Абстрагирование - метод научного познания в форме операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач. Операция отвлечения равносильна операции выделения в объекте существенных свойств, связей и отношений. Результат процесса абстрагирования называют абстракциями (с лат. - отвлечение) или абстрактными предметами.
Разовый цикл абстрагирования носит двухступенчатый характер. На первой ступени абстрагирования определяются несущественные свойства и связи, которыми можно пренебречь, отделить существенное от несущественного, вычленить наиболее важное и интересное для исследователя. Объективным основанием для такого вычленения является относительная независимость или пренебрежимо слабая зависимость изучаемых явлений и их составляющих от определенных факторов.
Подготовка акта абстрагирования (отвлечения) состоит, во-первых, в установлении того, что является общим для многих предметов определенного класса. Так, например, подготовка к формированию абстракции «живое существо» требует обнаружения общего для всех живых существ и в то же время отличающего их от неживых объектов. Таким свойством является способность к обмену веществ. Для абстракции «человек» общим и существенным будут отличительные признаки сознательного отражения среды; для всех существующих товаров, которые могут обмениваться друг на друга, будет понятие меновой стоимости и т.д.
Во-вторых, в установлении независимости или пренебрежимо слабой зависимости изучаемых явлений от определенных факторов. Так, для решения задачи о моменте встречи движущихся друг к другу автомобилей отвлекаются от географического расположения исходных пунктов движения. Здесь важно только расстояние. Решающий задачу отвлечется от марки автомобилей, их масс и вообще от автомобиля, заменив их точками на отрезке пути, поскольку для решения задачи нужна только скорость. Более того, любые задачи окажутся неразрешимыми без процесса абстрагирования.
Вторая ступень абстрагирования, в собственном смысле акт отвлечения, состоит в замещении исследуемого объекта другим, эквивалентным, менее богатым по свойствам, выступающим в качестве «модели» первого. Так, в рассмотренном выше примере задача с автомобилями замещается схемой движения двух точек, которая упрощает исследуемое явление и позволяет рассмотреть процесс в «чистом» виде.
Операция абстрагирования может применяться многократно как к реальным, так и абстрактным объектам. Переходя от одного уровня абстрагирования к другому, постепенно отвлекаясь от ряда свойств получают (в зависимости от задачи) абстракции все возрастающей степени общности, Так, например, отвлекаясь от множества свойств конкретного человека, можно построить абстрактную цепочку: мужчина - человек - живое существо - материальный объект - биологическая форма материи - материя. Как видно, высшие формы абстракции - это философские категории и их системы.
Исходя из различия целевых характеристик, в современной науке наиболее широкое применение находят абстракции следующих основных типов:
1. Изолирующая абстракция. Предполагает выделение свойств и отношений, присущих тому или иному предмету, мысленное отделение этих свойств и отношений от самого предмета, придание им статуса самостоятельного существования. Примерами таких абстрактных предметов могут служить понятия: растворимость, устойчивость надежность, красота, простота, белизна и т.д.
2. Обобщающая абстракция. Здесь отвлекаются от индивидуальных особенностей и черт предметов с выделением таких их общих признаков, которые позволяют вводить в рассмотрение классы предметов. Так, используемые в металлообработке резцы, сверла, фрез протяжки, напильники, ножовки и т.п. с помощью обобщающей абстракции образуют понятие класса «металлорежущий инструмент».
3. Абстракция потенциальной осуществимости, при которой отвлекаются от реальных границ конструктивных возможностей человеческого сознания, связанных с ограниченностью жизни человека в пространстве и времени. С этой точки зрения бесконечность выступает уже не как непосредственно данная, актуальная, а как потенциально осуществимая. Эта абстракция лежит в основе конструктивной математики, теории алгоритмов, абстрактных автоматов и других теорий.
4. Абстракция как продукт идеализации, образованная посредством предельного абстрагирования от свойств реальных предметов. Полученные абстракции (идеализированные объекты) широко распространены в науке: точка, прямая, инерция, точечный электрический заряд, абсолютно черное тело, несжимаемая жидкость, сплошная среда, идеальный газ. Идеализированные объекты составляют важный арсенал понятий научного знания, без которого оно функционировать не может.
Система абстракций образует научный язык, посредством которого формируются и формулируются понятия: научный факт, научная проблема, научная идея, научная гипотеза, научный закон, научная теория.
В нашей жизни, с огромным потоком информации, стрессами, которые подстерегают нас на каждом шагу, очень важно иногда уходить от повседневных дел, погружаться в себя и абстрагироваться от всего окружающего мира.
Что мы слышим чаще всего, если случается стрессовая ситуация: «абстрагируйся». Нахамили в магазине или метро - абстрагируйся, проблемы на работе - абстрагируйся, проблемы в семье — абстрагируйся. В последнее время это выражение стало очень модным.
Давайте обратимся к словарям, чтобы разобраться в этом вопросе. Так вот, в толковом словаре слово «абстрагироваться» значит как: «Отвлекаться от несуществующих сторон, свойств или связей предмета или явления с целью выделения их существенных признаков».
Есть и толкование глагола «абстрагировать»: «Рассматривать предмет или явление, выделяя их существенные, закономерные признаки и отвлекаясь от их несущественных сторон, свойств, связей».
Еще одно интересное трактование:
Глагол «абстрагироваться» происходит от слова «абстракция». Абстракцией принято называть нечто отвлеченное и концептуальное, не привязанное жестко к сиюминутным земным реалиям.
«Абстрагироваться» может означать подняться над ситуацией, отвлечься, смотреть на ситуацию шире, масштабнее, либо нейтрально, как сторонний наблюдатель .
Чем же абстрагирование может помочь нам в повседневной жизни
Абстрагирование помогает нам увидеть ситуацию в качестве стороннего наблюдателя, ощутить себя вне события. При этом снимается эмоциональная зависимость от происходящего.
Человеку открываются новые грани, которые он раньше не замечал. Проблема представиться в ином свете. Становится возможным увидеть ситуацию со всех сторон. И приходит понимание того, почему это произошло, и как можно это исправить.
Умение абстрагироваться весьма полезно. Это способность не отвлекаться на внешние раздражители, когда необходимо сконцентрироваться.
Можно ли научиться абстрагироваться от внешнего мира и как это сделать
Кто-то сравнивает абстрагирование с медитацией. А вас при слове «медитация» бросает в дрожь. Вы представляете себя, сутками сидящем на краю глубокого ущелья с «завязанными ногами» в позе «лотоса», а спасатели МЧС пытаются вас «развязать».
Каждый может научиться абстрагироваться. Универсальных рецептов, конечно же, нет, но главное верить, что все получиться. Каждый из нас когда-либо абстрагировался, но делал это не осознано, некоторые делают это несколько раз в день.
Наверняка с вами происходили похожие ситуации: «Вы на совещании, а ваши мысли постоянно возвращаются к ссоре с женой, которая произошла утром…», « Муж увлеченно рассказывает вам, как его любимая команда провела очередной матч, а вы прокручиваете в голове скандал в магазине, когда вам пытались продать гнилые фрукты».
Итак, теперь мы знаем, что абстрагироваться мы умеем, осталось начать применять наши умения с пользой для себя.
Следите за дыханием. Вдох - выдох, глубокий вдох - глубокий выдох.
Считайте мысленно до десяти. И помните про пункт 1.
Очень хорошо помогает музыка, особенно звуки природы, пение птиц, шум океана.
Посмотрите на небо: как плывут облака, летают птицы или самолеты…
Вы очень заняты? У вас нет времени? А что вы делаете, когда идете — едете на работу или в магазин? Чем заняты ваши мысли? Учитесь контролировать свои мысли и использовать каждую минутку, чтобы абстрагироваться от негатива.
«Ссора с женой… Вечер, вы возвращаетесь домой и приносите небольшой подарок (все что угодно: коробка конфет, цветы, плюшевый мишка), размер и цена не имеет значения. Она радостно обнимает и целует вас…» Каким будет ваш вечер, пока не известно, но ваш рабочий день пройдет в позитивном ключе.
«…Пошлите продавщицу, мысленно, в ее родной город. И представьте, что завтра вы покупаете прекрасную клубнику с соседнем магазине и на нее действует сезонная скидка. Улыбнитесь. Поцелуйте мужа и предложите поднять бокал (не важно чего) за его любимую команду».
При решении любых проблем важно иметь позитивный настрой.
Попробуйте посмотреть на некоторые обстоятельства, людей и ситуацию с другой стороны, может быть в них есть выгода лично для вас, а вы ее просто не видите, поскольку зацикливаетесь на негативных эмоциях.
После абстрагирования вы почувствуете прилив сил и энергии, и концентрироваться на решении определенных вопросов вам будет уже намного легче.
Развитие научного знания во всех его сферах неразрывно связано с построением теоретических систем все более высокого уровня абстракции, вынуждая ученого задумываться над природой используемых абстракций.
Метод абстрагирования – универсальный метод научного познания, логическая основа понимания природы и общества. Существуют абстракции, общие для всех естественных и социально-гуманитарных наук, практики. Это – простейшие абстракции свойств, классов и отношений, тождества и различия, индивидуации и др., необходимые как на первых ступенях образования понятий, идентификации и классификации объектов познания, так и на последующих уровнях формирования знаний о природе и обществе.
Абстракция (лат. – отвлечение) понимается как: 1) сторона, момент, фрагмент действительности, нечто одностороннее, одномерное по отношению к объекту; 2) процесс мысленного отвлечения от каких-либо свойств и отношений объекта с целью выделения его общих или специфических характеристик и последующего анализа их в «чистом виде» (абстрагирование). В этом случае абстракция является результатом процесса абстрагирования в форме общего понятия.
Если в логике абстрагирование понимается как способ мысленного расчленения объекта, создающий абстрактные понятия, то в современной методологии дается более широкая трактовка – как человеческой способности расчленения и синтеза свойств, отношений, объектов в самых разных видах человеческой деятельности.
Каковы онтологические основания абстрагирования? Во-первых, любой объект познания обнаруживает свои свойства при взаимодействии со сферой своего существования, ее многообразными факторами. На эмпирической стадии познания (в опыте, эксперименте) происходит сведение (редукция) всего разнообразия потенциальных свойств объекта к конечному числу его актуальных свойств. Эта редукция является исходной ступенью процесса абстрагирования. Во-вторых, более высокая степень абстрагирования отражает инвариантные свойства объекта. Поиск нового инварианта ведет к формированию нового понятия (абстракции), нового смысла. В-третьих, объект, взаимодействуя с другими объектами, обнаруживает определенные закономерности протекания процессов, выражаемые в понятиях.
Абстракции выступают в виде различного рода «абстрактных предметов», начиная с отдельно взятых понятий и категорий («цвет», «движение», «скорость», «масса» и т.п.) и заканчивая системами абстракций высочайшего уровня – математика, логика, философия и др., являющихся по сути теориями об абстракциях.
Процесс абстрагирования никогда не бывает безграничным. Достижение границ объяснительной силы абстракции, определяющих интервал абстракции, означает необходимость перехода к новой абстракции с более широким интервалом.
В процессе абстрагирования возможны два основных способа действия: 1) анализ чего-либо как самодостаточной реальности через выделение ее наиболее общих свойств и отношений, либо 2) выделение объекта из его естественных связей, контекста существования и т.п. Обе операции взаимодополнительны, хотя может быть сделан акцент на одной из них. В первом случае абстракцию рассматривают как средство постижения объективной сущности явления; во втором подчеркивают субъективность, односторонность, бедность абстракции по сравнению с конкретной реальностью. Именно в этом случае абстрактность связывается с умозрительностью, формальностью, поверхностностью.
Цели, средства и объективные условия абстрагирования определяют, что нужно выделить, а что исключить в познаваемом объекте, особенно – те условия, при которых свойства, включенные в результат абстрагирования, можно считать фактически независимыми от свойств, посторонних для абстракции. Определение того, какие именно свойства можно исключать для формирования абстракции, является главным вопросом абстрагирования. Его оборотной стороной является вопрос о сущностных свойствах объекта, которые способны достаточно полно представить его в модели абстрагирования, практически подтверждающих объективную правильность предпосылок абстрагирования.
Научное абстрагирование предполагает не только способность упрощать познавательную ситуацию, отвлекаться от избыточной информации, но и видеть в результатах отвлечения знания, необходимые для общего метода решения множества однотипных задач, прогнозирование теоретической и практической деятельности, предвидение результатов экспериментов.
Результат научного абстрагирования – обобщенный образ, обладающий объяснительной силой для широкого класса типических явлений, процессов и т.п. – области значений абстракции. Если эта область слишком мала, абстракция теряет концептуальный статус, если же ее нельзя определить, абстракция является семантически бессодержательной. В норме абстракция имеет локальный характер, ограничена интервалом абстракции – информацией о свойствах возможных моделей абстракции, извлеченных из нее самой.
Абстракции, создаваемые обработкой непосредственных чувственных данных, называются абстракцией первого порядка, абстракции от абстракций первого порядка дают абстракции второго порядка и т.д.
Познавательное значение имеют абстракции любого порядка, но особой ценностью обладают абстракции, содержание которых может быть осмыслено на материальных моделях. Такие абстракции называются реальными, остальные – идеальными.
В абстракциях происходит выделение и закрепление типовых схем человеческой деятельности, отвлечение от конкретных ситуаций и обстоятельств. В абстракциях «стираются» следы их социального происхождения, связь с порождающими эти схемы способностями и качествами людей. В результате абстракции существуют и действуют как надындивидуальные формы, схемы и механизмы социальной организации. Именно так возникают абстракции реальные – как практическое обобщение схем человеческой деятельности в предметной и знаковой форме. Например, различные системы мер, деньги, структуры языка, нормы морали, религии, права и т.д. Абстракции реальные возникают в повседневной практике как необходимое условие социальной организации, неосознаваемое средство ориентации человека в мире.
Важнейшая задача научной методологии – соотнесение абстракций высокого порядка через абстракции более низкого порядка, замена идеальных абстракций реальными.
Абстрагирование - это мыслительная деятельность, направленная на получение абстракций - идеальных (не существующих в действительности) предметов, которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории и другие, так и их системы (см. ). Абстрагирование представляет собой одну из наиболее важных операций мышления (см. ) и необходимое условие познания мира путём формирования «вторичных образов» действительности (которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории, модели и другие абстрактные сущности, так и их системы).
Абстрагирование - универсальный приём познания, без которого немыслимы как научное, так и обыденное познание. Вместе с тем, будучи широко представленным в человеческом познании вообще, он приобретает статус метода только в научно-познавательной деятельности, наряду с другими методами научного познания (см. ). В европейской философии, науке и логике абстрагирование трактуется как логическая операция поэтапного мысленного членения рассматриваемого объекта или явления, продуцирующая понятия, которые, в свою очередь, образуют всё более общие образы действительности. В методологии науки процесс абстрагирования понимается как теоретическое обобщение, образуемое в результате отвлечения от несущественных сторон рассматриваемого объекта или явления для выявления наиболее существенных его черт. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения , образования понятий и категоризации (см. ).
В процедуре абстрагирования очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли абстрагирования: либо оно рассматривается как значимый источник поступления знаний о мире, либо как процедура, приводящая к их искажению и обеднению. Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них «посторонними» - по сути главный вопрос оперирования с абстракциями.
Применение абстрагирования в качестве метода научного познания, определяется типом ситуации, с которой сталкивается исследователь, и перечнем процедур, необходимых или допустимых в данной ситуации. Ситуация характеризуется задачей (целевая характеристика метода) и спецификой изучаемого объекта (онтологическая характеристика). С точки зрения онтологии абстракция связана с представлением об относительной независимости явлений и их свойств и с отделением существенных свойств от несущественных. Предписываемые процедуры сводятся, как правило, к перестройке предмета исследования, к эквивалентному, с точки зрения данной ситуации, замещению первоначального предмета другим. Перестройка касается либо образа изучаемого объекта (отбрасывание его несущественных свойств), либо эмпирического материала, либо программы наблюдения и описания (отказ от свойственной ему несущественной информации).
Целевая характеристика абстрагирования может быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познавательные задачи и с включением её в более широкий контекст познавательной деятельности. На различении целевых характеристик строится и классификация типов абстракций:
- изолирующая абстракция соответствует цели вычленения и чёткой фиксации исследуемого явления;
- обобщающая абстракция соответствует цели получения общей картины явления;
- идеализация соответствует цели замещения реальной, эмпирически данной ситуации идеализированной схемой для упрощения изучаемой ситуации и более эффективного использования существующих методов и средств исследования.
Реализация процесса абстрагирования включает два типа операций:
- оценка возможности и целесообразности замещения;
- акт замещения.
Продуктами процесса абстрагирования являются соответствующим образом преобразованные представления об исследуемом объекте или явлении. Обоснование абстракции осуществляется как с точки зрения её правомерности (это достигается установлением несущественности отдельных явления), так и с точки зрения её целесообразности (которая определяется поставленной задачей).
) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Результат абстрагирования - абстрактные понятия, например: цвет, кривизна, красота и т. д.
Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности . В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .
Виды абстракции
Некоторые типы абстракции:
- примитивная чувственная абстракция - отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.
- обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
- идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая » и др.
- изолирующая абстракция - тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.
- абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества [ ] , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные [ ] .
- конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».
По целям:
- формальная абстракция - выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
- содержательная абстракция - вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.
Абстрактное и конкретное
Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом три» вообще, не имея для него определённого языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия, попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).
Определение через абстракцию
Определение через абстракцию - способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества , эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности , симметричности и транзитивности , индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.
Похожие статьи