Сопоставьте исторические типы компоненты и уровни мировоззрения. Мировоззрение и его структура

Мировоззрение – целостная система взглядов на окружающий мир, место человека в нем, на отношение чел. к миру, к самому себе и к др. людям, которая является руководящей нитью в выработке тех или иных убеждений. Это система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны. М. исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Если подходить исторически, то можно выделить три типа мировоззрения: мифологический, религиозный, философский.

Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Причина религии - зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

Можно выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой. Теоретический уровень - это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.


М. как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего это знания - основа М. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая Ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Ценности - наиболее ярко выражены в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.

В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в М. в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в М. разных людей.

Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения . В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

- Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.

- Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.

- Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

- Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения . В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения . Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

Исторические типы мировоззрения

контрольная работа

1. Мировоззрение - ядро философии. Структура мировоззрения (уровни и компоненты). Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука)

мировоззрение мифология религия философия

Термин «философия» (от греч. «philio»- любовь и «sofia»- мудрость) буквально означает «любовь к мудрости» и впервые встречается у древнегреческого философа Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Закрепление в европейской культуре этого термина связано с именем Платона (427-347 гг. до н.э.). Долгое время содержание философии составляло синкретичное (нерасчлененное) знание человека о мире и его устройстве, природе, о месте человека в мире. В дальнейшем представления о сущности и предмете философии эволюционировали на протяжении всей ее истории. В настоящее время преобладающим является подход к философии как к типу мировоззрения.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, человеке и его положении в мире, все позитивные знания, которые накоплены человечеством за многие века. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии протекало уже под иным углом зрением - с позиций разума. Это была рефлексия человечества о мире и о своем положении в нем. Рефлексивность - главная и важнейшая особенность философии как формы духовного освоения мира.

Вторая особенность философии - решение мировоззренческих проблем с позиций разума, интеллекта. Рефлексия (от лат. reflexio - отражение) - размышление, полное противоречий и сомнений; анализ собственного психологического состояния, размышление над собственными представлениями о мире и месте в нем человека. Рефлексия - это своего рода размышление над размышлением.

Таким образом, философия - это теоретически оформленное мировоззрение, система общих теоретических взглядов человека на мир в целом. Иными словами, философия - это автобиография человечества, написанная им самим, и вобравшая в себя всю мудрость веков.

Мировоззрение составляет ядро философии. Структура мировоззрения включает в себя четыре уровня взаимоотношений человека с миром и четыре компонента.

Мировоззрение - это конкретно-историческое состояние сознания, выражающее наиболее общее и целостное отражение мира в сознании человека, и его отношение к действительности.

Мировоззрение может быть разным по форме и содержанию. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития, когда человечество в форме мифов пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания, возникновение явлений природы, животных и человека.

Миф - это не выдумка, не фантазия, не легенда, в которой вспоминают о когда-то бывшем событии. Миф - это особый язык символов, на котором древний человек говорит о самом важном для себя. Древние люди не отличались абстрактным мышлением, они мыслили картинами, образами. Иными словами, прибегали к мифотворчеству.

Миф, по определению русского философа Б.П. Вышеславцева (1877-1954), представляет собой «недифференцированное единство религии, поэзии, науки, этики, философии». Миф - «пластическая символика» (А. Мень), с помощью которой человек постигает бытие. Это язык духовного творчества. Поэтому миф - не только форма мышления древнего человека. Он и сейчас присутствует в религии, современной науке, в живой философии, в искусстве. Миф в высоком смысле слова, миф-икона (А. Мень) составляет основу Библии.

Теизм (от греч. theos -Бог) - учение, согласно которому Бог - абсолютная бесконечная личность, стоящая над миром и человеком. Мир, согласно теизму, является осуществлением божественного промысла. Деизм (от лат. dues -Бог) - учение, признающее Бога Творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и в делах человека. Бог, согласно деизму, представляет собой безличную первопричину бытия.

Атеизм (от греч. athton - безбожие) - система научно-материалистических воззрений, отвергающих религиозные представления о Боге как Творце мира.

Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый) - в широком смысле означает непознаваемость мира в целом; в контексте первого уровня мировоззрения означает позицию, согласно которой невозможно наверняка знать, есть Бог или Его нет.

Религия (от лат. religio - святость) - восстановление связи между Богом и человеком, основу которой составляет вера в существование Бога и в Его главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Освятиться - значит выполнить волю Бога.

Религия - так же является одной из форм мировоззрения. Согласно Библии-Книге Откровения Бога, обращенного к человечеству, после той духовной катастрофы, которая обозначена как грехопадение, человечество оказалось одно в огромном враждебном мировом пространстве. Перед ним лежала скорбная дорога исторического развития. Непосредственность общения с Богом нарушилась. Религия (восстановление связи между человеком и Богом) начинается в истории человечества сразу после грехопадения. Но приобрести утраченную гармонию труднее, чем ее потерять.

Обращаясь к страницам истории, мы видим, как люди в своей повседневной жизни все больше и больше уделяют внимание природному миру. Человеку природные стихии кажутся более нужными помощниками, ибо от них, как казалось ему, зависел успех охоты, жизнь в родовой общине. В первобытном мировоззрении все большую роль начинает играть Природа. Мифология разных народов мира рисует поклонение Богине-Матери, в культе которой проявилось чувство мистичности природы, одухотворенности мироздания. Это была, по словам А. Меня (1935-1990) эпоха чуткости человека к своему подсознанию и верности Земле. Первобытный человек еще не утерял ключей к тайне единства человечества. Его мифологическое мировоззрение в эту эпоху характеризуется двумя основными чертами:

1) вера в кровное родство с животными;

2) чувство коллективности.

Первобытные люди видели мир «полным духов» не потому, что о них размышляли, а потому что ощущали мистическую тайну бытия. Для первобытного человека взаимодействие вещей в мире - это взаимодействие видимого и невидимого миров.

Духовный мир не был для них изолированным планом бытия. Однако природные стихии больше заботили доисторического охотника, чем далекий Бог. Русский философ В.Соловьев(1853-1900) определил эту религию духов как «пандемонизм», который привел к возникновению шаманства и первобытной магии. Иными словами, для первобытного человека не существовало резкой грани между естественным и сверхъестественным.

Магия (от лат. magia, греч.mageia) - совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. Различают белую магию (манипуляция с помощью светлых сил) и черную магию (обращение к нечистой силе).

Магия и религия противоположны. Магия - это стремление устроится в мире без Бога. В основе ее лежит богоборческий мотив. Здесь нет живого религиозного чувства. Поэтому маг и священник противоположны друг другу. Маг служит себе, стремясь использовать потусторонние силы. Священник служит Богу. Маг стремится повелевать не только животными, растениями и природой, но и человеком. Поэтому магия затормозила духовное развитие человечества на многие тысячелетия.

Итак, на пути духовного возрастания человечества возникло две главные преграды: маг (властитель душ) и коллективное сознание. Племя и власть подавляли дух человека. Человек сливается с родом, не имеет своей личной жизни, подпадает под гипноз «коллективных представлений». Магизм же парализовал творческую активность и внутреннюю духовную свободу человека. Понятно, что только через

духовную свободу и ответственность человек может найти свое предназначение, стать личностью.

В первобытную эпоху человек был ближе к Природе, но он был скован и предстоял ей не как гений, а как часть этого мира, в одном ряду с животными и растениями. Начальные сведения о существовании человека наука датирует периодом около 55 тысяч лет. Только около 6 тысяч лет назад произошла городская революция, которая совершила внезапный перелом, положив конец «доисторической ночи» человечества (А. Мень).

С появлением Города человеческая история обрела динамизм. В нашем современном представлении город является символом изоляции человека от Природы, но и одновременно он есть символ творческой активности человека. Именно город способствовал высвобождению личности, вся жизненная энергия которой до сих пор была подавлена непрерывной борьбой за существование перед лицом природной стихии. Стены города и жилища защитили человека от непосредственного давления сил природы, а общественное разделение труда привело к возникновению социальной прослойки людей, которые имели свободное время и могли заняться философией. Такова роль древнегреческих городов-полисов в возникновении философии.

Многие философы определяют роль философии как посредницы между наукой и религией. Философия содержит в себе черты и той, и другой одновременно, не совпадая ни с одной из них.

Если философию понимать только как логическое, доказательное знание, отождествляя ее с наукой, а религию трактовать как «слепую веру» в провозглашаемые авторитетом церкви догматы, то при таком понимании философии и религии вопрос об их соотношении неразрешим. Иными словами, вопрос о соотношении философии и религии неразрешим с позиций материализма и вытекающего из него атеизма. По крайней мере, так обстояло дело в недавнем прошлом (речь идет о советском периоде развития философии в нашей стране).

По словам русского философа С.Л. Франка (1877-1950) сам по себе вопрос о соотношении философии и религии есть «центральный и глубочайший вопрос человеческого жизнепонимания» и принадлежит к числу «вечных вопросов человеческого духа». С особенной остротой этот вопрос встает в эпохи коренных переломов, духовной растерянности и исканий целостности духа.

Выдающийся отечественный мыслитель современности А.Ф. Лосев (1892-1988) считал, что «религия - вера в Абсолют», а «философия - знание Абсолюта». Одним словом, предмет философии и предмет религии совпадают (Абсолют). С этих позиций сущность философии - Богопознание (С.Л. Франк). Один из выдающихся философов Нового времени - Ф. Бэкон (1561-1626) утверждал, что «малое знание -уводит от Бога. Большое знание вновь приводит к Нему».

Абсолют - духовное первоначало всего сущего, всеобщее, безначальное, бесконечное и единое, противостоящее обусловленному бытию. В эпоху античности роль Абсолюта в мировосприятии греков играл Космос, в Новое время - Разум и т.д.

Религиозная философия постигает бытие из его абсолютной Первоосновы. Философия есть созерцание Абсолюта и выражение его в системе понятий, логической взаимосвязи всеединства. Она есть посильное описание на философском языке усмотренной картины бытия. Не ощущая невидимого мира духовной реальности, невозможно философствовать. С этих позиций религия не есть «слепая вера», согласно расхожему представлению. Всякая религиозная вера опирается на непосредственное ощущение Божества, на реальное присутствие Бога, личное усмотрение Его достоверности. Религия есть жизнь в общении с Богом. Таково мироощущение верующего человека.

Итак, по своей основной сущности религиозная философия и религия глубоко родственны друг другу. Но, во-первых, у них разные задачи, а во-вторых, они являются разными видами духовной деятельности. Религия - жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворить потребность человеческой души в спасении, в обретении спокойной уверенности в конечном торжестве добра и справедливости. Задача философии - объяснить бытие в системе понятий. Казалось бы, невозможно одновременно веровать в Бога и логически постигать Его бытие. Русские религиозные мыслители считали эту трудность преодолимой через сверхлогическую интуицию мысли.

Платон видел задачу философии в том, чтобы определить, «как человек сам от себя», самостоятельно, может познать Бога.

Иными словами, философия - самостоятельный поиск Абсолюта. Верующий начинает путь от Бога (Откровения), философ - от себя. Но, в конечном итоге, они должны встретиться. Это произошло, например, в судьбе русского философа С.Н. Булгакова (принял сан священника, в эмиграции стал богословом; годы жизни - 1871-1944), в жизни А.Ф.Лосева (принял сан священника и прошел через ГУЛАГ). Если верующему человеку достаточно самого факта существования Бога, то философ пытается на языке понятий описать результаты своего свободного усмотрения Абсолютной первоосновы бытия.

Античная и социальная философия

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества; совокупность научных...

Материализм и идеализм как два способа философского освоения человека и мира

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости...

Мировоззрение

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг...

Мировоззрение и его исторические типы

Если взять за основу классификации решение основного вопроса философии, то мировоззрение может быть материалистическим или идеалистическим. Иногда классификация дается более детально - выделяется научное...

Мировоззрение, его типы

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку ее задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Мировоззрение - развивающееся явление...

Мировоззрение. Исторические формы мировоззрения, особенности мифологического и религиозного мировоззрения

Универсальная картина мира - это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни...

Религиозное мировоззрение

Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений...

Термин «мировоззрение» был введен в в Германии в конце XVIII века немецким естествоиспытателем и философом И. Кантом. Мировоззрение совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем человека...

Философия познания

Мировоззрение - это система обобщённых чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многостороннее отношение человека к миру, к самому себе и другим людям...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности...

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение, это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем. Мировоззрение – это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Мировоззрение находит свое выражение как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознании больших масс людей (общественное сознание).

Структура мировоззрения: знания; убеждения и верования; ценности и нормы; эмоционально-волевой компонент.

Можно включить и практическую деятельность, поскольку она частично входит в структуру мировоззрения и связана с духовностью человека. Сами по себе отдельные компоненты не обеспечивают целостного мировоззрения, но только в совокупности всех составляющих структуры мировоззрения.

Различают понятия “мировоззрение”, “общая картина мира”, ”мироощущение”, ”мировосприятие”, ”миросозерцание”, ”миропонимание”.

Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия.

Общая картина мира, или картина мира – это синтез знаний людей о природе, социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира – задача всех областей знания. Выделяют также чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую, физическую, биологическую, философскую, причинно-механическую картины мира (последняя сложилась в эпоху Просвещения). Для мировоззрения характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. Мировоззрение выполняет регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущений, мировосприятие и миросозерцание . Первичные формы освоения человеком объективного мира – мироощущение и мировосприятие – связаны, прежде всего, с его эмоционально-чувственной сферой. Мироощущение возникает в силу тех или иных переживаний, определенного эмоционального настроя. Возникающие у человека различные мироощущения становятся основой для формирования в его сознании наглядных образов. Здесь речь идет уже о мировосприятии . Однако мироощущение и мировосприятие не дают возможности человеку разобраться в сути событий, понять их причины, оценить последствия своих действий. Такая возможность появляется на базе миропонимания, представляющего собой сплав разума и веры человека, его убеждений и ценностей, который складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности. Миропонимание представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.

Понятие “мировоззрение” соотносится с понятием “идеология”, но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления.

Мировоззрение в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку. Поэтому можно говорить о разных сторонах мировоззрения, подчеркивающих его единую неделимую цельность. Аналитический подход позволяет дифференцировать стороны (подсистемы) мировоззрения:

познавательную , в том числе а) познание природы, космоса, в целом универсума, природной сущности человека (натуралистический аспект) и б) познание социальной природы общества и человека (гуманитарный аспект);

аксиологическую (ценностная), в том числе предметные и субъектные ценности. К предметным ценностям относится та или иная оценка предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений. Субъектная ценность выступает в качестве нормативных представлений, установок и оценок в общественном сознании и ориентиров деятельности человека;

праксеологическую (направленную на духовно-практическая деятельность человека). Включает регулятивы, принципы, нормы поведения и общения и, главным образом, убеждения (вера человека в правоту усвоенных знаний и идей). Совокупность убеждений человека иногда определяют как мировоззрение. Реализация убеждений возможна через волевой компонент, практическую деятельность.

Уровни мировоззрения: жизненно-практический (“т.н. “жизненная философия”); художественно-образный, поэтически-духовный; теоретический (понятийно-рациональный).

В жизненно-практическом (обыденном) мировоззрении преобладает психологический элемент; в ней нередко нарушается логика, отсутствует последовательность, доказательность, систематичность. На теоретическом уровне мировоззрения доминируют наука и философия. Теоретический уровень мировоззрения отличается от жизненно-практического тем, что здесь вырабатывается свой специфический язык (категориальный аппарат), отличающийся строгостью и высоким уровнем абстрагирования. На базе художественно-образного духовного освоения действительности формируется мифологическое и религиозное мировоззрение. Уровни мировоззрения неразрывно связаны между собой. Без жизненно-практического опыта невозможно было бы достичь художественно-образного и теоретического уровней мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение на его теоретическом и художественно-образном уровнях оказывает значительное влияние на обыденные взгляды людей, особенно в настоящее время через СМИ, систему Интернет. Мировоззрение – противоречивое духовное образование. Оно может существовать на житейско-практическом и теоретическом уровнях одновременно. Ибо человек не в состоянии выработать научно-теоретические представления на все случаи жизни. Многие его представления, умения и навыки формируются на основе здравого смысла, житейского опыта.

Мировоззренческие знания служат базой и для убеждений , под которыми принято понимать уверенность в истинности знаний и готовность им следовать. Убеждения образуют своего рода мост между знаниями и практическими действиями. Они складываются и утверждаются как свойство мотива . Формирование мотива как внутреннего побуждения к действию связано с интеграцией познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности.

К исторически типам мировоззрения обычно относят: мифологическое; религиозное; научное (натуралистическое); философское.

Философия и мифология. Мифологическое мировоззрение формируется в духовной жизни первобытного человека. В нем в едином, универсальном, нерасчлененном (синкретическом) виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п.

Типичным для мифологии было следующее:

очеловечивание природы, или явный и неявный антропоморфизм (при явном – свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном – одни свойства, действия человека, его мотивы приписываются природным явлениям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище));

социоморфизм , или уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе;

символизация природы (согласно Шеллингу);

недостаточно четкое разделение субъекта и объекта, пространственных и временных отношений, вещи и слова, предмета и знака, существа и его имени, происхождения и сущности, природного и сверхприродного, исторического и вечного, вещественное и духовное, эмоционального и рационального;

безразличие к противоречию;

сближение объектов по вторичным чувственным качествам, на границе пространства и времени, использование объектов в качестве знаков других предметов и т.п.

Отличия мифологического мировоззрения от научных подходов:

научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении;

мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени:

все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа;

если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая семантически-ценностное значение;

то, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части.

Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной сферы. Это были еще неразвитые и специфические формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которых характерны такие черты, как конкретность, телесность, эмоциональность, проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира.

Функции мифологического мировоззрения:

обобщающая, в отличие от философского и научного обобщения базируется на чувственных представлений и лишено опосредований; объясняющая; моделирующая; регулирующая, утверждающая принятую в данном обществе систему ценностей, норм поведения.

Формой проявления мифологии были мифы (от греч. mythos – предание, сказание, слово). Миф - это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего или будущего). Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный, “надежный” опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Хорошо известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах и т.п.). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, “теоретический” и ”практический”.

Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мифическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований. В качестве нерасчлененного синтетического единства мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства, поэтому столь сложна задача размежевания мифологии и близких к ней по жанру и времени возникновения форм словесного творчества: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем, “классическом” эпосе. Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и литература, в том числе повествовательная.

В философии появление мифов нередко связывается с формированием язычества с его родовым сознанием и культовой практикой, и они оцениваются чаще всего отрицательно как по существу чуждые истине , как помрачающие и порабощающие дух человека. Философия содействовала становлению личностного самосознания и освобождению мышления от власти мифов в целях свободного поиска истины (Логос против мифа). Неоплатонизм, однако, интерпретировал миф как символ высшей истины и примирил древнюю философию с языческим жизнепониманием. Это было отвергнуто ранним христианством.

Языком мифологии пользуются различные формы общественного сознания, расширяя и по-новому толкуя мифологические символы. В частности, в 20 в. наблюдается также сознательное обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Манн, Г.Маркес, Ж.Жироду, Ж.Кокто, Ж.Ануй, А.Камю, Ч.Айтматов и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворчество – создание собственных поэтических символов.

В XX в. миф понимается как способ мышления, необязательно связанный с язычеством. “Миф есть воспоминание о мистическом событии, о космическом таинстве” (В.Иванов). В мифе находят причастность бытию и религиозную веру. Присутствие мифа обнаружено на высших этапах культурного развития; признано, что образно-мифологическая форма изложения того, что открывается в духовном опыте человека, имеет ряд преимуществ перед рационально-философской. Но социальные мифы XX в. стали основным средством порабощения личного и общественного сознания, они не имеют ничего общего с духовным призванием человека и должны быть отвергнуты.

Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строго научной логикой. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения “социального”, или “политического” мифа (например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманскую языческую мифологию, а также сам создавал разнообразные мифы – расовый и др.), но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Философия и религия. Религиозное мировоззрение. В первобытном обществе существовала тесная связь между мифологическим и религиозным мировоззрением. Религия возникла на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение религиозного мировоззрения связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности: общее понятие отделяется от обозначаемого предмета, превращается в особый предмет веры. Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное. Первоначально возникают племенные, затем национальные (например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм) и мировые или наднациональные – буддизм (YI-Y вв. д.н.э.), христианство (I в.) и ислам (YII в.).

Сущность религиозного мировоззрения в том, что в нем ядром является религиозная вера, религиозные чувства, религиозный опыт, система убеждений и ценностей. Религия предполагает соответствующее поведение, образ жизни, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование сверхъестественного, священного.

На основе мифологического, религиозного мировоззрения, зачатков накапливаемых знаний складываются предпосылки философского мышления.



Похожие статьи