Составить словесный автопортрет самого себя. Пример описания по методу словесного портрета

Мужчина , около 27 лет, европейского типа, рост приблизительно 180 см, телосложение среднее.

Голова средней высоты, овальной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы не зачесаны.

Лицо овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый. Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорасставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средних длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средне выраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым кон­туром спинки носа, основание горизонтальное.

Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, выступающие в профиль губы, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности, прямоуголь­ной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая.

Особые приметы : нет

Одет в футболку черного цвета

При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

Вопросы для самоконтроля по теме 9:

1.Система классификации признаков внешности человека,
2.Собственные элементы и признаки облика человека.

3.Сопутствующие элементы и признаки внешности человека.

4.Особые приметы внешности человека.

5.Правила описания внешности по методу словесного портрета,
6.Понятие и виды субъективных портретов.

7.Использование словесных и субъективных портретов в розыскной деятельности органов внутренних дел.

8.Закономерности изменения внешнего облика человека.

9.Источники информации о внешнем облике человека.

10.Отображения внешнего облика человека, используемые в криминалистике
практике.

Дополнительнаяя литература по теме 9:

1.Аленин А.П., Дубягин Ю.П., Кузнецов А.А. Использование словесного портрета в розыскной деятельности органов внутренних дел: Учебно-практическое пособие. Омск, 1996.

2.Восстановление лица по черепу в криминалистике; Учебное пособие / Сост. Б.А. Федосюткин и др., 1990.

3.Зинин А.М. Применение субъективных портретов. М., 1996.

4.Криминалистическое описание внешности человека; Учебное пособие / Под общ. ред. В.М. Снетков,1993.

7.Топорков А.А. Словесный портрет.; Практическое пособие. М. .1999.



8.Цветков П.П., Петров В.П. Идентификация личности по фотоснимкам. Л., 1996,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г.Сосногорска

Исследовательская работа

Медведовская Варвара, 6а класс,

Рябчикова Анастасия, 6а класс

Руководитель работы:

Малышева Татьяна Николаевна,

учитель математики и информатики,

классный руководитель 6а класса.

Сосногорск 2012

Введение

Введение

Придя 1 сентября в 5 класс, мы заметили, что наши одноклассники изменились, повзрослели. Это показалось нам очень интересным. Мы увидели, что каждый из нас имеет свой характер, у кого-то постоянно меняется настроение, у нас разные увлечения. Поэтому нам стало интересно, и мы задумались, а почему мы такие разные. Посетив библиотеку и побеседовав с психологом, ведущим у нас в классе кружок «Давайте дружить», мы узнали много нового.

Мы решили понаблюдать за каждым из учеников нашего класса, провести анкетирование, и на наших наблюдениях, результатах анкет и опросов составить автопортрет класса. В пятом классе мы сделали презентацию о своих наблюдениях. Всем ребятам и нашим родителям было очень интересно. И мы решили, что в и в шестом классе понаблюдаем тоже.

Вместе с классным руководителем мы выделили несколько пунктов, на которые нам предстояло найти ответ:

1. Узнать, что такое темперамент? Составить на основе наблюдений «портрет» поведения класса.

2. Что такое автопортрет? Провести и проанализировать анкету «Какой я?».

3. Создать «Календарь дней рождения наших одноклассников».

5. Сделать вывод.

5. Сделать вывод.


Обзор литературы по теме исследования

    Википедия. Энциклопедия

    С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского

языка

    Современный толковый словарь изд. «Большая Советская

Энциклопедия»

Что такое темперамент?

Наблюдая за одноклассниками, как они учатся, общаются, переживают радости и огорчения, мы обратили внимание на различия в их поведении. Есть среди нас быстрые и подвижные дети, а есть взрывные и агрессивные, и конечно медлительные и спокойные. Причина этому – темперамент человека, который принадлежит ему с рождения.

Психологи выделяют 4 группы темперамента:

    Это подвижные уравновешенные дети.

    Очень подвижные, неуравновешенные.

    Неподвижные, тихие дети.

    Медлительные, неуравновешенные.

Прочитав в on-line словарях о темпераментах, мы узнали следующее.

Темпера́мент ( temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития ; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент - человека. (Википедия. Энциклопедия).

ТЕМПЕРА́МЕНТ м. лат. природа человека, природное сложенье его, сообразное с основными качествами души; главных темпераментов четыре: сангвинический ( алокровный), холерический ( нервный), флегматический ( белокровный ) и меланхолический ( чернокровный). ( В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка ).

ТЕМПЕРА́МЕНТ, -а, м.

1. Совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический ~ы.

2. Жизненная энергия, способность к внутреннему подъёму. Человек с ~ом.

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка).

Составление на основе наблюдений «портрета» поведения класса


Мы решили понаблюдать за поведением одноклассников в классе и узнать, какая группа темперамента преобладает. На основе полученных результатов у нас получился портрет «поведения».


12 человек

В нашем классе преобладают дети подвижные, уравновешенные и очень подвижные, неуравновешенные.

Таким образом, портрет нашего поведения мы назвали так: «Ни минуты покоя».


Сноски:

Подвижные уравновешенные дети.

Очень подвижные, неуравновешенные дети.

Неподвижные, тихие дети.

Медлительные, неуравновешенные дети.

Что такое автопортрет?

Тема нашего проекта «Автопортрет». Нам надо ответить на вопрос, а что это значит «Автопортрет»? Используя литературу, мы нашли понятие этому слову.

АВТОПОРТРЕ́Т, -а, м. Портрет, написанный с самого себя. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка).

(от авто … и портрет), портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов. (в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»).

Автопортре́т - самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д. (Википедия. Энциклопедия).

Автопортрет – это изображение самого себя.

Таким образом, мы должны изобразить портрет самих себя. Для этого мы провели анкету, «Какой я?», где каждому надо было обвести свою ладошку и написать 5 качеств, которые присуще только ему.

Слова были указаны на доске:

злой

скромный

застенчивый


На основе этих ответов, мы увидели, что в классе больше всего детей умных, трудолюбивых, заботливых и скромных. Таким образом, наш автопортрет в 5 классе получился таким:


В 6 классе наш автопортрет стал таким:


За ребятами мы наблюдали в 5 классе и в 6 классе.






Создание «Календаря дней рождения наших одноклассников»

Каждый год мы в классе проводим День именинника - прошлом году и в этом году:

5 класс 6 класс

По дате рождения каждого ученика мы составили портрет «Календарь». Обозначили следующее: «снежинка» – это дети, родившиеся зимой, ученики «цветущая вишня» - это одноклассники, которые родились весной, «солнышко» – именинники лета, «осенние листья» – это ученики, чьи дни рождения осенью. Рассмотрев ответы на анкету «Мир мои увлечений», мы выделили 4 группы увлечений и интересов. По результатам этой анкеты можно сделать вывод, что мы любим двигаться, поэтому почти все дети посещают спортивные секции и кружки. А также наш класс любит рисовать, танцевать, участвовать в конкурсах и петь. А еще выяснилось, что нам нравится дежурить по школе, ходить на субботники по уборке школьной территории, делать уборки в кабинете, наводить порядок. Таким образом, мы сделали вывод, что наш класс « Творческий, спортивный и трудолюбивый».



Выводы

Все задачи, поставленные в исследовательской работе, выполнены.

Таким образом, у нас получился автопортрет нашего класса.

В результате этого исследования, мы увидели, что портрет нашего класса очень яркий. Главное, что мы, имея разные характеры, учимся понимать друг друга. В этом нам помогает дружба.


А что эта работа дала нам?

Все эти знания помогут нам лучше понимать другого человека. Мы приобрели умение проводить опрос, обрабатывать результаты анкеты, умение выслушивать ответы одноклассников. Еще мы приобрели навыки работы в текстовом редакторе, в графическом редакторе, навыки работы с фотографиями и текстом одновременно.

С этой работой мы выступали перед родителями в 5 классе на празднике «Окончание 5 класса», в этом году мы выступали на школьной научно-практической конференции.



Литература

1.«Википедия. Энциклопедия», версия on-line.

2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», версия on-line .

3. В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка, версия on-line.

4. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия», версия on-line.

6. Фотографии 5а и 6а классов. Архив Малышевой Т.Н.

15

Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности

Идентификация человека возможна не только по папиллярным узорам рук, составу волос, крови, слюны, спермы, ногтям, костным останкам, запаховым веществам, следам губ, зубов, обуви, ног, но и по признакам внешности человека, т.е. по совокупности зрительно воспринимаемых внешних данных. В криминалистике также используются термины «габитология » и «габитоскопия», которые отражают понятия науки и описания внешнего облика человека.

Для организации розыска скрывшегося преступника, а также для опознания неизвестного лица либо трупа, необходимо собрать и возможно более полно и точно зафиксировать криминалистически значимые признаки его внешности.

Научной основой использования описания внешнего облика человека для его идентификации, в первую очередь, явилось установленное и доказанное положение о том, что при достижении определенного возраста (около 25 лет) костно-хрящевая основа и внешний облик человека стабилизируются. Научной криминалистической основой является специально разработанная система описания человека, для его идентификации, розыска, постановки на криминали стический учет. Признаки внешности обладают следующими свойствами: неповторимостью, устойчивостью, наглядностью. Эти признаки подразделяются на две основные группы: анатомические (статические), характеризующие наружное строение тела человека, его частей и покров, и функциональные (динамические), выражающиеся в привычных, автоматизированных движениях, положении тела человека (поза, походка, жестикуляция, мимика, навыки, умения, привычки). Существенное значение для отождествления по признакам внешности имеет характеристика общефизических элементов, составляющих физический тип человека (пол, возраст, расово-этнический и конституционный тип).

Внешний облик человека, кроме того, характеризуется и так называемыми особыми и броскими приметами. Особые приметы - это редко встречающиеся врожденные или приобретенные в течении жизни признаки, представляющие собой отклонения от нормального строения или состояния или состояния (аномалии). Причем к анатомическим особым приметам относятся физические недостатки (искривление позвоночника, сросшиеся пальцы, татуировки и т.д.), а к функциональным - манера держать голову, говорить, жестикуляция, мимика и т.п. Броскими приметами являются такие приметы, которые являются сравнительно редкими и легко обнаруживаются, так как находятся на открытых частях тела. Для словесного портрета имеют значение и сопутствующие признаки: описание одежды, обуви, наручных часов, зажигалок, колец, очков и других вещей-аксессуаров, к которым привык человек, постоянно ими используется.

Признаки внешности обладают различной степенью устойчивости. Наиболее устойчивые - анатомические признаки, обусловленные костно-хрящевой основой (форма и размер лба, спинки носа, ушных раковин и т.д.). Идентификационное значение любого признака зависит не только от его устойчивости, но и от частоты встречаемости (редкие признаки имеют большее идентификационное значение). Поэтому достоверность отождествления зависит от выбранной совокупности сравниваемых признаков и правильной оценки их идентификационного значения.

«Словестный» портрет, порядок составления, криминалистическое значение

Для идентификации человека по внешним признакам в криминалистике используется специальная система описания внешности человека (словесный портрет). Впервые эта система была разработана А.Бертильоном в 1879 г., опубликованная в брошюре "Практическое применение антропометрии" (1881 г.), а затем усовершенствована и упрощена Р. А. Рейссом в 1911 г. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, в ходе экспертного отождествления живых лиц и трупов. Описание ведется в определенной последовательности (от общего к частному, сверху вниз) с помощью специальной терминологии. Анатомические признаки описываются по величине, положению, размеру, форме, цвету; признаки лица описываются в двух положениях - анфас и правый профиль. Величину признака определяют в сопоставлении с другими частями лица, тела (очень большой, большой, средний, малый, очень маленький). Для описания формы пользуются геометрическими терминами (прямой, выпуклый, вогнутый, овальный и др.). Положение элементов внешности характеризуется как горизонтальное, вертикальное, косовнутреннее, приподнятое, опущенное, выступающее, втянутое.

В настоящее время в МВД принята следующая система словесного портрета:

1. Пол (мужской, женский).

2. Возраст (детский - до 12 лет, подростковый (12-16 лет), юношеский (17-21), молодой (22-35), средний (36-60), пожилой (61-75) и старческий (76-90).

3. Рост ("карлик" - до 1м, низкий (до 155см - для женщин, до 65см - для мужчин), средний (155-165см - для женщин и 165-175см - для мужчин), высокий (более 165см - для женщин и более 175см - для мужчин), "великан" - более 2 ).

4. Телосложение по скелету и мускулатуре (слабое, среднее, коренастое, атлетическое); по жировому отложению (худощавое, средней упитанности, полное, тучное);

5. Форма лица в фас: по ширине (округлая, овальная, треугольная, прямоугольная, квадратная, ромбовидная); по высоте (удлиненное, среднее, широкое); по полноте (худощавое, средней полноты, полное); по особенностям - дефекты кожи (пигментация, с прожилками, оспенные рубцы и т.д.);

6. Лоб: по высоте (высокий, средний, низкий); по ширине (широкий, средний, узкий); по отношению к вертикали (контур) (прямой, выпуклый, вогнутый); по наклону в профиль (скошенный, вертикальный, выступающий); особенности (по степени выраженности надбровных дуг и наличию лобных бугров) - лобная ямка, опухоль в области лобной и височной части.

7. Брови: по длине (короткие, средние, длинные); по ширине (узкие, средние, широкие); по густоте (редкие, средние, густые); по направлению - горизонтальные, скошенные наружными концами вверх, вниз; по контуру (относительно края глазной орбиты) - высокие, средние, низкие; особенности (кустистые, сросшиеся, асимметричные и т.д.);

8. Глаза: по положению глазной щели (горизонтальные, косонаружные, косовнутренние); по степени раскрытия глазной щели (треугольные, щелевидные, миндалевидные); по степени выпуклости глазных яблок (выпуклые, впалые, нормальные); по цвету (голубые, серые, зеленоватые, карие и т.д.); по величине (большие, средние, малые); по форме (округлые, овальные); по внутренним углам глаз (округлые, заостренные); по особенностям (косоглазие, бельмо, протез); по аномалиям (разноцветность, наличие в радужине пятен иного цвета или сероватой каймы).

9. Hoc: по длине (длинный, средний, короткий); по высоте (длинный, средний, короткий); по глубине и ширине переносья (большой, средний, малый); по ширине (широкий, средний, узкий); по выступанию (большое, среднее); по положению основания носа (горизонтальное, опущенное, приподнятое); по форме кончика носа (округлая, заостренна); по положению крыльев носа (приподнятое, опущенное, среднее), по контуру ноздрей (овальный, треугольный, щелевидный); по величине ноздрей (большая средняя, малая); по особенностям (очень узкий (широкий), чрезмерное выступание, врожденное искривление, оттенок носа (красноватый, синеватый и т.д.);

10. Губы: по толщине (толстые, средние, тонкие); по положению (выступающие, втянутые (одна верхняя, одна нижняя), выступание отсутствует); по ширине каймы губ (большая, средняя, малая); по контуру каймы верхней губы (прямой, извилистый, овальный); по особенностям (наличие "заячьей губы", вывороченность верхней губы, потрескавшиеся); по оттенкам губ (синеватые, бледные, красные и т.д.);

11 Рот; по величине (большой, средний, малый); по положению углов рта (горизонтальное, приподнятое опущенное); по особенностям (рот приоткрытый, запавший, асимметрия углов рта и т.д.);

12. Подбородок: по высоте (высокий, средний, низкий); по ширине (широкий, средний, узкий); по положению (прямой, выступающий, скошенный); по форме (по контуру нижнего края) - овальный, треугольный, квадратный; по особенностям (наличие ямки, раздвоенность, поперечная борозда, "двойной" подбородок, отвислый и т.д.);

13. Ушная раковина: по величине (большая, средняя, малая); по форме (прямоугольная, треугольная, круглая, овальная); по прилеганию (оттопыренность) - верхнее, нижнее, общее; по особенностям (асимметричность по размерам, форме);

Мочка: по размеру (большая, средняя, малая); по форме (закругленная, треугольная, овальная, прямоугольная); по особенностям (мочка, слитая со щекой; наличие поперечной или продольной складки, проколотая). Противокозелок - горизонтальный, скошенный; прямой, вогнутый, выпуклый. Завиток (наружный край уха) и противозавиток (внутренняя часть) могут иметь характерную форму и взаиморасположение. Разнообразие и устойчивость анатомических особенностей строения ушной раковины повышает ее инфор мативное и идентификационное значение. Кроме этого необходимо отметить, что эта деталь, как правило, видима и хорошо просматривается сбоку, что не вызывает настороженности подозреваемого, если его видят в толпе или среди большого количества людей в зале.

14. Окраска кожи лица (розовая, серая, синеватая и т.д.);

15. Морщины (количество, положение, направление, форма);

16. Волосы на голове: по длине (короткие, средней длины, длинный); по форме (волнистые, кудрявые, курчавые); по густоте (густые, средней густоты, редкие); по цвету (черные, темно-русые, русые, светло-русые, рыжие); по контуру линии роста (прямая, дугообразная, извилистая, ломаная); по характеру прически (стрижка низкая, высокая, зачес (назад, направо, налево), расположение пробора (прямой, слева, справа); по степени и локализации облысения (общее, на темени, на затылке, висках и т.д.); наличие усов, бороды, бакенбард (форма, размеры, цвет, фасон стрижки);

17. Зубы: по величине (крупные, средние, мелкие); по форме (контуру - ровный, извилистый; по цвету эмали зубов (белые, желтые, почерневшие); по особенностям (отсутствие, повреждение, наличие протезов, пломб, коронок; редкие, кривые зубы и т.д.);

18. Шея: высота, толщина, особенности;

19. Плечи: ширина, наклон;

20. Туловище: ширина груди, контур спины;

21. Руки: общая длина и ширина; Кисть: длина и ширина; Пальцы: длина, толщина, особенности;

22. Ноги: общая длина и ширина; Ступня: длина, ширина, особенности;

23. Накожные приметы (рубцы, родимые пятна, опухоли, татуировки, мозоли, профессиональное окрашивание отдельных участков кожи): положение, форма, размер, цвет;

Функциональные (динамические) признаки:

24. Осанка (привычное положение): туловища, головы, рук;

25. Походка: темп движения, постановка ног при движении, длина шага, угол шага, особенности;

26. Способ выполнения определенных действий;

30. Речь: темп, эмоциональное выражение чувств, внятность, дефекты произношения, акцент, словарный состав;

Аксессуары:

31 Одежда: наименование, материал, цвет, фасон, отделка, размер, марка, степень изношенности, повреждения, соответствие размера росту человека, привычка ношения.

Описание отдельных объектов - личных вещей, должно быть по возможности детальным, так как в определенных случаях они могут выполнять роль броских примет.

Подготовка материалов для экспертного отождествления лица по фотоснимкам

Криминалистическая фотопортретная экспертиза проводится в целях идентификации человека по признакам внешности, запечатленным на фотоснимках. Успех экспертного установления личности по фотоснимкам в значительной мере зависит от тщательности подготовки материала, представленного на исследование. Для экспертизы необходимы высококачественные снимки лиц, сфотографированных с небольшим разрывом во времени и примерно в одних и тех же условиях (поза человека, освещение, состояние отдельных элементов внешности), т.е. сравниваемые снимки должны быть сопоставимы.

На разрешение фотопортретной экспертизы ставится обычно вопрос; одно и то же или разные лица изображены на фотоснимках.

Фотопортретная экспертиза проводится с помощью следующих методов.

1. Сравнительный метод (сопоставление, совмещение, наложение),

Сопоставление изображений - на изображения лиц наносятся сориентированные квадратные сетки, а выявленные признаки на сравниваемых изображениях должны не только совпадать по форме, размерам и положению, но и размещаться в одних и тех же квадратах.

Совмещение (монтаж) изображений - сравниваемое изображение доводят до одного размера, затем разрезают их по медиальной линии лица и совмещают правую половину одного снимка с левой половиной другого.

Наложение - на экране (телевизора, проектора) производят совмещение и наложение изображений в различных условиях освещения.

2. Измерительный метод - измеряются угловые величины между анатомическими точками сравниваемых лиц.

3. Графический метод - на сравниваемых снимках определяются наиболее характерные одноименные признаки, которые затем соединяются прямыми линиями, образуя треугольники, ромбы, трапеции и другие геометрические фигуры, которые должны быть подобны (равны) на сравниваемых изображениях.

Идентификация человека по черепу и прижизненной фотографии производится с использованием метода фотоаппликации - впечатывается изображение черепа в фотоснимок разыскиваемого лица.

Вопросы для подготовки к текущему контролю по теме

  • Что такое криминалистическая габитоскопия.
  • Кто является субъектами применения данных о внешности.
  • Какими способами фиксируется внешность человека.
  • Как классифицируются признаки внешности человека.
  • Словесный портрет и правила его составления.
  • Портретная экспертиза.
  • Правила составления субъективного портрета.

Мы каждый день встречаемся с разными людьми: добрыми, грустными, странными, высокими, тучными, красивыми, веселыми... Каждый человек, с которым происходит какое-то общение, оставляет определенный след в нашей психике. Эти "следы" не обходятся без словесного описания внешности субъекта. В своем уме или в разговоре с подружкой мы всегда опираемся на аспекты описания внешности человека.

Описание внешности человека: цель

Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология, филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного. Без этого процесса не обойтись в бизнесе, особенно шоу-бизнесе. В модельных агентствах внешность девушки или парня играет ключевую роль, поэтому при заочном знакомстве с желаемой моделью инвестор или директор сначала знакомится со словесным портретом субъекта.

Описание внешности в обыденной жизни расширяет кругозор, способствует формированию вкуса и оценки людей. Помимо этого, собеседник может с легкостью сформировать образ описываемого человека в сознании по определенным прилагательным.

В психологии описание внешности также находится на важном месте. Целые теории личности и ее поведения строятся на внешнем облике индивидуумов. Например, теория Кречмера напрямую связывает темперамент, характер и направленность человека с его телосложением. И не только он отмечал некую взаимосвязь между внешними данными и внутренним настроем людей. С годами наши эмоции и стрессы накладывают отпечаток на внешность в виде морщин, походки, жестикуляции.

В юриспруденции есть огромный раздел, который называется криминалистикой. Эта наука также использует научное описание внешности человека, определяя критерии и правила этого процесса. Здесь описание тоже является важным процессом, так как по внешним данным жертвы и свидетели запоминают преступников. В этой науке внимание уделяется каждому элементу лица, туловища, конечностей человека. Наравне с этим обращают внимание на одежду и другие приметы, когда ищут пропавшего.

Виды описания внешности

Различают много разновидностей теорий и правил, которые позволяют как можно более точно описать человека внешне. Но этот процесс в целом можно разделить на два основных вида:

  • произвольное - которое характеризуется употреблением обычных народных слов, не структурировано, поэтому могут упускаться важные моменты;
  • систематизированное - используется с употреблением научных или специальных терминов, составленное по методу словесного портрета.

Что относится к анатомическим признакам человека?

Описание внешности человека - вот с чем многие люди сталкиваются при общении. Бывают случаи, когда нужно рассказать о том или ином человеке, описывая его внешность. Также с этим могут столкнуться и дети школьного возраста, к примеру если им дали задание написать сочинение: "Описание внешности человека".

К анатомическим признакам человека можно отнести органы и части тела, например, такие как голова, подбородок, лоб, лицо или туловище.

По анатомическим признакам можно определить пол человека, его возраст, рост и телосложение. Также можно определить антропологические черты внешнего вида человека, строение его тела и головы, а ещё элемента лица. Поскольку лицо считается "обложкой", которая характеризует внешность человека, то ему уделяется особое внимание.

Какие характеристики относятся к функциональному описанию?

Описание внешности человека не может происходить без определения его функциональных признаков. Последние проявляются во время жизнедеятельности человека. Они характеризуют двигательные и физиологические функции. Функциональное описание внешности человека отображает особенности проявления его жизнедеятельности. Характеристики, относящиеся к функциональным признакам, включают осанку, жестикуляцию, мимику, походку и речь.

Создавая словесный портрет человека, описание внешности и определение функциональных его признаков, в первую очередь многие обращают внимание на осанку. Ее можно проследить по положению головы - ее отношению к туловищу. Также осанка определяется положением туловища относительно вертикали. Характеризуя ее, можно применить такие прилагательные: сгорбленная, сутулая, свободная, прямая и распущенная. К примеру, руки могут располагаться вдоль туловища, на бедрах, за спиной или в карманах. А голова бывает откинута назад, наклонена вперед либо же склонена на один из боков.

Когда ученик пишет тематическое сочинение: "Описание внешности человека", то он может с помощью прилагательных охарактеризовать походку этого человека. Она бывает, например, медленной, шаркающей, тяжелой, подпрыгивающей, вихляющей, быстрой, семенящей, вразвалочку и с размахиванием руками.

Словесное описание внешности человека по функциональным признакам можно еще долго продолжать, ведь, как говорилось выше, сюда относится и жестикуляция, и мимика, а также речевые функции.

Методы словесного портрета

Словесным портретом называют криминалистический способ описания внешности человека с использованием специальных терминов. Этот способ осуществляется определенной системой с целью уголовной регистрации (например, розыск и отождествление живых людей или трупов).

Методы словесного портрета используют для того, чтобы опознать личность. Это могут делать путем предъявления для опознания, сопоставления внешности с фотопортретом, со словесным портретом, а также сопоставления словесного портрета с фотоизображением.

Произвольное описание внешности

Характеристика человека и описание его внешности могут быть сделаны произвольным образом. Их дают свидетели-очевидцы словами и выражениями, использующимися в обыденной речи. Это могут быть бытовые термины, местные говоры и тому подобное.

Произвольное описание может дать любой человек, который видел происшествие. Причем делает он это с помощью привычных для него слов, не используя научные термины. Такие описания часто помогают криминалистам найти нужного человека.

Систематизация в описании внешности человека

Систематизированным называют описание по методу словесного портрета. Основы систематизации в конце XIX века заложил Альфонс Бертильон. Такое описание помогает единообразно охарактеризовать элементы внешности людей, их приметы и одинаково воспринимать результат описания. Есть также основные принципы описания внешности, за счет которых достигается единообразие. Это такие принципы:

  • о применении стандартизированной терминологии;
  • о соблюдении последовательности в описании;
  • о максимальной полноте;
  • об описании в анфас и в правый профиль;
  • описание, которое осуществляется применительно к стандартному положению головы и состоянию внешности;
  • об описании, при котором выделяются особые приметы.

Какие есть правила в описании внешности?

Существуют также разработанные криминалистами правила описания внешности человека, с помощью которых характеризуют личность методом словесного портрета. Сюда относится полнота описания внешности. Ведь от этого в первую очередь зависит скорость розыска человека, потому что неизвестно, по каким именно признакам его можно будет найти.

Следующее правило - это последовательность описания. Сюда относятся такие общефизические признаки, как пол и возраст. Затем уже происходит анатомическое описание (например, фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова, в том числе и лицо).

Затем происходит описание с помощью специальной терминологии. Это нужно для того, чтобы обеспечить единообразное понимание получаемой информации. А вот источники информации делят на субъективные и объективные.

Применение прилагательных в описании человека по картине

На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, - это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.

Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина - короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет - светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.

Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.

Характеристики внешности русского человека

Еще одной загадкой для этнопсихологов, физиогномистов, филологов является внешность русского человека. Описание ее не очень легко сделать, потому что это очень расплывчатое понятие. Многие говорят, что у настоящего русского человека должны быть голубые глаза, светлые волосы и плоская высокая фигура. Но если затронуть глубже этот вопрос, то это могут быть светлые или темные карие или голубые глаза, а также все цвета и оттенки зеленого. Волосы - светло- или темно-русые и очень густые, а фигура - стройная, высокая. Нет никакой закономерности в форме носа и губ русского человека. Они могут быть абсолютно разными. А вот кожа у русских зачастую светлая и матовая.

Соотношение характеристики человека и описания его внешности

Еще несколько веков назад некоторые ученые заметили соответствие внешнего вида и некоторых черт характера, характеристик личности. Человек полный характеризуется пристрастиями (например, к еде), то есть у него слабая сила воли. Такие люди ориентируются на мнение окружающих, приветливы и любят общение.

Люди, обладающие визуально большой головой и плечами, любят риск, склонны к деятельности физической, но не отличаются милосердием и состраданием.

Худощавые люди с высоким лбом и узкой грудной клеткой характеризуются как чувствительные, любящие уединение, тихие, скрытные, неактивные в общении.

Существуют теории, которые связывают цвет лица, его несимметричность, импульсивность с образом жизни, который ведет человек. Описание внешности в этом случае будет опираться на внешние характеристики и характеристики деятельности человека.

Кроме этого, существует обратная сторона этого процесса. Нужно обратить внимание, кто делает описание внешности человека. Пример: личность, склонная все контролировать, будет описывать сначала лидерские черты человека и его поведение в этом ключе. Субъекты, стремящиеся постоянно обогащаться, будут обращать внимание на стоимость часов, косметики на лице и одежду и так далее.

Собственные элементы

и признаки

Общефизические

Антропологический тип

Анатомические

Телосложение

Голова в целом

Лицо в целом

Волосяной покров

Подбородок

Ушные раковины

Волосы на лице

Функциональные

Жестикуляция

Артикуляция

Привычки

Особые приметы

Родимые пятна, следы операций, татуировки, особенности в движении и др.

Сопутствующие признаки

Головной убор

Аксессуары

Пример описания по методу словесного портрета.


По фотоснимку описываются только те приметы, которые наблюдаются или известны.

Мужчина , около 30 лет, европейского типа, рост приблизительно 185 см, телосложение среднее.

Голова средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо узкое, овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый.

Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорасставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средней длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средне выраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым контуром спинки носа, основание горизонтальное.

Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя, выступающие в профиль.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности, прямоугольной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая, кадык средней выраженности.

Особые приметы: шрам на правой стороне шеи, длиной 4 см.

Одет в рубашку серого цвета, ворот расстегнут.

При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

Задание № 9.3.

Из полного описания внешнего облика человека выделите признаки, которые следует использовать при розыске, и составите оперативно-розыскную ориентировку.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________



Похожие статьи