Режим работы ростовского кремля. Музеи ростова великогогосударственный музей-заповедник "ростовский кремль"

Ростов Великий – старинный город на берегу озера Неро. Видел он немало сражений, был не раз сожжен, но выстоял и снова и снова восстанавливался и расцветал. Сердцем города является конечно же Ростовский кремль, а точнее бывшая резиденция Митрополита, где сегодня располагается музей-заповедник. Именно сюда стремятся попасть тысячи туристов, которые едут в Ростов.

Ростов Великий (или Ярославский) имеет долгую историю. Первыми на эти земли пришли не славяне, а финские народы, в окрестностях даже сохранились остатки древнего городища Сари. Но уже в 862 году, здесь был город Ростов. Эта дата – самое раннее упоминание о Ростове, но уже даже не как о поселении, а как о городе.

В 911 году здесь уже была поставлена первая христианская церковь, заметьте, ведь Русь крестили только в 988-990 годах. Но старая вера крепко держала умы ростовчан, и местным священникам приходилось спасаться бегством, а некоторые и погибли от рук горожан, как например, епископ Леонтий, который позже был причислен к лику святых.
Старейший каменный храм города – Успенский собор, выстроен в 1162 году. Правда первый вариант храма сгорел, а тот, что дошел до наших дней построен в 1411 году, а среди мастеров оформлявших собор был и Дионисий. С этим храмом связано много поверий. Здесь крестили Варфоломея, известного миру как Сергий Радонежский. Здесь правил службу Иоанн Кронштадский. А в 1913 году здесь молился последний русский царь.
А вспомните современный мультфильм «Алеша Попович», где люди прятались в церкви от Тугарина Змея. Это здесь в этом храме. А сам Алеша, кстати, был сыном его настоятеля.


Стоит отметить, что город долгое время не имел хорошей защиты, поэтому не раз страдал от набегов татаро-монгольского ига, был выжжен в период смуты и получил серьезные разрушения в период литовской интервенции. Укрепили Ростов с помощью земляных валов и крепости, но так как к тому времени Ростов находился уже в середине страны, и необходимость в крепости отпала, поэтому в XVII веке решено было строить каменную резиденцию митрополита, которую мы знаем как Ростовский Кремль. Начало строительства пришлось на 1660 годы, когда в Ростов приехал митрополит Иона, и целых тридцать лет возводил свое детище.

Это было великолепное сооружение, изумительная панорама которого восхищает и сегодня. Ростовский Кремль хорош со всех ракурсов: с остатков городских валом и с берегов Озера Неро.


Церкви, хозяйственные постройки, звонница, судный пристав, гостиный двор, митрополичьи покои, Белая палата, одиннадцать башен и т.д – все это единый комплекс, между собой соединеный переходами и крытыми галереями.

Особо стоит отметить, звонницу. Она построена в конце XVII столетия и имела тринадцать колоколов. Каждый из них имел свое собственное имя: «Лебедь», «Полиелейный», «Голодарь», который звонил только в период поста. Но самым большим был «Сысой», названный в честь отца основателя Ростовского Кремля, митрополита Ионы Сысоевича.


Но очень скоро архиерейский двор был перенесен в Ярославль а Кремль, как начали называть двор паломники, который в Ростов привлекали мощи преподобного Димитрия, остался пустовать. Все остальные годы Кремль существовал на пожертвы паломников и верующих.

В 1883 году на территории Кремля открывается музей. В палатах были выставлены экспозиции, а само учреждение взяли под свое крыло цесаревич Алексей и будущий царь Николай Александрович.

Сегодня Ростовский Кремль – это Государственный музей-заповедник и одна из самых посещаемых достопримечательностей не только города, но всего края. Да и как не посетить место, которое и без этого знакомо каждому, кто хоть раз смотрел легендарный фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Да именно по этим переходам бегал вороватый князь Милославский, именно здесь трапезничал «советский» Иван Васильевич, да и что там говорить пировали они здесь «заморской, баклажанной икрой».

Если Вы путешествуете самостоятельно, на посещение Ростовского кремля вам понадобится минимум пол дня. А если вы хотите посетить все выставки, то и одного дня может не хватит.


Сколько стоит вход

На входе в Кремль расположены кассы, где можно приобрести билеты на выставки.

Единый полный билет (включая смотровую и музейный кинотеатр) на все выставки стоит 400 рублей.

Можно купить и отдельные билеты на выставки и мастер-классы. Полный прайс-лист можно посмотреть на сайте музея.

Просто прободить по Кремлю стоит 50 рублей.

Предлагается приобретение билетов на такое интересное действо как Концерт колокольного звона. Стоит это удовольствие не дешево - 1500 рублей с человека. Колокольный звон (сокращенную версию) можно послушать и бесплатно, надо только уточнить на кассе, во сколько звонят колокола.

Выставки Ростовского Кремля

В бывших архиерейских палатах, разположилось несколько постоянных экспозиций, но кроме этого музей постоянно меняет и добавляет целые ряд переносных выставок, которые посвящены разным датам. Это выставки, посвященные Великой Победе, в этом году они представлены очень широко, выставки ростовской финифти и многое другое.
Среди постоянны выставок туристы могут посетить экспозицию «Медальярный кабинет». Здесь представлены все оригиналы и копии медалей, от самых первых, которыми награждались воины «За Полтавскую баталию 1709» года до, последних награждений Сочинской олимпиады.


В Белой Палате (той самой, где принимал послов и пировал Иван Грозный-Бушма) расположена экспозиция церковных древностей. Здесь собраны экспонаты церковной утвари, крестов, старинных книг и документов, которые удалось собрать историкам и археологам. Выставка рассказывает о периоде XVI-XVIII веков, и здесь есть довольно ценные предметы, которые являются реликвиями.


Немного схожа с ней по тематики экспозиция «Древне русское искусство», размещенная в восьми комнатах Самуилова корпуса. Кстати, именно с этой экспозиции и началась история музея. Здесь и фрески, и картины, и церковное облачение, и даже позолоченное кадило, которому уже четыреста лет. Глядя на эти роскошные экспонаты. Украшенные драгоценными камнями и металлами, понимаешь, что на церковь раньше люди не жалели денег.

Символ русской тройки – заливистые бубенцы, представлены в экспозиции «Ямские колокольчики». Здесь можно узнать историю, откуда вообще появилась эта традиция, какие были бубенцы и как их различали – все таки колокольное мастерство стало одной из визитных карточек Ростова, ну как Тульские оружейные заводы. А также здесь можно увидеть самые настоящие сани.

Водяная башня

Обязательно поднимитесь по крутой деревянной лестнице на Водяную Башню. Виды оттуда открываются такие, что в сказке не сказать!



Музей финифти «Ростовский кремль» должен войти в обязательную программу каждой экскурсии. Каждой, во-первых, потому как за один раз вы вряд ли сможете по достоинству оценить всю коллекцию, которая насчитывает более трех тысяч экспонатов, а во вторых здесь можно не только посмотреть на красивые безделушки, но и попробовать самому что-то сотворить на мастер-классе.


После осмотра экспозиции, можно приобрести изделия из ростовской финифти от официальной фабрики (про то, где находится Фабрика Ростовская Финифть, и что можно купить в магазине при фабрике можно почитать здесь ).


Экспозиция «Древнейшее прошлое Ростовской земли» познакомит нас с мамонтами и доисторическими носорогами, которые бродили в этой местности в период палеолита, а также с первыми людьми и бытом и жизнью в каменном веке.
Несколько выставочных залов в Красной палате Государских хором занимает экспозиция, которая рассказывает об истории Ростова в период с VII по XV века. Именно в этот период зарождался город, и уже тогда он был довольно крупным и стратегически важным. Недаром сюда направляли княжеских наследников Киевской Руси, чтобы те учились править, кстати, сказать Ростов был довольно «строптивым» городом и не охотно подчинялся.

Здесь представлено оружие Х века, княжеские печати Ярослава Мудрого, старинные статуэтки и многое другое.

В церкви Одигидрии на территории Кремля располагается выставка «Сияет злато и лазурь», которая рассказывает о периоде барокко в церкви. Здесь представлены роскошные облачения священников, богатые иконы, изумительные надгробия, которые сами по себе являются уникальными предметами искусства.

Про экспозицию в музее Церкви Одигитрии можно подробно почитать вот тут.


А если вы устанете от просмотра множества музейных выставок и захотите отдохнуть, сделать это можно в Гостином дворе, расположенном на первом этаже Красной палаты. Здесь в интерактивном режиме можно посетить виртуальные выставки и узнать подробную информацию об интересующем вас разделе.

Питание на территории Ростовского кремля

На территории можно и подкрепиться, например в уютном садовом домике. Найти его можно на территоррии яблонева сада.


Гостиница на территории Ростовского кремля

Мало кто знает, но на территории Ростовского кремля есть гостиница, которая называется "Дом на погребах". В гостинице всего 24 номер и они редко бывают пустыми. Но если бронировать заранее, то возможно Вам повезет. Вот сайт гостиницы.

Официальный сайт музея Ростовский кремль

Ростовский кремль - это тот объект культурного наследия, который должен посетить каждый турист. А посетивши единожды, захочется приезжать сюда еще и еще.

Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова Великого на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

В истории мировой культуры известны семь чудес света, являвшиеся в представлении античного общества наиболее прославленными и совершенными достопримечательностями, созданными руками человека. В истории культуры Ростова Великого таких «чудес», известных не только в России, но и в мире, три: Ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть.


Надвратный храм - Церковь Воскресения Господня.

Возведение Ростовского кремля - этого бесценного сокровища Ростова Великого - до сих пор остается для меня событием загадочным, необъяснимым. И не только для меня. У многих, кто впервые видит Ростовский кремль, возникает вопрос: для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила прямая военная опасность, была возведена такая мощная крепость? Но не менее интересно и другое - на какие средства ростовский митрополит Иона Сысоевич на протяжении тридцати лет занимался этим грандиозным строительством? В своей книге «Ростов» М.Н.Тюнина так ответила на этот вопрос:

«Ростовская митрополия была богатым феодалом. По переписи 1678 года ей принадлежало 16118 крепостных, много земли, леса, соляных варниц, различных угодий и вотчин в уездах: Ростовском, Ярославском, Белоозерском, Велико-Устюжском, Вологодском и других. Для управления ими была создана особая система со штатом в 269 человек. Помимо этого, огромные доходы давали церковные службы, часовни, крестные ходы, кружечные сборы у мощей, икон, вклады богатых людей».

Когда Иона Сысоевич возвращается в Ростов после конфликта с царем, сразу же приступает к строительству митрополичьего двора, больше похожего на крепость. Однако высказанное выше предположение, что он хотел бросить здесь открытый вызов царю, кажется слишком смелым. Есть в этом предположении и другое - так сказать, архитектурное противоречие, на которое в книге «Ростов Великий» обратила внимание М.Н.Тюнина.

На первый взгляд, стены Ростовского кремля действительно похожи на крепостные - в них имеются бойницы, варовые щели, по крытым переходам можно было обойти все одиннадцать башен кремля: две дозорные со смотровыми вышками-стражницами, четыре фланкирующих и пять угловых. Всё как в настоящей крепости, однако Ростовский кремль - не военное сооружение. В те годы, при наличии достаточно сильной артиллерии, фортификация крепостей была уже другая. Вспомним, к примеру, Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, построенную чуть позже Ростовского кремля. Вот она уже отвечала всем требованиям новой фортификационной науки.

Однако на это замечание можно возразить, что Иона Сысоевич не мог открыто строить современную военную крепость, это сразу вызвало бы подозрения, вот он и использовал старинную архитектуру, чтобы сбить с толку. Но тут следует внимательно приглядеться к стенам Ростовского кремля, обратить внимание на линии боя. Подошвенные бойницы в стенах имеются, а в башнях - отсутствуют. Средней линии вовсе нет, а линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками. Окна пробиты и в стенах, под дозорными башнями раньше были даже широкие проездные ворота. Какая же это крепость, если в ней столько слабых, незащищенных мест?

Доводы убедительные, но их тоже легко опровергнуть: в случае военной опасности все эти «слабые места» можно было легко ликвидировать.


Но главное состоит не в том, можно было использовать Ростовский кремль в качестве военной крепости или нет. Патриарх никогда не стал бы воевать с царем. Тем более что к тому времени, когда Иона Сысоевич начал возводить митрополичий двор, Никон,его покровитель,уже официально был лишен патриаршего звания и не мог представлять для царя какой-то реальной угрозы. Как умный и образованный человек, Иона Сысоевич не стал бы посвящать свою жизнь призрачным химерам. Просто это был созидатель по натуре, а богатейшая Ростовская митрополия, которой принадлежали обширные угодья и cвыше полутора десятков тысяч крепостных, позволила ему осуществить его грандиозный архитектурный проект. Вот и всё объяснение, почему в Ростове вырос митрополичий двор, столь похожий на крепость.



Соборная площадь



Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.





Надвратная церковь Воскресения, один из входов на Митрополичий двор.


Звонница Успенского собора



Колокола, в которых запутался Иван Васильевич Бунша, и которыми Жорж Милославский доигрывал "Подмосковные вечера". Вспомнили фильм "Иван Васильевич меняет профессию?"


Под самые большие можно залезть и встать во весь рост. Таблички умоляют не звонить, так что подвиг Милославского остался неповторённым.




Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около 1682г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой",в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.


Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь в 50-бО-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора -- Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.


После того, как в 1787 г. митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил значение и постепенно обветшал. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован.


По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей, с 1886 г. принял под свое покровительство наследник Российского императорского престоле, будущий царь Николая II. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.


Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы.


По состоянию на осень 2010 г., общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла добивается передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви.

В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A. Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви, с выселением музейных фондов в новое здание, и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения»


Схема отсюда:http://www.bellabs.ru

Этот проект, однако, вызвал критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан.

Успенский собор


В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку "Символов России", победив в медиаконкурсе "Россия-10".




Успенский собор — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, построенным позднее (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль города, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.



Успенский собор в Ростове Великом считается первым христианским храмом Залесской Руси.




Собор расположен в историческом центре города. Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.


Современная кирпичная церковь была построена в 1508—1512 гг. Точной даты строительства источники не сохранили, потому исследователи предлагали различные датировки. М. А. Ильин присоединялся к мнению Н. Н. Воронина, который связывал последнюю значительную перестройку с 1587 г., с созданием Ростовской митрополии, которой руководил Варлаам, и необходимостью придать центральному собору митрополии подобающий вид. Принятая ныне датировка 1508—1512 гг. обоснована А. Г. Мельником и подтверждена косвенными летописными источниками. В декоративном оформлении кирпичного храма использованы резные белокаменные элементы предыдущих построек.


Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство Ростовского архиерейского двора, который сейчас обычно именуется кремлём, затронуло некоторыми переделками и собор. В частности, главы приняли новую форму, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо-паперть, обращенное в сторону выхода из кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита, следующего из своей резиденции.


После переноса центра епархии в Ярославль ростовские храмы без надлежащего ухода ветшали. Крупные работы по приведению их в порядок были выполнены в начале XIX века.


После революции Успенский собор был передан в пользование общине, а впоследствии закрыт, но не был разрушен.

23 августа 1953 года мощный ураган сорвал купола и крыши многих храмов в центре города, в том числе и Успенского собора. После этого в Ростове начались масштабные реставрационные работы, которыми руководил В. С. Баниге. В процессе реставрации в облике собора были ликвидированы некоторые наслоения.


В частности, невыразительная четырёхскатная кровля было заменена позакомарным покрытием, близким к оригинальному. Однако была сохранена луковичная форма глав времен митрополита Ионы, замену их на шлемовидную форму признали нецелесообразным, так это нарушало стилевое единство с комплексом кремля. В ходе реставрационных работ в соборе были произведены раскопки, которые позволили обнаружить в нижних ярусах белокаменную кладку XII века. В 1991 году собор и звонница были переданы Русской Православной Церкви

В соборе покоятся многие правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век, в том числе и Иона Сысоевич, митрополит, чьими заботами был создан архитектурный облик Ростова.

Собор, вместе с построенной позднее звонницей, расположен на примыкающей к Кремлю площадке, обнесенной невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке. Проход через ограду — через «Святые ворота» (1754 г.) сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике.


Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки — из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м.

Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.

Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.

В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.

В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.

Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского.

Церковь иконы Божьей Матери Одигитрии


Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (кремле). Построена в 1692—1693 годах, чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко.Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора

Церковь расположена в северо-западном углу Ростовского кремля и примыкает к стене, окружающий двор. Она строилась, когда стены уже были завершены, и строителям пришлось предпринять специальные усилия для того, чтобы церковь не смотрелась инородно. Церковь прямоугольная в плане (вытянута с востока на запад) и двухэтажная. Лишь верхний этаж использовался как церковь. По периметру второго этажа проходит открытый балкон, что существенным образом отличает церковь Одигитрии от других храмов Ростова, в которых обустроены галереи. Внешние стены раскрашены треугольным орнаментом, издали создающим ощущение рельефа. Раскраска была произведена много позже строительства церкви.


Интерьер церкви также существенно отличается от других ростовских зданий. На сводах и стенах церкви Одигитрии выполнено в общей сложности 20 лепных картушей необычной формы.


Сразу после постройки картуши были расписаны. Ко второй половине XIX века, когда Ростовский Архиерейский двор пребывал в упадке, состояние росписей существенно ухудшилось, и в 1912 году, к приезду Николая II в Ростов, они были поновлены. Затем, между 1920 и 1950 годами, стены церкви вместе с картушами были побелены, и росписи, соответственно, сильно повреждены. В 2001—2003 годах они были открыты, проведена их реставрация.



Церковь Спаса на Сенях


Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь Ростовских митрополитов в Ростовском архиерейском доме. Особенностью постройки является: высокий подклет, восьмискатное перекрытие. Вход расположен на гульбище соединяющееся с Самуиловым корпусом, которое служило жильем для митрополитов. Церковь была расписана ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. Внутри интерьер отличает аркада опирающиеся на золотые столбы.


Надвратная Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 году. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля.








Церковь Вознесения (Исидора Блаженного).
Один из самых древних ростовских храмов (1566, колокольня - XVIII в.)



Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви с северо-запада. Ростов Великий, 1911 г

Сушила на погребах.

По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе примерно в 50 -- начале 70-х гг. XVII в. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII в. корпус оставался двухъэтажным. Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII в. здание получило новый декор в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для второй половины XVII в., да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами 1920-х гг., напоминают о древнем облике сооружения.


Ионинская комната в Ростовском музее.


В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) или, как его еще называют, "Красная палата". Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг.

Портрет отца свт. Димитрия Ростовского. Надпись вверху: Отецъ новоявленнаго чудотворца митрополита Ростовскаго святителя Христова Димития. Внизу: Ава Туптало былъ сотникъ Киевский и жилъ въ нижном Киеве городе от рождения ста трехъ летъ вдень Богоявления Господня втретьем часу дня представился в тысячя семь сотъ третьем году погребенъ вкиевском кириловскомъ монастыре вкоторомъ и ктиторомъ былъ отецъ.

Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII вв. одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым "висячим каменьем"
. Здесь митрополит Иона устраивал торжественные трапезы.

Портрет Ионы III, Митрополита Ростовского, строителя Ростовского кремля и Белой Палаты, писанный при жизни святителя в XVII в. Фотография С. М. Прогудина-Горского в Ростовском музее, 1911 год.

На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни
митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших в России.


Изразцовая печь в "Княжьих теремах" Ростовского Митрополичьего двора (XVIII) в Кремле

В 200 километрах от Москвы расположен - город с легендарными историческими памятниками на берегу озера Неро. Добраться от столицы до него можно поездом с Ярославского вокзала всего за 3 часа.

От вокзала Ростов-Ярославский до самой известной достопримечательности города, Ростовского Кремля, идти порядка 20 минут по прямой улице Луначарского.

На подходе ориентиром послужат купола Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы. Они уверенно возвышаются над малоэтажной застройкой исторического центра Ростова Великого.

Пройти к Успенскому собору можно через Святые врата Соборной площади 1754 года постройки.

То есть, через калиточку возле Святых ворот.

Успенский собор - старейшее сохранившееся здание Ростова, он построен в 1508-1512 гг. на месте своих белокаменных предшественников ХII - ХIII веков.

К юго-востоку от храма находится Соборная звонница, построенная по замыслу митрополита Ионы к 1682 году. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.

Большинству обычных российских туристов эта звонница известна как "Та самая, из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".

Справа находится надвратная церковь Воскресения Христова, перед которой стоят две крепостные башни.

Также к стене пристроена небольшая башенка - колокольница.

Церковь Воскресения Христова, как и большинство остальных зданий комплекса, построена по замыслу митрополита Ионы Сысоевича, организовавшего строительство Ростовского кремля - резиденции митрополитов Ростовских.

Для того чтобы попасть в Воскресенскй церковь, нужно войти на территорию музея.

Основной вход на территорию Ростовского Кремля - надвратная церковь Иоанна Богослова.

Так как Ростовский Кремль является музеем, в проходе под храмом расположены кассы на вход и сувенирная лавка.

Церковь Иоанна Богослова в Ростовском кремле построена в начале 1680-х.

В церкви сохранились исторические фрески, завершенные в 1683 году.

Помимо традиционных для этого времени сюжетов, стенопись включает в себя житийные циклы апостола Иоанна Богослова и святителя Авраамия Ростовского - одного из первых просветителей и крестителей Ростовской земли.

Из храма можно пройти на стены Ростовского Кремля.

Реставрация все ещё продолжается.

Со стен виден Митрополичий сад.

И садовая башня.

В Митрополичьем саду расположена церковь Григория Богослова существовавшего ранее здесь Григорьевского монастыря.

Между постройками открывается вид на Воскресенскую церковь и Успенский собор.

А также на церковь Одигитрии.

Галерея ведет в Белую столовую палату, в которой расположена музейная экспозиция.

Рядом с Белой столовой палатой стоит Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы (кстати, единственный храм комплекса с позолоченой главой). Построена она была в 1675 году.

Стены храма украшают росписи, выполненные ярославскими мастерами.

В центре ростовского Кремля расположены Митрополичьи хоромы (1650-1660 годов постройки), ведь Ростовский Кремль являлся резиденцией митрополитов Ростовских.

Сбоку от Митрополичьих хором - Водяная башня.

На неё можно подняться по деревянным лестницам.

И увидеть лучшую панораму Ростова Великого.

Церковь Иоанна Богослова.

Будто сказочные серебряные купола Воскресенской церкви, Успенского собора и звонницы.

Расписная церковь Одигитрии.

Пока не до конца распустилась листва - виден даже пруд.

Церковь Григория Богослова, озеро Неро, а в правом углу - купола .

В другую сторону открывается неоднозначный пейзаж, где белоснежные стены храмов соседствуют с развалинами.

Cлева купол церкови Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря, а справа приписная церковь Николая чудотворца на Подозерье, построенная в 1745 году.

Чуть в стороне - Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу.

А вокруг, естественно, торговые ряды.

Но взгляд все время возвращается к серебристым куполам.

Это вид на те же купола снизу.

Уже упоминавшаяся выше церковь Воскресения христова, вход в которую открыт (по билетам).

Тут также сохранились исторические фрески.

Рядом с Воскресенской стоит церковь иконы Божией Матери "Одигитрия" 1693 года постройки.

Здание судного приказа 1650-1660 года, который помимо исполнения судебных функций был и центром общего управления епархией.

За деревьями - Митрополичьи кельи на сушилах и погребах

Сейчас тут располагается сувенирная лавка и гостиница.

Сушила на погребах - 1670-1680 гг.

Тут даже сохранился старый покосившийся колодец.

Вообще же по замыслу Митрополита Ионы Сысоевича Ростовский кремль должен был быть подобием рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.

"Райским садом" он был до 1787 года, когда архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль.

Время все разрушает. Здания потихоньку обветшали. Богослужения в храмах не велись. Постройки были заняты под хозяйственные нужды.

Комплекс в середине 19 века хотели пустить под снос, но ростовское купечество изыскало средства на реставрацию зданий.

В 1883 году тут открылся Ростовский Музей церковных древностей.

В 1918 году он переименован в Ростовский Государственный музей древностей, в 1934 в Краеведческий музей.

Несмотря на музейный статус, к 1950 году здания Ростовского кремля были наполовину заняты иными организациями, складами и квартирами. Сверх того, 24 августа 1953 года на Ростов обрушился сильный смерч, из-за которго постройки Ростовского кремля были существенно повреждены.

Началась реставрация и постепенный вывод иных организаций из Кремля. С организацией в 1959 г. Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, Ростовский музей становится его филиалом, а в 1969 г. обретает статус самостоятельного музея-заповедника.

Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года № 64 музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Интересно не только побывать в Ростовском кремле, но и обойти его вокруг стен.

Здесь будет сооружен памятник ростовскому князю Василько (1209 - 1238), защитнику земли Русской, павшему в битве с татарами при реке Сить.

Но самое главное, найдя путь между частными постройками, тут можно подняться на крепостной вал...

И увидеть Ростовский кремль со стороны.

Хороших путешествий!

2015, 2016 Мочалов Артём


Всего 66 фото

В истории Руси было лишь два Великих города - Великий Новгород и Ростов Великий. Сегодня мы окажемся в Ростове Великом - древнем русском городе, оставившим славный след в нашей с вами истории. Именно Ростовский кремль является одним из самых красивых в мире, определенно вызывающий из глубин бессознательного образ сказочного былинного русского города.

Это историческое место и, захватывающее не только своим древнерусским колоритом, но и чем-то особенным, что заставляло чаще биться сердце от самого осознания, где ты находишься и, что ты видишь. Всем нам с детства знаком образ Ростовского кремля по уже отечественной киноклассике «Иван Васильевич меняет профессию» да и не только. Его величественные стены, башни, храмы вызывают у русского человека архетипный образ светлой, могучей Руси и наполняют безраздельной любовью к своему Отечеству. Озеро же Неро, на берегах которого стоит Ростовский кремль, достойно отдельного упоминания, поскольку оно побудило в моей душе массу самых разных волнующих эмоций, в том числе и при обработке этих фотографий.

На четвертый день моего путешествия по Золотому Кольцу погода стала портиться, с утра начал накрапывать мелкий, противный дождик, так, что белёсые небеса - это фактически те самые, что я и видел в то время. Поскольку в каждом событии всегда есть и позитивная составляющая - такой мрачноватый контекст только способствовал моему торжественному и строгому восприятию этого удивительного архитектурного сооружения в Ростове Великом, равного которому, пожалуй, нет и вовсе.

Одно замечание. Поскольку разного по эмоциональной составляющей визуального материала накопилось как минимум на два поста - я встал перед дилеммой - рассказывать о Ростовском кремле, уделяя выбророчно внимание его архитектурным шедеврам, давая четкую сжатую информацию о них, выкладывая целевые фотографии или попробовать передать Вам, как происходило это моё посещение Ростовского кремля в мельчайших деталях и выложить фото в хронологической последовательности. В конце концов, я решил использовать второй вариант, поскольку для читателя, возможно, важна цельность рассказа, его логическая канва и получаемые в этом непрерывном процессе впечатления.


Сейчас Ростовский кремль - государственный музей-заповедник. Чувствуется, что это святое место сейчас находится как будто в долгом летаргическом сне, но у нас всегда есть возможность услышать и почувствовать его, понять и принять ту информацию и его чувства, что оно нам трогательно и шепотом стремиться передать. Для начала и впоследствии - немного исторической информации без которой будет трудно сделать подобную попытку полностью охватить тот посыл, что несет эта древняя земля.

Еще в самые отдаленные времена здесь - на впадении реки Сары в озеро Неро было основано финно-угорское городище, названное сейчас «Сарским». Четыре высоких вала, разделяли тогда это поселение на три части. Позднее, в X-XI веках в этом месте проживало смешанное население со значительной долей славян (словен и кривичей). Более 20 лет с 988 года в нём княжил Ярослав Мудрый. В конце своей недолгой жизни городом управлял и его младший брат князь Борис, ставший одним из первых русских святых. Здесь был крещен Сергий Радонежский, а одним из настоятелей был отец легендарного русского богатыря Алеши Поповича. Однако, обо всем по порядку.

Столицей северо-восточных владений русских князей Ростов оставался до 1125 года, пока князь Юрий Долгорукий не перенёс центр своих владений в Суздаль. В 1207 году Ростов Великий стал главным городом небольшого удельного княжества. Здесь действовала своя иконописная школа. Местные монастыри - Петровский, Иоанно-Богословский - были центрами книжности. Особенно славился Григорьево-Богословский монастырь под названием «Затвор», в котором учились знаменитые монахи, в том числе Стефан Пермский и Епифаний Премудрый. Несмотря на присоединие в XV веке Ростовского княжества к Московскому, значение города сохранилось.


Святые врата Ростовского кремля. Здесь кассы и вход для посетителей.
02.

Центром архиепископии, а затем и митрополии Ростов оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев, который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве, Кирилло-Белозерском монастыре и других местах. Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это «Архиерейский дом», строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

Возведение кремля было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы III Сысоевича из Москвы, где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном, считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное их строительство. Замысел Ионы предполагал создание на этом месте рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.
04.


По словам заведующего архитектурным отделом Ростовского кремля А.Г.Мельника, «по замыслу митрополита Ионы, ансамбль должен был с небывалой для того времени наглядностью символизировать небесный град - горний Иерусалим». А согласно Апокалипсису небесный Иерусалим «имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот». Резиденция митрополитов представляет собой почти прямоугольную в плане крепость со стенами толщиной 2 метра, высотой до 12 метров и 12 башнями.

Кремль не был предназначен для обороны. Его машикули (навесные бойницы), бойницы и варовые щели, наличники, декоративные пояски и жгуты выполняют декоративную функцию. А многие повторяющиеся элементы традиционной церковной архитектуры - пятиглавие, колончатые пояса (декоративный мотив из небольших арок), щипцовые фронтоны - создают впечатление древности и единства ансамбля, отражающего величие Русской Церкви.


Немного оглядимся вокруг. Это Церковь Одигитрии.
05.

На фото справа от церкви Одигитрии - Успенский собор за высокой каменной стеной и Церковь Воскресения, а под ней - переход к Соборной площади. Церковь очень красива, но в то время когда я там был ее почти полностью закрывали строительные леса.
06.

В центре кремля - открытая площадь с квадратным прудом посередине, рядом с которым красовался в старые времена яблоневый сад. По периметру живописной асимметричной композиции гражданские и церковные постройки.
07.

Первым в 1650-1660-е годы был построен корпус Судного приказа. Он был центром общего управления епархией, а также несло на себе роль судебных функций.
08.

Уже около 1670 года рядом с ним возвели характерную постройку в «стиле Ионы Сысоевича» - северные Святые ворота с надвратной пятиглавой церковью Воскресения, окружённой галереей. Фрески с изящными, стройными фигурами и обилием архитектурных и пейзажных фонов были написаны около 1675 года под руководством Дмитрия Плеханова и Гурия Никитина. Они подробно изображают евангельские события, в том числе страдания Христа. Галерея храма расписана сценами из Ветхого завета и Апокалипсиса.

Церковь Воскресения - справа. "Судный приказ" - виден еще немного правее от церкви Воскресения.
09.

На противоположной, южной стороне двора расположен корпус митрополичьих хором. Первый его этаж был построен ещё в XVI веке, а второй - в начале 1670-х годов. Через 100 лет, в 1770-е - при архиепископе Самуиле Миславском - надстроили третий этаж, здание получило новый классицистический облик и было переименовано в "Самуилов корпус". Рядом расположены Государские хоромы, которые были предназначены для встречи государя. Они построены в 1670-е, частично разобраны в 1840-м и реконструированы в 1968-1969 годах.
10.

За Самуиловым корпусом "спрятано" сложное здание Белой столовой палаты, возведённой в 1672 году. Её одностолпный интерьер восходит к московской Грановитой палате. В 1675 году к ней пристроили одноглавую домовую церковь Спаса на Сенях. Ее мы тоже еще осмотрим.

Левее от Самуилова корпуса - двухэтажный корпус красного цвета так называемый "Дом на Погребах".
11.

«Дом на Погребах» получил свое название из-за того, что стоял он как раз на них. Двухэтажный корпус, примыкающий с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Постройка очень проста и лишена каких-либо декорирующих ее элементов, всего несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, остальные два этажа вообще их лишены. Арочные перемычки заменены плоскими трехцентровыми. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам, после пожара 1758 года, сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 годах.
12.


13.

К южной и восточной стенам кремля примыкают хозяйственные постройки XVI- XVII веков: поварня и приспешня, пивоварня, сушила на леднике и кладовых палатах, а также Иераршие палаты, в которых, по преданию, в начале XVII века жил ростовский митрополит Филарет - отец царя Михаила Фёдоровича. Почти все постройки кремля объединялись переходными и «висячими» галереями.
14.

Иераршие палаты на дальнем плане.
15.

Церковь Спаса на Сенях со стороны Иеарарших палат.
17.

18.

В 1683 году были построены западные ворота с двумя башнями и стройной надвратной пятиглавой церковью Иоанна Богослова на высоком подклете. Четыре нижних яруса фресок посвящены житиям Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Особенный интерес представляет расписной каменный иконостас, редко встречающийся в других городах. Кроме церкви Иоанна Богослова, такие иконостасы сохранились в церквях Воскресения и Спаса на Сенях.

Левее на фото - церковь Иоанна Богослова
19.

Считается, что постройка этой церкви стала завершающим звеном в создании неповторимого облика ансамбля владычной резиденции, в воплощении грандиозного замысла заказчика и создателя этого ансамбля - ростовского митрополита Ионы. Среди храмов Архиерейского дома церковь Иоанна Богослова выделяется изысканной гармоничностью своих пропорций и нарядностью оформления фасадов. Еще Ю. Шамурин считал ее лучшей в архитектурном плане из всех кремлевских церквей.
20.

После перевода в 1788 году архиерейской кафедры в Ярославль церковь Иоанна Богослова, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения. Помещения под ней стали использоваться под винные и соляные склады. При этом были заложены наружные проемы ворот, повреждены конструкции сводов, выпилены железные связи. Стены церкви стали давать осадку, здание в целом получило наклон и к началу XIX века пришло в аварийное состояние.
21.

В 1698 году преемник Ионы Сысоевича митрополит Иоасаф Лазаревич закончил строительство последнего в ансамбле Ростовского кремля храма - церкви Одигитрии. Он пытался продолжить строительную политику своего предшественника, но лучшие времена ростовского митрополичьего дома уже миновали: реформы Петра I подорвали его экономическое могущество.
22.

Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество. В архитектурном стиле, церковь Одигитрии больше подходит для стиля барокко второй половины XVII века.
23.


24.

Уже при преемнике митрополита Ионы - Иоасафе в 1692-1693 годах была построена отдельно стоящая трапезная палата с бесстолпной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери. Своим чуть более поздним оформлением - раскраской в «шахмат», 20-ю лепными картушами и барельефными ангелами и херувимами в духе нарышкинского барокко - это сооружение выделяется из общего ансамбля кремля.

Красная палата получила свое название благодаря своей красоте, от нее и весь дворец получил то же имя.

Красная палата - слева.
25.

Красная палата имеет в своем строении два этажа. На первом, площадью 250 кв.м. существовала «Хлебная», а также восемь жилых палат.
26.

Своды «хлебной» опирались на столб, который располагался в самом центре помещения и пронизывал здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам. На втором этаже (был разрушен в XIX веке) располагалась трапезная, расписанная фресковой живописью, пол покрыт чугунными плитами. Рядом с трапезной располагались сени, и, как и на первом этаже - восемь жилых палат, через которые можно было пройти по висячим галереям на южную и западную стены кремля, к церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова.
27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.

34.

35.


36.

В 1675 году, на месте деревянной церкви, которая сгорела в 1671 году, была построена церковь Спаса на Сенях. Изначально, церковь была задумана как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей.
37.

38.


39.

Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома. В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII веке, сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года.
40.

41.


42.


43.


44.

В 1730 году церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.
45.

Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 году в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.
46.

Сейчас мы отправляемся к Соборной площади к Успенскому собору.
47.

С севера к митрополичьему двору в конце XVII века была присоединена соборная часть городской площади с Успенским храмом. Она обнесена невысокой стеной.

Это Святые Врата с надвратной церковью Воскресения.
48.

В ходе археологических раскопок, проведённых Н. Н. Ворониным в 1939-м и 1954-1955 годах, обнаружили, что современный кирпичный пятиглавый шестистолпный Успенский собор был построен на основании стен предыдущей каменной церкви. Её возвели в 1161-1162 годах почти одновременно с церковью Покрова на Нерли. Помимо хорошо отёсанных каменных блоков от неё сохранились камни с орнаментальной резьбой, поливные керамические плитки пола, остатки фресок 1187 года и бронзовые ручки дверей.
49.
Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие.

57.

Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения.
58.

Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.
59.

На первом этаже магазинчик сувениров...
60.

...с довольно традиционным ассортиментом.
61.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь».
62.

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
63.

А это - Церковь Спаса на Торгу - за пределами Соборной площади - мы ее еще увидим во второй части со смотровой площадки Ростовского кремля.
Сайт vidania.ru Музей-заповедник "Ростовский кремль"
Сайт Русская История
Сайт Туризм в России
«Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», автор Т.Л. Никитина, издательство «Северный паломник», город Москва, 2002 г.
Википедия

Ростовский кремль с высоты

В прежние времена архитектурный комплекс выполнял роль архиерейского (или митрополичьего) двора, то есть был резиденцией первых лиц Ростовско-Ярославской епархии. Позднее его стали называть «кремлем». Это довольно спорное обозначение, так как дошедшие до наших дней стены и башни изначально не предназначались для ведения обороны. Об этом свидетельствуют слишком широкие ворота, а также расположенные на башнях окна с наличниками. Тем не менее, архиерейский двор возведен в соответствии с традициями русского оборонного зодчества, и поэтому его считают памятником военной архитектуры допетровского периода.

Территория Ростовского кремля имеет статус музея-заповедника и делится на три части. В центре находится архиерейский двор, с севера от него – соборная площадь, а с юга – живописный митрополичий сад. Самая старая постройка Ростовского кремля – Успенский собор, который появился здесь в начале XVI века. Большая часть других построек относится ко второй половине XVII века. Они были возведены при митрополите Ионе Сысоевиче.

Фестиваль в Ростовском кремле

В Ростов приезжают не только, чтобы полюбоваться на архитектурные памятники. На территории кремля разместилось около десяти интересных музеев, рассказывающих об истории города, церковных реликвиях и знаменитой ростовской финифти. В музейных залах можно увидеть редкие произведения древнерусского искусства, старинные иконы и церковную утварь. А со стен кремля открываются прекрасные виды на городские кварталы и озеро Неро.

Архитектурный комплекс ориентирован на прием туристов. По Ростовскому кремлю проводятся тематические и обзорные экскурсии. Здесь можно послушать концерты колокольных звонов, поучаствовать в мастер-классе звонаря и побывать на выступлении вокального ансамбля. Для путешественников открыты отель и ресторан, а также работают музейный кинотеатр и мультимедийный центр.

План Ростовского кремля

История Ростовского кремля

Строительство укреплений возле озера Неро началось, когда на его берегах жили финно-угорские племена. В X-XI веках эти земли заселили пришедшие с северо-запада славяне. Центр их поселения располагался там, где сегодня возвышается Успенский собор.

Новые жители принесли с собой христианство, и в 991 году в городе построили первый деревянный храм. До начала XIII века центр Ростова представлял собой деревянное городище, укрепленное земляными валами и рвами. Внутри него стояли Успенский собор и появившийся здесь в начале XIII века монастырь «Григорьевский затвор».

Долгое время ростовские укрепления оставались земляными и деревянными. Они не могли обеспечить достаточную оборону от войск неприятеля, но город располагался далеко от границ, и до него не доходили ни крымские татары, ни шведы, ни литовцы, поэтому в постройке каменной крепости не было необходимости.

Когда Россия переживала непростое Смутное время, город разграбили войска Лжедмитрия. Ростовского митрополита Филарета взяли в плен, а древний Успенский собор разорили. К середине XVII века укрепления находились не в лучшем состоянии, поэтому было принято решение построить вместо них большую каменную резиденцию для Ростовской митрополии.

Вдохновителем и организатором масштабной стройки стал митрополит Иона Сысоевич, который приехал в Ростов в 1664 году. А после смерти Ионы работы по строительству кремля продолжил его преемник – митрополит Иоасаф. Красивый архитектурный ансамбль возвели примерно за 30 лет. Все храмы, палаты и терема были соединены крытыми переходами и галереями.

В 1787 году митрополия переехала в Ярославль, и территория Ростовского кремля опустела. Без должного ухода здания и церкви ветшали, богослужения здесь не велись, и в начале XIX века встал вопрос о снесении архиерейского двора.

Однако, этим планам не суждено было осуществиться. Ростовские купцы собрали необходимые средства, отреставрировали архитектурный памятник и в 1883 году открыли в нем музей церковных древностей. В начале прошлого века по решению Государственной Думы деньги на содержание кремля выделялись из российской казны.



Что можно увидеть в кремле


Кремлевская территория обнесена высокой каменной стеной и имеет 11 башен, крытых лемехом: 5 угловых, 2 дозорные и 4 воротные. Архитектурной доминантой ансамбля по праву считают большой Успенский собор. Неподалеку от него возвышается звонница. Соборную площадь с трех сторон окружает ограда. Кроме того, ее ограничивает стена архиерейского двора. Попасть сюда можно двумя путями. Из города на площадь ведут Святые ворота, а из музея-заповедника существует переход через нижний ярус Воскресенского храма.

Парадный двор Ростовского кремля окружен культовыми и гражданскими постройками. Среди них выделяется двухэтажный Судный приказ, который в свое время вел управление всеми делами епархии. Рядом с ним стоит надвратная Воскресенская церковь. Этот храм сделан на двухъярусном подклете, он обладает одной световой и четырьмя декоративными главами и богато украшен узорочьем из кирпича, а также живописными изразцами.




С другой стороны двора можно увидеть комплекс митрополичьих хором, который чаще именуют «Красной палатой». Очень колоритно смотрится ведущее в палату крыльцо, которое венчают два шатра.

За Красной палатой Ростовского кремля стоит храм Спаса Нерукотворного Образа (или Спаса на Сенях), служивший митрополиту в качестве домашней церкви. На его нижних этажах раньше находились хозяйственные службы и хлебня. Внутри сохранились настенные росписи, выполненные русскими изографами в 1675 году. Торжественные приемы Ростовский митрополит устраивал в Белой палате. Это одностолпная конструкция имеет большие окна, и за счет этого отлично освещена внутри.


Одним из самых живописных зданий Ростовского кремля считают надвратный храм Иоанна Богослова (1683 год). Он вытянут вверх, имеет удлиненные барабаны и небольшие главки, и эти особенности придают строению изящество и легкость. На стенах и сводах храма также сохранились фрески конца XVII века.

Летнюю церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» построили в популярном в те времена стиле московское барокко. Это произошло в 1693 году, когда епархией правил преемник митрополита Ионы Сысоевича – Иоасаф.

В память о древней Григорьевской обители, существовавшей на территории Ростовского кремля в Средние века, построен отдельный храм Григория Богослова. Внутри пятиглавую церковь украшают фрески, выполненные в конце XIX века артелью художников под руководством Н. М. Сафонова.




Южную часть архитектурного ансамбля занимает зеленый митрополичий сад, который был заложен во времена Ионы Сысоевича. В наши дни он реконструирован в соответствие с традициям второй половины XVII века. Сад очень красив, и в нем выращивают яблони, сливы, груши и вишни. На севере зеленой территории установлен боскет, обозначающий келейный корпус Григорьевской обители. Фундамент старинной постройки был найден на этом месте при археологических раскопках.

Успенский собор

Самое старое здание Ростова – огромный Успенский собор. Сохранившийся до наших дней храм – пятый собор на этом месте. Первую церковь из дерева поставили в 991 году во время правления князя Владимира. А первый каменный собор появился в городе в 1162 году, когда Ростовскими землями правил Андрей Боголюбский. Согласно преданию, в конце XII – начале XIII века священником этого храма был отец былинного богатыря Алеши Поповича.

Тот собор, который можно увидеть в наши дни, возвели из белого камня и кирпича в начале XVI века. Вместе с крестом он имеет высоту 60 м и увенчан мощным пятиглавием. Архитектурные особенности храма позволяют утверждать, что строители были хорошо знакомы с Успенским собором, который находится в Московском кремле. Вначале собор в Ростове имел шлемовидные главы, но в XVIII веке их сменили луковичными. Внутри сохранился богатый резной иконостас, установленный в храме в 1736 году, после очередного пожара.


Успенский собор и надвратная Воскресенская церковь

Звонница


С юго-востока от древнего Успенского собора расположена живописная звонница, которую построили в 80-е годы XVII века. Здание звонницы вытянуто с севера на юг и увенчано четырьмя куполами. Звонница и старый собор составляют гармоничный архитектурный ансамбль, хотя их строительство разделяет более века.

Первый этаж здания звонницы занимает храм Входа Господня в Иерусалим и хозяйственные помещения, а на верхнем этаже расположена четырехпролетная площадка с аркадой, где закреплено 15 колоколов. Туда можно подняться по узкой внутристенной лестнице. В звоннице сделано много пустот, поэтому она служит отличным резонатором. Самый крупный из колоколов получил имя «Сысой» в честь отца Ростовского митрополита Ионы. Он был отлит в конце XVII века и весит 32 тонны.

Музеи

В Ростовском кремле разместилось сразу несколько музейных коллекций. Собранных здесь экспонатов так много, что осмотреть все музеи за один день просто невозможно! На первом этаже Красной палаты работает оснащенная мультимедийными экранами музейная гостиная. Ее создали, чтобы приехавшим в город туристам было легче отыскать нужные достопримечательности и информацию. В гостиной можно совершить виртуальное путешествие в любую часть города и области, подробно рассмотреть карты и узнать о времени работы музеев и выставок.

В восьми залах Самуиловского корпуса Ростовского кремля существует постоянная экспозиция, посвященная древнерусскому искусству. Здесь выставлены старинные иконы и ценная богослужебная утварь, искусно сделанные вышивки, изделия из металла и тонкая деревянная резьба.


Те, кто заглядывают в храм Одигитрии, оказываются среди настоящего богатства! Хранящаяся в этой церкви коллекция называется «Сияет злато и лазурь». Здесь нашлось место уникальным иконам, скульптурам и большому собранию старинной церковной утвари. А в Белой палате воссоздали экспозицию старого музея церковных древностей, который работал в кремле в конце XIX – начале XX века.

История Ростовской земли представлена сразу в двух музеях. Один из них знакомит с археологическими и палеонтологическими находками, и посетители могут увидеть останки ископаемых животных и орудия труда, которыми пользовались первобытные люди. Второй этаж Красной палаты выставляет экспонаты, связанные с историей города с VII по XV века.


В кремле открыты необычный медальерный кабинет, где хранятся памятные медали и монеты, а также интересная коллекция, где собраны старинные колокольчики и бубенцы. Но больше всего туристов приходит в музей финифти, который начал работать в Ростовском кремле более 15 лет назад. Его популярность объясняется большим интересом к традиционному ростовскому промыслу. В залах музея финифти можно увидеть красивые изделия, созданные умелыми руками местных мастеров, а в магазине при музее – купить понравившиеся поделки из финифти.

Полезная информация для туристов

  • Музеи, расположенные в Ростовском кремле, принимают посетителей ежедневно с 10.00 до 17.00. Они не работают только 1 января.
  • Для осмотра музейных коллекций, экспозиций и выставок продают отдельные билеты, а также единый льготный билет, который дает право посетить все музеи.
  • На территории кремля проходят платные концерты колокольных звонов, а также интересные мастер-классы по декупажу, созданию музейных открыток, росписи керамики и секретам изготовления финифти.
  • В Ростовском кремле можно разместиться в гостинице «Дом на погребах», где есть одно-трехместные номера со всеми удобствами.

Как добраться

От городской автостанции и железнодорожного вокзала до стен Ростовского кремля обычно добираются пешком. На дорогу уходит 15-20 минут (1,5 км). При желании, это расстояние можно проехать на такси.



Похожие статьи