Домовый храм. Как создать домовой храм в высшем учебном заведении России? Домовые церкви: где они могут располагаться

В одном из залов Эрмитажа находится собор Спаса Нерукотворного образа, это отреставрированная домовая церковь семьи Романовых. Она была построена в 1753–1762 годах по проекту знаменитого Растрелли. Сейчас здесь в точности воспроизвели интерьер, восстановили иконостас. Хоть и сегодня этот домовой храм - один из многих выставочных залов музея, можно представить, как в действительности выглядела императорская домовая церковь тех времён.

    Дворцовая пл., 2

Домовая церковь Юсуповых

В Юсуповском дворце находится домовая церковь знаменитых князей. Её постройкой руководил архитектор В. А. Кенель, и спроектировал её в византийском стиле. Здесь происходили важные для семьи события - венчание, крещения детей. В 1926 году церковь прекратила своё существование, а через четыре года помещение было полностью переделано под лекционный зал. Спустя 85 лет реставраторы воссоздали небольшой домовой храм, и сейчас он открыт для посетителей.

    наб. реки Мойки, 94


Церковь Воскресения Господня считается первым храмом в Царском Селе. Изначально она была установлена как походная церковь, так распорядилась хозяйка дворца Екатерина I. История этого святого места непростая, церковь два раза горела, и её переносили в разные части дворца и за его пределы. В годы немецкой оккупации церковь использовалась как склад, многие реликвии были утеряны. В наше время храм до сих пор восстанавливают, и изредка в нём проходят молебны.

    г. Пушкин, Садовая ул., 7


Церковь Спаса Нерукотворного образа находится в комплексе Конюшенного двора Санкт-Петербурга. Его повелела сделать Анна Иоанновна в 1736 году. В то время храм предназначался служащим придворных конюшен. Годами позднее в стенах храма отпевали Александра I, и позже - А. С. Пушкина. После 1917 года Конюшенная церковь была разграблена, а позже и совсем закрыта. Новое торжественное освящение храма состоялось в 2000 году. Сейчас он открыт для всех желающих.

    Конюшенная пл., 1


Церковь во имя Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы с улицы совсем неприметна, она находится в обычном доме. Помимо богослужений, при храме действует благотворительное братство, которое помогает заключённым в тюрьмах и осуществляет уход за тяжёлыми больными в госпиталях. В этом же здании размещается и радио Санкт-Петербургской епархии «Град Петров».

    наб. Лейтенанта Шмидта, 39

ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ

Ректорат Государственного университета по землеустройству, одного из старейших учебных заведений России, которому в мае 1999 года исполнилось 220 лет со дня основания. Восстанавливая исторические и духовные традиции межевых инженеров, Ученый Совет университета принял решение о воссоздании домовой церкви Константиновского межевого института, которая существовала с 1869 г. и в начале 1918 года была уничтожена. Домовая церковь была освящена во имя Святых Равноапостольных царя Константина и матери его Елены, а Святой Константин стал небесным покровителем межевых инженеров. Работы по воссозданию этого памятника истории, русской культуры и архитектуры были проведены в течение 2000 г. с Высочайшего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Настоятеля Богоявленского кафедрального собора Протопресвитера отца Матфея. 6 июня 2001 года в главном здании университета прошло торжественное освящение восстановленной Домовой церкви Государственного университета по землеустройству Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси АЛЕКСИЕМ II

В храме слово Божие читается, молитвы возносятся, Святые Тайны совершаются (свт. Тихон Задонский, 4:395)

Со дня воссоздания Домового храма, он является духовным сердцем Университета и играет большую роль в духовном-нравственном воспитании студентов.

Стали традиционными архиерейские службы на престольный праздник святых равноапостольных Константина и Елены и на другие значимые события в Университете. В 2006 году в связи с 5-летним юбилеем возрождения Домового храма Университета, праздничное богослужение возглавил высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. 25 мая 2009 года торжественное богослужение на празднование 230-летней годовщины со дня основания Вуза, по благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, возглавил преосвященнейший Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, председатель Синодального отдела по делам молодежи, член Высшего Церковного Совета. 3 июня 2011 г. Праздничное богослужение в честь святых равноапостольных Константина и Елены возглавил владыка Меркурий, епископ Зарайский, ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский. 5 июня 2012 г торжественное богослужение по случаю престольного праздника храма, святых равноапостольных Константина и Елены, возглавил преосвященнейший Савва, епископ Воскресенский, викарий Московской епархии.


Владыка Савва на праздничном богослужении в Домовом храме Университета.

3 июня 2013 г. в в честь престольного праздника храма Святых равноапостольных Константина и Елены праздничную Литургию возглавил преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.


Преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский в Домовом храме Университета.


Ректор Университета преподносит преосвященнейшему Феофилакту иконы и книги.

235 -я годовщина со дня основания Университета приходится на год 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского, славного святого, определившего на века духовную и государственную мощь нашего Отечества. Не случайно, нынешние Рождественские образовательные чтения, посвященные юбилею святого преподобного Сергия, были открыты именно в нашем Университете,19 ноября 2013 г.

Торжественные мероприятия начались с Божественной Литургии в Домовом храме Университета, которую возглавил высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

После торжественного богослужения в актовом зале Университета состоялись сами чтения, на которых были заслушаны доклады, посвященные жизни преподобного Сергия, его чудесам и заступничеству за русскую землю в годы лихолетия и нашествия иноплеменников. Возглавил заседание и обратился к собравшимся с приветственным словом высокопреосвященнейший Арсений. Владыка еще раз подчеркнул неоценимую роль Домового храма как в воспитании молодежи, так и в подготовке будущих ученых, любящих и заботящихся о земле, на которой мы живем. Также было сказано о значении чтений для нашего образования и размышления. Наибольшее впечатление Рождественские чтения произвели на молодежь, студентов Университета. В их памяти надолго останется торжественная и радостная атмосфера праздника, интересные исторические доклады.


Высокопреосвященнейший Арсений благословляет молящихся в Домовом храме Университета.


Торжественное заседание в актовом зале Университета в день открытия Рождественских образовательных чтений. честь преподобного Сергия.

Праздник преподобного Сергия Радонежского для нашего храма особо значим, и каждый год в этот день совершается праздничное богослужение.

Интересно, что имя преподобного носил первый директор нашего института Сергей Тимофеевич Аксаков, и носит нынешний ректор Университета Сергей Николаевич Волков. Именно он является инициатором восстановления в стенах Университета Домового храма святых равноапостольных Константина и Елены, который вдохнул новую жизнь в наш Вуз.

В нашем Университете праздник преподобного Сергия еще особенно почитается потому, что ему молятся ему о помощи в учении. И часто студенты ставят свечу с молитвою перед его иконой.


Икона святого преподобного Сергия Радонежского в праздник в честь святого.

Кроме архиереев, студенты и сотрудники видят в храме многих замечательных клириков: это настоятели Богоявленского кафедрального собора протопресвитер о. Матфей Стаднюк и пртоиерей о.Александр Агейкин, о. Николай Степанюк, настоятель храма Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе протоиерей о. Феодор Рожик, Архимандрит о. Дионисий Шишигин, благочинный, настоятель храма Святителя Николая в Покровском, протоиерей о. Алексий Ладыгин, настоятель храма Святой Ефросинии Московской, священник о. Константин Корнеев, и протоиерей о. Сергий Точеный, заместитель благочинного, настоятель храма Апостола Иакова Заведеева, протодиакон Новоспасского монастыря о.Геннадий Кузнецов, протодиаконы Богоявленского собора о.Сергий Сапронов и о. Михаил Гречишкин, видный бас протодиакон о. Николай Платонов и многие другие. Заметный вклад для храма внес о. Константин Корнеев, выпускник нашего Вуза, он своими руками обновлял потускневшее золотое убранство храма. Трудно переоценить и вклад настоятеля храма Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе протоиерея о. Феодора Рожика, постоянно приносящего в дар храму восковые свечи, лампадное масло, колокола и многое др.


Настоятель Богоявленского собора о.Александр Агейкин


Ключарь Богоявленского собора о. Николай Степанюк.


Священник о. Константин Корнеев на проповеди.


Настоятель Знаменского храма в Переяславской слободе протоиерей Феодор Рожик

В нашем Домовом храме совершаются службы на все основные праздники, читаются акафисты в дни празднования икон Пресвятой Богородицы и святых, все имеют возможность исповедаться, причаститься Святых Христовых Таин, просто зайти в храм и помолиться. Также все значимые события жизни Университета неразрывно связаны с молитвой и службами в Домовом храме. Учебный год по обыкновению начинается с молебна перед началом учебного года.


Храм перед началом молебна.

В такой праздничный день на молебен обычно приходят очень многие студенты, их родители и преподаватели. Служба транслируется и на большой экран вестибюля, чтобы те, кто по причине большого числа молящихся не смогли зайти в храм, имели возможность видеть молебен с экрана и присоединиться к общей молитве. На молебне возносятся молитвы и о всех учащих, и об учащихся, об их благополучии, долгоденствии, и прилежном обучении.


О.Николай благословляет крестом и окропляет святой водой после молебна перед началом учебного года.


Преподаватели во главе с ректором Университета С.Н.Волковым и студенты на молебне перед началом учебного года.

После очень праздничной службы, в преддверии обучения, новых впечатлений и новой студенческой жизни, глаза всех первокурсников, и не только, светятся воодушевлением и радостью. А их родители в очередной раз радуются тому, что прежде всего обучение их детей началось с благословения в храме!

Еще до начала обучения, многие родители абитуриентов и будущих студентов, в первую очередь заходили в храм, восхищались им и возможностью их детей приобщаться к духовности.

"Мы очень хотим, чтобы наши дети поступили к вам в Университет" - первые слова родителей. Все без исключения отмечают наличие храма как важный аргумент в выборе места обучения детей, все родители хотят видеть своих чад под духовным началом храма. Весь учебный год студенты имеют возможность бывать в храме, слушать проповеди и получать благословение наших дорогих батюшек. И весь учебный год храм открыт не только во время службы, но и просто для всех желающих зайти и помолиться, и для кого-то возможно это будет первое знакомство с храмом и первый шаг на пути нравственного возрастания и спасения.


В Домовом храме Университета.


Студенты подходят к кресту после благодарственного молебна по окончании учебного года,и окропляются водой.


Вручение дипломов в актовом зале.


Настоятель Богоявленского кафедрального собора о. Александр Агейкин поздравляет выпускников с вручением диплома. Актовый зал Вуза.



Студенты в Домовом храме Университета.


Студенты на акафисте.

Гости Университета тоже в первую очередь заходят в наш чудесный храм.

27 июня 2013 года Государственный университет по землеустройству посетил Министр сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Федоров.

В торжественной атмосфере Министром сельского хозяйства была вручена путевка первому сводному Всероссийскому студенческому землеустроительному отряду.

Во время знакомства Николая Васильевича Федорова с Университетом, он посетил и наш Домовый храм, с радостью отметил его благолепие и помолился перед иконой святителя Николая.


Министр сельского хозяйства Н В.Федоров в Домовом храме Университета.

3 июня 2013 г. наш домовый храм посетил посол Республики Бенин Анисеет Габриель Кочофа, приехавший в Университет с дружественным визитом.


Посол Республики Бенин Анисеет Габриель Кочофа и его помощник в домовом храме.

Посол и его помощник с удовольствием побывали в храме, поставили свечи к иконе святых равноапостольных Константина и Елены, покровителей нашего Университета, праздник которых совершался в этот день. Также гости послушали об истории храма, о его значимости, о студентах, принимавших участие в восстановлении храма, и о престольном празднике.

В честь праздника им были преподнесены в дар иконы святых равноапостольных Константина и Елены, которые они приняли с радостью и благодарением.

Храм играет огромную роль не только в жизни Вуза в целом, но и в жизни многих сотрудников и студентов. И студенты, и преподаватели, и даже гости Университета с удовольствием принимают участие в его благоукрашении.

Нельзя не отметить наших постоянных благодетелей храма. В праздник святого апостола Андрея Первозванного они все отмечают свой День Ангела.


Благодетели Домового храма Университета А.Л. Ликефет, А.С.Смирнов, А.А.Шимкевич, А.Е.Гуськов.

Студенты также с первых дней восстановления храма принимают участие в его благоукрашении.

15 ноября 2013 г,перед Рождественскими образовательными чтения центрального Викариатства города Москвы, проходившими в нашем Университете, студенты архитектурного факультета помогали восстанавливать роспись в Домовом храме. Желающих поучаствовать в этом прекрасном и интересном деле было очень много, собрались и первокурсники, студенты второго и третьего и даже пятого курсов.


Начало работы. Подборка цвета.

Работалось очень легко, приятно, радостно было что-то сделать для храма, да еще в своем Университете. И с самой работой справились неожиданно быстро. Теперь ребята, когда приходят в храм помолиться или на службу, наверняка чувствуют, что храм стал им еще ближе!


Зюзин Владислав, Лавров Роман.


Кочеткова Полина.

Очень красивая фотография, на которой преподобный Сергий Радонежский как-будто благословляет и студентов, украшающих святой храм.

Заметным событием в жизни студентов архитектурного факультета бывает летняя практика. По желанию, некоторые из ребят проходят ее в монастырях, где используют полученные во время обучения знания для помощи обители.

По установившейся традиции часть студентов архитектурного факультета проходят строительную практику в Свято-Благовещенском монастыре города Киржач Владимирской области. Прежде всего ребята участвовали в строительных и архитектурно-планировочных работах по восстановлению монастырского храма Всех Святых. Кроме того студенты работали над внутренней отделкой иконописной мастерской, а так же выполняли работы по озеленению и благоустройству территории, применив свои знания по ландшафтному дизайну.


Эскиз храма всех Святых


Озеленение территории

Наиглавнейшей же особенностью практики было приобщение ребят к духовной жизни монастыря. Благодаря вниманию насельниц обители для студентов провели экскурсию по монастырю и храму, желающие всегда могли побывать на любой службе. На подворье монастыря был организован костер и беседа с о.Александром.


Беседа с батюшкой у костра


Ребята внимательно слушают о. Александра


Насельницы монастыря. Игуменья Феодора с сестрами

Необыкновенное сочетание полезных для будущих архитекторов работ, прекрасного отдыха, и атмосферы чистоты и нравственности обители произвели особое впечатление на ребят. Многие выразили желание приезжать в монастырь на службы или снова поработать в летние каникулы. Слава Богу, что у студентов нашего Университета есть замечательная возможность оказать посильную помощь в восстановлении монастыря и прикоснуться к истокам духовности. Начало же такому духовно-нравственному воспитанию положил храм нашего Университета.

Летом 2012г. студенты архитектурного факультета нашего Университета прошли практику в деревне Набережная Слобода. Ребята помогали в проектировании реставрационных работ храма Успения Пресвятой Богородицы, построенной в начале 18 века. Двухэтажная одноглавая церковь, выстроенная на средства Шуваловых в духе позднего барокко, в начале 19 века была заброшена, и восстанавливаться начала лишь с 2002г.

Ребята нашего Университета приняли участие в обмерных работах. кроме того выполняли чертежи церкви и рисунки фасадов акварелью.


Евелиович Вера и Вертянкина Настя за работой над чертежами.


Александр Константинович Сикстель и о.Михаил на обмерных работах.

Настоятель храма иерей о. Михаил Геронимус выразил большую благодарность ректору Университета С.Н.Волкову за неоценимую помощь восстанавливаемому храму, оказанную студентами архитектурного факультета Университета, а также ребятам, приехавшим потрудиться для храма.

Со 2 по 16 июля 2013г. несколько студентов 3 курса архитектурного факультета нашего Университета проходили практику в Николо-Сольбинском женском монастыре в Ярославской области.

Наши девочки студентки, Бакулина Екатерина, Конюхова Наталья, и Пономарева Анастасия внесли свою лепту в восстановление обители.

Игумения Еротиида, настоятельница монастыря, с радостью приняла помошниц из нашего Университета,а девочки не только помогли монастырю, но и закрепили свои знания, как будущих архитекторов, и частично применили их на практике.

В июле 2013 г. вновь некоторые из студентов архитектурного факультета прошли практику в Свято-Благовещенском монастыре, где их всегда ждут и с радостью встречают. И как обычно, ребята оказали неоценимую помощь монастырю и его подворью. Были проведены обмеры келейного корпуса, его главного фасада. а также надкладезной часовни, которые потом были сверены со строительными чертежами. На основании этих данных были выполнены чертежи.


Выполнение чертежей по результатам обмеров


Студенты на практике в Свято- Благовещенском Киржачском монастыре.

Итак, каждый год и каждый день, наличие храма в Университете являет бесценное сокровище архиерейских служб и архиерейской проповеди, духовных конференций и добрых дел, восстановления храмов и многое другое, что открывает студентам новый мир и делает их лучше.


Домовых храм Университета.

Православный храм - это необязательно отдельное самостоятельное сооружение. Храм может располагаться внутри здания, которое даже и близко не имеет отношение к религии. Например, в корпусе воинской части или в госпитале. Своя домовая церковь есть даже у Счетной палаты Российской Федерации.

Домовый храм - чем он отличается от обычного храма?

По сути, смысл того, что такое домовая церковь, заключается в самом ее названии - это храм, который располагается в доме. Причем, доме, как в широком смысле (любое здание, постройка), так и в узком - личный особняк или частные хоромы.

Зачем строятся домовые церкви (или как правильнее говорить: домовые храмы)? Они устраиваются в тех случаях, когда есть желание или нужда иметь храм, но нет возможности или необходимости воздвигать его в виде отдельной постройки.

Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей - устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до соседних храмов: например, в больницах или воинских частях.

Необычный пример домовой церкви. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при плехановском университете. Со стороны - полноценный храм, но по сути он - лишь, часть дома, который еще больше, и именно поэтому храм считается домовым. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: где они могут располагаться

  • В больницах и госпиталях. Конечно, на территории некоторых больниц есть полноценные маленькие церкви. Но там, где нет возможности или целей возводить отдельную постройку, строят домовые храмы. Они устраиваются в первую очередь для пациентов и персонала.
  • В воинских частях. Для военнослужащих.
  • В учебных заведениях. Сейчас - в основном, при духовных академиях. Но не только. Например, большой домовый храм есть, при МГУ на Воздвиженке. Домовые церкви при институтах - это старая традиция, которая несет в себе идею духовного воспитания студентов.
  • В монастырях домовые церкви могут устраиваться в каких-либо вспомогательных или служебных корпусах. Они, как правило, играют роль «малых» церквей, в которых богослужения совершаются «по случаю» (например, в дни больших Праздников или памяти святых, в честь которых освящен храм).
  • В частных домах. Сейчас, наверное, так не делают, но до революции очень богатый помещик мог разместить домовый храм в одном из своих особняков.
  • В казенных государственных помещениях. Например, домовый храм есть в здании Счетной палаты Российской Федерации в Москве.

Патриаршее богослужение в домовом Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: какие бывают?

Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.

Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё - человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.

Домовые храмы в Москве (фото)

Вот, посмотрите, примеры домовых церквей в Москве. Фото взяты с официальных сайтов этих церквей, ссылки в подписи.

Домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. Б. В. Петровского РАМН. Он располагается в этом здании:

и выглядит вот так:

Домовый храм при счетной палате РФ. Вот, само здание:

А вот и сам храм: (по сути: единственный алтарь)

Домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ им М.В.Ломоносова. Пример домовой церкви, которая по размерам и убранству ни в чем не уступает крупным приходским церквям.

Домовый храм всех Святителей Московских при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он тоже достаточно крупный: два алтаря.

А это: особняк, в котором храм располагается. Дом именуется Митрополичьими палатами. Перед революцией это была резиденция патриарха Тихона.

Домовая церковь пророка Божия Илии на Воронцовом поле. Пример храма, который располагается, в самом что ни на есть простом доме:

Но внутри, благодаря планировке, он достаточно большой:

Это тоже он. Даже, и не скажешь, что это жилой куб:

Домовые церкви: что надо о них знать

Итак, если кратко подвести итоги вышесказанному:

  • Домовые церкви - это абсолютно полноценные храмы .
  • И их единственная особенность в том, что они построены не отдельным зданием, а устроены внутри «обычного» дома.
  • Домовые храмы устраиваются в тех случаях , когда храм нужен, но построить отдельную церковь нет нужды или возможности. Например, в больницах, учебных заведениях, воинских частях. Реже - в частных домах.
  • Домовые церкви не обязательно маленькие и похожие на комнаты. Некоторые по убранству и размерам не уступают церквям.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

История больницы, располагающейся на Ленинском проспекте, 27 (бывшая Большая Калужская улица) и называющейся ныне Центральной клинической больницей Святителя Алексия Митрополита Московского, отсчитывается с 1900 года, когда Московская городская дума выделила участок земли на Калужской улице, напротив Нескучного сада, для постройки здесь комплекса зданий больницы и богадельни. Деньги на строительство больницы завещала известная благотворительница, купеческая вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова. Иван Логинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы принадлежали к старинному иркутскому купеческому роду, но большую часть жизни прожили в Москве.

Согласно духовному завещанию А.К. Медведниковой, умершей в 1899 году, две трети ее капиталов передавались городу Москве на благотворительные цели. На эти средства было построено здание гимназии в Староконюшенном переулке, комплекс приюта для эпилептиков близ Канатчиковой дачи, но большая часть денег предназначалась для строительства комплекса больницы «для неизлечимых больных христианского вероисповедания, без различия званий, пола и возраста» и богадельни при ней.

Больничный комплекс был выстроен в 1902-1903 годах по проекту академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьева. Вдоль Большой Калужской улицы разместились два больших корпуса: богаделенный — с церковью Тихвинской иконы Божьей Матери и больничный — с церковью Козельщанской иконы Божьей Матери (сейчас — Святителя Алексия). В глубине владения были построены корпуса с квартирами для врачей и персонала, хозяйственные строения, ледник и часовня. Все постройки были спроектированы в неорусском стиле. В архитектуре домовых церквей чувствуется влияние ростовского храмового зодчества XVII века. Внутренние росписи храмов были выполнены мастерской братьев Пашковых, мозаичные панно и изразцы, украшающие фасады зданий, изготовлены в мастерских Строгановского училища.

Комплекс благотворительных учреждений имени Ивана и Александры Медведниковых был торжественно открыт в декабре 1903 года в присутствии Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1908 году на средства, завещанные благотворительницей Александрой Карповной Рахмановой, была выстроена еще одна богадельня, с отдельным входом со стороны Калужской улицы. Автором этого проекта также был архитектор С.У. Соловьев.

В советские годы богадельни были упразднены, в бывшем корпусе богадельни разместили больных. Домовые храмы и часовня были закрыты вскоре после революции и приспособлены под больничные нужды. В 1924 году Медведниковская больница была переименована в 5-ю Градскую клиническую больницу. В 1992 году она получила название Центральная клиническая больница Святителя Алексия Митрополита Московского Русской Православной Церкви. Храмы были отреставрированы и возвращены верующим.

Мария Подъяпольская http://um.mos.ru/houses/

На самой длинной улице Москвы, к сожалению еще именуемой Ленинским проспектом, находится владение № 27. Этому красивейшему архитектурному ансамблю столицы, обращающему внимание всех проходящих и проезжающих, более 100 лет. Здания, похожие на дворец или солидный банк, когда-то были Медведниковской и Рахмановской богадельнями и больницей. После революции 1917 года весь комплекс стал Пятой Градской больницей, а с 1992 года - больницей, носящей имя святителя Алексия, митрополита Московского и недавно полностью переданной Русской Православной Церкви.

История создания Пятой Градской больницы относится к первой половине XIX столетия и начинается с богатых купцов Медведниковых, живших тогда в Иркутске. Представители этого известного сибирского купеческого рода вели оптовую торговлю с Китаем и Аляской. Они ввозили из «Поднебесной» чай и ткани, а на Аляске обменивали у индейцев-алеутов разные материалы на меха и золото. Медведниковы были известными благотворителями. В Иркутске ими были устроены Сиротопитательное заведение (приют) и банк, проценты из которого шли на поддержание этого детского приюта.

К 1850-м годам одни из представителей купеческой семьи Медведниковых - супруги Александра Ксенофонтовна и Иван Логгинович перебрались в Москву. Иван Медведников пользовался большим авторитетом как в Иркутске, где он исполнял должность Городского головы, так и в первопрестольной. По его кончине, последовавшей в 1884 году, вдова Александра Ксенофонтовна все средства стала употреблять на благие дела. В Иркутске была создана Образцовая больница. В Подмосковном селе Поречье, близ Звенигорода, был открыт приют для престарелого духовенства и церковь Казанской иконы Божией Матери. В этой церкви в 1899 году была похоронена сама благотворительница. По ее завещанию все состояние - более 5 миллионов рублей - должно было быть истрачено на благотворительность в Москве и в Иркутске. В годовщину со дня кончины Александры Ксенофонтовны в ее приходском храме Иоанна Предтечи в Староконюшенном была проведена заупокойная лития и панихида. Как отмечали газеты, «храм был переполнен почитателями и родными Медведниковой, представителями городского управления, гласными Городской думы, представителями учреждений, получившими денежные суммы». Присутствовал и Московский Городской голова кн. В.М. Голицын.

Примерно 2/3 капиталов отдавалось Москве, остальные отправлялись на родину, в Иркутск. Душеприказчик Медведниковых Н.А. Цветков выполнил волю завещательницы. В Москве в Староконюшенном переулке во владении Медведниковых и на их завещанные средства выстроили одну из лучших в городе гимназий, действующую и ныне. 300 тысяч отдавалась приюту в Поречье. Всем храмам Москвы и Иркутска единоразово выдавалось по 100 рублей, монастырям по 10 тысяч. Часть средств пускалось на создание церковно-приходских школ, раздачу милостыни беднякам. По завещанию супругов Медведниковых, около 1 миллиона рублей отпускалось на создание в Москве больницы и богадельни. Для них город в 1900 году купил землю на Б.Калужской улице, снес незначительные строения и приступил к строительству зданий Медведниковской больницы и богадельни. Больница и богадельня были предназначены для людей «христианского вероисповедания, без различия звания, пола, возраста».

Проектировать здания душеприказчики предложили талантливому архитектору, академику Сергею Устиновичу Соловьеву. Выпускник Императорской Академии художеств, член Московского Археологического общества, преподаватель Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества, он прекрасно знал древнерусское искусство, участвовал в реставрации Успенского собора Кремля, собора Василия Блаженного. По его чертежам была изготовлена сень над мощами Василия Блаженного. Соловьев построил множество красивейших зданий в Москве: храмы Знамения в Кунцево и Романа Сладкопевца в Новоспасском монастыре, ансамбль Серпуховского монастыря в честь иконы «Отрада и Утешение», здания Третьяковской богадельни, здание Высших женских курсов, ныне Педагогического университета.

Ансамбль Медведниковских строений Сергей Соловьев спроектировал как образ древнего города. Три разновеликих 2-х и 3-х этажных корпуса с примыкающими к ним храмами и отдельно стоящей часовней смотрелись очень живописно. Архитектор придал фасадам декор псковских храмов и псковских Поганкиных палат. Очень оригинально была выполнена ограда: круглые щиты, над которыми высятся пики воинов, и шлемовидные навершия незримых воинов незримо «охраняют» территорию. Будучи прекрасным акварелистом, сам Соловьев создал эскизы для росписей храмов. По его эскизам были выполнены и мозаики, и фасадная керамика. Над всеми входами были укреплены мозаичные изображения св. Георгия Победоносца - покровителя Москвы. Мозаики выполнили ученики Строгановского училища. Они же изготовили резные металлические детали - флагодержатели, кронштейны водостоков и карнизов, кресты. Керамические плитки и диски для оформления стен были выполнены на знаменитом заводе Саввы Мамонтова «Абрамцево».

К росписи интерьеров храма архитектор привлек мастерскую «Наследники П.П. Пашкова». Расписан храмы был необычно. Иконостаса в обычном понимании не было, он был выполнен прямо на стене храма. Только в первом из трех его ярусов имелись деревянные иконы. Орнаменты и сюжеты во многом напоминали русские фрески XVI столетия. Строительство и общее обустройство зданий больницы и богадельни длилось с 1901 по 1903 год. Готовые учреждения были названы в честь супругов-благотворителей.

30 декабря 1903 года «С большим торжеством состоялось освящение 2-х зданий больницы для неизлечимо больных и богадельни им. И. и А. Медведниковых на Калужской улице, против Нескучного сада. На церемонии освящения, которое совершил Высокопреосвященный Владимир, митрополит Московский и Коломенский, присутствовали и. и. высочества В. кн. Сергей Александрович и В. кн. Елизавета Федоровна», отмечала газета «Московские ведомости». «Московские церковные ведомости» писали, что «в 1903 году состоялось освящение учреждений им. И.и А. Медведниковых - богадельни на 60 человек обоего пола и больных на 150 человек, в каждой из которых, согласно воле А.К. Медведниковой, своя церковь с небольшими куполами и звонницами». Дважды в день в храмах проходили короткие службы.

В 1904 году построенные храмы были освящены: при богадельне - во имя Тихвинской иконы, при больнице - во имя Козельщанской иконы Божией матери. Храмоиздателем обоих храмов стал душеприказчик А. Медведниковой - потомственный почетный гражданин Москвы Николай Алексеевич Цветков. Внук священника, он был известен промышленной Москве как великолепный финансист. Цветков был заместителем председателя Московского купеческого банка. Он пожертвовал храмам из личных средств серебряную утварь и дорогие облачения. Первым освятили больничный храм во имя Козельщанской иконы Богородицы - 20 июня 1904 года. Козельщанский храм был единственным в Московской губернии, посвященный этой иконе. 10 ноября того же 1904 года митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил богадельный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

В октябре 1918 года персонал больницы организовал приходскую общину, поскольку оба храма отделили от больницы. Тогда же была произведена конфискация ценного церковного имущества. Не смотря на все старания прихожан, в апреле 1923 года храмы были опечатаны и вскоре разорены.

В 1908 году известная московская семья купцов Рахмановых выделила средства для строительства богадельни. Было решено пристроить богадельню к уже существующему богадельному корпусу Медведниковых. Было решено построить богадельню «для эпилептиков и идиотов», «к какому бы вероисповеданию они не принадлежали». Двухэтажное здание Богадельни им. А. и Э. Рахмановых было возведено также С. Соловьевым в 1908-1909 годах рядом с Медведниковской богадельней и имело отдельный вход. 4 января 1910 года было «совершено освящение больницы, рассчитанной на 60 человек больных и калек. Больница была построена на средства, завещанные Э.К. Рахмановой. При освящении присутствовали: городской голова Н.И.Гучков, сестра покойной жертвовательницы Агн.К. Рахманова, Н.А. Цветков, член Управы Н.Ф. Малинин, главные врачи городских больниц и директор Медведниковской богадельни С.Я. Попов», сообщала газета «Голос Москвы».

После Октябрьского переворота богадельни был ликвидированы, их помещения отданы под организуемую 5-ю градскую больницу. Часовня на углу с М.Калужской улицей (д. №14) была надстроена до 3-х этажей и обезображена. В Богадельном корпусе разместились 1-е хирургическое, 1-е терапевтическое отделения и лаборатория электрокардиограммы. В больничном корпусе были открыты терапевтические отделения. Могила И. Медведникова в Спас-Андронниковом монастыре была уничтожена, приют и храм в Поречье с могилой А. Медведниковой также исчезли с лица земли.

В 1992 году правительство Москвы передало комплекс 5-й Градской больницы Московской Патриархии. Ныне оба храма - Святителя Алексея и Тихвинской иконы действуют. Росписи храмов реставрируются.

http://testan.narod.ru/moscow/article/bolnica.htm

Для богослужений используются не только специально построенные храмы. Часто при учреждении или в домах верующих службы проходят в домовых церквях. Домовой церковью называют освященное помещение в доме частного лица (в узком смысле) или при учреждении (в широком).

Во многих богатых домах издавна были также специальные моленные (или молельни), где размещались большое количество икон и чтимые в семье святыни, проходили религиозные собрания и служения. Со временем термин «моленная» закрепился за подобными помещениями у старообрядцев, а затем - по отношению к нехристианам.

Домовая же церковь обязательно должна быть освящена и иметь отдельный антиминс. Антиминсом называют четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия. На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста. Служить Литургию без антиминса нельзя. Антиминс освящается архиереем специально для данного храма, на антиминсе обязательно есть подпись епископа и указание для какого храма и когда он освящался.

До 1917 г. чаще всего домовые церкви освящались при государственных учреждениях, учебных и медицинских заведениях. Домовую церковь при архиерейском доме или резиденции епископа принято называть крестовой.

В допетровской Руси домовые церкви были во многих частных домах, но при Петре I именно такие, домовые церкви в узком смысле слова, были запрещены, а вновь разрешены только в 1762 г.

В Российской империи домовые церкви создавались для частных лиц, которые в силу возраста или болезни не имели возможности посещать приходскую церковь, при наличии у них особых заслуг. Такое разрешение давали епархиальные архиереи, а в Москве и Санкт-Петербурге - Святейший Синод. После смерти лица, кому было разрешено учреждение домовой церкви, все ее принадлежности (прежде всего, антиминс) передавались в собственность соответствующей приходской церкви, если не появлялось новое разрешение на продолжение существования домовой церкви. Богослужение в домовых церквях посещали иногда и посторонние лица по так называемым «билетам». Внешне домовая церковь, расположенная в здании, выделялась небольшой главкой либо просто крестом над кровлей.

В советское время большинство домовых церквей было закрыто. Вновь они стали появляться в 1990-е годы и сейчас домовые церкви действуют при многих светских учреждениях (больницы, университеты). В большинстве случаев домовая церковь приписана к приходу, на территории которого находится, и принадлежит этому приходу, иногда - приписана к иному приходу или представляет собой самостоятельное церковное учреждение.

Существует предположение, что домовая церковь была и в доме причта красноярского Богородице-Рождественского кафедрального собора - «Касьяновском доме». Нам же кажется наиболее вероятным, что в доме было молитвенное помещение с иконостасом, однако именно домовой церкви, с освященным антиминсом - нет. Сделать такой вывод можно уже из той информации, которая есть в этой статье - дом причта все же не был общественным учреждением, а обитатели его, сколь бы почтенны они ни были, должны были быть в состоянии посещать приходскую церковь (и совершать в ней богослужения), так что и оснований для создания домовой церкви в «Касьяновском доме» просто не было.



Похожие статьи