Природа в узком и широком смысле обществознание. Доклад: Общество и природа, их взаимосвязь

Природа (от гр. physis и лат. natura - возникнуть, быть рожденным) - одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с по¬мощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Представления о взаимосвязи общества и природы:

1) Античность. Природа - совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип - жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.

2) Средневековье. Природа - результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом - душой. Принцип - возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению - человеческому телу - как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа - результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога.

3) Возрождение. Природа - источник радости, наслаждения. Принцип - единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

4) Новое время. Природа - объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком. Принцип - господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

5) Современность. Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа - уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип - партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.

1. Исторические формы отношения к природе

2. Взаимоотношения общества и природы

3. Прогнозирование будущего

1. Исторические формы отношения человека и природы

Античная философия. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результат грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу, ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам.

Возрождение выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж.Бруно Бог стал природой. Античные философы в силу указанных оснований не могли быть пантеистами. Однако, они часто выступали с позиции гилозоизма, считая Космос живым (гиле - жизнь) целым.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе.

2. Взаимоотношения общества и природы

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.).

Общество – совокупность форм организации и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системы человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа гораздо старше общества. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания). Такие уникальные условия встретились только на планете Земля.

Человек, конечно природное существо, он – венец природы, высший биологический вид. Но он, прежде всего социальное существо. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Это та часть природы, которая находится в тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие.

В географической среде возникла и развивается жизнь. История человечества есть продолжение истории Земли.

Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени, законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.

Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействия общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли – около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течении 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150-2200 гг.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

    Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

    Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать «отодвигать» «порог перенаселенности» (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природа и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

    Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

    Заняться решением экологических проблем;

    Уделять внимание социальной экологии – не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;

    Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

    Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

>> Человек, общество, природа

6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь человека, общества и природы

Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом.

В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата.

Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья . Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей. Как складывалось взаимодействие
человеческого общества с природой?

Взаимодействие человеческого общества и природы

История заселения людьми планеты Земля показывает, как постепенно росло воздействие их хозяйственной деятельности на природу и к каким последствиям оно привело.

На ранних этапах истории, в условиях присваивающего хозяйства, человек приспосабливался к природе и не мог нанести ей серьезного вреда. С переходом основной части человечества к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию) состояние природы начало ухудшаться. Распахивая землю, человек высушивал почву и выжигал леса. Стада животных вытаптывали огромные пространства степей. В Средние века выросло население, значительное распространение получили металлические орудия труда, подсечное земледелие, развитие кораблестроения, строительство. Обработка металла, появление городов, развитие сельского хозяйства, ремесел увеличивали нагрузку на землю. Началось истощение почв, пастбищ, сокращение площади лесов. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека особенно усилилось в эпоху индустриального общества.

После промышленной революции XVIII века стала развиваться фабрично-заводская промышленность, увеличилось число городов, массовый характер приобрела подземная добыча минерального сырья. Значительное увеличение численности населения, продолжающаяся индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису.

Этот кризис конца XX века отличается от экологических кризисов прошлого, охватывавших отдельные районы нашей планеты. Он носит общепланетарный характер.

В чем проявляется его опасность для природы и человечества? Растут население планеты и уровень его потребления. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными.

Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. С начала 80-х годов XX века в среднем один вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений - еженедельно. Научно-технический прогресс порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами.

Как уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить экологический порядок?

Создан Всемирный союз охраны природы, широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Ученые-экологи призывают человечество к самоограничению, к устойчивому экономическому развитию, которое не ведет к разрушению природы.

Охраной природы должны заниматься государственные органы власти, промышленники, общественные организации и граждане.

Во многих странах разработаны национальные экологические программы, приняты законы о защите окружающей среды.

Наша страна активно участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы. В России приняты законодательные акты, определяющие правила экологического поведения промышленных предприятий, организаций, граждан. Эти правила отражены в Конституции Российской Федерации и Законе «Об охране окружающей среды».

В Конституции РФ (ст. 42) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции РФ закреплена и обязанность гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно положениям Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства. К обязанностям граждан относится также повышение уровня знаний о природе, содействие экологическому воспитанию подрастающих поколений. Нарушение правил охраны окружающей среды при про изводстве промышленных и строительных работ, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча почвы, массовое уничтожение растительного и животного мира влечет за собой уголовную ответственность.

Дополнительное чтение

Красная книга природы

Красная книга - это перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она содержит документальные данные о распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 году. В 1966 году вышли первые тома Красной книги. В ряде стран (Австралия, США, Швеция, Германия, Япония) были созданы национальные Красные книги. На основе списков была опубликована Красная книга СССР (1984).

Россия развивает систему заповедников и национальных парков, реализует национальные программы по спасению редких видов животных. В 1997 году начала действовать федеральная программа по сохранению амурского тигра, подготовлена отраслевая программа по сохранению, восстановлению и использованию зубра.

Подведем итоги

Природа - естественная среда обитания человека. На ранних этапах истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества.

Проверьте свои знания

1. Что такое природа?
2. Как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой?
3. Приведите примеры поведения людей, которое принесло вред природе.
4. Почему одной из главных задач современного общества является охрана окружающей среды?
5. Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?
6. Что означает обязанность беречь и охранять природу?
7. Какие меры предпринимает человечество по охране кружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст из дополнительного чтения «Красная книга природы».

Практикум

Объединившись в группы, подготовьте проекты, направленные на охрану природы, по одной из предложенных тем:
«Зоны охраны природы в нашем районе, дворе»;
«Правила экологического поведения школьников»;
«Устав школьного объединения «Зеленое движение »;
«Сценарий классного (школьного) мероприятия «День Земли».

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Одна из актуальных тем современного обществознания - взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины XX в. эти объекты рассматривались, преимущественно, в двух аспектах: историческом и экономическом. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей.

Но во второй половине XX в. заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится все более актуальным третий - природоохранительный аспект.

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т. и.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах.

Природа (в широком смысле) - это весь мир, Вселенная.

Природа (в узком смысле) - это весь материальный мир, за исключением общества.

Существует ещё более узкое понятие.

Природа - это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле говорят об окружающей среде.

Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле.

Общество (узкий смысл) - это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными).

В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера».

Общество (широкий смысл) - люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним - «социосфера».

В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

В философских воззрениях на природу, на ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В Средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII-XV1I1 веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея - человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала все увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества.

Подход к природе лишь как к средству достижения человеческих целей сохранился и все более усиливался, вплоть до середины XX в. И лишь уже на рубеже потенциальной глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы, соответствующего осмысления происходящих процессов.

Взаимодействие людей с природой рассмотрим с помощью соответствующих понятий.

Географическая среда - это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, т.е. та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества.

Г еографическая среда оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой активности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Большое значение в жизни общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. В структуру окружающей среды входят две важнейшие составляющие: естественная и искусственная среды обитания.

Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы, т.е. геосферу и биосферу.

Геосфера - это одна из концентрических оболочек Земли: атмосфера, гидросфера, земная кора, мантия Земли и ядро Земли. Каждая из геосфер изучается отдельной наукой.

Биосфера есть сфера бытия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Положительные для человека результаты освоения и преобразования естественных природных богатств неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И все это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. Но человек не смог бы стать разумным существом, если бы не научился создавать и нечто свое, то, чего нет в природе.

Искусственная среда обитания - это все то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения.

С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания все более растет. Однако динамика роста искусственной среды обитания и ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить. Объем технической массы (вес всего созданного человеком) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Растущее влияние общества на природу получило своё отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере.

До настоящего времени история взаимодействия природы и общества прошла два главных периода. Сейчас человечество встало перед необходимостью перехода к третьему периоду. Основанием для периодизации служит фактор, определяющий это взаимодействие. Общая периодизация такова.

  • 1. Биогенный (адаптационный) период, около 2 млн - около 30 тыс. лет назад.
  • 2. Техногенный (преобразовательный) период продолжается до настоящего времени.
  • 3. Ноогенный (системно-преобразовательный) период.

Первый и самый продолжительный период охватывает время:

«человек умелый» (примерно до 2 млн лет назад), «человек прямоходящий» (примерно до 1 млн. лет назад) и «человек разумный» (примерно до 30 тыс. лет назад). Определяющим фактором в жизни людей в то время была биосфера. Отсюда и название периода. Древние люди вынуждены были приспосабливаться (адаптироваться) к природным условиям. Уже тогда они наносили ущерб окружающей их среде. В основном это были лесные пожары, истребление некоторых видов животных и растений в местах проживания. Конечно, эти явления носили локальный характер и довольно быстро компенсировались естественными процессами.

Эти проблемы отчасти разрешились при переходе от присвоения природных продуктов к их производству. Речь идет о развитии земледелия и скотоводства. С этими изменениями связано начало второго этапа в отношении общества к природе. Поскольку определяющим фактором здесь стали искусственные орудия {техника), постольку так и называется период. В этот период преобразование природы приняло большие масштабы (уничтожение лесов ради пашни, селекция животных и растений, появление искусственных сооружений и т.д.). Отсюда и второе название данного периода.

Положение людей в борьбе со стихийными силами природы значительно упрочилось. Однако преобразования природы носили стихийный характер, поэтому возрос ущерб окружающей среде. Учащались пожары лесов и степей, все живое там гибло; пастбища деградировали, пахотные земли подвергались эрозии. Именно к этому времени относится появление пустынь в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Эти изменения связаны с аграрным этапом техногенного периода.

Возникновение мануфактурного производства дало начало индустриальному этапу техногенного периода. Промышленность в массовом масштабе стала производить вещи и процессы, которых в естественных условиях не существует. При этом создаются не только нужные человеку продукты, но и множество побочных продуктов производства - отходов. Эти отходы с усложнением промышленных технологий всё чаще становятся не просто лишними, но и очень опасными. Таким образом, загрязнения окружающей среды из локальных превращаются в региональные, а затем и в глобальные. Человечество из-за своих несбалансированных отношений с природой становится на грань экологической катастрофы.

Что такое экология? Этот термин впервые употребил в 1866 г. немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919).

Экология (по Геккелю) - учение о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня мы фактически говорим уже о социальной экологии.

Социальная экология - наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Экологическую ситуацию в мире охарактеризуют как близкую к критической. К глобальным экологическим изменениям относят :

  • уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
  • в значительной мере истреблен лесной покров;
  • стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
  • мировой океан истощается из-за уничтожения живых организмов и перестаёт быть регулятором природных процессов;
  • атмосфера загрязнена настолько, что чистый воздух становится дефицитом;
  • частично нарушен озоновый слой, защищающий все живое от космического излучения;
  • загрязнена поверхность и обезображены природные ландшафты.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения общества к природе. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Эти отношения должны стать гармоничными. Необходимо совместное развитие биосферы и человечества. А для этого нужны новые знания и новая нравственность.

Эти новые знания представлены в ученый о ноосфере. Впервые термин «ноосфера» (букв. - сфера разума) использовал в 1927 г. французский исследователь Э. Леруа (1870-1954). В.И. Вернадский основные идеи учения о ноосфере начал разрабатывать и высказывать в начале XX в. Уже тогда им осмысливались возможности человеческого разума в глобальном преобразовании мира, перспективы влияния человека на природу, необходимость скорейшей гармонизации их взаимоотношений.

Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека, разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно и фактором ее сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного сейчас развития промышленности, адекватного вмешательства в природные процессы.

На этапе ноосферы потребности общества должны стать соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Расширение ноосферы будет означать наступление ноогенного периода в истории взаимодействия общества и природы.

В настоящее время важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, владеть экологическим образованием. Основные положения здесь таковы:

  • 1. Природа - не враг, а друг человека. С ней нужно не бороться, а постоянно заботиться о сохранении ее богатств. Охрана окружающей среды есть охрана самого человека.
  • 2. Необходимо отказаться от идеи о неисчерпаемости богатств природы.
  • 3. Требуется поддерживать и развивать различные совокупности животных, растений и микроорганизмов (биоценозы). Человек составляет с ними единую систему, связан различными круговоротами.

Таким образом, необходима система ограничений и запрещений в преобразующей активности людей.

Кроме названых выше угрожающих изменений в окружающей среде, достойной реакции на которые еще не найдено, человечеству предстоит найти ответы еще на две группы глобальных проблем.

Первая связана с необходимостью установить цивилизованные отношения между государствами. Здесь требуется устранить угрозу мировой войны и достигнуть справедливого мирового политического устройства. С этим связана необходимость установить справедливый экономический порядок: преодолеть или значительно сократить разрыв в благосостоянии стран Севера и Юга, Запада и Востока. Нерешенность указанных проблем порождает новые кризисные ситуации, в частности, необходимость борьбы с международным терроризмом.

Вторая группа связана с необходимостью установить гармонические отношения между обществом и личностью. Здесь требуется устранить демографические перекосы в различных странах, найти способы лечения широко распространенных болезней, покончить с абсолютной безграмотностью и недостаточной образованностью, которая недопустима в век сложнейшей техники и технологий. Глобальные проблемы образуют некую целостность, решение любой из них невозможно без решения других.

Приоритетные глобальные цели человечества определены (стратегия выживания ):

  • в политической сфере - уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;
  • в экономической сфере - развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;
  • в социальной сфере - повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;
  • в духовной сфере - перестройка массового нравственного сознания в соответствии с сегодняшними реалиями.

Вопросы для повторения:

  • 1. Каково содержание понятия «природа»?
  • 2. В чем отличие естественной и искусственной окружающей среды?
  • 3. В чем смысл понятия «ноосфера»?
  • 4. Какие периоды взаимодействия общества и природы вам известны?
  • 5. Какие группы глобальных проблем вам известны?
  • 6. В чем состоит стратегия совместного выживания человечества?

1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отно­шений общества и природы.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широ­ком смысле - это весь окружающий мир (в том числе и чело­век, общество), то есть Вселенная. В узком смысле - та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверх­ность Земли с ее всевозможными качественными характеристи­ками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и дея­тельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как от­ношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

2. Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа - неотъемлемое условие жизни человека и общест­ва, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, опти­мальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встрети­лись только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Ис­ходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле - уникальное явление.)

Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что:

Солнце - звезда, вокруг которой вращается Земля и другие

планеты Солнечной системы - имеет средние размеры и уме-

ренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких ("холодных") жизнь невозможна;

Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца - 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 - 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в вы­жженную пустыню, а если бы на 10 - 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);

Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие пла­неты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяже­ние, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;

Земля имеет атмосферу - особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот - вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, под­держивает температурное равновесие;

Земля имеет воду - также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями Земли (природы) являются:

Литосфера;

Атмосфера;

Гидросфера;

Биосфера.

Литосфера - (с греч. - каменная оболочка) - верхняя твер­дая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Ли­тосфера имеет важное значение для жизни, потому что:

Создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли находится рас­плавленная масса - магма и в центре - железное ядро);

Содержит в себе полезные ископаемые;

Имеет особый органический слой - почву, создающую усло­вия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных. Атмосфера - газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:

Защищает Землю от влияния открытого космоса;

Предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный температурный режим;

Содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в со­став почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) - вещество (газ), необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным элементом воды - другого обязательного для жизни природ­ного элемента).

Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше - так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие все­го 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за которыми -открытый космос.

Гидросфера - водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океа­нов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.

Значение гидросферы в том, что:

Благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов;

Вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть - около 80% - организма чело­века составляет вода);

Вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой оби­тания подводных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);

Существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем часть живых организмов морей и океа­нов перешла на сушу.

Биосфера - сфера существования живых организмов ("обо­лочка Земли, наполненная жизнью"). Биосфера охватывает:

всю литосферу и гидросферу;

Нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);

Подземные слои - до 10 км вглубь, включая 0,5 - 1 км под дном океана.

Только в этом ареале возможна жизнь.

Биосфера - целостный взаимосвязанный организм, который ох­ватывает надводный и подводный растительный и животные миры.

В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов рас­тений и полтора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных - морские.

4. Свои составные части имеет не только природа, но и обще­ство. В качестве главных составных частей общества современ­ные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:

Антропосферу;

Социосферу;

Биотехносферу.

Антропосфера - сфера жизни людей как биологических ор­ганизмов.

Социосфера - область сложных общественных отношений между людьми.

Биотехносфера (техносфера) - область распространения тех­нического влияния человека и человечества.

5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропо­генное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).

Первоначально отношения человека и природы представля­ли собой взаимное воздействие друг на друга - человек само­стоятельно (без применения сложных технических средств) из­влекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископае­мые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста техниче­ской оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влия­ние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

Начиная с XVI - XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значитель­но усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический про­гресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастро­фическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема (и опасность) современного антропогенно­го влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

В связи с этим возникает экологическая проблема - пробле­ма охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

Истощение недр - на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных ко­личествах добывало полезные ископаемые, что привело к ис­тощению (близкому к катастрофическому) внутренних ре­зервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);

Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промыш­ленными отходами;

Уничтожение растительного и животного мира, создание усло­вий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, элек­тростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

Вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очи­щения атмосферы);

Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вред­ное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

6. В последнее время среди экологических вопросов стала вы­деляться проблема социальной экологии - охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("фило­софов жизни человека") - Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

Современный человек (который биологически почти не изме­нился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:

Современный человек живет в перенасыщенном информаци­ей обществе, под беспощадным воздействием средств массо­вой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компью­терные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

Растет урбанизация - большинство людей в настоящее вре­мя проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки");

Человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства - мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного

высокоорганизованного и техногенного общества, рискует поте­рять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".

Задача социальной экологии - максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселе­ния, которая в будущем будет становиться все актуальнее и акту­альнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

Данная проблема имеет несколько аспектов:

Рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

При росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической мас­се", "пороге" населенности, то есть каково максимальное ко­личество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);

Проблема качества населения - хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазви­тых странах, где наблюдается высокая рождаемость - 8 - 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону - в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украи­на, Беларусь и др.

Выделяются две главные причины данного явления:

Высокоорганизованное техногенное общество требует от чело­века много сил (получение образования, работа) и не остав­ляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало тра­дицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;

незащищенности, труд­ностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, ли­бо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую сла­боразвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населе­ния. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Ин­дия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Паки­стан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).

Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его не­возможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населе­ния заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазви­тости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколе­ния (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 - 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

На момент начала нового летосчисления от рождества Хри­стова - 230 млн.;

1000 год - примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось - возросло меньше чем в 1,5 раза);

1850 г. - 1 миллиард;

1930 г. - 2 миллиарда;

1976 г. - 4 миллиарда;

1987 г. - 5 миллиардов;

2000 г. - 6 миллиардов;

2025 г. - 8 миллиардов (ожидается).

Таким образом, если раньше для удвоения населения необ­ходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадоби­лось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть внастоящее время наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бес­контрольного и постоянно расширяющегося увеличения населе­ния со стороны Азии и Африки).

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 мил­лиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли - около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "крити­ческий" порог может быть достигнут уже к 2150 - 2200 годам.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проб­лемы:

Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, по­ощрения малодетных семей;

Искать новые способы увеличения возможности Земли про­кормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

Заняться решением экологических проблем;

Уделять внимание социальной экологии - не превращать чело­века в заложника информационно-техногенного общества;

Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселе­ния, соблюдать баланс между его количеством и качеством.



Похожие статьи