Упражнения на проработку эмоций 5 7 лет. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы у дошкольников

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников

Цели:

  1. Образовательная.

а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;

б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным
признакам (мимика, пантомимика, интонация);

в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

  1. Воспитательная.

а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.),
препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Методические приемы:

  1. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
  2. Рисование эмоций.
  3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

ИГРЫ

  1. "Угадай эмоцию"

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

  1. "Лото настроений"

Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

  1. "Пиктограммы"

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или
добрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и,не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

  1. "Как ты себя сегодня чувствуешь?"

Материал:

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

  1. "Классификация чувств"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

  1. "Встреча эмоций"

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

  1. "Испорченный телефон"

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено,где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

  1. "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";
  2. "Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
  3. "Трудно ли было тебе понять другого участника?";
  4. "Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".
  5. "Снимается кино"

Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

  1. "Рисуем настроение"

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

  1. Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
  2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
  3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения , самовыражения.

  1. "Рассматривание картинки"

Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различных настроений.

Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".

  1. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию

(например: "слон" и "радость"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

  1. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций.

  1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

13."Зеркало"

Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

  1. "Тренируем эмоции"

Попросите ребенка нахмуриться - как:

Осенняя туча,

Рассерженный человек,

Злая волшебница.

улыбнуться, как:

Кот на солнце,

Само солнце,

Как Буратино,

Как хитрая лиса,

Как радостный ребенок,

Как будто ты увидел чудо.

позлись, как:

Ребенок, у которого отняли мороженое,

Два барана на мосту,

Как человек, которого ударили.

испугайся, как:

Ребенок, потерявшийся в лесу,

Заяц, увидевший волка,

Котенок, на которого лает собака.

устань, как:

Папа после работы,

Муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

Турист, снявший тяжелый рюкзак,

Ребенок, который много потрудился, но помог маме,

Как уставший воин после победы.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

  1. "Назови похожее"

Цель. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

  1. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.
  2. Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.

Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.

Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

1."Кто скажет о нем (имя) хорошее".

(ребенок, не сумевший "вписаться" в отношения со сверстниками)

2."Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).

3."Кто расскажет о себе хорошее"

Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее...", а дальше нужно придумать "гимн" себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.

Список литературы

  1. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
  2. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.
  3. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.
  4. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

Наталья Быстрикова
Игры на развитие эмоций. Методы психогимнастики для детей

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию , ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника , так как эмоции «рассказывают» окружающим о внутреннем мире ребенка.

В настоящее время у нас в стране наблюдается усиление интереса к проблеме положения ребенка в социуме. Как отмечает А. И. Захаров, «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье - одно из наиболее ценных приобретений».

К сожалению, сегодня игровые приставки, телевидение, компьютеры, мобильные телефоны играют ведущую роль в жизни ребёнка, следовательно, это пагубно сказывается на развитии эмоциональной сферы дошкольников . В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль «художника» , «скульптора» , «мастера» , в связи,с чем мотивирует выбор деятельности и материала : «Хочу нарисовать картину на мольберте, возьму палитру, кисти и краски» .

У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности.В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета : очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Следовательно, проблема развитие эмоциональной сферы дошкольников - актуальна для рассмотрения и изучения. Так всё же, является ли процесс изобразительной деятельности результативным способом старшего дошкольного возраста? Можно сказать, что устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие их значение в связи с его потребностями и мотивами, называют чувствами. В состав эмоциональной сферы мы включаем : эмоции , чувства, самооценку, тревожность. Ребенок шестого года жизни - пленник эмоций . Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность , они ещё не умеют управлять своими эмоциональными состояниями . Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными.

В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста : арттерапия (изобразительная, сказка, музыкальная) ; поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика ) ; игротерапия; мелотерапия, ипотерапия, изотерапия. Изобразительная деятельность развивает у дошкольников умения согласовывать свои действия, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей , то есть способствует развитию эмпатии . В процессе развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает , но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается . Её необходимо развивать .

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ). Основные достоинства психогимнастики : игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста); сохранение эмоционального благополучия детей ; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики : опора на естественные механизмы в развитии ребенка ; преодоление барьеров в общении, понимании себя и других; снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка; создание возможности для самовыражения; развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Задачи по развитию эмоциональной сферы : произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения ; различать и сравнивать эмоциональные ощущения , определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.) ; произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу; улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния ; сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние ); отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Персонажами психогимнастики могут быть дети , а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению - управлять собой и своими эмоциями . Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Когда использовать психогимнастику ? Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами , находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки .

Структура занятий по психогимнастике . Начальный этап - беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое.Цель : мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы. Этап проживания действий - отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое.Цель : достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач . Этап организации эмоционального общения .Цель : тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга . В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера . Этап организации контролируемого поведения.Цель : тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Методические задачи : показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями ; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; Заключительный этап.Цель : закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей , приведение в равновесие их эмоционального состояния , улучшение самочувствия и настроения. Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие : движений; эмоций ; общения; поведения. Игровое (психогимнастическое ) содержание упражнений. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер , т. е. должно быть продумано так,чтобы выполнить следующие задания : дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого); тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями; тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений,сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением : напряженных и расслабленных; резких и плавных; частых и медленных; дробных и цельных гармоничных; едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний; вращений тела и прыжков; свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга : упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения .На этом этапе решаются следующие задачи : показ - проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями ; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.

Сложность для педагога представляет переход в процессе занятия от одного образа к другому, так как взрослый должен быть одновременно и в образе, и руководить действиями детей . Здесь нужен навык.

Необходимо использовать зеркало для тренировки. Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей . К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести : сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, ежедневную физкультуру, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность.При планировании занятий необходимо учитывать :недельную динамику работоспособности : понедельник - адаптация; вторник, среда - наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга - спад работоспособности;дневную динамику работоспособности : высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с 8 до 11) ; снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь её значительное падение; фазы работоспособности детей на занятии : включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности; продолжительность активного внимания детей ,которое зависит от возраста : 3–4 года - 10 минут, 4–5 лет - 15 минут, 6–7 лет - 25 минут. Для профилактики утомления и сохранения работоспособности у детей на занятиях необходимо : создать эмоциональный настрой , поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные–дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения , при котором деятельность детей эффективна ; использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение; включать элементы психогимнастики , упражнения для релаксации; проводить игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, координации речи с движением; самомассаж; упражнения для развития физиологического дыхания; артикуляционные упражнения, упражнения для профилактики зрительного утомления (с использованием специальных пособий, зрительных ориентиров) ; упражнения для развития параметров внимания , памяти, воображения.

У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Эмоции играют важную роль в жизни детей , помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства , как и другие психические процессы , проходят на протяжении детства сложный путь развития .

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций . Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции , поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом . Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций , связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков, запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт , напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру , обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов , является весьма прочным и принимает характер установки.

Игры и упражнения , направленные на знакомство с эмоциями человека , осознания своих эмоций , а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции .

1. Игра «Пиктограммы» .

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции .

На столе лежат пиктограммы различных эмоций . Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции , нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция . Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей .

2. Упражнение «Зеркало» .

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя,улыбнуться и сказать : «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции , обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог : «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например,так : «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» .Ребенок ловит мячик и говорит : «Я радуюсь, когда….» , затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени,в свою очередь спросит : «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4. Упражнение «Музыка и эмоции » .

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки,какая она : веселая грустная, довольная, сердитая, смелая трусливая, праздничная будничная, задушевная отчужденная, добрая усталая, теплая холодная, ясная мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния , но и развитию образного мышления .

5. Упражнение «Способы повышения настроения» .

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек» .

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции , злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции , которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций .

7. Игра «Лото настроений» . Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например,один набор : рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д. :следующий набор : белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует числу детей .

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции . Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией .

8. Игра «Назови похожее» .

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию .

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции .

9. Упражнение «Мое настроение» .

Детям предлагается рассказать о своем настроении : можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т. д.

10. Игра «Испорченный телефон» . Все участники игры , кроме двоих, «спят» . Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию , как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры .

После этого ведущий опрашивает всех участников игры , начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию , по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы.»

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а) . Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя . Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Психогимнастические упражнения (этюды, основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции , правильно их выражать, полноценно переживать.

1. Новая кукла (этюд на выражение радости) .

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева) .

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3. Фокус (этюд на выражение удивления) .

Мальчик очень удивился : он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4. Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса) .

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5. Соленый чай (этюд на выражение отвращения) .

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6. Новая девочка (этюд на выражение презрения) .

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.

7. Про Таню (горе - радость) .

Наша Таня громко плачет :

Уронила в речку мячик (горе) .

«Тише, Танечка, не плачь -

Не утонет в речке мяч!»

8. Золушка (этюд на выражение печали) .

Золушка возвращается с бала очень печальной : она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9. Один дома (этюд на выражение страха) .

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения . Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки» .

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики» .

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт , отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3. Игра «На полянке» .

Педагог : «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».

После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4. Упражнение «Чудесный сон котенка» .

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены , глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка,на фоне которой ведущий медленно произносит : «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек.Ему снится волшебный сон : голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах , что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Заключение

Знают все, но далеко не все понимают, как важна эмоциональная активность для формирования физического и психического здоровья человека , насколько необходимо приучать детей вести активный образ жизни. Проблема физического и психического здоровья стоит в наше время очень остро.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья количество детей с патологией за последние годы увеличилось в два раза. А ведь полноценное физическое и психическое здоровье ребёнка - это основа формирования личности.

Детская йога Андрей Иванович Бокатов

4.21. Эмоциональное развитие детей (игры и упражнения)

Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка:

нахмуриться

Как осенняя туча;

Как рассерженный человек;

Как злая волшебница;

улыбнуться

Как кот на солнце;

Как само солнце;

Как Буратино;

Как хитрая лиса;

Как радостный человек;

Как будто он увидел чудо;

позлиться

Как ребенок, у которого отняли мороженное;

Как два барана на мосту;

Как человек, которого ударили;

испугаться

Как ребенок, потерявшийся в лесу;

Как заяц, увидевший волка;

Как котенок, на которого лает собака;

устать

Как папа после работы;

Как человек, поднявший большой груз;

Как муравей, притащивший большую муху;

отдохнуть

Как турист, снявший тяжелый рюкзак;

Как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

Как уставший воин после победы.

Колечко (для детей с 4 лет)

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.

1. «Течение воды». Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

2. «Переход через чащу». Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

3. «Сломанная кукла». Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).

4. «Полет бабочек». Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

5. «Покой». Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса - стояние без движений, слушать свое тело.

Замечание, после окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее - ступнями.

А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Походка и настроение (для детей с 4 лет)

В едущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь - как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Танец огня (для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром. Зеркальный танец (для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

Танец морских волн (для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет - она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.

Лес (для детей с 5 лет)

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:

На тихий, нежный ветерок;

На сильный холодный ветер;

На ураган;

На мелкий грибной дождик;

На ливень;

На сильную жару;

На ласковое солнце;

На ночь;

На град;

На заморозки».

Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

Пилка дров;

Гребля в лодке;

Перемотка ниток;

Перетягивание каната;

Передача хрустального стакана;

Парный танец.

«Огонь-лед» (для детей с 4 лет).

По команде ведущего: «Огонь!» - стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.

По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

Этюды на расслабление мышц (по М. И. Чистяковой)

Штанга (для детей 5–6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает. Каждый спит (для детей 5–6 лет) В зал входит ведущий и видит… На дворе встречает он Тьму людей и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот. (В. А. Жуковский)

Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

Сосулька (для детей 4 лет)

Ведущий читает стихи: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.

Шалтай-Болтай (для детей 4–5 лет)

Ведущий читает стихи: Шалтай-Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

Спящий котенок (для детей 3–4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Этот этюд желательно проводить под музыку Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

Конкурс лентяев (для детей 5–6 лет)

Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук -

Лентяй изрядный -

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закат

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д. Кабалевского «Лентяй».

Пылесос и пылинки (для детей 6–7 лет)

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА Уже в первые месяцы младенец оживляется, когда видит мать, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением («воркованием»). В 3–4 месяца у малыша возрастает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом,

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Без хорошо развитых внимания и памяти невозможна подражательная

Игры и упражнения на развитие дыхания Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу

Игры и упражнения для развития голоса Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а

Игры и упражнения для развития плавного ротового

Игры и упражнения для развития ручной моторики Массаж рук Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько:Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по

Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,

Игры на развитие мелкой моторики Модное по нынешним временам словосочетание «мелкая моторика». Все молодые родители устремились развивать ее у собственных чад и обсуждать успехи и волшебные подробности своих занятий на разных форумах, площадках, блогах и прочих

Игры на развитие восприятия Редко кто понимает, что восприятие еще и развивать нужно. Чувствительность дана нам природой в безвозмездное пользование, и никто особо об этом не задумывается, принимая как должное. На деле же оказывается, что восприятие – очень важная штука.

Игры на развитие памяти и внимания Память и внимание – тесно взаимосвязанные психические функции. Развивая одну, невозможно не тренировать другую. Они настолько смешаны, что часто под определением «плохая память» люди подразумевают рассеянность внимания.Мы не такие, мы

Игры на развитие мышления Назвался хомо сапиенсом – будь добр, соответствуй. С целью этого самого соответствия высокому званию чего только ни придумали люди для развития своей самой отличительной черты, приобретенной в ходе долгой и непростой эволюции. Среди прочего –

Игры на развитие воображения Споры о том, что же важнее – воображение или логика, кажутся мне высосанными из пальца. Без первого человек скучен, без второго глуп. Следовательно, развивать необходимо и то и другое.Дело в том, что для развития интеллекта (логического

Игры на развитие речи Природа позаботилась о том, чтобы человеческий детеныш учился разговаривать, повторяя за взрослыми. Это ли не повод следить за собственной речью. Но это не все, что может сделать сознательный родитель, чтобы помочь ребенку как можно скорее освоить

Игры на развитие двигательной активности В Советском Союзе люди были абсолютно убеждены в непреложности агитационной пролетарской истины «В здоровом теле здоровый дух». Не буду столь категоричен в утверждениях, поскольку не уверен в первичности именно физического

Игры на развитие смекалки Как истинный славянин и человек, проживший в нашей стране вот уже почти 40 лет, я абсолютно уверен в том, что господь бог совершенно не зря включил в базовый набор качеств, необходимых для выживания на Земле, смекалку. Без этой ценной функции

Большинство родителей, уделяя много внимания развитию мышления и речи у детей, забывают о важности становления эмоционального аспекта юной личности. Упражнения и игры на эмоции уже в дошкольном возрасте позволяют выявить и вовремя исправить возможные проблемы в умении ребенка выражать свои чувства, а также адекватно реагировать на чувства других.

Почему это важно?

Человек намного раньше начинает испытывать эмоции, чем говорить и думать. Если малыш чем-то недоволен - он кричит, порой доходя до истерики, а когда радуется - смеется и машет ручками. Такое поведение можно наблюдать и у взрослых при условии, что эмоции слишком сильные – настолько, что человек, подобно ребенку, не в состоянии их контролировать. Но это не значит, что главная задача педагогов и родителей – научить детей внешней сдержанности, достойной советского разведчика.

Заниматься развитием эмоциональной сферы дошкольников необходимо, чтобы:

  • научить лучше понимать себя и окружающих, воспитать социальную восприимчивость, эмпатию;
  • дать верное направление формирующейся системе общепризнанных ценностей (доброта, отзывчивость и сострадание должны гармонично сосуществовать с развитием таких востребованных сегодня качеств, как лидерство, упорство, стрессоустойчивость);
  • сделать более продуктивным процесс усвоения любых других умений и навыков благодаря адаптации к условиям обучения.

Кроме того, ученые выявили прямую связь между уровнем эмоционального интеллекта человека, то есть способности правильно понимать чувства, желания, намерения других людей и свои собственные, с его успешностью и даже уровнем дохода.

По возможности избегайте ограничений в естественном поведении ребенка: не запрещайте ему громко смеяться, кричать или плакать, если это позволяют внешние условия. Привычка к подавлению эмоций ведет к психическим расстройствам.

Примеры игр на изучение основных эмоций

Мир окрашен для человека эмоциями с самого рождения, и чем старше становится ребенок, тем более яркие и разнообразные чувства он способен испытывать. Говоря о необходимости развития эмоциональной сферы, обычно имеют в виду работу с выражением негативных чувств:

  • гневом,
  • обидой,
  • разочарованием,
  • завистью,
  • страхом.

Уметь справляться с ними действительно важно не только для дошкольников, но и для взрослых, и чем раньше человек этому научится, тем более устойчивой будет его психика. При этом нельзя забывать и о положительных, светлых эмоциях - радости за себя и за других, благодарности, сочувствии. Они должны находиться в равновесии с негативными или даже преобладать над ними, от этого зависит, будет ли личность цельной, а человек - счастливым.

Калейдоскоп настроений

Знакомство с психологическими играми лучше всего начинать с обзора базовых эмоций. Ведущий предлагает дошкольникам рассмотреть несколько карточек с фотографиями детей: улыбающихся, смеющихся, плачущих, сердитых, удивленных, озадаченных и так далее. Пусть малыши попробуют разобраться, обсудить, что чувствует герой на каждой фотографии, предположить, чем может быть вызвано его настроение.

Примерь на себя

Игра продолжает предыдущую. Взрослый спрашивает детей, какие из представленных эмоций испытывали они сами и в каких ситуациях, какая карточка лучше всего передает их настроение сейчас. Дошкольникам поочередно дается возможность высказаться, сначала по желанию, потом - по просьбе ведущего. Пример более активных ребят заразительно действует на остальных, поэтому упражнение не только учит распознавать эмоции, но и помогает преодолеть робость.

Если кто-то из детей молчит и не хочет отвечать - не нужно настаивать. Скорее всего, мысленно он участвует в игре и примеряет разные эмоции на себя, но стесняется говорить вслух.

Боксер

Выплеснуть гнев для малыша иногда бывает важнее, чем для взрослого. Уставшему от сдерживаемого недовольства человеку психологи рекомендуют побить боксерскую грушу. Подобное упражнение полезно и детям начиная с младшей или средней группы. В роли груши выступает газета: два ребенка растягивают широкий лист и крепко держат его, а третий со всей силы бьет в центр. При этом разрешается выкрикивать фразы, например: «Злость, уходи!» или «На, получи!». Если ребенку хочется просто покричать, без слов, это тоже допускается. В роли держащих газету и боксеров поочередно выступают все дети.

Если газета рвется слишком легко - увеличьте количество слоев. Скорее всего, это потребуется, когда дети будут играть по второму кругу.

Сундучок на замок

Это мирная альтернатива бурному проявлению накопленной внутри негативной энергии, описанной в предыдущей игре. Дети садятся в круг, а ведущий по очереди подходит к каждому из них с сундучком (небольшой коробкой, желательно украшенной соответствующим образом), чтобы малыши шепотом поведали в приоткрытую крышку все свои возможные неприятности и обиды. Чтобы участников не смущала тишина, нужно включить спокойную музыку. Когда все переживания будут собраны, ведущий объявляет, что магический круг замкнулся, а замочек закрылся, и все плохое осталось внутри. Сундучок истратил всю свою энергию и отправляется на подзарядку, после чего снова будет готов к работе.

Телевизор

Творческая игра, которая подойдет ребятам в подготовительной или даже в старшей группе. Для нее понадобится картонная рамка, которая и будет изображать телевизор. Один из участников встает перед остальными и наводит экран на лицо, изображая при этом какую-либо эмоцию: страх, радость, печаль, удивление, восторг. Остальные должны определить, что же сегодня показывают по телевизору. В зависимости от количества детей нужно задать определенный лимит настроений. Например, если участников много, пусть каждый показывает только одну эмоцию, стараясь не повторяться. Если взрослый играет с одним ребенком, то сначала показывает несколько настроений сам, а потом предоставляет такую возможность малышу.

Старшие дошкольники по желанию могут превратить телевизор в театральную сцену и разыгрывать маленькие сценки, а зрители будут обсуждать, какие эмоции были у героев и почему.

Робот

Игра похожа на предыдущую, но задача здесь более сложная: теперь задуманные чувства разрешается передавать только с помощью рук и тела, без участия лица. Ведущий участник объявляется человекоподобным роботом, у которого отключились лицевые мышцы, и теперь его настроение можно определить только по позе и движениям. Упражнение поможет детям научиться лучше понимать язык тела.

Любопытно попробовать два варианта игры: с коробкой на голове, изображающей робота и закрывающей лицо, и без нее. В первом случае участники смогут незаметно хмуриться или улыбаться, и тогда им проще будет синхронизировать нужную эмоцию с движениями. Без коробки ребенку придется сохранять нейтральное выражение лица, это затруднит задачу и ведущему, и отгадывающим.

Предложите зрителям не просто называть эмоцию, которую они видят, а «подписать картинку» - то есть как бы придумать заголовок к фотографии: «Ура, мне купили велосипед!» или «Мою машинку сломали, как я зол!»

Маски для человечка

Упражнение развивает эмпатию. Нужно схематично нарисовать смешного человечка с пустым кружком вместо лица и подготовить для него несколько масок по размеру с самыми разными выражениями. Ведущий рассказывает, что происходит с героем, а дети меняют ему маски в зависимости от того, какие эмоции, по их мнению, он испытывает.

Например: «Человечек выглянул в окно и увидел, что светит солнышко! (маска-улыбка). Вдруг он услышал, как кто-то плачет (удивление, растерянность). Оказалось, что это плачет девочка, она потеряла куклу (печаль). Человечек выскочил из дома и помог ей найти куклу (радость). Важно, чтобы дети осознали, что люди испытывают печаль, когда кому-то грустно, и радость, когда их помощь приводит к положительному результату.

Зато!..

Умение переносить разочарования для психики - все равно что закалка для физического здоровья человека. Эта игра учит находить положительные моменты даже в неприятных ситуациях и подходит для дошкольников разных возрастов.

Ведущий показывает малышам карточку с изображением печального персонажа (например, зайчика) и рассказывает, что зайка грустит, потому что все его братья и сестры пошли гулять, а его оставили дома. Задача детей - «утешить» героя, найти несколько причин для радости, начиная со слова «зато»: «Зато теперь тебе никто не мешает смотреть телевизор» или «Зато ты теперь один съешь все конфеты». Когда ведущий посчитает, что поводов для хорошего настроения набралось достаточно, вместо карточки с грустным зайчиком появляется изображение веселого.

С детьми постарше удобно использовать описанного выше нарисованного человечка с набором заготовленных эмоций. Если масок не хватает, ребята могут дорисовать их сами и менять по своему усмотрению.

Музыкальное настроение

Даже младенцы, не умеющие говорить, радуются веселой музыке и способны расплакаться от грустной. Это неосознанные эмоции, которые не поддаются контролю. А как понимают настроение музыки дошкольники? Пусть они прослушают небольшой отрывок и поделятся, какие чувства он навевает: веселье, печаль, страх, ощущение праздника, игривость, торжественность, напряженность, холодность. Упражнение способствует не только обогащению эмоционального опыта, но и развитию образного мышления.

Магия интонации

Ведущий нейтральным тоном произносит какое-нибудь слово или короткую фразу, например: «Ага», «Ну вот и все», «Придет серенький волчок» или любую другую. Дети по очереди должны повторить фразу, используя при этом разные интонации, обозначающие радость, грусть, страх, удивление, угрозу и тому подобное. Остальные должны понять, какую именно эмоцию имел в виду говорящий и оценить, насколько верно он ее изобразил. Игра развивает способность передавать и распознавать эмоции, а также учит владеть выразительными средствами голоса.

Вы поедете на бал?

Повышенная эмоциональность дошкольников объясняется тем, что они по-детски импульсивны и еще не умеют сдерживать внешнее выражение своих чувств. Эта старинная игра учит контролировать порывистые действия, максимально удерживая внимание на поставленной задаче.

Ведущий объявляет правила: «Черное, белое не носить, «да» и «нет» не говорить», после чего задает первый вопрос: «Вы поедете на бал?» Участник должен ответить: «Поеду». Далее ведущий задает различные вопросы, пытаясь спровоцировать игроков на произнесение запретных слов: «Вы наденете белое платье или черное?», «Вы будете есть на балу мороженое?», «Какими фигурами вы будете играть в шахматы?» Ребята должны выкручиваться, быстро находя слова-заменители или уходя от ответа. Постепенно их бдительность ослабляется, и игрок, который ошибся, становится ведущим.

Несколько десятков лет назад дети легко обходились без специальных игр - понимать эмоции других людей и свои собственные им помогал богатый опыт живого общения. Современные дошкольники, подростки и, что немаловажно, их родители все больше уходят в виртуальный мир, вся гамма их настроений умещается в стандартный набор смайлов. Именно поэтому нужно уделять внимание развитию эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, иначе проблемы начнутся, когда дети превратятся в подростков. Причем ключевую роль здесь должны играть не педагоги и воспитатели, а родители, семья.

Интернет-журнал «Эйдос» - официальный печатный орган Научной школы А.В.Хуторского и Центра дистанционного образования «Эйдос». Журнал основан в 1998 году. Зарегистрирован в системе РИНЦ - Российском индексе научного цитирования (ID=9259).

  • Научная школа
  • В условиях ФГОС
  • Методика в школе
  • Экспериментальная площадка
  • Цифровое обучение
  • Компетентностный подход
  • Метапредметный подход
  • Эвристическое обучение
  • Современное воспитание
  • Вузовская подготовка
  • Повышение квалификации
  • Образование за рубежом
  • Инклюзивное образование
  • Знаменитые системы обучения
  • Рейтинги
  • Дискуссии


В рейтинге цитирования РИНЦ журнал «Эйдос» входит в двадцатку среди 450 педагогических журналов России. По индексу Хирша за 10 лет журнал "Эйдос" занимает 6-е место среди всех педагогических журналов, включая ВАКовские.


Подписка на новые выпуски журнала


Выпуски журнала с 1998 до 2014 года были размещены в открытом доступе. С 2014 года согласно лицензионному договору с Научной электронной библиотекой Elibrary.ru (РИНЦ) статьи Интернет-журнала "Эйдос" можно приобрести на платной основе на сайте elibrary.ru или в интернет-магазине "Эйдос" .



Обратитесь в библиотеку своего учреждения, чтобы она включила в свой заказ доступ к статьям журнала "Эйдос".


Покупка статей журнала


Если вы хотите получить ту или иную статью из журнала "Эйдос" любого года издания, начиная с 1998 года, получить подборку статей по определённой теме (например, для подготовки диссертации, курсовой или дипломной работы), пришлите предварительную заявку по e-mail: info@сайт. В заявке укажите свои ФИО, e-mail, а также выходные данные статей (автор, название, год, номер). Вам будет выслан расчёт стоимости вашего заказа.


Также вы можете сразу оплатить свой заказ через Интернет-магазин:



Выходные данные журнала «Эйдос»

Учредитель и издатель журнала: Центр дистанционного образования «Эйдос».
Главный редактор журнала: докт. пед. наук, проф., чл.-корр РАО Хуторской А.В.
Год начала издания: 1998. Язык: русский
Адрес сайта журнала: http://сайт/journal/
Адрес редакции журнала: Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, оф. 111.
e-mail: info@сайт

Журнал - рецензируемый, имеет учебно-методическую направленность. Предназначен учителям, воспитателям, методистам, вузовским педагогам, администраторам образования.

Форма издания: интернет-журнал. Согласно ГОСТ 7.83-2001 журнал является сетевым, научно-популярным, продолжающимся, текстовым, самостоятельным, электронным изданием. Периодичность - 4 выпуска в год.

Состав редколлегии:

  • Хуторской Андрей Викторович , доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. РАО, гл. редактор.
  • Король Андрей Дмитриевич
  • Воровщиков Сергей Георгиевич , доктор педагогических наук, профессор.
  • Свитова Татьяна Викторовна
  • Андрианова Галина Александровна , кандидат педагогических наук, доцент.
  • Скрипкина Юлия Владимировна , кандидат педагогических наук, доцент.
  • Краснопёрова Татьяна Вадимовна , кандидат педагогических наук.

Публикация статей бесплатная. Статьи перед публикацией проходят рецензирование. Оплата рецензирования производится авторами или их организациями согласно действующим расценкам . Стандартная стоимость рецензии одной статьи для одного автора 998 руб. Статьи вместе с заявкой на их публикацию в журнале "Эйдос" направляются в редакцию по e -mail: journal@сайт

Как ссылаться на статьи в журнале

Согласно действующим ГОСТам правильная ссылка на статью или иной материал, опубликованный в журнале выглядит так:

Для чего школе интернет? Беседа Е.П.Велихова и А.В.Хуторского на телеканале "Культура" [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 9 ноября. - Режим доступа к журн.. - Загл. с экрана.

Или так:

Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 11 июля..htm..

Часть URL-адреса типа 2003/0711-05 указывает дату поступления статьи в Интернет-журнал "Эйдос", где 2003 - год, 07 - месяц, 11 - число, 05 - порядковый номер статьи, поступившей в этот день (порядковый номер может отсутствовать, если других статей в этот день не поступало).

У каждой статьи электронного журнала только одна страница, а не их диапазон. В примерах ссылок в статьях с 2014 года может не быть указано номера страницы статьи. Если вам необходимо в ссылке на статью из журнала указать номер её страниц, их можно легко определить по имени pdf-файла статьи: две последних цифры в номере - это и есть номер страницы. Например, статья с именем файла Eidos-2011-103 -Khutorskoy.pdf имеет номер 03 , и страница её в журнале тоже 3 .

Имущественные права на данное электронное издание в целом и его отдельные части, если иное не оговорено особо, принадлежат Центру дистанционного образования "Эйдос". Имущественные права являются неисключительными, т.е. автор вправе публиковать свою статью и в других изданиях.

Пересылка, перепечатка, тиражирование, распространение, публикация материалов Интернет-журнала "Эйдос" в электронной, "бумажной" или иной форме лицами, не являющимися их авторами, а также любыми организациями, допускается ТОЛЬКО по официальному указанию или разрешению редакции журнала.



Похожие статьи