Философские концепции информации

http://kachkine.narod.ru/CommTheory/Intro/WebCommIntro.htm

    Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.

    Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: СмартБук, 2009.

    Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: 1966.

    Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. - М.: Перспектива, 2004.

    Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. Т. 1., М., 1991.

    Мы возвращаемся к этому вопросу в контексте третьей парадигмы. Документация, а затем и информационная наука, по-видимому, должны сначала делать с физическими средствами информации, но на самом деле ее целью является получение самой информации, то есть содержания таких носителей. Бруксом и другие. Попперская онтология выделяет три «мира», а именно: физическое, сознательное или психическое состояние, а также интеллектуальное содержание книг и документов, в частности, научных теорий. Поппер говорит о «третьем мире» как о мире «умопостигаемых объектов», а также о «знании без сознательного субъекта».

Лекция 2 Информационные аспекты коммуникации Вопросы

    Понятие и определение информации.

    Природа, сущность и свойства информации.

    Общение как информационный процесс.

    Классификация информации.

    Информация и коммуникация.

          Понятие и определение информации

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление . Понятие информации рассматривалось ещё античными философами.

Вот почему его обычно называют платонической моделью, хотя попперский мир «проблем сам по себе» не имеет божественного характера, как в случае с «небесным местом» идей Платона. Брукс субъективной, так сказать, той модели, в которой интеллектуальное содержание образует своего рода сеть, которая существует только в когнитивных или ментальных пространствах и называет такое содержание «объективной информацией». Учитывая его потенциальный когнитивный характер для знакомого субъекта, неудивительно, что Питер Ингверсен пытается динамически интегрировать потерянный объект этой когнитивной парадигмы без когнитивного субъекта, который является пользователем.

В бытовом смысле понятие информации мы трактуем практически одинаково и однозначно - как сведения об окружающем мире, о явлениях и предметах, как знания о чем-то.

Что касается научного понимания информации, то единого определения этого термина не существует. В различных научных дисциплинах и отраслях знания информация описывается по своему, своей терминологией и наделяется своим специфическим набором признаков. Уже накопилось и продолжает расти множество определений понятия "информация" и различных взглядов относительно понимания того, что есть информация, какова природа и сущность этого явления.

Но, несмотря на эту социальную направленность, его перспектива остается когнитивной в том смысле, что речь идет о том, как преобразуются информационные процессы или нет пользователя, которые сначала понимаются как сознательный субъект, обладающий «ментальными моделями» «внешнего мира», который трансформируются во время информационного процесса. Ингверсен берет элементы теории «аномальных когнитивных состояний», разработанной Николаем Белкиным и другими. Эта теория основана на предпосылке, что поиск информации возникает из-за необходимости, которая возникает, когда возникает аномальное когнитивное состояние, в котором знания, доступные пользователю для решения проблемы, недостаточно.

С точки зрения философии "Информация есть отражение реального мира. Информация - отраженное разнообразие, то есть нарушение однообразия. Информация является одним из основных универсальных свойств материи ."

В информатике это понятие определяется так: "Информация есть все сведения, являющееся объектом хранения, передачи и преобразования".

Такая первоначальная ситуация часто упоминается также как «проблемная ситуация». Теория умственных моделей оказала влияние на изучение и проектирование информационно-поисковых систем, о чем свидетельствует эмпирический анализ Пертти Ваккари о связи аномального состояния знаний и стратегий поиска.

В этом смысле мы можем говорить как в случае Ингверсена, так и в случае Ваккари о промежуточной позиции между ментальной когнитивной парадигмой Брукса и социальной парадигмой. Пределы когнитивной парадигмы полностью зависят от метафоры, или от нее, от анализа информации или от чего-то отдельного от пользователя, находящегося в ноуменальном мире, или для того, чтобы видеть пользователя, если не исключительно как сознательный субъект, сначала как оставляя в стороне социальные и материальные условия существования человека.

В математике и кибернетике информация – это количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы.

Сам же «отец-основатель» кибернетики Н. Винерутверждал, чтоинформация - это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств.

Именно эту редукционистскую точку зрения критикует Бернд Фроманн, считающий когнитивную парадигму не только идеалистической, но и как ассоциативной. Когнитивная точка зрения отбрасывает социальные процессы производства, распределения, обмена и потребления информации на нуменальный уровень, указывая только на их влияние на представления распыленных изображений. Социальное построение информационных процессов, то есть социальная конституция «потребностей пользователей», «архивов знаний» и схем производства, передачи, распределения и потребления изображений, поэтому исключает из теории библиотечного дела и информационная наука.

Согласно определениям, приведенным в толковых словарях , информация - это содержание сообщения или сигнала; сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия, позволяющие расширить знания об интересующем объекте.

Все разнообразие взглядов на информацию более или менее четко укладывается в две ведущие концепции:

Критика Фромана частично основана не на эпистемологии Витгенштейна «Философские исследования», а также на теории речи Мишеля Фуко как на проявлении власти. Обычно указывается, что наряду с различиями существуют параллельные пути мышления между критикой Витгенштейна внутриисследовательских концепций, кульминацией которой является его критика «частного языка», и критика Хайдеггера о эпистемологии, которая начинается с разделения субъекта инкогниция инкогниции и внешний мир, с которым он пытается связаться.

Более того, герменевтика человеческого существования, как показывает Хайдеггер в «Бытии и времени», исходит из предпосылки, что нам не нужно искать мост между предметом и объектом, находящимся во «внешнем мире», поскольку существующие средства всегда вне и социально вовлечен в сеть отношений и значений, которые Хайдеггер называет «миром». Его знаменитая формула «бытие в мире» прямо указывает на эту фактическую ситуацию «пребывания» человеческого существования. Но более того, такое участие для Хайдеггера первоначально также было «бытием» в изначальном практическом социальном отношении с другими людьми и с вещами.

    информация – это неотъемлемое свойство материи, ее атрибут ("атрибутивная концепция"),

    информация - неотъемлемый элемент самоуправляемых (технических, биологических, социальных) систем, функция этих систем ("функционально-кибернетическая концепция").

2. Природа, сущность и свойства информации

Представленные выше определения и характеристики информации практически совпадают с развернутым пониманием информации, содержащимся в соответствующей статье в Википедии. Здесь утверждается, что c позиции философии информация стоит в ряду основополагающих, фундаментальных понятий, отражающих объективную реальность : материя, пространство, время, системность, функция и др. Информация – это объективное свойство материи и сама отражает её свойства и количество . Информация - это характеристика объекта. Она нематериальна , как и другие свойства материи, например, структурность, движение.

Эти эпистемологические течения влияют на нашу дисциплину. Это ясно видно в областях, связанных с нашей, а также в критике Винограда и Флореса с моделями, которые в настоящее время действуют в области информатики. Эпистемологический поток, связанный с экстерналистской философией языка Витгхейнштейна, позволяет нам задумывать системы поиска информации, а не под физическим разделением наилучшего соответствия, а как тип беседы, поддерживаемой эшафотом. То, что мы могли бы назвать искусственной герменевтикой, близко к теории Карла-Отто Апеля и Юргена Хабермаса, но не разделяет их склонности к контр-идеализации сообщества переводчиков, как показал Джанни Ваттимо.

Информация объективна, она существует независимо от нашего сознания и может присутствовать в нем только как результат нашего взаимодействия с внешним миром посредством отражения, чтения, получения сигналов и т.п.

С материальнойточки зрения информация - этопорядок следования объектов материального мира . Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменнойинформацией. Порядок следования музыкальных нот являетсямузыкальнойинформацией. Порядок следования генов в ДНК являетсянаследственнойинформацией и т. д.

Оба течения, герменевтика и критическая теория обеспечивают возможную эпистемологическую основу нашей дисциплины. Практическим следствием этой парадигмы является отказ от поиска идеального языка для представления знания или идеального алгоритма для моделирования поиска информации, к которой стремится физическая и когнитивная парадигма. Библиографическая или полнотекстовая база данных в высшей степени полезна или, как мы могли бы ее назвать, полифонична. Термины лексики не определенно фиксированы.

Объектом информатики является изучение отношений между дискурсами, областями знаний и документами в отношении возможных перспектив или точек доступа различных пользовательских сообществ. Это означает, другими словами, интеграцию индивидуалистической и изоляционистской перспективы когнитивной парадигмы в социальном контексте, в котором разные сообщества развивают свои критерии отбора и релевантности. Этот отбор связан с герменевтической концепцией пред-понимания, а также с критикой концепции изолированных предметов, отделенных от внешнего мира, полученных из декартовой мысли.

Объективную информацию кибернетика определяет как объективное свойство материальных объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством фундаментальных взаимодействий материи передаются от одного объекта (процесса) другому, и запечатлеваются в его структуре.

В природе множество состояний системы представляет собой информацию, сами состояния представляют собой первичный код, или код источника . Таким образом, каждая материальная система является источником информации .

Информация не является тем, что связывает две когнитивные капсулы на основе технологической системы, поскольку каждая информационная система предназначена для поддержки производства, сбора, организации, интерпретации, хранения, поиска, распространения, преобразования и использования знаний и должна быть задумана в рамках конкретной социальной группы и для конкретных областей. Имеет смысл говорить о знании как информативном по отношению к предположению, известному и разделяемому с другими, в отношении которого информация может иметь характер новой и актуальной для группы или для отдельного человека.

Субъективную (семантическую) информацию кибернетика определяет как смысл или содержание сообщения. Информация - это характеристика объекта.

Различные объекты (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и т.п.) взятые по одному разу образуют базис информации . Информационное сообщение строится путем выбора из базиса копий объектов и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных.

Разница между сообщением или предложением значения, информацией или выбором смысла - это, на мой взгляд, решающее различие нашей понимаемой дисциплины, а также теории сообщений, а не только как теория информации. Если говорить о теории систем, то разница между тем, что немецкий социолог Никлас Луманн называет «сообщением» или «предложением смысла», и отбор, сделанный системой на основе ее структуры и интересов, процесс, который Луманн называет термином «информация», который на немецком языке, на обычном языке, синонимом «давая новости».

Чувство, выбранное системой, интегрируется через процесс понимания, в котором его структура таким образом реализует свой аутогенез познавательно, а потому и жизненно. Луманн призывает общение к единству этих трех моментов: предлагая смысл, отбор и понимание.

Для осуществления информационного обмена требуется наличие необходимых и достаточных условий.

Необходимые условия: 2

    Наличие не менее двух различных объектов материального или нематериального мира.

    Наличие у объектов общего свойства, позволяющего идентифицировать объекты в качестве носителя информации.

    Здесь ясно, что оценка информационной системы основана не только на сопоставлении входных данных с ранее зарегистрированными ранее данными, а на том, что эти записанные данные задуманы как предложение, против которого пользователь играет чрезвычайно активную роль, Такая деятельность происходит не только от их сознания или их «ментальных моделей», но их знания и интересы до поиска сначала переплетены в социальных и прагматических сетях, которые их поддерживают. Так называемое «аномальное когнитивное состояние» на самом деле является аномальным экзистенциальным состоянием.

    Наличие у объектов специфического свойства, позволяющего различать объекты друг от друга.

    Наличие свойства пространства, позволяющее определить порядок следования объектов. Например, расположение письменной информации на бумаге - это специфическое свойство бумаги, позволяющее располагать буквы слева направо и сверху вниз.

    Ваккари неправильно понимают, когда он пишет, что герменевтическая концепция информации идентична герменевтической концепции информации, и поэтому непригодна для использования в нашей дисциплине. В этом смысле герменевтическая парадигма близка к семиотике, а также к конструктивизму и кибернетике второго порядка.

    «Каждый бит информации является информацией, только если он понимается в культурном контексте, в котором он упакован, что позволяет нам интерпретировать его». Хотя информация обычно рассматривается как необходимый предшествующий элемент для создания знаний, данные триады, информация, знания являются локусом сообщества многих теорий, Райнер Кухлен видит взаимосвязь между информацией и знаниями об обратном, и он формулирует это следующим образом: «Информация это знание в действии». Другими словами, информативная работа - это работа по контекстуализации или реконвертированию практически знаний.

Достаточное условие одно:

    Наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, роботов и т.д.

    инфор­мация не истощается при по­треблении, а, наоборот, только увеличивается количественно и улучшается качественно. Информация способна:

    расширяться и сжиматься;

    Ценность информации, ее добавочная ценность в отношении простого знания, состоит именно в практической возможности применения знаний к конкретному спросу. Таким образом, знание является потенциальной информацией. Нетрудно видеть здесь связь между нашей дисциплиной и трудной и рискованной работой по интерпретации, особенно если эта работа не сводится к расшифровке неясного текста, а охватывает все реальные проблемы, не менее неясные и «аномальные», человеческого существования.

    Пирса связана с кибернетикой второго порядка, приводит к тому, что Биэр называет киберсемиотикой, которая считает динамику и привязанность к знаку, объекту и интерпретатору различным контекстам. Эти триадные отношения также позволяют интегрировать вклады и методологии физических и когнитивных парадигм, открывая их для социального измерения.

    заменять другие ресурсы: капитал, рабочую силу, материалы;

    при обмене делится без потерь;

    имеет свой­ство „просачиваться", несмотря на ограничения;

    легко транс­портируется и распространяется;

    быть ресурсом, т.е. любая информация сама ста­новится источником для создания новой информации и улуч­шения уже имеющейся.

И еще о свойствах социальной информации.

    Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

    Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

    Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

    Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.

    Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

    Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Информация в материальном мире

Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия. Существование информации как объективного свойства материи логически вытекает из известных фундаментальных свойств материи - структурности, непрерывного изменения (движения) и взаимодействия материальных объектов.

Множество состояний материальной системы и всех её подсистем представляет информацию о системе. Как энтропия есть мера дезорганизации, так и передаваемая рядом сигналов информация является мерой организации (Н. Винер).

Любой материальный объект или процесс является первичным источником информации. Все возможные его состояния составляют код источника информации. Мгновенное значение состояний представляется как символ («буква») этого кода.

Для того чтобы информация могла передаваться от одного объекта другому как к приемнику, необходимо, чтобы был какой-то промежуточный материальный носитель, взаимодействующий с источником. Такими переносчиками в природе, как правило, являются быстро распространяющиеся процессы волновой структуры - космические, гамма и рентгеновские излучения, электромагнитные и звуковые волны, потенциалы гравитационного поля. Информация передаётся и при механическом взаимодействии, однако оно, как правило, приводит к большим изменениям структуры объектов (вплоть до их разрушения), и информация сильно искажается. Искажение информации при её передаче называется дезинформация.

Перенос информации источника на структуру носителя называется кодированием. При этом происходит преобразование кода источника в код носителя. Носитель с перенесенным на него кодом источника в виде кода носителя называется сигналом.

Приемник сигнала имеет свой набор возможных состояний, который называется кодом приемника. Сигнал, взаимодействуя с объектом-приемником, изменяет его состояния. Процесс преобразования кода сигнала в код приёмника называется декодированием.

Передачу информации от источника приемнику можно рассматривать как информационное взаимодействие. Информационное взаимодействие кардинально отличается от других взаимодействий. При всех других взаимодействиях материальных объектов происходит обмен веществом и (или) энергией. При этом один из объектов теряет вещество или энергию, а другой получает их. Это свойство взаимодействий называется симметричностью. При информационном взаимодействии приемник получает информацию, а источник не теряет её. Информационное взаимодействие несимметрично.

Информация в живой природе

Живая природа сложна и разнообразна. Источниками и приемниками информации в ней являются живые организмыи ихклетки . Организм обладает рядом уникальных свойств, отличающих его от неживых материальных объектов.

Организм, рассматриваемый как система, имеет иерархическую структуру. Эта структура относительно самого организма подразделяется на внутренние уровни. Однако организм взаимодействует и с надорганизменными живыми системами, уровнями которых являются популяция,экосистемаи вся живая природа в целом (биосфера). Между всеми этими уровнями циркулируют потоки не только вещества и энергии, но и информации.

Информационные взаимодействия в живой природе происходят так же, как и в неживой. Вместе с тем, живая природа в процессе эволюциисоздала широкое разнообразие источников, носителей и приёмников информации.

Реакция на воздействия внешнего мира проявляется у всех организмов, поскольку она обусловлена раздражимостью. Приёмниками информации из внешней среды у них являются органы чувств, к которым относятзрение,слух,обоняние,вкус,осязаниеивестибулярный аппарат, рецепторы чувства боли, рецепторы температуры, рецепторы тактильных ощущений. Во внутренней структуре организмов имеются многочисленные внутренниерецепторы, связанные снервной системой.

Главными органами, обеспечивающими хранение и обработку информации у позвоночных, являются спинной мозг и головной мозг. В соответствии с особенностями строения органов чувств информацию, воспринимаемую организмом, можно классифицировать как визуальную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную, температурную, информацию вестибулярного аппарата. Накапливая информацию, мозг создает на своей структуре связную информационную модель окружающего мира.

Информация в человеческом обществе. Проблема смысла.

Говоря об информации мы, как мыслящие существа, априорно подразумеваем, что информация, кроме её наличия в виде принимаемых нами сигналов, имеет ещё и какой-то смысл. Формируя в своем сознании модель окружающего мира как взаимосвязанную совокупность моделей его объектов и процессов, человек использует именно смысловые понятия, а не информацию .

Смысл- сущность любого феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности. Смысл - понятие, описывающее глобальное содержание некоторого высказывания. Само слово прямо указывает, что смысловое содержание информации могут формировать только мыслящие приемники информации.В человеческом обществе решающее значение приобретает не сама информация, а её смысловое содержание.


Способность мозга создавать смысловые понятия и связи между ними является основой сознания. Сознание можно рассматривать как саморазвивающуюся смысловую модель окружающего мира.

Смысл это не информация . Информация существует только на материальном носителе. Сознание человека считается нематериальным. Смысл существует в сознании человека в виде слов, образов и ощущений . Человек может произносить слова не только вслух, но и «про себя». Он также «про себя» может создавать (или вспоминать) образы и ощущения. Однако, он может восстановить информацию, соответствующую этому смыслу, произнеся слова или написав их.

Информация содержится в мозге в виде определенных состояний его нейронов. Она содержится также в напечатанном тексте, состоящем из этих слов. Восстановленная таким образом информация называется семантической информацией , поскольку она кодирует смысл некоторой первичной информации.

Услышав (или увидев) фразу, произнесенную (или написанную) на языке, которого человек не знает, он получает информацию, но не может определить её смысл. Поэтому для передачи смыслового содержания информации необходимы некоторые соглашения между источником и приемником о смысловом содержании сигналов, то есть слов . Такие соглашения могут быть достигнуты в процессе общения, т.е. в процессе, включающим в себя не только обмен информацией (коммуникацию), но обмен некими действиями (интеракцию) и деятельность по восприятию и пониманию партнерами друг друга (социальная перцепция).

          Общение как информационный процесс (коммуникация)


Общение включает в себя следующие информационные процессы:

    Хранение информации

    Передача информации

    Обработка информации

Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на некоторые материальные носители.Носителем информации может быть любой объект, с которого возможно (но не обязательно) чтение имеющейся (записанной) информации. По природе носители делятся на волново -полевые (звуковые, электромагнитные и проч. волны), вещественно -предметные (книги, письма, аппаратные запоминающие устройства и др.) и биохимические (ДНК , РНК и т.д.); по происхождению – на естественные и искусственные.

Передачей семантической информации называется процесс её пространственного переноса от источника к получателю (адресату). Для передачи информации (как физического процесса) необходимо наличие следующих компонентов: 1) источника информации; 2) приёмника информации; 3) носителя информации; 4) среды ее передачи, а так же 5) заранее известных "источнику" и "приемнику" правил и способов нанесения и снятия информации с "носителя". Речь является способом передачи, который используется в непосредственном контакте (разговоре) с древности до наших дней.

Для передачи информации на большие расстояния необходимо, чтобы информация была некоторым образом оформлена (представлена). Для представления информациииспользуютсяразличные знаковые системы - наборы заранее оговоренных смысловых символов: предметов, картинок,написанныхили напечатанных словестественного языка. Представленная с их помощью семантическая информация о каком-либо объекте, явлении или процессе называетсясообщением.

Обработка информации (учитывая что она нематериальна) заключается в различных преобразованиях. К процессам обработки можно отнести любые переносы информации с носителя на другой носитель. Информация, предназначенная для обработки, называется данными. Основным видом обработки первичной информации является преобразование в форму, обеспечивающую её восприятие органами чувств человека.

Важнейшим видом обработки семантической информации является определение смысла (содержания), заключающегося в некотором сообщении. В отличие от первичной семантическая информация не имеет статистических характеристик, то есть количественной меры - смысл либо есть, либо его нет. А сколько его, если он есть - установить невозможно. Содержащийся в сообщении смысл описывается на искусственном языке, отражающем смысловые связи между словами исходного текста. Словарь такого языка, называемый тезаурусом, находится в приемнике сообщения. Смысл слов и словосочетаний сообщения определяется путем их отнесения к определенным группам слов или словосочетаний, смысл которых уже установлен. Тезаурус, таким образом, позволяет установить смысл сообщения и, одновременно, пополняется новыми смысловыми понятиями.

Реферат

Научный и философский смысл понятия «информация»

Введение

Анализ понятия «информация»

Философский смысл понятия «информация»

Научный смысл понятия «информация»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность рассмотрения философского и научного смыла понятия «информация» связана прежде всего с развитием науки и связанных с ней технологий, которые оказывают огромное влияние на стороны жизни человека. Множество публикаций ученых посвящены исследованию современного общества, его преобразованию и развитию. Проводятся специализированные исследования социологические, экономические, культурологические и междисциплинарные.

Оценки таких исследований отличаются разнообразием ракурсов и спектров. Однако для всех публикаций и научных работ характерна одна общая черта - акцент на роли знаний, информации и новых технологий в формировании облика современных обществ.

На основе существующих трактовок термина информация, в конце прошлого века, возник обширный спектр новых вопросов, решение которых необходимо для создания современных информационных технологий, это определяет направление развития многих современных отраслей человеческого знания. Общее содержание эволюции проявляется в целенаправленном накоплении информации и увеличении ее использования. И живые организмы, и социальные институты стремятся получить и использовать максимум информации об окружающем и о самом себе. С этим и связана актуальность темы. В промышленно развитых странах интенсивно расширяется сеть общедоступных банков данных. В настоящее время огромные инвестиции вкладываются в создание глобальной сети банков данных. Информация превращается в неистощимый стратегический ресурс человечества, постоянно возрастающий по объему и доступности. Это объективно привело к тому, что на рубеже третьего тысячелетия необычайно возросло могущество коллективного, общепланетарного Разума.

Феномен информатизации и социальные изменения естественно обсуждаются и изучаются современными философами и учеными различных сфер науки.

Для анализа существующих позиций о статусе термина «информация», и некоторых других понятий, которые сопряжены с этой проблематикой необходимо ясно и четко определить границы понятий, если это возможно.

В науке и в жизненных ситуациях по разному трактуют смысл понятия информация. Невозможно объяснить одной фразой, что такое «информация».

Если обратиться к словарям - определение понятия информация будет следующим - от лат. informatio, то есть разъяснение, изложение, осведомленность, другими словами получение сведений о чём-либо, независимо от формы их представления.

Для того чтобы определиться с понятием «информация», рассмотрим сначала различные существующие классификации данного термина, затем определим функции, свойства и особенности.

1.Анализ понятия «информация»

Прежде чем рассматривать философский и научный смыслы термина информация необходимо проанализировать существующие классификации:

) Классификация по виду представления:

текст, рисунок, чертеж, фотографии;

световые или звуковые сигналы;

радиоволны;

электрические и нервные импульсы;

магнитные записи;

жесты, мимика;

вкусовые ощущения и запах;

хромосомы, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.

) Классификация по способам восприятия:

визуальная - воспринимаемая органами зрения;

аудиальная - воспринимаемая органами слуха;

тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами;

обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами;

вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

) Классификация по форме представления:

текстовая - передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка;

числовая - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;

графическая - в виде изображений, предметов, графиков;

звуковая - устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

) Классификация по назначению:

массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума;

специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;

секретная - передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам;

личная (приватная) - набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

) Классификация по значению:

актуальная - информация, ценная в данный момент времени;

достоверная - информация, полученная без искажений;

понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена;

полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания;

полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

) Классификация по истинности:

истинная;

Как мы видим классификаций множество.

Определим функции информации или ее предназначение:

При помощи информации можно создавать, принимать, комбинировать, хранить, передавать, копировать, обрабатывать, искать, воспринимать, формализовать, делить на части, измерять, использовать, распространять, упрощать, разрушать, запоминать, преобразовывать, собирать и т. д.

Свойства информации:

) Достоверность - информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. перестает отражать истинное положение дел.

) Полнота - информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

) Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

) Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.

) Своевременность - только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка.

) Понятность - если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

) Доступность - информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

) Краткость - информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозможных инструкциях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». Одна и та же информация может быть представлена как уже упоминалось ранее в различной форме как в знаковой - письменной, состоящей из различных знаков (символов) в виде текста, чисел, специальных символов, графиков, таблиц, так в виде жестов или сигналов и конечно же в языковой форме.

Язык - это определенная знаковая система представления информации. Существуют два вида языков:

Естественные языки - разговорные языки в устной и письменной форме. В некоторых случаях разговорную речь могут заменить язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожных);

Формальные языки - специальные языки для различных областей человеческой деятельности, которые характеризуются жестко зафиксированным алфавитом, более строгими правилами грамматики и синтаксиса. Это язык музыки (ноты), язык математики (цифры, математические знаки), системы счисления, языки программирования и т.д.

Существует одна особенность передачи информации. Например, одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на английском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего английским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. От носителя информации (среда или физическое тело для передачи, хранения и воспроизведения информации), от его качества (электрические, световые, тепловые, звуковые, радио сигналы, магнитные и лазерные диски, печатные издания, фотографии и т.д.) зависит насколько быстро и качественно будет воспринята информация.

2. Философский смысл понятия «информация»

Понятие информации рассматривалось ещё античными философами. До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. Информация - это взаимодействие, отражение, познание.

В Античной философии философы стремились найти первооснову всего. Традиционные стихии - огонь, земля, вода и воздух, рассматривается и пятая стихия, которая была названа эфиром. «Ионийская» философия ставит вопрос о едином начале, из которого возникают и в которое возвращаются все вещи, и этот вопрос решается на основе движения. Все существующие вещи возникают и уничтожаются в ходе и в результате движения.

В философии Канта - понятие «вещи в себе» рассматривается как внутренняя информация системы, а внешние силовые воздействия как внешняя информация. Кант утверждает, что познавать вещи мы может только по их проявлениям, в основе мироздания лежит более «глубокая» субстанция.

У Гегеля Абсолютная идея - аналог современного понимания информации. Развитие духа состоит в том, что он существует в трех формах: в форме отношения к самому себе (это субъективный дух), в форме реальности (это объективный дух) и как единство объективности духа и его идеальности (это абсолютный дух).

В современной трактовке: первая позиция - есть атрибутивная информация, следующая - ее внешнее проявление как функциональная информация, заключительная - целостность бытия или субстанционное понимание информации.

Уникальное место занимает размышления философов мыслителей течения русского космизма. В учении космистов человеческий разум порожден Космосом и является его неотъемлемой частью. Человек не просто находится под воздействием Космоса, а сам существенно влияет на него. Основная идея русского космизма заключается в том, что эволюция носит непрерывный характер и с развитием человека выходит на уровень активной эволюции в качестве единства всех процессов духовного, психо-физического, социального и технологического совершенствования человечества - основного элемента общей эволюции органического мира.

Целостной неделимой субстанцией (которую можно рассматривать как информационное поле) у Бердяева является первичный хаос, из которого формируются материя и дух. Они взаимно противоположные начала.

Философ, мыслитель, чье учение сейчас невозможно преуменьшить, В.И. Вернадский создал концепцию становления ноосферы. Эволюция материи породила жизнь, затем разум. Он утверждал, что ноосфера заключает в себе возможность направленного развития материи с учетом потребностей человечества. Таким образом, человеческая деятельность становится неотъемлемым частицей космической эволюции.

В явном виде до середины прошлого века информация как таковая не исследовалась, хотя основы информационного подхода были заложены в глубокой древности и практически всегда присутствовали в философских учениях на протяжении веков, хотя под информацией понимали нечто другое. Во всех этих учениях само понятие информации не использовалось, сегодня мы понимаем, что целостность мира и включенность в него человека может обеспечивать только некая субстанция, которая сегодня предстает в виде информационной структуры.

В современной отечественной литературе информация до сих пор считается лишь общенаучным понятием, хотя ряд авторов уже высказались за признание информации философской категорией.

Поскольку неизбежно информация связана с понятием знание, необходимо понять, что под знанием в наше время обычно понимается. Знание - это достоверная (проверяемая) информация, которую эмпирическими методами с последующей рациональной обработкой результатов добывает наука (эксперимент, физика). На основании этой информации можно что-то создавать, конструировать. Истина при этом понимается не как Логос, а как достоверность. К истине надо не приобщаться, ее надо создавать. Истина разбилась на множество малых истин, под которыми стали пониматься артефакты, полезность которых можно проверить. Такой технологическая методология противоположна религиозной целостности (образности). В основе научной методологии лежит повторяемость и наблюдаемость эксперимента.

Научный смысл понятия «информация»

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия). Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения еще более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

С материальной точки зрения информация - это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией. Порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией. Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией. Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией и т. д. и т. п.

С математической точки зрения информация - это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа - это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных. Чем бы мы не выражали информацию - изменяется только базис, а не инвариант.

В современном мире информация представляет собой один из важнейших ресурсов и, в то же время, одну из движущих сил развития человеческого общества. Информационные процессы, происходящие в материальном мире, живой природе и человеческом обществе изучаются (или, по крайней мере, учитываются) всеми научными дисциплинами от философии до маркетинга.

В XX веке вопросами теории информации стали заниматься кибернетика и информатика. Современная кибернетика - это мультидисциплинарная отрасль науки, исследующая сверхсложные системы, такие как:

человеческое общество (социальная кибернетика),

экономика (экономическая кибернетика),

живой организм (биологическая кибернетика),

человеческий мозг и его функция - сознание (искусственный интеллект).

Информатика, сформировавшаяся как наука в середине прошлого века, отделилась от кибернетики и занимается исследованиями в области способов получения, хранения, передачи и обработки семантической информации.



Похожие статьи