История появления православной иконы. Первые иконы на руси

Седьмой Вселенский собор, состоявшийся в 787 году, завершил эпоху иконоборчества. Почитание святых икон стало одним из догматов христианства, общим как для православия, так и для католицизма. Сегодня существует множество самых разнообразных священных изображений: написанные красками по дереву или металлу, иконы из камня, мерные иконы, но как же выглядели первоисточники?

Нерукотворный Образ Спасителя

Первой христианской иконой был Нерукотворный Образ Спасителя. Царь Эдесский, больной проказой, прослышав о чудесах, творимых Христом, захотел исцелиться. Он написал Спасителю письмо с просьбой прийти к нему и передал его с живописцем Ананием. На случай отказа тот должен был хотя бы нарисовать лик, чтобы царь имел в болезни утешение.

Придя в Иерусалим, Анания увидел Христа, поучающего народ, и стал украдкой рисовать с него портрет. Но у него ничего не получалось: лик Спасителя постоянно менялся, его черты было невозможно запечатлеть. Господь Сердцеведец видя напрасный труд пришельца и его огорчение, подозвал его для беседы. Во время разговора Христос попросил воды. Умывшись, он вытерся полотенцем - и о чудо, на нем запечатлелось изображение его лица! Так появился Нерукотворный Образ. Вручив его Анании, Господь сказал: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Помолившись перед Образом, принесенным верным слугой, царь Авгарь очистился от проказы. В благодарность за исцеление он приказал повесить Образ над городскими воротами, чтобы каждый проходящий через них воздавал ему поклонение.

Как появились иконы Богородицы

Первые иконы Божией Матери были написаны евангелистом Лукой по просьбам верующих. Сначала он сделал на доске живописное изображение Царицы Небесной с Младенцем на руках. Потом, написав еще две похожие иконы, принес их Пресвятой Богородице. Та, увидев свое изображение на иконах, вспомнила прежнее пророчество: «Отныне ублажат Мя все роды» и добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!» Вскоре от этих икон начало происходить множество чудес. Одну из написанных икон в качестве апостольского благословения Лука отправил в Антиохию, где она была весьма почитаема. Позже она была перенесена в Иерусалим, а потом во Влахернский храм Константинополя. Жители Византийской столицы, видя множество чудес, происходящих от этой иконы, назвали ее Одигитрией или Путеводительницей. В дальнейшем Одигитриями стал называться целый ряд икон, где Богородица, держа на руке Младенца, указывает на Него.

Следует также добавить, что Лукой были сделаны изображения апостолов Петра и Павла, послужившие основой для всех более поздних икон. Можно сказать, что каждый образ - это портрет Спасителя, Пресвятой Богородицы или какого-либо святого. Причем их черты были запечатлены прижизненно, что сообщает иконам огромную историческую достоверность. Однако как на хорошем портрете легко прочесть характер изображенного человека, так и с каждой иконы на нас смотрит Господь, Царица Небесная или какой-либо человек, угодивший своей жизнью Богу. Помнить об этом следует, чтобы с должным уважением относиться к святым образам.(ИЗ ИНЕТА)


«Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».
Иоанн Кронштадтский

Первое живописное изображение на Руси - это икона, появившаяся еще до принятия христианства. Самые первые иконы были написаны греческими авторами, так как к этому времени у греков уже сложились приемы по написанию икон.

В иконописи не существует ничего случайного, все подчинено определенным правилам и канонам: жесты, цвета изображаемых Образов. Цвета Спасителя - белый и красный. Красный- мученическая кровь и власть, а белый - чистота. Древняя Русь стала последовательницей Византии, переняв и религию, и религиозное искусство.

Что касается именно изображения русских святых и первой русской иконы, то канонизация первых русских святых Бориса и Глеба, произошла только лишь в конце XI века. Именно с этого времени начинается отсчет иконописных изображений.

В Древней Руси канонизация святых происходила через несколько столетий после кончины. Так случилось и с князем Владимиром. Икона князя Владимира была написана только спустя два с половиной столетия после его смерти.

Интересно заметить, что в первое время после принятия христианства на Руси практически не было домашних икон. Большую роль играла храмовая живопись и Образы святых были чаще руки византийских мастеров. В центральном куполе изображается традиционно Спаситель, между окнами апостолы, пророки и архангелы, на парусах - евангелисты. Святые изображались на колоннах и стенах. Такое же изображение осталось и в наши дни. За исключением некоторых деталей.

Цвета изображения святых Образов остались прежними. Голубой - цвет Божией Матери, зеленый- Святой Троицы. Символика осталась прежней еще с времен Византии.

Copyright 2013 Все права защищены

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» - живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ - есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь - Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь - Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи - Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Дмитрий Марченко

Реликтовой ценностью христиан во все времена считаются святые образы, увековеченные на стенах храмов и холстах. Это картины с изображениями ликов Пресвятой Троицы, святых апостолов, Божиих людей и лиц, приближенных к ликам святых.

Особое место в религиозной атрибутике занимают православные иконы , что в переводе с греческого ничто иное, как «изображение». На иконе могут быть изображены лики Господа, Божией Матери святой Марии, ангелов или святых угодников. Появление иконы описывают в преданиях как мистическое. Говорится, что впервые это была икона с изображением Иисуса Христа, и появилась она на платке, когда женщина по имени Вероника приложила его к лику Господнего сына. Согласно дошедшим до нас священным летописям, она протянула платок Иисусу в момент преподношения им креста. Утерев кров с потом, он возвратил его уже со своим отпечатавшимся ликом.

Согласно другому писанию, появление иконы связано с нерукотворным писанием лика Христа на полотенце, которое хранил эдесский царь Авгарь. Если верить ей, изображение появилось на нем после того, как Иисус воспользовался им, приложив к лицу.

Кроме изложенных версий появления иконописи принимается и другая, связанная с одним миссионером, евангелистом Лукой, известным своими врачебными и писательскими способностями. Древнейшие православные иконы, относящиеся еще к VI веку нашей эры, писались на дереве по энкаустической технологии, относящейся к египетско-эллинистической культуре.

VIII век был для христианской Церкви настоящим испытанием. Иконопись подверглась осуждению согласно идеологическим предрассудкам тех времен. Они приобрели не только церковно-культурный характер, но и политический. Однако искусство священной иконописи продолжило свое существование, но уже далеко в провинциях, где не распространялся государственный надзор. 787 год ознаменовался одни важным событием для иконописи, вошедшим в историю как Седьмой Вселенский собор, признавший догмат иконопочитания и положивший в основу дальнейшее углубленное развитие и понимание религиозного ремесла. Оно стало неразрывным олицетворением христологического богословия.

Иконопись зародилась на территории Болгарии, откуда перешла в Сербию и только потом стала известна на Руси. Первым приверженцем ремесла на Руси стал святой Алипий. Древнейшие русские иконы сбереглись только на территории Великого Новгорода в соборе Святой Софии. Все другие экземпляры, находившиеся в южных храмах Руси, подверглись уничтожению еще во времена монголо-татарских нашествий. Возросшее значение иконы в древнерусском православии была намного крепче, чем, скажем, роль религиозных фресок и мозаик в Византии. Русские религиозные традиции стали опорой для создания многоярусного иконостаса.

Расцвет русской иконописи пришелся на XIV—XV века, когда она славилась на весь мир своими лучшими мастерами. Имена их Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. Возрождение интереса к искусству древней иконописи началось с XX века. Наибольшую ценность для ученых и искусствоведов представляли старинные технологии изготовления икон, сохранившиеся в старообрядовой религиозной культуре.

Для христианина главная икона – это икона Христа. Когда и как появилась первая икона Господа Иисуса? Она, конечно, была. У нас в Церкви установлен и специальный праздник в ее честь. По календарю праздник приходится на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

29 августа праздник в честь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. Первая икона Христа не была написана красками, не была создана руками человеческими. Не являлась плодом фантазии древнего художника.

Первая икона дана нам напрямую от Господа. Согласно церковному преданию первая икона представляла собой чудесно появившийся на холсте отпечаток лика Иисуса Христа.

Дать людям икону – это была Божья воля, а не пожелание человеческое.

Мы, православные, должны бы хорошенько это знать.

Икона – дар Божий.

Зачем Господь нам его дал?

Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать.

Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было?

В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом , до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.

Проповедь икон достигала до людей, очень далеких от мысли прийти на церковное богослужение.

Икона в политическом детективе

Помню популярный игровой фильм середины восьмидесятых годов. Политический детектив «ТАСС уполномочен заявить» по сценарию Юлиана Сёменова.

Как полагается, сюжет острый: в одной африканской стране происходит переворот, за которым стоят американские спецслужбы. ЦРУ удалось завербовать какого-то советского специалиста высокого уровня. Его пытаются вычислить и обезвредить сотрудники госбезопасности. Тематика, прямо скажем, в стороне от религиозной жизни.

И все-таки в одном эпизоде детектива мелькнул диалог об иконе.

Перескажу его. Сотрудник КГБ приходит к подопечному, повидавшему виды художнику, и дает ему письмо, написанное от имени свидетеля вербовки. Анонимное письмо подкинул в наше посольство вроде бы тот, кто лично видел, как американцы обрабатывали русского специалиста. Перед художником был поставлен вопрос: «Как думаете, кто автор письма? И насколько автор искренний?»

Художник подтверждает подлинность и искренность письма. Считает, что автор его – бывший власовец. Сотрудник спецслужб вроде бы согласен с художником. Тем не менее, интересуется, почему собеседник решил, что письмо настоящее.

Старый художник, в свое время близкий к власовским кругам, в ответ вспоминает короткую историю. Был у него знакомый, иконы реставрировал. Показал этот коллега как-то свою работу, скопировал он русскую икону XVI века. Копия получилась удачная. И состоялся небольшой спор:

– Слушай, почему бы тебе не заняться иконописью?

Реставратор только рассмеялся:

– Что ты! У меня так никогда не получится.

– Ты, талантливый художник с такой великолепной школой, и сработаешь хуже, чем этот безграмотный богомаз?!!

Тогда реставратор поставил рядом оригинал и сказал:

– Неужели ты не видишь разницу? Этот художник писал икону с верой в Бога . А веру подделать трудно. Даже невозможно.

Икона XVI века была подлинной. И письмо о вербовке было выстрадано, было подлинным…

До сих пор удивляюсь: в политическом детективе икона засвидетельствовала о подлинных человеческих религиозных чувствах. Может быть, икона и здесь, с советского телеэкрана проповедовала о религиозном опыте, который стоит за церковным искусством.

Да, техникой иконописи можно овладеть, можно выучиться копировать старинные образцы. Но вот веру в Того, Кого пишешь, нельзя скопировать, не получится подделать. Чтобы написать подлинную икону, нужен дар Божий, дар веры, дар общения с Господом.

Иконопись начинается с опыта

Что это за опыт? Опыт настоящей встречи с настоящим Христом. И опыт молитвенного общения с Ним. Без этого не было бы на Земле подлинной иконы.

Господь дает нам видеть Свой Лик, обращаться к Нему. Поблагодарим Его за это счастье.



Похожие статьи