Экологическая безопасность в современных российских условиях. Экологическая безопасность

Российская промышленность, энергетические объекты, транспорт, инфраструктурные комплексы постоянно увеличивают техногенную нагрузку на природные экологические системы, возросло негативное воздействие на окружающую среду, состояние здоровья и качество жизни населения.

Качество компонентов окружающей среды 20% территории России характеризуется как удовлетворительное, однако на 15% территории, где сосредоточены большая часть населения страны, производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья, природные экосистемы сильно угнетены или деградировали.

Ежегодно в атмосферный воздух поступает более 30 млн т загрязняющих веществ. Под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха находится 19% городского населения, проживающего в 27 субъектах РФ. В крупных городах вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха составляет от 50 до 90%. Ежегодно возрастают совокупные выбросы парниковых газов, основным источником которых является сжигание ископаемого топлива. Загрязняющие вещества накапливаются в почве и земле, водных объектах, объектах флоры и фауны, которые становятся вторичным источником загрязнения.

За счет загрязнений, привносимых промышленными и бытовыми сточными водами, стоками с сельскохозяйственных угодий, состояние 15% водных объектов, используемых в качестве источников централизованного питьевого водоснабжения, характеризуется как не отвечающее санитарно- эпидемиологическим требованиям.

Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, почвенного и растительного покрова, являются водная и ветровая эрозия, переувлажнение и заболачивание, подтопление, засоление и осолонцевание. Более половины площади сельскохозяйственных угодий подвержено этим процессам. Опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов РФ на площади более 100 млн га, в результате чего природные пастбища теряют свою продуктивность. Общая площадь загрязненных земель, находящихся в хозяйственном обороте, составляет порядка 75 млн га. Зоны распространения загрязняющих веществ, способных накапливаться в почве, охватывают территорию в 18 млн га непосредственно вокруг промышленных комплексов. Площадь нарушенных земель, утративших свою хозяйственную ценность или являющихся источником отрицательного воздействия на окружающую среду, составляет более 1 млн га.

Накоплено более 30 млрд т отходов производства и потребления, из которых более 400 тыс. т являются чрезвычайно и высокоопасными и более 30 млн т умеренно опасными. Возрастает количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение. Особую опасность представляют стойкие органические загрязнители, содержащиеся в ранее используемых в сельском хозяйстве пестицидах, а также в электротехническом оборудовании, которых накоплено более 75 тыс. т. Ими в первую очередь загрязнены территории, где они производились и использовались, однако вследствие речного стока и атмосферного переноса на большие расстояния загрязнению подверглись удаленные территории, в том числе Арктическая зона РФ.

По результатам инвентаризации выявлено 340 объектов прошлой хозяйственной деятельности, являющихся потенциальным источником угроз жизни и здоровью 17 млн человек, хозяйственному потенциалу нс рекультивированных, но подлежащих рекультивации территорий и акваторий. В настоящее время функционирует свыше 170 тыс. опасных производственных объектов. На фоне общего загрязнения окружающей среды и глобального изменения климата усиливаются масштабы экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Имеются территории с зонами радиоактивного загрязнения (повышенные уровни гамма-фона фиксируются на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварий на Чернобыльской АЭС в 1986 г., на производственном объединении «Маяк» в 1957 г.). Дополнительный вклад в радиоактивное загрязнение окружающей среды внесли техногенные радионуклиды, поступившие с воздушными массами в результате аварии на японской АЭС «Фукусима-1».

Необходимо отметить, что состояние здоровья человека на 20-25% определяет состояние окружающей среды. Численность населения, подверженного воздействию комплексной химической нагрузки, за последние три года в среднем составила около 90 млн человек, физических факторов - 52 млн человек, комплекса биологических факторов - 60 млн человек.

Интенсификация хозяйственной деятельности, сопровождаемая увеличением техногенной нагрузки на окружающую среду, на фоне наблюдаемых изменений климата ослабляет способность экосистем к восстановлению, являющуюся одним из значимых факторов устойчивого развития. Противоречие между экологическими системами, имеющими веками отлаженную замкнутую технологию обмена веществ, и производственными системами, не обеспечивающими в полной мере безотходных технологий и созданными в надежде на самовоспроизводство природных экосистем, создает предпосылки перехода биосферы к критическому состоянию.

Экологический кризис характеризуется рядом признаков:

  • - развитие противоречий во взаимодействии общества и природы достигает опасного для экологических систем предела;
  • - наличие реальной угрозы жизни и здоровью людей;
  • - необратимые изменения в экологических системах, которые сказываются на состоянии всей экологической системы Земли;
  • - истощение экологических систем, ведущее к нехватке природных ресурсов;
  • - деградация экологических систем, нарушение экологического равновесия (при нарушении экосистемы хотя бы на 1/10 часть она становится неустойчивой и в любой момент может произойти ее необратимое разрушение даже от незначительного воздействия).

Можно выделить два основных источника экологической опасности.

нерациональное экологопользование и ведомственный подход в эколого- пользовании.

Нерациональное экологопользование проявляется в создании и применении средств производства, опасных для окружающей среды и экологических систем, и в совершении действий, ведущих к нарушению экологического баланса. Оно может быть устранено мерами правоприменительной деятельности правоохранительных органов.

Ведомственный подход в экологопользовании устраняется значительно сложнее. При такой системе экологопользования даже соблюдение закона не ограждает природные объекты от причинения вреда. Необходима согласованная работа всех ведомств по охране окружающей среды, рациональному использованию природных богатств, составляющих единую экологическую систему страны, а также дальнейшее совершенствование законодательства.

Несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия химических, физических, биологических и иных факторов на окружающую среду, по предотвращению аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий, прогнозированию и адаптации к неблагоприятным изменениям окружающей среды, на урбанизированных территориях сохраняются угрозы экологической безопасности.

С учетом оценки экологической ситуации, вызовов и угроз экологической безопасности Российской Федерации разработан и опубликован проект Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия экологической безопасности РФ), определяющий основные направления государственной политики по обеспечению экологической безопасности.

Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности человека, общества и государства от угроз, вызываемых изменениями окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности, а также природных явлений.

Экологическая безопасность достигается проведением единой государственной политики, представляющей собой совокупность скоординированных мер политического, правового, социально-экономического, организационного, информационного и иного характера, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз экологического характера.

Правовой основой обеспечения экологической безопасности являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие отношения в сфере обеспечения экологической безопасности.

Экологическая безопасность является составляющей национальной безопасности. Субъектами национальной безопасности, а значит, и экологической безопасности, являются человек, общество и государство (их жизненно важные интересы, имущественные ценности, природные ресурсы и др.). Выявление и предупреждение угроз, обусловленных природными явлениями различной интенсивности, хозяйственной и иной деятельностью, оказывают решающее влияние на уровень экологической безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

  • 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) законность;
  • 3) системность и комплексность применения государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
  • 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
  • 5) взаимодействие государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Российская Федерация сталкивается как с вызовами, перед которыми стоят все страны, так и с вызовами, обусловленными внутренними факторами.

К вызовам экологической безопасности глобального характера относятся: изменение климата; истощение озонового слоя Земли; деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, что приводит к снижению способности экосистем к саморегуляции; увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей; рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов.

К внутренним вызовам экологической безопасности Российской Федерации относятся: преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики; высокая степень износа основных производственных фондов и низкий уровень технологической модернизации экономики; низкий уровень затрат на охрану окружающей среды; большое число опасных производственных объектов, а также неликвидированных объектов накопленного экологического ущерба.

Угрозы экологической безопасности Российской Федерации, обусловленные вызовами, представляют аварии, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, хозяйственная деятельность, осуществляемая с нарушением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, требований безопасности, а также незаконная хозяйственная и иная деятельность, включая браконьерство, террористические действия с использованием опасных химических веществ и биологических агентов.

Цель государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности состоит в предотвращении негативных изменений окружающей среды, обусловленных хозяйственной и иной деятельностью, а также природными явлениями.

Проектом Стратегии экологической безопасности РФ предусмотрено решение основных задач государственной политики в области обеспечения экологической безопасности по следующим направлениям:

  • совершенствование нормативно-правовой базы;
  • государственное регулирование;
  • промышленная и научно-техническая политика;
  • фундаментальная и прикладная наука, технологии и средства обеспечения экологической безопасности;
  • повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности;
  • экологическое образование и просвещение;
  • развитие международного сотрудничества.

Основным источником ресурсного обеспечения мероприятий, предусматриваемых Стратегией экологической безопасности РФ, должны быть государственные, федеральные целевые, региональные, отраслевые и корпоративные программы. Их разработка позволит выявить приоритетные проблемы экологической безопасности, выделить объекты и регионы, которые нуждаются в первоочередном вложении средств, определить механизмы и инструменты экологической политики, которые необходимо подвергнуть корректировке или дополнению.

Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно проекту Стратегии экологической безопасности РФ основные направления, цели и приоритеты обеспечения экологической безопасности определяет Президент России. Он осуществляет координацию реализации данной Стратегии. Федеральное Собрание РФ осуществляет законодательное регулирование в сфере экологической безопасности. Правительство РФ организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности. Совет Безопасности РФ обеспечивает оценку состояния экологической безопасности, формирование государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и контроль за ее реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз экологической безопасности, выработку мер по их нейтрализации, подготовку Президенту РФ предложений о мерах, необходимых для обеспечения экологической безопасности.

Координацию действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных государственных органов и организаций, направленных на реализацию основных задач государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, а также реализацию возложенных на Совет Безопасности РФ задач в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляет Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности. Контроль за ходом реализации данной Стратегии осуществляет Совет Безопасности РФ в рамках ежегодного доклада Президенту России.

Эффективность реализации Стратегии экологической безопасности будет оцениваться достижением заданных Стратегией значений индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности. К основным индикаторам (показателям) состояния экологической безопасности относятся: средняя продолжительность жизни; смертность среди младенцев (до одного года) на тысячу родившихся; численность населения в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха; удельный объем выбросов от стационарных источников и автомобильного транспорта на душу населения; удельный объем выбросов парниковых газов на единицу ВВП; удельный объем образованных отходов всех классов опасности на единицу ВВП; доля утилизированных и обезвреженных отходов всех классов опасности от общего количества образующихся отходов всех классов опасности и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что является правовой основой экологии человека?
  • 2. В чем состоит цель экологии человека, каким должно быть отношение человека к природе?
  • 3. Каковы роль и задачи экологического воспитания и экологического образования?
  • 4. Раскройте основные концептуальные положения экологического развития России.
  • 5. Охарактеризуйте экологическую систему как объект правового регулирования.
  • 6. Дайте характеристику экологической ситуации в России.
  • 7. Что понимается под экологической безопасностью, каковы внутренние вызовы экологической безопасности и вызовы экологической безопасности глобального характера?
  • 8. Какова цель государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и основные направления обеспечения экологической безопасности?
  • Катастрофа на Чернобыльской АЭС привела к радиоактивному загрязнению значительной части Европейской территории бывшего СССР. Наиболее загрязненными в Россииоказались территории Брянской, Тульской, Калужской и Орловской областей. Населенныепункты, отнесенные к зонам радиоактивного заражения, имеются еще в 10 регионах России.Это крупнейшая экологическая катастрофа в истории человечества. Долгоживущих радионуклидов поступило в биосферу в 66 раз больше, чем в результате взрыва в Хиросиме (см.:Природа. 1991. №5. С. 41).

государство правовой экологическая безопасность

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты экологической безопасности государства

1.1 Понятие и структура экологической безопасности

Глава 2. Проблемы экологической безопасности в России и пути их решения на современном этапе развития экономики

2.1 Современное состояние экологической ситуации в России

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Процессы глобализации задают новые параметры экологического развития государства, по-новому определяют проблемы обеспечения экологической безопасности в силу меняющегося характера вызовов и угроз, с которыми сталкивается человечество.

Экологические проблемы, по глубине негативного воздействия и катастрофическим для всего живого последствиям, несравнимы ни с какими другими проблемами. Причиной экологического кризиса является его антропогенный характер, обусловленный экологическим нигилизмом лиц, принимающих решения, и экологической неграмотностью населения. Недооценка важности и необходимости приоритетного решения экологических проблем обернется серьезными последствиями. Нарастание глобального загрязнения окружающей среды привело к снижению иммунитета и ухудшению здоровья людей, появлению новых болезней, к резкому потеплению климата.

Экологический кризис в России как оборотная сторона научно-технического прогресса является результатом более чем полувековой интенсивной экологически несбалансированной хозяйственной деятельности и характеризуется ростом заболеваемости населения, обострением социально-экономических проблем.

Аварии и катастрофы последних лет закономерно приводят к выводу: двигаясь по пути технического прогресса, человек подвергает себя все большему риску. Поэтому необходимо разрабатывать меры по защите человека, окружающей природной среды от опасностей, порождаемых техносферой. Поиск таких мер связан с обоснованием концепции устойчивого развития, которая становится альтернативой господствующей ранее концепции потребительского отношения общества к природе.

Охрана окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов - одна из важнейших проблем, четко обозначившихся в современном мире.

Актуальность темы курсовой работы имеет несколько уровней. Прежде всего, она обусловлена возросшим значением самих экологических вызовов. В прошлом веке техногенное воздействие на окружающую среду достигло таких масштабов, что появились серьезные основания говорить об угрозе существованию или - по меньшей мере - нормальному развитию человеческой цивилизации. Экологический кризис, множественные проявления которого свидетельствуют об общей дестабилизации экосистемы планеты, по своим причинам и сущности является кризисом цивилизационным.

Состояние экологической безопасности Российской Федерации в настоящее время вызывает глубокую тревогу по ряду причин: под угрозой находится здоровье десятков миллионов человек; растут масштабы эколого-техногенных катастроф, налицо опасность экологического терроризма и других угроз, вызванных глобализационными процессами; происходит загрязнение продуктов питания, запасов питьевой воды, появляются новые виды загрязнения (в том числе на генетическом уровне); усиливаются тревожные тенденции деградации почв, сокращения биоразнообразия, расточительного использования природных ресурсов, приводящего к их необратимому истощению; не реализуются в полной мере конституционные права граждан России на благоприятную окружающую среду. В этой связи правомерно ставить вопрос о том, что предотвращение глобальной экологической угрозы, устранение вызывающих ее факторов должно составлять сегодня смысл деятельности государства и гражданского общества.

Цель курсовой работы - рассмотреть проблемы экологической безопасности России.

Задачи курсовой работы:

Расмотреть понятие и структуру экологической безопасности;

определить правовые основы обеспечения экологической безопасности в России;

выявить проблемы экологической безопасности в России и пути их решения на современном этапе развития экономики.

Предмет - макроэкономические процессы. Объект - экологическая безопасность России.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

.1 Понятие и структура экологической безопасности

Впервые в российское законодательство понятие экологической безопасности было введено ст. 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 г. при формулировании перечня объектов экологических преступлений, наряду с экологическим правопорядком, окружающей средой и здоровьем человека. Социальное и правовое значение, а также широкое применение в правовой науке и законодательстве это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и обнародованием информации о других авариях (например, на производственном объединении «Маяк»), а также о катастрофических последствиях испытаний ядерного оружия. Правовое регулирование экологической безопасности тесно связано с возникновением института (раздела) экологического права, получившего название «Право чрезвычайных ситуаций» (16, с.120).

Общее понятие безопасности и ее объектов сформулировано в Законе РФ «О безопасности» от 05.03.1992 г. Согласно положениям данного закона под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (4). К числу жизненно важных интересов относятся и экологические интересы, сохранение качества окружающей среды как необходимого условия существования человека. В статье 12 Закона перечислены виды безопасности: экономическая, оборонная, информационная, экологическая и иные; а среди сил и средств обеспечения безопасности названы природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Тем самым угроза экологической безопасности рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности. Это привело к тому, что ряд специалистов поднял вопрос о становлении нового самостоятельного междисциплинарного направления науки - теории безопасности, которая призвана защищать жизненно важные интересы человека, общества и государства от различных возрастающих угроз в природно-техногенной и социально-экономической сферах.

В наши дни проблема охраны природы осознается как проблема выживания человеческой цивилизации. Именно пониманием этого детерминировано включение экологической безопасности в качестве составляющей в концепцию всеобъемлющей системы международной безопасности, разработанную в конце 90-х гг. ХХ века.

Как отмечает Н.А.Чертова, «экологическая безопасность - это логический результат эволюции проблемы охраны окружающей среды» (22, с.6). По мнению автора, на современном этапе охране окружающей среды присущ «целостный, биосферный подход, диктующий единообразное применение научно обоснованных ограничений любых воздействий человека на окружающую его среду». Из приведенной точки зрения ясно, что, по мнению Н.А. Чертовой, «охрана окружающей среды» и «экологическая безопасность» являются близкими понятиями, поскольку он определяет одно через другое.

По мнению М.М. Бринчука, «экологическая безопасность - это основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности» (9, с.20). Согласно данной точке зрения понятие «экологическая безопасность» входит в понятие «охрана окружающей среды», является ее основным принципом и составной частью.

Экологическую безопасность М.Н.Копылов определяет как «состояние защищенности, как категорию, которая нацелена, охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности объекты природы. Она предназначена предохранять, обезопасить от определенных угроз окружающую среду; создать защиту, оборону, эффективное отражение всякого, кто незаконно посягает на природную среду» (15, с.23).

Важная роль в разработке теоретических положений экологической безопасности принадлежит В.Лукъянцеву, который создал концепцию экологической безопасности, дал определение данного понятия, раскрыл соотношение экологической безопасности с экологическим развитием, обосновал стратегию для обозримого будущего и показал роль правовой науки в обеспечении экологической безопасности (16, с.120). Исходя из данной концепции, «безопасность» - это «отсутствие опасности», а «экологическая безопасность - это система мер, устраняющих угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишается возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественно-физиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счет окружающего материального мира» (16, с.121).

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о широком спектре мнений относительно определения понятия «экологическая безопасность»: от обеспечения экологических прав и интересов человека, защиты экологических интересов общества и государства до обеспечения рационального использования, воспроизводства и повышения качества окружающей среды.

Из приведенных определений видно, что одни авторы рассматривают экологическую безопасность как составную часть охраны окружающей среды, другие ставят знак равенства между нами, третьи включают в содержание данной категории не только охрану окружающей среды, но и рациональное использование, воспроизводство и повышение ее качества. Более того, высказывается мнение, что обеспечение экологической безопасности - деятельность, осуществляемая наряду с охраной окружающей среды.

Если говорить об экологической безопасности, немаловажным является и вопрос о ее структуре. Основными элементами структуры экологической безопасности являются:

К первым относятся: человек, окружающая природная среда и ее части - природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы; ко вторым - права и интересы человека, личность, общество, государство (22, с.8).

Основной объект защиты в структуре экологической безопасности - человек, его права и свободы, в том числе право на генофонд, право на жизнь и здоровье, право на благоприятную окружающую среду.

Элементом структуры экологической безопасности России являются субъекты ее обеспечения, иными словами, субъекты управления обеспечением экологической безопасности:

) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, принимающие участие в управлении обеспечением экологической безопасности либо являющиеся природопользователями;

) юридические лица, в том числе общественные и негосударственные объединения, их служащие, имеющие в качестве одной из целей деятельности обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды;

) органы исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органы местного самоуправления;

) государственные и муниципальные служащие.

Следующим элементом структуры экологической безопасности являются угрозы жизненно важным интересам объектов, безопасность которых должна быть обеспечена. Под угрозой в рассматриваемом контексте можно понимать возможную опасность, которая может привести к неблагоприятным последствиям; совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам человека, его жизни, здоровью, его генофонду, окружающей среде, личности, обществу и государству.

Источники угроз экологической безопасности можно классифицировать на два вида: техногенные и природные. К техногенным относится деятельность людей, связанная с преднамеренным либо непреднамеренным воздействием на окружающую среду. К природным источникам экологической безопасности относятся опасные природные процессы и явления, в частности землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения, засухи, штормы, пожары, эпидемии и другие стихийные бедствия - явления природы, создающие катастрофические экологические ситуации и сопровождающиеся людскими и материальными потерями.

Одним из элементов структуры экологической безопасности является государственная экологическая политика. Бесспорно, вся деятельность по обеспечению безопасности (в том числе и экологической) - это деятельность политическая, которая регулируется политическими средствами и методами. Деятельность по обеспечению безопасности выступает в качестве важнейшей функции политики (16, с.121).

Последним элементом структуры экологической безопасности является система мер ее обеспечения. Под мерами экологической безопасности понимается вид правового ограничения, используемый для пресечения вредного влияния источника повышенной опасности и защиты объекта повышенной охраны, который по своим признакам существенно отличается от других видов правового ограничения - мер наказания и мер восстановления. Меры обеспечения экологической безопасности можно представить в виде межотраслевого института, который отличается от юридической ответственности рядом существенных признаков - непосредственной целью, фактическими основаниями, сроками применения, механизмами реализации и субъектами, их применяющими. В экологическом праве выделяют такие меры, как оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экономический механизм охраны окружающей среды, экологическое нормирование, стандартизация и сертификация, установление экологических требований к созданию и эксплуатации объектов, экологический аудит и страхование, лицензирование отдельных видов деятельности, установление ответственности за экологические правонарушения.

Из приведенного выше исследования можно сделать следующие выводы: экологическая безопасность - составляющая часть национальной безопасности Российской Федерации, имеющая сложную структуру. Экологическая безопасность включает в себя две составляющие - природную безопасность и техногенную, которые отражают состояние защищенности природных объектов, характеризуют уровень их защиты, служат критерием оценки защищенности объектов природы и, прежде всего, самого человека.

1.2 Правовые основы обеспечения экологической безопасности в России

Согласно пункту «е» ст. 71 Конституции РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития находятся в ведении России. При этом Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии (пункт «в» ст. 114 Конституции РФ).

Обеспечение экологической безопасности следует рассматривать в неразрывной связи с правом каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ), а также с обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Субъективное право на благоприятную окружающую среду принято относить к социальным правам. Такого рода уменьшение значения рассматриваемого права, на наш взгляд, является необоснованным, поскольку благоприятная окружающая среда является необходимым условием развития жизни.

В связи с этим полагаем, что право на благоприятную окружающую среду является первичным по отношению к праву на жизнь, поскольку последнее может и не наступить, если возможные родители будут проживать в неблагоприятной окружающей среде.

Право на благоприятную окружающую среду должно быть признано особым правом, требующим первоочередного внимания со стороны общества и защиты государства. Оно не относится ни к личным, ни к социальным правам.

Статья 42 Конституции РФ провозглашает право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Это обязывает государство периодически публиковать в средствах массовой информации доклады, подготовленные компетентными органами, о состоянии окружающей среды.

Реализация права на возмещение ущерба, причин нанесенного здоровью или имуществу вследствие ухудшения состояния окружающей среды, на практике затруднена, поскольку необходимо доказать состав экологического правонарушения, что сделать весьма сложно. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно было бы предусмотреть особый порядок привлечения к ответственности за экологические правонарушения (21, с.42).

Экологическая безопасность означает не только охрану окружающей среды, но и определение национальных интересов в этой сфере, выработку и проведение государственной политики по предупреждению возможности угроз и минимизации их последствий. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения корректив в экономическое развитие страны, установления научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого его развития.

Современное состояние экологического законодательства характеризуется наличием довольно широкого круга федеральных законов прямого действия, регулирующих отношения по обеспечению экологической безопасности и образующих юридическую основу перечисленных выше направлений деятельности в области обеспечения экологической безопасности, на базе и согласно которым субъекты Российской Федерации будут развивать свое законодательство. Основополагающим законом в области обеспечения экологической безопасности является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 12 января 2002 г. (3)

На предотвращение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности направлены сформулированные в Законе основные положения об экономическом механизме охраны окружающей среды, о нормировании качества окружающей среды, об экологической экспертизе, о чрезвычайных экологических ситуациях, об экологическом контроле, а также экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.

К конституционно-правовым гарантиям права на экологическую безопасность и благоприятную окружающую природную среду относятся:

-закрепление понятия «экологическая безопасность» как сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

-закрепление конституционного права на благоприятную окружающую среду конституционных механизмов защиты прав человека и гражданина, права на предоставление достоверной информации о состоянии окружающей среды;

-определение перечня наиболее экологически опасных объектов, организация их безаварийного функционирования и охраны;

-установление пределов и конкретизация случаев ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности;

-оценка хозяйственной емкости локальных и региональных систем; ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф (19, с.14).

Важно отметить, что обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Для достижения этой цели требуется организация широкого сотрудничества с другими государствами.

В науке прочно утвердился термин «глобальная экологическая безопасность». На наш взгляд, целесообразно считать принцип экологической безопасности новым принципом международного права.

Правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых актах, оказывают все большее влияние на обеспечение экологической безопасности России, так как Конституция РФ в ст. 15 определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация, даже не являясь участницей международного соглашения, при создании своего закона, тем не менее, должна учитывать принципы и нормы, сформулированные в таких соглашениях. Подобная заинтересованность, обусловлена перспективами вхождения России в европейское и глобальное правовое пространство по вопросам технической и экологической безопасности.

Экологическая безопасность является значимым элементом национальной безопасности и занимает в ее системе одно из ключевых мест. Однако, как справедливо подчеркивает Ф.Г. Мышко, «системной концепции государственного управления сферой обеспечения экологической безопасности до сих пор не существует» (18, с.75). В правоведении и юридической практике за истекшее десятилетие предлагались и реализовывались более 50 различных концепций. Между тем ни одна из них не была посвящена сугубо экологической отрасли, тем более ее безопасности.

По мнению некоторых отечественных учёных, многие фундаментальные составляющие экологической безопасности, элементы ее функционального содержания, а также структуры обеспечения до сих пор не имеют четкого научно-доктринального и законодательного статуса. Отметим, что при этом понятийное поле означенной области изобилует и постоянно пополняется терминологическими конструкциями, которые не содержат достаточно исчерпывающей полноты знания о соответствующих явлениях, таких как: глобальная экология, социальная экология, политическая экология, экология человека, экологическая угроза, экологический риск, экологический терроризм, экологическая информация, экологическая открытость и многих других.

В настоящее время можно отметить и многочисленные проблемы, связанные с отсутствием последовательности и правовой определенности государственной политики в данной сфере. В частности, на федеральном уровне отсутствуют важнейшие законы, составляющие основу правового регулирования экологической безопасности: «Об экологической безопасности», «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «О зонах экологического бедствия», «Об экологическом контроле», «Об экологическом аудите», которые в комплексе способствовали бы решению экологических проблем, а в конечном итоге обеспечению экологической безопасности. Безусловно, объективно необходимым является принятие официальной концепции обеспечения экологической безопасности.

Несмотря на ряд постановлений, принятых Правительством РФ по различным аспектам охраны природных ресурсов, окружающей среды во взаимосвязи с экологической безопасностью, нельзя не отметить и отсутствие специального акта, предусматривающего стратегию реализации экологической политики на федеральном уровне.

Обеспечение экологической безопасности предполагает разработку и проведение единой государственной политики в области экологии. Основными ее элементами являются финансирование федеральных программ по оздоровлению окружающей среды, принятие мер по экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Надлежащее исполнение данных конституционных полномочий прописано в Основном Законе Российской Федерации и позволит обеспечить экологическую устойчивость.

Задача обеспечения экологической устойчивости Российского государства недостаточно учитывается в последних стратегических документах Правительства РФ. В них решение экологических проблем представляется скорее как тактическое и краткосрочное действие, а не как комплексная долгосрочная политика страны. Так, в официальных программах Правительства России - планах действий Правительства РФ на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы - упоминание экологических проблем минимально.

Конституционно-правовые основы государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования призваны гарантировать баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и экологических интересов человека и общества в целом.

Этим предопределяются возложенные на государство в лице его органов соответствующие координирующие, контрольные и нормативно-регулятивные функции и конституционно-правовая ответственность за их невыполнение.

Обеспечение экологической безопасности и защита конституционных экологических интересов нынешнего и будущих поколений, безусловно, относятся к приоритетам внутренней и внешней политики Российской Федерации. Важнейшими задачами Российского государства в этой области являются совершенствование национального законодательства, разработка экологической стратегии и экологической политики с учетом международных норм и принципов устойчивого развития.

Выводы

В современных условиях экологическая безопасность занимает приоритетное место в системе национальной безопасности. Состояние экологической безопасности является непременным условием выживания человечества в условиях новейших экологических угроз и опасностей ХХI века. Национальные системы безопасности становятся эффективными и надежными в том случае, если они изначально сориентированы на охрану окружающей среды и прав граждан на экологически безопасное существование при органичном взаимодействии с другими традиционными компонентами системы национальной безопасности.

Экологическая безопасность - составляющая национальной безопасности, связанная с сохранением баланса окружающей природной среды в условиях антропогенных и техногенных воздействий и их разрушительных последствий. Экологическая безопасность включает в себя природную безопасность и техногенную, которые отражают состояние защищенности природных объектов, характеризуют уровень их защиты, служат критерием оценки защищенности объектов природы и, прежде всего, самого человека.

Основными элементами структуры экологической безопасности являются:объект, безопасность которого должна быть обеспечена, его жизненно важные интересы;субъекты обеспечения экологической безопасности;угрозы жизненно важным интересам объектов, безопасность которых должна быть обеспечена;государственная и региональная экологическая политика как совокупность концептуальных положений;система мер обеспечения экологической безопасности.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

.1 Современное состояние экологической ситуации в России

Россия занимает 3-е место в мире по вредным выбросам (после США и Китая) и 74-е место среди стран мира по экологической чистоте. При составлении рейтинга стран по экологии ученые Йельского и Колумбийского университетов оценивали состояние окружающей среды, степень подверженности жителей страны экологической угрозе, способность правительства страны противостоять экологическим катастрофам и т.д. На 1-м месте стоит Финляндия, затем Норвегия, Швеция, Канада, Швейцария, Уругвай.

Причины такого низкого уровня экологии в России:

-40% территории России (центр, юг европейской части, Средний и Южный Урал, Западная Сибирь, Поволжье), где проживает более 60% населения страны, на треть являют собой картину экологического бедствия;

-более 100 млн россиян проживают в экологически неблагоприятных условиях;

-только 15% городских жителей России живут на территориях, где уровень загрязнения воздуха соответствует нормативам;

-40% городских жителей живут в условиях периодического превышения в атмосфере предельно допустимых концентраций вредных веществ в 5-10 раз;

-2/3 водных источников России непригодны для питья, многие реки превращены в сточные канавы;

-доля загрязнения от автотранспорта составляет 46% общего выброса вредных веществ и доходит до 70-80% в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, а также в Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Пензенской, Свердловской, Мурманской и Челябинской областях;

-на каждого жителя приходится до 400 кг промышленных выбросов предприятий в воздух (16, с.121).

В таблице 2.1 представим регионы, районы, бассейны с наиболее острой экологической ситуацией.

Таблица 2.1

Регионы с очень острой экологической ситуацией (17, с.49)

РегионЭкологические проблемы, вызванные антропогенным воздействиемКольский п-овНарушение земель горными разработками, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение атмосферы, деградация лесных массивов и естественных кормовых угодий, нарушение режима особо охраняемых природных территорийМосковский регионЗагрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, утрата, продуктивных земель, загрязнение почв, деградация лесных массивовСеверный ПрикаспийНарушение земель разработкой месторождений нефти и газа, истощение загрязнение вод суши, загрязнение морей, истощение рыбных ресурсов, вторичное засоление и дефляция почв, загрязнение атмосферы, нарушение режима особо охраняемых территорийСреднее Поволжье и ПрикамьеИстощение и загрязнение вод суши, нарушение земель горными разработками, эрозия почв, оврагообразование, загрязнение атмосферы, обезлесение, деградация лесных массивовПромышленная зона УралаНарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв, утрата продуктивных земель, деградация лесных массивовНефтегазопромысловые районы Западной СибириНарушение земель разработкой месторождений нефти и газа, загрязнение почв, деградация оленьих пастбищ, истощение рыбных ресурсов и промысловой фауны, нарушение режима особо охраняемых территорийКузнецкий бассейнНарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв, утрата продуктивных земель, дефляция почвРайоны оз. БайкалЗагрязнение вод и атмосферы, истощение рыбных ресурсов, деградация лесных массивов, оврагообразование. нарушение мерзлоты режима почвогрунтов. нарушение режима особо охраняемых природных территорийНорильский промышленный районНарушение земель горными разработками, загрязнение воздуха и вод. нарушение мерзлотного режима почвой грунтов, нарушение режима охраняемых лесов, снижение природно-рекреационных качеств ландшафтаКалмыкияДеградация естественных кормовых угодий, дефляция почвНовая ЗемляРадиоактивное загрязнениеЗона влияния аварии на Чернобыльской АЭСРадиационное поражение территории, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почвРекреационные зоны побережья Черного и Азовского морейИстощение и загрязнение морей и атмосферы, снижение и потери природно-рекреационных качеств ландшафта, нарушение режима особо охраняемых территорий

Наибольшее загрязнение атмосферы (по объёму выбросов) происходит в результате деятельности предприятий энергетики - около 27% общих выбросов промышленностью России, цветной - около 20-22% и черной металлургии - около 15-18%. Первое место по сбросам загрязненных сточных вод занимает деревообрабатывающая промышленность - около 20-21% от общих сбросов по стране, химическая - около 17%, электроэнергетика - около 12-13% и т.д.

Под экологическим прессингом электростанций находятся города Асбест, Ангарск, Новочеркасск, Троицк, Рязань и др. Среди металлургических заводов выделяются «Северсталь», «Новолипецкий», «Магнитогорский», «Нижнетагильский», «Норильский ГМК», «Ачинский глиноземный комбинат» и др. На предприятиях загрязнение воздуха, водных бассейнов, почв составляет от 5 до 50 и выше ПДК, ПДВ.

Вызывает особую озабоченность загрязнение окружающей среды предприятиями:

-по добыче нефти - «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть»;

-в нефтеперерабатывающей промышленности - «Ангарскнефтеоргсинтез»;

-при добыче газа - предприятия, расположенные в Астраханской области;

-по добыче угла - Кузнецкого, Канско-Ачинского, Подмосковного, Южно-Якутского угольных бассейнов;

-в химической и нефтехимической промышленности - предприятия, расположенные в Татарстане, Башкортостане, Омской, Ярославской, Пермской, Кемеровской, Самарской и Иркутской областях;

-в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - Котласский ЦБК, Братский ЛПК, Архангельский ЦБК, Усть-Илимский ЛПК и Байкальский ЦБК.

Многие предприятия, компании («Лукойл», «Коминефть», «Юкос», «Северсталь», «Сибур», ОАО «Уралмаш», Магнитогорский ГМК) только декларируют желание вложить в природоохранную деятельность деньги. А на самом деле они идут на модернизацию и расширение производства, что приводит к ещё большему загрязнению окружающей среды.

Кризисное состояние окружающей природы на территории России, особенно наиболее заселённой ее части, казалось бы, должно встревожить общественность, природоохранные органы, властные структуры. Недооценка важности экологических проблем может обернуться их непреодолимостью. Возрастает риск для жизни, здоровья и продолжительности жизни людей.

Анализ состояния окружающей среды, отраженный в многочисленных публикациях последних лет, показывает, что, несмотря на экологическую дестабилизацию можно приостановить ее нарастание за счет решения наиболее насущных проблем, связанных с сохранением окружающей среды и более рациональным использованием ресурсов.

2.2 Основные проблемы обеспечения экологической безопасности

В условиях рыночной экономики многие заводы, рудники, фабрики, практически ликвидированы, якобы из-за нерентабельности или загружены всего на 30-40%. Это положение подорвало экономический потенциал страны, был потерян ресурс научно-технического развития, о чем свидетельствует снижение потребления сталепродукции, нефти и нефтепродукции, металлов цветной металлургии, строительных материальных на душу населения России.

За годы экономических реформ в России снизилось потребление на душу населения нефтепродуктов - более, чем в 2 раза, стали - более чем в 3 раза, меди - более чем в 2.5 раза, никеля - более чем в 3 раза, цинка, свинца - более чем в 2 раза (12, с.208).

Этот показатель является индикатором технического уровня развития народного хозяйства, показателем уровня развития научно-технического развития в стране. В развитых странах потребление на душу населения в 10 раз больше алюминия, почти в 8 раз больше меди, в 5 раз больше цинка, свинца, чем в России.

При переходе к либеральной экономике использование природных ресурсов: леса, богатств недр, стало более интенсивным за счет увеличения вывоза за рубеж коммерсантами, при ослаблении государственного регулирования этого процесса.

Выдвигается на первый план, среди других экологических проблем ввиду огромных масштабов и опасных последствия радиоактивного и химического загрязнений. Крайне опасной стала радиационная обстановка в Карском море и на Дальневосточных акваториях Тихого океана с затоплением отслуживших свой срок атомных подводных лодок. Сегодня, как никогда стали экологической угрозой, не только для России, но и мира, произведенные захоронения отравляющих веществ в 1946 - 1947 гг. акваториях Балтийского моря.

Известные случаи загрязнения окружающей среды требуют незамедлительных мер по совершенствованию системы защиты населения не только от радиоактивных загрязнений, но и защиты населения от особо опасных токсичных веществ (таких как диоксины, полихлорбефинилы, бензапирены. пестициды и др.). Это под силу только государству при условии более четкой организации служб охраны природы и взаимодействия различных инспекций на областном, городском и районном уровнях без дополнительных денежных средств.

На сегодняшний день окружающая природная среда страдает больше всего от выпускаемой неэкологической промышленной продукции: машин, оборудования; использования экологически грязных технологий, прежде всего в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии.

Обеспечение экологической безопасности становится важнейшим компонентом национальной безопасности, оказывая всё большее влияние на благополучие и здоровье населения, а также на экономическое развитие всех отраслей народного хозяйства, ставя ограничения экономическому развитию страны (12, с.209).

Каждая новая технология, каждая новая машина, каждый новый проект строительства должны быть подвергнуты общественной независимой экологической экспертизе, а не только государственной.

В ближайшее время необходимо решить проблемы о зонах экологического бедствия, предотвратить рост техногенных катастроф, уносящих тысячи и тысячи жизней; принять исчерпывающие меры по улучшению качества среды во всех сферах деятельности человека, ведущие к улучшению здоровья населения, качества жизни человека.

Проблема борьбы с радиоактивными и химическими загрязнениями территории России выдвигается на первый план среди других экологических проблем ввиду огромных масштабов и опасных последствий радиоактивного и химического загрязнений территории России.

Уровень экологической культуры, знаний у населения России - самый низкий среди развитых стран мира. Из-за низкого уровня экологического образования и воспитания люди не осознают приближающейся экологической катастрофы и в целом безучастны к охране окружающей среды. В вузах, школах и техникумах проблеме охраны окружающей среды и природопользования не уделяется должного внимания. Далеко не во всех учебных заведениях введены дисциплины по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. То нет учебников, то нет преподавателей, то нет времени. Организация лекций и проведение занятий об охране окружающей среды в рабочих коллективах на предприятиях - редкое явление (7, с.210).

2.3 Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности России

Основной задачей в области обеспечения экологической безопасности является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.

Для этого необходимы:

-осуществление в приоритетном порядке учета интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности;

-обеспечение радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных и энергетических объектов (в том числе ядерных установок, включая АЭС, химических, горнодобывающих предприятий и т.п.);

-разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, в том числе при пусках ракет любого вида;

-обеспечение экологической безопасности при разоружении, в том числе уничтожении ракет и ракетного топлива, запасов и производств химического оружия, а также решение проблемы старого химического оружия;

-снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения; планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов;

-обеспечение экологической безопасности при обращении с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и ядерными материалами (15, с.30);

-разработка системы чрезвычайного реагирования и системы оповещения на экологически опасных объектах;

-реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию;

-реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в процессе функционирования объектов ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, в том числе при производстве, испытании, хранении и уничтожении оружия массового поражения, а также в результате деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

На наш взгляд, в целях совершенствования экологического законодательства, экологической защиты населения и повышения качества окружающей природной среды назрела необходимость принятия в самое ближайшее время нормативно-правовых решений:

-«Об экологической безопасности»;

-«Об обращении с радиоактивными отходами»;

-«О питьевой воде»;

-«О государственном регулировании образования в области экологии»;

-«О Заповедной службе Российской Федерации»;

-«О внесении изменений и дополнений в Закон «Об охране озера Байкал».

Необходимо создание общего экологического пространства СНГ. В обозримом будущем это пространство должно быть единым не только в рамках СНГ, но оно должно сомкнуться с уже существующими Европейскими и Азиатскими экологическими пространствами, где действуют общие экологические правила поведения, формируются и решаются согласованные задачи по улучшению качества среды и условий жизни.

Без международных программ нельзя приостановить трансграничные переносы загрязняющих веществ из стран, соседствующих с Россией. Так, импорт свинца, кадмия и других загрязнителей в Россию из Польши, Германии и Швеции более чем в 10 раз превышает их экспорт из России. Велик импорт загрязнителей в Россию из Украины, Белоруссии, Литвы, Финляндии.

Без совместных экологических программ не будут решены проблемы Балтийского, Черного и Каспийского морей, Кольского п-ова, Арала и оз. Ханка (на границе с Китаем). Политика - политикой, экономика - экономикой, но природа ждать не будет, необходимо незамедлительно разрабатывать и принимать межгосударственные соглашения по названным и другим природным объектам. Чтобы улучшить среду обитания человека, необходимо разработать и постепенно реализовывать практическими мерами программу «Экология и здоровье человека» (14, с.165).

Никакие государственные, региональные экологические программы не могут быть реализованы без широкой поддержки общественности. На каждом предприятии (в организации), где имеет место загрязнение окружающей среды, должны быть организованы общественные комиссии по экологии (в цехе, на предприятии и т.д.). Эти комиссии обязаны совместно с администрацией выявлять все источники загрязнения окружающей среды и разрабатывать конкретные мероприятия по их устранению.

Общественное экологическое движение необходимо организовать на каждом предприятии, в каждом городе, районе так, чтобы работающие и население не только митинговали по поводу экологических нарушений, но и принимали самое активное участие в разработке и внедрении экологических программ для всех сред их обитания (23, с.25).

В технической политике для увеличения производства продукции на душу населения при меньших затратах следует использовать ресурсы с наибольшим эффектом, совершенствовать и внедрять технологии, способствующие обеспечению энерго- и ресурсосбережения. Эти проблемы должны решаться в русле превентивной экологической стратегии: снижения развития экологически опасных производств (металлургических, химических, энергетических), максимального сокращения потребления первичной биологической продукции.

Чтобы приостановить углубляющийся экологический кризис, сегодня недостаточно только принимать законы, постановления, директивы, которые в большинстве не выполняются. Необходимы конкретные программы, конкретные сроки, конкретные исполнители и соответствующее конкретное финансирование. Это под силу только Правительству РФ. Именно оно обязано возглавить программу по экологическому возрождению России.

Выводы

Среди важнейших составляющих экологической безопасности страны - решение проблем внедрения новых технологий, производства машин и оборудования экологически безопасных, экологически чистых ресурсосберегающих технологий, широкое внедрение малоотходных и безотходных производств как в промышленности, так и в сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в строительстве.

Чтобы приостановить углубляющийся экологический кризис, сегодня недостаточно только принимать законы, постановления, директивы, которые в большинстве не выполняются. Необходимы конкретные программы, конкретные сроки, конкретные исполнители и соответствующее конкретное финансирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическая безопасность - это система мер, устраняющих угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишается возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественно-физиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счет окружающего материального мира.

Основными элементами структуры экологической безопасности являются:

) объект, безопасность которого должна быть обеспечена, его жизненно важные интересы;

) субъекты обеспечения экологической безопасности;

) угрозы жизненно важным интересам объектов, безопасность которых должна быть обеспечена;

) государственная и региональная экологическая политика как совокупность концептуальных положений;

) система мер обеспечения экологической безопасности.

Объектами защиты являются элементы живой и неживой природы.

Экологическая безопасность означает не только охрану окружающей среды, но и определение национальных интересов в этой сфере, выработку и проведение государственной политики по предупреждению возможности угроз и минимизации их последствий.

Основополагающим законом в области обеспечения экологической безопасности является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 12 января 2002 г.

Задача обеспечения экологической устойчивости Российского государства недостаточно учитывается в последних стратегических документах Правительства РФ. В них решение экологических проблем представляется скорее как тактическое и краткосрочное действие, а не как комплексная долгосрочная политика страны.

Россия занимает 3-е место в мире по вредным выбросам (после США и Китая) и 74-е место среди стран мира по экологической чистоте. Наибольшее загрязнение атмосферы (по объёму выбросов) происходит в результате деятельности предприятий энергетики - около 27% общих выбросов промышленностью России, цветной - около 20-22% и черной металлургии - около 15-18%.

Обеспечение экологической безопасности становится важнейшим компонентом национальной безопасности, оказывая всё большее влияние на благополучие и здоровье населения, а также на экономическое развитие всех отраслей народного хозяйства, ставя ограничения экономическому развитию страны.

Среди важнейших составляющих экологической безопасности страны - решение проблем внедрения новых технологий, производства машин и оборудования экологически безопасных, экологически чистых ресурсосберегающих технологий, широкое внедрение малоотходных и безотходных производств как в промышленности, так и в сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в строительстве.

Чтобы приостановить углубляющийся экологический кризис, сегодня недостаточно только принимать законы, постановления, директивы, которые в большинстве не выполняются. Необходимы конкретные программы, конкретные сроки, конкретные исполнители и соответствующее конкретное финансирование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (принят ГД ФС РФ 07.12.2010).

.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

.Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

5.Бедный О.П. Некоторые вопросы применения законодательства о возмещении экологического вреда // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2010. - N 3. - С.54-57.

6.Боголюбов С.А. Концепция развития экологического законодательства // "Черные дыры" в российском законодательстве. - 2011. - №2. - С.417-420.

.Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник. - М.: Юристъ, 2011. - 430с.

.Бринчук М.М. Безответственность в современном экологическом праве // Государство и право. - 2010. - №1. - С.56-66.

.Бринчук М.М. Концепция развития экологического законодательства Российской Федерации. - СПб.: Изд-во юрид. ин-та, 2009. - 168с.

10.Бурков В.Н. Щепкин А.В. Экологическая безопасность. М.: ИПУ РАН, 2009. - 92 с.

11.Гайкович Е.К. Экологическая политика / Е.К. Гайкович, Н.В. Медянцев, С.В. Устинкин. - Н. Новгород, 2009.

12.Глибко О.Я. Правовые основы оценки и возмещения экологического ущерба в Российской Федерации / О.Я.Глибко, А.А.Лукин // Российский юридический журнал. - 2011. - №4. - С.201-210.

13.Евтушенко В.И. Экологическое право в системе естественных прав человека // История государства и права. - 2008. - №15. - С.2-3.

.Заславская Н.М. Государственный экологический контроль: вопросы терминологии // Закон. - 2010. - №4. - С.163-169.

.Копылов М.Н. Экологические права в системе международных прав человека / М.Н.Копылов, А.М.Солнцев // Государство и право. - 2010. - №3. - С.23-32.

16.Лукьянцев В. Экологическая безопасность: основные понятия социально-правовых аспектов ее обеспечения // Уголовное право. - 2011. - № 2. - с. 120-121.

.Матейкович М.С. Конституционные основы рационального природопользования в Российской Федерации // Государство и право. - 2009. - №11. - С.45-53.

.Мышко Ф. Г. Экологическая безопасность. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2011.- 176 с.

.Седов А.И. Конституционные и правовые основы формирования экологического права в Российской Федерации // Российская юстиция. - 2012. - №1. - С.14-15.

20.Тисленко Д.И. Понятие и признаки экологического терроризма // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - №3. - С.100-103.

.Транин А.А. Анализ эколого-правовых проблем традиционного природопользования коренных малочисленных народов (отечественный и зарубежный опыт) // Государство и право. - 2009. - №5. - С.42-47.

22.Чертова Н.А. Экологическая безопасность. Правовые основы обеспечения // Закон и право. - 2009. - № 3. - с. 6-10.

.Шемшученко Ю.С. Экологическая конституция Земли: концептуальные подходы // Государство и право. - 2008. - №6. - С.23-26.

Демографическая ситуация в России близка к катастрофической, о чем свидетельствуют следующие цифры. Двое из каждых трех российских граждан - мужчин умирают пьяными (не от пьянки, а в пьяном состоянии). Продолжительность жизни (средняя) мужчин - 58,5 года, у женщин - 71,7 года (в США эти цифры составляют 72,9 и 79,6). Только 10-15 % детей рождаются здоровыми. Две трети всех беременностей кончаются абортами, 75% беременных женщин имеют те или иные патологии. За последнее десятилетие анемия у беременных возросла в четыре раза. Сифилис среди девочек от 10 до 14 лет возрос в 40 раз. Среди юношей от 15 до 17 лет только 3 0% обладают хорошим здоровьем. Героин из Афганистана продается дешевле марихуаны. Число больных СПИДом дошло до 500 000. Половина россиян живет ниже прожиточного минимума с доходами, составляющими лишь 40% от уровня 1991 года.

Рождаемость

Смертность

(на 1000 чел)

Таблица 8 Рисунок 12

Из рис. 12 и табл. 8 ясно видна фигура «русский крест», что свидетельствует о неблагоприятной демографической ситуации.

Несмотря на то что в пределах России находится самый большой в мире Северный Евроазиатский центр стабилизации окружающей среды, благодаря которому естественные экосистемы сохранились на 2/3 ее территории, Россия была и остается страной с очень сложной экологической ситуацией. В первую очередь это относится к Главной полосе расселения. В начале 2002 г. на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке был охарактеризован экологический рейтинг 142 стран мира. Россия оказалась в нем на 74 месте.

Причины возникновения подобной экологической ситуации в России, да и в других странах СНГ уходят корнями в эпоху существования Советского Союза, так что экологические деформации накапливались в них на протяжении десятилетий. Среди главных причин общего экологического неблагополучия обычно называют ресурсную расточительность сверхцентрализованной экономики; гипертрофированное развитие отраслей тяжелой промышленности, включая мощный ВПК; чрезмерную концентрацию «грязных» производств в отдельных районах и центрах; гигантоманию, т. е. увлечение строительством огромных индустриальных комплексов - особенно крупных разрушителей естественных экосистем.

Казалось бы, что в независимой России с переходом к рыночной экономике экологическая ситуация должна была измениться к лучшему. Действительно, по всем данным в 1990-х гг. загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы в стране заметно уменьшилось. Однако это произошло не в результате принятия необходимых и действенных природоохранных мер, а на 4/5 в результате падения производства. С другой стороны, сохранились и даже еще более усугубились многие негативные тенденции, характерные для прошлого. К ним относится очень большая доля ресурсоемких отраслей горнодобывающей промышленности и обрабатывающей промышленности «нижних этажей» в структуре промышленного производства, ориентация на вывоз природных ресурсов из страны, которую Н. Н. Клюев образно охарактеризовал как наращивание экспорта отечественных ландшафтов. Более того, ко многим старым добавились и новые факторы, осложняющие экологическую ситуацию. Такие, например, как экономическая дезинтеграция на территории бывшего СССР, возникновение очагов политической и социальной напряженности, еще больший износ основных фондов, отсутствие необходимых средств для проведения природоохранных мероприятий, потребительское отношение к природе со стороны значительной части «новых русских» предпринимателей.

В результате, по мнению самых авторитетных отечественных экологов и географов, Россия фактически уже вступила в стадию жестокого экологического кризиса. Первые правдивые данные о действительном уровне экологического кризиса в СССР стали достоянием общественности в 1989 г., когда был опубликован государственный доклад Госкомприроды о состоянии окружающей среды. Поистине шоковое впечатление произвели сведения о том, что в условиях неблагоприятной экологической обстановки проживает более 20% всего населения страны, т. е. 50-55 млн. человек, в том числе 39% горожан. Как оказалось, в 103 городах уровень загрязнения атмосферы в 10 раз и более превышал предельно допустимые нормы.

Всего в стране оказалось около 300 ареалов со сложной экологической ситуацией, которые занимали 4 млн. км2, или 18% ее общей площади. А с учетом деградированных тундровых, степных и полупустынных пастбищ этот показатель возрастал до 20%.

На пороге XXI в. в России насчитывалось 195 городов (с общим населением в 65 млн. человек!), в атмосфере которых средние за год концентрации одного или нескольких загрязняющих веществ превышали ПДК.

Г. М. Лаппо пишет о том, что в список особо неблагополучных в экологическом отношении городов входят все 13 городов-«миллионеров», все 22 крупных города с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек, подавляющее большинство областных, краевых и республиканских центров (63 из 72), почти 3/4 больших городов с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек (113 из 165). Среди городов с наибольшими выбросами в атмосферу разного рода загрязняющих веществ преобладают центры черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. Именно поэтому в первую десятку самых загрязненных городов страны попадают (по убывающей): Норильск, Новокузнецк, Череповец, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Красноярск, Ангарск, Новочеркасск, а замыкает этот список Москва.

К категории районов с катастрофической экологической ситуацией в пределах стран СНГ отнесены две территории - район влияния аварии на Чернобыльской АЭС и район Аральского моря.

Исходя из первопричины экологического кризиса в этих районах и их народнохозяйственной специализации, их правомерно подразделить на три группы.

Первую и самую большую группу образуют промышленно-городские районы с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и в особенности ее наиболее «грязных» производств. Для них характерно сильное загрязнение атмосферы, водного бассейна, почвенного покрова, изъятие из оборота продуктивных сельскохозяйственных земель, утрата почвенного плодородия, деградация растительности и животного мира и, как следствие, общее сильное ухудшение экологической обстановки, чреватое отрицательными последствиями для здоровья людей.

К категории таких районов в России относятся: Кольский полуостров, Московский столичный регион. Среднее Поволжье и Прикамье, Северный Прикаспий, промышленная зона Урала, Норильский промышленный район, Кузбасс, нефтегазоносный район Запасной Сибири, Приангарский и Байкальский районы.

Ко второй группе районов с кризисной экологической ситуацией в СНГ можно отнести такие преимущественно сельскохозяйственные районы, как Калмыкия, Молдавия, Фергана. Особенно угрожающая обстановка создалась в Калмыкии, где интенсивная пастбищная нагрузка, превышающая нормальную в три-четыре раза, привела к резкому увеличению площадей, совершенно лишенных растительного покрова. Ныне процессами опустынивания охвачено более 4/5 территории республики, причем сильное и очень сильное опустынивание выявлено уже на 1/2 ее площади, а подвижными песками занято более 500 тыс. га. Ученые считают, что здесь образовалась первая антропогенная пустыня в Европе.

К третьей группе районов с кризисной экологической ситуацией следует, по-видимому, отнести природно-рекреационную зону, протягивающуюся вдоль побережий Черного и Азовского морей и в России, и на Украине, и в Грузии. В этой зоне рекреационная функция давно уже вошла в противоречие с промышленным развитием, которое привело к сильному загрязнению морской среды, да и побережья. В результате был нарушен экологический режим и потерян природно-рекреационный (и шире - природно-ресурсный) потенциал на обширных территориях. При этом к промышленному добавилось и сельскохозяйственное загрязнение среды.

Несколько особое место в реестре кризисных районов России занимает Новая Земля, где основной причиной резкого обострения экологической ситуации стали испытания ядерного оружия, которые проводились здесь с 1957 г. Всего на Новой Земле было осуществлено более 130 взрывов (до 1963 г. в атмосфере, а затем под землей).

В последнее время в отечественной географии стали использовать сравнительно новое понятие об эколого-географическом. положении России. Н. Н. Клюев отмечает, что хотя в целом для нее характерна относительная природно-географическая изолированность, Россия имеет довольно тесные экологические связи со многими своими соседями. Эти связи находят выражение в первую очередь в трансграничном переносе загрязнений воздуха и воды. Баланс такого переноса в целом для России невыгоден, поскольку «импорт» загрязнений в страну значительно превышает их «экспорт». При этом основная экологическая угроза исходит от соседей России на Западе: только Украина, Белоруссия и Эстония поставляют 1/2 всех трансграничных веществ, загрязняющих атмосферу, с территории Украины в Россию поступает в 1,5 раза больше сточных вод, чем идет в обратном направлении. На эколого-географическое положение России влияют и очаги трансграничного переноса, возникшие у ее южных границ - в китайском Приамурье, Прииртышском, Павлодарско-Экибастузском и Усть-Каменогорском районах Казахстана.

Перспективы развития экологической ситуации в России зависят в первую очередь от того, будет или не будет ослабевать антропогенная нагрузка в районах с острой экологической ситуацией, будут или не будут внедряться в производство природоохранные технологии.

По мнению ученых, понятие экологической безопасности должно входить важной составной частью в более широкое понятие национальной безопасности России. Из этого исходит и Экологическая доктрина России, разработка которой была закончена в 2000 г. В начале 2002 г. был принят федеральный закон «Об охране окружающей среды».

На территории России, отличающейся огромными размерами и, следовательно, чрезвычайным разнообразием природных условий, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Основной ущерб обычно приносят наводнения (около 30%), оползни, обвалы и лавины (21), ураганы и смерчи (14,), сели (3%). Большую угрозу представляют и землетрясения, которые время от времени происходят в Камчатско-Курильском, Прибайкальском и Северо-Кавказском районах. За год в стране случается от 350 до 400 таких неблагоприятных и опасных явлений, в результате которых часто возникают действительно чрезвычайные ситуации.

Еще больше возникает чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с железнодорожными авариями и катастрофами, авариями на трубопроводах и на шахтах, авиакатастрофами, пожарами и т. п. При этом их количество в последнее время имеет тенденцию к увеличению (в 1998 г. по сравнению с 1991 г. оно возросло в восемь раз), что во многом объясняется большим износом основных фондов. В федеральном законе «Об охране окружающей среды» есть глава VIII, в которой рассматриваются зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в 1994 г. был принят федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

К основным направлениям экологической политики обычно относят: 1) оптимизацию использования природных ресурсов в процессе общественного производства; 2) охрану природы от негативных последствий человеческой деятельности; 3) экологическую безопасность населения. Можно добавить, что осуществление всех этих направлений во многом зависит от общего уровня развития той или иной страны, от того, как в ней решаются главные социально-экономические проблемы.

Состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности или уровень экологической безопасности на территории, где проживает большая часть населения России, на настоящий момент времени следует считать неудовлетворительным. За последнее десятилетие, в соответствии с оценками экспертов и компетентных органов государственной власти, ситуация в этой сфере не улучшается.

Около 200 территориальных образований страны находится в крайне неудовлетворительном экологическом состоянии, в целом же неблагоприятная экологическая ситуация характерна по крайней мере для 15 процентов территории России. Даже предварительная оценка свидетельствует о наличии на территории страны 340 особо крупных объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, возникших в результате функционирования в течение продолжительного времени предприятий горнодобывающей, электроэнергетической, химической, металлургической, нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, оказывающих значительное негативное воздействие на прилегающие территории, в том числе природные объекты и городские агломерации.

Наблюдается устойчивая тенденция роста концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в целом по стране и, особенно, в городских агломерациях. Значительные превышения предельно допустимых концентраций регистрируются по многим загрязняющим веществам, в том числе по веществам, представляющим особую опасность для населения и живых организмов.

В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха, которых в настоящее время насчитывается не менее 123, проживает около 60 процентов городского населения. Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха с 2011 года ежегодно увеличивается. При этом на первый план выходит проблема загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта. В целом по стране вклад этих газов в ухудшение качества воздуха приближается к 45 процентам, в городских же агломерациях он превышает 50процентов. В крупных городах с населением 0,5 - 1,5 миллиона жителей доля загрязняющих веществ, поступающих в воздух с выхлопными газами автотранспорта, составляет 55 – 70 процентов, а в очень крупных городах с населением в несколько миллионов жителей - более 85процентов от общего объема загрязняющих веществ.

Общая площадь земель, находящихся в хозяйственном обороте, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных органическими и неорганическими веществами, составляет в Российской Федерации около 75 млн. гектаров, включая 60 млн. гектаров ‑ за счет выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения твердых коммунальных отходов, отходов предприятий горнодобывающей, металлургической, нефтехимической, нефтепререрабатывающей и иных отраслей промышленности.

По данным аэрокосмических съемок, ареалы загрязняющих веществ непосредственно вокруг промышленных комплексов России охватывают территорию в 18 млн. гектаров.

Значительно загрязнены территории базирования частей армии, авиации и флота, занимающих в стране площади около 13 млн. гектаров. Наиболее распространенными загрязнителями почв и земель на объектах Вооруженных Сил являются горюче-смазочные материалы. Очистке от них подлежит более 50 тыс. гектаров земель.

Ситуация с состоянием питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной в первую очередь вследствие сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты ‑ более 40 процентов населения страны сталкивается с проблемой неудовлетворительного качества питьевой воды.

Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и ухудшения качества окружающей среды на фоне изменения климата. Неуклонно нарастает число опасных гидрометеорологических явлений. В 2014 году на территории Российской Федерации было зафиксировано 569 таких событий, или самое большое число за 16 лет наблюдений. По сравнению с 2013 годом количество зарегистрированных масштабных опасных гидрометеорологических явлений в 2014 году увеличилось на 24 случая.

Законодательная база для эффективного управления в сфере экологической безопасности до настоящего времени полностью не сформирована, в частности, отсутствует экономически обоснованный механизм установления платы за использование природных ресурсов, не позволяющий их истощать или позволяющий обеспечивать их восстановление.

Неблагоприятная окружающая среды становится причиной ухудшения здоровья и повышенной смертности населения, особенно той ее части, которая проживает в промышленных центрах, вблизи производственных объектов с высоким уровнем негативного воздействия на окружающую среду (металлургических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих, нефтедобывающих, горнодобывающих предприятий), крупных городских агломерациях. В этих регионах наблюдается повышенная заболеваемость дыхательной и нервной системы, органов кроветворения и пищеварения, рост аллергических и онкологических заболеваний, иммунодефицита. Превышения по этим заболеваниям в некоторых особенно неблагополучных районах может достигать десятки и даже сотни процентов. Особенно значимые потери несут наиболее уязвимые группы населения – дети, женщины детородного возраста, инвалиды и престарелые. Стремительно развивающиеся погодные аномалии являются фактором дополнительно влияющим на отмеченные негативные процессы.

По экспертным оценкам ежегодно потери величины внутреннего валового продукта России, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ними экономическими факторами, составляют от 4 до 6 процентов.

В настоящее время расходы бюджетов всех уровней на решение проблем улучшения качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации составляют ежегодно в среднем 0,8 процентов от внутреннего валового продукта, что почти на порядок ниже, чем в большинстве развитых государств, несмотря на то, что среда обитания в этих государствах значительно более благоприятна и для биоты, и для населения.

Снижению уровня экологической безопасности Российской Федерации угрожают также планы соседних государств (стран Балтии, Польши, Украины) вести добычу полезных ископаемых в непосредственной близости от российской границы с использованием экологически опасных технологий, что грозит ухудшением качества подземных вод и снижению биологического разнообразия на прилежащих к границам территорий.

Аварийные ситуации на промышленных предприятиях Китая неоднократно приводили к загрязнению поверхностных водоемов, вода которых поступала на российскую территорию.

При этом в сфере обеспечения экологической безопасности на своей территории Российская Федерация имеет пока существенные преимущества перед подавляющим большинством стран мира ‑ ненарушенная хозяйственной деятельностью площадь составляет более 11 млн. кв. километров, или около 65процентов всей территории страны.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Проблема эффективности реализации государственной экологической политики в России в последние годы резко обострилась. Ещё в январе 2008 года, президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание членов совета безопасности РФ на крайне неудовлетворительное состояние экологической обстановки в стране.

В его выступлении была подчеркнута необходимость решать эту проблему на основе обеспечения баланса экологии и экономики - главной цели устойчивого развития, не разрушающего экологические системы и природные ресурсы, в которых нуждаются как настоящие, так и будущие поколения.

К сожалению, в последние годы отчетливо проявляется недостаточное внимание к проблемам экологии, в том числе связанное с недостаточностью финансирования мероприятий по проведению в жизнь эффективной государственной политики в области экологической безопасности. Налицо тенденция снижения экологически безопасных параметров жизнедеятельности в государстве, которая вышла за рамки отдельных регионов и приобрела общенациональный характер. Сопутствует этому, а порой и детерминирует, прогрессирующая общемировая глобализация экологических проблем. Специфика современной экологической обстановки в том, что кризисных точек как в проблемном, так и в пространственном смысле становится все больше, и они оказываются тесно связанными между собой, образуя некую становящуюся все более частой сеть, вырваться из которой человек уже не может в силу пространственной ограниченности .

В марте 2011 года, глава российского правительства Владимир Путин в очередной раз поднял проблему неэффективности экологической политики России на современном этапе её развития, и привёл мнение авторитетных отечественных специалистов в области экологической безопасности, согласно которому, шестая часть территории Российской Федерации относится к экологически неблагополучной.

В силу этого внимание исследователей необходимо сконцентрировать на тех направлениях анализа экологической политики, которые, с одной стороны, представляются наиболее актуальными для современной России, а с другой - подчеркивают роль экологической политики как фактора обеспечения общенациональной безопасности России.

Современная государственная экологическая политика носит противоречивый характер. В целом меры по обеспечению экологической безопасности России следует признать нужными, но явно недостаточными.

Оценивая эффективность современной государственной экологической политики с точки зрения обеспечения общенациональной безопасности России, следует заметить, что инициируемые властями природоохранные и ресурсосберегающие мероприятия носят противоречивый характер. С одной стороны руководители страны совершенно справедливо заявляют о необходимости охраны окружающей среды, замечая, что эксплуатация природы ради получения сверхприбылей и конкурентных преимуществ оборачивается проигрышем для страны в целом. С другой стороны, ряд ведомств (прежде всего, Федеральное агентство по атомной энергетике), игнорируя протесты общественности и экологов, добиваются ввоза в Россию отработанного ядерного топлива, мотивируя это экономической выгодой проекта.

Несмотря на принимаемый законодательной и исполнительной властью ряд конкретных мер по предупреждению экологических угроз и устранению последствий экологических катастроф, в России не сформировалась целостная экологическая политика. По мнению автора, в концептуальном плане в определении понятия об экологической безопасности и на его основе выбора эффективной модели экологической политики отсутствует комплексный научный подход.

Одной из причин является противоречивый характер развития экологии как науки, сформировавшейся на сегодняшний день в основном как учение о путях выживания человечества. Она является одновременно и предметом экологического права, и социальных исследований, и политической направленности и т.д. Экология как наука вызывает определенное непонимание, как в научных кругах, так и во властных структурах, и в общественном сознании.

Из-за этого теория экологической безопасности развивается с отставанием от темпов роста реальных экологических угроз.



Похожие статьи