19 государство как основной институт политической системы. Государство как главный институт политической власти

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии

Контрольная работа

по политологии

Государство как основной институт политической системы

(Вариант-20)

Барнаул – 2009

государство правовой несправедливость

Введение

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

Один из средневековых философов заметил, что государство - это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Представленная работа посвящена теме "Государство как основной институт политической системы".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государство как основной институт политической системы" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Государство как основной институт политической системы" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

1. Выявить сущность, основные признаки и функции государства, а также причины и условия его возникновения.

2. Обозначить формы государственного правления и формы государственного устройства. Дать определение правового государства.

3. Определить средства, призванные не допустить несправедливости, творимой государством.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Причинами и поводами, которые вызвали учреждение государства, являлись разложением первобытно общинного строя, появление частной собственности на орудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и эксплуатируемых.

Основными причинами появления государства были следующие:

Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделения труда, изменением условий распределения общего продукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п.

Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявилось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.

Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.


Существенные признаки государства:

1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.

Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.

3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей.

4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами.

5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др.

6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.

8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет - это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетность государства кому-либо. 3, стр. 120-121

Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. К внутренним функциям относятся: политическая (обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах); экономическая; социальная (государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.); экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику (глобализации мировой экономики); обороны страны (отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства); поддержки мирового правопорядка (сохранение мира, урегулирование межнациональных конфликтов, ликвидация ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровление международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами); сотрудничества по глобальным проблемам (поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования).

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - право творческой, право исполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства - унитарное государство, федерацию и конфедерацию. Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства - главенство обще федеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран. Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

1) Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

2) Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

3) Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Сущность государства

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.
Государство является ядром, основой всей политической системы общества. Это механизм, благодаря которому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.
Характеристика сущности государства является составной частью его понятия. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением.
О сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делается то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном лане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.
Термин "государство" стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "королевство", "республика", "империя" и др. Одним из первых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком, ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин "stati” и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство.
В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории, часто отождествляется с определенным этносом (например, белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Признаки государства

Большинство современных авторов считают, что государство - это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории.
Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, территорией и населением.
Так же признаками государства являются:
!) Территория, отмеченная границей, - также неотъемлемый атрибут государства. Она включает землю и ее недра, воздушное пространство. По разным причинам территория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры. Утрата территории означает исчезновение государства.
2) Население, подчиняющееся органам власти. Принадлежность лица к данному государству характеризуется понятием гражданства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апатридами. Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (например, лишены права голоса, занятия некоторых должностей, приобретения собственности)
3) Наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами;
4) Монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие.
Дополнительными признаками государства являются: единый государственный язык, единая транспортная система, единая денежная единица, единая информационная система.

Функции государства

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач.
К внутренним функциям (основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны) относятся:
1)Экономическая функция. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, выработка стратегии экономического развития
2)Социальная функция. Удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании здоровья на должном уровне регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе.
3)Правовая функция. Обеспечение порядка и правовых норм, которые регулируют общественные отношения, охрану общественного строя и т. д.
4)Культурно-воспитательная функция. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации, обеспечение развития науки, культуры, образования
5)Политическая функция. Обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса.
6)Экологическая функция. Обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие и экологическую безопасность граждан, принимать меры к предотвращению массовых катастроф, наносящих ущерб индивидам и окружающей среде. Также государство должно предоставить эффективные, юридические средства гражданам, чтобы обеспечить ответственность за нарушение права человека на благоприятную окружающую среду.
Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации, развитие отношении с другими странами, поддержка мирового порядка, культурное и информационное сотрудничество между государствами и др. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, которой становится всё более взаимосвязанным. Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозное особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

Причины и условия возникновения государства

Государство – явление историческое. На протяжении нескольких веков общество шло к образованию государства. В первобытном обществе все противоречия между членами общества решались: силой авторитетов, привычек и общественным мнением. По мере развития общества, с разделением общества на классы и появлением частной собственности, появилась необходимость возникновения органов регулирования и защиты, имущественное неравенство приводит к расхождению индивидуальных интересов, первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, что в свою очередь ведет к возникновению государства. Экономическими причинами образования государства являлись: «Неолитическая революция» – переход от собирательства к производящей экономике, три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесла; появление купцов, рост производительности труда и появление излишков, появление частной собственности. Социальные причины: разложение рода и появление семьи, появление антагонизмов, раскол общества на классы.
Существует множество мнений и теорий о происхождении государства. Вот некоторые из них:
Теологическая теория – одна из первых теорий происхождения государства, основанная на божественной воле. Её представителя были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеология Ислама и современной католической церкви. Данная теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Так, еще в античности Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т.е. государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род, наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общения. Цель создания государства -общение между семьями и родами ради благой жизни.
Органическая теория. Появление этой теории связывают с успехом естествознания в XIX веке, несмотря на то, что подобные идеи высказывались значительно раньше. Например древнегреческий мыслитель Платон сравнивал государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Широкое распространение среди политических мыслителей Нового времени получила договорная концепция, разработанная Т.Гоббсом, Д.Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Радищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан.
Авторы теории завоевания (Л.Гумпилович, Ф.Оппен-геймер, К.Каутский) считали, что первые государства возникли под воздействием внешних факторов - насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства победителей над побежденными.
Психологическая теория возникла в XIX веке. Она объясняла появление государства проявлениям свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр. В этом случае социальные закономерности реализуются через человеческое поведение и деятельность.
Следует особо выделить социально-экономическую концепцию происхождения государства. Первым философом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда, (каждый занимается своим делом: философы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), был Платон.
Более завершенный вид эта концепция приобрела в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.
Историко – материалистическая теория заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства.
Выделить же какую-либо одну, определяющую причину возникновения государства невозможно. Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка

Эволюция истории государства

Это сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и др. факторами. Тем не менее возможна обобщенная генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из нескольких основных этапов.
I этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных граждан. Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития государства
II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) - собственность монарха ("государевы люди"). Разрушенные (в Европе), но еще сохраняющиеся по типу отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньореального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. Начиная с ХIII в. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства Нового времени. Ведущим процессом развития государства уже в этот период стала концентрация власти на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс в свою очередь опирался на овладение властью государства принадлежащей ему территории т.е. замену отношений личной вассальной преданности монарху. К этому времени относится и появление самого понятия "государство".
III этап. XVII в. стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и государства, активизируется идея гражданского развития общества, (Т.Гоббс, Джон Локк, в XVIII в. - Ж.Ж. Руссо, И.Кант и т.д.) и преобразования власти государства: абсолютизма как одной из его форм правом (Джон Локк, И.Кант, В.Гумбольдт и др.), разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И.Кант и др.) и ограничения правом самого государства (Дж.Локк, И.Кант, государства В.Гегель, конституционалисты Х1Х-ХХ вв., К.Ясперс и мн.др.), превращая его в правовое государства.Однако полного -развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже. Появляются идеи о федеративном (см. Федерация) или конфедеративном (см. Конфедерация) устройстве государства, которое отвечает требованиям общественного, политического, экономического и культурного развития. Мысль о преимуществе федеративной государственной структуры перед унитарной сформулирована еще в XVIII в. Ш.Монтескье. Она была реализована в конце того же века в США, после второй мировой войны - в Германии (ФРГ).
IV (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой за и против таких объединений (Югославия, СССР, некоторые страны на его территории) и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграции. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся материальной основе.

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

Формы государственного правления

Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения их между собой и с гражданами. Характеризуется формальным источником власти.
В соответствии с этим определением в современных государствах различают следующие формы правления.
1. Монархия - формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.
Монархии бывают абсолютные и конституционные (т. е. с ограниченной, а то и просто номинальной властью монарха). Ныне абсолютных монархий среди цивилизованных стран практически уже не осталось (Саудовская Аравия и ряд др.). А конституционных монархий, в том числе и на территории Европы, немало. Это, например, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и др. Сам монарх здесь выполняет в основном представительские функции. Монархия сегодня - это не только дань многовековым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации. Многие политологи сходятся в мнении, что монархия является наиболее устойчивой формой правления.
2. Республика - другая, более популярная сегодня, чем монархия, форма государственного правления. В республике формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем. Его власть производив от населения или от представительного органа власти.
Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто в конечном счете руководит страной - президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).
В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на "законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.
В парламентской республике реальная власть в руках парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть и пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном - представительские функции.
У той и у другой республиканских форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно - волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров.
В президентской республике президент, как правило, сам определяет политику на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны. Но если представления президента расходятся с мнением большинства парламента, то последний, как правило, не в состоянии серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов.

Формы государственного устройства

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.
1. Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и др.
2. Федерация - союзное государство, в которое входят со
ставные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.),
наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами,
сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно
наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском
парламенте это Совет федерации и Государственная Дума.
Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из
состава федерации.
Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия). История показывает, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.
3. Конфедерация - государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения - проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза - самостоятельные субъекты международного права.
В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них - ОАР (Объединенная Арабская республика - союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Швейцарская конфедерация по существу является федерацией, так как в ведение центральных органов переданы функции обороны, дипломатического представительства и др.
Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.
В последние десятилетия мир переживает тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции стран не только и военном, но и в тесном политическом и экономическом планах. Так, новая объединенная Европа с такими составляющими, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, бестаможенные и безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему и перспективному сотрудничеству между государствами. Добровольное объединение в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств, их более быстрому развитию.
Правовое государство

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. Такое государство обладает четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.
Признаки правового государства

1)Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.
Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.
2) Равенство всех перед законом
3) Ответственность государства Перед каждым гражданином, и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти
4) Государство располагает стабильной Конституцией и
системой законодательства.
6) Наличие отлаженного механизма, способного обеспечить
выполнение и защиту права, в том числе наличие эффективной
системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся
только закону.
7) Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность.
8) Наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества
10) Принцип разделения властей. Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом
Формально Российская Федерация является правовым государством.”Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.”
Статус правового государства подкрепляется Конституцией, Декларацией прав и свобод человека и гражданина(1991 г.). Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В настоящее время в России по сути авторитарный политический режим: принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом и Федеральным Собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.
Принятая на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего президента: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Неуклонно набирают силу и требуют участия во власти крупный компрадорский капитал, финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Поэтому фактически Российскую Федерацию нельзя назвать правовом государством, она находится только на этапе его формирования.

Политика разделения властей

Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в 18 веке. До этого произвол правителей – деспотов в Европе сдерживался нравственно – религиозными традициями монархического правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти была поставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил – законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные в лице каких – либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.
В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично – властных полномочий одной из сторон.
2) Существование различных общественных и правозащитных организаций. Сегодня тысячи некоммерческих неправительственных организаций и инициатив отдельных людей действуют практически в любой сфере общественной жизни – образовании, местном самоуправлении, женском движении, охране окружающей среды и здоровья. Они поддерживают и защищают интересы всех нуждающихся в этом категорий населения: пожилых и студентов, беженцев и мигрантов, призывников в армию и заключенных, бомжей и детей-сирот, инвалидов и многодетных матерей, ученых и мелких предпринимателей. Основные правозащитные организации России:
Фонд «Общественный вердикт» www.publicverdict.org
Московская Хельсинская Группа www.mhg.ru
Межрегиональная общественная организация «Открытая Россия»www.openrussia.info
Международное общество «Мемориал» www.memo.ru
Фонд защиты гласности www.gdf.ru
«Международная амнистия» www.amnesty.org.ru
Молодежное правозащитное движение www.yhrm.hrworld.ru
Права человека в России www.hro.org
Всероссийский гражданский конгресс www.kongress2004.ru.
3) Международное право (страсбургский суд, гаагский трибунал и т.д.)
Международному частному праву присущи два способа регулирования: 1)коллизионно-правовой, который осуществляется в двух правовых формах – национальной и международной; 2)материально-правовой, осуществляемый в международно-правовой форме. Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворческих и внезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.

Список использованной литературы:

1. Политология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, др.; Под ред. проф.В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2001
2. Хейвуд Э. Политология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Демидов А. И. Малько А. В. Политология в вопросах и ответах М., 1998.
4. Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы. Социс., 1994 - №1-2
5. Увачев В.А. Механизм разделения властей в правовом государстве. – М.: Перспектива, 2003.
6. Комментарий к Конституции РФ/ под общ.ред. Ю. В.Кудрявцева. М.:Фонд "Правовая культура.”,1996. с.18
7. Иванова М.В. Историко-правовые аспекты становления правозащитного движения в России. М., 2004. С. 7.

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «республика», «империя» и др. Одним из первых в научный оборот термин «государство » ввел Н. Макиавелли . Он трактовал его широко - как любую верховную власть над человеком.

В обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом (белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Большинство современных авторов определяют, что государство - это основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов, других социальных групп и слоев населения.

Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев, что отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.

3. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека (смертная казнь). Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Важнейшим признаком государства является его монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Законотворческая деятельность в демократическом государстве осуществляется органом законодательной власти (парламентом). Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации).


6. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и др.

7. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от политической партии, пребывание в которой добровольно, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

При характеристике государства отличительные признаки дополняются и его атрибутами - гербом, флагом и гимном.

Признаки и атрибуты позволяют не только отличать государство от других социальных организаций, но и видеть в нем необходимую форму существования и развития обществ в современной цивилизации.

Основными теориями возникновения государства сегодня являются:

а) теологическая - государство возникло по воле Бога;

в) теория общественного, договора (Г. Гроций , Т. Гоббс , Ж.-Ж. Руссо , Н. Радищев) - государство - результат договора между суверенным властителем и подданными;

г) теория завоевания (Л. Гумплович , Ф. Оппенгеймер, К. Каутский , Е. Дюринг) - государство явилось организацией победителей над побежденными;

д) марксистско-ленинская теория , - государство возникло в результате деления общества на классы как выразитель интересов экономически господствующего класса; органической частью этой теории является идея отмирания государства.

Существуют теории, объясняющие происхождение государства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооружений, влиянием других государств и т.д. Выделить же какую-либо одну, определяющую причину возникновения государства, невозможно. Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка.

Функции государства. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям относятся:

Регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

Охрана общественного порядка;

Разработка законодательной базы для функционирования общественной системы;

Определение стратегии экономического развития;

Защита прав и свобод граждан;

Обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

Создание условий для развития науки, культуры, образования;

Деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

Формы государственного устройства и правления

Государство обладает сложной структурой - обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства » раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

«Форма правления» - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления - этомонархия и республика и их разновидности.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия - предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия - полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств).

Парламентарная монархия - власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция).

Республика - известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с согласия сената (например, США). Министры несут ответственность перед президентом. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.)

Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Важнейшая отличительная черта президентской республики - жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей.

Парламентская республика : ее важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Таким образом, правительство главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план (Греция, Италия, ФРГ).

Смешанная,президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ.

Ее наиболее важные особенности:

Наличие всенародно избранного президента;

Президент назначает и смещает членов правительства;

Члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

Президент имеет право распустить парламент.

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Выделяют две основных формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федеративное - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

Ранее существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства как конфедерация . Различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же - более или менее гибко организованная, без какого-либо конституционного оформления, федерация независимых государств.

Каждый ее член, объединялся с другими в союз, в компетенцию которого передавалось ограниченное число вопросов (например, оборона и внешнее представительство) Конфедерациями были: Швейцария с 1291 по 1848гг., США в 1776-1797гг., Германский союз в 1815- 1867гг. Сегодня конфедераций нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канадского государства употребляется это слово.

Основные характеристики государства. Многие мыслители, как в западной, так и в отечественной политологии занимались исследованием проблем государства. В итоге сформировалось политологическое понятие сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Это – самое общее определение, которое, однако, нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы иметь полное представление о сущности государства.

Очень важной характеристикой государства выступает суверенитет, то есть его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. суверенитет означает наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся обязательными для выполнения каждым членом общества. Государство выражает интересы всего общества, а не отдельных политических сил. Только оно может издавать законы и осуществлять правосудие.

Наличие социальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения), представляет собой вторую особенную черту государства.

Не менее важной характеристикой государства считается монопольное использование насилия теми, кто владеет властью. Это означает, что только государство имеет право применить насилие (вплоть до физического) по отношению к своим гражданам. Для этого у него имеются и организационные возможности (аппарат принуждения).

Государство характеризуется также наличием определенного юридического порядка. Оно выступает создателем и хранителем правового порядка на всей своей территории. Право закрепляет определенную государством систему норм и отношений.

Относительное постоянство – еще одна важная характеристика государства, отражающая его пространственно-временной характер, действие юридического порядка на конкретной территории в конкретное время.

Среди основных характеристик государства важную роль играют экономические. Например, только государство может устанавливать и собирать налоги, составляющие главный источник поступления средств в государственный бюджет. Правильное проведение налоговой политики способствует росту благосостояния страны и подъему производства. В противном же случае может произойти обострение экономической и политической ситуаций, появление движения протеста, а иногда и смещение политических лидеров.

Налоговую политику в нашей стране сегодня наделяют эпитетами: «непомерные налоги», «губительные», «нереальные», налоги, «отбивающие желание работать». Такие налоги заставляют предпринимателей искать пути и средства уклониться от них. В результате налоговой политики страдают производители. Кроме того, актуальной становиться задача совершенствования налоговой службы, так как очень большой процент налогов государственная казна недополучает. Отсюда возрастает значение подготовки квалифицированных кадров для налоговой инспекции и полиции.

Основные элементы государства. Большое значение для характеристики сущности государства с точки зрения международного права и политического аспекта в целом имеют составляющие его элементы – территория, население и власть. Без этих элементов государство не может существовать.

Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная сущность. Как свидетельствует история, именно территориальные споры и претензии одних государств к другим вызывали ожесточенные споры, конфликты, вплоть до военных столкновений.

Государственная территория – это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных вод, на которой действует власть данного государства. Государство обязано заботиться о территориальной целостности и суверенитете своей территории, обеспечивать ее безопасность. Величина территории не имеет значения. Государства могут занимать огромные территории или представлять собой небольшие территориальные образования.

Второй важный элемент государства – население, то есть народ, проживающий на территории данного государства и подчиняющийся его власти. Здесь проблема заканчивается в том, что государства могут состоять из одной национальности (это встречается редко) или быть многонациональными. В условиях многонациональных государств усилия власти направлены часто на то, чтобы урегулировать конфликты, возникающие между представителями разных национальных групп. Опасность межнациональных конфликтов заключается в том, что они часто ведут к сепаратизму и даже к распаду многонациональных государств. Не может быть государства без народа, но обратная ситуация возможна.

Третьим составляющим элементом государства выступает государственная власть, осуществляемая соответствующими органами на определенной территории. Об особенностях государственной власти было уже сказано, поэтому отметим только то, что она должна быть суверенной, эффективной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие перед государством.

Какие задачи должно решать государство как политический институт? Это, прежде всего, задача обеспечения политической стабильности общества, выявление и предотвращение столкновений различных социальных групп, имеющих различные интересы, достижение гармонии и согласование этих интересов. В задачи государства входит защита прав и свобод граждан, их безопасности, обеспечение правопорядка.

Основной порядок организации жизни государства, и в частности политической, закреплен в его конституции. Большинство государств современного мира имеют писаные конституции. Конституция считается признаком государственности. В нашей стране Конституция РФ была вынесена на референдум 12 декабря 1993 года и принята всенародным голосованием.

В итоге рассмотрения характерных черт, элементов, целей и задач государства можно дать более полное определение данного понятия. Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях.

Функции государства. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относят: 1) функции по охране существенного политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защите прав человека; 2) хозяйственно-организационную, общественно-экономическую функцию; 3) социальную функцию; 4) культурно-воспитательную функцию.

Внешние функции – оборона страны, защита ее интересов на международной арене.

Структурно государство складывается из высших законодательных органов власти, исполнительных, судебных, административно-чиновничьего аппарата, аппарата принуждения (армия, милиция, суд).

Таким образом, мы рассмотрели сущность государства как политического института с точки зрения его сущностных характеристик, элементов, структуры и функций.

2. СМИ и политика

Роль коммуникаций в политике. Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Политика не возможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективных характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии т. п.) и координацию деятельности людей и организации. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или массмедиа.

Что такое СМИ? СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты – публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передачи или статье.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- или звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенное изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.

Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов.

Функции СМИ. Они разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая массмедиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогноз погоды, развлекательные, спортивные и др. подобные сообщения) носят политических характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например, о других странах, о политических лидерах и т.п.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечивать систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Эта задача специальных образовательных учреждений – школ, университетов и т.п. И все же массмедиа в значительной мере влияют на восприятие человеком политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной деятельности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля . Эту функцию в политической системе осуществляют не только массмедиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта (объектом внимания массмедиа могут быть и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ).

Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования, после публикации которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования интеграции политических субъектов . Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

В современном мире доступ к СМИ – необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имею такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и не способны получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг политических функций СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросы с других позиций, выделяют такие их функции, как инновационная , проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная – обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения .

СМИ и демократия. Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Массмедиа являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала.

Хотя демократия невозможна без СМИ, их свобода не должна означать независимости, оторванности от общества и граждан, интересы и мнения которых они признаны выражать. В противном случае они превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, – одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом.

3. Политическое учение Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225–1274) был самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета.

В произведении «О правлении владык» Фома Аквинский, отправляясь от Аристотеля, рассматривает человека, прежде всего, как общественное существо, понимая общество органическим образом. Общественное целое выступает для Фомы в виде иерархии, в которой каждое сословие занимается соответствующими обязанностями. К физическому труду привлечено большинство людей, к умственному труду – меньшинство. Духовные пастыри общества – это служители церкви. Государство Аквинский рассматривал как божественное установление, главная цель его состоит в том, чтобы содействовать общему благу, чтобы в обществе поддерживались мир и порядок, чтобы члены общества вели себя доброжелательно и т.п.

Фома Аквинский различал пять форм государственного устройства, лучшей из которых признавал монархию. Однако если монарх становится тираном, то народ, по мнению Фомы, имеет право выступить против него и свергнуть, несмотря на то, что власть имеет божественный источник. При этом Фома признает право народа на выступление против главы государства лишь в том случае, когда его деятельность противоречит интересам церкви.

4. Раскрыть: легальность, унитарное государство, суверенитет

Легальность – 1) разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию. 2) подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей.

Унитарноегосударство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью.

Суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

Государство - важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения с целью совместить разные интересы людей и обеспечить консенсус по значимым вопросам общественно-политической жизни. Основу государства составляют политические институты и организации. К символике государства относятся герб, флаг и гимн.

Основные признаки государства:

Публичная власть, состоящая из системы органов управления и принуждения;
- территория с ее административно-территориальным делением;
- народ, населяющий территорию государства;
- суверенитет, юридически закрепленная независимость на международной арене;
- взимание налогов и др. платежей.

Любое государство выполняет определенные функции

Способ организации и реализации государственной власти обозначают понятием формы государства

Форма государства Определение Разновидность Форма государственного правления Организация государственной власти и взаимодействия госорганов, должностных лиц и граждан Монархия-абсолютная и конституционная; республика - парламентская, президентская, смешанная Форма территориального устройства Административно-территориальное деление государства Унитарное - простое, единое; федерация и конфедерация Политический режим Способы и методы, используемые властью для осуществления своей политической миссии Тоталитарный, авторитарный (автономия личности за пределами политической сферы), демократический. либеральный
В современном социально-гуманитарном знании активно используются понятия гражданского общества и правового государства.

Гражданское общество рассматривается в качестве ведущего признака демократических систем и представляет собой негосударственную сферу общественной жизни людей. Данное понятие впервые вводится в употребление античными мыслителями и юристами (в системе римского права им обозначали совокупность субъектов гражданского права). С точки зрения происхождения, гражданское общество является производным от понятий «общество» и «гражданский», аналогами которых в античной и средневековой социальной мысли были понятия государства и общины (только с к. XVIII в. понятие общества постепенно приобретает современный смысл, отличный от смыслов государства и политической жизни).

Гражданское общество понимается как сфера реализации частных интересов, индивидуальных и коллективных потребностей (которые не всегда совпадают). Оно представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, которая не противостоит государству, а дополняет его. Основой гражданского общества являются гражданские (негосударственные) объединения и ассоциации. Социальным субъектом здесь выступают отдельные граждане, семья, нация, организации др. Деятельность гражданского общества проявляется в социальной активности граждан, удовлетворяющих потребности и интересы. Индивид в таком обществе - частное лицо и участник общественных отношений, которые формируются в соответствии с этическими нормами и традицией, призванными регулировать взаимоотношения людей в гражданской сфере жизни.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом. Его сущностными характеристиками являются:

Верховенство закона как правовой основы демократически функционирующего государства;
- всеобщность права, сила которого распространяется как на государственные органы, так и на отдельных граждан;
- разделение властей как защитного механизма от сосредоточения власти в одних руках;
- гарантия прав и свобод граждан со стороны государственных органов;
- взаимная ответственность государства и личности.



Похожие статьи