Повседневная жизнь русского крестьянства в 17 веке. Крестьянский быт: жилище и хозяйственные постройки

Как жили крестьяне по сравнению с дворянами и купцами в Смоленске 17-го столетия? Землепашцы и холопы на Смоленщине страдали от недородов, которые обрушились на Россию в годы правления Годуновых. Это порождало напряженность. Низы не хотели мириться с голодом в то время, когда богачи не обращали на их страдания никакого внимания.

Только два года (1609, 1608 и часть 1607) господствующие сословия Смоленского уезда жили спокойно, без печали, а в 1607 и 1606 годах им приходилось, очевидно, довольно туго, так как крестьянская война несла им разорение и смерть.
Отношения между русскими крестьянами и помещиками нельзя было назвать очень мирными ив 1609 году. Было много случаев отказа селян от выполнения повинностей, налагавшихся на них помещиками.
В 1609 году мать смоленского помещика Д. Ф. Неелова писала своему сыну, находившемуся в Москве: „А мы живем в Смоленску в городи, а рожь у тебя в поли посеели в пору, а еровое в поли дал бог добро. А крестьяне меня не слушают, хлеба ко мне в город не везут-, и даточной на нас человек сошной написан к городу для осадного времени и оне (крестьяне) человека в город не пришлют, и мне в городе всегда позор от детей боярских, от розсыльщиков, и я живу хоронясь".
Письмо говорит о том, что смоленские помещики по традиции имели свою собственную запашку, обрабатывавшуюся крестьянами (барщина); что крестьяне обязаны были доставлять помещику хлеб, а во время войны и рекрутов („даточные люди"), и что крестьяне Д. Ф. Неелова отказались выполнять эти повинности.
Но если у этого помещика крестьяне еще не пустили в ход насильственных действий, то у другого помещика, М. Ф. Неелова, крестьяне захватили помещичий хлеб. Жена этого помещика писала к нему в Москву: „А хлеба, государь, нынешнего с обеих поместий ярового ничево не увезли,- воры не дали. („ворами" помещица называла взбунтовавшихся крестьян).
Смоленские помещики вновь увидели перед собой страшный призрак крестьянской войны и пустили слух, что русские крестьяне ждут прихода поляков, чтобы освободиться от власти помещиков. Но это была клевета на смоленское крестьянство. Крестьяне совсем не ждали прихода поляков, так как польские паны для них были еще хуже своих помещиков, а земледельцы начинали освобождаться от дворян собственными руками.
В 1609 году для смоленских поселян создалась чрезвычайно тяжелая обстановка. Кроме своего врага -- землевладельцев, крестьяне очутились лицом к лицу перед еще более свирепым и опасным врагом - польскими панами и шляхтой. А так как смоленские феодалы были в тайном сговоре с поляками, то борьба селян против польских насильников неизбежно сливалась с прежней борьбой против своих господ. И в освободительной войне простого люда против польских интервентов следует видеть продолжение крестьянской войны, или, вернее, ее новую форму.
Посадский люд был на Руси вторым по численности слоем тяглого населения, т. е. населения, обложенного повинностями в пользу государства землевладельцев.
Смоленский посадский мир был довольно крупным но своей численности и экономически мощным.
В XVI и начале XVII века (до осады 1609 года) Смоленск после Москвы был одним из самых больших городов Московского государства. По свидетельству иностранцев в Смоленске в то время было около 8000 домов, т. е. надо полагать, что общая численность городского населения равнялась 40-45 тысячам человек.

Русские крестьяне в 17 веке

Автор дневника осады Смоленска утверждает, что в Смоленском посаде было до 6000 дворов. Численность собственно посадского населения (ремесленников и купцов), вероятно, была не ниже 30000 человек, или около 75 проц. всего городского населения. Каково было отдельно число ремесленников и купцов - нам совершенно неизвестно. Но, судя по процентному соотношению купцов и ремесленников в других русских городах того времени, подходивших несколько к Смоленску (например Тула), купеческого населения в Смоленске могло быть около 18000 человек и 12 000 ремесленников.
Отрывочные, крайне неполные данные показывают наличие в Смоленске 38 ремесленных специальностей (в действительности их было гораздо больше). Обращает на себя внимание огромный удельный вес пищевого производства. Это объясняется, по-видимому, только тем, что посадские люди не имели в достаточной мере своего сельского хозяйства и поэтому вынуждены были обращаться к рынку, а это и вызвало к жизни большое количество пищевых ремесленных специальностей: прасолов (засольщиков рыбы), хлебников, калачников, солодовников, мясников, сусленников, оладейников, гречневичников, блинников, пирожников, мучников и т. д. Большая численность посадского населения вовлекла в пищевые ремесла и большое количество ремесленников.
Деревня не очень нуждалась в городских ремесленниках и могла обходиться своими ремесленниками. Деревня не чувствовала большой зависимости от города, наоборот, город в высокой степени зависел от деревни.
Смоленск в год платил торговых пошлин 8000 рублей, в то время как Нижний Новгород платил всего только 7000 рублей. Торговля Смоленска по своим оборотам превышала, таким образом, торговлю Нижнего почти на 14 проц.
Смоленск был крупнейшим экономическим центром по торговле Московского государства с Литвой и Польшей, а через них - и с близлежащими государствами Западной Европы. Внутри страны Смоленск вел оживленную торговлю с Москвой, Торжком, Тверью, Новгородом, Великими Луками и с Северскими городами, лежавшими южнее Смоленска. А Дорогобуж был так тесно экономически связан со Смоленском, что выполнял роль его торгового пригорода.
С зарубежными странами Смоленск торговал главным образом произведениями сельского хозяйства, охоты и рыболовства, а через него с Запада в Россию шли самые разнообразные товары европейского производства. Болдинский монастырь в конце XVI и начале XVII века в Смоленске закупал для своего хозяйства:

  • сельди,
  • треску,
  • нашатырь,
  • железную и медную проволоку,
  • финифть (эмаль),
  • железные гвозди,
  • сусальное золото и серебро,
  • белила,
  • бумагу,
  • свинец,
  • квасцы,
  • оловянную посуду,
  • медную посуду,
  • темьян (вид ладана),
  • лимоны,
  • сахар,
  • вишни в патоке,
  • овчины,
  • холст,
  • образа,
  • топоры,
  • рогатины,
  • буравчики

Многие из этих товаров были иностранного происхождения и поступали в Смоленск из Польши и Литвы.

Смоленск был сухопутным окном если и не в самую Европу, то в ее польско-литовскую прихожую. Это окно запиралось на самый крепкий по тому времени замок (каменная крепость, сооруженная талантливейшим русским зодчим Федором Савельичем Конем при Борисе Годунове) и имело очень основательные экономические рогатки.

Дело в том, что в 1590 году указом московского правительства Смоленск был сделан конечным пунктом торговли для тех иностранных купцов из Польши н Литвы, которые везли товары широкого потребления. Позволялось пропускать в Москву купцов только с предметами роскоши (парча, драгоценные камни и проч.). Это значило, что польско-литовские купцы основную массу своих товаров должны были сбывать в самом Смоленске, на гостином литовском дворе, и, конечно, в первую голову смоленским купцам. Львиная доля прибыли при такой системе торговли попадала в карман смоленских купцов.

Польша дипломатическим путем добивалась в Москве уничтожения торговой исключительности Смоленска и требовала свободы торговли для своих купцов, но Москва была непреклонна. Этот вопрос мог быть решен только путем войны. Несомненно, что он был одной из видных причин польско-литовской интервенции.
Мощная смоленская крепость (одна из сильнейших крепостей в то время не только в России, но и в Европе) становилась в первую очередь оплотом посадского мира. Это обстоятельство особенно усиливалось тем, что в 1609 году смоленские дворяне вошли в тайные сношения с поляками и обещали не защищать крепость, а сдать ее польскому королю. Поэтому посадские люди не могли рассчитывать на дворян как на защитников крепости, а могли полагаться только на свои силы да на вооруженных крестьян, пришедших в Смоленск перед осадой.
{jcomments on}

1. Образ жизни крестьян

Труд, трудовая этика. Коллективизм и взаимопомощь, круговая порука, уравнительный принцип. Ритмы крестьянской жизни. Обилие праздников в традиционной народной культуре. Сочетание будней и праздников. Быт будней, быт праздников. Патриархальность крестьянского быта. Виды творчества в крестьянском быте, позиции самореализации и самообслуживания. Социальный идеал. Народное благочестие, аксиология крестьянского мира. Ранжирование быта по демографическим и имущественным признакам. С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам

2. Крестьянская община; община и семья; жизнь " на миру"

В 17 веке крестьянская семья составляла, как правило, не более 10 человек.

Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина.

Церковные порядки запрещали девушкам вступать в брак моложе 12 лет, юношам моложе 15 лет, кровным родственникам.

Брак мог, был заключён не более трёх раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывались церковные наказания.

С17 века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью. Свадьбы справлять, как правило, осенью и зимой - когда не было сельскохозяйственных работ.

Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд - "постриги" - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После подстрижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться "днем ангела") , а день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

3. Крестьянский двор

В крестьянский двор обычно входили: крытая дранкой или соломой избы, топившаяся "по-чёрному"; клеть для хранения имущества; хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе (поросят, телят, ягнят) . Птицу (кур, гусей, уток) . Из-за топки избы "по-чёрному" внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины.

Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега) . Зимой крестьяне спали на печи.

Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей) . Обувью - в основном служили лапти. Зажиточные крестьяне носили поршни (поршни) - обувь, сделанную из одного - двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги.

4. Питание крестьян

Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Основой питания были зерновые культуры - рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной (посевной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много употреблялось в пищу - капусты, моркови, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Более частым продуктом на столе стала рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшим им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах - землянику. Также использовались в пищу и лесные орехи.

Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.

В XVII в. развитие сословий и рост Российского государства с необычайным разнообразием присоединенных территорий и проживающего на них населения дали такое же многообразие бытовой культуры, стратегий повседневной жизни, психологии и морально-ценностных установок.

Тем не менее в повседневной жизни русских людей XVII в. можно выделить некоторые общие тенденции.

1. Рост влияния зарубежной бытовой культуры. В XVII в. Россия испытала несколько мощных инъекций западной культуры. Смута начала столетия сопровождалась польской и шведской интервенцией со всеми вытекающими из этого последствиями. Часть территории страны находилась под иностранной оккупацией несколько лет. Войны середины и второй половины столетия обеспечили знакомство русских воинских людей с жизнью шведской Прибалтики (войска дошли до Дерпта и Риги), Речи Посполитой (бывшая столица Великого княжества Литовского Вильно несколько лет была под властью Алексея Михайловича). Присоединение Украины сопровождалось серьезнейшим культурным влиянием бывших земель Речи Посполитой на Россию. Наконец, развитие общества и экономики (полки нового строя, рост числа служилых иноземцев, мануфактурное строительство под началом иностранных специалистов и т.д.) резко расширили горизонты контактов и взаимодействия с западноевропейской культурой.

Все перечисленное способствовало распространению элементов западной бытовой культуры (европейское платье, посуда, пища, предметы украшения жилища, первая газета – "Куранты", придворный театр и пр. – все эти элементы западной культуры появляются в России в XVII в., еще до петровской эпохи), а также европейских научных знаний, переводных книг, памятников литературы. Западное влияние пока не имело такого концентрированного характера, как в годы петровских реформ в начале следующего столетия, но все культурно-бытовые тенденции будущих преобразований были заложены именно в XVII в.

2. Усиление внимания к человеческой личности. В XVII в. происходит демократизация культуры (появление жанра бытовой повести в литературе, распространение эпистолярного творчества, расширение информационных каналов и т.д.) Оформление и развитие сословий, установление границ между сословиями вызывали к жизни повышенное внимание человека к собственной идентичности. Отсюда обостренное восприятие вопроса о месте личности в этом мире. Американский историк II. Коллманн обратила внимание на необычайно важную роль, которую играло для русских людей XVII в. понятие личной чести. Причем для данного феномена была характерна социальная широта: считалось, что честь в том или ином виде свойственна всем социальным группам. Внимание к вопросам чести – это внимание к личности, се статусу, ее социальным ролям.

В Московской Руси, пишет Нэиси Коллманн, честь была способом разрешения и предотвращения конфликтов, как она была дискурсом, определявшим способ взаимодействия людей в доме, семье, деревне. Она давала людям способ отношения к властям; сознание того, что их честь была частью большого социального резерва, связывавшего их с царем и, таким образом, и с Богом через официальных лиц и другие репрезентации государства. Защита чести предоставляла институты и нормы, связывавшие людей с обществом, а равно и стратегию достижения единства в окружающем мире. Это станет особенно полезным по мере того, как бюрократия и реформы будут все больше связывать индивидов с "воображаемой общиной" абсолютистского государства. Это был социальный код, способствовавший социальному подчинению и порядку. Он подчеркивал нерушимость брака и семьи, уважение социальной иерархии, уклонение от насилия словом и делом как в семье, так и в сообществе, верную службу государству, идентификацию с тем социальным положением, в котором человек рожден. Это не был социальный код, который бы способствовал переменам, инновациям и социальной мобильности, но это было как раз то, что требовалось государству. Он был особенно суров по отношению к женщинам, предписывая им полное подчинение власти мужчин и жесткий контроль за сексуальной активностью. Смирение и послушание считались ценностями, дававшими женщине честь.

  • 3. Формирование сословности бытовой культуры, социальной психологии и повседневной жизни. Именно в XVII в. начинается складываться проблема "нескольких Россий", формирования социально-культурных общностей (иной раз еще и с этнической составляющей), которые по мере развития все больше отдалялись друг от друга. В социуме возникала трагедия непонимания, а его главными объединяющими началами выступали центральная монархическая государственная власть (причем в контексте "бунташного века") и Русская православная церковь (в контексте раскола). Между тем нарастание различий в повседневной жизни, бытовой культуре и социальных стратегиях было неизбежно как в силу общего вектора сословной политики, так и по причине слабой коммуникации между разными частями огромной страны. В этих условиях единственным способом интеграции разнообразного социума оказывается имперская модель. Именно в XVII в. закладываются все предпосылки к воплощению этой модели в жизнь, что в начале следующего столетия в интенсивном режиме было реализовано Петром I.
  • 4. Усиление внимания людей к устройству своей повседневной жизни. Внимание к человеку, к самому себе требовало обеспечения комфортного проживания. Историк Ю. В. Готье очень точно подметил, что до середины XVII в. поместье, а в городах – двор являлись для служилых людей только средством обеспечения их службы; во второй половине столетия они стали обустраивать его как место проживания. Возрастает интерес к обустройству дома, хозяйства, к внешним знакам благосостояния и богатства (раньше такой интерес был характерен только для высшего боярства и дворянства, для социальной верхушки, теперь же он охватывал все более широкие слои).

"В жилищах богатых людей украшения стали играть роль своеобразного социального “паспорта”, свидетельствуя о знатности хозяина. Ворота дома, выходившие на улицу и первыми “представлявшие” владельца миру, превращались в целое сооружение с надвратной кровлей, а иногда и с башней или “вышкой” над ними. Чем шире и узорнее были ворота, тем богаче и знатнее считался владелец двора. Так же обильно и красочно убиралось крыльцо (на котором или возле которого встречали гостей) с одним или двумя “переломами”, а над каждой площадкой перелома – шатровая кровля с флагом или флюгером, перила забраны внизу точеными балясниками. Столь же пышно украшали и кровли высоких зданий, далеко видные за заборами двора. И сами-то крыши крылись “бочкой”, расписным лемехом или лещадью, венчал крыши резной гребень. По свесам и внизу пускали узорчатые причелины и карнизы. Если хватало достатка, то детали крыш золотили или серебрили. Впрочем, царь весьма ревниво относился к таким “излишествам” и облагал владельцев слишком роскошных жилищ дополнительными поборами. Дворцы самого царя, действительно, поражали приезжих сказочной роскошью внутреннего и внешнего убранства".

5. Включение человека во множество корпоративных связей. Например, возьмем городового стрельца. Он – государев служилый человек по прибору, боец городского гарнизона, житель конкретной слободы, согни, улицы, прихожанин своей церкви, член городской общины, выборщик должностных лиц городского и слободского самоуправления, кормилец своей семьи, член определенного рода (клана). Отсюда и значительная роль в социальной жизни понятия "двор", где человек жил вместе со своими родственниками и домочадцами. Двор являлся единицей налогообложения, создавал материальную основу существования члена социума.

Основной тип жилища – изба – в XVII в. меняется мало. Для сельских построек продолжает оставаться характерным отсутствие фундаментов, земляные полы, двускатные крыши с третьим окном под коньком крыши для вытяжки дыма. Избы топились в основном по-черному, печные трубы оставались редкостью и использовались преимущественно состоятельными людьми. Потолки в избах также имели ограниченное распространение.

Из новшеств в сельской архитектуре ученые выделяют распространение сеней и "сенников", которые служили для перехода между строениями, объединяли в единый Н- или П-образный комплекс избы, клети и пр. В крестьянских дворах увеличивается количество надворных построек хозяйственного назначения (клетей, хлевов, погребов, сараев, бань и т.д.).

Жилища зажиточных горожан отличались от крестьянских дворов размером и составом построек. Дома в городах старались ставить на подклете (нижнее помещение, используемое как складское или жилое для прислуги в богатых домах). Тем самым обеспечивался теплый пол в горнице – главном жилом помещении, которое располагалось над подклтом. К концу столетия наряду с горницами распространяются светлицы. Они отличались большими "косящатыми" (из косых кусочков слюды, которые вставлялись в окончины) окнами (в горницах долгое время оставались волоковые окошки и даже по мере распространения окон с рамой они все равно имели маленький размер). Тем самым светлицы отличались принципиально иным количеством дневного света в жилом помещении. В богатых домах их часто использовали в качестве комнат для всякого рукоделия.

В XVII в. утрачивают свое значение два типа более ранних построек – повалуши и терема. Повалушей в XVI в. называлось многоэтажное сооружение на дворе господина, которое являлось чем-то вроде боевой башни для обороны барской усадьбы. В XVII в. нужда в таких сооружениях отпадает. Повалуши превращаются в хозяйственные или вспомогательные жилые постройки. По мнению ряда ученых, постепенно утрачивают распространение и терема как самая верхняя, отдаленная часть хором, предназначенная для поселения подальше от любопытных глаз женской части семьи господина. Как жилые помещения в основном используются горницы и светлицы, а для прислуги – сени и подклеты.

Важным элементом внешнего архитектурного убранства дома в XVII в. становятся лестницы, крыльца и галереи. Поскольку горницы и светлицы обычно размещались на подклете, т.е. фактически на втором этаже, то вход в них делался с помощью лестниц, которым стремились придать художественное убранство.

Для изготовления одежды в XVII в. по-прежнему использовались меха, шкуры, шерстяные, льняные, сермяжные (грубая шерсть) и посконные (конопляные) ткани. Постепенно распространяются иностранные ткани: дорогие сукна, атлас, бархат и т.п. Цена платья из такой ткани могла равняться стоимости деревни. Как показал Г. Г. Громов, в XVII в. одежда оставалась в бытовом плане высокой ценностью. Одеждой (дорогим платьем, шубами) награждали героев, отличившихся на войне. "Платьем" и сукнами давали жалование. Платье крали: в описаниях многочисленных разбоев и бандитских нападений в XVII в. часто фигурирует такой факт, как снятие с потерпевшего одежды. Наконец, любую одежду занашивали до дыр, а обноски хранили и пускали на заплаты для новой одежды.

Русский костюм XVII в. получает развитие в направлении его совершенствования, заимствования иноземных черт, украшения и разнообразия.

"Верхняя одежда мужчин была достаточно разнообразной, но это разнообразие не соответствовало обилию названий: армяки, свиты, азямы, зипуны, кафтаны, однорядки, шубы, охабни, даже сарафан и ферязи попадаются в описях костюма мужчин этого времени. Новое, особое название часто применяли для одинаковых или почти одинаковых по покрою вещей, но различавшихся либо материалом, либо мелкими деталями (длиной, наличием или отсутствием прорезей в плечах и т.п.). Наиболее распространенной верхней одеждой была кроенная в талию, распашная. В крестьянском быту такие одежды в зависимости от длины и ткани назывались либо зипуном (короткая), либо кафтаном (длинная), либо сермягой (из грубого сукна). Подобные же наряды назывались свитой, сукней и т.д. Если у такой одежды полы сходились без запаха, то это была однорядка, имевшая у плеч прорези; рукава могли откидываться назад. В середине века в быт состоятельных крестьян все больше входят как праздничная одежда, воспринятая от горожан, служилых людей по прибору (стрельцов, пушкарей и т.п.), кафтаны из покупного цветного сукна. Восхищение иностранцев вызывали войлочные плащи, очень прочные и не пропускавшие воду. Одежда бояр и придворных дворян была сложнее, разнообразнее и роскошнее крестьянской. Можно заметить здесь выделение своеобразного типа горничной одежды – терлика. Это был сравнительно короткий род кафтана из легкой ткани, плотно облегающий фигуру. На терлики шли обычно цветные гладкокрашеные ткани, часто шелковые. Сверх терлика одевался уже кафтан из цветного сукна с узкими и длинными рукавами, опушенный мехом и тщательно украшенный. Для XVII в. кафтан был наиболее распространенной мужской одеждой, его носили все сословия общества – от крестьян до бояр. Для стрельцов и других родов войск он был и “форменной одеждой” (каждый стрелецкий полк имел свой цвет сукна). У дворян, особенно богатых и приближенных, кафтаны были шиты из бархата и парчи.

Для дворцовых приемов и других торжественных случаев поверх кафтанов надевалась распашная одежда, часто только лишь на плечи, внакидку. Такая одежда называлась по-разному: шуба, опашень, охабень, ферязь, но различия между ними заключались лишь в деталях покроя. Шили парадные одежды из самых дорогих узорных тканей, отделывая их золотым и серебряным шитьем, жемчугом, драгоценными камнями, роскошными мехами. Если жалование царем любой одежды почиталось за честь, то шубой означало награду за большие заслуги или знак особой милости царя...

Кроме летника во время выходов женщины надевали поверх еще какую-нибудь одежду распашного покроя. Летом чаще всего это были просторные и длинные опашни, или охабни, с очень длинными рукавами и обширными воротниками. Шились такие опашни из цветных сукон, узорного бархата, парчи. Носили их в накидку на плечах либо продевали руки в специальные прорези в плечевой части, а длинные рукава откидывались и висели по сторонам. Роскошная ткань обильно украшалась шитьем, жемчугом, мехами (воротник, рукава, прорези, борта). Особенно заботились о красоте пуговиц, которые бывали размером крупнее грецкого ореха и застегивались длинными петлями из узорных шнурков. В богатых семьях опашни считались столь же обязательной принадлежностью свадебного наряда, как и летники. Ставили и меховую подкладку в опашни, но редко...

Почти обязательной частью женского выходного, праздничного наряда были разного рода накладные воротники – “ожерелья”. В зависимости от материала, покроя, украшений назывались эти воротники ожерельями, опашницами, оплечьем, подволокой. Делали их из меха, узорного бархата, парчи, низали из жемчуга в “круживо", сажая в специальные гнезда драгоценные камни...

В русских источниках как основной тип обуви упоминаются сапоги. У богатых это сапоги из цветного сафьяна, нередко расшитые жемчугом, золотой нитью, кованые серебряными подковками и т.д. У простонародья – из некрашеной сыромятной кожи, иногда черные...

“Русские все носят на головах шапки. Князья и Бояре, или Государственные Советники (Царские Думные), когда выходят на торжественный собрания, из черной лисицы, или соболя, вышиною с локоть; в другое же время бархатныя... шапки, подбитыя черною лисицей, или соболем с небольшою опушкою из того же меха, и по обеим сторонам обшитыя золотым, или жемчужным снуром. Простой народ носит летом белыя войлочный шляпы, а зимою суконныя, подбитыя обыкновенным (бараньим) мехом шапки” [Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию]".

Питание русского человека в XVII в. продолжало развивать традиции предыдущего столетия, и здесь сложно говорить о каких-то серьезных новациях, кроме проявления уже упоминавшихся тенденций: роста разнообразия, расширения иностранного влияния на столах знати и т.д.

"Хлеб оставался основной пищей. По будням ели хлеб из ржаной муки, к которой иногда добавляли ячную (ячменную). Ржаной хлеб обходился дешевле пшеничного и к тому же его считали более питательным. В зависимости от сорта муки, из которой пекли хлеб, ржаные хлеба различали ситные и решетные, а пшеничные калачи – тертые, коврищатые, крупичатые. Мукой высшего сорта считалась крупичатая... В городах выпекали хлеб и всевозможные изделия из теста специальные ремесленники. Так, в Москве в 1638 г. было около 600 человек, занимавшихся изготовлением и торговлей продуктами питания, из них 167 были заняты только производством хлебных изделий. В это число входили 78 московских калачников, 54 хлебника и 35 пирожников...

По внешнему виду хлеб различали гладкий, или обыкновенный, и “изразчатый”, т.е. украшенный и выпеченный в формах. Трудно представить полный перечень, изготовлявшихся в XVII в. хлебных изделий: калачи, караваи, ковриги, папошники, басманы, колабы, сайки и т.д. Калачи, например, делались в зависимости от муки и формы нескольких сортов. Самыми лучшими считались калачи печеные из пшеничной крупичатой муки в форме витых колец... Калачи в виде круглых булок назывались “братскими”, их пекли из толченой муки. Другой сорт – “смесные” калачи – получил такое название потому, что пеклись они из равной смеси пшеничной и ржаной муки. Такой хлеб, имевший особый вкус, подавался даже к царскому столу...

Среди изделий из теста особое место в русской кухне занимали пироги... По форме русские пироги были чаще всего продолговатые: долгие, косые, “караси” (но форме напоминающие карасей), реже пекли круглые пироги, пироги “копытцами” (в виде ватрушек). Величина пирогов была различной – от больших до самых маленьких, которые называли пирожками. Начинка для пирогов была весьма разнообразной: мясо, рыба, творог, каши, овощи. Источники XVII в. отмечают не менее 50 видов пирогов...

Помимо пирогов следует отметить караваи; они были нескольких видов: “битой”, “яцкий”, “брацкий”, “с сыром”, “с сахаром”... Из других мучных изделий популярны были оладьи и котло.ма (разновидность оладий), которые подавались на стол с медом. Блины пекли как из пшеничной муки, так и из просяной, овсяной, гречневой (последние называли “красными”). Блины делали тонкими или с “припеком”, для припека брали лук, яйца, снетки. Хворосгы, сладкие пироги и коврижки, медовые пряники составляли праздничное лакомство. Изготовление пряников, испеченных “на меду” и украшенных различными узорами, что достигалось при помощи специальных “пряничных досок”, было особой ремесленной специальностью.

По-прежнему распространенным видом хлебной пищи всех слоев населения были каши (ячменные, гречневые, овсяные, пшенные) и кисели. Так, в монастырских обиходниках перечисляются самые разнообразные каши: “каша пшенная с медом”, “каша с головизнами”, “каша с рассолом и сельдями”, “каша гречневая с горохом”, “каша с отваром”, “каша тертая с соком”, “каша овсяная со снетками”, “каша ячная с огурцами”... По скоромным дням в пищу употребляли молочные продукты: молоко (свежее, кислое, топленое), сливки, сметану, творог, сыр. На молоке варили кашу, его добавляли в лапшу; из смеси творога, яиц, молока и муки делали сырники...

Мясные блюда приготовлялись из баранины, свинины, говядины и птицы. По-видимому, особое отношение было в то время к телятине. Иностранцы отмечают, что русские люди не употребляли в пищу телятину, считая ее “поганою”... Мясо яловых коров солили осенью на зиму; сердце, ноги, печень, языки впрок не заготовлялись... Свиному мясу перед говяжьим отдавалось явное предпочтение. Свинину солили на зиму; из сала варили щи и добавляли его в кашу.

Щи так же, как и в XVI в., оставались важной горячей пищей. Их варили обязательно на кислой основе, из разного мяса с капустой, репой, борщом. Молодых поросят зажаривали целиком и ставили на стол “под хреном и чесноком”. Из свиных голов делали студень. Кишки начиняли смесью из мяса, гречневой каши, муки и яиц; часть желудка (рубец) – луком и гречневой кашей. Эти блюда, как и большинство мясных вареных и жареных кушаний, подавались “под взваром” (соусом).

Рыбная нища была распространена в XVII в., по-видимому, более, чем мясная. Объяснялось это в первую очередь тем, что Московское государство было богато рыбой, промыслом которой занималось население от Белого моря до Каспийского. Определенную роль в распространении рыбной пищи играла церковь, которая ограничивала потребление мяса, разрешая два дня в неделю (в среду и пятницу) питаться только рыбной или растительной нищей... Наиболее распространенными напитками в XVII в. оставались квас, мед и пиво. Пиво варили из ячменя, ржи, овса, пшеницы, хмеля. Было несколько сортов пива: простое, легкое, мартовское, малиновое, поддельное (чем-нибудь приправленное), приварное... Одним из самых любимых и популярных напитков оставался мед. Трудно перечислить все его сорта: мед сыченый, простой, пресный, красный, белый, ягодный, яблочный, вишневый, смородинный, можжевеловый, малиновый, черемховый, мед “с гвоздицы”, обарный, приварный, белый паточный, боярский, княжой, старый, светлый, легкий, выкислый, “брацкий”. По технологии приготовления все сорта различали на вареные и ставленые...

В это время в России появляется чай. Впервые его прислали в дар Михаилу Романову из Монголии. Во второй половине века чай в расфасованном виде (“в бумажных пакетах, в каждом фунт веса”) привозят русские купцы из Китая. Чаю приписывали лечебные свойства и употребляли больше как лекарство, чем просто напиток".

В XVII в. известны первые случаи употребления табака (попал на Русь в годы Смуты вместе с европейскими наемниками). Однако распространения табак не получил, да и власти относились к курению отрицательно: при Михаиле Федоровиче курильщикам отрезали нос.

В повседневной жизни русского человека XVII в. сочетаются две тенденции: с одной стороны, продолжает довлеть традиция, восходящая к XVI в., с другой – зарождаются новые тенденции, явления и процессы, которые исподволь подготавливают петровские реформы начала XVIII в. Необходимо подчеркнуть, что распространенное мнение о взрывообразности и революционности петровских реформ в области быта не совсем верно: зародыши практически любой из них можно найти в XVII в. Петровские реформы были подготовлены всей логикой развития русской истории в XVII в.




Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы - всё это намного улучшило жильё, сделало его более теплым Появление сеней даже в конце XVI века стало типичным для крестьянских дворов далеко не всех областей России(В северных районах)







Делая вывод о жилищах крестьян можно сказать, что XVI век - время распространения построек для скота Они ставились отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева и загоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь, здесь же ставится клеть).














Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели.Много употреблялись в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы


По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба у зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.


Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз.(четвертый брак категорически запрещался) Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой – когда не было сельскохозяйственных работ Расторжение брака было весьма затруднительным Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга





Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.


После праздника Рождества начинается удивительное время - святки, девушки собирались погадать. А на улице веселая кутерьма - ребятишки ходили колядовали.Рождествасвятки После крещения веселье затихало, но не на долго. Перед В еликим постом – великий праздник: Широкая Масленица! Проводы зимы повелось отмечать еще с языческих времен. В еликим Широкая Главное блюдо на столе – золотые блины: символ солнца. Масленица


Характеризуется Увеличением грамотности населения 15% крестьян; Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. Появляются «белые печи» взамен «курным» (у крестьян «курные печи» остаются вплоть до XIX) В XVII шло усвоение западноевропейского опыта С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью Расторжение осуществлялось только с условием пострижения в монахи одного из супругов Появление металлической посуды(самовар) Литература XVII века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Уже не встречаются в ней различного рода "хождений" в святые места, святых поучений, даже сочинений типа "Домостроя


В тяжелых условиях средневековья культура XVI- XVIIв. достигла больших успехов в различных областях. Отмечен рост грамотности среди различных слоев населения. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление естественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории. Появляются новые жанры в русской литературе: сатирические сказки, жизнеописания, стихи, переводится иностранная литература. В архитектуре наблюдается отход от строгих церковных правил, возрождаются традиции древнерусской архитектуры: закомары, аркатурный пояс, каменная резьба. Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись. Впервые в русской живописи появляется жанр портрета.

БЫТ РОССИИ В 17 ВЕКЕ ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 7 КЛАССА СИДОРОВ НИКИТА.

В 17 веке главным, что объединяло уклад жизни всех сословий, была православная вера. Церковь предписывала определенный порядок, который строго соблюдался: чтение молитв, хождение на службу в церковь, соблюдение обычаев и обрядов

БЫТ БОЯР И ДВОРЯН Обеспеченные люди жили в деревянных и каменных хоромах. Окна в таких домах закрывались слюдой, реже стеклом, в дворянских и купеческих домах для освещения использовались свечи.

СРЕДИ НОВШЕСТВ В ОБИХОДЕ ЗНАТИ ПОЯВИЛИСЬ ЗЕРКАЛА И ЧАСЫ. НА СТЕНАХ ХОРОМ МОЖНО БЫЛО УВИДЕТЬ КАРТИНЫ, ГРАВЮРЫ, ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ. ВХОДИЛА В МОДУ ЗАГРАНИЧНАЯ МЕБЕЛЬ.

ОДЕЖДА БОГАТЫХ ЛЮДЕЙ Одежда мужчин и женщин была нательная рубашка – сорочка. Мужчина сверху надевал штаны, зипун и кафтан. Кафтаны различались по покрою. Одежда богатых украшалась вышивками и драгоценными камнями. В обычную одежду женщин входили сарафан, юбка, душегрея. Знатные дамы носили наряды вышитые золотом и украшенные драгоценными камнями. Зимняя одежда богатых людей была из меха. Мужчины и женщины обувались в сапоги на высоком каблуке.

Быт крестьян и горожан Основная масса крестьян и горожан проживала в курных избах. Курная изба - это изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу в кровле. Дома освещались лучиной. Окна затягивались бычьими пузырями.

Обиход крестьян был простым. Состоял в основном из самых необходимых вещей без излишеств.

Одежда крестьян и горожан Простые горожане носили кафтаны поскромнее, чем у бояр и дворян. Зимой надевали шубы и разнообразные по форме шапки-в зависимости от достатка. В гардероб крестьянина входили – лапти, штаны, сорочка; зимой – шуба и треух.

Пища русских людей Пища русских людей не отличалась разнообразием. 200 дней в году следовало поститься, в эти дни довольствовались хлебом и хлебными изделиями, овощами, рыбой. Обычным напитком был хлебный квас. Употребляли и пиво, а так же «горячее вино»-водку, но производить их и продавать имели право казенные предприятия – кабаки или кружечные дворы. Любителей выпить называли питухами, их не уважали.

традиции СЕМЬЯ. Глава семьи – мужчина. Младшие не смели перечить старшими подчинялись им. Жизнь женщин протекала дома. Посещали церковь. По субботам мылись в бане, в воскресные и праздничные дни не работали. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД. Девушке строго полагалось блюсти свою честь. До свадьбы она нередко даже не видела своего жениха. Вступать в брак дозволялось не более трех раз. Разводов церковный брак не признавал. Долг перед семьей считался главным долгом человека



Похожие статьи