Молодежка социальная группа. А

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная(фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» . Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про­исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла­дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со­знанием молодежи, приобретая универсальный харак­тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про­цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель­ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» .

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) – получение образования; в третью очередь (17%) – работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования .

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» . Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей .

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Культ денег;

Безразличие и индивидуализм.

Вседозволенность.

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

Внеинституциональная культурная самореализация;

Отсутствие этнокультурной самоидентификации .

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» . (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- сообщаю стройный вид, устраиваю) - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.

Основное отличие социальной организации от социального института заключается в том, что институциональная форма общественных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами.


Похожая информация.


Группа - объединение людей с общими интересами, которые влияют друг на друга. В группах они удовлетворяют потребности в общении; овладевают навыками общежития с другими людьми; усваивают определенные стат теворольови нормы поведения; привлекаются к отдельным субкультур. Под субкультурой понимают совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления отдельных групп лю дей и позволяют им осознать и утвердить себя как непохожих на других представителей социума. Субкультуры относятся к стилизованных механизмов социализации личностисті.

В результате неприятия подростками и молодежью молодежных и экономических реформ, социальных и духовных ценностей государства, обострения собственных проблем, они начали объединяться в различные группы

По юридическому статусу группы (объединения) разделяются на формальные (официально признанные) и неформальные (существуют стихийно) основном неформальные объединения появляются как протест против существующих порядков в и поиск более справедливых форм общенияя.

Проанализировав причины, по которым подростки и молодежь попадает в неформальные группы, ученые определили основные:

Потребность в друзьях;

Желание познать необычное, в том числе современные течения в искусстве;

Неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;

Отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе;

Потребность в эмоциональных впечатлениях;

Отсутствие индивидуального подхода в школе;

Безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;

Оригинальность впечатлений, полученных в группе, свобода;

Возможность проявить протест против чего-то;

Недоступность образования;

Не трудоустроенность и другие;

По социальной направленности группы подразделяются на:

1 просоциального. У членов о социальных субкультур нормы поведения не противоречат общепринятым

2. Антисоциальные, в которых групповая культура противопоставлена??общественным нормам, а ее носителей отличает деструктивное поведение, направленное на разрушение устоявшихся норм и ценностей общественной жизни

3. Асоциальные группы, в которых наблюдается трансформация общечеловеческих норм. Для носителей характерна девиантное поведение, которое не совпадает с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе и. Отдельное подгруппу составляют криминогенные группы, которые объединяются по признаку деятельности, которая носит асоциальный характер. Выделяют три уровня развития криминогенных игругруп.

1. Асоциальные (передзлочинни) группы подростков с направленностью на антиобщественную деятельность. Такие группы возникают по месту проживайня, для них характерно неопределенное времяпрепровождения, асоциальное поведение: игра, пьянство, мелкие правонарушения. В полном составе члены группы правонарушений не делают. Для этого у них нет лидера и группа не сплоченнойвана.

2. Криминогенные группы характеризуются преступной направленностью ценностных ориентаций. Пьянство, разврат, корысть становятся нормой. Группа переходит к более значимым для общества преступлений. Однако групп па заранее не готовится к преступной деятельности. Преступная деятельность не организованована.

3. Преступные группы. В группах наблюдается руководящий центр - лидер, существуют неписаные законы и ценности, санкции. Состав группы постоянный, план преступлений разрабатывается. Члены группы имеют холодное оружие и осу снюють кражи, грабежи, насилие, разбойные нападениепади.

Своеобразные признаки субкультуры в неформальных объединениях:

Специфические ценностные ориентации и нормы поведения;

Своеобразные увлечения, вкусы;

Особые способы времяпрепровождения;

Жаргоны;

Особенности одежды и внешности

Среди детей нынче не модно быть обычным, нужно выделяться из толпы. Внешкольное образование на данном этапе не нашла широкого распространения, так школьники после уроков (пока не видят родители) принимают в руки ки оружие, рыщут опасными местностями, имитирующие недетские игры. Существует многообразная количество групп, среди которых можно определить таккі.

. Группы эпатажной самодеятельности . Целью объединения в такие группы является принадлежность к элитарной субкультуры. Характерными представителями являются панки, мажоры, постирай, байкеры, готы, эмо

Панки отмечаются петушиными прическами (ирокезами), разрисованным волосами в разный цвет, кожаным пиджаком на голом теле, грубым жаргоном, вызывая поведенческие

Байкеры ездят на мотоциклах без глушителей, на большой скорости, большей частью ночью, не имеют прав на вождение

Мажоры носят одежду одной из зарубежных стран, ездят на дорогих автомашинах, любят быструю езду, проводят активный образ жизни

Постирай подчеркивают неуважительное отношение к окружающим, блокируют активную деятельность

Группировка. Эмо объединяет детей, которые не боятся смерти и пренебрегают правилами их можно узнать по черно-розовой гамме одежды и обязательным челкой на лбу. Эмо - от слова"эмоция"Это те, кто не кроется я в своих чувствах, они смеются и плачут громко. Главная опасность черно-розовых подростков - культ самоубийства. Дети этого даже не скрывают. Взрослые. Эмо доказывают самоубийство до концагубство до кінця.

. Группы культурной самодеятельности направленные на создании новых художественных ценностей. Наибольшее распространение получили хиппи, музыканты, которые создают музыку на компьютере, рокеры (битломаны, мракоби-ли, хардрокеры, металлисты, брейкеры), е еталисты - сторонники металлического рока делятся на: тяжелый металлический рок (хэви метал рок), черный металлический рок (блэк метал рок), скоростной металлический рок (спид металл рок), исповедующих культ сат ани, призывают к насилию, жестокости, кибер-панки - люди, которые увлечены компьютерами.

Члены группы хиппи имеют интерес к джинсовой одежды. Они носят длинные волосы на прямой пробор, тонкую повязку во главе. В основе их философии лежит внутренняя свобода, независимость от общества пропах овидують пацифизм, выступают против службы в армии, верят в медитацию их одежда и поведение объясняется желанием не отрываться от природроди.

. Группы социальной самодеятельности . Деятельность таких групп направлена??на решение социальных проблем - экологи, екокультуристы, етнокультуристы, группы взаимной поддержки, интернационалисты и др.

. Группы политической самодеятельности - политические клубе, фонды социальных инициатив. Деятельность направлена??на изменение политической ситуации и политических условий в стране

Группы агрессивной самодеятельности

Спортивные фанаты - группа людей, которые объединяются почитали-ными признаками к игрокам футболу

Правоекстремисты - неофашисты, копируют образ. Гитлера, имеют реакционные взгляды

Ливоекстремисты - сторонники советских политических деятелей

. Граффити . Представители этой группы изображают определенные символы, высказывания на стенах домов, заборах, в лифтах где-либо. Таким образом они выражают протест против определенных социальных норм, отдельных людей, а также же самоутверджуються путем символической идентификации с любимыми спортивными командами, музыкальными группами или течениями.

Социальному педагогу при работе с такими подростками и молодежью нужно знать особенности каждой группы, каждого члена. Необходимо собрать данные о существующих группы в микросреде, установить входящего ь в их состав, выяснить интересы, их уровень, идеалы, убеждения, желания, узнать структуру группы, правила приема в нее, характер лидерства, отношения между членами.

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Молодежь - это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia - терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

Возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

Самоорганизация и независимость от официальных структур;

Обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения .

Агрессивная самодеятельность. Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность. Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т.д.)


Альтернативная самодеятельность. Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность. Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность. Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

2. Типология политических режимов .

Политический режим – совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Характеристики политического режима:

· объем прав и свобод человека,

· методы осуществления государственной власти,

· характер отношений между государством и обществом,

· наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,

· пути формирования политических институтов,

· методы выработки политических решений.

2. Классификация политических режимов

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Этнические общности

В древности люди жили замкнутой жизнью - каждая группа (род, племя) имела свой район обитания, свои занятия, особые знаки отличия, свой язык, свои верования. Все другие считались врагами, и поэтому происходили ­постоянные столкновения. Постепенно ситуация менялась - ­по­явились союзы племен и другие объединения разных групп. Вместе с тем особые черты прежних групп оставались. Так появилось взаимодействие этнических групп.
Этническая группа - группа людей, имеющих особые этнические, то есть культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - язык, культура, религия, расовые черты передаются по наследству. Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические гру­ппы.
Характерная черта этнической группы - то, что ее члены классифицируют себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Можно выделить 4 обязательных критерия причисления индивида к определенной этнической группе: самоопределение (причисление себя к этнической группе, собственное желание индивида принадлежать к ней, классифицировать себя как члена группы), наличие родственных связей, культурные особенности, наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.
Таким образом, этническую группу можно охарактеризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, характеризующихся общим происхождением и осознающих свою причастность к единой группе.
Главной особенностью таких групп является выделение себя из окружающих людей, понимание особенностей своей культуры и стремление всеми способами ее сохранить. Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей , существовавших в истории человечества: племена,народности и нации.
Изучая историю древнего мира, вы часто слышали о родах и племенах. Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, единым языком, общими обычаями и верованиями.
Следующей ступенью объединения людей было племя - объединение нескольких родов. Именно племена считаются исторически первым этническим объединением . Каждое из них имело особый миф о своем происхождении, показывавший своеобразие и непохожесть на другие племена. Многие вели родословную от предков-животных и старались всячески на них походить - в танцах старались повторить повадки и движения священных зверей, раскрашивали себя под тигров, медведей или змей. Так подчеркивалась собственная позиция в окружающем мире. Сейчас в мире почти не осталось племен - они сохранились только в некоторых районах Африки, на островах Тихого океана, в лесах Южной Америки. Их жизнь остается такой же, как и тысячи лет назад, из поколения в поколение передаются представления предков о мире, традиции, образ жизни, манеры поведения. Представители этих племен никогда не видели городов, современных машин, ничего не знают о телевидении и кино. Ученые изучают сохранившиеся племена и делают выводы о том, что представляла собой жизнь людей в древние времена.
С возникновением государств племена стали превращаться в народности - более крупные общности с единством языка, территории, экономическими и культурными связями. Они зачастую образовывали одно государство, но сами еще оставались достаточно разобщенными, потому что господствовало натуральное хозяйство, при котором каждое селение производило все необходимое для жизни и мало нуждалось в установлении торговых связей. Не все народности смогли сохраниться до наших дней - загадочна судьба скифов, этрусков, ассирийцев, хазар и многих других. И все же большинство из них превратились в нации и существуют в современном мире.
Под нациями понимается устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при формировании наций являются налаженные отношения - экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений. Формирование многих из европейских наций историки относят к XVI–XVII векам. Эти группы характеризует также и наличие своей национальной идеи, под которой понимаются свои ответы на вопросы о происхождении народа, смысле его существования, о его месте в мире, об отношениях с соседями, о чертах уникальности и особенностях национального характера.
Общность нации выражается в особой национальной культуре.

Межнациональные отношения

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи . Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными . При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение малых наций и народов, использование национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создания напряженной обстановки, стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (по-другому его называют сепара­тизмом).
В мире достаточно примеров национальных конфликтов - кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками­ бывшего Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской провинции Квебек, войны­ между центральноафриканскими государствами и так далее.
Основу этих конфликтов составляют представления об особой роли своей группы в обществе, которые еще с древних времен были характерны для многих народов. Приведем пример из одного индейского мифа: «Чтобы закончить устройство мира, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в печь. Через некоторое время, сгорая от нетерпения, он вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и не очень приятной. Он был «непропечен» и внутри. Чуть позже Бог достал второго, он удался на славу - был красиво коричневым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Ну а третий за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый из испеченных человечков стал основателем белого рода, а последний - черного». Такой подход в своих крайних формах приводит к выводу, что определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, как физически, так и психически, и поэтому более способны для руководства и управления.
Позиция этнического превосходства приводит в итоге к дискриминации - сокращению или лишению прав и свобод для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских районов; в производственной сфере - запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане - обидными кличками, насмешками, анекдотами о «недоразвитом» народе и т. п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей группы. Такая система разделения долгое время существовала в ЮАР (Южно-Африканской Республике), где черное население изолировалось и лишалось большинства прав.
ХХ век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев - избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить «истинным арийцам». Были даже определены внешние параметры высшей расы - определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т. п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры.
Сейчас появилось много неонацистских партий и движе­ний, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Кому не хоче­тся слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, имеет единственно истинную религию, обладает герои­ческой историей, а его предки господствовали над другими лю­дьми? Подобные идеи используются на митингах, пропове­дуются в печати. Новоявленные лидеры заявляют о несправе­дливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости силой «навести порядок», для чего создаются особые боевые отряды. Обычно чем меньше у человека внутренней культу­ры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за всем этим люди стремятся к власти, славе и популярности, к личному обогащению через погромы. За их видимыми пере­живаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные­ интересы. Это было, есть и, наверное, еще сохранится. Насколько долго? Многое зависит от самих граждан - до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.

Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов, - Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие. Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.
Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений -дифференциации (стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:
- отказ от насилия и принуждения;
- поиск согласия (консенсуса);
- признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
- готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Причины межнациональных конфликтов:

Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Лекция:


Молодёжь как социальная группа

Молодёжь – это самая активная и динамичная социальная группа взрослеющих людей. На протяжении истории отношение общества к молодёжи менялось. Были времена, когда дети трудились наравне со взрослыми по 10-12 часов в день. До перехода общества на индустриальную стадию развития, молодёжь не выделялась как отдельная социальная группа. А в современном обществе она является особой демографической группой, отличающейся возрастными рамками от 14 до 30-35 лет.

Молодёжный возраст – это очень важный период для человека, когда происходит становление личности, обретение своего "Я", усвоение знаний и ценностей, овладение социальных ролей. Это период самых важных событий в жизни. Во - первых, молодой человек завершает обучение в школе и поступает в профессиональное учебное заведение. Во - вторых, он достигает совершеннолетия, что характеризует его гражданское становление – достижение полной дееспособности. В - третьих, приобретает профессию и трудоустраивается. И, наконец, в - четвёртых, создаёт семью.

Рассмотрим особенности социального положения молодёжной группы:

    Переходность положения – поиск себя, частая смена видов деятельности и увлечений, становление социального статуса.

    Высокий уровень мобильности – молодёжь не привязана к определённому месту какими – либо обязательствами, например, семейными и активно передвигается по социальным лифтам.

    Благоприятные перспективы для выбора профессии и создания семьи.

    Активный поиск своего места в жизни, неустанное экспериментирование, творческий подъём.

    Освоение новых ролей, например, студент, работник, семьянин.

    Особый психологический склад, стремление к утверждению своей индивидуальности.

    Ценностно – ориентировочная направленность личности, которая у разных людей различна. К примеру, Андрей интересуется музыкой, чтением книг, посещает музеи, для него ценность – искусство. Марат – мастер спорта по вольной борьбе, он ни дня не проводит без тренировки, для него ценность – спорт. Саша интересуется банковской деятельностью, он знает, как и по какой цене можно купить акции Сбербанка, для него ценность – деньги).

    Собственная субкультура, отличающаяся особым имиджем, сленгом, манерами поведения и зачастую подверженная криминализации.

Проблемы молодёжи и молодёжная политика РФ


Положение молодёжи в современном обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, молодёжный возраст – самый благоприятный период для профессионального становления и образования семьи. Но с другой стороны, в этот период возникает ряд проблем. Во - первых, безработица и материальная необеспеченность молодёжи, которые вынуждены жить за счёт родителей. Во - вторых, низкая заработная плата занятых молодых людей и невозможность приобрести собственное жильё. В - третьих, отсутствие уверенности в завтрашнем дне и откладывание создания семьи "до лучших времён". Эти проблемы снижают жизненный уровень молодых людей и способствуют росту преступности, алкоголизма, наркомании. Кроме того, современные социологи констатируют деградацию духовных ценностей молодёжи. Причина которой заключается в воздействии массовой культуры и вестернизации, а также взращивании потребительского отношения молодого поколения ко всему.

Решение перечисленных проблем под силу только государству. В нашей стране разработано Постановление «Об основных направлениях молодёжной политики в РФ». Её целями являются духовное и физическое развитие молодёжи, запрет дискриминации по мотивам возраста, создание условий для полного включения молодых людей во все сферы жизнедеятельности общества, поддержка талантливой молодёжи и др.

Исходя из названных целей, направлениями молодёжной политики являются:

    обеспечение прав молодёжи (к примеру, на родителей возлагается обязанность по обеспечению доступа и созданию условий для получения их детьми школьного образования);

    гарантирование трудоустройства и занятости (службой занятости безработная молодёжь временно привлекается к общественным оплачиваемым работам, для того, чтобы молодой человек мог попробовать себя в чём-то новом и, возможно, найти что-то своё);

    стимулирование предпринимательской активности (молодой человек, желающий заниматься бизнесом имеет на это право уже по достижению 16 лет, для этого ему необходимо письменное согласие родителей);

    поддержка молодой семьи (в РФ действуют социальные программы улучшения жилищных условий молодых семей);

    поддержка талантливой молодёжи (организация и проведение самых разных по содержанию конкурсов, направленных на выявление и поощрение талантливой молодёжи) и др.

Дополнительные материалы к уроку :


Интеллект-карта по обществознанию №37

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉



Похожие статьи