Но не сумел сберечь. Сочинения для школьников

Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности и событий сложившейся ситуации. Если человек с чистой совестью, добрым сердцем и самокритичный по отношению к себе, то чувство вины сопровождать его в жизни будет часто.

Подобным примером может служить стихотворение Александра Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…». По объёму оно очень маленькое, но имеет глубокий смысл и повод для размышления. Содержание стихотворения отражает воспоминания автора о войне, на фоне которых поэт чувствует себя виновным. Но в чём он себя винит?

Автор видел все ужасы войны в реальности от начала до конца своими собственными глазами. Сам поэт был призван на фронт, только был он на фронте не боевым солдатом, а военным корреспондентом. Вот это и является причиной его собственной вины, которая не даёт ему покоя всё время. Поэт считает, что если бы он воевал, как все солдаты, то, возможно, он кого-то спас бы от смерти. Это значит, что его самого могли бы убить, а кто-то другой остался бы жить. Вот в этом и есть возможность спасения. Автор очень сильно переживает в душе за тех, кто не пришёл с войны. Ведь он видел, как погибали люди – кто стар, кто моложе. Все они были ни в чём не виновные, они лишь выполняли свой долг перед Родиной, но время выбрало их. Это всё прекрасно понимает герой стихотворения, об этом говорит первая строчка текста, но где-то в глубине души, где-то в подсознании у него всё равно возникает вина, которая его мучает всю жизнь. На почве сильных переживаний за тех, кто не смог больше увидеть мир, автор говорит, что он мог, но не сумел сберечь их. Его терзают сомнения, мучает совесть, правильно ли он вел себя, что на протяжении войны был не боевым солдатом, а всего лишь военным корреспондентом. Как будто бы это его уберегло от гибели? Поэт чувствует вину за то, что он сейчас живёт, а кто-то нет. Последняя строка стихотворения наталкивает нас на мысль, что поэт продолжает размышлять над этой проблемой, словно пытаясь себя самого убедить в обратном.

Если реально оценить всю ситуацию, то разве он один смог бы изменить ход военных действий, количество убитых солдат? Конечно же нет. На войне не все были боевыми солдатами, каждый выполнял свой профессиональный долг. И никто не виноват в смерти того огромного количества людей, что принесла война. Даже если бы поэт и был солдатом, то он всё равно не смог бы предотвратить тот трагический итог, который произошёл. Он один своей жизнью смог бы уберечь всего лишь только одного солдата. А кто сохранил бы жизнь всем остальным убитым? Произошедшие события принесли много горя и страданий людям, но никто не мог это предвидеть и предотвратить. И на фронте и в тылу все люди были в одинаковых условиях, каждому грозила опасность в виде смерти. Но у всех судьба разная.

Поэтому все, кто остался жить должны помнить и чтить светлую память, тем, кто не вернулся с войны. Это и будет их долг перед погибшими за возможность жить и видеть красоту окружающей мира.

Литературный анализ

Произведение является по жанровой направленности патриотической лирикой поэта и представляет собой монолога лирического героя в чувственной исповедальной форме.

Основной темой стихотворения представляется душераздирающие размышления поэта, оставшегося в живых вовремя жестокой, кровопролитной войны и испытывающего угнетаемое чувство вины по отношению к погибшим товарищам и их семьям.

Композиционная структура стихотворения является уникальной и строится на основе одного драматического предложения, состоящего из шестистишия, подчеркивающего глубокое, философское повествовательное содержание.

Рифмованный рисунок применяется в виде парной и кольцевой рифм, при этом стихотворение отличается скромными средствами художественной выразительности в форме лексического повтора, единственной метафоры, анафоры. Кроме того, в произведении присутствует стилистический прием в форме антитезы, выражающий авторские размышления о гибели в период военных действий людей разных возрастов.

Эмоциональная атмосфера стихотворения подчеркивается многократностью повторения одной и той же фразы в виде «все же», акцентируя безысходность возникающего чувства вины и отсутствия выхода из этой ситуации.

Отличительной особенностью произведения «Я знаю, никакой моей вины…» является его финальная часть в виде полуфразы, которая остается незавершенной, недоговоренной, отражающей горькое сожаление лирического героя больного, измученного переживаниями сердца. В заключительной стихотворной полуфразе присутствует особенная выразительная сила, заставляющая ощутить безумства и очевидную жестокость развязанных войн, передающая трагическую сущность последствий войны в виде обнажающихся чувств, оставшихся в живых.

Лирический герой прекрасно понимает, что его личная вина в бессмысленных смертях тысяч невинных людей отсутствует, но при этом не может избавиться от преследующего его раскаяния о продолжении собственной жизни на этой земле.

Стихотворение представляет собой живую, незамысловатую, открытую поэзию, наполненную глубоким, острым содержанием авторского замысла, передающего сокровенные мысли и переживания о невозможности человеческого забвения ужасов войны, закольцованных и неразрывных болью сердечных ран, а также о сохранении вечной памяти о погибших фронтовиках и мирных жителях.

Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Память Гумилева

    Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания

  • Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи

    Стихотворение Песня последней встречи было написано поэтессой в 1911 году. Так же очень важный факт, который нужно подчеркнуть это то, что данное стихотворение позже вошло в самый первый сборник стихотворений Анны Ахматовой.

  • Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

    Стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

    Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

  • Анализ стихотворения Сон Некрасова

    Некрасов Николай Алексеевич появился на свет в 1821 году, в один год с другой великой творческой личностью - Достоевским Ф. М. Известен всем нам как выдающийся поэт и писатель, способствовавший гуманизации русской литературы

Александр Трифонович Твардовский - любимый многими советский писатель и журналист, но более всего он известен как поэт, в чьих строках - одно из наиболее живых отражений Великой Отечественной войны. Произведения Твардовского проходят в школах и учат наизусть, их цитируют, порой даже не замечая этого факта, настолько легко ложатся в память строки. Поэзия Твардовского, на первый взгляд, незамысловатая, но живая, оказывается гораздо более глубокой, если заглянуть за фасад первого впечатления. Она похожа на настоящего, живого и искреннего, человека, что и делает ее любимой многими.

История создания стихотворения

Как известно сейчас, Твардовского долгие годы преследовали ужасы войны, через которые ему пришлось пройти, будучи военным корреспондентом, пусть он и старался не показывать этого близким. Эти картины сильно отразились на творчестве поэта, в котором иногда проскальзывала мысль, что собственная смерть на войне была бы милосерднее постоянного переживания гибели других. Все эти мысли в 1966 году и вылились в стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…», анализ которого можно проводить достаточно долго, рассматривая его под разными углами, с разных точек зрения. И, следует сказать, что многие друзья и родственники Александра Трифоновича не были в восторге от подобных мыслей и такого его настроения.

Основная идея стихотворения

Для автора это стихотворение во многом схоже с исповедью, именно в нем он делится своими самыми сокровенными переживаниями, мыслями. Произведение пронизано тем неподдающимся описанию угнетающим чувством, которое испытывает человек, вернувшийся с войны, когда смотрит в глаза родственникам и друзьям погибших товарищей. Он понимает, что так получилось не по его вине, и что корить себя, в общем-то, не за что, но подобные мысли сами вновь и вновь приходят в голову, заставляя чувствовать себя виноватым, «за то, что мог, но не сумел сберечь». Заставляя думать о том, что лучше было бы, если бы все произошло наоборот, забывая о том, что в таком случае этим же чувством терзались бы его товарищи. И анализ «Я знаю, никакой моей вины» Твардовского во многом будет опираться именно на эту мысль.

Анализ художественной формы

В первую очередь следует сказать, что даже структура рифмы в этом произведении Твардовского крепко связана с основным содержанием стихотворения. Первые две строки содержат в себе парную рифму:

«Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны».

Этим плавным потоком речи автор как бы «начинает» нить своих раздумий. Сначала они идут достаточно ровно, не причиняя боли, но потом приходит понимание, что это чувство, чувство своеобразной вины, замкнуто в кольцо и неразрывно. Как и постоянный возврат к этим размышлениям.

В третьей строке стихотворения встречается такой стилистический прием, как антитеза - «кто старше, кто моложе», помогающий автору подчеркнуть тот факт, что на войне он видел гибель как взрослых зрелых мужчин, так и совсем юных мальчишек, и этот факт он также не может забыть. Противопоставление наблюдается и в пятой строке: «мог, но не сумел». Этот прием отражает неприятную автору разницу между тем, что случилось на самом деле, и тем, чего он бы хотел.

Анализ "Я знаю, никакой моей вины..." помогает понять еще несколько важных вещей. Конец стихотворения более других строк пронизан своего рода безысходностью, чувством, что из этого круга нет выхода. Говоря "речь не о том", автор словно отрицает все предыдущие строки, словно хочет показать, что все предыдущие мысли были невсерьез, но тут же вновь возвращается к ним, трижды повторяя печальное задумчивое "все же". Эта многократность повторения в разы усиливает эмоциональный посыл всего стихотворения.

Заключение

Анализ "Я знаю, никакой моей вины..." - задача, требующая большей душевной чуткости и умения представить себя на месте автора. И задача эта достаточно сложна для современного человека, у которого нет подобного опыта в жизни, какой был у Твардовского.

Жизнь поэта Александра Твардовского трудно назвать типичной и обыденной. В отличие от многих своих собратьев по перу, он прошел через раскулачивание, но при этом не утратил веры в то, что его страна является самой лучшей на свете. Твардовский Не только принимал участие в финской компании, но и, имея возможность получить бронь и уехать в эвакуацию, отказался от перспективы провести всю войну в тылу. Долгих четыре года он находился на передовой, являясь военным корреспондентом, и видел, как погибают не только солдаты, но и известные журналисты.

Осознание того, что он мог бы принести гораздо больше пользы своей стране с оружием в руках, постоянно угнетало поэта, который неоднократно просился в действующую армию. И – каждый раз получал отказ, так как простые солдаты нуждались в его статьях и стихах, способных поднять их моральный дух.

Ужасы войны преследовали Твардовского до самой смерти, однако он старался не афишировать это даже перед своими близкими. Лишь в личных дневниках поэта есть записи о том, что по ночам ему снятся кошмары, и, возможно, было бы более гуманным погибнуть на фронте, чем переживать то, что довелось ему увидеть, вновь и вновь.

В 1966 году поэт написал короткое стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…” , в котором впервые прозвучала эта мысль, которую друзья Твардовского посчитали крамольной. Тем не менее, автор был искренне убежден в том, что, пожертвовав собой, смог бы спасти жизнь хотя бы одного солдата. Автор отмечает, что его вины в том, что тысячи защитников родины так и не вернулись с фронта, нет. Но при этом он испытывает чувство раскаяния, что так и не сумел стать обычным бойцом, и ему не довелось идти в атаку под пулями или же биться врукопашную. “Я их мог, но не сумел сберечь”, – пишет поэт, намекая на то, что, если бы время можно было повернуть вспять, то он бы поменялся местами с тем, кто так и не вернулся из боя.

Эта мысль, подкрепленная ночными кошмарами, стала более навязчивой после того, как Твардовский был смещен с поста редактора журнала “Новый мир” в ходе кадровых чисток, которые проводились Брежневым. В итоге поэт, обращаясь к событиям военного времени, действительно укрепился во мнении, что смог бы принести своей стране гораздо больше пользы, если бы погиб на фронте. Во всяком случае, ему бы не довелось испытать тех унижений, через которые известного поэта и журналиста заставили пройти чиновники, считавшие, что либерализм Твардовского при построении социалистического общества неуместен.

(No Ratings Yet)



  1. Когда началась Великая Отечественная война, Твардовский начал воевать с врагом с помощью слова: он стал корреспондентом фронтовых газет. Не секрет, что от вовремя и правдиво представленной информации зависит боевой дух...
  2. А. Т. Твардовский. Стихотворения “Я знаю, никакой моей вины…” Небольшое (всего шесть строк) стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…”, написанное в 1966 году, – один из шедевров Твардовского. Оно посвящено...
  3. Так сложилось, что тема Великой Отечественной войны стала ключевой в Творчестве Александра Твардовского. Даже после того, как отгремели последние залпы победного салюта, поэт то и дело возвращался к своим воспоминаниям,...
  4. Александр Твардовский принимал участие в нескольких войнах, отправившись на фронт в 1938 году в качестве военного корреспондента одной из московских газет. Поэтому к 1943 году, когда было написано стихотворение “Две...
  5. Во время Великой Отечественной войны Александр Твардовский, выбравший стезю фронтового корреспондента, опубликовал несколько сотен репортажей и огромное количество стихов, посвященных подвигу советских солдат. На некоторые участки фронта поэту довелось возвратиться...
  6. У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской...
  7. Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поэт фронтовой эпохи, хотя после окончания войны он подарил миру десятки замечательных произведений, выдержанных в духе соцреализма. На фронт Твардовский ушел в...
  8. Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека,...
  9. “Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой” (по творчеству А. Т. Твардовского) I. Народность творчества А. Твардовского. 1. Поэмы Твардовского – поэтическая история страны (“Страна...
  10. Стихотворение “Не знаю, что стало со мною…” входит в цикл “опять на родине” сборника стихотворений Генриха Гейне “Книга песен” . Впервые про красавицу, которая завораживает своим пением всех, кто плывет...
  11. Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем не менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме...
  12. В 1845 году Афанасий Фет познакомился с Марией Лазич, даже не предполагая, какую роль в его судьбе сыграет эта девушка. Этот роман не был бурным, потому как Мария сразу призналась,...
  13. Александр Блок очень трепетно относился к своей матери Александре Андреевне, считая, что именно она привила ему любовь к литературе и научила ценить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому неудивительно, что...
  14. Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты “На страже Родины”...
  15. В жизни любого поэта рано или поздно наступает тот переломный момент, когда он задается вопросом о своем истинном предназначении. Подобные философские размышления были характерны для многих русских поэтах, а также...
  16. Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве...
  17. Великая Отечественная война оставила рубцы не только на теле, но и на душах советских солдат. Именно по этой причине даже спустя годы вспоминать от тех далеких событиях многим из них...
  18. Весна в творчестве многих поэтов символизирует период обновления и перемен, поэтому ассоциируется с надеждами и мечтами, которым, возможно, никогда и не суждено сбыться. Тем не менее, именно весной человек чувствует...
  19. События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая, что будущее России – за...
  20. В августе 1942 года состоялось знаменитое сражение подо Ржевом, которое вошло в историю Второй мировой войны как одно из самых кровавых и продолжительных. До сих пор еще живы очевидцы этих...
  21. Очерк жизни и творчества А. Т. Твардовского: социальное происхождение: начало творческой деятельности (середина 30-х годов). Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Общественная роль поэта как главы...
  22. Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех...
  23. ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО Произведения А. Т. Твардовского о войне – это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта...
  24. Писать стихи Александр Трифонович Твардовский начал с раннего детства. Но настоящую славу молодому поэту принесла опубликованная в 1936 г. поэма “Страна Муравия”, где в незатейливой сказочной форме он отразил жизнь...
  25. План I. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”. II. “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”. 1. Военная тема в творчестве А. Твардовского. 2. Тема...
  26. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЖИТОЙ ЖИЗНИ В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО “ПО ПРАВУ ПАМЯТИ” За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий...
  27. Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского А. Т. Твардовский вошел в историю советской и, шире, русской литературы как участник и летописец поворотных событий своей эпохи, постигая ее изнутри. Он был...
  28. ВОПЛОЩЕНИЕ ЛУЧШИХ НАРОДНЫХ КАЧЕСТВ В ОБРАЗЕ ВАСИЛИЯ ТЕРКИНА (по поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”) Александра Трифоновича Твардовского всегда интересовала судьба его страны в переломные моменты истории. И, конечно, в...
Анализ стихотворения Твардовского “Я знаю, никакой моей вины

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Война... Страшное слово, за которым кровь, смерть, стра-дания, искалеченные судьбы, разрушенные семьи. Наше поколение знает о реалиях Великой Отечественной войны из рассказов бабушек, дедушек, учителей, из газетных ста-тей, из художественных и документальных фильмов, из книг, написанных людьми, сумевшими пройти все ужасы тех незабываемых лет. И все же этого иногда достаточно, чтобы ощутить глубокую боль и нечеловеческую тоску при воспоминании о мальчишках и девчонках, бесстрашно бро-сающихся под вражеские пули, о матерях и женах, чье тревожное и терпеливое ожидание обрывалось с приходом похоронки, о бойцах, не сумевших дожить несколько часов до победы...

Эту же боль и тоску я чувствую и в стихотворении А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины... », написан-ном в 1966 г., через много лет после окончания войны. Прошедший многими фронтовыми дорогами, сумевший заг-лянуть войне «в лицо» и не струсить, постоянно стремя-щийся вселить в товарищей по оружию веру в победу, под-держать их боевой дух, отправивший на фронт своего не-унывающего Василия Теркина, А. Твардовский сумел вы-жить, вернуться домой, продолжить литературную деятель-ность. Но память его постоянно возвращается назад, вы-зывая образы друзей, товарищей и просто незнакомых сол-дат, оставшихся навсегда в остановившемся для них вре-мени 1941—1945 гг.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны...

Поэт, понимая, что действительно, он не виноват в том, что слишком многие «остались там», не может успокоить-ся и убедить в этом свое сердце, привыкшее нести ответ-ственность за все, что происходит в мире. В чуткой душе поэта сконцентрировалась вся боль потерявших последнюю надежду, не дошедших, не дождавшихся, не сумевших... Это общечеловеческое страдание трансформировалось в коротенькое стихотворение, из которого, как прозрачная ледяная вода из источника, капля за каплей падает в наши сердца боль понимания невосполнимости, трагичности, не-поправимости:

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Мне кажется, что народ, получивший такой жестокий опыт, сумевший пройти через суровые испытания, не допустит больше подобной трагедии в своей истории. Но все же, все же почему сегодня погибают под пулями мальчиш-ки, плачут матери, получив похоронку? Неужели человечес-кая память так коротка?..



Похожие статьи