Три богатыря - потомки великанов. Три богатыря - реальные исторические личности

    В русских сказках часто можно встретить об упоминании богатырей. Даже картины рисовались на тематику русского фольклора про богатырей. Васнецов картина так и называется Богатыри. Богатырей этих звали: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша попович. Жен их звали: Поляница Савишна, Настасья,Елена Петровна. Коней: Бурушка, Белюшка, Гай Юлий Цезарь. Про богатырей русских и мультфильмы современные снимают.

    Трх богатырей звали -

    1. Илья Муромец из города Мурома, жена - Поляница Савишна (конь - Бурушка).
    2. Добрыня Никитич из города Рязань, жена - Настасья (конь - Белюшка).
    3. Алша Попович из города Ростов, жена - Елена Петровна (конь - Гай Юлий Цезарь).
  • Есть даже современный мультфильм про приключения трех богатырей. Есть картина в Третьяковской галлерее в Москве.

    Илья Муромец

    Добрыня Никитич

    Алеша Попович

    Аленушка

    Настасья Филипповна

    Тремя богатырями из русских сказок являются:

    1) Самый старший Илья Муромец ,

    2) Средний по возрастной категории Добрыня Никитич

    3) Самый младший из трех богатырей Алши Попович .

    Женами этих богатырей являются:

    1) Самого старшего - Аленушка ;

    2) Среднего богатыря - Настасья Микулшна ;

    3) Младшего - Любава .

    Коней соответственно: Бурушка , Белюшка и Гай Юлий Цезарь .

    Три богатыря - это собирательное название героев из русских былин. Богатырей звали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алша Попович. У каждого богатыря было по одной жене и коню... xD

    В общем, жн звали Алнушка, Настасья Филипповна и Любава. Ну, а у коней были имена - Юлий, Бурушка и Вася.

    Трех богатырей звали Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Коня Алеши Поповича звали Гай Юлий Цезарь, Добрыни - Белюшка, Ильи Муромца - Бурушка. А вот жен не знаю как звали.

    На Руси было много богатырей, но самыми известными, вошедшими в историю, стали только трое. О них слагались легенды, рассказанные в былинах, их изображали на картинах, снимали фильмы.

    Считается , что богатыри жили на Руси на самом деле и служили в городе Киеве князю Владимиру, по прозвищу Красное Солнышко.

    картина В. Васнецова Богатыри

    Старшим из троих был Илья Муромец , проживавший до тридцати лет в городе Муроме (на картине изображен по середине). Илья родился в крестьянской семье, долго не мог ходить, но обладал могучей силой и волей. Когда он поднялся на ноги, пошел защищать землю русскую от врагов.

    Средним богатырем был Добрыня Никитич , родом из города Рязань (он слева, на белом коне). Добрыня был умным и рассудительным, смелый воин, воевода и советник князя.

    Младшим из тройки богатырей был Алеша Попович , сын священнослужителя из Ростова (нарисован справа). Про Алешу говорили, что он был хитроумный и коварный, большой силой не отличался, и очень любил женщин.

    Три богатыря вновь стали популярными героями после выхода на экраны серии мультфильмов. Сейчас снято уже шесть полнометражных картин, первый вышел в 2004 году.

    Персонажи мультиков схожи внешне и по характеру с настоящими богатырями.

    В мультфильме у богатырей есть жены: Илья женился на Алнушке, Добрыня на Настасье Филипповне, Алеша взял в жены Любаву.

    Богатырский конь Ильи звался Бурушка. Как и в былинах, в мультфильме показали что Илья очень дорожит своим конем.

    Добрыня в мультике ездит не на коне, а на смешном верблюде, которого зовут Вася.

    У Алеши Поповича есть конь Юлий, а ещ осел по имени Моисей, на котором Алеша сражался с Тугарином Змеем.

    Имена трех великих русских богатырей знают многие. Это Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Известная картина, где мы можем их увидеть висит в Третьяковке.

    А вот про их коней информация не так распространена. Их звали Гай Юлий Цезарь, Бурушка и Белюшка.

    И мало кто знает про их жен. Если только из не так давно вышедших мультфильмов. Их имена - Любава, Настасья Микулишна и Аленушка.

    Имя самого первого сказочного героя русских былин, с которым знакомятся дети Илья Муромец. Силач, просидевший 33 года на печи и который смог стать в один миг, чтобы спасти русскую землю от нашествия половцев и других племен. Под стать ему своими славными подвигами русские богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич. Три русских воина, три богатыря, есть даже известная всем картина пера Виктора Васнецова Три богатыря, создано немало мультипликационных фильмов, рассказывающих о силе и славе богатырей.

    Как рассказывают историки, все три сказочных персонажа имели настоящих прототипов и в былинах, русском эпосе они приобрели черты сказочных персонажей.

    Многие про богатырей русских узнали из современных мультиков, а не из сказаний былинных.

    У Богатыря Ильи Муромца была супруга Савишна Поляница и верный конь Бурушка.

    Добрыня Никитич взял в жены Настасью Микулишну. Подвиги совершал на коне Белюшке.

    А Алеша Попович любил Елену Петровну. Богатырского коня звали Гай Юлий Цезарь.

    Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алша Попович - три богатыря. Богатыри сильные, храбрые люди, защитники земли русской. Их имена знает каждый ребенок.

    Кличка Коня Ильи Муромца - Бурушка, Добрыни Никитича - Белеюшка Алеши Поповича, согласно мультика, - Юлий.

    Имея жены Ильи Муромца - Поляница Савишна, Добрыни Никитича - Настасья (дочь Микулы Селяниновича), жена Алеши Поповича Елена Петровна (она же Аленушка).

Три богатыря - российская гепталогия полнометражных мультипликационных фильмов, повествующих о приключениях трёх самых известных богатырей - Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Мультфильмы были созданы кинокомпаниями «Мельница » и СТВ . Осенью 2008 года, был выпущен сборник всех трёх частей от концерна «Союз ». С 2010 по 2015 год сборники мультфильмов про богатырей и других сказочных героев также продавались на пиратских дисках.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Три богатыря и принцесса Египта (мультфильм)

    ✪ Три Богатыря и Шамаханская Царица (мультфильм)

    ✪ Три богатыря и морской царь (мультфильм)

    ✪ Илья Муромец и Соловей Разбойник (мультфильм)

    ✪ Три богатыря: Ход конем. Мультфильмы

    Субтитры

Мультфильмы цикла

Действие происходит в средние века на русских землях условно в X-XIII веке. Каждый из мультфильмов имеет отдельный сюжет, но связан основными героями. Единственным сквозным героем всех мультфильмов является Князь Киевский, которого озвучил Сергей Маковецкий .

Алёша Попович и Тугарин Змей (2004)

Мультфильм создавался с 11 июня 2004 года режиссёром Константином Бронзитом . Первая в России экранизация былины об Алёше Поповиче и Тугарине Змее. Съёмки окончены 22 июля 2004 года.

Бюджет: $4 000 000. Кассовые сборы: $6 720 288

Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006)

Премьеру мультфильма огласили в 2005 году, а сняли через год. Съёмки шли с 13 декабря 2005 года по 4 февраля 2006 года.

Бюджет: $4 500 000. Кассовые сборы: $6 864 576

Илья Муромец и Соловей-Разбойник (2008)

Премьера состоялась 27 декабря 2008 года. Мультфильм должен был стать завершением трилогии о трёх богатырях, но было решено продолжать серию - кассовые сборы как окупили мультфильм, так и с лихвой покрыли убытки от двух предыдущих частей. Также 4 ноября 2008 года шла на Первом канале . Съёмки шли с 15 августа по 13 сентября 2007 года.

Бюджет: $2 000 000. Кассовые сборы: $12 432 144

Три богатыря и Шамаханская царица (2010)

Бюджет: $3 000 000. Кассовые сборы: $24 288 720

Три богатыря на дальних берегах (2012)

Бюджет: $3 500 000. Кассовые сборы: $32 000 000

Три богатыря. Ход конём (2015)

Съёмки шли с 24 августа по 4 октября 2014 года, а премьера состоялась 1 января следующего года.

Бюджет: $3 500 000. Кассовые сборы: $24 576 288

Три богатыря и морской царь (2016)

Съёмки шли с 25 января по 27 февраля 2016 года [ ] . Премьера в России и мире состоялась 1 января 2017 года.

Бюджет: $4 000 000. Кассовые сборы: $14 134 274

Три богатыря и принцесса Египта (2017)

Фильм анонсирован с началом показа мультфильма «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Анонсированная дата выхода - 28 декабря 2017 года. Съёмки пойдут в мае.

Съёмочная группа

В скобках указан номер фильма

  • Авторы сценария - Константин Бронзит (1), Максим Свешников (1-3), Александр Боярский (1-7), Илья Максимов (1-2), Ольга Никифорова (4), Светлана Саченко (6-7), Алена Табунова (7)
  • Режиссёры - Константин Бронзит (1), Илья Максимов (2), Владимир Торопчин (3), Сергей Глезин (4), Константин Феоктистов (5-7)
  • Художники-постановщики - Ольга Овинникова (1-5), Олег Маркелов (3-4), Елена Лаврентьева (4), Лидия Савина (5), Светлана Дегтярёва (6)
  • Художники по персонажам:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Варфоломеева (2-5)
    • Людмила Стеблянко, Илья Максимов (1-2)
    • Екатерина Смирнова (4-5)
    • Олег Маркелов (2-3)
    • Анна Попко, Ольга Лызо, Майя Нинбург, Елена Кокоулина (4)
  • Художники лэй-аутов:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Мардаголимова, Олег Пожидаев (1-3)
    • Екатерина Салабай (3), Артём Мясников (3)
    • Юлия Байгулова (3-5)
    • Елена Терлецкая, Екатерина Смирнова, Екатерина Комелина, Наталья Ковалевская (4-5)
    • Альбина Кунцевич, Евгения Банди, Алевтина Шабунина (5)
  • Руководители отдела лэй-аутов - Марина Михеева (1-4), Елена Терлецкая (5)
  • Ведущие аниматоры:
    • Ольга Образцова, Екатерина Шрага (1-2)
    • Елена Кокоулина (2-3)
    • Александра Шоха (2-4)
    • Антон Рудин (2)
    • Ольга Кажанова, Екатерина Салабай (3)
    • Екатерина Рябкова (4)
    • Наталья Ковалевская, Евгения Тройнятникова, Татьяна Румянцева, Ольга Пермякова, Вера Шиганова (5)

Развитие характеров героев, художественные особенности и отсылки к другим фильмам

Сначала идёт фильм «Алёша Попович и Тугарин Змей», потому что здесь Князь более молодой, а на престол встал недавно. Опыта особо не замечено. Возможно, что это отсылка к князю Владимиру Святому, который принял христианство на Руси. Следующим идёт «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Строго говоря, хронологически эта история началась чуть-чуть позже, чем история Алёши Поповича. К тому времени Князь занимался государственными делами, невзирая на Алёшу. В шатре хана Бекета можно увидеть изображение Тугарина Змея. Также можно заметить разваленные ворота Киева и полуразломанную дверь во дворце, что осталось после прихода Алёши с Тугарином.

В мультфильме «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» Князь уже старше и умнее. На носу корабля можно увидеть изображение Алёши Поповича. Уже в начале этого фильма Князь радостно пересчитывает всю свою казну, тогда как в предыдущем на нём висел гигантский долг в 40 тысяч монет. Кроме того, именно с этой серии он обретает зачатки храбрости, не имевшиеся в первых двух (авантюрная погоня за Соловьём и финальная битва) и проявившиеся далее - в пятой части.

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Князь обретает новую черту характера - влюблённость. Хотя она была наваждением, зато изменила героя. Причиной всего этого была фотография царицы, которую Князь нашёл в книге «Поколение Х», и можно заметить, что она издаёт звук щёлканья камеры. В шестом фильме она появилась на несколько секунд.

В последующих мультфильмах характер Князя сформирован окончательно: это меркантильный, хитрый, жадный и трусоватый человек, который всё же способен на подвиг и беспредельно любим своим народом, поскольку радеет о благе Киева. Князь вечно влипает в передряги вместе с Юлием, относясь к нему, как к брату. Богатырей и их жён он стал считать за свою родню.

Богатыри практически не изменяются в своём поведении и характере на протяжении фильмов. Сквозной темой для них становятся отношения с жёнами. Хотя богатыри не чураются простой крестьянской работы, обыденная жизнь без врагов для них скучна и приводит к расслаблению, но отъезды не нравятся их жёнам, особенно Настасье Филипповне - жене Добрыни Никитича. В походах богатыри переосмысляют отношение к семейной жизни. После завершения походов обычно все семейные проблемы улаживаются.

Заметно иррациональное содержание богатырской силы - она появляется не от тренировок, а от обладания артефактами: родной землёй, зубом дракона и т. п. Исчезновение же силы может быть связано с падением боевого настроя богатырей - от осознания своей бесполезности, от отсутствия врагов, от утраты важных атрибутов.

Несмотря на былинную основу и «военность» богатырей, фильмы из цикла не содержат никаких сцен жестокости или насилия. Ни один из злодеев не был убит (в лучшем случае антагониста пленят, а чаще всего он убегает или исправляется и мирится с протагонистами), а все битвы сводились к раскидыванию врагов по сторонам.

Персонажи

После успехов трёх мультфильмов о богатырях было решено снять ещё несколько мультфильмов, со спин оффом , где все три богатыря и другие персонажи (известны с этих фильмов): конь Юлий, Князь Киевский, жёны богатырей (Любава, Настасья Филипповна и Алёнушка), бабуля, Тихон, Змей Горыныч и кони богатырей (Бурушка, Моисей и Вася) объединятся. Новые мультфильмы стали показывать события, которые не были в былинах. Первым из них был мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица», режиссёром которого стал Сергей Глезин.

Через 2 года, богатырей стал снимать Константин Феоктистов.


Название картины: «Богатыри»

Холст, масло.
Размер: 295,3 × 446 см

Описание картины «Три богатыря» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Богатыри»
Картина написана: 1881-1898 г.
Холст, масло.
Размер: 295,3 × 446 см

Появившись на свет в семье вятского священника, В. Васнецов вырос в том краю, где всегда почитались старинные обычаи и обряды, рассказывались былины, сказки и легенды. С самого юного возраста будущий автор картин на фольклорную тематику был связан со сказочными героями и былинными персонажами.

Потом он стал учиться в Академии художеств и стал изучать не только приемы портретной живописи, а и историю Руси, которая, как известно, напрямую связана с устным народным творчеством.

Среди первых работ на тематику фольклора стоит назвать такие произведения как «Ковер-самолет» и «Витязь», которые знамениты изображенными на них богатырями, причем один летит над русской землей, а другой строит на страже ее границ. Имя В. Васнецова знают и как одного из иллюстраторов русских сказок, среди которых – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Сивка-Бурка» и многие другие. Эта страсть к изображению героев сказок и былин, которую многие художники сделали лишь частью творческого наследия, Васнецов развил, что дает право считать его асом своего дела. Талантливый архитектор и иллюстратор, он не только изображал страницы отечественной легендарной истории, а и привносил в нее мощнейший идейный смысл.

Одной из таких картин принято считать знаменитых «Богатырей», которых с легкой руки самого живописца зовут не иначе как «Три богатыря». Причиной этого стала ремарка к полотну, написанная автором: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде».

Здесь, как вы успели догадаться, изображены три основных героя былинного эпоса и три главных русских богатыря, образы которых эксплуатируют отечественные политики и мультипликаторы – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Фигуры у богатырей напоминают титанов из древнегреческой мифологии, да и кони у них соответствующие – исполинские и мощные, что вызывает предположение о том, что художник изобразил эти же качества своего народа. Если говорить о размерах картины, то они так же не менее впечатляющи – 3 метра в высоту и почти 5 в ширину.

На создание данного шедевра у художника ушло около 30 лет, причем в 1871 году он создал первый карандашный набросок, а с 1881 по 1898 года работал непосредственно над картиной.

Те, кто хоть раз видели полотно в Третьяковке, непременно скажут, что оно является олицетворением силы, мудрости, молодости и удачи. Имена каждого из троицы богатырей вы знаете с самого детства и по мультикам о приключениях стражей Руси. Все образы картины символичны: Добрыня обладает знаниями, опытом и смекалкой, Илья наполнен жизненными силами, а Алеша отражает лиризм, романтику и веселье юности.

Центральную часть композиции полотна занимает фигура Ильи Муромца. Прототипом для него стал крестьянин Иван Петров, громадного роста мужчина, неизрасходованные душевные качества которого Васнецов разглядел в его глазах и изобразил их на портрете. В былинах же образ русского богатыря представлен как образ любимца всех – и старых, и молодых, и детей и взрослых. Илья Муромец – это вполне реальный исторический персонаж, а сказания о нем не что иное, как хроники событий. Позже этот богатырь стал монахом в Киево-Печерской лавре и в настоящий момент причислен к лику святых. Данные факты художник знал, и перед зрителями предстает могучий воин и открытый человек, в котором странным образом соединились недюжинная сила и широта души. Огромный черный конь требует вместо упряжки массивной металлической цепи, а его развивающаяся на ветру грива и мощные ноги дополняют величие богатыря. Илья, сложив руку козырьком, смотрит вдаль, словно выискивает супостата, которому всегда готов дать отпор.

Русские предания говорят о прекрасном образовании и мужестве Добрыни Никитича, а сам художник воплотил в нем собирательный образ рода Васнецовых – отца, дяди и самого себя. Вот причина, по которой исследователи отмечают сходство черт лица и размера глаз с внешностью художника. В былинах Добрыня всегда молод и удал, он тот молодец, который носит заговоренную броню и меч-кладенец, а художник, наоборот, изобразил его величавым и умудренным жизнью человеком. Черты лица богатыря благородны, словно подчеркивают его образованность. Но этот человек способен остановить врага не только силой слова, а и мечом, который уже готова выхватить из ножен его рука.

Алеша Попович – самый молодой из всей троицы. Этот стройный юноша нарисован со старшего сына мецената Саввы Мамонтова Андрея, умершего в юном возрасте. Говорят, что это был человек веселый и общительный, а художник перенес эти черты на картину, изобразив Алешу с гуслями, прикрепленными к седлу.

Каждый из героев вооружен, чтобы защитить Русь от нашествия неприятелей: Илья Муромец не выпускает из рук копье, Добрыня Никитич держит руку на мече, а у Алеши Поповича в руках лук. Шлемы защитников подобны церковным куполам, что является символом благословенных подвигов ради своего народа.

Пейзаж картины – целое откровение для зрителя. Былинный ковыль, зелень травы, холмы – все это собирательный образ родины, который представляет себе каждый человек. Если посмотреть на верхнюю часть полотна, то видна надвигающаяся буря. Гонимые ветром клочья облаков, шевелящиеся лесные травы, развевающиеся конские гривы – все это дает понять, что несмотря на монголо-татарское иго, на Руси есть люди, способные защищать других.

Нельзя пройти мимо характеристики коней, ведь это животное – обязательный атрибут каждого богатыря, его друг и соратник, который чем-то похож на своего хозяина. Конь Ильи – упрямый верный вороной, который будет с ним до конца. У Добрыни белая лошадь, горделивая и полная достоинства, что продолжает черты характера всадника. Алеша сидит на рыжем коне-огне, который наполнен кипучей энергией, изяществом и готов сражаться до конца.

«Богатырей» считают самой яркой и сильной картиной среди всех работ Васнецова, ведь он полностью отдавал себя эпическим сюжетам так, как делали это Добрыня, Илья и Алеша для своей родины.

Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков.

Вспомним главных.

1. Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь.

Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века.

В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

3. Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

4. Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

8. Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

11. Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.

В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

14. Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos .

Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

15. Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Поскольку речь у нас пойдёт о былинах, то расскажу я для разгону забавную историю из времён, которые сейчас вполне можно назвать былинными. Разгар перестройки, последние годы Советского Союза. Так сказать, крушение империи. Все эти события мне довелось наблюдать из места весьма подходящего для наблюдения. Жил я тогда в Москве в общежитии аспирантов Академии наук СССР.

Не знаю, как сейчас, но тогда в очную аспирантуру можно было поступать до 35 лет. Мне было 33, возраст почти предельный, и поэтому я, посмеиваясь, называл себя «дедушкой русской аспирантуры». И, действительно, я был гораздо старше всех ребят, проживавших в здании сталинской еще постройки на улице Вавилова.

А приехали в Москву эти мальчики и девочки со всего Союза. Как пелось в одной славной песне (тоже сталинского замеса), с южных гор до северных морей. Таджикистан, Молдавия, Литва, Калмыкия, Бурятия - тогда это была одна страна. Даже - ей-богу не вру! - Украина совсем не числилась заграницей.

Но дружба народов, воспетая в славных советских песнях, уже начинала трещать по швам. Когда молодые представители союзных (все еще!) республик собирались выпить за общим столом, то и дело сами собой вспыхивали разговоры о том, как хорошо бы было, кабы эти республики жили порознь. Почему-то все забывали многократно доказанную истину: за свободу надо платить. О плате мало кто из юных интеллектуалов задумывался.

Похожие мысли высказывали и представители России. Их логика была не менее проста и прямолинейна. К чему кормить окраины? Пользы от них никакой. Если эти деньги да в России оставить - ух, и славно же мы заживем!

Этот вечный разговор возобновился во время очередной пьянки. Если не ошибаюсь, состоялась эта пьянка накануне 7 ноября, который тогда считался главным праздником страны. Что там ни говори, но межнациональные разборки в день годовщины пролетарской революции выглядели сюрреалистично.

Градус спора нарастал, а если учесть градусность выпитого, словесные препирания вполне могли перейти в мордобитие. Поэтому, улучшив момент, я спросил паренька, аспиранта из института истории СССР:

Ты картину Васнецова «Три богатыря» помнишь?

Конечно, помню.

Ну, тогда скажи, кто из богатырей, изображенных на картине, русский?

Все! - Ответил паренек, ни на секунду не задумавшись. Чем и показал степень своего профессионализма и знание предмета. Потому что ни о какой русской нации во времена князя Владимира Красно Солнышко говорить не приходилось. Тогда вообще такого понятия, как «нация» во всем мире не разыскать было.

То, что товарищ был не слишком сведущ в предмете, вдохновило меня на мелкую провокацию.

Нету там русских! - Сказал я с серьезным видом.

Это как же так, нету? - Все внимание было теперь обращено на меня.

А вот так и нету. Начнем по старшинству. Кто на картине в центре, на черном коне?

Илья Муромец! - Вспомнил кто-то.

Хазарский воин на службе у киевского князя. То есть иудей. В некоторых былинах его и называют Жидовином. И звали-то его, скорее всего Элиягу.

А Муромец он тогда почему же? Разве в Муроме евреи жили?

В Муроме в то время жило финно-угорское племя мурома. И далековато были эти места от Киева. Трое суток скачи - не доскачешь. Так что вряд ли Илья Муромец был из этого Мурома.

Известие о том, что Илья Муромец - еврей, привлекло всеобщее внимание и теперь все за столом с интересом слушали мое вранье.

Так, теперь Добрыня Никитич. Он на картине изображен по правую руку от Ильи, сидит на белом коне. Кстати, художник неспроста выбрал масть у коней. Это намек на, так сказать, масть всадника. Какие там волосы убраны у богатыря под шлем не разглядишь. А Илья Муромец, как самый старший, уже изрядно поседел. А вот кони богатырей словно подсказывают: Илья - брюнет, Добрыня - блондин, и борода у него на картине, как положено, рыжеватая. А в одной из былин, где он бился со своей будущей женой, Настасьей Микуличной, прямо говорится, как схватила она в поединке Добрыню за жёлты кудри. Ну а Алеша Попович, соответственно - рыжий-бесстыжий.

Почему бесстыжий?

Сейчас и до него дойдем. Так вот, Добрыня - имя, известное из летописей. Новгородский воевода, дядя князя Владимира. Крестил Новгород, как говорит известная русская поговорка, мечом. А какой нации были на Руси князья? Известно какой, варяги . Норманны. Немцы, то есть. Даже не немцы, пожалуй, а шведы. Но уж точно, что не из местного населения.

Ну, а теперь, как и было обещано, самый молодой Алеша Попович. Ну, тут фамилия, а точнее, отчество само за себя говорит. Попович, то есть сын попа. Если учесть, что действие былин происходит во времена князя Владимира, то есть при крещении Руси, местных священнослужителей воспитать еще не успели. Значит, попами были приглашенные из Византии греки. Так, значит, кто у нас Алеша Попович?

Правильно. Это и его манера поведения подтверждает. Он всегда берет не столько силой, сколько хитростью. Греки по всей тогдашней Европе именно этим качеством и славились . Ну, и еще своеобразной моралью. Именно Алеша Попович попытался Добрыне Никитичу рога наставить и жениться на его супруге, Настасье Микуличне.

Так что на картине Васнецова у нас изображены три богатыря, да только вряд ли русских.

Мой рассказ произвел впечатление. Главное, что он перевел разговор в более мирную колею. Когда заиграла музыка и начались танцы, мой приятель, тоже гуманитарий, но не историк, а археолог, сказал мне тихо:

Ну ты и 3.14здобол!

Надеюсь, что мне никто всерьез не поверил.

Ну, а теперь, попробуем разобраться в этом вопросе более серьезно.

Былины - это русский богатырский фольклор. Почему русский? Ведь я только что сказал, что в те времена русской нации не существовало. Да, во времена Древней Руси, то есть в 9 — 13 веках не было ни русской нации, ни русского языка. Но былины были сложены гораздо позже, а записаны вообще в 18-м - 19-м веках. И распевали былины уже на русском языке. Может быть, для нашего уха языке и архаичном, но все же вполне понятном и перевода не требующем.

Их, действительно, распевали своеобразным речитативом. И хотя иногда былины называли еще и «стáринами», то есть рассказами о делах давно минувших дней, сами эти песни на документальность не претендовали. Это были явные мифы, то есть, произведения художественные.

Именно как художественные произведения былины и следует рассматривать, несмотря на то, что действуют в них иной раз исторические персонажи. А потому, руководствуясь заветом великого А.С.Пушкина, будем судить былины по законам, ими самими над собою признанными. То есть попытаемся извлечь информацию о трех богатырях из самого текста былин.

Тех, кто обеспокоился нечаянным еврейством Ильи Муромца, следует сразу успокоить. Илья Муромец - не хазарский воин на службе у киевского князя. Хотя по обычаям того времени в том, что хазарский воин (этнический тюрок, по вере иудей) мог наняться в дружину к киевскому князю нет ничего удивительного. Это был только вопрос денег. Мы же не удивляемся, что за команду российского футбольного клуба играет темнокожий спортсмен, родной язык которого, к примеру, португальский, а сам он перед матчем ходит молиться в католический собор. Князя Владимира это тоже не слишком волновало. Так что сиживали за его столом и хазары тоже. Кстати, судя по пушкинской поэме «Руслан и Людмила», один из женихов-соискателей, Ратмир, - именно хазарский воин. Несмотря на свое славянское имя. И да, само слово «богатырь» восходит к хазарскому «богатур».

Но все же биография главного героя былин, пожалуй, самая запутанная. Здесь имеют место реминисценции с библейскими текстами. Ведь Илья Муромец начал свою жизнь и свои подвиги фактически с того возраста, когда закончил свою земную жизнь Христос. И в некоторых текстах былин калики перехожие оказываются Христос и два апостола, исцеляющие страдальца. Подобное сходство не должно удивлять. В былинах это случается. Например, эпизод с купцом Садко на корабле очень напоминает то, что произошло на корабле же с пророком Ионой.

То, что Илья Муромец родом не из Мурома, спрятавшегося среди северо-восточных лесов и болот - почти доказанное утверждение. И уж тем более, он не из села Карачарова, которое давно вошло в черту Москвы. Тем более, что в топониме Карачарово отчетливо слышна тюркская составляющая. По исследованиям некоторых филологов родина былинного богатыря - город Карачев в Черниговском княжестве. Рядом - город Моровийск, по которому богатырь должен был называть себя Моровлин. Похоже на «Муромец»? Специалисты склонны думать: да, похоже.

Еще одним прототипом Ильи Муромца считают монаха Илью Печерского, захороненного в Киево-Печерской лавре. В монашестве он носил имя Ильи Муромца. Обследование его мощей показало, что этот Илья был очень сильным человеком ростом в 177 сантиметров. Для 12-го века, когда он жил это был очень высокий рост. Что характерно, у этого Ильи Муромца обнаружено заболевание позвоночника и следы многочисленных ран. Умер этот человек приблизительно в возрасте 50 лет. И родом он был откуда-то из-под Чернигова.

Кстати, этот святой Илья Муромец - покровитель российских войск. Своим именем он опекает ракетные войска стратегического назначения, а также пограничные войска. Кого-то, может быть, это наполняет гордостью. Мне же смешно. Почему-то вспоминается буддийский Таиланд, в котором, к тому же почитают множество индийских богов. Так вот, министерство просвещения там опекает мудрый бог Ганеша, сын самого шестирукого Шивы, которому папаша по необходимости присоединил к человеческому телу голову слона. От чего Ганеша стал не только сильным, но еще и симпатичным. А вот символом военно-воздушных сил страны является Гаруда, боевая птица-змееборец бога Вишну.

Былина о битве Ильи Муромца с хазарином Жидовином в своде былин имеется. Имеется и вариант, в котором Жидовин оказывается сыном Ильи. Но в былинах при сходных обстоятельствах упоминается еще один сын Ильи Муромца, ему неведомый (что для мужчин - довольно обычное дело). Того сына зовут Сокольник.

В общем, как и было сказано, самый загадочный из знаменитых былинных персонажей - Илья Муромец.

Добрыня Никитич чуть менее популярен по сравнению с Ильей. И, надо сказать, его биография прорисовывается из былин гораздо более ясно. Он - богатырь-наемник при князе Владимире и его родственник. Добрыня не столь силен, как Илья Муромец, но силы и храбрости ему тоже не занимать. К тому же он достаточно умен и образован, чтобы выполнять различные дипломатические поручения князя. Заметим, именно умен, а не хитер, как Алеша Попович. Его жена - Настасья, дочь Микулы Селяниновича, который в иных случаях силой превосходил Илью Муромца. Так что и в семейной жизни у Добрыни полный порядок.

Прообразом Добрыни Никитича, действительно, является тот самый Добрыня, дядя Владимира, который недобрым словом поминается в летописи за окаянное крещение Новгорода огнем и мечом.

Третий богатырь, Алеша Попович, в самом деле, поповский сын. Его отец — ростовский поп Левонтий (в некоторых былинах, Федор). Так что все, сказанное мною про него, пожалуй, не поклеп. Действительно, грек, действительно, хитер, действительно, не всегда разборчив в средствах. Да, рыцарь, но рыцарь и со страхом, и с упреком. Но это - закон жанра. Не могут все герои эпоса быть сильными или умными. Кому-то следует быть слабаком и хитрецом, чем вызывать у слушателей и негодование, и симпатии. И да, имя у третьего из богатырей вполне подходящее. «Алексей» - по-гречески «защитник»

Примечания к тексту.

1. Не знаете, кто такие варяги? Читайте статью



Похожие статьи