Мониторинг опасных отходов на предприятии. Мониторинг опасных отходов на предприятии Пример мониторинг объекта размещения отходов

В соответствии с п. 6.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее — СП 2.1.7.1038-01) для полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля (мониторинга), которая должна включать в себя информацию о контроле за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигонов ТБО.

Мониторинг полигонов ТБО необходимо выполнять с учетом требований следующих документов:

  • СП 2.1.7.1038-01;
  • Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденная Минстроем России 02.11.1996 (далее — Инструкция);
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 25.04.2014);
  • ГОСТ 17.1.5.05-85 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков»;
  • СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (с изм. от 04.02.2011 и 25.09.2014);
  • СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (в ред. от 25.04.2007).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014) запрещается размещение отходов на полигонах ТБО, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
В настоящее время все полигоны ТБО необходимо привести в соответствие с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации, а также провести инвентаризацию данных объектов и обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора для регистрации полигонов в ГРОРО .
Информацию о том, включен ли полигон ТБО в ГРОРО, можно найти на сайте Росприроднадзора в подразделе «Государственный реестр объектов размещения отходов» http://rpn.gov.ru/node/853 , расположенном в разделе «Кадастр отходов».

Согласно п. 1.30 Инструкции специальный проект мониторинга (т.е. упомянутая ранее специальная программа (план) производственного контроля (мониторинга)) должен включать следующие разделы :

  • контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона;
  • система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.

На основании п. 6.6 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.31 Инструкции система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы и растений, а также шумового загрязнения в зоне возможного влияния полигона ТБО.

Система мониторинга служит информационной основой при определении эффективности проведенных экологических мероприятий на полигоне ТБО, а также базой данных для разработки технических и технологических решений по совершенствованию эксплуатации полигона.

Согласно п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона (на основании п. 1.30 Инструкции — по техническому заданию владельца полигона) в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований . В пункте 1.30 Инструкции указано, что такая программа должна быть согласована с уполномоченными на это органами.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Система мониторинга полигона ТБО должна включать в себя постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. С этой целью ежеквартально производятся анализы проб атмосферного воздуха в приземном слое над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание в нем соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность.

В соответствии с п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.36 Инструкции объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в программе производственного контроля полигона ТБО и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют содержание метана, сероводорода, аммиака, окиси углерода, бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола.

При установлении степени загрязнения атмосферного воздуха выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК р.з. в рабочей зоне (табл. 1.3 и 1.4 Инструкции) должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения и направленные на снижение этого уровня.

Извлечение
из Инструкции

Таблица 1.3

ПДК ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В АТМОСФЕРУ ВОЗДУХА НА ПОЛИГОНАХ ТБО

Таблица 1.4

ПДК ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ (РАБОЧАЯ ЗОНА), ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ НА ПОЛИГОНАХ ТБО В ЗОНЕ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОЧВЫ

Производственный контроль полигона ТБО должен предусматривать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона.

Согласно п. 6.9 СП 2.1.7.1038-01 качество почвы контролируется по химическим (содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка), микробиологическим (общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов) и радиологическим показателям. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — ЦГСЭН).

На основании п. 1.38 Инструкции качество почвы и растений контролируется на содержание экзогенных химических веществ (ЭХВ), которые не должны превышать ПДК в почве и, соответственно, не превышать остаточные количества вредных ЭХВ в растительной товарной массе выше допустимых пределов. Объем определяемых ЭХВ и периодичность контроля определяются в проекте мониторинга полигона (т.е. в программе производственного контроля) и согласовываются со специально уполномоченными органами по охране окружающей среды.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ГРУНТОВЫХ ВОД

В программу мониторинга также включается проведение анализов поверхностных и грунтовых вод.

В соответствии с п. 6.7 СП 2.1.7.1038-01 по согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами (согласно п. 1.32 Инструкции — по согласованию с гидрогеологической службой, местными органами санэпиднадзора и охраны природы) производится контроль за состоянием грунтовых вод — в зависимости от глубины их залегания проектируются контрольные шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

На основании п. 1.32 Инструкции пробы вод из контрольных шурфов, колодцев и скважин, заложенных выше полигона по течению грунтовых вод, характеризуют их исходное состояние. Ниже полигона по течению грунтовых вод (на расстоянии 50-100 м, если нет опасности загрязнения грунтовых вод за счет других источников) закладывают 1-2 колодца (шурфа, скважины) для отбора проб воды с целью выявления влияния на нее стоков полигона. Колодцы глубиной 2-6 м выполняют из железобетонных труб диаметром 700-900 мм до отметки 0,2 м ниже уровня грунтовых вод. Фильтрующее днище состоит из слоя щебня толщиной 200 мм. В колодец спускаются по стационарной лестнице. При более глубоком залегании грунтовых вод их контроль осуществляется с помощью скважин. Конструкция сооружений должна обеспечивать защиту грунтовых вод от попадания в них случайных загрязнений, возможность водоотлива и откачки, а также удобство взятия проб воды. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в программе мониторинга полигонов .

Согласно п. 6.7 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.34 Инструкции выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах проектируются места отбора проб поверхностных вод .

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка. Пробы также исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо по согласованию с контролирующими органами расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, следует принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

«Справочник эколога» № 2, 2015 .

Размещение отходов является одним из важнейших факторов воздействия производств на окружающую среду. При этом отнесение контроля мест размещения отходов к мониторингу почв в определенной степени условно, поскольку в любом случае захораниваемые, складируемые или перерабатываемые отходы (как производственные, так и бытовые) воздействуют на все компоненты окружающей среды. Не случайно нормативы допустимых количеств размещаемых отходов, образующихся на предприятии, создаются с учетом влияния этих отходов на атмосферу, т.е. с учетом концентраций вредных веществ, создаваемых в воздухе рабочей зоны. При мониторинге объектов размещения отходов субъект хозяйственной деятельности осуществляет наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, поверхностных вод и атмосферного воздуха.

Полигоны размещения отходов представляют собой довольно сложные с технической точки зрения сооружения. При их создании делается попытка минимизировать воздействие отходов на окружающую среду, однако эти сооружения также нуждаются в постоянном контроле воздействий.

Специфика отходов предприятий НГК состоит в том, что они весьма многообразны (свыше 2 млн видов), а ряд их компонентов обладает высокой токсичностью. Для добывающих предприятий основную массу отходов составляют компоненты 3-го класса опасности (более 80%), а вторыми по количеству считаются отходы 1-го класса, не говоря уже о переработке углеводородного сырья с использованием значительных количеств агрессивных для окружающей среды и человека компонентов (рис 10.3).


Рис. 103

Все это делает мониторинг мест размещения отходов важнейшей составной частью контроля антропогенных воздействий в рамках ПЭМ. Важнейшим моментом при организации системы ПЭМ обращения с отходами является определение структуры отходов, т.е. установление видов , классов опасности отходов и количества отходов по классам.

Классификация отходов проводится на основании Федерального классификационного каталога отходов (утв. приказом МНР России от 2 декабря 2002 г. № 786) с учетом приказа МПР России от 30 июля 2003 г. № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов» .

Отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может быть проведено расчетными или экспериментальными методами. Основные документы, требованиями которых руководствуются при установлении классов опасности отходов, - Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР России 15 июня 2001 г. № 511) и СП 2.1.7.1386-03 «2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 июня 2003 г.)

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия па окружающую среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее.

Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается к размещению на промнлощадке, определяется предприятием в каждом конкретном случае. Это количество устанавливается на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов, физико-химических свойств, в том числе уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух. Критерий предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации - содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне 2 м. Эта концентрация не должна превышать 30% ПДК в воздухе рабочей зоны согласно СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ

Требования к методическому обеспечению контроля за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенного покрова приведены в соответствующих разделах данного учебника.

Разработка схемы мониторинга проводится с учетом проектной документации и специализированных обследований, проводимых при организации основной деятельности на объекте. Для организации мониторинга мест размещения отходов используются следующие сведения:

  • оценка степени влияния мест хранения и захоронения отходов на окружающую среду;
  • организация режимной наблюдательной сети на полигонах;
  • приложение к типовой форме инвентаризации - пояснительная записка «Оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов»;
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • классификация отходов в соответствии с приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» ;
  • класс опасности отходов согласно приказу МПР России от 15 июня 2001 г. № 511 «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;
  • материалы и заключения экологических экспертиз;
  • документ, подтверждающий наличие лицензии;
  • свидетельство об оценке состояния измерений или аккредитации лаборатории, выполняющей измерения.

ПЭМ объектов размещения отходов производства и потребления осуществляют организации, имеющие полигоны или площадки по складированию, обезвреживанию, захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и т.д. Основная задача ПЭМ размещения отходов - получение информации о воздействии данных объектов на состояние окружающей среды. В состав подсистемы ПЭМ обращения с отходами входят:

  • учет отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим лицам или полученных от других лиц);
  • оценка воздействия отходов на окружающую среду;
  • контроль соблюдения проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов.

Состав контролируемых показателей определяется по данным инвентаризации отходов и мест их размещения на объекте, проводимой в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов ГОСТ Р 53691-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования» (утв. и введен в действие приказом Ростехре- гулирования от 15 декабря 2009 г. № 1091-ст).

Состав контролируемых показателей . Подсистема ПЭМ обращения с отходами осуществляет сбор, обработку, хранение и передачу следующих данных:

  • сведения об образовании, получении, передаче и размещении отходов; на основе этих сведений ведется унифицированный перечень (каталог) отходов;
  • объемы образуемых отходов но каждому виду - согласно приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
  • класс опасности отходов для О ПС и здоровья человека - согласно Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МНР России от 15 июня 2001 г. №511) и СП 2.1.7.1386-03;
  • показатели влияния отходов на окружающую среду для объектов захоронения либо особо длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.), а также для объектов временного хранения отходов 1-го класса опасности (за исключением люминесцентных ламп).

Состав контролируемых показателей для оценки влияния выбросов и сбросов загрязняющих веществ в местах хранения отходов на компоненты окружающей среды определяется с учетом результатов проведенной инвентаризации, данных ПДВ, НДС и информации, собираемой в других подсистемах ПЭМ. Сформированный перечень показателей согласовывается с государственными уполномоченными территориальными природоохранными органами исполнительной власти.

Принципы пробоотбора. Разнообразие характеристик, свойств, состояний и расположения отходов не позволяет выработать унифицированную методику пробоотбора. Подбор оборудования для отбора проб производится в зависимости от агрегатного состояния отходов. К техническим средствам для отбора проб предъявляются довольно жесткие требования. Должны быть обеспечены герметичность, отсутствие воздействия света и излучения и т.п. Не допускается применение консервантов для сохранности образцов проб отходов, содержащих органические соединения. Кроме этого, необходимо обеспечить соблюдение требований безопасности.

Отбор проб промышленных химических отходов может быть:

  • простым случайным - используется, когда вся партия отходов идентифицирована; выбирается только число проб для анализа;
  • случайным многопрофильным - используется при исследовании гетерогенных отходов; отбор проб производится из пластов (слоев);
  • систематическим случайным - первая проба берется произвольно, а последующие с фиксированным от нее пространственно-временным интервалом;
  • представительным - применяется для анализа отходов с известными свойствами и зависит от стратегии их исследования; такой подход редко рекомендуется для анализа опасных отходов и почти не применяется в обычной практике.

Порядок работ по определению характеристик и свойств образцов (проб) отходов представлен на рис. 10.4.

При подготовке образцов отходов к анализу проводится ряд дополнительных работ: измельчение, просеивание, высушивание, разделение, растворение, фракционирование, экстракция, осаждение, корректировка pH и др. Эти операции могут привести к изменению некоторых свойств и характеристик анализируемых образцов. Пробонодготовку необходимо проводить с учетом адсорбируемости некоторых соединений на стенках сосудов или недостаточной десорбируемости при использовании в процессе анализа каких-либо адсорбентов и т.д. Операции, выполняемые при анализе состава отходов, представлены на рис. 10.5.


Рис. 10.4.

В целом проведенные аналитические исследования должны создать необходимую информационную основу для того, чтобы получить представление о трансформации отходов в окружающей среде (табл. 10.6).

Таблица 10.6

Тесты, определяющие трансформацию отходов (по Каралюнец А. В., Маслову Т. Н., Медведеву В. Т., 2000)

Метод определения

Мобильность

Физическое

состояние

Измерения и характеристики относительной пропорции составляющих фаз (в частности, жидкой)

Устойчивость отхо- дов

Химическая

устойчивость

Кинетика превращений отходов после перемешивания с почвой (лабораторный тест)

Биологическая

устойчивость

Измерение биоразлагаемости, определение окончательного состояния отходов

Загрязняющий потенциал отходов

Средний срок

генерирования

загрязнений

Характеристика жидкой фракции (анализ и определение критерия общего загрязнения):

  • конечного состояния отходов (тесты инкубационный и во времени...);
  • потенциально растворимой части (тесты, ускоряющие выщелачивание)

Окончание табл. 10.6

Основные свойства, принимаемые во внимание

Метод определения

Опасность (токсичность) гене- рируемого загрязнения

Токсичность

Токсичность по отношению к живым организмам

Патогенность

Микробиологические анализы

Критерий качества различного вида вод по отношению к их возможной утилизации

Анализы (измерения основных свойств, коррозионность, склонность к образованию накипи и т.д.). Данные по ограничениям утилизации

Устойчивость генерируемого растворимого загрязнения

Аэробная и анаэробная биоразлагаемость

Измерение ВПК:

  • респирометрические измерения;
  • измерение полной биоразлагасмости;
  • тесты биологической обработки

Абсорбируемость

Изотермы активированного угля

Способность к связыванию ионным обменом

Изотермы поглощения глиной


Рис. 10.5.

Регламент наблюдений в системе ПЭМ обращения с отходами определяется с учетом требований нормативных правовых документов в области обращения с отходами, утвержденного проекта на размещение отходов и в соответствии требованиями ведомственных и внутренних руководящих документов, отражающих специфику конкретных объектов.

Выбранный регламент наблюдений согласовывается с государственными уполномоченными территориальными природоохранными органами исполнительной власти.

  • Оба документа утратят силу с 1 августа 2014 г. в связи с принятием приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
  • Документ утратит силу с 1 августа 2014 г. в связи с принятием приказа МинприродыРоссии от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственногокадастра отходов».
  • См.: Каралюнец А. В., Маслов Т. II., Медведев В. Т. Основы инженерной экологии. Обращение с отходами производства и потребления: учеб, пособие. М.: Изд-во МЭИ, 2000.

Наблюдение за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения и размещения отходов необходимо проводить с учётом:

· оценки воздействия отходов, накапливаемых в местах хранения и складируемых на объекте размещения отходов;

· организации мест хранения отходов;

· физико-химических свойств отходов (растворимости, летучести, реакционной способности, взрыво- и пожароопасности агрегатного состояния).

Наблюдение имеет своей целью снижение или полное исключение вредного воздействия отходов на окружающую среду.

Контроль за состоянием объектов централизованного размещения отходов возлагается на представителей предприятия.

Мониторинг за состоянием почвы проводится согласно требованиям СаНПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы.

Стандартный перечень химических показателей включает определение содержания:

Тяжелых металлов: свинец, кадмий, цинк, медь, никель, мышьяк, ртуть;

3,4-бензпирена и нефтепродуктов;

Суммарный показатель загрязнения.

Мониторинг состояния почвы осуществляется в жилых зонах, включая территории повышенного риска, в зоне влияния автотранспорта, захороненных промышленных отходов (почва территорий, прилегающих к полигонам), в местах временного складирования промышленных и бытовых отходов, на территории сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитных зон. Объем исследований и перечень изучаемых показателей при мониторинге определяется в каждом конкретном случае с учетом целей и задач по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6.8. Мониторинг проводится с учетом результатов исследований на всех предыдущих стадиях проектирования, строительства, а также по окончании строительства объекта, при вводе его в эксплуатацию и на протяжении всего его эксплуатационного периода.

6.9. Отбор проб почвы регламентируется государственными стандартами по общим требованиям к отбору проб, методам отбора и подготовки проб почвы для химического, бактериологического и гельминтологического анализа и методическими указаниями по гигиенической оценке качества почвы населенных мест.

6.10. Все исследования по оценке качества почвы должны проводиться в лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.

6.11. Определение содержания химических загрязняющих веществ в почвах проводится методами, использованными при обосновании ПДК (ОДК) или другими методами, метрологически аттестованными, включенными в государственный реестр методик.

6.13. Количество точек отбора проб зависит от площади участка строительства, глубины строительства объекта или заложения инженерных коммуникаций, стадий выполнения проектных и строительных работ.

6.14. Радиационный контроль в полном объеме проводится на любых строительных и инженерных сооружениях на соответствие требованиям Норм радиационной безопасности - НРБ-99 (Не нуждаются в государственной регистрации, письмо Минюста России от 29.07.99 N 6014-ЭР).

Предыдущие материалы:
  • Глобальные и региональные прогнозы состояния природной среды. Прогноз загрязнения природных вод, почв. Прогноз качества водных ресурсов.

отчет по практике

1. Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов по размещению отходов

Экологический контроль в соответствии со ст.68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Система экологического мониторинга состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного контроля.

В соответствии со ст.71 указанного Закона производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций, учреждений и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей деятельностью в области охраны окружающей среды. Мониторинг позволяет удостовериться, что предприятие действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды.

Мониторинг состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия ведется экологической службой с целями:

описания состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия;

практического осуществления контроля атмосферного воздуха, водных объектов и почв в зоне влияния предприятия;

формирования базы данных состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия;

разработки предприятием специальных картографических материалов, отражающих экологическую ситуацию в зоне влияния предприятия.

Экологическая служба предприятия информационно связана с такими подразделениями, как отделы главного энергетика, главного механика, подразделением, занимающимся вывозом отходов, эксплуатирующими подразделениями, лабораторией и др. Она аккумулирует всю информацию по осуществлению экологического управления на предприятии, составляет и ведет экологическую отчетность. Для улучшения эффективности ее деятельности необходимо:

развитие системы производственного, экологического мониторинга и организация деятельности в области производственного экологического контроля;

использование нетрадиционных (неприборных) методов и средств мониторинга.

Воздействие отходов на окружающую среду зависит от их качественного и количественного состава. Они представляют собой неоднородные по химическому составу, сложные поликомпонентные смеси веществ, обладающие различными физико-химическими свойствами, способствующими миграции компонентов в окружающей среде. Поэтому мониторингу отходов уделяется большое внимание в методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов.

Для определения наиболее рационального способа обращения с отходами разработаны критерии отнесения отходов к определенному классу опасности. Отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методом. В случае отнесения отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности. Качественное проведение классификации отходов невозможно без анализа их характеристик.

При разработке нормативов образования отходов и лицензировании отходов предприятиям необходимы специализированные аккредитованные аналитические лаборатории, а в самих проектах нормативов указываются средства контроля и измерений, которые используются для проведения соответствующих анализов и соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемой деятельности. Эти сведения включают:

информацию о весовом и другом метрологическом оборудовании, внесенном в государственный реестр и прошедшем государственную поверку;

сведения об аналитическом оборудовании, используемом для проведения количественных и качественных химических анализов;

сведения о наличии у лицензиата соответствующих специалистов.

Для нормального функционирования лаборатории необходимо иметь:

помещения лаборатории, удовлетворяющие соответствующим требованиям и имеющие необходимое лабораторное оборудование;

современную аналитическую и компьютерную технику для проведения и обработки результатов анализа с современными программными продуктами;

нормативно-методические документы;

химические реактивы и расходные материалы, вспомогательное оборудование.

По своей структуре лаборатория должна состоять из следующих подразделений:

химической лаборатории анализа воздуха, воды и почвы;

зала обработки информации.

В зале обработки информации, кроме физических столов, размещают шкафы для хранения и размещения необходимой аппаратуры, запасных и мелких приборов. Для предотвращения возможной коррозии и порчи дорогостоящих приборов в зале обработки информации не допускается проведение каких-либо химических операций.

Перечень расходных материалов и реактивов, требующихся для выполнения программы замеров, их количество определяются исходя из применяемых методик, расхода реактивов для одного определения, потерь при дополнительной очистке, возможности регенерации некоторых реактивов (растворителей) и допустимых сроков хранения реактивов.

Влияние предприятия на окружающую природную среду

Воздействия горно-обогатительного комбината на окружающую среду

Методы исследования и экологическое состояние природной среды Речицкого района

Методика исследований включает выбор объекта и предмета исследования, отбор свойств и признаков, вовлекаемых в исследование, их ранжирование по значимости для изучаемого явления, методы получения и обработки информации об объекте...

Мониторинг среды обитания

Прогнозы состояния окружающей среды подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Отличительной чертой прогнозирования состояния окружающей среды являются прогнозы, сделанные не на конкретный промежуток времени...

Обеспечение экологической безопасности в строительстве

Технология строительства и эксплуатация объекта исключает преднамеренное складирование отходов и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Образующийся в процессе строительства мусор вывозится на согласованную свалку...

Организация экологического мониторинга в России и мире

Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды

Оценка воздействия на окружающую среду промышленного объекта

Мониторинг окружающей среды - это система постоянного наблюдения и регулярного контроля, проводимых по определенной программе для оценки текущего состояния окружающей природной среды, анализа всех происходящих в ней в данный период процессов...

Оценка негативного воздействия предприятия ООО "Молочный завод" на водный бассейн, пути и способы его минимизации

Оценка окружающей среды предполагает сравнение ее состояния с определенными нормами. В качестве критериев могут выступать показатели естественного, ненарушенного состояния природных комплексов, фоновые параметры среды...

Проблема загрязнения биосферы

Под мониторингом (от лат. «монитор» -- напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга -- непрерывное слежение...

Система экологического менеджмента нефтегазодобывающего предприятия на примере ООО "Лукойл - Западная Сибирь"

В наиболее общем виде контроль представляет собой управленческую деятельность, направленную на определение текущего состояния объекта управления в заданные моменты времени...

Мониторинг объектов размещения отходов осуществляется в соответствии со ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления от 10 июня 1998г. № 89-ФЗ (в ред. 31.декабря 2005г.) и ст.40 Закона Пермской области «О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области об отходах производства и потребления» от 19 декабря 2002г. №569-109. Мониторинг объектов размещения отходов производства и потребления проводится организациями, имеющими полигоны или площадки по складированию, обезвреживанию, захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и т. д.. Основной задачей мониторинга объектов размещения отходов является оценка воздействия на окружающую среду (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву). Для подготовки раздела необходимы следующие материалы:

      Результаты инвентаризации мест захоронения и хранения отходов производства и потребления, включая твердые бытовые отходы (ТБО), в соответствии с «Временными методическими рекомендациями по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в РФ», Министерство охраны окружающее среды и природных ресурсов РФ, 06.07.1995г.

Для организации мониторинга используются, в основном, данные разделов:

        Оценка степени влияния мест складирования, хранения и захоронения отходов на окружающую среду;

        Организация режимной наблюдательной сети на полигонах;

        Приложение к типовой форме инвентаризации пояснительная записка «Оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов». Пояснительная записка должна содержать карту-схему мест захоронения и складирования отходов. На карту–схему должны быть нанесены основные водотоки и места складирования, хранения и захоронения отходов.

      Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с «Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», Москва, 2002г..

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается

      Классификация отходов в соответствии с приказом МПР России от 02.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», зарегистрированного в Минюсте РФ 09.-1.2003г. №4107 с учетом приказа МПР России от 30.07.3003г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов», утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

      Класс опасности отходов в соответствии с приказом МПР России от 15.06.2001г. №511 «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с установленными критериями. Отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-ому классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности. Экспериментальный метод отнесения к классу опасности для окружающей среды осуществляется в лабораториях, аккредитованных на этот вид деятельности. Экспериментальный метод используется в следующих случаях:

        Для подтверждения отнесения отходов к 5-ому классу опасности, установленного расчетным путем;

        При отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав;

        При уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности опасных отходов, полученного в соответствии с установленными критериями или расчетным методом.

Экспериментальный метод основан на биотестировании водной вытяжки отходов.

      Наличие материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу», утвержденных приказом МПР России от 09.07.2003г. №575.

В материалах обоснования отображаются условия и способы обращения с опасными отходами и раскрывается готовность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами, включающей деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В разделе «Сведения о намечаемой деятельности по размещению опасных отходов» приводится информация об организации мониторинга состояния окружающей среды на объекте по размещению опасных отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

      Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы

      Документ, подтверждающий наличие лицензии.

      Свидетельство об оценке состояния измерений или аккредитации лаборатории, выполняющей измерения. В случае привлечения сторонних организаций для выполнения измерений необходимо свидетельство об аккредитации с приложением области аккредитации.

При наличии этих документов в других разделах достаточно дать ссылку на раздел, в котором эти документы приведены. При осуществлении мониторинга объектов размещения отходов субъект хозяйственной деятельности осуществляет наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, поверхностных вод и атмосферного воздуха. Организация мониторинга поверхностных вод и атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с требованиями разделов 4.3. и 4.4. В случае учета объектов размещения отходов в указанных разделах достаточно дать ссылку. Рекомендации, изложенные в подразделах 4.5.1 и 4.5.2, распространяются на все антропогенные источники, оказывающие воздействие на загрязнение подземных вод и почв.



Похожие статьи