Самый большой колокол на руси. Православная Россия: интересные факты о церковных колоколах

1. История гласит, что царственных гигантов было на самом деле четыре. Первый колокол отлили в 1600 году, дав ему официальное имя Большого Успенского колокола. Правда, прадеду нынешней российской «знаменитости» не повезло: во время пожара он упал и разбился. Впрочем, такая же участь постигла и его потомков. Второй Царь-колокол разбили во время рождественских звонов, третий пострадал при пожаре в 1701 году.

Четвертый Царь-колокол, который жив и поныне, был создан 25 ноября 1735 года по приказу императрицы Анны Иоановны. На все подготовительные работы – от проекта до строительства плавильных печей - ушло фактически пять лет. Плавка металла продолжалась всего 36 часов, а отливка и того меньше – 1 час и 12 минут. Однако «спеть» 200-тонной знаменитости так и не удалось. Пока шли чеканные работы, случился очередной пожар в Кремле. Сбежавшийся народ решил залить Царь-колокол водой, дабы он окончательно не расплавился. Благодаря усердию и старанию новоиспеченных «пожарных» металл треснул. Так самый большой колокол в мире потерял «кусочек» весом в одиннадцать с половиной тонн.

После этого интерес москвичей к колоколу угас, и медный бедолага почти сто лет пролежал в литейной яме. Только в 1819 году, когда в Кремле велись восстановительные работы после нашествия армии Наполеона, о Царь-колоколе вспомнили, подняли на свет божий и в 1836 году установили на постамент.

Впрочем, Царь-колокол – далеко не единственная знаменитость в мире колоколов. Сегодня мы рассказываем и о других «коллегах» российского гиганта.

2.116 тонн счастья. Колокол Счастья (Bell of Good Luck) является преемником нашего Царя-колокола. В настоящее время это крупнейший в мире действующий колокол, причем, отлитый с первого раза относительно недавно – в конце 2000 года. Его созданием занималась китайская компания Tianrui Group.

Инженеры уверяют, что 116 тонн счастья (проектный вес – 108 тонн) обладают отличным тембром. Долго длящийся звук красивой окраски слышать все жители города Пингдингшан (провинция Хэнань).

О современнике XXI века мало что известно – колокол достаточно молод и еще не успел обзавестись историей. Однако в его «паспорте» четко прописаны метрические данные: высота китайского гиганта – 810,8 см, диаметр – 511,8 см. Украшен Колокол Счастья орнаментами и иероглифами, а звонят в него при помощи специального ударника, расположенного снаружи.

3. Японские «куранты». Собратом китайского Колокола Счастья является Большой колокол храма Тион-ин (Другой вариант произношения – Чион-ин) в японском городе Киото . Он также обладает внушительным размером: диаметр колокола - 2,8 м, высота - 3,3 м, вес – 74 тонны.

Неизвестно, кто отлил сего гиганта, но достоверно известна дата появления на свет и храма, и самого колокола. Тион-ин был построен в 1234 году и по сей день является главной резиденцией школы буддизма Дзёдо (Jodo). А колокол появился при храме в 1633 году.


Чтобы заставить Большой колокол спеть, требуются усилия 17 монахов. Они, раскачивая бревно, ударяют им в колокол, заставляя его фактически «отпускать» грехи всем людям.

Дело в том, что Большой киотский колокол звучит исключительно по праздникам. В Новый год он выполняет функцию курантов, отсчитывая положенные 108 ударов. Буддисты верят, что человеку присущи 108 мирских страстей и прегрешений, с которыми необходимо бороться, чтобы достичь желаемого просветления. Так вот, каждый удар колокола Тион-ин как раз и отгоняет один из грехов.

Технология «гонения страстей» проста. Монахи ждут, пока стихнет гудение от первого удара, затем раскачивают бревно и бьют по колоколу вновь. И так все 108 ударов. Порой этот процесс занимает более часа. Зато все японцы чётко знают: последний удар Большого киотского колокола в прямом эфире всех ТВ -каналов и знаменует приход Нового года.

4. Имени лорда. Сегодня почему-то у большинства туристов Биг-Бен ассоциируется именно с Часовой башней (ныне башня Елизаветы) Вестминстерского дворца в Лондоне . Однако это не совсем верно. Большим Беном (а именно так переводится это название с английского) изначально звали самый большой из шести колоколов знаменитых английских часов.


В 1844 году британский Парламент одобрил идею строительства башни с наиточнейшими часами. Разработку проекта поручили Эдмунду Беккету Денисону, который «завалил» первый тест колокола. Желая превзойти самый тяжелый йоркский колокол по имени Великий Пётр, Денисон изменил формулу сплава металлов и форму будущего «ударника». При испытании колокол треснул.

Второй вариант вышел в разы удачнее. Это так вдохновило лорда Бенджамина Холла, что 31 мая 1859 года, как раз в день первого звона сверхточных часов, он произнёс утомительно-длинный монолог на сессии Парламента, кстати, посвященной названию колокола. Кое-кто из слушателей не выдержал и произнёс: «А почему бы не назвать колокол «Биг Беном» (прозвище лорда Холла – прим. автора) и, наконец, покончить со всем этим…». Это предложение было встречено взрывом хохота и единогласно одобрено. Так по одной из версий знаменитый британский колокол и получил свое имя.

Правда, через каких-то два месяца после установки и первого звона Биг-Бен снова треснул и замолчал на целых три года. Но специалисты сделали квадратный пропил у основания трещины, уменьшили вес молотка, а сам колокол развернули на четверть оборота. Эти меры помогли вернуть голос гордости Англии , придав Биг-Бену весьма оригинальное звучание.

5. Возрожденная «Королева всех колоколов». Колокол Maria Gloriosa («Слава Марии»), отлитый нидерландским мастером Герхардусом Воу де Камписом еще в 1497 году, «прописан» в немецком городе Эрфурте . Его высота составляет 254 см, диаметр - 257 см в диаметре, а весит гигант, посвященный Деве Марии, почти 11 с половиной тонн. «Пела» Maria Gloriosa при содействии аж восьми звонарей.

Звонил колокол не только во время служб, но и во время важных праздников, чумы, войн и разгула стихии. И голос его был настолько мелодичен и звучен, что жители Германии прозвали Maria Gloriosa «Королевой всех колоколов».

«Королева», пережив большой пожар в 1717 году, две мировые войны и реконструкцию (для колокола изготовили специальный электропривод к механизму качания), дала трещину в 1984 году, аккурат в Рождественскую ночь – с 24-го на 25-е декабря.


Специалисты, тщательно изучив колокол, приняли решение восстановить его. Трещину заполнили расплавленной бронзой, состав которой был максимально приближен к оригинальному составу Maria Gloriosa. Реставрация прошла успешно, и уже 8 декабря 1985 года «Королева всех колоколов» зазвонила вновь. Тысячи людей услышали ее обновленный голос и… нашли, что колокол по-прежнему хорош и великолепен. Это же подтвердил и акустический анализ. В настоящее время Maria Gloriosa «работает» только по большим церковным праздникам и по особым случаям.

6. Свобода с трещинкой. Знаменитый Колокол Свободы, который 8 июля 1776 года возвестил оглашение Декларации Независимости Соединенных Штатов Америки , сложно назвать везунчиком. Первый его вариант попросту треснул при пробном ударе. Тогда колокол решили перелить, слегка изменив состав, и… потеряли в красоте голоса. Еще одна переделка с восстановлением прежнего сплава – и Колокол Свободы наконец-то установили в Зале Независимости в Филадельфии. Он звонил каждое 4 июля и по особым случаям вплоть до 1835 года. А потом звонкая свобода дала трещину во время похорон генерального судьи Джона Маршалла .

В 1846 году трещину попытались устранить, но, увы, весьма неудачно. Отзвонив по случаю Дня рождения Вашингтона , Колокол Свободы умолк навсегда. Сегодня «почётный пенсионер» с трещинкой хранится в стеклянном павильоне рядом с Залом Независимости.


В 1976 году к 200-летию США на заводе «Whitechapel» был отлит новый Колокол Свободы, однако и новичок испытал на себе то, что мы называем законом подлости или превратностями судьбы. Колокол пережил два нападения. В начале 70-х годов мужчина ударил по нему выхлопной трубой, а в 2001 году молодой человек приложился по символу свободы молотком, оставив несколько вмятин. Почему Колокол Свободы так привлекает неадекватных людей, до сих пор неизвестно.

7. Четверка из Нотр-Дама. В ноябре 2012 года весь мир облетела весть: четверку колоколов знаменитого Нотр-Дам де Пари заменят. Анжелику-Франсуазу, Антуанетту-Шарлотту, Гиацинту-Жанну и Дени-Давида (именно такие имена носят эти колокола) отдадут в переплавку, сделав из них пушку. Такое решение было принято в связи с празднованием 850-летнего юбилея парижского собора, которое состоится в ноябре 2013 года.

Увы, но колоколам Нотр-Дама просто не повезло. В годы Французской революции их переплавили в пушки, а новые «певуны», отлитые в 1856 году были некрасивы, как известный горбун из романа Виктора Гюго, и голоса имели неблагозвучные. А всему виной – экономия. Как отмечает The Guardian, для середины XIX века колокола обошлись Нотр-Дам де Пари весьма дешево, да и технология их изготовления хромала на обе ноги.

В феврале 2012 года четверку сняли, начав работы по созданию новых восьми колоколов. Их отливали по старинной методе, предполагающей литье бронзы в формы из глины, смешанной с конским волосом и навозом. Это, по словам специалистов, должно было помочь вернуть то самое звучание, воспетое еще в романе «Собор Парижской Богоматери».


Один из новых колоколов Нотр-Дама, отлитый по старинному "рецепту".

На восстановление былой гордости Нотр-Дама выделили 2 миллиона евро. И вот уже в феврале 2013 года девять колоколов (на один больше обещанного) появились в главном парижском соборе. Имена им, конечно, поменяли. Теперь Нотр-Дам украшают Мари, Дени, Габриэл, Этьен, Бенуа-Жозеф, Марсель, Анна-Женевьева , Морис и Жан-Мари.

8. Королевский колокол для особых случаев. Колокол Зигмунта (или же просто Зигмунт) является самым известным краковским колоколом и по совместительству одним из символов Польши . Считается, что его звон оберегает жителей Кракова и всей Республики Польши от бед и несчастий.

Зигмунта отлил в 1520 году немецкий литейщик Ганс Бегам, однако впервые колокол подал голос только 13 июля 1521 года. И до сих пор его, как и Вавельский замок, в котором «прописан» колокол, окружают легенды. По одной из них Зигмунт был создан из переплавленных российских пушек, а по другой – в создании колокола участвовал даже придворный поэт.

Король Сигизмунд I Старый мечтал о колоколе, который бы жил века и озвучивал славу его страны, сливаясь с ритмом биения сердец всех-всех-всех поляков . Об этом желании король поведал придворному поэту, а тот, решил исполнить мечту своего господина. Поэт пошел в мастерскую, где отливали колокол, и бросил в жидкий металл струну из своей лютни. Так, помимо звучного голоса, колокол Зигмунта получил еще одну способность – способность исполнять желания.


Сегодня Зигмунт звучит в дни католических и национальных праздников, а также по особым случаям. Так, например, главный колокол Вавельского замка звонил 1 сентября 1939 года, когда нацистская Германия вторглась в Польшу, накануне вступления республики в Евросоюз , после авиакатастрофы в Смоленске и во время похорон папы Иоанна Павла II в 2005 году и Леха Качинского в 2010 году.

*В колокольных уставах самые большие колокола назывались «тяжкая», то есть «тяжелые», а выражение «во вся тяжкая» означало: начать звонить в большие («тяжкая») или сразу во все колокола.

Весь христианский мир 20 апреля празднует светлую Пасху – самый значительный и важный день в календаре христианина, праздник воскрешения Христа, символизирующий победу над смертью, возрождение и обновление природы. Особый пасхальный звон после долгого молчания колоколов возвестит миру о начале новой жизни.

Этот праздничный материал, подготовленный для вас редакцией , познакомит вас с краткой историей колокольного дела и самарскими звонарями - людьми разного возраста, профессий и увлечений, мирянами, посвятившими свое свободное время звонарской службе.

История колокольного звона

Бубенцы и колокольчики известны с незапамятных времен. Металлические колокольчики появились намного позже и получили широкое распространение в быту практически
у всех народов Древнего мира.

Ученые полагают, что колокольчики-погремушки из высушенных плодов могли существовать еще в период неолита.

Поначалу, колокола небольшого размера клепали из листового металла - железа, меди или брозны. С появлением технологии литья, примерно в четвертом тысячелетии до н.э., их стали отливать из бронзы и других металлов. О чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.

В 28 главе книги Исход, второй книги Ветхого Завета, авторство которой приписывается пророку Моисею, можно прочитать следующую инструкцию по монтажу колокольчиков на одежды для священников: 33 по подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета..., вокруг по подолу ее; ...позвонки золотые между ними кругом: 34 золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; 35 она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть. Колокольчики использовали не только для богослужений. Они служили оберегами и одновременно украшениями для одежд, военные использовали колокола в качестве сигнального инструмента, а китайцы первыми догадались играть на колоколах, как на музыкальном инструменте. Первые наборы настроенных колоколов - карильоны появились в Китае в V-м веке до н.э.

Ранние христиане не использовали колокольчики, полагая их предметами языческого культа, как отвергали поначалу культовые сооружения и изображения. Вероятно, поэтому технологию бронзового литья колоколов европейцам пришлось изобретать самостоятельно.

Ранние христианские колокола Европы были клепаными из листового металла. (Больше всего их сохранилось до настоящего времени на территории Ирландии и Шотландии, наиболее известный из них - колокол Святого Патрика V века из Национального музея Ирландии в Дублине.)

Литьё первых христианских колоколов приписывают известному духовному писателю Понтию Меронию Павлину Милостивому, епископу города Нолы в итальянской провинции Кампанья, жившему в 353-431 гг.

Кампанья изобиловала залежами руд и глины и стала признанным центром колокольного производства.

Изготовление колоколов расценивалось как священнодействие и литьем занимались монахи. Колокола были небольшими и звонили в них, раскачивая весь колокол, такая техника звона сохранилась до сих пор почти во всей Европе.

В XI веке, а именно в 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. Удивительно то, что колокол пришел на Русь не из Византии, откуда она приняла православие, а из Западной Европы.

И первые колокола на Руси были качающимися («очепными"), а мастера - иностранными. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи 1194 года, однако, с приходом в русские земли татаро-монгол литейное дело практически угасло.

Возрождение литейного дела на Руси началось в XV веке, к концу века в Москве был открыт "Пушечный двор", где лили и пушки, и колокола. Учились русские мастера у немцев и итальянцев, и в скором времени превзошли учителей. В это время в России сформировался особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма, состав колокольной меди и способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню.

Самым большим колоколом считается "Царь колокол", который начиная с XVI века переливался несколько раз. Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.

(Царь-колокол 1735г., Москва, Россия)

В 1600 году был отлит 2450-пудовый (около 40 т) "прадед" ныне существующего Царя-колокола. Этот колокол разбился при пожаре до 1652 г. В 1652 году из осколков колокола с добавлением новой бронзы отлили 8000-пудового следующего "Царя" (более 130 т), который был разбит через год и перелит в 1655 году в новый, еще более тяжелый колокол весом более 160 тонн (10000 пудов) - погиб при пожаре в 1701 г.

Ныне существующий Царь-Колокол весом 201,92 тонн (12327 пуда) был отлит в 1735 году. Подготовительные работы заняли около полутора лет.

Весной 1737 года во время «Троицкого пожара» загорелись деревянные надстройки над литейной ямой, в которой находился колокол, и от перепада температур колокол получил значительные повреждения, от него откололся значительный кусок весом 11 тонн.

Прежде чем был поднят и водружен на постамент в московском Кремле, Царь-Колокол более 100 лет находился в литейной яме.

К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тысяч пудов церковных колоколов.

Стоит ли говорить том, что за первые десятилетия советской власти почти все колокола, составлявшие богатейшее культурно-историческое наследие России, были уничтожены, заводы по производству колоколов закрыты, ремесло утрачено, а профессиональные знания забыты.

В этой связи, удивительна история уникального 18-голосного колокольного ансамбля Данилова монастыря, чудом уцелевшего в эти жуткие годы. Колокола наравне с другими «предметами роскоши» были проданы за границу и в итоге оказались на башне одного из кампусов Гарвардского университета в США. После длительных переговоров, начатых еще в 80-е годы, осенью 2008 года знаменитые колокола вернулись на колокольню Данилова монастыря, а Гарвардскому университету были подарены точные художественные копии даниловских колоколов.

«КОЛОКОЛА ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из глубины веков до наших дней» – так называется книга Владислава Андреевича Горохова. Вышла она в Москве в 2009 году в издательском доме «Вече». Книга относится к разряду духовно-просветительской литературы и для широкого круга читателей вряд ли предназначена. Это научное исследование о создании колоколов, о колокольном деле, о его истории, о судьбе знаменитых мастеров колокольного звона, о мастерах-литейщиках и о многом другом, прямо и косвенно касающемся литья и истории колоколов. Читать книгу не очень просто – это отнюдь не художественная литература. Но в ней содержится масса очень интересных сведений о русском колокольном звоне. Некоторые из них я приведу в этой публикации. Читать её можно под суздальский колокольный звон.

Колокола. История

Когда впервые колокол пришёл на Русь и почему так называется?

Учёные до сих пор спорят об этимологии слова. Есть в греческом языке слово «калкун», в некоторой степени созвучное слову «колокол», оно означает «било». В том же греческом языке глагол «kaleo», переводится как «звать». Крик в древнеиндийском языке – «kalakalas», а в латинском – «kalare». Все они в той или иной степени созвучны и объясняют дохристианское предназначение колокола – созывать людей. Хотя скорее всего, слово «колокол» берёт начало от славянского «коло» – круг. От этого же обозначения происходят другие слова, например – «колобок», «коловорот». Есть и астрономические понятия с этим же корнем – «коло солнца», «коло луны». Поэтому понятие «коло – кол» можно объяснить как окружность в круге – «коло-кол».

Правда, президент Российской академии наук с 1813 по 1841 год А.С.Шишков в «Кратком азбучном словаре» описывает происхождение слова «колокол» от слова «кол» и объясняет, что в древности для извлечения звука ударяли медной жердью, называемой «кол» о другую такую же жердь – «кол о кол». Созвучие и правда очевидно, но не все слова в русском языке произошли от простого созвучия и слияния нескольких определений.

Доподлинно неизвестно когда впервые люди стали использовать колокола. Вряд ли в дохристианские времена. Упоминания о них в летописях датируются XII веком. Есть запись о колоколе в Путивле, от 1146 года, во Владимире-на-Клязьме в 1168 году. А знаменитый вечевой колокол в Великом Новгороде впервые упомянут в 1148 году.

Колокола. Из какого металла отливали

Из чего делали колокола? Понятно, что из колокольной бронзы – сплава меди и олова. Многие считают, что для чистоты звука в сплав добавляли драгоценные металлы. Ничего подобного! Наоборот, для достижения лучшего звучания в колоколе не должно быть никаких примесей – лишь медь и олово, причём в следующем соотношении – 80% меди и 20% олова. В сплаве для изготовления колокола допускалось не более 1, максимум – 2% естественных примесей (свинец, цинк, сурьма, сера и другие). Если же состав примесей в колокольной бронзе превышает допустимые два процента, звук колокола значительно ухудшается. С колокольной медью всегда были трудности. Ведь процентное отношение примесей точно никто не знал, химического анализа ещё не существовало. Интересно, что в зависимости от величины колокола мастер увеличивал или уменьшал соотношение олова. Для небольших колоколов олова добавляли больше – 22-24%, а для крупных – 17-20%. Ведь если в сплаве больше олова, звук будет звонче, зато сплав будет хрупким и колокол легко может разобиться. В старые времена понижали процент олова для гарантированной прочности колокола.

Что касается золота и серебра, то этими металлами нередко золотили или серебрили поверхности колоколов, делали надписи, изображения. Известен колокол, который сплошь покрыли серебром. А иногда серебряными колоколами называли те, в составе которых было много олова – сплав в этом случае получался светлым.

Чтобы подчеркнуть удивительный звон колокола или ансамбля колоколов говорят, что у них “малиновый звон”. Оказывается, это определение никакого отношения к ягоде не имеет. Происходит оно от названия города Мехелен, что находится в той части Бельгии, что в старину называлась Фландрией. Французское название города – Malines (Мали́н), именно там в Средневековье разработали оптимальный сплав для литья колоколов. Потому и у нас приятный по тембру, мягкий, переливающийся звон стали звать по звону из города Малина – т.е. малиновым звоном.
Уже к XVII веку Мехелен стал центром колокольного литья и колокольной музыки в Европе, и по сей день остаётся таковым. Знаменитые карильоны делают именно в Малине. В России первый карильон услышали благодаря Петру I, царь заказал его в Южных Нидерландах и его звон соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту.

Имена колоколов

А сколько же колоколов было на Руси? Или, хотя бы в Москве? По сведениям шведского дипломата Петра Петрея, который написал «Историю о великом княжестве московском» в столице государства в XVII веке было свыше четырёх тысяч(!) церквей. В каждой – от 5 до 10 колоколов. А норвежский писатель Кнут Гамсун на рубеже XIX – XX веков пишет:

«Я побывал в четырёх из пяти частей света. Мне приходилось ступать на почву всевозможных стран, и я повидал кое-что. Я видел прекрасные города, громадное впечатление на меня произвели Прага и Будапешт. Но чего-либо подобного Москве я никогда не видел. Москва – это нечто сказочное. В Москве около 450 церквей и часовен. И когда начинают звонить в колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город. Всё кругом пестрит красными и золочёными куполами и шпилями. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет всё, о чём я когда-либо мечтал».

В старину, да и теперь, большие звучные колокола получали собственные имена. Например – «Медведь», «Господарь», «Гуд», «Переспор», «Неопалимая Купина», «Георгий», «Сокол». Некоторые, напротив, получали обидные клички: «Баран», «Козёл», «Беспутный» – так народ именовал те колокола, что диссонировали с звучанием общего ансамбля звонницы.

Колокола на колокольне и звоннице

Интересно, что звучание подбора, то есть группы колоколов зависит от того, где они расположены.


Суздаль. Колокольня Смоленской церкви

Необходимо, чтобы вес колоколов равномерно распределялся на несущих конструкциях звонницы во избежание перекоса. Обычно колокола развешивают, увеличивая их вес справа налево от помоста звонаря.
Выяснилось также, что оптимальной для благозвучия является шатровая колокольня с опорным столбом посередине. Самый большой колокол (или пара больших) размещают по одну сторону столба, все остальные – по другую. Колокола подвешивают на брусьях, которые одновременно служат опорой для основания шатра, иногда их располагают на специальных балках.


Суздаль. Кремлёвская часобитная башня.

Почему же в некоторых храмах и монастырях строят колокольни, в некоторых – звонницы? Колокольни удобны с точки зрения размещения колоколов на разных ярусах. В них можно поместить много разных колоколов. И звук с колокольни распространяется равномерно, во все стороны. Со звонницы звучание подбора с разных сторон слышно по-разному. Но на них удобно добиться слаженности звучания. Ведь на разных ярусах колокольни звонари не видят друг друга, тогда как на звоннице они стоят рядом и ансамбль колокольного звона звучит слаженно.
На Русском Севере, где селения редки а расстояния огромны, колокольни старались располагать таким образом, чтобы звук от одной из них был слышан на другой. Таким образом колокольни «переговаривались» друг с другом, передавали вести.

Мастера колокольных дел

Благозвучный перезвон колоколов зависит не столько от их расположения. У каждого из них есть свой родитель – мастер, который их сделал. Есть мнение, что старые колокола звонили лучше, звон у них был серебряный, малиновый. Но нужно знать, что древние мастера тоже ошибались. У них под руками не было пособий и технических методик. Всё делалось методом проб и ошибок. Порой приходилось не раз переливать колокол. Опыт и умение приходили со временем. История донесла до нас имена знаменитых мастеров. При царе Борисе Годунове жил литейщик, которого больше помнят как создателя знаменитой в Москве. Но он был известен и как колокольных дел мастер. Звали его Андрей Чохов. До наших дней дожили четыре его пушки и три колокола. Колокола висят на Успенской звоннице Московского Кремля. Самый большой из них зовут «Реут». Он весит 1200 пудов, отлит был в 1622 году. Там же есть и два небольших колокола, отлитые годом ранее.

Соборная площадь Кремля. Успенская звонница и колокольня Иван Великий

Знаменит был и мастер-литец Александр Григорьев. Жил он при царе Алексее Михайловиче. Колокола его работы предназначались для самых знаменитых храмов. В 1654 году он отлил 1000-пудовый колокол для Софийского собора в Новгороде. Годом позже – 187-пудовый, набатный на Спасские ворота Кремля. Ещё через год – колокол весом в 69 пудов для Иверского монастыря на Валдае. В 1665 году 300-пудовый для Симонова монастыря в Москве и в 1668 – для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, весом в 2125 пудов. К сожалению, не один из них не сохранился.

Знаменитой была и династия литейщиков Моториных. Родоначальником её был Фёдор Дмитриевич. Его дело продолжили сыновья Дмитрий и Иван, внук Михаил. В истории колокольного дела Иван Дмитриевич считается самым выдающимся мастером. Его колокола звонили и в Троице-Сергиевой лавре, и в Киево-Печерской. Для последней он отлил самый главный колокол весом в 1000 пудов.

Царь-колокол в Москве

Колокольные артели и заводы

На смену мастерам-одиночкам пришли целые артели, а потом – заводы. На всю страну славился завод П.Н.Финляндского. Открылся завод в Москве в конце XVIII века, когда литейное производство в самом городе, на Пушечном дворе держать более стало опасно. На его заводе выполняли заказы на отливку колоколов из Парижа, Сан-Франциско, Афона, Иерусалима, Токио и других стран. Отливали колокола и для храма «Спас на Крови». А когда сам хозяин появлялся на Сухаревке и покупал бронзовый лом, то в Москве знали – скоро колокол отливать будут. Пора слухи распускать. И ходили по златоглавой удивительные небылицы – что в Москва-реке кита поймали, что Спасская башня провалилась, да что на ипподроме жена швейцара тройню родила и все с жеребячьими головами! И все знали – у Финляндского колокол льют, а чтобы звук будущего новорожденного чище и звонче был, надо небылиц побольше наплести, вот и старались.

Славился также завод Михаила Богданова. Делали они и маленькие поддужные колокольчики и нередко на заснеженных дорогах «однозвучно звучал колокольчик», отлитый на заводе Богданова.

На заводе Афанасия Никитича Самгина отливали колокола для храма Христа Спасителя Преславного Преображения, что построен на месте крушения царского поезда где, благодаря огромной физической силе Александра III, осталась невредимой вся императорская фамилия.

В конце XIX столетия все путеводители Ярославля настойчиво рекомендовали посетить литейный завод товарищества Оловянишникова, чтобы понаблюдать за захватывающим зрелищем – отливкой нового колокола. Высокое качество колоколов Оловянишниковых признали и в Старом, и в Новом свете – завод получил серебряную медаль на выставке в Новом Орлеане и золотую – в Париже.

Звонари. Константин Сараджев

Но как бы не хорош был колокол, если тронет его рука постороннего человека, то не запоёт он, а застонет. Были на Руси знаменитые звонари. Есть и сейчас. Но один из них был совершенно уникальным музыкантом – по другому и не назовёшь Константина Сараджева. Его судьбу, как и судьбу многих других, разрушило послереволюционное лихолетье. Умер удивительный звонарь в 1942 году в возрасте 42 лет в доме для нервно-больных. Вот что говорил о своём чувстве музыки сам звонарь:

«С самого раннего детства я слишком сильно, остро воспринимал музыкальные произведения, сочетания тонов, последовательности этих сочетаний и гармонии. Я различал в природе значительно, несравненно больше звучаний, чем другие: как море сравнительно с несколькими каплями. Много больше, чем абсолютный слух слышит в обычной музыке!..
И сила этих звучаний в их сложнейших сочетаниях не сравнима ни в какой мере ни с одним из инструментов – только колокол в своей звуковой атмосфере может выразить хотя бы часть величественности и мощи, которая будет доступна человеческом у слуху в будущем. Будет! Я в этом совершенно уверен. Только в нашем веке я одинок, потому что я слишком рано родился!»

Послушать Сараджева приходили профессиональные музыканты, учёные, поэты, все любители хорошей музыки. О том, где и когда будет звонить Сараджев, узнавали друг от друга и собирались к назначенному времени. Среди почитателей была и Анастасия Цветаева. Вот как она по собственным впечатлениям писала в рассказе «Сказ о звонаре московском»:

«И всё-таки звон ворвался неожиданно, взорвав тишину… Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул – и второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него… И вдруг – заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением неведомых больших птиц, праздником колокольного ликования! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса… оглушительно нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!
Это было половодье, хлынувшее, ломающее лёд, потоками заливающее окрестность…
Подняв головы, смотрели стоявшие на того, кто играл вверху, запрокинувшись. Он летел бы, если бы не привязи языков колокольных, которыми он правил в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов – гигантских птиц, испускавших медные гулкие звоны, золотистые крики, бившиеся о синее серебро ласточкиных голосов, наполнивших ночь небывалым костром мелодий»

Незавидна судьба Сараджева. Незавидна и судьба многих колоколов. Горельефы знаменитых учёных и писателей, что украшают здание библиотеки им. Ленина в Москве на Моховой улице сделаны из колокольной бронзы – к 16-ти летию Октябрьской революции для них перелили колокола восьми московских храмов.


Колокола – путешественники Данилова монастыря

А с колоколами Данилова монастыря и вовсе произошла удивительная история. Коммунисты запретили колокольный звон по всей России же в 20-х годах ХХ века. Множество колоколов сбросили с колоколен, разбили, перелили на “нужды индустриализации”. В 30-х годах американский предприниматель Чарльз Крейн купил по цене лома колокола Данилова монастыря: 25 тонн колоколов, весь подбор монастырского звона. Крейн хорошо понимал и ценил русскую культуру и осознавал, что если не выкупить этот ансамбль, он навсегда будет потерян. В письме Чарльза сыну Джону мы находим объяснение его поступку: «Колокола великолепны, красиво установлены и сделаны в совершенстве… этот небольшой подбор может быть последним и почти единственным фрагментом прекрасной российской культуры, оставленным в мире».

Приобретение предпринимателя нашло новый дом в Гарвардском университете. Настраивал этот ансамбль Константин Сараджев. Среди 17 вновь прибывших колоколов студенты сразу выделили один с удивительным и редким по красоте звуком и сразу окрестили его «Колокол Матушки Земли». Его отливал в 1890 году на заводе П.Н.Финляндского знаменитый мастер Ксенофонт Верёвкин. Были в ансамбле и два колокола самого Фёдора Моторина, отлитые в 1682 году – «Подзвонный» и «Большой».

После войны студенты Гарвардского университета организовали клуб звонарей русских колоколов и осваивали традиции звона. Но вот незадача, как бы не настраивали русские колокола на чужбине, каких бы мастеров не приглашали, звучали они не так радостно, звучно и весело, как в родном Даниловом монастыре. Звук от них шёл чистый, громкий, мощный, но очень одинокий и настороженный, не создающий ансамбль. Колокола подтвердили старое русское поверье, что лучший звук у колокола – у себя на Родине. Ведь не стал звонить владимирский колокол в Суздале, куда возил его великий князь Александр Васильевич Суздальский. Об этом и в летописях упоминается. А как вернули его на родное место, так и «глас яко же и прежде богоугоден».

Видно тосковали колокола по родной Даниловой обители. Прошли безбожные времена. В 1988 году одним из первых на Руси вновь открылся монастырь князя Даниила, возобновились службы в его храмах. Патриарх Алексий II освятил звонницу старейшей обители в Москве. Для университета Гарварда на воронежском колокололитейном заводе фирмы «Вера» заказали новые колокола – точно такие же, числом 18, общим весом 26 тонн. Отливку делали по старинным технологиям. Разве что вместо глиняных форм применили керамические. Поэтому рисунки на новых колоколах получились на редкость чёткими. И звучание дубликатов соответствует звучанию подлинного подбора – это было главным условием возвращения колоколов в Москву.

А «странники», столько лет благодарно служившие американским студентам, вернулись в родную обитель. Вместе с копиями колоколов Данилова монастыря на заводе отлили ещё два – для университета с символикой Гарварда с благодарностью за сохранение бесценного сокровища и для Свято-Данилова монастыря с символикой России и США в благодарность тем, кто участвовал в судьбе нашей звучащей святыни, кто верил, ждал и дождался.

Колокола. Обычаи

Говоря о колокольных традициях, нельзя не вспомнить и маленькие поддужные колокольчики, которые отливали на . Колокольчики эти звенели на всех проезжих трактах, а в городах велено было их подвязывать. Только императорские курьерские тройки могли скакать в городах с колокольчиком. Легенда гласит, что когда повезли в Москву мятежный Вечевой колокол из , то не покорился он завоевателям. На свалился колокол с саней и разбился на тысячи… маленьких колокольчиков. Конечно, это не более чем легенда, но именно там находится единственный в России музей колоколов. Подчеркну – колоколов, а не валдайских колокольчиков.

Русские колокола всегда отличались колоссальными размерами по сравнению с их европейскими собратьями. Один из крупнейших западных колоколов – краковский “Зигмунт” (о нём будет сказано ниже) – весит всего лишь 11 тонн, что для России звучит довольно скромно. Ещё при Иване Грозном у нас отлили 35-тонный колокол. Известен был колокол весом 127 тонн, отлитый по приказу царя Алексея Михайловича. Он разбился, упав со звонницы, во время одного из многочисленных московских пожаров. Отливка огромного колокола была богоугодным делом, ведь чем больше колокол, чем ниже его звучание, тем быстрее молитвы, вознесённые под этим колоколом, достигнут Господа. Но есть и другая причина, почему в Западной Европе колокола не достигли таких размеров, как у нас. Ведь на западе раскачивают сам колокол, а в России – лишь его язык, который весит несоизмеримо меньше. Однако и на Западе существует множество знаменитых колоколов и не меньше связанных с ними легенд и любопытных историй.

Колокола в Европе

Удивительная колокольная история произошла в середине XVII века в Моравии. Шведский полководец Торстенсон три месяца беспрерывно атаковал богатейший город Чехии Брно. Но взять город шведы так и не смогли. Тогда командующий собрал военный совет и объявил собравшимся, что на следующий день состоится последний штурм города. Брно должен быть взять до того, как в полдень зазвонит колокол на соборе Святого Петра. «В противном случае нам придётся отступить» – твёрдо сказал полководец. Это решение услышал местный житель и, оценив их важность, пробрался в город и сообщил об этом горожанам. Жители Брно сражались не на жизнь, а на смерть. Но и шведы им не уступали. Враги в некоторых местах преодолели городские стены, когда колокол собора пробил 12 раз. Никто не посмел ослушаться приказа Торстенсона, неприятель отступил к вечеру навсегда ушёл из Брно. Так 12 ударов спасли город. С тех пор ежедневно ровно в 11 часов в память об этом событии с главного собора раздаются не 11, а 12 ударов колокола. Также, как и более 350 лет назад, когда находчивые горожане на час раньше пробили спасительные 12 ударов.

Интересны некоторые колокольные традиции запада. В Бонне «Колокол чистоты» созывал жителей на еженедельную уборку городских улиц и площадей, немецкий «воскресник». В Турине «Хлебный колокол» сообщал хозяйкам, что пора замешивать тесто. «Трудовой колокол» Бадена объявлял об обеденном перерыве. В Данциге ждали удара «Пивного колокола», после которого открывались питейные заведения. А в Париже, наоборот, таковые закрывали по сигналу «Колокола пьяниц». В Этампе звон колокола предписывал гасить городские огни и его прозвали «Преследователем гуляк», а в Ульме «Колокол чудаков» напоминал, что поздно вечером опасно оставаться в тёмных и тесных средневековых улочках города. В Страсбурге о начале грозы предвещал «Колокол бури». На есть дом «У каменного колокола», угол его фасада украшен архитектурным элементом в виде колокола. Старая легенда говорит, что наступит время и этот колокол оживёт и заговорит на своём языке. Старинный колокол в “Зигмунд” может и тучи разогнать, и девушкам суженого накликать.

Краков. Вавель. Колокол “Зигмунд”

Колокола в литературе

Русский народ придумал множество загадок о колоколе. Вот самые интересные:
Из земли взяли,
На огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули – стали бить,
Чтоб мог говорить.

В церковь других созывает, а сам в ней не бывает.

Не обошли колокол и русские поэты. Известно стихотворение Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) о русском звоне. Все помнят стихотворение Владимира Высоцкого «Набат». На памятной доске поэта на Малой Грузинкой улице, где жил Высоцкий его портрет изображён на фоне разбитого колокола.

Мемориальная доска Владимиру Высоцкому на доме Малая Грузинская, 28

Большую коллекцию колокольчиков собрал Булат Шалвович Окуджава. До сих пор ежегодно 27 августа в Переделкино отмечают день колокольчика. В этот день почитатели творчества Окуджавы привозят в его дом музей очередной дар – колокольчик.
Как радостно, что сейчас опять зазвучали в церквях колокола. Пока робко и скромно. Но чисто и звучно плывёт над Родиной серебряный звон.

«…В синем небе, колокольнями проколотом, –
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал….»
В.Высоцкий «Купола» 1975 г.

А это настоящий колокольный звон суздальских звонарей Спасо-Евфимьевского монастыря. Услышать их может каждый, исполняют они небльшой колокольный концерт ежечасно, когда монастырь открыт для посетителей. Две записи, – на три минуты.

И короче – меньше двух минут.

По материалам книги В.А.Горохова «Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней». М, «Вече», 2009 г.

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

Обращение к жителям села

Дорогие Киркинцы! Отпраздновали мы Великий Праздник - 70-летие Победы. Замечательным он был, торжественным, незабываемым. По всей стране прошёл Бессмертный Полк - символ нашей Мощи, Гордости, Веры, Памяти. Но горько оттого, что не было в этом строю многих наших киркинцев, которые не вернулись с Великой Отечественной. Их имена до сих пор нигде не увековечены. Так, может быть, все мы, чьи корни берут начало из Старого Киркино, восстановим историческую справедливость, "вспомним всех поимённо" и положим начало созданию в селе Мемориала, увековечивающего имена всех наших земляков, погибших при защите Отечества? Всем миром мы это осилим!
С уважением, Докторова (Тюнеева) Вера Викторовна.

Теперь как это сделать практически. Предлагаю все материалы по этой теме, включая письма и рассказы очевидцев, присылать на сайт, посвященный селу Старое Киркино. Там будет помещаться всё, что прольёт свет на события военных лет и жизнь жителей села, участвовавших в сражениях. Пусть наш сайт объединит всех тех, кто заинтересован в появлении в Старом Киркино Военного Мемориала.



Похожие статьи