Open Library - открытая библиотека учебной информации. Социальное развитие

В случае если понятие "социальное изменение" фиксирует факт перемены в социальной сфере общества безотносительно к ее направленности, то "социальное развитие" не только фиксирует сам факт социальной перемены, но и содержит определœенную оценку изменения (совершенствование, улучшение, усложнение).

Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами – необратимостью, направленностью и закономерностью.

Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен. Направленность – ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность – процесс накопления, не случайный, а обусловленный.

Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта͵ что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции.

В социологической литературе дискутируется вопрос и о социальном прогрессе. Наличие крайних позиций и острые дискуссии, споры вокруг применимости понятия "социальный прогресс" к социальным изменениям в значительной степени обусловлены тем, что само это понятие несет в себе ценностный смысл, оценочное утверждение. Определимся с понятием "социальный прогресс ". Обычно под социальным прогрессом принято понимать совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всœего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Но гораздо важнее и труднее не впасть в эйфорию такого понимания. Дело в том, что чрезвычайно трудно перевести такое общетеоретическое понимание социального прогресса на язык социологии, имеющей дело с конкретными социальными явлениями.

При рассмотрении этого вопроса, видимо, нужно прежде всœего выделить некоторые сферы социальной жизни, относительно которых можно прямо сказать о неприменимости понятия "социальный прогресс", хотя они и подвержены значительной эволюции: область искусства как социального института͵ религия, фундаментальные философские системы. Вместе с тем крайне важно выделить и такие сферы жизнедеятельности общества, социальные институты, историческое развитие которых совершенно ясно может быть квалифицировано как прогресс: наука, техника, технология.

Социология должна видеть всœе разнообразие типов социального развития. Прогресс является не единственным типом развития. Существует и другой – социальный регресс, по своей направленности противоположный прогрессу. Это развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Наряду с этими типами развития существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм, структур, цивилизаций. Это послужило основанием для появления теорий "исторического круговорота", "замкнутого круга" (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

То есть можно констатировать, что многие социальные изменения носят весьма противоречивый характер.

По вопросу критериев социального прогресса можно сказать, что между представителями разных социологических школ и направлений ведутся длительные дискуссии. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе и о социальном развитии только как об объективно совершающихся прогрессах, "процессах в себе". Не менее важны и другие их стороны – обращенность к человеку, группам, обществу в целом.

Ряд социологов в качестве критериев социального прогресса предлагают следующие:

Усложнение социальной организации общества (Г. Спенсер);

Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Э.Теннис);

Изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу, Д. Белл);

Степень овладения обществом, стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из–под гнёта стихийных сил общественного развития (К. Маркс).

В целом в любом обществе для оценки социальных изменений, социального развития, квалификации их в качестве прогресса или регресса вырабатывается система социальных показателœей, которая служит основой, определяющей “фон” развития общественных отношений.

Наряду с рассмотренными выше понятиями “социальное изменение”, “социальное развитие”, “социальный прогресс” в социологии рассматривается понятие “социальное движение ”, направленное на изменение личности и изменение социальных структур.

Социальное движение - ϶ᴛᴏ неинституционализированная деятельность свободных коллективных образований, направленная на содействие или препятствие социальным изменениям. Основными компонентами социальных движений являются: коллективность действий, согласие относительно общих целœей действий, диффузиозность коллективности и низкий уровень ее организации, стихийный характер деятельности.

Учитывая зависимость отцелœей, движения подразделяются на: движения, ориентированные на изменения личности, стремящиеся к религиозному спасению или ее совершенствованию; движения, ориентированные на изменения социальной структуры, приводящие к изменению личности (социополитические, социокультурные).

В соответствии с другим критерием – вектором изменений – движения подразделяются на новаторские, аболиционистские (за отмену или запрещение чего–либо) и альтернативные.

Учитывая зависимость отстратегии деятельности выделяют инструментальные и экспрессивные движения.

Американский социолог Г. Блюмер разделяет общественные движения на общие, специфические и экспрессивные.

Общие – направлены на трансформацию социальных норм и ценностей (женское, рабочее, молодежное). Специфические – ориентированы на вполне конкретную цель и в связи с этим более динамичны (реформаторские и революционные). Экспрессивные – не ориентированы на серьезные социальные преобразования (религиозные движения, мода).

Механизм возникновения социальных движений объясняет теория относительной депривации . Один из возможных подходов к анализу относительной депривации разработан в 60–х годах в исследовании английского социолога У. Рансимена "Относительная лишенность и социальная справедливость" . Субъективная неудовлетворенность – результат сравнения собственного положения с образцовой ситуацией. Обычно за образец принимается ситуация референтной группы.

В развитии общественного движения можно выделить четыре стадии: формирование (возникновение структурного напряжения); мобилизация (цели и средства достижения, мобилизация членов движения); формализация движения (организация и распределœение ролей, появление лидеров, активных сторонников, рядовых членов, временных попутчиков, складываются взаимодействия между ними). На этой стадии формируются нормы, регулирующие поведение участников социального движения. Завершающая фаза предполагает либо достижение движением своих целœей, либо поражение в результате разочарования в нем участников или подавления властями.

Социолог У. Гэмсон предполагает возможные альтернативные завершения социальных движений:

Если движение имело жесткую организованную структуру, формулировало конкретные цели, успешно мобилизовало имеющиеся ресурсы, то такое движение признавалось властями и оппонентами, достигало своих целœей (в период острых социально–политических кризисов);

Если движение имело формализованную организационную структуру и приобретало массовый характер, оно признавалось, хотя его цели достигались не полностью;

Если для движения характерны формальная организованная структура и малочисленность, цели бывают достигнуты, но не признаны другими социальными субъектами;

Если организация движения слаба, малочисленна, цели неясны, непопулярны, лидер лишен доверия, официальные институты не поддерживают движение, то оно обречено на поражение.

Заключение

Итак, мы представили в данной лекции систему социологических категорий в статике, определив их сущность, место в социальной системе “общество”, а затем в динамике, представив классификацию различных видов изменений в социальных системах; условия, способствующие или препятствующие развитию изменений в социальных системах.

Большинство современных социологов выступают против абсолютизации какого–либо единственного или доминирующего фактора, вызывающего социальные изменения. При этом крайне важно подчеркнуть, что прогрессивно–поступательный тип изменений - ϶ᴛᴏ направленный процесс, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой другой предыдущей стадии, а на более поздней выходит и на более высокий уровень в какой–либо сфере.

Литература

3. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

5. Дубовский С. Прогнозирование катастроф: на примере циклов Н.Кондратьева // Общественные науки и современность. – 1993. – №5.

6. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1910.

8. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989.

9. Левада Ю.А. Лекции по социологии. В 2ч. – М., 1970.

10. Невирко Д.Д., Шарыпова В. А., Шинкевич В. Е. Социология. Курс лекций. – Красноярск, – 2001.

11. Осипов Г.В. Социология. – М., 1990.

12. Пригожин А.И. Социология организаций. – М., 1980.

13. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

14. Рансимен У. Относительная лишенность и социальная справедливость. – М., 1962.

15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

16. Спенсер Г. Основные начала. – СПб., 1899.

17. Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. – 1990–1991.

18. Фролов С.С. Социология. – М., 1997.

Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты - необратимость, направленность и закономерность. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность - те линии, по которым совершается это накопление, закономерность – не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Сравнивая эволюцию обществ, ученые обнаружили несколько тенденций, которые можно назвать законами социального развития.

1. Закон ускорения истории , согласно которому каждая последующая стадия развития общества занимает в 3-4 раза меньше времени, чем предыдущая. Период капитализма короче периода феодализма, тот короче рабовладельчества. Археологи обнаружили ту же закономерность: каменный век значительно длиннее последующего за ним века металла. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, тем быстрее, динамичнее развивается общество. Уплотнение исторического времени объясняется тем, что в каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий. Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории, но этот период наиболее насыщен социальными, культурными, экономическими и политическими событиями. Поток информации удваивается каждые 20 месяцев, резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Люди, родившиеся в начале ХХ века, пережили практически 3 типа цивилизации: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.

2. Закон, согласно которому все народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью . И в России, и в США рядом с индустриально развитыми районами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие традиционный уклад жизни (чукчи, эвенки). Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя предшествующие этапы, в их развитии проявляются не только позитивные, но и негативные тенденции. Об этом мы будем упоминать, говоря о двух типах модернизации.

В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликтологического направления исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества. Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию общества и ведет к его обновлению. К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса. В экономической сфере - это конфликт между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической - борьба антагонистических классов и их партий, в духовной - борьба противоположных идеологий, выражающая непримиримость соответствующих классовых интересов.

Сторонники структурного функционализма считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках «социального равновесия» не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты рассматривают как «подвижное равновесие», которое может относиться к любой социальной системе. Задача институтов контроля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать социальные конфликты. В целом ведущей тенденцией является стремление придать критериям социального развития гуманистический смысл. Отмечая противоречивый характер становления современной цивилизации, социологи считают, что перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в 21 веке окажутся не машины, а люди.

6. Социальная модернизация и трансформация.

В социологии под модернизацией преимущественно понимается переход от традиционного общества к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. По определению известного американского социолога Н. Смелзера, модернизация - это сложный комплекс экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений.

Теория модернизации была разработана в основном применительно к развивающимся странам. Тем не менее, она во многом объясняет процесс реформирования любого общества, его трансформации по образцу передовых стран мира. Модернизация охватывает практически все стороны жизни общества - экономику, социальные отношения, духовную жизнь, политическую, сферу. В сфере экономики модернизация предполагает использование научных знаний и современных технологий; углубление профессиональной специализации; формирование рынков товаров, капиталов, труда; развитие предпринимательства и рыночных отношений; увеличение независимости экономики от политики; отделение производства и рабочего места от семейного хозяйства; повышение производительности сельского труда, развитие фермерского хозяйства и традиционных социальных структур, повышением материального уровня жизни населения и др. В социально-политической сфере основными проявлениями модернизации становятся формирование правового государства, демократизация политической системы, партийный плюрализм, рост социальной активности населения и его участия в политической жизни, становление институтов гражданского общества, повышение политической культуры граждан, развитие средств массовой информации и коммуникации. В духовно-культурной сфере модернизация предполагает распространение ценностей индивидуализма, прогресс науки и образования, рационализацию сознания, формирование нравственных предпосылок для новых форм хозяйственной активности, секуляризацию и растущее разнообразие духовной жизни. Сущность перемен в этой сфере передается понятием «модернити» как комплексной характеристикой культуры современного западного общества. Культура «модернити» означает приверженность рационализму и сциентизму, ориентацию на рост материального производства и технический прогресс, отношение к природе как объекту приложения своих сил и знаний. Это также идея равенства возможностей и личной свободы, индивидуализм, установка на достижение успеха, готовность человека к постоянным переменам и стремление инициировать такие перемены.

В зависимости от характера и времени осуществления различают два вида модернизации: первичную (органическую) и вторичную (неорганическую). Первичная модернизация относится к периоду промышленной революции, которая началась в Великобритании в 60-х гг. XVIII в., а спустя несколько десятилетий охватила США, Францию, Германию и другие западные страны. Эта модернизация происходила естественным образом, на основе собственных социально-экономических, политических и социокультурных предпосылок, и отвечала внутренним потребностям общественного развития. Она органично вытекала из всей предшествующей эволюции общества и его исторической подготовленности к всесторонним, глубоким переменам.

Вторичная модернизация, связанная, главным образом, с развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, не является органичным результатом естественного хода эволюции общества. Она во многом продиктована извне: стремлением войти в мировое сообщество, адаптироваться к новой геополитической реальности, дать ответ на «вызов» со стороны других стран. Это своеобразный способ «догоняющего развития», когда власти проводят реформы с целью преодоления исторической отсталости страны. Такая модернизация, как правило, осуществляется путем привлечения иностранных инвестиций, заимствования передовой технологии, закупки зарубежного оборудования, приглашения иностранных специалистов, обучения за рубежом и т.д. Вторичная модернизация как бы искусственно привносится «сверху», она неорганична для социально-экономической и духовной системы общества, нарушает его единство и историческую преемственность развития. Поэтому большинство населения часто к ней не готово и не оказывает необходимой социальной поддержки. Все это определяет сложный и порой противоречивый характер процессов модернизации в тех или иных странах. Однако в ряде случаев вторичная модернизация может увенчаться успехом, когда страны в итоге ее проведения начинают развиваться на собственной основе. Так произошло в Японии, которой потребовалось всего два десятилетия, чтобы догнать и по некоторым показателям даже обойти США, откуда она первоначально позаимствовала передовую технологию.

Следует отметить, что в настоящее время теоретики модернизации во многом пересматривают свои концептуальные установки. Это связано с новым взглядом на роль традиционных институтов и культур, выявлением их способности органично включаться в процессы модернизации, обеспечивая целостность и духовное единство общества. Тем самым противопоставление традиционных и индустриальных обществ рассматривается уже не как жесткая антитеза, а как подвижное соотношение, обусловленное динамизмом традиционного начала, его способностью изменяться и адаптироваться к современным условиям.

Под социальным развитием общества принято понимать такое изменение, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются:

  • - необратимость - это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
  • - направленность - это те линии, по которым совершается накопление;
  • - закономерность - это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития - период времени, в течение которого оно осуществляется. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологической науке сформировались три подхода к рассмотрению процессов развития общества:

  • 1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести марксистов, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса и др.
  • 2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, - от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода - Н. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев и др.
  • 3. Нелинейное развитие общества. Реальный ход событий в мире, особенно в последние десятилетия, показал, что нелинейное видение социальных изменений и социального развития более всего соответствует происходящим в обществе процессам. Ученые выделяют «точку изменений» - бифуркацию, т.е. такую поворотную точку, после которой изменения и в целом развитие может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий.

Таким образом, выбор той или иной последовательности развития зависит от социального субъекта. Сторонниками нелинейного развития общества являются С.Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн и др. По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное.

Характер того или иного социального развития зависит от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества - экономическую, политическую, социальную, духовную.

Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а лишь изменяют ее части и структурные элементы.

При этом следует помнить, что эволюция каждого общества всегда уникальна, так как основывается на генетической преемственности традиций.

Под социальной революцией понимаются относительно быстрые всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социальная революция всегда связана с насильственным разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Большинство ученых видят в социальной революции аномалию, отклонение от естественного хода истории. Однако, по мнению ряда российских социологов, эволюционные и революционные изменения взаимосвязаны и представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны.

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно исторических условий государства и эпохи.

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс - это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия:

  • 1) уровень производительности труда и благосостояния населения;
  • 2) степень свободы личности.

Однако в современных условиях данные критерии прогресса нуждаются в некотором уточнении. Первый критерий в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего экономические и социальные сферы жизнедеятельности общества. Второй же критерий, по мнению современных ученых, теряет свою актуальность. Это подтверждается данными последних социологических исследований, согласно которым человек перестает столь остро нуждаться в свободе, на смену которой приходит ответственность.

Таким образом, можно отметить, что в качестве второго критерия социального прогресса в современных условиях следует выделять скорее уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Кроме того, возникает необходимость выделения критерия социального прогресса, который бы отражал духовно-нравственные изменения человечества. Таким критерием может считаться уровень общественной нравственности.

Помимо этих критериев современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса, среди которых уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др.

Теория социальной эволюции определяет социальные изменения как переход от одних стадий развития общества к более сложным. Предшественником эволюционистских теорий следует считать французского философа-утописта А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции кон. XVIII - нач. XIX вв. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития. О. Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. По его мнению все общества проходят три стадии: примитивную, промежуточную и научную, которым соответствуют формы человеческого знания (теологического, метафизического и позитивного). Эволюция общества, по О.Конту, - это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму. Виднейший представитель эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера.

Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, т.е. внутренними причинами. Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.

Другой подход - экзогенный - представлен теорией диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Так, американский антрополог и социолог Ральф Линтон обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и пр. стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.

Вторым видом социальных изменений являются революционные. Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социальноэкономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это всегда переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения - невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории». По К. Марксу, революция - это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической формации между отсталыми производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В капиталистическом обществе это неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической формации, по Марксу, - пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении необходимых знаний пролетариату оказывают наиболее дальновидные прогрессивные представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти в наиболее развитых странах, поскольку они более созрели для этого.

Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в конце XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В.И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции.

История XX в. показала, что и Бернштейн, и Ленин оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они были в проблемных регионах Азии и Латинской Америки. Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта - конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть, что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.

К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П.А. Сорокина. По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика - революция не является случайным событием. Революции имеют три фазы:

  • - кратковременная фаза радости и ожидания;
  • - деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями;
  • - созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты.

Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза.

Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит (Вильфредо Парето), теория относительной депривации (Теда Гарра) и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию - замену на новую элиту. Теория относительной депривации, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.

Модернизация - одно из базовых понятий социологии, означающее переход от традиционного общества к современности, «модерну». Стержневой проблемой, анализируемой социологией классического периода, была проблема своеобразия современного общества, его отличия от предшествующего типа социальной организации. Для Э. Дюркгейма современное общество - это общество с «органической солидарность», пораженное «аномией»; для К. Маркса специфика современного общества определялась капиталистическим производством; М. Вебер видел специфику модерна в росте рациональности. Ф. Тённис осмысливал переход к современности как смену «общины» «обществом», т.е. как коренное изменение типа социальных связей. Г. Зиммель сконцентрировал внимание на таком феномене, как деньги, опосредующим человеческие отношения и делающим их все более абстрактными и т.д.

Согласно оформившейся в ХХ веке классической концепции модернизации, базовые различия между традиционными и современными обществами в общих чертах сводятся к следующему. Основные черты традиционных обществ:

  • - в материальном производстве доминирует сельское хозяйство и ручные технологии, используется энергия человека и животных;
  • - сельское население во много раз превосходит городское;
  • - производство ориентировано главным образом на непосредственное потребление, рыночные отношения развиты слабо;
  • - сословная или кастовая система стратификации;
  • - низкая социальная мобильность;
  • - преобладание предписанных статусов над достигаемыми; расширенная патриархальная семья;
  • - невыделенность личности из социального окружения;
  • - низкий темп социальных изменений, ориентация на прошлое, а не на будущее;
  • - господство религиозно-мифологического мировоззрения; относительно однородные ценности и нормы;
  • - авторитарная, сакрализованная политическая власть.

Современным обществам присущи иные характеристики:

  • - промышленное производство и сложные технологии, основанные на использование энергии пара и (позже) электрической и ядерной энергии;
  • - городское население превышает сельское;
  • - производство ориентировано на массовый рынок;
  • - классовая система неравенства;
  • - высокая социальная мобильность;
  • - достигаемые статусы преобладают над предписанными;
  • - господство научного, светского мировоззрения, массовое образование;
  • - высокий темп социальных изменений, ориентация преимущественно на будущее;
  • - индивидуализм;
  • - нуклеарная (супружеская) семья;
  • - неопределенные, противоречивые ценности и нормы;
  • - распространение формальных организаций, бюрократий;
  • - демократическое политическое устройство.

Это лишь весьма схематичное и упрощенное описание различий между традиционными и современными обществами, но и оно позволяет увидеть, что речь идет, фактически, о разных социальных мирах. Переход от традиционного к современному обществу не мог быть ни быстрым, ни легким. Западным обществам - пионерам модернизации, для осуществления этого процесса понадобилось несколько веков. В социологической науке существует множество объяснений причин модернизации, но до сих пор нет общепринятого. Скорее всего, речь должна идти об уникальном стечении исторических обстоятельств.

Модернизация стран Западной Европы и США называется первичной модернизацией. Она порождалась внутренней логикой развития этих обществ. Модернизация незападных обществ, ставших на этот путь под прямым или косвенным воздействием Запада, называется вторичной модернизаций. Она протекала в гораздо более сжатые исторические сроки, на культурной почве, весьма отличавшейся от европейской. В связи с этим вторичная модернизация сопровождается множеством специфических трудностей, порождаемых культурными факторами.

Несостоятельность линейного эволюционизма. Некоторые социологи отрицают социальное развитие как предмет социологического анализа. Утверждают, что сама проблема развития - это проблема философская или экономическая, в конце концов историческая, но не социологическая. С их точки зрения, предметом социологии могут быть только социальные изменения. Представляется, что такая крайняя точка зрения является неоправданной. Видимо, это своего рода негативная реакция на распространенные в прошлых веках, а отчасти и в наше время представления прямолинейного эволюционизма и про- грессизма.

Мыслители XVIII-XIX вв. (А. Кондорсе, И. Кант, О. Конт, Г. Спенсер) были одержимы идеями исторической эволюции и прогресса, линейного, однонаправленного и беспрерывного развития человечества по направлению к некоторой конечной цели - идеальному состоянию общества. Каждый новый этап в истории общества, в истории народов, с их точки зрения, есть этап именно такого развития, т. е. постоянного расширения власти человеческого разума над стихийными силами природы и законами социальной эволюции, этап усовершенствования форм организации социальной жизни, основанных на справедливости и индивидуальной свободе для всех. П. А. Сорокин в этой связи указывал: «В XVIII и XIX веках подавляющее большинство ученых, философов, представителей общественных и гуманитарных наук твердо верили в существование вечных линейных тенденций изменения социокультурных явлений. Основное содержание исторического процесса заключалось для них в развертывании и все более полной реализации этой «тенденции эволюции и прогресса», стабильной «исторической тенденции» и «закона социокультурного развития»... Вся общественная мысль XVIII и XIX веков отмечена верой в линейные законы эволюции и прогресса» . При этом Сорокин выделял четыре варианта линейных теорий, в которых главная линия развития могла строиться: 1) по прямой; 2) волнообразно; 3) веерообразно; 4) спиралеобразно.

Русский философ и социолог С. Л. Франк, изгнанный, как и Сорокин, в 1922 г. из Советской России, высмеивая подобные представления, писал: «Если присмотреться к истолкованиям истории такого рода, то не будет карикатурой сказать, что в своем пределе их понимание истории сводится едва ли не всегда на такое деление: 1) от Адама до моего дедушки - период варварства и первых зачатков культуры; 2) от моего дедушки до меня - период подготовки великих достижений, которые должно осуществить в мое время; 3) я и задачи моего времени, в которых завершается и окончательно осуществляется цель всемирной истории» .

Нужно сказать, что и марксистская концепция последовательной смены общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, коммунизм, включая социализм как первую фазу коммунизма) в значительной степени также основывалась на идеях линейного эволюционизма: каждая последующая формация представлялась безусловным, необходимым, хотя и крайне противоречивым, шагом вперед по пути социального развития.

Очевидно, что представления «плоского» эволюционизма, как показывали события в XX в., да и в предыдущие века, были большим упрощением истории, в которой имели место и элементы развития, и периоды застоя, регресса, разрушительные войны, чудовищные концлагеря, уничтожение миллионов неповинных людей и т. д. Однако отвергая упрощенное понимание развития как всеобщего, постоянного однолинейного движения к некоторому идеальному обществу, в то же время нельзя не признать, что социальное развитие существует в реальности, и оно может и должно быть объектом не только философских размышлений, но и предметом социологического анализа.

Социальные изменения и социальное развитие. Как уже говорилось выше, имеется существенное различие между понятиями «социальное изменение» и «социальное развитие». Коротко говоря, это различие сводится к тому, что понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направленности. Понятие «социальное развитие» - иного характера. Оно применяется для обозначения либо процессов совершенствования, улучшения, усложнения, либо движения вспять, в обратном направлении. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность.

Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами: необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность - ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления. Принципиально важная характеристика социального развития - промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некоторой цепочки социальных изменений. Результатом процесса развития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы, социального института, организации и всего общества).

Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или социально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. Социальное развитие может рассматриваться на разных уровнях - теоретической социологии и эмпирических исследований, макросоциологии и микросоциологии. В каждом случае необходим учет специфики объекта, а следовательно, и отбор соответствующих методов. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Если иметь в виду общую социологическую теорию, то, как представляется, можно выделить прежде всего следующие критерии социального развития. Во-первых, социальное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по структуре объекты являются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие означает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современное общество, обладающее многоотраслевой промышленностью, многочисленными системами государственного и общественного управления, учебными заведениями и научными учреждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет собирательства, охоты или земледелия, то становится очевидной огромная разница в степени сложности и развитости этих двух типов обществ. В-третьих, важным критерием социального развития социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности их деятельности.

Социальное развитие предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп населения и отдельных индивидов. В этом смысле важнейшее значение имеет, например, социальное развитие предприятия, на котором они работают. В таком случае имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но прежде всего улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня и т. п. Не меньшее значение имеют и социальное развитие района, города, региона, всего общества.

В таком случае в социологии используется понятие «социальная инфраструктура». Это устойчивая совокупность материальных и вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации деятельности людей, их полноценного отдыха, культурно-образовательного развития. Сюда входят системы охраны и безопасности труда, торговли, здравоохранения, образования, связи и информации, транспорта и т. д. Важно подчеркнуть, что развитие самой социальной инфраструктуры предполагает использование нормативного подхода, который требует сравнения ее реального состояния в том или ином районе (предприятии, области, обществе в целом) с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Такое сравнение дает возможность определения уровня развитости (или отставания) социальной инфраструктуры.

Но еще более важным показателем и критерием социального развития общества является развитие самого человека, его личности. Этот вопрос, ввиду его особой важности, будет рассмотрен специально в приложении данной главы.

  • Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.,1994. С. 359.
  • Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 30.

«социальное развитие»

Первоначально необходимо понять разницу между понятиями социального развития и социальных изменений. Понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены в социальной сфере общества безотносительно к ее направленности, понятие же «социальное развитие» не только фиксирует сам факт социальных перемен, факт социального изменения, но и содержит определенную оценку этого изменения. Понятие развития применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения.

Социальное развитие как реальный процесс характеризуют три взаимосвязанные черты – необходимость, направленность и закономерность. Необходимость означает постоянство процессов накопления качественных и количественных перемен, направленность – ту линию или линии, по которым совершается необходимость, закономерность – не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Принципиально важная характеристика социального развития – время, промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Только с течением времени выявляются основные черты социального развития.

Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др.

В истории общества существует две точки зрения на прогресс. Во-первых, абсолютность и неизбежность прогрессивного развития общества в целом и отдельных его сфер. Прогресс неостановим и необратим. Во-вторых, отрицание возможности научной постановки вопроса о социальном прогрессе, отрицание самой возможности говорить на языке науки о более высоком качестве одних форм социальных институтов по сравнению с другими. Наличие дискуссии вокруг понятия «прогресс» применительно к социальным изменениям в значительной степени обусловлено тем, что само понятие действительно несет в себе ценностный смысл. А поэтому мнения по вопросу о допустимости в научной социологии ценностных суждений у многих ученых опять разделились.

Прогресс обычно понимается как совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Тут важно отметить такие компоненты, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществом.

Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современным может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Хотя, конечно, очень трудно найти какую-то универсальную теоретическую, научную формулу такого развития.

Существуют сферы, к которым не применимо понятие прогресса (как переход от простого к сложному). Это область искусства как социального института, религия. Есть области, которые точно можно относить к прогрессу: техника, технология.

Существует понятие «регресс», по своей направленности противоположное прогрессу.

Важно, чтобы прогресс имел гуманистическую направленность, т. е. был обращен к человеку, обществу, на их благо.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт



Похожие статьи