Здоровье: физическое, психическое, социальное, духовное. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Кафедра «Фармации и фармакологии»

Контрольная работа по психологии и педагогике

Тема: «Роль просветительских программ в формировании

здорового образа жизни»

Выполнила: Голощапова Е.Н.

Студентка V курс 1 группы

Факультета фармации и

Медицинской биологии

Проверила: Дресвянина А.В.

Архангельск, 2013

Введение.

Соблюдение принципов здорового образа жизни актуальная проблема современного мира. Заглянув в историю можно обнаружить, что и в древности люди уделяли силы и время профилактике заболеваний. В Древней Греции большое значение уделялось закаливанию и физической культуре. В Древнем Риме славились сила, выносливость, отвага. У всех народов имелись ограничения в пище, питье, складывалось отрицательное отношение к одурманивающим веществам. Мировые религии, так или иначе, уделяли внимание вопросам здорового образа жизни, рассматривая их в контексте нравственных учений.

Цитату «Болезнь легче предупредить, чем лечить» знают все, но не все хотят следовать этому принципу. Основная задача просветительских программ касающихся темы здоровья убедить человека и доказать необходимость здорового образа жизни.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни. Увеличение рисков техногенного, экологического, психологического и военного характера провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья.

За последние 10 лет в России на фоне экологического неблагополучия среды, снижения жизненного уровня появились негативные изменения в состоянии здоровья населения. Это отчетливо заметно у подростков. Поэтому целесообразно проводить основную работу среди подрастающего населения. Основным методом повышения информированности и обучения подростков является внедрение информационно-просветительских технологий в систему формирования здорового образа жизни в социально-культурную сферу.

Однако не следует забывать о влиянии семьи на поведение ребенка. Поэтому просветительские программы должны касаться и взрослых.

Низкий уровень информированности населения связан еще и с тем, что медицинская литература редко пропагандирует профилактические мероприятия. Чаще издается литература посвященная лечению уже имеющегося заболевания, предназначенная для больных, а не здоровых.

Повышение уровня осведомленности населения влияет на поведенческие изменения, а также позитивно отражается на здоровье.

Основные понятия.

Здоровый образ жизни – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он свободно выполняет свои текущие обязанности, у него достаточно энергии, чтобы учиться, работать, справляться с домашними и семейными обязанностями.

Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и насколько успешно справляется со своими ежедневными обязанностями. Душевно здоровый человек нравится самому себе таким, каков он есть и доволен своими достижениями. Душевно здоровый человек - хозяин своей жизни, а не жертва. Он способен брать на себя ответственность, винит за свои ошибки себя, а не окружающих, и старается их исправить. Душевно здоровый человек оптимистичен, верит в будущее и делает всё для того, чтобы это будущее было светлым.

Иными словами, душевное здоровье определяется, прежде всего, положительным отношением к себе и окружающему миру.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья;

Поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья;

- индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов;
- система личной научно обоснованной профилактики заболеваний;
- модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний;

- система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Таким образом, разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения.

Санитарное просвещение – это совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Просветительская деятельность - это разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

Просветительское мероприятие – это совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений.

Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека и его мотивации.

Различные точки зрения о здоровом образе жизни резкой границы не имеют, они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья человека.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения активного долголетия и полноценное выполнение социальных функций, активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

История.

Санитарное просвещение в том или ином объеме проводится во всех странах мира. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место в медицине с древности. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Способствовало этому развитие других наук (микробиологии, физиологии, гигиены и др.).

Как часть государственной системы здравоохранения санитарное просвещение начало формироваться в 1920-е годы в СССР, решая медико-санитарные задачи: борьба с социально-значимыми болезнями, охрана материнства и младенчества, улучшение условий труда и быта в городе и сельских районах, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма.

В годы Великой отечественной войны 1941-1945гг. просветительская работа велась по вопросам санитарной обороны, пропаганды донорства, ликвидации санитарных последствий войны и т.д.

В послевоенный период санитарное просвещение являлось обязательным разделом деятельности каждого лечебно-профилактического, санитарно-эпиделиологического учреждения и каждого медицинского работника. Распространением медицинских и гигиенических знаний занимались культурно-просветительские учреждения Советов депутатов, трудящихся и профессиональных союзов, обществ «Знание», Красного Креста и Красного Полумесяца, органы просвещения и др. организации. Для координации их работы были созданы межведомственный Всесоюзный Совет санитарного просвещения (ВССП) и республиканские советы. Научно-исследовательской и научно-методической работой занимался Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, основанный в 1928г. В Москве.

Справедливо ли утверждение: «Если у меня ничего не болит, то я здоров»? Попытаемся вместе ответить на этот вопрос.

Всемирная Организация Здраво-охранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального (общественного) благополучия. Как врач я согласен с этим определением, но как христианин не могу не включить сюда ещё один аспект, по моему мнению, самый важный - это состояние духовного благополучия. Причём, первые три аспекта здоровья напрямую зависят от последнего - другими словами, нарушение духовного благополучия приводит к нарушению всех остальных. Как это понимать? Давайте попробуем в этом разобраться.

Что такое физическое благополучие?

Это состояние нашего тела. Чувствую ли я себя в нём уютно? И здесь мы можем говорить о наличии или отсутствии болезней. Говоря об аспекте психическом, мы говорим о состоянии нашего сознания: здраво ли мыслим, нет ли в нашем мышлении каких-либо отклонений? Аспект социальный характеризируется отношениями в семье и обществе. Но какое же отношение ко всему этому имеет духовный аспект? Всё в нашем мире живёт и развивается по определённым законам. Кто же их установил и кто ими управляет?

Для меня как христианина ответ совершенно ясен - Бог! «Ибо Он сказал - и сделалось; Он повелел - и явилось» (Псалом 32:9). «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:45); «ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему» (Луки 8:25).

Бог является Творцом всех законов природы, в том числе законов, которые управляют и нашим организмом. Бог любит нас! Он сотворил нас по Своему образу и подобию, создал идеальные условия для жизни человека в Едемском саду. Но человек нарушил волю Божию, согрешил и вынужден был покинуть этот сад, в «поте лица» зарабатывать себе на хлеб и жить далеко не в идеальных условиях. Но по Своей великой любви Бог не оставил человека, заботился о нём на протяжении всей истории и продолжает заботиться сейчас. Его любовь проявляется, прежде всего, в том, что Он отдал Сына Своего Единородного для спасения человечества.

Так вот, именно от взаимоотношений с любящим Богом зависит состояние нашего здоровья. И главный секрет заключается в словах, сказанных Иисусом Христом и записанных в Евангелии от Матфея: «”Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”» (22:37-39).

Почему, возлюбив Господа, я буду здоров?

И вообще, что означает возлюбить Господа? Это значит жить согласно тем законам, которые Он дал. В этом залог хорошего здоровья. Бог говорит: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней… ибо Я Господь, целитель твой» (Исход 15:26).

Давайте рассмотрим несколько примеров. Бог дал народу израильскому советы по гигиене и борьбе с инфекционными заболеваниями, когда они 40 лет скитались по пустыне. За это время, невзирая на трудные условия, не было ни одной эпидемии.

Ещё 300 – 400 лет тому назад библейские принципы гигиены были единственным способом борьбы с болезнями. Многие из этих советов легли в основу современной эпидемиологии. Второй пример. Бог предостерегает, и это записано в книге Левит, от употребления жира животного происхождения. Сегодня мы знаем, что именно эти жиры являются причиной сердечно-сосудистых заболеваний, причиной большинства смертей в нашем мире. Результаты исследований доказывают, что те, кто не употребляют животные жиры, намного реже имеют недуги сердца, диабет, онкологические заболевания. И сегодня любая программа по профилактике этих заболеваний включает ограничение либо полное исключение из рациона питания жиров животного происхождения.

Третий пример. Священное Писание осуждает употребление алкоголя: «Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий увлекающийся ими неразумен» (Притчи 20:1); «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Притчи 23:31-34).

Ещё одним фактором, способствующим снижению стресса, является мир в душе. Бог готов дать его сегодня каждому, кто желает его получить. В Евангелии от Иоанна 14:27 записаны слова Иисуса Христа: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» . И только те, кто полностью доверяются Богу, поддерживают с Ним тесные взаимоотношения, имеют полный душевный мир.

Человек - существо социальное

Социальный фактор тоже играет огромное значение в здоровье человека. Мы живём в обществе и нуждаемся в общении. Это касается отношений в семье, на работе, в обществе. Насколько эти взаимоотношения благоприятны, настолько комфортно будет чувствовать себя человек. Чем больше конфликтов, чем более натянуты отношения, тем хуже будет здоровье человека.

Почему сегодня так много разводов? Потому что в большинстве случаев один из супругов не хочет считаться с мнением другого или ставит своё мнение выше мнения своего ближнего. А Писание учит нас повиноваться друг другу, ставить другого выше себя. В этом секрет счастливой жизни в семье.

На страницах Священного Писания записано «золотое правило» жизни в обществе: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12). Если мы будем жить по этому правилу, то и социальное благополучие у нас будет.

И, наконец, отношение к самому себе. Практически 90 % всех заболеваний зависят от двух вещей: чем мы заполняем наш организм и что мы с ним делаем. «Возлюби ближнего своего как самого себя» означает также, что мы должны с уважением относиться и к собственному организму.

В заключение хочу рассказать о личном опыте. Когда я позволил Богу изменить себя и начал жить по Его законам (оставил вредные привычки, изменил своё питание и отношение к тем, кто меня окружает, да и многое другое), то у меня всё изменилось в лучшую сторону. Я стал намного лучше чувствовать себя, у меня прошли некоторые хронические заболевания, намного улучшились отношения в семье. Сегодня я уверен, что жить в согласии с Богом - значит иметь хорошее здоровье в целом.

Роман Жигун,

Лекция №1

«Общее учение о болезни, понятия «здоровье» и «болезнь»

Болезнь - это нарушение нормальной жизне­деятельности организма, обусловленное функциональными и (или) мор­фологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограниче­ниями свободы жизнедеятельности больного.
Способствует нарушению нормальной жизнедеятельности:

Адаптации организма к факторам окружающей среды

Постоянства внутренней среды организма

Управления организмом как единой биологической системы

Общая семиотика - наука, изучающая признаки или симптомы (от греч. symptoma - признак), болезни, называется семиотикой (от греч. semeiotikos - на основании признаков).

Одним из наиболее частых признаков болезни является боль. Само название "болезнь" происходит от слова "боль". Однако не все болезни сопровождаются болью. Безболезненно развиваются, например, многие опухоли, лейкозы. Тем не менее боль является одним из важнейших признаков заболевания. Боль - сигнал о неблагополучии в организме, который передается из того или иного пораженного участка тела к высшим центрам головного мозга.

Кроме боли, существует много других признаков болезни. Наиболее заметными и просто определяемыми симптомами болезни являются также слабость, лихорадка, припухлость и покраснение пораженного органа.

Классификация

По причинному принципу различают болезни:

Инфекционные;

Профессиональные;

Травматические;

Наследственные и т.д.

По длительности и особенностям течения:

Подострые;

Хронические.

По механизмам развития:

Опухолевые;

Обменные;

Аллергические.

По системам, которые преимущественно поражаются:

Болезни сердечно-сосудистой системы, дыхания, почек, глазные и т.д.

По методам лечения:

Терапевтические;

Хирургические.

По возрастному принципу:

Детские болезни (педиатрия);



Новорожденных (микропедиатрия).

Болезни старческого возраста (гериатрия);

По полу (женские или мужские).

По географичискому принципу:

Тропические;

Эндемические, т.е. свойственные определённому региону.

Стадии развития болезней.

1. Скрытая, или латентная стадия (от лат. Latens – скрытый). Инфекционисты часто называют эту стадию «инкубационным периодом» (от лат. Incubare – наход. в чём-то). Она продолжается с момента воздействия на организм патогенного фактора до появления первых явных признаков недомогания. В эту стадию несмотря на отсутствие симптомов, в организме протекают процессы повреждения и противодействия ему, приспособления.

2. Стадия предвестников, или продромальная – от возникновения первых неспецифических признаков нездоровья до появления симптомов, характерных для данной нозологической единицы.

3. Стадия клинически выраженной болезни, или разгара . Она характеризуется появлением типичных признаков – симптомов. В эту стадию утверждается диагноз и проводится соответствующее лечение.

4. Стадия ремиссии . Для некоторых болезней чаще хронических, характерно течение с колебаниями интенсивности болезненных проявлений. Их временное ослабление называют ремиссией . Она может быть полной и неполной, естественной и зависящей от лечения. Усиление патологических проявлений после неполной ремиссии называют обострением , или экзацербацией.

Рецидив – это возврат нового цикла той же самой болезни после полной ремиссии.

Осложнение – это новая болезнь , возникающая на фоне уже имеющейся связанная с её причиной или механизмом развития. Если больной заболевает новой болезнью на фоне уже имеющейся и этиологически, т.е. причинно с ней несвязанной такое новое заболевание называют сопутствующим : например больной с гипертонической болезнью заболевает гриппом. Основной болезнью среди нескольких считают ту, которая представляет наибольшую опасность для жизни человека.

Период выздоровления (реконвалесценции) – исчезновение признаков болезни, полное восстановление трудоспособности.

Исходы болезни: выздоровление, летальный исход, которому предшествует терминальное состояние. Терминальные сосотояния могут быть обратимыми и поддаваться лечению в реанимационных отделениях; ограничение или утрата трудоспособности, инвалидность.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека.

Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Представление о здоровье может быть:

· субъективным – наблюдение

· объективным – инструментальные исследования.

Патология (наука о причинах болезней) - функциональная наука изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезни. Предметом её исследования является больной организм.

Патологии делятся:

1. общая патология - изучает типовые патологические процессы;

2. частная патология - изучает конкретные болезни.

Методы изучения сущности патологических процессов:

1. клинические исследования (кровь, моча,..);

2. морфологические исследования (взятие частички тканей прижизненно и исследования трупов);

3. проведение экспериментов при изучении болезни на животных.

Нозология - учение о болезнях и их классификации.

Нозологическая форма - это определённая болезнь, выделенная на основе этиологии, патогенезе и клинико-морфологической картинны.

Нозология включает три крупных раздела:

· этиология;

· патогенез;

· морфогенез.

Симптом - признак болезни.

Различают симптомы: субъективные и объективные. К объективным относятся: осмотр пациента, пальпация, перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Субъективные симптомы представляют собой ощущение пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме.

Синдром - это совокупность тесно связанных между собой симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в системах и тканях.


Наследственность и патология . Существуют генные заболевания, передающиеся по наследству.

· По аутосомному рецессивному типу - передаются по наследству и мальчикам и девочкам - вне зависимости от пола (фенилкетонурия, крылья бабочек).

· Есть наследственные заболевания передающиеся по доминантному типу - когда один ген подавляет действие другого.

· Есть заболевания сцепленные с полом.

Хромосомные болезни - когда дети рождаются с нарушением хромосом (болезнь Дауна).

Основным механизмом наследственной патологии являются ошибки в наследственной информации. Причины могут быть экзогенные и эндогенные.

Основные признаки воспаления :

1. покраснение кожи;

2. местное повышение температуры;

3. припухлость;

4. боль, связанная с выделением медиаторов (в частности гистамина);

5. нарушение функций органа (например, если сустав, то теряется подвижность).

Общие проявления воспаления:

1. лейкоцитоз - изменение лейкоцитарной формулы;

2. лихорадка - подъём температуры;

3. увеличивается скорость оседания эритроцитов (СОЭ);

4. слабость, головная боль, недомогание.

Приспособление это комплекс саморегулирующих процессов, возникающих в каждом живом организме, позволяющих ему выжить.

Компенсация - это реакция организма в условиях болезни.

Механизмы компенсаторно-приспособительных реакций (КПР):

1. саморегуляция - проявляется на всех уровнях от молекулы до организма в целом;

2. сигнальность отклонения - при изменении в организме в ЦНС идут сигналы задолго до появления показателей, которые приводят к угрозе жизни;

3. дублирование физиологических процессов.

Стадии КПР:

1. стадия становления - в повреждённом органе в ответ на новые условия существования возникает гиперфункция всех его структур;

2. стадия закрепления - развитие гипертрофии органа;

Структурно-функциональные основы КПР:

· регенерация;

· гиперплазия;

· гипертрофия;

· организация;

· инкапсуляция;

· метаплазия.

Регенерация - восстановление структур взамен погибших:

· физиологическая (например, восстановление крови после потери, клеточная регенерация слизистых и кожи);

· репаративная регенерация, при патологии:

o соединительная ткань образует рубцы;

o костная ткань образует мозоль (в месте разлома кости после срастания).

Условия регенерации:

· возраст - чем старше человек, тем хуже идёт процесс регенерации;

· состояние больного - зависит от состояния нервной системы.

Гипертрофия - увеличение объёма органа, ткани, клеток и внеклеточных структур и усиление их функции.

Гиперплазия - увеличение числа клеток и внеклеточных структур.

Часто гиперплазия и гипертрофия протекают совместно.

Виды гипертрофии :

1. истинная гипертрофия - развивается у здоровых людей в условиях интенсивной функции и больших физических нагрузок;

2. компенсаторная (рабочая) гипертрофия - развивается вследствие интенсивной работы того или иного органа, той или иной системы, например мышечной. При этом происходит увеличение объёма клеток, составляющих орган. Примером компенсаторной (рабочей) гипертрофии может служить гипертрофия миокарда;

3. викарная или заместительная гипертрофия - развивается при удалении парного органа;

4. регенерационная гипертрофия - при гибели части органа. Например, после инфаркта;

5. нейрогуморальная гипертрофия - при нейрогуморальной регуляции функции органов:

o физиологическая. Например, при беременности увеличивается матка, молочные железы;

o патологическая;

Организация - процесс замещения соединительной тканью участков некроза, дефектов ткани, тромба, воспалительного экссудата. На данном месте образуется рубец.

Метаплазия - переход одного вида ткани в другой, родственный ей вид. Развивается только в эпителиальных тканях и соединительных. В местах метаплазии могут развиваться злокачественные опухоли.

Здоровье, как и счастье, каждый понимает по-своему. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Как же поддерживать в себе это ощущение внешней и внутренней гармонии? Что для этого надо делать?

Американские ученые У. Уоттлс и Дж. Пауэлл называют 12 факторов, необходимых для того, чтобы человек себя чувствовал здоровым. Они считают, что нарушение любого из них может привести к болезни. Попробуем прокомментировать эти способы сохранения хорошего самочувствия - исходя из реалий нашего существования.

  1. Нужно иметь надежную систему взглядов на жизнь, помогающую поддерживать хорошее состояние. Как правило, здоровые люди отличаются разумным гедонизмом. Они стремятся прожить жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершенство мира, организма, природы. Стараются ладить со своим окружением и иметь теплые отношения с близкими. Избегают делать то, что может пойти во вред им или другим людям.
  2. Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Допустим, вас сократили на работе. Можно отнестись к этому как к трагедии: ведь это говорит о том, что "я оказался хуже всех". Но можно воспринять это событие и иначе: жизнь предоставила мне шанс найти более интересное, более нужное и, вполне вероятно, более материально выгодное дело. Это не самоуспокоение, это возможность вынести из произошедшего урок и увидеть в нем положительные стороны. Народная мудрость сформулировала этот принцип в пословице: "Что ни делается, все к лучшему".
  3. Человека здорового отличает способность периодически работать на пределе своих возможностей. Мы можем значительно больше, чем нам кажется, - и этот ресурс надо использовать. Если же мы считаем, что у нас нет запаса энергии для работы в полную силу, организм и ответит нам соответственно. Помните анекдот: "Вам дрова нужны?" - "Нет". Утром проснулись - дров нет.
  4. Человек должен иметь чувство сопричастности к духовной жизни. Речь идет не о том, чтобы посещать картинные галереи и театры - хотя и это неплохо. Это, прежде всего, убежденность в том, что в мире есть нечто неизвестное, непознанное, то, что выше нас. Неважно, в кого или во что вы верите: в Бога, Судьбу, Высшую справедливость или Космический разум. Важно чувствовать, что вы причастны к этой силе. Не все в вашей власти, но и в самый трудный момент мы можем надеяться на помощь "свыше".
  5. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям - это тоже признак здоровья. Жизнь сейчас меняется очень быстро. Останавливаться нельзя, надо все время идти вперед: учиться, переучиваться, совершенствоваться. Если мы будем цепляться за старое, это неминуемо приведет к депрессии, отчаянию, болезням.
  6. Быстрое реагирование на стресс и восстановление после него - еще один фактор здоровья. Стресс - явление нормальное, избежать его не может никто. Более того, в какой-то степени он даже необходим организму. Хроническим и вредным для здоровья стресс становится, когда человек вместо того, чтобы действовать - устранять причины напряжения или менять отношение к ситуации, - принимает решение: терпеть. Вот это-то и разрушает здоровье.
  7. Здоровый человек обладает повышенной восприимчивостью ко всему хорошему. Давно ли вы смотрели на небо? А когда в последний раз вы наблюдали за животными? А замечаете ли вы дерево у подъезда - как оно меняется каждый месяц? Часто человек говорит: "В моей жизни нет ничего хорошего". А ведь вокруг нас очень богатая среда, причем созданная не нами, задолго до нас. Не сами ли мы сузили каналы восприятия до работы и телевизора?
  8. Следующий признак здоровья - удовольствие от физических занятий. Это не обязательно должен быть спорт или упражнения на тренажерах. Это - и уборка снега во дворе, и стирка белья. Парадокс в том, что люди часто измеряют степень своего комфорта тем, насколько им удалось избавиться от физических усилий. А потом жалуются на иммунитет, который, как известно, напрямую зависит от нашей активности. На самом деле не такая уж большая нагрузка нужна человеку для поддержания своего тонуса. Например, 20 минут ходьбы ежедневно. Но некоторые и этого не делают: для них жизнь замкнулась в треугольнике: автомобиль, компьютер, телевизор.
  9. Чтобы оставаться здоровым, человек должен уметь анализировать свои чувства и доверять им. Вместо этого некоторые люди стараются заглушить, подавить то, что испытывают. Что такое скука? Это напоминание о том, что мы не решаем своих жизненных задач. Но человек не пытается разобраться в этом, понять, что же ему надо делать. Он начинает, например, злоупотреблять алкоголем - чтобы не чувствовать того, что чувствует.
  10. Здоровый человек стремится внести свой вклад в жизнь других людей. Какой след вы оставляете в сердцах близких? Какое впечатление производите на людей знакомых и незнакомых? Хочется другим общаться с вами или нет? От того, что вы рядом, людям тепло или холодно?
  11. Одна из составляющих здоровья - умение проявлять великодушие и благородство. Человек живет не на острове, как Робинзон. Он находится в определенной сети человеческих отношений. И если ты можешь что-то хорошее дать другим, то и они тебе тоже. Надо лишь уметь принимать это и быть благодарным.
  12. И, наконец, здоровый человек обладает чувством юмора. Без комментариев.

Алексей Луньков,
доктор педагогических наук, кандидат
психологических наук, профессор, зав. кафедрой
психологии и психологического консультирования МЭГУ
Статья предоставлена сайтом

1

Полноценное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства является главным признаком здорового человека. Но, несмотря на то, что главной ценностью человека является здоровье, единой трактовки данного понятия не выработано. В статье проанализированы медицинские, психологические, педагогические, социокультурные, политические и другие подходы к определению понятия «здоровье», обозначены виды (компоненты) здоровья, такие, как физическое, психическое и социальное здоровье, их взаимозависимость и согласованность по уровню и качеству. Рассматривается понятие конгруэнтности здоровья как необходимого условия социализации личности и её самореализации, а достижение конгруэнтности всех видов здоровья возможно при применении эффективных технологий и методов здоровьетворчества.

физическое

психическое и социальное здоровье

человек как биосоциокультурная система

конгруэнтность

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье: – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.

2. Апанасенко Г.Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры. 2001. – № 6. – С. 2–8.

3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 186 с.

4. Гладышев Ю.В., Гладышева Н.Г. Валеология: учебно-методический комплекс. – Новоcибирск: НГУЭУ, 2008. – 108 с.

5. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3(20). – С. 17–21.

6. Казначеев В.П. и др. Основы общей валеологии. – Новосибирск, 2008. – 78 с.

7. Калюжный Е.А., Маслова В.Ю. и др. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 284 с.

8. Соколов А.Б. Социальное здоровье населения в контексте трансформационных процессов в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Краснодар, 2010. – 18 с.

9. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). – Нью-Йорк, 22.07. 1946.

10. Чеснова Е.Л. Физическая культура: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 160 с.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

12. Академик, 2000–2014 Педагогический терминологический словарь. URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/3345.

13. «Онлайн словари» 2009–2014. Энциклопедия социологии: URL: http://onlineslovari.com/entsiklopediya_sotsiologii.

Проблема потребности общества в полноценной личности в последнее время всё больше упирается в неразрешённость другой проблемы, а именно - в неподготовленность современных педагогов к оценке, развитию, коррекции, сохранению и полноценному формированию здоровья как у себя, так и у своих воспитанников. И если классики-педагогики утверждают, что только развивающаяся личность может сформировать другую полноценную личность, то в настоящее время следует ставить эту проблему шире и заключить, что только педагог, обладающий полноценным психологическим, физическим и социальным здоровьем, может быть полезен для формирования здоровья учащихся. Эта ситуация наиболее обострена в полиэтническом обществе, где межкультурные, межэтнические и межконфессиональные связи требуют от педагога одновременно формирования общих социокультурных основ здоровья, а также учета особенностей национальной принадлежности в этом содержании и в процессе этой деятельности.

У всех народов мира во все времена главной ценностью человека и общества являлось здоровье. Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, единой трактовки понятия «здоровье» не выработано. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. Так, известны медицинские, психологические, педагогические, социокультурные, политические и другие подходы к определению этого понятия. На сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет иго процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Медико-биологический подход к определению этой дефиниции имеет наибольшую историю и в наибольшей степени разработан. Здесь, как правило, речь идет о категории здоровья как состоянии или процессе функционирования человека как биологического организма. Приведём несколько примеров таких определений.

В Энциклопедии социологии здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» . Однако живой организм - система неравновесная и на протяжении своего развития всё время меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов . Однако данное определение не пересматривалось со времён основания ВОЗ и критикуется во многих работах, изучающих данное явление. Академик В.П. Казначеев подчеркивает, что здоровье - это не только статическое состояние, но и динамический процесс: «Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» .

Н.М. Амосов писал о необходимости количественной оценки здоровья: «Здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» .

По мнению Г.А. Апанасенко, феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью: «Здоровье - динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость - сохранение особи, репродукция - продолжение рода) и социальных функций» . В указанном определении здоровье рассматривается не только в границах статистических характеристик, но и в динамике как процесс и направленная на него деятельность, что вполне соответствует гуманистической образовательной парадигме. Таким образом, медицинское понятие здоровья не может быть признано исчерпывающим и соответствующим потребностям педагогического процесса, направленного на его формирование.

В последнее десятилетие учёными всё чаще стали предприниматься попытки интеграции научного знания в структуру метазнания и поиска полидисциплинарных проблем, имеющих большое значение для ряда наук и значительной группы видов общественной деятельности. Проблема сохранения, а если точнее, формирования здоровья относится к такому полипредметному полю научного исследования. В частности, И.И. Брехман считает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что «здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» . Однако данный автор, широко ставя проблему формирования гармоничного здоровья во всех его компонентах, в способах решения указывает только информационную составляющую диагностического компонента этого процесса.

Многие ученые указывают на равновесный характер биологического, психического и социального здоровья, однако рассматривают его как некую ситуацию стабильной гармоничности, некую «застывшую» гармонию.

Иная точка зрения предложена основателем научной школы антропных образовательных технологий, автором социокультурной теории двигательных действий Дмитриевым С.В.: «Здоровье - это процесс балансирования (динамического равновесия) между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно изменяющихся условиях предметной среды деятельности и жизнедеятельности». Здесь здоровье рассматривается как изменяющаяся система в динамических условиях природной и культурной среды. Указывается, что состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

Таким образом, сущность понятия «здоровье» в литературе определяется под разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения :

Биологический: биологическое благополучие - нормальная наследственность, полноценное функционирование органов, систем органов, всего организма;

Медицинский: физическое и психическое благополучие - телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений;

Экологический: отношение в системе «человек - общество - окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму;

Социальный: нормальное функционирование человека в обществе - активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие;

Демографический: относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп - численности, рождаемости, смертности, плотности, общей заболеваемости и инвалидности;

Экономический: экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, детерминирующей финансовые показатели;

Психологический: гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов - восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально-волевой аспект, и речи;

Педагогический: состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально-ценностный опыт, необходимый для жизни, труда, творчества;

Культурологический: состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной, региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразной модели жизни и поведения.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья :

1. Физическое здоровье - текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

● Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

● Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение для здоровья человека влияет функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

● Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, ловкости, гибкости) .

2) уровень физической подготовленности - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости ;

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок - состояние различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) и их реакция на испытываемую физическую нагрузку;

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающих его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания - это, так сказать, создание свое-образного резерва (физических, психических и функциональных возможностей организма) для ответа на необычные внешние воздействия - болезни, травмы, аварии, экологические и социальные кризисы.

2. Психическое здоровье - связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции) . Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье - это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество . В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Психическое здоровье и благополучие имеют важнейшее значение для нашей индивидуальной и коллективной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься как действия, имеющие жизненно важное значение.

Однако следует различать психическое и психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» часто употребляют как синоним к психическому, однако между ними есть отличия. Несколько обобщенно о психическом здоровье можно говорить как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, высокий уровень развития высших психических функций. Нарушения в развитии психических способностей человека мешают удовлетворению его потребностей в познании, деятельности, общении, т.к. тормозят взаимодействие человека с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцирует депривационную ситуацию. Психологическое здоровье - более широкое понятие, оно характеризуется высоким уровнем личностного здоровья, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой, умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Он определяется в ценностях, смыслах жизни, отношения с которой становятся гармоничными, но не статичными: новые проблемы вызывают интерес, новые переживания, их решение - накопление нового опыта и дальнейшее развитие личности, которое ведет к более глубокому постижению смысла жизни .

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле - здоровый дух» (Mens sana in corpore sano) .

3. Социальное здоровье - система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Оно связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру . Иначе говоря, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми .

В этом случае индивид, обладающий в достаточной степени лишь одним из указанных компонентов, не может быть признан полностью здоровым ни с позиции медицины, ни с позиции социокультурных условий. Важнее согласованность этих компонентов по уровню и качеству, а также их максимальная реализация в просоциальных видах деятельности, что нами было названо конгруэнтностью здоровья.

Резюме: человек является сложной живой биосоциокультурной системой. Его жизнедеятельность обеспечивается на биологическом, психическом и социальном уровнях. Биологическое состояние зависит от социального, а социальное в свою очередь - от биологического. Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально .

Полноценное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов является главным признаком здорового человека.

Конгруэнтность всех видов здоровья - необходимое условие социализации личности, её самореализации, возможная цель и путь коррекции поведения и деятельности, а также и мировоззрения личности. Под конгруэнтностью здоровья понимается согласованность элементов состояния здоровья и видов деятельности по его формированию и поддержанию между собой, их взаимное влияние и реализация в природной и социальной среде.

Достижение конгруэнтности всех видов здоровья у формирующейся или уже сформированной личности возможно при применении эффективных технологий и методов здоровьетворчества. Специфика здоровьетворчества (творения здорового духа и здорового тела) заключается в том, что основным его субъектом является личность как саморазвивающаяся система социально-педагогического управления.

Рецензенты:

Дмитриев С.В., д.п.н., профессор, основатель научной школы «Антропные образовательные технологии», ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»,
г. Нижний Новгород;

Глуздов В.А., д.фил.н., профессор, советник ректората, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Работа поступила в редакцию 02.12.2014.

Библиографическая ссылка

Иванова С.С., Стафеева А.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГАРМОНИЧНОГО СООТНОШЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-12. – С. 2729-2733;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36054 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Похожие статьи