Пасха иконы. В православной иконографии НЕТ иконы Воскресения Христова

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных.

Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет.

По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним.

В чине Литургии Иоанна Златоуста есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся церковное искусство налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов

. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы.

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события.

Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками". Уникальный факт Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически

. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован.

А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических источниках информации. А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви. Икона “Воскресение Христово”. Значение Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях.

Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия.

После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.


Сербская фреска.

В мужской обители Милешева (Сербия) находится древний храм Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Ветхого Завета. Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.


Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают Иоанна Крестителя, царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”.

Описание Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно,

Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник.

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве.

Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы.

Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” - это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями.

Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней. Икона на аналое В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.


Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения.

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру.

В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

Воскресение Христа имеет ключевое значение в христианской вере, дарующее верующим надежду на спасение и вечную жизнь. Без веры в святое воскресенье христианство теряет всякий смысл. Когда я разговариваю с атеистами о своей вере, они не могут признать факт воскрешения тела. Однако верить нужно сердцем, а не разумом. Вера дается нам как благодать божья, как чудо. В статье я расскажу вам о значении этого важного события в жизни каждого человека, о празднике Пасхе и молитве для этого торжественного случая.

Воскресение Спасителя принесло благую весть о спасении человечества. Иисус после смерти спустился в ад, одолел дьявола и воскрес. Он воскрес силой Духа Святого, и это стало неопровержимым доказательством его божественной природы. Весть о чудесном воскресении облетела много городов, неоднократно Спаситель являлся своим ученикам и верным последователям. Один из маловеров по имени Фома усомнился в действительности воскресения, но изменил свое мнение, когда вложил собственные пальцы в раны Спасителя.


Толкование молитвы

С того времени христиане отмечают светлый праздник Пасхи, во время которого вспоминают это важное для каждого человека событие. В конце всенощной пасхальной службы поется особенная молитва «Воскресение Христово видевше». Текст этой молитвы не сложный, ее может выучить любой человек. Также эта молитва поется на праздник Крестовоздвижения, Рождество, Лазареву субботу.

Целью жертвы Христовой является искупление человечества от духовной смерти и обретение царства божия.

Многие христиане считают главным праздником Рождество, но на самом деле важное значение имеет именно Пасха — светлое воскресение Христово. С праздника Пасхи начинается новый богослужебный цикл в церкви. Иисус подарил всем мощное орудие против дьявола — святой крест. Теперь каждый верующий человек имеет власть над дьяволом и собственным грехом, в этом помогает крест Господень.

Воскресение Христово видевши — текст молитвы:

1. Воскресение Христово видевши

Почему в молитве упоминается, что кто-то видел воскресение Христа? Ни один человек не присутствовал при этом событии. Отцы церкви учат, что имеется в виду личное воскресение каждого христианина: он возродился к духовной жизни с обрядом крещения. Мы воскресли в новом духовном теле, свободном от соблазна и греха. У новокрещенных начинается новая жизнь во Христе, а старая жизнь погребена и забыта. Когда мы выходим из крещенской купели, в мире нарождается новая душа и новое тело.

2. Единому безгрешному

Иисус был единственным человеком на земле, обладающим божественной природой. Все остальные люди рождены во грехе, грешниками и остаются. Спасение дано нам как дар божий, неизреченная милость. Христос стал добровольной жертвой за наши грехи, чтобы мы обрели спасение. Каждый христианин должен помнить, какой ценой он был выкуплен из лап смерти — святой кровью Спасителя.

3. Кресту твоему поклоняется, Христе

Смерть на кресте считалась в те времена самой позорной и ужасной. Распятый человек не умирал сразу, а мучился какое-то время. Христос превратил орудие позора и пытки в символ победы над дьяволом. Он освятил крест своими страданиями и кровью. Поэтому христиане поклоняются Кресту как символу победы над грехом и наказанием.

Символ креста возник не случайно, и осеняем себя крестом мы не случайно. Когда первых христиан подвергали страшным пыткам и отрезали им языки, чтобы не проповедовали спасение, они перед казнью осеняли себя крестом. Это показывало людям, что мученики принимают смерть ради Христа. Благодаря крестному знамению и бесстрашию мучеников перед смертью, множество язычников приняло христианскую веру.

4. Ты бо если бог наш, разве Тебе иного не знаем

Здесь Иисус провозглашается богом, единородным Сыном. Эти слова обозначают, что христианин осознал милость божьего дара во спасение. Мы ничем не можем отплатить за бесценный дар, только своей искренней верой.

5. Имя Твое именуем

В Ветхом завете запрещалось произносить святое имя бога, и только единожды в год первосвященник имел право его назвать. Но с учением Христа теперь каждый может произносить имя бога, не опасаясь наказания. Только говорить его нужно с поклонением в сердце, а не по каждому пустяку.

6. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению

В христианской вере очень важно быть единомысленными последователями Христа и единой душой славить его воскресение. Это заповедал нам Спаситель, когда сказал: «Там где двое или трое соберутся во имя мое, и я средь них.»

Икона Воскресение

На иконе запечатлено воскресение Иисуса, он держит за руки первого человека — Адама. Благодаря своей крестной смерти Христос смог спасти всех людей, пребывавших в юдоли скорби. Ноги Спасителя стоят на сломанных адских вратах, что очень символично выражает его победу над дьяволом.

На других иконах можно увидеть, как Спаситель выходит из гробницы, а в его ногах находятся ангелы. Нередко иконописцы изображают и поверженных в ужас стражников и благочестивых мироносиц, чтобы показать полную картину происходящего.

Почитаемой является и икона, на которой Магдалина встречает воскресшего Спасителя. Иконописцы подчеркнули характерный жест Христа, запрещающего прикасаться к себе.

О чем молиться этой иконе? Верующий должен помнить, что его целью является подражание Христу во всем. Когда мы смотрим на икону Воскресения, должны понимать, что нужно изменяться и ежедневно уподобляться Спасителю. Он оставил единственную заповедь человечеству: «Да любите друг друга». Это всё, что необходимо делать каждому христианину ежедневно.

Молитва перед иконой:

  • очищает разум от дурных помыслов;
  • укрепляет в вере;
  • дарует душевный покой;
  • помогает обрести смыл жизни.

Молитва наполняет наши сердца радостью спасения, укрепляет дух и успокаивает сердце. Прославление бога должно стать смыслом нашей земной жизни, ведь после смерти мы попадаем в его обитель — царство божие.

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается само Воскресение — выход Христа из гроба. На них изображается «сошествие Христа во ад», или, точнее, исшествие Христа из ада. Христос — иногда с крестом в руке — представлен выводящим из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Хотя в последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, именно описанный иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения.

Сошествие Христа во ад — одно из наиболее таинственных, загадочных и труднообъяснимых событий новозаветной истории . В современном христианском мире это событие понимается по-разному. Либеральное западное богословие вообще отрицает возможность говорить в буквальном смысле о сошествии Христа во ад, утверждая, что тексты Священного Писания, посвященные этой теме, следует понимать в переносном смысле. Традиционная католическая догматика настаивает на том, что Христос после Своей смерти на кресте сходил во ад исключительно для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников. Подобное же понимание достаточно широко распространено среди православных христиан.

С другой стороны, уже в Новом Завете говорится о том, что проповедь Христа в аду была адресована нераскаянным грешникам, а в богослужебных текстах Православной Церкви неоднократно подчеркивается, что, сойдя во ад, Христос открыл путь ко спасению для всех людей, а не только для ветхозаветных праведников. Сошествие Христа во ад воспринимается как событие космического значения, имеющее отношение ко всем без исключения людям. Говорится, кроме того, о победе Христа над смертью, о полном опустошении ада, о том, что после сошествия Христа во ад там не осталось никого, кроме диавола и демонов.

Как примирить эти две точки зрения? Какова была изначальная вера Церкви? Что говорят нам восточно-христианские источники на тему сошествия во ад? Прежде всего скажем о том, что догмат о сошествии Христа во ад приоткрывает завесу над тайной, которой окутаны взаимоотношения между Богом и диаволом. История этих взаимоотношений восходит ко времени сотворения мира. По общецерковному учению, диавол был сотворен как существо благое и совершенное, но отпал от Бога вследствие гордости. Драма личных взаимоотношений между Богом и диаволом этим не окончилась. С момента своего отпадения диавол начал всеми силами сопротивляться божественной благости и любви, делать все от него зависящее, чтобы воспрепятствовать спасению людей и тварного бытия. Однако диавол не всесилен: его возможности ограничены Богом, и он может действовать только в тех рамках, в которых это попускается Богом. Последнее подтверждается начальными строками книги Иова, где диавол предстает как существо, во-первых, находящееся в личных взаимоотношениях с Богом, во-вторых, всецело подвластное Богу.

Сотворив людей и поставив их в ситуацию, когда для них стал возможен выбор между добром и злом, Бог взял на Себя ответственность за их дальнейшую судьбу. Бог не оставил человека один на один с диаволом, но Сам вступился в борьбу за духовное выживание человечества. Для этого Он посылал к людям пророков и учителей, а затем Сам стал человеком, претерпел крестные страдания и смерть, сошел во ад и воскрес, дабы разделить с человеком его судьбу. Сойдя во ад, Христос не уничтожил диавола как персональное живое существо, но «упразднил державу диавола», то есть лишил диавола власти и силы, украденной им у Бога. Ибо диавол, воспротивившись Богу, ставил перед собой задачу создать свое автономное царство, в котором он один был бы хозяином, отвоевать у Бога некое пространство, где присутствие Божие вообще никак не ощущалось бы: именно таким местом был шеол (Царство теней) в ветхозаветном представлении. После Христа шеол становится местом божественного присутствия.

Впрочем, это присутствие, которое воспринимается находящимися в раю как источник радости и блаженства, для находящихся в аду является источником мучений. Ад после Христа — уже не место, где диавол властвует, а люди страдают; ад — это прежде всего темница для самого диавола, а также для тех, кто добровольно остается с ним, чтобы разделить его судьбу. Жало смерти упразднено Христом, и стены ада разрушены. Но «смерть и без жала для нас еще сильна… Ад и с разрушенными стенами и с упраздненными вратами еще продолжает наполняться теми, кои, оставив тесный царский путь креста, ведущий в рай, идут всю свою жизнь путем широким…»

Христос сошел во ад не как очередная жертва диавола, но как Победитель: Он сошел, чтобы «связать сильного» и «расхитить сосуды его». По святоотеческому учению, диавол не узнал во Христе воплотившегося Бога: он принял Его за простого человека и под «приманкой» плоти проглотил «крючок» Божества (Григорий Нисский). Однако присутствие Христа в аду стало тем ядом, который начал постепенно разрушать ад изнутри (Афраат). Окончательное разрушение ада и окончательная победа над диаволом произойдут при Втором Пришествии Христа, когда «последний враг истребится — смерть», когда все будет покорено Христу и Бог станет «все во всем».

Образ Воскресения Христова: «Сошествие во ад»

Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».

Христос на этой иконе как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву. Он только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются (как после стремительного спуска). Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами — точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней — в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами.

Вся сложность иконографии Воскресения связана с необходимостью показать, что Христос — не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, — зачем Бог пришел на землю и принял смерть: предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — такова золотая формула православного понимания человека.

«Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2,11).

«Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его <в крещении>, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6).

Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Ведь мы сделали все, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И — вопреки нам, но ради нас — Он все-таки воскрес.

Поэтому иконописец, задача которого — передать пасхальный опыт Церкви — не может просто представить саму сценку исхождения Спасителя из гроба. Иконописцу необходимо связать Воскресение Христа со спасением людей. Поэтому пасхальная тематика и находит свое выражение именно в изображении сошествия во ад.

Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4,8-9; Деян.2,31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников.

Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, — это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него.

До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла подвижка, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» — безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10,21-22). Это скорее состояние тяжкого и бесцельного сна (Иов. 14,12), чем место каких-то конкретных мучений. Это «царство теней», эта мнимость в своем мареве скрывали людей от Бога. Древнейшие ветхозаветные книги не знают идеи посмертной награды, не ожидают рая.

В связи с этим в атеистической литературе встречается утверждение, что здесь пролегает непроходимая пропасть между Ветхим и Новым Заветом: новозаветная ориентация на бессмертие души не находит подтверждения в Ветхом Завете и противоречит ему. Тем самым в очень существенном пункте единство Библии ставится под сомнение. Да, Экклезиаст без всякой надежды вглядывается в пределы человеческой жизни. Псалмопевец Давид с плачем размышляет о скоромимоходящести человеческой жизни: «Человек яко трава, дни его яко цвет сельный, так оцвете, яко дух пройдет в нем и не будет »… И Иов вопрошает, очевидно, не ожидая ответа: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? » (Иов.14.14).

И вот пришло время, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9,2).
В этом апокрифическом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад» рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада. Надо отметить, что Ад в библейских рассказах — это и бездна, затворенная воротами, и некое страшное одушевлённое существо, брат диавола: «отвещав же ад глаголя», «рече ад ко диаволу» .
Силы небесные, стоя перед вратами Ада, многократно обращаются к нему говоря: «…возьмите врата вечная и внидет Царь Славы» , а на вопрос Ада кто является этим царём отвечают: «Господь крепок и силен, Господь силен в брани» . Приход Христа производит панику, и ад в страхе говорит дьяволу, называемому «треглавниче и вельзауле преокаянне», что ему пора выйти и бороться с Христом и его войском. Но дьявол в страхе отвечает: «помилуй мя аде, брате мой, не отверзай ему врат… подвигнися мене ради, аще и поруган будеши». Но врата не выдерживают и «падоша сами» повергают ад в плач. Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Ад обманулся: он думал принять свою законную дань — человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы — наступит момент небывалого торжества зла: Мессия, посланный Богом и столько веков ожидаемый человечеством, не только не основал Своего царства, но и был отвергнут народом, предан на самую позорную и мучительную казнь. Но лукавый вновь был побежден и посрамлен: Христос входит в ад не только как человек, но и как Бог; не как раб смерти и тьмы, но как Господь жизни и света. И смертная темница разрушилась от полноты божественного бытия, мрак рассеялся от нетленного света.

Церковные песнопения, стихиры Великой Субботы так описывают это вселенское события. Интересно, что речь в них ведется от лица поверженного ада: «Ад, ныне стеная, вопиет: разрушилась моя власть, принял Мертвого как одного из умерших, и не могу удержать Его нисколько, но лишаюсь вместе с Ним тех, над кем царствовал; я владел мертвецами от века, но Сей их всех воздвигает... лишился я тех, над кем царствовал; кого сумел поглотить, - изблевал; опустошил гробницы Распятый, изнемогает владычество смерти».

В аде Христа встретили ликующие «святии пророцы и праведницы» и пророк Давид, играющий на гуслях и воспевающий победу Бога над адом. Все они были выведены Христом из ада.

Поговорим конкретнее об образах, которые, как правило присутствуют на иконах, отображающих сошедствие во ад. На первом плане иконы мы видим Адама и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.

По другую сторону от Христа — Ева. Ее руки протянуты к Избавителю. Но — значимая деталь — они скрыты под одеждой. Ее руки некогда совершили грех. Ими она сорвала плод с древа познания добра и зла. И Ева не дерзает самочинно коснуться Христа. Но моля, ждет, когда Он обратится к ней.

То, что в момент, изображенный на иконе, Ева вся, с головы до ног, покрыта одеждой, — это еще и знак ее покаяния, понимание всецелой своей отделенности от Бога (одежда дана людям после грехопадения: свет стал обличать обнаженность людей от добрых дел — и от него потребовалась защита, так появилась потребность в материальной одежде — «узнали они, что наги » (Быт.3,7)). Но именно поэтому — и спасена Ева. Спасена, — ибо покаялась.

Канон образа Воскресения - «Анастасис»

«Анастасис» — икона перехода, перехода из ада в рай, из рабства греху — к благодати, что выражено и композиционно, и образно. Этот переход символизируется и ярким контрастом черной бездны внизу и золотого сияния вверху. Христос находится над гранью между тьмой и светом, над сломанными вратами ада, и ведет вслед за Собой ветхозаветных праведников, как Моисей сквозь Черемное море. Крест в Его руках в контексте этого образа становится новым посохом Моисея, с помощью которого пророк разделил море и извел воду в пустыне, а Христос победил смерть и освободил человечество. Собственно образ Моисея появляется лишь на поздних, начиная с XV в., иконах, причем он изображается не в ряду пророков за Адамом и Евой, а внизу, в бездне под ногами Христа, выводящим еще одну группу праведников из ада.«разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ио., 2: 19). Оба изображаются в своем царском достоинстве, в коронах и царских одеждах — рядом с «Царем славы» (Пс. 23: 10) они выступают теми двумя свидетелями, которые в Библии считаются необходимыми для подтверждения истинности события.

Исторически более поздними являются композиции «Анастасис», на которых изображается Иоанн Предтеча — первый новозаветный пророк, благовествовавший о Христе даже в аду. За Евой может быть помещен Авель — первый человек, чье поклонение Всевышнему описано в Библии (Быт. 4: 2-12), он же — первый умерший и первый убитый, причем убитый во время жертвоприношения Богу. Оба образа — Иоанна Предтечи и Авеля — связаны с деятельным служением Господу и с жертвенностью такого служения.

Неизменным остается жест Христа: на всех древних изображениях, независимо от того, к какому композиционному типу они относятся, Христос держит Адама за руку.

Догмат о сошествии Христа во ад имеет важное значение для понимания действий Бога в человеческой истории, отраженных на страницах Ветхого Завета. Библейское повествование о всемирном потопе, результатом которого была гибель всего человечества, является камнем преткновения для многих, кто хотел бы уверовать в милосердного Бога, но не может смириться с Богом, «раскаивающимся» в собственных действиях. Однако учение о сошествии во ад, изложенное в 1 Пет. 3:18-21, вносит совершенно новую перспективу в наше понимание тайны спасения. Оказывается, выносимый Богом смертный приговор, прерывающий жизнь человека, не означает того, что человек лишается надежды на спасение: не обратившись к Богу в жизни земной, люди могли обратиться к нему за гробом, услышав проповедь Христа в темнице ада. Предав созданных Им людей смерти, Бог не погубил их, но лишь перевел в иное состояние, находясь в котором, они имели возможность услышать проповедь Христа, уверовать и последовать за Ним.

Впрочем, смысл Пасхи не удастся передать лучше, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст:
«Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и мертвый ни един во гробе!».

Икона “Сошествие во ад” с первохристианских времен сохраняет основное значение как изображение праздника Воскресения Христова, и в русских иконостасах она помещается в праздничном ряду.

«На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели… К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, — ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею» (И. Бунин. Жизнь Арсеньева)

По материалам ru-news.ru, azbyka.ru

Большинство людей главным христианским праздником считает Рождество, но на самом деле это Пасха. О сути великого дня символически повествуется на иконе «Воскресение Христово». Главная доктрина христиан изображается в виде фресок и росписей с давних времен. Православная иконопись, после столетий развития, переняла основные моменты у византийской школы. Есть еще и западные версии изображений главного события человеческой истории, но все они повествуют об одном.


Почему в православии мало икон Воскресения?

Может показаться странным что в период самого светлого Праздника в центр храма выносятся непонятные по композиции, внешне непохожие друг на друга иконы. Здесь требуется очень глубокое понимание темы Воскресения. На самом деле православные иконы улавливают и передают самую суть.

Дать краткое описание иконы «Воскресение Христово» не получится. Хотя бы потому, что на сегодня существует 2 традиционных типа таких изображений.

  • Сошествие во ад.
  • Воскресение с праздниками.

В обоих случаях композиция образа достаточно сложная. Как ни парадоксально, в ней много персонажей. Хотя воскрес лишь один Богочеловек, это задело каждого из тех, кто знал Его тогда и всех, кто живет на земле. Недаром даже наше летоисчисление начинается с Рождества Христова. А как называется последний день недели? Действительно, напоминания о том воскресном дне сопровождают людей всю жизнь.

В первые века христианства иконография испытывала некоторые сложности: ведь в Евангелиях описания самого момента воскресения не содержится. Но символические изображения встречаются с древних времен - сначала художники рисовали на росписях Иону в брюхе огромного кита.

Старинные иконы Воскресения Христова изображали евангельские события по-разному. Например, возле гробницы стоят 2 воина, один из которых спит. Либо ангел являлся женщинам, или уже воскресший Христос предстает перед Марией Магдалиной. Однако подобные сюжеты не отражали полноту богословского смысла Пасхи. Поэтому появляется тип «Сошествие во ад», который сегодня часто встречается на иконах «Воскресения Христова». Основные моменты композиции:

  • Христос держит за руки первых людей (они символизируют всех, кто пребывал в аду до этого момента) - Адам и Ева готовятся покинуть юдоль скорби.
  • Сын Божий в поисках человека опускается в самую нижнюю точку мироздания, откуда возможен только один путь - наверх, в Небо.
  • Под ногами Спасителя - сломленные адские врата.

На Христе - одежды белого (иногда - красного) цвета, это Господский цвет и в Церкви. Белое облачение положено на все праздники, связанные с Христом - кроме Пасхи. Адам и Ева протягивают к Нему руки, как к самому долгожданному гостю. Сбоку изображаются обычно ветхозаветные праведники. Иногда внизу рисуют поверженных демонов. На заднем плане видны горы, также чернеется адская пропасть.

Первые изображения этого типа встречаются с 10 в. - например, на Афоне. Считается, что основой сюжета стало апокрифическое «Евангелие от Никодима». Его текст был известен на Руси в переводе свт. Макария. Однако многочисленные отсылки к сошествию в ад имеются в пророческих книгах, в Псалтири, у апостола Павла.


Иные пасхальные сюжеты

Существует другой вид иконы Воскресения Христова: Спаситель изображен вышедшим из гроба. За спиной у него виден отверстый вход в пещеру (евреи там погребали умерших). У ног Христа сидят два ангела, почтительно склонившие головы, руки - в молитвенных жестах. Иногда в композицию включаются поверженные ужасом стражники, в стороне изображаются мироносицы, которых осеняет ночная тень. Правая рука Христа указывает на небо, в левой он держит хоругвь.

Хотя данный сюжет пленяет своей очевидностью, простотой для понимания, внимательный зритель найдет здесь некоторые противоречия.

  • Вряд ли римские солдаты могли спать - служба в армии была привилегией, а не всеобщей повинностью; суровая дисциплина карала смертью подобное поведение во время выполнения долга.
  • Ангелы находились внутри гроба.
  • Чтобы выйти из пещеры, Христу не пришлось отваливать камень, поскольку его небесная природа уже проявилась полностью.

Несмотря на эти недочеты, образ имеет хождение среди верующих. В целом он вполне адекватно отражает чувство радости, которое испытывает человек, слыша пасхальное приветствие.

Прекрасно соотносится с евангельскими повествованиями сюжет встречи воскресшего Христа с Марией Магдалиной. Основным моментом здесь является запрет Христа прикасаться к себе, на что указывает его отстраненная поза и рука, воздетая в предупреждающем жесте. Эта сцена отражена и в религиозной живописи.

Более соответствует восточной традиции икона Воскресения Христова с праздниками. В центре изображается либо упрощенная композиция в западном стиле (Спаситель в окружении ангелов), либо сложный сюжет, повествующий о сошествии во ад, вознесении. Иногда это сюжет из Апокалипсиса, который как бы завершает мировую историю. Вокруг центральной композиции располагаются клейма (более маленькие по размеру иконы).

Содержание каждого клейма является самостоятельной иконой, количество бывает разным, часто их 12 - по числу главных церковных праздников. Но изображения на клеймах необязательно соответствуют двунадесятым праздникам. Тут может быть предательство Иуды, уверение Фомы, тайная вечеря, явление Христа ученикам и т.д. Выбрать подобную икону можно исходя их личных предпочтений.


Смысл праздника - смысл всей христианской жизни

Каждая икона отображает суть определенного праздника, либо напоминает о подвиге некоего святого. Значение иконы Воскресения Христова - показать не только сам факт того, что Христос победил смерть. Для каждого настоящего верующего он не подлежит сомнению. Нет, образ вовсе не пытается убедить тех, кто скептически настроен. Здесь событие уже состоялось. Воскресший сын плотника представлен не только как искупитель первородного греха, но и Тот, Кто Сам воскрешает.

Надо ли говорить о том, что Пасха - центральное событие не только христианства, но и каждой конкретной человеческой судьбы? Смог бы спокойно жить человек, зная, что лучший друг умер за него? А ведь здесь речь не просто о человеке - о Боге, который спустился с небес, чтобы дать вечную жизнь всем без исключения.

Почему не изображался сам момент Воскресения? Святые отцы считали таинство это столь великим, что изображение могло лишь умалить его. Иконопись должна была не только показать восставшего Христа, но и связать это событие со спасением рода человеческого, в чем заключается главная задача этого вида искусства.

Святые находились в аду, поскольку путь на небо был закрыт. Грех разорвал связь Бога и его творения, для этого и приходил Христос - восстановить утраченную гармонию Небесного Отца и Его блудных детей.

Известные храмы во имя Воскресения Христова

Домашняя молитва является важной частью духовной жизни, но человек нуждается в живом общении с теми, кто имеет такое же упование, что и он сам. Посещение храма дает возможность участвовать в общей церковной молитве, приобщиться к святыням, имеющим культурную и духовную ценность.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках знаменит редкой коллекцией икон, которые передавались сюда из других общин во времена гонений. Самой известной является Иверская - чудотворная копия афонского образа. Богатый оклад изготовлен на пожертвования благодарных прихожан, получивших ответ на свои молитвы. В небольшом ковчеге, расположенном на иконе, содержится часть покрывала с Гроба Господня.

Церковь была построена в начале 19 в. Возведение сопровождалось интересной историей. Один купец хотел пожертвовать средства на храм. Во сне он увидел апостолов Павла и Петра, которые указали ему, куда отнести деньги. На следующий день мужчина явился к настоятелю Воскресенского храма. Ему как раз были необходимы средства для расчета с рабочими.

  • Особой красотой отличаются дубовые киоты, выполненные в византийском стиле.
  • Необычна ориентация алтаря храма - она направлена на юг, ко Гробу Господню.
  • Во время строительства храма ощущалась постоянная нехватка средств. Однажды настоятель приютил пожилого странника, который наутро оставил в келье значительную сумму. С тех пор свт. Николай - один из самых почитаемых храмовых святых.

Главной святыней всего христианского мира является Храм Гроба Господня. Возведен он над теми местами, где совершались все важнейшие события Страстной Недели. Это был самый первый христианский храм в истории, построенный императором Константином. До того, как он принял новую веру, последователи Христа повсеместно подвергались гонениям, пыткам и смерти. В некоторых странах такое происходит по сей день.

Как молиться у иконы Воскресения

Центральное событие служения Христа достойно особого молитвенного почитания со стороны верующих. Каждый, кто хоть раз был на службе, помнит воскресную песнь «Воскресение Христово видевше…» Весьма уместно будет пропеть ее дома.

Икона «Воскресение Христово» помогает вспомнить о главной цели жизни человека - он должен уподобиться Христу во всем. Открыть Ему свое сердце, принять те изменения, которые неизбежны для того, чтобы душа преобразилась. А вслед за ней изменится и жизнь. Она может быть радостной вне зависимости от уровня достатка. Для этого необходимо наполнить сердце любовью. Путь же для этого один - через молитву. Прежде всего - она должна быть постоянной.

Основными молитвами каждого христианина являются «Отче наш», Символ веры, молитва Святому Духу. Регулярно надо обращаться к Псалтири, где царь Давид собрал песни на все случаи жизни. Все их можно читать перед образом Христа, ведь через Него нам открывается и вся Святая Троица. Господь в Священном Писании обещал исполнять любые просьбы человека, которые будут звучать во имя Иисуса.

Не стоит пытаться злоупотреблять этим обещанием, пытаясь получить все земные блага. Господь не глуп, он установил законы жизни для того, чтобы люди пользовались ими другим во благо, а не во вред. Просить можно о духовных дарах, помощи в работе, в сложных ситуациях, о здоровье близких, воспитании детей.

Молитва перед иконой «Воскресе ние Христово»

Воскресная песнь: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе:

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных. Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет. По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним. В чине Литургии есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы

Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события. Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками".

Уникальный факт

Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован. А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви.

Икона “Воскресение Христово”. Значение

Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях. Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия. После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.

Сербская фреска

В мужской обители Милешева (Сербия) находится Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.

Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”. Описание

Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно, Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве. Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы. Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” - это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями. Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней.

Икона на аналое

В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.

Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру. В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.



Похожие статьи