«Человек и мир - основная тема философских размышлений. Проблема человека в современной философии (3) - Реферат

Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.

Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

В мировоззрений всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться. Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Первый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.

К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук.

Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

Вопрос №20. Ценности и смысл жизни.

Аксиология – это наука о ценностях.

Немецкий философ Р. Г. Лотце ввёл само понятие «ценность». Г. Риккерт считал, что объективная реальность беспорядочна, человек познаёт и упорядочивает этот хаос через соотнесение двух предметов как причины и следствия. В. Виндельбанд толковал философию как науку о ценностях. В. Дильтей разрабатывал метод понимания как метод «сопереживания», «вживания» в культуру прошлых эпох. Это означает, что историк должен представить ценности и чувства людей из прошлой эпохи как свои собственные. Например, главная ценность людей первобытного общества – это моральный авторитет и уважение со стороны родственников, главная ценность людей рабовладельческого общества – это военная сила, главная ценность людей феодального общества – это административная власть и дворянская честь, главная ценность капиталистического общества – это деньги, на которые можно купить сегодня почти всё. С позиций сегодняшнего дня трудно понять поведение Пушкина, который вызвал Дантеса на дуэль из-за попыток последнего ухаживать за женой Пушкина. Но, согласно представлениям русского общества 19 века о ценностях, Дантес затронул дворянскую честь Пушкина, поэтому Пушкин был обязан вызвать Дантеса на дуэль, иначе Пушкин рисковал потерять свою честь, и ни один дворянин не подал бы ему руки. М.Вебер основал «понимающую социологию». Он писал, что человек обречён на выбор между долгом и убеждениями. Например, долг диктует солдату убивать врагов государства, а убеждения иногда запрещают человеку убивать даже муху. Ценности – это утверждения о том, что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения культуры. Ценности – это культурные стандарты хорошего и плохого. Например, американские ценности – это то, что люди должны иметь равные возможности, поэтому женщина или афроамериканец могут быть в принципе президентом США. Хотя, по мнению Роберта Уильямса, большинство американцев ставит мужчину выше женщины, белого выше цветных, выходцев из Западной и Северной Европы – выше остальных людей, богатых выше бедных.Хотя на словах американцы предпочитают говорить о себе как о нации равных, мало кто сомневается, что некоторые из них «более равны, чем другие».

Смысл жизни.

Философское видение проблемы

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Древняя Греция и Рим

Аристотель-счастье

Эпикур- удовольствие

Киники- добродетель

Стоики- нравственность

Иррационализм

Основоположник- Артур Шопенгауэр. Полагает что жизнь бессмысленна и проводиться в нахождении занятий, иллюзий.

Экзистенциализм

Считается абсурдным сама жизнь, ибо кончается обязательно смертью и нет в ней смысла. Основоположник- Сёрен Обю́ Кье́ркегор

Гумани́зм

Смысл в поддержании человеческих ценностей, человечности и развитии, самосовершенствовании человека.. Зародилось в древнем мире и отчасти к нему приложили свои взгляды Аристотель, Эпикур, Демокрит и др.

Нигилизм

бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности

Позитиви́зм

Смысл имеют только вещи в жизи, а сама она смысла не имеет.

Прагматизм

Смысл- все те цели, которые заставляют вас ценить ее.

Трансгуманизм

Смысл в развитии человека, при помощи науки и любых других средств, постепенный переход к сверхчеловеку, наследнику вида Homo Sapians.

Но все же стоит выделить что смысл жизни каждый человек определяет для себя сам.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 2 Программа для подготовки к сдаче вступительного испытания в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования - ФГОС ВПО (специалитет и магистратура). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Основная цель испытания - определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности философствовать и готовности к межкультурному, научному общению. Программа нацелена на выявление мировоззренческой и методологической готовности заниматься повышением уровня образования, научной и педагогической квалификации. Будущий аспирант должен продемонстрировать накопленные умения и навыки. Философия дает возможность приобщить абитуриентов к философскому наследию и ценностям общечеловеческого значения, способствует развитию интеллекта, формированию теоретического мировоззрения, расширению культурного кругозора. Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

3 3 СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В АСПИРАНТУРУ 1. Раздел дисциплины и его содержание Философия, её предмет и место в культуре. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии. 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Возникновение философии. Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия веков. Современная философия. Традиции отечественной философии. 3. Философская онтология. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Проблема жизни, её конечности и бесконечности, уникальности множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание и самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. 4. Теория познания. познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика. 5. Философия и методология науки. Философия и наука. Структура научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного. 6. Философская антропология. Человек и мир в современной философии.

4 4 Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосинтез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. 7. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественнополитические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории. Философские проблемы в области профессиональной деятельности. Актуальные философские проблемы системного познания, информатики, теории управления, освоения космоса. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ При проведении вступительного экзамена вынесены следующие вопросы: Метафилософия и история философии 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. 2. Философское сознание и его структура. Философия и мудрость. 3. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 4. Основной вопрос философии и основные философские направления. 5. Методы философского познания. Диалектика и её исторические формы. 6. Возникновение философии. Философия и мифология. 7. Основные типы философской культуры: восточная, западная, русская.

5 5 8. Особенности индийской философской традиции. 9. Особенности китайской философской традиции. 10. Космоцентризм античной философии. Натурфилософия Древней Греции. 11. Антропологическая философия (софисты и Сократ). 12. Объективный идеализм Платона. 13. Философия и методология науки Аристотеля. 14. Особенности эллинистической и древнеримской философии. 15. Теоцентризм средневековой философии. Патристика в христианской философии. 16. Средневековая схоластика. Спор номинализма и реализма о природе универсалий. 17. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм. 18. Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники философии Нового времени. 19. Сенсуализм и рационализм в теории познания Нового времени. 20. Философия эпохи Просвещения. 21. Критическая философия И. Канта. 22. Немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля. 23. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 24. Марксистская философия в XIX и XX веках. 25. Особенности русской философии конца XVIII-XX веков. 26. Философия позитивизма и прагматизма XIX-XX веков. 27. Иррационализм XIX - начала XX веков: интуитивизм, философия жизни, фрейдизм. 28. Неклассическая философия XX века: феноменология, экзистенциализм. 29. Религиозная западная философия XX века: неотомизм, персонализм. 30. Философия постмодернизма. Основные понятия и современные проблемы философии

6 6 1. Понятие бытия и его виды. 2. Понятие материи в философии и науке. 3. Пространство и время как формы существования. 4. Движение и развитие как способы существования материи. 5. Проблема сознания в философии и науке. 6. Структура психики человека. Сознательное и бессознательное. 7. Познание и практика как виды деятельности. 8. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гносеологический оптимизм. 9. Субъект и объект познания. 10. Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы. 11. Интуиция и ее роль в познании. 12. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина, догматизм и релятивизм. 13. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 14. Социальная философия и философия истории в структуре философского знания. 15. Природа и общество, их взаимодействие. Экологическая проблема и пути ее решения. 16. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. 17. Человек как предмет философского анализа. 18. Личность и общество. Свобода и ответственность личности. 19. Философское понимание культуры. 20. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического развития. 21. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. 22. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы.

7 7 23. Наука как форма общественного сознания. 24. Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. 25. Философское понимание религии. 26. Нравственное сознание. Философское понимание морали. 27. Правосознание и политическое сознание. 28. Экономическое и экологическое сознание. 29. Современная глобальная ситуация. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. 30. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература Учебники и учебные пособия: 1. Головко Э.П. Введение в историю философии: учеб. пособие для студентов всех специальностей МГУЛ. М: МГУЛ, с. 2. Губин В.Д. Философия. Учебное пособие. М: Проспект, с. 3. Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. М.: Логос, с. 4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, с. 5. Спиркин А.Г. Философия: учебник для студентов вузов. 2-е изд. М.: Гардарики, с. 6. Философия: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ, с. 7. Шестова Т.Л. Основы философских знаний: учеб. пособие. 3-е изд. М.: МГУЛ, с. 8. Философский энциклопедический словарь / Ред-сост. Е.Ф. Губский и др. М.: ИНФРА-М, с.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рыбинский государственный авиационный технический университет

УТВЕРЖДЕНА решением приемной комиссии ФГБОУ ВПО РГУПС, протокол заседания 2 от 27.03.2014 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ФИЛОСОФИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА Тема 1 Предмет и функции философии. Мировоззрение Понятие и предмет философии. Структура философского знания. Философия как вид мировоззрения. Основные философские

Поступающие в аспирантуру должны: 1. Быть знакомы с историко-философским наследием, классическими и современными философскими концепциями; формирование представления об исторических и современных достижениях

Семинарские занятия: п/п Наименование раздела и темы 1. Тема 1. Предмет. Место и роль в культуре. Становление. Структура философского знания 2. Тема 2. Основные направления, школы и этапы ее исторического

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научноисследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» (НИИСФ РААСН) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

2 Пояснительная записка Целью вступительного испытания по дисциплине «Философия» является выявление уровня логико-методологической готовности экзаменующегося к освоению аспирантской программы по подготовке

2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества Мировоззрение и его историко-культурный характер. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения:

Вопросы вступительного экзамена по философии в аспирантуру МШЭ МГУ 1. Предмет философии. Структура философского знания. Основные вопросы философии. 2. Функции философии. Место и роль философии в культуре.

Институт экономики РАН Кафедра экономической теории ВОПРОСЫ вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» Заведующий Кафедрой доктор экономических наук, профессор Андрюшин С.А. Москва

Программа вступительного испытания по философии включает содержание учебной дисциплины «Философия», входящей в Основную образовательную программу высшего профессионального образования, по которой осуществляется

Программа вступительного испытания сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Форма проведения испытания: Вступительное испытание по направлению

1 2 Введение Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Северо- Западного института управления филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» Кафедра общей психологии, гуманитарных

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и

Аннотация к дисциплине «Философия» 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» ПРОГРАММА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Я. ЯКОВЛЕВА» УТВЕРЖДАЮ Ректор Б.Г. Миронов 2014 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ» Кафедра «Общеобразовательные дисциплины» ПРОГРАММА

БИЛЕТ 1 1. Предмет и структура философского знания. Сущность философии и специфика её проблем. 2. Философские и естественно-научные представления о материи. Материя как объективная реальность. БИЛЕТ 2

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет среднего профессионального образования Основы философии Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Специальность: 40.02.01 Право

Программа вступительного экзамена ориентирована на выпускников высших учебных заведений, поступающих в аспирантуру. Дисциплина «Философия» относится к циклу ГСЭ.Ф.5 к федеральному компоненту. Изучение

1. Цель и задачи программы Программа вступительного испытания по дисциплине «Философия» для поступающих на обучение по программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки

ГОУ ВПО Российско-Армянский (Славянский) университет ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН В АСПИРАНТУРУ ПО ФИЛОСОФИИ Утверждено кафедрой Философии: Протокол 3 от 22.02.2017 г. Зав. кафедрой Философии Галикян Г.Э. Ереван-2017

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА в аспирантуру

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная сельскохозяйственная

Министерство образования и науки Российской Федерации САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО Программа вступительного испытания в магистратуру на

Приложение 3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП») Методические рекомендации по внеаудиторной

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 20 г. Председатель ПЦК (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 20 г. Председатель ПЦК (подпись)

УТВЕРЖДАЮ проректор по научной работе и инновациям ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» М.Г. Барышев 2016 г. ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» Краснодар

1. Цели и задачи дисциплины Философия Целью преподавания дисциплины «Философия» является формирование у студентов теоретических знаний, практических навыков по вопросам представляющим общенаучную (общеметодологическую)

Правительство Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» Философский факультет «УТВЕРЖДАЮ» Председатель Учебно-методической комиссии Философского факультета /Н.В.

1 ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «философия» Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре. Предмет философии. Понятие философии. Эволюция представлений о предмете философии.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины ГСЭ.Ф.4. «Философия» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования

У Е кд З в к ф ц Йфил с фии цент Пе ев ОПт Э кз Е Ци Ь Е П с Ь п фил с фии ДЛяс це ку лечебн го ф к льтет ун 1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы. 2. Философия как особый тип

Аннотация по дисциплине «Философия» 1. Трудоёмкость дисциплины Тип занятия Часы 1 Семинары (40 *) 88,00 2 Контроль (экзаменационные/зачетные часы) (0 *) 36,00 3 Самостоятельная работа (32 *) 56,00 Общая

1 Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46.06.01 Исторические науки и археология. Экзамен проводится в устной форме. Критерии оценки знаний

Ф д кд йфил с фии Пе ев Й Й э кз Е Ц и Ь Е с Ь УЧЕБ Й шл лл тли ЬФИЛ с Фу Я ДЛЯ УДЕ КУ Ф ИЧЕ К Г Ф куль Е чн яф м бу ения 2 1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Структура и функции

У 26 Философия: программа для вступительного экзамена в адъюнктуру по направлению подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы философии 2016 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального

Предисловие 3 Раздел I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Тема 1. Философия как социокультурный феномен.. 1.1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Становление философии как

УТВЕРЖДЕНЫ на заседании кафедры «ФСК» «17» апреля 2017 г., протокол 10 Зав. кафедрой д. филос. н, доцент Н.В. Розенберг Вопросы (задания) для экзамена по дисциплине Б1.1.2 Философия для направления подготовки

З У З в к ф ц Д йфил с фии Д Е ж це Ф г э Е ци Ь Е П с Ь п фил с ф д я с Д н ку д к п фил кти еск гфак льтет г Ь 1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Структура и функции мировоззрения.

Приложение 2 к правилам приема на обучение по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная геодезическая академия»

ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ДИСЦИПЛИНА: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Вариант 1 Задание: Выберите один правильный ответ. 1. Система относительно устойчивых взглядов человека на мир это: 1) убеждения, 2) знания,

С. 1 из 10 1 с. 2 из 10 1 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с п. 40 «Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации»,

Программа вступительного экзамена по дисциплине «Философия» 1. Цель и основные задачи экзамена Экзамен, как форма вступительных испытаний, предназначен для выявления и отбора наиболее подготовленных кандидатов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ

2 1.1. Оценивание и контроль сформированноcти компетенций осуществляется с помощью промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением об организации текущего контроля

1. Целью освоения учебной дисциплины «Философия» является: - приобретение представлений о фундаментальных мировоззренческих проблемах, процессах познавательной деятельности, роли философского знания в

1.Общие положения Настоящая программа вступительного экзамена по профилю подготовки Социальная философия составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ г. Нижний Новгород 2016 Программа вступительных испытаний по философии составлена в соответствии с требованиями Федеральных

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. КАЗАНЬ) ФИЛОСОФИЯ Программа вступительного экзамена в аспирантуру Казань 2014 ФИЛОСОФИЯ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ Раздел 1: Предмет философии и её роль в жизни человека

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

Вопросы 1. Предмет философии и специфика философского мышления. 2. Проблема возникновения философии. Философия и мифология. 3. Философия и наука. 4. Досократическая философия: проблема первоначала. 5.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Покровский сельскохозяйственный колледж УТВЕРЖДАЮ Директор филиала

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЁВА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Знание философии, обусловливающее развитие критического и аналитического мышления, а также способствующее познанию мира в его многообразии, является неотъемлемой частью подготовки ученых различных специальностей.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 г. 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

Аннотация рабочей программы дисциплины «Философия» направления подготовки 41.03.01 «Зарубежное регионоведение» профиль «Американские исследования» 1. Общая трудоемкость дисциплины Курс 2 Семестр 4 Экзамен

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ им. С.И. ВАВИЛОВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

Мир един и многообразен - в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа - это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира - это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира. Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов. В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию. Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» - мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру. Эта большая многоплановая проблема «мир - человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира. Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека. При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным - идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным - значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность. Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное - материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным - сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии - дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону - вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира. Первый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты. Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время. К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего. В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук. Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

Мир един и многообразен - в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа - это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира - это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.

Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Возьмем, к примеру, вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» - мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир - человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным - идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным - значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное - материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным - сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии - дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону - вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Первый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.

К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук.

Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

Человек — высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек прошел процесс сложной биологической, культурной и социальной эволюции. Сущностным его признаком будет деятельность, предполагающая осознание личностных и общественных потребностей, выдвижение целей и их реализацию. В разнообразных видах деятельности оттачивается преобразующее мастерство человека, углубляется познание окружающего мира и самого себя, происходит развитие науки, техники, технологии.

Человек создает все богатства цивилизации, но и сам оказывается в зависимости от них, сталкиваясь с обостряющимися глобальными проблемами. На первый план выходят осознание и практические шаги к сохранению и развитию главного — духовной культуры человека и общества, представлений о пользе, истине, добре, красоте, справедливости. В понимании высших ценностей раскрывается глубинная сущность человека и общества, очерчиваются их взаимоотношения, выбудет смысл бытия.

Сущность человека

Совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ, называют природой человека. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. К разуму, труду, языку, морали часто добавляют ϲʙᴏбоду, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание ϲʙᴏей смертности и многие другие ϲʙᴏйства и качества.
Стоит отметить, что основное качество человека, его «глубинное ядро» называется сущностью человека. Изучим некᴏᴛᴏᴩые сущностные определения человека.

Общественное животное. Так назвал человека древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.), кᴏᴛᴏᴩый считал, что ϲʙᴏю сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими людьми. При ϶ᴛᴏм не только человек будет продуктом общества, но и общество будет продуктом деятельности человека.

Человек разумный. Это определение также восходит к Аристотелю. Человек, по его мнению, выделен из царства животных ϲʙᴏей способностью логически мыслить, осознавать себя, ϲʙᴏи потребности и мир вокруг. После появления биологической классификации Homo sapiens стало стандартным обозначением современного человека.

Человек созидающий. Животное создает нечто в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с программой, заданной инстинктом (например, паук плетет сеть), а человек способен творить нечто совершенно новое по программам, созданным им самим. Человек активно производит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл. В ϶ᴛᴏм понимании человек стал человеком, когда сделал первое орудие труда.

Человек играющий. Без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Не только труд сделал человека человеком, но и ϲʙᴏбодное игровое время, где он мог реализо-вывать фантазии, развивать воображение, создавать художественные ценности, общаться, добровольно принимать общие правила.

Человек религиозный. Человек обладает способностью придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, верить в сверхъестественное. Все известные общества, включая самые примитивные, обладают теми или иными системами верований.

Некᴏᴛᴏᴩые теории усматривают ущербность, недостаточность человека. Немецкий философ Фридрих Ницше (1844- 1900) называл его больным животным , подчеркивая слабость человека, его безынициативность, стадность, потребность в подчинении и ложных идеалах. Историю общества Ницше рассматривал как постепенное вырождение человека. Некᴏᴛᴏᴩые обществоведы говорят о неразумности человека, так как его поведение приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия, перенаселению, техногенным катастрофам.

Природа человека настолько многогранна, что крайне важно говорить о принципиальной неопределенности и неопределимости человека. В ϶ᴛᴏм отношении лучше всего обрисовал сущность человека Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881): « Человек есть тайна...»

Развитие взглядов на сущность человека

Человек как мыслящее и деятельное существо зародится и развивался в единстве с другими людьми, будучи членом общества. Вне общества невозможны существование и развитие человека, удовлетворение ею материальных и духовных потребностей. Но каждый человек и любое общество в целом живут не только но социальным законам. Стоит заметить, что они выросли из природы, будут ее частью, подчиняются ее законам, должны заботиться о ее сохранении. Согласование, единство, гармония социального и природного начал выступают непреложными законами существования человека и общества.

Понимание смысла человеческой истории, современного состояния общества и перспектив его дальнейшей эволюции невозможно без проникновения в сущность, природ}" самого человека.

Человек изучается различными науками: биологией, антропологией, физиологией, медициной, психологией, логикой, политологией, данныекой, экономикой, юриспруденцией и др. Но ни одна из них в отдельности, ни их сумма не могут определить сущность человека как особого представителя природы, мира, Вселенной. Сущность выбудет путем анааиза и обобщения всех главных сторон, аспектов человеческого существования. Вот почему проблема человека предстает как одна из основных, если не центральная проблема, существующая на протяжении всей истории мировой философской и социологической мысли.
Стоит отметить, что особен но она актуализируется в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле существования как общества, так и каждою человека. Именно такой период переживает сегодня отечественная история.

Мыслители Древней Индии представляли человека частью космоса, связанной с ним и телесно, и духовно, подчиняющейся общим законам, диктуемым мировым разумом (брахманом) Человек, его душа покоряются порядку круговорота жизни (сансара), закону воздаяния (карма) Стоит сказать, для великого китайского мыслителя Конфуция развитие человека определялось божественным небом , направляющим нравственность людей по пути гуманности, уважительности, почтительности, справедливости, выполнения требований данныекета и т. п.

Многие философы Древней Греции и Древнего Рима связывали жизненный путь человека с космическим предопределением. Уделом человека считалось покорение мировому порядку вещей. В наибольшей степени отчетливо фаталистические идеи звучали в философских трудах стоиков (Зенон, Сенека, Марк Аврелий) Поворот к познанию собственной сущности человека связывают с идеями софистов. Их представитель Протагор заявил, что «человек есть мера всех вещей». Сократ провозгласил принцип «познай самого себя».

В древности намечались разные подходы к пониманию соотношения телесной и духовной природы человека. В случае если на Востоке тело и душа человека считались органично связанными, например, духовное развитие предполагало специальные физические упражнения, режим жизни и проч., то в Древней Греции душа и тело рассматривались как особые формы бытия. По Платону, душа человека бессмертна, она обитает в мире идей, на определенный период поселяется в теле, а после смерти тела возвращается в идеальную обитель. Аристотель пытался «примирить» обе сгоро-

ны человеческого бытия, объявив человека «разумным животным».

В условиях средневекового господства религии человек рассматривался как особое существо, созданное «по образу и подобию» Бога, возвышенное над миром и наделенное ϲʙᴏбодой воли (Августин Блаженный, Фома Аквинский) Но человек, пользуясь ϲʙᴏбодой воли, допускает прегрешения, и греховный человек должен постоянно заботиться о предстоящем высшем суде, рассматривая ϲʙᴏе земное существование как временное, не главное, как всего исключительно подготовку к идеальной вечной жизни. Подчинение Божественному закону объявлялось необходимой формой общественной жизни.

Эпоха Возрождения поставила вопрос о собственной значимости, самоценности человеческою бытия, его телесной и духовной красоте, творческом предназначении (Н. Кузанский, М. Мон- тень)

Новое время вывело на первый план философских рассуждений познавательные способности человека (Ф. Бэкон, Р. Декарт) Разум человека, наука рассматривались как главные двигатели общественного прогресса.

Идеологи Просвещения (Вольтер, Д. Дидро) связывали воедино разум и мораль человека, вывели на первый план гуманистический подход в разрешении общественных затруднений.

В немецкой классической философии человек стал центральным объектом изучения. И. Кант пытался утвердить человека в качестве независимого начала, источника собственной познавательной и практической деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Исходным принципом его поведения в обществе считалось врожденное нравственное повеление — поступать таким образом, ɥᴛᴏбы поступки человека могли служить эталоном всеобщего законодательства. В философии Г. В. Ф. Гегеля человек подчинен действию всеобъемлющего абсолютного разума , диктующего законы природе и обществу. Л. Фейербах утверждал самоценность бытия человека как природного существа, направляемого любовью к другим людям.

При этом уже в то время осознавались опасности, связанные с некритическим отношением к росту возможностей познания, науки. Сущность человека начала связываться с иррациональными, «внеразумными» факторами: волей к жизни (А. Шопенгауэр); волей к власти (Ф. Ницше); жизненным порывом (А. Бергсон); интимно-мистическим самопознанием (Ж. Жильсон, Ж. Маритен, Ж. П. Сартр); неосознаваемыми инстинктами (3. Фрейд); и др.

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) вывел на первый план социально-экономическую, классовую сторону человека. Экономическое положение человека в обществе, определяемое в первую очередь формой собственности на средства производства, объявлялось определяющим и социальных, политических, духовных пристрастиях личности. Смысл жизни человека виделся в отстаивании определенных классовых интересов, служении идеалам социализма и коммунизма.

В истории русской философии выделяются два основных подхода к проблеме человека. Первый подход имеет материалистическую и революционную направленность, связано с идеями радикального преобразования русской действительности (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) Второй подход обладает религиозным характером, нацелен на совершенствование мира в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с идеалами христианства (Ф. М. Достоевский, Л. II. Толстой, В. С. Соловьев, II. А. Бердяев) Отметим тот факт - что в современных условиях философия шцет варианты объединения усилий разных философских воззрений на природу человека и его взаимосвязей с обществом с целью определить наиболее эффективные стратегии выживания человечества перед лицом глобальных угроз — экологических, нравственных, военных и т. п. Волнующими будут проблемы космической, вселенской сущности человека и человечества. В связи с данным возрастает внимание к научным исследованиям антропосоциогенеза.



Похожие статьи