Статья проблемы российского образования на современном этапе. Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Одной из важнейших черт НТП стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и инф

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Новый учебный год начнется, время покажет, будет ли это лучше, и если по крайней мере некоторые из этих горящих проблем будут решены. Аманда Сивек, Виртуальна Польска. Информация о решении, принятом Папой, достигла Варшавы в наименее благоприятном для Королевства Польши: последней фазе первого акта резки. В то время как делегация Сейма под давлением стран, занимающихся разделением, обсуждает утверждение раздела и неуклонное демаркацию новых границ, приверженность решению о роспуске Ордена будет фактически эквивалентна упразднению существующей системы образования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • 1. Образование и его проблемы на современном этапе
  • 2. Образование и его цели
  • 3. Образование как общечеловеческая ценность
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время важнейшей сферой общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется.

Общество стало меняться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений определяла будущую жизнь, детям предстояло во многом повторить жизнедеятельность своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями и в общечеловеческих ценностях, и в образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах.

Первой крупной задачей, стоящей перед Комиссией, была финансовая проблема. Лишение государства земель, зданий и ресурсов, принадлежащих иезуитам, было бы чистой ставкой для государства, чтобы финансировать всю школьную инфраструктуру, финансировать зарплаты учителей и покрывать все расходы на проведение реформы. К сожалению, Польша не смогла позволить себе этот период. Для этой цели были созданы два новых государственных органа: Коронная и Литовская траншеи. Однако отсутствие реального контроля над ними привело к тому, что процесс захвата польской собственности был долговечным, был ненадежным, и только часть казны попала в казну.

Тенденция к изменению роли науки в обществе и смену научных парадигм. Уровень развития науки определяется мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам общества, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знание об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.

В первый период функционирования Комиссии образование оставалось в основном на плечах иезуитов, но было лишено каких-либо средств, и у самой Комиссии была серьезная задача создать новую учебную программу и адаптированные учебники. Проблема заключалась в том, что никогда не проводились реформы в таких масштабах в Польше, не было предыдущего опыта. Кроме того, хотя некоторые из наиболее просвещенных умов нашей страны были в Комиссии, лишь некоторые из них имели педагогический опыт и образовательную практику.

Одним из первых респондентов в обращении Национальной комиссии по образованию был Францишек Билински. Среди постулатов Билински была потребность в образовании всех слоев, но в разных сферах. Люди будут изучать основы чтения, письма, сельского хозяйства, метеорологии и, конечно же, религии, буржуазная программа будет распространена на изучение ремесла, торговли, права и немецкого языка. Благородство, в то время как в семилетней средней школе, углубило бы знание иностранных языков, естественных наук и теологии.

Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Одной из важнейших черт НТП стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становится решающим условием существования современных обществ.

Человечество стремится уйти от единой социальной программы развития, т.к. любая самая совершенная универсальная программа экономического и социокультурного развития чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки.

Влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование, как в мире, так и в нашей стране направлено:

1) на формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта во всех сферах собственной жизнедеятельности;

2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

3) рост культурного плюрализма и самобытности человека;

4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

1. Образование и его проблемы на современном этапе

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определенного объема систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В этом случае говорят об образованном человеке.

Он также упомянул в своих «Письмах к Билински» очень важный вопрос обучения женщин. Он указал на роль женщин в обучении будущих поколений и о том, как надлежащее половое воспитание может повлиять на ситуацию во всей стране. Это был один из первых голосов, призывающих к систематизации и повышению качества образования женщин.

Очевидно, что более спорным по сравнению с относительно консервативной программой Билински был проект реформы, представленный Адольфом Каменским в Гражданском образовании. Каменский, учитель с многолетним опытом, восстал против феодальной системы и выступал за образование всех классов, за воспитание «добросовестного служения родине граждан». Он считал, что, поскольку родина имеет право призывать всех без исключения граждан, чтобы защитить ее, они должны воспитывать их, чтобы они могли правильно и умело служить ей.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей общечеловеческий опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредство этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять повышать свою образованность. Следовательно, главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляется в способности самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Образование и образование были в первую очередь полезными не только для человека, но прежде всего для общества, путем подготовки человека к тому, чтобы охватить различные роли, которые будут играть в обществе. Во вторичном и высшем образовании он видел возможность развивать способных молодых людей, не только благородных, но и крестьянских. Проект, основанный на социальном равенстве, отмене крепостного права и постулировании защиты каждой собственности, был революционным и революционным, а в других программах, хотя и прогрессивным, было бы трудно найти подобный.

В настоящее время можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования. Первая - это качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее. Поэтому путем разрешения этой проблемы является новая философия опережающего образования, что возможно при соблюдении двух условий: фундаментализации образования и применении инновационного обучения. Если получать знания, которые актуальны в момент обучения, то к окончанию вуза или через пару лет они будут полностью устаревшими, и к тому же не возникнет целостного видения системы профессиональных знаний.

Проект предложил Антони Поплавски, наиболее задумчивый в организации школьной структуры. Молодые люди получат образование на трех уровнях: в малых, высших и начальных школах. Малые школы должны быть как можно ближе к месту проживания детей, и их содержание должно быть как можно более низким, чтобы деньги не мешали образованию всех слоев на этом базовом уровне. Высшее образование, более дорогое, должно быть таким же, как позволяет государственное финансирование. Молодые люди, которые учатся на этом уровне, должны сначала быть морально развитыми и научить их поведения тем, кто не может этого себе позволить.

Вторая проблема - прагматическая ориентация, для которой характерна система образования, не содействующая развитию личности. Основным путем решения этой проблемы может явиться «развивающее» образование, при котором идет развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий. В результате такого образования каждый человек имеет возможность выработать наиболее оптимальный для него способ приобретения знаний и умение в будущем не только пользоваться этими знаниями, но и преобразовывать, пополнять их в соответствии с изменяющимися условиями. И последняя, третья проблема - недоступность качественного образования для каждого обучающегося. Самым продуктивным в решении этой проблемы является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных и, кончено, дистанционное образование.

Из этих разнообразных идей, направленных педагогами и мыслителями со всей Польши, основы реформы собрались практически для всех предложений. Прежде всего - как согласились авторы предложения и Комиссия национального образования - было признано, что латынь должна быть отнесена к языку обучения польскому языку. Образование должно быть полезным само по себе, способствовать жизни и привести к улучшению уровня материальной жизни. С этой целью было гораздо лучше внедрять в школы новые математические и естественные предметы, не так много изучавшихся в польском общем образовании, как наиболее опытные, даже изучая греческий и латинский языки.

2. Образование и его цели

Образование является одной из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика - это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Педагогика изучает образование в единстве всех составляющих его частей, в связи с этим образование является основным объектом изучения данной научной дисциплины. Существует несколько точек зрения, касающихся целей образования.

Развитие науки способствовало извлечению страны из отсталости и экономическому соответствию другим европейским странам. С одной стороны, Комиссия может быть подвергнута критике за слишком большой консерватизм, но ее нельзя отрицать в действии. Царь поставил себя в этом новом и старом педагогическом мышлении в качестве референдума и постулировал, что ни слишком большой традиционализм, ни модернизация вообще не желательны. Это была попытка выявить то, что было замечено в феодализме, как самое ценное и обогащенное новыми тенденциями, избегая капиталистической революции.

Краевский В.В. отмечает, что цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как демократического правового государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению к каждому человеку.

Многие из предложений об изменениях в школьной системе более или менее затрагивают проблему адекватного образования для женщин. Он не считает, что различия в уровне образования можно увидеть в интеллектуальном потенциале самих женщин, а скорее указывают на такие системные ошибки, как отсутствие объективной цели в обучении женщин, устранение женщин из политической жизни и дел в стране, с тем чтобы они мало учитывали это чувство долга. Также осуждает представление так называемых. Изучение приятных, салоноподобных реальных знаний.

Выводы Максимилиана Прокоповича, пиарика Кракова, которые на волне национальных движений похожи на систему образования, в которой поляки лучше используют иностранные языки, чем их мать, не были связаны с их родиной, воспитывая «пришельцев в своей собственной стране».

Цель заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. В образовании существует иерархия целей - от общественной цели, до цели отдельного урока.

Б.Т. Лихачев говорит как о внешней, так и внутренней направленности целей образования.

Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев общества.

Вместе с тем в современном меняющемся мире умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильное соответствие реальным вещам и происходящим процессам. Меняется техника, технология, совершенствуется связь, поэтому современный ученик должен быть не только «держателем» акций знаний, но и их активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного обновления своих знаний, но и умениями взламывать и устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действительности, всего того, что мешает человеку идти в ногу со временем.

Автор предполагал 3-4 года обучения: историю, географию, ограниченные естественные науки, танцы и ручную работу. К сожалению, смерть Сулковского прервала работу над проектом. Оценка работы Национальной комиссии по образованию. Сегодня работа Национальной комиссии по образованию положительно оценивается как веха в истории польского образования, что является поворотным моментом в подходе к национальному образованию и родному языку, но современники Комиссии разделили на нем. Комиссия пошла на уступки, но официально отношение к образованию на родном языке так и не изменилось.

Поэтому в сознании ребенка необходимы постоянные умственная деятельность и движение мысли, в поведении - постоянное движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального мира и людьми.

В связи с этим внутренняя целевая направленность образования заключается в овладении прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности.

Сохраняева Т.В. в статье «Ценности образования на фоне меняющегося образа человека» выделяет следующие цели образования:

1. Сохранение традиционных ценностей общества и подготовка индивида к восприятию норм, выработанных социумом;

2. Развитие личности.

Таким образом, рассмотрев несколько точек зрения относительно целей образования, можно сказать, что все исследователи отмечают, что образование служит развитию разносторонней личности.

3. Образование как общечеловеческая ценность

Для того чтобы воспитать гармонически развитую личность, гуманного человека, нужно определить, что же такое общечеловеческие ценности. Ценности могут быть как материальными, так и духовными. Образование ориентируется на формирование духовных ценностей. При этом в течение всей жизни человека отношение к ценностям пересматриваются, изменяются, это зависит от самосовершенствования человека, саморазвития и ряда других факторов. Но в обществе существует некая база, основа ценностей, сложившаяся на протяжении всего развития общества и человек как субъект данного социума должен следовать и учитывать эти ценности.

Он также не смог выполнить первоначальные предположения и славные идеи, которые его члены провозгласили. Спустя примерно дюжину лет после окончания комиссии Уго Уголяй критиковал стратегию и порядок перемен. Вместо того, чтобы сначала воспитывать светских учителей, а затем реформировать систему, она сделала совершенно противоположное, в первую очередь программы и учебники, а затем начала обучать учителей.

Беднарски С. Падение и возрождение иезуитских школ в Польше: исследование истории польской культуры и образования, Краков. К. второе письмо г-на Довьядчинского к его дочери по поводу образования дочерей, Варшава. Сусодольский Б. Национальная комиссия образования по роли образования в историческом развитии Польши, Варшава.

Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.

Шыбяк И. Образование Национальной комиссии по образованию в Великом княжестве Литовском, Вроцлав. В статьях на портале не всегда представлены мнения, соответствующие позиции всей редакции. Мы рекомендуем вам обсудить содержание прочитанных вами статей, просто чтобы дать вам прозвище. Вы также можете поговорить о наших статьях.

В финских школах никто не заботится о школе или одежде, учителя не должны дежурить во время перерывов. Это проявление особых качеств финнов: большое уважение к другим людям. Это уважение также является одним из столпов финской системы образования. Паула Пилярска является психологом и работает в Комплексе средней школы № 2 в Тарновске. Она разработала учебную программу по психологии в средней школе.

Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

В мае этого года. Мы получили субсидию и в октябре этого года. Мы отправились в финский город Васа, где проживало около 60 тысяч жителей. Почему мы выбрали Финляндию? В свою очередь, выбор школы в Вазе был решен главным образом реакцией директора Уллы Гранфорс и координатора Международной Международной школы Йокума фон Райт, которая сразу же ответила на нашу просьбу.

Он управляется Университетом Або Академи, который находится в Турку - единственном полностью шведскоязычном университете в Финляндии. Стоит отметить, что работа учителя имеет высокий социальный статус в Финляндии и что педагогические исследования так же трудно получить, как медицина или закон.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются, прежде всего, социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Педагогическое образование - единственный способ для молодых людей получить высшие оценки на экзаменах. У нас была возможность посмотреть на работу учителей в средней школе. В Финляндии школы имеют большую свободу в том, как они организуют свою работу, поэтому, вероятно, то, что мы видели в Вазе, отличается от того, что вы увидите в других финских школах. По мере того как университет управляется, он в основном финансируется за счет денег в колледже, а остальное - местным правительством. Школы в Финляндии решают, на что они тратят свои деньги.

Власти исходят из того, что сами директора лучше знают, что делать с фондами. Учебный год делится на пять модулей. Каждый длится семь недель и заканчивается тестом. В течение недели с понедельника по пятницу студенты приходят в школу в 9 утра и ежедневно пишут викторину из другого предмета, который включает в себя последний модуль. В течение следующих трех дней после выходных студенты приходят в соответствии с графиком, но не имеют обычных уроков, а только встречи с учителями, посвященные обсуждению тестов.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

Таким образом, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

1. Развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

2. Формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

3. Обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

4. Овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

5. Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека.

Постановка цели образования в такой формулировке предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого. Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако, существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.

Заключение

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

Список литературы

1. Бордовская Н.В. Педагогика - СПб., 2000

2. Коротов В.М. Введение в педагогику - М., «УРАО», 1999

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики - М., 2003

4. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций - М., «ЮРАЙТ - М», 2001

5. Радугин А.А. Психология и педагогика - М., 2000

6. Рассадина Т.А. Традиционные ценности в жизни общества // Социально - гуманитарное знание, № 3, 2004

7. Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека // Социально - гуманитарное знание, № 6, 2002

8. Столяренко А.М. Психология и педагогика - М., 2001

9. Харламов И.Ф. Педагогика - М., 1994

Подобные документы

    Образование как органическая часть жизнедеятельности личности. Роль и значение информационных технологий в жизни человечества. Основные цели и задачи современного образования, его важнейшие проблемы. Культурно-гуманистические функции образования.

    реферат , добавлен 22.01.2014

    Роль образования в развитии современного общества. История развития и становления образования в России. Анализ нынешнего состояния системы образования в Российской Федерации. Образование в цифрах на федеральном уровне в современном российском обществе.

    реферат , добавлен 19.05.2014

    Основные направления развития современного образования. Изменение целей образования в современном мире. Основные тенденции образования в современном мире. Проблемы использование новых технологий в обучении. Образование в условиях глобализации.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2003

    Образование как общечеловеческая ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс, его содержание и структура, значение в современном обществе, используемые методики и приемы. Единство и взаимоотношение образования и самообразования.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Мониторинг как средство повышения качества образования (на примере г. Южно-Сахалинска). Управление реализацией ПНП "Образование" на территории муниципального образования. Роль и задачи реформирования системы школьного образования в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2013

    Анализ и оценка экономического образования на современном этапе в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях. Связь экономической науки и образования, проблемы экономического образования в России и пути реформирования системы преподавания.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2009

    Главная задача педагога. Его личностные и профессиональные качества. Требования, предъявляемые к нему. Происхождение педагогической профессии. Изменение ее роли с переходом общества в информационную эпоху. Процессы, происходящие в образовании в XXI в.

    презентация , добавлен 22.01.2016

    Проблемы современной системы образования в России. Реформирование российского образования до перестройки, во время и после нее. Экономическая и политическая трансформация общества. Процессы социальной дифференциации. Проблемы профессиональной ориентации.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Понятие "Доктрины образования". Образование как вид инвестиций в человеческий капитал. Российское образование в ХХ веке. Проблемы участия России в Болонском процессе. Идеал учащегося народа и модель образования ХХI века в форме образовательного общества.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Понятие личности. Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности. Образование, самовоспитание и самообразование помогают процессу формирования личности.

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Факультет педагогики и практической психологии

Кафедра педагогики и методик начального образования

Реферат

На тему: «Образование и его проблемы на современном этапе»

Выполнила

студентка I-курса, гр. 11-Н

отделения начального образования

Шильнева Любовь Юрьевна

Руководитель:

к.п.н.,доц. Шатохина Ирина Владимировна

Ростов-на-Дону

2013План

Введение

Образование и его проблемы на современном этапе

Образование и его цели

Образование как общечеловеческая ценность

Заключение

Список литературы

Введение

Общество стало меняться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений определяла будущую жизнь, детям предстояло во многом повторить жизнедеятельность своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями и в общечеловеческих ценностях, и в образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах.

Тенденция к изменению роли науки в обществе и смену научных парадигм. Уровень развития науки определяется мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам общества, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знание об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.

В первый период функционирования Комиссии образование оставалось в основном на плечах иезуитов, но было лишено каких-либо средств, и у самой Комиссии была серьезная задача создать новую учебную программу и адаптированные учебники. Проблема заключалась в том, что никогда не проводились реформы в таких масштабах в Польше, не было предыдущего опыта. Кроме того, хотя некоторые из наиболее просвещенных умов нашей страны были в Комиссии, лишь некоторые из них имели педагогический опыт и образовательную практику.

Одним из первых респондентов в обращении Национальной комиссии по образованию был Францишек Билински. Среди постулатов Билински была потребность в образовании всех слоев, но в разных сферах. Люди будут изучать основы чтения, письма, сельского хозяйства, метеорологии и, конечно же, религии, буржуазная программа будет распространена на изучение ремесла, торговли, права и немецкого языка. Благородство, в то время как в семилетней средней школе, углубило бы знание иностранных языков, естественных наук и теологии.

Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Одной из важнейших черт НТП стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становится решающим условием существования современных обществ.

Человечество стремится уйти от единой социальной программы развития, т.к. любая самая совершенная универсальная программа экономического и социокультурного развития чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки.

Влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование, как в мире, так и в нашей стране направлено:

) на формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта во всех сферах собственной жизнедеятельности;

) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

) рост культурного плюрализма и самобытности человека;

) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

Мною поставлена цель выявить роль и значение образования в социуме в последнее время.

1. Образование и его проблемы на современном этапе

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определенного объема систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В этом случае говорят об образованном человеке.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей общечеловеческий опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредство этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять повышать свою образованность. Следовательно, главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляется в способности самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Образование и образование были в первую очередь полезными не только для человека, но прежде всего для общества, путем подготовки человека к тому, чтобы охватить различные роли, которые будут играть в обществе. Во вторичном и высшем образовании он видел возможность развивать способных молодых людей, не только благородных, но и крестьянских. Проект, основанный на социальном равенстве, отмене крепостного права и постулировании защиты каждой собственности, был революционным и революционным, а в других программах, хотя и прогрессивным, было бы трудно найти подобный.

В настоящее время можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования.

Первая - это качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее. Поэтому путем разрешения этой проблемы является новая философия опережающего образования, что возможно при соблюдении двух условий: фундаментализации образования и применении инновационного обучения. Если получать знания, которые актуальны в момент обучения, то к окончанию вуза или через пару лет они будут полностью устаревшими, и к тому же не возникнет целостного видения системы профессиональных знаний.

Вторая проблема - прагматическая ориентация, для которой характерна система образования, не содействующая развитию личности. Основным путем решения этой проблемы может явиться «развивающее» образование, при котором идет развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий. В результате такого образования каждый человек имеет возможность выработать наиболее оптимальный для него способ приобретения знаний и умение в будущем не только пользоваться этими знаниями, но и преобразовывать, пополнять их в соответствии с изменяющимися условиями.

И последняя, третья проблема - недоступность качественного образования для каждого обучающегося. Самым продуктивным в решении этой проблемы является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных и, конечно, дистанционное образование.

Образование и его цели

Образование является одной из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика - это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Педагогика изучает образование в единстве всех составляющих его частей, в связи с этим образование является основным объектом изучения данной научной дисциплины. Существует несколько точек зрения, касающихся целей образования.

Краевский В.В. отмечает, что цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как демократического правового государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению к каждому человеку.

Б.Т. Лихачев говорит как о внешней, так и внутренней направленности целей образования.

Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев общества.

Вместе с тем в современном меняющемся мире умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильное соответствие реальным вещам и происходящим процессам. Меняется техника, технология, совершенствуется связь, поэтому современный ученик должен быть не только «держателем» акций знаний, но и их активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного обновления своих знаний, но и умениями взламывать и устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действительности, всего того, что мешает человеку идти в ногу со временем.

Поэтому в сознании ребенка необходимы постоянные умственная деятельность и движение мысли, в поведении - постоянное движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального мира и людьми.

В связи с этим внутренняя целевая направленность образования заключается в овладении прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности.

Сохраняева Т.В. в статье «Ценности образования на фоне меняющегося образа человека» выделяет следующие цели образования:

Сохранение традиционных ценностей общества и подготовка индивида к восприятию норм, выработанных социумом;

Развитие личности.

Таким образом, рассмотрев несколько точек зрения относительно целей образования, можно сказать, что все исследователи отмечают, что образование служит развитию разносторонней личности.

Образование как общечеловеческая ценность

Для того чтобы воспитать гармонически развитую личность, гуманного человека, нужно определить, что же такое общечеловеческие ценности. Ценности могут быть как материальными, так и духовными. Образование ориентируется на формирование духовных ценностей. При этом в течение всей жизни человека отношение к ценностям пересматриваются, изменяются, это зависит от самосовершенствования человека, саморазвития и ряда других факторов. Но в обществе существует некая база, основа ценностей, сложившаяся на протяжении всего развития общества и человек как субъект данного социума должен следовать и учитывать эти ценности.

Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.

Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются, прежде всего, социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Педагогическое образование - единственный способ для молодых людей получить высшие оценки на экзаменах. У нас была возможность посмотреть на работу учителей в средней школе. В Финляндии школы имеют большую свободу в том, как они организуют свою работу, поэтому, вероятно, то, что мы видели в Вазе, отличается от того, что вы увидите в других финских школах. По мере того как университет управляется, он в основном финансируется за счет денег в колледже, а остальное - местным правительством. Школы в Финляндии решают, на что они тратят свои деньги.

Власти исходят из того, что сами директора лучше знают, что делать с фондами. Учебный год делится на пять модулей. Каждый длится семь недель и заканчивается тестом. В течение недели с понедельника по пятницу студенты приходят в школу в 9 утра и ежедневно пишут викторину из другого предмета, который включает в себя последний модуль. В течение следующих трех дней после выходных студенты приходят в соответствии с графиком, но не имеют обычных уроков, а только встречи с учителями, посвященные обсуждению тестов.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

Таким образом, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

Развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

Обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

Овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека.

Постановка цели образования в такой формулировке предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстведемократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого. Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако, существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.

образование информационный технология

Заключение

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.

Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений,

Во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт

В-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

Основные проблемы профессионального самоопределения на современном этапе...

Код. 518656. Название. Основные проблемы профессионального самоопределения на современном этапе развития общества.
Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование.




Похожие статьи