Малая социальная группа. Социология малых групп


Социология малых групп - область социологии, изучающая малые социальные группы и контактные коллективы. предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных исторических этапах общественного развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности.

Малая группа - малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что служит основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым - непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами малой группы являются семья, производственная бригада, школьный класс, научный, воинский и другие первичные коллективы, коллективы космических, арктических и антарктических станций, спортивная команда, религиозная секта, группа Друзей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер малой группы - два человека, максимальный - несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 чел. Виды малой группы: формальная, неформальная, первичная.

Кроме того, малая группа - это непосредственное социальное окружение индивида. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность - общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через принадлежность к определенным социальным группам и организациям, посредством которых он участвует в жизни всего общества. Малая группа играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, являясь проводником тех идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в данном обществе как целостной системе. Малые группы являются относительно самостоятельными субъектами общественных отношений. С одной стороны, они отражают в себе те общественные отношения, в которые они органически включены, и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой - на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений.

Малыми социальными группами называются сравнительно небольшие по количественному составу объединения людей, существующие в обществе. Малая социальная группа включает в себя от 2-3 до 20-30 человек, объединенных друг с другом какой-либо общей целью, совместной деятельностью, направленной на достижение этой цели, имеющих друг с другом определенные личные и деловые взаимоотношения. Все без исключения люди являются членами каких-либо малых социальных групп, причем не одной, а сразу нескольких. Примерами малых социальных групп являются семья, учебные группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей, приятелей и т. д. Большую часть жизни человек проводит в составе различных малых социальных групп, и на это приходится примерно 80-90% времени его бодрствования. Почти все воздействия общества на личность и личности на общество осуществляются через малые социальные группы. Среди множества малых социальных групп, из которых состоит общество, выделяются следующие основные разновидности групп: референтные и индифферентные, формальные (официальные) и неформальные (неофициальные), случайные (непостоянные или нестабильные по составу) и стационарные (постоянные, более или менее стабильные по составу), естественные и искусственные, группы низкого и высокого уровня развития. Рассмотрим в отдельности каждую из названных разновидностей малых социальных групп.

Референтными называют такие малые социальные группы, члены которых выступают для данного человека образцом для подражания, а также такие группы, личным участием в жизни которых человек особенно дорожит. Референтность группы психологически означает ее особую значимость и наиболее сильное психологическое влияние на человека. Люди осваивают психологию референтных для них малых социальных групп и становятся похожими на участников таких групп.

Однако есть малые социальные группы, которые никакого или почти никакого влияния на конкретного человека не оказывают. Такие группы в отличие от референтных, значимых малых групп называют индифферентными, безразличными группами. Индифферентными для человека, прежде всего, являются чужие для него малые социальные группы, участники которых имеют взгляды и убеждения, отличные от собственных взглядов и убеждений данного человека. Как правило, это такие группы, к которым человек не принадлежит и стать членом которых не стремится, хотя имеет для этого возможности.

Формальными или официальными называют малые социальные группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные, признанные, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных организаций. Таких групп в обществе много; к ним, например, относятся: семья, учебные группы, трудовые коллективы. Статус (положение в обществе), функции и состав таких групп обычно определяются какими-либо правовыми, нормативными актами. В отличие от формальных групп неформальными или неофициальными называют малые социальные группы, которые, хотя и существуют, не имеют официального статуса в обществе. К ним, например, относятся случайно образовавшиеся в том или ином месте небольшие группы людей, группы друзей и приятелей, вообще - любые группы, состоящие из людей, которые между собой договорились о чем-либо, что представляет лично для них интерес.

Случайными или временными называют такие малые социальные группы, которые создаются на короткое время, ради решения какой-либо частной задачи, а затем распадаются. Такой группой является, например, небольшая очередь, группа людей в автобусе, группа людей, случайно собравшихся вместе только для того, чтобы понаблюдать какое-либо интересное для них зрелище, и т.п.

Стационарная, или постоянная, - это такая малая социальная группа, которая создана и существует давно, на более или менее постоянной основе, и которая не распадается даже после того, как поставленная перед ней задача решена (предполагается, что есть определенная совокупность задач, которые в течение длительного времени решает группа, причем задачи могут меняться, а группа как таковая остается).

Естественными называют малые социальные группы, которые возникают и существуют в обществе как его элемент и необходимы для того, чтобы решать в данном обществе определенные задачи. Такие группы не придумываются вместе с их функциями, а появляются сами по себе, по мере развития общества. Такой группой, например, является семья.

Искусственная - это группа, которая образована специально, ради решения какой-либо частной задачи, и после решения этой задачи такая группа, как правило, перестает существовать. Это означает, что никакой другой роли данная группа в обществе не играет. Искусственными, например, являются лабораторные группы, которые иногда создаются для проведения разовых научных исследований. Искусственными также являются группы людей, которые подбираются на случайной основе и изучаются для того, чтобы полученные при их изучении результаты можно было распространить на другие группы людей.

Группами низкого уровня развития обычно называют такие малые социальные группы, внутри которых нет стабильных и благоприятных отношений между их членами, нет организованности и порядка, группы, где низка эффективность совместной групповой деятельности, где каждый член группы как бы сам по себе и отсутствует внутригрупповое единство.

Группами высокого уровня развития называют малые социальные группы, которые, напротив, отличаются высокой организованностью и эффективностью, где хорошо налажены как личные, так и деловые отношения, то есть такие группы, которые существуют и действуют как единый, хорошо отлаженный механизм.

Наиболее высоко развитые малые социальные группы принято называть коллективами. Малая группа, ставшая коллективом, отличается следующими особенностями: ответственностью, коллективизмом, сплоченностью, организованностью, открытостью, информированностью. Ответственность означает серьезное отношение всех членов группы к своей работе и к поставленным перед группой задачам. Коллективизм - это стремление все вопросы решать сообща, коллективно, всей группой. Сплоченность - это психологическое и поведенческое единство группы, то есть единство мнений, суждений, оценок, отношений и поступков членов группы в наиболее важных для нее жизненных ситуациях. Под организованностью малой социальной группы понимают стремление и умение членов группы действовать сообща, четко распределять между собой обязанности и умело взаимодействовать друг с другом. Открытость - это доверие членов группы друг другу и их готовность к сотрудничеству с другими социальными группами. Наконец, информированность - это наличие у всех участников группы достаточно полных сведений о том, что происходит в группе и за ее пределами и касается членов данной группы.

У социологии малых групп появился синоним - «микросоциология», на которую приходилась основная доля эмпирических исследований. За полувековую историю исследований малых групп сложились три главных направления микросоциологии: социометрия, групповая динамика и бихевиористское направление.

В отечественной социологии изучение малых групп преследует двоякую цель: получение теоретических знаний о сущности малых групп как специфического социального явления и выработка практических рекомендаций по управлению групповыми процессами.



Малые социальные группы привлекли внимание социологов в 20-е г.г. XX века благодаря, главным образом, развитию прикладных исследований, что не исключало теоретического уровня их изучения. Большую популярность тема малых социальных групп получила во второй половине XX века. Это объясняется особой актуальностью темы.

Во-первых, индивид является членом общества не сам по себе, вне связи с другими индивидами, а только как член одной или нескольких малых социальных групп (семья, студенческая группа, трудовой коллектив, общественная организация, спортивная команда и т.д.). Люди всегда объединялись в коллективы. К этому их побуждала та или иная необходимость. Для социологии наибольший интерес представляют коллективы, члены которых формально свободны относительно пребывания в данной общности. Необходимость образования малых групп остаётся, но принимает иной вид. Чаще всего людей гонит в коллективы необходимость добывания средств к существованию. За этим увлекательным занятием проходит лучшая часть жизни. Казалось бы, когда отпадёт материальная нужда, люди покинут коллективы. Однако не хочется работнику менять место работы, где он всех знает и все знают его на другую работу с более высокой зарплатой, не хочется ветерану уходить на заслуженный отдых, так как нет отдыха вне работы. В коллективе человек не просто работает, в нём он живёт. Личная позиция человека по многим вопросам формируется в малой группе, так как в ней происходит его социализация. Поэтому вполне логична связь “индивид - малая социальная группа - большая социальная группа - общество”.

Во-вторых, малые социальные группы образуются не только стихийно, но и сознательно организуются. Проектированию подлежат не только строения, машины, дороги, каналы и т.д., проектируются и человеческие коллективы. При проектировании учитываются личные качества индивидов. В количественном плане проектирование представляется не менее сложным делом, чем в плане качественном. Сколько человек должно быть в данной малой группе? - вот главный вопрос целенаправленного создания группы. Теоретически не найти на него ответ, ответ может быть обоснован только эмпирически. Дело в том, что малая численность группы (диада, триада) не позволяет членам группы создать эффект коллективности. Суждение о том, что оптимальная численность группы составляет 5-7 человек, необоснованно, так как не связывается с конкретными обстоятельствами её существования. Одно дело компания друзей и совсем иное бригада строителей или воинский коллектив, для которых данная численность может оказаться недостаточной. С другой стороны, чрезмерная численность группы приводит к снижению коллективного эффекта деятельности, а сама группа разбивается на подгруппы. Разделение на подгруппы, если оно не выражает дробления функций, очень важный рубеж в жизни группы. Это сигнал о скором развале группы. Всё живое размножается делением. А перед исследователем стоят все те же вопросы: сколько учеников должно быть в классе, солдат - в отделении, крестьян - в артели и т.д.

Исследование малых групп необходимо предполагает их соотнесение с большими социальными группами. По содержанию деятельности малые группы похожи на большие, что создаёт впечатление идентичности их структур, например, первичная партийная организация и партия в целом, религиозная община и конфессия, культурное общество и нация, молодёжная группа и поколение и т.д. Но структуры малых и больших групп неидентичны, поскольку различны способы их существования. Как село не является маленьким городом даже при наличии одинаковых бытовых и культурных условий, так и малая группа не является уменьшенной копией большой группы. Вряд ли, прав американский социолог Т.Миллз, называя малые группы “микрокосмом больших обществ”. Большие социальные группы и общество было бы очень просто познавать, если бы их структуры и свойства были бы идентичны структурам и свойствам малых социальных групп. Точно так же нельзя распространять на всё общество свойства территориальных общин, которые также являются малыми социальными группами. Понимание большого общества, как совокупности территориальных общин, чревато тяжёлыми ошибками во внутренней политике государства. Целое - нечто иное, чем сумма его частей.

Существуют и др. различия, однако и приведенные достаточно ясно показывают оба типа групп как разные фрагменты социальной реальности. Малые социальные группы - это сообщества людей, все члены которых систематически непосредственно общаются между собой.

Виды малых социальных групп:

1) Первичная малая социальная группа - такая группа, члены которой связаны не только общими интересами, но и духовным единством. Для неё характерны любовь, дружба или, по меньшей мере, уважение. Члены группы ориентируются на постоянство отношений, пытаются добиться более высокого качества жизни. Так, например, на простой вопрос: “Почему Вы создаёте семью?” обычно дают глупый ответ о необходимости продолжения рода. Некоторые индивиды наловчились продолжать род и вне семьи; семья же создаётся ради более высокого качества жизни. Жизни одинокой многие лица предпочитают жизнь вдвоем, втроем и т.д. По этой же причине заводят в доме животных. Более высокое качество жизни побуждает людей завязывать родственные и дружеские связи вне семьи. Каждый член группы видит в другом человеке личность, индивидуальность и относится к нему как к самому себе. Первичная группа не делится на подгруппы, в ней отсутствует принуждение к вступлению в группу.

Именно в таких группах человек может испытывать наибольшую удовлетворённость жизнью, поскольку в них начисто отсутствует отчуждение между членами группы. Таковы семья, круг близких родственников вне семьи, компания друзей, религиозная секта, клуб поклонников какого-либо кумира и др. Девизом первичной малой социальной группы могли бы стать слова из песни: “Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить!”.

2) Вторичная малая социальная группа - такая группа, члены которой связаны общими интересами и ориентированы на достижение частных и временных целей. Духовное единство обычно отсутствует. Один человек видит в другом не цель, а средство или попутчика. Имеет место некоторое отчуждение или определённое дистанцирование членов группы друг от друга. Этот факт не обязательно оценивается отрицательно, так как все люди в той или иной мере прагматики и порой предпочитают сотне друзей сотню рублей.

Во вторичной группе проявляется тенденция к реализации статусов и ролей. Вторичные группы часто делятся на подгруппы. Девизом вторичной группы могли бы стать слова одного из британских лордов: “У Британии нет постоянных друзей и врагов, у неё есть постоянные интересы”. Если вообразить “Британией” отдельного человека, всё остальное будет верно характеризовать члена вторичной группы. Положа руку на сердце, проанализируйте Ваше отношение к членам своей группы и убедитесь в верности девиза.

3) Референтная группа. Если деление на первичные и вторичные малые социальные группы производится по характеру взаимоотношений между членами группы, то деление на референтные и нереферентные производится по ценностной ориентации индивида.

Референтная группа - это группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой он ориентируется в самооценке и поведении.

Референтной может быть как первичная, так и вторичная группа. Например, жена довольна другими членами семьи и считает её, по меньшей мере, “нормальной”. Её “коллега” из другой семьи сетует на недостатки мужа или сына (студента) и мысленно равняется на образцовую семью: “Живут же люди...”.

Вторичная группа (студенческая) является референтной, когда студент доволен ею: староста не отмечает пропуски его занятий, сосед не даёт скучать на лекции, украшая парту живописью и поэзией, он вместе с другими студентами посещает дискотеку, делится шпаргалками на экзамене, вместе с товарищами выступает против “враждебного класса” преподавателей и т.д. Чего еще желать от такой группы? Она само совершенство. Иное дело, когда у группы отсутствуют указанные “достоинства”. В этом случае группа “плохая” и “недружная”.

Референтные группы часто находятся за пределами той группы, к которой принадлежит индивид. Хороша или плоха группа, а молодому человеку нравится поп-ансамбль.

Факторы сплочения индивидов в малые социальные группы.

Фактор есть то или иное обстоятельство жизни или личное свойство человека, которое непосредственно предопределило членство индивида в данной группе. Факторы бывают сходными или различными для членов группы.

1) Интерес, то есть, направленность активности личности на удовлетворение своих потребностей или желаний. Это наиболее типичный фактор, на его основе формируются цели членов группы, которые часто совпадают. Например, Ваше пребывание в студенческой группе есть выражение сходства Вашего интереса с интересами других студентов.

2) Сходные или близкие статусы и роли. Люди “своего круга” обычно оценивают других людей как равных себе и на этой основе завязывают систематические отношения. Это, например, жильцы многоквартирного дома, дачники, “элиты” местного пошиба и др.

3) Сходные или близкие условия деятельности. Члены разных “кругов” могут составлять малую группу в силу обстоятельств, в которых они очутились. Так, например, и рядовой, и генерал вместе создают партизанский отряд, иностранные учёные и папуасы вместе изучают Новую Гвинею, священник и вор сидят в одной тюремной камере и т.д.

4) Психологическая совместимость. Даже при стихийном образовании малой группы люди часто сближаются по сходству темпераментов, по идеалам, по ценностям, по призванию или склонностям. Этот фактор учитывается при целенаправленном создании коллективов: экипаж подводной лодки или космического корабля, спортивная команда и др. Выражение бывших фронтовиков “С тобой я бы пошёл в разведку” означает психологическую совместимость, если понимать её не слишком строго с точки зрения психологической науки.

5) Чужая воля. Этот фактор обычно редко упоминается в работах социологов, чем создаётся впечатление, будто, сплочение людей в группы происходит добровольно. Но не по своей воле отбывает срок преступник в колонии, солдат служит не там и не с теми людьми, где и с кем ему хотелось бы служить. Излишне говорить о вторичности такой малой группы. Однако объективно это тоже малая группа и ей присущи некоторые из общих свойств малых групп.

Свойства малых социальных групп.

1) Лидерство. Малая группа не может существовать без лидера. Лидерство основывается на превосходстве одного из членов группы по ценимым в группе качествам (силе, уме, ловкости и др.). Лидер более или менее тактично подавляет членов группы и подчиняет своей воле.

2) В малой группе существуют обязательства каждого члена выполнять общие требования и оберегать общие ценности, даже если они противоречат нравственности и праву. Наиболее значимыми являются такие ценности, как солидарность и взаимопомощь. Например, в преступных группах существует своего рода “профсоюз”, оказывающий материальную помощь членам семей осуждённых сообщников.

3) Чем многочисленнее малая группа, тем более она “рыхлая” и непрочная. И, напротив, чем малочисленнее группа, тем интенсивнее в ней взаимодействия между членами группы. Отсеиваются случайные люди, остаются самые-самые...

4) “Мы” преобладает над “Я”. Эгоизм переходит с индивидуального уровня на уровень группы. Я член этой группы и потому, что бы ни сделала эта группа, она всегда права. Преобладание “Мы” над “Я” имеет и позитивное значение: в коллективе каждый отдельно взятый человек становится сильнее в сравнении с его индивидуальным существованием.

5) Идентификация индивида с группой объективно необходима. Это “моя” группа, а другая группа “чужая”. Идентификация происходит по принципу “свой-чужой”. В природе человека заложено стремление к такой идентификации. Данным свойством пользуются в тех случаях, когда надо создать образ врага. Раз некто не “наш”, он “чужой”, следовательно, враг. Кто не с нами, тот против нас.

Но не только индивид идентифицирует себя с группой, группа также может принять его в свой состав или не принять. Критическими для новичка являются первые дни или даже часы пребывания в новом коллективе: его пробуют, испытывают и решают, “свой” он или же “белая ворона”, “паршивая овца” и т.п.

Малые

По порядку возникновения:

первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки:

1) малочисленный состав;

2) пространственная близость членов;

3) длительность существования;

4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

5) добровольность вступления в группу;

6) неформальный контроль за поведением членов.

вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);

По общественному статусу:

1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;

2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По непосредственности взаимосвязей:

1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;

2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По уровню развития или сформированности межличностных отношений:

1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);

2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).

По значимости:

1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:

«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.

«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.

2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

Другие виды групп:

1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.));

2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);

3) организованные и стихийные и др.

Большая социальная группа - количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов - получение образования);

Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос - совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).

Общество - самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования (на Западе более употребителен термин «интеллектуалы»). Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих- секретарей, контролеров банка и т.д.

Роль интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих функций:

    научно-техническое и экономическое обеспечение материального производства;

    профессиональное управление производством, обществом в целом и отдельными его структурами;

    развитие духовной культуры;

    социализация;

    обеспечение умственного и физического здоровья населения.

Обычно выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную (представители творческих профессий), медицинскую, управленческую, военную и т.д.

Люди умственного и физического труда , рассматриваемые как отдельные социальные группы, заметно различаются: по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам.

Население города и население деревни , которые по-прежнему остаются главными видами поселения людей, различаются по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Малые социальные группы, их типология и значение в жизнедеятельности общества и личности

Введение

1.1 Понятие социальной группы

1.3 Типология малой социальной группы

Заключение

Литература

Введение

Исследования социальных групп являются пограничными для двух наук - социальной психологии и социологии. А их разновидность - малая группа - является предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, отечественных и зарубежных исследователей и практиков.

Вопрос малой группы является наиболее традиционной и довольно хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Исследование малых групп представляется одной из наиболее важных и интересных задач социальной психологии. Постоянное усложнение общественной жизни, включенность людей в многочисленные образования по видам их деятельности и характеру их общественных связей требует пристального внимания исследователей. Роль малых групп действительно увеличивается в жизни человека, в частности, потому, что растет необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни, бизнесе, политике.

1. Феномен малой социальной группы

1.1 Понятие социальной группы

Понятие группы как таковой является одним из самых важных в социологии и социальной психологии, однако, у ученых до сих пор нет полного согласия относительно его определения.

Как замечает Ю.Г. Волков, социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия .

Свое определение предлагает С.С. Фролов: социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других .

В этом определении ученый видит два существенных условия, необходимых для того, чтобы просто совокупность индивидов считалась группой: I) взаимодействие между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

По мнению С.С. Фролова, социальные роли объединяют людей в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи. Во-первых, отношения начинают рассматриваться как действия, осуществляемые в определенных границах, так что люди оказываются либо «внутри», либо «вне» группы. Во-вторых, люди приписывают группам «объективное» существование и воспринимают их так, как если бы они были реальными и осязаемыми. В-третьих, группа становится носителем особой субкультуры или контркультуры - набором уникальных в своем роде норм и ценностей. В-четвертых, у людей появляется чувство преданности группе, которая дает ощущение того, что они представляют собой единое целое, имеющее свои отличительные свойства .

В отечественной традиции социальные группы часто делят на два типа: малые и большие. Разделение этих двух типов групп имеет весомые основания. Они не просто различаются по количеству членов, -- это принципиально разные типы групп.

1.2 Понятие малой социальной группы

В словаре обществоведческих терминов малые социальные группы трактуются как - относительно устойчивые, небольшие по численности социальные группы, члены которой находятся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии (семья, школьный класс, дружеская компания и т.п.) .

Г.М. Андреева, известный специалист в области социальной психологии, относит к малым группам разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля. Малые группы существуют в действительности: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Изучение групп может проводиться через специальные приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты, эксперимент). Важно, что можно вычленить конкретную цель существования таких групп, так как они организованы для выполнения какой-либо деятельности .

Из бесчисленных определений малых групп Г.М. Андреева предлагает использовать следующее: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Определение достаточно универсально, оно не претендующее на точность дефиниции и носит скорее описательный характер, допускает различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям .

М.Битянова, в соответствии с определением Андреевой Г.М., выделяет два признака, создающие основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт членов группы. На этой основе возникает и развивается малая группа как социально-психологическое явление.

Малая социальная группа представляет собой целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами:

· Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.

· Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.

· Наделяет входящих в него людей когнитивным и эмоциональным содержанием.

· Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповом общении .

По словам Г.М. Андреевой, в литературе довольно давно идет спор относительно нижнего и верхнего пределах малой группы. В большинстве исследований число участников малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет соотносится с представлением о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек -- «диада» . Хотя в литературе иногда высказываются мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой.

Большинство ученых сходится во мнении, что размер групп как структурный компонент оказывает влияние на характер взаимодействий его участников. Действительно, чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи. Так диады создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений (отношения между родителем и ребенком, между мужем и женой). Большинство наших социальных взаимодействий осуществляется на базе отношений «один-к-одному» .

В диадах по сранению с группами больших размеров чувства и эмоции играют большую роль. Однако этот фактор сказывается и на довольно хрупком характере отношений в диадах: между сторонами существует нестойкий баланс, так как если один из участников группы разочаруется в партнере, то взаимосвязь между ними полностью разрушится. Интересно, что отношениям в группах, состоящих из двух человек, свойственны большая напряженность и меньшая открытая враждебность в отношении прочих взаимосвязей.

Образование триады (группы из трех членов) коренным образом меняет социальную ситуацию. Становится возможным организация коалиций. При таком раскладе один из членов группы может оказаться в положении «постороннего». Хотяо в некоторых обстоятельствах этот третий человек наоборот может взять на себя роль посредника или миротворца .

Исследования показывают, что наиболее предпочтительной представляется группа из пяти человек. При этом абсолютно тупиковая ситуация невозможна из-за нечетного числа членов группы. Такие группы имеют тенденцию раскалываться на большинство в три участника и меньшинство в два участника, оказаться в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции, как в триаде. Группа из пяти человек достаточно велика для того, чтобы ее члены могли легко меняться ролями и любой член группы имел возможность выйти из неловкого положения без обязательной необходимости формально пересматривать проблему. И наконец, группа из пяти человек достаточно велика для того, чтобы люди ощущали, что могут свободно выражать свои эмоции и даже вступать в противоречия друг с другом, но достаточно мала для того, чтобы ее члены могли неуважительно относиться к потребностям и чувствам друг друга. По мере увеличения размеров групп они становятся менее «сговорчивыми». В таких группах люди скорее не говорят друг с другом, а обращаются к другим с формальными речами .

1.3 Типология мало й социальной группы

малый социальный группа личность

В истории социологии предпринимались многократные попытки построить классификацию малых групп.

Действительно, малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Точно так же малые группы могут быть подразделены на становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся .

Большое количество малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций.

На самом деле, допустимы самые различные основания для классификации малых групп: по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д.

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. По мнению Г.М. Андреевой, целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации.

1) Деление малых групп на «первичные» и «вторичные».

Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Впервые ввел понятие первичной группы Ч.Кули (1909) применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. В дальнейшем социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы (группа друзей).

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Основное значение в этих группах придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции (промышленное предприятие).

2) «Формальные» и «неформальные».

Впервые это деление было предложено Э. Мэйо. Формальная группа обладает определённым правовым статусом и создается для решения круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную структуру, руководство, права и обязанности ее членов (производственный коллектив, студенческая группа). При этом в формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общих интересов или взаимных симпатий. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, готовность к содействию и взаимопомощи За каждым участником группы нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями.

3) «группы членства» и «референтные группы».

Такая классификация была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах ученого было показано, что часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются (ученик, являющийся членом класса, разделяет нормы «сомнительных» элементов с улицы).

В настоящие дни в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. Во втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения» - как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.

Каждая из этих описанныхстрех классификаций задает некоторую дихотомию .

2. Значение малых социальных групп в жизнедеятельности общества и личности

Нельзя не отметить важность изучения социальных групп, в частности малых, существующих в обществе. Во-первых, сама социальная структура общества представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей. Во-вторых, вся жизнь человека, живущего в обществе людей, протекает в социальных группах и под их непосредственным влиянием: в семье, на работе и т.д. Только в групповой жизни человек формируется как личность, находит самовыражение и поддержку.

Социальная группа предоставляет обществу преимущества, обусловленные объединением физических, интеллектуальных и духовных сил людей. Многие исследователи пришли к выводу, что некоторые особенности человека - способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом именно групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе, зависит от нее. Уже в древности люди предпочитали жить группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20 - 30 человек. И в современном мире человек не мыслит себя вне группы. Он является членом семьи, ученического класса, спортивной команды, рабочего коллектива и т.д.

Одно из важнейших значений малых групп состоит в их социализирующей функции. Действительно, группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых, в это же время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, дети усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.

Андреева Г.М. определяет сущность социализации так: социализация -- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Обычно социализацию разделяют на три стадии: на первичной стадии (социализация младенца) агентом социализации выступает семья; вторичная стадия включает период получения формального образования; и третья стадия - это социализация взрослого человека, когда социальные факторы входят в роли, к которым первичная и вторичная социализации не могут подготовить их в полной мере (становление мужа, жены, родителя). Приобщение индивидуального интеллекта к социальному совершается только в процессе социализации и является важной частью ее.

Инструментальная роль группы определяется объединением людей ради выполнения той или иной работы. Многие группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).

Некоторые виды групп называются экспрессивными, так как их основная цель - удовлетворить стремление членов группы к социальному принятию, одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне (компании друзей и подростков, которым нравится вместе проводить время).

Не вызывает сомнений, что люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств и вызывания приятных. Под воздействием группы может происходить ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Некоторые же наоборот могут усилится под воздействием эмоций других членов группы. Когда совокупность людей становится группой, формируются нормы и моральные ценности на основе которых устанавливается порядок взаимодействия.

Малые социальные группы, особенно первичные, играют большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Выполняя производственные функции, они также устанавливают между собой межличностные контакты, отличающиеся психологической гармонией и общей заинтересованностью в чем-либо. Таким образом они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели феномен малой социальной группы. Мы перечислили некоторые имеющиеся определения данному понятию, остановив свое внимание на одном из них, раскрыли основные свойства малых групп. Отметив, что существует множество различных классификация малых социальных групп, мы особое внимание уделили типологии, предложенной специалистом в области социальной психологии Г.М. Андреевой.

Во второй части теоретической работы мы остановились на тех значениях, которые играют малые социальные группы в обществе в целом и в жизни каждого отдельного человека.

Мы обнаружили, что все люди находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, занимая свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Взрослея, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.

Литература

1. Андреева Г.М. «Социальная психология.» М., 2000 .

2. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 1998.

3. Битянова М. Большие и малые // Школьный психолог. - 2000. - №32.

4. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов; Под ред. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.

5. Толковый словарь обществоведческих терминов. / Сост. Н.Е. Яценко. - М.: Лань, 1999.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М.: Наука, 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных. Обязанность социолога понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

    реферат , добавлен 25.02.2010

    Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальные группы. Социальные общности и их виды. Социальные институты как формы организации общественной жизни.

    презентация , добавлен 17.03.2012

    Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Концепции личности. Структура и характеристики личности. Типология личности и ее реализация в современной социологии. Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества. Социальные условия, которые общество может предоставить личности для самореализации.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2012

    Потребности как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Книги как источник информации для совершенствования себя. Духовный мир личности.

    презентация , добавлен 01.11.2013

    Возникновение и развитие социологии. Фундаментальные и прикладные исследования. Социальные статусы и социальные роли личности. Сплоченность общества как необходимое условие его существования. Сущность элиты общества, ее роль в общественной жизни.

    учебное пособие , добавлен 20.12.2011

    Понятие личности в системе человекознания. Становление личности и процесс социализации. Структура и составные элементы личности, социальные типы. Феномен свободы и противоречия волюнтаризма и фатализма. Модели взаимоотношений личности и общества.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Понятие социальной группы в социологии. Типология социальных групп. Малые, средние и большие социальные группы. Признаки и характеристика социальной организации. Формальные и неформальные социальные организации. Понятие социальной общности в социологии.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Возникновение социологии личности на грани XIX и XX вв. Этапы становления науки о социологических проблемах личности. Предмет и функции социологии личности. Личность как представитель социальной группы, класса, нации, семьи. Социальные качества личности.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2011

    Социальная группа как среда жизнедеятельности индивида. Характеристики малых социальных групп, их классификация по степени организованности, характеру внутригрупповых взаимодействий. Понятие внутренних и внешних групп. Динамика малых социальных групп.



Похожие статьи