Общая характеристика внешней политики государства и международных отношений. Вопрос

Сегодня в мире существует более 200 государств, между которыми складываются отношения. Международные отношения - это совокупность политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных, идеологических, культурных и других связей между субъектами, действующими на мировой арене.

Субъектами международных отношений принято считать народы, государства, межгосударственные объединения и союзы, всемирные и региональные политические правительственные и неправительственные организации.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Преобладающим является взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Роль других субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств. Государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну, подписывать мирные соглашения, решать задачи обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности.

Важнейшей стороной политической жизни любого государства является его внешняя политика. Внешняя политика - это деятельность государств на международной арене, регулирующая их отношения с целью реализации национальных интересов. Схематично внешняя политика государства может быть охарактеризована следующим образом:
1. Взаимодействие как минимум двух сторон.
2. Деятельные субъекты - народы, государства, общественные движения.
3. Обусловленность широким спектром международных норм и ценностей
Цели внешней политики государства:
1. Обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для внутриполитического курса.
2. Реализация внешнеполитических задач, обусловленных системой международных отношений.

На состояние международных отношений влияют следующие факторы:
1. Мировая финансово-экономическая ситуация.
2. Военно-стратегическая ситуация.
3. Воздействие отдельных государств.
4. Влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обуславливает целый ряд факторов. Главным среди них является военный потенциал, который отражает могущество страны и во многом определяет соответствующее положение ее на международной арене.

Однако это не единственный фактор. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, темп поступательного развития страны, гарантирующий финансово-экономическую безопасность граждан, а также способность страны оказывать влияние на мировой арене.

Деятельность государства по достижению поставленных целей на международной арене опирается на различные ресурсы, которые концентрируются в определенных сферах внутренней и внешней деятельности: политические, экономические, военные, информационно-пропагандистские, научно-технические.

N К политической сфере относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия - это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов,методов, допустимыхс позициймеэюдународного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде визитов, переговоров, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономическая сфера внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способна распространять свои достижения далеко за пределы страны. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военной сфере внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, опыт успешных военных действий, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военная мощь может использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд человек.

Информационная сфера включает в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, обеспечивают доверие со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Сфера науки, культуры и спорта всегда была предметом особого внимания во внешней политике государств. Достижения в этих областях всегда были предметом гордости того или иного народа, вызывали симпатии со стороны мировой общественности. Неслучайно сотрудничество представителей разных народов в этих областях достигло очень высокого уровня при необходимости сохранять право на ноу-хау.

Громадное воздействие на принятие политических решений оказывает личное общение лидеров, сфера личностных связей. Этим обусловлено то внимание к саммитам руководителей ведущих стран мира, которое демонстрируют специалисты в области международной политики.

Вместе с тем сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более заметную роль в международных отношениях начинают выполнять международные организации. Они подразделяются на межгосударственные (или межправительственные) и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, и обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Неправительственные организации могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, т.е. включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Число международных организаций постоянно растет. Они охватывают самые разные аспекты международных отношений: экономический, политический, культурный, национальный.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в человеческой истории организационным механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной политики. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В последние годы огромное влияние на мировой арене приобретают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центра власти и управления. Поэтому в международных отношениях большую роль играют естественно-исторические процессы, от научного понимания которых во многом зависят успехи и поражения государств на мировой арене.

Внешняя политика России находится в центре всеобщего внимания, и даже те, кто ее критикует, признают высокое мастерство отечественных дипломатов и способность Москвы использовать представляющиеся геополитические возможности. Однако вопрос о целеполагании внешней политики остается на уровне общих заявлений о национальных интересах России, которые четко не прописаны. Зачем нужна дипломатия в XXI веке? И достаточно ли умелой игры на «великой шахматной доске» для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие страны в условиях сложной и многомерной взаимозависимости?

Артем Аликин,
Тема «Внешняя политика – цель или средство» чрезвычайно интересна для меня возможностью высказать некоторые соображения о тенденциях во внешнеполитическом процессе как России, так и целого ряда государств.
Заявленная в теме оппозиция цели и средства не является оппозицией в полном смысле. Скорее цель и средство представляют собой диалектическое единство, являются основанием единой мыслительной парадигмы…

Никита Ананьев,
Политика, по мнению Отто фон Бисмарка, есть «искусство возможного». Скорее всего, он подразумевал под этим деятельность государства, направленную на отстаивание своих собственных интересов. Внешняя политика – не исключение. Каждое государство обладает своими интересами, которые оно отстаивает на международной арене. Кто-то называет эти интересы «государственными», кто-то – «национальными», но формальные определения в данном случае роли не играют…

Арина Басова,
«Внешняя политика – цель или средство?» — пожалуй, для такой страны, как Россия, этот вопрос требует однозначного ответа – средство. Российская Федерация уже определенно не та страна, которая создает свои дипломатические и консульские представительства, вступает в международные организации и устанавливает связи с другими государствами только для того, чтобы проявить себя и заявить миру о своем существовании и желании быть участником международной жизни. Россия – видный игрок, актор, который с помощью четко проработанных механизмов и квалифицированных представителей претворяет свои интересы в жизнь посредством внешней политики…

Владимир Беклямишев,
С теоретической точки зрения, уточнение роли внешней политики не составляет никакого труда. Во-первых, достаточно сразу же обратить внимание на ее производность по отношению к конституционным целям государства – обеспечению прав и свобод человека, а также ресурсную обеспеченность средствами внутренней политики. Отмеченные особенности характеризуют дипломатию, прежде всего, как инструмент для создания благоприятной конъюнктуры в процессе достижения государством его базовых задач…

Анастасия Богапова,
Давайте признаемся – нельзя говорить о внешней политике без осмысления политики внутренней. Что есть внешняя политика государства, если в стране образовался кризис легитимности и риск смены властей становится скорее угрозой? В таком случае, курс внешней политики будет отличаться крайней неэффективностью, либо внешняя политика будет средством! Средством для легитимации и повышения авторитета не только на международном уровне, но и на национальном…

Юлия Гаева,
Дипломатия – это официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач
внешней политики государств, а также по защите прав и интересов государства за границей . В современном мире дипломатия играет огромную роль. Но зачем нужна дипломатия конкретно России и вообще в XXI веке?..

Мариам Галстян,
Говоря о внешней политике, люди часто понимают только лишь международную политику государства, касательно, к примеру, военной сферы. Но если наиболее детально изучить составляющие внешней политики государства, то можно понять, что это понятие охватывает, возможно, все сферы деятельности государства: экономическую, культурную, социальную и даже духовную…

Александр Журавлев,
Внешняя политика всегда находилась в центре внимания СМИ, политиков и рядовых граждан – это особенно заметно сегодня, в связи с усложнением политического положения России и усиливающимся напряжением в международных отношениях. И дискуссия о месте внешней политики в нашей жизни загорается вновь – является ли успех государства на внешней арене некоторым объективным благом, ценным самим по себе или это лишь инструмент для реализации других, более важных целей?..

Мария Зиновьева,
В мире есть страны, позиция которых по многим международным вопросам не определена, они не ведут активную внешнюю политику, их вообще, можно сказать, не слышно на мировой арене. В то же время ситуация внутри этих же стран более чем благоприятна для их населения. Возьмём, к примеру, Норвегию или Швецию. Это страны с одним из самых высоких уровней жизни в мире. А теперь спросим себя: «Когда в последний раз мы слышали об участии Норвегии или Швеции в мировой политике?..

Марина Зосимова,
Со школы нас учат тому, что к основным признакам государства относятся: наличие территории, населения и суверенитета. Конечно же, этот список неисчерпывающий, но все же необходимо упомянуть об еще одном наиважнейшем признаке государства – международном признании. На сегодняшний день, в условиях, когда концепция взаимозависимости приобретает все большую актуальность, можно говорить о том, что признание субъекта другими государствами в качестве равного им образования – это неотъемлемая часть существования государства…

Анна Кадцына,
Традиционным методом борьбы с активизацией внешней политики России и отстаиванием ею своих национальных интересов является международная изоляция. Сейчас мы видим явную попытку такой изоляции — экономические санкции, арест счетов и имущества крупных российских фирм зарубежом, необоснованные отказы в выдаче виз. Такой метод борьбы считается успешным и был использован против Кубы, Ирана, Северной Кореи. В 2015 году США пришлось признать, что меры санкций не эффективны для достижения внешнеполитических целей, кроме того они противоречат фундаментальным правам человека…

Николай Козлов,
Исторически сложилось, что политика модернизировалась и её сущность менялась. Почему же политика считалась инструментарием, но не самой задачей и что есть – внешняя политика, попробуем определить в данной работе. Вопрос о роли политики в жизни общества возникал постоянно, и особенно в кризисные моменты. Сейчас, когда Россия начала активные внешнеполитические контакты по всему миру, важность внешней политики в укреплении международного веса России так же возросла…

Роман Колесников,
Что есть внешняя политика? Каждое государство по-своему ответило на этот вопрос. Однако, несмотря на существование более двухсот государств, возможных варианта ответа только два – средство и/или цель…

Мария Короткевич,
Россия — это слово в контексте проводимой ею политики способно вызывать самый различный спектр чувств: от восхищения до неприятия, от возвеличивания до ощущения страха. Уверенно можно заявить о том, что однозначной оценки действий России на мировой арене от сторонних наблюдателей можно не ожидать. И действительно, в последнее время к нашей стране приковано пристальное внимание со стороны других государств, что вовсе не случайно: Российская Федерация в силу имеющихся ресурсов и возможностей стремится занять свою нишу в ряду «сильных мира сего». А как же возможно иначе?..

Александр Косырев,
Отвечая на поставленный вопрос, можно смело ответить, что внешняя политика является средством: защиты национальных интересов на мировой арене, достижения каких-либо внутриполитических целей. Аргументируя вышесказанное, можно привести примеры потенциального партнёра США…

Владимир Кравцев,
Необходимо понимать, что поступательное развитие государства и государственности, несколько различны. Процесс же развития страны — на порядок сложнее, это многоплановая векторная работа…

Игорь Лойко,
Перед тем как приступить к рассмотрению выбранной темы исследования, хотелось бы отметить ее злободневность на фоне решительных действий Российского правительства на мировой арене по отношению к появляющимся угрозам национальной безопасности государства и мирового сообщества.
В данной работе мы постараемся кратко определить основные цели внешней политики России и имеющиеся у нас средства для их достижения…

Маргарита Макаренко,
В. О. Ключевский говорил о политике следующую фразу: «Когда в государстве осуществляются правильные принципы, то можно прямо говорить и прямо действовать. Когда же в государстве не осуществляются правильные принципы, действовать можно прямо, но говорить осторожно». Я считаю, что это выражение можно отнести не только к внутренней политике, но и к внешней…

Ярослав Мальцев,
Вопрос о целях внешней политики и ее отношениях с политикой внутренней является сегодня крайне актуальным в условиях, когда Россия испытывает неопределенность в отношениях с внешним миром и переживает, при этом, экономический кризис, который может перерасти в политический. Проблема приложения ресурсов в этих обстоятельствах заставляет задуматься о максимально эффективном целеполагании как во внешней, так и во внутренней сферах и об их относительной важности…

Кирилл Мамаев,
Заявленная в теме проблема содержит в себе элементы, формирующие определенное диалектическое единство. Каждое конкретное государство, представляющее собой, с точки зрения конструктивистской парадигмы, интерсубъективное объединение, под влиянием своих культурных особенностей может отдавать предпочтение тому или иному элементу данного «внешнеполитического инь-янь», несколько пренебрегая другим…

Улугбек Норматов,
Распад Советского Союза и победа Запада, во главе с США, в многолетнем противостоянии двух сил на мировой арене, на мгновение показали превосходство победителей в холодной войне. Последующие годы ознаменовались укреплением США и Европы посредством развития по большей части подконтрольных им международных институтов (МВФ, Мировой банк, ВТО). В том числе Запад наращивал мощь и в военно-политической сфере (расширение НАТО)…

Илья Олениченко,
Россия встала на путь перемен! Страна делает свои первые шаги к демократии. Однако, в общественном понимании современных возможностей существуют недостатки. Одна из проблем — развитие бизнеса. В России это можно оправдать несколькими причинами: здесь и социалистическое прошлое страны…

Максим Орлов,
Современные международные отношения вошли в фазу трансформации, ознаменовав новый, еще формирующийся мировой порядок, в связи с кризисными событиями на Украине; проблемой международного терроризма не сетевого принципа; продолжающейся нестабильностью на Ближнем Востоке, а также изменением роли Соединенных Штатов Америки в международных делах.
Именно изменение роли США в международных делах является одним из главных факторов продолжающейся трансформации…

Марина Поспелова,
Учитывая рост интеграционных процессов в условиях международных отношений, создание транснациональных межгосударственных ассоциаций и союзов, а также глобализационные процессы, Россия, как один из ключевых игроков на международной арене, встала на путь самоопределения в новом мировом порядке. Вопросы внешней политики стали превалирующими, грамотно скоординированными и широко обсуждаемыми в кругах западной и российской прессы. Россия демонстрирует высокий уровень дипломатии, и не менее глобальные геополитические интересы. Так чем же сегодня для России является внешняя политика – целью или средством?..

Марк Саамов,
Внешняя политика современности является средством, благодаря которому государства отстаивают свои интересы и, если необходимо, укрепляют собственную безопасность. Это справедливо для всех государств мира на нынешний момент, включая Россию.
Говоря о внешней политике, напрашивается сравнение с конкуренцией в условиях рыночной экономики…

Мурад Садыгзаде,
Говоря о дипломатии ХХI века, необходимо отметить, что на современном этапе международных отношений, одно малейшее, непродуманное слово может стать причиной для глобального конфликта. Действительно, внешняя политика Российской Федерации и действия дипломатического корпуса достойны похвалы, так как они в короткие сроки сформировали новый облик авторитетной и могущественной России. Дипломатические успехи в регулировании сирийского конфликта не только представили Россию как надежного международного партнера, который не бросит своих союзников на произвол судьбы, но и еще раз подтвердили факт краха однополярного мира. Россию нужно уважать и считаться с ее интересами – цель, которая успешна достигнута благодаря умелой внешней политике…

Елизавета Сидельникова,
Сегодня Арктика – это и регион, где сталкиваются противоположные интересы государств при отстаивании своих собственных национальных интересов и суверенных прав и в то же время сфера огромных возможностей сотрудничества в тех областях деятельности, где одностороннее решение проблем невозможно. Вопрос заключается в том готовятся ли мир именно к сотрудничеству?..

Роман Слободян,
Профессиональная игра несколькими фигурами на «шахматной доске» способна в одной, или даже нескольких партиях, принести победу, но многомерная современность вносит свои коррективы в подходы и правила игры. Сеанс одновременной игры с индивидуальными правилами для каждой «доски» стал повседневной реальностью. Качественная реакция на асимметричность вызовов и угроз, которые подкреплены прогрессивными инновационными стратегиями и технологиями оппонентов, требует от России необычайной пластичности мышления…

Илья Тихонов,
Внешняя политика – это один из видов социальной деятельности, направленный на сохранение или изменение миропорядка (М.А. Хрусталев).
Как следует из данного определения, внешняя политика является целенаправленной, то есть представляет собой совокупность действий, ориентированных на достижение определенной задачи. Она формируется и определяется на основе трех факторов: ресурсы, интересы и цели…

Евгений Тищенко,
Огненный дракон по наполеоновским заветам, уже просыпается. Давно набившие оскомину трюизмы, скажите Вы! Но почему Россия не обращала свой самозабвенный континентальный взор на Восток еще в 2002-2003 гг., когда это можно было сделать без лишних транзакционных издержек и стратегических уступок. Активизация поиска дипломатических смыслов в разрезе «инь-ян» видится весьма перспективным только с точки зрения прагматичной экономической составляющей. Ведь конкуренцию за страны ЦА еще никто не отменял, даже фридмановское состояние «плоского мира», когда география мстит и венским конгрессам и иным версальским встречам…

Даян Урманов,
Скорость изменения международной политической и экономической обстановок в современном мире достигла такого уровня, когда предсказывать будущие вызовы является делом не то, что неблагодарным, а больше близким к действиям участников передачи «Битва экстрасенсов» — «авось угадаю». Но, несмотря на это, можно выделить ряд глобальных императивов, от которых зависит возможность России закрепиться на международной арене в качестве самостоятельного и сильного игрока…

Иван Фокин,
Сама по себе постановка вопроса таким образом заключает в себе логическую ловушку для тех, кто ставит внешнюю политику как самоцель любой государственной деятельности.
По моему глубокому убеждению, всякая политика, которая осуществляется Российским Государством определяется двумя статьями основополагающего законодательного акта нашей страны - Конституции: статьей 2 и статьей 3…

Екатерина Фоминых,
Внешняя политика государства – это направление государства за ее пределами, целью которой является реализация национальных интересов.
Цели и средства внешней политики зависят от многих обстоятельств, например, социально-политического устройства государства, политического режима, формы правления, уровня политической культуры, геополитических условий, исторических особенностей и других факторов…

Ольга Харина,
В условиях, когда на повестке дня стоят вопросы о продолжении или возобновлении «холодной войны», когда мир становится еще более хрупким в контексте информационного давления и действий негосударственных акторов международных отношений, становится крайне сложным анализировать и прогнозировать так быстро меняющуюся обстановку.
Однако проследить основные тенденции можно. Происходящие события в экономической сфере, переориентация политики России в сторону Востока и ее акцент на партнерстве с Китаем позволяют говорить о формировании новых вынужденных альянсов, которые преследуют свои стратегические и экономические интересы в Азии…

Ульяна Хойлова,
Прежде чем раскрыть тему настоящей работы, следует разобраться с тем, что представляет из себя явление и понятие «внешняя политика». Казалось бы, разбираться тут особо не в чем, поскольку на сегодняшний день оно уже настолько закрепилось в повседневной жизни мирового сообщества, что стало чем-то само собой разумеющимся…

Сегодня мы переживаем один из самых крупных переломов в ходе всемирной истории. Новые тенденции в развитии науки и техники, межгосударственных отношениях, взаимоотношениях общества и природы, в характере мировых хозяйственных связей, взаимоотношениях разных политических систем позволяют говорить, что современный мир коренным образом отличается от того, каким он был даже в середине прошлого века.

В начале XXI столетия мир становится все более тревожным и неустойчивым. Огромный размах и последствия приобретают в нем деструктивные, разрушительные процессы. Они касаются экономики, культуры, политики, физического и душевного здоровья человека. Все большую амплитуду набирают конфликты: от межличностных до крупных социальных, межнациональных, межгосударственных. Проблема сохранения, выживания цивилизации стала непосредственной, главной задачей дня на всех континентах планеты.

Понятие внешней политики

По своему содержанию политика – явление сложное, единое, неделимое. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ – в системе международных отношений, поэтому и различают политику внутреннюю и внешнюю. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой.

Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решает одну задачу: обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Внешняя политика государств и отношений между ними всегда являлась предметом пристального внимания ученых и практиков, но это внимание было далеко не всегда адекватным. Если во многих теориях мыслителей начиная с Древнего мира нередко провозглашалась идея о необходимости предотвращения захватнических войн и установления мира как первоосновы жизни человека, то в деятельности правителей преобладало стремление к расширению управляемых ими территорий путем захвата чужих земель. В жизни это нашло отражение в том, что из 5600 лет истории человеческой цивилизации, подвластной изучению, только около 300 лет были в полной мере мирными.

Внешняя политика особый вид деятельности государства, связанный с регулированием его отношений с другими государствами, обеспечением реализации его потребностей и интересов на международной арене, осуществляемыми различными средствами и методами (рис. 17). Но поскольку принципы и цели внешней политики у разных государств в истории складывались по-разному, постольку и межгосударственные отношения приобретали неоднозначный характер сотрудничества или соперничества.

Внешняя политика призвана обеспечить благоприятные международные условия для реализации целей и задач внутренней политики, однако это вовсе не означает, что внешняя политика – простое продолжение политики внутренней. У нее есть собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное, воздействие на политику внутреннюю.

Функции внешней политики

Главная цель внешней политики любого государства – обеспечение национальной безопасности, предотвращение новой войны, т.е. охранительная функция . Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также ее граждан за ее пределами. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение внешней угрозы для государства, поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем. Эффективная

Рис. 17.

реализация указанной функции зависит от способности государства в лице его специальных органов и институтов выявлять и определять потенциальные источники угрозы и опасности, не допускать нежелательного течения событий. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.

Важнейшей задачей внешней политики государства является усиление его экономического и политического потенциала. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешевых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и т.д. Таким образом, внешняя политика выполняет и важную экономическую функцию .

Информационно-представительская функция внешней политики находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного образа в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культуры и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.

Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, сохранение равновесия в системе политических связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: министерств иностранных дел, посольств, консульств.

Средства реализации внешней политики. Достижение целей внешнеполитической деятельности реализуется различными средствами: политическими, экономическими, информационно-пропагандистскими, военными.

  • К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Она осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.
  • Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой помощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и человеческими ресурсами, могут играть важную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях, экономика, способная распространять свои достижения далеко за свои пределы (Япония). Действенными экономическими средствами являются эмбарго (запрет), или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.
  • Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.
  • К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства. Военные средства могут использоваться как для прямого, так и для косвенного воздействия. К средствам прямого воздействия относятся войны, интервенции, блокады. К средствам косвенного воздействия – испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения.

Внешняя политика – общий курс государства в международных делах, который призван регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами, в соответствии его принципами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика не может обеспечить в полной мере потребности и интересы данного государства. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики. Т.о, внутренняя и внешняя политика тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь распространяется практически на все сферы общественной жизни.

Внутренняя политика каждого государства не только определяет направление, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики и осуществлять её корректировку в соответствии с международными условиями.

Виды внешней политики:

Активная заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

Пассивная присуща в основном экономически слаборазвитым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной коньюктуре.

Агрессивная заключается в формировании собственной внутренней политики, стремлении с помощью своей внешнеполитической деятельности оказать давление на изменение внутренней и внешней политики других государств.

Консервативная - заключается в активной, иногда агрессивной, охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой.

Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от целей, которые оно ставит перед собой.

Цели внешней политики разнообразны, но в концентрированном виде основные цели можно выделить в группы:

1) Обеспечение национальной безопасности данного государства: одна из важнейших задач государства. В периоды конфликтов, угроз суверенитета и территориальной целостности, государство обычно подчиняет все другие цели, обеспечение своей национальной безопасности, чтобы создать эффективные гарантии от внешнего нападения.

2) Возрастание экономического и политического могущества государства: представляет одно из первостепенных направлений в деятельности государства. Могущество государства зависит от его внутриполитической стабильности, способности регулировать противоречия интересов различных слоёв общества. Государство посредством своей внешнеполитической деятельности, участие в экономических и политических группировках может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению материального и культурного уровня жизни.

3) Рост престижа государства в международных делах: Каждое государство заинтересовано в создании позитивного международного имиджа, прочих международных позиций среди остальных государств мирового сообщества.



Для внешней политики характерно выполнение ряда функций:

Охранительная – направлена на охрану прав и интересов государства и его граждан за границей; на предотвращение угрозы, на поиски мирного политического решения спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять:

· Снижение престижа в глазах мирового сообщества

· Появление территориальных претензий со стороны соседних государств

· Поддержка националистических сепаратистских движений внутри страны со стороны иностранных держав.

Институтами, способствующими реализации охранительной функции являются посольства, консульство, представительства, культурные центры. Специальная задача лежит на плечах разведки и контрразведки.

Представительно-информационная – направлена на аналитический анализ международной обстановки по конкретным вопросам, на формирование посредством влияния на общественное мнение и политические группы стран, благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Находит своё выражение в деятельности соответствующих органов по формированию международного авторитета государства в мировом сообществе. Реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.д.

Организаторская - заключается в инициативных действиях, направленных на поиски выгодных торговых, научно-технических и других контактов, благоприятствующих внешнеполитическим условиям в деятельности государства.

Реализация этих функций осуществляется через министерство иностранных дел, посольства, консульства.

Важным элементом процесса внешнеполитической деятельности государства является выбор средств и оценка их эффективности. Осуществляя свою внешнюю политику государство обычно применяет разнообразные средства. Сгруппировать их можно следующим образом:

1. Инфомационно-прогностические средства

2. Экономические средства – Государство, обладающее сильной экономикой имеет и прочные международные отношения. Важнейшими экономическими средствами внешней политики являются также энергетическая и сырьевая базы государства, внешняя торговля, импорт и экспорт, инвестиционная и лицензионная политика. В международной практике часто используют такие средства. Как экономическое эмбарго, или режим наибольшего благоприятствования в торговле.

3. Политические (дипломатические отношения)

4. Военные. Военными средствами принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружённых сил и вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания давления на другие страны. Формами такого давления могут быть учения, маневры, парады, испытания новых видов оружия и т.д.

43.Сущность и основные субъекты международных отношений.

Международные отношен.-совокупн.экономич.,политич., правовых, идеологич, дипломатич, военных, и др, связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Отлич. Особен.междунар.отношений явл.следующее:

1)полицентризм-отсутствие центра власти;

2) значительная степень стихийности междунар.отношен.;

3)большая значимость субъективного фактора опред.внешнеполитич.курса гос-ва.

Субъектами междунар.отношен.явл.:

1)государство;

2)сообщества государства;

3)религиозные, интернац.гос-ва;

4)организации идеологич.хар-ра;

5)военно-политич.блоки или союзы(НАТО и др.)

Действия участников междунар.отношен.зависят от многих объективных и субъект.факторов:

1)географ;

2)Религиозных;

3)научно-технич.;

4)идеологич.

5)культурно-цивилизац.;

6)обществен.мнение;

7)междунар.право.

45. Основные направления политической мысли в России в XIX – нач.XX века.

Сложились два течения русской общественно-политической мысли, столкнувшиеся между собой в непримиримом конфликте. Это были учения западников (П.В.Анненков, И.К.Бабст, И.В.Вернадский, Т.Н.Грановский). Они верили в единство человеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа. Она указывает правильный путь всему остальному человечеству, поскольку здесь наиболее полно и успешно осуществляются принципы гуманности, свободы и прогресса. Они всячески пропагандировали конституционные политические учреждения и другие прогрессивные, в сравнении с Россией, образцы западноевропейской, социальной и духовно-культурной жизни. Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков) утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной жизнью, в основе которой лежат глубокие идейные начала. Отвергали отсталость российского общества в духовно-культурном плане, признавая лишь отставание экономическое и техническое. Поздние славянофилы – Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев – были убеждены, что русский народ, для сохранения своей независимости должен избавиться от болезни бездумного подражательства западноевропейским, либеральным формам общественной жизни.

В ХХ в. Весьма плодотворная идея конвергенции , т.е. взаимосближения, взаимопроникновения и взаимодополняемости западных и восточных форм организации общественной жизни, оптимизации соотношения между ее индивидуалистским (Запад) и коллективистским (Восток) началами.

Революционно-демократическая идеология (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов). Они считали, что главной движущей силой развития общества составляют народные массы. Считали, что в России можно избежать капиталистического пути развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, в которой они видели прообраз будущего общества. Обеспечить это могла бы Республика, в которой власть принадлежит народу.

Вопрос о новом социально-политическом устройстве России становиться основным в произведениях идеологов народничества . Она соединяла в себе демократические политические идеи и идеи крестьянского социализма. Существуют две тенденции: революционная и либеральная, которые сходились в основных теоретических принципах и расходились в вопросах тактики. Революционное направление (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), либеральное (Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, Н.Ф.Даниельсон).

В конце XIX в.в России появляется марксистское направление (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Занимались критикой идей либерального народничества, в особенности положения о самобытном пути России к социализму. Они исходили из того, что движущей силой грядущей социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат. Вскоре его представители разделились на различные политические группы: Ленин возглавил большевиков, Плеханов стал лидером меньшевиков, Бердяев перешел на либерально-демократические позиции.

Ленинизм в теории в конечном счете исходил из идеи самобытного пути России к социализму, а в политическом действии он ориентировался на восстание, захват власти, диктатуру во имя спасения народа. Произошло незаметное соединение традиции революционного марксизма с традицией старой русской революционности, не желавшей допустить капиталистической стадии в развитии России.

В нач. ХХ в. перед страной открылась перспектива перехода к правовым, демократическим формам политической жизни, но этот шанс реализовать не удалось. Парламентарии атаковали друг друга и правительство отвергало какие бы то ни было формы политического сотрудничества. В стране отвергалось нестандартная, творческая мысль, а роль единственного генератора социально-политических идей присвоил себе Сталин. Он выдвинул ряд политических постулатов: обострение классовой борьбы, переход к коммунизму в отдельно взятой стране, сосредоточение власти в руках исполнительного аппарата государства, которые привели к массовым репрессиям, отчуждению народа от средств производства и власти.

В 1955 г. создается советская ассоциация политических наук, а с сер.70-ых годов в ряде вузов стали читать отдельные лекции по актуальным проблемам советской и зарубежной политологии.

Международные отношения есть продолжение в условиях межна­ционального общения тех общественных отношений, которые уже существуют на национальной основе. Ни в коем случае нельзя выде­лять «внешнюю политику» из политики вообще или тем более проти­вополагать внешнюю политику внутренней, поскольку это противоре­чит всему объективному развитию.

Внешняя политика - это политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и, народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, на­правленный па достижение целей, выражающих совокупные интересы господствующих классов.

Для определения сущности внешнеполитического курса любой стра­ны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи «перенесенными» на международную арену гос­подствующим классом в лице государства, они становятся государст­венной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою между­народную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

1. Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формиро­вании внешнеполитического курса.

2. Неправительственные организации, так называемая «народная, дипломатия», которая включает деятельность как политических пар­тий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности от­ражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и дости­жения поставленных целей.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ста­вит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств:

Социально-политического устройства государства,

« политического режима,

Уровня социально-экономического развития,

»участия в международных организациях и военно-политических блоках,

Политической динамики государства,

Основными целями внешней политики государства можно назвать:

Повышение материального и духовного уровня жизни населения;

Повышение экономического и политического могущества государ­ства;

Обеспечение безопасности государства, его национального сувере­нитета и территориальной целостности;

Недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;

Повышение престижа и роли государства в международных отно­шениях;

Защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успеш­ная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Практическая значимость внешней политики выражается через реа­лизацию ее функций.

1. Охранительная функция связана с охраной прав и интересов госу­дарства и его граждан на международной арене, защитой от возмож­ной опасности вторжения извне, стремлением к мирному решению спорных проблем.

2. Представительно-информационная функция заключается в дея­тельности по изучению внешнеполитических процессов, накоплению, обработке и анализу достоверной информации, доведению ее до сво­его правительства с выдачей рекомендаций и предложений для ус­пешной реализации целей внешней политики. Успешная реализация этой функции уменьшает вероятность ошибок и негативных последст­вий внешнеполитической деятельности государства. Практическая значимость данной функции состоит в том, что посредством предста­вительства интересов, обмена информацией, личных контактов основ­ных субъектов политики в желаемом направлении формируется меж­дународное общественное мнение, оказывается определенное влияние на политические круги др. стран.

3. Организаторская функция раскрывает взаимосвязь внугренней и внешней политики и состоит в инициативных действиях, направлен­ных на поиск взаимовыгодных контактов с другими странами.

4. Идеологическая функция состоит в пропаганде социальных пре­имуществ своей системы, своего образа жизни на международной аре­не, т. е. идеологическое обоснование существующего строя. Соперни­чество непримиримых идеологий может привести к неразрешимым политическим конфликтам . Недопустимо, чтобы идеологический спор между различными государствами (или системами) разрешался воен­ными, экономическими или политическими средствами. Он должен быть решен только путем открытой демонстрации очевидных пре­имуществ или только на основе идейно-политических споров и дос­тижения соглашений. Идеологическая функция по мере укрепления доверия и сотрудничества между народами должна изменить свое со­держание.

5. Координация усилий государств по решению глобальных проблем. Эта функция проявилась во внешней политике сравнительно недавно, начиная с конца 70-х гг. нашего столетия, Но по своей значимости она не уступает всем предыдущим. Проблемы, затрагивающие будущее всего человечества, могут быть разрешимы только совместными уси­лиями всех государств и народов.

Функции внешней политики, несмотря на различные их проявления, имеют универс&1ьный характер, т. е. распространяют свое действие на все составляющие внешней политики. Основными органами, способ­ствующими реализации функций внешней политики, являются МИД, посольства, консульства, представительства, культурные и научные центры. Специфические функции возложены на органы разведки, контрразведки и КГБ.

Практическая реализация внешней политики достигается е помощью разнообразных средств, к которым относятся:

Информационно-пропагандистские или идеологические, в первую очередь средства массовой информации, пропаганды и агитации, которые играют важную роль в укреплении позиций государства, способствуют обеспечению доверия, развитию контактов, форми­руют международное общественное мнение, а в отдельных случаях способствуют сокрытию истинных интересов и целей государств;

Политические, которые используются в сфере дипломатических отношений и выступают в форме переговоров, визитов, конферен­ций, совещаний, встреч, заключения договоров, участия в между­народных организациях и движениях. Сама по себе дипломатия - это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом;

Экономические средства представляют использование экономиче­ского потенциала страны для достижения внешнеэкономических целей и оказания влияния на другие государства. Экономический потенциал во многом определяет место данной страны и ее поли­тические позиции в системе международных отношений . Основ­ными экономическими средствами являются: внешняя торговля, энергетическая и сырьевая база, импорт, экспорт, эмбарго или ре­жим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставле­ние лицензий, займов, кредитов, инвестиций, процентное налого­обложение и т. д.;

Военные средства связаны с тем, что обеспечивает военную мощь государства. Это наличие армии с учетом ее численности, видов вооружения и вооруженных сил, ее боеготовности и морального состояния, наличия военных баз и их расположения. Они могут быть использованы как для прямого давления (война, блокада, ин­тервенция), так и для косвенного (учения, испытания нового ору­жия, маневры).

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, за­висит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих це­лей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.



Похожие статьи