Национальный проект здоровье запущен в. Национальный проект «Здравоохранение

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Национальный проект Здоровье, Азнаурян И.Э.

    ✪ гимн Международного фестиваля "Ангелы природы"

Субтитры

Цели проекта

  • Укрепление здоровья граждан
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи
  • Развитие первичной медицинской помощи
  • Возрождение профилактического направления в здравоохранении
  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

  • подготовка и переподготовка врачей общей практики
  • повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

  • укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

  • повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
  • строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Федеральные центры высоких медицинских технологий

В рамках нацпроекта было предусмотрено строительство в России 14 федеральных центров высоких медицинских технологий в регионах , из них:

Помимо региональных центров, в Москве был построен Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии (открыт в 2011 году).

Финансирование

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

На 2007-2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.

Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.

Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд . Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по «северной надбавке». Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.

Итоги реализации

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами , 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

Критика

Несмотря на благие намерения кураторов национального проекта, существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.

На поставленном оборудовании оказалось некому работать, расходные материалы быстро закончились, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.

На фоне оптимистических отчётов министерства об успехах нацпроекта депутаты Государственной думы заявили, что положение с лекарственным обеспечением и кадровым составом медицинских учреждений оставляет желать много лучшего.

Генеральная прокуратура и прокуратуры на местах регулярно рапортует о многочисленных нарушениях, связанных с реализацией проекта. Наиболее распространенные: несвоевременная оплата труда медработников, простой оборудования, неправомерное расходование бюджетных средств. В 2009-2010 годах Счётная палата в ходе аудиторской проверки Минздравсоцразвития, возглавляемого в то время Татьяной Голиковой , выявила также нарушения в ходе строительства федеральных центров высоких медицинских технологий, финансирование которых осуществлялось в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» . Из результатов журналистского расследования, проведенного сотрудниками информагентства Reuters, следует, что 48 млн долларов США из сметы проекта были потрачены на строительство дворца под Геленджиком, который считают собственностью Д.А.Бескаравайной.

Источники

  1. Пересторонин, Александр . Федеральный центр нейрохирургии в Тюмени примет пациентов в 2011 году (рус.) , М. : РИА Новости (18 августа 2010). Проверено 8 февраля 2013.
  2. В Новосибирске принял первых пациентов Федеральный центр нейрохирургии (рус.) , М. : Первый канал (5 декабря 2012). Проверено 10 февраля 2013.
  3. Чухачёва О. Центр нейрохирургии: первая операция состоялась // Тюменские известия: газета. - Тюмень, 27 апреля 2011. - № 70 (5278) .
  4. В Челябинской области медработникам задерживают отпускные выплаты (неопр.) . REGNUM (8 августа 2007). Проверено 14 августа 2010.

Итоги реализации

приоритетного национального проекта «Здоровье»

за первое полугодие 2016 года

За первое полугодие 2016 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в здравоохранение области инвестировано средств в размере 557,4 млн руб., из них: 370,8 млн руб. – из федерального бюджета и фонда социального страхования ; 186,6 млн руб.– из областного бюджета. Реализация мероприятий ПНП «Здоровье» осуществлялась в рамках государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения» по следующим направлениям:

«Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний»

В рамках Нацкалендаря профилактических прививок привито 838165 человек, по эпидемическим показаниям привито 119403 человека, что позволило поддержать эпидблагополучие по инфекциям, управляемым посредством вакцинопрофилактики , избежать групповой и вспышечной заболеваемости населения Ростовской области в первом полугодии 2016 года.

За счет средств федерального бюджета в область поставлено вакцин на сумму 21 199,9 тыс. руб., из средств областного бюджета на эти цели предусмотрено 72093,5 тыс. руб., профинансировано 65643,8 тыс. руб.

Совершенствуется профилактическая работа. В регионе разработан и запущен инновационный профилактический портал. Используется разработанный компьютерный модуль с оценкой уровня знания в отношении инфицирования ВИЧ. За отчетный период обследовано на ВИЧ-инфекцию 356795 человек, что на 17% больше, чем в первом полугодии 2015 года. Осуществляется лабораторный мониторинг у больных ВИЧ-инфекцией: обследовано 3619 больных. Специфическая терапия ВИЧ-инфекции проведена 2294 пациентам. Из средств федерального бюджета закуплено тест-систем и антиретровирусных препаратов на сумму 54026,5 тыс. руб., на профилактические мероприятия выделено 3979,7 тыс. руб.

«Мероприятия, направленные на выявление туберкулеза,

лечение больных туберкулезом»

Благодаря системному подходу, включающему мероприятия по предупреждению распространения туберкулеза, его ранней диагностике и своевременному лечению отмечено снижение смертности от туберкулеза: при целевом показателе на 100 тыс. населения - 21,0, по данным статистики за отчетный период, достигнут показа,5 случаев на 100 тыс. населения.

Число лиц, осмотренных на туберкулез методом флюорографии, в первом полугодии 2016 года составило 825940 человек. Поставлено на диспансерный учет 45610 человек.

На финансовое обеспечение лечебных учреждений данного профиля и закупок антибактериальных противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) в отчетном периоде из федерального бюджета выделено 69025,8 тыс. руб., из областного бюджета – 20305,6 тыс. руб.

«Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи»

В первом полугодии 2016 года высокотехнологичную помощь в рамках финансирования нацпроекта «Здоровье» получили 3931 человек (за счет всех - 8474 человека). Повышается доступность специализированной медицинской помощи, внедряются новые методы оказания медицинской помощи детям .

Увеличилось количество лечебных учреждений, осуществляющих оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям Ростовской области до 18 федерального, областного, муниципального подчинения, частных форм собственности. Основное развитие в области получили те направления, которые напрямую влияют на медицинскую составляющую демографических показателей. Это кардиохирургия, акушерство и гинекология , онкология и травматология – ортопедия , ревматология, эндокринология , детская офтальмология , детская травматология и ортопедия, детская оториноларингология . В 2016 году наращивает потенциал самое передовое направление – трансплантология: проведено 11 операций - шести пациентам пересажены почки и пяти – осуществлена пересадка печени. Оказание ВМП стало одним из действенных механизмов влияния на здоровье населения, продолжительность жизни, снижение инвалидизации и смертности в трудоспособном возрасте.

На эти цели за счет средств федерального бюджета предусмотрено 46126,4 тыс. руб., из консолидированного бюджета области – 205627,2 тыс. руб. Профинансировано на 01.07.2016 из областного бюджета 100648,2 тыс. руб.

«Совершенствование медицинской помощи женщинам и детям»

На 2016 год на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, из средств ФСС запланировано финансирование в сумме 488137,0 тыс. рублей, на 01.07.2016 оплачено талонов на сумму 222522,0 тыс. рублей.

Осуществлены мероприятия по пренатальной, неонатальной диагностике и аудиологическому скринингу.

Проведена пренатальная диагностика 16372 беременным, вставшим на учет до 12 недель. Охват скринингом I триместра составил 88,8%, что на 3,2% больше, чем в 2015 году.

За 6 месяцев неонатальным скринингом охвачено по предварительным данным 97% новорожденных (около 22934 детей), выявлено 44 ребенка с наследственными заболеваниями. Аудиологический скрининг выполнен 22917 детям. С патологией слуха выявлено 8 детей. Четырем детям первых трех лет жизни проведена кохлеарная имплантация.

В результате реализованного комплекса мероприятий удалось улучшить целевые значения показателей младенческой смертности. Младенческая смертность за отчетный период по оперативным данным составила 6,0 на 1000 родившихся живыми (первое полугодие 2015 года - 6,7).

Многие ранее включенные в нацпроект «Здоровье» мероприятия реализуются в рамках Госпрограммы развития здравоохранения до 2020 года. По основным значимым направлениям были заключены отдельные соглашения софинансирования расходных обязательств субъекта из федерального бюджета. Часть мероприятий финансировалась за счет ОМС.

«Формирование здорового образа жизни»

В 55 территориях области проведено более 334 акций движения за здоровый образ жизни «Тихий Дон – здоровье в каждый дом!»; 7 выездных мероприятий в рамках проекта "Твое здоровье в твоих руках - Просветись!"; 9 мероприятий в рамках проектов «Доноры Доны», «Танцуй ради жизни», «Всё, что тебя касается», волонтерские акции «Здоровое начало» и «Молодежь против наркотиков», «Красивые люди».

Всего за первое полугодие 2016 года организовано 350 мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

В области продолжают работать 14 взрослых и 6 детских центров здоровья.

За отчетный период обследовано 25775 человек, из них признаны здоровыми 7264 человека (28,2%). Все обратившиеся прошли обучение основам здорового образа жизни и профилактике наиболее распространённых заболеваний. Детям до 17 лет назначены индивидуальные планы по здоровому образу жизни, нуждающимся выданы направления в амбулаторно-поликлинические отделения.

«Проведение диспансеризации граждан и детей»

В первом полугодии 2016 года продолжилась диспансеризация населения за счет средств обязательного медицинского страхования.

В 2016 году планируется обследовать 500 тыс. человек, застрахованных по ОМС, старше 18 лет, на 01.07.16 г. осмотрено 246 780 человек (127,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

На 01.07.16 из подлежащих диспансеризации детей – сирот, находящихся в казенных учреждениях, и под опекой, усыновленных , удочеренных осмотрено 70% детей.

Проведение диспансеризации, медицинских осмотров населения, в том числе сельских жителей, детей, способствует раннему выявлению заболеваний, патологических состояний, факторов риска их развития.

«Мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями»

Оказание медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями осуществляется в региональном сосудистом центре на базе ГБУ РО РОКБ и в 3-х первичных сосудистых отделениях на базе муниципальных лечебно-профилактических учреждений (БСМП № 2 г. Ростов-на-Дону, ГБСМП г. Таганрог, ГБСМП г. Каменск-Шахтинский).

В 2016 голу продолжено проведение целенаправленных мероприятий по раннему выявлению пациентов с факторами риска сердечнососудистых заболеваний, начальными стадиями болезней органов кровообращения, своевременной постановки их на «Д» - учет и проведению обучения жителей области здоровому образу жизни. Осуществляется диспансерное наблюдения за пациентами. Для повышения качества оказания медицинской помощи ведется нозологический реестр больных сосудистыми заболеваниями.

Достигнуто снижение заболеваемости, инвалидности и смертности жителей Ростовской области от сосудистых заболеваний.

При целевом значении показателя смертности от сердечно-сосудистых заболеваний - 720,5 случаев на 100 тыс. населения, достигнутый показатель составил 642,6 случаев на 100 тыс. населения, что меньше прошлогоднего показателя на 9,3 случая на 100 тыс. населения.

«Мероприятия по совершенствованию организации онкологической помощи населению»

В первом полугодии 2016 года продолжился мониторинг оказания медицинской помощи больным в пяти областных онкологических центрах (Ростов-на-Дону, Шахты, Новочеркасск, Таганрог, Волгодонск). Профинансировано лекарственное обеспечение, проведение профилактических мероприятий, организация подготовки и переподготовки медицинских кадров.

В результате реализации запланированных мероприятий отмечено улучшение качества и увеличение продолжительности жизни, сохранение трудового потенциала больных онкологическими заболеваниями.

За отчетный период по оперативным данным достигнуто снижение смертности от злокачественных новообразований до 172,1 на 100 тыс. населения, при плановом показателе на 2016 год - 196,1, увеличилось количество людей, проживших 5 и более лет с момента установления клинического диагноза, число пациентов, с диагнозом, установленным в 1-ой и 2-ой стадии заболевания.

«Мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП»

Благодаря отработанному механизму взаимодействия всех служб при оказании медицинской помощи пострадавшим при ДТП наблюдается тенденция к сокращению числа умерших на различных этапах оказания медицинской помощи. Стабильно отсутствуют пострадавшие в ДТП на трассе М4-Дон, умершие во время транспортировки бригадами СМП. При установленном целевом показателе «дорожной карты» «смертность от дорожно-транспортных происшествий» - 10,2 умерших на 100 тыс. населения, за первое полугодие 2016 года по оперативным данным, достигнут показатель – 5,4, что ниже, чем в первом полугодии 2015 года (5,5).

Нацпроект «Здоровье» является одним из 4-х приоритетов социально-экономической политики государства, объявленным в 2005 г. Провозглашение приоритетов, которыми признаны здоровье, образование, жилье и сельское хозяйство, свидетельствует о том, что человек, качество и условия его жизни определяют сегодня цель и содержание государственной деятельности. С точки зрения развития экономики это свидетельствует о том, что решение таких задач на данном этапе и необходимо и возможно. С точки зрения экономтеории приоритетные национальные проекты демонстрируют реализацию принципа выборности в экономике .

Нацпроект «Здоровье» выделяет из общеотраслевых задач и проблем такие, которые во-первых, невозможно решить без господдержки; во-вторых - требуют координации межотраслевых связей; в-третьих, несут новизну и эффект масштаба общесоциального, общенационального значения.

К целям нацпроекта «Здоровье» отнесены следующие:

Укрепление здоровья населения;

Повышение доступности и качества медицинской помощи;

Укрепление первичного звена системы здравоохранения;

Усиление значимости и действенности профилактических мер как в структуре факторов здоровья, так и в оценке результативности труда врача;

Обеспечение отрасли высокотехнологичными средствами оказания медицинской помощи;

Осуществление нацпроекта «Здоровье» ориентировано на 20 лет (до 2025 г.), поэтапно, через целевые программы и подпрограммы. С 2007 г. такие целевые программы должны составляться на срок от 3-х до 6-и лет. Все нацпроекты начали реализовываться с января 2006 г.

На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов (7 декабря 2005 г.), В.В. Путиным было отмечено, что проекты не подменяют плановые работы и в гораздо больших масштабах, чем заявлено в проектах. На все проекты запланировано порядка 800 млр. руб., а на их реализацию около 180 млр.руб. Эти суммы также только дополняют плановое финансирование отраслей. В последующем, в кризисный для экономики период, в 2009 году на правительственном уровне было объявлено, что сокращение бюджета не затронет финансирования нацпроекта «Здоровье».

Для создания экономических условий реализации приоритетов нацпроекта «Здоровье» с 2007 года правительством обозначен переход на одноканальное финансирование. Такое финансирование предполагает использование в бюджетных отчислениях подушевого принципа, экономически позволяющего строить оплату труда в медицине за качество, за результат, включая профилактику, связь больницы и поликлиники.

На этапе обсуждения нацпроекта «Здоровье» в 2005 г. поставлены вопросы о правовом обеспечении реформ в здравоохранении, и необходимости законов «Об обязательном медицинском страховании» и «О государственных гарантиях медицинской помощи в Российской Федерации».


План общего социально-экономического развития на 2008 г. до текущего 2010 г., выделил 5 целей Правительства РФ, имеющих отношение к реализации приоритетов здравоохранения:

1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная цель требует создания благоприятных условий для рождаемости и воспитания детей. Здесь уже работают положения о материнском капитале , о помощи учреждениям родовспомогательной деятельности.

2. Повышение благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения. В данном направлении (в 2006 г.) отработан «пилотный» проект по повышению заработной платы врачам (на 10 тыс.руб.) и медсестрам (на 5 тыс.руб.). Результатом ожидалось привлечение специалистов в первичное звено (и это состоялось) и увеличение их численности с 0,2% от числа выпусков примерно до 10% уже в 2006 г.

3. Повышение качества и доступности медпомощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

В реализации 3-й цели — повышение качества и доступности медпомощи — основной рычаг экономического свойства, это повышение эффективности функционирования системы здравоохранения .

В соответствии с решениями Президента и Правительства РФ в этом направлении предусматривается:

Завершение на основе стандартизации отработки финансирования, в 1-ю очередь стационарных медучреждений с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование;

Определение источников и порядка финансирования такого перехода в пилотных территориях;

Отработка механизма взаимодействия всей линейки исполнительной власти в управлении здравоохранением.

4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в 1-ю очередь — пожилых граждан и инвалидов.

5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Подводя итог, можно сказать, что в экономическом плане приоритетными в осуществлении нацпроекта «Здоровье» на период до 2010 г. выступали меры повышения качества медуслуг и касаются следующего:

Ориентации на конечный результат медпомощи, обеспеченный поэтапным переходом медучреждений на одноканальное финансирование в системе ОМС;

Финансирование стационарной помощи на основе стандартов по качеству оказанной помощи;

Финансирование амбулаторно-поликлинической помощи по подушевому принципу;

Реформирование оплаты труда по конечному результату, для чего необходимо обеспечить учет объемов медпомощи и оценка ее качества.

Все вышеуказанное касается основных социально-экономических вопросов реформирования отрасли, выделенных в нацпроекте «Здоровье».

Есть и еще группа вопросов, возникших в связи с реализацией такого проекта и касающихся отсутствия сегодня в РФ системы первичной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в области правового, организационного обеспечения охраны здоровья населения и реализации комплексных социально-экономических программ, проектов и реформ.

Это обстоятельство с новых позиций доказывает необходимость экономической составляющей в подготовке специалистов-медиков для профессионального решения ими вопросов рационального использования ресурсов отрасли, заинтересованности в потребительском и экономическом результате своего труда.

Из выступления В.Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года:

«Прежде всего, о мерах в области здравоохранения.

Надо признать, что положение дел здесь далеко не благополучно. Его нужно коренным образом менять. Особое внимание считаю необходимым уделить развитию первичного медицинского звена, первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения. Мы обязаны существенно снизить распространенность инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции и других, ввести новые программы медицинского обследования новорожденных.

В ближайшие два года новым диагностическим оборудованием необходимо оснастить более 10 тысяч муниципальных поликлиник, из них более трети на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Это практически все первичное звено здравоохранения. У нас, их чуть больше, около 17,5 тысячи, но разница - это ведомственная сеть.

В начале 2006 года заработная плата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестер - как минимум на 5 тысяч рублей. При этом ее конкретный размер должен прямо зависеть от объема и качества оказываемой медицинской помощи. Хочу подчеркнуть: не до 10 и до 5 тысяч, а на 10 и на 5 тысяч - то есть плюсом к тому, что есть.

Надо обеспечить подготовку более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики. Следует серьезно обновить и автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи.

Особая проблема - это доступность высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии, ряде других важнейших областей и, прежде всего их использование при лечении детей.

Число граждан, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в четыре раза. Для этого предстоит поднять эффективность работы как уже существующих центров высоких медицинских технологий, так и построить новые, и прежде всего в регионах Российской Федерации, включая Сибирь и Дальний Восток. На решение обозначенных выше задач предлагаю направить существенные средства федерального бюджета. При этом сразу же обращаю внимание на необходимость того, чтобы планы были сжатыми и совершенно конкретными. Современные строительные технологии, технологии оборудования медицинской части позволяют сделать это в кратчайшие сроки. За два года мы в состоянии решить эту проблему. И работу эту нужно начинать сейчас, прямо сейчас...»

Цели национального проекта «Здоровье»

  1. Укрепление первичного звена медицинской помощи
  2. Укрепление профилактической направленности здравоохранения и диспансеризации населения
  3. Улучшение доступности дорогостоящих и высокотехнологичных видов помощи

Задачи национального проекта «Здоровье»

  1. Подготовка и переподготовка врачей первичной медико-санитарной помощи
  2. Осуществление денежных выплат медработникам первичной медикко-санитарной помощи и скорой медицинской помощи
  3. Оснащение диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом
  4. Профилактика ВИЧ-инфекции
  5. Дополнительная иммунизация населения
  6. Обследование новорожденных детей
  7. Дополнительная диспансеризация
  8. Медицинская помощь женщинам при беременности и родах
  9. Обеспечение высокотехнологичной помощью

«Горячая линия»

В соответствии с планом мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Воронежской области, в целях обеспечения информирования населения по вопросам реализации Проекта, согласно приказу главного управления здравоохранения Воронежской области от 07.06.2006г. №391 организована «горячая линия». Режим работы «горячей линии»: с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00 ч., перерыв с 13.00 до 14.00 ч

Национальный проект «Здоровье»

С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации. В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) - увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.

Основными целями проекта являются:

  • - Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • - Повышение доступности и качества медицинской помощи;
  • - Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Развитие профилактической направленности здравоохранения. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи. Эти цели конкретизированы в два основных направления, к которым относятся:

  • 1. Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
    • - подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
    • - увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
    • - укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;
    • - профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
    • - дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
    • - введение новых программ обследования новорожденных детей;
    • - дополнительная диспансеризация работающего населения;
    • - оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В рамках этого направления, в частности, предполагается:

  • - повысить заработную плату врачей общей практики на 10 тыс. руб., а работающих с ними медицинских сестер на 5 тыс. руб.;
  • - снизить коэффициент совместительства и сменности до 1,1;снизить сроки ожидания диагностических исследований до 1 недели;
  • - снизить заболеваемость ВИЧ на 1000 в год;
  • - снизить заболеваемость гепатитом в три раза, краснухой - в 10 раз;
  • - снизить материнскую смертность до 29 на 100000 родивших, а младенческую смертность - до 10,6 на 1000 живорожденных;
  • - снизить временную нетрудоспособность не менее, чем на 20%, а случаи обострения хронических заболеваний и осложнений - на 30%;
  • - введение родовых сертификатов.
  • 2. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
    • - увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в четыре раза до 2020 г.;
    • - строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В рамках этого направления планируется:

  • - обеспечить до 45 процентов потребности населения в высокотехнологичной помощи путем расширения мощностей для оказания такой помощи за счет строительства 15 центров, существенного увеличения средств федерального бюджета на ее оплату;
  • - повышения эффективности расходования средств за счет перехода от содержания медицинских учреждений к государственному заданию на оказание определенного объема высокотехнологичной медицинской помощи;
  • - введения системы «листов ожидания». Реализация проекта будет осуществляться из средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Предполагается, что в результате реализации проекта:

  • - повысится престиж труда медицинских работников первичного звена, в участковую службу придут молодые специалисты;
  • - первичная медицинская помощь станет более доступной и качественной;
  • - повысится квалификация участковых врачей (13848 переподготовленных специалиста за 2 года);
  • - амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены необходимым диагностическим оборудованием и соответственно снизятся сроки ожидания диагностических исследований;
  • - в регионы будут поставлены 12120 новых машин скорой помощи, вследствие чего повысится оперативность ее работы;
  • - будет организована дополнительная бесплатная иммунизация населения;
  • - будет организовано массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания;
  • - благодаря строительству высоко технологических центров снизятся сроки ожидания и повысится доступность дорогостоящей медицинской помощи, особенно для жителей удаленных районов;
  • - будет обеспечена прозрачность очереди на получение высококвалифицированной помощи за счет введения системы листов ожидания.

Но возникает вопрос - возможно ли с помощью данного Проекта решить проблемы здоровья и здравоохранения в России? Пока проект - это в большей мере идеологический посыл, попытка в какой-то мере смягчить с помощью бюджетных денег то недовольство, которое вызывает состояние отрасли у любого здравомыслящего человека.

Однако не следует недооценивать концептуального значения национальных проектов и рассматривать их или как «имитацию бурной деятельности» перед выборами или попытку использовать преимущества проектной формы организации работы. Они могут стать отработкой новых механизмов решения социальных проблем и/или подготовкой к более принципиальным реформам социальной сферы в целом и здравоохранения в частности. Основная проблема НПЗ состоит в выборе приоритетов.

Судя по контексту проекта он направлен прежде всего на реализацию идеи введения в России института врачей общей практики. Вместе с тем, она представляется весьма спорной. Безусловно, нужно укреплять первичное звено в здравоохранении, усилить его роль в выявлении заболеваний. Но непонятно, чем так уж плохи для этого оказались наши поликлиники, особенно в условиях когда ставится задача усиления территориальной мобильности населения. Да и нигде не говорится о тех, проблемах, с которыми сталкиваются врачи общей практики, которые часто создают различного рода альянсы, в том числе и по типу поликлиник. Кстати, общеизвестно, что врачи как представители среднего класса хотя бы по уровню образования не очень охотно идут на работу в сельскую местность и бедные кварталы в крупных городах. Хотя, следует признать, что через введение института врача общей практики облегчается приватизация оказания медицинской помощи.

Введение доплат врачам общей практики выявило и другую проблему НПЗ - не всегда учитывается долгосрочная перспектива в угоду достижения сиюминутной цели. Очевидным последствием такого повышения стал отток специалистов, которые в регионах теперь стремятся стать врачами общей практики. Главная цель достигнута, но возникли новые проблемы, в том числе и раскол между врачами.

Таким образом, основная проблема заключается в том, что проект по существу является латанием дыр, в то время как всеми признается, что наше здравоохранение находится в системном кризисе и нужны принципиальные меры для изменения ситуации.

Безусловно, дополнительное финансирование, предусмотренное в проекте, полезно, но решение частных задач в лучшем случае только отсрочит (а может и осложнить) решение общих вопросов.

Нужна постановка принципиальной цели, достижению которой должны быть подчинены все ресурсы. Предусмотренные в проекте меры обречены на то, чтобы иметь разовый характер, так как не создают соответствующих внутренних механизмов к развитию.

И, наконец, одна из важнейших проблем в здравоохранении состоит в разработке показателей оценки деятельности лечебных учреждений. В этих условиях отчитываются, прежде всего, тем, что можно измерить. Именно поэтому постановка качественных задач так трудно укладывается в систему отчетности в здравоохранении. В этих условия у ЛПУ объективно возникнет соблазн улучшить свои показатели снижения уровня заболеваемости за счет административных мер. государственный население здравоохранение

В этой ситуации неизбежно возникает вопрос о социальной солидарности, который, к сожалению, мало обсуждается в российских дискуссиях о путях реформы здравоохранения.

Между тем здравоохранение это не просто экономическая, но и социальная система, которая отражает отношения граждан с государством, является предметом национальной идентификации. В развитых странах, несмотря на различия в конкретной организации здравоохранения признаются по крайней мере две вещи.

Во-первых, услуги системы здравоохранения рассматриваются как социальный товар, так как их оказание индивидам также приносит выгоду всему обществу. Нигде в Европе услуги здравоохранения не рассматриваются как чисто рыночный товар, продажа которого имеет основной целью извлечение прибыли.

Во-вторых, европейские системы здравоохранения основаны на принципе социальной солидарности, который подразумевает, что граждане являются частью общества, к ним должно быть равное отношение, что в результате укрепляет и все общество. Социальная солидарность подразумевает перераспределение от здоровых к больным, от более состоятельных к менее состоятельным, от молодых к престарелым. Поэтому, проводя реформы здравоохранения, европейские страны стремятся не разрушить, а сохранить и усилить социальную солидарность.



Похожие статьи