Основные направления философской мысли периода древнего мира. Возникновение философии

В мире множество различных философских течений и школ. Одни восхваляют духовные ценности, иные же проповедуют более насущный образ жизни. Однако их объединяет одно - все они придуманы человеком. Именно поэтому, прежде чем начать изучать школу мысли, следует разобраться в том, кто такой философ.

При этом необходимо не только узнать значение этого слова, но и оглянуться назад, в прошлое, дабы вспомнить тех, кто стоял у истоков первых школ философии. Ведь только так можно постигнуть истинную суть вопроса о том, кто такой философ.

Люди, посвятившие себя великим размышлениям

Итак, как всегда, рассказ следует начинать с основного. В данном случае с того, кто такой философ. Ведь в дальнейшем это слово будет очень часто фигурировать в тексте, а значит, без четкого понимания его значения обойтись попросту не получится.

Что же, философ - это человек, который всецело посвятил себя размышлениям о сущности бытия. При этом его основным стремлением является желание понять суть происходящего, так сказать, заглянуть за кулисы жизни и смерти. Собственно говоря, подобные размышления и превращают простого человека в философа.

Следует отметить, что подобные размышления - это не просто мимолетное увлечение или забава, это смысл его жизни или даже, если хотите, призвание. Именно поэтому великие философы посвящали разрешению мучивших их вопросов все свое свободное время.

Различия в философских течениях

Следующим шагом будет осознание того, что все философы отличаются друг от друга. Не существует универсального взгляда на мир или порядок вещей. Даже если мыслители придерживаются одной идеи или мировоззрения, в их суждениях всегда найдутся расхождения.

Это связано с тем, что взгляды философов на мир зависят от их личного опыта и умения анализировать факты. Именно поэтому к сегодняшнему дню свет увидели сотни различных философских течений. И все они являются уникальными по своей сути, что делает эту науку весьма многогранной и познавательной.

И все же у всего есть свое начало, в том числе и у философии. Поэтому будет весьма логичным обратить свой взор в прошлое и поговорить о тех, кто основал эту дисциплину. А именно об античных мыслителях.

Сократ - первый из великих умов древности

Начать следует с того, кого считают легендой в мире великих мыслителей - Сократа. Он родился и жил в Древней Греции в 469-399 годах до нашей эры. К сожалению, сей ученый муж не вел записей своих мыслей, поэтому большинство его изречений дошли до нас лишь благодаря стараниям его учеников.

Он первый из людей задумался о том, кто такой философ. Сократ считал, что жизнь имеет смысл лишь тогда, когда человек осмысленно проживает ее. Он осуждал своих соотечественников за то, что те забыли о морали и погрязли в собственных пороках.

Увы, жизнь Сократа закончилась трагично. Местная власть назвала его учение ересью и приговорила к смертной казни. Он же не стал дожидаться исполнения приговора и добровольно принял яд.

Великие философы Древней Греции

Именно Древнюю Грецию считают местом, где зародилась западная школа философии. Многие великие умы античности родились именно в этой стране. И хотя некоторые их учения были отвергнуты современниками, все же нельзя забывать о том, что первые ученые-философы появились здесь более 2,5 тыс. лет назад.

Платон

Из всех учеников Сократа наиболее успешным был Платон. Впитав мудрость учителя, он продолжил изучать окружающий мир и его законы. Более того, заручившись поддержкой народа, он основал великую Афинскую академию. Именно здесь он обучал юных студентов основам философских идей и концепций.

Платон был уверен в том, что его учение способно подарить людям мудрость, которая им крайне необходима. Он утверждал, что только образованный и трезвомыслящий человек может создать идеальную державу.

Аристотель

Очень многое для развития западной философии сделал Аристотель. Этот грек окончил Афинскую академию, и одним из его учителей был сам Платон. Поскольку Аристотель отличался особой эрудицией, то вскоре его призвали преподавать во дворце управителя. Согласно историческим записям, он обучал самого Александра Македонского.

Римские философы и мыслители

Труды греческих мыслителей очень сильно повлияли на культурную жизнь в Римской империи. Воодушевленные текстами Платона и Пифагора, в начале II столетия стали появляться первые римские философы-новаторы. И хотя большинство их теорий напоминали греческие, некоторые отличия в их учениях все же имелись. В частности, это было обусловлено тем, что римляне обладали собственными понятиями о том, что такое высшее благо.

Марк Теренций Варрон

Одним из первых философов Рима был Варрон, родившийся в I веке до нашей эры. За свою жизнь он написал множество трудов, посвященных моральным и духовным ценностям. Также он выдвинул интересную теорию о том, что каждый народ имеет четыре стадии развития: детство, юность, зрелость и старость.

Марк Туллий Цицерон

Это один из самых Древнего Рима. Подобная слава пришла к Цицерону благодаря тому, что он наконец-то смог объединить в одно целое греческую духовность и римскую любовь к гражданству.

Сегодня же его ценят за то, что он одним из первых позиционировал философию не как абстрактную науку, а как часть повседневной жизни человека. Цицерон сумел донести людям мысль о том, что каждый при желании может постичь В частности, именно поэтому он внедрил собственный словарь, разъясняющий суть многих философских терминов.

Великий философ Поднебесной

Многие приписывают идею демократии грекам, однако на другом конце земного шара один великий мудрец смог выдвинуть ту же теорию, опираясь лишь на свои собственные убеждения. Именно этот древний философ и считается жемчужиной Азии.

Конфуций

Китай всегда считался страной мудрецов, однако среди всех прочих особое внимание следует уделить Конфуцию. Этот великий философ жил в 551-479 гг. до н. э. и являлся очень известной персоной. Главной задачей его учения было проповедование принципов высокой морали и личных добродетелей.

Имена, известные всем

С течением лет все больше людей желало внести свой вклад в развитие философских идей. Рождались все новые и новые школы и течения, а оживленные дискуссии между их представителями стали привычной нормой. Однако даже в таких условиях появлялись те, чьи мысли для мира философов были словно глоток свежего воздуха.

Авиценна

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина - таково полное имя Авиценны, великого Родился он в 980 году на территории Персидской империи. За свою жизнь написал не один десяток научных трактатов, связанных с физикой и философией.

Помимо этого, он обосновал собственную школу. В ней он обучал одаренных юношей медицине, в которой, кстати, весьма сильно преуспел.

Фома Аквинский

В 1225 году на свет родился мальчик по имени Фома. Его родители и предположить не могли, что в будущем он станет одним из самых выдающихся умов в философском мире. Он написал много работ, посвященных размышлениям о мире христиан.

Более того, в 1879 году католическая церковь признала его труды и сделала их официальной философией для католиков.

Рене Декарт

Он более известен как отец современной формы мысли. Многие знают его крылатое выражение «Если я мыслю, значит, я существую». В своих работах он рассматривал разум как главное оружие человека. Ученый изучал труды философов различных эпох и доносил их до своих современиков.

Помимо этого, Декарт сделал много новых открытий и в других науках, в частности в математике и физике.

Древнегреческая философия возникла в эпоху наивысшего расцвета греческой культуры. Сначала это была попытка постичь окружающий мир, понять смысл и законы вселенной. Начало древняя философия Греции берет, скорее всего, в Египте и Малой Азии – ведь именно туда путешествовали греки за сокровенными знаниями еще более древних цивилизаций.

Что примечательно, основные философские идеи и принципы были высказаны именно философами Греции. Новые имена практически ничего нового не добавили.

Основное отличие древнегреческих философов от их более современных коллег состоит в том, что они не просто «говорили» о жизни, они так «жили». Философия проявлялась не столько в умных книгах и трактатах, сколько в реальной жизни. Если надо было страдать за свои личные убеждения, то философ, живший в древней Греции, мог и страдать, и умирать за свои принципы.

Древнегреческая философия возникла тогда, когда в библиотеках не было разнообразных книг, в то время правитель считал за честь называться философом.

Вся европейская и значительная часть современной мировой цивилизации каким-то образом – прямо или косвенно, являются продуктом древнегреческой культуры.

Следует учитывать тот факт, что под «Древней Грецией» подразумевается цивилизация, которая включала в себя рабовладельческие государства, расположенные на юге Балканского полуострова, на побережье Фракии, на островах Эгейского моря и на западной береговой полосе Малой Азии (VII – VI века). Первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит. В греческой философии выделяют три периода. Первый: от Фалеса до Аристотеля. Второй: Развитие греческой философии в римском мире. Третий: неоплатоновская философия. Если брать хронологию, то эти три периода охватывают более тысячелетия (конец VII века до нашей эры - VI век нашей эры).

Некоторые исследователи первый период греческой философии делят на три этапа – это более четко обозначает развитие философии по характеру и по решению исследования проблем. Первый этап – деятельность философов Милетской (от названия города Милет) школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Второй этап – деятельность софистов, Сократа и его последователей – сократиков. Третий этап – философия Платона и Аристотеля. Деятельность первых древнегреческих философов до наших дней не дошла, о ней можно узнать только из произведений последующих мыслителей и философов Греции и Рима.

Еще на тему: План:
1. Общее понятие и характерные черты китайской философии.
2. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии.
3. Даосизм - древнейшее философское учение Китая.
4. Социально-философские школы Древнего Китая: конфуцианство и легизм.
5. Древнеиндийская философия.
6. Буддизм и его основные идеи.
7. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты.
8. Первые философские досократические школы Древней Греции.
9. Философия софистов и Сократа.
10. Философия киников и стоиков.
11. Философия Платона.
12. Философия Аристотеля.
13. Философия Эпикура.
14. Теологическая философия средних веков.
15. Философия Августина Блаженного.
16. Философия Фомы Аквинского (томизм)

Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире - в Древней Греции и Древнем Риме. Она, конечно, черпала мудрость Востока, культура, которой уходит в глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачатки науки о природе, развивались собственно философские воззрения.

Общее понятие и характерные черты китайской философии

Основные черты восточной философии: созерцательность, тесная взаимосвязь с мифологией и религией, ориентация на проблемы человека. Всё это ярко проявляется во всей истории развития философии Китая.

Китайская философия в своей эволюции прошла три основных этапа:
1. VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ.
2. III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы.
3. ХХ в. н.э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
- даосизм;
- конфуцианство;
- легизм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н.э.) и до конца XIX в. основу китайской философии составляли:
- чань-буддизм - национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
- неодаосизм;
- неоконфуцианство.
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:
- христианской религии;
- марксизма;
- ведущих европейских и американских философов.
Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:
- восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;
- восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
- консерватизм сознания, боязнь перемен;
- осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии;
- приоритет, отдаваемый коллективным формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин и др.); отсюда - уважение и трепет перед государством, как организующей силой;
- восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого;
- распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения);
- конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
- предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле;
- уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:
- цзин - энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма;
- ци - материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего, в отличие от цзин - энергии зарождения;
- шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека в отличие от ци.
Помимо трех видов космической энергии китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:
- ян - мужская сексуальная энергия;
- инь - женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы, например, различие всех людей на мужчин и женщин, так и неживой природы.
В основе существования живой и неживой природы лежит «Тай-цзи» - единство, борьба, и взаимопроникновение ян и инь.
Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:
- не дает четкого понятия человека;
- начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
- не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений. После смерти человек (его дух) остается в системе человеческих отношений наравне с живыми людьми.
- выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце;
- воспринимает человека как часть природы и космоса;
- не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
- призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды. Эти первоэлементы находятся в постоянном круговороте.
В Китае возникли философские школы - даосизма, конфуцианства и легизма.

Даосизм - древнейшее философское учение Китая

Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники даосизма философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин».
Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ».
«Дао» - путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон и первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
«Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.
Философия даосизма несет в себе следующие идеи:
- все в мире взаимосвязано;
- материя, из которой состоит мир, едина;
- существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»),
- мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, а следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние («у-вэй»);
- особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами;
- путь к счастью и познанию истины лежит через освобождение от желаний и страстей;
- необходимо во всем уступать друг другу.
Социально-философские школы Древнего Китая - конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Главным источником учения является произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
1. Как необходимо управлять людьми?
2. Как вести себя в обществе? .
В вопросах поведения они предлагают следовать золотому правилу: «не делай другим того, чего не желаешь себе».
Принципы учения Конфуция:
- жить в обществе и для общества;
- уступать друг другу;
- слушаться старших по возрасту и по званию;
- подчиняться императору;
- сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель):
- подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
- управлять на основе добродетели («бадао»);
- обладать необходимыми знаниями;
- верно служить стране, быть патриотом;
- обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
- быть благородным;
- предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
- заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь, подчиненный должен:
- быть лояльным по отношению к руководителю;
- проявлять старание в работе;
- постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
2. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй

(288 - 233 гг. до н.э.).
Основной вопрос легизма - как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.
Основные постулатами легизма:
- человек изначально обладает злой природой;
- государство в лице армии и чиновников должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы;
- государственный аппарат должен формироваться из профессионалов, должности не должны передаваться по наследству;
- государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Древнеиндийская философия

1. В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
- XV - VI вв. до н. э. - ведический период;
- VI - II вв. до н. э. - эпический период;
- II в. до н. э. - VII в. н. э. - эпоха сутр.
Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды включали в себя:
- «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);
- описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
- книги лесных отшельников («араньяки»);
- философские комментарии к Ведам («Упанишады»).
Наибольший интерес исследователей древнеиндийской философии вызывают Упанишады (дословно с санскрита - «сидение у ног учителя»). В них дается философская трактовка содержания Вед.
Источниками философии Древней Индии второго эпического этапа являются две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
- буддизм;
- джайнизм;
- чарвака-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:
- йога;
- веданта;
- вайшешина;
- ньяя;
- миманса;
- санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы.
В средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.

Буддизм и его основные идеи

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии после V в. до н.э. В III в. н.э. учение получило распространение в Китае, Юго-Восточной Азии и в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (563 - 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола - аскет-отшельник - мудрец), после чего «прозрел». Это случилось в 527 г. до н.э.
Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними путями: «Путем удовольствия» (развлечения, праздность, лень), и «путем аскетизма» (умерщвление плоти, лишения, страдания).
«Средний путь» это путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления и самосовершенствовании. Конечной целью этого пути является Нирвана - высшая благодать.
Будда вывел четыре благородные истины:
1. Жизнь в телесной оболочке - есть страдание.
2. Источник страдания - желание (наживы, славы, удовольствия, жизни и т.д.).
3. Чтобы избавиться от страданий и новых физических перерождений следует избавиться от желаний.
4. Средство избавления от желаний - полная отрешенность от внешнего мира.
К пяти заповедям буддизма относятся следующие:
- не убий;
- не укради;
- будь целомудренным;
- не лги;
- не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Древнегреческая философия: периодизация и основные черты

1. Древнегреческой называется философия, выработанная философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Философия Древнего Рима отождествляется с древнегреческой и объединяется с ней под общим названием «античная философия».
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре этапа.
- демократический - VII - V вв. до н.э.;
- классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.;
- эллинистический - конец IV - II вв. до н.э.;
- римский - I в. до н.э. - V в. н.э.
2. Особенности данных периодов.
К демократическому периоду относится деятельность философов-«досократиков»:
- милетской школы «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
- Гераклита Эфесского;
- элейской школы;
- атомистов (Демокрита, Левкиппа), и т.д.
Основные проблемы, которыми занимались «досократики»:
- объяснение явлений природы, сущности Космоса и окружающего мира;
- поиски первоначала всего сущего.
Их метод философствования получил название «декларирование». Они провозглашали собственные взгляды, превращенные в догму.
Классический (сократический) период это время расцвета древнегреческой философии.
К данному периоду относятся:
- философско-просветительская деятельность софистов;
- философия Сократа;
- философия Платона;
- философия Аристотеля.
Философы классического периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако:
- выдвинули идеалистическую версию происхождения всего сущего;
- положили начало спору между материализмом и идеализмом;
- занимались проблемами человека, общества и государства;
- занимались развитием логики.
Для эллинистического периода характерно:
- распространение антиобщественной философии киников;
- зарождение стоического направления философии;
- деятельность «сократических» философских школ, таких: Академии Платона, Ликея Аристотеля и др.;
- философия Эпикура и пр.
Черты эллинистической философии:
- кризис античных моральных ценностей;
- снижение страха перед богами и уважения к ним;
- пренебрежение к государству и его институтам;
- признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека.
Наиболее известными философами римского периода являлись:
- Сенека;
- Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
- Тит Лукреций Кар;
- поздние стоики;
- ранние христиане.
Для философии римского периода было характерно:
- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий и их слияние в одну античную философию;
- влияние на античную философию идей философии покоренных народов Востока и Северной Африки;
- близость философов к государственным институтам. Так, например, Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором;
- повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
- расцвет эстетики;
- преобладание идеализма над материализмом;
- постепенное слияние античной и христианской философий.
3. Особенности античной философии:
- философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
- главной идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом);
- допускалось существование богов;
- человек не выделялся из окружающего мира и был частью природы;
- были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита).

Философия Эпикура - читайте ниже.

Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.

— это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.

Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость , таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; ; .

Со стороны истории античную философию делят на :
  • натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
  • гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
  • классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
  • период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);
  • неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
См.также: Характерные черты античной философии:
  • античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
  • античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
  • античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
  • античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;
  • античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
  • античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
Особенности античной философии:
  • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов;
  • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом;
  • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм;
  • на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма;
  • допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;
  • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
  • были заложены два направления в философии — идеалистическое и материалистическое .

Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Протагор, Горгий, Продик, Эпикур.

Проблемы античной философии: кратко о самом главном

Античная философия многопроблемна , она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли , и .

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Первые философские школы Древней Греции и их идеи

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII — V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам относятся пять следующих школ:

Милетская школа

Первые философы — жители города Милет на границе Востока и Азии (территория современной Турции). Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира.

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию.

Большой прогресс в области развития абстрактного мышления был достигнут в философии Анаксимандра (610 — 540 гг. до н. э.), ученика Фалеса, который видел первоначало мира в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Кроме того, он впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы, а также первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра, усматривал первоначало всего сущего в воздухе. Он выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.).

Школа Гераклита Эфесского

В этот период на границе между Европой и Азией находился город Эфес. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.). Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни. Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Единственное известное нам произведение Гераклита называется «О природе» (впрочем, как и у других философов до Сократа).

Гераклит не только ставит проблему единства мира. Его учение призвано объяснить и факт самого многообразия вещей. Что является системой границ, благодаря которой вещь имеет качественную определенность? Вещь есть то, что она есть? Почему? Сегодня мы можем, опираясь на естественнонаучные знания, легко ответить на этот вопрос (о границах качественной определенности вещи). А 2500 лет назад, только для того чтобы хотя бы поставить такую проблему, человек должен был иметь недюжинный ум.

Гераклит говорил, что война есть отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных начал. Он говорил метафорически, а современники думали, что он призывает к войне. Другой известной метафорой является знаменитое высказывание о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Все течет все меняется!» — говорил Гераклит. Поэтому источник становления — борьба противоположных начал. Впоследствии это станет целым учением, основой диалектики. Гераклит явился основоположником диалектики.

У Гераклита было много критиков. Его теория не встретила поддержки у современников. Гераклита не понимала не только толпа, но и сами философы. Наиболее авторитетными его оппонентами были философы из Элеи (если, конечно, можно вообще говорить об «авторитете» античных философов).

Элейская школа

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись философ Ксенофан (ок. 565 — 473 до н.э.) и его последователи Парменид (конец VII — VI вв. до н. э.) и Зенон (ок. 490 — 430 до н.э). С точки зрения Парменида, те люди, которые поддерживали идеи Гераклита были «пустоголовыми о двух головах». Мы видим здесь разные способы мышления. Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие — ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал.

Школа пифагорейцев

Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. Они обратили внимание на то, что если в музыкальном инструменте длина струн по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3 и 3:4, то можно получить такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и кварта. В соответствии с рассказом древнеримского философа Боэция, Пифагор пришел к идее о первичности числа, заметив, что одновременные удары молотов разного размера производят гармоничные созвучия. Поскольку вес молотов можно измерить, количество (число) управляет миром. Они искали такие соотношения в геометрии и астрономии. На основании этих «исследований» они пришли к выводу, что небесные светила также находятся в музыкальной гармонии.

Пифагорейцы полагали, что развитие мира циклично и все события повторяются с определенной периодичностью («возвращаются»). Другими словами, пифагорейцы полагали, что в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события в точности повторяются. Они приписывали числам мистические свойства и считали, что числа могут определять даже духовные качества человека.

Школа атомистов

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого суждения служило то, что о Левкиппе практически ничего не известно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком. Ученик и соратник Левкиппа (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом является мельчайшей частицей, «первокирпичиком» всего сущего;
  • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);
  • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
  • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Таким образом, характерными чертами являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее и доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Ситуация кардинально поменяется на следующем, классическом этапе развития античной философии.

Несмотря на то, что большинство людей не интересуются философией как наукой, она является очень важной частью как индивидуальной, так и общественной жизни человека. Возникновение философии — это длительный процесс, поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно. Ведь все известные древние ученые или мудрецы были в той или иной мере философами, но несколько сотен лет назад этому слову придавали совсем другое значение.

Основные предпосылки возникновения философии

Насчет возникновения этой науки и ее дальнейшего развития и по сегодняшний день ведутся споры, так как каждая группа мыслителей имеет собственное мнение. Считается, что первые философские учения берут свое начало в древней мифологии. Именно старинные предания, притчи, рассказы и легенды и выражали основные философские идеи.

Философия в переводе означает «любовь к знанию». Именно желание познать мир и сделало возможным возникновение философии. В древнем мире наука и философия были неотделимыми частями друг друга. Быть философом означало стремиться к новым знаниям, разгадке непознанного, постоянному самосовершенствованию.

Первым толчком к развитию этой науки было разделении вещей на познанные и необъяснимые. Второй шаг — это стремление объяснить неизвестное. И это касалось всего — истории сотворения мира, смысла жизни, законов живых организмов и т.д. Возникновение философии стало возможным и благодаря таким как отделение физического и умственного труда, формирование разных слоев общества и свободомыслия.

Возникновение философии в древней Греции

Первые упоминания о философах относятся к седьмому веку Древнегреческий ученый Фалес считается одним из первых мыслителей. Кстати, именно он и создал Милетскую школу. Этот деятель известен своим учением о первоначале вселенной — воде. Он считал, что каждая часть вселенной, включая и живые существа, образовывается из воды и в воду обращается после смерти. Именно эту стихию он наделял божественностью.

Сократ — еще один всемирно который сделал немалый вклад в развитие науки. Этот мыслитель считал, что все свои знания человек должен использовать для самосовершенствования, развития своих умственных способностей, осмысления внутренних способностей. Сократ считал, что зло появляется тогда, когда человек не осознает своих возможностей. У этого ученого было много последователей, включая и Платона.

Аристотель — еще один ученый, который известен не только благодаря своим философским трудам, но и научным открытиям в области физики, медицины и биологии. Именно Аристотель дал начало науке под названием «логика», так как считал, что неизвестное должно постигаться и объясняться с помощью разума.

Возникновение философии и ее развитие во всем мире

На самом деле в древние времена философом считал себя любой ученые, стремящийся познать истину. Например, Пифагор был известным математиком и даже основал собственную школу. Его ученики стремились систематизировать и упорядочить общественную жизнь, создать идеальную модель государства и правления. Кроме того, Пифагор считал, что основой мира является число, которое «владеет вещами».

Демокрит — еще один известный ученый и мыслитель, который основал и развил материалистическую Он утверждал, что каждое, даже самое незначительное событие в мире имеет свою причину и отрицал наличие сверхъестественного. Все необъяснимые происшествия философ объяснял не божественным вмешательством, а простым незнанием причины.

На самом деле, изучая историю возникновения философии, можно обнаружить множество известных имен. Ньютон, Эйнштейн, Декарт — все они были не философами, и у каждого был свой взгляд на мир и природу вещей. Действительно, отделить «любовь к истине» от естественных наук практически невозможно.



Похожие статьи