Характер человека черты качества характера. Положительные свойства характера


Многие люди стараются на протяжении жизни работать над собой, устраняя свои плохие качества и формируя хорошие.

Давайте рассмотрим положительные черты характера человека в виде списка, чтобы было более понятно, над чем следует поработать .

Что такое характер и из чего он сформирован?

Характер - это совокупность устойчивых психических черт личности, которые оказывают воздействие на любую ее деятельность и поведение.

Он обуславливает ее отношение к окружающему миру и другим людям, к деятельности, к самому себе.

9 качеств человека, к которому тянутся люди:

Типичное и индивидуальное

В характере можно выделить индивидуальные и типичные черты.

Индивидуальные черты определяются психологическими свойствами индивида, его темпераментом, а также отношением к жизни, которое сложилось в процессе воспитания.

Типичные же черты личности определяется в первую очередь содержанием эпохи, в которую живет человек, а также местом его обитания.

То есть на формирование этих черт личности оказывает влияние образ жизни индивида.

Какие положительные черты характера бывают?

У женщин

К положительным чертам характера, присущим в основном женщинам и девушкам, относят следующие:


У мужчин

К положительным чертам характера, относящимся именно к мужчинам, можно отнести следующие:

Качества настоящего мужчины:

У детей

В процессе воспитания и социализации только начинают приобретать черты характера .

Поэтому именно сейчас есть возможность акцентировать на положительных качествах, таких как:

  1. Доброжелательность . Это качество поможет выстраивать отношения с окружающими, притягивать к себе людей, а также будет полезным в дальнейшем по жизни.
  2. Вежливость . Данное качество поможет ребенку в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  3. Честность . Это качество необходимо прививать ребенку с малых лет, чтобы он знал, что врать и обманывать - это плохо.
  4. Отзывчивость . Очень полезная черта характера. Отзывчивый человек всегда привлекателен в глазах окружающих.
  5. Трудолюбие . Ребенка надо приучать к труду, иначе он вырастит ленивым и беспечным.
  6. Аккуратность . Неряшливые люди вызывают некоторое отторжение в обществе.
  7. Храбрость . Ребенок не должен быть боязливым. Поэтому прививайте ему смелость, способность совершать поступки.
  8. Ответственность . Данное качество поможет ему не перекладывать свои дела и проблемы на других людей, а брать их на себя.

    Оно поможет ему как в школе, так и в дальнейшем по жизни.

  9. Решительность . Решительные люди способны большего достигать в жизни, им дается все легче. Поэтому это качество также является положительным для ребенка.

Список для резюме

С вами наверняка случалась такая ситуация, когда вы приходили на собеседование, получали анкету соискателя, доходили до графы «положительные качества» и совершенно не знали, что здесь писать .

Какие качества стоит выделить?

Для начала отметим, что качества должны быть полезны для той должности, на которую вы претендуете . А если у вас еще нет опыта в такой работе, то следует делать упор в первую очередь на свою перспективность, потенциал.

Сложно составить универсальный список положительных черт характера, чтобы получилось идеальное резюме. Можно лишь отметить основные качества, на которые чаще всего обращают внимание работодатели.

Но выбирать их следует основываясь на каждой конкретной компании и должности.

Итак, положительные характеристики для резюме:


Однако следует отметить, что недостаточно просто перечислить эти качества, вы должны действительно их иметь .

Да, некоторые из них невозможно сразу показать, и они откроются только в процессе работы.

Но если вы пишете о уверенности в себе, а на деле разговариваете с работодателем нерешительно и застенчиво , то это еще больше отдалит вас от желаемой должности. Нет смысла приписывать себе качества, которыми вы на самом деле не обладаете.

Наличие у человека положительных черт характера оказывает большое влияние на качество его жизни. Поэтому так важно их развивать в себе .

Ваши слабые и сильные стороны для собеседования:

Психологи называют характером сочетание качеств личности, определяющих её поведение. Можно составить множество списков с чертами человеческих характеров. Если два человека получат задание охарактеризовать третьего, их списки будут отличаться друг от друга. Люди не задумываются, как характер влияет на их успехи или провалы. Но, рассматривая отдельные качества, составляющие характер, легко понять, как они влияют на личность в целом. Черты характера человека развиваются в зависимости от типа нервной деятельности, наследственности, среды воспитания. Они формируются в течение всей жизни. Преобладание тех или иных черт определяет стиль жизни человека.

Черты характера человека: список

Многие учёные-психологи разделяют все черты характера на 4 основные группы:

  • Отношение к окружающим;
  • Отношение к себе;
  • Отношение к материальным ценностям;
  • Отношение к труду.

Внутри каждой группы можно выделить множество качеств.

Например, список черт группы «отношение к окружающим»:

  • сострадание;

  • уважение;
  • надёжность;
  • гибкость;
  • вежливость;
  • умение прощать;
  • щедрость;
  • благодарность;
  • гостеприимство;
  • справедливость;
  • кротость;
  • послушание;
  • лояльность;

  • искренность;
  • толерантность;
  • правдивость.

Черты характера: список группы «отношение к себе»:

  • Осторожность;
  • Довольство (понимание того, что истинное счастье не зависит от материальных условий);
  • Творчество;
  • Решительность;

  • Смелость;
  • Внимательность;
  • Выносливость;
  • Вера;
  • Честь;
  • Инициатива;
  • Самоконтроль.

«Отношение к материальным ценностям» можно характеризовать по следующим качествам:

  • Бережливость;
  • Организованность;
  • Щедрость;
  • Мудрость.

«Отношение к труду» демонстрируют качества характера:

  • Трудолюбие;
  • Энтузиазм;
  • Инициативность;
  • Пунктуальность;

Психологи имеют также классификацию черт характера по волевому, эмоциональному и интеллектуальному признаку. Свойства личности выступают в сочетаниях. Например, доброжелательность, щедрость и гостеприимство, как правило, свойственны одной и той же личности. Характеризуя человека, окружающие выделяют ведущие черты или комплекс признаков. Говоря: «Он добрый и искренний парень» или «Она ленива и неорганизованна», люди подчёркивают главное. Это не значит, что ленивая девушка не может быть доброй и честной. Просто данные черты не преобладают в её поведении.

Положительные и отрицательные черты характера

Для гармоничного взаимодействия во всех четырёх сферах (с обществом, материальными ценностями, работой и самим собой) человек должен демонстрировать свои лучшие качества и сводить к минимуму худшие. Традиционно принято выделять «плюсы» и «минусы» в характеристике личности. Каждая позитивная черта имеет свою противоположность. Даже дети легко называют антонимы: «добрый – злой», «трудолюбивый – ленивый», и т.д. Определить однозначно положительные черты характера сложно. Например, для профессий педагога, продавца, врача, официанта важны такие черты, как: доброжелательность, вежливость, толерантность. Эти качества не существенны для работы программиста, бухгалтера, чертёжника, которым больше требуются организованность, пунктуальность, ответственность.

Существует особое понятие «профессиональные черты характера». Ярко выраженное качество, подходящее для той или иной работы, помогает человеку добиться большого профессионального успеха. Вместе с тем, характер формируется в течение всей жизни. Профессия накладывает отпечаток на личность. Поэтому, когда говорят «он образцовый полицейский», все понимают, что речь идёт о человеке дисциплинированном, мужественном, справедливом. Выражение «учитель от бога» означает добрую, мудрую, толерантную личность. Человек, мечтающий о хорошей карьере, должен развивать у себя лучшие свойства своей профессии.

Хорошие черты характера бывают спорны и в обыденном смысле. Быть щедрым – хорошо, но если из-за щедрости человек раздаёт необходимое имущество, страдает его семья и он сам. Послушность, за которую ребёнка хвалят дома и в детском саду, может пойти ему во вред и сформировать безвольную, пассивную личность.

Гораздо проще люди понимают отрицательные черты характера. Можно сказать, что эти качества универсальны. Гнев, зависть, лживость, лень, жадность вошли в список смертных грехов христиан. Но отрицательно воспринимаются такие свойства у людей всех конфессий. Мусульмане считают худшим грехом лицемерие. Равнозначно не любят лицемеров во всех странах, у всех народов. Негативные черты характера человека, если они выступают в комплексе, делают личность весьма непривлекательной для окружающих. Отрицательные персонажи – неуживчивые соседи, склочные коллеги, злобные родственники. Это люди, доведшие негативные стороны своей натуры до крайности.

Каждый человек в определённой мере лжив, завистлив, вспыльчив, но разумные люди стараются не демонстрировать окружающим своих негативных качеств. Отрицательные стороны характера можно корректировать. Если окружающие часто утверждают: «Ты слишком груб», «С тобой трудно общаться из-за твоего высокомерия», нужно сделать выводы и начать работу над собой. Психологи советуют выписать на лист бумаги негативные качества своего характера и работать с каждым в отдельности. Например, можно вспомнить среди своих знакомых человека, который ведёт себя прямо противоположно вам – не груб, а корректен, не вспыльчив, а терпелив. Нужно представить себя в определенной ситуации на месте этого человека. При этом важно вызывать в воображении реальную картинку и настоящие эмоции. Подобная психоэмоциональная тренировка помогает перенастроить поведение и выработать в себе желаемое качество.

Приспособление характера к обществу

Любая культура, народ и цивилизации имеют определенные рамки поведения. Человек не может существовать вне общества. С детства ребёнку приходится приспосабливаться к требованиям среды – семьи, детского сада, школы. На взрослого человека влияют множество общественных сил, от супругов до политики, религии, социального слоя. Характер человека поневоле приспосабливается к требованиям социума. При этом подвергаются давлению многие естественные склонности личности.

История знает множество примеров, когда гениально одаренные люди вступали в конфликты со средой из-за невозможности вести тот образ жизни, которого требовала их натура. Вместе с тем, общественные нормы позволяют человеку вести безопасную жизнь в окружающем его социуме. Такие черты социального характера, как лояльность, толерантность, вежливость позволяют безболезненно контактировать с окружающими. Неприятие общественных норм, прежде всего, законов и морали, создают асоциальную личность.

В современной психологии имеется термин «национальные черты характера». Каждая нация формирует у своих представителей некие общие, типичные особенности поведения. Например:

  • Народы Северной Европы и американцы уверенны в себе, честны, практичны, упорны, свободолюбивы. Общеизвестны консерватизм и тонкий юмор британцев, пунктуальность немцев, немногословие скандинавов.
  • Жители Южной Европы и Латинской Америки энергичны, темпераментны, эмоциональны, жизнерадостны, чувственны. Романтичный итальянец, страстная испанка, очаровательная француженка, неугомонные бразильцы – в этих стереотипах немало реальности;

  • Представители Восточной Европы (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи) любят постоянство, великодушны, щедры, самоотверженны, отзывчивы, склонны к раскаянию и прощению. Распространенный стереотип – «загадочная русская душа» имеет под собой много оснований.
  • Народы Востока намного почтительнее относятся к родителям и, вообще, старшим, чем европейцы. Для восточных обществ, гораздо больше, чем для европейских, характерны гостеприимство, честь рода, достоинство, скромность, доброжелательность, толерантность.

Черты, имеющие социальный характер, неразрывно связаны с религиозными нормами. Нормы христианской морали включают следующие качества:

  • Отсутствие зависти;
  • Целомудрие;
  • Кротость;
  • Щедрость;
  • Общительность;
  • Сострадание.

Влияние религиозной культуры в истории общества очень сильно. Даже современные атеисты европейских стран считают лучшим свойством личности главную христианскую ценность — любовь к людям.

Исламское общество формирует в людях следующие черты:

  • Почтение к старшим;
  • Гостеприимство;
  • Скромность;
  • Мужество;
  • Смирение.

Особенности характера мужчин и женщин

Огромную роль в формировании характера играет половая принадлежность человека. Не только особенности пола развивают те или иные качества, но и общественное мнение. Стандартные черты характера мужчины:

  • Лидерство;
  • Способность защищать;
  • Внутренняя сила;
  • Надёжность;
  • Верность;

Женщины руководствуются больше интуицией и чувствами, чем разумом, они более разговорчивы, мягки в общении, хитры. Безусловно, в большинстве случаев женщины и мужчины соответствуют своим гендерным характеристикам. Но до сих пор не изучено в деталях, что больше влияет на формирование гендерных черт – природа или воспитание. Часто мужчинам и женщинам приходится исполнять ту роль, которую навязывает им общество. Например, средневековое общество предписывало женщине быть скромной, послушной родителям и мужу. Современность требует от женщины большей независимости.

В мире полно мужчин и женщин, не соответствующих принятым характеристикам. Многие девушки обладают лидерскими и организаторскими способностями. И, наоборот, большое количество мужчин деликатны, не агрессивны и эмоциональны.

С какого возраста формируется характер

Любая мама, воспитавшая несколько детей, скажет, что все её малыши были совершенно разными с младенчества. Даже грудные дети по-разному реагируют на еду, купание, игру. Бывают темпераментные, крикливые младенцы, встречаются тихие и неактивные. Здесь сказывается наследственность, а также природный темперамент, который зависит от телосложения, здоровья и условий воспитания.

Черты характера ребенка развиваются под воздействием, прежде всего, семьи. Ответственные любящие родители уже в возрасте трех-четырех лет видят, какой тип темперамента достался малышу от природы: холерик, сангвиник флегматик или меланхолик. В зависимости от врожденных качеств, можно формировать позитивный, социально приемлемый характер. Если в семье отсутствует любовь и внимание к детям, они имеют меньше шансов вырасти доброжелательными и трудолюбивыми. С другой стороны, примеры многих выдающихся политиков, писателей, художников, выросших в неблагополучных условиях, подтверждают важность врождённых черт характера и самовоспитания.

Was last modified: Август 2nd, 2016 by Елена Погодаева

Говоря о таком понятии как «характер человека», большинство из нас подразумевает реакции человека на те или иные события в его жизни, а также окружающих его людей. На самом деле данное понятие является куда более сложным. Сегодня вы узнаете об особенностях человеческого характера, основных его типах и чертах.

Понятие, проявление характера

Понятие «характер» в психологической терминологии подразумевает собой (в переводе с греч. – «печать») совокупность личностных особенностей человека, формирующихся в процессе взросления и ярко проявляющихся в жизни человека (как личной, так и общественной). В результате происходит формирование стабильного и однотипного поведения в тех или иных ситуациях.

На деле же далеко не все психологические особенности личности можно считать ее постоянными чертами характера. Простой и яркий пример: человек в достаточно стрессовой ситуации проявил себя как грубый и несдержанный. Разве это говорит о том, что подобное поведение свойственно ему ввиду такого характера? Отнюдь. Лишь регулярное проявление подобного поведения может говорить о черте характера.

Основу человеческого характера формирует его нервная деятельность, а точнее ее тип; динамику же его проявления – окружающая среда.

Существует очень много глубоких определений и расшифровок совокупности понятий, включаемых в слово «характер». Говоря доступным языком, характер человека чаще всего понимается как:

  • система устойчивого типа поведения, формирующая тип личности;
  • грань между внутренним миром человека и внешним миром, в котором он живет или же способ адаптации индивида к окружающей среде;
  • четко выраженная система поведенческих реакций человека на те или иные раздражители.

Стоит отметить, что характер нельзя назвать окончательно сформированным до тех пор, пока человек живет, растет и развивается. Формирование характера человека напрямую зависит от особенностей его образа жизни, включающих в себя не только физическую оставляющую, но и духовную: мысли, чувства, побуждения и т.д.

Характер человека по своему содержанию представляет собой сложную взаимосвязь между общественным влиянием и направленностью личности, состоящую из духовных/материальных потребностей, убеждений, интересов и пр.

Черты характера

Стоит отметить, что непосредственно формирование характера происходит под влиянием тех или иных социальных подгрупп, в которые входит человек (например, семья, друзья, рабочий коллектив и т.д.). В зависимости от того, какая из групп является для человека доминантной, такие черты характера и будут у него развиваться. Кроме того, немалую роль в данном процессе будет играть положение индивида в группе и степень его взаимодействия с ней.

В целом, можно выделить несколько групп-черт характера в зависимости от отношений человека с окружающим миром:

  1. Отношение человека к другим индивидам. Подразумевается восприятие индивидуумом собственной семьи, коллег, друзей, просто чужих посторонних людей. Здесь налицо стремление человека к активному общению и, соответственно, сопутствующие данному стремлению черты характера, такие как уважение к другим, коллективизм, чуткость, доброта по отношению к окружающим. Возможно также и противоположное проявление – стремлению к ограниченному общению и, соответственно, связанные с ним черты – бездушность, сдержанность, презрение к окружающим и т.д.
  2. Отношение человека к собственному труду, достижениям. Как и в предыдущем случае, человеку свойственно проявлять в отношении собственной работы кардинально разные эмоции. Все зависит от свойственных ему черт: трудолюбие, творческое начало, организованность, ответственность – при положительном отношении к собственному труду и лень, недобросовестность, неаккуратность и пр. – при отрицательном/безразличном отношении к труду.
  3. Отношение человека к самому себе. Немаловажная составляющая в характере – это собственное «Я» человека. Подразумеваются такие черты характера как чувство собственного достоинства, гордость (здоровое чувство), скромность или же противоположные черты характера: самомнение, заносчивость, обидчивость, эгоизм.
  4. Отношение человека к вещам. Здесь все просто: человек либо заботится о состоянии своих (и не только) вещей (аккуратность, бережное обращение), либо нет (неряшливость, небрежность и пр.).

Взаимосвязь характера и темперамента

Многие ошибочно полагают, что темперамент человека изначально сродни характеру и поэтому отождествляют эти два понятия. В научной среде официально приняты 4 основных взгляда на взаимодействие характера и темперамента:

  • Отождествление (характер и темперамент считают равными по смыслу понятиями).
  • Противопоставление понятий, подчеркивание принципиальной разницы между ними.
  • Признание темперамента частью характера, иногда даже его ядром.
  • Признание темперамента фактическим фундаментом для развития характера.

Несмотря на кардинально различные научные взгляды на понятие характера и темперамента, можно выделить их общую зависимость от физиологических особенностей человека, а именно особенностей его нервной системы. Стоит также отметить, что темперамент более прочно связан с нервной системой индивида, поэтому фактически является основой для характера. Темперамент оказывает решающее влияние на формирование таких черт как уравновешенность, адекватное восприятие той или иной ситуации, спокойность реакции и пр.

Тем не менее темперамент еще не является предопределяющим фактором при формировании характера. Так, довольно частым явлением считается формирование кардинально разного характера при одном и том же темпераменте.

Основные типы характера

Существует множество различных теорий, согласно которым характер человека можно разделить на несколько типов. Вашему вниманию несколько наиболее распространенные в научной среде.

Типы характера согласно Кречмеру

Согласно известному немецкому психологу Кречмеру все индивидуумы, живущие на Земле, относятся к одной из трех основных групп/типов характера (основную роль в определении человека в тот или иной тип являются его физиологические данные):

  • Астеники. Люди худощавого телосложения с тонкими длинными руками и ногами, слабой грудной клеткой. Чаще всего у людей из этой группы наблюдается слабо развитая мускулатура. В психологическом отношении данному типу соответствует шизотимический тип характера: людям с подобным типом характера присуща замкнутость, упрямство, плохая адаптация к изменениям в окружении.
  • Атлетики. Люди достаточно крепкие, с хорошо развитой мускулатурой. Данному типу соответствует иксотимический тип характера: людям с подобным типом характера присущи спокойствие, практичность, сдержанность, властность и пр.
  • Пикники. Люди достаточно плотные или даже имеющие лишний вес, голова большая, шея короткая, лицо с мелкими чертами лица. Соответствующий тип характера – общительность, эмоциональность, быстрая адаптация к новым условиям.

Классификация характеров согласно Карлу Густаву Юнгу

Знаменитый психиатр и психолог из Швейцарии создал простую на первый взгляд, но достаточно глубокую классификацию характеров, поскольку речь идет о взаимодействии сознательного с бессознательным. Итак, К.Г. Юнг выделил три основных типа характера: экстраверт, интроверт, амбоверт.

Так, реакции и деятельность экстраверта в большей степени зависит от внешних впечатлений от событий, людей и т.д. У интроверта же все наоборот: он в большей степени руководствуется собственными переживаниями, ощущениями и т.д.

Экстраверты – люди общительные, приятные собеседники, открытые, веселые, имеют большое количество друзей. Всегда пытаются брать от жизни все, мало заботятся о собственном здоровье

Интроверты же – особый тип человека, которого довольно сложно понять. Он всегда замкнут, малообщителен, стремится все анализировать, довольно мнителен, имеет мало друзей.

Ну, и, наконец, амбиверт – человек, который почерпнул, так сказать, все самое лучше от первых двух типов. Это человек – прекрасный аналитик с тонкой душой, склонный к периодическим «приступам» одиночества и при этом способный «расшевелить» большую компанию своим остроумием, юмором и харизмой.

Виды характеров согласно Гиппократу

Гиппократ считается основоположником одной из ключевых теорий человеческой сущности. Правда, в далекие античные времена под созданной им типологией темперамента понималась, скорее, физическая составляющая человека. И лишь пару веков назад разработанную им концепцию четырех темпераментов начали изучать с психологической точки зрения.

Так, существует 4 основных типа характера/темперамента:

  • Холерик; довольно страстный, вспыльчивый, иногда агрессивный человек, которому довольно сложно контролировать свое эмоциональное состояние и реакции на раздражающие внешние факторы. Для холерика характерны частые вспышки гнева, смена настроения и прочие резкие перемены в поведении. Быстро расходует энергию, истощая запас сил.
  • Сангвиник. Очень подвижный и веселый человек, для которого, как и для холерика свойственный резкие перепады настроения, но при этом быстрая и устойчивая реакция на внешние факторы. Сангвиник – человек продуктивный и целеустремленный.
  • Флегматик. Человек очень сдержанный, практически не проявляет эмоций. Неспешен, обладает уравновешенной психикой, настойчив и упорен в работе.
  • Меланхолик. Очень впечатлительный и легкоранимый человек, остро переживающий собственные неудачи. На внешние раздражители реагирует довольно резко.

Вот, пожалуй, и все, что вам следует знать о характере человека, его основных типах, особенностях и проявлении в окружающем мире. Из всего вышеописанного можно сделать простой вывод: каждый человек очень индивидуален, личность сложная, многогранная и необычная.

Черты характера

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, “астеничности” в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:

1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

2. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

4. В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

5. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.

Болезненное состояние, сопровождаемое синдромом мотивационной недостаточности, ипохондрией, периодически возникающими острыми переживаниями по поводу своей лени. Черта характера, отражающая лёгкость образования эмоций гнева, которые часто переходят в вербальную и другие виды агрессии. Особо брутальные способы совершения преступлений, для обозначения определенных свойств характера преступления. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении(причинение мучений словами) или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных.

Сегодня мы продолжим изучать положительные черты характера человека, развивая которые мы можем стать гармоничной личностью.

Еще раз напомню, что нельзя пренебрегать одними чертами характера в пользу других, так как в долгосрочной перспективе это принесет только вред. Другими словами, необходимо шлифовать все грани характера без исключения, и тогда в каждой ситуации жизни нам поможет та или иная черта.

Развивая же только свои «любимые» черты, мы используем однобокий подход, избегая работы над собой и не применяя весь арсенал качеств характера, который у нас есть.

  • Определенность

Установите цели в жизни, независимо от трудностей. Убедитесь, что ваши цели правильные. Игнорируйте отвлекающие факторы. Не расстраивайтесь, если нужно решить много проблем.

  • Трудолюбие

Инвестируйте свое время и энергию для завершения каждой задачи, которую вы поставили. Закончите все ваши проекты. Сделайте работу правильно, а не лишь бы. Следуйте инструкциям. Полностью сконцентрируйтесь на своей работе. Не ленитесь.

  • Бдительность

Осознавайте, что происходит вокруг вас, чтобы вы могли иметь правильное представление. Держите глаза и уши открытыми. Признавайте и учитывайте предупреждающие сигналы. Расскажите другим об опасности. Сами держитесь подальше от опасных мест.

  • Осторожность

Думайте, прежде чем действовать. Следуйте правилам безопасности. Спрашивайте разрешения. Общайтесь в нужное время.

  • Выносливость

Наберитесь внутренних сил, чтобы выдержать стресс. Сделайте все возможное. Не будьте «сачком». Не тратьте свое время, энергию и таланты на бессмысленные занятия. Вложите всю душу в то, что вы делаете.

  • Гибкость

Измените планы или идеи, если действительно необходимо. Не расстраивайтесь, когда планы меняются. Уважайте решения начальства. Не будь упрямыми. Ищите хорошее в изменениях. Будьте гибкими, но не идите на компромисс с тем, что правильно.

  • Щедрость

Умело распоряжайтесь своими ресурсами, чтобы вы могли свободно дать тем, кто нуждается. Поделитесь с другими. Не ожидайте ничего взамен на вашу щедрость. Отдавайте иногда даром свое время и таланты. Хвалите то хорошее, что вы видите в других.

  • Нежность

Заботьтесь о других. Показывайте хорошие манеры. Отвергайте насилие, как решение своих проблем. Ищите способы, чтобы облегчить боль других людей. Не злитесь и не других. Будьте миротворцем.

  • Радость

Поддерживайте в себе хорошее отношение, даже когда вы сталкиваетесь с неприятными условиями. Постарайтесь искать во всем хорошее. Улыбайтесь на невзгоды. Не поддавайтесь унынию. Не позволяйте своим эмоциям управлять вашим умом. Возьмите тайм-аут, каждый день смейтесь и пойте.

  • Различение

Понимайте более глубоко причины, по которым вещи происходят. Задавайте вопросы. Не судите поспешно. Берите уроки из собственного опыта. Не повторяйте ошибок. Ищите причину проблемы.

  • Смирение

Признайте, что достижение вашего успеха и результатов зависит и от инвестиций других в вашу жизнь. Хвалите своих родителей, учителей, товарищей по команде и тренеров. Не думаю о себе более высоко, чем вы должны. Берите ответственность за все свои действия. Попробуйте снова после каждого поражения. Отдайте должное тем, кто сделал вас .

  • Благодарность

Дайте другим знать через ваши слова и действия, что вы им благодарны. Покажите вашим родителям и учителям, что вы цените их. Говорите и пишите «спасибо». Заботьтесь о вещах других. Довольствуйтесь тем, что у вас есть.

  • Честь

Уважайте лидеров и высшие органы власти. Не смейтесь над ними. Будьте внимательны к тем, кто ведет вас. Покажите преданность вашему начальству. Говорите только правду. Повинуйтесь не с принуждением, но весело. Уступайте место старшим. Чтите свою страну.

  • Инициатива

Признавайте и делайте то, что должно быть сделано, прежде чем вас попросили это сделать. Сделайте что-то перед тем, как расскажите об этом. Не откладывайте на завтра то, что вы можете сделать сегодня. Вносите свой вклад в успех всей команды. Будьте частью решения, а не проблемы. Ищите пути, чтобы помочь другим.

  • Гостеприимство

Используйте пищу, кров и общение на благо других. Приветствуйте гостей и посетителей. Заставьте других чувствовать себя важными. Готовьте для гостей. С удовольствием делитесь своими вещами. Не ожидайте ничего взамен.

  • Справедливость

Отстаивайте то, что является чистым и честным. Уважайте власть закона. Выступайте за то, что является правильным. Никогда не ущемляйте других. Всегда оставайтесь открытыми. Храните свою совесть чистой.

В следующей статье мы закончим рассматривать положительные черты характера человека. Оставайтесь с нами.



Похожие статьи