Троицкая церковь филимонки. Филимонки.Погибший памятник федерального значения

Вы задались целью преодолеть расстояние от Москвы до поселка Филимонки. Кто из автомобилистов не мечтает максимально быстро и с наименьшими затратами добраться до места назначения. Одним из способов достижения этой цели является наличие информации о расстоянии между пунктом отправления и конечной точкой маршрута. Наша карта поможет вам найти самый короткий и самый оптимальный маршрут между Москвой и поселком Филимонки . При известной средней скорости транспортного средства можно с небольшой погрешностью рассчитать время в пути. В данном случае, зная ответ на вопрос сколько км между Москвой и поселком Филимонки - 41 км. , время, которое вы проведете в дороге, составит примерно 0 ч.45 мин. Работать с картой очень просто. Система сама найдет кратчайшее расстояние и предложит ОПТИМАЛЬНЫЙ маршрут. Трасса от Москвы до поселка Филимонки показана на схеме жирной линией. На схеме вы увидите все населенные пункты, которые встретятся на вашем пути во время движения. Имея информацию о городах, поселках (ознакомьтесь с перечнем населенных пунктов по трассе Москва - поселок Филимонки в нижней части страницы) и постах ДПС, расположенных по маршруту следования, вы сможете быстрее ориентироваться в незнакомых районах. Если нужно найти другой маршрут, просто укажите ОТКУДА и КУДА вам нужно добраться, и система обязательно предложит вам решение. Имея готовую карту от Москвы до поселка Филимонки и зная как проехать трудные развязки, всегда можно легко ответить на вопрос как проехать из Москвы в поселок Филимонки .

Панорамы
Панорама Москвы и поселка Филимонки

Движение по заранее проложенному маршруту – это способ исключить проблемы, которые могут возникнуть в незнакомой местности, и максимально быстро преодолеть нужный участок дороги. Не упускайте деталей, заранее уточните по карте все сложные дорожные развилки.
Не забывайте несколько простых правил:

  • Любому водителю, преодолевающему большие расстояния, требуется отдых. Ваша поездка будет более безопасной и приятной, если, заранее построив маршрут движения, вы определитесь с местами для отдыха. Представленная на сайте карта имеет различные режимы. Воспользуйтесь результатом работы простых интернет-пользователей и обращайтесь к режиму "Народная карта". Возможно, там вы найдете полезную для вас информацию.
  • Не превышайте скоростной режим. Предварительный расчет времени и построенный маршрут поездки поможет уложиться в график и не превышать разрешенные значения скорости движения. Таким образом, Вы не будете подвергать опасности себя и других участников дорожного движения.
  • Запрещается употребление за рулем веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, а также психотропных или иных веществ, вызывающих опьянение. Несмотря на отмену нулевого промилле (теперь возможная суммарная допустимая погрешность при измерении уровня алкоголя в крови составляет 0,16 мг на 1 литр выдыхаемого воздуха), употреблять алкоголь за рулем строго запрещено.
Удачи на дорогах!

1. Даже с приличного расстояния архитектура Князе-Владимирского монастыря (Ленинский район, Филимонки) восхищает. Грандиозная руинированная Троицкая церковь видна за многие километры, но приблизится к ней не так уж просто.

2. После 1950-х гг. обитель оказалась на территории психиатрической больницы, за глухим бетонным забором, что придаёт и без того мрачному комплексу ещё большую таинственность и загадочность.

3. Обитель была учреждена в 1891 г., при кладбищенской церкви. Между 1855 и 1861 гг. по заказу В.Б. Святополк-Четвертинского (владельца усадеб Валуево и Филимонки) по проекту И.Ф. Тибо (по другим источникам арх. А.П. Попов по проекту П.К. Козиха) была сооружена величественная, поражающая воображение Троицкая церковь.Здание выстроено в романо-готическом стиле. Архитектурно-планировочное решение сродни романским базиликальным храмам. Крестообразная в плане церковь соединена с многоярусной башней колокольни закрытой галереей - продольным нефом. Боковые компартименты (трансепт) и алтарь - разобраны, однако памятник не утратил своей значимости и уникальности. Все архитектурные элементы: арки, гурты, филёнки - подчёркивают вертикальную направленность сооружения.

4. На окраине Филимонок, на высоком берегу реки Ликовки среди одичавшего парка стоял усадебный дом XIX в., выделявшийся из антуража своей жёлтой окраской. На противоположном берегу возвышается полуразрушенный Князе-Владимирский монастырь.

5. Флигели усадьбы Филимонки.

6. Между усадьбой и монастырем существовала тесная взаимосвязь, в том числе и архитектурно-планировочная. Невысокие постройки усадьбы, вознесённые на вершину холма, уравновешиваются высотной доминантой Князе-Владимирского монастыря, расположенного на противоположном низком берегу речки Ликовы, русло которой пролегает в глубоком овраге.

7. Усадьба, основанная в начале XVIII века предположительно П.А. Голицыным, позднее сменила многих хозяев; после Голицына ею последовательно владели Я.Я. Протасов, И.С. Чебышев, Е.М. Голицына, М.В. Зиновьев. Зиновьев ставший обладателем имения в 1769 г. получил весьма запущенное хозяйство, в документах 1752 г. усадебные постройки названы ветхими. В начале XIX столетия Филимонки перешли к Д.В. Измайлову, который приступил к полной перестройке обветшавших строений, создав скромный по масштабам усадебный ансамбль стиля позднего классицизма. Следующий хозяин имения, помещик Лачинов, в начале XIX века продал его Б.А. Святополк-Четвертинскому.

8. Борис Антонович Четвертинский после окончания Отечественной войны 1812 г. вместе с семейством проводил большее время года в своём московском доме, а летние месяцы традиционно в загородном имении - Филимонках. В усадьбе, доставшейся от предшественников, Святополк-Четвертинские почти ничего не меняли. Компактный, двухэтажный, с квадратным планом дом был частично возобновлён после войны 1812 г. (Поговаривали даже, что в этом доме на ночь останавливался Наполеон, при отступлении из Москвы.) Его гладкие фасады, с редкими окнами завершены массивными фронтонами во всю ширину корпуса.

9. Главным украшением господского дома служит двухъярусная лоджия с колоннадой тосканского ордера со стороны двора.

10. Дом увенчан лёгким бельведером с небольшим куполом.

11. Живописный террасный парк на склоне реки Ликовы не претерпел изменений.

22.

Фото 2005 г.
Использован текст с

Поселение Координаты

История

Упоминается в документах первой четверти XVII века как деревня «Филимоново, Филимонцево тож ». С конца XIX века значится в документах как Филимонки . Название, предположительно, произошло от календарного личного имени Филимон .

В XVIII веке в селе Филимонки появилась усадьба. В начале XIX века усадьба принадлежала Д. В. Измайлову, который занялся её реконструкцией. В середине XIX века усадьба принадлежала князьям Святополк-Четвертинским , при них в 1855-1888 годах в селе была построена Троицкая церковь . В 1891 году на средства В. Б. Святополк-Четвертинской был основан Князь-Владимирский женский монастырь . В 1900-1904 годах при монастыре была построена Успенская церковь .

В XIX веке село Филимонки входило в состав Десенской волости Подольского уезда . В 1899 году в селе проживало 27 человек .

В 1920-х годах монастырь был закрыт, его постройки использовались психоневрологическим интернатом.

Население

Расположение

Посёлок Филимонки находится на реке Ликове примерно в 5 км к югу от центра города Московский . Ближайшие населённые пункты - деревня Пушкино и посёлок Радиоцентр .

Достопримечательности

Напишите отзыв о статье "Филимонки"

Примечания

Литература

  • Владимирская женская община при сельце Филимонках, Московской губернии, Подольского уезда. М., 1895, 24 с.

Отрывок, характеризующий Филимонки

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.
– Наташа, полно, глупости! – сказала она, еще надеясь, что это была шутка.
– Ну вот, глупости! – Я вам дело говорю, – сердито сказала Наташа. – Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости»…
Графиня пожала плечами.
– Ежели правда, что мосьё Денисов сделал тебе предложение, то скажи ему, что он дурак, вот и всё.
– Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
– Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
– Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г"афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г"афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво"ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п"ощайте, г"афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.

На этих выходных мы отправились в путешествие по Москве и московской обрасти в женский монастырь в Филимонках. Правда без ребёнка. Ведь мы отправляемся в Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках. А с ребёнком там делать нечего. Территория будет обнесена забором, так что погулять, всё потрогать и посмотреть поближе не удастся.

В общем, сегодня мы едем на машине посмотреть хотя бы с высоты на территорию очередного монастыря. Едем на машине в Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках.

Как обычно в машине я делюсь историческими моментами из истории женского монастыря. Нам очень интересна история России и Руси. Именно поэтому мы решили съездить в Филимонки, понимая что это не совсем обычный экскурсионный маршрут. Тут не будет привычных нам автобусов с паломниками и верующими, оборудованных для них мест для отдыха и парков, как например в или в . Но этим этот монастырь и интересен.

С собой мы берём квадрокоптер DJI Phantom 4 Pro , чтобы полетать и отснять место с неба.

А вот что мы узнали и увидели в очередной экскурсии на машине по Подмосковью.

Экскурсия в Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках

Основание Князь-Владимирского женского монастыря приходится на конец 19 столетия. Разместился он в живописных местах Подмосковья, на побережье реки Ликовки. Неподалеку от обители находилась усадьба Филимонки, принадлежавшая в момент ее основания князьям Святополк-Четвертинским. Усадьба находится сегодня в Ленинском районе Московской области.

Первой организацией женской духовной общины занялась княгиня Святополк-Четвертинская В. Б. в 1890 году, и уже спустя год община была в статусе монастыря. Основным храмом обители в тот период стала Троицкая церковь, которая на тот момент уже существовала, а была возведена она в 1855-1861 гг. Строение имело оригинальную архитектуру, будучи выполненным в духе романтизма середины 19 столетия.

Вторым храмом обители стала Успенская церковь, возведенная в 1900 году. Проект для нее был разработан Латковым А. А., а стиль, в котором был построен храм, являлся псевдорусским. В основание проекта церкви легло современное на тот момент видение древнерусского зодчества.

При церкви было устроено два придела – Михаило-Архангельский и Князь-Владимирский. На сегодняшний день при монастыре сохранились лишь эти два Божьих дома – Троицкая и Успенская церкви. При обители в былые времена были и другие строения, преимущественно деревянные, но до наших дней они не сохранились.

Проект Троицкого собора разработал Ж. Ф. Тибо, а в роли заказчиков возведения храма выступили князья Святополк-Четвертинские. Начало строительства было инициировано Святополк-Четвертинским Б. Б., а завершено оно было при поддержке его сестры Веры Борисовны.

Церковь представляет собой двухэтажное сооружение, расположенное примерно в 1 км от усадебной постройки. Освещение нижнего престола было осуществлено в 1861 году во имя Сергия Радонежского. Верхний престол освятили в 1888 году. Под церковью находилась усыпальница княжеской семьи Святополк-Четвертинских.

В архитектуре сооружения можно узреть сочетание тенденций романского, византийского, древнерусского зодчества с примесью неоготики. Высокая колокольня в 4 яруса, устроенная здесь в 19 столетии, увенчивает сооружение. Увидеть ее можно задолго до подъезда к самому храму.

Сегодня Князь-Владимирский женский монастырь вместе с церквями относится к РПЦ, но храмы его располагаются на территории психоневрологического интерната, который был открыт еще во времена СССР. Чтобы попасть в храмы, необходимо пройти через КПП этого учреждения. В настоящее время Троицкий храм восстановлен, его переосвящение состоялось в 2015 году. В Успенской же церкви сегодня ведутся реставрационные работы. Ее включили в Федеральную программу, согласно которой в России восстанавливаются архитектурные и исторические памятники.

В настоящее время в Троицком соборе отреставрировали колокольню, устроив на ней новый крест, а также изготовили и подняли колокола. Служители храма говорят, что на данный момент есть необходимость в приобретении для церкви новой мебели, церковной утвари. Храм не отказывается от помощи в этом вопросе со стороны всех неравнодушных и желающих помочь. Нуждается собор сегодня и в помощи по обустройству Воскресной школы, изготовлении икон.

В храмах в настоящее время проводятся богослужения, на которых могут присутствовать желающие, согласно расписанию.

Как добраться до Князь-Владимирского женского монастыря?

Можно воспользоваться общественным транспортом, а именно автобусом, отходящим от ст. метро «Юго-Западной». Доехать нужно до остановки под названием «Совхоз Московский». С этой остановки на местном автобусе, следующем по маршруту №420, нужно добраться до остановки с названием «Филимонки».

Это самый простой способ для жителя Москвы и Подмосковья. Или на машине оринтируясь на маршрут 420 — го автобуса. Мы так и сделали, отправившись в женский монастырь на своём автомобиле.

Историческая справка о женском монастыре в Филимонках

Усадьба в Филимонках появилась в 18 столетии, и за относительно недлительный срок сменила немало хозяев. В 40-х гг. 19 столетия ее владельцами стала княжеская семья Святополк-Четвертинских, и по настоянию супруги глава семейства начал возведение храма неподалеку от их имения (в 1 км от него).

Изначально ему была отведена роль фамильной усыпальницы, и к 1861 году его строительство было завершено. Нижний его престол освятили, а спустя несколько лет был освящен и верхний престол.

Строение имело впечатляющие размеры, благодаря которым завидеть его можно было издалека. Представляло оно собой усыпальницу в цоколе, над которой высилась центрическая крестообразная церковь. Разместившиеся вертикально роскошные арки, которые пронизывали колокольню, делали акцент на вертикальной расположенности композиции, ее стремлении вверх.

1888 год ознаменовался происшествием, оказавшим немалое влияние на судьбу усадьбы и всего села. В октябре этого года неподалеку от Харькова произошла авария с участием императорского поезда, в которой 19 человек погибли. Вагон, в котором путешествовала императорская семья, с рельсов не сошел, благодаря чему никто из ее членов не пострадал. В нем обвалилась крыша, и Александр III, имевший мощное телосложение, удерживал ее своими плечами.

По случаю чудесного спасения императорской семьи во многих селах и городах возводили часовни, церкви. Княжеская семья Святополк-Четвертинских приняла решение приурочить к этому событию организацию монашеской общины. В 1890 году был учрежден ее штат, ей было дано название Князь-Владимирской – его княгиня Вера Борисовна дала в честь своего к тому моменту уже усопшего брата Владимира Борисовича. Уже в 1891 году община вошла в статус монастыря.

Княгиня Святополк-Четвертинская стала не только основательницей обители, но и ее настоятельницей. Она проявляла всяческую заботу как к сестрам монастыря, так и к жителям близлежащих населенных пунктов. Княгиня организовывала лечение больных, а крестьяне ежемесячно получали от нее денежные пособия. Сестры Веры Борисовны – Шаховская Н. Б. и Трубецкая Н. Б. преподнесли обители дар в виде иконостаса, выполненного из красного дерева. Сестры настоятельницы общины были частыми гостьями в обители и усадьбе.

Княгиня В. Б. Святополк-Четвертинская была настоятельницей монастыря до 1893 года. Спустя год ее не стало в живых, а захоронили ее в родовом склепе при созданном ее семьей храме, где она почивала вместе со своими усопшими родителями и братьями.

С 1893 года в Князе-Владимирской женской обители настоятельницей была монахиня Анастасия (в миру Елена Астапова), которая приняла сан игуменьи в 1901 году. Родилась Анастасия в семье купцов в 1833 году. С 1876 года она была учреждена в сестры Борисо-Глебской Аносиной обители. В 1879 году Анастасия была острижена в монахини, а спустя несколько месяцев ее перевели в Московский Ивановский монастырь. С 1885 по 1888 гг. Елена Астапова была помощницей казначеи в Московском Вознесенском монастыре. С 1888 года она пребывала в Казанско-Головинском монастыре.

В 1894 году в нижнем престоле храма был устроен новый иконостас, а саму церковь освятили после произведенного в ней ремонта.

В 1894 году работниками прядильно-ткацкой Даниловской мануфактуры обители были подарены новые одежды, хоругви, церковная утварь, жертвенник, которые были приобретены на собранные предприятием средства. В этом же году, но немногим позже, рабочими этой же фабрики обители была подарена большая икона Божией Матери Млекопитательницы, а также 2 хоругви и еще 20 образов.

В конце 19 столетия работники мануфактуры не единожды совершали паломничество в монастырь, принося новые дары.

В 20-х гг. 20 столетия монастырь был закрыт, но проживавшие в нем монахини оставались при церквях вплоть до 30-х гг. прошлого столетия. В это время соборы закрыли, а их помещения были отданы под нужды сельского хозяйства. Корпус, в котором располагались сестринские кельи, был отдан под жилые помещения для мирских. Деревянные строения были разрушены.

Предалась уничтожению и княжеская родовая усыпальница Святополк-Четвертинских, могилы которой были вскрыты. По окончанию войны в обители организовали психоневрологический интернат, который функционирует и до сих пор.

В 1994 году Троицкую церковь вернули верующим. В течение длительного времени после этого события монастырь продолжал представлять собой руины некогда величественных сооружений, а для богослужений приходилось использовать подклет. Тем не менее со временем здесь начали производить реставрационные работы, в храмы вернулась духовная жизнь, и множество неравнодушных людей помогли и до сих пор помогают в восстановлении соборов монастыря.

Об остальных наших путешествиях по России читай , а о всех путешествиях — .

Фотографии «Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках»

Вот какие фотографии мы сняли квадрокоптером DJI Phantom 4 Pro . С такого ракурса мало кто видел этот храм. Да и монастырь обнесён проволокой. Мы сами внутрь не полезли. Вообще, я считаю что это не то место куда можно отправляться с ребёнком. Ведь рядом находится психоневрологический интернат. Что мешать людям. Да и территория монастыря не такая большая и не приспособлена для пикников и прогулок.

(можно пройти пешком) на той же реке Ликове располагается усадьба Филимонки . Село известно с XVII века; усадьба появилась столетием позже, предположительно, при Голицыных. Потом хозяева часто менялись — одни запускали хозяйство, другие, напротив, брались за него обстоятельно.

В начале XIX века Д.В. Измайлов полностью перестроил ветхую усадьбу Филимонки , возведя не очень большой, но солидного вида ампирный особняк в два этажа. Ходили легенды, будто бы в этом особняке останавливался на ночь, покидая Москву, Наполеон; впрочем, таких легендарных, а скорее мифических «домов Наполеона» к западу от Москвы немало, и подтвердить чем-либо все эти «версии» не представляется возможным... Что говорить, красивому зданию — красивая история. Дом Измайлова получился внушительным — с массивными стенами, широкими фронтонами, мини-колоннадой в два этажа и бельведером. Выглядел он, как «вырубленный из скалы», хотя на самом деле был деревянным. В таком виде имение к середине XIX века досталось Святополк-Четвертинским.

Княжеская семья традиционно проводила в Филимонках лето. Старые усадебные постройки не переделывали, но дополняли своими. Благодаря Владимиру Борисовичу и Вере Борисовне Святополк-Четвертинским в Филимонках появилась выдающаяся церковь, а затем и монастырь.

Огромный двухэтажный храм замысловатой архитектуры начали строить в 1861 году, а закончили и освятили в 1888-м. В 1891 году, наконец, учредили Князь-Владимирскую обитель. Вера Борисовна приняла монашеский постриг и руководила монастырем до 1893 года, в нем же она была похоронена. Монахини много и щедро занимались благотворительностью, содержали докторов, лечивших людей бесплатно, раздавали пособия нуждающимся. Сестры В. Б. Святополк-Четвертинской, надо отметить, тоже пошли по стезе благотворительности: Наталья Шаховская основала общину сестер милосердия «Утоли моя печали» в Лефортове, а Надежда Трубецкая — Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами (позже, когда княгиня, спасая растратчика-сына, распродала все свое имущество, ее общество помогало и ей самой).

Троицкая церковь поражает как размерами, так и своей необычностью. Свеча колокольни видна издалека — не заметить ее просто невозможно. Определить архитектурный стиль довольно сложно — перед нами фееричная квинтэссенция эклектики, тут намешаны и византийское зодчество, и романское, и русское... при большом желании можно даже готику разглядеть.

Выглядело все это в начале XX века, надо думать, великолепно: по обеим сторонам Айковы раскинулись монастырь и усадьба — единый архитектурный ансамбль. Тяжеловесный, приземистый особняк «дворянского гнезда» на вершине холма, а напротив — прямо из низины — взметается ввысь этакая архитектурная ракета.

К сожалению, Троицкая церковь сейчас пребывает в плачевном состоянии — в советские годы монастырь превратили в психоневрологический интернат, храм лишился хозяйской руки и начал разрушаться. К концу XX века от него оставался лишь остов. Сейчас колокольня внешне отремонтирована, но сама церковь своим видом по-прежнему напоминает римский Колизей. Тем не менее, храм — действующий (насколько позволяет аварийное состояние), его возвратили верующим в 1994 году. Дом скорби, правда, никуда не делся, поэтому к церкви через его территорию пропускают (за редкими исключениями) только на время богослужения. Признаться, это довольно тяжелое ощущение: идти к храму через сумасшедший дом... Тяжелое и символичное.

А вот усадебный дом ныне вообще не существует — он сгорел дотла летом 2006 года. Непостижимым образом уцелела в огне пожара лишь колоннада первого этажа. Жалкие руины восстановлению не подлежат — можно только выстроить «реплику», но кому же это надо?.. Это ведь просто «домики», как их презрительно называют модные архитекторы современности — адепты стекла и бетона.



Похожие статьи