Историческая страна. История России

Сергей Елишев

Глубокий духовный и мировоззренческий кризис, в котором уже на протяжении нескольких десятков лет пребывает современное российское общество, остро поставил вопрос не только о дальнейших перспективах возрождения российской государственности, но и о самом факте существования русской нации.

В XX веке Россия и русский народ, как державообразующий имперский стержневой этнос пережили огромное количество самых разнообразных бед и перипетий, пройдя сквозь череду серьёзных испытаний. Революция 1917 года ознаменовала собой крушение традиционной российской государственности и последующее установление в нашей стране тоталитарного режима коммунистического толка. Инспирированный в значительной степени извне «развал» СССР (преступный акт произвола со стороны группы высокопоставленных чиновников, сопоставимый с действиями «семибоярщины» в эпоху Смуты) – расчленение в угоду Западу территории Исторической России на ряд искусственно созданных государственных образований.

Нелепость существования этих псевдогосударств, подтверждается отсутствием юридически решённого вопроса о проведении государственных границ между ними. Конечно же, границы существуют, но только, как справедливо отметил В.Л. Махнач: «эти границы существуют де-факто, а не де-юре».

В статье 1 пункте 2 Конституции Российской Федерации 1993 года прописано, что: «Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны». Однако это положение Конституции никак не соответствует реальному положению вещей. Русским людям следует разграничивать и понимать разницу между понятиями «страна» и «государство» (аналоги этих категорий в английском языке понятия - «country» и «state»).

Страна (среднерусское «сторона») – одна из долгоживущих категорий политической географии. Страна представляет собой обозначение политического, национального, социального и культурного государственно-организованного общества с акцентом на его географическое (пространственное) положение в мире и отдельном регионе. Она являет собой территорию, с населяющей её нацией (этносом), исторически осмысливающей её на протяжении длительного времени как своё собственное жизненное пространство; обладающую суверенитетом или находящаяся под властью другого (других) государства. Естественно, оно отнюдь не синонимично понятию «государство», поскольку имеет более ёмкое содержание, включающее понятие нации, её традиционных ценностей, образа жизни, культуры, ареала и территории проживания.

Страна и государство не всегда совпадают территориально. По ходу исторического развития в той или иной стране неоднократно можно наблюдать смену этносов, господствующих религий и государств при сохранении территории страны (Месопотамия) и даже первоначального названия (Египет).

На территории одной страны может находится несколько государственных образований. Например, применительно к истории Эллады (единой страны, в этом контексте и воспринимаемой, как современниками, так и их потомками в последующие века), мы можем наблюдать периоды, когда на её территории существовало большое количество самостоятельных и независимых друг от друга полисов (городов-государств). Или же после завоевания её Римом и включения её в качестве одной из провинций в состав Римской империи – не было ни одного самостоятельного и независимого государства. В истории Древнего Египта были периоды, когда единое государство распадалось сперва на две части (Верхний и Нижний Египет), а затем и на номы (области – древнейшие формы государственных образований в Древнем Египте). После чего наблюдался обратный процесс объединения номов сперва в те же два крупных государства на территории одной страны, а уже потом - в единое государство; а также периоды, когда Египет был лишён самостоятельности и находился под властью других государств.

Домонгольская (Киевская) Русь (или Гардарика (Страна городов), как называли эту страну скандинавы), не являла собой единое централизованное государство, а представляла по своей сути – конфедерацию большого количества княжеств, каждое из которых являлось отдельным суверенным государством на территории Руси, т.е. страны. В Германии, до 1871 года (установления единого государства) также было несколько десятков разнообразных государственных образований. Но всё это не мешало современникам говорить о территориях этих государственных образований и воспринимать их как части единой страны.

СССР с момента его создания и до бесславной кончины, являлся крупным государственным образованием, а вот страной не являлся, постольку - поскольку, если любое государство можно учредить единовременным актом (например, принятием конституции), то страну – никогда (её восприятие в качестве таковой складывается веками). Недаром, во всём мире, за исключением СССР, на протяжении всего периода его существования страна на территории которой он находился определялась как Россия («Russia»), а её жителей и выходцев из неё именовали «русскими».

После расчленения СССР в России сложилась катастрофическая ситуация. Историческая Россия, как страна, оказалась разделённой между несколькими государствами. В настоящее время территории компактного проживания русских отнюдь не ограничиваются территорией Российской Федерации. Российская Федерация является всего лишь одним из ряда государственных образований, возникших на территории нашей страны после расчленения СССР. У русской нации нет своего собственного полноценного государства. Русский народ оказался в положении фактически «разделённой» нации.

Что будет в дальнейшем, мы не знаем: произойдет ли воссоединение Исторической России, исторических территорий империи в единое государство или произойдет очередное её дробление на более мелкие государственные образования. В любом случае ясно одно: Российская Федерация, хотя и обладает самой протяженной территорией из всех государственных образований на территории постсоветского пространства, представляет собой переходное государственное образование. И хотя бы поэтому именовать Россией Российскую Федерацию неверно.

Говоря о том, что мы понимаем под Россией как страной и государством, а также о дальнейших перспективах развития русской нации и государственности, первоначально, следует определить, очертить три категории земель, о которых мы будем говорить по ходу нашего исследования. Речь в данном случае идёт о территориях Исторической России, как страны; исторических территориях Российской империи; территориях оказавшихся в составе СССР (химероидного государства, возникшего на территориях Исторической России и территориях Российской империи, но страной, естественно не являющегося).

Историческая Россия - страна в границах, близких к границам Российской Империи перед началом Первой мировой войны, Советского Союза в начале Второй мировой войны. Исторически Россия в собственном смысле слова включает в себя Великороссию, Малороссию, Белоруссию, Новороссию, Латгалию, большую часть Казахстана с частью Туркестана, области расселения казаков на Кавказе (Терская, Гребенская, Кубанская), Приднестровье, территорию расселения русинов и гуцулов, выходя за пределы искусственно начертанных границ Российской Федерации. В противовес этому понятию этнокультурные противники русских именуют «Россией» бывшую РСФСР.

К историческим территориям Российской империи относится основная часть Прибалтики, большая часть Туркестана, Молдавия (Заднестровье), Кавказ. К территориям, оказавшимся в составе СССР, для примера, следует отнести Восточный Туркестан, Туву, Южный Сахалин, Курильские острова.

Большая часть земель, о которых мы упомянули, в настоящее время находится в составе государств СНГ. Процесс объединения некоторых государств Содружества, и воссоздания территориальной целостности страны, на наш взгляд, во многом исторически предопределён. Какую роль будет играть в этом процессе РФ? Возможно, ведущую, а может быть и нет. Сказать сложно: поживём, увидим. Ясно одно - для того, чтобы это произошло русскому обществу, прежде всего, следует преодолеть нестроения и разногласия, подтачивающие его изнутри. Достичь это можно одним способом – возрождением Православия в России, возвращением народа к его духовным корням, изучением и пристальным вниманием к своей истории. Без знания своей истории и культуры русские не смогут вернуть величие своей отчизне. Добиваться этого в настоящее время – есть наипервейший долг каждого русского человека.

Немаловажным фактором в понимании возможных перспектив возрождения русского общества, государственности и самого факта существования русской нации является, конечно же, чётко сформулированная национальная идея и концепция национального развития. Основными понятиями, которой являются понятия «нации», «национализма» и «империи».

Нации и национализм.

Следует сказать, что большинство современных «россиян» воспринимает термины «национализм» и «империя» с ярко выраженным отрицательным оттенком. Империя обычно отождествляется с особым типом государственных образований, стремящихся к максимальному расширению своих территорий вкупе с нещадной эксплуатацией «порабощённых» народов; национализм – с шовинизмом, юдофобством или нацизмом.

На наш взгляд такая оценка этих явлений есть следствие насаждения господствующих в нашем обществе на протяжении нескольких десятилетий определённых идеологических установок. Однако исторический опыт жизни российского государства свидетельствует о большом положительном потенциале идей национализма и идей империи.

Обратимся к понятию «нации». Существуют две традиции толкования этого понятия. Традиция «восточная» и традиция западная. В западной традиции, основанной на формационном подходе к процессу общественно-исторического развития, нация представляет собой явление, свойственное исключительно Новому и Новейшему времени. Появление наций как исторического феномена сопряжено с образованием «nation`s state» (национальных государств), а также с формированием капиталистических отношений. Образование нации есть, по Э. Геллнеру, прямой результат начала процесса модернизации, т.е. перехода от традиционного аграрного общества к обществу индустриальному и постиндустриальному. До начала процесса модернизации наций как таковых не существовало.

Согласно западной традиции понимания нации, она являет собой следующее звено в цепочке развития человеческих коллективов: род – племя – этнос – нация. Понятие нации самой по себе есть понятие надклассовое. Нация как особый человеческий коллектив представляет собой исторически сложившуюся полиэтническую общность – совокупность подданных государства. Например, испанскую нацию составляют этнически собственно испанцы, каталонцы, баски.

Понятие «нации» в западной традиции в принципе не отделимо от понятия «национальное государство» («nation state»). С нашей точки зрения в этой традиции признаками нации являются наличие единой культуры, национального самосознания и государственности или стремления к обретению таковой. Национальность человека определяется не его этнической, а исключительно государственно-правовой принадлежностью.

Национальное самосознание, иначе говоря, способность сознавать себя членом национального коллектива, является определяющим признаком нации. Возникает оно в Новое время, когда рушатся привычные формы общности людей (кланы, цеха, общины) корпоративного характера, человек остаётся один на один с быстро изменяющимся миром и выбирает новую надклассовую общность – нацию. Возникают нации вследствие проведения политики, ориентированной на совпадение этно-культурных и государственных границ. Политическое движение самоутверждения народов с общим языком и культурой в качестве единого целого есть национализм. Национализм может быть объединительным (национальные движения в Германии и Италии XIX века) и разъединительным (национальные движения в Австро-Венгрии XIX – XX веков).

Понятие нации и национализма в западной традиции являются действенным инструментом исследования общественной жизни Западного мира. К сожалению, многие исследователи придают этим понятиям характер общемировых и неправомерно применяют их к исследованию общественных процессов других регионов мира, что приводит к искажению предмета исследования и вызывает справедливое неприятие результатов их исследований. Мы присоединяемся к неприятию позиции европоцентризма.

Вместе с такими исследователями как Ф. Ратцель, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер, Л.Н. Гумилёв мы стоим на позиции полицентризма. Это предполагает наличие на Земле нескольких культурных центров со своим неповторимым обликом и своеобразием развития (Ближний Восток, Индия, Китай, острова Тихого Океана, Восточная Европа). Самым удивительным обстоятельством является то, что все эти культурные центры можно описать понятиями, выработанными «восточной» традицией исследования общественной жизни. Для анализа общественной жизни России также более подходит именно «восточная» традиция толкования нации и национализма.

В «восточной» традиции (в Восточной Европе и Азии) понятие нации является синонимичным понятию этнос. Нация - это этнос, который может включать в себя иноэтничные группы (по Л.Н. Гумилёву – «ксении»), разделяющие основные национальные интересы. В данной традиции не обойтись без понимания этнической природы нации, её природной сущности, выраженной в культуре и народном характере.

По Л.Н. Гумилёву этнос – исторически сложившаяся на основе оригинального стереотипа поведения устойчивая человеческая общность, коллектив людей, обладающих общим самосознанием, некоторым присущим им стереотипом поведения и противопоставляющий себя всем другим подобным коллективам, на основании подсознательной симпатии (антипатии) людей, распознающих друг друга по принципу «свой – чужой». Этнос проявляется в поступках людей и их взаимоотношениях, что позволяет делить на «своих» и «чужих». Своеобразие этноса не в языке, не в ландшафте территории, занимаемой им, не в экономических структурах, а в укладе жизни и традициях людей, его составляющих. Этническое самосознание существует на протяжении всей исторической жизни человечества, становясь в процесс национального строительства вторым планом национального самосознания.

Каждая нация имеет свой неповторимый духовный облик и свою особую историческую миссию. Национальная принадлежность человека определяется не столько государственно-правовым статусом, сколько его самосознанием, имеющим как этническую, так и общенациональную составляющую.

По И.А. Ильину национализм – это инстинкт национального самосохранения. Он выражается в определённом стереотипе поведения, при котором интересы своей нации доминируют над всеми другими. Соответственно националист – это человек, любящий своё отечество и ставящий его интересы во главу угла. Это не предполагает недоброжелательность к другим нациям, а подчёркивает то, что критерием оценки деятельности человека или группы людей является соответствие её интересам нации.

Понятие национализма тесно связано с понятием патриотизма. Патриотизм подразумевает любовь к Родине, преданность ей, стремление своими действиями служить её интересам. И.А. Ильин писал: «Родина есть дух народа во всех его проявлениях и созданиях; национальность обозначает основное своеобразие этого духа. Нация есть духовно своеобразный народ; патриотизм есть любовь к нему, к духу, его созданиям и к земным условиям его жизни и цветения.». «Национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию.».

Национализм составляет активную функцию народного самосознания, но имеет тенденцию приобретать эгоистический оттенок. Патриотизм более расплывчат, менее социально активен, но выполняет роль блокирования эгоистических тенденций в национальном самосознании. Любовь к Отечеству имеет более высокий порядок, чем любовь к своему народу, поскольку последняя, как правило, слепа и любит недостатки и пороки, присущие любому народу, в той же степени, как и достоинства. Любовь к Отечеству имеет вертикальную составляющую, возводящую человека от земного, материального к духовному, небесному. Божья благодать (энергии, которые может воспринять человек от Бога) врачует и восполняет немощи и недостатки, присущие как людям, так и народам. Но национализм – любовь к труду Создателя, сделавшего нас разными, возложившего на нас разные миссии, не менее значим для здорового духа народа.

Шовинизм – крайняя форма национализма, проповедующая национальную исключительность, превосходство, противопоставляющая интересы своей нации интересам других наций в ущерб последним.

Нацизм – идеология и практика расового неравенства народов, теоретически развитая идея национального превосходства, контроля над всеми проявлениями общественной жизни людей, применения крайних форм насилия.

Сионизм – националистическая идеология и практика, связанная с идеей переселения всех евреев к горе Сион, характеризующаяся презрением и ненавистью к иным народам как расово неполноценным чужеплеменным «гоям», мессианскими ожиданиями, идеями «национальной чистоты», «жизненного пространства»

На определённом этапе развития человечества в Западной Европе возник космополитизм – идеология так называемого «мирового гражданства», отрицающая национальный суверенитет, проповедующая отказ от национальных традиций, культуры и патриотизма.

Позднее возник интернационализм – идеология, ставящая во главу угла общность интересов угнетённых классов различных наций, проявляемая в их психологии и добровольном сотрудничестве при соблюдении равноправия и независимости каждого из них.

Как космополитизм, так и интернационализм одинаково негативно воспринимают всё национальное. Но если интернационализм подчёркивает существование общности классов, т.е. частей разных наций, то космополитизм подчёркивает несущественность самих наций, иллюзорность разделения людей на нации.

Появление в Западной Европе шовинизма, сионизма и позднее нацизма можно рассматривать как реакцию на появление космополитизма и интернационализма. Как отмечал И.Л. Солоневич, «идея всякого национализма есть идея, объединяющая и воспитывающая нацию к исполнению её исторической миссии на земле. С этой точки зрения шовинизм есть дурное воспитание нации. Космополитизм – отсутствие всякого воспитания. Интернационализм – каторжная работа нации для чуждых ей целей.». Вследствие взаимного влияния культур и народов земли друг на друга космополитизм, интернационализм, шовинизм и нацизм имеют место во всех культурных регионах мира.

Для анализа общественной и политической жизни России более подходит «восточная» традиция толкования нации и национализма.

Нация и государство.

Нация как общность и общественное явление неразрывно связана с определёнными типами государства.

С нашей точки зрения, можно выделить 4 таких формы и типов государств и организации общественной жизни человечества: традиционное общество, империя, химера, национальное государство.

Традиционное общество (не путать с «традиционным аграрным обществом») представляет собой особый тип государственных образований, где власть принадлежит преобладающей этнической, религиозной, клановой группировке. Это может быть как мононациональное, так и многонациональное государство. Отличительной чертой традиционного общества является трайболизм – политика предоставления привилегий для представителей господствующей группировки в ущерб интересам остальных групп населения. Общественная жизнь формируется скорее традицией, нежели носителем власти, кланом, элитой. Подобный тип государств и организации общественной жизни человечества характерен для большинства народов и обществ, в том числе и западноевропейских (до появления национальных государств).

Империя являет собой особый тип полиэтничных и поликультурных государственных образований, в основе существования которого лежит идея единства общества во имя всеобщего блага. Характерными чертами империи являются: наличие имперского стержневого этноса, имперской элиты, особой структуры взаимоотношений между метрополией и провинцией, а также между входящими в империю этносами.

С точки зрения долговременной стратегии благополучия входящих в неё национальных меньшинств, империя представляет собой оптимальный тип держав, объединяющих под надзором и патронажем стержневого имперского этноса различные по культуре и обычаям этносы, сохраняющие свой традиционный образ жизни, экономические структуры, систему местного самоуправления.

И.Л. Солоневич писал: «Империя – это мир. Внутренний национальный мир. Территория Рима до империи была наполнена войной всех против всех. Территория Германии до Бисмарка – была наполнена феодальными междунемецкими войнами. На территории Империи Российской были прекращены всякие межнациональные войны, и все народы могли жить и работать в любом её конце.».

Империя довольно редкий феномен мировой истории. Создать империю может не каждый народ. Необходимым условием её создания можно считать наличие у стержневого имперского этноса определённого стереотипа поведения. Существенными чертами его являются способность уживаться с другими этносами, перенимать у них определённые навыки, родниться с их представителями, при этом неукоснительно соблюдая взятые на себя обязательства по охране и защите дружественных этносов от внешних угроз. Для внутренней политики империи характерно поощрение браков между представителями знати стержневого имперского этноса и знати других этносов, входящих в империю, с целью образования единой общеимперской знати, цементирующей единство империи. Наличие его не может не вызывать уважения. Бремя созидания империи почётно, хотя и тяжело.

Имперский стержневой этнос – нация, несущая бремя созидания империи, воплощая в жизнь идею отказа от национального эгоизма во имя интересов всеобщего целого, реализуя принцип «разделяй и властвуй», выступает арбитром в межнациональных конфликтах внутри империи, защитником национальных меньшинств перед лицом более крупных этносов, входящих в империю («малый» с «большим» против «среднего»).

Судьба империи неотделима от судьбы стержневого имперского этноса. Завершение процесса этногенеза имперского стержневого этноса или его отказ от выполнения взятых на себя функций и стереотипа поведения (Турция) влечёт за собой распад империи. Классическим империями являются Персидская, Римская, Византийская, Российская империи.

Термин «химера» использовался Л.Н. Гумилёвым для обозначения ложной этнической общности, сочетания в одной целостности разных несовместимых систем. Мы уже раз заимствовали и употребляли этот термин, привнося его в политологию применительно к противоестественным политико-правовым режимам. В данном случае мы употребим данный термин в несколько иной плоскости.

Под химерами следует понимать такой тип нежизнеспособных государственных образований, в котором искусственно создаётся ложная целостность из входящих в них этносов («истинные арийцы», «советский народ»). Химеры в силу своей природы недолговечны. Они возникают не в ходе исторического процесса, не естественным путём, а искусственно конструируются идеологами и навязываются населению государств, горделиво берущих на себя роль творцов новой «исторической общности», посягая на замену Промысла Божия в человеческой истории мудрованием повреждённого грехом человеческого разума. Характерным моментом здесь, однако, является и то, что обычно в подобного рода государствах господствует тот или иной химероидный политико-правовой режим.

Национальное своеобразие входящих в химеры этносов игнорируется, общественная жизнь выстраивается в интересах навязываемой ложной целостности населения государства. Национализм клеймится как шовинизм и нацизм (СССР) или подменяется нацизмом (III Рейх).

Национальное государство – феномен исключительно западного мира Нового и Новейшего времени. Образование национальных государств явилось важнейшим условием начала процесса модернизации. Особый тип западно-европейской цивилизации (цивилизации индустриальной), созданный в ходе этого процесса, имеет определённый наднациональный смысл.

Национализм в национальных государствах приобретает шовинистический оттенок. Происходит ассимиляция этно-культурных меньшинств в ходе культурной агрессии преобладающей нации.

По В.Л. Махначу, смена традиционного общества или империи национальными государствами есть смена «государств, в которых нациями признавались этносы, на государства, где этносы согнули в бараний рог и превратили в членов одной нации.».

Нацией в национальном государстве назвали совокупность подданных (монархии) или граждан (республики). Этнические интересы отодвигались на задний план, а преобладали интересы государства, в которое эти этносы входили. Знаменательно, что слово «nation» имеет два смысла – «нации» и «государства».

Империя – судьба России.

Весьма специфическим обстоятельством, на наш взгляд, является в настоящее время то, что Конституция Российской Федерации писалась, имея перед собой в качестве образцов «цивилизованного» и «правового государства» Конституции стран западного мира, а потому несёт на себе печать существенных особенностей, присущих национальным государствам. В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 года сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». С нашей точки зрения, это есть «химера» в смысле Л.Н. Гумилёва. Граждане РФ должны всячески противодействовать попыткам различных политических сил (как либералов-западников, так и оголтелых нацистов с их лозунгом «Россия – для русских!») воплотить в жизнь в РФ концепцию «nation`s state», сконструировав, например, новую нацию – «россиян» (в западном понимании этого термина) или насильно заставить всех признать себя «русскими».

Попытки сконструировать концепцию «национального государства» для России неправомерны хотя бы потому, что примерно 30 процентов населения РФ (по данным переписи 1989 года) нерусские, и они, скорее всего, не согласятся на утрату собственного этнического самосознания, но ещё способны связывать свою судьбу с судьбою России, в которой русские признаны стержневым этносом, создающим и формирующим империю.

Надо учитывать, что вся истории России и русского народа неразрывно связана с понятием империи. Без преувеличения можно сказать, что империя – это судьба России, а трудное, но почётное бремя её созидания – историческая миссия русского народа. Насколько она будет успешна - сказать невозможно: русские в своём этногенезе ещё не вышли из стадии надлома. Следует помнить, что эту стадию этногенеза преодолевали не все народы.

У народов Российской Империи по ходу исторического развития, как и у русского народа, также был выработан имперский стереотип поведения. У нерусских народов наличествовала как любовь к своей этнической общности, так и преданность империи. Казанские татары, спустя всего полвека после присоединения к русскому государству, приняли активное участие в походе ополчения Минина и Пожарского на Москву для освобождения её от польских интервентов.

В настоящее время имперский стереотип поведения наций, входящих в состав исторической России, ослаблен или даже утрачен. Если будущее русской государственности должно быть связано с империей, что, по нашему мнению, неизбежно, то имперский стереотип поведения должен быть восстановлен. Его восстановление мы связываем с возвращением большинства представителей русской нации к Православию, что выведет Россию из состояния экономического, политического и нравственного кризиса. У нерусских народов имперский стереотип поведения будет выработан усилиями русских в случае, если они будут выполнять свои обязательства перед инородцами, а с их стороны не будет агрессивного, шовинистического неприятия лидирующей роли русских.

Религиозное самосознание является основой любого самосознания, в том числе и национального. Вне религии не может быть никакого национализма, как и никакой этики и морали. У народов, находящихся на низкой степени развития культуры, самосознание выражается в инстинктивном неприятии чужого с враждебным отношением к нему. У культурных народов оно допускает ассимиляцию некоторых навыков и обычаев у других народов.

Русское национальное самосознание, неразрывно связанное с Православием, органично приемлет идею создания империи. Сформулированная в XV веке концепция Третьего Рима («Два Рима падоша, третий стоит, а четвёртому не быти.») представляет собой концепцию восприемницы Римской (Византийской) империи – защитницы вселенского Православия. Установка на создание империи была привнесена на Русь вселенской Православной Церковью. Православие пустило глубокие корни в душу нашего народа, и это слияние Православия и национального самосознания русских было так сильно, что слово «русский» воспринималось как синоним слова «православный».

Русское общество обнаружило внутреннюю дисгармонию с момента утраты определённой степени напряжённости религиозного чувства у образованных слоёв русского народа, который мы связываем с деятельностью Петра I. Духовный кризис русского общества развивался на протяжении XVIII и XIX столетий и привёл в начале XX века к власти богоборческие силы, а в настоящее время продолжается и обуславливает наличие экономического, политического, нравственного кризисов русского народа.

Выход русского народа из духовного кризиса – в возрождении Православия в России. Необходимым условием является преодоление нестроений и обретение единства в рядах Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь должна участвовать в политической жизни русского общества, не ограничиваясь формальными призывами к нравственности, преодолевая бездеятельность нынешней церковной номенклатуры, запрещающей священнослужителям участие в политической деятельности, не благословляющей мирян на активное политическое служение в интересах Отечества.

Трудно говорить, в каких границах может и должно обрести себя новое русское государство. Естественным является стремление народа к снятию искусственных границ и восстановлению территориальной целостности Исторической России под крылом единого государства. Конечно же, отнюдь не обязательно в границах Российской империи или СССР: некоторые народы или государства могут не захотеть сделать этот шаг. Как говорится вольному воля.

Но насильственно прерванный исторический тип развития русской государственности, который представлен Российской Империей, должен подлежать восстановлению, и будущее русского народа, осуществление его чаяний и стремлений наилучшим образом обеспечит именно Империя. Не только русский, но и большинство народов мира верят и желают того, чтобы это случилось. Разрушить Карфаген смог только Рим. Мы же есть - Третий Рим.

Список литературы

В.Л. Махнач, С.О. Елишев, О.С. Сергеев «Россия, которую мы вернём.», М., Издательский дом «Грааль», 2004, стр. 14.

И.А. Ильин «Путь духовного обновления», Собр. соч., М. 1993, т. 1, стр. 208.

Там же, стр. 196.

И.Л. Солоневич «Политические тезисы российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения», ж. «Наш современник», №12, 1992, стр. 139.

И.Л. Солоневич «Народная монархия», М., 1991, стр. 15

В.Л. Махнач (стенограмма Круглого стола «Понятийный аппарат проекта национальной доктрины России»), М., РОПЦ, 1995, стр. 12

Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось лишь название, но есть и те, которые сохранили связь с Древним миром.

Армения
История армянской государственности насчитывает около 2500 лет, хотя ее истоки следует искать еще глубже – в царстве Арме-Шубрия (XII в. до н. э.), которое, по предположению историка Бориса Пиотровского, на рубеже VII и VI веков до н. э. превратилось в скифо-армянское объединение. Древняя Армения – это пестрый конгломерат царств и государств, которые существовали одновременно или сменяли одно другое. Табал, Мелид, Мушское царство, хурритское, лувийское и урартское государства – потомки их жителей в конечном итоге влились в армянский народ.
Термин «Армения» впервые встречается в Бехистунской надписи (521 г. до н. э.) царя Персии Дария I, который так обозначил персидскую сатрапию на территории исчезнувшего Урарту. Позднее в долине реки Аракс возникает Араратское царство, послужившее основой для образования трех других – Софена, Малой Армении и Великой Армении. Примерно с III века до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа перемещается в Араратскую долину.

История Ирана – одна из самых древних и богатых на события. Опираясь на письменные источники, ученые предполагают, что возраст Ирана не менее 5000 лет. Впрочем, в иранскую историю они включают такое протогосударственное образование как Элам, находившееся на юго-западе современного Ирана и упоминающееся в Библии.
Первым наиболее значительным иранским государством было Мидийское царство, основанное в VII веке до н. э. В годы расцвета Мидийское царство значительно превышало в размерах этнографическую область современного Ирана Мидию. В Авесте эта область называлась «Страной ариев». Ираноязычные племена мидийцев, по одной из версий, переселились сюда из Средней Азии, по другой – с Северного Кавказа и постепенно ассимилировали местные неарийские племена. Мидийцы очень быстро расселились по всему западному Ирану и установили над ним контроль. Со временем окрепнув они смогли разгромить Ассирийскую империю. Начинания мидийцев продолжила Персидская империя, распространив свое влияния на огромные территории от Греции до Индии.

По утверждению китайских ученых, цивилизации Китая около 5000 лет. Но письменные источники говорят о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Это время начала правления династии Шан. Тогда была заложена система административного управления, которая развивалась и совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.
Китайская цивилизация развивалась в бассейне двух крупных рек – Хуанхэ и Янцзы, что определило ее аграрный характер. Именно развитое земледелие отличало Китай от его соседей, которые проживали не в столь благоприятных степных и горных районах.
Государство династии Шан вело достаточно активную военную политику, что позволило ей расширить свои территорий до пределов, включавших современные китайские провинции Хэнань и Шаньси. К XI веку до нашей эры китайцы уже пользовались лунным календарем и изобрели первые образцы иероглифического письма. Тогда же в Китае сложилась профессиональная армия, использовавшая бронзовое оружие и боевые колесницы.

Греция имеет все основания считаться колыбелью европейской цивилизации. Около 5000 лет назад на острове Крит зародилась минойская культура, которая позднее через греков распространилась и на материк. Именно на острове обозначаются зачатки государственности, в частности, появляется первая письменность, возникают дипломатические и торговые отношения с Востоком. Появившаяся в конце III тысячелетия до н. э. Эгейская цивилизация уже в полной мере демонстрирует государственные образования. Так, первые государства в бассейне Эгейского моря – на Крите и Пелопоннесе строились по типу восточных деспотий с развитым бюрократическим аппаратом. Древняя Греция быстро разрастается и распространяет свое влияние на Северное Причерноморье, Малую Азию и Южную Италию.
Древнюю Грецию часто называют Элладой, однако местные жители самоназвание распространяют и на современное государство. Для них принципиально подчеркнуть историческую связь с той эпохой и культурой, которая по сути сформировала всю европейскую цивилизацию.

На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры несколько десятков городов верхнего и нижнего течения Нила были объединены под властью двух правителей. С этого момента и начинается 5000-летняя история Египта.
Вскоре возникла война между Верхним и Нижним Египтом итогом которой стала победа царя Верхнего Египта. Под властью фараона здесь образовывается сильное государство, постепенно распространяющее свое влияние на соседние земли. 27-вековой династический период Древнего Египта и есть золотое время древнеегипетской цивилизации.
В государстве формируется четкая административно-управленческая структура, развиваются передовые для того времени технологии, а искусство и архитектура поднимаются на недосягаемую высоту. За прошедшие века в Египте изменилось многое – религия, язык, культура. Арабское завоевание страны фараонов кардинально повернуло вектор развития государства. Однако именно древнеегипетское наследие является визитной карточкой современного Египта.

Впервые упоминания о Древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века н. э. В частности, там говорится, что на архипелаге было 100 малых стран, 30 из которых установили отношения с Китаем.
Предположительно правление первого японского императора Дзимму началось в 660 году до н. э. Именно он хотел установить власть над всем архипелагом. Впрочем, некоторые историки считают Дзимму полулегендарной личностью. Япония – уникальная страна, в отличие от Европы и Ближнего Востока на протяжении многих столетий развивавшаяся без каких-либо серьезных социальных и политических потрясений. Этому она во многом обязана географической изолированности, которая, в частности, обезопасила Японию от монгольского вторжения.
Если учитывать непрерывающуюся более 2,5 тысяч лет династическую преемственность и отсутствие кардинальных изменений границ страны, Японию можно назвать государством имеющим самое древнее происхождение.

Первое восточнославянское государство, Киевскую Русь, в 862 году основала династия Рюриковичей. Из-за торговых связей Киева со Скандинавией и Византийской империей, эти соседние страны начали оказывать на Русь влияние. Византийская культура и славянская культура смешались, и образовалась славянская форма православия. По мере того, как государство скандинавов увеличивалось в размерах, их влияние на киевский регион также росло, и вскоре, в десятом веке, их культура пересилила славянскую культуру, и они поглотили влияние греческого христианства.

В 988 году, в попытке объединить Русь, киевский князь Владимир Святославич решил внедрить централизованную религию. После тщательного исследования, проведенного посланниками, отправленными в соседние регионы с целью узнать больше о других религиях, Владимир выбрал христианство. Его посланники побывали в Константинополе, и увидели сильный объединяющий эффект христианства, и решили обратиться в эту веру.

Одиннадцатый век в Киеве был золотым веков восточных славян, в это время возникла процветающая культура. Принятие религии привело к облагораживанию городов и росту культуры, и к появлению множества церквей, включая Софийский собор. Религиозное поклонение восточных славян было подобно форме искусства, по всей стране начали возводиться изысканные церкви, украшенные золотыми мозаиками в византийском стиле.

Москва была основана в 1147 году в качестве защитного аванпоста. Московский Кремль был укреплен в 1156 году, в нем был сформирован комплекс дворцов и соборов, и он являлся царской резиденцией.

В тринадцатом веке в Киев вторглась монгольская Золотая Орда, и в 1240 году Киевская Русь перестала существовать как самостоятельное государство. Московский князь Дмитрий Донской одержал над монголами важную победу под Москвой в 1380 году. Монголы правили Россией свыше 200 лет, с тринадцатого по пятнадцатый века. В 1480 году князь Иван III Васильевич (Иван Великий) отверг преданность Руси монголам.

Иван IV Васильевич, который стал известен как Иван Грозный, расширил владения Руси, и при нем выросла популярность религии в стране. Иван Грозный был первым правителем Руси, назвавшим себя «царем», и соответственно увеличивший свои полномочия. Он вел агрессивные военные завоевания, но со смертью его сына, Федора, окончилась династия Рюриковичей, и в 1598 году началось Смутное время. Правителем был выбран Борис Годунов, но во время его правления русский народ пережил голод, и в страну вторглись поляки.

В выборах 1613 года появились новые правители страны, Романовы, ознаменовав своим появлением окончание Смутного времени. Новым царем стал шестнадцатилетний Михаил Федорович, и под руководством Романовых в России появилась стабильность, и страна сильно расширила свои владения.

В 1667 году, из-за разногласий по поводу способа отправления религиозных обрядов, в русском православии произошел раскол, и появились старообрядцы, что привело к тому, что Россия, по сути, стала нерелигиозным государством, каким она остается и по сей день, когда лишь небольшая часть населения являются практикующими верующими.

Позднее к власти пришел Петр I Великий, и кардинально изменил жизнь в России, сделав власть государства абсолютной, и образовав Российскую Империю. Россия начала повышать уровень знаний в ключевых областях техники, науки, и языкознания, обращаясь к европейским странам с целью европеизировать русскую мысль и искусство. Во время своего правления Петр основал Санкт-Петербург, рядом с европейскими границами, и сделал его столицей России.

Французская армия, под руководством Наполеона, вторглась в Россию в июне 1812 года, и состоялось грандиозное Бородинское сражение. Наполеон вошел в Кремль, но русские продолжили борьбу. Москва сгорела дотла, но французы, наконец, были побеждены, и изгнаны из России.

В 1904-1905 годах Россия и Япония начали войну из-за территориальных разногласий. Поражение России стало потрясением для всего мира, и привело к политическим волнениям. Шествие 22 января 1905 года, теперь называемое Кровавым воскресеньем, было частью забастовки рабочих, протестующих против условий труда. В ответ на мирный протест царское правительство применило огнестрельное оружие, в итоге чего погибло несколько сотен протестующих. Кровавое воскресенье стало одним из важнейших факторов, приведших к революции. В 1917 году, после ряда революций, был свергнут Николай II, последний российский император, после чего был образован Советский Союз – первое социалистическое государство в мире.

Советскую Россию возглавил Владимир Ильич Ленин, которого сменил Иосиф Виссарионович Сталин. Страна стала ведущей мировой державой, и сыграла существенную роль во Второй мировой войне, а также в холодной войне. Несмотря на договор, заключенный между нацистской Германией и Советской Россией во время Второй мировой войны, Германия все же напала на Россию, и, с целью защитить свои территории, Россия вступила в войну, выступив на стороне антигитлеровской коалиции. После войны Россия стала сверхдержавой. Во время холодной войны, 14 мая 1955 года, Россия подписала Варшавский договор – оборонительный договор, и была создана Организация Варшавского договора, в которую вошли коммунистические страны Восточной Европы.

Михаил Сергеевич Горбачев стал последним советским правителем страны. Из-за политических волнений, а также из-за плохой экономики, Горбачев был свергнут, что ознаменовало окончание коммунистического правления, и привело к распаду СССР на несколько государств в 1991 году. В тот же год президентом Российской Федерации был выбран Борис Николаевич Ельцин, после чего в стране наступило множество изменений, но также появились бедность и коррупция. Ельцин ушел в отставку в 1999 году, и его место занял Владимир Владимирович Путин. В 2008 году Путин стал премьер-министром, президентом стал Дмитрий Анатольевич Медведев, но по результатам выборов 2012 года они поменялись ролями.

В истории самые древние следы обитания первобытного человека на территории современной России датируются временем около 700 тыс. лет назад. В эпоху неолита (5- 6 тыс. лет назад) на юге получили распространение земледелие и скотоводство. Начало производства металлических, бронзовых орудий датируется 2-3 тыс. лет до н.э.

В 1-м тыс. н.э. на обширной территории, простирающейся от Восточной Европы до Тихого океана, проживали сотни славянских, тюркских, финно-угорских, северокавказских, тунгусских, чукотских, алеутских и иных племён.

Первые упоминания о славянах (антах, склавинах, россах или русах) в византийских летописях относятся к 6 в. н.э. В это время на землях славянских союзов племён уже существовали десятки городов, в т.ч. такие центры ремесла и торговли, как Муром, Новгород, Смоленск и др. В 6 - нач. 9 вв. рать русов неоднократно предпринимала походы на владения Византии.

В 879 власть в Новгороде перешла в руки князя Олега. Он покорил большую часть соседних славянских союзов племён и провозгласил себя Великим князем Руси. Столицей нового государства стал Киев - самый южный из восточнославянских городов, откуда Олег и его преемники неоднократно совершали походы на Константинополь (Царьград).

При князе Владимире, который стремился к укреплению своей державы, на Руси в качестве единой общегосударственной религии в 988 было принято христианство в его византийском (православном) толковании. Ярослав Мудрый (Великий князь в 1019 - 54, здесь и далее приводятся даты царствования) принял кодекс законов, единый для всех русских земель, - «Русскую Правду». Впервые признавался принцип собственности на землю, вводился порядок ее наследования, утверждалось неравенство различных групп населения, что впоследствии стало основой сословной, феодальной организации общества.

При Владимире Мономахе (Великий князь в 1113-25) была предпринята попытка упорядочить систему престолонаследия, нечёткость которой вызывала многочисленные усобицы. Тем не менее усиление удельных княжеств, которые управлялись потомками Мономаха, привело к распаду Древнерусского государства на враждующие между собой владения.

В 12-14 вв. особенно усилились Новгородская Республика, Владимирско-Суздальское, Галицко-Во-лынское и другие княжества. Князь Владимирско-Суздальский Юрий Долгорукий (при его правлении в 1147 впервые в летописях упоминается Москва) предъявил претензии на Киевский престол. Его сын Андрей Боголюбский провозгласил себя Великим князем Руси, перенеся столицу во Владимир.

Разобщённость русских земель, междоусобные войны между ними привлекли внимание завоевателей с запада и востока. Торговые города-государства Псков и Новгород, успешно конкурировавшие в торговле на Балтике с Ганзейским союзом немецких городов, подверглись нападению шведских и немецких рыцарей. Оно было отбито дружинами Александра Невского (потом - Великий князь Владимирский), избранного князем Новгорода. В 1240 произошла Невская битва со шведами, а в 1242 - битва с немецкими рыцарями на Чудском озере, известная как Ледовое побоище.

Наиболее серьёзная угроза надвигалась на русские земли с востока. Монголы, покорившие сибирские и маньчжурские племена, часть Китая, государства Средней Азии и подчинившие себе тюркские народы (на Руси их называли татарами), заставили их выставить войска для похода на запад. В 1237-42 бо льшая часть русских княжеств была разорена и завоёвана, разрушению подверглось 49 городов, 14 из них так и не возродились. Покорённые земли регулярно уплачивали дань завоевателям - Золотой Орде. Значительная часть западнорусских земель перешла под власть Великого княжества Литовского, а позднее - Речи Посполитой.

Почти 250 лет русские земли находились под властью монголов. В победе над ними особую роль сыграло Московское княжество, вокруг которого в 14- 16 вв. сложилось централизованное государство. При князе Иване Даниловиче (прозвище Калита, Великий князь с 1327) Москва стала религиозным центром русских земель, в нее была перенесена резиденция митрополита. При внуке Ивана Калиты - Дмитрии Ивановиче (прозвище Донской) в 1380 войска Москвы и союзных ей княжеств на Куликовском поле разбили ордынские войска.

Окончательно с зависимостью от Золотой Орды было покончено при Иване III (1462-1505), который отказался платить дань монгольским ханам. Ордынские войска не решились атаковать армию Московского княжества (Стояние на Угре, 1480). Иван III значительно расширил московские владения, присоединив к ним суздальско-нижегородские, ярославские и вятские земли, Пермь, Ростовское и Тверское княжества. Он отвоевал у Литвы часть западных русских земель, подчинил Новгородскую феодальную республику. В 1485 Иван III, сохраняя титул Великого князя Московского, стал именоваться Государем всея Руси. При его власти был принят единый общегосударственный свод законов - Судебник, бывшие независимые княжества стали уездами, которыми управляли наместники Москвы. При Василии III (1505-33) в состав Московского государства вошли Псков, Смоленск, Рязанская земля.

Иван IV (1533-84), вошедший в историю как Грозный, в 1547 венчался на царство и стал именоваться царём. России были завоёваны Казанское и Астраханское ханства, считавшие себя преемниками Золотой Орды. В состав России вошли Чувашия, Башкирия, Ногайская Орда (государство кочевников, располагавшееся между Волгой и Иртышём). Отряды казаков под руководством Ермака, оснащённые на средства купцов и промышленников Строгановых, начали продвижение на территорию Сибирского ханства, которое также было присоединено к России Она стала одним из самых крупных государств мира. Появилась первая в стране типография первопечатника Ивана Федорова, расширялось оружейное производство.

При Иване Грозном начала складываться система централизованного управления государством. Возник общероссийский совещательный орган сословного представительства - Земский собор. После введения опричнины и казни многих представителей боярско-княжеской знати были ослаблены местнические традиции, возросла роль чиновничества.

На рубеже 16-17 вв. России переживает период Смутного времени. Связанное с опричниной запустение многих земель, неудачная Ливонская война с Польско-Литовским государством и Швецией за выход к Балтийскому морю (1558-83) ослабили Российское государство. Ответом на закрепощение крестьянства (в 1581-97 были приняты законы, прикрепившие его к земле, увеличившие повинности в пользу землевладельцев) стали крестьянские восстания (Хлопка, Болотникова). Их использовала в своих интересах часть феодальной знати. Кризис династии (со смертью сына Ивана Грозного Фёдора в 1598 у царя не осталось прямых наследников) открыл период борьбы за власть, в которую вмешались Польша и Швеция. Взятие Москвы польскими войсками, капитуляция перед ними боярской знати и угроза занятия престола ставленником Польши - католиком - всё это вызвало в России массовое возмущение, поддержанное Православной церковью. Народное ополчение, возглавленное К. Мининым и Д. Пожарским, в 1612 освободило Москву от поляков. Собранный в 1613 Земский собор избрал на царский престол Михаила Фёдоровича Романова, этим было положено начало новой династии.

В 17 в. России постепенно преодолевала последствия Смуты. При царе Алексее Михайловиче (1645-76) было принято Соборное уложение, которое ввело единый кодекс норм государственного, гражданского и уголовного права, порядок судопроизводства, закрепило сословное разделение общества. Были подавлены восстания горожан и крестьян (самое крупное из них в 1667-71 возглавил С. Разин) против ужесточения крепостного права, налоговой политики. После ряда войн со Швецией, Польшей, Крымским ханством и Турцией в состав Российского государства вошла Левобережная Украина. Русские землепроходцы достигли берегов Тихого океана.

Все это подготовило почву для реформ, связанных с именем Петра I (1689-1725). Была реорганизована армия, создан военно-морской флот. Возникли десятки новых мануфактур, на которых использовался труд крепостных. Полному преобразованию подверглась система государственного управления, она стала жёстко централизованной, с чётким распределением функций между коллегиями (министерствами), центральными и местными органами власти, строгой системой субординации. Церковь стала одним из государственных ведомств, должность патриарха была упразднена.

При правлении Петра I в результате победы России в Северной войне (1700-21) к ней перешли Прибалтика, часть Финляндии с г. Выборгом. После войны с Ираном был присоединён западный берег Каспийского моря. Столица была перенесена в Петербург, заложенный в 1703 по приказу Петра I, который в 1721 провозгласил себя императором.

После смерти Петра I, который не успел назначить себе преемника, в России наступило время, вошедшее в историю как период дворцовых переворотов (2-я четв. - сер. 18 в.). Его завершение связано с переходом власти к Екатерине II Великой (1762-96), которая, будучи сторонницей просвещённого абсолютизма, покровительствовала науке, искусству, торговле, развитию мануфактур. Возникли первые банки. Был объявлен принцип веротерпимости, создана система судопроизводства, отделённая от исполнительной власти. Жалованные грамоты дворянству и городам освободили дворян от обязательной службы, признали имения их полной собственностью, ввели основы местного самоуправления в губерниях, уездах и городах. В то же время крестьянство, составлявшее большинство населения, оставалось полностью бесправным. Это стало причиной одного из самых крупных казацко-крестьянских восстаний 1773-75 под предводительством Е. Пугачёва.

При Екатерине Великой в результате ряда войн с Османской империей к России были присоединены Крымское ханство, земли между Днестром и Бугом, её покровительство признали Молдавия и Валахия. После разделов Польши в состав Российской империи вошли Западная Украина и Белоруссия, часть Литвы и Курляндия.

К началу19 века Российская империя стала крупнейшей мировой державой. В ходе войн со Швецией, Турцией и Ираном она присоединила к себе Финляндию, почти всё Закавказье. Отразив наполеоновское нашествие в Отечественной войне 1812, освободив страны Центральной Европы от власти империи Наполеона, России стала одним из гарантов незыблемости монархических порядков на европейском континенте. Она сыграла значительную роль в подавлении революционно-демократических, освободительных революций в Центральной и Восточной Европе в 1848-49.

Консервативно-охранительные тенденции возобладали и в сфере внутренней политики. При императорах Александре I (1801-25) и особенно при Николае I (1825-55) предпринимались попытки помешать распространению в стране либерально-демократических и революционных идей. По сути, игнорировался углубляющий кризис крепостного хозяйства, которое стало помехой для осуществления в стране промышленного переворота.

Отставание от западноевропейских стран в развитии индустрии, военной техники особенно наглядно проявилось в ходе Крымской войны (1853-56) между Англией, Францией, Турцией и России, которая завершилась ее поражением.

Преобразования в России начались при Александре II (1855-81) с отмены в 1861 крепостного права. Были введены земское самоуправление, суд присяжных, осуществлена военная реформа. Эти меры способствовали быстрому росту промышленности, торговли, транспорта. По основным показателям их развития к нач. 20 в. Российская империя вошла в пятёрку лидирующих стран мира. Продолжалась и ее территориальная экспансия, во 2-й пол. 19 в. в сферу влияния России вошли Бухарское и Хивинское ханства, было создано Туркестанское генерал-губернаторство.

В то же время из-за ограниченности реформы, оставившей неприкосновенной помещичье землевладение, обострялась проблема крестьянского малоземелья. Перемены в экономической жизни, связанные с ней социальные процессы (рост слоя предпринимателей, увеличение числа наёмных работников) не сопровождались политической модернизацией. России оставалась абсолютистской монархией с сословным строем. Из-за невозможности легального выражения оппозиционных настроений росло действующее в подполье революционное движение, в т.ч. и прибегающее к методам террора (народовольцы, эсеры).

Поражение в Русско-японской войне 1904-05 обострило ситуацию в стране, что привело к революции 1905-07. В ходе революции начался переход России к конституционной монархии: в 1905 была учреждена Государственная дума, сложились действующие легально политические партии. С реформ П.А. Столыпина началось преобразование аграрных отношений: был разрешён выход крестьян из общины, ускорилось хозяйственное освоение земель азиатской России Однако возможности мирного, эволюционного развития страны не удалось использовать.

Участие России в 1-й мировой войне (1914-18) имело катастрофические последствия. К 1917 наступил паралич экономики и транспорта, нарушилось снабжение городов продовольствием. Массовое недовольство стало причиной Февральской революции 1917, самодержавие было свергнуто. Однако создать в условиях войны стабильное демократическое правительство не удалось, кризис в стране углублялся. Начался её распад на независимые национально-государственные образования. Впоследствии возникли такие государства, как Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония. Бессарабия была оккупирована Румынией.

В октябре 1917 власть в России перешла в руки стихийно возникших в ходе революции органов власти - Советов, которые контролировались партией большевиков и ее союзниками - левыми эсерами. Идеология большевизма, разработанная В.И. Лениным, основывалась на марксизме и предполагала, что в мире в целом вызрели условия для социалистической революции. В январе 1918 была провозглашена Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). В 1918 был казнён последний русский император Николай II (1894-1917).

Гражданская война 1917-22 и интервенция способствовали жёсткой централизации всех рычагов экономической и политической власти в руках правящей партии большевиков («военный коммунизм»). Были запрещены все иные политические партии и движения. В полностью разорённой стране в 1921 провозглашается новая экономическая политика (нэп), допускающая частное предпринимательство. В декабре 1922 республики, где утвердилась власть большевиков (России, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация), образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

В условиях, когда идея «мировой революции» не оправдалась, а политика нэпа вступила в противоречие с идеологией большевизма, в правящей партии (с 1925 - ВКП(б), с 1952 - КПСС) развернулась борьба за власть. Победителем в ней стал И.В. Сталин - сторонник теории построения социализма «в одной, отдельно взятой стране». Сталинские представления о социализме стали основой политической практики.

Была проведена коллективизация (обобществление) крестьянских хозяйств, в результате которой под контроль государства были поставлены значительные людские и материальные ресурсы, создана централизованная система их распределения, позволившая осуществить индустриализацию страны.

Проводимая политика привела к огромным людским потерям. Коллективизация осуществлялась насильственными методами, способствовала возникновению голода во многих районах страны. Принудительно внедрялась система жесточайшей трудовой дисциплины. В стране была создана атмосфера нетерпимости к любому инакомыслию. Все, кто сомневался в мудрости политики И.В. Сталина и его окружения, провозглашались «врагами народа» и подвергались репрессиям, пик которых пришёлся на 1937-38. Точное число их жертв неизвестно, по приблизительным данным, было казнено около 800 тыс. чел., лагеря с конца 1920-х по нач. 1950-х гг. прошли 18 млн чел. Принудительный труд заключённых широко использовался в процессе модернизации экономики.

Проведённая индустриализация обеспечила победу Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-45. По её итогам в составе СССР остались перешедшие к нему в 1939-40 земли Западной Украины и Белоруссии, Бессарабия (Молдова), государства Балтии. Советский Союз также получил часть бывшей Восточной Пруссии (Калининградская область), Южный Сахалин и Курильские острова. Цена победы была очень велика, СССР потерял в войне около 27 млн чел. Тем не менее решающий вклад, внесённый Советским Союзом в победу над фашистской Германией и ее союзниками, быстрое восстановление народного хозяйства обеспечили СССР значительный рост влияния на международной арене.

В кон. 1940-х - нач. 1980-х гг. Советский Союз выступал центром созданной им системы союзов, соперничавшей в годы «холодной войны» с США и их партнёрами в борьбе за глобальное лидерство. СССР удалось занять 2-е место в мире по основным показателям промышленного производства, достичь паритета в военной мощи с США, в кон. 1950-х-нач. 1960-х гг. опередить их в освоении космоса.

В то же время гонка вооружений, участие в локальных конфликтах (самым тяжёлым для СССР было участие в войне в Афганистане 1979-89) истощили ресурсы страны. Необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному типу развития экономики, высвобождения творческого потенциала страны, скованного централизованной системой управления, окончательного преодоления духовного наследия сталинизма (начало его разоблачению было положено на ХХ съезде КПСС в 1956) определила неизбежность перестройки. Её инициатором стал М.С. Горбачёв (с марта 1990 - президент СССР). Были приняты меры для улучшения отношений со странами Запада, фактически прекратилась «холодная война». Страна встала на путь демократизации, начала складываться многопартийная политическая система. Была утверждена свобода печати (гласность). Однако начатые перестройкой процессы вышли из-под контроля союзного центра власти. В стране обострились социальные проблемы, межнациональные противоречия. Распалась международная система союзов СССР.

В историе России 12 июня 1990 был съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России В марте 1991 был учреждён пост президента РСФСР, им стал Б.Н. Ельцин.

В августе 1991 противники политики перестройки предприняли попытку переворота, незаконно отстранив от власти президента СССРоссии Однако решительные действия руководителей России, массовые протесты москвичей привели к провалу путча. Действия его организаторов окончательно дискредитировали союзный центр власти и КПСС, которая была распущена.

В декабре 1991 лидеры России, Украины и Белоруссии подписали Беловежские соглашения, согласно которым существование СССР было прекращено и создано Содружество Независимых Государств (СНГ).

При президенте Б.Н. Ельцине (1991-99) в России был осуществлён переход к рыночной экономике, проведена масштабная приватизация государственной собственности. Реформы сопровождались экономическим спадом, быстрым ростом инфляции, безработицы, социальным расслоением общества. Недовольство значительной части народных депутатов ходом преобразований стало причиной конфликта между законодательной и исполнительной властью, принявшего осенью 1993 форму вооружённого противостояния в Москве. В сентябре 1993 президент своим указом ликвидировал систему Советов. 12 декабря 1993 в ходе референдума была принята Конституция РФ, проведены выборы в Федеральное Собрание.

Тем не менее противоречия между президентом, правительством и оппозиционным им большинством Государственной Думы препятствовали эффективному решению проблем общества. На его политику все больше влияли конъюнктурные моменты и интересы корыстных групп давления. Экономическое положение России продолжало ухудшаться. В 1998 был объявлен дефолт, т. е. невозможность погашения внутренней и внешней задолженности. Страна столкнулась с серьёзными проблемами в сфере социальных и межнациональных отношений. Наиболее болезненным стал конфликт России с сепаратистским движением в Чечне, приведший к первой (1994-96) и второй (1999- 2003) чеченским войнам.

Новый этап в развитии России начался с завершением 20 в. Выборы 1999 в Государственную Думу принесли успех проправительственным партиям «Единство» и «Отечество - Вся Россия». 31 декабря 1999 Б.Н. Ельцин подал в отставку с поста президента страны. Исполнение обязанностей главы государства было возложено на главу правительства (с августа 1999) В.В. Путина. На президентских выборах в марте 2000 он одержал убедительную победу над остальными кандидатами.

В истории Росии изменившаяся расстановка политических сил позволила начать коррекцию курса реформ, принять меры по стабилизации положения в стране. Удалось укрепить вертикаль исполнительной власти, усилить правовую базу реформ, привести уголовное и административное законодательство в соответствие с реальностями рыночной экономики. Началась реформа федеративных отношений, имеющая целью добиться четкого перераспределения полномочий и предметов ведения между органами власти различных уровней. Для стимулирования предпринимательской деятельности были сокращены налоги, их уровень в России стал одним из самых низких в мире. Меры по борьбе с теневой экономикой, изменения таможенной политики также благоприятствовали поощрению отечественных товаропроизводителей.

В итоге удалось переломить тенденцию к экономическому спаду, перестала расти внешняя задолженность, начал повышаться уровень жизни населения.

Возросла степень предсказуемости и стабильности внешней политики. В 1990-е гг. дипломатии России удалось наладить устойчивые отношения с большинством государств мира исходя из того, что ни одно из них не является потенциальным противником. Было налажено партнёрство со странами НАТО, достигнуты соглашения о дальнейших сокращениях стратегических вооружений с США.

В нач. 21 в. внешняя политика России стала более прагматичной, менее популистской. РФ поддержала кампанию борьбы против международного терроризма, начатую США, с пониманием отнеслась к антитеррористической операции, предпринятой США в Афганистане в 2002. России удалось, выступая за повышение роли ООН, наладить партнёрские отношения с США и структурами НАТО. Более тесными стали экономические и политические связи со странами ЕС, Азиатско-Тихоокеанского региона. Были достигнуты конкретные договорённости со странами - членами СНГ (особенно с Белоруссией, Украиной, Казахстаном) о развитии и углублении интеграционных процессов.

Установлено, что самые древние государства мира сформировались примерно шесть тысячелетий назад, причём большинство из них исчезло с лица земли, оставив в память потомкам в лучшем случае свои названия. Но есть среди них и те, что, проходя сквозь века, оказались способны на всех исторических этапах приспособиться к постоянно меняющимся реалиям и, таким образом, дожить до наших дней.

Относительно того, где и когда возникла первая в мире цивилизация, у исследователей нет единого мнения, но большинство из них сходятся на том, что, по всей видимости, это было государство Шумер. Образовавшееся в конце IV века до нашей эры в районе Южной Месопотамии (Южный Ирак) и просуществовавшее более двух тысяч лет, оно исчезло с исторической сцены, оставив множество памятников своей культуры, обнаруженных во время раскопок. Как и многие другие древние государства мира, оно рухнуло под натиском завоевателей.

На заре цивилизации государства, как правило, занимали весьма небольшие территории и не отличались многочисленностью населения. Известно, например, что в середине четвёртого тысячелетия до нашей эры в одной лишь долине Нила их насчитывалось более сорока. Центром каждого из них был укреплённый город, в котором помещалась резиденция правителя и храм наиболее почитаемого местного божества.

Выживал сильнейший

Древние государства мира вели непрекращавшуюся борьбу за выживание, так как плодородных земель было мало, а претендентов на обладание ими - много. В результате вспыхивали бесконечные войны, в которых местный правитель выступал в качестве предводителя, а в случае удачи руководил оросительными работами. Труд рабов использовался мало, так как ввиду примитивности вооружения держать большое количество пленных было опасно. Их, как правило, убивали, оставив только женщин и подростков.

Образование государства Древнего Египта

Картина изменилась в начале четвёртого тысячелетия до нашей эры, когда наиболее удачливому из местных царьков, вошедшему в историю под именем фараона Минеса, удалось подчинить себе несколько соседствовавших народов. Названия государств Древнего мира, вошедших в состав нового царства, в большинстве своём остались неизвестны, но они дали начало великой цивилизации, которую современные египтологи именуют Ранним царством.

Из всех ныне существующих государств Египет считается самым древним. Его история насчитывает около сорока веков и разделяется исследователями на несколько этапов, каждому из которых присущи свои особенности государственного правления и экономического развития. Эта уникальная по своей культуре страна фараонов обогатила мир многими формами искусства, распространившимися затем на другие континенты.

Армения, пришедшая из глубины веков

Первые государства Древнего мира, сохранившиеся до наших дней, в большинстве своём имели совершенно иной этнический состав населения по сравнению с существующим ныне. Примером тому может служить Армения, насчитывающая две с половиной тысячи лет своей истории, но, по мнению ряда исследователей, возникшая гораздо раньше и берущая начало из древнего царства Арме-Шубрия, существовавшего ещё в XII веке до нашей эры.

В те годы она представляла собой сложный конгломерат мелких, но самостоятельных государств и народов, постоянно сменявших друг друга. В результате длительного исторического пути на их основе сформировалась армянская нация. Само название этого государства в современном его звучании впервые упоминается в одном из документов, относящихся к 522 году до нашей эры. Там Армения описана как область, подчинённая Персии и расположенная на территории исчезнувшего к тому времени древнего государства Урарту.

Древнеиранское государство

Ещё одним древнейшим государством мира является Иран. Относительно периода его возникновения учёные сходятся во мнении, что образовался он от существовавшего на той же территории пять тысяч лет назад и упомянутого в Библии государства Элам. В VII веке до нашей эры иранское государство значительно расширило свою территорию, укрепилось экономически и трансформировалось в мощное и воинственное Мидийское царство, по своим размерам превышавшее территорию нынешнего Ирана. Его военный потенциал был настолько велик, что со временем мидийцы сумели разгромить непобедимых до той поры ассирийцев и подчинить себе окружавших их соседей.

Иран, как, впрочем, и многие древние государства мира, огнём и мечом прокладывал себе путь в будущее. В старейшем памятнике древнеиранской литературы - «Авесте» - он именуется «страной ариев». Племена, составившие впоследствии основную часть переселились в него из северных районов Кавказа и степей Средней Азии. Быстро ассимилировав местные неарийские народы, они без особого труда сумели установить контроль над всей территорией страны.

Цивилизация Древнего Китая

Перечисляя государства Древнего мира, наиболее приспособившиеся к превратностям истории, нельзя не вспомнить Китай. По утверждению учёных этой обширной восточной страны, цивилизация на её территории возникла не позднее пяти тысяч лет назад, хотя ряд письменных памятников свидетельствует о несколько меньшем возрасте - три тысячи шестьсот лет. Именно в этот период, ознаменовавшийся правлением была основана в стране строгая административная система, постоянно совершенствовавшаяся и охватывавшая все стороны жизни общества.

Природные условия Китая, развивавшегося в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы, как нельзя лучше благоприятствовали развитию земледелия, определив, таким образом, аграрный характер её экономики. Прочие же, соседствовавшие с ним государства Древнего мира были расположены в горных и степных районах, непригодных для хлебопашества.

С момента своего зарождения Китай вёл активную захватническую политику, что при достаточном экономическом потенциале позволило ему значительно увеличить свою и без того обширную территорию. Широко известно, сколь высок был уровень науки и культуры в Древнем Китае. Достаточно упомянуть, что уже в XI веке до нашей эры его жители пользовались лунным календарём и знали основы иероглифического письма. Примерно в тот же период в стране появилась регулярная армия, созданная на профессиональной основе.

Колыбель европейской цивилизации

Этот титул по праву принадлежит Греции. Известно, что около пяти тысяч лет назад остров Крит стал родиной уникальной культуры, со временем распространившейся на материк. На нём впервые были сформированы основы государственности, налажены торговые и дипломатические отношения со а также зародилась письменность в её современной форме и основы законодательства.

Государство и право Древнего мира достигли высшей точки своего развития на побережье Эгейского моря, где в первом тысячелетии до нашей эры сложилась передовая по тем временам цивилизация. Она представляла собой достаточно развитую государственную структуру, построенную по образцу и имевшую в своём распоряжении развитый бюрократический аппарат. Влияние Греции в короткий срок распространилось на обширные районы Северного Причерноморья, Южную Италию и

Несмотря на то что исторически название Эллада принадлежит Древней Греции, в наши дни жители этой страны распространяют его и на современное государство, подчёркивая тем самым связь с той великой культурой, наследниками которой они являются.

Страна, зародившаяся на островах

И в завершение статьи уместно вспомнить ещё одно, на этот раз островное государство, пришедшее в наш мир из глубокой древности - это Япония. В 661 году до нашей эры началось правление её первого Свою деятельность он начал с установления контроля над всем архипелагом, чего и добился не столько силой оружия, сколько продуманной дипломатией.

В своём развитие Япония прошла уникальный путь. В то время как государства которых связана с войнами, появлялись на мировой арене и затем бесследно исчезали, Страна восходящего солнца в течение многих веков сумела избежать сколько-нибудь серьёзных политических и социальных потрясений. Несомненно, этому во многом способствовала географическая изолированность государства. В частности, именно она спасла страну от монгольского нашествия, захлестнувшего в своё время значительную часть Азии.

Страна, сохранившая себя в веках

Япония - это единственная страна, где на протяжении двух с половиной тысячелетий сохраняется династическая преемственность императорской власти, и практически не меняются очертания границ. Это позволяет считать её самой древней страной, сохранившейся практически в первозданном виде, поскольку иные древние государства мира, даже сумевшие преодолеть многовековой путь, многократно меняли свой политический облик.



Похожие статьи