Конспект урока социальная структура и социальные отношения. Разработка урока-исследования: "Социальная структура

Управление образования и науки Тамбовской области

МБОУ Уваровщинская сош

Урок на тему «Социальная структура и

социальные отношения»

Разработал: учитель истории и обществознания Гончарова Лариса Юрьевна.

2013 г.

Аннотация

Методическая разработка урока «Социальная структура и социальные отношения» написана для учителей. Цель методической разработки – разъяснить сущность социальной стратификации и мобильности, и их влияниями на образ жизни; сформировать умения анализировать социальную структуру; прививать культуру межличностных отношений.

На уроке учителю необходимо использовать совершенные педагогические технологии. Формами организации деятельности студентов может быть работа в группах с кейсом. Методы и приемы, применяемые учителем должны побуждать мыслить, рассуждать, искать. Активный, творческий характер занятию придадут проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа учебного материала, их оценки.

    Введение.

    Основная часть.

    1. Подготовительный этап.

      План урока.

      Методика проведения урока.

    Заключение.

    Приложение.

    Список литературы.

    Введение

Тема «Социальная структура и социальные отношения» является довольно актуальной. Изучение данной темы призвано раскрывать понятия и положения обществознания как систематизированной области знания, выявляет наиболее значимые как в прошлом, так и сегодня социальные проблемы развития общества, а также причины социального неравенства, границы социальной мобильности.

Данная тема помогает человеку осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы ее изменения.

Основными целями изучения данной темы являются формирование знаний о сущности социальной стратификации и мобильности, выявление причин социального неравенства, а также определение сущности горизонтальной и вертикальной мобильности.

В рамках данной темы продолжается формирование учебных умений: сравнительного анализа явлений и процессов, различения фактов и оценок, мнений и доказательств, соотнесения обобщений и реальных процессов, а так же критически мыслить, выражать свою точку зрения, работать в группе.

    Основная часть

      Подготовительный этап. (Подготовка докладов)

      План урока

    Высший, средний и низший класс.

    Социальная мобильность.

      Методика проведения урока.

Организация занятия: Занятие следует начать с проверки присутствующих студентов. Организация внимания студентов.

Очень важен этап перехода к изучению нового материала, преподаватель переключает внимание студентов на изучение нового материала, старается вызвать потребность в познании. На этом этапе преподаватель сообщает тему урока, затем намечается перспектива для изучения материала.

Изучение нового материала. Актуализация.

1.Что такое система вообще? Ответ: Целое, состоящее из отдельных элементов

2. Какие вы можете назвать элементы социальной системы? Ответ: Социальные группы, общности, классы

3.Как они соотносятся друг с другом? Равны или не равны? Т.е. в обществе существует социальное расслоение или… Социальная дифференциация Т.Е мы начинаем изучать первый вопрос темы.

В начале урока объявляются цели и ставится перед группой проблемное задание.

Первый вопрос «Структура, дифференциация и социальное неравенство» раскрывается при помощи словесного метода с демонстрацией презентации. (Демонстрация слайдов презентации).

Структура, дифференциация и социальное неравенство.

Социальные связи и социальные отношения, которые осуществляются между людьми в процессе их разнообразной деятельности, проявляются через их социальные позиции, статусы, политические, религиозные, демографические, профессиональные.

Совокупность всех статусов характеризует состав населения. За каждым статусом – постоянным, временным, реальным, номинальным, основным стоят социальные группы (инженеры, мужчины, консерваторы), поэтому состав населения рассматривается как структура образования социальных групп.

Социальная структура – одно из основных понятий в обществознании. Под структурой понимают связи и отношения социальных групп и индивидов, в совокупности образующих общественную систему. Структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни, способе существования.

Основная черта структуры – это ее дифференциация. В обыденном языке используется идентичное понятие «социальное расслоение», которое в буквальном смысле означает разделение всего общества на слои.

Принято различать экономическую, политическую дифференциации.

Экономическая дифференциация разделила бы общество на богатые, средние и бедные слои.

Политическая дифференциация разделяет общество на лидеров и массу.

К профессиональной дифференциации относится выделение групп по роду их деятельности. В основе любой дифференциации лежит социальное неравенство, неравенство социальных позиций.

Существует несколько подходов к объяснению происхождения неравенства.

Представители структурно-функционального подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) считали, что общество поощряет и предоставляет привилегии лучшим, способным и талантливым людям.

Представитель второго конфликтного неравенства (К.Маркс) источник социального неравенства обосновывал различным отношением к собственности.

В современной науке социологии преобладает Веберовский подход к анализу социального неравенства.

М.Вебер выделял з признака неравенства: богатство, власть, престиж. Богатство рассматривается как совокупность материальных ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие собственности.

Власть – это возможность подчинять воле других людей.

Престиж – это признание и уважение субъекта, его поступков, являющихся образцом для подражания.

Таким образом, сущность социального неравенства различается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам. Степень неравенства в разные исторические эпохи различна. Согласно теории Герхарда Ленски, минимальное неравенство было в первобытных обществах, максимальное оно было в эпоху рабовладения и феодализма, и сокращается неравенство в промышленных обществах под влиянием демократических правительств, профсоюзов, системы социального обеспечения.

Согласно К. Марксу, минимальное неравенство было в первобытном обществе. Но постепенно оно стало углубляться. Его теорию называют «эскалацией неравенства».

Питирим Сорокин утверждал, что постоянного увеличения или уменьшения неравенства в истории не существует.

В разные эпохи и в разных странах неравенство то увеличивается, то уменьшается, т.е, флуктируется (колеблется).

Итак, несмотря на различные подходы к пониманию, неравенство определяется различиями в экономических, политических, профессиональных образовательных позициях.

Изучение данного вопроса содержит не только изложение материала преподавателем, но и активную деятельность студентов, которая заключается в ответах на познавательные вопросы, такие как:

    Обычно социальное неравенство рассматривается через наличие у людей власти, денег, и престижной профессии. Как вы думаете почему? Могут ли быть еще какие-нибудь критерии? Ответ обоснуйте.

    К. Маркс считал, что поляризация богатства на одном полюсе общества порождает рост нищеты на другом. Г. Самнер возражал ему: это положение верно лишь для индустриальной эпохи, в современном обществе увеличение богатства способствует повышению уровня жизни всего населения, а демократический порядок предоставляет каждому шанс выбраться из нищеты. Кто прав?

Второй вопрос темы «Стратификация и ее исторические типы «Классы» с помощью словесного метода и метода демонстрации.


Стратификация и ее исторические типы. Классы.

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России?

Понятие стратификации (stratum – слой, facio – делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали.

Страта – социальный слой людей.

Люди, имеющие сходство в 4-х позициях (доход, власть, образование, престиж) образуют слой или страту. Само общество можно представить в виде многослойного пирога, где каждая страта расположена в иерархической последовательности по отношению к другой. В обществе страты располагаются сверху вниз от богатых, элиты до средних и бедных слоев. В самом низу находится нищий слой.

Формирование в обществе страт называется стратификацией.

Создателем теории стратификации был Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) русский и американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), крупнейший социолог нашего столетия.

В истории человечества существовали различные исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. При изложение вопроса «Исторические типы стратификации» используется элемент опережающего обучения. (Студент выступает с заранее подготовленным докладом и презентацией по данной тематике)

Рабство – экономическая, социальная, юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение, когда один человек выступает собственником другого и низкий слой (рабы) лишены всяких прав и свобод. Считается, что мягкой формой рабства является крепостничество.

В первые века нашей эры в Индии сформировался кастовый строй. Каста – это группа людей, характеризующаяся общим происхождением. Кастовое положение закреплено индусской религией.

В Индии были 4 касты:

Священники

Воины

Купцы

Рабочие и крестьяне

Кастовая система была упразднена официально в 1958 г. Сословия были распространены в период феодализма в Европе с IV по XIV в. Сословия – социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже 14-15 в. Общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В России со второй половины 18 в. Утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. На смену сословному приходит классовый тип стратификации. Класс понимают в двух смыслах – широком и узком.

В широком значении под классом понимают социальную группу людей, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем.

Обращаясь к истории нашего государства советского периода, следует отметить, что социальная структура была представлена двумя классами – рабочими и крестьянами, связанными с колхозной собственностью и прослойкой – трудовой интеллигенцией. Исследования ученых констатировали, что существуют внутри и межклассовые слои, различающиеся характером труда, уровнем и образом жизни. Во всех классах и слоях росла доля умственного труда. К специфическим слоям относили военнослужащих, служителей религиозных культов и работников аппарата управления.

В 1980-х годах социологи обобщая опыт представили социальную структуру общества следующим образом:

1. Высший класс, основу которого составила номенклатура, объединяющая высшие слои партийной, государственной и хозяйственной бюрократии.

2. Низшего класса: рабочие, крестьяне, интеллигенция.

3. Социальная прослойка между ними составляли те группы, которые обслуживали номенклатуру: журналисты, медперсонал спецполиклиник.

Социальная стратификация ведёт к неравенству. Социальное неравенство определяется делением общества на высший, средний и низший слой. В настоящее время широко распространено деление на высший, средний и низший классы, где большую роль играют не только экономические показатели богатства, но система ценностей присущая этим классам.

Третий вопрос темы «Высший, средний и низший класс» раскрывается с помощью иллюстративно-демонстративного метода. Он позволяет, с одной стороны облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой выступать в качестве источника новых знаний. Видеофильм позволяет иллюзорно путешествовать в географическом пространстве и во времени.

К высшему классу относят тех, кто владеет максимальным количеством денег. Богатство выражается денежной суммой, которой исчисляется все то, чем владеет человек: дом, машина, яхта, акции. Богатых иначе называют миллионерами, мультимиллионерами и миллиардерами. Если у «старых» богатых состояние формировалось на протяжении нескольких поколений, то у «новых» богатых оно сложилось за несколько лет. К последним относятся менеджеры крупных компаний, популярные артисты, выдающиеся спортсмены.

Средний класс. Данный класс выделяют по признаку дохода, по среднему уровню потребления материальных благ. Стандарт жизни: квартира, отдых, образование. Средний класс – уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в 20 веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, конфликты, катаклизмы.

Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т.е. владеет предприятием, фирмой, офисом, своим делом, а также ученые, врачи, адвокаты, средние менеджеры – социальный хребет общества.

В состав низшего класса входят лица, занятые в основном физическим и механизированным трудом. Сюда относятся различные категории рабочих, низкооплачиваемые группы в сфере услуг, торговли, транспорта. Среди бедных все чаще встречаются те, кто работает в бюджетной сфере и те, кто имеет высшее образование. Особое место в структуре общества принадлежит маргиналам. ("> Это такие группы людей, которые находятся на окраинном, изолированном положении в обществе. В нашем обществе они составляют 10 %. К маргинальным группам относятся: бомжи, беспризорные, наркоманы. Особенность маргинализации состоит в том, что, опускаясь на дно, эти группы имеют мало шансов вписаться в новую жизнь.

Характеристика важных элементов социальной структуры общества показывает ее сложность, иерархичность, структурированность.

Активность студентов проявляется в ходе их ответов на поставленные вопросы. Вопросы носят познавательный характер:

Американский вариант социальной стратификации выглядит следующим образом:

    Группа высшего статуса: управляющие общенациональных корпораций, владельцы юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы.

    Группа второго статуса: управляющий средней фирмой, юрист, преподаватель колледжа, газетный издатель

    Группа третьего статуса: банковский кассир, управляющий среднего звена, учитель средней школы

    Группа четвертого статуса: дантист, служащий страховой компании, квалифицированный плотник, управляющий универсама.

    Группа пятого статуса: автомеханик, бармен, парикмахер, работник почты, водитель грузовика

    Группа шестого статуса: бензозаправщик, официантка, швейцар

    Группа седьмого статуса: домашняя прислуга, садовник, дворник, мусорщик

Какие критерии выделения групп положены в основу данной стратификации?

Во все времена людей волновал вопрос общественного неравенства. Как мыслители всех времен и народов, так и простые обыватели, интересовались причинами общественного устройства и искали ответы на острый вопрос - «Почему так?» (Студенты перечисляют различные версии причин). Далее преподаватель предлагает студентам разделиться на три микрогруппы и поработать с кейсом «Бедность не порок», определить в чем причины бедности и предложить свои варианты решения данной проблемы.

Четвертый вопрос «Социальная мобильность» раскрывается с помощью словесного метода.

Социальная мобильность.

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Существует два основных вида социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение на вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалованиепример исходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещения из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции на новою и др. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому,ученые относят социальный статус семьи, уровень получения образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, получение воспитания, место жительства, выгодный брак.

Групповая мобильность особенно активна в кризисные, переломные для общества периоды. К ним, в частности, относятся индустриализация, которая открывает новые вакансии в стратификационной пирамиде. Развитие промышленности три столетия назад требовало превращение крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения.

По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росла потребность в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия функционирует в качестве канала вертикальной мобильности в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть, как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли власти, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сын плотника. Социолог П.Сорокин изучил биографию 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти служителей церкви должностных лиц, освободившиеся места заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения церковь, была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобрели, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Примером является древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один их самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV - XVII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% - банкира и биржевика, в 12% - торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение их знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

После изложения материала студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

    Как вы думаете, почему П. Сорокин выделял следующие лифты.

    Как Вы думаете какие «лифты» появились с течением времени и существуют сегодня? (брак, связи, политика, криминал, государственная служба)

    Задание: «В странах с эффективной рыночной экономикой модель социальной структуры общества подобна лимону - с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоёв. В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита). Третья модель характерна для России: это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляют примерно 80% населения (бедные слои), 3-5%- её вершина, средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску». Изобразите графически каждую из этих моделей. Какая из них придает наибольшую стабильность обществу?» Объясните почему.

Закрепление и углубление знаний студентов. Активизация.

Под закреплением понимают вторичное осмысление материала изучаемого на уроке.

Подобный метод позволяет проверить и оценить знания всех студентов, способствует развитию логического мышления.

Можно предложить студентам решить кроссворд (приложение №1), что позволит разнообразить форму работы со студентами при проверке усвоения специальной терминологии. Затем студентам предлагается ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока «Почему нельзя устранить неравенство в обществе и создать социально однородное общество?». После чего студенты коллективно отвечают на вопрос об обратном действии социального «лифта»

Также учащимся предлагается поработать с кластером, работа над которыми позволит систематизировать знания, полученные на уроке.

Задание на дом. (Инструктаж).

Учитель должен достичь понимания студентами цели, содержания домашнего задания.

Цель домашнего задания – повторение и более глубокое усвоение изучаемого материала. Оно должно быть конкретным и соответствовать цели урока, быть посильным и доступным.

Этап подведения итогов занятия.

Оценка работы учащихся на уроке.

Рефлексия на урок со стороны ребят:

Какие вопросы вам показались наиболее интересными?

Что показалось сложным при изучении данной темы.

Заключение

В процессе проведения урока «Социальная структура и социальные отношения» были достигнуты основные цели и задачи, поставленные перед учителем и обучающимися.

Ребята познакомились с сущностью социальной стратификации и мобильности, выявили причины неравенства, а также определили сущность горизонтальной и вертикальной мобильности.

Литература

1.Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М., «Просвещение», 2003.

2.Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.

3.Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.

4. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М., Дрофа, 2001.

Приложение №1

ВАРИАНТ № 1

Тестовые задания

ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ № 2

Тестовые задания

Приложение №2.

Разгадав кроссворд, мы узнаем, как называется лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.
    Экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. (бедность) Вид дифференциации, предполагающий разделение людей на богатых, средний класс и бедных (экономическая) Одна из каст в Индии (купцы)
4. Перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган. (номенклатура) 5. Один из каналов вертикальной мобильности, функционирующий в военное время (армия) 6. Фамилия ученого, который изучал проблему социальной стратификации. (Вебер) 7. Социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели. (Страта) 8. Расположение социальных слоев (групп) вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, престиже. (стратификация) 9. Каналы, с помощью которых человек может подниматься к вершинам успеха.(лифт) 10. Социальная группа, обладающая правами и обязанностями, которые передавались по наследству (сословия)

определение

Очень высокийПравящая элита, крупные бизнесмены и цвет творческой интеллигенцииСредний классОт зажиточного до удовлетворительногоСредние и мелкие бизнесмены и люди с постоянной занятостью и регулярным получением доходаНизший классНизкий и очень низкийЛюди, живущие около и за чертой бедностигоризонтальная

богатство

доход

власть

образование

профессия

Приложение №5

Основные страты современного Российского общества.

Основные страты

24

Социальная структура общества

Социальная структура – это по сути строение общества, подразумевающее некоторый порядок, уклад. С точки зрения структурного функционализма выделяются позиции занимаемые людьми в общественной жизни (пример: многоквартирный дом, жильцы переезжают, а дом остается). Упорядоченность идет за счет упорядоченности различных статусов. Здесь есть другой подход – категориальный, где исходный элемент большие группы людей, объединенные по сходству каких-либо значимых социальных признаков – месту в системе общественного производства, уровню дохода, наличию собственности, полу, возрасту. Интегрировал эти понятия П. Сорокин (несмотря на то что конкретные люди, из которых состоит университет, армия и т.д., со временем меняется институционально. Точно также семья, ком. Компания – это тоже соц. структура)

Соц. структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимодействий между членами группы или общества. Соц. структуры консервативны, но подвержены динамическим изменениям.

Соц. структура – это как бы готовая, но постоянно обновляющаяся конва при всей действительности нашей жизни в обществе.

Углубляет понятие соц. структуры соц. стратификация (стратификация – это социальный слой людей имеющих одинаковые доходы, власть, образование и престиж). Оно используется в социологии для описания системы неравенства между группами. Итак, разнообразие ролей, статусов приводит к различиям в конкретном обществе. Места, которые занимают люди в обществе, различаются в зависимости от занимаемого статуса (спортивный, генерал) в соответствии с которыми каждый индивид вступает в отношения с другими. Совокупность статусов составляет структуру общества.

Социальные связи и социальные отношения

Термин «социальные связи» обозначает совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей для достижения поставленных ими целей и задач. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.

В социальной связи выделяются: субъекты связи (двое или тысячи людей); предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Выделяются следующие виды социальной связи.

  • 1. Социальный контакт – процесс установления социальной связи, начальный этап взаимодействия между индивидами и социальными группами. Формы социального контакта: пространственные контакты, контакты заинтересованности, контакты обмена, совместная деятельность, равная обоюдная или асимметричная активность (социальное влияние, сотрудничество, манипуляция, конфликт).
  • 2. Социальное взаимодействие – способ осуществления социальных связей, отношений в системе, предполагающей не менее двух субъектов, сам процесс взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. Это систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Вариантами социального взаимодействия могут выступать социальные отношения, социальные институты и соц. общности.
  • 3. Социальные отношения – это отношения между людьми и группами людей, занимающими разное положение в обществе. Это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер. Признаки социального отношения (по М. Веберу):
  • 1. степень отношения одного индивида к другому;
  • 2. наличие предполагаемого участниками эмпирического смысла;
  • 3. наличие взаимной соотнесенности поведения сторон (дружба, любовь, уважение);
  • 4. преходящий или длительный характер, основанный на возможности того, что существует повторяемость поведения, соответствующего смыслу данного отношения;
  • 5. содержание социального отношения может изменяться;
  • 6. смысловое содержание отношения, ориентированного на длительный срок, может быть сформулировано в принципах и нормах поведения, следования которым стороны ждут от своих партнеров и на которые они, в свою очередь, ориентируют свое поведение;
  • 7. содержание социального отношения может быть сформулировано по взаимному согласию участвующими в нем сторонами или группами. Социальные отношения возникают в том случае, когда существующие между людьми социальные взаимодействия несут в себе некоторую ценность для их участников или приводят к возникновению ценности – такому свойству общественного предмета, которое способно удовлетворить определенную потребность социального субъекта (индивида, группы, общества).

В структуру социального отношения входят:

  • 1) «катектическая ориентация» – возможность поддержания баланса «удовлетворения – неудовлетворения» интересов личности.
  • 2) когнитивная (познавательная) ориентация – избирательное отношение индивида к другим индивидам на основании имеющегося у него знания элементарных законов логики или опыта наблюдения;
  • 3) ценностная ориентация – оценочный аспект мотивационной деятельности индивида.

Существует следующая типология социальных отношений. По субъекту выделяются индивидуальные (личностные), межличн., внутригрупповые, межгрупповые, международные. По объекту различаются экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые. По модальности (характеру взаимосвязей между индивидами и их группами) различаются отношения сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта, субординации. По наличию или отсутствию элементов формализации и стандартизации отношения делятся на официальные и неофициальные. Различаются также отношения воображаемые и реальные, мыслимые и немыслимые, осознанные и неосознанные, отчетливо выраженные и смутные (расплывчатые), простые и сложные, сходства и различия, равенства и неравенства.

§1. Социальная структура и социальные отношения

Цели и задачи: 1) познакомить с тремя видами социальной стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные «лифты» способствуют социальным перемещениям человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам социального неравенства.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: вводный урок.

План уроков

    Социальная стратификация.

    Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу.

    Социальная мобильность и социальные «лифты».

    Люмпены и маргиналы.

    Тенденции в развитии социальных отношений.

1. Социальная стратификация

Общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной дифференциацией .

1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.)

Причины возникновения неравенства: 1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия. 5. Удача и несчастья и др.)

Ведёт к социальным конфликтам

Порождает слой праздных людей

    Стимулирует конкуренцию

    Усиливает стремления способных людей

В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев – социальная стратификация .

Принято различать следующие виды социальной стратификации:

    экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);

    политическая стратификация (деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу);

    профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).

2. Социальная стратификация по К. Марксу, М. Веберу и с точки зрения других социологов

Социальная структура по К. Марксу : Главная форма социальной стратификации →

общественный класс.

Главный классообразующий признак → отношения

собственности на средства производства.

Вывод: Объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификацию общества.

Социальная структура по М. Веберу

Тип стратификации, основанный на власти

Социальная стратификация с точки зрения современных социологов

Р. Дарендорф

Б. Барбер

общество делится на управляющих управляемых

Основные критерии:

    престиж, профессия, власть;

    доход или богатство;

    образование или знания;

    религиозная чистота;

    положение родственников;

    этническая принадлежность

Следовательно, анализируя различия стратификационного и классового подходов к анализу социальной структуры, мы можем выделить следующие критерии выделения социальных групп, которые используются в том или другом случае.

Страты различаются:

Классы различаются:

По уровню доходов;

Основным чертам образа жизни;

Включенности во властные
структуры;

Отношениям собственности;

Социальному престижу;

Самооценке своей позиции в обществе.

По месту в системе общественного производства;

Отношению к средствам производства;

Роли в общественной организации труда;

По способам и размерам получаемого богатства.

3. Социальная мобильность и социальные «лифты»

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется социальная мобильность.

Социальная мобильность (лат. mobilis - подвижный) - перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Классификация мобильности

Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.

Структурная – вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами».

К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д.

4. Люмпены и маргиналы . Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Люмпены - в переводе «лохмотья» ( люди, опустившиеся на дно жизни)

Бродяги Нищие Бомжи

– Питательная среда для экстремистских организаций

Маргинал - в переводе «находящийся на краю» → Группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

Каналы маргинализации:

Миграции Войны Революции Стихийные бедствия

В чем опасность для общества?

Эти слои стремятся к «твердой руке»,

создают базу для антидемократических режимов

Исключения: нередко выходцы из этих групп предприимчивы

5. Тенденции в развитии социальных отношений

    Социальная структура подвержена изменениям.

    Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах.

    Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации.

    В странах Запада основной тенденцией является рост нового среднего класса, что делает общество более устойчивым в политическом отношении.

    Сокращается промышленный рабочий класс.

    Сокращается численность самостоятельных крестьян (фермеров).

    Под влиянием НТР возрастает значение высококвалифицированного умственного труда.

    Острой проблемой продолжает оставаться безработица.

    Государство оказывает определенное регулирующее воздействие на социальные отношения.

Домашнее задание : §1, выполните задания.

Урок обществознания в 11 классе.

Тема. Социальная структура и социальные отношения

Цели и задачи:

Оборудование: презентация, пакет документов.

Тип урока: повторительно – обобщающий урок.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Сообщение темы, цели урока.

Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на празд­ник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих ве­ликолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презритель­но морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или, по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: «О, господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?» А вельможа, продол­жая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает» (слайд 1).

О чем эта притча?

Учитель: Мы продолжаем изучать социальную структуру, отношения; и сегодня на повторительно-обобщающем уроке должны повторить и закрепить ваши знания по этой теме. Запишите в тетрадях число, тему урока (слайд 2).

Цели урока: (слайд 3)

1) закрепить знания учащихся о социальной стратификации, социальной мобильности, со­циальных «лифтах», способствующих социальным перемещениям человека,

2) развивать умения осуществлять комп­лексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами, тестами;

3) формировать отношение к проблемам социального неравенства, вырабатывать гражданскую позицию.

III . Словарный диктант (слайд 4 – 7)

Учитель: Проверим знание обществоведческих терминов. Термины и определения вы видите на слайде, нужно их объяснить. Отвечаем грамотно, полным ответом.

Социальная стратификация – разделение общества на слои – страты.

Социальное неравенство – неравномерное распределение доходов, власти, престижа, образования, прав и обязанностей между различными группами населения.

Социальный статус – положение и место человека в обществе.

Генетически унаследованный статус - приписываемый.

Статус, достигаемый индивидом в процессе своей жизни, - достигаемый (приобретаемый).

Мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе.

Горизонтальная мобильность – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.

Переход индивида из одной социальной группы в другую – вертикальная мобильность.

Социальный подъем индивида – восходящая мобильность.

Социальное падение индивида - нисходящая мобильность.

«Социальные лифты» - пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх.

Индивид, утративший свой социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, занимающий промежуточное положение между устойчивыми группами – маргинал.

Люмпены – люди, опустившиеся на дно жизни (бомжи, бродяги и др.)

IV . Чтение образца эссе.

Вы дома пробовали, тренировались писать эссе на тему

Философия «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (Монтень)

Мы всегда критично относимся к чужому эссе, послушайте внимательно образец эссе.

Такое понятие, как добро, является ключевым в сфере отношений между людьми в гражданском обществе. К нему также можно отнести гуманность, справедливость, уважение к другим людям. Все эти качества определяют степень нравственности конкретного человека, уровень его культуры.

Вообще, социализация любого человека начинается с освоения им социальных норм, присущих данному обществу. Это обычаи, традиции, политические, эстетические, религиозные нормы.

Усвоение моральных норм также является важной ступенькой социализации личности. Воспитание нравственных принципов человека, его культуры происходит сначала в образовательных учреждениях, где учитель указывает на должное поведение учеников, предпринимает какие-либо санкции в отношении учеников, нарушающих дисциплину.

Именно в школьном коллективе у человека вырабатываются такие качества как добро, понимание, ответственность за свои поступки. Социализация личности, освоение ею социальных норм (в т.ч. моральных) продолжается в течение всей жизни человека и проявляется во всех сферах его деятельности, чем бы он не занимался. А степень его культуры оказывает влияние на окружающих людей и порой на все человечество в целом.

Так, например, в науке нравственность играет немалую роль. Ученый, создавая что-либо новое, должен задумываться не только над положительным эффектом своего открытия, но и на возможные отрицательные последствия. Так, некий ученый, создатель атомной бомбы, после проведения испытаний своего изобретения осознал жестокость этого оружия, по отношению ко всему человечеству. Именно поэтому во всей своей последующей деятельности он проводил активную агитацию против использования атомного оружия в мире.

Этот пример показывает, к каким последствиям может привести негуманная деятельность людей с низкой культурой. И это соблюдение моральных норм отражается не только при взаимодействии людей (общение, национальные взаимоотношения), но и жизни общества в целом.

Поэтому любой человек, по моему мнению, должен соблюдать нравственные принципы, включающие такие понятия, как добро, уважение, справедливость, гуманность.

Ведь при таком условии человек будет чувствовать себя комфортно и будет развиваться гармонично с обществом, не нарушая социальных норм, а наоборот, способствуя общему развитию данного общества и его культуры в особенности.

В силу выше приведенных аргументов я полностью согласна с высказыванием Монтеня.

Вспомним критерии оценивания эссе – задания С 9 (слайд 8).

V . Домашнее задание (слайд 8).

Написать эссе «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон.

Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку, обязательно будет признан обществом. Ваше дело – принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае вы должны использовать ключевые для данной темы социологические термины, найти примеры, подтверждающие вашу мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

VI . Практическая часть (слайды 9-23)

1) Выполнение заданий части А, В.

1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной стратификацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

2. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

1) армию

2) церковь

3) школу

4) все перечисленное

3. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

4) пограничные слои и группы

4. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

5. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

1) дети

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

9. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

10. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

11. Что является примером горизонтальной социальной мобильности?

1) повышение по служебной лестнице

2) разжалование офицера в солдаты

3) получение второй рабочей специальности

4) понижение в должности.

12.Выберите пример восходящей социальной мобильности.

1) Актер перешел из одного театра в другой

    Футбольный тренер перешел из одной команды в другую

    Помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера

    Офицер был разжалован в рядовые

13. Социальный статус личности – это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) оценка занимаемой индивидом позиции

4) характеристика социальных качеств личности

14. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

Понятие Определение

1.Горизонтальная мобильность А. Перемещение из одной страты

в другую.

2.Социальная дифференциация. Б. Положение человека в

обществе.

3.Социальный статус. В. Разделение общества на

группы, занимающие разное

положение.

4.Вертикальная мобильность. Г. Переход индивида из одной

группы в другую,

расположенную на одном

и том же уровне

Ответ: 1-Г 2-В 3-Б 4-А

Физминутка (релаксация, зарядка для глаз) (слайды 24-27).

Все мы родом из детства, а в детстве мы все любим сказки. И прежде чем мы будем выполнять следующее, немного сказочное задание, сядьте удобнее, расслабьтесь, выполним физминутку – зарядку для глаз.

2) Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок.

Работа выполняется в парах с помощью «мозгового штурма». Затем представители каждой пары рассказывают о своих сказочных персонажах, опираясь на заполненную таблицу.

Сказка Шарля Пьеро «Золушка».

Старуха из сказки А.С. Пушкина «Золо­тая рыбка».

Герой сказки А.Н. Толстого «Приключе­ния Буратино» Карабас-Барабас.

Принцесса из сказки Г.Х. Андерсена «Сви­нопас».

Социальная мобильность героев сказок

Характеристика

исходного

социального

статуса героя

Вид социальной

мобильности,

совершенной в сказке

Характеристика

измененного

социального статуса

Личностные черты и

качества; социальные

«лифты», способствующие

данной мобильности

Золушка – низкий социальный статус, прислуга.

Восходящая вертикальная мобильность.

Жена принца – высший социальный статус.

Терпение, трудолюбие, доброта; «лифт» - удачный брак.

Старуха - крайне низкий социальный статус крепост­ной крестьянки, имела очень скудное имущество.

Восходящая вертикальная мобильность

Достигнув высокого положения в обществе, стреми­тельно вернулась к исходному статусу.

Благодаря не собственным усилиям, а волшебной силе золотой рыбки, а скатилась вниз из-за соб­ственной жадности и алчности.

Карабас-Барабас - вла­делец кукольного театра, довольно состоятельный и знатный человек.

Бедный человек, так как разорился и потерял весь свой капитал

Жадность, жестокость, не выдержал конкуренции с до­брым и веселым Буратино.

Принцесса занимала второе место на вершине общества после своего отца-короля. В буду­щем ей был уготован королевский трон.

Нисходящая вертикальная мобильность.

Маргинал и прак­тически люмпен -нищенка, изгнанни­ца.

Прин­цесса не соответствовала своей социальной роли, проявив низкий уровень культуры и примитивные интересы, вызвав тем са­мым презрение принца и гнев отца.

Вывод учителя: Здесь мы наблюдаем интерес­ную ситуацию: с одной стороны честные, добрые герои совершают восходящую со­циальную мобильность благодаря упорно­му труду, доброму сердцу, красоте внут­ренней и внешней. Другая группа сказоч­ных персонажей - ленивые, хитрые, глу­пые - повышают свой социальный статус благодаря наглости и обману. Проведем параллель с сегодняшним днем: и тот и другой варианты имеют место и в современном мире. Однако за на­рушение правовых норм неотвратимо на­ступает юридическая ответственность. Ни­сходящая социальная мобильность, то есть понижение социального статуса, в сказках происходит в результате алчности, жаднос­ти, глупости.

В качестве «социальных лифтов» могут выступать образование и квалификация, а также необходимые личностные черты - трудо­любие, целеустремленность; армия, бизнес, государственная служба, наука, спорт, брак по расчету.

Какой канал социальной мобильности вы считаете самым подходящим для себя? Ответ аргументируйте.

Главное, что вы должны запомнить, что существующий соци­альный статус реально повысить, если сильно к этому стремиться. Но можно тра­тить свое время на осуждение недостаточно умных начальников, беско­нечно сетовать на несправедливость обще­ственного бытия - и это время будет неза­метно уходить. Да, в нашем обществе, как и в любом другом, достаточно несправед­ливости, но есть и справедливость (ведь аб­солютно справедливых или несправедливых обществ не существует). Человек из низов общества благодаря образованию, трудолюбию и це­леустремленности достигает социальных вершин - и таких примеров вокруг нас, как и в сказках, множество.

3) Составьте план по теме «Социальная структура и социальные отношения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах. Напоминаю, что это новое задание С 8 в ЕГЭ 2010 г. ( 1 учащийся работает у доски, остальные в тетр.)

    Социальная стратификация и социальное неравенство.

    Социальная мобильность и ее виды:

А) горизонтальная мобильность;

Б) вертикальная (восходящая и нисходящая) мобильность;

В) индивидуальная мобильность;

Г) групповая мобильность.

3. «Социальные лифты» как пути перемещения людей в обществе:

А) армия;

Б) церковь;

В) образование;

Г) семья.

4. Тенденции в развитии социальных отношений:

А) люмпены;

Б) маргиналы и др.

4) Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Принадлежность к группе.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и восприни­мающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы нахо­дятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в тече­ние многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь крат­ковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологиче­ские или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно разли­чимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны вы­полнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... При­надлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информа­цией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я- концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Р. Бэрон.

С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

Ответы: С1.

Признаки:

Наличие общей цели;

Наличие устойчивых отношений;

Взаимозависимость людей друг от друга;

Осознание людьми принадлежности к одной группе.

С2. Причины объединения людей в группы:

Помогают удовлетворить важные психологиче­ские или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;

Помогают в достижении ряда целей;

Обеспечивают информацией.

С3. 1) Для данной группы характерна общность цели – благополучно добраться до места назначения.

2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.

3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.

4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.

С4. «Я-концепция» - совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека.

VII . Итоги урока.

Я думаю, что урок не прошел даром. В конце урока мне хотелось бы услышать от вас, сможете ли вы воспользоваться в будущем полученными знаниями сегодня на уроке. Ответы учащихся.

Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех.

Одного спросили:

Что ты делаешь?

    Тащу в город эту проклятую ношу.

Второго спросили:

Что ты делаешь?

    Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:

Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.

(После рассказа притчи, сделать выводы: нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим, или, по крайней мере, нужно осознавать необходимость получаемых знаний, которые пригодятся вам при сдаче экзаменов, ЕГЭ либо в течение дальнейшей жизни).

VIII . Оценки работы учащихся на уроке.

Урок окончен. Спасибо за внимание, за работу. Вы свободны.

МОУ «Новооренбургская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок на тему

Учитель истории и обществознания: Санаева О.Т.

2009-2010 уч.г.

Социальная структура - это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества.

Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества как: со­сло­вия, касты, клас­сы.

11. Социальные связи и отношения.

Социальная связь - социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или групп Это совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие соц ные общности и свидетельствуют об их коллективное существование Это понятие, обозначающее любые социокультурные обязанности индивидов или групп индивидов относительно друг другаго.

Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами, обусловленные их неодинаковым положением в обществе и роли в общественной жизни

Субъектами социальных отношений выступают различные социальные общности и отдельные индивиды

    1 - социальные отношения социально-исторических общностей (между странами, классами, нациями, социальными группами, городом и деревней);

    2 - социальные отношения между общественными организациями, учреждениями и трудовыми коллективами;

    3 - социальные отношения в форме межличностного взаимодействия и общения внутри трудовых коллективов

Выделяют различные виды социальных отношений:

      по объему властных полномочий: отношения по горизонтали и отношения по вертикали;

      по степени регламентации: формальные (сертифицированные) и неформальные;

      по способу общения индивидов: безличные или косвенные, межличностные или непосредственные;

      за субъектами деятельности: между организационные, внутриорганизационные;

      по уровню справедливости: справедливые и несправедливые

Основой различий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности

В результате противоречия социальных отношений одной из форм социального взаимодействия становится социальный конфликт

12. Социальные группы: сущность и классификация.

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:

      устойчивость, продолжительность существования;

      определенность состава и границ;

      общая система ценностей и социальных норм;

      осознание своей принадлежности к данной социальной общности;

      добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);

      объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

      способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

Социальная группа – относительно стабильная совокуп­ность людей, связанных общими отношениями, деятельнос­тью, ее мотивацией и нормами Классификация групп , как правило, базируется на пред­метной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового обра­зования. Семь основных признаков классификации :

    на основе этнической или расовой принадлежности;

    на основе уровня культурного развития;

    на основе типов структуры, существующей в группах;

    на основе задач и функций, выполняемых группой в бо­лее широких общностях;

    на основе преобладающих типов контактов между чле­нами группы;

    на основе различных видов связей, существующих в группах;

    на других принципах.

13. Социальные институты: сущность, типология, функции.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции.

Типологию социальных институтов можно составить исходя из представления о том, что каждый институт удовлетворяет ту или иную фундаментальную социальную потребность. Пяти фундаментальным социальным потребностям (в воспроизводстве рода; в безопасности и социальном прядке; в добывании средств существования; в социализации подрастающего поколения; в решении духовных проблем) соответствуют пять основных социальных институтов: институт семьи, политический институт (государство), экономический институт (производство), образование, религия.

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности с целью выработки определенных стандартов поведения у своих членов.

    Адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной.

    Интегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и/или всех членов данного общества.

    Коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе.

    Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации ею своего социального статуса.

    Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.



Похожие статьи