Способ организации совместной деятельности осуществляется. Сообщение "особенности организации совместной деятельности как компонента образовательного процесса" план-конспект занятия на тему

Виды бригад отличаются составом работников по их специальности и по уровню квалификации. Существуют бригады «сквозные», «специализированные», «сменные», «комплексные». О. И. Зотова (1987) выделяла внешнюю структуру бригады и внутреннюю структуру. Внешняя структура могла быть чисто внешней формой объединения работников. Внутренняя структура отражала бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях. Так, коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как сумму отдельных личностей 7(при этом отсутствуют ролевое и статусное деление, не выработаны групповые нормы поведения). Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия. Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для его членов (Зотова О. И., 1987).

Как связаны количественный состав бригады, уровень ее развития как коллектива и эффективность совместного труда? Долгое время было признано, что группа совместно работающих людей должна быть в пределах 7-15 человек, это соответствовало размерам неформальных малых групп, исследованных на школьных, студенческих коллективах. В производственных организациях этот принцип оказался не всегда адекватным. О. И. Зотова провела сопоставление показателей уровня развития бригад производственной организации, сформированных по разным основаниям: специализированных и комплексных.

Специализированная бригада «С» состояла из 12 человек, все ее члены были представителями одной профессии и работали индивидуально. В бригаде сложились хорошие дружеские отношения, но эти отношения не отражались на эффективности труда, каждый работал фактически на себя и при определении месячной заработной платы возникали споры по поводу принципа использования коэффициента трудового участия.

Комплексная бригада «К» объединяла рабочих разного профиля, их заработная плата зависела от производства конечного продукта, в котором реализовывался вклад всех участников.

Иная форма оплаты труда и способ организации совместной трудовой деятельности создавали основу для реального, а не формального объединения рабочих в коллектив. Поэтому, несмотря на то, что состав бригады «К» был существенно выше (считавшегося ранее оптимальным) - 44 человека, причем часть членов бригады работала территориально на другом участке, и они непосредственно не имели возможность часто контактировать, объединение усилий всех членов бригады на конечный результат привело к повышению производительности труда на 32% (Зотова О. И., 1987, с. 63).

Итак, эффективность совместного труда в данном случае оказалась обусловленной не столько теплотой межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели. Данный пример может быть иллюстрацией того факта, что межличностные отношения участников группо27вого субъекта труда не всегда существенным образом влияют на эффективность труда.

Особенности межличностных отношений в группе обозначают термином «социально-психологический климат». Можно предпо- ложить, во-первых, что социально-психологический климат ока- зывается важнейшей детерминантой эффективности группового труда в тех случаях, где высока степень кооперации самого процесса трудовой деятельности. Во-вторых, межличностные отно-шения и социально-психологический климат существенно влия- ют на результаты совместного труда, если групповая работа тесно связана с бытом, например, в командах, бригадах работающих и живущих в условиях групповой изоляции. К таким командам мож- но отнести экспедиции зимовщиков на полярных станциях, экипажи подводных лодок, морских надводных кораблей, экипажи» космических станций (Лебедев В. И., 2001).

Для оценки параметров социально-психологического климата используется метод социометрии.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используется объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. При этом необходимо помнить, что нежелательно даже на этом этапе занятие превращать в монолог педагога. Лекцию, рассказ, объяснение необходимо прерывать на игру, небольшую самостоятельную работу и т.д. каждые 10-15 минут. Это необходимо как с точки зрения здоровьесбережения учащихся, так и с точки зрения эффективности образовательного процесса. Кроме того часто педагоги, особенно молодые, ошибаются в выборе метода на этапе изучения нового материала: используют лекцию или рассказ, когда правильнее было бы провести беседу.

На этапе закрепления изученного материала в основном используется беседа, дискуссии, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование, проектный метод и т.д.На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику . Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно – воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится, как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности : при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которого дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Ситуация №1 Диалог между мамой и администратором салона «Чародейка» Цель: закрепить умения распределять роли и проигрывать их до конца, правильно вести диалог с взрослыми. Ситуация № 2 Заказ подарка – праздничного торта. Цель: закрепить умение распределять роли между детьми и культурно вести диалог со сверстниками. Ситуация № 3 Заказ цветов ко дню рождения Цель: закрепление умения детьми распределять роли, правильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, развивать навыки культурного общения. Ситуация № 4 Заказ такси Цель: закреплять навыки культурного общения по телефону, развивать диалогическую речь, речевую активность, умение соотносить движения со словами.
Коммуникативная Ситуация №1 Диалог между мамой и администратором салона «Чародейка» - Алло! Добрый день. Это администратор салона «Чародейка»? - Да, вы позвонили в салон «Чародейка». - Скажите, пожалуйста, в вашем салоне есть мастер по детским причёскам? - Да. У нас очень хороший мастер по детским причёскам. - Будьте добры, запишите нас, пожалуйста, на завтра, на 10 часов утра к этому мастеру на стрижку и укладку. Моя фамилия…. - Хорошо, я вас записала. Приходите, мы вас ждём. До свидания. - Спасибо. Всего доброго. Ситуация №2 Заказ цветов ко дню рождения. Диалог между мамой и администратором цветочного магазина: - Алло! Здравствуйте. Это стол заказов цветочного магазина? - Добрый день. Администратор стола заказов цветочного магазина вас внимательно слушает. - Мы хотим заказать у вас букет цветов ко дню рождения девочки 5 лет. Какие цветы вы нам посоветуете? - Думаю, что для девочки 5 лет подойдут белые ромашки, нежные фиалки, нежно-розовые розы и колокольчики. Букет на должен быть большим. - Спасибо за совет. Составьте букет по вашему усмотрению. - На какое число вам необходим букет? - нам он нужен на завтра к 10 часам утра. - Ваш заказ принят. Приходите завтра к 10 часам утра. До свидания. - Спасибо за внимание. Всего вам доброго. Ситуация №3 Заказ подарка – праздничного торта. Диалог между мамой и администратором кондитерского магазина: - Алло! Здравствуйте. Это стол заказов кондитерского магазина? - Добрый день. Вас слушает администратор стола заказов. - Мы хотим заказать на завтра большой торт ко дню рождения с взбитыми сливками, украшенный цветами. - Вы идёте на день рождения к ребёнку или взрослому? - Мы идём на день рождения к девочке 5 лет. - Можем вам предложить украсить торт сюжетом сказки, мультфильма. - Хорошо пусть это будут герои из мультфильма про Лунтика. - Заказ принят. Можете его забрать завтра в 11 часов утра. До свидания. - Спасибо. До свидания Ситуация №4 Заказ такси. Диалог между папой и диспетчером таксомоторного парка: - Алло! Добрый вечер. Это диспетчер таксомоторного парка? - Здравствуйте, диспетчер вас слушает. - Примите, пожалуйста, заказ на завтра на 12 часов дня по адресу (ребёнок называет свой домашний адрес), наш телефон…. - Куда вы поедете? - Мы поедем по адресу….. - Заказ принят. Номер такси вам назовут по телефону перед выездом. Рады вам услужить. - Спасибо! До свидания. Цель для всех ситуаций: Закреплять умения детей правильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, развивать навыки культурного общения по телефону.

35. Разработайте план руководства конкретной дидактической игрой на первом этапе в старшем дошкольном возрасте (игра, возрастная группа по выбору студента).

План руководства дидактической игрой «О правах - играя»

Вид игры: домино

Правила игры: Ребенку необходимо взять паровозик и прикрепить к нему вагончики согласно цветовой табличке и объясняет значение каждой картинки самостоятельно или с помощью взрослого.

Дидактические задачи: расширение представлений детей о правовых знаниях, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формирование у детей знания о правах ребенка; развитие правового мировоззрения и нравственных представлений.

Этап руководства

Подготовительный - Познакомить детей, в интересной и занимательной форме, с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав ребенка».

Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев и людей, создавать ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.

Знакомство детей с конвенцией о правах ребенка;

Рисунки детей о правах ребенка;

Чтение произведений;

Беседа по содержанию стихотворения;

Рассматривание иллюстраций с разъяснением каждой картинки

Составление альбома «Права ребенка» -А. Барто "Одиночество"

Иллюстрации о правах ребенка

Альбом «Права ребенка»

Конвенция о правах ребенка

Обучающий - учить детей применять на практике знания о правах ребенка;

Учить анализировать информацию, сопоставлять;



Развивать логические способности, активизировать речь - Беседа перед игрой и разъяснение значения каждого права;

Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала;

Беседа о правилах игры;

Беседа после игры, направленная на анализ игровой деятельности

Тематический альбом «Права ребенка»;

Этап Самостоятельной игры -Развивать самостоятельность детей;

Создать условия для реализации знаний о правах в игровых взаимоотношениях со сверстниками. - чтение произведения;

Напоминание правил игры;

Беседа после игры. – Книга «Права ребенка» (автор Е. Шабельник)

Советы по ходу игры.

Творческий - обогащать информационное поле детей по данной теме;

Стимулировать желание детей играть в дальнейшем в игру;

Формировать умение детей соответствовать правилам игры. - прогнозирование результатов;

Подведение итогов - вопросы;

Иллюстрации.


Разработайте план руководства режиссерской игрой в младшем дошкольном возрасте (упражнение по выбору студента).

Группа: IIмладшая.

Цель занятия: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».

Задачи:

  • Образовательные :
    • учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию;
    • учить детей быть актерами во время игры;
    • совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;
    • учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.
  • Развивающие :
    • развивать связную речь, сенсорные способности (цвет, форму);
    • развивать воображение, память, произвольное движение рук.
  • Воспитательные :
    • учить детей любить сказки и сопереживать их героям;
    • учить детей, не боясь, входить в контакт со взрослыми.

Предшествующая работа:

  • Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».
  • Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».
  • Заучивание потешек, русских народных песенок.
  • Загадывание загадок о животных.

Дидактический материал: ширма, игрушки, игровое поле

Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями.

План работы:

I. Вводная часть. Дидактическая игра «Назови и скажи, кто как кричит» – 3 мин.
II. Основная часть. Режиссерская игра – 10 мин.
III. Заключительная часть. Строительство теремка – 4 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Дидактическая игра «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.

Воспитатель: Ребята, кого вы видите?
Дети: Мышку.
Воспитатель: А как мышка пищит?
Дети: Пи-пи-пи.
Воспитатель: А вот и зайчик. Какого он цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Прискакала лягушка и заквакала. Как она заквакала?
Дети: Ква-ква-ква.
Воспитатель: Молодцы. Но вот появилась хитрая рыжая лиса. Какая лиса появилась?
Дети: Хитрая и рыжая.

Воспитатель: А кто же еще там так громко воет?
Предлагаемые ответы детей: Наверное, волк.
Воспитатель: А давайте вместе посмотрим, кто сегодня еще пришел к нам в гости.

Дети смотрят за ширму и находят волка и медведя.

Воспитатель: Так как выл волк?
Дети: У-у-у.
Воспитатель: А медведь как рычит?
Дети: Р-р-р.
Воспитатель: Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. Давайте с ними поиграем. Я взяла мышку, значит, я буду «мышкой». А ты кем будешь?

Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки.

Разделы: Школьная психологическая служба

В школе сейчас чрезвычайно активно применяются групповые формы работы на уроке и вне урока.

Групповая работа является одной из форм организации совместной деятельности учащихся и подразумевает временное разделение класса на группы от 4-х до 8-ми человек (в зависимости от возраста детей) для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат.

Изучение педагогического опыта, результатов исследований в области педагогической психологии позволили сделать вывод о том, что групповая работа обладает рядом неоспоримых преимуществ. Она открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения познавательной коллективной деятельности учащихся.

Совместная деятельность в группе на основе сотрудничества – важный фактор психического развития, способствующий появлению двух типов важнейших новообразований:

1).Освоение новой предметности (взаимный обмен способами действий), которая обеспечивает человеку успешность в индивидуальной деятельности (появляется “внутренний оппонент”, контролирующий и оценивающий собственные действия).

2).Овладение самой формой сотрудничества, что делает человека способным к установлению отношений с окружающими людьми и с самим собой.

Однако, не всегда работа в группах на практике оказывается эффективной, а порой даже дает противоположный результат: учителя разочаровываются в полезности и доступности для себя и учащихся этой формы работы; а у детей даже возникает либо нежелание объединяться в группы, либо стойкое отрицательное отношение к групповой работе.

Объясняется это тем, что ученики и их педагоги психологически не готовы к самой работе в группе и к организации работы групп. Здесь открываются перспективы для сотрудничества педагога и психолога. К групповой работе нужно специально готовить и учителей и учеников.

На обучающих семинарах необходимо ознакомить учителей с психологическими условиями организации групповой работы.

Для того, чтобы групповая работа состоялась необходимо:

Создать ситуацию для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе. Для младших школьников такой ситуацией будет игра; для подростков – обсуждение, обмен мнениями, демонстрация способностей и возможностей; для старшеклассников – обмен информацией, возможность оказать и получить содержательную помощь;

- научить ребят работать в группе и лишь затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания;

Обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями (ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями (по имеющемуся продукту - работе своего партнера – выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату); обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее);

Организовать содержательное сотрудничество по выполнению задания, когда учащиеся владеют большим количеством сложнейших операций (умением проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, сравнить способы с общей задачей и с ожидаемым результатом, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей);

Вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности;

Учесть, что групповая работа эффективна не для всех типов заданий. Наиболее применима и целесообразна она при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески;

Определить место учителя в совместной деятельности.

Для диагностики эффективности деятельности учителя по организации внутригруппового взаимодействия можно применить стандартизированную карту – характеристику “Уровни сформированности мотивации совместной деятельности”.

(см. Приложение № 1).

Большое значение имеет обучение педагогов основным приёмам организации групповой работы. К ним относится:

1. Формирование групп.

Существуют различные способы формирования групп, выбор того или иного способа будет зависеть от целей учителя в данный момент. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом (см. Приложение №2).

Состав группы не остаётся постоянным, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

2.Организация внутригруппового взаимодействия. Она осуществляется на основе:

  • выполнения правил работы в группе, которые даются участникам в готовом виде, либо вырабатываются группой (см. Приложение №3);
  • учета принципов (условий) эффективной работы в группе (см. Приложение №4);
  • ролевого распределения (см. Приложение №5).
  • определение способа организации обсуждения задания и его решения. Это может быть “мозговой штурм”, выполнение работы по частям мини – группами, парами или индивидуально.

3. Организация работы группы над заданием (см. Приложения № 6, 7).

4. Руководство учителем групповой работой.

Если группа достаточно зрелая, умеет действовать самостоятельно, функции организатора заключаются в оценке доклада группы об итогах работы. Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над работой группы. Организатор контролирует ход выполнения работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует взаимодействие, помогая достичь согласия в группе, в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

При подготовке учащихся к групповой работе необходимо решать следующие задачи:

  • учить детей работать в группе по правилам;
  • учить принимать и удерживать заданную роль в течение групповой работы;
  • отрабатывать выполнение этапов работы над заданием;
  • развивать рефлексивные умения учащихся;
  • знакомить с разнообразными способами взаимодействия между участниками группы;
  • обучать эффективным приёмам работы над заданием;

Формы обучения могут быть различны: спецкурс, тренинг, проводимый психологом, серия уроков в рамках какого-либо предмета, цикл классных часов, проводимых классным руководителем совместно с психологом (см. Приложение №8).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Зельцерман Б. Учись! Твори! Развивайся! – Рига.: “Эксперимент”, 1997.

2.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.

3.Межрегиональный вестник школ развития личности “Феникс”.- М.: “Русская энциклопедия”, 1996, вып.5

4.Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига.: “Эксперимент”, 1997.

5.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.

Приложение № 1.

“Уровни сформированности мотивации совместной деятельности”.

Уровни Тип отношения в СУД Мотивы, обеспечивающие включённость в СУД Цели, которые ставит ребёнок Эмоции Умение работать совместно.
1. Отрицательное отношение Отсутствие мотивов, отказ от работы с партнёром. Получение определённого продукта учения (текста, решения задачи) Открыто проявляет недовольство тем, что вынужден участвовать в “бесполезной” работе Не умеет работать совместно. Не проявляет никаких попыток к установлению взаимодействия.
2. Безразличное или нейтральное Не осознаются, явно не проявляются и не объясняются. Выполнить требование учителя. Результат или способ совместной работы не интересует Не проявляет ни отрицательного, ни положительного отношения к работе. Точно следует рекомендациям учителя, сам попыток к установлению содержательных контактов не проявляет.
3. Положительное, нерасчленённое, аморфное отношение. Привлекательность внешних атрибутов совместной работы: пообщаться, поменять характер деятельности, повеселиться. Участвовать в новой, необычной работе. Эмоционально настроен на работу, но при трудностях установления деловых контактов, теряется. Может либо отказаться от совместной деятельности, либо следовать указаниям учителя, либо найти средство сотрудничества в своём опыте.
4. Положительное, осознанное, основанное на предыдущем опыте отношение. Возможность применить свои знания о совместной деятельности в УД. Найти основания для совместной работы. Не демонстрируют горячее желание работать именно совместно, но осознают необходимость данного способа работы Выходит за рамки предложенных учителем образцов, активно ищет свои подходы к установлению СД.
5. Положительное, личностное, действенное отношение Деловые качества партнёра. Целесообразность в объединении усилий для решения задач. Поиск средств, способов сотрудничества. Радость от того, что удалось объединить свои усилия, согласовать свои действия, получить совместный продукт. Ищет пути делового взаимодействия, оценивает свои и чужие действия с точки зрения вклада в общий результат, ставит промежуточные цели сотрудничества.

Приложение № 2.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП.

Группа по желанию

Основание для формирования – участники работы сами выбирают тех, с кем они бы хотели работать.

Однородность – неоднородна;

Результат – трудно прогнозировать;

Задание на формирование – “Разделитесь на группы по…человек в каждой”, “Разделитесь на одинаковые группы”.

“Случайная” группа

Основание для формирования– участники вынуждены объединяться для выполнения какой- либо работы, хотя ни в каких других условиях вместе не взаимодействуют.

Однородность – неоднородна;

Результат – трудно прогнозировать, так как несовместимость может послужить причиной серьёзных конфликтов и сделать работу практически невозможной.

Задание на формирование – из тех, кто сидит рядом; по цветам выданных жетонов; предложить одному игроку отвернуться и, не глядя называть номер группы, в которую отправиться тот участник, на которого укажет организатор.

Группа, сформированная лидером

Основание для формирования – лидеры (назначенные организатором или выбранные участниками) выбирают наиболее работоспособных участников (иногда дружба и симпатии уходят на второй план);

Однородность – относительно однородна;

Результат – прогнозируем, так как лидер выбирает тех, кто способен достичь определённого результата;

Задание на формирование – организатор работы просит выйти тех, кого он назначает лидерами, а затем лидеры по очереди называют тех, с кем они желают работать в группе.

Если же выбор лидеров производится игроками, то организатор работы говорит: “Для игры нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем (назвать нужное количество) лидеров, которые эти группы сформируют”.

Группа, сформированная организатором

Основание для формирования– формируется в соответствии с целями, которые организатор ставит себе в данный момент. Эта группа за счёт своего состава решает определённые задачи.

Однородность – 1).Однородна, если состав группы подбирается из участников равных возможностей (лидеров, продвинутых, с одинаковым темпом работоспособности, уровнем знаний, способностей и т.п.)

2).Неоднородна, если состав группы подбирается из учащихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости.

Результат – прогнозируется заранее: в первом случае – например, подготовить участников к олимпиаде, во втором случае – взаимное дополнение и обогащение.

Задание на формирование – организатор называет имена участников, которые должны работать в той или иной группе.

Приложение № 3.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.

(даются в готовом виде или вырабатываются участниками).

  1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
  2. Нужно слушать и понимать друг друга.
  3. Нужно уметь договариваться.
  4. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).

Приложение № 4.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В ГРУППЕ.

  1. Желание каждого участника работать друг с другом.
  2. Уяснение цели работы в группе. Группа формируется для достижения результата (нахождения способа решения задачи, постановки проблемы), а не для приятного, дружеского общения.
  3. Важно правильно организовать поиск решения задачи или проблемы, что позволит резко сократить время выполнения задания:
  • выполнять правила работы в группе;
  • распределить роли; лучше, если в группе будет организатор;
  • расценивать участие каждого участника не как помеху, а как дополнительный ресурс, который позволит обогатить группу и наращивать темп работы;

4. Хорошо, если у участников группы будут примерно равные возможности. А если такого не происходит, необходимо добровольное согласие разных по силам учащихся работать на равных.

Приложение № 5.

ПРИМЕРНОЕ РОЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ГРУППЕ.

Организатор (лидер)- организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы.

Секретарь – оформляет решение группы.

Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.

Спикер – представляет результаты работы группы.

Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.

Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник группы одновременно выступает в роли “ генератора идей”, “понимающего”, “критика”.

Приложение № 6.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЕМ.

Складывается из следующих этапов:

А). Подготовка к выполнению задания:

  • постановка познавательной задачи;
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача необходимого дидактического материала по группам.

Б). Групповая работа:

  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • выбор и обсуждение общего решения;
  • подготовка к предъявлению результатов (оформление решения, подготовка выступающих).

В). Представление результатов работы:

  • сообщение о результатах работы в группах (в наглядно оформленном виде или устно);
  • обсуждение результатов работы (вопросы на понимание от других групп, выбор наиболее удачного решения);
  • обсуждение процесса работы, рефлексия.

Приложение № 7.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЕМ.

  • Что было хорошо, что получилось?
  • С какими трудностями встретились участники группы и как пытались их решить?
  • Была ли работа в группе эффективной и почему?
  • Что делал каждый участник группы, как понимал свои цели и задачи при выполнении задания?
  • Что нового каждый участник узнал об организации работы над заданием?
  • Что необходимо учесть для повышения эффективности работы в будущем?

Приложение №8.

Опыт проведения уроков по освоению учащимися способов организации взаимодействия в группе.

В НОУ “Гимназия “Квант” г. Великий Новгород существует опыт проведения совместных уроков психолога и учителя-предметника по обучению школьников групповой работе.

Задача учителя на таком уроке - руководство деятельностью учащихся при работе группы над заданием по предмету, психолога – оказание помощи ребятам в освоении способов содержательного сотрудничества, организации общения во время выполнения задания.

Урок математики “Основные свойства геометрических фигур” в 10-м классе.

В начале урока психолог обращается к учащимся:

Ребята, на плакате вы видите геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, ломаную линию (зигзаг). Внимательно посмотрите на них и выберите жетон с изображением одной из фигур, наиболее понравившейся вам по принципу: “Я похож на эту фигуру”.

В обсуждении процесса работы в группе над заданием принимает участие психолог.

ПСИХОЛОГ: Ребята, вы достаточно хорошо знаете многие свойства геометрических фигур, таких как квадрат, треугольник, круг, зигзаг (ломаная линия).

Но, оказывается, они имеют ещё одну особенность. Существует связь между геометрическими фигурами и чертами характера человека. Эту связь изучает такое направление психологической науки как ПСИХОГЕОМЕТРИЯ – уникальная система анализа личности.

Чтобы познакомиться с ней поближе, предлагаю выполнить небольшое задание. Сейчас вы получите карточки с набором черт характера (см. Таблицу) .

Обсудите их в группе и попытайтесь соотнести черты характера с геометрическими фигурами (по ассоциации). Свой ответ обоснуйте.

Группы по очереди высказывают свои предположения, учитель дает верный вариант ответа, за каждый из них засчитывается балл. Выявляется самая проницательная команда.

ПСИХОЛОГ: Набор черт характера, который соответствует выбранному вами в начале урока значку, можете “ примерить” на себя, решая: “ В какой мере это подходит ко мне? Это похоже на меня? Я такой?”

Можно сделать следующий вывод: если человек имеет определенный набор черт характера (психологический тип), то из предложенного набора геометрических фигур он выберет в качестве понравившейся больше других вполне определенную фигур, соответствующую его типу.

Как вы думаете, результативна ли была работа в группе, если в нее входили ребята одного психологического типа, например только треугольники?

Можно ли сотрудничать эффективно в группе с людьми различных психологических типов?

Как можно применить знания психогеометрии в работе группы?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что знание психологического типа человека можно использовать для повышения продуктивности работы в группе:

  • при ролевом распределении, особенно, при выборе организатора обсуждения;
  • при выборе стиля общения;
  • в прогнозировании, понимании поведения человека в типичных ситуациях;
  • для учёта сильных и слабых сторон личности.

Таблица

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЕОМЕТРИЧЕКИХ ФИГУР.

Организованный

Трудолюбивый

Благоразумный

Упорный, настойчивый

Твёрдый в решениях

Терпеливый

Бережливый

доброжелательный

миролюбивый

умеющий внимательно слушать

сопереживающий

безконфликтный

справедливый

нерешительный

лидер, ведущий за собой

решительный

нацеленный на победу

уверенный в себе

энергичный

склонный к риску

чувствующий красоту

остроумный

любящий перемены

непостоянный в увлечениях

творческий

независимый

устремленный в будущее

восторженный, увлекающийся

фантазёр

Квадрат (1), треугольник (2), круг (3), ломаная линия (4).

Исследовательский проект

Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речи

Учитель начальных классов:

Миненко Наталья Павловна

I квалификационная категория

МКОУ «Лобанихинская СОШ»

2014 год

Содержание проекта

1. План исследовательской работы

2. Обращение к собственному опыту

3. "Круглый стол" учителей

4. Содержание исследовательской работы

5. Наблюдение за детьми на уроках

6. Теоретические основы

8. Рефлексиия

1. План исследования:

Самоанализ

"Круглый стол" учителей

Схема урока

Анализ методической литературы;

Рефлексия.

Обращение к собственному опыту

Профессиональная деятельность человека все в большей степени приобретает совместный характер, работа в команде, уже в школе , мы формируем данное умение. Поэтому, я решила исследовать о собенности организации совместной деятельности на уроке развития речи .

"Круглый стол" учителей

Особенности организации совместной деятельности на уроках развития речи.

Цель: выявить отношение учителей к о собенност ям организации совместной деятельности на уроке развития речи в начальной школе, совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов в области организации совместной деятельности.

Задачи:

Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей школы.

Обмен опытом работы педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации совместной деятельности учащихся.

План.

1. Самоанализ учителей.

2. Из опыта работы. Методы и приемы организации совместной деятельности на уроке.

3. Обсуждение перечня общеучебных умений и навыков учащихся: «ЗА» и «ПРОТИВ»

4. Памятка для учителя «По организации совместной деятельности на уроках ».

Решение:

Продолжить работу по проблеме

Разработать конспект урока развития речи с целью обоснования потребности в организации совместной деятельности в учительской практике.

Полученные ответы, а также наш комментарий к ним представлены в таблице 1.

Анализ беседы учителей за круглым столом

Вопрос

Ответы

Комментарий

1.Какую работу на уроках вы проводите каждый день?

Настроить на работу, проверить, что они делали дома, готовились ли к данному уроку, проверить письменное задание и вызвать несколько учеников, чтобы произвести устную проверку.

С ростом объёма образовательного курса школы учителю становится всё труднее и труднее добиваться от учащихся глубоких и прочных знаний.

2.Что же изменяется в работе учителя, как меняются его функции в связи с введением совместной деятельности?

Учитель координирует, направляет. Используется редко, требует предварительной подготовки. Легче запланировать деятельность учителя, чем ученика.

Изменяется деятельность каждого ученика, а как следствие изменяется в корне и деятельность профессионального педагога, учителя.

3.С какими трудностями сталкивается учитель при организации совместной деятельности на уроке.

Самая большая трудность координировать предложенные детьми варианты.

Учителя боятся отступить от намеченного ими плана.

4.С какими трудностями сталкивается ученики при организации совместной деятельности на уроке.

Не умеют работать самостоятельно

Не могут высказать свои мысли вслух

Не умеют договариваться.

Данные трудности возникают вследствие того, что учитель не уделяет нужного внимания к данному виду деятельности.

Содержание исследовательской работы

Анализ беседы " Круглого стола", доказал необходимость организации совместной деятельности в начальных классах. Данная работа требует основательной подготовки учителя, чтобы возрас ло качество наблюдательности у отдельных детей, более взвешенно принима лись решения, эффективнее выявля лись ошибки и их причины, надежнее осуществля лись психомоторные функции при групповой «мозговой атаке» реш ались конструкторски е , технически е задач и.

Таким образом, проделанная работа позволяет нам сформулировать гипотезу.

Гипотеза: совместная деятельность способствует развитию речи учащихся. (Эксперимент: инд.-груп. груп.-инд.)

Тема: " Особенности организации совместной деятельности на уроке развития речи" .

Цель: уточнить содержание совместной деятельности

Задачи: уточнить содержание совместной деятельности; проанализировать методическую литературу по данному вопросу; проанализировать УМК по развитию речи.

Схема урока (Приложение 3)

Теоретические основы

Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. (Деятельность= активность)

Понятие "Деятельность"ввел в обиход отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн. В дальнейшем, разрабатывая и детализируя свою теорию, построенную на данном принципе, С. Л. Рубинштейн выделил ряд характерных признаков, определяющих деятельность в его понимании: " ...1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная" .

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более - составить текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности?

Не развиты представления о смысловой стороне слова;

Не сформированы умения отбора слов и точность их употребления;

Не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умения раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

Не развита монологическая речь.

Профессиональная деятельность человека все в большей степени приобретает совместный характер, работа в команде, уже в школе мы формируем данное умение.

Основными чертами совместной деятельности является наличие помимо индивидуальных также общих целей и мотивов труда, разделение задач и содержания трудового процесса на функционально связанные, взаимозависимые компоненты единой деятельности (совмещение индивидуальных деятельностей), строгое согласование, координация индивидуальных деятельностей и необходимость управления совместной деятельностью, наличие единого пространственно-временного функционирования участников этой деятельности и т.д.

Существует различные виды совместной деятельности. Л.И.Уманский выделяет три ее модели:

Модели совместной деятельности:

1 модель.

Группа имеет общее задание, но каждый член группы делает свою часть общей работы независимо друг от друга. Эта модель контактной группы условно обозначается как совместно-индивидуальная; она характерна как для некоторых видов ручного труда, так и для современных высокотехнологичных производств. Для участников таких групп характерна высокая инициативность, ориентация на результат и индивидуальные достижения.

2 модель.

Общая задача совместной деятельности выполняется последовательно каждым членом группы (совместно-последовательная деятельность), что свойственно для конвейерного, поточного производства. Для членов организации с таким типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, строгое соблюдение инструкций, деловая зависимость производительности и качества труда от результатов деятельности других членов группы.

3 модель.

Общая задача выполняется при непосредственном, одновременном взаимодействии членов группы между собой (совместно-взаимодействующая деятельность). Она характерна для многих видов работ, при групповом обсуждении, в командных спортивных играх. Для членов подобных групп свойственна высокая ориентация на коллективные цели, нормы и ценности, приверженность группе и авторитету лидера.

Выделены два типа организации совместной деятельности - взаимосвязанный и взаимозависимый, которые различаются по характеру взаимодействия и взаимозависимости членов группы и, в свою очередь, определяют особенности такого свойства, как психологическая совместимость членов группы.

Характер совместной деятельности и, в частности, ее эффективность в значительной степени определяются особенностями соотношения ее индивидуального и коллективного компонентов, которое зависит, главным образом, от уровня взаимосвязанности членов группы. Условно выделяются следующие уровни взаимосвязанности: 1) изолированность (физическая и социальная); 2) «концептуальная» взаимосвязанность (потребность в общении); 3) формальная взаимосвязанность (молчаливое присутствие других людей); 4) «взаимовлияние» (восприятие и поведение с учетом мнения и оценок других членов группы); 5) действенная взаимосвязанность (через средства реализации рабочих действий); 6) коллективистская взаимосвязанность.

О роли различных уровней взаимосвязанности в совместной деятельности свидетельствует, например, тот факт, что в присутствии других людей продуктивность деятельности повышается, примерно, у 40% учащихся и снижается у 25%. При сравнении групповой и индивидуальной форм работы установлено, что в группе возрастает качество наблюдательности у отдельных детей, более взвешенно принимаются решения, эффективнее выявляются ошибки и их причины, надежнее осуществляются мнемические и психомоторные функции при групповой «мозговой атаке» решение конструкторских, технических задач более эффективно, но индивидуальное творчество особо одаренных индивидов может превосходить групповое творчество.

Сравнительный анализ индивидуального и группового выполнения деятельности в целом показывает, что преимущества и недостатки той или иной формы работы зависят как от содержания конкретной учебной деятельности, показателей и критериев ее оценки, так и от формы совместной деятельности и индивидуальных особенностей учащихся.

Признаки групповой работы учащихся

    класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

    каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

    задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

    состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:

Компоненты групповой деятельности учащихся.

    Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

    Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

Работа по выполнению учебного задания.

    Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

    Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

    Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

Формы организации совместной учебной деятельности:

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это обсуждение темы, подбор слов, выполнение учащимися всевозможных упражнений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

Тип урока:

    Урок - задание.

Предъявление педагогом учебных заданий и их выполнение детьми.

Определение педагогом задач урока:

Формулирование заданий,

Объем заданий,

Разнообразие заданий,

Уровень сложности заданий,

Дифференцированность заданий.

Использование групповой работы для выполнения учебных заданий.

Контроль за выполнением заданий.

Оценивание выполненных заданий.

    Урок – проблемная ситуация

Постановка педагогом и детьми проблем и их решение в совместной деятельности.

Организация совместной деятельности по постановке проблемы:

Создание проблемной ситуации,

Формулирование вопросов,

Выработка вариантов решения (версий, гипотез),

Обоснования, аргументация.

Организация групповой работы по решению проблем.

Организация рефлексии и оценивание совместной работы.

Оценивание результатов и индивидуальных достижений.

    Урок - диалог

Взаимодействие взрослых и детей по порождению и реализации образовательных инициатив.

Проявление образовательных инициатив участников совместной деятельности.

Формирование групп для реализации инициатив:

Постановка задач,

Проектирование содержания и форм работы,

Выбор позиций участия в совместной деятельности

Определение состава участников в группах,

Распределение работы в группе,

Взаимодействие по решению задач.

Взаимодействие разных групп

Презентация результатов,

Обсуждение,

Рефлексия способов и результата работы.

Анализ и оценка совместной деятельности.

Определение перспектив совместной работы.

Используемая литература:

1. ЛьвовМ. Р. «Развитие речи младших школьников», «Просвещение»,1985г.

2. ЯковлеваВ. И. «Сборник изложений», «Просвещение»,1972г.

3.Черноусова Н. С. «Сочинения в начальных классах». М. «Просвещение»,1976г.

4. Есенина С. А. « Как научить вашего ребенка писать сочинения», издательство «Грамотей»,2005г.

5. Цукерман Г. А. «Введение в школьную жизнь». Томск «Пеленг», 1996г.

6. Журнал «Начальная школа», № 5. 2000г. ,№ 9,2001г.

7. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении». М «Просвещение»,1992г.

8. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.

10. Ильин Е. Рождение урока. – М., 1986.

11. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.- М., 1987.

Рефлексия

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той "верительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модели

I . Общая задача, каждый работает отдельно.

II . Общая задача, выполняется последовательно каждым членом группы.
III . Общая задача, выполняется при одновременном взаимодействии членов группы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка по организации совместной деятельности на уроках:

1) В основе деления на группы- психологическая совместимость;

2) Количество человек от3 до 6;

3) 50% от группы способны работать самостоятельно;

4) Учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

5) Выслушивать детей, давать им высказывать свои мысли, если даже они говорят неправильно.

6) Ждите от ребёнка " выдающихся успехов" , тогда он поверит в свои силы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект урока

Цель: Создать условия для организации совместной деятельности на материале написания волшебной сказки.

Задачи:

Формирование речевых умений:

Осмысливать тему;

Ставить задачу высказывания;

Отбирать материал в соответствии с темой и задачей;

Строить сюжет в развитии темы; совершенствовать созданное высказывание

Формирование творческих способностей.

Предварительная подготовка: на уроках литературного чтения – инсценирование сказок.

3 класс МБОУ Лобанихинская СОШ

Ход урока

    Определение темы, постановка УЗ

Перед вами карточки с изображением предметов, возьмите по одной, рассмотрите. Где вы с ними встречались? (В сказках)

Возьмите этот волшебный клубочек, передавая его друг другу, вспомните любые другие волшебные предметы, называя сказку.

На какие группы можно разделить?

(Деление класса на группы: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.)

Работа в группах

Вспомните и запишите признаки волшебной сказки (5 мин.)

Кто готов? Представьте результат работы. Обсуждение, составление общих признаков. (Дети называют, учитель записывает на доске.)

Зачин, концовка

Троекратный повтор

Герой (его характер)

Преследователь

Помощник

Волшебный предмет

Предположите тему урока. (Ответы детей)

    Обсуждение темы сочинения

Тема записывается на доске, а у детей в тетради. В процессе обсуждения фиксируются варианты раскрытия тему.

Сформулируйте вопросы, помогающие понять тему сочинения? (О чём может рассказать сказочник? Кому и что именно? Зачем он будет рассказывать?)

Волшебная сказка

Кому? Мальчикам Девочкам Взрослым Игрушкам Детям

О чём? О событиях О своих мечтах о поступках

Зачем? Рассказать о наблюдениях Выразить свои чувства Сообщить историю

Совместное обсуждение темы. Признаки волшебной сказки (коллективно).

    Отбор материала к сочинению.

Выбирается один аспект развития темы.

От чего зависит отбор слов и образных выражений? (тема, задачи, типы создаваемого текста)

Какой тип текста вы будете создавать? (Т-П)

Из каких частей будет состоять текст (Начало, основная часть, концовка)

Опираясь на вопросы, учащиеся набирают материал к сочинению, прорабатывают его сюжет.

О чём вы поведаете в первой части?(Мальчишки играли в футбол возле речки, мяч улетел в кусты, ребёнок пошёл за ним и попал в волшебную страну)

О чём основная часть? (Дорога домой и приключения)

Чем можно закончить?(Проснулся, огляделся…)

Нарисуй сюжет основной части сказки.

    Работа в черновике.

    Редактирование чернового варианта.

Что нужно проверять в тексте? Как проверять свою работу?

Заслушивается 1-2 сочинения, редактируется.

    Написание сочинений в тетради с последующим оцениванием результата.

    Д/З

СТОП- КАДР…

Волшебный предмет из сказки- КЛУБОЧЕК


Пишем, иллюстрируем…

Предварительная работа- инсценирование сказок по выбору детей.



Иллюстрации…



Похожие статьи