. Выбор конкретной системы зависит от основного вида деятельности и способа его реализации, а также масштабов бизнеса.
  • Налоговые каникулы. Вновь зарегистрированные после 2015-го года ИП на УСН и ПСН имеют право в течение двух лет вообще не платить налоги. Экономия на них позволяет максимально эффективно использовать оборотные средства для развития бизнеса. Эта преференция действует до 2020 года.
  • Программа господдержки малого бизнеса. Она реализуется в виде предоставления субсидий и грантов начинающим и уже активно работающим предпринимателям. Эта программа рассчитана до 2020 года, предполагает безвозмездный характер и позволяет возместить затраты на лизинг (покупку техники, оборудования, транспорта), погасить проценты по кредитам на развитие бизнеса, компенсировать оплату участия в профильных выставках, конференциях и прочих важных для развития бизнеса мероприятий.
  • Административные привилегии. Предпринимателям позволено принимать на работу сотрудников по срочным трудовым договорам. Проверки в их отношении проводятся редко и быстро. К этом роду льгот относится и право на упрощенный бухучет.

Право ООО и ЗАО на статус малого предприятия

Попадает ли ООО под определение малого предпринимательства?

В законе ФЗ-209 четко определено, кто может причисляться субъектом малого предпринимательства. Любое ООО причисляется к СМП при соблюдении условий по следующим лимитам, описанным выше:

  • состав учредителей;
  • количество сотрудников;
  • сумма уставного капитала;
  • годовой доход;
  • общая сумма активов.

Лимиты определяются Правительством РФ 1 раз за 5 лет. При регистрации ООО применяются критерии и лимиты, действующие на момент оформления документов. На их основании выбирается система налогообложения.

ЗАО – малый или крупный бизнес?

Начиная с 01.01.2016г. акционерные общества утратили право на причисление к малому бизнесу. Эти изменения санкционированы законом ФЗ-408 от 29.12.2015 г. Исключения составляют акционерные общества, соответствующие следующим условиям.

  • Выпуск высокотехнологичной продукции и активный оборот акций на рынке.
  • Инновационный характер основной деятельности – внедрение результатов интеллектуального труда, правообладателями которых являются госучреждения (университеты, институты, лаборатории и бюро). Это может быть использование новых компьютерных программ, технологий, решений и образцов, разработанных в этих учреждениях.
  • Статус участника проекта «Сколково» на основании положений ФЗ-244.
  • Участниками АО являются юрлица, оказывающие поддержку инновациям в соответствии с перечнем и правилами, установленными ФЗ-127.

Необходимо также соответствовать остальным критериям СМП по численности персонала и годовой выручке.

Расчет СМП по 44 ФЗ

С января 2014-го заключение контрактов с предпринимателями по выполнению госзаказов стало обязательным для бюджетных структур. Эта обязанность закреплена законом 44-ФЗ (ст. 30). Точного определения суммы закупок у малого бизнеса в законе нет. Общепринятой считается цифра в 15% от общего объема закупок за год. То есть, после анализа всех контрактов по итогам года, доля поставок от малого бизнеса должна быть не меньше вышеуказанной цифры.

В соответствии с ФЗ-44 расчет производится следующим образом.

  • Определяется совокупный объем закупок для компании.
  • Из полученного результата вычитаются затраты на оборону, оплату кредитов, энергетику и услуг единственного поставщика.
  • От оставшейся суммы высчитывается 15 %.

Право на проведение закупок на общих основаниях госзаказчик получает только после признания выбранного исполнителя несостоявшимся согласно закона ФЗ-44.

Где найти информацию о малом бизнесе?

Реестр субъектов малого предпринимательства представляет собой перечень всех организаций, относящихся к этой категории. Он представлен на официальном сайте ФНС РФ. Сведения в него попадают автоматически из ЕГОРИП и ЕГРЮЛ. В реестре представлена следующая информация:

  • Полное наименование предприятия или предпринимателя.
  • ИНН по месту регистрации.
  • Категория – малый, средний или микро.
  • Коды видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.
  • Информация о лицензиях.

Проверить данные и запросить информацию можно без авторизации на сайте. Дополнительные сведения вносятся в реестр только по заявлению субъекта малого предпринимательства.

Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития

 

Малый бизнес - это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.

Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда. МСБ нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши - всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны

РФ: законодательное закрепление малого бизнеса

В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.

Основные признаки малого бизнеса

В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%.

В 1 половине 2016 г. в России было создано около 218.500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242.200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе - 1.636.987. Рекордсменом по числу МСБ является г.Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны.

Кто является двигателем малого бизнеса в России?

Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор - люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.

В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:

  1. Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
  2. Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
  3. Дизайн помещений (10%);
  4. Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
  5. Репетиторство (5%).

Малый бизнес в России - бесправен и нелегален?

В РФ примерно треть населения - это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.

Однако ещё 8-9 миллионов - это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП - 3,7 млн. человек - и получим реальную цифру теневого рынка. Ведь все деньги, которые выручают самозанятые, находятся в экономике, но по объективным причинам не могут быть вложены в банки, оборудование и дальнейшее развитие собственного дела.

Проблемы малого бизнеса в России

  1. Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
  2. Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
  3. Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
  4. Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

Отличия малого от среднего бизнеса

МБ - главным образом самозанятость либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль. Средний бизнес - это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.

Резюме

Итак, малый бизнес - это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.

Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.

Чтобы принять решение о выборе формы ведения собственного бизнеса, надо знать обо всех типах льгот, которые ныне действующее государственное регулирование предоставляет разным видам предприятий.

Для бизнеса, который можно отнести к малым предприятиям, предоставляются налоговые и иные льготы, дается разрешение применять упрощенный порядок бухгалтерской отчетности.

Для начала, бухгалтеру надо знать, что малое предприятие является не отдельной организационно-правовой формой, а совокупностью бизнес-критериев:

  • размера дохода,
  • численности работников,
  • доли участия в уставном капитале предприятия России, областей страны, муниципальных образований.

Малое предприятие – критерии отнесения

Малые предприятия, как правило, создаются в форме ООО. К малым предприятиям, при соответствии необходимым требованиям, относятся также ИП и КФХ.

Аспекты, по которым бизнес признается малым, меняются нередко. В 2008 году произошли последние на сегодняшний день изменения. Связано с экономической политикой государства и уровнем инфляции.

Так в 2014 году организация будет признана малой, если:

  1. госдоля участия в ее уставном капитале не выше 25%;
  2. она не образована при реорганизации или приватизации госпредприятия;
  3. прибыль от производства или оказания услуг за ушедший год не выше 400 миллионов рублей;
  4. среднее количество сотрудников предприятия за прошлый год – не более 100 человек.

Критерии определения размера прибыли определяет, как правило, НК РФ. При расчете количества работающих учитывают всех сотрудников, в том числе принятых по гражданско-правовым договорам и в филиалах.

Вновь сформированное юридическое лицо может быть поставлено на учет в инспекции как малое предприятие сразу после создания и в течение года с момента создания (при условии соответствия критериям по доходу и численности работников).

Действующий же бизнес должен соответствовать вышеупомянутым критериям не менее 2 лет подряд, предшествующих году подачи заявки.

Новые организации должны подать заявку в течение месяца с момента своей регистрации, существующие – не позже 31 декабря нынешнего года, чтобы иметь шанс воспользоваться льготами с 1 января нового года.

Малое предприятие может выбрать для применения как обычную форму налогообложения, так и УСНО или ЕНВД

Кроме того, малое предприятие может избрать и систему сельскогохозяйственного налогообложения (ЕСХН), если соответствует требованиям к виду бизнеса, а производство сельскохозяйственной продукции является для него основным видом бизнеса.

Льготы для малого предприятия


Государство помогает малому бизнесу многочисленными льготами.

Как правило, администрации городов предоставляют льготные ставки на аренду помещений у города, льготы по региональным налогам и сборам.

Любой субъект федерации имеет право сам принять решение, по каким из закрепленных за ним налогам он предоставит льготы малому бизнесу.

Что еще важно, малые предприятия владеют правом на ускоренную амортизацию базовых фондов (станков, недвижимости, иного оборудования), что позволяет снижать общий объем налогообложения.

Существуют и льготы по налогу на добавленную стоимость лизинговых сделок.

Для малого предпринимательства существует упрощенная система выкупа арендуемой недвижимости, установленная ФЗ №159-ФЗ.

Налоги малые предприятия уплачивают в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, если ими была выбрана именно эта система. Как уже отмечалось выше, малое предприятие может остаться и на общей системе налогообложения.

Это важно в тех случаях, если контрагент настаивает на необходимости работать с плательщиком НДС и частично уменьшать свои затраты на оплату этого налога.

Здесь всегда нужно выбирать, и если предполагается работать преимущественно с такими клиентами, то можно не прибегать к упрощенной системе.

Хотя она достаточно выгодна и удобна. При ней не оплачивают налог на прибыль и имущество и НДС, исключая уплачиваемый при импорте продукции.

Погашению в полном размере подлежат НДФЛ и социальный налог

Налог на прибыль заменяется одной из двух форм уплаты налога на доходы:

  • на чистый доход
  • на доходы минус затраты.

В первом случае уплате подлежат 6% от всех доходов, во втором – выплачивается 15% с разницы между прибылью и затратами.

Затратами считаются не все виды расходов, а лишь некоторые, определенные НК и названные отдельной строкой. Там закрытый перечень и определение «прочие расходы» не применяют. Инспекции всегда очень тщательно проверяют допустимость разных видов затрат.

Изменять объект налогообложения разрешается не чаще одного раза в год. Устанавливая ее на будущий год, заявку в налоговую нужно подавать не позднее 20 декабря текущего.

Бухгалтерская отчетность в малых предприятиях, особенности учета


Малые предприятия в рамках упрощенной системы налогообложения применяют кассовый метод начисления дохода.

То есть деньги учитываются в бухгалтерском учете при их поступлении в кассу или на расчетный счет, а не при начислении или оформлении счета-фактуры.

Налоги уплачивают методом аванса. Авансовый платеж направляется в бюджет не позже 25 числа месяца от начала квартала.

Рассчитывается он по сведениям предшествующего налогового периода. По окончании квартала происходит перерасчет и необходимое доначисление.

Если авансовый платеж превысил фактический, подлежащий уплате, разница засчитывается в счет оплаты за будущие периоды

Бухгалтерская отчетность сдается один раз в год, в конце первого квартала года, следующего за отчетным.

Возможность использования упрощенной системы налогообложения и отчетности для малых предприятий – это единая льгота, определенная на федеральном уровне.

В этом случае нет необходимости ведения бухгалтерского баланса. Он заменяется достаточно простыми формами – книгой учета доходов и расходов (форма установлена Министерством финансов). Ведется она достаточно просто, без использования двойной записи и плана счетов.

До начала 2003 года упрощенную систему налогообложения и отчетности могли применять только малые предприятия, сейчас она, в соответствие с гл. 26.2 НК РФ, доступна и некоторым другим формам ведения бизнеса (ИП, крестьянско-фермерские хозяйства).

При ведении бухгалтерского учета, бухгалтеру малого предприятия надо иметь в виду главное:

  • если предприятие в текущем году вышло за рамки малого предприятия по выручке или численности работников,
  • оно обязано вернуться к общей системе бухучета с начала такого года и пересчитать налоги.

По этой причине отношение к критериям отнесения предприятия к малому должно быть очень щепетильным.

При необходимости получать часть платежей, превышающих допустимые объемы по обороту, после окончания годового периода. Кроме того, нужно скрупулезно вести первичную бухгалтерскую документацию, чтобы всегда можно было восстановить отчетность.

Выбор малого предприятия как формы ведения своего бизнеса обусловлен многими факторами и очень удобен для практичного и осторожного ведения бизнеса, особенно в производственной сфере.

Который вступил в силу 30 июня, увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов. Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.

Напомним, что критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Первое условие — средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать пределы численности для каждой категории субъекта МСП:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек).

Второе условие — выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. для малых предприятий и 1 млрд. руб. для средних предприятий.

Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Комментируемым законом требование к такой периодичности исключено.
Важный момент: раньше, для того, чтобы организация или ИП получили либо утратили статус субъекта МСП, оба условия (показатели средней численности и выручки) должны выполняться либо не выполняться в течение двух календарных лет подряд. А по новым правилам, действующим с 30 июня, категория субъекта МСП будет меняться, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Третье условие (только для организаций) — доля участия в уставном капитале

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов.
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

С 30 июня требования к размеру доли для некоторых организаций изменились. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, что организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность (см. « »). Кроме этого, для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины (см. « »).



Похожие статьи