С чем связано название саввино сторожевского монастыря. Саввино-сторожевский ставропигиальный мужской монастырь

Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря

Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIв. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми.



Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне "безусловная" дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию "Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами". В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд "собственного" монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник "игумена земли Русской", часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, "да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи". Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в "его" монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи "выводят" 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.

Богородице-Рождественский собор честно делил радости и скорби с самой обителью, знавшей в своей истории периоды и упадка, и расцвета. Но что бы ни происходило, соборный храм всегда находился под защитой своего основателя и строителя, чему сохранились многочисленные свидетельства. При Алексее Михайловиче, часто приезжавшим сюда на богомолье, были обретены мощи преподобного Саввы Сторожевского (в 1652 году). Именно при нём в монастыре началось большое строительство, так с западной стороны Рождественского собора вырос внушительный царский дворец. Любопытно, что дворец этот соединили с соборным храмом крытым переходом, который вёл в "малую палату", где царь с семьёй обычно стоял во время богослужений. Ныне этого перехода нет. Внешний вид Рождественского собора в те годы сильно изменился - его обнесли галереей с запада и юга, а в юго-восточном углу устроили придел преподобного Саввы (1659 г.). Галерея - "вся из каменного хрусталя" (слюды), как отмечал Павел Алеппский, сопрвождавший Патриарха Антиохийского Макария в сер. 1650-х годов. Он же восхищённо писал об "удивительно блестящей позолоте" соборных куполов. В храме тогда появился новый иконостас - высокий, резной, вызолоченный. Иконы для него написали "жалованные живописцы" Оружейной палаты Яков Тихонович Рудаков и Степан Григорьевич Рязанец. В 1735 году ликвидировали древнее позакомарное покрытие собора, заменив его четырёхскатной крышей, устроили чугунный пол ("куплено в соборную церковь на пол чугунного железа 200 пудов").

В 1775 году Екатерина II почтила своим визитом "первокласный" монастырь, где присутствовала в Рождественском соборе на литургии, которую служил сам митрополит Платон (Левшин), после изволила обедать и отдыхать в настоятельских покоях ("Царицыны палаты"). После чего отбыла в Москву. По общему "настроению" монастырский ХIХ век ничем бы не отличался от ХVIII столетия, если бы не пребывания в монастыре французов в 1812 году. Ещё в августе, в ожидании французских "гостей", из обители вывезли самые ценные вещи и реликвии, но многое осталось на месте - и французы устроили форменный грабёж. Впрочем, это не удивительно, так как они поступали во всех русских монастырях; удивительное и любопытное заключается в другом: в том, что грабёж этот коснулся всех монастырских зданий, за исключением одного - именно Рождественского собора. Свой храм спас его святой строитель, преподобный Савва, явившись ночевавшему в царском дворце предводителю французов Евгению де Богарне и пообещав ему, что он вернётся во Францию живым, после того как войска покинут Россию, в обмен на то, что тот не тронет собор. После этого ошеломлённый Богарне выставил возле соборного храма охрану, запретив солдатам входить в него.

Одно из важнейших событий ХIХ века - замена в 1847 году сени над ракой преподобного Саввы на новую, бронзовую с накладным серебром, и установление в связи с этим местного праздника 17 (30) июля в честь перенесения мощей святого. В это время собор обзаводится каменным крыльцом с шатровым верхом. В 1870-е годы в нём устроили духовое отопление, проложив в полах обложенные кирпичом калориферные керамические трубы. Последняя перед революционным погромом реставрация в храме шла в 1912-1913 годах. Палехские мастера поновили росписи и промыли иконы иконостаса ХVII века. В ходе предпринятой реконструкции отказались от чугунного пола, выложив его метлахской плиткой. В марте 1919 года красноармейцы с местными властями совершили кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы. В апреле 1919 года святые мощи основателя Саввинской обители увезли на Лубянку. С этого и началось разграбление монастыря, окончательно закрытого в июле 1919 года.

Показательный факт: в 1923 году решётку, стоявшую перед иконостасом Рождественского собора, сняли и приспособили для ограждения памятника Карлу Марсу. В обители беспрестанно менялись хозяева: беспризорники, представители карательных органов, военные, медики, музейщики... Для Рождественского собора эта советская чехарда закончилась в 1947 году, когда храм передали Звенигородскому музею. Закрепление за собором музейного статуса позволило начать в нём научную реставрацию. С конца 1950-х годов реставрировались созданные в ХVII веке храмовые фрески и иконы иконостаса. Второй этап этих работ относится уже к 1970-м годам. Одновременно, в 1971-1973 годах, собору вернули первоначальный облик - купол храма засверкал позолотой, было восстановлено позакомарное покрытие. Новые времена принесли новые веяния. В июле 1990 года состоялось малое освящение Рождественского собора. В стенах храма (ещё музейного!) вновь зазвучала молитва; впервые более чем 70-летнего перерыва в соборе отслужили литургию. В августе 1998 года, когда широко праздновалось 600-летие Саввино-Сторожевского монастыря, преподобный Савва вернулся своими мощами в родную обитель. Ковчег с мощами положили в возобновлённую раку, а праздничное богослужение тогда возглавил Патриарх Алексий Второй.



Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря относится к так называемому "раннемосковскому зодчеству". Выясняя генеалогию этого храма, искусствоведы обычно сравнивают его с двумя церквами - более ранним звенигородским Успенским собором на Городке и Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры. Все эти храмы выстроены князем Юрием Звенигородским, все они типологически близки, хотя при ближайшем рассмотрении выясняются и некоторые отличия. Если говорить о близости, то следует назвать три характерные особенности для "раннемосковского зодчества".

Вот цитата архитектора-искусствоведа Д.Ю. Палкина: "...во-первых, необязательность соответствия внутренних и внешних членений, или "система смещённых соотвтствий", во-вторых, это применение ступенчатых арок, подчёркивающих вертикальную динамику, и, в-третьих, это типично московское завершение посредством двух или более ярусов закомар". В Рождественском соборе, в отличие от упомянутых Успенского и Троицкого соборов, мы видим полное соответствие внешних и внутренних членений. С другой стороны, если в Успенском соборе на Городке наблюдается вертикальное устремление объёма, то в двух монастырских храмах налицо своеобразная горизонтальная динамика - они, благодаря выбранным пропорциям основного объёма, как бы слегка оседают на землю. Характерно в этом смысле устроение апсидных лопаток - в Рождественском соборе они "обрываются" на уровне среднего уровня трёхрядного фриза, словно "запрещая" наметившийся рост. Собственно, и ощущения от всех трёх храмов - несмотря на их очевидную близость - различны: в этом смысле Рождественский собор выглядит более уютным, камерным, простым и ясным, но это та простота, которая очевидным образом устремляется к "золотому сечению". В сечении основной объём является почти квадратом (14,4 Х 14,5 м). Храм стоит на довольно высоком подклете - высотой около полутора метров. Северный и южный фасады ассиметричны: боковые их деления имеют неодинаковую ширину (западные шире восточных).

Большую роль в создании образа храмов "ранней Москвы" играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя своё выражение в нескольких декоративных поясах, но тут мы видим парадокс - эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая "навязчивость" декорировки, например барочных церквей позднейшей эпохи. "Фасадный" фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и програмность - такой фриз легче повторять в других храмовых постройках. Переход от основного объёма к барабану осуществляется с помощью трёх рядов характерных килевидных кокошников (закомары в виде кокошников). Вероятнее всего, они должны были сформировать вертикальный "вектор" храма, но странным образом этого не произошло - основной объём собора всё равно остаётся "приземистым". На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей. Как уже было сказано, что основной тип "раннемосковского зодчества" - это одноглавый четырёхстолпный храм. В данном случае глава опирается на световой барабан с высокими узкими окнами-бойницами, украшенный трёхрядным декоративным поясом. Этот пояс совпадает по исполнению с фризом, идущим в верхней части апсид, за исключением нижнего ряда, где на барабане появились сплетенные пучки растений. Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует "приземистость" постройки. Характерная особенность апсид - лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток.

Пристройки "обросли" храм в середине ХVII века, при царе Алексее Михайловиче. Они в отличие от основного здания, построенного из белого камня, возводились из кирпича. В юго-восточном углу - придел преподобного Саввы Сторожевского, стилистически стремящийся подражать основной постройке. С юга и запада - галерея, причём южная её часть надстроена вторым этажом - туда некогда вёл крытый переход из дворца Алексея Михайловича; позже это помещение занимала ризница. Внутреннее пространство Рождественского собора наследует устройству Успенского собора на Городке. Так же, как и на Городке, четыре столпа здесь заметно сдвинуты к стенам - с целью максимально увеличить ширину центральных нефов. Впрочем, есть и отличия. Во-первых фасадное членение лопатками строго соответствует расположению пилонов, которые в плане стали квадратными, а не крестчатыми (как в Успенском соборе), и более "тонкими". Кроме того, исчезли хоры. Вообще, в соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря заметно стремление к некоторой зальности. "Некоторой", потому что это конечно, не классическая зальность, характерная для позднейших храмов, а лишь её "призвук" но этот "призвук" сообщает Рождественскому собору очень приятные камерность и уютность. Изначально в храме не имелось иконостаса; его роль, как в древних церквах, исполняла алтарная преграда, которая в 1913 году, при очередной реставрации, помогла ответить на вопрос, был ли как-то украшен только что построенный собор. Дело в том, что именно на алтарной преграде реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся, скорее всего, к началу ХV века, то есть ко времени строительства Рождественского собора. Искусствоведческий анализ открытых и позже реставрированных фресок показал, что они созданы мастерами круга преподобного Андрея Рублёва, который, как известно, в ту пору работал в Звенигороде.

В 1430-х годах в храме появился иконостас "от стены до стены", закрывший алтарную преграду. Следующая кардинальная реконструкция интерьера состоялась в середине ХVI столетия - видимо, по желанию царя Алексея Михайловича, благоволившего Саввиной обители; именно тогда храм приобрёл "примерно" современный вид. В частности, собор был полностью расписан артелью под руководством иконописца Степана Григорьевича Рязанца и каменщика Карпа Тимофеева. В артель входили 29 царских жалованных и кормовых мастеров, известных ныне поимённо. Был установлен и сохранившийся до наших дней пятиярусный иконостас, закрывший восточные столпы. Иконы для верхних четырёх рядов исполнили тот же Степан Рязанец, а также Яков Тихонович Рудаков, прозываемый Казанцем. В нижний ряд поместили разновременные образа, некоторые из которых, возможно, были современны самому собору. Впоследствии в храме появились новые росписи: в ХVIII столетии, в 1835 и 1913 годах. Начиная с 1960-х годов росписи Рождественского собора неоднократно реставрировались. Сохранившиеся иконы иконостаса с 1960-х годов хранились в Звенигородском музее (утрачеными оказались лишь образа местного чина, а также убранство нижнего яруса иконостаса и царские врата). В 1998 году, к 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, они вернулись на своё законное место.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №132, 2015 г.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Книга Скит преподобного Саввы
  • Саввино-Сторожевский монастырь

    Адрес Саввино-Сторожевского монастыря: Московская область, г. Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь.
    Обращаю внимание - никакого другого почтового адреса у монастыря нет - даже на официальном сайте www.savvastor.ru . Монастырь находится на окраине Звенигорода, и найти его можно, только руководствуясь схемой проезда - например, вот этой.
    Как проехать к Саввино-Сторожевскому монастырю на общественном транспорте: с Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23, 51 до остановки «Монастырь».
    Автобусом от ст. метро Кунцево до города Звенигорода, далее автобусом № 23, 51 до остановки «Монастырь».
    Расписания автобусов - в полезных ссылках.
    Как проехать к Саввино-Сторожевскому монастырю на автомобиле: по Минскому или Новорижскому шоссе.
    Фотоальбом Саввино-Сторожевского мужского монастыря.
    Рассказ о поездке в Звенигород к Саввино-Сторожевскому монастырю.
    Саввино-Сторожевский монастырь: http://www.savvastor.ru/
    Посмотреть на карте яндекса:

    Во время правления царя Алексея Михайловича обитель преподобного Саввы становится Лаврой, а его настоятели - архимандритами. Монастырь становится «собственным государевым богомольем» и управляется непосредственно Тайным приказом - личной царской канцелярией.

    1656 год - приезд в монастырь Антиохийского Патриарха Макария - одного из Вселенских Патриархов.

    1667–1668 гг. - в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов государев колокольный мастер Александр Григорьев отливает самый большой монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн) прямо на территории обители около Звонницы. Колокол обладал необычайно красивым густым и мелодичным звоном, по преданию, был слышан даже в Москве. На Звоннице появляется еще одна башенка для часового колокола, вывезенного царем из Смоленска и подаренного обители.


    Вид от Рождественского собора на звонницу.

    1674 год - царь Алексей Михайлович сравнял по значению Саввин монастырь с Троице-Сергиевой обителью.

    1680 год - царь Федор Алексеевич исполняет предсмертную волю отца и сопровождает в монастырь изготовленную по заказу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной палаты серебряную раку для мощей преподобного Саввы. Монастырь при царе Федоре Алексеевиче называется «комнатным государевым» и «первостатейным».

    1682 год - во время стрелецкого бунта царица Наталья Кирилловна с царевичами Петром и Иоанном Алексеевичами и царевной Софьей Алексеевной две недели укрывались в обители. При царях Петре и Иоанне Алексеевичах монастырь подведомственен Монастырской Государевой Палате.


    Порталы дверей Рождественского собора.

    Узоры портала дверей Рождественского собора.

    1693 год, 29–30 мая - обитель посетил 17-летний Петр I и даже отметил здесь свой день рожденья. У монастырских стен был устроен потешный бой.

    1693 год - освящена теплая каменная церковь Преображения Господня, пристроенная к монастырской Трапезной (при царе Алексее Михайловиче на этом месте была деревянная церковь св. равноап. кн. Владимира). Средства на строительство были даны царевной Софьей Алексеевной в память своего спасения во время стрелецкого бунта 1682 года, т.н. «Хованщины». Тогда же в храм был перенесен старый иконостас из Рождественского собора. По преданию, это был «Рублевский иконостас ».


    Дворец царя Алексея Михайловича.

    Резное крыльцо дворца царя Алексея Михайловича.

    1699 год - после подавления стрелецкого бунта 100 мятежных стрельцов в строжайших условиях содержались в обители (предположительно, в подклете Царицыных палат). «Держать их в том монастыре в тюрьмах скованных и связанных и на тюрьмы очистить им кельи и никого к ним не подпускать и чернил и бумаги давать им не велеть».

    1700 год - царь Петр Алексеевич перевел все дела Саввина монастыря и приписных к нему монастырей в ведение Посольского Приказа. По духовным делам монастырь непосредственно подчинялся сначала Митрополитам, потом Патриархам. По учреждении Синода монастырь перешел в непосредственное его ведение.

    1713 год - на помин души царевны Софьи Алексеевны в обитель дано толковое Евангелие 1698 года.

    В 1721–1775 годах монастырь является ставропигиальным, подчиняется непосредственно Святейшему Синоду.


    Галереи монастырских стен.

    Галереи монастырских стен.

    В 1729 год у обитель посетила царица Евдокия Феодоровна, первая супруга Петра I , примерно в то же время - герцогиня Мекленбургская Екатерина Иоанновна, сестра будущей императрицы Анны Иоанновны.

    1740 год - посещение монастыря императрицей Елизаветой Петровной.

    1742 год - сгорает второй деревянный этаж Дворца царя Алексея Михайловича и возобновляется в кирпиче по совершенно новым, на западный манер, строительным приемам - анфиладой залов.

    1743 год - монастырь передан в управление Московскому архиепископу Иосифу Волочанскому.


    На территории монастыря.

    1749 год - посещение монастыря императрицей Елизаветой Петровной.

    1762 год - посещение монастыря императрицей Екатериной II Алексеевной.

    1764 год - при разделении монастырей на три класса Саввин монастырь отнесен к числу первоклассных ставропигиальных монастырей со штатом в 33 монаха.

    В 1775–1799 годах монастырь управляется архиепископом Московским (впоследствии митрополитом).

    1775 год - посещение монастыря императрицей Екатериной II Алексеевной.

    1778 год - пленившись красотой монастыря и его живописными окрестностями, Екатерина II решает отремонтировать пришедшую в ветхость обитель и заказывает французскому архитектору Леграну проект загородного дворца на территории монастыря. Согласно проекту, должны были быть снесены восточная стена, Красная башня, Сергиевская (Троицкая) церковь и Царицыны палаты. Проект Екатерине, видимо, не понравился, и она изменила свое решение строить здесь загородный дворец. Вместо этого в монастыре в это время были проделаны многие ремонтные работы.


    Надпись на ограждении: "алтарная часть храма прп. Иоанна Лествичника , не подниматься и не заходить за ограждение".

    Деревянные шатры крепостных башен заменяются на металлические, построенные в барочном стиле. Позакомарное покрытие Рождественского собора заменяется на плоское, четырехскатное. Верх стен собора расписывается, стенописи поновляются. Над центральной частью Царицыных палат строится второй деревянный этаж - «Архиерейские покои». Северная часть Дворца царя Алексея Михайловича и западная башня «Больничная» разбираются за ветхостью. Разбирается западная часть Братского корпуса, и на ее месте строится Малый келейный корпус.

    1781 год - над ракой с мощами прп. Саввы Сторожевского была установлена деревянная сень на средства графа Н.В. Шереметева.

    1782 год - разбираются Больничные палаты с церковью св. Иоанна Лествичника. Над Братским корпусом надстраивается второй этаж. Фасады всех зданий, выходящие на Парадный двор, декорируются в псевдорусском стиле.

    1799–1919 годы - настоятелями монастыря являются епископы Дмитровские (позже Можайские), которые были викариями (ближайшими помощниками) Митрополита Московского.

    1800-е гг. - дворец царя Алексея Михайловича по проекту архитектора Борисова перестраивается под Духовное училище.

    1806 год - обрушились своды Трапезной палаты XVII века, здание перестраивается и приспосабливается под нужды Духовного училища.

    В 1807 году к Сергиевской (Троицкой) церкви пристраивается Казанская трапезная над фамильным склепом Шереметевых.

    1812 год, август–сентябрь - Вице-король Италии, наследный принц, пасынок Наполеона Евгений Богарне останавливается во Дворце царя Алексея Михайловича и в первую же ночь, по преданию, явился ему преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, если тот оградит собор от расхищения французскими солдатами, а также (согласно семейному преданию) предрек принцу, что его дети будут жить в России. Богарне исполнил просьбу святого старца и единственным из Наполеоновских военачальников остался жив и даже не ранен и прожил долгую и счастливую жизнь.

    1825 год - Сергиевская церковь переосвящается во имя Живоначальной Троицы, а Троицкая церковь на Звоннице - во имя преподобного Сергия Радонежского.


    Угловая башня, в которой обустроена гостевая трапезная для гостей монастыря.

    В 1830-е годы начато строительство монастырских гостиниц за Северными вратами обители.

    1837 год - ходе путешествия по России обитель посещает наследник престола цесаревич Александр Николаевич.

    1839 год - в монастырь приезжает сын принца Евгения Богарне герцог Максимилиан Лейхтенбергский с императором Николаем I и его дочерью Марией Николаевной. В том же году герцог принимает православие, женится на Марии Николаевне и остается жить в России.

    1841 год - в монастырь приезжает наследник престола цесаревич Александр Николаевич с супругой Марией Александровной.

    1847 год - по воле Николая I из государственной казны на благоустройство монастыря выдано 100 000 руб., а цесаревичем Александром Николаевичем на устройство сени над ракой преподобного Саввы пожаловано 300 руб.

    1862 год - на средства купца I-й гильдии, почетного гражданина Звенигорода Павла Григорьевича Цурикова и усердием наместника обители в километре от монастыря устраивается Саввинский скит. Над пещерой - местом покаяния и молитвенных подвигов преподобного Саввы - строится каменная церковь во имя Преподобного и кельи для четырех монахов, огороженные стеной с тремя башенками.

    23 августа - второе обретение и перенесение святых мощей из Московского Свято-Данилова монастыря в Савино-Сторожевскую обитель в 1998 году.

    8 октября (25 сентября по старому стилю) и 18 июля (5 июля по старому стилю) преподобного Сергия Радонежского

    12 апреля (30 марта по старому стилю) и 4-я неделя Великого поста - преподобного Иоанна Лествичника (не сохранившийся больничный храм).

    Скит преподобного Саввы.

    Преподобный Савва для молитвенных подвигов и молитвенного общения с Господом часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Там на склоне горы под сенью густого леса он ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных. Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками.

    В 1860 - начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского , а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквами, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками.

    Возникновение Скита произошло благодаря желанию и усердию нескольких людей: святителя Филарета (Дроздова) , митрополита Московского, настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Средства на устройство Скита и его содержание были пожертвованы П.Г. Цуриковым.

    Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, введение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова). Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Особое отношение к общежительным монастырям разделял викарий митрополита епископ Леонид.

    Основная заслуга практического воплощения идеи Cкита принадлежит наместнику монастыря (с 1856 по 1887 г.) отцу Галактиону.

    Скит прп. Саввы посещали царствующие особы: император Александр II, императрица Мария Александровна, а также Великие князья. Особым усердием к монастырю и Скиту отличался Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор.

    Церковь преподобного Саввы, выстроенная из кирпича и белого камня «под колоколы», является прекрасным образцом возрождения в XIX в. традиций древнерусской архитектуры. В интерьере храма был резной иконостас , исполненный из разных пород дерева - розового, орехового и сибирской березы. Храм был освящен митрополитом Филаретом 2 сентября 1862 г. Кроме того, в Скиту была церковь во имя святителя Николая Чудотворца , находившаяся на втором этаже сохранившегося двухэтажного каменного корпуса. В обоих храмах особо почитались иконы прп. Саввы Сторожевского. Особенно торжественной была служба в Скиту в конце августа 1889 г., когда туда был принесен из Троице-Сергиевой лавры чудотворный образ прп. Сергия Радонежского.

    По уставу, как монахи общежительных обителей, братия Саввинского скита получала все необходимое от монастыря, у нее не было права собственности, монашеские обеты исполнялись очень строго. Так, утреннее богослужение начиналось всегда в 2 часа ночи, литургия в 8 часов утра, вечерня в 3 часа и затем следовало чтение правил.

    К старцам в Cкит часто приходили люди, искавшие духовного совета: «Здесь, среди полной тишины, живут ревнители подвижничества. Впрочем, и сюда нередко приходят богомольцы; иные из них со слезами просят совета и утешения от опытных в духовной жизни людей». Старец Cкита схимонах Илия был духовником Звенигородской Аносиной Борисоглебской обители. В скитах жили в основном монахи-схимники, принявшие на себя высшие иноческие обеты - неустанно молиться за весь мир.

    Скит имел свою усадьбу, которая обслуживалась руками монахов. Скитские иноки изготовляли различные изделия - плели коврики, вырезали деревянные ложки.

    Архитектурный ансамбль Скита окончательно сложился к началу XX века. Он представлял собой десятки зданий, в том числе - отдельно стоящие деревянные на каменных фундаментах постройки, такие, как келья благочинного, кельи братии и рухлядная, трапезная, кухня, каменная одноэтажная баня.

    Саввинский скит сильно пострадал в советское время, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория.

    К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера Преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы , сооружена купальня. На территории Скита монастырь, который является общежительным, осуществляет хозяйственную деятельность: здесь находится монастырский огород, скотный двор и другие службы.

    Будучи как-то летом на даче в Одинцовском районе, решили мы обследовать окрестности. И выбрали мы в качестве пункта осмотра Саввино-Сторожевский монастырь.
    Он находится недалеко от Звенигорода. Основан монастырь был в 1398 году учеником Сергия Радонежского монахом Саввой. Монастырь расположен в очень красивом месте, на высоком холме Стороже (ранее на этом холме был наблюдательный пункт - сторож,-от него холм и получил своё название), над Москвой- рекой. Инициатором создания этой обители был сын Дмитрия Донского- звенигородский князь Юрий Дмитриевич.
    Первые постройки - деревянная церковь и кельи - были обнесены простым тыном. Князь предоставил монастырю землю, даровал ряд привилегий.

    В 1405 году в монастыре был построен белокаменный храм Рождества пресвятой Богородицы. Расписывали этот храм ученики Андрея Рублева. Вплоть до середины 17 века Саввино-Сторожевский монастырь был слабо укреплен. Все его защитные сооружения были деревянные. Но он всё равно был военным форпостом на западе Московского государства. Стены и башни монастыря по типу крепостных стен были построены в середине 17 века. Стены возводили на широком белокаменном основании. Высота стен - до 8,5 м. Толщина стен -до 2,7 м. Общая протяженность стен - 760 м. Было изначально 7 башен, осталось 6.
    Вот план монастыря:

    На плане:
    1- Собор Рождества Богородицы
    2- Дворец царя Алексея Михайловича
    3- Малый келейный корпус
    4- Большой братский корпус
    5- Царицыны палаты
    6- Троицкая церковь
    7- Трапезная церковь Иконы Казанской Богоматери
    8- Колокольня- звонница
    9- Церковь Преображения Господня
    10- Трапезная
    11- Казначейский корпус
    12- Стрелецкие палаты

    Мы подошли к монастырю со стороны Красной башни. В башне - Святые ворота. Они были закрыты. Открывают их только по торжественным случаям, по большим праздникам.

    Над воротами - фреска с изображением Богоматери и преподобными Сергием Радонежским и Саввой Сторожевским.

    Полюбовавшись на эту красоту, пошли вдоль стены. Не просто пошли, а взбирались вверх по узкой тропинке. Перед нами новая башня - Северная.

    В монастырь мы вошли через северные проездные ворота

    Т.к. монастырь мужской действующий, при входе на территорию необходимо соблюдать определенные правила - женщины должны быть с покрытой головой и в юбке. Мы-то поехали в монастырь незапланированно, поэтому пришлось мне приобрести платок, а юбки с запахом при входе выдавали. Видон, конечно, ещё тот - цветастая юбка, из-под неё - брюки выглядывают. Но правила есть правила, правда, на территории встречались дамы, которые плевать на них хотели. Очень неприятно - в святом месте можно было бы и прислушаться.
    И вот мы на территории. Очень красиво! Взгяд притягивают не только храмы, но и клумбы с ромашками и маками.


    Пройдя мимо цветов, подходим к трапезной.

    Напротив - беседка.

    За беседкой хорошо просматриваются боевые ходы крепости.

    По-моему, именно сейчас уместно будет рассказать, что в начале 17 века, в годы Смуты, монастырь осаждался поляками, и был полностью разорен. Заново отстроен в 1650-1654 гг царем Алексеем Михайловичем Романовым. Этот государь очень благоволил обители. Он хотел противопоставить этот монастырь Троице-Сергиевой Лавре, хотел сделать его местом личного богомолья. Вместе с семьей и прислугой царь Алексей Михайлович жил здесь часто и подолгу. Для государя и государыни в монастыре построили Царский дворец и Царицыны палаты. О них немного попозже. А пока мы рядом с трапезной видим Преображенскую церковь. Она была построена в 1693 г на пожертвования царевны Софьи (дочери Алексея Михайловича).

    К этой церкви примыкает четырехярусная колокольня, построенная тоже в середине 17 века.

    На колокольне раньше находился колокол весом 35 тонн и часы, подаренные царем Алексеем Михайловичем. В 1941 г пытались снять со звонницы этот самый благозвучный колокол и он разбился. Сохранилась часть языка колокола, которая весит 700 кг.

    Часы, подарок царя, были сломаны французами в 1812году, но колокол 17 века, отбивавший часы, сохранился и до сих пор "занимается" своим делом.

    И вот перед нами храм Рождества Пресвятой Богородицы (1404-1405 гг).Храм стоит на самой высокой точке холма. Строили его из местного белого камня.

    В конце 16- начале 17 вв к храму пристроили придел Саввы Сторожевского, в середине 17 века собор с двух сторон обстроили папертью, в середине 19 века пристроили парадное крыльцо. Получается, что только северный фасад остался незастроенным. Вот он на фото слева

    Царский дворец и Царицыны палаты расположены по обе стороны Рождественского собора. Царицыны палаты очень красивы. Построили их для первой жены Алексея Михайловича, Марии Милославской.

    особенно красиво крыльцо этих палат (крыльцо подлинное!!!)

    Смотришь на него и такое ощущение, что ты перенесена в средние века, что ещё мгновение и на крыльцо в своих роскошных одеждах выйдет царица.

    Царский дворец гораздо больше по размерам.

    Из-за неровности холма дворец с одной стороны двухэтажный, с другой- трехэтажный.

    Изначально он был одно-и двухэтажный, надстраивали уже во времена царицы Софьи. Были наружные лестницы на верхние этажи, они сгорели в 1729 г. Крылечки деревянные - новодел.

    Что сказать про Царский дворец - внутри мы не были (честно говоря, даже не знаю открыт ли туда вход), мы были вместе с детьми и наш младшенький в силу возраста не оценил этой красоты и рвался на свободу. Вот что о нем нашла в Интернете - в 1742 году второй этаж сгорел и только через 33 года его заново отстроили. Богатое внутреннее убранство было частично утрачено во время этого пожара, а то, что сохранилось, разграбили французы в 1812 году.
    А вот в Царицыных палатах мы были. Залы небольшие, со сводчатыми потолками, расположены анфиладой. В части помещений проведена реставрация и можно увидеть, как жила здесь царица и её прислуга. В остальных помещениях размещена экспозиция "Древний Звенигород", выставлены иконы, археологические находки, монеты, старинные книги, предметы обихода, утварь...

    Рядом с Царицыными палатами очень красивая Троицкая церковь, построенная над Святыми воротами

    Под церковью- парадная лестница, которая выходит на Соборную площадь. Посмотрите, как расписан свод прохода под Троицкой церковью

    А вот фрагменты росписи стен

    Надеюсь, что роспись в итоге будет восстановлена полностью.

    Очень жалею, что я не сделала такой кадр. Фото с сайта mochaloff.ru

    Вот что про это написано в Интернете:
    Оригинальный прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогий в древнерусском зодчестве.

    Практически напротив этой лестницы мы увидели фундаменты старой трапезной и Святых ворот (начало 16 в.)


    В зарешеченное окно мои мальчики, конечно же, заглянули. И чуть ли не в один голос: "Это подземный ход???" Не знаю, не знаю....Может быть, хотя думается мне, что это просто подвальное окно.

    И снова прошли мы мимо Царицыных палат, любуясь великолепным крыльцом. Перед нами братские корпуса.

    и малый келейный корпус

    В семнадцатом веке в монастыре был один большой одноэтажный Братский корпус. В девятнадцатом столетии всю западную половину здания разобрали и построили Малый келейный корпус, а над восточной частью возвели второй этаж, где, кроме помещений для братии, находились больница, аптека и братская богодельня.

    Вот и посмотрели всю территорию и постройки монастыря. Но не забыли мы, что это ещё и крепость. Вот такую бойницу мне удалось сфотографировать.

    А выйдя из ворот, мы решили обойти весь монастырь кругом, рассмотреть все башни и стены.
    Красную и Северную башни я вам уже показывала.
    Выходим из ворот, и слева от нас Водовзводная башня.

    Рядом с ней смотровая площадка. Вид на окрестности изумительный!

    Здесь, на смотровой площадке, растет огромное дерево, рядом скамейка. Близость монастыря, природная красота располагают к приобщению к духовному.


    Идем по тропинке вдоль западной стены монастыря

    Над стеной виднеется крыша Царского дворца. Справа от нас - резкий склон холма, заросший деревьями и кустарниками.
    И вот перед нами Житная башня.

    и малый келейный корпус

    Архангел на крыше

    Следующая башня - Прямоугольная.

    а за ней- Восточная.

    По узкой тропинке,ведущей от Восточной башни,

    мы снова вышли к Красной башне, от которой мы и начали осмотр монастыря.

    Ещё хочу вам показать памятник князю Юрию Звенигородскому и Преподобному Савве Сторожевскому. Установлен он в самом Звенигороде.

    А напоследок - Саввино-Сторожевский монастырь с высоты птичего полета. Классно, не правда ли???

    Фото не моё, летать я ещё не научилась

    Паломническая служба

    Паломническая служба Саввино-Сторожевского монастыря организует экскурсии по территории обители с рассказом об эпохе, в которую жил преподобный Савва, его житии, истории основанного им монастыря, святынях, находящихся здесь. Православные историки ответят не только на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и всего, что связано с монашеством и православным образом жизни.

    Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника.
    Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону +7 903 274 01 21 или по электронной почте [email protected]

    Маршрут № 1

    Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу и восточное прясло крепостной стены с Красной башней.
    Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства - от раннемосковского зодчества до классицизма.

    Продолжительность экскурсии 1,5 часа.

    Маршрут № 2

    1. Городок (Звенигородский кремль). От кремля сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Построенный в конце XIV столетия, Успенский собор являет собой жемчужину раннемосковского зодчества. Церковь была расписана преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На алтарных столпах можно увидеть древние фрески.
    2. Саввино-Сторожевский монастырь (см. маршрут № 1).
    3. Скит преподобного Саввы Сторожевского.

    Продолжительность экскурсии 4 часа.

    Правила поведения на территории обители и скита:

    Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.

    Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:

    • не рекомендуется посещать обитель в пляжной и спортивной одежде (шортах, коротких юбках); женщины в брюках и с непокрытой головой должны надеть предложенные юбки и платки.
    • при входе в храм нужно осенить себя крестным знамением. Мужчинам следует снять головной убор.

    Запрещается:

    • кричать, громко разговаривать и смеяться;
    • употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб;
    • курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
    • использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприемники, магнитофоны;
    • плевать и сорить на территории монастыря;
    • входить на территорию монастыря с животными;
    • устраивать пикники;
    • ездить на велосипедах, роликовых коньках;
    • фотографировать братию монастыря и внутреннее убранство храмов.

    Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.

    Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.

    Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.

    Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

    фотогалерея


    Инспектор: иерей Георгий Тютюнджи, +7 915 121 33 3

    Помещения курсов расположены на территории монастыря в здании Дворца царя Алексея Михайловича на 2-м этаже в двух аудиториях.

    Саввинские богословские курсы были открыты по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году.

    Структура курсов позволяет проходить всё обучение за три года, по три урока трижды в неделю в вечернее время с 18.00 до 20.25. Занятия начинаются в первой половине октября и продолжаются до конца мая. В течение 14 дней экзаменационной сессии учащиеся готовятся и сдают экзамены.

    Учащиеся, успешно сдавшие экзамены и закончившие 3-й курс, в последнюю субботу мая после богослужения получают дипломы об окончании курсов.

    На «Саввинских» курсах обучаются как прихожане различных храмов Москвы и Подмосковья, а так же монастырских Подворий так и насельники Саввино-Сторожевского монастыря.

    Преподаватели:

      Иерей Георгий Тютюнджи

      Иеродиакон Спиридон (Салтыков)

      Андрей Владимирович Шорохов

      Анастасия Мухамедовна Шорохова

      Александр Анатольевич Малышев

      Георгий Васильевич Пушкашу

    Учащимся преподаются следующие дисциплины:

    Первый курс:

      Священное писание Ветхого Завета (преп. Малышев А.А.)

      Катехизис (преп. Малышев А.А.)

      Общецерковная история (Шорохов А.В.)

      Литургика (преп. иерод. Спиридон Салтыков)

      Церковное искусство (2-й семестр) (преп. Шорохова А.М.)

    Второй курс:

      Священное писание Нового Завета (преп. Малышев А.А.)

      История Русской Церкви (Шорохов А.В.)

      Догматическое богословие (Шорохов А.В.)

      Основное богословие (2-й семестр) (преп. иер. Георгий Тютюнджи)

      Нравственное богословие (2-й семестр) (Шорохов А.В.)

      Практикум церковно-славянского языка (2-й семестр) (преп. Георгий Пушкашу)

    Третий курс:

      Христианская антропология (преп. Шорохов А.В.)

      Христианство и классическая Литература (преп. Пушкашу Г.)

      Пророческие места ВЗ (преп. Малышев А.А.)

    Образовательная деятельность монастыря не ограничивается «Саввинскими» курсами.

    Для получения необходимой для расширения кругозора учащихся и насельников монастыря информации приглашаются лекторы-преподаватели

    Православных высших учебных учреждений, учёные-исследователи в области богословия, истории Государства и Церкви и общественных наук.

    Пятеро преподавателей имеют высшее образование; преподаватель Литургики из числа братии монастыря - иеродиакон Спиридон (Салтыков), регент монастырского хора, учащийся Сретенской семинарии; преподаватель Основного богословия-настоятель монастырского подворья при храме Живоначальной Троицы в с. Ершово Одинцовского р-на Московской обл. иерей Георгий Тютюнджи, выпускник МДС.

    В 2015 году выпускной экзамен сдало 11 человек.

    Сейчас на 1-м курсе проходят обучение 19 человек; на 2-м курсе 5 человек, на 3-м курсе семь человек. Кроме этих учащихся, посещающих курсы согласно списку зачисленных официально, 4 вольнослушателей слушают лекции по собственному выбору.

    Возраст более чем половины учащихся курсов-в пределах 40-55 лет; остальные моложе.

    Образовательная деятельность монастыря не ограничивается «Саввинскими курсами».

    С лекциями об истории Русской Православной Церкви, из истории церковного искусства и истории Российского государства приезжают известные историки и искусствоведы. Лекции проводятся по приглашению инспекции курсов. Вход свободный, как для братии монастыря, так и для прихожан.

    фотогалерея

    Социально-реабилитационный центр «Детский приют Саввино-Сторожевского монастыря».


    3 апреля 2000 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на создание при Саввино-Сторожевском монастыре Православного Детского приюта милосердия для мальчиков-сирот. Было разработано Положение о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря», согласовано с главой администрации г. Звенигорода и 30 марта 2001г. утверждено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

    Первые воспитанники поступили в Приют, располагавшийся в одном из монастырских строений (корпус №16), в марте 2002г. К концу 2002г. их количество составляло 14 человек.

    Основное здание Приюта (бывшее здание детского сада, переданное монастырю Администрацией Одинцовского района), общей площадью 1000 м2, расположенное по адресу: г. Звенигород, Верхний Посад, Лапинский переулок, д. 27, было открыто после капитального ремонта в августе 2003 г. Туда постепенно были переведены все воспитанники, количество которых к тому времени увеличилось до 28 человек.

    Общая площадь земельного участка, отведенного Приюту, составляет 1 га. На этой территории, помимо самого здания Приюта, находятся также хозяйственные постройки, спортивная площадка, банно-оздоровительный комплекс, гараж, дом для сотрудников.

    Курс реабилитации ребята проходят в соответствии с Положением о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря». Образование получают в Саввинской средней общеобразовательной школе. Также наши воспитанники постигают основы Православия, изучая закон Божий и церковно-славянский язык, получая духовно-пастырское окормление священнослужителей монастыря и духовника приюта, знакомясь с православными традициями, выполняя утреннее и вечернее молитвенное правило, посещая богослужения и регулярно приступая к таинствам исповеди и Причастия. Ребята участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий для насельников, сотрудников монастыря и жителей г. Звенигорода, получают трудовые и профессиональные навыки, выполняя различные работы на территории приюта, принимают участие в городских и региональных спортивных и военно-патриотических мероприятиях, регулярно совершают паломнические и экскурсионные поездки. Факультативно дети посещают кружок керамистов, участвуют в театральной студии, периодически гастролируя со своими спектаклями по округе, занимаются рукопашным боем, обучаются в иконописной мастерской. Летние каникулы ребята проводят в детском оздоровительном лагере на берегу Черного моря (Краснодарский край), а также в путешествиях по другим уголкам страны.

    За всё время существования Приют помог найти себя в этом мире и социально ориентироваться почти 150 воспитанникам. Судьбы ребят складываются по-разному, но многие из них периодически посещают Приют, с теплом вспоминая годы, проведенные в нем, а некоторые даже стали сотрудниками Приюта.

    В настоящее время в Приюте проходят реабилитацию 30 детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В основном это так называемые социальные сироты, а также ребята, оказавшиеся в асоциальной среде.

    В приюте работают 30 сотрудников монастыря (педагоги, воспитатели, медсёстры, повара, хозяйственники, водители, сторожа и др.) + 4 преподавателя факультативных занятий.

    Директор: монахиня Елизавета (Подсосникова), +7 916 302 00 57

    Духовник: иеромонах Амвросий (Быков), +7 916 500 45 71

    Телефон: +7 498 697 44 44;

    Адрес: 143180 Московская обл. г. Звенигород, Лапинский пер. 27

    Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде - один из самых красивых и значимых монастырей Москвы и Подмосковья. Краеведы утверждают, что царь Алексей Михайлович придал ему статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Для посещения туристами этот монастырь совершенно обязателен.

    Он имеет только один небольшой недостаток - пилить до него это чёрт знает куда, да и находится он не на трассе, а на бетонке между Новой Ригой и Можайкой. Расположен монастырь не в самом городе, а недалеко от него. Свернув с бетонки, надо проехать весь город по улице Московской, и в самом конце её повернуть направо, а там вдоль Москва-реки ещё два километра, пока слева не увидим вот такой указатель.

    Поднимаемся на крутую горку и видим ворота монастыря, в которые попасть на машине невозможно. Парковки здесь нет.

    Но если подняться ещё выше до вот этих зелёных церковных строений, рядом обнаружится очень удобная парковка. Оттуда до монастыря два шага.

    Основал монастырь Преподобный Савва Сторожевский, звенигородский чудотворец, один из первых учеников Сергия Радонежского. До этого около 6 лет Савва был игуменом Троице-Сергиевого монастыря.

    Святыня расположена на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода.

    Монастырь основан Саввой в 1398 году по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича, сына Дмитрия Донского. Князь с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель.

    В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). Перед наливанием его продавщица спрашивает - "А вы не за рулём?" Квас моментально вставляет, как хорошая брага.

    Сразу при входе мы видим первую вот такую экспозицию обители.

    А мы, конечно, идём сразу в церковную лавку, чтобы полакомиться, чем Бог послал, а там всего полно. Например, монастырский сбитень.

    Но горячий сбитень пить в жару не очень хочется, и я сразу заинтересовался вот этим напитком. Будучи человеком жадным, я купил сразу все виды медовухи, кроме одной, голубой, "В меру трезвой", которая оставалась в одном экземпляре на витрине.

    Зайдём в Провиантскую башню, но булки брать не будем, пока доедем, они успеют остыть и засохнуть. Кстати сказать, вот этот усатый очкарик, который мелькает уже второй раз, не имеет ко мне никакого отношения, и похож на меня, как хрен на колбасу.

    Выпечка превосходна, и её запахи висят в воздухе.

    Мы идём вверх по башенной лестнице, и видим вот такую парочку, которая многие месяцы подряд сидит и пьёт чай с баранками.

    Из Провиантской башни есть тайный выход на монастырскую стену. Дверь незаперта и мы поднимаемся наверх.

    Обойти обитель по периметру стены нельзя, везде запертые двери, но можно посмотреть на внутренний двор сверху.

    И вот мы упёрлись, а спускаться как-то надо. С этой лестницы очень легко навернуться, особенно после монастырского кваса.

    Мы идём мимо Трапезной на главную площадь. Справа остаётся вот эта часовня-беседка, построенная на фундаменте церкви преподобного Иоанна Лествичника.

    Саввино-Сторожевский монастырь занимает по посещаемости третье место в России, уступая только Троице-Сергиевой лавре и Дивеево. Хотя по значимости лично я бы поставил его сейчас на шестое место в России. Паломников тут множество, и для них везде установлены лавочки.

    Мы в сердце обители. Главный храм монастыря - белокаменный Рождественский собор, сооруженный в начале 15 века. В нём в 1407 году был погребен игумен Савва. В соборе установлена рака с его мощами, которой приходят поклониться паломники со всей России.

    Монастырь начинался с маленького деревянного храма Рождества Богороицы, при котором была обустроена келья св. Саввы. А вот на этом месте давным-давно стояла церковь Сергия Радонежского. Вот всё, что от неё осталось.

    Вот эти окошки когда-то были первым этажом храма. О, какой древностью из них тянет. По этим кирпичам ходила нога самого Ивана Грозного.

    В середине 17 века царь Алексей Михайлович выбрал этот монастырь своей подмосковной резиденцией, и велел заново его отстроить.

    Тогда же были установлены основные здания и крепостные стены, длина которых около 800 м. Руководил работами мастер Иван Шарутин. Крепость имела семь башен, из которых сохранилось пять.

    Башни монастыря имеют названия: Красная (над Святыми воротами), Житная, Водовзводная, Усовая, Больничная (почти не сохранилась).

    Красные ворота. На осыпающихся фресках изображены Сергий Радонежский и Савва Звенигородский. Между ними два ангела держат на руках Спас Нерукотворный.

    Красные ворота во времена Алексея Михайловича были главными воротами монастыря. Сейчас они открываются только по большим праздникам.

    Устроены они были достаточно хитро, чтобы входящий не видел дворцов Алексея Михайловича и царицы, а видел только главный храм и ничего лишнего.

    Как мы можем увидеть, ничего подобного в русской архитектуре больше нигде нет.

    Дворец самого Алексея Михайловича был для своего времени просто огромным и имел четыре корпуса с отдельными входами.

    Уже при царевне Софье надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж.

    Но не везде. Тут есть двери на втором этаже без лестницы. Вероятно, царь сигал вниз просто так без парашюта, каждый раз думая: "Надо, блин, всё-таки лестницу приделать".

    Царицины палаты, находящиеся напротив дворца Алексея Михайловича предназначались для визитов его первой жены Марии Ильиничны Милославской.

    Сейчас здесь находится музей, в котором проходят довольно интересные экскурсии, на которых объясняют, например, почему царице нельзя худеть.

    Оказывается, во времена Алексея Михайловича в женщинах ценилась прежде всего "дородность и обильность", и худющая "глистунья" с размерами 90-60-90 вызвала бы у самодержца одну брезгливость.

    Главный собор монастыря просто чудо искусства. Стиль этот называется "раннее московское зодчество", и таких соборов во всём Подмосковье всего четыре. Внутри он имеет фрески, расписанные мастерами круга Андрея Рублёва.

    Самое сильное впечатление обитель производит во время цветения пионов, от ароматов которых просто кружится голова.

    К собору Рождества Богородицы ведёт ещё дополнительная лесенка, по которой подниматься вроде бы запрещено.

    По ней можно попасть на древнее монастырское кладбище, на котором уже давно никого не хоронят.

    Некоторые захоронения здесь - 16 века, полтысячелетия назад.

    Возможно, монахи и знают, кто здесь покоится, но нам этого уже не узнать.

    Где-то здесь, в монастырских подвалах, Пётр Первый собственноручно пытал пленённых после бунта стрельцов.

    К Красным воротам примыкает надвратная Троицкая церковь, последний храм такого рода на Руси, потому что сразу после этого строительство шатровых храмов было запрещено церковью.

    А к Троицкой церкви примыкает жёлтенькая Трапезная церковь. Над ней слева - Преображенская церковь, которая была построена в конце 17 века на пожертвования царевны Софьи в память пребывания её в монастыре во время стрелецкого бунта.

    Доминанта монастыря - четырёхярусная колокольня, построенная в середине 17 века. Она славилась своим малиновым звоном на всю Россию. По легенде, Фёдор Шаляпин специально приезжал в Звенигород послушать главный колокол и говорил: "Мне это петь помогает".

    На колокольне находился главный благовестный колокол весом 35 тонн, отлитый здесь же в монастыре мастером Александром Григорьевым. Говорят, его звон был слышен даже в Москве. Здесь мы видим его приемника - новый 37-тонный колокол.

    Старый колокол разбился в дни Великой отечественной войны, когда фашисты его стали снимать. От него остался только язык весом 700 кг.

    Царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.

    С горы Сторожи, на которой стоит монастырь, открывается величественный вид на окрестности.

    Карта для тех, кому надо карту.

    Fais se que dois adviegne que peut.



    Похожие статьи