Международные организации занимающиеся охраной природы. Международные организации в области охраны окружающей среды

Возрастающий интерес международного сообщества к проблемам ОС после Второй мировой войны нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, по священных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя и подчеркивая экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем. По признаку пространственной сферы полномочий или субъектно-территориальному признаку различаются организации глобальные и региональные (субрегиональные).

Важную роль в области ООС играют и активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН.

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), образованная в 1945 г., уже в первые годы своей деятельности поддержала научные инициативы и общественные природоохранительные движения. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа "Человек и биосфера" (МАБ), принятая в 1970 г. на ХVI Генеральной конференции этой организации. К выполнению программы МАБ уже приступили около 100 стран.

ФАО (Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), образованная в октябре 1945 г., является специализированным учреждением ООН и занимается вопросами продовольственных ресурсов и раз вития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира. В соответствии с своей компетенцией она обращает внимание на охрану и рациональное использование земель, водных ресурсов, лесов и иной растительности, животного мира суши, биологических ресурсов океанов и морей. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранительных программ на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Забота о здоровье людей - главная цель ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), что всегда связано с ООС. ВОЗ осуществляет сбор и распространение экологической информации, связанной с охраной здоровья людей, участвует в исследовательской работе, оказывает техническую помощь, осуществляет международный контроль за загрязнением ОС.

ВМО (Всемирная метеорологическая организация) была учреждена в 1951 г., как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции ВМО связаны прежде всего с глобальным мониторингом ОС. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воз действия на озоновый слой земли.

По договору с ООН осуществляет свою деятельность МАГАТЭ, учрежденное в 1957 г. В соответствии с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атом ной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой ОС от опасности радиоактивного заражения.

роблемы ОС, обострившиеся в современном мире, не могли остаться незамеченными межправительственными организациями регионального характера. Эти организации, включившиеся в международное природоохранительное сотрудничество, внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий и обеспечения рационального использования природных ресурсов, включая меры правового характера. В числе таких организаций могут быть названы, в частности: Европейский Союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет.

В ООС и регионального планирования Совет Европы осуществляет:

обеспечение охраны и бережного отношения к окружающей среде в Европе;

сохранение и улучшение среды обитания, деятельности человека;

планирование развития территорий;

создание сети охраняемых заповедников.

Европейская конференция министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 г., по мере возникновения проблем. В работе Конференции участвуют представители всех государств-членов Совета Европы.

Европейская хартия регионального планирования выдвинула глобальную и долгосрочную концепцию регионального планирования с целью: улучшения условий повседневной жизни; гармоничного социально-экономического развития регионов; повышения ответственности в вопросах управления при родными ресурсами; ООС и рационального использования земли.

Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (регулирование промышленной деятельности, торговли животными и т. д.) была принята Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе (Бернская Конвенция). С мая 1987 г. действует Соглашение о предупреждении, защите и организации помощи при крупных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Создана сеть из 12 европейских специализированных центров для слежения за извержениями вулканов, землетрясениями.

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды странами СНГ. Государства СНГ согласились создать Международный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Экологический фонд для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф.

Следует отметить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная роль в этой сфере принадлежат некоторым специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF).

МСОП создан по решению учредительной ассамблеи, состоявшейся в сентябре 1948г. в Фонтебло (Франция). В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. По состоянию на конец ХХ в. членами союза состояли 54 государства и больше 300 организаций из более чем 100 стран мира.

Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. Так, в 1961 г. был создан Всемирный фонд охраны дикой природы, деятельность которого заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранительным мероприятиям. Программа работы этой организации в конце ХХ в. охватывала более 160 проектов охраны природы в 70 странах.

Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., в последние годы уделяет много внимания праву ОС, участвует в подготовке международно-правовых актов природоохранительного характера.

В марте 1973 года, в Вашингтоне была принята Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), поправки к приложениям которой были приняты на 11-й конференции сторон СИТЕС (Найроби, 10-20 апреля 2001 г.), вступили в силу с 19 июля 2000 г. (по приложениям 1 и 2), и 13 сентября 2000 г. (по приложению 3).

Государства, подписавшие данную Конвенцию, признают, что дикая фауна и флора в их многочисленных, прекрасных и различных формах, являются незаменимой частью природных систем земли, которые должны охраняться для настоящих и будущих, поколений; сознают увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры для всех народов Земли со всех точек зрения - эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики; признают, что именно народы и государства должны наилучшим образом охранять собственную дикую флору и фауну, а также признают важность международного сотрудничества, необходимого для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в между народной торговле, убеждены в необходимости объединения усилий и принятия надлежащих мер в этих целях. Для реализации этих целей разработаны Приложения, содержащие списки видов дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения. Так, в Приложение 1 включены все виды, находящиеся под угрозой вымирания и торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование. Торговля образцами этих видов должна находиться под особо строгим контролем с тем чтобы не подвергать опасность их выживание, и может быть разрешена только в исключи тельных обстоятельствах. В Приложение II включены: (а) все виды, которые хотя в данное время не находятся обязательно под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля образцами таких видов не будет строго регулирована в целях предотвращения их использования, несовместимого с их выживанием; и (б) другие виды, которые должны быть предметом контроля с тем, чтобы торговли образцами тех видов, которые указаны в п. (а), могла бы контролироваться. В приложение III включены все виды, которые по определению любого государства должны подвергнуться регулированию в пределах ее собственной юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и которые нуждаются в сотрудничестве других сторон в регулировании торговли. При этом торговля образцами видов, содержащимися во всех Приложениях, может осуществляться только в соответствии с положениями данной Конвенции.

Всякая торговля образцами таких видов должна осуществляться под неукоснительным наблюдением научных компетентных и административных органов государств-участников Конвенции и каждого в отдельности.

Внутри России постоянно делаются какие-то усилия по регулированию ООС и интегрированию усилий России в международное сообщество. Так, Постановление Правительства РФ от 25 октября 2001 г. № 745 утвердило федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственно го учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", в рамках которой большое место уделяется международному сотрудничеству. В соответствие с программой в 2002-2007 годах оно будет продолжено и направлено на совершенствование нормативно-методической и системно-технической базы ведения государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета объектов недвижимости. Программой планируется продолжение сотрудничества с Европейским союзом, используя возможности привлечения технической по мощи по проекту ТАСИС. Получат дальнейшее развитие двусторонние контакты по направлениям программных мероприятий с агентствами по международному развитию Германии, Швеции, Нидерландов с целью изучения и адаптации к российским условиям передового опыта и ноу-хау стран с развитой рыночной экономикой. Будут продолжены работы по инвестиционным проектам финансируемым за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (проект ЛАРИС), российско-германского проекта ГЕРМЕС, финансируемого в рамках кредитной линии немецкого страхового общества "ГЕРМЕС". Дальнейшее развитие получат работы со Швейцарской Конфедерацией. Консолидированные в рамках Программы средства указанных займов, финансовая по мощь в виде грантов, техническая помощь будут направлены на приобретение новейшей компьютерной и измеритель ной техники, приборов, программного обеспечения, а также на обучение и переподготовку кадров.

Для реализации Программы Министерству экономического развития и торговли, Министерству финансов и Министерству промышленности, науки и технологий РФ поручено при формировании инвестиционной программы и проектов федерального бюджета на 2002 год и последующие годы предусматривать выделение Федеральной службы земельного кадастра и Министерству имущественных отношений России Средств на реализацию данной Программы, исходя из возможностей федерального бюджета.

Контроль за ходом и реализацией Программы возложен на государственного заказчика-координатора Программы - Федеральную службу земельного кадастра РФ.

Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.) посвящена охране здоровья человека и ОС от стойких органических загрязнителей и зиждется на принятых ранее принципах декларации по ОС в Рио-де-Жанейро.

Конвенция признала, что стойкие органические загрязнители обладают токсичными свойствами, устойчивы к разложению, характеризуются биоаккумуляцией и являются объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах и несут в себе опасность международного масштаба.

В соответствии с Конвенцией каждая сторона разрабатывает:

меры по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования;

меры по сокращению или ликвидации выбросов в результате непреднамеренного производства;

меры по сокращению или ликвидации выбросов, связанных с запасами и отходами;

каждая Сторона разрабатывает и стремится осуществлять план выполнения своих обязательств, предусмотренных настоящей Конвенцией;

каждая Сторона облегчает или осуществляет обмен информацией;

Стороны в рамках своих возможностей поощряют и осуществляют, как на национальном, так и международном уровнях научные исследования разработки, мониторинг и сотрудничество в области стойких органических загрязнителей, их альтернатив и потенциальных стойких органических загрязнителей по таким, например, вопросам, как: источники и выбросы в ОС; присутствие, уровни присутствия в организмах людей и в ОС; способ переноса в ОС; воздействие на здоровье человека и ОС; социально-экономические и культурные последствия. Страны-участники Конвенции признали необходимость оказания своевременной и соответствующей технической по мощи в ответ на просьбы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, являющихся Сторонами Конвенции. Возникающие в рамках Конвенции споры, разрешает арбитражный или Международный Суд.

ГРИНПИС (GREEN PEASE). Основные направления работы. Группа экологов " В 1971 году объявила войну американскому правительству, проводившему ядерные испытания на острове Амчитка (Аляска). И именно у них вскоре возникла идея создать организацию под названием Гринпис (Зеленый мир). За прошедшую четверть века Гринпис вырос из группы энтузиастов до мощной международной организации, которая работает по всему миру.

Кампания по биоразнообразию - Гринпис борется против уничтожения лесов, варварского лова рыбы и охоты на китов, добивается сохранения существующих и создания новых охраняемых природных территорий и т.д.

Кампания по защите атмосферы - Гринпис добивается сокращения выброса "парниковых газов" вызывающих "парниковый эффект", прекращения использования озоноразрушающих веществ.

Антиядерная кампания - Гринпис добивается сокращения ядерных арсеналов, запрещения ядерных испытаний, свертывания опасных программ развития ядерной энергетики и постепенного отказа от нее.

Кампания по токсическим веществам - Гринпис добивается запрещения опасных технологий, решения проблем, связанных с образованием и переработкой опасных отходов, а также загрязнения окружающей среды сильноядовитыми веществами.

Структура Гринпис. Главным руководящим органом является Совет Гринпис, состоящий из представителей всех офисов Гринпис. Совет ежегодно собирается для обсуждения дальнейшей деятельности организации, разработки ежегодного бюджета и избрания Правления Гринпис Интернэшнл.

Правление отчитывается за свою работу перед Советом. В свою очередь Правление избирает Председателя Правления и назначает Исполнительного Директора, ответственного за каждодневную работу Гринпис Интернэшнл. Исполнительный директор дает отчет о своей работе Правлению. Правление отвечает за финансовые дела организации, за выполнение решений Правления и принятие долгосрочной политики Гринпис.

Национальные офисы существуют в 27 странах мира, одним из них является Гринпис России, который существует с 1992г. Цели - защита окружающей среды, экопропаганда и экопросвещение.

Основные направления работ (кампании):

Сегодня, благодаря помощи наших сторонников, ГРИНПИС России ведет борьбу на четырех "фронтах":

  • Ш Лесная кампания - за сохранение "легких планеты" - русского леса.
  • Ш Антиядерная кампания - против радиационного заражения окружающей среды - этого кошмара России.

Токсическая кампания - против химического загрязнения, ежедневно и ежечасно убивающего нас и наших детей.

Байкальская кампания - за сохранение первозданной чистоты озера Байкал.

Принципы

  • 1. ПРОТЕСТ ДЕЙСТВИЕМ. ГРИНПИС проводит акции, привлекающие внимание общественности к проблемам и к тем, кто виновен в их возникновении.
  • 2. НЕНАСИЛЬСТВЕННОСТЬ.

Мы не можем допустить, чтобы наши акции принесли вред кому-нибудь. Все действия ГРИНПИС - это осуществление мирного протеста.

3. НЕЗАВИСИМОСТЬ.

ГРИНПИС не примыкает ни к одной политической партии. Гринпис не принимает пожертвований от государственных организаций, коммерческих структур и политических партий.

Наиболее значительные достижения:

  • 1993г. - Специальное расследование Гринпис на Дальнем Востоке вынудили Россию признать факт сброса жидких радиоактивных отходов в море;
  • 1995г. - Франция, Великобритания, США, Россия и Китай обязались заключить Договор о запрещении ядерных испытаний;
  • 1995г. - Первая российская территория под названием "Девственные леса Коми" включена в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
  • 1996г. - Выиграно дело в Верховном суде по отмене части Указа Президента России, разрешавшего ввоз отработавшего ядерного топлива АЭС.
  • 1996г. - Международная лесоперерабатывающая фирма ЭНСО провозгласила мораторий на вырубку девственных лесов в Карелии. В список Всемирного 1996г. - ЮНЕСКО включило наследия две номинации под названием "Бассейн озера Байкал" и "Вулканы Камчатки".

Принципы.

  • 1996г. - Более 80% избирателей, участвовавших в референдуме в Костромской области сказали НЕТ строительству Костромской АЭС.
  • 1997г. - Обнародован доклад "Отравленные города", содержащий наиболее полную информацию о диоксиновом загрязнении России.
  • 1997г. - К мораторию ЭНСО присоединились другие крупные фирмы - ЮПМ Кюммене, МоДо и др.
  • 1997г. - Открыто финансирование Федеральной целевой программы "Защита окружающей среды и населения РФ от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов" на 1996-1997гг.
  • 1997г. - Участие Гринпис в Комиссии по проверке ведения лесного хозяйства на Карельском перешейке Ленинградской области впервые позволило вскрыть и документально зафиксировать многочисленные нарушения, наносящие России огромный экологический и экономический ущерб.
  • 1998г. ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия уникальные природные территории на Алтае.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»

Естественно-географический факультет

Кафедра экологии и природопользования

реферат по теме
«Международные организации и программы
по охране природы»

Работу выполнил:

Долотина Мария Александровна

Специальность экология

3 курс группа Д

Рязань 2011

Содержание

    Введение.
    Охрана окружающей среды – международная задача.
    международные организации и программы по охране природы:

    - организации системы ООН;

    - межправительственные организации;

- неправительственные и финансовые организации;

- системы мониторинга и наблюдений.

4. Международные договоры.

5. Заключение.

6. Список литературы.

Введение

Сейчас в мире существует огромное количество различных организаций, объединений, форумов, которые ставят перед собой цель защитить природу. Однако, как ни странно, мы, зачастую, даже не представляем, чем занимается та или иная организация, а многие никогда даже не слышали о большинстве из них. Поэтому целью моей работы является представление общей информации о наиболее известных международных правительственных и неправительственных организациях и их роли в современном мире.

Охрана окружающей среды - международная задача

Загрязнение атмосферы, вод, почв, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на земле. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества. И хотя охрана окружающей среды в пределах территории государств - это дело, прежде всего самих этих государств, координация их усилий, взаимодействие их экономических и научно-технических потенциалов могут значительно расширить имеющиеся у них возможности и средства и решить экологические проблемы, которые не под силу решить одному или нескольким государствам. Вот почему экологические проблемы заняли видное место в современных международных отношениях, они обсуждаются на различных всемирных форумах, в том числе в ООН.
Охрана окружающей среды - это проблема не только науки и техники. Это также экономическая, социальная и политико-правовая проблема. Неконтролируемое правом развитие техники, особенно в военной области, может привести здесь к непоправимым отрицательным последствиям. Особую опасность в этой связи представляют гонка вооружений, испытания ядерного и другого оружия массового уничтожения. Но наибольший ущерб природной среде наносят, конечно, войны, во время которых повсеместно уничтожается и флора, и фауна. Сохранение природы и окружающей среды неразрывно связано с сохранением мира на Земле.
Эта мысль подчеркивается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений», принятой на ее XXXVI сессии в 1981 г. по инициативе СССР, а также в провозглашенной на XXXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г. Всемирной хартии природы. Впервые в практике международных отношений в них вскрывается органическая связь между сохранением окружающей среды, сохранением мира на Земле и обузданием гонки вооружений.
Созданы специальные международные организации и общества по охране природы: - международные правительственные организации, в числе которых следует отметить разносторонние и обширные программы по охране природы; - межправительственные организации; - профессиональные неправительственные организации; - финансовые организации; - системы наблюдения и мониторинга, информационные службы.
Ежегодно проводятся многочисленные конгрессы, конференции и совещания по охране природы, в которых принимают участие представители разных стран и организаций. Россия является инициатором и активным участником международных конгрессов и совещаний в этой области, которые часто проходят на территории нашей страны.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ООН

В 1948г. по инициативе ЮНЕСКО был создан международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП) . МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - International Union for Nature Conservation (IUCN) – The World Conservation Union. Участники: более 952 члена из 139 стран мира (74 правительства, 111 правительственных организаций, 731 НПО, 36 ассоциированных членов, не имеющих права голоса). Цели : влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность : осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций.
ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде - United Nations Environment Programme (UNEP). Участники: государства-члены ООН (58 государств-членов Совета). Цели: предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально-экономической выгоды, привлечение дополнительных финансовых средств для технической помощи, образования и профессиональной подготовки. Основная деятельность : осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьбы с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, химических веществ и опасных отходов.
В1971 году Юнеско принята специальная программа "Человек и биосфера" (МАЕ) - UNESCO Programme "Man and Biosphere" (MAB). Участники: 110 государств-членов ЮНЕСКО. Цели: проведение междисциплинарных исследований, подготовка специалистов в области управления природными ресурсами; выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методологии рационального исследования ресурсов; оказание помощи в планировании и реализации научных проектов и образовательных программ. Основная деятельность : подготовка и выполнение проектов по главным проблемным направлениям; создание и управление сетью биосферных заповедников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.
ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) - United Nations Conference on Environment and Development (UNCED). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели : взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность : подготовка национальных отчетов и рабочих программ.
ПРООН - Программа ООН по развитию - United Nations Development Programme (UNDP). Год создания: 1965г. Участники: 189 государств. Цели : помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность : проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.
КУР - Комиссия ООН по устойчивому развитию - United Nations Commission on Sustainable Development (CSD). Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность : привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций.
ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения World Health Organisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Год создания: 1946г. Участники: государства члены ООН. Цели : охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность : проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения, оценка влияния изменений климата на здоровье человека; разработка Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.
ИМО - Международная морская организация (специализированное агентство ООН до 22.05.82 -Межправительственная консультативная морская организация - Inter-Govemmental Maritime Consultative Organisation) - International Maritime Organisation (IMO).
ЮНИДО - Программа ООН по промышленному развитию - United Nations Industrial Development Organisation (UNIDO
ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана - Economic and Social Commission for Asia and the Pacific (ESCAP)
ФАО - Всемирная продовольственная организация - Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO).
Международная служба труда при Международной организации труда – International Labour Office. International Labour Organization (ILO).
Конференция ООН по торговле и развитию - UN Conference on Trade and Development (UNCTAD).
МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии).
В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла и торжественно провозгласила Всемирную хартию охраны природы , где представители правительств подавляющего большинства стран мира заявили, что основные природные процессы не должны нарушаться, что генофонд живых существ и их жизнеспособность не должны ставиться пот угрозу, что численность популяций всех форм жизни должна сохраняться на уровне, достаточном для их выживания. Прямо сказано, что «…любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была её полезность для человека, и для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения».Однако, поскольку отрицательное воздействие человека на природу продолжает возрастать, ООН создало Международную комиссию по окружающей среде и развитию. Международная комиссия считает, что принцип «реагировать и исправлять» устарел и ныне необходимо руководствоваться принципом «предвидеть и предотвращать».
Здесь приведены примеры наиболее известных организаций, деятельность которых в той или иной мере связанна с охраной окружающей среды. Однако их вклад в дело охраны природы трудно переоценить, ведь чаще всего под эгидой именно этих организации создавались различные фонды, общества и другие объединения, призванные оберегать природу.

Межправительственные организации
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития - Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). Год создания: 1961 г. Участники: 24 государства. Цели: содействие экономическому и социальному развитию. Основная деятельность: анализ и решение проблем охраны окружающей среды (загрязнение воздуха, управление опасными отходами, обработка промышленных отходов, обмен информацией); принятие рекомендаций по отдельным аспектам
охраны окружающей среды; предоставление консультативных услуг, финансовой и технической помощи; обмен информацией.

Арктический Совет - The Arctic Council. Год создания: 1996г. Участники: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция, США, постоянными участниками также являются Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (RAPON), Инуитская циркумполярная конференция (Inuit Circumpolar Conference (ICC)) и Совет Саамов (Saami Council). Цели: обеспечение механизма решения общих вопросов и развития, касающихся правительств Арктических стран и народов Арктики; обеспечить развитие и координацию сотрудничества взаимодействие арктических стран по проблемам Арктики; руководить и координировать программы, созданные под эгидой АЕПС; определить мандат, а также осуществлять руководство и координацию программой устойчивого развития Арктики; распространять информацию, содействовать образованию и стимулировать интерес к арктическим проблемам. Основная деятельность: охрана окружающей среды Арктики и устойчивое развитие как средство улучшения экономического, социального и культурного благополучия Севера; интеграция программ АЕПС
АМАП - Программа по арктическому мониторингу и оценке состояния окружающей среды Arctic Monitoring and Assessment Programme(AMAP). Год создания: 1991 г. Участники: члены арктического Совета. Цели: представление достоверной и необходимой информации о состоянии и угрозах окружающей среды Арктики, предоставление научных консультаций о действиях, которые должны быть предприняты для поддержки усилий правительств арктических стран для осуществления корректировочных и предупредительных действий, касающихся загрязнителей. Основная деятельность: подготовка оценки состояния арктической среды с учётом устойчивых органических соединений, радионуклидов, тяжёлых металлов и закисляющих веществ; исследование вопросов загрязнения углеводородами, изменения климата, озонового слоя и ультрафиолетовой радиации; мониторинг и оценка источников загрязнения в арктическом регионе и в более низких широтах; исследование путей распространения загрязнителей в Арктику, уровни, направления, длительность существования и их влияние на арктические экосистемы и народонаселение.
КАФФ - Программа по охране арктической флоры и фауны - Conservation of Arctic Flora and Fauna (CAFF). Год и место принятия: 1992 г., Оттава, Канада. Участники: 8 государств Арктического региона. Цели: сохранение арктической флоры и фауны, их разнообразия и условий обитания; защита Арктических экосистем от угрозы негативного воздействия; улучшение законодательства, норм и практики по сохранению и управлению Арктикой; интеграция интересов Арктики в глобальном природоохранном контексте. Основная деятельность: сохранение арктического биоразнообразия; интеграция коренного населения и его знаний в КАФФ; разработка и выполнение стратегий и планов действий по охране природы, например, для Циркумполярной сети охраняемых территорий (Circumpolar Protected Areas Network, CPAN); анализ и разработка рекомендаций по предотвращению угрозы биоразнообразию в Арктике; картографирование традиционных экологических знаний о белуге и т.д.
РЭЦ - Региональный центр по окружающей среде для Центральной и Восточной Европы - Regional Environmental Centre for Central and Eastern Europe (REC). Год создания: 1990г. Участники: 15 государств Центральной и Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Югославия), США, Комиссия Европейских сообществ. Цели: содействие сотрудничеству между различными экологическими группами и движениями, оказание финансовой помощи в решении экологических проблем и проблем развития инфраструктуры экологических организаций. Основная деятельность: осуществление проектов по предотвращению деградации и восстановлению ресурсов окружающей среды; содействие развитию рыночной экономики; совершенствование навыков решения экологических проблем; экологическое образование и просвещение; обмен информацией.
Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза - Committee on Environment and Sustainable Development. Inter-Pahiamentary Union. Год создания: 1889г. Участники: парламентарии из 131 государства. Цели: содействие процессу устойчивогоьразвития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: выполнение на парламентском уровне рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), сбор информации о действиях по выполнению рекомендаций.
BMO - Всемирная метеорологическая организация - World Meteorological Organization (WMO).Год создания: 1947г. Участники: 166 государств. Цели: развитие международного сотрудничества в области метеорологических наблюдений; содействие в быстром обмене информацией; стандартизация метеонаблюдений, публикации сводок и статистических данных. Основная деятельность: развитие всемирной системы наблюдения за погодой и телекоммуникационной связи; выполнение всемирных программ по климату, исследованию атмосферы и окружающей среды, гидрологии и водных ресурсов
Альпийское действие - Alps Action. Год основания: 1990г. Участники: 7 государств Европы. Цели: объединение деловых кругов, научных и общественных организаций для осуществления проектов по сохранению культуры и природной среды Альпийского региона. Основная деятельность: взаимодействие в выполнении более 30 проектов, в том числе 4 проекта по лесовосстановлению "Зеленая крыша для Европы", международной кампании по реинтродукции редких видов животных; осуществление информационных и образовательных программ, включая присуждение ежегодных премий за лучшие журналистские работы на телевидении, в прессе и фотоискусстве.
Организация защиты растений Европы и Средиземноморья - European and Mediterranean Plant Protection Organisation (EPPO).
Международный совет по охоте и охране дичи - International Council for Game and Wildlife Conservation (CIC).
Международное бюро по изучению водоплавающих птиц и водно-болотных угодий (МБИВ) - International Waterfowl and Wetlands Research Bureau (IWRB).
ПАМЕ - Рабочая группа по защите арктической морской среды - Working Group on Protection of the Arctic Marine Environment (РАМЕ).
ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (до 01.01.95 Конференция) - Organisation for Security and Cooperationin Europe (OSCE).
Европейский Союз - European Union (EU).
Совет Европы (СЕ) - Coundl of Europe.
Неправительственные и природоохранные организации
Однако как бы там ни было, проблемами состояния окружающей среды обеспокоены не только правительства различных стран, но и рядовые граждане, Эта обеспокоенность выражается в создании неправительственных организаций:
АКОПС - Консультативный комитет по защите морей - Advisory Committee on Protection of the Sea(ACOPS). Год создания: 1952 г. Участники: это одна из первых неправительственных организаций. Цели: поощрение заключения международных соглашений для уменьшения нефтяного загрязнения морей, в том числе из источников, находящихся на суше, а также решение вопросов, связанных с другими аспектами деградации окружающей среды побережий и морских акваторий. Основная деятельность: исследования и количественная оценка проблемы морского загрязнения; выработка вариантов политики и проведение исследований в сотрудничестве с центральными и местными правительствами и межправительственными агентствами; проведение образовательных программ по всем вопросам в научном, правовом и политическом аспектах проблемы; поддержка в установлении диалога между Севером и Югом и обеспечение осуществления экологических соглашений; проведение кампаний по информированию общественности через международные конференции лиц высокого уровня.
ВВФ - Всемирный фонд дикой природы -World Wide Fund for Nature (WWF) – Всемирный фонд защиты природы - Мировой фонд живой природы - Фонд дикой природы. Год создания: 1961 г. Участники: 5,3 млн. постоянных спонсоров и национальных ассоциаций пяти континентов. Цели: предотвращение деградации природной среды; помощь в построении будущего с гармоничным сосуществованием человека и природы; привлечение финансовых средств для охраны природы и спасения от исчезновения отдельных видов флоры и фауны. Основная деятельность: сохранение разнообразия (генетического, видового и экосистемного); обеспечение устойчивой модели использования возобновляемых природных ресурсов; содействие снижению загрязнения, рациональному потреблению ресурсов и энергии; разработка стратегических подходов к проблеме сохранения природы.
Ветлэндз Интэрнэшнэл - Международная организация по сохранению водно-болотных угодий (Правление; Исполком; Ветлэндз Интэрнэшнэл Америка; Ветлэндз Интэрнэшнэл Африка, Европа, Средний Восток (АЕМЕ); Ветлэндз Интэрнэшнэл Азия, Тихий океан) - Wetlands International. Год создания: 1995г. Участники: три материнские структуры - Международное бюро по исследованию водоплавающих птиц и водно-болотных угодий, Азиатское бюро водно-болотных угодий и Бюро водно-болотных угодий для Америки - International Waterfowl and Wetlands Research Bureau (IWRB), the Asian Wetland Bureau, and Wetlands for the Americas. Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: исследования, связанные с вопросами Рамсарской Конвенции, Афро-Евразийского Соглашения об охране перелётных птиц (AEWA) в рамках Боннской Конвенции (CMS).
Гринпис - Greenpeace International. Год создания: 1971 г. Участники: тесно связанная сеть национальных и региональных отделений - 1330 сотрудников 43 отделений в 30 странах. Цели: гарантировать способность Земли воспроизводить жизнь во всём её многообразии. Основная деятельность: кампании по биоразнообразию, по защите атмосферы, антиядерная, по токсичным веществам и др
Пакт о Черноморском экономическом сотрудничестве - Black Sea Economic Co-operation pact (Organisation) (BSEC). Год создания: 1992 г. Участники: 11 - Россия, Украина, Турция, Грузия, Румыния, Болгария, Албания, Армения, Азербайджан, Молдавия и Греция (в 1998 г. Германия высказала заинтересованность в получении статуса наблюдателя). Цели: обеспечение мира, стабильности и благополучия на Чёрном море; поощрение дружеских и добрососедских отношений. Основная деятельность: проведение международных саммитов, координация деятельности Черноморского банка, Центра исследований Чёрного моря.
Европейское бюро по окружающей среде - European Environmental Bureau (EEB). Год создания: 1974г. Участники: 75 неправительственных организаций из 12 стран Европы. Цели: содействие действиям по охране окружающей среды, сохранению и восстановлению природных ресурсов. Основная деятельность: распространение информации по природоохранной политике, охране природы и диких животных, контролю за загрязнением окружающей среды; разработка и реализация образовательных программ.
Международная организация "Зеленый крест" (МЗК) - Green Cross International. Год создания: 1993г. Участники: национальные организации и подготовительные комитеты в 50 странах мира, частные лица. Цели: осуществление мер по борьбе с антропогенными экологическими бедствиями, содействие обмену экологическими знаниями и технологиями, поддержка в развитии экологического законодательства. Основная деятельность: реализация проектов по различным аспектам ООС, в том числе по уничтожению токсичных веществ, созданию системы оповещения о катастрофах, экологическому просвещению, разработке международного экологического кодекса.
Трест no охране Земли - Earthtrust. Год создания: 1976г. Участники: деловые круги, правительственные и неправительственные организации стран мира. Цели: охрана диких животных и среды обитания. Основная деятельность: проведение правоохранных кампаний и инициатив, в том числе по запрещению использования дрифтерных сетей; по запрещению незаконного китобойного промысла; по охране исчезающих видов птиц, черепах, дельфинов, тюленей и их мест обитания; по охране популяций тигра и других видов азиатского континента.
Центр для нашего общего будущего – Centre for Our Common Future. Год создания: 1988 г. Участники: 150 организаций мира, специализирующихся в различных областях знаний и деятельности. Цели: реализация концепции «устойчивого развития», изложенной в докладе «Наше общее будущее» Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Основная деятельность: обмен информацией о действиях глобального уровня, связанных с устойчивым развитием, предоставление информации, необходимой для принятия решений и установления партнерских связей в реализации Повестки 21 века.
Римский клуб - это неправительственная организация, объединяющая около 100 членов из различных стран мира: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и культуры. Цели: разработка стратегии достижения экологической безопасности. Он был создан в 1968г. по инициативе вице-президента компании «Оливетти» Аурелио Печчеи. В качестве основного принципа своей деятельности клуб принял «метод свободного и широкого рассмотрения идей и выводов», разрабатываемых в рамках клуба программ. Исследования клуба «Затруднительное положение человечества», «Пределы роста», «За пределами века расточительности» и другие заслужили широкое признание.
БАЛТИКА 21 - Программа на 21 век для региона Балтийского моря - BALTIC 21 (+Группа старших должностных лиц SOG).
Международный совет по местным инициативам в области окружающей среды – International Council for Local Environmental Initiatives (ICLEI).
Международный союз организаций по лесоведению - Intentional Union of Forestry Research Organizations (IUFRO).
Федерация природных и национальных парков Европы - Federation of Nature and National Parks of Europe.

Финансовые организации

Охрана природы, к сожалению, в отличие от процесса её загрязнения, занятие довольно дорогостоящее, зачастую не по карману не только неправительственным организациям, но и даже отдельным странам. Тогда на помощь приходят различные финансовые организации, поддерживающие различные проекты по охране окружающей среды:

ГЭФ - Глобальный экологический фонд = Глобальный фонд окружающей среды - Global Environment Facility (GEF). Год создания: 1990г. Участники: 142 (24 развитых и 118 развивающихся)страны мира. Цели: финансовая поддержка проектов в области охраны окружающей среды. Основная деятельность: оказание финансовой и технической помощи в реализации проектов по сокращению выбросов тепличных газов, охране биоразнообразия, охране международных вод и охране озонового слоя; установление критериев для отбора проектов; выбор приоритетных направлений деятельности

ЕБРР - Европейский банк реконструкции и развития European Bank for Reconstruction and Development (EBRD).
МВФ - Международный валютный фонд - International Monetary Fund (IMF).
Всемирный банк (ВБ) - The Worid Bank (WB) - Мировой банк - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) + (де-факто) Международная ассоциация по развитию – International Bank for Reconstruction and Development (IBRD) + the International Development Association (IDA).

Системы мониторинга и наблюдений
Однако все выше перечисленные организации, а так же другие природоохранные организации не всегда имеют возможность следить за всеми изменениями, происходящими в окружающей среде, и тут им на помощь приходят системы мониторинга и наблюдений. Самые известные среди них:
и т.д.................

Гринпис (Greenpeace)

ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF)

Международный социально-экологический союз (МСоЭС)

Международная экологическая организация "Беллона"

Международная ассоциация "Зеленый крест"

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

Центр экологической политики России (ЦЭПР)

Российское экологическое движение "Зеленые"

Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского

Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)

Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль"

Российский Зеленый крест

Движение Дружин охраны природы (ДОП)

Экологические организации мира

Гринпис (Greenpeace)

Гринпис - это международная общественная природоохранная организация, основанная в г. Ванкувер, Канада 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом.

Основная цель организации добиться решения глобальных экологических проблем, привлекая к ним внимания общественности и властей.

Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.

Гринпис против насилия в любом его проявлении, все акции не приемлют никаких форм насилия в качестве метода достижения целей.

Официальный сайт в России: http://www.greenpeace.org/russia/ru

Фонд дикой природы (WWF)

Всемирный фонд дикой природы (World Wide Fund for Nature) - это международная общественная независимая организация, работающая в сферах, касающихся сохранения, исследования и восстановления окружающей среды.

Организация насчитывает более чем 5 миллионов сторонников во всём мире, работает WWF в более чем 90 странах и поддерживающая около 1 300 природоохранных проектов во всём мире.

Миссия Всемирного фонда дикой природы заключается в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель - сохранение биологического разнообразия Земли.

Официальный сайт в России: http://www.wwf.ru/?referer=wwforg

Международный социально-экологический союз (МСоЭС)

Международный Социально-экологический союз - это международная экологическая организация, основанная в декабре 1988 года.

На данный момент МСоЭС – это более 10 тысяч человек из 17 стран.

Главная идея создания МСоЭС – собрать под одной крышей людей, которым не все равно, что будет со Землей, с ее природой и культурой, с ее людьми, с нашими детьми и внуками.

Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году, как добровольное Общество охраны природы.

На сегодняшний день ВООП - это общероссийская, общественная и культурно-просветительная экологическая организация.

Сохранение окружающей среды, поддержание многообразия флоры и фауны.

Сохранение и укрепление здоровья населения.

Основные направления деятельности Общества:

Оказание содействия органам государственной власти и управления в обеспечении устойчивого экологически безопасного развития страны.

Экологическое образование, просвещение и воспитание населения.

Научно-техническая и практическая природоохранная деятельность. Консультационная деятельность субъектов природопользования.

Проведение своими силами и силами аккредитованных компаний экологического мониторинга территорий.

Внедрение современных высокоточных технологий в целях осуществления эффективного государственного экологического контроля

Центр экологической политики России (ЦЭПР)

Центр экологической политики России создан в 1993 г. как профессиональная общественная экологическая организация для экспертной поддержки экологического движения и разработки рекомендаций для законодательной и исполнительной власти.

C айт организации: www.ecopolicy.ru

Российское экологическое движение "Зеленые"

В 1994 году на основе экологического движения «Кедр» была создана Российская экологическая партия "Зеленые", в 2009 году деятельность Политической партии была прекращена, а сама организация реорганизована в Общероссийское общественное движение "Российское экологическое движение «Зелёные».

Цель экологического движения «Зелёные» изменить отношение государства и общества к экологическим проблемам России и человечества в целом организованными и волевыми политическими действиями.

Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)

Российский региональный экологический центр учрежден в 2000 годy Европейской Комиссией и Академией государственной службы при президенте Российской Федерации.

РРЭЦ входит в сеть региональных экологических центров, действующих в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии для поддержки сотрудничества между правительственными структурами, бизнес-сообществом и гражданским обществом в области охраны окружающей среды.

Миссия центра заключается в продвижении и внедрении передовых идей, стандартов и методов для экологического благополучия и устойчивого развития России через организацию информационного диалога и осуществление практической деятельности.

Высшим руководящим органом российского центра является совет учредителей, коллегиальным органом управления - совет управляющих, образован совещательный орган - консультативный совет.

Восемь членов Совета Управляющих.представляют различные сектора общества: организации государственной власти Российской Федерации, иностранные организации, российские общественные организации, бизнес-структуры и научные сообщества.

Российский Зеленый крест


В начало документа

План:

Введение

Глобальные экологические проблемы, влияние которых на развитие земной цивилизации в целом и каждого государства в отдельности постепенно осознано подавляющим большинством населения планеты, обусловливают необходимость укрепления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. В этих условиях происходит формирование международного экологического права как одного из инструментов решения таких проблем и формы реализации международного сотрудничества.

Международное экологическое право возникло во второй половине XX столетия как закономерная реакция международного сообщества на глобальные экологические проблемы ─ загрязнение атмосферного воздуха, вызывающее трансграничные последствия, опасные изменения климата, связанные с выбросами парниковых газов и сокращением лесов, особенно тропических, разрушение озонового слоя, загрязнение морей и континентальных трансграничных вод, деградация животного и растительного мира, сокращение биологического разнообразия на Земле и др.

Международное сотрудничество
в сфере охраны окружающей среды

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время в мире функционирует более 100 различных международных организаций, в той или иной степени занимающихся проблемами охраны окружающей среды (схема 2). Все международные организации, участвующие в отношениях, урегулированных международным правом окружающей среды, можно разделить на две большие группы: международные правительственные и международные неправительственные (общественные) организации.

Международные правительственные организации , подразделяемые, в свою очередь, на глобальные (всемирные) и региональные.

Организация Объединенных Наций является наиболее авторитетной из глобальных международных организаций. Наряду с рассмотрением экологических вопросов на заседании Генеральной Ассамблеи, а также принятием различных резолюций и проведением конференций, при ООН создан специализированный орган ─ ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). Структура ЮНЕП включает Совет управляющих ─ главный межправительственный орган, руководящий ее политикой, Секретариат во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды. По своей юридической природе ЮНЕП относится к числу вспомогательных органов ООН, хотя и пользуется определенной автономией при принятии решений.

Из числа реальных результатов деятельности ЮНЕП следует отметить инициативу ЮНЕП по подписанию государствами Монреальского протокола в 1987 г., который должен содействовать уменьшению ущерба, причиненного химическими веществами озоновому слою атмосферы; Базельской конвенции, инициированной ЮНЕП в 1989 г., которая направлена па обеспечение контроля за международными перевозками и удалением опасных отходов; организация и проведение международной конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. и т. д.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Кроме ООН, под ее эгидой действуют другие специализированные международные организации:

    Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».

    Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО). Основной ее экологической функцией является содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению, а также учет и охрана природных объектов, отнесенных к объектам всемирного наследия.

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), основная экологическая функция которой ─ изучение вопросов охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.

    Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических ресурсов и т.д.

    Международная морская организация (ИМО), которая занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.

    Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО), которая исследует воздействие человека на природу и климат планеты посредством ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ (ОБЩЕСТВЕННЫЕ)
ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Их роль в международном праве окружающей среды постоянно возрастает. Кроме движения «Гринпис» в мире действуют такие международные экологические неправительственные объединения, как «Экология», «Зеленый крест» и другие.

Более известны такие международные неправительственные организации экологической направленности, как Международный союз охраны природы и природных ресурсов ─ МСОП, Всемирный фонд диких животных ─ ВФДЖ, Международный совет по праву окружающей среды ─ МСПОС и др.

Основным нормотворцем в международном праве является государство. Именно поэтому роль неправительственных природоохранительных организаций в международном нормотворчестве ограничена, однако крупнейшая из них ─ Международный союз охраны природы и природных ресурсов, используя консультативный статус при некоторых органах и учреждениях ООН, имеет возможность официально представлять собственную точку зрения на проекты документов, рассматриваемых на международных конференциях, в межправительственных органах 1 .

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются конференции, двусторонние и многосторонние, правительственные и неправительственные. Ежегодно в мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам. В зависимости от целей они служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных и практических проблем.

Особый интерес и особое международное значение имеют две конференции, проведенные под эгидой ООН.

Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения в конце 60-х гг., Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой о проведении международной конференции, на которой были бы обсуждены и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды. В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды , которая приняла Декларацию принципов и План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.

В целом эта Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации международного природоохранительного сотрудничества.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила перед ней задачи:

    предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;

    рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.

Результатом деятельности Международной комиссии, которую возглавляла премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд, стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее » (Our Common Future), представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. (переведен и опубликован в России издательством «Прогресс» в 1989 г.)

Основной вывод данной Международной комиссии состоял в необходимости достижения устойчивого социально-экономического развития, при котором решения на всех уровнях принимались бы с полным учетом экологических факторов. Выживание и дальнейшее существование человечества определяют мир, развитие и состояние окружающей среды.

По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, то есть через 20 лет после Стокгольмской конференции, была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию .

Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось этой Конференции, свидетельствуют ее масштабы и уровень. В Конференции участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных международных организаций. 114 делегаций возглавлялись главами государств и правительств.

На Конференции в Рио обсуждались многие вопросы, главные из которых касались трех важных документов:

    Декларации по окружающей среде и развитию,

    Долгосрочной программы дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»),

    Принципов в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.

Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции ─ «О биологическом разнообразии » и «Об изменении климата ».

Программа «Повестка дня на XXI век » посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она определяет направления деятельности государств, народов и международных организаций по решению этих проблем.

Программа содержит 4 раздела:

    социальные и экономические аспекты (национальная политика и международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах, борьба с нищетой, изменение структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решения);

    сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития (защита атмосферы, комплексный подход к использованию земельных ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные вещества);

    укрепление роли основных групп населения (глобальные действия в интересах женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий трудящихся, профсоюзов и других неправительственных организаций и др.);

    средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические и организационно-правовые средства решения экологических проблем).

Программа «Повестка дня на XXI век » была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической силе она является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер.

Для реализации программы в глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые должны выплачивать развитые страны развивающимся. Участники Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие годы будут предоставлять развивающимся странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР и государства Восточной Европы вошли в группу стран с «переходной экономикой», в отношении которых отсрочено выполнение международных финансовых обязательств.

Основным инструментом организационно-финансового механизма реализации программы является Комиссия по окружающей среде и развитию , договоренность о создании которой была достигнута на Конференции в Рио.

Заявление о принципах в отношении лесов , принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, ─ первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, так и использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.

5 июня 2015

Охрана природы в нашем крае - важнейший комплекс мероприятий в сложившейся сложной экологической обстановке, которая наблюдается во многих регионах страны. Такой деятельностью занимаются не только в России. Существует огромное количество международных организаций, которые контролируют состояние окружающей среды по всей Земле.

Организации по охране природы в России

Охрана окружающей природы - это то, чем должен заниматься каждый человек. Зачастую из-за безответственного и халатного отношения к миру вокруг себя происходят техногенные катастрофы и массовые загрязнения. Охранять природу нужно как в частных, так и в глобальных масштабах. Все начинается с малого. Каждый должен контролировать себя и своих близких, не сорить, бережно относится к природе и т. д.

Охрана природы в нашем крае регулируется действиями множества организаций, которые специализируются на этом. Ниже перечислены основные из них:

  • ВООП - Всероссийское общество охраны природы.
  • Экологическое движение "Зеленые".
  • РРЭЦ - Российский региональный экологический центр.
  • "Зеленый крест" и др.

ВООП было основано в 1924 году, оно действует и сегодня. Главной целью общества является сохранение окружающей среды. Участниками проводится комплекс мер по поддержанию многообразия фауны и флоры. Общество занимается просвещением населения, внедрения в массы экологического образования. Участники консультируют субъектов природопользования, занимаются природоохраняемой деятельностью и многим другим.

Экологическое движение в России - относительно новое явление. В 1994 году было основано общество "Зеленых", которые появились на основе организации "Кедр". До 2009 года действовала так называемая экологическая политическая партия, но позже ее деятельность была прекращена. Движение "Зеленые" своей целью считает изменение отношения к окружающему миру государства и населения. Участники считают, что только организованными политическими мерами можно достичь результата.

РРЭЦ появился только в 2000 году. Центр был утвержден Академией госслужбы и Европейской комиссией при президенте РФ. Целью создания РРЭЦ стало налаживание связей с подобными центрами других стран. Это необходимо для продвижения передовых идей для обеспечения благополучия жизнедеятельности. Благодаря диалогам между экологическими организациями можно стабилизировать состояние России, внедрять и продвигать стандарты и методы по охране окружающей среды.

Неправительственная организация "Зеленый крест" появилась также не так давно - в 1994 году. Цель участников - воспитание у населения способности жить в добром соседстве с природой.

Международные организации по охране природы

Во всем мире таких сообществ очень много. Наиболее известными являются:

  • "Гринпис".
  • Фонд дикой природы.
  • Международный "Зеленый Крест".
  • Международный союз по охране природы и др.

Мероприятия по охране природы

Закон об охране природы говорит о том, что каждый должен сохранять, рационально использовать и по возможности восстанавливать природные ресурсы.

Нужно поддерживать чистоту вод, лесов, атмосферы, заботиться об окружающем мире - представителях флоры и фауны и др. Существуют определенные меры по охране природы:

  1. Экономические.
  2. Естественнонаучные.
  3. Технико-производственные.
  4. Административные.

Правительственные программы по охране окружающей среды играют огромную роль для Земли в целом. В отдельных регионах удалось добиться отличных результатов. Но нужно понимать, что на все уходит не один год. Ярким примером служит природоохраняемая программа по очистке вод в Великих озерах. Спустя несколько лет ее благополучный итог налицо. Однако данный комплекс мероприятий было очень дорогостоящим.

Подобные меры принимаются и на региональном уровне. В 1868 году во Львове было принято решение охранять сурков и серн, свободно живущих в Татрах. Благодаря собравшемуся сейму и принятым решениям животных стали защищать и спасли от вымирания.



В связи со сложившейся экологической ситуацией было необходимо принять комплекс мер, который ограничил использование природных ресурсов в промышленности и др. Использовать ядохимикаты было запрещено. Также в комплекс мер входили мероприятия по:

  • восстановлению земель;
  • созданию заповедников;
  • очистке окружающей среды;
  • упорядочению использования химикатов и др.

"Гринпис"

Охрана природы в нашем крае во многом опирается на принципы работы международных организаций, хотя и носит региональный характер. "Гринпис" - самое известное сообщество, которое имеет представительства в 47 странах мира. Главный офис находится в Амстердаме. Действующий директор - Куми Найду. Штат организации - 2500 человек. Но в "Гринписе" работают и добровольцы, их насчитывается около 12 000 человек. Участники пропагандируют экологически чистый образ жизни, призывают людей защищать и охранять окружающую среду. Проблемы, которые стремятся решить "гринписовцы":

  • сохранение Арктики;
  • изменение климата, борьба с потеплением;
  • китобойный промысел;
  • радиация и др.



Международный союз по охране природы

Международные организации по охране природы появились в разное время. В 1948 году был учрежден Всемирный Союз. Это международная некоммерческая организация, основной целью которой является сохранение многообразия представителей животного и растительного мира. В союз вступило более 82 стран. Было открыто более 111 правительственных и 800 неправительственных учреждений. В организации работает более 10 000 ученых со всего мира. Члены союза считают, что нужно сохранять целостность и разнообразие природного мира. Ресурсы должны использоваться равномерно. В составе организации - 6 научных комиссий.

Всемирный фонд охраны дикой природы

Охрана природы в нашем крае - составная часть международного фонда. Эта общественная организация, занимающаяся сохранением дикой природы во всем мире, своей миссией считает достижение баланса, гармонии между человеком и всем тем, что его окружает. Символ Фонда - большая панда, которая занесена в Красную Книгу. Организация проводит множество мероприятий, в число которых входят:

  • лесная программа;
  • охрана редких видов;
  • климатическая программа;
  • экологизация нефтегазовых месторождений и др.

Охрана природы в нашем крае - обязанность каждого жителя страны. Только вместе можно сохранить естественное величие окружающего мира в нетронутом виде.



Похожие статьи