Способ организации совместной деятельности. Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся

Тип совместной деятельности - это способ взаимодействия в рамках коллективного труда, способ организации коллективного труда. Типология совместной деятельности используется в определении последовательности работ и разработке организационной структуры. Выделяются следующие типы:
Совместно взаимодействующий тип характеризуется обязательностью каждого в решении общей задачи, интенсивность труда исполнителей примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, мало изменчивы. Эффективность общей деятельности людей в равной степени зависит от труда каждого из участников. Для людей, работающих в ситуации совместно взаимодействующей деятельности, характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера и группе.
Совместно-индивидуальный тип отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное время. Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, пассионарность, ориентация на результат и индивидуальные достижения.
Совместно-последовательный тип отличается от совместно- индивидуального временным распределением, а также порядком участия
каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем второй, третий и т.д. Для сотрудников организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах.
4) Совместно-творческий тип характеризуется тем, что каждый участник процесса является равноправным создателем нового, ориентирован на инновации, повышение собственной профессиональной компетентности. Участники совместно-творческой деятельности обладают ярко выраженной ориентацией на сотрудничество со специалистами разных областей, гибкостью смены позиций. Для коллективов, принадлежащих к такому типу деятельности, основной целью становится получение нового знания, создание условий для индивидуального развития, уважение прав каждого. Команда проекта не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Мотивация - это процесс стимулирования человека или группы людей к активизации деятельности по достижению целей организации. Современные теории мотивации делают упор на выявление перечня и структуры потребностей людей.
Потребности - это осознание недостатка чего-либо, вызывающие побуждение к действию. Потребности можно разделить на первичные и вторичные. Первичные потребности имеют физиологическую природу. Это потребности в еде, сне, безопасности своей и близких людей. Вторичные потребности возникают по мере приобретения жизненного опыта. Это потребности в общении, самоутверждении, признании, престиже, карьерном и профессиональном росте, наконец, самореализации.
Удовлетворить потребности можно с помощью вознаграждений.
Вознаграждение - это все то, что человек считает для себя ценным. При этом необходимо учитывать индивидуальность человека, его личное понятие ценности.
Различают внешнее и внутреннее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение дается организацией (зарплата и прочие выплаты, оплаченное питание, личное медицинское страхование, социальные льготы, низкопроцентные кредиты, продвижения по службе, официальные поощрения - грамоты, награды и т.п.).
Внутреннее вознаграждение дает непосредственно сама работа (чувство успеха при достижении цели, чувство собственной значимости и т.п.). Разработка системы мотиваторов применительно к специфике коллектива и сфере деятельности - один из главных факторов резервов повышения эффективности проекта. Позитивным подходом к мотивации проектной команды является:
Установление набора индивидуальных факторов мотивации, в наибольшей степени влияющих на поведение работника;
Положительный климат в команде;
Возможность полной реализации сил, раскрытие творческого потенциала, профессионального роста каждого;
Ясное определение целей в работе;
Вознаграждение эффективного трудового вклада в общие результаты работы;
Одинаковые возможности при приеме на работу и служебном продвижении;
Условия для удовлетворения потребностей в контактах.

Еще по теме Позиция 4. Организация совместной деятельности команды проекта.:

  1. Позиция 4. Организация совместной деятельности команды проекта.
  2. 6. Инвестиционная деятельность организации. Понятие «инвестиционный проект».
  3. § 2 Правовой статус международных организаций и других участников международных торговых отношений
  4. Особенности трудовых отношений с участием спортсменов
  5. §2. Отграничение злоупотребления доминирующим положением от обычной хозяйственной деятельности. Вопросы допустимости
  6. Правовая основа деятельности корпуса в период мобилизации и военное время

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -

Воспитательная система строится на основе проектной деятельности по определенной теме. Организация совместной деятельности организуется по следующей структуре:

1. Организация первого круга - утреннее приветствие - обмен новостями - планирование деятельности или темы по модели «трёх вопросов» (начало темы) или решение проблемных задач, специальных заданий, игровая деятельность по теме проекта

2. Организация работы в центрах - презентация центров - выбор деятельности каждым ребенком - работа в центрах развития (совместно со взрослым, совместно с другими детьми, индивидуально)

3. Организация второго круга - подведение итогов работы в центрах детьми - сюрпризная деятельность (театральные игры, постановки, инсценировки, индивидуальные выступления)

4. Каникулы (по окончании темы) (физкультурные досуги, развлечения, праздники).

Работа с семьёй (оснащение центров к теме проекта дидактическим, игровым материалом, создание книжек - малышек, оформление и создание газет, выставок, практическая помощь в работе в центрах, организация чаепития, участие в неформальных праздниках (День воздушного шарика, день Тигра и т. п.)

ДИНАМИКА РОСТА МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ- ПРИМЕРЫ:

Физическое развитие - Физическое воспитание в детском саду. Э.Степаненкова - Программа оздоровления детей в ДОУ. Л. Банникова - "Расту здоровым" В.Зимонина - Программа "Здоровье" (МДОУ ЦРР ДС 25) Социально-личностное - Основы безопасности детей дошкольного возраста О.Князева, Р.Стеркина - "Я-человек" С.Козлова - "Маленькие Россияне" Н.Арапова - Пискарёва - "Свет Руси" Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет. - "Развитие представлений о человеке в истории и культуре" И.Мулько. - Трудовое воспитание в детском саду. Т.Комарова, Л.Куцакова, Л.Павлова Познавательно- речевое Развитие речи детей 3-7 лет. Т.Гризик -Формирование ЭМП в детском саду. Н.Арапова- Пискарёва Математика в детском саду. В.Новикова - "Живая экология" А.Иванова -"Дошкольнику - об истории и культуре "России" Г.Данилина Художественно-эстетическое - Программа эстетического воспитания 2-7 лет. Т.Комарова, А.Антонова, М.Зацепина -"Природа и художник" Т.Концева - "Ладушки" И.Каплунова, И.Новоскольцева "Музыкальные шедевры" О.Радынова Программное обеспечение: - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - "Детский сад 2100"

СООБЩЕСТВО ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КАК СОВОКУПНЫЙ СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «…быть «не рядом», «не надо», а вместе!» Модель взаимодействия сообщества


ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ - Повышение уровня квалификации педагогов ДОУ - Контроль за качеством деятельности педагога - Создание условий для сотрудничества, сотворчества, соуправления - Работа по созданию позитивного имиджа ДОУ Администрация Педагог

ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ Совместное участие в реализации проекта - Совместное участие в выставках, вернисажах, конкурсах - Участие в праздниках, досугах, развлечениях, акциях. - Участие в наполнении развивающей среды группы - Благоустройство игровых площадок, территории ДОУ Родитель - Совместное интегрированное планирование деятельности по всем направлениям развития - Создание благоприятных социально - эмоциональных условий для комфортного пребывания ребенка в группе - Изучение закономерностей развития ребёнка, сбор данных, составление отчетов о развитии детей. - Обеспечение условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья на основе личных данных каждого ребенка. Педагог - Обеспечение условий для реализации воспитательно - образовательного процесса - Наблюдение, беседы, участие в совместной деятельности - Контроль за качеством освоения программ Администрация Ребенок

ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ СИСТЕМЫ - Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы, ДОУ - Отчёт о продвижении ребёнка - Педагогическое просвещение родителей - Организация и проведение неформальных встреч - Сбор данных о ребёнке: здоровье, интересы, особенности характера любимые занятия и т. п. - Оказание консультативной помощи родителям Педагог - Изучение запросов родителей - Соцопросы, анкетирование, тестирование - Предоставление дополнительных образовательных услуг - Согласованность действий по обеспечению качества жизнедеятельности и воспитательно - образовательного процесса Администрация Родитель

ОТКРЫТОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОУ Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями является одним из условий успешной реализации воспитательной системы ДОУ. Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Включенность семьи в жизнь ДОУ, преемственность и единство требований семьи и ДОУ, взаимоотношения родителей в семье, стиль воспитания в семье, родительское сообщество Пространство развития родителей Пространство развития ДОУ Педагоги Пространство развития педагогов Ребенок Пространство развития ребенка Система мотивации и стимулирования, мастерство и профессионализм, сотрудничество, сотворчество, педагогическое сообщество (социально - психологический климат в коллективе, сплоченность) Предметно - развивающая среда, интеграция специалистов, образовательное пространство, дополнительное образовательное пространство, социальная ситуация развития, медико - социально - психолого - педагогическое сопровождение, детское сообщество

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

Сочетание методов образует методику . Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используется объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. При этом необходимо помнить, что нежелательно даже на этом этапе занятие превращать в монолог педагога. Лекцию, рассказ, объяснение необходимо прерывать на игру, небольшую самостоятельную работу и т.д. каждые 10-15 минут. Это необходимо как с точки зрения здоровьесбережения учащихся, так и с точки зрения эффективности образовательного процесса. Кроме того часто педагоги, особенно молодые, ошибаются в выборе метода на этапе изучения нового материала: используют лекцию или рассказ, когда правильнее было бы провести беседу.

На этапе закрепления изученного материала в основном используется беседа, дискуссии, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование, проектный метод и т.д.На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику . Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно – воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится, как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности : при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которого дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Источник: http://lib2.podelise.ru/docs/87728/index-4076.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

Способ организации совместной деятельности

В сознании членов коллективного труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой, которые зависят от характера организации и рода её деятельности. Рассмотрим следующую классификацию организаций˸

1. Правительственные и неправительственные (статус правительственной организации дается официальными органами власти).

2. Коммерческие и некоммерческие . К коммерческим относятся те организации, чьей основной целью является получение прибыли. Некоммерческие в качестве основной цели определяют удовлетворение общественных потребностей.

3. Бюджетные и небюджетные . Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств.

4. Общественные и хозяйственные . Общественные организации строят свою деятельность на базе удовлетворения потребностей членов своего общества.

5. Формальные и неформальные . Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Как особенный вид организаций можно выделить социально-экономические организации . Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся˸

· межличностные, бытовые отношения;

· отношения по уровням управления;

· отношения к членам общественных организаций.

К экономическим связям относятся˸

· материальное стимулирование и ответственность;

· прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Организации можно классифицировать также по способу совместной деятельности.

О. И. Зотова (1987) выделяет внешнюю структуру бригады и внутреннюю.

Внешняя структура должна быть чисто внешней формой объединения работников.

Внутренняя структура отражает бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях.

Коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как объединение отдельных личностей (при этом отсутствует ролевое и статусное давление, не выработаны групповые нормы поведения).

Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия.

Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для ᴇᴦο членов.

Эффективность совместного труда обусловлена не столько качеством межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единои̌, общей конечной цели.

Способ организации совместной деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способ организации совместной деятельности" 2015, 2017-2018.

В сознании членов коллективного труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой. Рассмотрим следующую классификацию организаций:

1. Правительственные и неправительственные (статус правительственной организации дается официальными органами власти).

2. Коммерческие и некоммерческие . К коммерческим относятся те организации, чьей основной целью является получение прибыли). Некоммерческие в качестве цели определяют – удовлетворение общественных потребностей.

3. Бюджетные и небюджетные . Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств).

4. Общественные и хозяйственные . Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества).

5. Формальные и неформальные . Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Как особенный вид классификации организаций выступают социально-экономические организации . Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся:

Межличностные, бытовые отношения;

Отношения по уровням управления;

Отношения к человеку общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

Материальное стимулирование и ответственность;

Прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.

Классификация по способу организации совместной деятельности.

О. И. Зотова (1987) выделяет внешнюю структуру бригады и внутреннюю.

Внешняя структура может быть чисто внешней формой объединения работников.

Внутренняя структура отражает бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях.

Коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как сумму отдельных личностей (при этом отсутствует ролевое и статусное давление, не выработаны групповые нормы поведения). Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствую связи, могут быть противоречия.



Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для его членов.

Обратим внимание на тот факт, что существует взаимосвязь между количественным составом бригады и уровнем развития и коллектива и эффективности совместного труда. Долгое время признавалось, что группа совместно работающих людей должна быть в пределах 7-15 человек, это соответствовало размерам неформальных малых групп. В производственных организациях этот принцип оказался не всегда адекватным. О. И. Зотова провела сопоставление показателей уровня развития бригад производственной организации, сформированных по разным основаниям: специализированных и комплексных.

Специализированная бригада «С» состояла из 12 человек. Все члены бригады – представители одной профессии. Способ деятельности каждого члена в бригаде индивидуальный. В бригаде сложились хорошие дружеские отношения, но эти отношения не отражались на эффективности труда (каждый работал фактически на себя, при определении месячной заработной платы возникали споры по поводу принципа использования коэффициента трудового участия).

Комплексная бригада «К» объединяла рабочих разного профиля, их заработная плата зависела от производства конечного продукта, в котором реализовывался вклад всех участников. Состав бригады был существенно выше – 44 человека. Более того, часть членов бригады работала территориально на другом участке, и они непосредственно не имели возможность контактировать. Тем не менее, объединение усилий всех членов команды на конечный результат привело к повышению производительности труда на 32 %.

Эффективность совместного труда обусловлена не столько теплотой межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели.

Психология группы.

Группа, объединяя то или иное число людей, не представляет собой простую их сумму. В группе всегда возникают качественно особые явления, которые называются «групповыми эффектами». Они характеризуют группу как целое. Такими эффектами, например, является групповое настроение, психологический климат в группе, коллективная воля, групповые нормы поведения и др.

Группа – совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в нее лиц, а как целостное объединение, она отражает социальную природу общества, частью которого является.

Выделяют большие и малые объединения людей. Это деление основывается на особенностях контактов между их членами. В больших группах (нация, демонстрация, члены определенного спортивного общества) контакт между всеми людьми их составляющими отсутствует. В малых группах (бригада, спортивная команда, семья) каждый член группы лично знает всех других ее членов по именам, фамилиям, каким-либо личностным особенностям, деловым качествам; все члены группы непосредственно общаются друг с другом. В больших и малых группах выделяют организованные (официальные, формальные) и неорганизованные (неформальные) группы. Они различаются способами возникновения. Организованные группы (группа техникума, рабочие завода) создаются специально на основе официальных документов, штатного расписания. Они образуются для осуществления определенных общественных целей. Неорганизованные группы (дружеские компании, товарищи по играм, толпа, очередь) возникают стихийно , как бы сами собой. Их никто специально не создает, никто не руководит ими. Причиной их появления служат общие потребности, интересы, взгляды, симпатии, а нередко и просто случайно возникшие условия встречи.

Малая организованная группа – ближайшее социальное окружение, первичная микросреда, оказывающая влияние на человека.

Социально-психологическими особенностями малой организованной группы являются: наличие цели, совместная деятельность, организационное строение, общение, групповые нормы, деловые и личностные отношения.

Цель . Цели различаются по социальному смыслу (общественно значимые, групповые, личные) и по отношению к перспективе (перспективные, ближайшие, конкретные). Общественно значимые цели – это те, достижение которых полезно всему обществу; групповые и личные цели связаны с интересами одной группы людей или одного человека. Между общественно незначимыми целями, с одной стороны, и групповыми или личными, с другой, возможна двоякая связь: личные или групповые цели соответствуют общественным интересам (например, победа в лично-командных соревнованиях); групповые или личные цели противоречат интересам общества, они асоциальны. Перспективные цели связаны с будущим, конкретные – строятся на месяц, неделю, день. Наличие в группе перспективных, общественно значимых целей принятых ее членами и воспринимаемых ими как свои личные, благоприятно для развития группы.

Совместная деятельность . Главной причиной развития малой организованной группы и эффективного ее функционирования является совместная деятельность, направленная на достижение целей. Совместная деятельность – это общий труд, учение, игры, в которых имеют место взаимные действия и взаимная зависимость участвующих лиц. Совместная деятельность может быть взаимосвязанной и взаимонесвязанной. При взаимосвязанной деятельности действия одного участника невозможны без одновременных или предшествующих действий других членов группы. Такова деятельность экипажа самолета, хирурга и его ассистентов во время операции, певцов в хоре, членов команды в спортивной гребле, спортсменов в парном фигурном катании на коньках. При взаимонесвязанной деятельности каждый член группы вносит свой вклад в достижение общей цели, действуя индивидуально. Это характерно, например, для учебной группы, трудового коллектива. Совместная деятельность приучает членов группы считаться с индивидуальными особенностями других участников труда, оказывать им помощь, подчиняться общим требованиям.

Организационное строение группы. Малая организованная группа характеризуется определенной структурой, то есть устойчивой совокупностью связей и отношений между ее членами. В структуре выделяются внешняя (формальная) и внутренняя (неформальная) подструктуры.

Внешняя подструктура определяется приказами, инструкциями, установками, положениями, штатным расписанием и другими официальными документами. Она включает официальных руководителей группы. В приказном порядке, например, занимают руководящие должности в спортивных командах тренер и его заместители. С этой подструктурой связано осуществление официального управления группой.

Внутренняя подструктура возникает в самой группе. Она рождается как бы сама собой, стихийно и нередко выдвигает лидера. Лидер – это член группы, который не предусмотрен штатным расписанием, его не назначают. Он неофициально ведет за собой других членов группы. Так, наряду с официальным руководителем в рабочей группе (бригаде) может быть очень авторитетный работник, влияние которого на поведение рабочих больше, чем влияние бригадира. Вокруг лидера обычно возникают объединения членов группы (группировки). В группе может быть несколько лидеров и несколько группировок.

Внешняя и внутренняя подструктуры могут дополнять друг друга. Тогда возникает единство группы, весьма необходимое для всей ее плодотворной жизни и деятельности. Возможны и расхождения подструктур. Это влечет за собой возникновение разногласий, даже конфликтов и, естественно, неблагоприятно отражается на групповой жизни в целом.

Общение. Взаимодействие в малой организованной группе всегда осуществляется через непосредственное общение ее членов, в прямом обращении их друг к другу. Вопросы, просьбы, разговоры, беседы, диспуты – все это различные формы общения. Оно – непременное условие существования и развития малой группы. Именно в общении происходит обмен различной информацией и возникает договоренность между членами группы.

В профессиональной деятельности общение обычно носит деловой, заранее продуманный и организованный характер. Оно зависит от сложности решаемых задач и правил деятельности, количества участвующих в ней лиц, степени их подготовленности. Личностное общение – это свободные контакты между людьми, позволяющие удовлетворять потребность человека в нем. Это может быть приятельское общение, контакты между незнакомыми зрителями в театре, на стадионе и др..

Групповые нормы . Нормы – это правила, которые устанавливаются, одобряются и принимаются как эталон поведения в группе. Групповые нормы определяются нормами общества, его нравственными принципами. В каждой конкретной группе наблюдаются свои дополнения к общим правилам, обусловленные особенностями жизни и деятельности этой общности.

Деловые и личностные отношения, формальные и неформальные подструктуры следует рассматривать не только с позиции руководства группой, но и в плане деловых и межличностных отношений в ней.

Деловые отношения – проявление формальной подструктуры. Они складываются на основе распределения и выполнения служебных обязанностей и возникают в процессе деятельности. Это «отношения ответственной зависимости», как называл их выдающийся педагог А. С. Макаренко. К деловым отношениям относятся не только отношения руководства и подчинения, но и деловые связи между равными по положению членами группы. Деловые отношения существуют и между членами группы, выполняющими более или менее равные по значимости и непересекающиеся обязанности. Личностные отношения неформальной подструктуры группы основываются на симпатиях, антипатиях или безразличии между членами группы, на потребностях людей в эмоциональных контактах. Эти отношения обнаруживаются в дружбе, привязанности, товарищеских контактах между одними членами группы и во враждебности, неприязни между другими. Деловые и личностные отношения возникают и складываются в одной и той же группе, между одними и теми же людьми. Ведущими, как правило, являются деловые отношения. Однако влияние их зависит от уровня развития группы.

Рассмотренные социально-психологические особенности малой организованной группы характеризуют ее как целостное образование, в котором главным системообразующим признаком является совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели.

В зависимости от характера совместной деятельности, степени внутреннего единства при ее выполнении можно выделить уровни развития группы:

1. Ассоциация . Люди объединены общей целью, но не все в равной мере принимают ее, деятельность группы осуществляется, хотя действия ее членов разобщены. Группа постоянно нуждается во вмешательстве руководителя, актив ее только начинает складываться. Личностные отношения устанавливаются довольно быстро, но в форме приятельских компаний, они не определяются делом.

2. Кооперация . Более четко выражено единство действий членов группы, существуют единые взгляды на основные ее ценности, стремление к ним. Группа обладает реально и успешно функционирующей организованной структурой. Личностные отношения и общение имеют деловой характер, подчинены достижению общих целей. Однако на этом уровне еще не очень значима направленность деятельности группы, и поэтому возможно как положительное ее движение - к коллективу, так и отрицательное - к корпорации.

3. Коллектив. Ядром его жизни становится совместная деятельность. Характерная черта коллектива - сплоченность. Она проявляется в том, что все помыслы, чувства и усилия ее членов объединены стремлением к достижению общей цели. Групповые нормы и ценности реализуются в практических действиях при выполнении совместной деятельности. Деловые отношения максимально слаженны, четки, обеспечивают взаимодействие всех членов группы. Личностные отношения, с одной стороны, опосредованы делами, с другой - достаточно широки, гуманны, характеризуются чуткостью и внимательностью, доброжелательностью членов коллектива друг к другу. Каждый член группы чувствует себя ее частицей, удовлетворен своим положением в группе, готов к самоотдаче ради общих интересов дела.

4. Корпорация. Группа характеризуется организационной сплоченностью, четким взаимодействием, но замкнута, оторвана от других групп, ее деятельность направлена на узкогрупповые цели. В корпорациях нет согласованности цели с целями и задачами общества. Групповые цели могут быть даже антисоциальными (например, в религиозных сектах).

Отношение членов группы к общему делу, друг к другу, самим себе определяет ее психологический климат. При здоровом психологическом климате деловые отношения являются ведущими. Они обеспечивают нужное взаимопонимание, сочетаются с высокой дисциплинированностью, ответственностью, взаимной требовательностью, взаимопомощью, товариществом и поддержкой. Личностные отношения характеризуются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций.



Похожие статьи