Факторы, влияющие на социальную среду организации. Влияние социальных факторов на развитие и здоровье человека

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

Социализация

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация - это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с моделью. "Идентификация" для них означает "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом "социального научения".

Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Внешне вина не имеет особых признаков в экспрессии, жестах и выражении лица, разве только страдающий от вины скажет, что виноват. Поэтому если мы попытаемся взглянуть изнутри на чувство вины, то увидим, что оно возникает вследствие непроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны приблизительно следующим образом:

а) каким должен быть я или каким должно быть мое поведение в соответствии с ожиданиями другого. Мой ум автоматически конструирует модель, каким я должен быть. Здесь не существует точных критериев. На самом деле мне неизвестны ожидания другого, я их создаю в соответствии с общими представлениями о том, чего другой ждет от меня. Эта модель ожиданий может быть реальной, т.е. соответствовать хотя бы в ключевых моментах подлинным ожиданиям другого, но она может быть и совсем не такой, каковы ожидания другого;

б) восприятие собственного моего состояния или поведения здесь и теперь;

в) акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование, мучительность которого поддерживается обликом эмоции обиды на лице, в словах и поведении другого. Чем сильнее он обижен реально или в моем представлении, тем сильнее мое чувство вины. Эта дезинтеграция во мне мучительна, поскольку нервная система чувствительна к любым рассогласованиям в системе Я. Это страдание иррационально и подобно мистическому Хаосу, которого боялись даже боги. Этот разрыв между тем, каким я должен быть здесь и теперь, и тем, кто я есть, усиливается и подкрепляется; обиженный другой защищается от обиды примитивными и древними средствами, становится гневливым и агрессивным, что еще мучительней и потому, что идет от любящего.

Не наказывая, а лишь обижаясь. В семьях, основанных на любви, детьми управляют, вызывая периодически чувство вины. Если в этом преуспеть, то возникает глубокий невроз, основанный на вине. Механизмы защиты приобретают причудливый характер, создавая такие симптомы невроза, как, например, навязчивую заботу, демонстрацию любовных действий, насыщенных страхом и даже агрессией, а иногда мазохизм.

Чувство вины может возникать в различных ситуациях и отношениях. Мы можем быть виноватыми перед родителями, детьми, перед женой или мужем, перед друзьями, к которым испытываем привязанность и с которыми идентифицируем себя, считая для себя значимыми их ожидания относительно нас. Однако сколь бы многообразным ни было чувство вины, эмоция, лежащая в его основе, одна -- это вина, порождаемая рассогласованием того, каковы я и мое поведение, положение и облик, с тем, каким я должен был бы быть в соответствии с ожиданиями значимого, любимого другого или других.

Познание своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства нашей Я-концепции, о которых мы и не подозреваем. Здесь и теперь мне стало стыдно. Почему? Значит, существует рассогласование между тем, каков я здесь и теперь, и тем, каким я должен быть согласно своей Я-концепции. Если я в состоянии сделать объектом интроспекции свое состояние, то нетрудно установить признаки, с которыми я вступил в конфликт, даже если эти признаки, представления о себе скрыты в глубине бессознательного. Для познающего даже стыд превращается в призму, через которую он познает себя. Если вам вдруг стало стыдно, вы испытали какое-то неприятное чувство и стали раздражаться, вспомнив, что не ответили на письмо школьного товарища, которого не видели двадцать лет и не собираетесь с ним общаться, то это свидетельствует о том, что вы являетесь человеком, преданным старым друзьям и обязательным притом, хотя в вопроснике на вопрос о преданности друзьям ответили «нет». Клиент, который обращается к консультанту по поводу того, что он считает себя слабым в сексуальном отношении, в своей Я-концепции считает себя сильным мужчиной, так как жалуется на гнетущее чувство стыда по поводу неудач в сексе.

Наш стыд говорит о нас намного больше, чем мы думаем. Поэтому размышление о стыде -- один из надежных путей самопознания не того, каким мне хочется казаться, а того, каков я есть.

Стыд также состоит из трех элементов:

а) то, каким я должен быть здесь и теперь согласно Я-концепции;

б) каков я здесь и теперь;

в) рассогласование и его осознание.

Как видим, стыд и вина состоят из одних элементов, но различить их нетрудно. Если мне стыдно безотносительно к тому, чтобы кто-либо оценивал мое поведение или состояние, чтобы кто-то видел или слышал о стыдном поступке, то это -- чистый стыд, абсолютный стыд. Но поскольку стыдные поступки в моей жизни наказывались лишением любви, плохим отношением взрослых, друзей, отвращением ко мне значимых людей, то энергия стыда возрастает при возбуждении представлений о том, что кто-то оценивает меня, неодобрительно относится к моему поступку или состоянию. Однако это -- не чистый стыд, а индивидуальный, вызванный другими людьми, поскольку я чувствителен к их чувствам. Если эти другие мною любимы, то данный вид стыда сливается с чувством вины, с чувством того, что я не соответствую их ожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыда реализуется социальный страх перед осуждением другими.

Развитие эмоции стыда является необходимым условием нормального развития человека и формирования индивидуальности. Но с того момента, как личность сложилась и индивидуальность выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой эмоции как побудителе деятельности и поведения. Стыд должен стать лишь сигналом к тому, что здесь и теперь я не соответствую своей Я-концепции -- и не более того. А мои поступки определяются разумом и сознанием блага. По-видимому, именно в этом смысле Аристотель говорил, что «мы не хвалим взрослого, если он стыдлив» Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -- М.: Просвещение, 1991. С 65.

К социальным факторам относится, например, человеческий фактор, который характеризуется определенным числом индикаторов жизненного уровня, в том числе, среднедушевыми доходами, прожиточным минимумом, средней заработной платой. Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На особенности социального уклада влияют, казалось бы на первый взгляд не имеющие существенного воздействия на экономику предприятия факторы:

Стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям;

Субкультура в рамках единой культуры;

Временные изменения вторичных жизненных ценностей;

Мнение супружеских пар о размере семьи;

Отношение людей к употреблению алкогольных напитков.

Первый из перечисленных факторов влияет на большинство организаций. Планирование с учетом изменения этого фактора имеет решающее значение.

Технологические факторы.

Одной из влиятельных сил, определяющих судьбу предприятия, являются техническая и прикладная наука. Отношение к научно-техническому комплексу зависит от того, восхищается ли человек его чудесами или скорее поражается его промахами. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Изменения в технологии оказывают влияние практически на все организации и предприятия, и требуют учета. Ниже перечисленые товары, не существовали еще 20 лет назад:

Персональные компьютеры;

Компакт-диски;

Цифровые аудио магнитофоны;

Видеокамеры;

Факсимильные аппараты;

Промышленные роботы;

Эти достижения обязаны своим успехом прогрессу в микроэлектронике. Влияние технологий микроэлектроники значительно усилилось и на сферу розничной торговли. Многие ведущие специалисты в этой отрасли, отметили, что розничные торговцы, не шагающие в ногу с новинками технологии, будут вытеснены на обочину деловой жизни.

Руководитель предприятия должен внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса и учитывать следующие моменты при планировании деятельности предприятия:

Ускорение научно-технического прогресса;

Появление безграничных возможностей;

Рост ассигнований на НИОКР;

Повышение внимания к внедрению небольших усовершенствований в уже существующие товары;

Ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Экономические факторы.

Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов, а также:

обменный курс национальной валюты, уровень оплаты по закладным, уровень инфляции, экономический цикл. Какой фактор важнее для определенного предприятия - обменный курс или процентная ставка - определяется профилем ее рынка. Безусловно, существенное влияние оказывает так называемый экономический цикл - период подъема или спада в экономике. Немногие компании могут противостоять общим тенденциям развития бизнеса. Повышение процентных ставок может сократить объем кредитов, а снижение уровня оплаты по закладным будет влиять не только на торговлю недвижимостью, но и на тех продавцов, предпринимателей, чей доход зависит от смены людьми своего жилья.

Политические факторы.

На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.

Макросреда фирмы включает также такие факторы как демографическая среда, правовая среда, природная среда.

Демографическая cреда.

Демография - наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся маркетингом демографическая cреда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Наиболее существенные демографические тенденции:

Снижение рождаемости;

Старение населения;

Перемены в семье;

Миграция населения.

Природная cреда.

В 60-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу того, не разрушает ли промышленная деятельность в развитых государствах окружающую природную среду. Возникли группы и движения бдительности, а озабоченные законодатели стали выдвигать различные меры по охране окружающей cреды. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку:

Дефицит некоторых видов сырья;

Вздорожание энергии;

Рост загрязнения cреды;

Решительное вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Правовая среда.

На все мероприятия (в особенности в области маркетинга) в возрастающей мере влияет правовое окружение:

Законодательство по регулированию предпринимательской деятельности;

Повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов;

Рост числа групп по защите интересов общественности.

Учитывая важность учета СТЭП-факторов для планирования деятельности предприятия, необходим не только их анализ, но и целенаправленный их прогноз.Прогнозирование внешнего окружения или аудит внешнего окружения, приобрели важное значение в начале 80-х годов, особенно после того, как организации расширили рамки исследований в области прогнозирования, включая причинные факторы. Например, прогнозирование развития технологии приобрело особую важность с тех пор, как микроэлектроника проникла в большинство сфер производства.

В основе большинства прогнозов лежат четыре основных метода прогнозирования:

Изучение мнений,

Подсчет,

Экстраполяция статистических тенденций,

Поиск зависимости между двумя или более статистическими переменными.

Внешнее окружение организации делится на две группы факторов: внешняя среда и конкурентное окружение. Структурная схема факторов внешнего окружения показана на рис. 1.4. Одни факторы влияют на другие и наоборот. Но без определенных средств и методов структурирования существует опасность, что анализ станет беспорядочным, а важные факторы будут проигнорированы.

Не менее важное значение имеет анализ и прогноз конкурентного окружения, которые включают изучение всех составляющих конкурентного окружения.

Наиболее важными аспектами при анализе рынка являются следующие:

Что за рынок? Насколько он велик? Подвержен ли рынок изменениям? Какие существуют заменители данного товара? Насколько прибылен рынок?

n Каковы географические границы рынка? По каким причинам и каким образом они изменяются?

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика - это системa жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску. Поэтому наряду с выражениями «экономические явления», «экономическое развитие» в литературе, посвященной экономике, широко используются словосочетания «социально-экономические процессы», «социально-экономическое развитие», «социально-экономические проблемы».

Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом.

Социальная экономика тесно связана с формами и отношениями собственности, по крайней мере, в той части, где проявляются собственнические интересы людей. Отношения, возникающие между людьми в связи с присвоением, образованием личной, семейной собственности, имущественным переделом, относятся к социальным.

Так как человек в своей жизни теснейшим образом связан с природой, то экологическая экономика, характеризующая воздействие окружающей среды на жизнеспособность и качество жизни людей, должна быть также отнесена к социальной экономике.

Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. На социальные нужды работает промышленность - и не только пищевая и легкая, но и машиностроение, приборостроение, энергетика. Во многом социально ориентированы сельское хозяйство и лесное, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание.

Действительно, легкая промышленность обеспечивает население одеждой и обувью, пищевая - продуктами питания, машиностроение - бытовой техникой, деревообрабатывающая - мебелью, энергетическая - теплом и электроэнергией. Сельское хозяйство - основной источник продовольствия. Строительство обеспечивает население жильем. Пассажирский транспорт осуществляет железнодорожные, автомобильные, авиационные, водные перевозки людей и багажа. Телефонная, телеграфная, почтовая связь удовлетворяет потребности людей в коммутациях. Розничная торговля предоставляет возможность купить необходимые товары, а общественное питание - кормить людей не только дома, но и на работе в пути, во время отдыха.

Несомненно, что отраслями социального профиля являются жилищное и коммунальное хозяйства, поддерживающие в рабочем состоянии дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, энергообеспечение, то есть жилищную инфраструктуру. Хотя официальная статистика не относит жилищное строительство к отраслям социальной сферы, думается, что строительство жилья и объектов социально-культурного и бытового назначения правомерно считать социальными отраслями народного хозяйства.

Есть основания относить к отраслям социальной сферы охрану, восстановле ние, очистку окружающей среды, по крайней мере в той части, в которой эта деятельность обеспечивает поддержание условий нормальной жизнедеятельности людей, их отдыха.

Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают культура, образование, здравоохранение. Эти отрасли призваны удовлетворять самые чувствительные и тонкие запросы людей, и потому их социальная значимость исключительно велика.

Отрасль культуры - это кино, театр, музеи, библиотеки, выставки, концертные залы, клубы, словом, все центры культурных ценностей, очаги культуры, распространители культурного достояния и наследия. Эта отрасль призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Отрасль образования - это школы и дошкольные детские учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, высшие учебные заведения, исследовательские учреждения в области педагогики. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях. С одной стороны, призвана удовлетворять потребность людей в знаниях, с другой - осуществлять подготовку и переподготовку к работе, труду, способствовать приобретению специальности, овладению профессией. Огромное значение для общества имеет воспитательная функция образования.

Отрасль здравоохранения призвана заботиться о поддержании здоровья людей, проводить профилактику и лечение болезней, оказывать медицинскую по мощь, обеспечивать людей лекарственными средствами, восстанавливать потерянное здоровье. Это поликлиники, больницы, амбулатории, лечебные центры, институты, пункты скорой помощи, диспансеры, родильные дома, здравпункты на предприятиях, профилактории.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физическая культура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

Многие экономисты относят культуру, образование, здравоохранение к непроизводственной сфере, рассматривая продукт этих отраслей, конечный результат их деятельности как непроизводственные услуги. Более обоснованным было бы считать культурные ценности, знания, здоровье особым, уникальным видом социально-экономического продукта, а соответствующие отрасли - производителями этого продукта.

Расходы на социальные цели призваны смягчить дифференциацию материального положения социальных групп неизбежно свойственных рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства квалифицированной и здоровой рабочей силой, отражается на невидимом национальном богатстве страны.

Наряду с решением социальных задач эти расходы в бюджете оказывают существенное воздействие на размеры и структуру спроса.

Во-первых, получатели социальных пособий, помощи, стипендий обеспечивают часть платежеспособного спроса населения на потребительские товары, лекарства, услуги. Во-вторых, социальные расходы частично направляются на строительство объектов здравоохранения, образования, закупку товаров и услуг.

Особое воздействие на состояние экономики оказывают государственные дотации на жилищное строительство. Жилищное строительство не только увеличивает спрос на земельные участки, строительные материалы, но и служит емким рынком для некоторых подотраслей промышленности: производства подъемно-транспортного, телевизионного, электробытового оборудования, труб, сантехники, паркета. Жилищное строительство служит генератором спроса на мебель, кухонное оборудование, приборы длительного пользования, особенно холодильники, стиральные и посудомоечные машины, печи СВЧ, грили и пылесосы, теле-, видео- и радиоаппаратуру.

Среди расходов на социальные цели особо выделены субсидии местным бюджетам. Это не цели, а каналы социальных расходов, так как значительная их часть проходит через местные бюджеты. Расходы на социальные цели наиболее уязвимы в государственном бюджете. При образовании дефицита или необходимости срочно изыскать средства на какие-либо чрезвычайные цели в жертву обычно в первую очередь приносятся социальные расходы. Более того, внебюджетные социальные фонды часто служат источниками заимствования для покрытия государственных расходов.

Говоря о социальном факторе, как о факторе развития национальной экономики, нельзя не отметить следующее обстоятельство.

Как известно социальные потребности являются побудительным мотивом к экономической деятельности. В то же время в современных условиях отличается постоянно растущее стремление людей к потребительству. Рост потребностей отдельных людей и общества в целом, стремление удовлетворять их более на высоком уровне вызывает потенциальную необходимость увеличения объемов производства, повышения эффективности использования экономических ресурсов, повышения качества производимой продукции и т. п.

Таким образом, можно говорить о существенной стимулирующей роли социального фактора в развитии национальной экономики.

Социальные факторы

В обобщенном виде все социальные факторы можно разделить на микросоциальные, включающие непосредственные социальные связи и условия жизни человека, и макросоциальные, включающие более широкие социально-экономические условия его существования.

Под микросистемой понимается конкретное жизненное пространство человека с вполне определенными пространственными, временными и интерперсональными характеристиками, например: дом, школа, рабочее место. В рамках микросистемы человек находится в определенный отрезок времени, в определенном месте и в определенной роли. Сюда относится и система межличностных отношений. В рамках системы микросоциальных факторов особая роль принадлежит семейным факторам.

Макросистема включает законы, правила, предписания экономической, политической, социальной и педагогической систем данной культуры. Она также включает неформальные законы и правила, регулирующие повседневную жизнь.

К патогенным макросоциальным факторам относятся перенаселенность, загрязненность окружающей среды, высокий уровень насилия и уменьшение социальной поддержки, безработица, бездомность, миграция.

Изучение соотнесения распространенности психических расстройств с половой принадлежностью показали, что более высокая распространенность ассоциируется с принадлежностью к женскому полу, низким уровнем образования и возрастом после 30 лет.

Установлено, что работающие женщины реже страдают депрессией, чем неработающие. Важным фактором психической патологии является сексуальное и физическое насилие, от которого в первую очередь страдают женщины.

Исследования показывают, что огромные масштабы технологических перемен также представляют собой важный стрессогенный фактор, провоцирующий рост психических расстройств.

Следует также отметить влияние этнокультуральных факторов на распространенность и характер течения различных психических расстройств. Известно, что для восточных народов характерно преобладание соматических симптомов, маскирующих эмоциональные проявления депрессивных и тревожных расстройств.

Необходимо отметить социокультурные факторы как ценности, культивируемые в обществе. Влияние культуры на специфику психических расстройств, в частности деструктивное влияние ценностей общества потребления и конкуренции, представляют собой предмет специального изучения в современной клинической психологии.

Неуклонно растущий объем исследований приводит к выводу о многофакторной биопсихосоциальной природе психических расстройств.

Биопсихосоциальные модели – важный шаг на пути к комплексному решению проблемы психического здоровья человека через призму биологического, психологического и социологического подходов.

Периоды психического развития человека

В развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности его жизненного цикла, формирования психических способностей, становления психики в целом.

Развитие людей, включая их психическое развитие, происходит неравномерно. Это касается как разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы общего восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни.

Самосознание человека формируется в процессе всей жизни, по дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально неравномерность психического развития может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором также наблюдаются неравномерности умственного, социально психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткового возраста.

Проблема возраста. Проблема возраста только на первый взгляд проста. Попытки создания возрастных периодизаций связаны с необходимостью определения понятия "возраст", которое до сих пор остается нечетким. Существует понятие "хронологический возраст", означающее длительность жизни человека от момента его рождения.

Периодизация психического развития человека предполагает выделение критериев соотнесения хронологического возраста и психологического. Одной из первых попыток такого соотнесения было введение Альфредом Бине понятия "умственный возраст". А. Бине, французский психолог, в начале XX в. создал первый тест умственного развития. Умственный возраст он определял как способность решать задачи, отражающие представления об уровне владения понятиями и умственными операциями. Отношение умственного возраста к хронологическому служило показателем умственного развития, которое по предложению У. Штерна было названо коэффициентом интеллекта (IQ).

Социальное развитие и понятие "социализация". Социальное развитие – процесс вхождения человека в окружающую социальную действительность – одна из важнейших сторон его психического развития в целом. Без способности эффективно взаимодействовать с другими людьми в рамках тех или иных социальных групп трудно представить взрослого, "зрелого" человека.

Многочисленные факты, полученные при наблюдении последствий социальной депривации и в ходе специальных экспериментов, свидетельствуют о решающей роли социального окружения для всех сфер психического развития человека: от двигательной до когнитивной, от эмоциональной до сферы самосознания.

Выделение сферы социального развития как отдельной стороны психического развития является условным, так как ни одно живое существо не является столь социально зависимым и одновременно не обладает столь же выраженными возможностями влияния на свое окружение, как человек. По сути, именно процесс постоянного взаимодействия человека со своим социальным окружением, все более и более расширяющийся и усложняющийся по мере взросления, служит своего рода "двигателем" всех остальных сфер его психического развития.

Процесс социального развития личности, как процесс развития вообще, осуществляется на основании взаимодействия личности с социальной средой. Именно для характеристики этого активного включения человека в систему социальных связей обычно и используется понятие "социализация". Поэтому понятия "социализация" и "социальное развитие" в ряде случаев выступают как синонимы. Однако, как правило, они используются в различных гносеологических контекстах.

Социализированность понимается как соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение или процесс социальной адаптации. В таком случае социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя, кроме признаков социализированности, готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Таким образом, в отличие от социализированности социализация подразумевает:

  • – способность к адекватному восприятию новых социальных требований;
  • – избирательное отношение к социальным воздействиям;
  • – низкую социальную ригидность;
  • – наличие личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

В последние два десятилетия активно используется термин "ресоциализаця" для обозначения процесса "вторичного" вхождения индивида в социальную среду, что стало необходимым из-за имеющихся "дефектов" социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социального и культурного окружения (ресоциализация мигрантов).

В качестве центральной характеристики социального поведения человека в процессе ресоциализации рассматривается умение ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Пути формирования данного умения понимаются исследователями по-разному. В сложном процессе социализации, как правило, выделяют четыре направления.

Во-первых, акцент при анализе социализации делается на культурально задаваемых ценностях, моделях поведения, способах социальной категоризации и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации.

Во-вторых, процесс социализации рассматривается как процесс усвоения социальных навыков, интернализации различных типов социального опыта. Социальное развитие соответственно будет связываться с механизмами этого усвоения и содержанием усвоенного.

B-третьих, внимание может быть уделено преимущественно анализу результатов социализации, т.е. речь, скорее, будет идти о социализации как об адаптации. Такое понимание предусматривает анализ характеристик человека, которые обеспечивают его нормативное функционирование. Основным критерием в оценке социального развития личности рассматривается его социальная успешность.

Все эти три направления социализации отражают первую (условно скажем – пассивную) сторону социализации: момент "вхождения" человека в общество. Вторая сторона социализации, отражающая момент активного использования человеком усвоенного социального опыта, значительно реже исследовалась в социологии и психологии. Это требует выделения четвертого направления социализации: рассмотрение ее как процесса конструирования. В настоящее время проблема конструирования человеком социального мира является самостоятельным объектом анализа, составляя предметное содержание психологии социального познания.

Естественно, что выделение этих четырех граней социализации весьма условно. Для характеристики социализационного процесса в целом подобное его структурирование представляется оправданным.

Согласно результатам эмпирических исследований в процессе социализации можно выделить три ряда факторов, определяющих успешность адаптации. Это, прежде всего, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций; во-вторых, умение находить определенный "баланс" между своими ценностными ориентациями и социальной ролью; в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.

Суммируя результаты исследований социализации с точки зрения развития адаптационных процессов, следует отметить их следующие общие положения: социализация понимается как конечный процесс, представление о возможности достижения конечного уровня, адекватного социальной ситуации, остается неизменным: ход и содержание социализации определяются социальными требованиями, которые были заданы.

Механизмы психической адаптации и дезадаптации. Организм человека представляет собой такую динамическую систему, в которой одни и тс же морфологические и физиологические структуры обеспечивают множество функций и приспособительных процессов. Система психической адаптации образована многоплановыми подсистемами, находящимися в сложных взаимоотношениях. Поэтому психическая адаптация не может быть объяснена на основании статистических отношений составляющих ее элементов.

Представления о роли функциональных систем в психической деятельности и ее нарушений позволяет объединить отдельные факты и в каждом отдельном случае оценивать их место и значение в работе общей функциональной системы. Таким образом, ведущее место принадлежит изучению функционирования системы в целом, а не составляющих ее звеньев.

Психическая адаптация человека может быть представлена как результат деятельности целостной системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов, а их взаимодействием, порождающим новые интегративные качества, не присущие отдельным подсистемам. Результатом функционирования всей системы и является состояние психической адаптации, которое позволяет ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них.

Принципиальным отличием деятельности функциональной системы психической адаптации человека от всех других функциональных систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека.

Психическая деятельность, находящаяся в состоянии адаптации, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда эти "способности" соответствуют уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышают его, можно говорить об адаптированной, "нормальной" психической деятельности человека.

Следует, однако, указать на недостаточную разработанность в настоящее время показателей психической нормы и патологии. Применяемые в этих случаях социологические, психологические и медицинские критерии обычно строятся на негативной, часто субъективной, основе, подчеркивающей факторы, которых в "норме" быть не должно. Попытки же позитивной оценки "нормальной" психической деятельности крайне редки.

Понятие о психической норме человека не является однозначным. Определить переход от нормы к патологии бывает очень сложно, особенно на основании учета лишь поведения человека в отрыве от всей его психической деятельности. Это связано с тем, что граница нормальной и патологической психической деятельности достаточно широка.

Психическая адаптация может быть представлена как результат функционирования системы, для которой характерно состояние подвижного равновесия, в котором ее структура остается постоянной, но, в противоположность обычному равновесию, это постоянство сохраняется в процессе непрерывного обмена и движения составляющего ее вещества (Л. Берталанфи).

Это определение психического здоровья было развито В. Я. Семке, который предложил рассматривать его как состояние динамического равновесия личности с окружающей природной и социальной средой, когда все заложенные в ее биологической и социальной сущности особенности проявляются наиболее полно, а все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью.

Развивающиеся в течение жизни особенности личности, объем и характер приобретенных знаний, направленность интересов, своеобразие эмоционально-волевых качеств, моральные установки – все это создает ту или иную степень свободы реагирования человека в определенных условиях и основу индивидуальной адаптации к неблагоприятным психическим факторам, а также позволяет активно и целенаправленно их преобразовывать. Поэтому то или иное воздействие для одного человека может становиться психотравмирующим фактором, а для другого – являться индифферентным.

Системное представление о психической адаптации предполагает диалектическое единство общих, особенных и отдельных (единичных) ее характеристик. На возможностях психической адаптации человека отражается состояние всех систем организма. Нарушение функционирования любой из них может найти свое отражение в функциональной активности системы психической адаптации. Очевидно, что биологические и социально-психологические факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, в различной мере действуют на высший уровень проявлений адаптации – адаптации психической деятельности. Э го подтверждает чрезвычайную сложность структуры функциональной системы психической адаптации.

Система психической адаптации динамична, всегда находится в развитии. Функциональные возможности ее ведущих и второстепенных звеньев все время изменяются из-за нестабильности их биологической и социально-психологической основы.

На начальных этапах развития дезадаптированного состояния биологические и социально-психологические компоненты психической адаптации взаимно компенсируют возможные нарушения каждой из них. Это обеспечивается интегративными связями между ними, создающими широкие возможности пластичности, приспособления к меняющимся условиям жизнедеятельности.

Это общее положение достаточно хорошо объясняет известную врачам легкость возникновения астенических, невротических расстройств при соматических заболеваниях. Она может быть объяснена тремя причинами: астенизацией больных и наступающими вследствие этого повышенной утомляемостью, психологической напряженностью и невозможностью адекватно реагировать на психотравмирующие воздействия, дополнительной невротической реакцией на болезненное соматическое состояние, а также тем, что в подобных случаях неблагоприятное взаимодействие испытывают различные звенья, которые формируют функционирование единого барьера психической адаптации. Это является причиной снижения их компенсаторных возможностей при повышенной нагрузке на каждое из звеньев в отдельности.

Одним из важнейших условий возникновения психических расстройств являются несоответствие имеющихся у человека психологических, социальных и биологических возможностей для переработки информации скорости ее поступления и количества, которое может быть как избыточным, так и недостаточным. Это несоответствие нередко служит непосредственной причиной разнообразных нарушений упорядоченных взаимосвязей человека, выражающихся в виде невротических расстройств.

Все стадии напряжения барьера психической адаптации и его прорыва сопровождаются общими и неспецифическими для травмирующего воздействия биологическими изменениями, широко известными в настоящее время как проявления общего адаптационного синдрома, возникающего в ответ на стрессовое воздействие.

Канадский патофизиолог Г. Селье сформулировал понятие о стрессе как совокупности адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее психическую или физическую травму. Он установил общий биологический эндокринно-биохимический механизм напряжения, вызванного травмирующим влиянием.

Этот механизм последовательно включает три следующих этапа:

  • 1) реакция тревоги с "фазой шока", "фазой противошока", которые представляют собой генерализованное усилие организма приспособиться к новым условиям;
  • 2) стадия резистентности, наступающая вследствие перестройки организма в отношении травмирующего агента;
  • 3) стадия истощения, сменяющая состояние "напряженного резистентного покоя" во взаимоотношениях организма и продолжающая свое патогенное воздействие травмы.

Особое место среди различных травмирующих влияний на человека занимает эмоциональный стресс. При этом, как установлено Г. Селье и его учениками, сохраняется последовательность механизмов указанных трех стадийных биологических реакций.

Барьер психической адаптации. Важнейшим показателем нарушения психической адаптации является нарушение адекватного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации. Происходит прорыв строго индивидуального для каждого человека адаптационного барьера, который как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека.

В литературе указываются три уровня биологической и психологической регуляции, обеспечивающих активную адаптацию человека.

Первый из них – общебиологический уровень саморегулярции – обеспечивает динамическое постоянство внутренней среды организма, выработанное в процессе филогенеза и поддерживающее автономность основных жизненных процессов.

Второй, более высокий, уровень на основании генетически обусловленных общебиологических механизмов регуляции определяет инстинктивные формы поведения, являющиеся функцией спинальных, стволовых и подкорковых отделов центральной нервной системы.

Третий, высший, уровень регуляции развивается в течение жизни человека под влиянием его личностных потребностей и волевой активности. Эти три уровня находятся в тесной функциональной связи, нарушение которой, так же как и дезинтеграция деятельности каждого из них в отдельности, неизбежно ведет к нарушению барьера психической адаптации.

Концепция барьера психической адаптации и составляющих его компонентов содействует более четкому интегрированному представлению о психической деятельности. Это понятие объединяет все потенциальные возможности адекватной и целенаправленной психической деятельности, включает генетическую предрасположенность, индивидуальные социально приобретенные навыки, актуальные в определенные жизненные периоды, а также физическое и психологическое состояния человека.

Вероятнее всего, вы уже не раз слышали о таком понятии, как социальный фактор. Это термин, который используется в самых разнообразных сферах деятельности. Однако что же он означает? Как именно его можно использовать? Что он дает? Обо всем этом вы сможете узнать из данной статьи. Более того, вы также узнаете о том, какие социальные факторы на данный момент максимально влияют на российскую реальность, в частности на финансовый мир. Ведь социальный фактор - это в большинстве случаев экономический термин, позволяющий более хорошо ориентироваться в современных реалиях ведения бизнеса.

Что это такое?

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что же представляет собой это понятие. Социальный фактор - это явление или процесс, который становится причиной тех или иных социальных изменений, влияющих на различные сферы деятельности, от экономики до здравоохранения. Если говорить проще, общества. Именно социальными факторами обусловливается то, в каком направлении будет двигаться общество. Соответственно, изучать их очень важно, чтобы иметь представление о реальности настоящего в той или иной отрасли в отдельно взятом обществе, чаще всего в рамках одного города или одной страны. Таким образом, социальный фактор - это очень важный термин, о котором нужно постараться узнать как можно больше. Естественно, сосредоточиться стоит на том, какими же бывают социальные факторы, а также на том, какие из них являются наиболее актуальными для современной России. Что это значит? Это значит, что каждому необходимо понимать, какие именно социальные факторы на данный момент больше других влияют на развитие общества в стране и, соответственно, на развитие взаимосвязанных с обществом отраслей, в частности экономики.

Факторы в России

Социальных факторов существуют десятки, поэтому невозможно рассмотреть их все. Поэтому в данной статье основное внимание будет уделено тем факторам, которые оказывают наибольшее воздействие на современную Российскую Федерацию.

Старение населения

Первый социальный фактор развития, который будет рассмотрен в данной статье, - это старение населения, и оно очень сильно влияет на развитие страны. Естественно, учитывая тот факт, что оно затрагивает непосредственно население, можно сказать, что этот фактор стоит относить к демографическим, однако это будет не совсем корректно. Дело в том, что оказывает непосредственное влияние на то, что происходит в обществе, так что его можно смело отнести и к социальным факторам.

Какое именно воздействие оно оказывает на общество? Оказывается, всестороннее, так как изменения возрастного состава населения в сторону пенсионеров способствует тому, что открывается больше заведений, ориентированных на пожилых людей, выпускается больше соответственных продуктов и так далее. Отдельно стоит сказать, что при старении населения значительно повышается спрос на услуги здравоохранения, так что даже на этом примере уже можно увидеть внушительное влияние социальных факторов на общество.

Дифференциация по уровню доходов

Какие же еще существуют на данный момент в России социальные факторы, влияющие на общество? Естественно, нельзя не отметить дифференциацию общества по уровню дохода, а точнее ее резкий означает, что между богатыми и бедными пропасть становится все больше, и это не может не сказываться на различных сферах деятельности. Постоянно появляются фирмы, предлагающие бюджетный отдых за границей, более недорогие товары и услуги, ориентированные на бедные слои населения. Несомненно, каждая отрасль деятельности принимает во внимание эту дифференциацию, так как выбор направления деятельности зависит во многом от того, на какой класс будет ориентирована эта деятельность. Дело в том, что в каждом из классов вкусы и интересы людей будут примерно схожи, поэтому вы не сможете ориентировать свою деятельность одновременно и на высший, и на средний класс.

Частное предпринимательство, безработица

Отдельно стоит рассмотреть социально-экономические факторы, которые являются одними из самых главных в реальной жизни. Именно они являются главной движущей силой развития, так как совмещают в себе два ключевых элемента - экономику и социум. В России же на данный момент наибольшее влияние на развитие общества оказывает рост числа частных предпринимательств. По сравнению с ситуацией десять-пятнадцать лет назад, когда любая попытка частной самодеятельности задавливалась на корню, сейчас практически каждый при желании и наличии средств может попробовать свои силы в мире бизнеса.

Менее приятным является безработица, которая, к сожалению, также постоянно растет. Из-за нее общество очень сильно страдает, так как многие семьи не получают достаточного количества денег для счастливого существования. И из-за безработицы, в частности, растет дифференциация по уровню доходов, так как все больше людей попросту не могут найти себе работу, в то время как доходы других постоянно растут. Естественно, создаются новые рабочие места, что является социальной реакцией на действие данного фактора.

Структурные изменения в семье

Казалось бы, семья - это древнейший институт, с которым не может происходить никаких серьезных социальных изменений, способных влиять на развитие общества. Однако оказывается, именно в данном институте и происходят одни из самых серьезных изменений. Например, количество разводов постоянно увеличивается, но при этом нельзя сказать, что растет стремление людей обзаводиться новой семьей. В результате появляется новая серьезная социальная группа, состоящая из людей, которые являются одинокими, но при этом имеют уже стабильный серьезный доход и надежность в собственной жизни.

Также стоит отметить, что огромное влияние на общество оказывает популярность так называемых гражданских браков. Все чаще молодые люди не спешат узаконить свои отношения в ЗАГСе и просто съезжаются, начиная сожительство. Они даже могут заводить детей в таком состоянии, но при этом в любой момент могут разойтись. Естественно, это также оказывает свое воздействие на самые разнообразные сферы жизни в стране. Их стиль жизни очень сильно отличается от того стиля жизни, которые характерен для молодых людей, которые связали себя узами брака, поэтому данный социальный фактор также стоит принимать во внимание.

Разнообразие факторов

Как вы уже могли понять, социальные факторы человека - это очень обширная тема, о которой можно разговаривать бесконечно. Факторов существуют десятки. Для каждой страны они будут свои собственные, которые могут оказаться вообще неприемлемыми для другой страны. Соответственно, каждый маркетолог должен обладать обширными познаниями в сфере социальных факторов там, где его фирма осуществляет деятельность. Только так он сможет собрать необходимую информацию, с помощью которой можно добиться максимальной эффективности компании.



Похожие статьи