Демократический тип управления. Основные формы и типы демократии

Общая характеристика демократии

В современной политической науке и литературе одним из наиболее часто употребляемых категорий выступает термин «демократия». Такая ситуация, с одной стороны, объясняется популярностью демократии, как формы устройства современного государства, а с другой – внутренней сложностью, многогранностью и многокомпонентностью рассматриваемого понятия.

В наиболее общем виде, демократию принято определять следующим образом:

Определение 1

Демократия – самостоятельный политический режим, основным сущностным признаком которого выступает метод коллективного принятия решений, при равенстве воздействия участников на исход процесса или его отдельные стадии.

Классический демократический режим, безотносительно к его конкретным формам и разновидностям обладает рядом отличительных особенностей:

  • Формирование высших органов государственных лиц и избрание должностных лиц происходит в результате честных, состязательных выборов, путем свободного волеизъявления лиц, обладающих избирательным правом. При этом в демократическом государстве правом избирать и быть избранным, по общему правилу, обладают все совершеннолетние, дееспособные граждане, независимо от их пола, образования, национальности, социального и имущественного положения, и т.д.
  • Единственным легитимным источником государственной власти обладают не властные органы, а народ соответствующей страны;
  • Внутри демократического общества широко развиты и активно применяются методы самоуправления, направленные на достижение общего блага и удовлетворение различных общесоциальных и индивидуальных экономических, культурных, духовных, и иных потребностей.

При этом, как было отмечено выше, несмотря на наличие рассмотренных общих признаков, конкретные особенности демократии различаются в зависимости от конкретных государств и исторических периодов, что во многом обусловлено преобладанием различных видов и форм демократии в соответствующих условиях.

В этой связи, для формирования целостного восприятия о сущности демократии предлагается рассмотреть выделяемые в современной литературе типы и виды демократии.

Типы демократии

Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию.

Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов. Однако было бы неверным утверждать неприменимость прямой демократии в условиях современных государств, поскольку в настоящее время, в том числе в Российской Федерации, механизмы непосредственной демократии активно применяются в рамках местного самоуправления, например, путем общего собрания, схода граждан, проведения публичных слушаний по вопросам местного значения, и т.д.

Представительная демократия , содержание которой заключается в опосредованном участи граждан в принятии решений, проведении выборов в органы власти собственных представителей, призванных выражать интересы избирателей, принимать справедливые законы, отдавать распоряжения, и т.д. Представительная демократия, как тип рассматриваемой категории в современных условиях получила большее распространение, поскольку она эффективнее решает вопросы политического участия граждан в жизни страны, обладающей обширной территорий, в связи с чем затрудняется регулярное непосредственное участие граждан в решении необходимых вопросов.

Кроме того, в рамках рассматриваемой типологии иногда выделяется третья форма демократии – плебисцитарная, сущностные признаки которой позволяют говорить о ее отнесении к промежуточному типу, между прямой и непосредственной демократией.

Определение 2

Плебисцитарная демократия – тип демократии, в рамках которого возможности политического влияния граждан ограничиваются путем конкретизации тех вопросов, в решении которых допускается непосредственное народное волеизъявление. Чаще всего, такими вопросами признаются одобрение проектов наиболее важных нормативных актов, решений, которые подготавливаются в рамках деятельности органов государственной власти и должностных лиц.

Виды демократии

Наряду с рассмотренной выше типологией демократии, в специальной литературе также обнаруживаются различные виды демократии, в основание которых, как правило, положены политические взгляды ученых, обосновывающих целесообразность выделения того или иного вида демократии. Так, в частности, на современном этапе выделяют:

  • Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;
  • Имитационная демократия – вид демократии , при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;
  • Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;
  • Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.

Теории и модели демократии. Демократический режим.

Самое простое определение демократии – это власть народа. Согласно определению американских просветителей, демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. Современные демократии наследуют многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.

Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). Правда, сегодня появляются концепции демократии, критически относящиеся к мировоззренческим истокам современности, - дискурсивная демократия, теледемократия, кибердемократия, - но пока они находятся на периферии, занимают маргинальное положение в современной демократической теории и практике.

Все многообразие теоретических моделей современной демократии тяготеет к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли 16-19 веков. Речь идет о либерально – демократической и радикально – демократической теориях (схема 3).

Либерально – демократическая и радикально – демократическая теория демократии.

В либерально – демократических концепциях свобода человека означала моральную автономию рационально определять свою жизнь и правила общения с другими людьми, которые не должны нарушать его индивидуальных прав. Государство, возникающее на основе договора между людьми ограничивается правом. Таким образом, данная демократическая парадигма основывалась на предпосылке автономного индивида, общество при этом трактовалось как сумма свободных индивидов, а общественный интерес – как интерес всех. Частная жизнь здесь цениться больше, чем жизнь общественная, а право выше, чем общественное благо. Концепция либерально – демократического толка допускают лишь “ограниченное государство”, государство “ночного сторожа”. Такое государство не возможно без договора между людьми, а представители государства избираются населением. Свобода в таком государстве ограничена только законом, а само государство должно строится по принципу разделения властей. Правомерный при голосовании принцип решения по большинству голосов дополняется принципом защиты прав меньшинства.

Либерально – демократическая и радикально – демократическая парадигмы представлены здесь лишь в самом общем и огрубленном виде, но они позволяют увидеть за внешним многообразием существующих современных моделей демократии единство в истоках. Опишем некоторые наиболее распространенные и используемые сегодня в политической науке теоретические модели демократии.

Модель конкурентной элитистской демократии. Основателями данной модели демократии можно считать Макса Вебера и Йозефа Шумпетера. Главное, что было использовано в политологии, - это определение демократии через систему верований в легитимность существующего политического порядка на основе права, приверженность всех правилам политической игры.

Шумпетер дал классическую формулировку демократии как конкуренции между двумя или более группами элит за власть на более или менее регулярных и открытых выборах. Она стала одной из основных при выборе переменных в сравнительном исследовании демократических систем. Он определял новую концепцию демократии: “Демократический метод – это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей”.

Обосновывая данную концепцию, он видел ее преимущества в том, что касается легко проверяемых эмпирических вещей – наличия или отсутствия демократической процедуры. Классическая теория демократии не содержала такого критерия, так как воле и благу народа могли служить и недемократические режимы и правительства.

Модель демократии Липсета – Лернера. Эту модель демократии иногда определяют как “политико – модеонизационную теорию”.

Демократия в этой модели выступает, прежде всего, результатом развития ряда социальных и экономических условий. Если Лернер делал акцент на деятельности различных элитных групп, на наличие развитых средств массовой коммуникации, то Липсет -–на конкуренции элит, поддержки населением существующих правил политической игры и эффективности действия демократий как условия стабильности и поддержки режима.

Собственно концепциолизация демократии в данной модели отражает следующие ее основные характеристики: политико-культурные, политико-структурные, политико-институциональные, политико – партисипаторские.

Так, Липсет определяет демократию как политическую систему, которая имеет постоянные конституционные возможности для замены правящих лиц. Ученый выделяет необходимые условия:

Система верований, легитимизирующих демократическую систему и отдельные ее институты;

Некоторый набор политических лидеров, осуществляющих управление;

Одна или больше групп лидеров вне правительства.

В этом смысле политическая система демократии считается стабильной, если в ней существует ценностная система верований, позволяющих мирно осуществить “игру” власти.

Модель “полиархической демократии” Роберта Даля . Эта модель следует общей направленности либеральной демократической теории, но в ней более подробно анализируется набор условий, определяющих действительную, а не формальную демократию.

Для более строгой концептуализации Даль избирает два основных измерения политических систем: степень оппозиционности и уровень политического участия населения в выборе элит. Полиархия у Даля не тождественна демократии.

Во – первых, если демократия является идеальным типом политических систем, то полиархия характеризует реальный тип.



Во – вторых, полиархия является подобно демократии качественным признаком политических систем и вместе с тем их измерением.

В – третьих, поскольку полиархия не совпадает с демократией, то ее характеристика как демократического режима ограничивается лишь наиболее общими институциональными требованиями.

В – четвертых, полиархия как термин применяется для характеристики всей национальной системы, а не отдельных ее уровней.

На основании характеристики, присутствующей уже в популистской модели демократии Даль формулирует правило, гласящее, что из существующих вариантов политических курсов выбирают тот, которому отдано предпочтение большинства членов общества. Полиархическая процедура принятия решения, основанная на данном правиле, регламентируется следующими условиями:

Победившим объявляется вариант, получивший наибольшее число голосов;

Распоряжения выборных официальных лиц выполняются.

Экономическая модель демократии Энтони Даунса. Данная модель демократии сформировалась в политической науке и активно используется сегодня в сравнительной политологии. Она явилась результатом экспансии экономического метода на различные отрасли социального исследования в 50-е годы.

В своей модели демократии он акцентировал внимание на деятельности правительства в связи с электоральным поведением и общественным мнением.

Цель, которую он поставил перед собой, состояла в том, чтобы “дать правило поведения в демократической системе управления и обнаружить его смысл”. Пытаясь сконструировать модель рационального политического поведения, он и строит свою экономическую теорию демократии.

Прежде всего, отметим, что экономическая модель демократии базируется на идее рациональности политического поведения. Рациональное повеление является предсказуемым. При таком подходе политика рассматривается в виде рынка. Две основные посылки экономической теории демократии в этой связи являются важными: 1. “каждое правительство пытается максимизировать политическую поддержку”, 2. “каждый гражданин пытается рационально максимизировать полезность результата своего действия”.

Итак, демократический процесс управления предлагает:

1. периодические выборы,

2.соперничество между двумя или более партиями,

4. что победившая на выборах партия управляет правительством без посредства парламента до следующих выборов,

5.невмешательство в право оппозиции выражать себя и организовывать кампании и запрет на изменение периодичности выборов.

Демократическая модель “прав человека”. Начиная с 70-х годов так называемые электоральные модели демократии подвергаются все большей критике за электоральный редукционализм, за акцент на институциональных условиях демократии, за минимализм в отношении идеи прав человека. Возникает значительный интерес к правам человека как основной переменной сравнительного изучения демократий и в целом политических систем.

Согласно демократической модели “прав человека”:

Реальная власть принадлежит избранным должностным лицам и лицам, ими назначенным.

Исполнительная власть конституционно ограничена и ответственна перед другими государственными институтами.

Результаты выборов не предопределены.

Культурные, этнические, религиозные и иные меньшинства, равно как и традиционно находящиеся в выгодном положении большинство, не ограничены в выражении своих интересов в политическом процессе и в использовании своего языка и культуры.

Граждане имеют множество постоянных каналов и средств выражения своих интересов и ценностей.

Граждане имеют свободный доступ к альтернативным источникам информации.

Индивиды обладают основными свободами: веры, мнения, дискуссии, речи, публикаций, собраний, демонстраций и петиций.

Граждане политически равны перед законом.

Правление закона защищает граждан от несправедливых: ареста, ссылки, пыток и чрезмерного вмешательства в их личную жизнь.

Представленная модель демократии широко используется для анализа уровня развития прав человека, свободы и демократии.

Следует заметить, что концепция прав человека сегодня приобрела универсальное значение.

Институциональная модель “интегративной демократии”.

Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму.

1. Существование в обществе множество интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.

2. Гарантированный доступ групп к политическим институтам.

3. Всеобщее избирательное право.

4. Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.

5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.

6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.

7. Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.

Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий. 1. Это высокий уровень экономического развития. 2. Это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства. 3. Это согласие общества таких базовых ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности. 4. Это ориентации значительной части населения на политическое участие или, говоря другими словами, доминирование активисткой культуры.

Заключение.

Понятие “политический режим” раскрывает функциональный аспект политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.

Основными типами политических режимов являются тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Наряду с общепринятой типологизацией существуют типологии политических режимов, разработанные Далем и Блонделем. Некоторые исследователи выделяют в качестве определенной разновидности гибридные режимы, характеризующиеся сочетанием черт авторитаризма и демократии.

Одним из наиболее многозначных понятий политической науки является демократия. В истории политической мысли выделяются две основные трактовки демократии: либерально – демократическая и радикально – демократическая. Среди современных теоретических моделей демократии можно отметить: модель конкурентной элитистской демократии, модель Липсета – Лернера, модель “ полиархической демократии” Даля, экономическую модель Даунса, демократическую модель “прав человека”, модель “интегративной демократии”.

Список используемой литературы .

М. А. Василика “Политология” Учебник, М.: Гардарики 2005.

В. П. Пугачев “Политология. Справочник студента”. М.: Филологическое общество “СЛОВО”, ООО Фирма “Издательство АСТ”, 1999.

В. А. Мальцев “Основы политологии”, Учебник для вузов – М.: ИТРК РСПП, 1998.

К. С. Гаджиев “Политология” Учебник – М.: Высшее образование, 2005.

А. А. Радугина “Политология”.

В. А. Мельник “Политология”.

В. С. Дробышевский, Л. А. Смирнов “Политология”.

Современная демократия

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются:

  • народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;
  • свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;
  • политический плюрализм;
  • гарантированный доступ всех к политическим институтам;
  • контроль представительных институтов за работой правительства;
  • устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципы демократии:

  • принцип народного суверенитета, согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ
  • свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей
  • участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)
  • конституционализм , при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом
  • наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство
  • принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на:

  • прямую;
  • представительную.

Прямая демократия

Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных . Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Демократический тип управления - теория, особенности, преимущества, недостатки

Демократический тип управления - это совокупность приемов и способов управления, основанных на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления организации подчиненных. Демократичный руководитель оказывает влияние на коллег с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и профессионализм подчиненных.

Демократический тип больше подходит для формирования командных взаимоотношений, так как предполагает формирование доброжелательных и открытых взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между коллегами. Такой стиль максимально сочетает методы убеждения и принуждения, помогает каждому сотруднику четко формулировать его личные цели, устанавливать эффективную коммуникацию между менеджерами и работниками.

К недостаткам демократического типа можно отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблем, что в условиях цейтнот может снизить эффективность управления.

Демократический тип характеризуется предоставлением подчиненным относительной своды в пределах выполняемых ими задач и их квалификации. Такой стиль является коллегиальным. Он дает большую свободу деятельности сотрудником под контролем руководителя.

Менеджер-демократ использует механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям подчиненных в участии, принадлежности, самовыражении. Он предпочитает работать в команде.

Демократ следующим образом относится к своим подчиненным и их работе:

Труд - это естественный процесс. Если условия его благоприятные, то сотрудники не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

Если работники принимают участие в организационных решениях, они будут заниматься самоконтролем и самоуправлением;

Приобщение к определенным задачам - это вознаграждение, связанное с достижением цели;

«Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично»;

Настоящий менеджер-демократ не стремится навязывать свою волю подчиненным;

Демократ разделяет с ними власть и контролирует результаты их деятельности.

Организации, где преобладает демократический тип управления, характеризуются децентрализацией полномочий. Рядовые сотрудники принимают участие в подготовке и принятии решений, пользуются свободой в выполнении задач. Кроме того, созданы предпосылки для выполнения работы, проводится регулярная и справедливая оценка усилий, существует уважительное отношение к работникам и к их потребностям.

Менеджер прикладывает много усилий для создания атмосферы открытости и доверия для того, чтобы при необходимости подчиненные, не стесняясь, могли обратиться к руководителю за помощью.

В своей деятельности менеджер-демократ опирается на весь коллектив. Он пытается научить сотрудников вникать в суть проблем подразделения, выдавать им необходимую информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения.

Сам лично менеджер занимается лишь наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя сотрудникам решать все остальное самим.

Он не подвержен стереотипам и изменяет свое поведение согласно изменяющимся ситуациям, структуры коллектива и т.п.

Распоряжения выдаются не в форме предписаний, а в форме предложений с учетом мнений коллег. Это объясняется убежденностью, что в умело организованном процессе обсуждения всегда будут найдены наилучшие решения проблем.

Руководитель-демократ хорошо разбирается в достоинствах и недостатках исполнителей. Он ориентируется на возможности работника, на его стремление к самовыражению при помощи своего интеллектуального и профессионального потенциала. Желаемых результатов менеджер достигает посредством убеждения подчиненных в целесообразности и значимости возлагаемых на него обязанностей.

Менеджер все время обстоятельно информирует сотрудников о состоянии дел и перспективах развития коллектива. Такой подход позволяет легче мобилизовать коллег на выполнение поставленных задач.

Будучи хорошо информированным о положении дел в подразделении и или организации, о настроениях подчиненных, руководитель-демократ в отношении коллег всегда тактичен, а также с пониманием относится к их интересам и запросам. Конфликты такой менеджер воспринимает как закономерное явление. Он старается сделать из них выводы на будущее, вникая в их причину. При такой системе общения деятельность менеджера сочетается с его работой по воспитанию подчиненных, а также между ними укореняются чувства доверия и уважения.

При демократическом стиле поощряется творческую активность сотрудников (часто посредством делегирования полномочий), что способствует созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Сотрудники осознают свою значимость и ответственность в решении вопросов, стоящих перед организацией. Дисциплина переходит в самодисциплину.

Демократический стиль не затрудняет единоначалия, тем более не ослабляет власть руководителя. Наоборот, авторитет и реальная власть менеджера возрастают, так как он управляет подчиненными без грубого нажима, опираясь на их способности и считаясь с их достоинством.

Преимущества демократического стиля:

Вероятность принятия ошибочных решений ниже, чем при любом другом типе, так как решения принимаются коллегиально.

Большая удовлетворенность сотрудников своим трудом, как следствие, большая эффективность их деятельности.

Меньшие затраты на контроль исполнения принятых решений, так как подчиненные, принимая участие в выработке и принятии решений, заранее готовы принять на себя ответственность за их выполнение, если последние дойдут до стадии реализации.

Недостаток демократического типа управления - большие затраты времени на выработку и принятие решения.

Следует отметить, что при всех своих преимуществах, демократический стиль управления будет эффективен далеко не во всех организациях. Важным условием для его эффективности является подготовка персонала к ответственности, которая возлагается на них участи в принятии решений. Кроме того, важно, чтобы большинство сотрудников обладало творческим потенциалом, а также необходимой квалификацией для принятия решения. Например, для организаций по строительству коттеджей, где большинство сотрудников - рабочие без высшего образования. Такой стиль руководства вряд ли подойдет, т.к. для большей эффективности им необходимо выдавать четкие задания, устанавливать четкие сроки. Чаще всего, они получают заработную плату за определенное количество выполненных работ, следовательно, им просто невыгодно и некогда принимать решения. С другой стороны, для творческих коллективов такой стиль руководства был бы идеальным. С одной стороны, творческие личности не терпят жестких рамок, с другой стороны, принимая решения сами или участвуя в их принятии, они просто не смогут не соблюдать их. Пустить работу на самотек в таком коллективе тоже не правильно, поскольку творческие люди часто «витают в облаках», что приводит к снижению эффективности их работы.

«Область применения демократического стиля;

Достаточно развитые в квалификационно-интеллектуальном аспекте коллективы с высоким уровнем организации.

Стабильный процесс производства, подвергаемый лишь локальным изменениям, не изменяющих его основного содержания.

Относительно слабое влияние на объект управления изменений, происходящих во внешнем окружении (среде)».

Профиль личности сотрудника и трудовой функционал

Профиль личности сотрудника - это документ, в котором содержатся требования, предъявляемые к личности сотрудника. Личностный профиль создается, исходя из профиля должности. Он содержит требования личностным особенностям человека: особенностям мышления, характера, степени обучаемости и т.д. Профиль личности сотрудника - это часть профиля должности. Помимо профиля личности сотрудника профиль должности содержит и трудовой функционал сотрудника. ниже подробнее рассмотрим принципы создания профиля должности, т.к. в нем отражаются и личностный профиль сотрудника и трудовой функционал.

Профиль должности - это документ, в котором приводится описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности и психофизиологических требований, предъявляемых к работнику. Профиль должности является основой профотбора, профессионального обучения, рационализации труда.

Обращаясь к профилю сотрудника, можно получить информацию о требованиях к должности, который позволяет специалисту принять решение о том, подходит данный человек для выполнения заданной работы или нет, потому что личностные особенности и свойства познавательной сферы изменить крайне сложно. В этом случае профиль позволяет увидеть ключевые требования к способностям, свойствам и качествам, предъявляемым к сотрудникам.

Профиль личности содержит модели профессиональных компетенций, которыми должны обладать работники. Профиль позволяет увидеть допустимые отклонения от эталонных требований к уровню знаний, умений и навыков сотрудника, так как модель компетенций содержит шкалу их выраженности.

Основываясь на комплексный профиль должности, менеджер выбирает методы, соответствующие компетенциям, закрепленным в профиле, и оценивает каждую методику с точки зрения ее точности, необходимости и достаточности, что увеличивает объективность оценки.

Поскольку профиль содержит количественные и качественные показатели и оценочные критерии, то он позволяет проводить сравнения результатов сотрудников, полученных в ходе оценки, с эталонными требованиями.

Если же оценка является регулярным инструментом, то профиль позволяет видеть динамику изменений и сравнивать результаты, полученные в разное время.

Профиль должности - это стандарт должности, согласно которому специалисты в области управления персоналом смогут построить все HR-процессы для данной должности в частности и для предприятия в целом: подбор персонала, адаптацию, оценку, мотивацию и развития.

В текущей практике существует два подхода к системе профилирования должностей:

Ситуативный - профиль создается при необходимости. В этом случае его создатель, как правило, ограничен во времени, поэтому чаще всего получается не профиль должности, а некая заготовку для его создания.. Обычно формируется перечень общих пунктов, таких как описание рабочего места, функции, права, некоторые навыки, обязанности, формальные требования к сотруднику (пол, возраст, опыт, образование).

Методический - профилирование должности является самостоятельной задачей отдела персонала. Все создатели описания профилей подходят к этой задаче комплексно, стремятся описать структуру должности, ее особенности, функционал, зоны ответственности, требования к сотруднику, выполняющему должностные обязанности, профиль компетенций, требующихся для выполнения рабочих задач с необходимым качеством, личностный профиль сотрудника.

Важно отметить, что методический подход занимает больше времени, Но в этом такой профиль создается для всей системы управления персоналом.

Профилированием заниматься необходимо. Наличие в компании профилей должности позволяет:

увеличить скорость обработки запросов на поиск и подбор персонала;

снизить риски при поиске и оценке кандидатов, так как существуют стандарты требований к профессиональным качествам сотрудника;

сделать прозрачной для всех участников систему адаптации персонала;

сделать систему оценки регулярной и более объективной.

Структура профиля должности

Сегодня в HR-практике не существует стандарта, определяющего принципы составления профиля должности. Каждый менеджер создает профиль должности, опираясь на собственные представления о полноте профиля и его необходимости. Однако можно выделить элементы, которые, как правило, всегда включаются в профиль должности:

1. Место должности в организационной структуре. Важно определить, какое место занимает должность в общей структуре предприятия, как она взаимодействует с другими должностями: какова система подчиненности, какие смежные подразделения и должности, включенные в них, наиболее часто взаимодействуют с оцениваемой должностью.

2. Структура трудовых функций. Требуется составить описание трудового функционала должности, позволяющее всем пользователям четко и однозначно понимать, какие обязанности выполняет сотрудник, работающий в конкретной должности и в рамках существующих бизнес-процессов.

3. Профиль профессиональных компетенций. Этот раздел профиля представляет собой систему профессиональных компетенций, которыми должен обладать работник, выполняя задачи конкретной должности. Фактически это требования должности к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников. Все компетенции должны быть описаны с помощью индикаторов, а также содержать шкалу оценки или градацию по требованиям к уровню выраженности каждой компетенции. Наличие профиля профессиональных компетенций позволяет вам увеличить качество оценки кандидатов на должность и уже работающих сотрудников.

4. Личностный профиль сотрудника. Информация этого раздела содержит требования к уровню выраженности личностных особенностей, свойств и качеств человека. В этот раздел не нужно включать лишние качества. Основное требование к разделу - отразить те свойства, которые могут оказывать значительное влияние на деятельность сотрудника. Отдельное внимание стоит уделить когнитивным процессам, таким, как внимание, память, мышление и т.д. Если для выполнения данных задач требуется освоение постоянно увеличивающегося объема новой информации или обязательного обучения сотрудника новым функциям и операциям, то необходимо оценить уровень обучаемости сотрудника.

5. Формальные требования. Этот раздел чаще всего не создает особенных сложностей менеджерам по персоналу. В него обычно включены требования к полу, возрасту, образованию, опыту специалистов.

Создавая профиль, важно заранее продумать методы оценки тех или иных параметров, описанных в разделах профиля. Можно создать отдельный раздел, в котором содержатся обязательные методы и методики оценки описанных компетенций сотрудника. Такая стандартизация методов оценки персонала позволяет вам сформировать систему сравнения сотрудников между собой и увидеть изменения в выраженности тех или иных свойств и качеств сотрудников на протяжении определенного времени.

Более подробно остановимся на таком разделе профиля должности «Личностный профиль сотрудника»

Личностный профиль - это источник информации о различных аспектах личности.

Часто для определение определенных личностных характеристик человека использует личностные тесты.

Личностный профиль включает в себя три вида информации:

личностные черты;

привычки;

специфические способы поведения.

Также профиль должен содержать информацию о привычках сотрудника. Может быть, она любит ходить на вечеринки и другие общественные Профиль также скажет вам об определенных способах поведения.

Эти три области информации помогают нам получить представление о целостной личности человека.

Сегодня существуют разные теории, которые анализируют и категоризируют личностные черты. Самые известные теории;

теория черт Кеттелла;

теория черт Айзенка;

теория пяти факторов.

Модель черт Кеттелла с помощью факторного анализа разработал 16-факторный опросник, известный как 16PF. Это суть теории черт Кеттелла.

В модели Кеттелла 16 черт. 16 первичных шкал, используемые как основа для 16PF и для описания личности, следующие;

Замкнутость (отстраненность) - Сердечность (заинтересованность в других).

Высокий интеллект - Низкий интеллект.

Эмоциональная неустойчивость (легко расстраивается) - Эмоциональная устойчивость (спокойствие и терпеливость).

Мягкость (услужливость) - Конфликтность (соревновательность).

Озабоченность (серьезность) - Беспечность (импульсивность).

Недобросовестность (не обращает внимания на правила) - Высокая совестливость (стойкий, упорный).

Застенчивость (робость) - Смелость (социальная смелость).

Суровость (независимость; реалистичность) - Нежность (нереалистичность; чувствительность).

Доверчивость (легко приспосабливается) - Подозрительность (скептичность) .

Практичность (конвенциональность) - Мечтательность (неконвенциональность).

Прямолинейность (простота) - Хитрость (расчетливость).

Невозмутимость (уверенность) - Опасливость (тревожность). Консервативность (терпимость к традициям) - Экспериментирование (либеральность).

Зависимость от группы (соглашательство) - Самостоятельность (принятие собственных решений).

Низкий самоконтроль поведения (безразличие к правилам) - Высокий самоконтроль поведения (обязательность).

Расслабленность (спокойствие) - Напряженность (возбудимость).

Личностный тест, основанный на теории Айзенка, стал известен как шест ПЭН, по названию категорий:

психотизм. Тот, кто набрал много баллов по шкале психотизма, говорил Айзенк, имеет высокую агрессию или психотические черты.

экстраверсия. Люди, имеющие высокий балл по этой шкале переживают кортикальное возбуждение, или стимуляцию, клеток мозга.

нейротизм. Люди с высоким баллом по нейротизму скорее всего тревожные и беспокойные, даже когда все хорошо. Они часто переживают синдром «напасть или убежать», который сопровождается повышенным сердцебиением, напряжением мышц и так далее.

Еще одной популярной теорией является пятифакторная. Элементы пятифакторной теории:

экстраверсия;

конформность;

совестливость;

нейротизм;

открытость.

Теории личностных черт существуют большое количество. Все они обладают сходными чертами.

Как уже отмечалось выше, для определения личностных характеристик для составления личностного профиля сотрудника часто используются различные опросники, основанные на теориях личностных черт. Важно отметить, что использовать опросники необходимо обдуманно, желательно проверка полученных результатов при собеседование с человеком.

Еще одни важный раздел профиля должности - трудовые функции. Часто они уже прописаны в должностных инструкциях, однако при составлении профиля важно их проанализировать еще раз, т.к. в российских условиях многие должностные инструкции составляются «для виду» и не имеют ничего общего с реальностью. Четкое выделение трудовых функций очень важно, т.к. именно исходя из них составляется и личностный профиль сотрудника и все другие раздела профиля должности.

При описании трудовых функций необходимо выделить:

Место должности в структуре подчинения;

Административное руководство;

Оперативное руководство;

Должностные обязанности;

Оперативные задачи;

Формы планирования и отчетности;

Зона ответственности.

демократический управление должность профиль

Александр Свияш " Нужно ли все время думать о деньгах? "

Конспект

85% - не могут организовать бизнес и поддерживать его.

2-3% - могут достичь огромных финансовых успеха.

Люди с самым разным уровнем дохода совершают одинаковые ошибки на пути к материальному благополучию. Об этом моя книга.

Когда люди создают бизнес, они ставят перед собой разные цели, помимо зарабатывания денег. Все цели, кроме зарабатывания денег, приводят к неудачи бизнеса.

У каждого человека есть набор важных ожиданий, при разрушении которых человек испытает переживание. При возникновении сложности, при реализации бизнеса (они возникают всегда) люди пугаются.

Думать о деньгах и доходах нужно, все мысли предпринимателя должны обращаться в деньги. Если возникают проблемы с результатом, то у человека возникает страх. А страх способствует возникновению эмоциональных блоков. Поэтому бизнес и рушится. Страх забирает энергию.

Думать о деньгах нужно, каждое действие должно приносить отдачу.

Думать о том, как деньги приведут к результату нужно, но не зацикливаться. Вы будете эффективны.

Наверху целей должны быть деньги, при других целей, денег у вас не будет.

Если вы поймали себя на страхе, неуверенности и т.д., надо с этим работать.

Начиная создавать бизнес не надо тревожиться или бояться, это ведет к неудачи. Вместо того, чтобы видеть возможности, мы думаем о страхах и тревогах. Человек достигает результата, когда думает о результатах.

Все действия нужно оценивать с точки зрения дохода. Все траты должны быть подчинены деньгам.

Нужно убирать страхи!!!

Какие мотивы могут быть у людей, создающих свое дело

Александр Свияш в своем видеоблоге говорит о том, что главной целью при создании бизнеса должны быть деньги. С этим я абсолютно согласен. На мой взгляд, это первый мотив, который движет людьми при создании своего дела. Однако проблема в том, что многие просто стыдятся такой цели. Как бы ни было печально, но в нашем обществе не сильно любят богатых людей, видимо, дают о себе знать отголоски крепостного прошлого.

Итак, многие начинающие предприниматели просто стесняются сказать, что хотят заработать денег. Они начинают выдумывать какие-то другие мотивы. Например, желание самореализоваться, нежелание работать «на дядю», желание управлять людьми, желание работать в заведомо комфортном коллективе и т.д. Таким образом, начинающие предприниматели загоняют главную цель - зарабатывание денег на второй план, что приводит к неудачам.

Как правильно отметил Александр Свияш, люди просто начинают тратить деньги в никуда, не продумывая, какую прибыль могут принести эти затраты. Тем самым, их вновь созданные компании не окупаются совсем или окупаются очень долго.

Итак, я отметил, что самым важным мотивом создания бизнеса являются деньги. Возникает вопрос, а чем не устраивает зарабатывание денег в какой-нибудь компании? Обычно предполагается, что, создав свой бизнес, человек сможет получать неограниченную прибыль.

Выше отмечалось, что многие люди выдают за основной мотив создания бизнеса - самореализацию и т.д. Если разобраться, то ведь под самореализацией многие понимают как раз таки достижение определенного уровня дохода. Многие люди по «нежеланием работать на дядю» понимают невозможность зарабатывать столько, сколько хочется. Таким образом, напрашивается вывод: что всегда основным мотивом создания бизнеса являются именно деньги, но многие люди прикрывают этот мотив другими, тем самым, забывая просчитывать этапы создания бизнеса с точки зрения доходности.

Чем опасен страх и другие негативные переживания

Хочется отметить, что не только Александр Свияш отмечает, что страх мешает достижению целей. Об этом говорят очень многие исследователи способов достижения успеха в жизни, в бизнесе и т.д.

Почему же страх так опасен страх и другие негативные переживания. Дело в том, что, когда человек переживает, боится, тревожится, он невольно проигрывает в голове негативные варианты развития событий, тем самым подсознательно как бы программируя себя на реализацию их.

О таком эффекте пишут и ученые, которые занимаются целеполаганием и коучингом. В этих науках даже есть такая методика - визуализация цели. Специалисты советуют, чтобы наверняка достичь цели, ее необходимо визуализировать любым способом: подробно описать (желательно использовать методику СМАРТ), а еще лучше создать коллаж. Таким образом человек даст себе подсознательную установку на достижение данной цели.

Тоже самое и со страхами, тревогами, переживаниями. Мы подробно прокручиваем негативные ситуации, тем самым подсознательно программируем себя на них. Как говорит Александр Свияш в своей лекции, ставим эмоциональный блок

Еще один немаловажное свойство переживаний, страхов, тревог и т.д. - это большие временные затраты. На переживание этих эмоций мы тратим слишком много времени. Лучше в это время занять самопрограммированием на успех или просто отдохнуть, поспать или пойти продать что-нибудь. Для реализации своих целей это будет куда полезнее.

Какова программа успешного действия в качестве бизнесмена

При создании собственного бизнеса необходимо поставить своей целью зарабатывания денег.

Разработать бизнес план, все элементы которого должны быть направлены на реализацию этой самой главной цели.

Не переживать, не бояться, не думать о негативных последствиях и т.д.

Реализовать разработанный бизнес план;

Каждый шаг, каждую потраченную копейку оценивать с точки зрения принесенного дохода;

Обращаться за советами к более компетентным, на ваш взгляд, людям. Однако решение принимать самому.

Не бояться ответственности за принятые решения. Какой бы она не была, она неизбежна. Нужно это принимать как данность.

Выше я уже отмечал, что абсолютно согласен с автором и в вопросе основного мотива бизнеса, а также в вопросе страхов, тревог и т.д.

Я знаю достаточно много примеров (как в бизнесе, так и просто в жизни), когда люди не могут организовать свое дело или достичь цели, потому что боятся, ищут отговорки или опять же боятся заработать много денег, при создании бизнеса тратят слишком много денег бездумно.

Александр Свияш говорит очень правильные вещи. На мой взгляд, интуитивно с ним согласны очень многие. Только мы сами можем достичь своих целей, создать свой бизнес. Или мы сами можем этому помешать. Факторы последнего приводит автор. И, на мой взгляд, они неоспоримы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Стиль управления как устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными. Концепция стилей управления. Классификация стилей управления: авторитарный, демократический (коллегиальный), либеральный (бюрократический).

    реферат , добавлен 25.06.2009

    Перечень основных характеристик личности. Влияние личностных черт на качество выполнения возложенных на человека функций. Четыре типа поведения человека в организации: дисциплинированный, приспособленец, оригинал и бунтарь. Программа проведения тренинга.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2013

    Понятие и структура стилей управления, типы руководителей. Стиль руководства применительно к практике и технологии управления, рекомендации по его оптимальной реализации. Особенности процесса формирования и эффективность демократического стиля управления.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2012

    Рассмотрение понятий руководство и лидерство, определение их сходств и различий, описание основных качеств и черт. Понимание термина руководство по теории Дугласа МакГрегора. Стили управления: авторитарный, демократический, попустительский, лидерский.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2008

    Совершенствование процесса трудовой адаптации персонала на основании характерных черт и основных проблем управления персоналом в компании "Икеа" для повышения эффективности деятельности организации. Основные виды, структура и этапы трудовой адаптации.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2013

    Сущность и этапы развития теории управления, ее основные категории. Главные принципы управления современной организацией, его технология и функции. Организационная структура управления рестораном, необходимость знаний и квалифицированного персонала.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2009

    Раскрытие понятия и психологическая характеристика структуры личности. Изучение содержания концепций личности как объекта управления. Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на личностное поведение сотрудников. Роль личности в трудовом коллективе.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Выявление особенностей и характерных черт американского и японского стилей управления в процессе их сравнительной характеристики. Примеры использования данных моделей менеджмента в России. Предложения по оптимизации структуры управления ООО "Партеникус".

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Раскрытие внутренних черт характера человека - задача анализа почерка. Определение с высокой точностью соответствия личностных особенностей кандидата профилю должности как преимущество использования графологической экспертизы при отборе персонала.

    статья , добавлен 16.06.2017

    Основные составляющие психологической и социальной основы личности. Практическое использование личностных качеств работников в формировании коллектива и повышении эффективности управления. Этапы процесса формирования и развития трудового коллектива.

Достаточно давно в литературе многократно высказывается мысль о том, что последствием развития государственности закономерно и неизбежно станет демократия. Понятие трактовалось как естественное состояние, которое наступит немедленно на определенном этапе вне зависимости от содействия либо сопротивления отдельных индивидуумов или их объединений. Самыми первыми стали использовать термин древнегреческие мыслители. Рассмотрим далее подробно, (основные понятия).

Терминология

Демократия - понятие, введенное в практику древними греками. Дословно оно означает Является формой государственного правления, которая предполагает участие в нем граждан, их равенство перед нормами законодательства, предоставление индивиду определенных политических свобод и прав. В классификации, предложенной Аристотелем, это состояние социума выражало "власть всех", чем отличалось от аристократии и монархии.

Демократия: понятие, виды и формы

Данное состояние социума рассматривается в нескольких значениях. Так, демократия - понятие, выражающее способ организации и работы госорганов и негосударственных организаций. Ею также именуют установившийся и тип государства. Когда говорят, что имеют в виду присутствие всех этих значений. Государство при этом имеет ряд отличительных признаков. К ним относят:

  1. Признание народа в качестве высшего источника власти.
  2. Выборность ключевых госорганов.
  3. Равноправие граждан, в первую очередь, в процессе реализации ими их избирательных прав.
  4. Подчинение меньшинства большинству в ходе принятия решений.

Демократия (понятие, виды и формы этого института) исследовались разными учеными. В результате анализа теоретических положений и практического опыта мыслители пришли к выводу, что это состояние социума не может существовать без государства. В литературе выделяют понятие прямой демократии. Она предполагает осуществление воли народом через выборные органы. Ими являются, в частности, местные структуры власти, парламенты и пр. Понятие непосредственной демократии предполагает реализацию воли населения или конкретных социальных объединений через выборы, референдумы, собрания. В этом случае граждане самостоятельно решают те или иные вопросы. Однако это далеко не все внешние проявления, которыми характеризуется демократия. Понятие и виды института могут рассматриваться в контексте тех или иных сфер жизни: социальной, экономической, культурной и так далее.

Государственный характер

Многие авторы, разъясняя, что такое демократия, понятие, признаки этого института характеризуют по определенной системе. В первую очередь, указывают на принадлежность к государственному режиму. Это проявляется в делегировании населением своих полномочий госорганам. Граждане участвуют в управлении делами непосредственно или через выборные структуры. Население не может реализовывать самостоятельно всю власть, которая ему принадлежит. Поэтому часть своих полномочий оно передает госорганам. Выборность уполномоченных структур - еще одно проявление государственного характера демократии. Кроме этого, он выражается в способности власти влиять на деятельность и поведение граждан, подчинять их для управления социальной сферой.

Понятие политической демократии

Этот институт, как и рыночная экономика, не может существовать без конкуренции. В данном случае речь ведется о плюралистической системе и оппозиции. Проявляется это в том, что демократия, понятие и формы института, в частности, ложатся в основу программ партий в их борьбе за государственную власть. При таком состоянии социума учитывается многообразие существующих мнений, идеологических подходов к решению насущных вопросов. При демократии исключены государственная цензура и диктат. В законодательстве закреплены положения, гарантирующие плюрализм. К ним относят право выбора, тайное голосование и пр. Понятие, принципы демократии базируются, в первую очередь, на равенстве граждан. Оно дает возможность выбора между разными вариантами, направлениями развития.

Гарантия реализации прав

Понятие демократии в обществе связывается с закрепленными на законодательном уровне юридическими возможностями каждого гражданина в разных сферах жизни. В частности, речь идет об экономических, социальных, гражданских, культурных и прочих правах. Вместе с этим устанавливаются и обязанности для граждан. Законность выступает в качестве режима социально-политической жизни. Она проявляется в установлении требований ко всем субъектам, в первую очередь, к госорганам. Последние должны создаваться и действовать на основании неуклонного и строгого исполнения существующих норм. У каждого госоргана, должностного лица должен быть только необходимый объем полномочий. Демократия - понятие, которое связано с обоюдной ответственностью граждан и государства. Она предполагает установление требования воздерживаться от действий, которыми нарушаются свободы и права, создаются препятствия для исполнения обязанностей участниками системы.

Функции

Разъясняя понятие демократии, отдельно необходимо сказать о задачах, которые реализует данный институт. Функциями выступают ключевые направления воздействия на социальные отношения. Их целью выступает повышение активности населения в управлении государственными делами. Понятие демократии связывается не со статическим, а с динамическим состоянием социума. В этой связи, функции института в те или иные периоды исторического развития претерпевали определенные изменения. В настоящее время исследователи разделяют их на две группы. Первые раскрывают связь с социальными отношениями, вторые - выражают внутренние задачи государства. Среди наиболее значимых функций института следует выделить:

Социальные отношения

Связь с ними отражают три первые функции, указанные выше. Политическая власть в государстве организуется на демократических началах. В рамках этой деятельности предусматривается самоорганизация населения (самоуправление). Она выступает как источник госвласти и выражается в наличии соответствующих связей между субъектами. Регулятивно-компромиссная функция заключается в обеспечении плюрализма деятельности участников отношений в рамках сотрудничества, консолидации и концентрации вокруг интересов населения и государства разных сил. В качестве правового средства обеспечения этой функции выступает урегулированность юридических статусов субъектов. В процессе разработки и принятия решений социально-стимулирующее влияние на государство может оказать только демократия. Понятие и формы этого института обеспечивают оптимальное служение власти населению, учет и применение общественного мнения, активности граждан. Это проявляется, в частности, в возможности граждан участвовать в референдумах, направлять письма, заявления и так далее.

Государственные задачи

Понятие "представительная демократия" связывается с возможностью населения формировать органы госвласти и территориального самоуправления. Это осуществляется путем проведения голосования. Выборы в демократическом государстве тайные, всеобщие, равные и прямые. Обеспечение работы госорганов в рамках их компетенции в соответствии с предписаниями законодательства осуществляется посредством реализации контрольной функции. Она также предполагает подотчетность всех звеньев аппарата управления страной. Одной из ключевых считается охранительная функция демократии. Она предполагает обеспечение госорганами безопасности, защиты достоинства и чести, свобод и прав личности, форм собственности, пресечение и предупреждение нарушений закона.

Исходные требования

Они представляют собой те принципы, на которых базируется демократический режим. Признание их международным сообществом обуславливается стремлением укрепить антитоталитарную позицию. В качестве ключевых принципов выступают:

Способы реализации воли населения

Функции демократии осуществляются через ее институты и формы. Последних существует достаточно много. Формы демократии рассматриваются как ее внешнее выражение. К ключевым из них относят:

  1. Участие граждан в управлении социальными и государственными делами. Оно реализуется через представительную демократию. В этом случае власть осуществляется посредством выявления воли уполномоченных народом лиц в выборных органах. Граждане могут участвовать в управлении и непосредственно (через референдум, например).
  2. Создание и работа системы госорганов на базе гласности, законности, сменяемости, выборности, разделении полномочий. Эти принципы предупреждают злоупотребление социальным авторитетом и служебным положением.
  3. Юридическое, в первую очередь, конституционное закрепление системы свобод, обязанностей и прав гражданина и человека, обеспечение их охраны в соответствии с установленными международными стандартами.

Институты

Они представляют собой легальные и легитимные компоненты системы, непосредственно формирующие демократический режим через реализацию исходных требований. В качестве предпосылки для законности любого института выступает его юридическое оформление. Легитимность обеспечивается признанием общественности и организационной структурой. Институты могут различаться по исходному назначению при решении актуальных государственных задач. В частности, выделяют:

  1. Структурные учреждения. К ним относят депутатские комиссии, парламентские сессии и пр.
  2. Функциональные институты. Ими являются наказы избирателей, общественное мнение и пр.

В зависимости от юридической значимости, выделяют институты:


Самоуправление

Оно основывается на самостоятельном регулировании, организации и деятельности участников гражданских отношений. Население устанавливает определенные правила и нормы поведения, осуществляет организационные действия. Народ обладает правом принимать решения и реализовывать их. В рамках самоуправления субъект и объект деятельности совпадают. Это означает, что участники признают власть только собственного объединения. Самоуправление базируется на принципах равенства, свободы, участия в администрировании. Этот термин, как правило, используется относительно нескольких уровней объединения людей:

  1. Ко всему социуму в целом. В этом случае говорят об общественном самоуправлении.
  2. К отдельным территориям. В этом случае имеет место местное и региональное самоуправление.
  3. К конкретным производствам.
  4. К общественным объединениям.

Власть народа как социальная ценность

Демократия во все времена понималась и трактовалась различными способами. Однако несомненно, что как правовая и политическая ценность она стала неотъемлемым компонентом организации мира. Между тем, отсутствует такая ее конечная стадия, при которой все ее субъекты были бы удовлетворены. Человек, который испытывает ограничения, вступает в спор с государством, не обнаруживая в законодательстве справедливость. Конфликт возникает, когда во внимание не принимается неравенство заслуг и природных способностей, отсутствует признание в зависимости от опыта, умения, зрелости и пр. Стремление к справедливости не может быть полностью удовлетворено. В обществе должно происходить постоянное пробуждение воли, развитие желания выражать свое мнение, взгляды, проявлять активность.

Собственная ценность демократии выражается через ее общественное значение. Оно, в свою очередь, заключается в службе на пользу личности, государству, социуму. Демократия способствует установлению соответствия между реально действующими и формально провозглашенными принципами равенства, свободы, справедливости. Она обеспечивает их воплощение в государственной и социальной жизни. В системе демократии сочетаются общественные и властные начала. Она способствует формированию атмосферы гармонии интересов государства и личности, достижению компромисса между субъектами. При демократическом режиме участники отношений осознают преимущества партнерства и солидарности, согласия и мира. Инструментальная ценность института проявляется через его функциональное назначение. Демократия - способ решения государственных и общественных дел. Она позволяет участвовать в создании госорганов и местных структур власти, самостоятельно организовывать движения, профсоюзы, партии, обеспечивать охрану от противоправных действий. Демократия предполагает контроль деятельности выборных институтов и прочих субъектов системы. Личностная ценность института выражается через признание индивидуальных прав. Они формально закрепляются в нормативных актах, реально обеспечиваются посредством формирования материальных, духовных, юридических и прочих гарантий.

В рамках демократического режима предусматривается ответственность за невыполнение обязанностей. Демократия не выступает как средство достижения личных честолюбивых целей за счет ущемления свобод, интересов, прав других лиц. Тому народу, который готов признавать автономию индивида и его ответственность, этот институт формирует наилучшие возможности реализации существующих гуманистических ценностей: социального творчества, справедливости, равноправия и свободы. При этом несомненую важность имеет и участие государства в процессе обеспечения гарантий, защиты интересов населения. В этом состоит его основная функция в демократическом обществе.



Похожие статьи