Муромский спасо-преображенский мужской монастырь - христианство - религии - каталог статей - роза мира. Муром

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром - древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни...

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма - необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония - покровители семьи.

В православные праздники - многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом. Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме - спортзал, в другом - склад, на территории - военный плац, три казармы (одна - в братском корпусе).

1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег. Был только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И что удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей. За 10 лет обитель возродилась. Стала являть миру красоту Божественную, необычайную.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой - она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали...

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие - со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. - от поляков, в ХХ в. - от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Паломнические поездки к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю в г. Муром

  • Поездка из Вологды в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Владимира в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Обнинска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Коломны в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Великого Новгорода в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Тюмени в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Дзержинска (Нижегородская обл.) в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Королёва в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Йошкар-Олы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Старицы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Кирова в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Киева в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Арзамаса в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Зарайска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Ярославля в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Смоленска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Гороховца в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Фряново (Московская обл.) в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Волгограда в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Валдая в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Саратова в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Мурома в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Ставрополя в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Костромы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Минска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Астрахани в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Брянска в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Воронежа в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Торжка в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Фрязино в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Орла в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Саратова в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Энгельса в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром
  • Поездка из Сергиева Посада в Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром

Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в городе Муром (ул.Лакина, д.1), на высоком берегу Оки. Это один из самых древних монастырей на Святой Руси (после Киево-Печерской Лавры), ведь история этой муромской обители началась почти 1000 лет назад.

По преданию, монастырь был основан в 1096 году святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первым русским святым, сыном Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу.

Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году царь пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово.

По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм Государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Так выглядел монастырь до революции. В 20 веке он был закрыт. Здесь разместилась воинская часть.

Начало возрождения обители

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид. Вот фотографии того, что было в 1996 году и начало возрождения монастыря в 1997 году.

Молодому монаху, а затем игумену монастыря о.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было ни людей, ни денег. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И это удивительно, ведь в самом начале все это поднималось стараниями очень немногих людей. Вот видео-репортаж от 26.04.1997 года и интервью о.Кирилла, где видно, из каких руин поднимался монастырь.

За 10 лет обитель возродилась и стала являть миру красоту Божественную, необычайную. Находясь сегодня на территории восстановленного монастыря невозможно даже представить, из каких руин была вновь она воссоздана.

Давайте «пройдемся» по всей территории этого удивительного монастыря, прикоснемся к его многочисленным святыням.

В настоящее время на территории монастыря находится 2 больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус. Все это расположено на очень ухоженной территории.

При входе на территорию монастыря сквозь ворота в крепостной стене мы оказываемся в сказке.

Перед нашим взором открывается просторная территория с многочисленными храмами и часовенками, красивейших пруд с распускающимися лотосами, а в воздухе витает невероятный аромат хлеба и сдобы из местной монастырской пекарни. Но начнем свой обзор, конечно же с храмов.

Спасо-Преображенский собор

Это самый древний храм на территории монастыря, именно с него начиналась обитель. В храме находятся мощи 30 святых угодников Божьих и чудотворцев.

Икона святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, освященная на его мощах в г.Керкира (Греция). Эта святая обитель располагается на греческом острове Корфу.

В Киоте с иконой находится часть башмачка владыки, которые меняются каждый год на его нетленных мощах. А происходит это потому, что он изнашивает их, посещая страждущих людей.

Деревянная глава святой великомученицы Варвары с частицей ее мощей. Ей молятся об избавлении от внезапной смерти.

Покровский собор

Двухэтажная Покровская церковь с трапезной была возведена на средства муромского уроженца митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) в 1691 году. Храм был теплым, его отапливали три печи.

В 1757 году к Покровской церкви пристроили с запада трехъярусную шатровую колокольню, деньги на ее возведение дал муромский купец П. П. Самарин; он же тогда пожертвовал монастырю колокол в 120 пудов весом.

Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским кор­пусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря.

Внутри находится несколько алтарей, в каждом из котором расположено огромное множество святынь со всех уголков мира.

Верхний храм

В верхнем храме Покровской церкви находится чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Она была привезена со Святой горы Афон в 1878 году. С тех пор «Скоропослушница» стала главной Святыней обители. Этот образ прославился многочисленными исцелениями.


И в сегодняшние дни тысячи богомольцев со всей России прибегают к «Скоропослушнице», получая у Царицы Небесной скорую помощь в болезнях и скорбях. В благодарность и свидетельство о получении помощи от Пресвятой Богородицы, люди приносят свои теплые молитвы и пожертвования.

Еще совсем недавно на этом образе можно было видеть огромное количество золотых украшений, которые люди приносили в дар за чудесное исцеление и скорое услышание молитвы. Но летом 2013 года мы этих подарков не увидели. Местные служители говорят, что их увез на Украину один из настоятелей монастыря, которые за последние несколько лет меняются очень часто.

Здесь же установлен Мироточивый Крест с частицей Животворящего Древа Честнаго Креста Господня.
Множество паломников выстраиваются к нему в очередь, чтобы поставить свечу и помолиться о близких и родных людях и получить помощь в трудных жизненных обстоятельствах.

А рядом находится Икона святого праведного с частицей его ризы.

Она была освящена на гробнице Всероссийского пастыря в Свято-Иоановском женском монастыре, который находится на Карповке в Санкт-Петербурге.

Икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей , Муромских Чудотворцев, помощников и благоустроителей семейной жизни. Святой князь Петр принял монашеский постриг и скончался в Спасо-Преображенском монастыре.

В настоящее время рака с мощами святых князей Петра и Февронии находится в г.Муром.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Она была написана на святой горе Афон и освящена в Русском Пантелеимоновом монастыре на его Честной главе. В иконе имеется мощевик великомученика Пантелеимона.

Икона святых Царственных страстотерпцев с камнем, который был привезен от стены подвала . Именно в этом месте в Екатеренбурге 1918 гду была расстреляна Августейшая семья последнего русского царя Николая II.


Икона преподобного Серафима Саровского, написанная инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященная на раке со святыми мощами Преподобного.

В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи святого старца Серафима.

Нижний храм

В нижнем храме Всех Святых слева возле алтаря находится Гробница преподобного .

Скульптурный образ (вырезанный из дерева) святого богатыря, защитника земли Русской, воссоздан по его нетленным мощам, почивающим в Киево-Печерской Лавре. В серебряном ковчеге находится часть левой руки преподобного.

Удивительная икона святителя Луки, архиепископа Крымского с частицей мощей. Священноисповедника и врача от Бога, прославленного многими исцелениями от гнойных ран.

Здесь же находятся чтимая икона 19 века святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей.

И рядом икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца — покровителя путешествующих, страждущих от клеветы и неправедного осуждения.

Возле каждой из них есть молящиеся люди. И это неслучайно. Ведь в этом удивительном месте, в окружении такого количества святынь молитва творится очень легко, и помощь от святых Божьих Угодников приходит быстро.

Надвратный храм Кирилла Белозерского

Церковь преподобного Кирилла Белозерского существовала в Спасо-Преображенском монастыре с 17 столетия. До 19 века она находилась в другом месте: на северном участке ограды (тогда - деревянной), где располагались в то время ворота.

На рубеже 18-19 столетий церковь была упразднена за ветхостью - ее престол перенесли в нижний этаж теплого Покровского храма, а на месте ее алтаря поставили памятную часовню.

В 1807 году в монастыре начали строить каменную ограду. При этом Святые врата было решено устроить на западном ее участке (на нынешнем месте). Они появились в 1810 году, но дело с возведением новой надвратной церкви преподобного Кирилла Белозерского затянулось на десятилетия.

Средств не хватало (равно как, судя по всему, и достойных мотивировок этих трудов), и его так и не окончили до 1917 года, когда грянула революция и всякое монастырское строительство вообще надолго прекратилось. Памятную часовню, стоящую на месте алтаря первого храма, разрушили в 1930-е годы.

В новейшие времена храм преподобного Кирилла Белозерского восстановили. 22 июня 2005 года, в день памяти преподобного Кирилла, он был освящен.

Надвратная церковь Сергия Радонежского

После освящения восстановленного надвратного храма во имя преподобного Кирилла Белозерского на противоположном (восточном) участке монастырской ограды, выходящем к Оке, был заложен еще один надвратный храм - во имя преподобного Сергия Радонежского.

Эту скромную как размерами, так и архитектурой церковь построили очень быстро - уже 26 октября 2005 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий совершил чин освящения храма.

В этот же день попечители доставили в монастырь икону преподобного Сергия Радонежского, которую перед тем освятили в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре на мощах «игумена земли Русской».

На звоннице находятся била-колокола, отлитые по древней традиции. В них позволяется звонить каждому посетившему храм. Как это делается, можно почитать и посмотреть .

Отсюда открывается восхитительный вид на реку Оку и бескрайние русские просторы.

Часовня-костница

Часовня-костница была возведена на месте монастырского кладбища, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати.

После закрытия монастыря, при размещении здесь воинской части, на месте кладбища были построены 2 казармы и размещен платц.

В 1998-2005 годах, при благоустройстве территории монастыря были обнаружены многочисленные останки людей из поруганных захоронений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница.

Внутри в небольшом углублении за стеклом можно увидеть черепа и кости погребенных здесь когда-то людей. Можно спуститься по лестнице поближе. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных.

А сверху над останками располагается надпись, которая заставляет задуматься о Вечном всех сюда входящих:

«Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы » .

Водосвятная часовня с купелью «Живоносный источник»

В часовне можно набрать освященной воды и совершить омовение в купели, где находится камень из реки Иордан. Женщинам благословляется купаться в рубашке.

Часовня великомученника Георгия Победоносца

Часовня была воздвигнута в честь погибших на поле брани российских воинов. Воины и их сродники почитают образ святого великомученника Георгия Победоносца. В часовне находится его икона, можно зажечь свечи, помолиться.

Особо почитается и имеющаяся у монастыря икона святого великомученика Георгия Победоносца с житием. В нижней части иконы в нее вмонтирован древний мощевик с частицей мощей святого.

Святой Георгий — покровитель православного воинства. В дореволюционной России Георгиевский Крест считался высшей наградой за мужество. В Великую Отечественную войну его аналогом стал Орден Славы. Повторяющая его цвета Георгиевская лента сегодня является одним из символов Победы.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня в западной угловой башне монастырской ограды существовала до революции, но с иным, неизвестным именем. Была построена в 1889 году.


Возобновлена в 2001. Башня кирпичная, восьмиугольная, с шатровым верхом, получила современный облик во второй половине 19 века.

Палаты настоятеля и братский корпус

В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля (на фото справа) – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание 17 века.

Оно было построено в 1687 году в исключительно скромных архитектурных формах. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского. Конечно, в таком огромном здании жил не только настоятель монастыря. Нижний этаж занимали четыре кладовые, а верхний – пять келий. Кроме каменных, настоятелю принадлежали четыре деревянных кельи, где, по всей видимости, в основном и жили, так как каменные помещения считались сырыми и нездоровыми.

Братский корпус был деревянным. Новый каменный корпус выстроен в 19 веке. Монастырь не был многолюдным – в разные времена в нем подвизались от 10 до 30 монахов. Фундаментальная реконструкция настоятельского корпуса была проведена в новейшие времена, после передачи монастыря Церкви.

Уже 22 июня 1996 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил на втором этаже настоятельского корпуса новую домовую церковь во имя святителя Василия, епископа Рязанского.

Монастырь всегда славился своей библиотекой с собранием древних памятников письменности. В начале 19 века он был обнесен новой оградой (тогда же перенесли надвратную Кирилловскую церковь), заново отреставрирован. В 1891 году строится последнее большое здание монастыря – трехэтажный братский корпус (на фото — слева).

В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских. С 29 сентября 2003 года в этом здании действует Духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена, который в 1945-46 годах, в сане иеромонаха, служил в Муромском . При училище открыт и мемориальный музей Патриарха Пимена.

Паломнический центр

Для паломников и путешествующих людей паломнический центр Спасо-Преображенского монастыря предоставляет жилье и питание. Он рассчитан как на людей с малым достатком, так и на более обеспеченных туристов.


Паломническая гостиница предоставляет несколько вариантов размещения:

  • общий номер (в женском номере 14 мест, в мужском 12 мест). Удобства (душ, туалет) на этаже. Стоимость 300 руб. с человека.
  • комфортабельные 2-х, 3-х и 4-х местных номера со всеми удобствами. Стоимость 1000 руб. с человека.
  • Возможен прием VIP-гостей (правительственный уровень).

На первом этаже располагается паломническая трапезная. Работает с 11.30 до 18.00, где можно купить обед и/или ужин. Стоимость 95 руб.

Забронировать места в паломническом центре можно по телефону 8-49234-3-14-76. Более подробная информация по телефону 8-920-921-89-83, Елена Михайловна, директор Паломнического центра.

Приведены цены лета 2013 года.

Если по каким-то причинам вам неудобно жить на территории монастыря, то рекомендую в городе забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе , или же через забронировать отель.

Территория монастыря

Территория монастыря очень ухожена. Вокруг красивые и аккуратные газоны, по периметру высажены разнообразные цветы. В центре, почти напротив главного входа устроен пруд, в котором растут разноцветные лотосы. Вокруг оборудована площадка в восточном стиле с многочисленными цветами, камнями, лавочками.

Ранее на территории монастыря был устроен мини-зоопарк с курами, утками, павлинами, лошадками и другой живностью. К сожалению, летом 2013 года это стало частью истории, о которой с восхищением пишут паломники и туристы, заставшие это. Очень хочется надеяться, что в будущем парк с животными вновь возродится.

Некоторые исторические материалы в этой статье были взяты с сайта Спасо-Преображенского монастыря www.svyto.ru.

Более подробные впечатления от посещения монастыря и проживания на его территории, а также фотографии находятся .

О других достопримечательностях Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, можно прочитать . Они все отображены на этой на карте.

Если вы окажетесь в Муроме, обязательно воспользуйтесь необычными экскурсиями от творческих жителей этого города. Вы сможете узнать очень много всего интересного!

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром - древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни...


Божественная красота открывается с вершины монастырского холма - необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи.

В православные праздники - многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом. Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме – спортзал, в другом – склад, на территории – военный плац, три казармы (одна – в братском корпусе).

1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид.
Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег. Был только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И что удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей. За 10 лет обитель возродилась. Стала являть миру красоту Божественную, необычайную.


Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.
В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.
В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.
В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань – поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой - она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали...

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие - со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.
Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского,
писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. – от поляков, в ХХ в. – от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

"Скоропослушница" спасает от бед


Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» - одна из самых любимых и почитаемых икон в древнем городе Муроме. Привезена в Муром в прошлом веке в Спасо-Преображенский мужской монастырь со святой горы Афон. Народом любима за свое скорое вспоможение: исполнение прошений, освобождение от бед, исцеление.
Иные скажут, что так не бывает. Но приезжая в Муром, многие убеждаются, что чудо - явление реальное. Оно творится здесь явно и на удивление скоро. Особенно на территории монастыря. И все это благодаря чудодейственной иконе.

Эта святыня писана и освящена в прошлые века на Святой Горе Афон в Русском монастыре святого Великомученика и целителя Пантелеймона. За свое скорое вспоможение и получила название «Скоропослушница».
Она дважды способствовала восстановлению Спасо-Преображенского монастыря: в конце XIX века и в конце XX века. Первый раз в 1878 году. Тогда монастырь полностью разорился, но иноки с Горы Афон прослышали про беды своих братьев и прислали в Муром чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница». Она способствовала скорому восстановлению монастыря.

Второй раз икона спасла монастырь в 1995 году. Тогда с территории монастыря только-только выехала воинская часть, оставив казармы, военный плац и церкви без куполов. Целый год несколько монахов во главе со своим игуменом Кириллом молились в нищете и убогости. В тяжелые времена им была чудодейственно возвращена икона «Скоропослушница». Вскоре на глазах изумленных прихожан стал возраждаться из руин Спасский собор, за ним - Покровский. И вот уже укреплены древние крепостные стены, благоустроен братский корпус. Все это требовало немалых средств. Откуда они взялись? Монахи объясняют просто - помогла «Скоропослушница».

С Божией помощью на протяжении последних десяти лет с 1995 по 2005 год жизнь монастыря возрождается. Великие дела происходят. Появляются люди, которые способствуют восстановлению и процветанию обители.

В монастыре стараниями «Скоропослушницы» дела идут успешно. Возле Ее образа всегда много живых цветов от прихожан. Люди говорят о Ней, как о живой. Подолгу стоят припавши к иконе. Плачут и разговаривают с Ней. При этом замечают, как меняется Ее лик... Когда праздники - особенно крещение, Пасха и Рождество - лик Ее светел и радостен. Когда происходят печальные события, лик Ее становится грустным. Меняется даже его цвет. Это явление замечают многие.

Прихожанам памятен случай. Приходит мать солдатская в храм и говорит: "Сын пропал в Чечне, за что молиться - за здравие или за упокой?" Конечно, «за здравие» - посоветовал ей игумен Кирилл. Отслужил трегубое моление за раба Божьего (это значит во время службы молитва О здравии была прочитана трижды). Ушла женщина домой. Однако через несколько дней из комиссариата пришло известие: сын погиб. Прислали цинковый гроб. Вырыли могилу, а тут сын целый и невредимый возвращается из Чеченского плена. Это чудо потрясло весь Муром. Передавалось городской молвой из уст в уста. Могилу закопали, а сына повели к Спасительнице.

С тех пор многие новобранцы и контрактники, отправляясь в Чечню, идут помолиться Светлому Образу. Несколько военных людей, которых в храме знают в лицо, рассказывали, в какие засады и передряги они попадали в Чечне, и буквально чудом, небесные силы сохраняли им жизнь, выводили из засад и плена. Не случайно многие солдаты и после службы в армии не забывают дорогу к Храму, к "Скоропослушнице": венчаются, крестят детей, молятся.


Многим помогает «Скоропослушница» в, казалось бы, неразрешимых ситуациях. Конкретный случай. Одной женщине предстояли сложные роды. Врачи решили делать кесарево сечение, но в последние перед родами дни выяснилось, что операцию она не перенесет. Ситуация была критическая, и тут женщине посоветовали обратиться к «Скоропослушнице». Она молилась искренне и истово. А в завершении сняла с себя дорогие украшения и подарила их Святому Образу. Через несколько дней женщина самостоятельно и успешно (без операции) разродилась здоровым малышом.

А скольких исцелила «Скоропослушница»! Одну женщину привели в церковь под руки - сама не могла идти. Страдала тяжелой формой ревматизма. Священнослужители научили ее, горемычную, и ее родных, как прошение подать, какую молитву читать. Во время службы окропили женщину святой воды, помазали чудодейственным маслом из лампадки, что висит пред «Скоропослушницей». В сгорбленном состоянии сверх своих скромных сил отслужила болящая женщина службу, поддерживаемая с двух сторон родственниками. И вот служба закончилась. Больная подняла к иконе просветленное лицо и... самостоятельно, без помощи провожатых, подошла к иконе. Поцеловала ее. Родственники болящей и люди, видевшие это, ощутили благоговейный трепет.

Каждый день своей любимой иконе несут прихожане, порой совсем бедные люди, скромные дары и цветы... И каждому она не отказывает в помощи, скоро и послушливо помогает. Местная милиция знает, что бомжей и брошенных подростков примут и обогреют в монастыре. А в дальнейшем «Скоропослушница» укажет им путь.

Много добрых дел вершится в обители. Идут жители Мурома в монастырский магазин за самым вкусным и сравнительно дешевым хлебом – благословенным, целительным. Он на редкость долго не черствеет, сохраняет вкус. Однажды автор этих строк, стала свидетелем чуда: оставила в хлебнице кусочек освещенного пасхального Муромского кулича. Прошел месяц – он не зачерствел, не покрылся плесенью. Еще месяц – то же самое. Хотя обычный хлеб уже через неделю в тех же условиях покрывается плесенью. Теперь этот кусочек хранится в доме как реликвия.

Светел и прекрасен лик «Скоропослушницы». Кто искренне и благоговейно обращается к ней, получает спокойствие и благодать.

Есть в Муроме местный юродивый - Славка Пряник. Он является местной достопримечательностью, поскольку наяву видит бесов... Шумит на них...
Зимой Славка Пряник спит на снегу, на морозе, прямо возле храма, но хвори его не берут.
У него свои беседы со «Скоропослушницей». Он искренне служит Ей. Оберегает Ее, как ему кажется, от нехороших людей.
Родственники изгнали Славку из дома, вспоминают о нем только в день выдачи пенсии... Но юродивого в обители пригрели - у него всегда есть кусок хлеба и крыша над головой.



Похожие статьи