Церковь Воскресения Христова (Воскресенско-Ильинская). Курск

Воскресенско-Ильинский храм (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Невысокая уютная церковь спряталась за Домом книги на центральной улице Курска. Это Воскресенско-Ильинский каменный храм, ведущий свою летопись с 1768 г. До этого здесь находилось деревянное здание, освященное в честь Ильи Пророка, некогда принадлежавшее упраздненному Божедомскому монастырю. В 1788 г. в него перевели придел снесенного Воскресенского храма и до 1833 г. он был главным собором города. Ему принадлежали соседние дома, школа и часовня на торговой площади. После революции 1917 г. храм лишился всех своих территорий и средств к существованию, но богослужения в нем продолжались до 1926 г. В 1952 г. снесли полуразрушенную часть вместе с колокольней, а на ее месте построили Дом книги. Вновь церковь открыли для верующих в 1995 г.

Воскресенско-Ильинский храм посещали родители Прохора Мошнина, и именно он стал местом крещения их сына - будущего православного святого - Серафима Саровского, о чем гласит мемориальная доска на стене.

Сейчас храм представляет собой квадрат, на котором стоит восьмеричный барабан, заканчивающийся округлым куполом-восьмигранником и маленькой главкой. Вход покрыт двускатной крышей, окна отделаны лепным декором. Стена над входной дверью украшена полукруглым витражом. Снаружи он розовый с белой отделкой, что выделяет его ярким пятном на фоне окружающих зданий. Внутри церковь выглядит гораздо объемнее, нежели кажется с улицы, арочные своды делают ее ажурной. По стенам идет роспись в золотисто-зеленоватой гамме, а алтарь от посторонних глаз скрывает старинный иконостас. В храме приятно находиться, здесь сохранилась атмосфера намоленности и уюта, присущая старинным церквям. Верующие считают, что все это благодаря духовному покровительству святого Серафима Саровского.

Практическая информация

Адрес: Курск, ул. Ленина, 11.

Как добраться: от ж/д вокзала Курска автобусом № 94, маршрутками №№ 45, 60, 74, 78, 208, 246 до остановки «Красная площадь», далее - 3 минуты пешком по ул. Ленина.


И стория возникновения этого храма восходит к далеким событиям конца XVI - начала XVII веков, к Божедомскому Ильинскому мужскому монастырю. В то время здесь располагалось особое заведение, известное как "убогий дом". Здесь находили последний приют лица, которые по канонам тех лет не могли быть похоронены на кладбище, а именно – безродные и не имевшие крова, "убогие", внезапно застигнутые смертью в дороге, нищие, люди, умершие во время мора. В общих могилах погребались утопленники, удавленники, лица убитые молнией, казненные преступники.

Иногда при "убогих домах" основывались монастыри, именовавшиеся "убожедомскими" или "божедомскими".

Основан монастырь был неким Корнелием (Корнилом) Брагиным. Располагался в центре Курска «на посаде... за старым большим острогом по Московской дороге». В 1619 г. нищелюбивый Брагин «дал вклад по записи» в тогдашнюю Рождество-Богородицкую церковь Курского мужского монастыря, основав, таким образом, Божедомский монастырь.

Еще один курянин, С Ларионов, «верхней расправы прокурор», в конце XVIII в. рассказывает о монастыре так: «... а на монастыре церковь деревянная Чудотворная Николаевская с приделом Святого пророка Илии, да к тому Божедомскому монастырю – Слободка около монастыря по обе стороны Московской дороги». (Ларионов С.Д. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий, вкратце собранных С. Ларионовым – того наместничества верхней расправы прокурором. Курск, 1786 г., с. 19.)

Далее у того же автора упоминается в описании храмов Курска и монастырская каменная церковь «Пророка Илии на большой Московской улице, построена в 1768 г., а прежде был деревянный, и по писцовым книгам в 1631 г. назывался монастырем Божедомским, который строил Корнил Брагин в 1619 г. и дал вклад в дом Курской Богоматери» (там же, стр. 40.).

Назван Ларионовым и каменный храм «Чудотворного Николая, что в торгу, построенный в 1763 г., прежде деревянный», что подтверждает факт расположения Божедомского монастыря именно на месте нынешнего Ильинского храма, а не там, где много позже была построена церковь во имя Святителя Николая, снесенная в советское время.

Будучи приписанным к Рождество-Богородицкому мужскому монастырю, Божедомский со временем "влился" в состав первого, который с 1649 г. стал именоваться Знаменским. А деревянная церковь бывшего монастыря стала, таким образом, приходской. И вот почему это произошло.

В книге «Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни...» (выпущенной в Санкт-Петербурге в 1876 г.), приведен следующий текст царской грамоты 1622 г. воеводе Ивану Васильевичу Валынскому и строителю Курского Богородицкого монастыря иеромонаху Варлааму Чаплыгину, раскрывающий причину передачи Божедомской обители Знаменскому монастырю: «... на посаде в Божедомском монастыре быть в строителях и монастырь строить и братию созывать, а старца Корнилия Брагина, что он тем монастырем (Божедомским) владел по воровской Тушинской даче, велено выслать вон».

Слобода Божедомского монастыря в 1628 г. насчитывала 82 жителя (учет велся по мужскому населению). В 1634 г. она была сожжена при литовском нашествии на Курск войска гетмана Вишневецкого.

На «абрисе» города 1722 г. и в плане Курска 1782 г. Божедомский монастырь уже не указан. Вероятно, он был упразднен еще в XVII в., и его храм стал приходским.

Необходимо отметить, что среди прихожан этого храма было и семейство Машниных – Исидор Иванович, Агафия Фотиевна и трое их детей, среди которых – маленький Прохор, будущий прп. Серафим Саровский. В этом храме Исидор и Агафия венчались, здесь же крестили всех своих детей. Здесь же и отпевали Исидора Машнина после смерти. (Исидор скончался, когда Прохору было всего семь лет, о чем в книге Ильинской церкви 1760 г. 10 мая, в 3-й части - "Об умерших", под № 4 записано: "Купец Исидор Иванов, сын Машнин, 43 лет; погребение отправлял священник Петр Колмыков с причтом").

В 1768 г. на месте старого деревянного был построен новый каменный храм во имя Илии Пророка, или, как его сразу стали называть куряне, Ильинская церковь.

После сноса в 1788 г. старого здания Воскресенского собора (располагался у Знаменского монастыря) в Ильинский храм на недолгое время (до построения и освящения нового здания в 1833 г.) был переведен городской Воскресенский собор, после чего храм стал называться Воскресенско-Ильинским. Это имя осталось за ним и после освящения новопостроенного Воскресенского собора. Когда в 1833 г. состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск, Сергиевская церковь (Сергиево-Казанский собор) стала кафедральным собором, Ильинский же храм стал вторым после нее по общественной значимости приходом.


Ильинская церковь. Новый, расширенный, портик и новая ограда. 1910-е гг.


В путеводителях по городу начала XX в. указано: «На Московской, близ Троицкой улицы, находится городской Воскресенский собор, или Ильинская церковь».

В Ильинском храме Параскева, Алексей и Прохор Машнины произнесли свои первые молитвы, исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Возможно, именно здесь юный Прохор принял решение посвятить свою жизнь служению Богу...

Во всяком случае, в том, что храм сохранился в атеистическое лихолетье, нынешние прихожане видят явное ходатайство перед Богом прп. Серафима – покровителя Ильинского храма, чувствуют его молитвенную поддержку и сегодня.

До революции усадьба Ильинской церкви занимала весь северо-восточный угол улицы Московской (ныне Ленина) и Троицкого переулка (ныне прп. С. Саровского). На самом углу находился большой двухэтажный церковный дом, от сдаваемых в аренду помещений которого храм получал немалый доход. Первый этаж его в начале XX в. занимали магазины: аптекарский, готовой обуви, мануфактурный. На втором этаже располагалось курское отделение Московского международного торгового банка, а позже – банка "Соединенного".

Ильинской церкви также принадлежала церковно-приходская школа, помещавшаяся в доме потомственной почетной гражданки А.И. Гладковой на улице Чистой (ныне Кирова, 2). В ней обучалось тогда 82 мальчика и 35 девочек. Кроме этого, храм имел приписную очень ветхую часовню на площади, где когда-то размещались верхние мясные ряды (во дворе классического университета). Славилась церковь многие годы прекрасным хором певчих и замечательной акустикой.


Дом Ильинской церкви. Угол Московской ул. и Троицкого пер.


Образцовым содержанием храм во многом был обязан деятельности его церковных старост, которыми долгое время были представители известного купеческого рода Гладковых. В 1910 г. капитально отремонтировали Ильинскую церковь, на что братья Гладковы израсходовали из своих средств 10 тысяч рублей. Тогда же была сделана и новая внутренняя роспись храма, которую выполнил, как явствует из надписи на стене, "придворный поставщик Н.Я. Епанечников". Не преминул мастер указать здесь и свой адрес: "Москва, 1-я Мещанская, соб. дом". За большую работу удостоились Н.П. и И.П. Гладковы стать высочайше награжденными орденом святой Анны III степени.

В 1914 г. состоялось еще одно крупное пожертвование И.П. Гладкова в 30 тысяч рублей как неприкосновенный капитал на счет храма, чтобы проценты с него шли на содержание церковного хора. Всего перед революцией в кредитных учреждениях на счетах церкви состояло 54 300 рублей.

До наших дней сохранились еще два здания, связанные с историей Ильинской церкви. Это дома №№19 и 45 на ул. Горького, где жили известные священнослужители, настоятели храма – отцы Константин Романов и Илья Курдюмов.

После революции Воскресенский собор лишился многого из того, чем обладал прежде – собственного дома, 400 томов церковной библиотеки, метрических книг, хранившихся с 1774 года, финансовых ресурсов...

А в 1926 г. он был закрыт и на долгие годы в нем разместился губархив.

Во время войны здание серьезно не пострадало. Разве что сгорела шатровая крыша колокольни, устроенная на деревянном каркасе, да взрывной волной выбило все окна.

Восстановить храм в полном объеме можно было без особого труда, но в 1948 г. рядом, через улицу Бебеля (ныне Саровского), уже стояло новое, мрачноватое по своей задумке, здание УВД, которому такое соседство явно не понравилось бы. А ведь как была бы уместна здесь небольшая площадь, обрамляющая храм и перебивающая серую архитектурную монотонность соседа!

Отстаивали ли курские зодчие такую возможность в 1951 г., неизвестно. Хотя уже тогда был создан удачный прецедент, когда именно архитекторам удалось спасти от сноса купол Знаменского собора. Впрочем, в одном из эскизных вариантов проекта Дома книги (архитектор Марк Теплицкий) Ильинский храм, хотя и без колокольни, был сохранен. Многим памятна неутомимая настойчивость этого человека, когда он уже стал признанным мэтром, но в то время ему, начинающему архитектору, это вряд ли было по силам.


Ильинская церковь накануне строительства Дома Книги, 1952 г. Шатер колокольни снесен в начале войны, справа от храма - пустырь на месте сломанного дома Ильинской церкви.


Когда сносят старое здание дореволюционной постройки, от него как минимум остается добротный фундамент, способный послужить новым архитектурным задумкам. Так и в этом случае – фундаменты старого здания на углу улиц Ленина и Бебеля, а также самой колокольни, успешно работают и сегодня - где-то ниже «нулевой отметки». Мало того, часть стены храма вписана в нынешнюю восточную стену Дома книги. Входя в это здание со стороны северо-западного угла, вы невольно соприкасаетесь со стариной. Ступени и другие мраморные детали колокольни Ильинского храма тоже были использованы при строительстве храма знаний.

На месте древнего деревянного храма в 1768 году построили каменное здание. В этой церкви под именем Прохор крестили юного Серафима Саровского, тут же венчались его родители. В храме будущий преподобный учился грамоте и участию в богослужениях.



Воскресенский собор был построен в 1768 году на месте деревянной церкви. До 1833 года он был главным храмом города. В 1926 году собор был закрыт, в здании был размещён губернский архив. После войны была снесена колокольня, на ее месте построено здание Дома книги. В 1995 году собор снова открыт как Воскресенско-Ильинский храм. На здании висит мемориальная табличка о том, это в этой церкви крестился Прохор Мошнин — будущий преподобный Серафим Саровский.



На месте Ильинской церкви в XVII вв. находился Божедомский монастырь, упоминаемый в писцовых книгах 1631 г. С 1788 г. церковь выполняла роль городского собора. В этой церкви в 1758 г. был крещен прп. Серафим Саровский, тут же венчались его родители.

Кирпичная Воскресенско-Ильинская церковь построена в 1768 г. вместо древней деревянной, пришедшей в ветхость. Здание типа восьмерик на четверике с боковыми приделами, трапезной и шатровой колокольней, второй престол Воскресенский.

В 1926 г. церковь закрыли, после чего вплоть до 1995 г. здание использовалось под архивные учреждения. В 1951 г. сломана колокольня, к церкви пристроен Дом книги. В 1995 г. храм передан епархии, отремонтирован.

https://culttourism.ru/kurskaya/



История возникновения этого храма восходит к далеким событиям конца XVI - начала XVII веков, к Божедомскому Ильинскому мужскому монастырю. В то время здесь располагалось особое заведение, известное как "убогий дом". Здесь находили последний приют лица, которые по канонам тех лет не могли быть похоронены на кладбище, а именно - безродные и не имевшие крова, "убогие", внезапно застигнутые смертью в дороге, нищие, люди, умершие во время мора. Иногда при "убогих домах" основывались монастыри, именовавшиеся "убожедомскими" или "божедомскими".

Основан монастырь был неким Корнелием (Корнилом) Брагиным. Располагался в центре Курска «на посаде... за старым большим острогом по Московской дороге». В 1619 г. нищелюбивый Брагин «дал вклад по записи» в тогдашнюю Рождество-Богородицкую церковь Курского мужского монастыря, основав, таким образом, Божедомский монастырь.

Еще один курянин, С. Ларионов, «верхней расправы прокурор», в конце XVIII в. рассказывает о монастыре так: «... а на монастыре церковь деревянная Чудотворная Николаевская с приделом Святого пророка Илии, да к тому Божедомскому монастырю - Слободка около монастыря по обе стороны Московской дороги» (Ларионов С.Д. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий, вкратце собранных С. Ларионовым - того наместничества верхней расправы прокурором. Курск, 1786 г., с. 19.). Далее у того же автора упоминается в описании храмов Курска и монастырская каменная церковь «Пророка Илии на большой Московской улице, построена в 1768 г., а прежде был деревянный, и по писцовым книгам в 1631 г. назывался монастырем Божедомским, который строил Корнил Брагин в 1619 г. и дал вклад в дом Курской Богоматери».

Назван Ларионовым и каменный храм «Чудотворного Николая, что в торгу, построенный в 1763 г., прежде деревянный», что подтверждает факт расположения Божедомского монастыря именно на месте нынешнего Ильинского храма, а не там, где много позже была построена церковь во имя Святителя Николая, снесенная в советское время. Будучи приписанным к Рождество-Богородицкому мужскому монастырю, Божедомский со временем "влился" в состав первого, который с 1649 г. стал именоваться Знаменским. А деревянная церковь бывшего монастыря стала, таким образом, приходской. И вот почему это произошло.

В книге «Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни...», выпущенной в Санкт-Петербурге в 1876 г., приведен следующий текст царской грамоты 1622 г. воеводе Ивану Васильевичу Валынскому и строителю Курского Богородицкого монастыря иеромонаху Варлааму Чаплыгину, раскрывающий причину передачи Божедомской обители Знаменскому монастырю: «... на посаде в Божедомском монастыре быть в строителях и монастырь строить и братию созывать, а старца Корнилия Брагина, что он тем монастырем (Божедомским) владел по воровской Тушинской даче, велено выслать вон».

Слобода Божедомского монастыря в 1628 г. насчитывала 82 жителя (учет велся по мужскому населению). В 1634 г. она была сожжена при литовском нашествии на Курск войска гетмана Вишневецкого. На «абрисе» города 1722 г. и в плане Курска 1782 г. Божедомский монастырь уже не указан. Вероятно, он был упразднен еще в XVII в., и его храм стал приходским.

Необходимо отметить, что среди прихожан этого храма было и семейство Машниных - Исидор Иванович, Агафия Фотиевна и трое их детей, среди которых - маленький Прохор, будущий прп. Серафим Саровский. В этом храме Исидор и Агафия венчались, здесь же крестили всех своих детей. Здесь же и отпевали Исидора Машнина после смерти (Исидор скончался, когда Прохору было всего семь лет, о чем в книге Ильинской церкви 1760 г. 10 мая, в 3-й части - "Об умерших", под № 4 записано: "Купец Исидор Иванов, сын Машнин, 43 лет; погребение отправлял священник Петр Колмыков с причтом").

В 1768 г. на месте старого деревянного был построен новый каменный храм во имя Илии Пророка, или, как его сразу стали называть куряне, Ильинская церковь. После сноса в 1788 г. старого здания Воскресенского собора (располагался у Знаменского монастыря) в Ильинский храм на недолгое время (до построения и освящения нового здания в 1833 г.) был переведен городской Воскресенский собор, после чего храм стал называться Воскресенско-Ильинским. Это имя осталось за ним и после освящения новопостроенного Воскресенского собора. Когда в 1833 г. состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск, Сергиевская церковь (Сергиево-Казанский собор) стала кафедральным собором, Ильинский же храм стал вторым после нее по общественной значимости приходом. В путеводителях по городу начала XX в. указано: «На Московской, близ Троицкой улицы, находится городской Воскресенский собор, или Ильинская церковь».

До революции усадьба Ильинской церкви занимала весь северо-восточный угол улицы Московской (ныне Ленина) и Троицкого переулка (ныне прп. С. Саровского). На самом углу находился большой двухэтажный церковный дом, от сдаваемых в аренду помещений которого храм получал немалый доход. Первый этаж его в начале XX в. занимали магазины: аптекарский, готовой обуви, мануфактурный. На втором этаже располагалось курское отделение Московского международного торгового банка, а позже - банка "Соединенного".

Ильинской церкви также принадлежала церковно-приходская школа, помещавшаяся в доме потомственной почетной гражданки А.И. Гладковой на улице Чистой (ныне Кирова, 2). В ней обучалось тогда 82 мальчика и 35 девочек. Кроме этого, храм имел приписную очень ветхую часовню на площади, где когда-то размещались верхние мясные ряды (во дворе классического университета). Славилась церковь многие годы прекрасным хором певчих и замечательной акустикой.

Образцовым содержанием храм во многом был обязан деятельности его церковных старост, которыми долгое время были представители известного купеческого рода Гладковых. В 1910 г. капитально отремонтировали Ильинскую церковь, на что братья Гладковы израсходовали из своих средств 10 тысяч рублей. Тогда же была сделана и новая внутренняя роспись храма, которую выполнил, как явствует из надписи на стене, "придворный поставщик Н.Я. Епанечников". Не преминул мастер указать здесь и свой адрес: "Москва, 1-я Мещанская, соб. дом". За большую работу удостоились Н.П. и И.П. Гладковы стать высочайше награжденными орденом святой Анны III степени. В 1914 г. состоялось еще одно крупное пожертвование И.П. Гладкова в 30 тысяч рублей как неприкосновенный капитал на счет храма, чтобы проценты с него шли на содержание церковного хора. Всего перед революцией в кредитных учреждениях на счетах церкви состояло 54 300 рублей.

До наших дней сохранились еще два здания, связанные с историей Ильинской церкви. Это дома 19 и 45 на ул. Горького, где жили известные священнослужители, настоятели храма - отцы Константин Романов и Илья Курдюмов.

После революции Воскресенский собор лишился многого из того, чем обладал прежде - собственного дома, 400 томов церковной библиотеки, метрических книг, хранившихся с 1774 года, финансовых ресурсов. А в 1926 г. он был закрыт и на долгие годы в нем разместился губархив. Во время войны здание серьезно не пострадало. Разве что сгорела шатровая крыша колокольни, устроенная на деревянном каркасе, да взрывной волной выбило все окна.

Восстановить храм в полном объеме можно было без особого труда, но в 1948 г. рядом, через улицу Бебеля (ныне Саровского), уже стояло новое, мрачноватое по своей задумке, здание УВД, которому такое соседство явно не понравилось бы. Отстаивали ли курские зодчие такую возможность в 1951 г., неизвестно. Хотя уже тогда был создан удачный прецедент, когда именно архитекторам удалось спасти от сноса купол Знаменского собора. Впрочем, в одном из эскизных вариантов проекта Дома книги (архитектор Марк Теплицкий) Ильинский храм, хотя и без колокольни, был сохранен.

Когда сносят старое здание дореволюционной постройки, от него как минимум остается добротный фундамент, способный послужить новым архитектурным задумкам. Так и в этом случае - фундаменты старого здания на углу улиц Ленина и Бебеля, а также самой колокольни, успешно работают и сегодня — где-то ниже «нулевой отметки». Мало того, часть стены храма вписана в нынешнюю восточную стену Дома книги. Ступени и другие мраморные детали колокольни Ильинского храма тоже были использованы при строительстве храма знаний.

Вновь Ильинский храм открыл свои двери для прихожан только в январе 1995 г.

Проезжая или проходя по главной улице города, трудно не обратить внимание на оригинальное здание "Курскпромбанка", в котором отражается находящийся по соседству Воскресенско-Ильинский храм.

История возникновения этой церкви восходит к далеким событиям начала XVII века. В то время здесь располагалось особое заведение, известное как "убогий дом". Здесь находили последний приют лица, которые по канонам тех лет не могли быть похоронены на кладбище, а именно - безродные и не имевшие крова, "убогие", внезапно застигнутые смертью в дороге, нищие, люди, умершие во время мора. В общих могилах погребались утопленники, удавленники, лица убитые молнией, казненные преступники.

Иногда при "убогих домах" основывались монастыри, именовавшиеся "убожедомскими" или "божедомскими".

Именно тогда, в 1619 году, нищелюбивый инок Корниил Брагин дал "вклад по записи" в тогдашнюю Рождество-Богородицкую церковь Курского мужского монастыря, основав таким образом Божедомский монастырь. Посвящен он был святым Илии Пророку и Николаю Чудотворцу Содержание обители обеспечивала слободка, находившаяся по обе стороны Московской дороги.

Будучи приписанным к Рождество-Богородицкому мужскому монастырю, Божедомский со временем "влился" в состав первого, который с 1649 года стал именоваться Знаменским. А деревянная церковь бывшего монастыря стала таким образом приходской. Интересно отметить, что среди прихожан этого храма был и юный Прохор Мошнин - будущий преподобный Серафим Саровский. Здесь же в 1760 году отпевали его отца. Вскоре тщанием жертвователей прихода вместо деревянной была воздвигнута каменная церковь во имя Илии Пророка, освященная в 1768 году

Со сломом в 1788 году Воскресенского собора у Знаменского монастыря Ильинский храм получил еще один престол, став главным храмом города (до 1833 года). Поэтому он имел еще второе название - Воскресенский градский собор. Когда в 1833 году состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск, Сергиевская церковь стала кафедральным собором, Ильинский храм стал вторым после нее по общественной значимости приходом.

До революции усадьба Ильинской церкви занимала весь северо-восточный угол улицы Московской (ныне Ленина) и Троицкого переулка (ныне Бебеля). На самом углу находился большой двухэтажный церковный дом, от сдаваемых в аренду помещений которого храм получал немалый доход. Первый этаж его в начале XX века занимали магазины: аптекарский, готовой обуви, мануфактурный. На втором этаже располагалось курское отделение Московского международного торгового банка, а позже - банка "Соединенного". Ильинской церкви также принадлежала церковно-приходская школа, помещавшаяся в доме потомственной почетной гражданки А.И. Гладковой на улице Чистой (ныне Кирова, 2). В ней обучалось тогда 82 мальчика и 35 девочек. Кроме этого, храм имел приписную очень ветхую часовню на площади, где когда-то размещались верхние мясные ряды (во дворе классического университета). Славилась церковь и своим хором певчих.

Образцовым содержанием храм во многом был обязан деятельности его церковных старост, которыми долгое время были представители известного купеческого рода Гладковых. В 1910 году капитально отремонтировали Ильинскую церковь, на что братья Гладковы израсходовали из своих средств 10 тысяч рублей. Тогда же была сделана и новая внутренняя роспись храма, которую выполнил, как явствует из надписи на стене, "придворный поставщик Н.Я. Епанечников". Не преминул мастер указать здесь и свой адрес: "Москва, 1 -я Мещанская, соб. дом". За большую работу удостоились Н.П. и И.П. Гладковы стать высочайше награжденными орденом святой Анны III степени.

В 1914 году состоялось еще одно крупное пожертвование И.П. Гладкова в 30 тысяч рублей как неприкосновенный капитал на счет храма, чтобы проценты с него шли на содержание церковного хора. Всего перед революцией в кредитных учреждениях на счетах церкви состояло 54 300 рублей.

До наших дней сохранились еще два здания, связанные с историей Ильинской церкви. Это дома №№19 и 45 на улице Горького, где жили известные священнослужители, настоятели храма - Константин Романов и Илья Курдюмов.

После революции Воскресенский собор лишился многого из того, чем обладал прежде - собственного дома, 400 томов церковной библиотеки, метрических книг, хранившихся с 1774 года, финансовых ресурсов... После закрытия его в 1926 году здесь на долгие годы разместился губархив. Во время войны здание серьезно не пострадало. Большой урон его архитектуре был нанесен позже, когда вместо шатровой колокольни и бывшего церковного дома возведено было здание Дома книги. В результате оставшаяся часть храма оказалась на долгие годы скрытой от глаз курян высокими стенами новой постройки. Лишь в январе 1995 года Ильинская церковь вновь открыла свои двери для прихожан. Но и новая эпоха уже успела наложить негативный отпечаток на здание. Так, в ходе "ремонта" храма осенью 1997 года неизвестно с какой целью потребовалось горе-реставраторам срубать (!) старинные оконные наличники с южной и частично восточной сторон здания. В итоге южная часть храма существенно проигрывает в своем декоре, грустно смотрясь на фоне устроенной близ нее автостоянки...

Лечение алкоголизма в Курске наркологический реабилитационный центр в Курске.

Похожие статьи