Самый большой колокол на звоннице ростовского кремля. Как называется самый большой колокол на звоннице ростовского кремля? Колокола "Красный", "Козел" и "Набатный"

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

Самый большой храм Ростовского Кремля - Успенский. Как уже писала в предыдущем посте всего было 4 храма на этом месте. Тот, что мы видим построен в 1508 году. Высота собора с крестом достигает 60 метров. Один из настоятелей собора был отцом былинного русского витязя Алеши Поповича, геройски погибшего в битве с монголами на Калке. В 1314 году здесь был крещен отрок Варфоломей — Сергий Радонежский.


2.

Странно, но Соборная площадь, на которой стоит храм и Звонница, не относятся к музею Ростовский Кремль. Сюда вход бесплатный, плата берется за подъем на звонницу 100р и фото/видео съемку в храме.


3.

Святые ворота - главный вход в митрополичий двор. Через эти ворота митрополиты торжественно выходили на Соборную площадь. В 1670 году была надстроена церковь Воскресения.


4.


5.

Ростовские перезвоны потрясающие. В этот раз мне удалось подняться на Звонницу.


6.

Мы слышали звон еще когда гуляли по Кремлю:

Проход наверх очень узкий, разойтись не получится. Ступени высокие, поэтому спускаться тяжелее чем подниматься.


7.

Со звонницы открываются потрясающие виды на Соборную площадь, Святые ворота и Успенский собор.


8.

Но главное, что можно увидеть колокола отлитые еще в XVII веке по заказу Ионы Сысоевича. Всего 15 колоколов, самый большой из них Сысой. А это третий по величине. Колокол "Лебедь" весом в пятьсот пудов был отлит Филиппом Андреевым одновременно с "Полиелейным" в 1682 году. "Лебедем" его прозвали за красивый полётный голос.


9.

Слева вроде колокол "Красный". У него очень интересный узор в виде ангелов.


10.


11.

Второй по величине колокол - тысячепудовый 16 тонн "Полиелейный", отлитый шестью годами раньше "Сысоя", в 1682 году, московскими мастерами Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. "Полиелейный" в переводе с греческого означает "многомилостивый".


12.


13.


14.


15.

Сысой самый большой колокол, масса его 32 тонны и отлит он мастером Флором Терентьевым в 1688 году. Сысой отлит по заказу митрополита Ионы Сысоевича в память о его отце.


16.

У него огромный язык.


17.


18.

Много и безымянных колоколов. Также в четвертом пролете из пяти колоколов сохранились три древних колокола: "Баран", отлитый московским мастером Емельяном Даниловым, и два зазвонных. Кроме них в этом пролете находится еще колокол "Голодарь" XIX века и небольшой колокол "Ясак", предназначенный для того, чтобы подавать сигнал к началу звона.


19.

Если приедете в Ростов Великий обязательно поднимитесь на звонницу. Кстати, подъем возможен и зимой. А еще можно за денежку заказать звон, правда сколько стоит не знаю.


20.

Теперь зайдем в Успенский собор. Сейчас он закрыт для посещения, можно пройти только к мощам Леонтия Ростовского. Поэтому покажу фотографии, которые я сделала в мае 2016 года.


21.

Крыльцо пристроено в конце XVII века при строительстве Иоанном Сысоевичем Ростовского Архиерейского двора.


22.

Здесь сохранились фрески, но сколько они еще продержатся не понятно.


23.


24.


25.

Заходим в храм. Поражает размах, высота и масштабность.


26.


27.

Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах.


28.

В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. В реставрации в 1950х годах были обнаружены фрески XVI века, а в нижней части даже XII века.


29.

Сейчас храм производит очень гнетущее ощущение. Так как он не отапливается, то из-за холода и влажности фрески умирают. Сейчас проводят работы по установке теплого пола, но поможет ли это не понятно. Как рассказал нам сотрудник Музея Ростовского Кремля даже в июне температура в соборе не превышает 8-10 градусов.


30.


31.

Вообще удивительно, что хоть что-то сохранилось.


32.


33.

И все равно здесь очень красиво.


34.

Колокола звонницы Успенского собора Ростова Великого

Еще в XIX столетии исследователи признавали, что лучшие по тону колокола в России находятся на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. Звоны там названы по именам учредителей: Ионинский , по имени митрополита Ионы Сысоевича, который с 1652 года по 1691 год в течение 39-и лет правил Ростовской митрополией; Георгиевский , особенно хороший, как говорят знатоки, принадлежал архиепископу Георгию Дашкову, правившему Ростовом уже по уничтожении митрополии с 1718 года по 1731 год; Иоакимовский , по имени архиепископа Иоакима, 1731-1741 год. Известны и другие ростовские звоны , например, Ионафановский . Колокола висят в линию и различаются весом: первый в 2.000 пудов, второй в 1.000, третий в 500 и т.д. до 20 пудов и менее. Всех колоколов в то время было тринадцать. Сейчас на звоннице находятся пятнадцать колоколов. Многие из них уникальны по своей истории, технике литья, а главное - по своему звучанию.

Колокол "Сысой"

Вверху, вокруг главы написано: "Лета 7197 г. Ноемврия в 11 день. При державе Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни и Благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев", а внизу, вокруг краев написано: "и при Благоверных Государынях Царицах и Великих Княгинях Наталии Кириловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матфеевне и при Великом господине Святейшем Кир Иоакиме Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и великих Ростовских Чудотворцев Леонтия, Исаиа, Игнатия епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев; а весу в сем колоколе две тысящи пудов". Помимо надписи колокол украшает довольно сложный орнамент. Над текстом расположен ряд изображений серафимов (благодаря искусству литейщика они составляют как бы волнообразную линию). Под надписью проходит узкая полоса цветочного орнамента и ряд из шестикрылых херувимов. Тон этого колокола соответствует ноте "До", находящейся на второй добавочной снизу линии нотной системы с басовым ключом и весьма близко подходит к малой терции нормального диапазона простых колебаний. Колокол этот имеет то особенное достоинство, что, кроме основного тона "До", дает еще верхний гармонический тон, составляющий чистую большую терцию, соответствующую ноте "Ми", находящейся между третьей и четвертой линиями нотной системы с ключом басовым. Этот верхний тон - большая терция "Ми" - становится особенно слышною тогда, когда мы удаляемся от сего колокола, во время благовеста в него. При совместном звучании с двумя менее крупными колоколами ростовской звонницы - "Лебедем" (500 пудов) и "Полиелейным" (1000 пудов), отлитыми знаменитым мастером Филиппом Андреевым соответственно в 1682 и 1683 годах, звон их образует до-мажорное трезвучие, и слаженность, необходимая для этого, поразительна. Низший обертон "Сысоя" совпадает с основным тоном "Полиелейного".

Колокол "Полиелейный"


Колокол "Лебедь"
"Лебедь" весом в пятьсот пудов был отлит Филиппом Андреевым одновременно с "Полиелейным" в 1682 году. "Лебедем" его прозвали за красивый полётный голос. Это третий по величине колокол ростовской звонницы. По характеру убранства он типичен для своего времени. Наиболее нарядно украшена верхняя часть колокола. Здесь в поясе с текстом изображен Галгофский крест, под надписью проходит растительный орнамент из восьмилепестковых розеток, вьющегося стебля с цветами, бутонами и плодами. Очень сходный по рисунку с этим орнаментом декор был использован мастерами Василием и Яковым Леонтьевыми для украшения колокола под названием "Широкий" 1677 года. Он сейчас находится возле звонницы собора Святой Софии в Новгороде. Под ним расположен ряд с изображениями четырехкрылых существ с хвостами-ламбрекенами. Оба этих мотива очень напоминают декор "Полиелейного" колокола. Литье также было выполнено с некоторыми изъянами: мелкие детали почти не проработаны.

Рядом с "Лебедем", в третьем пролёте звонницы находятся ещё три колокола - "Красный" (30 пудов), "Козел" (20 пудов) и "Набатный". Другие четыре безымянных колокола расположены между третьим и четвёртым пролётами.

1 стр. 2 стр.

Не знаю почему, но я очень люблю колокола и колокольчики. Меня в них привлекает все и форма, и звуки, что они издают, и их судьбы. А колокольные звоны для меня непостижимая магия, которая околдовывает меня, парализует, не позволяя сдвинуться с места, пока звучит колокол.

В колокольный звон я влюбился давно, еще в 90-е. Мне довелось шесть месяцев прожить в древнем, славном Ярославле, в котором школа звонарей славилась еще в незапамятные времена. Не знаю как сейчас, а тогда каждый четверг в определенный вечерний час в Спасо-Преображенском (Спасо-Ярославском) монастыре звонари города давали небольшой концерт колокольной музыки. И я старался не пропустить ни один. Более того, я вошел в доверии к бабушкам, что стерегли вход на звонницу и они меня пропускали к самим колоколам, а звонари разрешили быть рядом.

Ощущение, когда звон колоколов, проходит сквозь тебя, непередаваемое. Звук ты воспринимаешь не только на слух, а каждой клеточкой своего тела, всеми фибрами души. Ты становишься составной частью звука. Это потрясающе! А какие перезвоны творили звонари! Голоса колокольчиков и огромных колоколов сливались в гармоничную мелодию и уносили меня в иные, фантастические миры.

Будучи в Ростове Великом я не мог себе позволить не побывать на звоннице Успенского собора , что входит в ансамбль и не послушать знаменитые колокола Ростова. Этим колоколам невероятно повезло. Неоднократно над ними нависала угроза уничтожения. То Петр I хотел их переплавить, то большевики намеревались разрушить. Но беды миновали их. И они благополучно дожили до наших дней не потревоженные.

Самый большой колокол звонницы «Сысой» . Его вес 2000 пудов! Масса одного только его языка около 100 пудов! (1 пуд = 16 кг.)

Колокол «Полиелейный» - 1000 пудов, отлит здесь в Ростове в 1682 году московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. Название колокола с греческого значит «Многомилостивый».

Послушать Сысоя не удалось, его берегут. Но звоном других колоколов, помоложе, я насладился. Первый перезвон оказался совсем коротеньким. И я спросил у звонаря, будет ли еще. На что он ответил, что минут через 30-40, к окончанию службы, он и его помощник сыграют мелодию более продолжительную. Мы с братом решили дождаться. Время в обществе древних колоколов пролетело быстро. И когда звонарь, вернувшись, увидел нас, он был приятно удивлен и явно польщён. Мы не зря ждали. Мелодия была прекрасной и мощной.

Если вам доведется вот так же слушать колокола, попробуйте после того как звонари закончат мелодию, нырнуть под самый большой колокол, что участвовал в перезвоне. Вы услышите другой голос колокола, его довольное мурчание и оно может длиться пару минут. Вот эти ощущения точно не описать, их надо только испытать.

Скажите, а какой у вас опыт общения с колоколами?



Похожие статьи