Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.)

Какие можно сделать выводы?

Басня Волк и Ягненок - анализ

Мораль басни Волк и Ягненок

Басня Волк и Ягненок

У сильного всœегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим Но мы истории не пишем, А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И нужнобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву". - "Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу". - "По этой причине я лгу! Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил; Я этого, приятель, не забыл!" - "Помилуй, мне еще и от роду нет году". - Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". - "Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват. И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы всœе мне зла хотите, И если можете, то мне всœегда вредите; Но я с тобой за их разведаюсь грехи". - "Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

У сильного всœегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всœей красе. Ну на самом делœе, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всœех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить всœе отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки крайне важно искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости... Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
  • У сильного всœегда бессильный виноват
  • Делу дать хотя законный вид и толк

АНАЛИЗ БАСЕН ʼʼКВАРТЕТʼʼ И ʼʼЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКАʼʼ

Иван Андреевич Крылов -великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определœенные исторические личности. Так, в басне ʼʼКвартетʼʼ поэт высмеял Государственный совет и его руководителœей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка; Затеяли сыграть квартетʼʼ Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределœены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы И споры Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей - народ - понимает крайне важно е условие слаженной игры квартета - работы Государственного совета - профессионализм:

ʼʼЧтоб музыкантом быть, так нужнобно уменье И уши ваших понежнейʼʼ, Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

ʼʼА вы, друзья, как ни садитесь. Все в музыканты не годитесьʼʼ.

Крылов от имени народа, всœех здравомыслящих людей.... говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.

Эту же тему Крылов продолжает в басне ʼʼЛебедь, Рак и Щукаʼʼ. По объёму басня совсœем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое всœе в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всœе нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка, Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича состоит в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности бывают приложены к любому подходящему моменту. Οʜᴎ существуют вне времени и пространства, в данном их главное достоинство. Οʜᴎ так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить данный феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич. Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину. Крылов - подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.

В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Οʜᴎ по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством- в данном секрет их долголетия.

Волк и Ягненок – одна из самых любимых детьми басен Крылова, ярко и с юмором описывающая, как у сильного всегда бессильный виноват…

Басня Волк и Ягненок читать

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Басня Волк и Ягненок - анализ

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости... Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

Крылов — замечательный баснописец, который лаконично и остро мог показать сильнейшим мира сего, насколько унизительно они поступают с теми, кто слабее их. Автор басни «Волк и ягненок» затронул тему бесправия простого народа, а чтобы ближе познакомиться с басней Крылова «Волк и ягненок», предлагаем вам краткое содержание.

крылов волк и ягненок

Сама басня «Волк и ягненок» начинается из морали басни, которая звучит так: «У сильного бессильный виноват».

Однажды ягненку захотелось попить воды и он пришел к ручью, вот только беда, в это время поблизости бегал волк. Он был очень голодным, поэтому для него ягненок стал прекрасной наживой, но, не просто так захотелось волку съесть ягненка. Решил он «делу дать хотя законный вид и толк». Подойдя к ягненку, волк стал обвинять его в том, что он баламутит воду, за что придется ему поплатиться собственной жизнью. Но, ягненок стал объяснять, что не может он баламутить воду, ведь он находится ниже по течению.

Тогда волк стал говорить, что он должен ответить за то, что оскорбил его в прошлом году, хотя, как оказалось, ягненку и года еще не было. Но, волк не растерялся и стал говорить о том, что ответить придется ягненку за своих братьев, которых, кстати, не было у него. Словом, волк стал придумывать различные поводы, но на все у ягненка были аргументы не в пользу волка, после чего волк обвиняет ягненка в том, что голодный волк и хочет есть. А далее волк тащит ягненка в лес.

Крылов хорошо показал, насколько несправедлив мир, где правят сильные, а слабые, какие бы аргументы не приводили, всегда будут виноваты и всегда будут жертвой. Вот и в басне «Волк и ягненок», волк — это образ человека, который пользуется своим положением и уверен в своей безнаказанности, он наглый и бесстыдный. Ягненок же — образ слабого простого народа, который бессильный против власти.

Знаменитая басня Крылова "Волк и Ягненок" была написана в 1808 году и тогда же опубликована в журнале "Драматический вестник".

Сюжет ее дан Эзопом:

"Волк увидел Ягненка, который пил воду из речки, н захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать. Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волне "Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!" Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: "Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!"
Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.

Несколько моментов в басне Эзопа должны быть подчеркнуты. Во-первых, Эзоп выбрал таких зверей, отношения между которыми определены их "природой" и потому естественны. Во-вторых, он намекнул на мотив "благовидного предлога". Волку не просто захотелось съесть ягненка, а выставив достаточно убедительные причины. В-третьих, все обвинения волка легко отводятся ягненком, и благодаря этому в басне параллельно существуют два плана: волк выставляет мнимые аргументы в пользу своего желания, а ягненок каждый раз оправдывается. Момент полного оправдания ягненка совпадает с моментом катастрофы. Казалось бы, ягненок одерживает победу, и волку не удается доказать его вину, но, признав свое поражение ("ловок оправдываться"), волк все-таки исполняет свое намерение. Победа ягненка оборачивается гибелью. В заключительных словах волка, нарушающих всякую "логику", басня сливает оба плана. Наконец, мораль басни восстанавливает "логику", но не рассказанного случая, а более общих закономерностей: в ней говорится о людях, которые, решившись на злое дело, не внимают самым честным оправданиям. Легко установить, что мораль Эзопа еще достаточно отвлеченна и касается оценки злых людей вообще. Сочувствие Эзопа безусловно отдано ягненку, но добродетель в басне не торжествует: волк съел ягненка. Басня не стремится к восстановлению справедливости, печальный вывод излагается в ней эпическим тоном.

В дальнейшем Федр конкретизирует мораль басни, придя к заключению, что слабый часто бывает притеснен более сильным. Этот вывод согласовался с сюжетом Эзопа, поскольку у того взяты сильный волк и слабый ягненок.

Новую жизнь в старый сюжет вдохнул Жан Лафонтен. Он воспользовался не только сюжетом Эзопа, но и апологом Гезиода о копчике и соловье. Нравоучение, которое вывел Гезиод, гласит: "слабейший должен уступить сильнейшему и не раздражать его бесполезным противодействием, ибо никогда не смог бы победить, но лишь навлек на себя стыд и несчастье". Лафонтену совершенно ясно, что в действительном мире у ягненка нет возможностей для спасения. И эта горькая истина вызывает у него сопротивление. Он отрицательно относится к ней, как и к существующему порядку, противопоставляя его некоей идеальной моральной норме, более высокой, чем бытующая в реальности. Поэтому Лафонтена больше заботит, с одной стороны, общий моральный принцип, а с другой - житейская мудрость, которой должен придерживаться слабый в его отношениях с сильным, в своем практическом поведении. За непосредственным изображением Лафонтен всегда приоткрывает второй план, более важный, чем видимый и предметный. Такой взгляд на басню позволил Лафонтену значительно углубить функцию рассказчика, за "простодушием" которого таилось и трезвое знание реальной жизни, и ее полное расхождение с идеальными гуманными принципами. В некоторых очень существенных чертах Лафонтен предварил Крылова: он избежал как угрюмого и всеохватывающего скептицизма, так и восторженного, но недостаточно обоснованного оптимизма. Ему, как впоследствии и Крылову, чужда всякая бесплодная мечтательность, сентиментальность, но он не уповает исключительно и на разум как панацею от всех зол. Вместе с тем Лафонтен часто смягчает конфликты и рационалистически описывает эмоции своих персонажей, не передавая их чувств во всей психологической полноте и конкретности. У Лафонтена, например, волк говорит в гораздо более спокойном тоне, чем у Крылова, и обещает ягненку "наказать" его за "дерзость" ("du seres chaie de ta temarite"), а не "сорвать голову". Наконец, Лафонтен стремится подсказать, как надо практически строить свое поведение. К этому сводится его фраза: "Довод сильнейшего всегда наилучший" ("La raison du plus fort est toujour le meilleure"). В ней дидактическая сентенция адресована слабому и одновременно заключено обобщение неудовлетворяющих Лафонтена реальных моральных принципов, осуждаемых им. В этом последнем пункте басня Лафонтена направлена против общества, где неправый сильный всегда побеждает правого слабого, Лафонтен отказался идеализировать суровость жизненных коллизий и не подчинил рассказ идеальному моральному правилу, но вместе с тем предложил практический выход для слабого. Он в значительной степени проложил дорогу Крылову, который бесспорно опирался на него в разработке сюжета (рассказа и образа рассказчика). Однако еще до Крылова ла-фонтеновская басня использовалась русскими баснописцами, и не учитывать национальную традицию нельзя.

Именно на Лафонтена опирался,йнапример, А.П. Сумароков, создавая басню "Волк и Ягненок»-

А. Сумароков сосредоточен на рассказе, совершенно опуская мораль и назидание. Он подробно мотивирует невинность Ягненка и вводит уточнение, отсутствующее у Эзопа, - "голодный Волк". Далее он тщательно описывает состояние Ягненка, ввергнутого в ужас. И, наконец, после трехкратного оправдания Ягненка выдумывает нелепицу о блеющей пастушке, ссылаясь на ответ Ягненка, который гибнет не из-за собственной мнимой вины, а из-за мнимой чужой. Баснописца заботит не столько Волк, сколько Ягненок, и он проникнут к нему искренним сочувствием. Рассказчику жаль Ягненка, и эта жалость выражается в том умилении, с каким Сумароков описывает грустные предчувствия своего героя. Он с этой целью сознательно вводит мотив сиротства ("Всея моей родни на свете нет..." - говорит Ягненок) и упоминает о прекрасной пастушке. Вместе с тем у Сумарокова появляются детали, которые предваряют Крылова. К ним нужно отнести намек на социальное различие между Волком и Ягненком, выраженное в словах: "ко мне учтивства не храня" и в ироническом отзыве о пастушке: "Пастушке я твоей покорнейший слуга..." Ясно, что Волк стоит на более высокой ступени социальной лестницы, чем Ягненок. Это дало основание А.С. Шишкову в статье "Сравнение Сумарокова с Ла Фонтеном" отдать предпочтение русскому автору. В обвинениях Волка все дальше и дальше отодвигается степень близости дерзких родственников: сначала мать, отец, а затем дядя, брат, а потом - предположительно - сват ("Иль, может быть, и сват..."), пока наконец родство не пропадает окончательно ("пастушка"). Этот мотив отчасти используется и Крыловым.

В целом, однако, басня Сумарокова построена на классицистических принципах. Баснописцу важно оттенить нелепость происходящего. У Волка, который называет Ягненка "бездельником" и "плутишкой", не находится довода, чтобы съесть Ягненка. И это в духе басни. Однако приводимый им довод лежит не в природе Волка, что нарушает скрытую в сюжете естественность. Нелепость нужна Сумарокову не для того, чтобы подчеркнуть характер социальных отношений, а как антитеза превратного басенного мира логично устроенному и прекрасному действительному миру, хотя бы и нарушаемому печальными и трагическими случаями. Недаром Ягненок перед смертью вспоминает зеленый луг, игру с ягнятами, пастушку, бравшую его на руки, свирель и пенье птичек. Не случайно Сумароков столь логично мотивирует и сами обстоятельства, предшествующие встрече и диалогу. Все это призвано оттенить, с одной стороны, неразумность басенного мира, абсолютную нелепость тех нравственных норм, которых держатся басенные персонажи, а с другой - приписать истинное знание самому рассказчику. Волк воздвигает одну ложь над другой, и это ставит его вне морали. Особенно ярок портрет пастушки, в котором перечисляются ее свойства: пастушка блеяла, у нее комолые рога, длинный хвост, густая шерсть, копыта не велики. Темному, непросветленному эгоистическому миру, лежащему вне разумных нравственных законов, противостоит светлое, истинное сознание рассказчика. Задача баснописца состоит в осмеянии нарочито нагроможденных мнимых обвинений, чтобы смехом способствовать их исправлению. Вследствие этого рассказчик у Сумарокова ближе к басенным персонажам, чем у Лафонтена. Он не предстает философом, анализирующим рассказанный случай, а живет рядом с персонажами, уклоняясь от какой-либо оценки рассказанного и не вводя, как в данной басне, морального поучения. Но ему присуще истинное знание, с высоты которого он сатирически описывает басенный мир. Антитеза между непросвещенными басенными персонажами и наделенным разумом рассказчиком находит в баснях Сумарокова четкое стилистическое воплощение. Как правило, рассказчик изъясняется книжным, а осмеиваемые басенные персонажи просторечным языком. Сумароков резко сталкивает книжный и просторечный стили речи, демонстрируя уродство басенных героев и высокую моральность рассказчика. Он достигает этим дополнительного сатирического эффекта.

Вслед за Сумароковым на тот же сюжет написал басню "Ягненок и Волк" Г. Р. Державин.

Державин сохраняет появившуюся у Сумарокова жалость к Ягненку и даже усиливает ее, придавая ей большую чувствительность. Об этом свидетельствует обилие слов с уменьшительными суффиксами - "маленький", "тучненький", "беленький", "речки", "жем-чужком", "зелененьким". Ему, как и другим баснописцам, не надо мотивировать злость Волка, потому что она заключена в его природе, но он считает необходимым подробно объяснить, почему Ягненок остался один. Баснописец выдвигает разнообразные причины: недосмотр пастуха и оплошность Ягненка. Благодаря этому случайность происшествия намеренно нагнетается: Ягненок, нечаянно отставший от стада, одновременно лишается защитника. "Великое несчастье" Ягненка происходит от того, что у него нет покровителей, и он остался наедине с кровожадным Волком. По сравнению с Волком Сумарокова державинский, повторяя оскорбления ("плутишка"), их множит ("Молокосос, овечий сын, мальчишка...") и, чувствуя свою безнаказанность (некому дать ему отпор), все больше распаляется. Вздорность обвинений постепенно становится резче: Волк не допускает возражений и не терпит оправданий ("Ты говоришь еще!").

Возрастают и устрашающие черты в "портрете" Волка: "ощетинился", "жадной крови пастью... сказал...", "с усмешкою злою, зубами хлопая, взревел". Однако Ягненок, отвечая Волку, держится с достоинством, и между ним и Волком нет той социальной дистанции, .какая намечена у Сумарокова. Так, на вопрос Волка, как дерзнул Ягненок одну с ним воду пить, тот заявляет о естественном равенстве:

- На то она
Сотворена <...>
Чтоб всех поить!

Державин сокращает оправдания Ягненка, но зато увеличивает обвинения Волка. И тут оказывается, что в их основе лежит некая изначальная неприязнь ("Но я твою породу издревле не терпел"). Мораль басни ("К барашку применить - невинность, зависть - к Волку") плохо соотносится с рассказом. Если Ягненок оправдался и тем самым его невинность доказана, то зависть Волка не вытекает из текста. Чему, собственно, завидовал Волк? Можно лишь предположить, что Волк испытывает зависть к невинной и безмятежной, чуждой корысти, естественной и простой жизни Ягненка. Если она обеспечена покровительством, то зависть перед ней бессильна, но как только она остается без поддержки (Волк "увидел, что один Ягненок воду пьет..."), то становится легкой добычей зависти. При достаточно сильном покровителе (ср. упоминание о пастушке и пастухе) зависть может и не обнаружиться, но без него она наглеет. Державин открыл ту истину, что в мире корыстных интересов невинность чрезвычайно хрупка. Она не может охранить сама себя и вынуждена искать поддержку со стороны более могущественных людей, чем всегда готовые к жестокой расправе завистники. Басня требовала от монарха ("пастуха") и государства деятельной и энергичной защиты подданных от жадных и ненасытных вельмож и сановников.

Этот экскурс в историю разработки басенного сюжета о Волке и Ягненке нужен для более отчетливого представления о новаторских идейно-художественных принципах Крылова.

Басня Крылова "Волк и Ягненок" начинается с утверждения общего морального принципа:

У сильного всегда бессильный виноват...

Он выступает благодаря своей категоричности непреложным законом Истории:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим.

В дальнейшем История, то есть действительность, противопоставляется Басням, закрепляющим конкретные случаи:

Но мы Истории не пишем;
А вот о том, как в Баснях говорят.

Конкретный басенный случай в силу индивидуальности богаче общего морального закона. Крылов с самого начала затевает игру: действительность поверяется вымыслом, абстрактная истина - конкретным эпизодом. Вымысел должен в чем-то подправить действительность и типизировать ее. История и Басни не только противопоставлены, но и сопоставлены. Крылов отказывается от той прямой антитезы Истории и Басни, которой Вольтер закончил свою статью "Басня", предназначенную для "Философского словаря":

История твердят - .вот человек каков,
А должен быть каким - вещает басня.

Между Историей и Басней сразу же намечены сложные отношения. История не отвергается начисто, но и не принимается полностью. Кроме того, История "пишется", тогда как в Баснях "говорят".

Наконец, во вступлении к басенному рассказу начинает вырисовываться и рассказчик как личность. Рассказчик скромно заявляет, что не пишет Историю и не рассказывает Басню, а всего лишь передает содержание басенной "молвы". Но всем известно, что именно он-то и сочинил Басню, хотя прикрывается множеством баснописцев и как бы прячется за них. Далее можно заметить, что рассказчик говорит не от лица "я", а от некоего собирательного "мы". Рассказчик не хочет выделять себя из обширного целого и встать над другими: он, по-видимому, остается рядом со всеми, среди них. Занятая им позиция обеспечивает рассказу эпический тон и мешает проникновению открытого авторского начала в повествование, не навязывая личного освещения и оценки событий.

Рассказ и в самом деле развивается в эпическом ключе, причем отношения между Волком и Ягненком самые, что называется, "естественные". Волк - хищник, Ягненок - его лакомая добыча. Животные у Крылова ведут себя в соответствии со своими инстинктами.

В отличие от других баснописцев он уклоняется в вымысле от произвола воображения.

Крылов, вымышляя рассказ, нигде не допускает противоречия с действительным поведением животных в природе.

Столь же достоверно и просто мотивируется причина появления Ягненка у ручья. Сумароков не дает никакой мотивировки, Державин пишет: "Захотел воды испить". У Крылова описание содержит причину: "в жаркий день... напиться". В поведении Ягненка есть логика, как и в поведении Волка: "голодный рыскал Волк", "Ягненка видит он, на добычу стремится". Благодаря соблюдению причинной связи событий Крылову не нужно описывать ни Волка, ни Ягненка. Он сразу погружает нас в действительные отношения. В результате встреча Ягненка и Волка оказывается случайной и в то же время предопределенной их естественным поведением. Самому случаю Крылов придает закономерность, но не лишает его непреднамеренного характера. Он молчаливо допускал необязательность встречи. Но раз уж Волк оказался "около тех мест", то Ягненку не миновать беды.

Рассказчик в басне, таким образом, умудрен жизненным опытом. Но он предстает еще с одной стороны. Волку в его изображении недостаточно просто съесть Ягненка. Рассказчик замечает: "Но, делу дать хотя законный вид и толк, // Кричит..." Оказывается, Волк не только кровожаден, но он еще и лицемер, уверенный в своих возможностях безнаказанно нарушать установленные законы. Но беззаконию он желает придать вид законности. С этого момента рассказ приобретает сатирическое освещение благодаря иронии рассказчика. Лафонтен, Сумароков и Державин оставили этот мотив без внимания. В русской басне он появился у Тредиаковского, который шел от Эзопа ("под благовидным предлогом"):

Сего как съесть ему намерение вспало,
А справедливым бы казалось дело то.
Он говорил...

Сообщая рассказу сатирический оттенок, Крылов продолжил античную и русскую басенную традицию. Ирония, возникающая в речи рассказчика, сразу же выдает в нем человека с острым психологическим зрением. Он приоткрывает тайные намерения Волка. Тут существен и другой, чисто психологический штрих: Волк не удосуживается и даже не успевает обдумать свое дело. Он сразу кричит (у Сумарокова и Державина это место подано нейтрально: "начал говорить", "сказал"). Глагол "кричит" тотчас выдает в Волке некое значительное лицо, и тем самым устанавливается очевидная дистанция между Волком и Ягненком. С этого момента басенный рассказ строится как комическая сцена, приводящая к трагической развязке. Рассказчик появляется только в заключительном стихе: "Сказал, и в темный лес Ягненка поволок". Содержание рассказанного представляет собой сплошной диалог, выявляющий через речи персонажей их социальные черты. В этом же месте естественность животных инстинктов сменяется ненормальными, но вместе с тем типичными социально-нравственными отношениями.

Как обычно, басенный диалог развивается в двух планах: обвинения Волка отвергаются Ягненком, и пока дело касается "юридической" стороны, Ягненок кажется неуязвимым: но одновременно обвинения только предлог, скрывающий истинную цель Волка - съесть свою жертву, и потому каждое новое оправдание приближает Ягненка к гибели. Искусство баснописца состоит в игре этими двумя планами. Крылов очень изобретательно ее поддерживает. Волк не в силах придумать какое-либо реальное обвинение, и от досады, что миг расправы с Ягненком отдаляется, он гневается все сильнее и сильнее, спеша привести дело к развязке. Он держит в уме цель, неизвестную Ягненку, а Ягненок принимает ложные обвинения за чистую монету и поэтому сосредоточен исключительно на прямом смысле придирок. Диалог получается нестройный: Волк и Ягненок слышат только то, что хотят услышать. Но в этой нестройности и состоит сатирический эффект. По мере роста гнева Волка все более краткими и достойными становятся речи Ягненка. Он парирует обвинения Волка легко, потому что действует в пределах обычной логики и в нормах как бы простой, естественной нравственности. Мораль Волка держится как раз на праве презирать принципы простой и естественной этики. Отсюда понятно, что ни логика Волка, ни его нравственность не могут совпасть с логикой и нравственностью Ягненка. Опровержение ложных обвинений само оборачивается "ложью", а мнимые грехи посторонних тут же переносятся на неповинное конкретное лицо, и злым становится не носитель зла, а его противники и жертвы. Диалог возвращается к началу, но обвинение предстает обессмысленным и в то же время полным нового смысла.

Любопытна и последовательность обвинений, сохраняемая не только Крыловым, но и другими баснописцами. Сначала речь идет о вине самого Ягненка, причем вине, отнесенной к настоящему времени. - Затем вина отодвинута в прошлое ("Мне здесь же как-то нагрубил..."), наконец, оно снимается с Ягненка, переносится на его родственников, а впоследствии становится и вовсе предположительной, так сказать, виной впрок. В конце концов - и тут отличие Крылова от других баснописцев - вина снова падает на Ягненка. Вздорность обвинений нарастает до нелепицы и вместе с ней усугубляются гнев и неотвратимость беды. Эти противочувствия играют немалую роль в создании сатирического эффекта.

В речи Волка звучат открытые угрозы, презрительные, оскорбительные и надменно-фамильярные ("приятель") выражения, которые выдают в нем значительное лицо, по своему социальному положению занимающее высокое место в обществе. Вообще по сравнению с другими баснописцами Крылов сообщил речи Волка большую резкость, грубость и отрывистость. Его Волк не привык стеснять себя бранными речениями и сдерживать гнев. Волк как бы изначально наделен правом вершить суд по своему усмотрению ("За дерзость такову // Я голову с тебя сорву") и видит врагов во всех, кто, по его мнению, мешает его хищническим интересам. Он поднаторел в "распекацнях" и мнит себя чрезвычайно занятым важными делами ("Досуг мне разбирать вины твои..."). Он, наконец, привык к тому, что ему не могут возразить, и потому каждое возражение воспринимает не иначе, как личное оскорбление ("Поэтому я лгу!") и заведомую дерзость. Самой речью Волка Крылов рисует выразительный портрет недалекого, но обладающего полнотой власти хищника, удовлетворяющего лишь свои эгоистические цели. Недаром в речи Волка столь подчеркнуто звучит "мое" (Крылов выделяет это слово), "я", "мне".

Волк считает своим состоянием все, принадлежащее ему. Его собственные аппетиты безграничны. Крыловский Волк, однако, знает, что нарушает закон, и поэтому его хитрость глуповата. В конечном итоге он не может скрыть корысть ("Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"), лежащую в основе его социального характера. Видимая нелепость этой фразы не только сводит воедино оба плана басенного диалога, но и обнажает реальный социально-общественный фундамент, на котором строится мораль Волка.

Не менее показательна с этой точки зрения и речь Ягненка. Он прямо относит к Волку титул "светлейший", "Светлость", подчеркивая то социальное расстояние, которое разделяет его и Волка. В речи Ягненка появляются обороты ("Когда светлейший Волк позволит.// Осмелюсь я донесть", "гневаться напрасно он изволит"), сообщающие ей подобострастие, которое оттеняет всемогущество Волка и ничтожность Ягненка. Однако его ничтожество коренится не в природе Ягненка. В дальнейшем он достойно противостоит Волку, и речь его не содержит никакого унизительного оттенка ("Нет братьев у меня", "Ах, я чем виноват?"). Он даже с третьего лица в обращении переходит на второе ("ты") - "Помилуй, мне еще и отроду нет году". Показательно, что растущий гнев Волка не вызывает в Ягненке никакого противодействия. Он лишь отвечает на смысл обвинений, но не обращает внимания ни на тон, ни на резкость выражений. Он их допускает, не возмущаясь и оставаясь спокойным, потому что оскорбления и грубость ему привычны, это, так сказать, в порядке вещей. По сравнению с речью Волка, состоящей из грозных вопросов и окриков, речь Ягненка выдержана в основном в повествовательных интонациях. Различие речевой манеры характеризует опять-таки социальное положение басенных персонажей. Крылов развертывает маленькую драму, в которой действующие лица своей речью характеризуют и себя, и свои моральные принципы. Рассказчик как бы уходит из басни, на время оставляя персонажей наедине. Сочувствие Крылова Ягненку нигде не выражено в авторской речи, оно скрыто в ней и вытекает из самой сцены как ее наглядный результат. Крылов отказывается не только от сочувствия Ягненку, но и от осуждения Волка. Оно тоже не выступает открыто, непосредственно. Это происходит потому, что баснописец избегает морализаторства, дидактики, маскирует назидательность басни. Он руководствуется не абстрактными нормами добра и зла, а конкретным раскрытием социальных отношений, которое выявляет их реальные этико-психологические следствия. Крылова не занимают Волк и Ягненок с точки зрения их индивидуальной психологии и личных душевных качеств. Они нужны Крылову как характеры, сформировавшиеся в конкретных социальных условиях, в процессе национально-исторического развития. Его интересуют их социальные роли, которые обусловили их психологию, поведение и мораль. Крылов оставил как совершенно отвлеченное и бесполезное сочувствие или осуждение сложившейся реальности. С его точки зрения, бессмысленно осуждать Волка за то, что он терзает Ягненка, а Ягненка за то, что он дает себя терзать Волку.

Крылов исходит из установившихся социальных отношений как непреложной данности. Драматическая коллизия между Волком и Ягнёнком призвана воссоздать систему социальных связей, которая такова, что в ней с необходимостью закона складывается принцип, позволяющий одному съесть, а другому быть съеденным. Та же основа формирует психологию обоих персонажей, их поведение и нравственность. Один наивно придерживается естественной морали, а другой ее презирает, почитая своим кумиром произвол. Нарушение моральных норм ведет к безнаказанному произволу, предопределенному всей социальной системой. Место естественных, простых и справедливых отношений занимают ложные, извращенные, по сути своей аморальные и безнравственные. Вот эта трезвость и проницательность социально-этической оценки современного Крылову общества противостоит всякому приукрашиванию, идеализации действительности и (чего нет у других русских баснописцев) мешает проникновению чувствительности, умиления по адресу страдающих и несчастных персонажей. Она исключает открытое выражение сочувствия или осуждения. С такой точки зрения драматическая форма, в которую отливается содержание басни, наиболее, конечно, соответствовала тем идейно-художественным принципам, которых держался Крылов.

Однако отказ от прямого сочувствия или осуждения совсем не означал, что Крылов оставался беспристрастным созерцателем. Его позиция рассказчика выражена в басне вполне отчетливо и определенно. Пользуясь своим высоким положением в обществе, Волк нарушает естественные и простые моральные нормы, он пренебрегает истиной, как только она расходится с его интересами, но в той легкости, с какой каждый раз оправдывается Ягненок, заключена сила коренных и неисчезаемых моральных устоев. Волк так и не смог найти ни одного стоящего довода, чтобы "дать делу... законный вид и толк". Он каждый раз терпит поражение, обмануть истину ему все-таки не удается, и он вынужден использовать свое могущество, применив насилие. Ягненок пал жертвой не ложных обвинений, которые он без труда отверг, а эгоистических интересов хищника, в конце концов отказавшегося от придирок и употребившего власть. Но оправдания Ягненка не отвергнуты, их истинность несомненна. Стало быть, гибель Ягненка не отменяет другой силы - тех естественных, хотя и попранных моральных норм, которые остаются неопровержимыми. В том, что Волк отбрасывает всякие дальнейшие попытки уличить Ягненка, и заключается победа этих простых жизненных ценностей, не поддающихся хитроумным манипуляциям. Басня строится так, чтобы Волк обнаружил свое лицемерие, в основе которого скрыт голый расчет. Как только это стало ясно, басня кончилась и началась расправа. Четкая граница проходит у Крылова между разумной, основанной на справедливых законах жизнью и жизнью, в которой господствуют исковерканные и ложные нравственные нормы. Вот куда клонится поэтическая правда басни, и эта правда целиком принадлежит рассказчику, лукавое простодушие которого проявилось в компоновке басенного диалога (и басенного рассказа в целом), изобилующего игрой противоположных страстей и смыслов.

Валентин КОРОВИН

Открытый урок литературного чтения в 3 «А» классе.

Тема:

Басня «Волк и Ягнёнок». Сравнительный анализ басни И. А Крылова с одноименной басней Эзопа.

Вид : развивающий урок на деятельностной основе с элементами театрализации.

Тип: урок изучения нового материала.

Цели:

1. Обучающая: познакомить с басней “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, познакомить с одноимённой басней Эзопа, учить видеть и чувствовать глубокий смысл басни, пополнять словарный запас учащихся, обобщить знания детей о баснях.

2. Развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помогать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальным способностям, развивать навык правильного и осознанного чтения

3. Воспитательная: способствовать развитию моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Оборудование:

портрет, рисунки к басням Крылова, проектор, компьютерная презентация, реквизиты для инсценировки басни, конверт с карточками для работы в парах, учебник.

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

На доске выставка рисунков к басням, подготовленная одной из групп учащихся (домашнее задание по группам).

На рисунках изображены эпизоды из басен. Назовите эти басни.

По мере того, как дети называют басни, рисунки переворачиваются и на них появляются буквы из которых складываются слова.

Прочитайте, что получилось? (волк, ягнёнок)

Как вы думаете, почему появились эти слова?

Это герои басни Крылова, с которой мы будем сегодня знакомится.

II. Сообщение темы урока.

Итак, сегодня мы знакомимся с басней «Волк и ягненок» и с одноимённой басней Эзопа. Слайд 2

III. Цели и задачи урока.

Нам предстоит выполнить достаточно большую работу:

1. Вспомнить основные моменты биографии Крылова и Эзопа.

2. Повторить уже изученные басни Крылова.

3. Познакомиться с новой басней Крылова.

4. Повести сравнительный анализ новой басни Крылова с одноименной басней Эзопа. Слайд 3

IV. Повторение и закрепление пройденного. Проверка домашнего задания.

1. Уже несколько уроков мы посвятили великому русскому баснописцу. Мы многое о нем узнали. С каждым уроком мы открывали что-то новое об этом великом человеке. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты его биографии. Слайд 4

(Ответы детей).

Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет;

На его глазах совершались великие события в России;

Маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время осады города Емельяном Пугачевым;

Он был свидетелем Отечественной войны 1812 года;

Им было написано более 200 басен;

Его басни переведены более чем на 50 языков.

2. Когда Крылов скончался, его похоронили в некрополе Александро-Невской лавры, увенчав его голову лавровым венком . По всей России по подписке собирали деньги на памятник Крылову.

Перед вами великолепное творение барона Клодта – первый в России памятник литератору – установленный в Летнем саду близ главной аллеи, неподалеку от дома, где жил Крылов. Рельефы по рисунку Агина представляют в бронзе героев его знаменитых басен. Герои 36 басен живут на гранитном пьедестале. Слайд 5

3. Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. Поэт Исаковский посвятил замечательные строки великому баснописцу.

(Ученик читает наизусть стихотворение).

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней

Со школьной парты с ними мы встречались

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

4. И обретя крылья «крылатые крыловские слова» оказались в нашей волшебной шкатулке, где хранятся книги с баснями Крылова. Я предлагаю заглянуть в волшебную шкатулку и вспомнить некоторые известные выражения, ставшие крылатыми. Слайд 6

5. Но прежде чем обратиться к басням мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, что такое басня (II группа учащихся). Слайд 7

Перед вами несколько определений слова басня. Они взяты из разных источников, но очень похожи.

(Обобщение ответов детей). Итак, басня это нравоучительное произведение, значит, в басне есть обязательно что? … (мораль). Мораль это … ? (логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Так поступать нельзя).

6. Ну а теперь вперед, к басням Крылова. Небольшая викторина определит, насколько внимательно вы читали его басни (III группа проводит викторину).

7. Викторина Слайды 8-12.

Перед вами иллюстрация к одной из басен Крылова и три выражения. Ваша задача соотнести одно из этих выражений с иллюстрацией и назвать басню.

8. С басней «Ворона и Лисица» мы знакомились на прошлом уроке. И сейчас мы ее вспомним. А помогут нам в этом ребята, которые подготовили инсценировку басни (IV группа).

9. – Мы говорим, что басня высмеивает пороки, недостатки. Как говорил Крылов: «Люблю, где случай есть пороки пощипать». Какой недостаток высмеивает эта басня?

Что такое лесть? (угодливое восхваление).

Почему лесть гнусна, вредна?

(Можешь поверить льстивым словам и не переделать плохо сделанную работу).

Дома вы должны были подобрать пословицы к басне (V группа). Какие пословицы вы подобрали?

Посмотрите, какие пословицы подобрала я. Подходят ли они к этой басне?

Какой поучительный вывод сделали из этой басни?

(Нельзя поддаваться на лесть, не принимать на веру все, что тебе говорят, остерегаться льстивых, неискренних слов похвалы).

Физминутка «Море волнуется»

IV. Новый материал.

1. Ребята, а хотели бы вы познакомиться с новым произведением великого баснописца?

С какой басней познакомимся?

2. Чтение басни учителем.

Что вы представили? Кого? Словесно нарисуйте представившуюся вам картину.

(Солнечный день, на открытом месте возле ручья Ягнёнок, который пришёл к ручью напиться. Он не ждал опасности. Рядом голодный волк.

Посмотрите, как выглядит иллюстрация к басне художника А. Лаптева. Слайд 15

Каким он изобразил Волка? Ягнёнка? Почему?

3. Словарная работа.

Сейчас вы еще раз самостоятельно прочитаете басню. Но прежде чем вы приступите к самостоятельному чтению, я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова в тексте, которые вам встретятся в тексте. Прочитайте внимательно все слова и выделите для себя те, значение которых вы не знаете.

Обратимся к значениям слов.

4. Самостоятельное чтение басни.

Какое начало у басни (грустное, тревожное, весёлое)? Почему?

(Тревожное. Ягнёнок зашёл к ручью напиться, а рядом «голодный рыскал волк»).

Что ещё подсказывает, что может случиться беда?

(Волк «на добычу стремиться», он хочет съесть Ягнёнка, грубо с ним разговаривает).

Почему Волк сразу не съел Ягнёнка?

(Хочет всё по закону сделать, пытается обвинить Ягнёнка, а Ягнёнок всё не виноват).

Что можно сказать о волке? О ягнёнке? Попробуем назвать качества характера героев (работа в парах).

Возьмите конверт, который лежит у вас на парте. В нём находятся карточки, на каждой из которых написаны черты характера героев. Разложите их в два столбика: в первый слова, которыми можно охарактеризовать Волка, во второй – Ягнёнка.

(Проверка.) Слайд 17

К чему стремиться волк, вступая в спор? В чём он обвиняет ягнёнка?

К чему стремиться ягнёнок в споре? Какие доводы приводит?

Найдите реплики Волка и Ягнёнка. Подумайте, как они говорят? Какие чувства испытывают? Как с развитием действия меняются их мимика, жесты?

Мы с вами определили характер героев, чувства, которые они испытывают. Это вы должны будете показать при чтении, поскольку вся основанная часть сюжета построена на репликах главных героев. Подготовка выразительного чтения будет вашим домашним заданием.

V . Знакомство с басней Эзопа. Сравнительный анализ басен.

1.- Мы с вами знаем, что основу сюжетов многих басен Крылова составили басни Эзопа. Слайд 18

Вспомните, кто такой Эзоп?

Его представляли горбатым, хромым – одним словом во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. Слайд 19

2. Физминутка для глаз

3. Чтение басни Эзопа.

4. Проведём сравнительный анализ басни Эзопа и Крылова.

(Заполнение таблицы. Слайд 20).

Эпическая

Поэтическая

Структура

Сюжетная часть: завязка, развитие действия, развязка;

Сюжетная часть: завязка, развитие

действия, развязка; мораль.

Композиция

Сюжетная часть.

Сюжетная часть.

Персонажи

Более яркие, эмоциональные образы

Кто заранее решился на злое

дело, того и самые честные

оправдания не остановят.

У сильного всегда бессильный виноват.

Язык басни

Краток, точен, меток.

Остроумный, мудрый, живой, близок к разговорному.

(Эзоп: « начал попрекать», « сказал», «ответил», и т. д. – нейтральные

Крылов: как смеешь ты наглец«, «нечистым рылом», «голову с тебя сорву», «когда светлейший Волк позволит», «и гневаться напрасно он изволит», и т. д.)

В какой басне лучше, ярче представлены характеры героев?

5. Чтение морали басен.

Обратимся к моралям басен.

Прочитайте мораль басни Эзопа, Крылова.

(После прочтения открывается слайд 21)

Как вы думаете, смысл, заключённый в морали каждой из этих басен одинаковый или разный?

Мораль какой басни точнее выражает её смысл?

Давайте подумаем, в чём же смысл басни?

- « У сильного всегда бессильный виноват». Что чему противопоставляется?

(сила противопоставляется бессилию, слабости).

Только ли о природном неравенстве идет речь?

Сейчас перед вами появиться ещё одна иллюстрация. Посмотрите, как представил героев басни народный художник России Е. Рачёв. Слайд 22.

Сравнение иллюстраций.

На иллюстрации Рачёва герои одеты как люди.

Как одет Волк? Ягнёнок? Что эти хотел сказать художник?

(Сильнее тот, кто богат, занимает более высокое положение в обществе. Бедный Ягнёнок вынужден подчиниться, он даже не сопротивляется)

V. Рефлексия.

У. - На кого из персонажей басни вы бы хотели походить?

Ответы детей.

Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лживый, жадный.

У. - Довольны ли вы своей работой на уроке?

VI. Домашнее задание по выбору:

1. Подготовить выразительное чтение басни Крылова и Эзопа.

2. Выучить наизусть басню Крылова.

3. Подготовить инсценировку.



Похожие статьи