Международный опыт борьбы с терроризмом. Россия в борьбе с терроризмом

Правительства зарубежных стран ведут борьбу с террори­стической угрозой в двух основных направлениях. Во-первых, осуществляя специальные и военно-технические мероприя­тия, направленные на снижение эффективности террористи­ческой деятельности. Во-вторых, проводя идеологические и социально-психологические мероприятия, направленные на то, чтобы заручиться поддержкой большинства своих граж­дан в борьбе с террористами, изолировав их от населения. Вместе с тем успешное проведение подобной политики было бы невозможным без объединения усилий и координации действий всех компетентных организаций, вовлеченных в противостояние с террористической активностью. Государ­ства стремятся жестко и последовательно противоборство­вать террористическим проявлениям, как на национальном, так и на международном уровне, что находит отражение в действующих на их территории законах. В целом ряде нор­мативных актов прослеживается твердая позиция законода­тельных и исполнительных органов власти по отношению, как к отдельным террористам, так и к экстремистским орга­низациям, прибегающим к насилию. Такой бескомпромис­сный подход, в частности со стороны США, Франции и ряда других государств, к решению существующей проблемы международного терроризма мотивируется тем, что проявле­ние малейших уступок способствует быстрому росту актив­ности других террористических групп, вызывает активиза­цию их деятельности и ужесточение выдвигаемых требова­ний.

Во всех ведущих странах Запада государство жестко конт­ролирует основные мероприятия по борьбе с терроризмом и пресекает любые попытки пропаганды террористической деятельности. В последние годы борьба с терроризмом обрела широкие масштабы, соответствующие реальности его угрозы. В силу этого правоохранительные силы и спецслужбы этих стран, оперативно реагируя на изменения в тактике деятель­ности террористических групп и экстремистских организа­ций, активно разрабатывают новые формы и методы борьбы с террористической опасностью. Так, во многих западноевро­пейских странах и США были разработаны методы распозна­вания террористов, обнаружения заложенных ими бомб и скрываемых ими различных видов оружия, получения инфор­мации о террористах, необходимой для полиции, органов бе­зопасности и т. п. Тем не менее, по признанию специалистов по антитеррористической деятельности, на современном эта­пе борьба с этим явлением, принявшим глобальные масшта­бы, все еще остается недостаточно эффективной.

По западным экспертным оценкам, несмотря на все при­нимаемые меры, в 79 случаях из 100 террористам удавалось избежать наказания за совершенные ими преступления. Это отчасти объясняется эффектом внезапности и непредсказуе­мости действий экстремистов. Они хорошо оснащены со­временными видами средств уничтожения. Основное ядро, осуществляющее террористические акты, глубоко законспи­рировано, высоко дисциплинированно и обычно состоит из фанатиков, готовых на любую акцию. На стороне террорис­тов – быстрота действия в наиболее уязвимых местах, расчет на панику, свободный выбор подходящих целей и широкий перечень различных средств осуществления террора, а также неограниченный выбор места и времени для совершения террористического акта.


Накопленный опыт борьбы с терро­ризмом и анализ связанных с ним насильственных действий позволяют выделить наиболее характерные террористичес­кие акции, которые можно свести к следующим видам: угон самолетов с заложниками; захват заложников в зданиях посольств, представи­тельств, банков, других крупных ведомств и учреждений; похищение людей, включая общественно-политических деятелей, дипломатов, представителей имущих классов, пар­тийных руководителей, членов сопричастных организаций; убийство; взрывы бомб в зданиях, транспортных средствах и дру­гих местах массового скопления людей, закладка взрывчатых
устройств в посылках, бандеролях, письмах и т. д.; угрозы и шантаж совершения теракта.

С.Ю. ДАНИЛОВ, доктор исторических наук, профессор факультета права Высшей школы экономики В настоящее время борьба с терроризмом во всем мире приобретает особую значимость. Остается актуальным вопрос о правовых рамках мер, предпринимаемых государством в борьбе с терроризмом. Интересен в этом отношении опыт стран, ранее других вступивших в борьбу с национал-терроризмом, - Великобритании, Испании и Канады. Проблема терроризма неразрывно связана с деятельностью сепаратистов: в Великобритании - ирландской католической общины Ольстера, в Испании - басков, в Канаде - франкоквебекцев. Территории их обитания были в свое время насильственно присоединены к владениям иных держав, этнические общности были объектом религиозной и этнокультурной дискриминации.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


С.Ю. ДАНИЛОВ,

доктор исторических наук, профессор факультета права Высшей школы экономики

В настоящее время борьба с терроризмом во всем мире приобретает особую значимость. Остается актуальным вопрос о правовых рамках мер, предпринимаемых государством в борьбе с терроризмом.

Интересен в этом отношении опыт стран, ранее других вступивших в борьбу с национал-терроризмом, - Великобритании, Испании и Канады. Проблема терроризма неразрывно связана с деятельностью сепаратистов: в Великобритании - ирландской католической общины Ольстера, в Испании - басков, в Канаде - франкоквебекцев. Территории их обитания были в свое время насильственно присоединены к владениям иных держав, этнические общности были объектом религиозной и этнокультурной дискриминации. Появление в их среде подпольных террористических организаций, состоявших преимущественно из молодежи и подростков, хронологически совпадает с закреплением нормами международного права принципа национального самоопределения.

В Ольстере образовалась Ирландская республиканская армия (ИРА), в Стране Басков (Эускади) и Квебеке - фронты освобождения (соответственно ЭТА и ФОК). Их объединяют призывы к суверенизации территории обитания в сочетании с антимонархическими целеполагающими установками. ИРА добавила к этому лозунг воссоединения католической общины Ольстера с родственным народом Ирланд-ской республики, тогда как ЭТА - призыв к отторжению от Франции двух ее пограничных департаментов с преобладанием басков. Много общего обнаружено в методах их деятельности: похищение взрывчатых веществ, взрывы самодельных бомб, распространение агитационных материалов. Активисты ИРА практикуют также устройство политических демонстраций, обычно завершающихся уличными беспорядками. К экспроприациям денежных средств в банках и у частных лиц и к похищениям людей эти организации не прибегали (за исключением ФОК).

Организационные основы ИРА, ЭТА и ФОК, разумеется, нельзя точно выявить и охарактеризовать, однако можно определить, что они не отличаются однотипностью. ИРА в 90-х годах прошлого века фактически разделилась на две структуры - «умеренное» (полулегальное) крыло и глубоко законспирированную «воинствующую» организацию. ФОК состоял из нескольких групп, пользовавшихся широкой автономией. Только относительно ЭТА есть основания полагать, что она представляет собой прочно спаянную, разветвленную подпольную организацию с единым руководством и жесткой дисциплиной.

Численный состав ИРА и ЭТА не выявлен даже приблизительно. Относительно ФОК в ходе расследований и судебных процессов установлено, что общая его численность не достигала 100 человек, а возможно, была даже менее 50 человек. Нет оснований полагать, что ИРА и ЭТА в этом отношении отличаются от ФОК.

Ответ Великобритании, Испании и Канады на национал-терроризм также неодинаков. Правительство Испании после наиболее крупных террористических актов, повлекших за собой гибель должностных лиц, на основании Закона об исключительном и осадном положении 1942 года (далее - Закон Испании об исключительном и осадном положении; Закон) вводило на всей территории на срок от 3 до 6 месяцев исключительное положение. Его режим отменял все конституционные гарантии и давал органам правопорядка - полиции и гражданской гвардии (спецназу) - право на массовые обыски и задержание граждан с неограниченным применением оружия, а также на закрытие государственных границ.

Так как террористические акты ЭТА, как правило, не сопровождались массовыми беспорядками, не предусматривалось применение армии внутри страны. В то же время в Законе Испании об исключительном и осадном положении обойден молчанием вопрос о парламентском контроле над чрезвычайными постановлениями и правилами, могущими быть изданными во время действия исключительного положения. В настоящее время этот Закон (в редакции 1981 года) содержит также понятие «угрожаемое положение». С 1980-х годов Закон время от времени использовался в пределах тех провинций, в которых имели место террористические акты, - в Алаве, Бискайе и Гипускоа. Каких-либо норм о парламентском контроле над подзаконными актами, издаваемыми органами исполнительной власти в период действия угрожаемого и исключительного положения, Закон по-прежнему не содержит. Нет в нем и норм о роспуске региональных органов власти или о приостановлении их деятельности во время действия чрезвычайного правового режима.

Правительство Великобритании, имеющее дело с периодически повторяющимися террористическими актами и массовыми уличными беспорядками в Ольстере, свыше 30 лет управляет этой частью Соединенного Королевства в чрезвычайном порядке. Его правовой базой является Акт о чрезвычайных полномочиях в Северной Ирландии 1926 года (в редакции 1982 года). Он вводится в действие парламентом на неопределенно долгое время, предусматривает временное прекращение функционирования парламента и правительства Северной Ирландии, прямое управление этой территорией из Лондона и наделяет широкими полномочиями командование армейского контингента, расквартированного в Ольстере. При этом Англия, Уэльс и Шотландия продолжают управляться в обычном порядке.

Акт о чрезвычайных полномочиях в Северной Ирландии не предусматривает уголовной ответственности за забастовки, наказание лишением свободы и штрафами без судебного разбирательства, введение трудовой повинности. Некоторые из этих ограничений могут быть обойдены органами исполнительной и судебной власти на законных основаниях. Так, любой британский подданный может быть подвергнут на территории Северной Ирландии тюремному заключению без суда на основании приказа, если корона (фактически исполнительная власть) заявит, что такой приказ издан не по причине чрезвычайного положения, а в силу общей прерогативы, издавна принадлежащей короне. Традиционные для британского права судебно-процессуальные гарантии, действующие в мирное время с XVII века и номинально оставленные в силе Актом о чрезвычайных полномочиях в Северной Ирландии, могут быть временно аннулированы, правда, применительно к каждому отдельно взятому человеку, а не ко всем лицам, взятым под стражу войсками или полицией.

Власти Квебека систематически предпринимают политико-правовые меры против национал-терроризма и сепаратизма, что играет на руку национал-сепаратистам. Дважды правительство Квебека (в 1980 и 1995 годах) инициировало референдум о будущем провинции. В первом случае за изменение статуса провинции высказалось 40% пришедших к урнам избирателей, во втором - 49%. Правда, Конституция Канады не предусматривает выхода из состава федерации, и результаты провинциальных референдумов юридически не связывают органы федеральной власти. Однако последние вынуждены были после второго из этих референдумов признать парламентским актом 1996 года существование особого сообщества в Квебеке. Отдельные группы квебекского общества одно время занимали экстремистскую позицию.

Образованный в 1963 году подпольный ФОК стал единственной в канадской истории террористической организацией. Его активистами были взорваны памятники британским военным и государственным деятелям, устроены пожары на армейских складах. Акты террора носили единичный характер, но погибших не было. Органы государственной власти Квебека недооценивали опасность молодежного национал-терроризма, борьбой с ним занимались криминальная полиция и малочисленные органы безопасности провинции. В течение семи лет правительство Квебека не находило нужным просить Оттаву о вмешательстве или поддержке.

Федеральный центр Канады, в отличие от центральной власти Великобритании и Испании, не имел конституционно-правовых оснований для вмешательства по собственной инициативе. Согласно статьям 91 и 92 Конституционного акта Канады 1867 года охрана правопорядка («отправление правосудия и наложение наказаний в виде карательных мер») в мирное время толкуется как одно из «дел местного или частного значения» и в качестве такового относится к сфере исключительной компетенции провинциальной власти. Право на вмешательство в сферу провинциальной компетенции федеральный центр может получить только в военное время или при опасности «массовых беспорядков или голода». Обоснованием такого вмешательства является право федеральной власти на меры в защиту «мира, порядка и хорошего управления».

Федеральные органы государственной власти Канады могли получить право принять меры против террористов только после официального обращения органов власти субъекта федерации. Органы власти Квебека приняли такое решение с большим опозданием, когда ФОК перешел к новым формам террора.

Активисты ФОК похитили в октябре 1970 года в Монреале провинциального министра труда П. Лапорта и британского дипломата Д. Кросса. Угрожая их убийством, ФОК потребовал уплатить выкуп; освободить арестованных ранее боевиков; передать манифест ФОК по провинциальным радиоканалам; дать квебекскому народу право на самоопределение, т. е. санкционировать выход провинции из состава федерации.

Отказ правительства Квебека от выполнения большей части требований ФОК повлек за собой убийство Лапорта. Поиски похитителей силами провинциальных спецслужб остались безрезультатными. В Монреале между тем начались студенческие демонстрации солидарности с идеями ФОК (но не с его методами). Возросла опасность развития событий по североирландскому варианту, и только после этого правительство Квебека обратилось к федеральному правительству с просьбой о вмешательстве. К вмешательству Оттаву призвали также Государственный департамент США (неофициально) и правительства ряда англоязычных провинций (официально). В последнем обстоятельстве наглядно проявилось высокопоставленное положение субъектов децентрализованной канадской федерации. Так, премьер Британской Колумбии настаивал на «решительных мерах в защиту правопорядка»; генеральный прокурор провинции Саскачеван счел нужным дать федеральным органам власти через средства массовой информации совет «перейти к умерщвлению находившихся в тюрьмах боевиков Фронта в качестве возмездия за убийство Лапорта».

Правительство Канады применило впервые после 1945 года Акт о мерах военного времени 1914 года, скопированный в свое время с аналогичного акта британского парламента. Ранее акт находил применение только во время двух мировых войн, но был введен в действие «приказом в совете» (подзаконным актом, принимаемым Правительством Канады или отдельными министрами без его рассмотрения парламентом Канады) за подписью генерал-губернатора Канады.

Акт о мерах военного времени вводился на территории всей страны на неопределенное время, наделял органы федеральной власти неограниченными полномочиями, в том числе правом отмены прав и свобод граждан и полномочий органов провинциальной власти применять вооруженные силы внутри страны, предавать штатских лиц военному суду, вводить нормированное распределение товаров и продуктов, заключать под стражу без судебного решения лиц, подозреваемых в принадлежности к «незаконному сообществу». Критериев принадлежности к такому сообществу Акт о мерах военного времени не содержал. Министр юстиции заявил в палате общин, что на основании акта членство в ФОК и даже присутствие на собраниях его ячеек, начиная с 1963 года, могут быть рассмотрены судами как уголовно наказуемые деяния.

Правительство Канады использовало право на применение вооруженных сил внутри страны, перебросив в Квебек 12,5 тыс. солдат с бронетехникой - одну четвертую часть сухопутных сил. Под прикрытием армии провинциальная полиция обыскала свыше 3 тыс. жилищ и задержала до 500 человек. Характерно, что канадские власти в отличие от британских не привлекли армию к проведению обысков и арестов. Войска охраняли стратегические объекты и узлы коммуникаций.

В соответствии с Актом о мерах военного времени взятым под стражу лицам не предъявляли обвинений и не давали им права связаться с адвокатом. Их содержали под стражей без передачи дел в суд. Распоряжением военных властей в Монреале были запрещены все собрания и демонстрации, однако не были отменены или перенесены муниципальные выборы в том же городе. Избирательная кампания продолжалась.

Применение Акта о мерах военного времени было поддержано палатой общин. Затем она по инициативе Правительства Канады заменила этот документ Актом о временных мерах в защиту общественного порядка. Этот документ имел ясно очерченный срок действия - 6 месяцев; по истечении этого срока акт автоматически утрачивал силу, если палата общин не постановила иного.

Акт о временных мерах в защиту общественного порядка не содержал норм о военных судах, о регулировании снабжения населения товарами и т. д., но сохранил за органами федеральной исполнительной власти право на задержание без предъявления обвинения всех лиц, подозреваемых в принадлежности к «незаконному сообществу», и на их содержание под стражей. Сохранено было и положение об уголовной ответственности лиц, причастных к деятельности «незаконных сообществ» с момента их создания.

Применение актов о мерах военного времени и о временных мерах в защиту общественного порядка оказалось эффективной мерой пресечения терроризма. Часть активистов ФОК была задержана спецслужбами. Уцелевшие боевики (5 человек) освободили заложника в обмен на право немедленно покинуть страну.

В связи с успехами в борьбе против террористов Правительство Канады не стало предлагать палате общин продлить действие Акта о временных мерах в защиту общественного порядка. 1 мая 1971 г. этот документ, равно как и все отданные на его основании приказы и распоряжения власти, автоматически утратил силу. Большинство задержанных было освобождено ввиду отсутствия улик, им была предложена компенсация. Около 20 человек были преданы суду и приговорены к разным срокам лишения свободы.

В дальнейшем Акт о временных мерах в защиту общественного порядка не нашел применения и в 1985 году был преобразован парламентом Канады в Акт о чрезвычайном положении. Некоторые нормы при этом были изменены: максимальный срок содержания под стражей лиц, задержанных без предъявления обвинения, сокращен до 90 дней; после этого их дела передаются в суд, если парламент Канады не постановит иного. Акт о чрезвычайном положении пока не применялся. В 1988 году парламент Канады принял Акт о готовности к чрезвычайным ситуациям, нормы которого имеют сходство с некоторыми нормами Закона Испании об исключительном и осадном положении.

Решительные и крупномасштабные меры федеральной власти против террористов повлекли за собой важные последствия. ФОК распался, и новых актов террора не последовало. Федеральное законодательство о чрезвычайном положении стало более гибким, часть его норм подверглась основательной переработке. Архаический и чрезмерно объемлющий Акт о мерах военного времени более не действует.

Таким образом, только в Канаде удалось нанести терроризму решительное поражение. Это объясняется законопослушанием преобладающей части гражданского общества, отсутствием у большинства канадцев традиций насильственных действий, а также оперативным и основательно продуманным характером антитеррористических мероприятий, осуществленных правительством и парламентом Канады в 1970-1971 годах. Децентрализованный характер канадской федерации не стал препятствием на пути реализации таких мер, и в то же время централизованный характер государства в Великобритании пока не способствовал действиям ее органов власти по устранению ольстерского терроризма.

Библиография

1 См.: Converse D. Basques, Catalans and Spain. - L., 1997. P. 229-230, 411; Tapia A. Franco caudillo. Mito y realidad. - Madrid, 1995. P. 85-86.

2 Существуют на основании Акта об управлении Северной Ирландией 1922 года.

3 См.: Torrance J. Public Violence in Canada 1867-1982. 2 nd ed. - Montreal, 1998. P. 157-159.

Поделитесь статьей с коллегами:

Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом, безусловно, необходимо изучать, а, изучив, - использовать во благо обществу. Политическое руководство основных стран европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач.

Основными направлениями деятельности в этой области являются:

совершенствование правовой базы;

усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами;

формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

Так, например, в США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или иной степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г).

Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся террористических актов, как на территории США, так и за рубежом.

Каковы же основные направления борьбы с терроризмом?

Во-первых, отказ от двойных стандартов оценки и использования терроризма во внешней и внутренней государственной политике. Терроризм нельзя рассматривать как форму национально-освободительного движения или религиозного самоутверждения. Страны, поддерживающие террористические организации и движения, должны быть подвергнуты жестким международным санкциям, исполнение которых могли бы контролировать соответствующие международные структуры.

Во-вторых, выявление и установление жесткого контроля мирового сообщества за деятельностью международных террористических сетей, их центров и штаб-квартир, баз подготовки и других террористических структур.

В-третьих, объединение всего мирового сообщества против идеологии терроризма. Только совместными усилиями, возможно, лишить идеологических оснований террористические движения, сократить их социальную базу, снизить уровень поддержки за счет проведения информационно-политических и социальных мероприятий. Это достигается за счет выявления и подавления центров идеологического обеспечения и поддержки террористических движений, общественной изоляции террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, расслоение террористической среды.

Эффективная борьба с терроризмом на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество, все слои общественности.

В четвертых, контроль мирового сообщества над международными финансовыми потоками. В качестве правовой основы может быть использована Международная конвенция о подавлении финансирования террористов. Она открывает возможность арестов, судебного преследования лиц, причастных к финансированию терроризма, превентивных мер по выявлению и ликвидации источников дохода террористов и ограничению движения таких средств через границы. Так, например, в 2002 году только в г. Москве выявлено 14 коммерческих банков, находящихся под контролем частных организованных групп, в том числе 4 банка, оказывающих адресную помощь лидерам незаконных вооруженных формирований в Чечне.

В-пятых, усиление координации антитеррористической деятельности на международном уровне, углубление взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, создание единого мирового антитеррористического центра в рамках ООН.

Необходимо концептуально менять механизмы борьбы с терроризмом.

Сейчас она возложена в основном на спецслужбы, которые одновременно ведут разведывательную, контрразведывательную деятельность. Интересы спецслужб в разных странах, и даже порой в рамках одной страны, часто не совпадают. Борьба с терроризмом должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств. На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции (милиции) разных стран.

В-шестых, разработка Советом Безопасности отвечающей современным реалиям Концепции борьбы с терроризмом. Она должна представлять собой систему научно обоснованных, международно-признанных и закрепленных в международных правовых документах положений о борьбе с терроризмом.

ООН за весь период своего существования немало сделала для борьбы с терроризмом. Однако, несмотря на обилие международно-правовых актов и органов, координирующих борьбу с международным терроризмом в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие международный терроризм, его юридическую природу и ответственность. Нет и исчерпывающего перечня актов международного терроризма.

Наш анализ международных соглашений позволяет дать следующий перечень таких актов:

  • а) взрывы помещений посольств, миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций;
  • б) диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокзалах, культурных центрах, промышленных сооружениях, в помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти;
  • в) умышленное использование взрывных устройств, встроенные в посылки, бандероли, письма и другие почтовые отправления;
  • г) любой диверсионный акт против общественных сооружений;
  • д) заговор в целях совершения актов международного терроризма и соучастие в них в любой форме и др.

В различных источниках к актам международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства, в том числе принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера.

С учетом вышеуказанного хотелось бы отметить, что четкая понятийная характеристика терроризма, как социально-правового явления, определение его особенностей в современном мире послужит ориентиром для того, чтобы четко определить направления, задачи, правовые, организационные и ресурсные аспекты борьбы с терроризмом в структуре разработки и осуществления крупномасштабных мероприятий, с учетом новых объемов угроз и вызовов, которое встречает мировое сообщество в начале III тысячелетия.

Террор, терроризм - явление не новое, но не за одно тысячелетие его существования появлялось много новых форм терроризма, в последнее время общество столкнулось с проявлениями компьютерного и биологического терроризма. В связи с бурным развитием научно-технического прогресса не исключено появление космического терроризма. Терроризм многогранен и проявляет поразительную способность приспосабливаться к изменениям окружающего мира. В настоящее время он представляет собой угрозу не только отдельно взятому государству, но и человечеству в целом.

В качестве непосредственных целей, которые достигаются посредством террора, как правило, выступают следующие:

ликвидация (физическое устранение) государственного, общественного, политического или религиозного деятеля, который, по мнению отдельных лиц или групп людей (корпораций, организаций, объединений и целых государств), своей деятельностью мешает достижению их определенных целей;

физическое или психологическое воздействие на органы государственной власти и управления с целью склонения их к выполнению определенных требований (политических, экономических и др.);

дезорганизация нормальной деятельности различных органов и структур, устрашение населения как способ доказывания несостоятельности существующей власти в государстве противостоять насилию и др.

Подавляющая часть террористических акций исходит от организованных формирований, совершается в условиях серьезного финансирования и предварительной подготовки. Именно такие акции сопровождаются наиболее тяжкими последствиями.

Терроризм в начале XXI единодушно оценивается как одно из наиболее опасных явлений, угрожающих в условиях его связи с транснациональной организованной преступностью международной безопасности и требующих принятия самых энергичных мер для его пресечения и ликвидации.

Терроризму посвящаются многочисленные форумы, к борьбе с ним стремятся быть прикосновенными самые разные субъекты, независимо от их профессии и компетентности.

Между тем, успех реагирования на любое нежелательное явление определяется осведомленностью о нем: определением его содержания, границ, сущности; познанием его закономерностей, особенностей детерминации, причинности, чувствительности к различным принимавшимся мерам.

При всем многообразии научных и иных публикаций о терроризме, международно-правовых и государственно-правовых документов о борьбе с ним приходится констатировать отсутствие четкого единообразного понимания данного явления. В международно-правовых документах, законодательных актах государств и литературе он определяется пространно, не всегда однозначно и, в конечном счете, размыто. Такого рода определения допускают разные толкования.

Порой акты терроризма трудно разграничивать с хулиганскими действиями, грубо нарушающими общественный порядок, вандализмом, убийством, совершенным общеопасным способом, иными деяниями. Убийство государственного или общественного деятеля из-за мести за его конкретную государственную или иную политическую деятельность тоже с рассматриваемой точки зрения трудно оценить как проявление терроризма.

Возможно, речь идет о нарушениях закона в процессе такой деятельности, грубом попрании прав людей, в результате чего непосредственные жертвы субъективно не находят других средств прекратить произвол в отношении них. Другое дело - такая мотивация, как оказание воздействия на принятие органами власти решении, выгодных террористам.

Анализ можно продолжить, но общий вывод: в данном определении объединены одним термином разноплановые явления.

В одних правовых актах дается определение терроризма как сложного социального явления, в других практически указываются конкретные деяния, относимые к террористическим, в третьих сочетаются указанные два подхода.

Акции террористического характера могут быть самыми разнообразными, со временем они изменяются, модифицируются. В законе трудно заранее определить точно их круг.

При анализе международно-правовых документов, а также практики приходится встречаться с более широким кругом деяний террористического характера, чем это предусмотрено национальным законодательством, в частности, российским. Речь идет о незаконном захвате воздушных судов и других действиях, направленных против безопасности гражданской авиации, безопасности морского судоходства; незаконных актах, связанных с ядерными материалами; уничтожении и разнообразных формах унижения части населения. В том числе путем совершения изнасилования, калечения и обращения в состояние крайней нужды лиц некоренной или иной национальности, другого вероисповедания, а также в иных акциях.

С указанных позиций более продуктивно в законе, прежде всего, выделять терроризм на основе его общей отличительной характеристики и только потом давать перечень различных преступлений, подпадающих под такую характеристику. Характер, мотивация и обстоятельства совершения последних могут существенно отличаться у разных субъектов и в различных обстоятельствах.

Изложенное дает основание для всестороннего профессионального (а не политического или публицистического обсуждения исходного понятия - того, что же такое все-таки терроризм. Наиболее отчетливо суть терроризма, его отличительную черту от других высоко общественно опасных явлений, сформулировали сотрудники отечественных и зарубежных спецслужб, имеющие опыт непосредственного участия в антитеррористических операциях и, что называется, "перестрадавшие" ситуации терроризма.

Терроризм - это совершение общественно опасных деяний в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов ради принуждения третьей стороны к принятию требуемых террористами решений.

Здесь, во-первых, существенна констатация отсутствия конфликта между самими террористами и их непосредственными жертвами. Такие потерпевшие никогда не бывают, виноваты в соответствующем поведении террористов, они не характеризуются даже просто виктимным поведением.

Акция терроризма при указанном понимании не выступает звеном в цепи сложных взаимоотношений между виновными и их непосредственными жертвами. Если, например, говорить об убийстве и не виктимном поведении жертвы в конкретной ситуации лишения ее жизни, то при изучении взаимоотношений убийцы и жертвы в длительном временном интервале можно увидеть, что убийство стадо результатом противоправного и даже прямо преступного поведения убитого.

Тем не менее, при терроризме, как бы ни углублялось исследование в историю взаимоотношений террористов и их непосредственных жертв, нового оно не принесет: террористы, как правило, не бывают, знакомы с такими жертвами, и те ни в чем не бывают, виноваты перед террористами.

Ни в чем не повинные и не являющиеся участниками отношений террористов и "третьих лиц" граждане и организации, их права и интересы в данном случае выступают в качестве "заложников" принятия нужных террористам решений.

Изложенный подход дает нравственное основание применять самые энергичные средства для пресечения конкретных актов терроризма и освобождения невинных людей, защиты их жизни, здоровья, прав и законных интересов. Использование упомянутых средств в соответствии с общепринятым в праве подходом подлежит рассмотрению в координатах обстоятельств, исключающих преступность деяния, - спасения, безусловно, ни в чем не повинных жертв, избавления мирного населения от страха потери близких или иных потерь.

В то же время всегда необходимо при устранении непосредственной террористической угрозы, анализировать взаимоотношения террористов и третьей стороны, к которой ими предъявляются требования, с тем, чтобы выяснить мотивацию террористических акций, понять их причины, условия, выявить субъектов, виновных в создании ситуации терроризма и принять к ним адекватные правовые меры. Без этого не может быть эффективной борьбы с терроризмом.

Во взаимодействии террористов и "третьей стороны" нередко усматриваются порождающие преступное поведение моменты, в создании и обострении которых бывают в различной степени виноваты террористы и "третья сторона", либо даже преимущественно последняя. В частности, она может создавать невыносимые для жизнедеятельности определенных слоев населения условия, в которых такие слои, группы, их представители не видят иного выхода для обозначения и отстаивания своих прав и законных интересов. В том числе права на жизнь, тем более достойную.

Однако - и это важно признавать - посягательства на жизнь и иные криминальные деяния в отношении людей, не виноватых в поведении третьей стороны, - это всегда преступления, которые нельзя оправдывать.

Терроризм - один из самых подлых способов борьбы. Он заключается в использовании в качестве средств достижения цели наиболее опасные формы насилия.

Во-вторых, "третьей стороной" могут быть самые разные субъекты: международные институты, государства, политические партии, иные общественные объединения, население в целом государства или меньшей территории, различные государственные институты, политические или общественные деятели. Например, вполне подпадает под то понимание терроризма, которое изложено ранее, запугивание населения в целях обеспечения определенной модели его поведения путем применения показательного насилия к отдельным лицам.

В то же время от терроризма следует отличать такие факты применения насилия в рамках вооруженного или иного конфликта двух сторон, когда представители одной конфликтующей стороны причиняют вред представителям другой стороны, активно участвующим в конфликте. При терроризме жертвы никогда не участвуют в конфликте террористов и "третьей стороны", как правило, даже не ведают о таком конфликте.

В-третьих, субъектами выдвижения требования к третьей стороне преимущественно являются вовсе не исполнители конкретных преступлений террористического характера, а их организаторы. Исполнители могут вообще не знать о конкретизированных требованиях и нередко погибают при совершении взрывов или иных террористических акций. В крайнем случае, они лишь озвучивают соответствующие требования. Исключением, разумеются, являются редкие случаи совершения актов терроризма одиночками.

Организаторами террористический акций требования или формулируются при каждом террористическом акте, или выдвигаются в какой-то один момент, а серия террористических актов рассматривается как убедительное подтверждение соответствующих требований и угроз. В таких случаях просто объявляется, что "ответственность на себя берет" такой-то субъект (коллективный или индивидуальный).

Таким образом, важно с позиции обозначенного понимания отнести терроризм в законодательстве России к числу преступлений против мира и безопасности человечества со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями, включая неприменение сроков давности.

Это важно в условиях, когда терроризм принял международный характер и число жертв террористических акций бывают настолько велико, что практически не поддается точному учету. И это особенно важно в настоящее время, когда на рубеже веков терроризмом стала прикрываться фактически военная агрессия одних государств в отношении других при вуалировании истинных субъектов такой агрессии. Вина в таких случаях часто возлагается на различные общественные организации религиозного, иного экстремистского толка, хотя лидеры таких организаций готовятся спецслужбами различных государств и ими же контролируются. Необходимо разграничивать истинный терроризм и квазитерроризм, за которым скрываются другие самые опасные преступления против мира и безопасности человечества.

Следует согласиться с тем, что терроризм - это специфический метод управления поведением субъектов, к которым предъявляются требования. Это - особый способ насилия, используемый, как правило, при достижении масштабных целей организованными коллективными субъектами.

В то же время сам по себе терроризм - всего лишь метод, который бывает, подчинен достижению разных целей, порождается разнообразными мотивами. За методом важно видеть мотивацию, причины и другие обстоятельства его использования.

Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение. Россия в борьбе с терроризмом прилагает все силы, чтобы избежать опасных и непредсказуемых последствий, которые уже переживает человечество.

Без границ

Терроризм - угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.

Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.

Противодействие силам террора

Силами и местных самоуправлений проводится ежечасная неусыпная работа по обеспечению безопасности населения страны. Методы борьбы с терроризмом внутри России применяются следующие.

  1. Профилактика: предупреждение терактов посредством выявления и устранения условий и причин, которые способствуют совершению актов террора.
  2. Россия в борьбе с терроризмом следует по цепочке от выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования каждого подобного случая.
  3. Последствия любого проявления террора минимизируются и ликвидируются.

Федеральный закон

О противодействии законодательно заявлено 2006 года. Согласно Федеральному закону, Россия в борьбе с терроризмом может применять ВС РФ. Оговорены следующие ситуации применения Вооружённых Сил.

  1. Пресечение полёта любого воздушного судна, захваченного террористами или используемого для теракта.
  2. Пресечение теракта в территориальном море РФ и во внутренних водах, на любом объекте деятельности в морях, которые расположены на шельфе континента, где располагаются территории РФ, обеспечение безопасной работы судоходства.
  3. Россия в борьбе с терроризмом участвует в контртеррористических операциях, как это предусмотрено в настоящем Федеральном законе.
  4. Борьба с международным терроризмом за границами территорий РФ.

Пресечение терроризма в воздухе

ВС РФ могут применять боевую технику и оружие согласно нормативным правовым актам РФ по устранению угрозы или пресечению террористического акта. Если самолёт не реагирует на команды наземных пунктов слежения и на сигналы поднятых самолётов РФ на перехват либо отказывается подчиниться без объяснения причин, ВС РФ пресекают полёт судна, применяя боевую технику и оружие, принуждая его к посадке. В случае неподчинения и существующей опасности экологической катастрофы или гибели людей полёт судна пресекается путём уничтожения.

Пресечение терроризма на воде

Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.

Контртерроризм внутренний и внешний

Нормативные правовые акты РФ определяют решение Президента России в привлечении воинских частей и подразделений ВС РФ к участию в контртеррористической операции. Воинские части, подразделения и соединения ВС РФ применяют боевую технику, специальные средства и оружие. Борьба с международным терроризмом посредством привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется соответственно международным договорам РФ, настоящему Федеральному закону с применением вооружения либо с территории РФ против баз террористов или находящихся за пределами РФ отдельных лиц, а также с использованием ВС РФ за границами страны. Все эти решения принимает лично Президент, в настоящее время В. Путин.

Борьба с терроризмом - важнейшая задача современного мира и очень ответственная. Поэтому общую численность формирования ВС РФ, районы, где оно будет действовать, стоящие перед ним задачи, сроки пребывания за пределами РФ и прочие вопросы, связанные с контртеррористической деятельностью за рубежами РФ, тоже решает лично Президент. Федеральный закон о борьбе с терроризмом отдельно оговаривает это положение. Войсковые части, которые направляются за пределы России, состоят из военнослужащих-контрактников, прошедших специальную предварительную подготовку, и формируются сугубо на добровольной основе.

Национальная безопасность

Терроризм может быть представлен как организациями и группировками, так и отдельными лицами. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года предусматривает любые проявления террористической деятельности. Направленность может быть любого плана - от насильственного изменения основы конституционного строя РФ и дезорганизации функционирования гос. власти до уничтожения промышленных и военных объектов, а также учреждений и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, и до устрашения общества применением химического или ядерного оружия.

Проблемы борьбы с терроризмом состоят в том, что нет консолидации всех общественных и государственных структур в объединении усилий по противодействию этому опаснейшему явлению. Здесь не смогут действенно помочь какие-либо специально созданные контртеррористические центры, даже спецслужбы и правоохранительные органы. Нужна совместная деятельность всех структур, ветвей власти, средств информации.

Источники терроризма

Любые террористические проявления должны быть чётко отслежены до самого истока и честно названы причины их возникновения. Экспертный опрос, проведённый среди сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ РФ, выявил, что детерминантами (факторами возникновения) терроризма бывают чаще всего следующие: резкое понижение уровня жизни и степени соц. защиты, политическая борьба и правовой нигилизм, рост сепаратизма и национализма, несовершенное законодательство, низкий авторитет властных структур, непродуманные решения их.

Питают растущий терроризм, в основном, противоречия в обществе, социальная напряжённость, откуда и появляется политический экстремизм. Борьба с экстремизмом и терроризмом требует включения комплексной программы, в которой она будет иметь не только политический, но и экономический, социальный, идеологический, правовой и многие другие аспекты. Антитеррористическая политика РФ пытается решить главные, но всего лишь следственные задачи - сохранение территориальной целостности и суверенитета. А надо бы начинать с причин.

Основы борьбы с терроризмом

Неотъемлемая часть государственной политики - борьба с терроризмом в РФ, целью которой являются, как уже было сказано, обеспечение целостности и суверенитета страны. Основные положения этой стратегии таковы:

  • причины и условия, способствующие возникновению терроризма и его распространению, должны быть выявлены и устранены;
  • лица и организации, совершающие подготовку к терактам, должны быть выявлены, действия их предупреждены и пресечены;
  • субъекты, причастные к террористической деятельности, должны быть привлечены к ответственности соответственно законодательству России;
  • силы и средства, предназначенные для пресечения, выявления, предупреждения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий терактов должны поддерживаться в постоянной готовности к их использованию;
  • места массового скопления людей, важные объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры должны быть обеспечены антитеррористической защищённостью;
  • идеология терроризма не должна получать распространение, а работа информационно-пропагандистского обеспечения должна активизироваться.

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

Основные задачи НАК

  1. Подготовка предложений Президенту РФ относительно формирования гос. политики и совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.
  2. Координация всей антитеррористической деятельности федеральной исполнительной власти, комиссий в субъектах РФ, взаимодействие этих структур с местным самоуправлением, общественными организациями и объединениями.
  3. Определение мер устранения причин и условий, способствующих террору, обеспечение защищённости объектов от потенциальных посягательств.
  4. Участие в борьбе с терроризмом, подготовка международных договоров РФ в этой области.
  5. Обеспечение социальной защиты людей, уже осуществляющих или привлекаемых к борьбе с терроризмом, социальная реабилитация пострадавших от терактов.
  6. Решение прочих задач, предусмотренных законодательством РФ.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций - террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока - активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Когда уговорить не удаётся

Для борьбы с терроризмом существует комплекс оперативно-боевых, специальных, войсковых и многих других мероприятий, когда применяется боевая техника, оружие и специальные средства, чтобы пресечь террористический акт, обезвредить боевиков, обеспечить безопасность людей, учреждений и организаций и минимизировать последствия теракта. Здесь задействованы силы и средства органов ФСБ вкупе с создаваемой группировкой, состав которой могут пополнить и подразделения ВС РФ, и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых вопросы обороны, безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, юстиции, МЧС и многие другие.

В результате таких мощных контртеррористических операций на Северном Кавказе в 2014 году было нейтрализовано 233 бандита, из них 38 главарей. Задержано 637 членов бандподполья. Изъято из незаконного оборота 272 взрывных устройства, много огнестрельного оружия и других средств поражения. Правоохранительные органы, расследовавшие террористические акты, в 2014 году довели до суда 219 уголовных дел, в результате которых преступники понесли уголовное наказание, среди них четыре исполнителя терактов в Волгограде.

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма - самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм - это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Роль России в мировом сообществе

Российская Федерация весьма последовательна на пути объединения усилий по борьбе против террора. Она всегда была за устранение преград - религиозных, идеологических, политических и любых других, - между государствами, противостоящими террористическим преступлениям, ведь главное - организация эффективного отпора всем проявлениям терроризма.

Как продолжатель СССР, Российская Федерация участвует в действующих универсальных соглашениях по этой борьбе. Именно от её представителей исходят все конструктивные инициативы, именно они вносят самый ощутимый вклад и в теоретические разработки новых договорённостей, и в практические решения по созданию общего антитеррористического международного фронта.

Терроризм уже давно представляет собой глобальную угрозу, и, следовательно, борьба с ним автоматически обретает общемировое измерение. Объединение уси­лий правоохранительных органов и служб безопасности заин­тересованных государств, в свою очередь, предполагает обмен опытом такой борьбы, выявление наиболее эффективных ее форм. Существенным подспорьем является использование ОВД приемлемых стратегических решений, тактических приемов, конкретных методик, выработанных и апробированных зарубежными коллегами, отвечающими за безопасность. Российские органы внутренних дел могут многое позаимствовать у правоохранительных органов тех стран, для которых терроризм является бичом на протяжении нескольких десятков лет и которые нако­пили солидный опыт в области его предупреждения.

Наибольший интерес представляет опыт полиции и спец­служб ряда стран Западной Европы. Они и другие граждане в тех или иных формах и в разное время испытали на себе кровавые акции террористов и были вынуждены принимать экстраординарные меры. Характерной чертой борьбы с терроризмом последних лет является активное использование специальных силовых подразделений, включая армейские. К этому прибегают почти все государства, где по­добная проблема актуальна. В России эта практика стала ре­альной после принятия 25 июля 1998 г. Федерального закона "О борьбе с терроризмом".

Все ведущие государства контролируют основные мероп­риятия по борьбе с терроризмом и пресекают любые попытки пропаганды террористической деятельности. В последние годы борьба с терроризмом обрела широкие масштабы. Разработаны, в частности, методы распознавания террористов, нахождения и обезвреживания взрывных устройств, различных видов оружия террористов, способы получения информации о террористах, необходимой для полиции и органов безопасности. Начат по­иск новых, более эффективных средств борьбы с терроризмом. Анализ террористических акций, совершенных за рубежом, и опыт борьбы с терроризмом позво­ляют выделить наиболее характерные их виды. Это - угон самолетов с заложниками; захват заложников в административных зданиях; похищение людей (политичес­ких деятелей, дипломатов, представителей имущих классов, партийных руководителей, членов различных организаций); убийства; взрывы бомб в зданиях, транспортных средствах; закладка взрывных устройств в местах наибольшего скопления людей; шантаж и угрозы совершения террористического акта.

Предпринимаемые правительствами разных стран меры по борьбе с терроризмом также носят разнообразный характер, дик­туемый различными формами и методами выполнения террористических акций.

Так, страны договариваются о выдаче зах­ваченных или сдавшихся им террористов, об отказе в приеме угнанных транспортных средств и прежде всего самолетов, со­здают специальные подразделения для борьбы с террористами, оснащая их современной техникой, оружием и транспортом. Они применяют в своей работе и разведывательно-поисковые методы. Существуют два вида подраз­делений для борьбы с терроризмом: подразделения, непосредственно подчиненные спецслужбам и формированные из числа сотрудников этих служб, и подразде­ления типа "командос", которые комплектуются из военнослужащих войск специального назначения и поступают в оперативное подчинение спецслужб на период проведения конкретной операции. Примерами такого рода спецподразделений могут служить британская SАS, германская GSG, итальянский отряд R, австрийская “Кобра”, израильское подразделение общей разведки 269 и др. Руководство действиями особых подразделений возлагается на государственные органы (министерства, специально созданные комитеты, штабы и т.п.).

Непрерывно совершенствуется правовое и организационное обеспечение государственной системы борьбы с терроризмом.

Так,в США принят пакет законов, которые составляют проч­ную правовую основу деятельности администрации, правоохра­нительных органов и спецслужб в борьбе с терроризмом. Раз­работана национальная программа борьбы с террористически­ми акциями, определена структура органов, занимающихся этой борьбой под эгидой Совета национальной безопасности, обеспечено финансирование данной программы (в начале 90-х гг. было выделено 10 млрд. долларов.). В 1974 г. был создан Ис­полнительный комитет, в состав которого вошли представите­ли только тех организаций, обязанности которых по борьбе с терроризмом определены законом, а именно: государственного департамента, министерства обороны, юстиции, ФБР, финансов и энергетики, ЦРУ, федерального управления авиации, объеди­ненного комитета начальников штабов.

В США для раскрытия криминальных взрывов создано бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию (АТФ).

В структуру АТФ входят Национальный лабораторный центр и две региональные лаборатории, одной из задач которых является исследование вещественных доказательств, связанных с пожарами и взрывами, и 4 национальные группы быстрого реагирования, действующие на всей территории США.

Раскрытие рассматриваемых преступлений, проведенных террористической группой или совершенных в высших учебных заведениях, а также при обнаружении ВВ на территории правительственных зданий и в случаях, когда совершенное преступление затрагивает дипломатические отношения с другими государствами, отнесено к компетенции ФБР. В структуре ФБР функционируют отдел по уголовным расследованиям и отдел физико-химических экспертиз ВВ. В специальных подразделениях полиции США важное значение придается подготовке плана осмотра места происшествия, в котором четко определяются действия руководителя оперативной группы и ее членов.

В плане находят отражение следующие вопросы:

Распределение обязанностей между членами группы;

Разработка схемы осмотра места происшествия и последовательность его проведения, первичный осмотр места происшествия, оценка собранных вещественных доказательств, организация доставки технико-криминалистических и иных средств, необходимых для осмотра места происшествия;

Организация работы членов оперативной группы на месте происшествия в соответствии с их опытом и знаниями;

Обеспечение контроля за доступом на место происшествия лиц, не входящих в состав оперативной группы.

Особо важное значение придается организации координирующего звена по обмену информацией между сотрудниками, осуществляющими следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. На эту группу возлагается также информирование представителей соответствующих инстанций о ходе раскрытия преступления; совместных действиях, проводимых оперативными группами на месте происшествия и за его пределами, организация обмена сведениями между оперативными работниками и группами, организация деловых встреч представителей оперативных групп, организаций.

Планом предусматривается также задействование других лиц:

Фотографа,

Составителя схем места преступления,

Конкретных лиц, ответственных за изъятие вещественных доказательств и их сохранность.

В раскрытии преступлений, связанных с применением ВУ, хищением огнестрельного оружия, широко используются специалисты в различных областях науки и техники, которые оказывают экспертную помощь оперативным работникам.

После принятия всех мер безопасности, по согласованию с сотрудниками подразделения, занимающегося обезвреживанием ВУ, начинается так называемый "осторожный" осмотр местности, на территории которой сработало ВУ, а также на подходах к нему. По мнению сотрудников ФБР, членам оперативных групп, задействованных на месте происшествия и за его пределами, следует избегать поспешных выводов, которые в перспективе могут свести к нулевому варианту их работу, а также сосредоточения внимания только на поиске вещественных доказательств, относящихся непосредственно к ВУ или к огнестрельному оружию. Такой поиск может привести к тому, что будут упущены другие важные доказательства вещественного или информативного характера.

Члены оперативной группы при осмотре места происшествия исходят из следующей предпосылки: все, что находилось на участке местности до взрыва или после взрыва объекта, остается там и после взрыва. Цель такого осмотра - получение общего представления о характерных особенностях места происшествия, сбор максимума вещественных доказательств с принятием мер предосторожности. В отдельных случаях для получения общей картины места происшествия, связанного с использованием ВУ, целесообразно применять и аэрофотосъемку.

По завершении "осторожного" осмотра места происшествия проводится детальный осмотр всей территории, цель которого обнаружение частиц ВВ, механизма инициирования взрыва, упаковки устройства.

В ФРГ после острых дебатов бундестаг утвердил новое зако­нодательство по борьбе с терроризмом (Аnti-Terror Gesetz). В уголовном кодексе ФРГ значительно расширена формулировка параграфов, касающихся "создания и участия в террористичес­ких организациях": опасными признаны действия, направлен­ные на разрушение железнодорожных и портовых механизмов, сооружений аэропортов и промышленных предприятий и преж­де всего атомных; под статью "о подстрекательстве к общественно опасным деяниям" подпадают теперь лица, печатающие и распространяющие различные листовки и прокламации (инст­рукции по изготовлению самодельных взрывных устройств или способов по выведению из строя мачт высоковольтных линий и т.д.); введена новая статья, расширяющая прерогативы генераль­ного прокурора ФРГ, которому вменяется в обязанность прямое участие в разбирательстве дел, связанных с деятельностью на территории ФРГ иностранных террористических организаций и их судебным преследованием. Министерства и ведомства обяза­ны сообщать в Федеральное ведомство по охране конституции обо всех известных случаях и фактах возможного нанесения ущерба государственной безопасности и, в частности, о террорис­тических акциях.

Для организации контртеррористических мероприятий сформированы специальные подраз­деления.

Во Франции нет громоздкой узкоспециализированной служ­бы, занимающейся исключительно борьбой с терроризмом. Вместо этого осуществляется мобилизация и координация действий подразделений министерства внутренних дел, армии и всех заинтере­сованных служб, способных внести свой вклад как в профилактику, так и в подавление терроризма. Под непосредственным руковод­ством генерального директора национальной полиции создано под­разделение по координации борьбы против терроризма (U.C.L.A.T.). В нем образован специальный "отдел по расследованию, содействию, вмешательству и устранению". Последний оказывает свое содействие по запросу служб во время проведения контртеррористических акций, когда требуется высокое профессиональное мастерство, либо осуществляет специальные миссии в виде наблюдения и слежки на национальной территории. Руководитель U.C.L.A.T. при необходимости в кризисных ситуациях собирает своих представителей из служб, занимающихся борьбой с терроризмом.

Помимо этого, существует подразделение, которое координи­рует во Франции работу немецких, испанских, итальянских, бри­танских служб, занимающихся борьбой с терроризмом, и деятель­ность отрядов французских полицейских в странах, объединенных двусторонними соглашениями о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, включая ФРГ, Италию, Испанию, Великобрита­нию. Координация обеспечивается межминистерским комитетом до борьбе с терроризмом, объединяющим под председательством министра внутренних дел министров юстиции, иностранных дел, обороны и других высокопоставленных чиновников.

Проблемы недопущения террористических акций обсуждаются и по ним принимаются решения в рамках Национального совета по безопасности под руководством премьер-министра.

Информационным обеспечением занимаются главным об­разом два управления национальной полиции, одно из которых ведает общей информацией по всем вопросам, касающимся внут­реннего терроризма и его возможных последствий в междуна­родном плане, а второе - отслеживает действия на территории страны иностранных террористических групп. Тем не менее, сбор информации по своим каналам осуществляют и другие службы, в частности контрразведка и военная разведка. Все прочие образования национальной полиции, особенно воздушная, пограничная и городская полиция, национальная жандармерия носят свой вклад в профилактику и пресечение терроризма. При этом активно используются традиционные оперативно-розыскные мероприятия.

Действуют также отряды по борьбе с терроризмом, которые используют опыт, накопленный формированиями по борьбе с бан­дитизмом, функционировавшими в течение последних десятиле­тий при крупных подразделениях национальной полиции в Па­риже, Лионе, Марселе и других городах. В столице, особенно в районах расположения аэропортов, железнодорожных и морс­ких вокзалов, борьбу с терроризмом и бандитизмом ведет бри­гада по борьбе с бандитизмом парижской префектуры полиции, из состава которой выделена бригада розыска и проведения акций. Их задачей является главным образом патрулирование в целях поддержания общественного порядка в местах наиболь­шего скопления людей, пресечения проявлений паники и оказа­ния психологического давления на террористов, что немаловаж­но и может предотвратить некоторые кровавые акции.

В обеспечении безопасности большое значение придается внедрению и применению современных технических средств, использованию специально обученных собак для обнаружения взрывных устройств и нейтрализации дей­ствий опасных преступников.

Одним из важнейших направлений французской системы борьбы с терроризмом является программа действий специальных сил при захвате террористами заложников. В этих случаях помимо сил правопорядка предусматривается участие членов се­мей пострадавших или террористов, врачей, психологов, психиат­ров, инженерно-технических работников, спасателей, пожарных и др. Руководитель полицейского подразделения при этом отвеча­ет за подготовку и организацию деятельности соответствующих структур, обеспечение их разведывательной и оперативно-розыск­ной информацией, работу штабов, взаимодействие с другими сила­ми, анализ обстановки, выработку проектов решений и т.д.

Огромный опыт борьбы с разного рода экстремистскими проявлениями накоп­ленв Израиле. Контртеррористическая деятельность израиль­ских служб безопасности базируется на принципе "никаких уступок террористам", ибо давно уже доказано, что уступки тер­рористам только порождают новый террор. Деятельность из­раильских спецслужб - яркий пример именно такого бескомп­ромиссного подхода. Хотя, безусловно, такая позиция, сопря­женная с огромными трудностями, а зачастую и жертвами, тре­бует от властей исключительной выдержки и огромной ответ­ственности перед гражданами.

Израильские власти пошли на создание спецподразделений, но борьбе с терроризмом. Этим в 60-70-е гг. занималась контртеррористическая бригада, которая провела ряд успеш­ных операций, в частности сопровождение 90 пассажиров само­лета компании "Sabena", захваченных террористами в аэропорту Лод в 1972 г. Позднее на ее базе было создано подразделение общей разведки 269.

Израильский опыт борьбы с терроризмом представляется ценным не только с технической точки зрения, но прежде всего в плане исключительной последовательности проведения бескомпромиссной, жес­ткой линии в отношении преступников, исключающей их уход от ответственности. Израильтяне стали массировано применять в борьбе с террористами вооруженные силы, де-факто, придав преступникам статус воюющей стороны.

Израильский опыт убедительно демонстрирует, что основную роль в борьбе с терроризмом должно играть специально предназначенные для этого службы и подразделения, исполь­зуя гибкую тактику, все многообразие находящихся в их арсе­нале способов и средств. Привлечение вооруженных сил не дол­жно, однако, при этом полностью исключаться, но они могут выполнять лишь вспомогательные функции (охрана важных объектов, поддержка контртеррористических операций, обеспе­чение психологического эффекта присутствия в наиболее веро­ятных местах проведения акций и пр.).

Изучение и обобщение зарубежного опыта является важ­ным условием выработки эффективных мер борьбы с терро­ризмом, обеспечения безопасности личности и общества в Российской Федерации.

Контрольные задания:

1. Изложите основы проведения контртеррористической операции.

2. Раскройте тактику действий ОВД по пресечению террористической акции в форме взрыва.

3. Изложите тактику действий ОВД по освобождению заложников.

4. Расскажите о тактике действий ОВД по ликвидации незаконных вооруженных формирований.

5. Раскройте основы тактики действий ОВД по пресечению захвата воздушного судна.

6. Осветите зарубежный опыт борьбы с терроризмом.


Заключение

Предупреждение и пресечение терроризма представляют собой исключительно сложные задачи, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, экономическими, религиозными и историческими причинам, а также неадекватностью мер правового, организационного, профессионального характера, направленных на борьбу с этой глобальной угрозой человечеству.

Настоящим изданием автор не претендует на всестороннее и полное изложение этой проблемы, а также выработку готовых решений на все случаи жизни, учитывая великое многообразие форм, методов и проявлений терроризма. Многие рекомендации - это "штучные" решения, основанные на всестороннем анализе конкретных ситуаций.

Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом принадлежит координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла. Поэтому подход к решению этой проблемы должен отражать данное обстоятельство. Это относится к согласованному и однозначному пониманию терроризма, созданию более эффективных международных правовых актов и особенно комплексных программ борьбы с ним, совместному планированию и осуществлению предупредительных, оперативно-розыскных, экономических, силовых и иных мероприятий, задержанию и преданию суду террористов.

Защита от террористов может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на профессиональном уровне компетентными специалистами, в том числе специалистами органов внутренних дел.


Библиографический список использованной литературы:

Часть 1

Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М, 1998.- 306 с.

Артамошкин М.Н. На повестке дня - борьба с терроризмом// Общественная безопасность. 2000.- Сб.4.- С.4-13.

Афанасьев Н.Н., Кипятков Г.М., Спичек А.А. Современный терроризм: идеология и практика.- М.: ВНИИ МВД СССР, 1982.

Вестник МВД России. 2000. N 1. С.5-7, 32, 43, 56, 90.

Дзыбов М., Пучков В. Оценка опасности чрезвычайных ситуаций. // Гражданская защита 1998.- N 7.- С. 74-75.

Дэвис Л. Терроризм и насилие. Террор и катастрофы. Перевод с англ. - А. Марченко, И. Соколова. Смоленск: Русич, 1998. – 496 с., ил. ("Omnibus Rebus").

Киреев М.П. Терроризм - проблема общая.// Вестник МВД РФ, 1994, N 6, с. 141.

Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений /Под общ. ред. А.Е. Тараса.- Мн.: Харвест, 2000. С - 448. ("Коммандос").

Костюк М.Ф. Терроризм: уголовно-правовой аспект// Проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью: Материалы науч.-практ. конф./Под общ. ред. Л.В.Сердюка. - Уфа: УЮИ МВД РФ,1999, с. 67.

Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века/Под общ. ред. А.И. Гурова.- М.: ВНИИ МВД России, 2000.- с. 96.

Ларин А.М. Чрезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов//В кн.: Право и чрезвычайные ситуации. - М., 1992.- С.109-110.

Малая война (Организация и тактика боевых действий малых подразделений): хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас.- Мн.: Харвест, 2000.- 512 с.- "Коммандос".

Манацков И.В. Политический терроризм (Региональный аспект)//Автореф. канд. философ. наук. Ростов-на-Дону, 1998, 22 с.

Миньковский Г.М., Ревин В.П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним//Государство и право.- 1997.- N 8.- С.84-91.

Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. - М.: Щит-М, 1999. 216 с.

Ситковский А.Л., Разинков Б.И., Хмель А.П. Преступления, совершаемые с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. Их влияние на криминальную ситуацию в стране.// Вестник МВД РФ, 1998, N 2-3, с. 98.

Террор и антитеррор: Покушения, взрывы, убийства / Автор-составитель Т.И. Ревяко.- Минск: Литература, 1997.- 608 с.- (Энциклопедия преступлений и катастроф).

Часть 2

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. Законов Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 5304-1, Федеральных законов от 15 июля 1996 г. N 73-ФЗ, от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ, от 6 декабря 1999 г. N 209-ФЗ 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ)//Собрание законодательства Российской (СЗ РФ). 1999. N 14. Ст. 1666.

Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (ВСНД РФ и ВС РФ). 1992. N 15. Ст. 769; 1993. N 2. Ст. 77.

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"// ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации"// СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"// СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране"//СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"// СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом"// СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"// СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом"//Российская газета. 1996. 12 марта.

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации"// СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.

Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706. "О Военной доктрине Российской Федерации"//СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852.

Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. N 1225 "О мерах по повышению эффективности контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 61 и от 27 марта 2001 N 346)//Российская газета. 2001. 23 января.

Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 2001 г. N 346)//Российская газета. 2001. 23 января.

Указ Президента Российской Федерации от10 января 2002 года N 6 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 года"//Российская газета. 2002. 12 января.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола"//СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4916.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1302 "О Федеральной антитеррористической комиссии"//СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5697.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. N 660 "Об утверждении Перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1025)//СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3363; N 38. Ст. 4538.

Постановление Правительства Российской Федерации 15 сентября 1999 г. N 1040 "О мерах по противодействию терроризму"//СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4550.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года//СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

Конвенция (международная) о борьбе с бомбовым терроризмом//СЗ РФ. 2001. N 35. Ст. 3513.

Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г.// Сборник документов МВД РФ "Сотрудничество государств в борьбе с преступностью", - М., 1993. С. 15-20.

Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом от 8 сентября 2000 г.// Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных правовых актов: в 3-х томах. Том 1/Отв. ред. Васильев В.А., составители Москалькова Т.Н., Черников В.В.,- М.: МСС, 2001, с. 726-732 (816 с.).

Приказ МВД РФ от 28 февраля 2000 г. N 221 "О мерах по совершенствованию сотрудничества по линии Интерпола".



Похожие статьи