Божья матерь одигитрия. Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери

Чтобы дойти до цели, человеку нужны карта или проводник. В духовном мире похожие законы - достигнуть определенных успехов можно под началом опытного наставника. Пресвятая Дева является всеобщей путеводительницей для христиан. Существует даже очень древний тип икон Божией Матери, под названием «Одигитрия» (с греческого - указывающая путь).


История появления

У иконографии непростая судьба - первые века после своего появления, христианство было немногочисленным, считалось непонятной сектой, которую презирали как иудеи, так и римляне. Христианам приходилось скрываться, их преследовали императоры - бросали львам, побивали камнями, им отрубали головы за отказ приносить жертвы языческим богам. Для римлян это было равнозначно отказу служить цезарю.

Поэтому поначалу изображения Христа и святых были очень редкими, сохранились, в основном, лишь в катакомбах. Чаще всего и они были символическими - канон церковный тогда только формировался, многие возражали простив того, чтобы рисунками пытаться выразить то, что недоступно пониманию человека. Ведь Христос - Бог, а христиане всего лишь люди. Вместо Иисуса рисовали пастуха или рыбу.

Первые же иконы Божией Матери, согласно легенде, написал апостол Лука - в том числе и «Одигитрию». Церковные тексты также утверждают, что сама Пречистая благословила создание образов. Ни один их тех, что были созданны непосредственно рукой евангелиста, до нашего времени не дошел. Но можно утверждать, что сегодняшние образы являются довольно точными копиями первых.

На деревянных досках иконы стали появляться с 3 в. - этот период считается началом иконописи как искусства. Затем в 8 в. наступил период иконоборчества, во время которого их нещадно уничтожали. Спустя 60 лет Никейский Собор официально установил почитание святых изображений. Христиане же все эти годы бережно собирали и хранили иконы Христа и Богородицы.


Характерные особенности образа

Икона, в отличии от обычной картины, имеет другое назначение - по словам святых отцов, это окно в другой мир. Подобным образом иконы Божией Матери не просто изображение двух личностей - через них раскрывается смысл Боговополощения. Икона «Одигитрия» является одним из наиболее распространенных типов, ее богословское значение - раскрытие отношений Бога и человека. Для этого иконописцы используют композицию, жесты, цвета.

  • Божия Матерь, Христос смотрят прямо на молящихся.
  • Иисус изображен в возрасте отрока (Эммануил).
  • В руке Спасителя - свиток.
  • Изображение может быть как поясным, так и оплечным («Казанская» икона тоже принадлежит к типу «Одигитрии»).

Здесь особенно подчеркивается божественная природа Христа, композиция не лишена величия. Божия Матерь всегда изображается в омофоре - подчеркивает и царское величие Девы, и ее роль в плане Боговоплощения. Правая рука Богородицы направлена на Иисуса. Значение этого жеста Божией Матери на иконе «Одигитрия» таково - она указывает на Христа, как единственный путь к спасению.

Но и сама Царица Небесная является путеводной звездой - она была первым совершенным человеком, сумела в грешном мире сохранить видение Бога, которого большинство людей лишены. Ведь Адам и Ева могли беседовать с Господом лично, а сегодня человеческий род так отдалился от Творца, что от одного Его вида может умереть. Поэтому христианам не следует тратить жизнь на суету и развлечения, а готовиться к переходу в мир иной.

Совместное изображение Господа и Его Матери имеет также более глубокий смысл. Воплощение Христа как человека не было возможным без Марии. Более того - только благодаря осуществлению этого божественного замысла, теперь люди могут писать иконы. Раньше изображать Бога было запрещено, поскольку Его никто не видел. Но родившись от земной женщины, Христос воплотился как Личность, которую изображают на образах.


Святыня из Византии

Большинство икон Божией Матери изображают ее вместе с Иисусом - икона Одигитрия Смоленская не исключение. Икона имеет древнее происхождение, была привезена на Русь с Востока. Сразу начала почитаться как святыня, побывала в разных городах, прочно связана с военными победами россиян. С 11 в. хранили православные этот образ, построили для него специальный храм. Но во время Великой Отечественной святыня пропала.

Сейчас на том месте, где находилась древняя икона «Одигитрия», пребывает список, в свое время сделанный предусмотрительными хранителями образа. Богатый оклад говорит о всенародном почитании, которое в России продолжается уже несколько столетий. К счастью, сохранилось довольно много чудотворных копий, их насчитывается несколько десятков. Некоторые находятся в музеях:

  • в Москве, им. А. Рублева;
  • во Владимире, музей-заповедник;
  • в Костроме, историко-архитектурный музей;
  • в Новгородском Кремле.

Также в нашей стране насчитывается несколько сотен храмов во имя этого известного образа. Практически в любой церкви можно найти «Одигитрию», поставить возле нее свечу, попросить помощи в духовном развитии, воспитании детей, повседневных делах.

В 18 в. царица Елизавета приказала возвести небольшую церквушку на кладбище - там хоронили тех, кто умер во время строительства Санкт-Петербурга. Храм освятили во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленской, со временем он развивался. Вместо деревянного построили каменный - простой по форме, но с изящными линиями, светлый, с высокой колокольней. Пристраивались приделы, в церкви появлялись новые святыни. Чудотворный список Смоленской иконы находится в главном иконостасе.

Молитвенные прошения

Православие воздает Царице Небесной такие почести, которые не оказываются больше ни святым, ни даже Ангелам. Выше ее - только Сам Христос. Молитвенные обращения к ней взяты из евангельских текстов. Даже формулировка церковных песнопений выделяется - только Божией Матери говорят - «спаси нас». Таким образом церковь свидетельствует свое преклонение перед Богородицей.

Она смогла подняться до такого уровня святости, которого только может достигнуть смертный, при помощи Духа Святого. В народе же просто любят ее, как Мать - неиссякаемый источник любви, понимания, терпения. Всем близкий образ, доступный для осмысления. Именно через него проще понять любовь Бога к людям. Поэтому неудивительно, что в молитвенной практике обращения к Богородице являются очень частыми.

Первый акафист был написан именно Богородице, читать его можно и перед иконой «Одигитрия». Эта хвалебная песнь содержит множество эпитетов, которых достойна Царица Небесная. Византийский акафист настолько совершенный по стилю, что включен в богослужебный цикл. Его регулярное чтение поможет получить много духовных даров. Но и короткие молитвы Божией Матери будут на пользу верующим.

Акафист очень легко читать - благодаря небольшому объему, доступной для восприятия формы. Выразительный слог затрагивает каждый уголок души, передает всю гамму чувств, которые питают христиане к Богородице. Не требует такая молитва и большого количества времени.

В чем помогает Божия Матерь верующим? Икона «Одигитрия» дает ответ и на этот вопрос. Она делает устремления души высокими, чтобы ее не беспокоило ничто суетное. Испытывая страх, недовольство собой или другими, питая ненависть, человек все дальше и дальше уходит от Господа. Светлая чистая душа настроена дарить радость окружающим. Даже трудности, которые есть в жизни любого человека, она воспринимает с благодарностью.

Помощи можно просить также в мирских делах, но только после того, как воздана хвала Господу. Даже если благодарности нет в сердце, надо возносить ее устами и просить, чтобы Бог смягчил жестокое сердце. Для этого читаются покаянные псалмы. Уместны молитвы за родителей, детей, друзей. Сугубо стоит молиться о тех, кто причиняет обиды - ведь Господь заповедал молиться даже о врагах. Результаты молитв зависят не столько от усердия (хотя они должны быть регулярными), сколько от веры.

Молитва иконе Одигитрия

О, Пре­свя­та́я Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це, вы́шши еси́ всех А́н­гел и Ар­ха́н­гел, и всея́ тва́­ри честне́йши, по­мо́щ­ни­це еси́ оби́­ди­мых, ненаде́ющихся на­де́я­ние, убо́­гих за­сту́п­ни­це, пе­ча́ль­ных уте­ше́­ние, а́лчущих корми́тельнице, на­ги́х оде­я́ние, больны́х ис­це­ле́­ние, гре́ш­ных спа­се́­ние, хри­сти­а́н всех поможе́ние и за­ступ­ле́­ние. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́, Де́­во Бо­го­ро́­ди­це Вла­ды́­чи­це, ми́­лос­тию Твое́ю спа­си́ и по­ми́­луй святе́йшия патриа́рхи пра­во­сла́вныя, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, и вся пра­во­сла́вныя христиа́ны ри́­зою Твое́ю чест­но́ю защити́; и умо­ли́, Гос­по­же́, из Те­бе́ без се́­ме­не воплоти́вшагося Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го, да препоя́шет нас си́­лою Свое́ю свы́­ше, на неви́димыя и ви́­ди­мыя вра­ги́ на́­ша. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це! Воз­дви́г­ни нас из глу­би­ны́ гре­хо́в­ныя и из­ба́­ви нас от гла́­да, губи́тельства, от тру́­са и по­то́­па, от ог­ня́ и ме­ча́, от нахожде́ния ино­пле­ме́н­ных и меж­до­усо́б­ныя бра́­ни, и от на­пра́с­ныя сме́р­ти, и от нападе́ния вра́­жия, и от тлетво́рных ветр, и от смер­то­но́с­ныя я́з­вы, и от вся́­ка­го зла. По­да́ждь, Гос­по­же́, мир и здра́­вие ра­бо́м Тво­и́м, всем правосла́вным христиа́ном, и про­све­ти́ им ум, и о́чи серде́чнии, е́же ко спа­се́­нию; и спо­до́­би ны, гре́ш­ныя ра­бы́ Твоя́, Ца́рст­вия Сы́­на Тво­его́, Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го; я́ко дер­жа́­ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Без­на­ча́ль­ным Его́ От­це́м, и с Пре­свя­тым, и Бла­ги́м, и Жи­во­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, ны́­не и при́с­но, и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

Свт. Григорий Палама

Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься.

Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…

Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву - 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

…Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться - подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

Всем предстательствуеши, Благая,
прибегающим с верою в державный Твой покров…

Стихира на стиховне


Самая известная из икон Божией Матери, именуемых Одигитрией (Путеводительницей), - Смоленская - это и одна из древнейших святынь Русской Православной Церкви: первый список её появился на Руси уже в середине XI в. Византийский император Константин IX Мономах благословил иконой Богородицы Одигитрии свою дочь, когда она стала супругой киевского князя Всеволода Ярославича. Большинство описаний Смоленской иконы называет принцессу Анной , но здесь произошло смешение исторических реалий: князь Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха, но звали её, как считает большинство исследователей, Марией либо Анастасией. Анной звали другую византийскую принцессу - супругу равноапостольного князя Владимира, она была дочерью византийского императора Константина, но не Мономаха, а Багрянородного .

Предание церковное говорит, что первая икона Божией Матери, получившая позднее наименование Одигитрия, или Путеводительница, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Хотя ни одна из икон, написанных апостолом, до нашего времени не дошла, но те списки, которые по времени создания восходят к раннехристианским временам, позволяют говорить о том, что уже тогда была крепка вера в заступничество Пресвятой Девы. «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (здесь и далее приводятся цитаты из службы Одигитрии Смоленской, 28 июля) . По этой вере подавалась благодатная помощь от списков с древних икон Божией Матери, и, прославленные многими чудотворениями, они в Церкви равно почитались с иконами первоначальными, написанными апостолом. Слова богородична по полиелеи: «Пречистая Твоя икона, Богородице Дево, врачевство всего мира духовное, к нейже прибегаем, Тебе покланяющеся, почитаем и лобызаем ю, исцелений благодать почерпающее от нея…» нельзя отнести к конкретному образу - это молитвенное обращение к любой иконе Богородицы.

Здесь уместно вспомнить слова Н. П. Кондакова о том, что благочестивый обычай старины позволял считать список оригиналом, если оригинал находился далеко или бывал утрачен .

В нашей заметке пойдет речь о том, как на основе древнего иконографического типа Одигитрии произросло целое древо различных икон Богородицы, оставивших свой след в истории Церкви.

В каноне Пресвятой Богородице Одигитрии Смоленской, написанном в середине IX в. монахом Игнатием - служителем Софии Константинопольской, впоследствии митрополитом Никейским , почти нет упоминаний о тех благодатных видах помощи, которые послужили основанием для наименования Её собственно Одигитрией, т.е. Путеводительницей. Вот немногие примеры:

«Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному… Радуйся, кораблем, Одигитрие, нуждно плавающим, избавляющи верных…» (тропари 7-й песни канона) .

В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия - Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов . Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для её будущего потомства. Не только Путеводительницей, но той постоянной во всем Хранительницей, о которой вдохновенно говорит в Акафисте преподобный Роман Сладкопевец. Вошедшие в Акафист эпитеты Богоматери - не только удачные богословски осмысленные поэтические образы, навеянные ветхозаветными пророчествами. Нередко они имели и вполне определенное происхождение, связанное с чудесным заступлением Богоматери .

Как иконографический тип Одигитрия является одной из самых распространенных икон. Существует множество изводов этого типа, общими чертами которых являются следующие: Богомладенец Христос свободно сидит на левой руке Пресвятой Богородицы, лики их не соприкасаются. В левой руке Христа свиток, правая сложена в именословном благословении. Изображение Богоматери обычно поясное, Её правая рука поднята к Сыну в жесте моления (адорации). И Богоматерь, и Христос изображены почти фронтально. Н.П. Кондаков считал, что иконографический тип Одигитрии сложился в Палестине или в Египте ранее VI в., а затем распространился по всему православному Востоку .

Одно из объяснений происхождения названия Одигитрия связано с местом пребывания чтимого образа Богородицы - Влахернским монастырем Одегон, или Одигон (ʹΟδηγοʹς - проводник, поводырь), стоявшим на берегу Мраморного моря. В монастыре был чудотворный источник, исцелявший слепоту. Возможно, с этим обстоятельством связано и название монастыря: слепых приводили сюда поводыри. Храм, и, вероятно, монастырь, был основан св. благоверной императрицей Пульхерией (+ 453), которая поместила здесь чтимый образ Богоматери, по преданию, написанный евангелистом Лукой. Икона вместе с другими реликвиями была принесена в начале V в. из Иерусалима императрицей Евдоксией. Возможно, наименование иконе («Проводница ко всякому благу») было дано св. Пульхерией, которая установила в Константинополе еженедельные крестные ходы с образом Одигитрии, собиравшие множество людей. По свидетельствам паломников, икона Одигитрии была квадратной формы и имела две рукояти для несения её на крестных ходах. Икона была украшена серебряной ризой с большим количеством драгоценных камней. В паломнических описаниях есть интересное наблюдение: церковнослужитель, носивший икону, передвигался необычным образом: словно не он нес икону, а она вела его за собой; существовало целое братство служителей иконы Одигитрии.

Здесь хочется сделать небольшое отступление: в запаснике Третьяковской галереи хранится Иверская икона Божией Матери, происходящая из Иверской часовни на Красной площади, - запасная, которую выносили во время крестных ходов, возили для совершения молебнов и исцеления страждущих. Медные рукояти для перенесения этой иконы, видимо, были сделаны по тому же принципу, что и у древней Одигитрии Влахернской. Иверская икона является одной из разновидностей Одигитрии.

Участие древней Влахернской Путеводительницы в разного рода процессиях, крестных ходах и общенародных молениях в годину стихийных бедствий или вражеских нашествий находит множество свидетельств в византийских хрониках. «Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон» рассказывает об истории Одигитрии, а также о многих чудесных исцелениях, которые произошли от нее. Каждую неделю во вторник икону в сопровождении большой процессии, с молебным пением проносили по городу «из квартала в квартал», тем самым освящая площади и улицы столицы .

Обратим внимание на тропарь, в котором об иконе Одигитрии говорится как о хранительнице града, где она пребывала: «Радуйся, Одигитрие, радуйся: Тобою нерушим наш град сохраняется…» (песнь 4-я). Что это за город? Без сомнения, Константинополь - город, о котором в Слове на Положение Ризы Пресвятой Богородицы (VII в., приписывается Феодору Синкеллу) говорится: «Сей царственный и богохранимый град, который должно называть „Градом Богородицы“, украшен многими божественными храмами, в которых часто восхваляется всечистое имя Девы Богоматери, и оно считается стеной и забралом спасения» . Но не только Константинополь, но и любой христианский город, где находились чтимые святыни Божией Матери, защищала Она Своим покровом. Таким городом после принесения в него чтимого образа Одигитрии стал Смоленск, а затем и Москва.

Одно из ранних засвидетельствованных чудес заступничества Одигитрии за Смоленск произошло при нашествии татар в 1238 г. Повесть о Меркурии Смоленском начала XVI в., использовавшаяся в качестве синаксарного чтения под 28 июля, озаглавлена «Воспоминание великого чудеси, бывшее от иконы Заступницы нашея Пречистыя Богородицы Смоленския». Список XVII в., хранящийся в ГИМе, рассказывает о том, что во время молитвы в смоленском Печерском монастыре Богоматерь явилась Меркурию. Дева Мария восседала на престоле с Младенцем, сидящим пред Её чревом.

«Вшед богомудрый во святую церковь и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седящу, Христа в недрех имущу, обстоиму ангельскими вои». Богородица пророчески извещает св. Меркурия, что тело его будет положено в Успенском соборе Смоленска: «И прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будет твое тело в Моей церкви». В завершающем эпизоде Повести рассказывается, как Смоленский архиепископ видит Богоматерь, выходящую из Успенского собора в сопровождении двух архангелов: «Се же видит ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши из церкви Пречистая Богородица со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом» . Заметим, что видение удивительно перекликается с одним из древних образов Богоматери - кипрской Пангии Ангелоктиссы.

В Константинополе местом средоточия святынь, связанных с Пречистой Девой Марией, была Влахернская церковь, по своим размерам и количеству клира уступавшая лишь Софийском собору. Здесь пребывали все чтимые иконы Божией Матери, очевидно, и те самые ранние, что были написаны апостолом Лукой. Здесь находилась и Риза Богоматери, о которой святитель Фотий в связи с нападением на город русских в 860 году писал: «Когда мы воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, к Её покрову прибегали как к стене нерушимой, то эта пречистая Риза кругом обтекала стены… ограждала город, облекала его» .

Из чудотворных икон Богородицы, находившихся во Влахернской церкви, император мог выбрать в благословение для своей дочери любую - вероятно, был выбран один из чтимых списков древней Одигитрии. Кроме Одигитрии во Влахернской церкви находились иконы Умиление, Оранта, Знамение; как и Одигитрия, списки с древних чудотворных святынь также попали на Русь. Все эти иконы имели наименование «Влахернских» - не как особый иконографический тип, а по месту их пребывания.

Но на Руси наименование Влахернской лишь закрепилось за одной - Одигитрией, подаренной в 1654 г. царю Алексею Михайловичу; празднование ей совершается 7/20 июля. Ещё одна чтимая копия Одигитрии Влахернской, попавшая на Русь через шесть веков после Одигитрии Смоленской, по-видимому, является в настоящее время самой древней (VII в.!) иконой Пресвятой Богородицы на русской земле.

Эта рельефная икона, сделанная из воскомастики, хранится в Государственной Третьяковской галерее (о ней см.: МЕВ 2006, № 9–10). Но лепная икона из воскомастики - техника весьма редкая, таких икон известны считаные единицы, в то время как чудотворных списков Влахернской Одигитрии - немало. «Милости и щедрот неисчерпаемое море», как говорится об этой иконе в стихире на стиховне, не есть преувеличение (Ил. 1).

Наша первая икона Смоленская Одигитрия являлась весьма точным списком Одигитрии Влахернской. Н.П. Кондаков в этой связи пишет: «Поразительное сходство древнейших резных образков Одигитрии (ХIV-ХV вв.) именно с типом нашей Смоленской иконы заставляет нас видеть именно в ней точный список с византийской Одигитрии, заменившей в ХIII в., после латинского завоевания, древнейшую икону, которая, может быть, тогда погибла. Смоленская икона Божией Матери представляет второй тип погрудной иконы Одигитрии и дает, несомненно, список, выполненный ещё в древности с греческого оригинала» .

Бытование Одигитрии Смоленской и множества её списков на Руси - предмет отдельного обстоятельного исследования. Обратим внимание на те древнейшие памятники, которые являются редкими списками Влахернской Одигитрии или генетически связаны с этой первоначальной святыней. Приведем несколько наиболее известных икон Божией Матери Одигитрии, с оговоркой, что все эти изображения восходят к древнейшему иконографическому типу Одигитрии, но имеют некоторые особенности.

С иконографическим типом Одигитрии связана энкаустическая икона второй половины VI в. из собрания Ханенко (Киевский музей западного и восточного искусства);

это - одна из немногих дошедших до нас икон доиконоборческого времени.

Другая древнейшая икона Богородицы (первой половины VII в.), которую можно отнести к типу Одигитрии, - мозаичная, находится на Кипре в апсиде церкви Пангии Ангелоктиссы («Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим»).

Богоматерь с Младенцем Христом представлена в рост между архангелами Михаилом и Гавриилом. Архангелы - в развевающихся одеждах, они изображены широко и энергично шагающими. Сама Богоматерь - также в движении, которое подчеркивает расходящийся книзу плащ .

Из дошедших до нашего времени русских икон Богоматери Одигитрии следует отметить псковскую икону конца XIII в., находящуюся в Третьяковской галерее.

Иконам Одигитрии подобного вида в литературе усвоено наименование Перивлепта («Преславная», «Прекрасная»).

С псковской иконой интересно сопоставить близкую ей по времени Кипрскую икону Одигитрии (XIII в.), из церкви св. Луки в Никосии.

Исследователи видят в ней следы влияния западной живописи эпохи Возрождения.

Находящаяся в ГТГ икона Богоматери Одигитрии, датируемая 1397 г., принадлежала преподобному Кириллу Белозерскому и находилась в его келье в московском Старом Симоновом монастыре).

Основав новую обитель, преподобный Кирилл поставил эту, почитавшуюся чудотворной, икону в местном ряду Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. После закрытия монастыря с иконы был удален оклад, и вся она оказалась покрытой расходящимися трещинами и следами от гвоздей «экспроприированного» оклада. В ходе реставрации (реставратор Е.А. Погребняк) было заделано более четырехсот дырочек от гвоздей. Это также Богоматерь Перивлепта .

Две замечательные иконы Одигитрии середины XV века находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Икона Одигитрии из Македонии, напоминающая более древние образцы, имеет ряд особенностей, относящихся к поствизантийскому периоду (сглаженная манера письма, «письмо светом», создающее впечатление точеной округлости формы). Другая икона - из Успенского собора города Дмитрова.

Её уникальность заключается в особенностях изображения одеяний, не встречающихся в русской иконописи XV-XVI вв.: это широкие рукава хитона Богомладенца, необычная драпировка Его гиматия с петлеобразной складкой у колен; мафорий Богоматери приспущен на лоб .

Конечно, не только «светом и цветом», не только техникой письма отличаются представленные в нашем кратком обзоре иконы Путеводительницы. За каждым образом - молитвы многих поколений православных христиан, молитвы услышанные, те молитвы, о которых в стихире по 50-м псалме говорится, что Богородица их полезными сотворяет.

В иконографии Божией Матери Одигитрии, на протяжении столетий сохранившей черты того Первообраза, который запечатлен был святым апостолом Лукой, можно видеть тот живой отклик на благодатную помощь Пресвятой Девы, который очень точно отражает и гимнография праздника Одигитрии: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе…»

Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.
Иконы XIII - XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.
Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1–2. Пг., 1914–1915.
Кондаков Н.П. Русская икона. Т. III. Часть 1. Прага, 1931.
Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М., 1986.
Минея июль. Ч. 3. М., 2002.
Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1906.
Райс Д.Т. Искусство Византии. М., 2002.
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007.
Соколова И.М. Влахернская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005.
Сокровища Кипра. Каталог выставки. М., 1970.
Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902.
Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М., 2005.
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000.


Обзор памятников иконографии. Образ Божией Матери "Одигитрия"
Автор: Епископ Николай Погребняк
Из краткого обзора некоторых памятников иконописи видно, насколько разнообразна была иконография Богоматери - Путеводительницы и Хранительницы Святой Руси. Живая молитвенная связь православного народа с Царицей Небесной Одигитрией выразилась не только в почитании древнего образа, но и в появлении многочисленных новых иконографических композиций, в основу которых был положен образ, вошедший в историю как Одигитрия Смоленская



Автор: епископ Балашихинский Николай
Способность путешествовать является одним из определяющих и универсальных свойств человеческого бытия. Задача нашей заметки - показать, какое отражение нашли паломничества - т.е. путешествия в святые места - в памятниках иконографии.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

В данной статье будет рассмотрен вопрос: “Одигитрия - что это такое?” Помимо того, более подробно узнаем о происхождении этой иконы, а также о древности образа, о котором ходят легенды. Рассмотрим существующие иконы и списки от первоначального образа.

Одигитрия - что это такое?

Откуда же появился этот образ? По преданию первоначально он был написан еще при жизни Богоматери. Этот образ, который впоследствии стали называть Богоматерь Одигитрия, в пятом веке был прислан в Константинополь. Долгое время находился в монастыре Одегон. Некоторые исследователи считают, что эта икона была списком с Влахернской. В том первом образе хранилась и небольшая часть мафория Богородицы.

На сегодняшний день в Третьяковской галерее хранится один из древнейших подобных образов, который остался таким, как был раньше. ведет свое происхождение из Пскова и датируется концом XIII века. Раньше она находилась в церкви Николы от Кож.

Следует заметить, что название этого образа имеет свою легенду. По ней Божья Матерь появилась перед двумя слепцами и каким-то непостижимым образом привела их в храм во Влахерне. Поставила страдальцев перед одноименной иконой, и они прозрели. С тех пор этот образ и получил название "Одигитрия", что с греческого переводится как “путеводительница”.

По другой легенде икона стала благословляющей на свадьбу Анны, которая была дочерью греческого императора Константина Порфирородного. После долгого путешествия на Русь она и приобрела свое название.

"Одигитрия" на Руси

На территорию нынешней России икона попала где-то в середине XI века. Ее привезла царевна Анна, которая через некоторое время стала супругой Всеволода Ярославича Черниговского. Этот образ изначально был чудотворным и пользовался особым почитанием христиан. Через некоторое время "Одигитрия", стала называться Смоленской.

Множество списков с этой иконы очень быстро распространилось по Руси. Конечно, сам образ претерпевал некоторые изменения, так как строгого иконографического канона для этого типа Богоматери не было, и никто не требовал точного копирования святыни. Однако общие черты иконы сохранялись.

Особое отношение к Богородице на Руси

Итак, икона "Одигитрия" на Руси довольно популярна и очень почитаема. Свидетельством этому являются многочисленные списки первого образа, которые разошлись по Древней Руси. Следует заметить, что Богоматерь благосклонна к людям, живущим на этой территории, так как во многих местностях она считается покровительницей и заступницей.

Очень часто искренняя молитва спасала человека от какой-либо напасти или беды. Об этом существует множество свидетельств как в древности, так и на сегодняшний день.

Иконография образа

Икона "Одигитрия" - это особое изображение Богоматери. В переводе с греческого, как уже упоминалось, это “путеводительница”. Икона имеет особое значение для христиан. На этом образе обычно изображается Богоматерь с Младенцем. Ее рука - это перст, указывающий на Сына (расположена перед грудью), а также на спасение всего человечества. Данный момент очень важен. На левой же руке сидит сам Младенец. Его левая рука занята свернутым свитком, а правая поднята в благословляющем жесте. Ножки Младенца либо скрещены, либо располагаются прямо. Обычно Сын изображается фронтально, однако иногда может быть нарисован и вполоборота. В любом случае благословляющий жест сохраняется. Богородицу иногда изображают на троне, иногда в полный рост или по пояс.

Следует заметить, что этот образ был известен довольно давно, еще до VI века, в Палестине и Египте. После чего произошло его широкое распространение по всему православному Востоку. В III веке происходит богословское осмысление этого образа, а именно толкование момента Боговоплощения у Богоматери. Следует заметить, что именно из этого сюжета появляются новые, которые напрямую связаны с Божьей Матерью. Это и “Неопалимая купина”, и “Нерушимая стена”, и множество других.

Смоленская икона - наиболее популярная для этого типа

Икона "Одигитрия Смоленская" считается прообразом всех подобных икон на Руси. История ее уходит в глубь веков, однако это в основном легенды, которые передавались из уст в уста. Считается, что она является списком той, первой иконы, которая была написана апостолом Лукой. На Русь она попала, как было написано выше, с дочерью императора Константина.

После того как умерли князь Всеволод Ярославович и его жена Анна, икона перешла по наследству их сыну - Владимиру Мономаху. Он и перенес чудотворный образ в Смоленск и поставил его в храме Успения Богородицы. С тех пор икона и стала Смоленской.

По количеству совершенных чудес она находится на одном из первых мест из ей подобных. Именно "Божья Матерь Одигитрия Смоленская" в 1239 году была заступницей и спасительницей русской земли от нашествия войск хана Батыя.

В начале XV века икону перенесли в Москву и поставили в Кремле в Благовещенском соборе. Через некоторое время её опять вернули на родину, в Смоленск. После этого образ совершил еще немало путешествий и переселений, особенно во время войн, захватнических действий, однако всегда возвращался на свою родину. К сожалению, после событий Второй мировой войны судьба образа неизвестна.

В свое время с этой иконы было написано множество списков, которые распространились по всей территории России. В Смоленске на месте древней иконы находится сейчас другая, которая также имеет чудотворные свойства. Она считается одной из самых главных святынь Русской земли.

Тихвинская икона

Наравне со Смоленским образом почитается и "Тихвинская Одигитрия". имеет такую же древнюю историю, во время которой были и чудесные моменты. Считается, что образ пропал из Константинополя после его падения, а через некоторое время появился в России возле Тихвина.

По легенде сам Патриарх Царьграда сказал, что это та самая икона, которая когда-то находилась во Влахернском храме. В Тихвинском же монастыре образ был размещен так же, как первоначально в храме Константинополя. Там он находился все время до тех пор, пока монастыри и церкви не начали закрываться по всей стране (времена СССР).

В советские годы икона находилась в Америке, а с 2004 года вернулась в Россию, где начал воссоздаваться Тихвинский монастырь.

Казанская икона

Еще одна известная "Богоматерь Одигитрия" находится в Казани. Эта икона была обретена в 1579 году в городе Казани, после того как в нем случился страшный пожар, который уничтожил почти все поселение. Образ Богородицы был явлен маленькой девочке, которая и выкопала икону из-под пепла.

Чудесное обретение образа после страшной трагедии поразило всех очень сильно. Многие в то время шли поклониться ей, она давала надежду на спасение (ведь наступали холода, а многие люди оставались на улице, без крова и какого-либо имущества).

Впоследствии по велению Ивана Грозного был выстроен Казанский собор, а возле него основан Чудеса стали случаться возле иконы сразу после обретения (прозрение двух слепцов).

На сегодняшний день оригинала иконы не существует, он через некоторое время был утрачен. Однако многочисленные списки с нее существуют и поныне, славясь своими чудесами.

Другие известные иконы этого типа

Икона "Одигитрия Смоленская", конечно, самая известная среди других такого типа. Однако существует еще и множество других, ей подобных. Одной из таких икон является Грузинская. Изначально она находилась в Грузии, однако после 1622 года ее вывезли в Персию (случилось покорение страны Ее путешествие было долгим, и остановилось оно в Архангельской губернии в Красногорской обители. На сегодняшний день подлинник образа утрачен, но есть списки с него. Молитвы перед иконой возносят ради избавления от различных эпидемий, а также чтобы излечиться от ушных и глазных болезней.

Еще одной, не менее важной, иконой, где изображена Божья Матерь Одигитрия, является Иверская. Этот образ обладает не менее загадочной историей. В IX веке она находилась в доме одной благочестивой женщины. Это был иконоборческий период, и она решила спасти икону от уничтожения, опустив ее в воды моря. Появилась икона только через два века близ горы Афон возле Иверской обители. Для нее была выстроена надвратная церковь, где образ хранится и до сих пор.

Конечно, это далеко не все образы данного типа, которые хранятся и чтятся во многих обителях и храмах. Их довольно много, и все они имеют свою особую силу и дают покровительство.

Храмы, которые посвящены образу “Одигитрия”

Рассмотрев вопрос: “Одигитрия - что это такое?” - следует заметить, что данному образу соответствуют и другие святыни. К примеру, во многих городах как России, так и других стран, существуют храмы, которые построены в честь образа “Путеводительница”. Рассмотрим список:

  • церковь в Кимже, находится в Архангельской области (не действует);
  • церковь в городе Дисне, Беларусь (действующая);
  • часовня-храм Одигитрия, она находится в Симферополе, Крым (действующая);
  • церковь в Касимове, находится в Рязанской области (действующая).

И таких церквей, часовен и храмов довольно большое количество, так как почитание Богородицы православными велико.

Заключение

Итак, теперь вы знаете ответ на вопрос: “Одигитрия - что это такое?” А также о том, откуда возник данный иконографический тип и какие существуют самые знаменитые иконы, посвященные ему. Вполне понятно, почему на Руси этот образ так почитаем, ведь не раз Богородица спасала людей от различных бед, вселяла веру и надежду, не давала падать духом.



Похожие статьи