Биология как предмет. Лекция: Свойства живой материи. Частные научные методы

Современное естествознание, как мы уже говорили, представляет собой совокупность многих наук, которые тесно связаны между собой, так как они отражают единый мир. Но поскольку природный мир многообразен, то и каждая из естественных наук имеет свой предмет, изучает тот или иной вид материи. Одной из таких наук и является биология, изучающая живую материю.

Аналогия Центральной догмы

Центральная догма экспрессии генов биологии. Чтобы начать, давайте посмотрим на аналогию, чтобы сделать центральную догму более осязаемой. Скажем, вы хотите узнать, как сделать деревянный комод, но вы не знаете никого, кто знает, как это сделать. К счастью, в вашем городе есть действительно хорошая библиотека, в которой есть раздел книг о деревообработке. Итак, вы берете ручку и блокнот и направляетесь в библиотеку, чтобы найти руководство.

Когда вы попадаете в библиотеку, вы просматриваете полки, пока не найдете книгу, в которой есть хороший набор инструкций для комода, который вам нравится. Вы вытаскиваете ручку и блокнот и копируете инструкции. Удовлетворенный, вы берете свои заметки и возвращаетесь домой.

Определение предмета биологии на первый взгляд ка­жется довольно простым. Биология - это наука о жи­вом, его строение, формах активности, природных сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.

Современная биологическая наука - результат длительного процесса развития. Интерес к познанию живого у человека возник очень давно, он был связан с его важнейшими потреб­ностями - в пище, лекарствах, одежде, жилье и т. д.

Определение биологии как науки. Предмет и методы биологии. Человек как объект биологии. Биосоциальная природа человека

Дома в вашей мастерской у вас есть все дерево и инструменты, необходимые для изготовления комода. Вы следуете инструкциям и делаете красивый комод, эффективно «переводите» написанные слова в физический объект, который вы можете использовать в своем доме.

Эта аналогия подготовила почву для понимания центральной догмы на молекулярном уровне. Библиотека представляет ядро, и ваша мастерская дома представляет собой цитоплазму. Инструкции для деревянного комода, который вы выбрали, представляют собой один ген. Как вы знаете, каждый ген содержит инструкции, необходимые для создания одного типа белка. Затем готовый комод представляет собой белковый продукт. Древесина, которую вы использовали, чтобы сделать комод, представляет собой аминокислоты, которые являются строительными блоками белков.

Но только в первых древних цивилизованных обществах люди стали изучать живые организмы более тщательно, состав­лять перечни животных и растений, населяющих разные регионы, классифицировать их. Одним из первых биологов древно­сти был Аристотель.

В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе. Структуру его можно рассмат­ривать с разных точек зрения.

Это аналогично копированию заметок из библиотеки. Полезно помнить, что транскрипция и транскрипция исходят от слов, таких как писцы и сценарий, которые связаны с записью вещей. Вернемся к нашей аналогии: очень легко переносить свои записи домой из библиотеки. Вы не хотели бы строить свой комод в библиотеке, и вы, конечно, не захотели бы использовать всю постоянную библиотеку сбор книг в ваш дом!

Лабораторно - практические занятия

По нашей аналогии эта часть эквивалентна построению комода из дерева в соответствии с письменными заметками, которые вы привезли из библиотеки. Вы можете запомнить это слово, вспомнив, что перевод означает «преобразовать вещи с одного языка на другой». По нашей аналогии мы переводим между написанными словами и физическим объектом. В клетке мы переводим между нуклеотидной последовательностью и аминокислотной последовательностью.

- По объектам исследования биология подразделяется на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию, антропо­логию.

- По свойствам, проявлениям живого в биологии выделяют­ся: морфология - наука о строении живых организмов; физио­логия - наука о функционировании организмов; молекулярная биология, изучающая микроструктуру живых тканей и клеток; экология, рассматривающая образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой; генетика, исследую­щая законы наследственности и изменчивости.

В цитоплазме рибосомные кодоны инструктируют рибосому размещать определенные аминокислоты в цепи. Клетки используют 20 аминокислот в своих белках, и прежде чем вы начнете утверждать, что математика не работает, важно отметить, что кодоны могут быть избыточными. Например, существует четыре разных кодона, которые все инструктируют рибосому разместить глициновую аминокислоту в цепи. Однако каждый кодон кодирует только одну аминокислоту.

Частные научные методы

Кодон для кодона, растет цепочка аминокислот в определенной последовательности. Эта аминокислотная цепь затем складывается в трехмерную структуру, называемую белком. Благодаря своим структурам белки могут выполнять многие важные функции в клетке, так же как объекты, которые вы делаете из дерева, могут выполнять важные функции в вашем доме.

- По уровню организации исследуемых живых объектов вы­деляются: анатомия, изучающая макроскопическое строение животных: гистология, изучающая строение тканей; цитология исследующая строение живых клеток.

Эта многоплановость комплекса биологических наук обу­словлена чрезвычайным многообразием живого мира. К на­стоящему времени биологами обнаружено и описано более 1 млн видов животных, около полумиллиона растений, не­сколько сот тысяч видов грибов, более 3 тыс. видов бакте­рий. Причем мир живой природы исследован далеко не пол­ностью. Число не описанных видов оценивается по меньшей мере в 1 млн.

Как и следовало ожидать, это сложная проблема. Но, в случае ферментов, это довольно легко понять. Например, пусть говорят, что есть фермент, который вырабатывает синий пигмент в цветах. Структура белка важна для его ферментативной функции, а некоторые структуры приведут к менее эффективному производству пигментов.

Это может привести к разным структурам ферментов с различными уровнями пигментного производства, что приведет к появлению цветков с более светлыми и более темными голубыми лепестками. Именно в этом описана центральная догма биологии. Как только урок закончится, убедитесь, что вы можете.

Важнейшим инструментом дальнейшего познания этого мира служит категория "живого", являющаяся ключевой, исход­ной для всей системы биологических наук.

В развитии биологии выделяют три основных этапа: 1) сис­тематики (К. Линней), 2) эволюционный (Ч. Дарвин), 3) биологии микромира (Г. Мендель). Каждый из них связан с изменением представлений о мире живого, причем основ биологического мышления, со сменой биологических парадигм. Благодаря раз­витию современной биологии микромира, познанию молеку­лярных структур живого отчетливее стало просматриваться един­ство природы, органического и неорганического мира, специ­фика живого.

Шанс имеет несколько разные значения в разных контекстах, и их можно считать онтологическими или эпистемологическими. Сказать, что что-то произошло случайно, означает, что это не произошло по дизайну. Это, конечно, краеугольный камень теории эволюции Дарвина: случайная неориентированная вариация - это творческий источник, на котором естественный отбор действует, чтобы лепить функциональную форму организмов. Хотя это может быть правдой, продолжающиеся исследования проблемы происхождения проблемы жизни предполагают, что абиогенез, возможно, был возможен и, возможно, даже вероятен в условиях, существовавших на первичной Земле.

Так что же такое жизнь, живая природа?

Интуитивно мы все понимает, что есть живое и что - мертвое. Однако при попытке определить сущность живого возникают трудности. Так, один из авторов предложил следующее "глубокомысленное" определение: живой организм - это тело, слагаемое из живых объектов; неживое тело - слагаемое из неживых объектов.

Соответственно, шанс должен быть научным объяснением по умолчанию для возникновения, универсальной «нулевой гипотезой», которая должна быть принята до опровержения. В этих рамках создание чего-либо нового проявляет свободу, а причинность проявляется в ограничении, возникновение развития которого создает пространство возможностей, которые могут случайно быть реализованы. Ключевые слова: эволюция, развитие, свобода, ограничение, знания.

В биологическом дискурсе, как и в разговорной речи, случайность означает либо случайность, либо неопределенную возможность; то есть случайное, случайное или случайное в силу непредсказуемости, непредвиденности или непреднамеренного. Хотя слово «шанс» означает разные вещи в разных контекстах, оно неизменно подразумевает потенциал для удивления. Любое событие, которое может быть описано как случайное, имеет определенную способность удивлять нас. Это верно, если случайное событие отражает фундаментальную нерегулярность или колебания в мире или просто нашу собственную нехватку знаний.

Но кроме подобных, явно бессодержательных определений, представляющих собой, по сути, тавтологию, имеются и другие, более содержательные. Однако и они на поверку оказываются неполными и потому уязвимыми. Широко известно, например, определение, данное Ф. Энгельсом, что жизнь - это способ существования белковых тел, существенным моментом кото­рого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. И все же живая мышь и горящая свеча с физико-химической точки зрения находятся в одинаковом со­стоянии обмена веществ с внешней средой, равно потребляя кислород и выделяя углекислый газ, но в одном случае - в ре­зультате дыхания, а в другом - в процессе горения. Этот про­стой пример показывает, что обмениваться веществами с ок­ружающей средой могут и мертвые объекты. Таким образом, обмен веществ является хотя и необходимым, но недоста­точным критерием определения жизни, впрочем, как и на­личие белков.

Шанс также неизменно подразумевает возможность, поскольку можно сказать, что возможно только то, что возможно. Хотя это может привести к риску двусмысленности, оно согласуется с обычным использованием, как в биологическом, так и в разговорном дискурсе, где слово редко бывает когда-либо определено, а его различные значения объединены. Человеческая склонность к контролю порождается нашими потребностями в животном, которые заставляют нас целенаправленно работать в стремлении направить ход событий к желаемым целям.

В идеале это требует, чтобы мы «не оставляли ничего случайного». Ибо в человеческой инженерии шанс относится к миру неизвестных возможностей, реализация которых может помешать реализации нашей цели, и как такового можно избежать. Широко распространено мнение, что это может быть достигнуто посредством достаточных знаний и планирования, то есть путем интеллектуального проектирования, которое устраняет или уменьшает количество неизвестных непредвиденных обстоятельств. Прагматично говоря, приобретение знаний является целью науки.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что дать точное определение жизни весьма непросто. И это люди поняли очень давно. Так, французский философ-просветитель Д. Дидро пи­сал: "Я могу понять, что такое агрегат, ткань, состоящая из крохотных чувствительных телец, но живой организм!... Но це­лое, система, представляющая собой единый организм, инди­видуум, сознающий себя как единое целое, выше моего пони­мания! Не понимаю, не могут понять, что это такое!"

В то же время в разговоре случайность относится к непредсказуемому, якобы в силу недостаточного знания. Любой результат, который может или не может произойти случайно, неопределен, то есть не может быть предсказан с уверенностью. Это порождает фундаментальный, но удивительно спорный вопрос: можно ли вообще «не оставлять ничего в чьем-либо шансе» и тем самым предвидеть будущее с уверенностью? В начале девятнадцатого века астроном и математик Пьер-Симон Лаплас предположили, что в принципе это должно быть.

Но вскоре после этого открытие второго закона термодинамики начало подрывать эту надежду, показывая, что никакая работа по достижению желаемого конца никогда не может быть на 100% эффективной, независимо от того, сколько знаний применяется для ее создания. И спустя столетие надежда была еще более ошеломлена открытием Вернера Гейзенберга, что минимальная информация, необходимая для точного предсказания положения и импульса траектории квантовой частицы, не может быть получена, поскольку измерение одного исключает измерение другого.

Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.

К числу свойств живого обычно относят следующие.

Живые организмы характеризуются сложной, упорядо­ченной структурой. Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах.

Наконец, открытие математического хаоса конца двадцатого века положило начало идее о том, что будущее можно предсказать на основе знания настоящего. И все же продолжается дискуссия о том, является ли вероятность, по крайней мере, как большинство из нас переживает, онтологическим или «просто» эпистемологическим. Одной из причин этого является то, что широко распространено мнение, что принцип неопределенности Гейзенберга применим только к квантовым явлениям, тогда как макромасштабные явления подчиняются детерминированным законам движения Ньютона и, следовательно, в принципе предсказуемы.

Живые организмы получают энергию из окружающей среды, используя ее на поддержание своей высокой упорядо­ченности. Большая часть организмов прямо или косвенно ис­пользует солнечную энергию.

Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Если толкнуть камень, то он пассивно сдвигается с мес­та. Если толкнуть животное, оно отреагирует активно: убежит, нападет или изменит форму. Способность реагировать на внешние раздражения - универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных.

Хаос, созданный математически детерминированной динамикой, непредсказуем только потому, что в настоящее время невозможно получить достаточно точные измерения «начальных» условий, от которых зависят конкретные результаты этой динамики. И второй закон термодинамики является определяющим законом физики, поскольку, запрещая интерференцию, он направляет предсказуемые траектории изменения: диффузию, эрозию, плавление и даже самоорганизующееся развитие диссипативных структур. Таким образом, некоторые могут по-прежнему утверждать, что с достаточным знанием и достаточно развитой технологией мы должны уметь разумно проектировать будущее, которое оставляет, если не ничего, то мало шансов.

Живые организмы не только изменяются, но и усложня­ются. Так, у растения или животного появляются новые ветви или новые органы, отличающиеся по своему химическому со­ставу от породивших их структур.

Все живое размножается. Эта способность к самовоспро­изведению, пожалуй, самая поразительная способность живых организмов. Причем потомство и похоже, и в то же время чем-то отличается от родителей. В этом проявляется действие меха­низмов наследственности и изменчивости, определяющих эво­люцию всех видов живой природы.

Даже если мы решили верить, что шанс - это не что иное, как выражение гносеологических ограничений, то три опубликованных выше научных открытия после просвещения ясно указывают на то, что знания, необходимые для того, чтобы «не оставлять ничего случайного», невозможно получить. Поэтому наиболее разумная интерпретация заключается в том, что, независимо от того, происходит ли она от процессов, которые следуют детерминированным законам, вероятность является фундаментальной, неизбежной реальностью. Это следует рассматривать как хорошее: если бы это было не так, мы бы не были здесь, чтобы задуматься о кажущейся невероятности нашего собственного существования.

Сходство потомства с родителями обусловлено еще од­ной замечательной особенностью живых организмов - переда­вать потомкам заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения. Эта информация содер­жится в генах - единицах наследственности, мельчайших внутриклеточных структурах. Генетический материал определя­ет направление развития организма. Вот почему потомки похо­жи на родителей. Однако эта информация в процессе передачи несколько видоизменяется, искажается. В связи с этим потом­ки не только похожи на родителей, но и отличаются от них.

Центральная роль шанса в эволюции Дарвина

Ключевое замечание, на основании которого Дарвин основал свою теорию, состоит в том, что существует много фенотипических вариаций в любой естественной популяции вида. Хотя это само по себе не было новостями, Дарвин был увлеченным натуралистом, и после многих тщательных наблюдений пришел к выводу, что вариация была случайной, а не направленной на какой-либо заметный конец - то есть фенотипическая вариация в популяции - скорее выражение шанса чем цели. Эволюция необычно хорошо продуманных организменных приспособлений, например. крыло или глаз, было тогда полностью направлено увеличением шансов на размножение, что наследственная лотерея давала счастливым получателям выгодные черты.

Живые организмы хорошо приспособлены к среде оби­тания и соответствуют своему образу жизни. Строение крота, рыбы, лягушки, дождевого червя полностью соответствует ус­ловиям, в которых они живут.

Обобщая и несколько упрощая сказанное о специфике живого, можно отметить, что все живые организмы питаются, дышат, растут, размножаются и распространяются в природе, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут и не размножаются.

Из совокупности этих признаков вытекает следующее обоб­щенное определение сущности живого: жизнь есть форма сущест­вования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.

И наконец, еще более краткое определение жизни предло­жил американский физик Ф. Типлер в своей сенсационной книге "Физика бессмертия". "Мы не хотим, - пишет он - привязывать определение жизни к молекуле нуклеиновой ки­слоты, потому что можно вообразить себе существование жиз­ни, которая к этому определению не подходит. Если к нам в космический корабль явится внеземное существо, химическую основу которого составляют не нуклеиновая кислота, то нам все равно захочется признать его живым". Жизнь, по мнению Типлера, представляет собой лишь информацию особого рода: "Я определяю жизнь как некую закодированную информацию, которая сохраняется естественным отбором". Но если это так, то жизнь-информация является вечной, бесконечной и бес­смертной. И хотя с этим определением согласны далеко не все, его несомненная ценность состоит в попытке выделить из всех критериев жизни в качестве главного - способность живых ор­ганизмов сохранять и передавать информацию.

Учитывая сохраняющуюся дискуссионность категории жиз­ни, анализ ее признаков следует дополнить рассмотрением структуры живого, составляющих его элементов, частей.

Издавна люди пытались найти объяснение многообразию и причудливости мира. На протяжении тысячеле­тий господствовало элементарное объяснение, которое состоя­ло в том, что будто бы все виды организмов были созданы однажды в их нынешних формах и больше никогда не изменя­лись. Так сказано в Библии, таких же взглядов придерживался Аристотель. Служители христианской церкви до сих пор верят, что все многообразие организмов, населяющих Землю, явилось результатом акта божественного творения мира за шесть дней, а любое другое объяснение они воспринимают как оскорбление своей религиозной веры.

Именно под влиянием религиозной идеи о неизменности всего живого биологическая парадигма долгое время, вплоть до XVIII в., сводилась лишь к описанию многочисленных видов животных и растений. Причем это описание ограничивалось характеристикой только внешних, бросающихся в глаза при­знаков. Такова была и наиболее совершенная для своего вре­мени, но оставшаяся в рамках старой парадигмы и потому во многом искусственная, классификация, предложенная знаме­нитым шведским естествоиспытателем К. Линнеем.

Однако человек устроен так, что он осваивает мир, не по­лагаясь только на религиозную веру. Он пытается понять его также и с помощью разума, опираясь на знания, полученные путем размышлений, логических доказательств.

Используя рациональные методы, ряд ученых, например Ж.ЛЛ. Бюффон во Франции, Э. Дарвин (дед Ч. Дарвина) в Англии, И.В. Гете в Германии, М.В. Ломоносов в России при­шли к выводу, что организмы, населяющие Землю, не неиз­менны, а претерпевают эволюцию. Этот вывод позволили им сделать обнаруженные в разных местах Земли ископаемые ос­татки странных животных и растений, совершенно не похожие на современных. Находки поражали воображение людей. Им пытались дать то или иное объяснение. Некоторые высказыва­ли даже такое предположение, что ископаемые - это не остат­ки вымерших организмов, а некие предметы, которые Господь поместил в горные породы, чтобы людям интереснее было жить на свете.

Однако некоторые ученые сделали из этих открытий другие выводы: они выступали как создатели первых концепций об эволюции всего живого на Земле. Тем самым осуществилось предвидение К. Линнея, который, критически относясь к соб­ственной концепции, считал, что "искусственная система слу­жит лишь до той поры, пока не найдена естественная". И действительно, такая пора скоро настала: парадигма искусственной систематизации сменилась принципами естественной классифи­кации, основанной на теории эволюции и исходившей не толь­ко из внешнего сходства форм, но и из общности происхожде­ния, родства.

Интенсивное проникновение эволюционной парадигмы в биологию началось в конце XVIII в. благодаря работам наддаю­щегося французского биолога Ж.Б. Ламарка. Он известен не только тем, что предложил впервые термин "биология". Ламарк объяснил изменчивость видов двумя факторами: влиянием внешней среды (питание, климат, упражнение органов) и на­следственности.

Проблемы, поставленные Ламарком, были успешно решены Ч. Дар вином. В своей знаменитой работе «Происхождение ви­дов путем естественного отбора», вышедшей в 1859 г., он, обоб­щив отдельные эволюционные идеи, создал стройную, разверну­тую теорию эволюции.

С тех пор теория эволюции остается самым плодотворным продуктом биологической мысли за все время ее существования. Но время от времени, однако, появляются мыслители, объявляю­щие, что Дарвин был не прав. И все же до сих пор не появилось другой, сколько-нибудь значимой теории, которая дала бы объяс­нение многим загадочным фактам, как это сделала теория эволю­ции Ч. Дарвина, Более того, сегодня она находит все новые облас­ти применения. Так, современная физика обосновывает концеп­цию универсальной эволюции. Согласно этой теории развитие Вселенной предстаёт как ряд последовательных эволюционных этапов, начиная с так называемого Большого взрыва через пе­риод эволюции неживой материи к биологической эволюции, а от нее к этапу исторической эволюции человека и общества.

Учение о биологической эволюции есть наука о причинах, движущих силах и закономерностях изменения и развития жи­вых организмов. Эволюционное учение является теоретической основой современной биологии, обобщает результаты, полу­ченные частными биологическими науками.

С точки зрения теории эволюции, все многообразие живой природы является результатом действия трех взаимосвязанных факторов: наследственности, изменчивости и естественного отбора.

Эти выводы теории эволюции, или ее основные принципы, базируются на следующих трех наблюдениях.

В любой популяции, виде животных наблюдается измен­чивость составляющих ее особей. В этом можно убедиться, сравнивая, например, одного человека с другим.

Некоторые из этих изменений имеют генетическую осно­ву, т.е. унаследованы от родительских особей, получены уже при рождении, а другие являются результатом приспособления к окружающей среде, приобретены в течение жизни.

Рождается, как правило, значительно большее число ор­ганизмов, чем доживает до размножения; многие гибнут на стадии семян, зародышей, птенцов, личинок. Причем выжива­ют те организмы, которые обладают сочетанием генов, повы­шающих вероятность их выживания и размножения, а также вырабатывают в течение своей жизни некоторые признаки, способствующие выживанию.

Отсюда вытекает главный вывод, что весь ход эволюции ви­дов ведет к тому, что генетические и иные признаки, обеспечи­вающие выживание, встречаются от поколения к поколению все чаще в данном виде (популяции), определяя главное на­правление его (ее) развития.

Механизм действия факторов эволюции лучше всего виден на примере развития уровня популяции живых организмов. Правда, долгое время считалось, что эволюционные изменения лучше всего изучать на примере развития отдельного вида рас­тений или животных. Но затем пришли к выводу, что из-за сложности структуры вида, его разновидности, неравномерно­сти географического распределения лучше всего эволюционные процессы проявляются на популяционном уровне.

Популяция - это длительно существующие группы особей, устойчиво сохраняющиеся на протяжении жизни многих поко­лений. Именно здесь активно происходят обмен генетическим материалом, процессы естественного отбора и другие измене­ния. Именно здесь интенсивно осуществляется случайное, сво­бодное скрещивание. В то же время популяция так или иначе изолирована от соседних совокупностей особей данного вида.

Популяции могут занимать территории разной протяженно­сти, в зависимости от размеров особей и их численности. Раз­мер территории может колебаться от нескольких сотен метров до сотен километров. Существует и некоторая минимальная для того или иного вида численность популяции крупных жи­вотных. Так, длительное существование популяции крупных животных (например, лосей), состоящей всего из нескольких сотен животных, невозможно. При такой или меньшей численно­сти популяция в результате неизбежных случайных колебаний мо­жет сократиться до нуля. Для исчезновения популяции достаточно сокращения одного из полов (самцов или самок) настолько, чтобы стала затруднительной встреча особей для размножения.

Виды, как правило, состоят из нескольких популяций, хотя бывают и исключения (белый медведь в Арктике).

Появление элементарных эволюционных изменений в по­пуляции, т.е. ее новых устойчивых признаков, передающихся по наследству через несколько поколений, зависит от следую­щих эволюционных факторов: перестройки носителей наслед­ственности - генов, популяционных волн, изоляции и естест­венного отбора.

Перестройка генов, или мутационный процесс, является ос­новой разнообразия особей в популяциях. Но этот процесс все же не является решающим фактором эволюции. Будучи осно­ван на случайности, он не определяет ее направления.

То же самое можно сказать и о популяционных волнах, т.е. резких колебаниях численности особей из-за различных при­родных колебаний: урожай, засуха, похолодание и т.п. Этот фактор также не определяет направления эволюции. Однако он может резко менять число редко встречающихся мутаций, соз­давая те или иные новые предпосылки для эволюционных из­менений.

Изоляция, иди возникновение барьеров, препятствий, умень­шающих возможности обмена генетической информацией с другими группами особей данного вида, выступает как фактор, закрепляющий начальную стадию дифференциации генофонда обособившейся группы. Но и изоляция не задает направления эволюционному процессу, хотя и выполняет роль его мощного усилителя.

Естественный отбор является основным фактором, направ­ляющим эволюционные изменения. Именно он определяет маги­стральную линию исторического развития живого, формирует у живых организмов оптимальные способности к выживанию и самовоспроизведению. Результаты естественного отбора прояв­ляются в ходе смены многих поколений. Объектом отбора яв­ляются отдельные виды живого. Особь, прошедшая отбор, тем самым вносит свой вклад в генофонд популяции. Отбору под­вергаются все признаки свойства живого. Он действует на всех стадиях развития особи и имеет четкую направленность - повышение способности к выживанию, к оставлению потомства. Причем отбор закрепляет и те особенности, которые полезны данному виду как целому. Эти признаки могут быть вредны для особи, но полезны для популяции: отгоняя врага, ужалив­шая его пчела гибнет, но спасает пчелиную семью, семейный запас меда.

Учитывая все сказанное, можно сформулировать главный вывод: весь ход эволюции видов ведет к тому, что генетические и иные признаки, обеспечивающие выживание, встречаются от по­коления к поколению в данной популяции все чаще, определяя на­правление развития вида.

Таким образом, эволюция есть направленный процесс истори­ческого изменения живых организмов. Указанные факторы дей­ствуют не только на популяционном и видовом уровне, как микроэволюция, но также и на надвидовом уровне как макро-эволюция, образуя новые виды, классы живого.

Современная сложная структура живого является как раз результатом и отражением продолжавшейся миллионы лет микро- и макроэволюции.

Комплекс представлений о микро- и макроэволюции, сло­жившийся к середине XX в., стали называть синтетической теорией эволюции. Но и в ее современном виде она не догма. Нужна огромная работа исследователей, чтобы здание эволю­ционной теории, основы которого были заложены Ч. Дарвином, приобрело завершенный вид.

Ныне эволюционное учение видит свою главную задачу в том, чтобы на основе углубленного познания механизма эво­люционных процессов предсказывать конкретные возможности эволюционных преобразований и на этой основе управлять эволюционным процессом. Все возрастающую роль в выполне­нии данной задачи играет одна из наиболее перспективных от­раслей биологической науки - генетика.

Определение биологии как науки. Предмет и методы биологии. Человек как объект биологии. Биосоциальная природа человека

Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития.

Термин "биология ", предложенный в 1802 г. Ж.Б. Ламарком, происходит от двух греческих слов: bios - жизнь и logos - наука. Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и другими науками, изучающими природу, биология относится к числу естественных наук. В общей системе знаний об окружающем мире другую группу наук составляют социальные, или гуманитарные (лат. humanitas - человеческая природа), науки, изучающие закономерности развития человеческого общества. Современная биология представляет собой систему наук о живой природе. Общие закономерности развития живой природы, раскрывающие сущность жизни, ее формы и развитие, рассматривает общая биология. Соответственно объектам изучения - животным, растениям, вирусам - существуют специальные науки, изучающие каждую из названных групп организмов. Методы Биологические науки представляют собой теоретическую основу медицины, агрономии, животноводства, а также всех тех отраслей производства, которые связаны с живыми организмами. Основными частными методами в биологии являются:

Описательный Для того, чтобы выяснить сущность явлений, необходимо прежде всего собрать фактический материал и описать его. Собирание и описание фактов были главным приемом исследования в ранний период развития биологии, который, однако, не утратил значения и в настоящее время. Сравнительный. Еще в XVIII в. получил распространение сравнительный метод, позволяющий путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей. На принципах этого метода была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобщений - создана клеточная теория. Сравнительный метод перерос в исторический, но не потерял своего значения и сейчас. Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. Утверждением в биологии исторического метода наука обязана Ч. Дарвину.

Экспериментальный метод исследования явлений природы связан с активным воздействием на них путем постановки опытов (экспериментов) в точно учитываемых условиях и путем изменения течения процессов в нужном исследователю направлении. Этот метод позволяет изучать явления изолированно и добиваться повторяемости их при воспроизведении тех же условий. Эксперимент обеспечивает не только более глубокое, чем другие методы, проникновение в сущность явлений, но и непосредственное овладение ими. Высшей формой эксперимента является моделирование изучаемых процессов. Блестящий экспериментатор И.П. Павлов говорил: "Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет". Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы.

Человек - живой организм в этом отношении он является объектом биологических исследований. Но он, оставаясь биологическим объектом и высшим звеном эволюции органического мира, в то же время существо социальное. Поэтому, если у любых видов растений и животных эволюция осуществляется по биологическим законам, то прогресс человечества подчиняется социальным закономерностям. Биологическая индивидуальность людей передается из поколение в поколение по генетическим закономерностям, общим со всем органическим миром. Но вся социально-трудовая сущность человека передается посредством обучения, воспитывается в человеческом коллективе, а это оказывает влияние на реализацию генетически детерминированных особенностей каждого индивидуума, отражается на формировании его личности. Предметом изучения биологии я вляются живые организмы; их строение, функции; их природные сообщества. К числу фундаментальных свойств, совокупность которых характеризует жизнь, относятся: 1.самообновление, связанное с потоком вещества и энергии. 2.самовоспроизведение, обеспечивающее преемственность между сменяющими друг друга генерациями биологических систем, связанных с потоком информации.



Похожие статьи