Формы коммерческих организаций в социальной сфере. Характеристика третьего сектора и социальной сферы как экономических категорий

Социальная система

Особенностью социальных систем является их сложность, которая обусловлена тем, что основной элемент системы — человек — имеет собственную субъективность и большой диапазон выбора поведения.

Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости.

Определяющим признаком социальной организации является цель.

Выбор понятия «организация» зависит от конкретной цели социального управления. Наиболее часто понятие подразумевает как объединение людей для достижения общей цели на основе разделения труда.

Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям:

  • образование;
  • культура и искусство;
  • здравоохранение;
  • туризм;
  • отдых;
  • физическая культура и спорт;
  • наука и инновации;
  • жилищный фонд;
  • коммунальное хозяйство.

Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Задачи организаций социальной сферы

Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего на основе сметы доходов и расходов.

Организации социальной сферы создаются для достижения целей : социальных, благотворительных, культурных, образовательных и др.

Организации социальной сферы могут осуществлять , но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью доходов от предпринимательской деятельности.

Несмотря на все различия, структуры социальной сферы являются сложными системами, имеющими вход и выход и связанными с внешней средой.

Жизнедеятельность организаций социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов:

  • получение ресурсов из внешней среды;
  • использование ресурсов для достижения цели организации;
  • передача результата во внешнюю среду.

Организации социальной сферы не всегда могут рассчитывать на финансирование из бюджета.

Задача менеджеров — поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования.

В ряде отраслей социальной сферы все большее развитие получают . Это касается образования, спорта, туризма.

Социальная сфера вбирает в себя систему и населения , установленных законами государства и опирающихся на традиции жителей страны. Социальная сфера характеризуется своим ресурсным потенциалом, под которым понимают размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов социальной инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки.

В настоящее время разработаны Национальные проекты , призванные улучшить положение в социальной сфере. Так, на Национальный проект «Здравоохранение» в 2006 — 2007 годах будет потрачено более 145 млрд рублей.

В соответствии с рекомендациями приемлемая доля расходов на социальные нужды должна быть не меньше 20% национального бюджета. США и Япония тратят на социальные цели 19 — 21% , Германия, Англия и некоторые другие страны — несколько больше.

Необходимо также отметить, что здоровье населения существенным образом зависит от объема ВВП. В мире прослеживается закономерность: продолжительность жизни в стране тем выше, чем выше ВВП . Россия по объему ВВП и продолжительности жизни сейчас находится в средней группе стран (в 2006 г. — 65 место).

Вышеприведенная зависимость имеет место и в регионах России. Такое исследование было проведено по регионам Приволжского федерального округа.

Как и любая другая организация, организация социальной сферы занимается проблемами — это весь комплекс вопросов по подбору, отбору, расстановке кадров, их эффективному использованию. При этом организации социальной сферы сталкиваются с проблемами закрепления кадров, что обусловлено относительно низким уровнем оплаты труда. Здесь гораздо большую роль играют другие стимулы работы, например, моральное удовлетворение результатами работы.

Виды экономических секторов

Одной из задач экономической теории является изучение хозяйственных систем. Она отслеживает определенные процессы, закономерности, принципы построения и взаимодействия элементов внутри экономических структур. В макроэкономике большое внимание уделяется анализу национальной хозяйственной системы. Именно она является индикатором состоятельности конкретного государства. Но сложность национальной экономики, множество ее внутренних связей и подсистем требует более детального подхода. Для удобства изучения такого рода системы используется ее деление на сектора.

Определение 1

Экономический сектор является структурным элементом национальной экономики, который объединяет институциональные единицы, схожие по целям и принципам осуществления своей хозяйственной деятельности. Они имеют похожие источники финансирования и функции. Соотношение секторов экономики характеризует ее устойчивость и способность к развитию.

В экономической теории применяются различные методы классификации секторов. Например, по владению собственностью, по принципу осуществления экономической деятельности, по циклу создаваемого продукта. Основной подход заключается в классификации по экономическому субъекту, выделяют:

  • Государственный сектор осуществляет регулирование хозяйственной системой страны. Сам он не осуществляет коммерческой деятельности, но создает общественные блага и соблюдает права участников экономических отношений.
  • Сектор домашних хозяйств обеспечивает предложение факторов производства. При этом он является основным потребителем создаваемых экономических благ.
  • Реальный или производственный сектор экономики представлен различными предприятиями, которые обеспечивают потребности общества в продукции и услугах. Этот сектор является основным потребителем производственных факторов.
  • Сектор внешних хозяйственных агентов представлен компаниями нерезидентами, которые осуществляют свою деятельность на территории государства или вступают в экономические отношения с резидентами страны. Сюда так же относят некоммерческие представительства международных организаций, посольства и консульства иностранных государств.

Коммерческий сектор экономики

Коммерческий сектор экономики представлен совокупностью хозяйствующих субъектов, чья цель хозяйственной деятельности заключается в получении прибыли. В России на долю коммерческого сектора приходится около 82% всех предприятий и организаций. Именно этот сектор обеспечивает население рабочими местами, удовлетворяет общественный спрос, приносит значительную долю дохода государственной казны.

Основным признаком коммерческой организации является образование юридического лица, либо индивидуального предпринимательства. Созданные в коммерческих целях компании могут иметь различные хозяйственные формы, среди которых можно выделить:

  • товарищества и общества;
  • полные товарищества;
  • общества с ограниченной, дополнительной ответственностью;
  • акционерные общества;
  • кооперативы;
  • унитарные предприятия.

Главной задачей существования коммерческого предприятия является получение прибыли в ходе реализации производимой продукции. В большинстве стран мира данный сектор действует в условиях рыночных отношений, каждый из субъектов несет ответственность по своим обязательствам, и стремится к эффективному использованию собственных ресурсов.

Замечание 1

Основой коммерческого сектора является частная собственность. Государство оказывает влияние на деятельность субъектов сектора только через бюджетную и налоговую политику. Получается, что предприятия подвергаются воздействию рынка, изменениям спроса и предложения на нем. Коммерческий сектор России сформирован в основном крупными корпорациями, имеющими форму акционерных обществ. При этом средний и малый бизнес развиты намного хуже, хотя именно они создают базу и динамику развития экономики страны.

Этот сектор принято подразделять на финансовый, корпоративный и индивидуальный. Финансовые предприятия выделяются в отдельную подсистему, так как имеют свою специфику работы и получения прибыли. Большинство из них не имеют право осуществлять коммерческую деятельность, связанную с производством благ. Источником их дохода является оказание различного рода финансовых услуг.

Некоммерческий сектор экономики

Хотя коммерческий сектор является базой экономической системы страны, все же им движут законы рынка. Производители стремятся к созданию благ, способных приносить доход, а уже затем отвечать запросам общества. Поэтому на ряду с коммерческим сектором существует некоммерческий. Здесь формируются блага, которые необходимы обществу, но могут не приносить существенного дохода.

В некоммерческом секторе чаще всего разрабатываются и внедряются инновации в социальной, информационной и технологических сферах. Уже позже они попадают в работу коммерческого сектора. Взаимодействие между этими двумя секторами является взаимовыгодным. Для коммерческого сектора повышается покупательская лояльность, увеличивается стабильность положения организации. Некоммерческий сектор получает денежные средства для развития и выполнения своей общественной миссии.

Несмотря на то, что доходы данного сектора относительно невелики, он так же предоставляет рабочие места, которые оплачиваются за счет спонсорских средств. В России некоммерческий сектор занимается вопросами молодежи, детей, а так же учебными заведениями, работой научных сотрудников. Субъекты этого сектора занимают ниши, малопривлекательные для коммерческих компаний.

Некоммерческие компании разделяют на рыночные и нерыночные. Первые занимаются производством, вторые обслуживают предприятия коммерческого сектора. Рыночные организации обычно представлены учебными учреждениями и предприятиями здравоохранения, оказывающими платные услуги. Их цены достаточно высоки.

Государственные программы по поддержке такого бизнеса позволяют снизить цены на услуги и сделать их более доступными для населения. Обслуживающие некоммерческие организации обычно создаются на базе крупных предприятий самим предпринимателями. Обычно они обслуживают интересы лица, их организовавшего. Например, осуществляют рекламную деятельность, исследовательскую или испытательную работу и так далее.

Существуют так же некоммерческие нерыночные организации, которые практически не получаются дохода. Их деятельность регулируется государственными органами. Некоммерческие организации, обслуживающие интересы домашних хозяйств, могут быть представлены партиями, союзами, ассоциациями, спортивными клубами, общественными и культурными организациями, благотворительными фондами.

В связи с повышением роли общественных и благотворительных организаций в системе социальной защиты населения следует рассмотреть вопрос о третьем секторе как о новом социальном явлении в современной России. Понятие «третий сектор» появилось в мире не так давно, его становление отражает тенденции, возникшие одновременно с развитием рыночной экономики. Современное гражданское общество можно представить в виде трех неотъемлемых составляющих, которые позволяют выделить основные институты, функционирующие в нем:
первый сектор - государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в том числе социальной, основанных на государственной и смешанной формах собственности, с преобладающей долей государственного участия;
второй сектор - коммерческий (бизнес-сектор): неправительственная прибыльная организация;
третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), филантропическим или, как называют эти организации в странах Запада, - «не для прибыли» (not for prof t).

Этот сектор является:

  • негосударственным, неправительственным, потому что организации, входящие в него, не располагают в полном объеме властью и полномочиями правительства, хотя какие-то из них могут через своих членов иметь властное влияние, а некоторые даже выполняют функции правительства (пример - образовательные организации США, которые обладают полномочиями по выдаче лицензий); с другой точки зрения, термин «неправительственный» может означать широкое вовлечение населения в общественную жизнь, что отражает тенденцию социальной организованности на всех уровнях, и связано это с процессом становления гражданского общества, т.е. термин «негосударственный» означает также то, что создание составляющих его организаций происходит спонтанно, как реакция на необходимость разрешения какого-либо социального противоречия или реализации какой-либо социальной потребности. Многие действующие некоммерческие организации не регистрируются в силу разных отнюдь не криминальных причин. Стихийно возникающие и исчезающие в процессе организации и развития, эти структуры подчас известны только тем, кто в них участвовал и кто с ними взаимодействовал;
  • независимым, потому что множественность финансовых источников деятельности делает его относительно независимым и от государства, и от бизнеса. На определенных этапах общественного развития организациям третьего сектора приходится действовать в противовес другим общественным силам, отстаивая те права и свободы граждан, которые ущемляются бизнесом или государством. Многие организации этого сектора являются неформальными, т.е., не будучи официально зарегистрированными, они часто пользуются свободами и возможностями, недоступными государственным организациям или частному бизнесу;
  • некоммерческим, неприбыльным, потому что это важнейший конституирующий признак, отличающий его от коммерческих организаций. Третий сектор существует не ради получения прибыли. Это не означает, что его организации не могут получать прибыль (например, заработанные поступления составляют 23% от общего объема денежных поступлений некоммерческих организаций в Венгрии, до 59% во Франции и 70% в Германии. В России эта цифра по разным источникам составляет от 30 до 75%).

Но некоммерческие организации не имеют права распределять полученную прибыль среди учредителей, а должны использовать ее на уставные цели (исключительно для целей провозглашенной миссии). Так как организации весьма разнообразны (общественные, политические, религиозные, благотворительные, образовательные и т.д.), сам этот сектор весьма обширен, неоднороден и многолик. Эти организации, конечно, не являются альтруистическими, но экономический интерес из категории движущей силы развития общества превращается в механизм реализации другого императива - развития демократического общества, и некоммерческий сектор является существенным элементом его становления на современном этапе;

  • сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), поскольку здесь широко используется добровольный труд волонтеров. Например, 54% взрослого населения США отдают добровольной работе около 4 ч в неделю, а в Великобритании около 30% населения занимаются добровольной работой 3-7 ч в неделю**. Причем добровольный неоплачиваемый труд является основой функционирования организаций третьего сектора и формой гражданской активности широких масс населения;
  • филантропическим, благотворительным, так как эти определения отражают устойчивые исторические корни возникновения третьего сектора благотворительной активности, в результате чего существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.

Третий сектор тесно связан с другими секторами экономики. Границы между ними весьма прозрачны и чрезвычайно подвижны.
Государство и некоммерческий сектор заинтересованы в развитии бизнес-сектора в качества источника финансовых поступлений (государству - в виде налогов, некоммерческому сектору - в виде пожертвований). Коммерческие и некоммерческие организации рассматривают государство в качестве гаранта правовой и экономической стабильности и безопасности. Бизнес-сектор заинтересован в развитии некоммерческого сектора (например, биржа, торгово-промышленные палаты, ассоциация предпринимателей), деятельность которого направлена на обслуживание интересов бизнеса, хотя в ряде случаев некоммерческие организации могут быть конкурентами бизнес-сектора.
Исследования третьего сектора в 12 странах, проведенные Университетом Джона Хопкинса, показали, что в третьем секторе занято больше людей и его деятельность меньше зависит от пожертвований, чем принято было думать: в 10 странах в неприбыльном секторе занят один человек из 11 работающих в сфере сервиса:
В трех странах неправительственные организации создали 13% рабочих мест в 80-е гг. (первоначально исследования проводились в 6 странах - Франции, Германии, Венгрии, Италии, Японии и Объединенном Королевстве Великобритании, а затем еще в 5 странах - Бразилии, Египте, Гане, Индии и Таиланде). Есть основание сделать вывод, что неприбыльные организации являются серьезными работодателями: в третьем секторе работают 7 млн. человек в США, 1,4 млн. человек в Японии и по 1 млн. человек во Франции, Германии и Объединенном Королевстве. В среднем это составляет 3,4% рабочей силы, начиная с 1% в Венгрии до 7% в США. В России, по данным на 1996 г., только в общественных организациях и фондах работает 0,8% занятого населения. Оперативные расходы неприбыльных организаций составляют от 1,2% валового национального продукта (ВНП) в Венгрии до 6,3% в США, а в среднем - 3,5%.
Частные пожертвования составляют небольшую часть денежных поступлений неприбыльных организаций - примерно 10% от общей суммы поступлений: от 20% в США и 19% в Венгрии до 1% в Японии и 4% в Германии и Италии. В России в 1996 г. эта цифра
составила 2,09% ВНП.
Формирование некоммерческого сектора в дореволюционной России происходило преимущественно в рамках благотворительной системы и имело ярко выраженное социальное значение. Доказательствами могут служить этапы его становления и развития в рамках благотворительности и меценатства.

Первый этап : частная благотворительность на Руси активно развивается с принятием христианства и носит религиозный характер, так как основными законодательными актами, регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы и положения. Финансовым источником, обеспечивающим» благотворительную деятельность, являлась церковная десятина и свойственный только для некоммерческого хозяйствования добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей). Проблемы страждущих становятся предметом внимания княжеской власти, которая носила скорее характер частной благотворительности. Развитие благотворительности в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием, и только после избавления от татаро-монгольского ига (во второй половине XV в.), в результате восстановления централизованной российской государственности появилась возможность на государственном уровне решать сложные социальные проблемы, среди которых - помощь немощным и наиболее нуждающимся.
Постепенно благотворительная деятельность приобретает все более широкий размах - расширяются социальный состав благотворительности и ее финансовая база. Однако в процессе развития общества возникает ситуация, когда частное лицо или институт (церковь) оказывается не в состоянии решить все социальные проблемы, и во второй половине XVI в. появляется и затем развивается система государственного призрения.
В 1682 г. выходит указ царя Федора Алексеевича о том, что неспособные к работе должны найти себе приют при монастырях или богадельнях, а здоровые же нищие должны работать и воспитывать детей в труде. Впервые появляется механизм предупреждения нищенской психологии: детей нищих отдают по домам для обучения ремеслу или в монастырь - для обучения грамоте*.
Этот указ имел важнейшее значение для развития некоммерческого сектора в России, - он стал прообразом принципа дифференцированного подхода к различным категориям нуждающихся и принципа социальной профилактики, соблюдение которых является основным преимуществом некоммерческой деятельности.

Второй этап развития «некоммерческого сектора» тесно связан с особенностями функционирования системы общественного призрения России. В период своего правления Петр I обозначил еще один принцип, характеризующий преимущество некоммерческого хозяйствования, - адресный характер предоставления помощи. Петр I настаивал на необходимости различать нуждающихся в зависимости от причины их нужд и определять помощь в соответствии с этой нуждой, считая предупреждение нищеты способом борьбы с ней.
Петр I передал дело призрения светским правительственным и общественным управлениям, т.е. происходит не только перераспределение финансовых потоков (к частным пожертвованиям и церкви), но и присоединение финансовых ресурсов государства, что определяет стабильность создаваемой системы). Однако в эпоху Петра I благотворительные заведения по-прежнему принадлежат церкви.
С восхождением на престол Екатерины II начинается вторая попытка на протяжении XVIII в. изменить социально-экономическую структуру страны: создаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневая система социальной помощи нуждающимся - приказы общественного призрения (региональные органы управления) и местные органы попечительства сословного характера (дворянская опека и городской сиротский суд). Их деятельность основывалась на механизмах самофинансирования: на первом уровне - территориальное распределение (горизонтальное с акцентом на господдержку): указом от 1775 г. в русском законодательстве был закреплен основной принцип общественного призрения: на сельские и городские общины и приходы была возложена обязанность кормить своих бедных, не допуская их до нищенства, а на полицейские власти - наблюдать за исполнением закона; на втором уровне механизм самофинансирования имеет сословное распространение (вертикальный характер): каждое сословие на правах самоуправления обязано оказывать помощь своим нетрудоспособным членам.
В 1785 г. создаются городские участковые попечительства, в ведение которых передаются благотворительные учреждения. Таким образом, к решению социальных задач привлекаются широкие слои населения, которые получают доступ как к процессу принятия решения, так и к процессу реализации благотворительных функций.
Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, которые впоследствии стали институционной основой современного некоммерческого сектора. Филантропическая и просветительская деятельность, продолжилась и после смерти Екатерины II: супруга Павла 1 - Мария Федоровна в течение 30 лет основала целую сеть благотворительных заведений. В 1854 г. эти благотворительные заведения были объединены в «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ). В 1904 г. ВУИМ включало 140 учебных заведений. Императорский Воспитательный Дом, 55 Домов призрения, 47 лечебниц и больниц, 376 приютов, 298 попечительских детских приютов, 2 попечительства о слепых и глухонемых (включающих 44 учебных заведения, 16 домов призрения и 17 лечебниц, 31 благотворительное общество). ВУИМ располагало следующими средствами на 1904 г. (в руб.): процент с капиталов - 5 344 222, доход от арендных статей - 714 074, плата за воспитание, обучение, лечение, призрение - 3 968 972, от продаж карт - 3 238 836, сбор с увеселений - 1 212 424, разного рода доходы: пожертвования, членские взносы, кружечный сбор и др. - 5 370 548, поступления от Государственного Казначейства - 4 342 690 (около 18%). Таким образом, финансовое обеспечение некоммерческих организаций благотворительного характера осуществлялось на основе принципа смешанного финансирования.
Помимо ВУИМ действовали и Императорское человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста, Попечительство в домах трудолюбия и работных домах и т.д.
Все существующие благотворительные организации можно разделить на две группы: благотворительные общества и благотворительные учреждения. Благотворительные общества оказывали преимущественно разовую помощь, а благотворительные заведения помимо разовой помощи обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях.
До 1865 г. большинство обществ считали себя общеблаготворительными, но в течение следующего десятилетия помощь обществ стала носить целенаправленный характер, что позволило сформировать механизм эффективной деятельности некоммерческого хозяйствования.
К концу XIX в. количество благотворительных обществ и учреждений постоянно растет, а Приказы общественного призрения, наоборот, со временем утрачивают прогрессивный характер, реорганизуются, их функции начинают осуществлять земские органы управления.

Третий этап - период реформ 60-70 гг. XIX в. Двухуровневая система регулирования благотворительной деятельности сохраняется, но теперь имеет другую структуру: дело призрения передается в руки общественности в лице земств и городских дум. Теперь все сословия одновременно обсуждают дела земского и городского хозяйства. С 1894 г. начинается разделение функций принятия решения и реализации системы мер по социальной защите населения:
координация благотворительной деятельности оставлена на городском уровне, а остальные вопросы были переданы в специально созданные участковые попечительства о бедных*. Причина в том, что материальная база городской управы была недостаточной для решения всех социальных проблем, участковые же попечительства только на четверть финансировались из средств бюджета. Значительную часть финансовой нагрузки несли состоятельные граждане, проживающие в пределах каждого попечительства, - проценты со специальных благотворительных капиталов Купеческого общества, сумм, собираемых самими попечительствами в виде членских взносов, путем обхода жителей участка, устройства благотворительных спектаклей и т.д. Множественность источников финансирования определяла относительную независимость и финансовую устойчивость. Согласно новой системе право на помощь имели люди, которые жили в Москве не менее двух лет, что предотвращало приток в Москву нуждающихся из других территорий; кроме того, каждое попечительство обязано было составлять списки своих клиентов для последующей рассылки в другие прочие попечительства и благотворительные заведения, чтобы исключить дублирование помощи в других местах и достичь справедливости в распределении благотворительных средств.

Четвертый этап . В Москве к концу XIX в. насчитывалось около 500 частных и благотворительных организаций, но они были разбросаны по разным министерствам и ведомствам. Это приводило к дублированию деятельности, неравномерному распределению усилий. 28 апреля 1886 г. состоялся первый съезд благотворительной общественности. В 1900 г. начал работать Московский государственный благотворительный совет, задачами которого были разработка необходимых мер по согласованию и объединению деятельности городского попечительства с деятельностью всех благотворительных учреждений столицы (сословных, общественных и частных, а также приходских попечительств); выяснение возможности для развития благотворительности в Москве и разработка общих вопросов, касающихся постановки приходских попечительств».
К 1910 г. в России было уже 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений*». Бюджет российской благотворительности образовывался следующим образом: 25% - из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, 75% - из средств частной благотворительности. Следовательно, для России была характерна смешанная форма финансирования благотворительной деятельности, что определяло высокий уровень эффективности в организации общественного призрения.
После 1917 г., в условиях абсолютного доминирования государственной собственности, третьему сектору, по существу, не находилось места в экономике. Конечно, в СССР имелись общественные организации, которые располагали значительной собственностью и представляли своим членам, а иногда и другим гражданам разнообразные услуги, - в первую очередь, это профессиональные и творческие союзы. Но с позиции определения миссии, с точки зрения формирования и использования средств эти организации никогда не были самостоятельными и ответственными перед своими членами. Профессиональные союзы по своему статусу распоряжались средствами социального страхования, которые образовывались за счет обязательных платежей (целевых налогов), т.е. общественные организации непосредственно выполняли одну из функций — создание условий для развития негосударственных структур образования, приватизации образовательных учреждений; поощрение деятельности негосударственных организаций культуры.
В результате в нашей стране начинает возникать совокупность механизмов социального взаимодействия государства и НКО при решении социально значимых задач, включая такие формы, как:

  • государственный социальный заказ;
  • социальное обслуживание;
  • государственное социальное спонсорство;
  • лоббирование;
  • стимулирование социальной активности прямым финансированием;
  • социальное побуждение негосударственных спонсоров.

По мере налаживания сотрудничества между государством и третьим сектором возникают предпосылки для формирования совместных программ, в которых государственные и негосударственные
некоммерческие организации с самого начала выступали бы в роли партнеров.
Сосредоточивая внимание на государственной поддержке третьего сектора, необходимо заметить, что подлинная самостоятельность и партнерские отношения с государством не предполагают бесконтрольности. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и ряд других законов не только позволяют государству, но и обязывают его контролировать в установленном порядке деятельность независимых некоммерческих структур. Без этого невозможно на практике гарантировать подлинно некоммерческий характер этой деятельности, обеспечить ее социально значимую ориентацию и добиться уважения общества к третьему сектору.

Рекомендуемая литература
1. Бородкин Ф.М. Третий (неприбыльный] сектор общества /Состояние
третьего (неприбыльного) сектора в обществе: Экспертные статьи. - Новосибирск, 1996.
2. Гаврилова Н.М., Пономаренко Е.В. Третий сектор: механизм некоммерческого хозяйствования.-М., 1999. -
3. Материалы Центра социального предпринимательства и исследований «Counteperpart». - Кишинев, 1996.
. 4. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник Госкомстата Рое-сии.-М., 1997.
5. «The Times». 22.11.89; Britain Voluntary Organization. 1993. P. 2. Г16

Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций – некоммерческие. Они преобладают в большей части отраслей социальной сферы, за исключением жилищного хозяйства и средств массовой информации. Рассмотрим главные различия между коммерческими и некоммерческими организациями.

Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Они самостоятельно определяют направления своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками).

Некоммерческими являются организации, созданные ради целей, отличных от извлечения прибыли. Статус некоммерческой организации означает запрет на распределение полученной прибыли между учредителями (участниками, членами) организации и ее работниками. Прибыль, если она есть, должна направляться на развитие деятельности организации.

За рубежом понятия "коммерческая организация" и "некоммерческая организация" обычно применяют лишь к частным организациям. Государственные организации выделяются в качестве самостоятельной формы. В нашей стране указанные понятия используются как по отношению к частным, так и по отношению к государственным и муниципальным организациям. Российское законодательство предусматривает, что юридические лица могут быть лишь двух типов: коммерческие организации и некоммерческие организации. Статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческие организации как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации – как не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, могут быть разделены натри сектора (см. рис. 1.1).

Первый сектор включает государственные (муниципальные) организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Второй сектор – частные коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.

Третий сектор – частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.



Рис. 1.1. Секторы экономики и формы организаций

Указанные три сектора часто называют соответственно государственным, коммерческим и некоммерческим. Но такие наименования не вполне точно отражают различия между данными секторами. Дело в том, что государственные и муниципальные организации в странах с рыночной экономикой бывают двух типов. Во-первых, это учреждения, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли, и прибыль, даже если она получена, не распределяется. В этом отношении учреждения подобны негосударственным некоммерческим организациям. Во-вторых, это государственные и муниципальные предприятия. Их деятельность должна быть ориентирована на извлечение прибыли. В этом отношении они отличаются от учреждений и подобны негосударственным коммерческим организациям. Напомним еще раз, что в соответствии с российским законодательством множество коммерческих организаций шире, чем второй сектор, а множество некоммерческих организаций – соответственно шире, чем третий сектор. Поэтому правильнее именовать первый сектор – государственным, второй – частным коммерческим, третий – частным некоммерческим.

Частные коммерческие организации и соответственно частный коммерческий сектор являются конституирующими для рыночной экономики. В социальной сфере этот сектор охватывает почти полностью прессу, книгоиздание, шоу-бизнес, производство аудиовизуальной продукции и представлен во всех других ее отраслях.

Существование государственного сектора в социальной сфере обусловлено тем, что государство берет на себя предоставление определенных видов услуг, для того чтобы таким образом избежать недостатков, присущих экономическим отношениям обмена между производителями и потребителями услуг в этой сфере, и реализовать требования социальной справедливости и государственной идеологии. Факторы, обусловливающие участие государства в предоставлении услуг, имеют свои особенности для разных отраслей социальной сферы и будут подробно рассмотрены в последующих главах. Государственный сектор в странах с рыночной экономикой состоит преимущественно из учреждений, являющихся по экономической форме некоммерческими организациями. В социальной сфере этот сектор занимает главенствующее положение в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, музейном, архивном, библиотечном деле и представлен в других отраслях.

Негосударственные некоммерческие организации, составляющие третий сектор, создаются и действуют для преодоления изъянов рынка и изъянов государственного участия в решении социальных проблем. Роль негосударственных некоммерческих организаций в социальной сфере будет рассмотрена в разделе 9.4.

Контрольные вопросы

1. Почему к социальной сфере относят предоставление жилищно-эксплуатационных услуг и не относят оказание бытовых услуг?

2. Следует ли включать в социальную сферу пассажирский транспорт (общественный транспорт)?

3. Какова роль государства в историческом развитии социальной сферы?

4. Что такое государство благосостояния?

5. Каковы причины и цели реформ систем социального обслуживания, проведенных в странах с рыночной экономикой в 1990-е гг.?

6. Какова роль идеологических факторов в формировании и изменении систем социального обслуживания?

7. В каких аспектах можно рассматривать деятельность в социальной сфере?

8. Почему для понимания экономического устройства отраслей социальной сферы особое значение имеет учет социально-культурных факторов?

Литература

Основная

Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕИС, 1998. С. 6–20, 27-106.

Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Шейман И.М., Якобсон Л.И., Демидова Л.С. и др. М.: Наука, 1995. С. 7–27.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 18–28.

Якушев Л.П. Социальная защита. М.: Редакция журнала "ПЕНСИЯ", 1998. С. 6-21, 41-97.

Barr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 3-69.

Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 1-35.

Дополнительная

Больничные и страховые кассы (отечественный опыт медицинского страхования) / Гришин В.В., Мирский М.Б., Данилишина Е.И. и др. М.: Федеральный фонд ОМС, 1997.

Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. Вашингтон: Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 1997. С. 62–72.

Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001.

Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры. 1992. С. 12–15, 173–180.

An Introduction to Health Economics for Eastern Europe and the Former Soviet Union / Ed. by S. Witter, T. Ensor. Clichester, N. Y., etc.: John Wiley & Sons, 1997. P. 1-14.

Markets, Hierarchies and Networks / Ed. by G. Thompson, J. Frances, R. Levacic, J. Mitchell. L.: Sage, 1991.

The Nonprofit Sector: a Research Handbook / Ed. by W.W. Powell. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1987.

Глава 2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Изучение материалов данной главы позволяет приобрести следующие компетенции:

  • - определять и анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в бюджетном и рыночном секторах социальной сферы, в области государственной социальной политики, и прогнозировать их возможное развитие в будущем;
  • - уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о развитии бюджетного и платного секторов социальной сферы, выявлять тенденции их развития;
  • - обладать способностью учитывать последствия управленческих решений и действий в различных секторах социальной сферы и в области государственной социальной политики;
  • - владеть пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования сектора платных услуг.

3.1. Принципы разграничения бюджетного и рыночного секторов в сфере социальных услуг

В современной экономической литературе общепризнанным стало разграничение экономического пространства на рыночный и нерыночный секторы на основе концепций общественного и частного блага, внешнего эффекта, информационной асимметрии и естественной монополии. Они применимы для отнесения социальных услуг к рыночной или нерыночной сфере, а также для выделения смешанной сферы.

Как известно, экономические блага могут быть подразделены на чистые общественные блага, чистые частные блага и смешанные общественные блага. Следовательно, социальные услуги как экономические блага могут быть классифицированы следующим образом:

  • - общественные услуги в чистом виде;
  • - частные услуги в чистом виде;
  • - услуги смешанного характера.

Чистые общественные услуги относятся к общественному (государственному или муниципальному) сектору, где принципы рынка и платности не действуют.

Производство социальных услуг такого рода осуществляется с помощью финансово-налоговой политики (через государственный бюджет и общественные взносы) и избирательной системы (через так называемый механизм общественного выбора). Общественные услуги в чистом виде предоставляются населению бесплатно, но это не значит, что они являются даровыми благами, подобно дарам природы: воздуху, солнечному свету и т. д. Они относятся к экономическим благам, их производство требует немалых затрат общественного труда и финансируется за счет налогообложения. Отделение во времени и пространстве бесплатного предоставления населению таких услуг от источников их финансирования через госбюджет и налоговую систему может создавать фискальную иллюзию у людей, что чистые общественные услуги - это дар природы.

На практике такой отрыв непосредственного оказания услуг от их финансового обеспечения приводит к тому, что население охотно поддерживает все программы по развитию чистых общественных услуг, но оно решительно выступает против повышения налогов, которое необходимо для расширения производства такого рода благ.

Социальные услуги как чистое общественное благо (чистые общественные услуги) характеризуются следующими свойствами:

  • - совместный характер их потребления, неделимость и неизбирательность;
  • - объективная техническая или экономическая невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага, не оплачивая их;
  • -отсутствие конкурентности и перегружаемое™ (уменьшения потребления с появлением новых лиц).

Все указанные свойства чистых общественных услуг взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга: совместный характер потребления, неделимость и неизбирательность услуг тесно связаны с неисключаемостью из потребления одних лиц по отношению к другим. Чистые общественные услуги дают значительный внешний эффект, но трансакционные издержки по учету и частному присвоению такого эффекта велики. Экономически невозможно с помощью института частной собственности (через реализацию исключительного права частного присвоения вещи) и с помощью включения внешнего эффекта в цену исключить такие услуги из потребления других лиц и сделать их объектами только индивидуального пользования. Неисключаемость из потребления таких услуг по техническим или экономическим соображениям порождает для индивидов возможность потреблять эти услуги, не оплачивая их.

Возникает проблема “безбилетного пассажира”. Естественно, в этих условиях отсутствует заинтересованность частных лиц производить чистые общественные услуги, так как выгоды от их предоставления могут получить не только непосредственные участники сделки, но и третьи, посторонние лица, которые не несут никаких издержек по производству такого рода услуг.

Совместный характер потребления и неисключаемость сопряжены с таким свойством, как неконкурентность, поскольку отсутствует свобода выбора, и чистые общественные услуги предлагаются в одинаковом объеме всем потребителям независимо от их индивидуального предпочтения. Они не перегружаемы. Следовательно, неконкурентность чистых общественных услуг не приводит к тому, что улучшение положения одного участника отношений осуществляется за счет ухудшения положения другого, как это происходит в условиях конкуренции и достижения экономического оптимума на рынке частных благ.

Все вышеуказанные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения. В секторе чистых общественных услуг рынок не срабатывает, и попытки перевести его на принцип платности были бы искусственными, это не дало бы желаемого эффекта.

К чистым общественным услугам относятся услуги государственного и муниципального управления, услуги по обеспечению внешней и внутренней безопасности. Они формируют нерыночный сектор услуг. Его отличительными признаками является финансирование за счет бюджетных средств и некоммерческая деятельность, т. е. деятельность, ориентированная не на получение прибыли, а на осуществление социальной миссии, характеризующаяся активным использованием политического механизма и административных ресурсов. Эффект от некоммерческой деятельности носит комплексный характер и необязательно имеет денежное выражение.

Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают, в отличие от чистых общественных услуг, следующими свойствами:

  • - индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
  • - исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения кого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).

Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыночные отношения . Их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.

К рыночному сектору социальных услуг относятся услуги розничной торговли, общественного питания и ресторанного бизнеса, бытовое обслуживание населения, деловые услуги, услуги финансово-кредитных структур гражданам и личные страховые услуги, а также услуги связи, предоставляемые населению, пассажирского транспорта, шоу-бизнеса, профессионального спорта.

Предприятия рыночного сектора социальных услуг являются коммерческими организациями. Они функционируют на принципах коммерческого расчета. Их отличительной особенностью является предпринимательская самостоятельность в принятии экономических решений. Деятельность таких организаций нацелена на получение прибыли и, как правило, сопряжена с хозяйственным риском. Для минимизации рисков используются такие рыночные инструменты, как коммерческая тайна и страхование. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий состоят из собственных источников (прибыли и амортизации), средств, мобилизуемых на финансовом рынке (продажа собственных акций и облигаций, кредитные ресурсы), и денег, поступающих от финансовой банковской системы в порядке перераспределения (дивиденды и проценты по ценным бумагам, страховые поступления). В составе денежных средств, поступающих предприятиям рыночного сектора услуг в порядке перераспределения, могут быть бюджетные субсидии.

Ведущую роль в формировании собственных финансовых ресурсов коммерческих организаций играют прибыль и амортизация. В отличие от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятий, ее значительная часть через налоговую систему поступает государству, являясь источником формирования доходной части бюджетов разного уровня. Бюджетные средства в финансировании предприятий рыночного сектора услуг составляют небольшую долю.

С усилением общественной значимости отдельных видов экономической деятельности в сфере рыночных социальных услуг их бюджетная составляющая в финансовом обеспечении возрастает. Так, за счет бюджетных субсидий осуществляется организация льготного питания учащихся, транспортное обслуживание льготных категорий населения по социальной карте, предоставление ритуальных услуг, лекарственное обеспечение льготников.

Немало социальных услуг занимают промежуточное положение между нерыночным и рыночным секторами услуг. Они характеризуются сложной диалектикой сочетания общественных, коллективных и индивидуальных начал. Переход к рыночной экономике в России в условиях ограниченности бюджетных средств сопровождался тенденцией к неоправданно высокой коммерциализации и приватизации многих предприятий, оказывавших социальные услуги. Возник рынок таких услуг, который стал интенсивно развиваться. Даже в таких социальных отраслях, как образование и здравоохранение, которые традиционно были отраслями бюджетной сферы, финансируемыми исключительно за счет бюджетных средств, был создан негосударственный сектор, широко использующий внебюджетные средства, а в государственных профессиональных учебных заведениях и медицинских учреждениях открылись платные отделения. В сфере культуры, особенно в ее аудиовизуальных подотраслях, получил широкое развитие коммерческий сектор. Весьма продвинутыми в развитии рыночных отношений являются такие отрасли социальной сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, физическая культура и спорт, санаторно-курортное обслуживание. Здесь рыночный сектор занял доминирующее положение, а социальному сектору, финансируемому за счет бюджетных средств и ориентированному преимущественно на обслуживание социально уязвимых и низкодоходных групп населения, отведено скромное место.

Соотношение рыночного и нерыночных секторов услуг не является постоянным. Следовательно, уровень развития рынка социальных услуг и его масштабы меняются в зависимости от действия разных факторов.

Во-первых, на соотношение рыночных и нерыночных начал в сфере социальных услуг влияет изменение технологий и технических условий производства. Так, в связи с появлением мобильной коммуникационной технологии и технической реализации принципа обратной связи “производитель *-» «-> клиент” стало возможным сузить и ограничить естественную монополию и расширить тем самым сферу действия принципов исключаемости и конкурентности услуг.

Во-вторых, рост материального благосостояния и платежеспособного спроса населения при одновременном повышении социальной ответственности членов общества приводит к тому, что становится возможным постепенно снимать нагрузку расходов на смешанные услуги с государственного бюджета и перекладывать их финансирование на семейный бюджет. Иными словами, происходит процесс приватизации сферы общественного финансирования, и соответственно с этим идет процесс становления и расширения рынка новых видов платных услуг, которые ранее относились к общественному сектору социальных услуг. Так, в 80-е гг. прошлого века в ряде стран Западной Европы была осуществлена приватизация муниципального сектора жилья, и за счет этого произошло расширение рынка жилищно-коммунальных услуг. Приватизация затронула ряд услуг транспорта, связи и коммуникации. В России, где в советский период огосударствление охватило почти всю сферу услуг и многие смешанные услуги рассматривались как социально значимые (например, услуги службы быта, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, культурно-рекреационные услуги и т. д.), структурные сдвиги в сфере социальных услуг в сторону расширения платного сектора в связи с приватизацией были еще более существенными.

В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой интенсивно идет процесс трансформации собственности под воздействием двух взаимодействующих тенденций - развития ассоциативных, корпоративных форм собственности, включая транснациональные формы, и расщепления собственности на пучок правомочий. Усложнение взаимодействия этих правомочий идет с одновременным возрастанием финансово-денежного фактора в отношениях собственности. Финансы превратились в ключевое звено управленческого воздействия на все сферы жизни общества, в том числе на сферу услуг, финансовые институты выполняют функции заказчика и контролера сервисной деятельности. Ныне получили широкое распространение различные формы контрактных отношений участников сервисной деятельности с активным использованием разных правомочий собственника и института доверительного управления, доверительной собственности. Но при этом действует принцип “кто платит, тот и заказывает музыку”. Контрактные отношения дали возможность широко внедрить как реальные, так и квазирыночные отношения, т. е. отношения “внутреннего рынка” в сфере чисто общественных и социально значимых услуг. Так, например, институт государственных заказов и государственных закупок допускает существование в сфере обороны частного сектора по производству военной техники и военного обмундирования, исполнение государственных военно-строительных программ частными компаниями и т. д. В области социально значимых смешанных услуг в результате широкого развития контрактных отношений стало возможным отделить производство услуги от ее финансирования, т. е. стало возможным организовать производство услуг на основе привлечения негосударственных и частных структур, а представлять и финансировать интересы потребителей от имени государственных и муниципальных органов социальной сферы. При этом допускается финансирование таких некоммерческих организаций, работающих в условиях рынка, не только за счет государственных, но и негосударственных источников.

В-четвертых, на соотношение рыночных и государственных начал в социальной сфере оказывают сильное влияние конкретно-исторические условия развития страны, в том числе история развития государственности, продолжительность и глубина переживаемых страной общественных катаклизмов: войн, финансово-экономических кризисов, революций и т. д.

Развитие рыночных отношений в сфере услуг подвержено также влиянию политического фактора.

Так, во многих странах Европы в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы народное хозяйство имело много черт мобилизационной экономики, и, соответственно, многие смешанные социально значимые услуги (транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение) находились в сфере государственного управления и государственного финансирования. Действие рынка было сильно ограничено. В первые годы после войны сказались ограниченность платежеспособного спроса населения и сильное влияние фактора инерции социальной солидарности всех слоев (социального эгалитаризма), которая сложилась в военный период.

В 80-х гг. прошлого столетия ситуация в развитых странах Европы изменилась в связи с огромным дефицитом государственного бюджета из-за чрезмерно возросших общественных расходов и налогового бремени, обусловленных процессами старения населения. Маятник соотношения государственного и рыночного секторов в экономике вообще и в сфере социальных услуг в частности качнулся в сторону развития частного сектора и рыночных отношений. Приватизация сильно затронула общественный сектор социальных услуг. В некоторых странах (например, в Германии, Австрии, Франции, скандинавских странах) были сильны исторические традиции государственности в таких отраслях, как высшее образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь. Это не могло не сказаться на развитии рыночных отношений в них. В России в конце XX в. верх взяла тенденция расширения рыночных отношений и ограничения государственного сектора в сфере услуг. В некоторых отраслях услуг впервые сформировался рынок.

В мире нет страны с развитой экономикой, где бы государство активно не занималось регулированием хозяйственной деятельности. Поэтому речь может идти не об устранении государственной собственности, а об устранении ее монопольного положения.

В России на начальном этапе экономических реформ было подвергнуто сильной критике тотальное огосударствление советской экономики. Особенно очевидными были изъяны всевластия государственной монополии в отраслях материально-бытового обслуживания, розничной торговле, гостиничном хозяйстве, общественном питании и других отраслях, оказывающих услуги индивидуального пользования, где могут эффективно работать малые и средние предприятия и могут быть широко задействованы частная инициатива и предпринимательская деятельность.

Этим обосновывалась необходимость преодоления тотального огосударствления экономики и перехода к современной рыночной экономике, базирующейся на равноправии всех хозяйственных укладов и форм собственности.

Принцип многообразия форм собственности и хозяйственных укладов реализуется и в сфере социальных услуг, но с учетом особенностей ее отраслей.

В современных условиях в России существуют следующие группировки институциональных структур сферы социальных услуг (учреждений, организаций и предприятий):

  • - казенные учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги на нерыночной основе. Они функционируют на основе принципа оперативного управления и финансируются исключительно бюджетными средствами в соответствии со сметой расходов бюджетного учреждения, а контроль за исполнением их сметных расходов осуществляется через систему государственного казначейства;
  • - государственные и муниципальные бюджетные и автономные учреждения, оказывающие социально-культурные услуги. Они функционируют на основе смешанной многоканальной системы финансирования с использованием бюджетных субсидий, обладают правом хозяйственного ведения в сфере внебюджетного финансирования, и вместе с тем расходование их бюджетных средств находится под контролем системы государственного казначейства. За государственными и муниципальными органами управления не сохраняется субсидиарная ответственность по обязательствам бюджетных и автономных учреждений;
  • - негосударственные некоммерческие организации, оказывающие разнообразные услуги социальной и благотворительной направленности. Они функционируют на основе смешанного финансирования, сочетающего сильную диверсификацию негосударственных финансовых поступлений с возможностями получения бюджетных ассигнований в случае участия в реализации государственного социального заказа. Хозяйственная деятельность негосударственных некоммерческих организаций отличается большой финансовой независимостью (автономией);
  • - коммерческие структуры в сфере социальных услуг. Они функционируют на основе предпринимательской деятельности, т. е. деятельности с целью получения прибыли, сопряженной с коммерческим риском, выступают как субъекты рынка услуг.

Таким образом, организационно-экономический механизм в сфере социальных услуг формируется с учетом как отраслевой направленности сервисной деятельности, так и особенностей институциональной структуризации услуг.

  • Чистые частные услуги, производимые в домашнем хозяйстве,в семье, в порядке самообслуживания и не с целью продажи, могутбыть не включены в систему рыночных отношений.


Похожие статьи