Николо угрешский монастырь чудотворные иконы. Божья матерь взыграние угрешская молитва

О чем молятся иконе Божией Матери «Взыграние младенца»?

Божья Матерь считается покровительницей супружества и материнства. День праздника этой иконы приходится на 20 ноября 2017 года. К ней обращаются с просьбами о восстановлении мира и лада в семье, сохранении брачного союза, здоровье детей.

Испокон века женщины возносят молитвы перед иконой «Взыграние младенца» – одним из ее чудотворных образов.

В Византии он почитался как великая христианская святыня. Русская икона, которая появилась в 1795 году в Николо-Угрешском монастыре, была написана с греческого образца.

Этот образ дарят беременным женщинам и молодым мамам. О чем молятся иконе Божией Матери «Взыграние младенца»? Женщины обращаются к ней с молитвой о даровании им счастья материнства, благополучном течении беременности и легких родах.

Молитва перед иконой «Взыграние младенца»

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (ваше имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившегося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь».

Как надо молиться иконе Богоматери «Взыграние младенца»? Матери также просят Деву Марию даровать их детям здоровье и счастье, защитить от различных бед. Можно читать не только приведенную выше, но и любую другую богородичную молитву.

Еще одна молитва иконе «Взыграние младенца».

«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты - Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

С чем еще обращаются к иконе Божией Матери «Взыграние младенца»? Родители просят Богородицу о наставлении их детей в православной вере, о том, чтобы они выросли добрыми и хорошими людьми.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Взыграние младенца» икона Божией Матери в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Икона «Взыграние младенца» значение имеет особенное для христиан, так как способна творить чудеса. Ежегодно 20 октября отмечаются праздник в ее честь. Данный образ используют для различных прошений, ведь изображение на нем очень символично.

Значение иконы

На чудотворном образе изображен маленький Иисус Христос, который сидит на руках у Пресвятой Девы. Она легко касается Сына Божьего своей щекой, а Он протягивает к Ней свои руки, как-будто играет. В Ее взгляде читается большая любовь и привязанность. Таким образом, передается отношение Всевышнего ко всем верующим.

По легенде, маленького Иисуса принесли в храм Господа на 40 день после рождения, чтобы окрестить. Когда Его забирал старец Симеон, Иисус протянул руки к матери, показав свое отношение. Утверждают, что именно это изображение передает человеческую сторону Сына Господа.

Чудотворный образ появился в 1795 году на территории Николо-Угрешского монастыря. Когда происходили события Октябрьской революции, святой образ был утрачен. Очень продолжительное время никто не ведал, где находится икона. И только в 2003 году одна прихожанка принесла в дар святое изображение в храм, которое было очень похоже на оригинальную икону «Взыграние младенца». Церковные служители определили подлинность лика, и с тех пор она хранится в этом монастыре, как главная святыня.

Икона «Взыграние младенца», в чем помогает

Данная икона считается женской, так как к ее помощи часто обращаются женщины или супружеские пары. А вот основное, о чем молятся иконе «Взыграние младенца»:

  • чтобы зачать ребенка бездетным семьям;
  • чтобы спокойно проносить беременность;
  • чтобы роды прошли легко и благополучно;
  • для того чтобы родить здорового и крепкого малыша.

Помимо этого верующие матери просят Богородицу, чтобы она наделила ее чадо телесным и духовным здоровьем, дала возможность воспитать доброго и воспитанного человека. Через эту икону Святая Дева дарует всем утешение, милость, поддержку, защиту и помощь при различных житейских трудностях.

Такими словами можно просить у Богородицы помощи и заступничества:

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь».

Девушки, которые просят о возможности забеременеть и родить малыша, должны соблюдать чистоту мыслей и не забывать жить согласно законам Господа.

Иметь ребенка - это большое чудо и радость для семьи. Но не всегда удается получить такой подарок. Отчаиваться ни в коем случае нельзя, а следует обратиться за помощью к высшим силам. И прекрасной помощницей в достижении поставленных целей будет икона «Взыграние младенца» Пресвятой Богородицы.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о чудотворной иконе Богородицы «Взыграние младенца»:

20 ноября-Празднование иконы Божией Матери "Взыграние Младенца"

Икона Божией Матери

Рождение ребенка – Божественная радость

воплощения новой жизни. Именно она

отражена на этой удивительной иконе.

Образы Богоматери и Младенца Спасителя

передают всю глубину доверительности и

нежности отношений Матери и Сына, которые

заповеданы существовать между всеми

матерями и детьми. Икона Божией Матери

«Взыграние Младенца» – одна из многих

чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

На Руси перед этим образом православные

матери издавна произносили горячие молитвы

о благополучии своих чад. Существует

благочестивая традиция молиться Пресвятой

Богородице о помощи во время беременности,

перед родами и после них. Перед образом

многие супружеские пары приносят молитву о

разрешении от бесплодия. Рождение ребенка,

это великое счастье. Поблагодарите Богородицу

за это и попросите, чтобы и впредь Она,

“взявшая в усыновление весь род человеческий”,

продолжала Свой материнский пригляд за мамой

и малышом и Свое заступничество за них перед

Господом. Нам всегда есть за что благодарить

Божию Матерь, так не стоит упускать всякую

на то возможность.

Об истории и значении иконы

Появление на свет малыша является главным событием в жизни каждой женщины. Именно во время беременности и рождения ребенка Господь наиболее явно открывает человеку всю полноту Своей силы и величия. При появлении на свет малыша является истинное чудо Божие на Земле. Для благополучного исхода беременности многие матери весь период до и после родов молятся Господу, Святым и, конечно, Пресвятой Богородице. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из многих чудотворных икон Пресвятой Богородицы. На Руси перед этим образом православные матери издавна произносили горячие молитвы о благополучии своих чад. Существует благочестивая традиция перед родами молиться Пресвятой Богородице и совершать молебны с чтением акафиста, посвященные иконе “Взыграние младенца”. Икона относится к самому распространенному типу в иконографии, носящему название «елеуса», что с греческого переводится как «милостивая». Такие произведения наиболее полно изображают глубоко трепетные и нежные отношения между Святой Матерью и Божественным Младенцем.

Здесь между Матерью и Сыном нет расстояния: Младенец прижимается своей щекой к лику Богородицы, показывая ей свою искреннюю любовь и доверие. К типу «елеуса» относятся и многие знаменитые иконы Богородицы, такие как: Владимирская, «Умиление», Ярославская и другие. На иконе изображен Спаситель Иисус Христос, сидящий на руке у Богородицы. Запрокинув голову назад, Он словно играет со своей Матерью. Одной ручкой Спаситель прикасается к ее щеке, тем самым проявляя нежность. Вся поза Богомладенца передает Его детский непосредственный характер. На этой иконе наиболее сильно показана человеческая сторона Божественного Спасителя, что редко встречается на других иконописных богородичных изображениях.

Самый известный список иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» был явлен 7/20 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре , который и ныне действует в Подмосковье, недалеко от города Дзержинский. Монастырь исторически славен тем, что был основан Дмитрием Донским в честь победы в 1380 году на Куликовом поле на месте явления великой иконы Святителя Николая Чудотворца. Угрешский – от старорусского «угреша», в современном языке – «согрело». По преданию, явление иконы Николая Чудотворца перед битвой так вдохновило князя, что он воскликнул: «Сия вся угреша сердце моего», то есть «согрела сердце мое». Эта горячая радость присутствия воли Господней, явленной через Его святителя, передалась через полководца войскам как предчувствие победы, и враг был разгромлен наголову.

Спустя четыре с небольшим века в Николо-Угрешской обители чудесным образом явилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца», где на обратной стороне иконной доски, возможно, самим мастером была записана краткая молитва: «Спаси всех молитвами твоими, Пресвятая Богородица, к тебе притекающих, избави всякия нужды и скорби». После 1917 года обитель, которая, начиная с петровских времен, была разгромлена и разграблена, как многие другие храмы и монастыри. Исчезла и Угрешская икона «Взыграние Младенца».

В 1991 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, началось восстановление. В 2013 году в обитель позвонила женщина и сказала, что у нее хранится икона, по описанию очень походящая на «Взыграние Младенца», которую ранее ее семье продал некий коллекционер. Коллекционер утверждал, что это та самая икона, что была когда-то среди святынь Николо-Угрешской обители. Приехавшие из обители монахи согласились, что икона весьма подходит под старинные описания. Образ взяли в обитель. А когда икону установили на то место в Спасо-Преображенском соборе, где раньше был расположен утраченный список, то всем присутствующим стало ясно – это он и есть, и образ Богоматери по воле Ее вернулся домой.

С момента обретения иконы «Взыграние Младенца» в 1795 году в Николо-Угрешской обители от нее происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о её чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства.

И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем.

Один только взгляд на Божественную семью, на проявления Сыновней любви и Материнской нежности – пример для человеческих отношений. Божественная радость новой жизни, отраженная в этой удивительной иконе, открывает всю глубину и величие отношений в мире горнем и одновременно понятную и близкую нам человечность их. Тем самым вновь утверждается двойственная, богочеловеческая сущность природы Господа Христа как Сына Божия и Сына Человеческого. Ведь рождение ребенка – это каждый раз повторение события Рождества Христова. В каждой матери сияет отблеск Богоматеринства – им озарено ее лицо, склоненное над любимым чадом. В каждом младенце с момента крещения есть отсвет Святого Духа Богомладенчества – боговоплощение стало основой обожения человека «по образу Его и подобию». Верующей в Него душе открыто чудо – уникальная возможность самим идти след в след по Его пути и вести за собой своих детей. Трудно это земному человеку, говорят, – конечно, трудно, но вспомним: «Царство Божие силою дается»…

Изображение на иконе носит необычайно личностный характер, будто приоткрывает завесу отношений Богоматери и Сына Божия, оставшихся наедине. Лицо Богоматери скорбно, Она с ласковой печалью склонилась над Младенцем, провидя Его трудный путь по земной юдоли и будущие крестные муки. Младенец, играя, касается лика Пречистой. Этот ласковый жест – свидетельство всепонимающей нежности, которая существует между Богоматерью и Сыном Божиим, прекрасных чувств, которые должны существовать между всеми матерями и детьми.

Но в этом жесте радостного доверия есть и оттенок утешения – Он, рожденный и живущий в Святом Духе, тоже провидит Божественной ипостасью Своего богочеловеческого существа страдания Ее у подножия Голгофы. Еще один пророческий смысл, заключенный в этом богородичном образе, по мнению некоторых исследователей русской православной иконографии, возник на основе композиции иконы «Сретение Господне» – только там Младенец тянется к святому Симеону Богоприимцу из Материнских рук, чем и предвещается Его будущий крестный путь. Как известно, когда после Рождества Богомладенца Мария и Иосиф пришли в храм Иерусалима, чтобы принести по иудейскому обычаю жертву за рождение ребенка-мальчика (Исх. 12:12–15), туда же, влекомый Святым Духом, явился и святой Симеон. Известно, что ангел возвестил Симеону – он не упокоится, пока не примет на руки Младенца, рожденного от Девы, а не жены.

Взяв Младенца на руки, он и произнес слова, которые теперь стали одним из самых замечательных и проникновенных песнопений в вечернем православном богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» (Лк. 2:29–32). И вот эта встреча, сретение – на древнерусском, церковно-славянском, свершилась, после чего старец был отпущен из мира сего и отошел к Богу.

Образ Божией Матери «Взыграние Младенца» – икона всех молодых мам и всех православных женщин, желающих иметь дитя. Во время беременности, перед родами, в первые месяцы жизни новорожденного принято читать акафист иконе Божией Матери «Взыграние Младенца». Так здоровье будущей мамы и новорожденного младенца будет защищено теплой молитвой к Заступнице. Конечно, очень важна совместная молитва близких перед этой иконой Богородицы в часы, когда мама находится в родильных покоях. Общая молитва родных поддержит ее, придаст сил. Позитивный настрой и душевное равновесие – благое состояние для каждого человека, но, пока женщина носит под сердцем дитя, состояние благодати и внутреннего покоя для нее особенно важно – ведь она живет и ощущает мир за двоих. А взгрустнется – Матушка-Заступница утешит и защитит, поскольку издревле известно: все, что чувствует мама, чувствует и ребенок, и потому мысли надо держать в чистоте, а в сердце хранить радостное ожидание.

Если вдруг случается, что в Вашей семье или у кого-то из близких длительное время нет желаемых детей, то обратитесь с молитвой к иконе Божией Матери «Взыграние Младенца», большинство списков которой известны как чудотворные. Молитва Богородице всегда будет услышана, конечно, при условии, что будет настойчивой, искренней, горячей. Также молитва перед образом Богородицы «Взыграние Младенца» за маму и дитя поспособствует удачному протеканию беременности, а затем поможет маме и новорожденному оставаться здоровыми и быстро восстановиться после родовых трудов – это радостный труд, но требующий много усилий, а Богоматерь, по молитвам нашим, никогда не оставит взывающих к ней.

Перед иконой Божией Матери «Взыграние Младенца» можно молиться любой богородичной молитвой. Вообще, в старину было принято перед близящимися родами служить молебен, читать акафисты Богородице перед Её иконой «Взыграние Младенца».

Празднование икон Божией Матери «Взыграние Младенца» совершается 7/20 ноября по дате чудесного обретения иконы в 1795 году в Николо-Угрешском монастыре.

Молитва к Пресвятой Богородице, произнесенная от чистого сердца, всегда приносит духовные плоды. Многие верующие христиане после совершения молитвословия перед сей иконой получали утешение в душевных тревогах, а также глубокое успокоение и умиротворение. Таково действие помощи Царицы Небесной, всегда помогающей в различных жизненных обстоятельствах.

МОСКВА, 19 дек - РИА Новости, Ольга Липич. В день праздника святителя Николая Чудотворца Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово передал в дар Николо-Угрешскому монастырю в подмосковном городе Дзержинском икону и складень с частицами мощей святителя Николая XIX века.

Директор объединенного музея-заповедника Людмила Колесникова вручила святыни лично Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму, который совершил во вторник Божественную литургию и молебен в Преображенском соборе Николо-Угрешской обители.

Икона-мощевик включает в себя 24 мощевика с изображениями Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких и многих других святых. В икону вложены также частицы Гроба Господня, Гроба Божией Матери и ризы святителя Николая.

Складень-мощевик содержит частицы мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и других святых Древней Церкви, а также святых, в земле Российской просиявших.

Николо-Угрешский монастырь основал святой князь Дмитрий Донской на месте явления ему иконы Николая Чудотворца и в благодарность Богу за последовавшую победу русского воинства на Куликовом поле в 1380 году.

"Он увидел образ святителя Николая и утром своему окружению сказал: "Сие угреша сердце мое". То есть, это видение согрело его сердце", - так патриарх объяснил название Николо-Угрешского монастыря на торжествах по случаю 625-летия Куликовской битвы.

По его словам, в течение всех этих лет, за исключением периода советской власти, когда обитель была осквернена, она являлась одним из крупнейших духовных центров России и "в ней возносились молитвы за наше Отечество и наш многострадальный народ".

Святитель Николай жил в III-IV веках и прославился как великий угодник божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Христиане верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, святой Николай считается покровителем всех странствующих.

Он родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне - территория Турции) в семье благочестивых родителей и стал священником, а затем и епископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия. Так, когда один ранее богатый человек задумал для спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. По его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

May 29th, 2014


Всего 44 фото

Так много перемен в последнее время в Мире. И хоть не все гладко вокруг нашей страны, я верю, что Россия восстанет из пепла как феникс, сгорающий, но рождающийся вновь, к новой жизни. Таким же примером может служить и Николо-Угрешский монастырь, в истории которого было достаточно событий, чтобы погибнуть, но он неуклонно возрождался и преображался, неся свет и чистоту, надежду и веру. Мы продолжаем, начатую , неспешную прогулку по этому историческому и святому месту, предаваясь размышлениям и впитывая Красоту, что разлита здесь повсюду.

На заглавном фото Вы видите комплекс храмов - Никольский и Спасо-Преображенский соборы. Чтобы создать торжественное ощущение от этих храмов, давайте направимся к ним от Святых Ворот в сторону возвышающейся над всей округой колокольней...

На первом плане так называемая Просфорная. А левее, рядом со Святыми Вратами когда то была трапезная, сейчас там располагается кафе для посетителей обители.
02.

Здесь очень красиво и спокойно. Весенние цветы стремятся к весеннему солнцу, распространяя кружащие голову запахи и ароматы.
03.

Итак, мы находимся еще перед одними вратами. Перед нами огромная колокольня с Храмом во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на ее втором ярусе.
04.

Колокольня была построена в 1761 году. Строение колокольни состоит из трёх ярусов. Построена эта высокая колокольня во времена правления Императрицы Елизаветы Петровны. Руководил проектом архитектор Иван Жеребцов. Высота колокольни составила тогда 74 метра. Храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи был устроен в 1840 году на втором ярусе колокольни на средства купца И.П. Пятницкого и его супруги. Храм просуществовал вплоть до закрытия монастыря в 1925 году. В 1850 году было достроено ещё 3 яруса и в результате колокольня взмыла ввысь на 93 метра. Общий вес колокольного ансамбля колокольни составлял три тысячи пудов (48 тонн).

В 1858-1859 гг. осуществлялась ее перестройка на средства П.М. Александрова. Храм прекратил свое существование с закрытием монастыря.
05.

В годы Великой Отечественной войны верхние яруса колокольни были снесены, чтобы не колокольня не служила ориентиром для налетов люфтваффе.

Реконструкция колокольни проводилась в 2002-2003 годах. В рамках этих работ в храме были произведены внутренние росписи, установлен иконостас, в котором были представлены иконы, ранее принадлежавшие Николо-Угрешскому монастырю и переданные обители из фондов Московского объединенного музея-заповедника. Малое освящение храма состоялось 11 сентября 2012 года.

Слева от колокольни - больничный корпус со Скорбящей церковью. О ней чуть позже.

06.

А справа от врат колокольни очень интересный древний храм - Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы. Церковь примыкает к северной стене Успенской церкви монастыря и построена трудами Пимена Угрешского в 1854 году на средства известного нам П.М. Александрова при старой трапезной. Очень интересен пристроенный слева от этой церкви литая металлическая галерея-придел со стеклянными окнами.
07.

Вот мы и зашли с северной стороны в самое сердце монастыря.
08.

Перед нами Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (1857-1860 гг.) смежный с больничным корпусом.
09.

Храм строился в 1857-1860 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского и М. Д. Быковского как больничный, потому что примыкал к монастырской больнице. Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатро-образной кровле.
10.

На рубеже XIX-XX вв. церковь была крыта белым железом, внутри, под высокими каменными сводами, находился трехъярусный темно-синий иконостас с золочеными карнизами, оканчивающийся вверху полукружием. Над царскими вратами располагался Деисус (трехчастная композиция с изображением Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и Богоматери) в серебряных золоченых окладах с венцами. Среди храмовых икон были древний образ Спаса Нерукотворного в серебряном золоченом окладе, древний образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в серебряной золоченой раме.

Храм был закрыт и разграблен в 1920-е гг. Восстановлен в 1999 году и освящен 16 ноября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
11.

Это братские корпуса XIX века.
12.

А это - Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Строилась церковь в 1869-1870 гг. на деньги благотворителя - московского купца Д.П. Рогаткина при богадельне, находившейся в Южном братском корпусе. Храм небольшой, с ажурным пятиглавым завершением в духе барочных церквей XVII-XVIII вв.

После революции в храме и прилегающих корпусах были устроены коммунальные квартиры. В 2006 году начались отделочные работы, а 20 июля 2009 году храм был освящен. На этом месте раньше находилась юго-восточная башня старой монастырской ограды.
13.


14.

Перед нами Никольская часовня. Закладка часовни святителя Николая произошла при настоятеле монастыря архимандрите Ниле, а завершено строительство было при настоятеле архимандрите Валентине в 1893 году. Автором проекта часовни является архитектор А.С. Каминский. В дореволюционные годы в часовне хранился фрагмент ствола сосны, на которой явился образ святителя Николая святому князю Димитрию Донскому в 1380 году.
15.


В 1920-е гг. часовня была разорена. Восстановлена в 1998 году и 22 мая 1998 года освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

16.

17.

18.

Если смотреть с внутреннего двора на колокольню на северо-восток, то слева к ней примыкает большой красновато-бордовый корпус с Успенской церковью, построенной в 1763 г. на месте упраздненных Государевых палат. С запада к ней примыкают настоятельские покои (ныне музей-ризница), с востока возвышается колокольня. Церковь Успения занимает верхнюю часть здания, на первом этаже находится церковь святых апостола Матфея и великомученицы Параскевы Пятницы.
19.

В 1852 г. к храму с севера был пристроен придел Марии Египетской; при этом был обновлен и сам Успенский храм. В 1991 году Успенская церковь стала первой восстановленной церковью монастыря. В интерьере частично сохранились лепнина и масляная роспись XIX века.
20.

Это самый древний храм Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке в годы правления первых государей из династии Романовых, регулярно приезжавших на богомолье в Дом Святителя Николая, обитель вступила в пору своего расцвета. Специально для приема царей и Всероссийских Патриархов к западу от колокольни построили двухэтажное каменное здание - Государевы, Патриаршие и Игуменские палаты. Сюда же был перемещен и древний Успенский храм с его убранством, первоначальное местонахождение которого неизвестно. Крест старого храма использовали в новом - его установили на стилизованную фонарную главку нового.
21.

Средняя часть храма была надстроена, в результате которого появился четверик, значительно возвышающийся над крышей здания. В 1850 году храм был значительно расширен за счет устройства в трапезной нового придела Марии Египетской. Сейчас здесь находятся частицы мощей Николая угодники и Пантелеймона целителя.
22.

А это - башня-беседка, пристроенная к церкви Успения Богородицы. Беседка, переделана из крепостной башни XVII в.
23.

А теперь - самое интересное...

Это вид с Голгофы на два монастырских храма - Никольский и Спасо-Преображенский соборы.
24.

Перед ними мы видим стилизованную звонницу. По сути - это банальная трансформаторный пункт, но "обыграно" это сооружение в архитектурном смысле, с явным вкусом.
25.

Никольский собор. Это небольшой (по сравнению с находящимся рядом Спасо-Преображенский собором) одноглавый трехапсидный храм со шлемовидной главой, щелевидными окнами и позакомарным покрытием. Входы оформлены перспективными порталами.
26.

Выстроенная по обету великого князя Дмитрия Донского, Никольская церковь, скорее всего, была деревянной, но к XV веку она уже была каменной, судя по найденным археологами архитектурным деталям.

В 1614 году, когда закончилось Смутное время, Никольский собор был перестроен. Вокруг него появились гульбища - обходные галереи, - сохранившиеся до середины XIX века. К 40-м годам XIX века собор крайне обветшал. Была проведена его реконструкция. В ней участвовал и будущий святой Пимен Угрешский, это была его первая работа по воссозданию архитектурных святынь монастыря. Облик храма тогда сильно изменился. Впоследствии в советское время он был почти полностью разрушен.

27.


В апреле 2000 года, когда прокладывалась пешеходной дорожки с северной стороны Преображенского собора, был обнаружен сохранившийся в хорошем состоянии фундамент прежнего Никольского храма. Так было точно определено место расположения древней церкви. Эта находка побудила насельников монастыря и его попечительский совет задуматься о воссоздании главной святыни обители.

К работам по восстановлению Никольского собора приступили в 2004 году. Священно архимандрит обители Святейший Патриарх Алексий выразил желание, чтобы храм был воссоздан в чертах архитектуры времени Куликовской битвы и стал памятником великого подвига русского народа. Что и было воплощено в новом сегодняшнем облике храма.

28.

Возведение стен собора завершилось в конце лета 2005 года. 26 августа храм увенчала позолоченная маковица с крестом. В течение 2006 года снаружи и внутри храма шли отделочные работы. Одновременно воссоздавался интерьер собора. 31 марта 2007 года храм был открыт.

Храм восстановлен очень бережно, это чувствуется. И, вот опять, - нет никаких неестественных ощущений, что это новодел. Просто, здОрово!

29.

Ну, а теперь, наступила очередь Спасо-Преображенского собора.

Cпасо-Преображенский собор был заложен в 1880 г. - в год 500-летия монастыря. Храм в русско-византийском стиле был в основном завершен к 1889 г., но внутренняя отделка продолжалась до 1894 г. Архитектор храма А.С. Каминский. Расписывал собор М.Н. Сафонов по рисункам А.С. Каминского.

Крестово-купольный четырех столпный пятиглавый храм на подклете имеет внушительные размеры. Высота центрального купола собора 68 м, вместимость - до 7000 человек. В годы, последовавшие за закрытием собора в 1925 г., ему был нанесен значительный ущерб: снесены главы, пробиты новые окна, построены межэтажные перекрытия. Работы по восстановлению собора проходили с 1991 по 2000 г. Освящение состоялось в мае 2000 г.

Внутри установлен новый резной иконостас с иконами, написанными палехскими мастерами.

Храм был построен на месте древнейшего старого Николаевского собора, он воспроизводил в увеличенном масштабе старый Николаевский храм, только теперь у него стало пять глав вместо одной.


В 1990 году, когда началось возрождение монастыря силами Патриархии, города Дзержинского, многочисленных благотворителей и, первым делом, взялись за Спасо-Преображенский собор. В 2000 году состоялось его освящение. Но работы в соборе продолжались достаточно долго и, к 2008 были закончены. Как сказал будущий патриарх Кирилл, посетивший в то время монастырь, - «Я поражен всем тем, что увидел в Угрешской обители. Из руин, из праха восстала не просто красота - святыня».

Давайте вместе зайдем в этот возрожденный собор - символ свободы, независимости и воинской доблести нашей Родины.


В начале 2000 года работники «Вятских кустарных мастерских» смонтировали пятиярусный резной иконостас высотой 24 м и длиной 25 м. Стены алтаря, основания колонн и пола были облицованы мрамором. Из Греции доставили шесть великолепных паникадил.

В город Дзержинск Московской области приезжают разными путями, но чаще всего с одной целью - посетить древний Николо-Угрешский монастырь. Обитель основана в сентябре 1380 года князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве.

Из истории

В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак - сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.

Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.

Описание

Николо-Угрешский монастырь - православный мужской ставропигиальный монастырь (ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху). Архитектурный комплекс, в основном, был создан во второй половине XIX века. Обитель насчитывает более 20-ти строений, в том числе девять храмов, колокольню и две часовни.

Колокольня

Колокольня, нареченная угрешской свечой, - одна из самых древних построек, сохранившихся до наших дней. Она была возведена во времена Елизаветы Петровны, в 1761 году. На втором ее ярусе в 1840 году был устроен храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. До наших дней сохранилось только подножие постройки того времени. Во время Великой Отечественной войны колокола с колокольни были сняты, а верхние ярусы снесены, чтобы Угрешскую свечу не могли видеть с воздуха немецкие летчики. Колокольня заново выстроена в XX веке.

Часовня Явления образа Николая Чудотворца

В память о явлении иконы святого Николая Чудотворца в XIX веке была построена часовня, которая ознаменовала место чудесного события. В часовне долгое время хранился сруб того дерева, над которым был явлен образ святителя. К сожалению, в советское время эта реликвия была утрачена. Сегодня все паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

Государевы и Патриаршие палаты

Государевы и Патриаршие палаты являются самым древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке для приезжавших на праздничную службу царей и патриархов, рядом с колокольней были сооружены Царские и Патриаршие палаты.

Успенская церковь

В XVIII веке, когда столица была перенесена в Петербург и приезды высоких гостей прекратились, на месте упраздненных Царских палат была возведена (вместо совсем ветхой) Успенская церковь. В храме, основанном в 1763 году, находится одна из главных святынь обители. Это икона Божьей матери Тихвинская, написанная в XIX веке и подаренная Святейшим Патриархом всея Руси Алексеем II (это была келейная икона Патриарха, является списком с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке).

В храме имеется комната, где находятся мощи святых, привезенных из разных уголков мира. В ковчегах хранятся частицы мощей крестителя Господня Иоана и мученицы Варвары, Киево-Печорских святых и многих других.

Не у всех верующих есть возможность побывать в святых местах. Приехав в Николо-Угрешский монастырь, паломники могут приложиться к святыням, привезенным из различных уголков мира, и как бы молитвенно побывать в святых местах, откуда эти святыни были доставлены.

В XIX веке к храму был пристроен придел в честь Марии Египетской. Изображение на его западной стене представляет сцены из жития Преподобной. Некоторые росписи сохранились до наших дней. Это удивительно, поскольку в советское время в приделе располагалось отделение милиции и стены комнаты были закрашены масляной краской. Во время реставрации храма в постсоветский период художникам удалось обнаружить почти неповрежденные изображения.

Наступившая пора секуляризации XVIII века (секуляризации - изъятие церковного имущества) , привела обитель к оскудению. Также ее положение осложнилось во время эпидемии чумы 1770 года, поскольку сюда свозили больных чумой.

Во время Отечественной войны 1812 года в Николо-Угрешском монастыре разместился конный полк Наполеона. К счастью, ризница была своевременно вывезена в Вологду и многие ценности удалось спасти. После освобождения Москвы ризницу вернули и обитель восстановили так, как могли в то время.

Истинный расцвет монастыря происходит при игумене Мясникове, позже ставшем преподобным Пименом Угрешским. При нем расширяется территория обители, возводятся церкви, перестраивается Никольский собор, строится больница, выполняется ремонт жилых помещений. Николо-Угрешский монастырь становится общежитейским, то есть для братии общими становятся служба, трапеза и правила. При игумене Пимене количество братии возросло от 10 человек до 150, увеличилось и число паломников.

Палестинская стена

С северной стороны обители в 1866 году при игумене Пимене строится Палестинская стена. Ее очертания напоминают храмы и строения града Иерусалимского. Преподобный Пимен хотел, чтобы у паломников, издалека заприметивших стены монастыря, возникало ощущение, что они вот-вот окажутся на святой земле.

Палестинская или Иеруслимская стена является частью монастырской ограды. Это визитная карточка и загадка монастыря, образ небесного царствования и образ гордого Иерусалима.

Монастырский скит

С расширением территории обители в пределах монастыря был основан скит во имя святых апостолов Петра и Павла, устав в котором был очень строгим. Так, женщины могли ступать на эту территорию только несколько раз в году, в дни больших праздников. В наши дни скит действует, а церковь во имя Петра и Павла - единственный деревянный храм обители.

Спасо-Преображенский собор

В 1880 году, в год 500-летия обители, было положено начало грандиозного Спасо-Преображенского собора. Его строительство продолжалось 14 лет и в 1894 году он распахнул свои двери для прихожан. По некоторым данным, это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам он уступает только храму Христа Спасителя . Собор вмещает 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.

Здесь хранятся главные святыни обители - частичка мощей Николая Чудотворца и мощи преподобного Пимена Угрешского, а также икона - «Собор всех святых Угреша», написанная в честь всех святых, жизнь которых так или иначе связана с монастырем.

Настоятель обители и главный её вдохновитель игумен Пимен так и не увидел Спасо-Преображенский собор - он умер в год его закладки. Прах его покоился в часовне, а сейчас на этом месте сооружен храм в его честь.

Загадка Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание на алтарную часть двух храмов - Спасо-Преображенского собора, построенного к 500-летию Куликовской битвы, и воссозданного Никольского храма. Мы знаем, что все православные храмы должны быть ориентированы на восток алтарем. Действительно, алтарные выступы этих строений выходят на восток, но восток у них немного разный. По-видимому, это объясняется тем, что в XIX веке направление определялось по компасу, а при строительстве предшественника современного Никольского храма направление определялось «на глазок», по солнышку.

Адрес

Московская область, г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала .

Официальный сайт Николо-Угрешского монастыря

В 1925 году Николо-Угрешский монастырь закрыли, кладбище было осквернено, а собор обезглавили. В нем разместился Центр досуга и отдыха, а обитель преобразовали в трудовую коммуну имени Дзержинского.

В настоящее время от запустения советских времен в обители не осталось и следа. Николо-Угрешский монастырь располагает большой и ухоженной территорией, здесь есть пруд, где плавают черные и белые лебеди, имеются плодоносный сад и даже небольшой зоопарк. Открыт музей, посвященный последнему императору России Николаю II. Но главное - это обитель, которую молитвами и духовными подвигами создавали ныне известные святители.



Похожие статьи