Чем интересен Тимашевский мужской монастырь Святого Духа? Свято-Духов мужской монастырь в г. Тимашевск Свято духов мужской монастырь

Городское. Свято-Духовский монастырь. Несколько лет назад среди леса в Коростышевском районе на Житомирщине владыка Житомирский и Овруцкий Изяслав попал в аварию. «Жигули» - вдребезги, водитель остался без передних зубов. Жизнь ему спас большой камень, который лежал на перепутье. Именно он не дал машине владыки «посрезать» сосны.

«По-видимому, Бог захотел, чтобы я еще немного походил по белому свету» , - объясняет отец Изяслав.

Удивительное спасение натолкнуло отца на мысль положить начало среди леса - Святодуховский мужской монастырь. Кстати, на Житомирщине сегодня четыре монастыря УПЦ Московского патриархата (два из них женские), и два недавно основанных - Киевского патриархата.

Находится монастырь в Коростышевском районе недалеко от села Новогородицкое , ехать надо мимо домов, затопленных гранитных и щебенных карьеров, добраться до густого соснового леса, который можно увидеть лишь на Полесье. И вот из кустов, будто в другой мир, машина неожиданно выезжает на берег большого озера.

На другой стороне видно сооружения из желтого соснового кругляка. О том, что это и есть Святодуховский монастырь, извещают церковные звоны. Обители уже отметили три года как освятили храм.

Я долго искал для монастыря тихое место, где бы сама природа говорила о благодати Божьей. И Господь сам указал нам на него, - говорит игумен Антоний (Киевский патриархат). - А остальное благодаря вере Божьей мы построили собственноручно.

По всему видать, что четыре монаха Святодуховского монастыря тяжело работали. Посреди двора появилась небольшая церквушка, с обеих сторон - трапезная, кельи и хозяйственные помещения. Всего около десятка деревянных сооружений. Из камня возведен лишь большой фундамент с колоннами. На нем планируют поставить величественную каменную церковь.

Ежедневно на службу к святому месту приходят крестьяне. Как рассказала одна жительница ближайшего хутора, она безгранично благодарная Богу и людям, которые построили здесь храм. Ведь в округе это единственное место, где отправляют службу. Да и в тяжелый час можно спросить совет у монахов. Монахов же очень радует, что среди верных много молодежи и детей. Каждый раз все больше.

Миряне действительно не оставляют братьев в одиночестве. Идя к церкви, обязательно несут в подарок монахам муки или крупу. Так как знают: им негде взять поесть. Три гектара леса, отведенного монастырю, не уродили, потому что хвоя «забивает» всякую огородину. Но и здесь не обошлось без Божьей ласки. Самое вкусное монахи изловчились добывать из озера! Много килограммовые карпы и щуки, которые украшают праздничный трапезный стол, красноречиво свидетельствуют - быть монахам рыбаками! Как святой Петр.

Становление Свято-Духова монастыря относится к первой четверти 12 века. Основан он был учениками просветителя вятичей - преподобного священномученика Иоанна Кукши.

Первоначально монастырь располагался близ нынешней деревни Кресты Новосильского района Орловской области и насчитывал около 600 человек братии, умевших не только исполнять церковные требы, но и при необходимости с оружием в руках постоять за православную веру и Отечество…К примеру, в 1380 году группа монахов Свято-Духова мужского монастыря в составе засадного полка, в который входила новосильская дружина, участвовала в Куликовской битве.

В 1495 году монастырь был переведен с большой елецкой на литовскую дорогу и расположился близ Новосиля. Со временем здесь были возведены три великолепных храма, жилые и хозяйственные постройки, обнесенные каменной монастырской оградой. Форпост православия располагал крепким подсобным хозяйством. Но, как и прежде, в лихую годину всегда выставлял своих ратников на защиту Отечества. В частности, прослеживается прямая взаимосвязь Свято-Духова монастыря с результатами знаменитого Судбищенского сражения(1555 год).

По челобитной игумена Свято-Духова монастыря Симона о необходимости укрепления новосильской крепости и в целом засечной оборонительной линии от крымских татар и нагайцев (это также подлинный исторический факт!) в 1644 году монастырь посещал первый государь из династии Романовых – Михаил Федорович. Он несколько дней гостил у игумена, затем тщательно осмотрел городскую крепость, побеседовал с военачальниками. Сделав необходимые выводы, государь тут же распорядился значительно усилить гарнизон крепости. Новосильским пушкарям, стрельцам и казакам была выдана грамота за владение землей. Затем данное государево решение было распространено на все засеченные рубежи Руси Великой.

Неоднократно бывал в Свято-Духовом мужском монастыре и Алексей Михайлович Романов, тишайший и мудрейший правитель государства российского, сумевший, как известно, существенно упорядочить отечественное законодательство (Свод законов). Несомненно, что духовные наставления Алексей Михайловича в монастыре также оказали благотворное влияние на его деятельность.

Без преувеличения можно сказать, что Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. За духовным советом сюда ехали не только императоры и влиятельные государственные мужи. Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли русской. Здесь находилась одна из величайших российских святынь – чудотворная икона Святителя Николая, привезенная в Новосиль в 1153 году второй женой Юрия Долгорукого Ольгой, являвшейся также родной сестрой византийского императора Мануила. Икона эта была настолько почитаема на Руси, что в благоприятное летнее время ее регулярно возили по городам и весям России (вплоть до 1917 года). После революции след чудотворной иконы теряется. Какова ее дальнейшая судьба, неизвестно.

Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам. Жилые и хозяйственные постройки обители, а также монастырская ограда были полностью разрушены.

В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно поврежден. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной.

После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами. И эта вакханалия продолжалась десятилетия…

К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек оказались частично или полностью разрушенными. Первоначально имел статус прихода.

Возрождение свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия.

Решением Священного Синода от 27.12.2005 (Журнал № 117) приход преобразован в епархиальный Свято-Духов мужской монастырь.

В 2010 году продолжена кладка западной и южной частей монастырской ограды со сторожевыми башнями и часовней, начато возведение южной части монастырской ограды с площадкой. Продолжена реставрация монастырского храма Святой Живоначальной Троицы. Активно велись работы по возведению храмового комплекса, разводке газопровода и отопительных сетей. Продолжилось благоустройство монастырской территории. К настоящему времени восстановлены притвор и трапезная часть храма Святой Живоначальной Троицы, ведутся работы по реставрации центральной части и алтаря этого храма. Построена северная часть монастырской ограды с въездными вратами и двумя сторожевыми башнями, на 70 процентов выполнена кирпичная кладка восточной и западной частей ограды, начато возведение южной. Построены сторожка, богадельня, трапезная с кухней для монахов и послушников, завершается строительство двухэтажного братского корпуса и теплого гаража. Пробурена артезианская скважина и выполнена разводка водопровода и канализации в богадельне. К основным монастырским объектам проложен подземный газопровод.

Восстановление Свято-Духовой обители ведется в соответствии с перспективным планом застройки на основе сохранившихся историко-архитектурных сведений и фотографий монастыря начала ХХ века. Все делается для того, чтобы воссоздать древнейшую православную святыню в ее былой красе и величии.

Город Тимашевск в Краснодарском крае известен благодаря находящейся там обители – Свято-Духову мужскому монастырю. Расположен он на городской окраине, но еще при его возведении будущий настоятель сказал о том, что тот станет «центром».

Где находится Свято-Духов монастырь на карте?

Его вы обнаружите в Южном микрорайоне Тимашевска, там, где пересекаются улицы Мало-Выгонная и Дружбы. Рядом протекает ответвление — Кирпильцы.

История сакрального места

В 1987 г. отец Георгий принял руководство Свято-Вознесенским приходом в г. Тимашевске. Тогда он пожелал построить здесь храм. Для этого нужно было получить территорию под застройку. Местные власти не спешили с выделением земли. Священнику приходилось претерпевать много трудностей и притеснений с их стороны.

Выходом из затруднительного положения стало приобретение домика на 15 сотках болотистой местности. С этой хаткой существует предание: в XX веке некая живущая неподалеку от нее прозорливая юродивая девушка предсказывала о постройке на этом месте обители.

Осенью в 1991 г. церковь достроили и освятили в честь сошествия Святого Духа. Батюшка в это время хотел поехать на место прежнего служения, но Божья воля была иной. Владыка Исидор открывает здесь монастырь, рукополагает его в сан архимандрита и назначает на должность наместника.

В монастыре имеются святыни:

  • ковчежец с частицами 23 святых угодников Божиих;
  • список образа свт. целителя Пантелеймона, привезенный с Афона;
  • иконы Богородицы «Владимирская» и «Неопалимая Купина»;
  • частичка Мамврийского дуба, привезенная со Святой земли.

История о «Владимирской» иконе

Отцу Георгию, когда он еще служил в Богоявленском храме Архангельской области, лик «Владимирской Божьей Матери» принесла прихожанка и рассказала такую историю:

Дедушка этой женщины был священником. В 30-е богоборческие годы, когда массово арестовывали духовенство и велась антирелигиозная борьба, это коснулось и ее деда. Однажды вечером в дом зашли комиссары и приказали ему «собираться в дорогу». Батюшка растерялся и попросил время на сборы, сам же повернулся к святому углу и начал молиться. Все заметили, как на образе Богородицы появились капельки слез. Комиссар рассердился, достал револьвер и начал выстрелил в икону, после чего в ярости застрелил священника.

Родные святыню спрятали и бережно хранили, передавая из поколения в поколение. Со временем бабушка отдала ее своей внучке, а та и принесла ее в церковь. Образ этот привез архим. Георгий в Свято-Духов мужской монастырь Тимашевска. Теперь он хранится в храмовом алтаре.

О духовнике Тимашевской мужской обители

Родился о. Георгий 6 февраля 1942 г. После окончания школы ушел на послушание в Преображенский монастырь на Закарпатье. В 1961 г., когда обитель закрыли, он уехал в Николаевскую область. В 1962 г. призван на службу в армию. По возвращении уехал жить в Иркутск. Там в декабре 1968 г. принял постриг с именем Георгий. Затем рукоположен в иеродиакона и следом в иеромонаха. Нес служение сначала в Мурманской, а после в Архангельской области. В 1978 г. учился в Московской семинарии.

В Краснодарскую епархию о. Георгий приехал вслед за митрополитом Исидором, который в то время был еще епископом. 19 лет посвятил он на благоустройство «островка духовности» в г. Тимашевск. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Саввы. За годы его служения произошло много перемен – отстроена церковь Преображения Господня, добавились постройки хозяйственного назначения и четыре подворья в близлежащих населенных пунктах.

Однако более известен настоятель своим даром исцеления травами и молитвой. Он был травником, хорошо знающим свое дело. Искусству использования даров природы в лечении различных болезней он обучился в годы юности, будучи послушником в г. Черновцах (в Украине), на границе с Румынией.

К нему всегда стояла очередь. Люди ехали получить духовное и телесное лечение, Свято-Духов Тимашевский мужской монастырь посещали тысячи. Батюшка давал сборы трав, которые помогали вылечить те болезни, с какими не могли справиться врачи официальной, признанной медицины.

Жизнь монахов сегодня

Поначалу его населяло всего 12 монахов. Со временем их количество выросло до 80. Следуя древним правилам жительства монашеских общин, они кормятся от трудов рук своих.

Сегодня для монастыря, под посадку сельскохозяйственных культур, выделено 400 га земли. Братия несет разные послушания. Одни занимаются выращиванием овощей, фруктов, зерновых, трав, другие – работают в братской трапезной, на просфорне, в гаражах. Имеется разведение птицы, крупного рогатого скота и свиней. Избыток продуктов – яиц, молока и мяса – идет на продажу.

При возведении церкви все отделочные работы выполняли иноки: расписывали храмовые стены, делали деревянные резные киоты. Сегодня все благолепие храма можно увидеть на фото.

В 2011 г. о. Георгий отошел к Господу, но монахи продолжают его «дело» — собирают травы и делают по сохранившимся рецептам всевозможные сборы и чаи от разных недугов. Все это продается в монастырской лавке. Те, кто уже много раз пробовали фитосборы, оставляют о них положительные отзывы.

Как добраться (доехать)?

От жд-станции «Тимашевская» доехать сюда проще всего на маршрутке №2, выходите на конечной остановке «улица Науменко». Отсюда нужно будет пройти порядка 1 км в юго-восточном направлении.

На машине добраться от центра Тимашевска до монастыря нетрудно так:

Контактная информация

  • Адрес: улица Дружбы, 1, Тимашевск, Краснодарский край, Россия.
  • Координаты GPS: 45.601274, 38.954505.
  • Телефоны: +7-86130-4-01-24.
  • Официальный сайт:
  • Режим работы: с 4:00 до 19:00.

Свято-Духов монастырь Тимашевск сделал духовным центром не только для монахов, но и для всех приезжающих сюда. В нем каждодневно проходят богослужения, в четверг читается акафист перед образом той самой «Владимирской» иконы. В заключение предлагаем видео об этой обители, приятного просмотра!

На окраине Тимашевска – небольшого города, каких много на теплой, щедрой и прекрасной земле Кубанской, – возле оживленной магистрали Краснодар – Ейск, недалеко от спокойной и плавно несущей свои воды реки Кирпили, возвышается белокаменный храм с небесного цвета куполами. Волей Божией на этом месте для освящения Кубани устроена обитель Духа Святаго.

Её видно всем въезжающим в город со стороны краевого центра. Этот красивый, стремительно уносящийся ввысь своей колокольней, храм освящен в честь Духа Святаго. Он является центром и средоточием и главной святыней мужского монастыря, носящего великое и преславное имя третьей ипостаси Пресвятой Троицы. Духом Святым все творения Божии животворятся, движутся и имеют свое бытие. Он дает жизнь всему и Им всё живет. Своею силою и благодатию Дух Божий всё исполняет. Он жизни податель, Животворящий Утешитель, Сокровище и Источник благ.

Строительство храма

Начало свое, как архитектурно-обустроенное строение, монастырь берет с построения церкви. В 1987 году архимандрит Георгий (Савва) по благословению правящего архипастыря, в то время епископа, ныне митрополита, владыки Исидора, возглавил приход Свято-Вознесенского молитвенного дома города Тимашевска. После принятия прихода отец Георгий стал беспокоиться о строительстве настоящего красивого каменного храма. Множество препятствий, притеснений, оскорблений и других тягот пришлось понести отцу Георгию – труженику дела Божиего: во-первых от безбожных властей, препятствовавших выделению земли под строительство новой церкви, практически загнавших её в болото, запрещавших строить храм с колокольней, куполом и алтарной апсидой (властями разрешено было строить лишь обычное здание и оборудовать его как молитвенный дом); а во-вторых, от членов церковного совета, вредивших делу возрождения Православия на Кубани, выбранных по указанию уполномоченного по делам религии, а не голосом верующих.

Участок под наш храм пришлось приобрести, только купив на окраине города хату с пятнадцатью сотками болотистой земли. Архимандрит Георгий рассудил так: “Один из красивейших городов мира Санкт-Петербург построен на болоте. Если нет другой возможности и если есть произволение Божие на то, значит надо строить там, где Бог благоволит. Не взирая на суждения людей. Ин суд человеческий, ин суд Божий.”

Некоторые сетовали, что место под строительство храма выбрано на окраине города вдали от центра. На что батюшка отвечал: “Со временем это место будет центром”.

И сегодня это уже сбылось. Выросли два жилых микрорайона “Южный” и “Восточный”. В этом действительно была воля Божия. Батюшка Георгий с того времени, как приехал в Тимашевск, очень часто ходил пешком на эту окраину, его влекло сюда необъяснимо. Впоследствии, когда место уже выбрали и начали строить храм, старожилы поведали, что в пятидесятых годах, теперь уже прошедшего двадцатого века, жила недалеко от этого места немощная болящая юродивая девица, которая всем говорила, что в этой низине будет строиться церковь и монастырь. Видимо, Господом было уготовано это место, чтобы показать неверующим людям, что для верующего сердца нет никаких препятствий. И как униженная и раздавленная Церковь Русская воскресла из праха и тлена, насадив “крины сельные” веры истинной в сердцах заблудших и покинутых людей народа российского, так и на этом убогом презираемом болоте вырос прекрасный храм, освятивший и украсивший город.

Открытие монастыря

После окончания строительства храма, осенью 1991 года, архимандрит Георгий, откликаясь на просьбы духовных чад всего северного края России, осиротевших после отъезда их духовного отца в Краснодарский край, хотел уехать с Кубани в один из монастырей Архангельской Епархии. Но когда уже всё было готово для возвращения на север, батюшка заболел. В это время владыка Исидор предложил открыть мужской монастырь в Тимашевске. Видя, что болезнь не позволяет ему уехать, отец Георгий согласился с решением владыки основать мужской монастырь на Кубани. Вскоре и болезнь, случившаяся по промыслу Божию, прошла. В июне 1992 года, по ходатайству правящего архиепископа Исидора Краснодарского и Кубанского решением Священного Синода Русской Православной Церкви был открыт в городе Тимашевске Свято-Духов мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен архимандрит Георгий.

Сложности начала жизни монастыря

Открытие монастыря совпало с трудным, переломным периодом жизни нашей Родины. Проводимые реформы, введение так называемой “рыночной экономики”, не обошли стороной ни одного жителя нашей страны. Все знают, как отразились эти преобразования на простом народе – многие голодали, многие остались без крова и средств к существованию, старики умирали, молодежь спивалась и впадала в наркозависимость, много было случаев самоубийств. В этот период монастырь тоже испытывал трудности. Для братии необходимо было жилье. Отец Георгий не решился, бы тогда строить, но Господь послал отзывчивых, добрых, русских людей в лице Ломач Михаила Михайловича, Кочетова Владимира Кирилловича и Охват Николая Михайловича. В качестве благотворительной помощи от кондитерской фабрики были выделены строительные материалы для постройки ограды. Наместник решил построить не просто ограду, а ограду-корпус; благо, после строительства церкви оставался кирпич. С огромными усилиями были построены два корпуса с аркой, соединяющей их, и въездными воротами.

Первоначально, братии было двенадцать человек. В древних монастырях и монашеских общинах было правило – кормиться от трудов рук своих. Оно основано на словах св. ап. Павла, говорившего: “…нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.” (Деян. 20,34); “…в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте…” (2 Кор. 11,27); “…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь; …некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.” (2 Фес. 3,10-12).

Святитель Василий Великий в уставе для общежительных монастырей в правиле 172 говорит: “В подвижнических уставах эта необходимость труда и работ доказывается примером Господа и св. Апостолов”.

Поэтому, монастырь ходатайствовал перед светскими властями о выделении на хозяйственные нужды земельных наделов. Благодаря помощи главы администрации Краснодарского края Николая Игнатовича Кондратенко и главы Тимашевского района Чернышенко Александра Александровича, монастырю были выделены почти триста гектаров пахотных земель. В настоящее время у монастыря около четырехсот гектаров. Имеется два хозяйственных подворья, на которых братия трудится, выращивая для нужд монастыря необходимые сельскохозяйственные культуры. Монастырь занимается зерновыми культурами, выращивает овощи, картофель, многолетние травы для кормов животным, имеются молодые насаждения плодовых деревьев. Кроме этого, имеется небольшое поголовье коров, свиней, птицы. Есть свое молоко, яйца; мясо же поступает на реализацию. Много и других трудов и послушаний несет братия: совершение и участие в богослужениях, работы в просфорне, в свечной мастерской, вождение автомобилей, приготовление трапезы, столярные, плотницкие, слесарные, строительные и т.д.

Главным же для человека, живущего в монастыре, является не жизнь в обществе единомышленных и единоверных, не бесконечные труды, но духовное молитвенное единение с Богом. Молитвенное делание – это основа жизни монаха.

“Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте.” (1 Фес. 5,16-19).

В монастыре богослужение начинается рано, в четыре часа утра. Сначала служится полуношница, затем читаются утренние молитвы, совершается утреня. После нее читаются первый, третий и шестой часы. Завершается утреннее богослужение Божественной Литургией. Вечером в восемнадцать часов служится вечерня, предваряемая чтением девятого часа. Вечерние молитвы читаются после ужина. В течение дня братия выполняет келейное правило, читает Псалтирь, Евангелие, Апостол. Во все время бдений и трудов упражняется в Иисусовой молитве, следуя словам Господа: “…когда молишься, войди в комнату (в уединенную душу) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мф. 6,6).

Хотя в монастырь люди приходят по воле Божией и по велению души, но не многие удерживаются в монастырских стенах. Самолюбие, самочиние, своеволие, самонадеянность, самоуверенность, самодовольство, отсутствие смирения и кротости, гордость, уныние, строптивость, осуждение и болтливость, непокорность, лень, неблагодарность, нераскаянность и другие страсти препятствуют в духовном укреплении вступающих на путь духовного монашеского делания. Человек приходит в монастырь из мира, ибо, по словам Священного, Писания: “Мир во зле лежит.” (1 Ин. 5,19), зло же состоит в том, что “делающий грех, есть раб греха…” (Ин. 8,34). Уходя из мира, вступающий в монастырскую ограду, несет в себе приобретенные от рождения мирские навыки и привычки. В миру человека воспитывают на принципах самоутверждения, гордости, влюбленности в себя, отрицании авторитета старших; если человек не умеет постоять за себя, настоять на своем, возвыситься над другими, то для мира он не имеет в себе жизненной силы. Поэтому мир формирует в людях качества, необходимые для выживания в этом мире. И даже люди, склонные к духовным порывам, подвержены общим, для окружающего их мира, страстям. По слову псалмопевца пророка царя Давида: “С преподобным преподобен будешь, и со избранным избран будешь, и со строптивым развратишься.” (Пс. 17, 26-27).

В монастыре требуются от человека совершенно иные черты характера – по слову Святаго апостола Павла: “…отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу… облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение; …более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства…” (Кол. 3,8-9;12;14).

Если эти слова апостол говорит всем христианам, то тем более человек, входящий в ограду монастыря, должен обладать этими христианскими добродетелями или хотя бы стремиться к ним. Наиболее же, от вступающего на путь монашеского жития, требуется наивысшая добродетель – смирение, ибо сказано во Святом Евангелии: “…ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.” (Лк. 14,11), и святым апостолом Петром: “…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.” (1 Петр,5,5), и пророк Давид говорит Господу: “Яко Ты люди смиренныя спасавши и очи гордых смириши.” (Пс.17,28). Преподобные отцы древности говорили, что начало смирения – есть послушание.

Авва Моисей сказал некоему брату: “Будем просить послушания, рождающего смирение и приносящего терпение, и великодушие, и сокрушение, и братолюбие, и любовь, ибо это суть воинственные оружия наши.” Ещё сказал: “Монах постящийся, будучи под началом духовного отца, но не имеющий послушания и смирения, не приобретет никакой добродетели, потому что не знает, что такое монах.” (Древний Патерик. 14,6;8). В той же книге сказано: “Старцы говорили: Бог ничего так не требует от новоначальных монахов, как труда послушания.” (Там же. Гл. 14,23). Преподобный Иоанн Лествичник говорит: “Отцы псалмопение называют оружием, молитву – стеною, непорочные слёзы – умывальницею, а блаженное послушание назвали исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа.” (Лествица. Степень 4,8). Именно, отсутствие смирения является камнем преткновения для многих идущих по пути монашеского делания. Некоторые, прожив в монастыре много лет, не обретают этой добродетели, без которой нет спасения по слову Священного Писания и, положив много трудов, терпения, лишений и утеснений, понеся подвиги ради Господа, не имея внутреннего духовного камня веры – смиренномудрия, уходят из монастыря. Истинно: “…много званных, а мало избранных” (Мф.20,16). Господь Иисус Христос учил: “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…” (Ин.15,16), каждый вступающий на служение Богу, не сам избирает это служение, но сам Бог предъизбирает его. И, уходящий из монастыря по своей воле, уходит от креста, данного ему Богом.

За прошедшее время с момента основания монастыря много прошло людей, желавших обрести в нём пристанище, но немногие скрепили желание терпением и смирением. В Древнем Патерике описывается образ монашествующих в виде трёх летящих птиц: монахи разных веков христианства – средних и последних времен. Первые две птицы имели достаточно сил, чтобы, избегая искушений, достигать Царства Небеснаго; третья же птица, представляющая образ монаха последних времен, то взмывала к небу, то без сил падала на землю, то снова устремлялась ввысь. Древние отцы очень точно отобразили в этой картине духовную силу монахов разных эпох. Подвижники первых веков христианства удивляют нас своими подвигами. Недаром многие из них были наименованы Великими: Антоний Великий, Феодосий Великий, Похомий Великий, Онуфрий Великий, Арсений Великий, и многие, многие другие преподобные проводили свою жизнь в такой же строгости. Монахи более поздних времен так же, подражая преподобным отцам древности, несли в терпении и смирении свои крестные тяготы. В наше время монахи так же стремятся подражать богоугодному житию древних, но окружающий нас мир изменился далеко не в лучшую сторону

Духовно – нравственная деятельность монастыря.

Прошло десять лет. Много это или мало?… Для жизни человечества – это ничто. Для жизни общества это может быть целая эпоха. Для жизни человека это может быть огромная часть его жизни. Что десять лет для монастыря? Монастырь находится сейчас в стадии становления. Начинать всегда сложно. Очень тяжело восстанавливать утраченную духовность. Нелегко укреплять людей в истине и учить их жить по правде. Трудно оставить устоявшиеся привычки, несовместимые с монашеским образом жизни. Трудно строить духовную жизнь, ибо зло живет в мире. Злу не надо учить, оно само нахально лезет, подстрекаемое и научаемое духами зла. Добро же трудно прививается из-за духовной поврежденности человечества, о чем апостол Павел говорит: “Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.” (Рим. 7,18-19).

Потому трудно даются изменения в лучшую сторону – в сторону добра, смиренномудрия, любви. Точно также, как трудно подниматься в гору, а легко падать…. Впереди поднимающегося ждет вершина и непередаваемая радость; падающего ждет дно и смерть. Потому лучше терпеть и идти вперед. Трудно дается и строительство монастыря, поскольку монастырь строится своими силами и только на свои собственные средства.

Много людей посещают наш монастырь ради того, чтобы попасть на прием к наместнику нашего монастыря архимандриту Георгию. Большинство обращаются с болью душевной и телесной, с болезнями, с горем, за духовным, житейским и врачебным советом. И очень многим подается помощь и утешение по молитвам нашего старца. Батюшка всех наставляет на исполнение правил Православного уклада жизни. Наипаче всего учит постоянно посещать храмы Божии и регулярно причащаться Тела и Крови Христовых. Для проповеди в народе начальных правил и истин Православных образа жизни, морали, нравственности и мировоззрения архимандрит Георгий сотрудничает с редакцией газеты “Исцелись верой”, в которой печатаются ответы на волнующие вопросы, подбирается Православный материал поучительного содержания для неокрепших и новоначальных верующих.
Монастырь в наше время.

В настоящее время в монастыре проживает и несёт послушание около восьмидесяти человек. Возглавляет монастырь наместник архимандрит Георгий. Под его духовным руководством находится шесть священномонахов, два иеродиакона, три монаха, двадцать четыре инока и послушники. В храме ведется роспись… Начинал художественное оформление храма, иконописец Рекуха Николай. После его смерти, осенью 1998 года, иконопись продолжили насельники нашего монастыря – иеромонах Мартирий (Князько) и инок Прокопий (Сыроегин). Храм украшен гипсовым иконостасом и киотами деревянной резьбы. Резьбу по дереву выполняет трудник монастыря Владимир Николаевич Кобзев. В будущем, в монастыре планируется построить трапезный корпус, жилой корпус для братии и жилой корпус для священномонахов, гостиницу. Архитектурные расчеты и технический надзор при строительстве осуществляет архитектор Александр Иванович Колесников. На подворье, в хуторе Некрасово, построен храм. Возле него заложен фундамент под колокольню, которую так же планируется выстроить. Планов по строительству, благоустройству и украшению монастыря много. Но суждено ли им исполниться, – зависит от воли Божией и Божиего благоволения.

В храме имеются чтимые святыни: иконы Божией Матери “Неопалимая Купина” и “Владимирская”, икона Святаго великомученика и целителя Пантелеимона, написанная на Афоне; есть мощевик с мощами святых Божиих. У архимандрита Георгия имеется крест – мощевик, переданный ему старцем архимандритом Иовом (Кундря), с редкими мощами святителя Николая Чудотворца и Святаго великомученика и целителя Пантелеимона.

Весьма интересна история “Владимирской” иконы Божией Матери. Когда отец Георгий служил в Архангельской епархии, внучка убиенного священника принесла ему эту икону и рассказала о чуде, происшедшем в момент расстрела ее деда. Это произошло в тридцатых годах. В дом священника ворвались трое комиссаров и приказали отцу семейства собираться в дальнюю дорогу, не медля ни минуты. Взволнованный этим внезапным вторжением, батюшка попросил немного времени помолиться Богу и повернулся лицом к иконам. Из очей Царицы Небесной, написанной на дереве, потекли слезы. Увидев это чудо, один из комиссаров пришел в бешенство и, выхватив наган, стал стрелять в икону, после чего убил молящегося священника. Из пулевых отверстий пробитой иконы, как из ран человеческих, истекла кровь. К утру, святотатец-комиссар покончил жизнь самоубийством, застрелившись. Родные убиенного священника спрятали святую, кровь источившую, икону и сохранили её. Эта икона в настоящее время находится в алтаре храма.



Начало истории монастыря связано с чудесными явлениями, которое, согласно преданию, совершилось в этих заросших густым лесом горах в году. Согласно повествованию составленному от имени Туркула, благочестивого помещика из Тарнополя (ныне Тернополь), в ночь 25 ноября того года он был в лесу вместе с другими охотниками, числом до тридцати человек. Когда охотники развели большой огонь и собрались вокруг, с западной стороны раздались раскаты грома направляющиеся постепенно к горе, на которой находились охотники. Затем гром прекратился, а над огнём появился олень. Охотники стали стрелять в оленя и выпустили пятнадцать стрел, а он всё стоял спокойно и неподвижно. Когда они подошли поближе, олень скрылся, оставив по себе след в виде огненного шнурка, один конец которого был на земле, а другой скрывался в облаках. Пораженные таким видением, охотники возвратились к своему месту. Все они пришли к тому убеждению, что это есть какая-то непостижимая тайна Божия. Ночь до утра провели без сна, а на другой день все разъехались по домам. Через некоторое время охотники вновь прибыли на место дивных видений и увидели нечто новое: огненный шар, явившийся на одной горе, переместился на другую гору - ту, где впоследствии возникла Почаевская лавра .

Собственно основание монастыря-скита на месте чудесных видений предание относит к году. Согласно этому повествованию, скит Святого Духа был основан греческим подвижником преподобным Мефодием .

Основные источники о древней истории монастыря - Почадевская летопись (некогда утраченная и вновь частично обретенная) и Жизнеописание преподобного Мефодия - остаются спорными.

Униатский период и угасание скита

После того как монашеская жизнь на Скит-горе прекратилась, оставшиеся строения от времени обрушились и покрылись мусором. Гора превратилась в заброшенное место, которое со временем поросло лесом. Сохранилась лишь память об обители, закрепившаяся в простонародном названии горы - "Скиток".

Возрождение и закрытие

Проект храма для возрождаемого скита составил составил старший инженер строительного отделения при Волынском губернском правлении Л. И. Альбертус. Владыка Модест одобрил план храма, а по поводу названия нового скита указал в своей резолюции следующее:

желательно посвятить такому празднику, в который мог бы стекаться летом народ…может быть можно посвятить Святому Духу и праздновать на второй день Пятидесятницы , чтобы крестным ходом из Лавры и других соседних приходов переносить святую Икону на этот день, или для большего торжества еще что-нибудь установить. Пятидесятницу народ празднует три дня, следовательно, может идти и в скит помолиться .

В заботе об ускорении и удешевлении первоначальных строительных работ, духовный собор лавры 15 марта года благословил перенести пустующий дом со Всехсвятской церковью из лаврской киновии в скит 17 марта того же года начались работы по разборке дома. Тем временем, 18 марта житель Почаева Аркадий Годовицкий построил из лаврского материала дом для рабочих, под которым находились два погреба. 21 мая 1901 года на второй день Пятидесятницы была совершена торжественная закладка соборной церкви в честь сошествия Святого Духа на апостолов . Чин возглавил архиепископ Волынский Модест при стечении множества клириков и мирян, сошедшихся на "Скиток" четырьмя крестными ходами.

На строительство Свято-Духова храма понадобилось 64 тысячи кирпичей. Штукатурка была изготовлена из алебастра. Строителями храма стали жители села Радзивилов Стефан Лукасевич и его помощники. Из московского колокольно-литейного завода братьев Самгиных в марте 1901 года был доставлен колокол, отлитый на средства благочестивой жительницы Санкт-Петербурга Анны Ильиной. Она также пожертвовала много икон и утвари, а также две тысячи рублей на благоустройство обители. Храмовый иконостас был изготовлен калязинским купцом и мастером по резке иконостастов Макарием Васильевичем Шишкиным из соснового и липового дерева покрытого красным золотом; иконостас был доставлен в скит в январе года. В году был освящён нижний храм соборной церкви, ставший одним из первых престолов во имя новопрославленного преподобного Серафима Саровского .

Нагнетание националистической нетерпимости на Западе обособившейся Украины сделали монастырь одной из мишеней для борцов с русским влиянием и православной верой. Не раз муссировалась идея о закрытии лавры и скита, или передачи этих монастырей государству с перспективой дальнейшего обращения в униатство . В этот период угрозы и политическое нападки сделались обычным фоном монастырской жизни.

Настоятели

  • Прп. Мефодий (1219 - ?)

Униатский период Серафимо-Дивеевского Свято-Троицкого монастыря

Документы, литература

  • Центральный государственный исторический архив Украины во Львове, ф. 684, оп. 1, д. 3266, л. 1-3; д. 3264, л. 1-15.
  • Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 1, д. 4409, л. 2-5; д. 4757, л. 14; оп. 2, д. 1565, л. 85-87; оп. 3, д. 295, л. 261.
  • Амвросий (Лотоцкий) , архим., Сказание о Почаевской Успенской Лавре , Почаев, 1878, с. 12.
  • Левицкий В., Материалы по истории Почаевской Лавры , Почаев, 1912, т. 1, с. 156, 160.
  • Почаевский листок , 1903.
  • Описание Почаевской успенской Лавры , Почаев, 1904, с. 118.
  • Почаївський Свято-Духівський монастир-скит , Почаев, 2003, с. 19, 33.

Использованные материалы

  • Серпенинов Валентин, "Свято-Духов скит Почаевской лавры: исторический путь", официальный сайт Кафедры Церковной истории Московской духовной академии, 26 мая 2015:
  • http://history-mda.ru/publ/svyato-duhov-skit-pochaevskoy-lav...tml , со ссылкой на Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 1, д. 4757, л. 14.


Похожие статьи