Категории и понятия социологической науки. Основные категории социологии

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия:явля­ясь рабочим инструментом , они образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, - это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

· собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

Г.П.Давидюком была предложена другая классификация социологических категорий. Он выделяет два класса категорий:методологические и процедурные. Класс методологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эмпирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).


В ходе развития научных представлений о человеческой природе складывались различные подходы к тому, каким образом следует рассматривать соотношение биологического и социального в человеке. Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального следующие:

1. Биолого-географический редукционизм (органицизм, географическое направление, расово-антропологическое направление, фрейдизм (неофрейдизм), этология, бихевиоризм):

Попытка объяснить общественные явления естественно-биологи­ческими свойствами человеческой природы или влиянием, оказы­ваемым на человека внешней средой (социальное объясняется несоциальным);

Теряется значение культурно-исторического опыта, который рассматривается только как некая оболочка, играющая незначительную роль в жизни человека;

Это может вести к разного рода ошибкам, вульгаризаторству («превосходство арийской расы», «культура, мораль как видоизмененные инстинкты» и др.).

2. Абсолютизация социального (например, социологизм):

Э.Дюркгейм: «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами».

Не принимаются во внимание природно-географические, биологические детерминанты, которые оказывают влияние - пусть и неравнозначное в различные исторические эпохи - на становление и развитие социальных форм;

Рассмотрение человека как существа («робота», «винтика») полностью покорного правилам игры «общественного механизма» не позволяет учитывать индивидуальность, неповторимость индивидов со всеми их различными интеллектуально-психологическими качествами, обусловленными генетикой.

3. Человек как биосоциальное существо

Данный подход преодолевает ограничения первых двух подходов.

Являясь элементом живой природы, индивид в процессе своей жизнедеятельности реализует заложенную в него биологическую программу, предполагающую нацеленность на самосохранение, продолжение рода, адаптацию к окружающей среде и др. Он генетически наделен рефлексами, инстинктами, темпераментом, интеллектом.

В то же время человек обладает принципиально отличными от других живых существ качествами, которые обусловлены его включенностью в систему постоянно возобновляющихся социальных взаимодействий, систему, которую М. Вебер назвал «ожиданием ожидания ожидания». Входя в различные взаимодействия с людьми, мы с различной степенью осознания реализуем свои ожидания относительно того, что другие люди будут выполнять определенные обязательства и соответствующие действия. В свою очередь, эти люди ожидают, что от них ожидают выполнения данных действий. Это подразумевает ориентацию не на рефлексы и инстинкты, а на принятые в малой социальной группе, обществе в целом правила игры, культурные нормы и ценности, традиции, мораль, этику, законы – то, что выступает в роли своеобразных кодов данной системы ожиданий-обязательств. Регуляция жизнедеятельности на основе взаимных ожиданий создает условия для жизни предсказуемой, прогнозируемой и надежной (во всяком случае до тех пор, пока в сети ожиданий не возникают бреши, порождаемые различными социальными конфликтами: ссорами с близкими людьми, революциями и др.).

Существует несколько подходов к трактовке понятия «социальное»:

1. Социальное как определенная сфера общества (явления, связанные с проблемами здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, заработной платы, социальной защиты и др.).

!При таком подходе многие явления социаль­ной жизни (политика, экономические отношения, институты) не рассматриваются как формы социальных связей и выходят за рамки социальной жизни.

2. Некоторые исследователи склонны рассматривать «социальное» как «общественное».

Однако эти понятия не тождественны. Социальное включает в себя понятие общества, а также может характеризовать межгрупповое взаимодействие, проникает на уровень личности.

Для обозначения процессов и явлений, возникающих лишь в рамках всего общества будем использовать термин «общественный» (в научной ли­тературе есть его аналог - «социетальный»).

3. В наиболее широком смысле СОЦИАЛЬНОЕ:

Это качественно новая, специфи­ческая для человека форма регуляции поведения и порождаемые ею свойства человеческой жизни (А.Г. Эфендиев);

По В.Г. Харчевой:

1) свойство, имманентно присущее личности и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество;

2) отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполнения человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом в общности;

3) продукт взаимодействия субъектов, который выражен в культуре, оценках, образе жизни людей.

ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ

Социальный закон – объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая, проявляющаяся и реализующаяся благодаря массовой деятельности людей и через деятельность людей. Он определяет отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социальными группами, а также между обществом и социальным институтом, обществом и семьей, обществом и личностью. Социология изучает законы движения человеческих интересов, потребностей, духовных побуждений.

Законы можно классифицировать по разным основаниям.

Законы отличаются по степени их действия . Общие законы действуют во всех социальных системах. Специфические законы действуют в рамках одной или нескольких общественных систем.

По способу проявления законы можно подразделить на статические и динамические. Статические законы проявляются не в виде жесткой, однозначной детерминации протекания описываемого процесса или явления, а только в виде определенной направленности, тенденции его изменения, результаты которого могут быть определены лишь с той или иной степенью вероятности. Динамические законы в отличие от статических устанавливают жесткую детерминирующую связь между объектами или их состояниями и позволяют однозначно описывать протекание процессов, в частности, строгого математического исчисления. Но уже в XIX в. наука обнаружила, что сфера динамических законов ограничена. Социальные системы и процессы не подчиняются столь жесткой детерминации. Общественные процессы подчинены только средневероятностным законам, являющимся законами–тенденциями, не позволяющими однозначно определить ход событий. В этой связи правы ученые, считающие, что в социологии пора отказаться от претензий на открытие социальных законов, а следует прийти к более точной формулировке: мы изучаем тенденции развития, т.е. вероятностный характер социальных явлений.

Литература:

1. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.

2. Антипьев А.Г. Введение в социологию/Учебное пособие. – Пермь. Изд-во: ПСИ. 2007. С. 7-17

3. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

4. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003.

5. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

7. Иванов Д.В. Социология: теория и история. – СПб.: Питер, 2006. С. 7-31

8. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001.

9. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.


Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. С.94-95.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

См.: Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 3-11.

См.: Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 4.

Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

См.: Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

Фролов С.С. Социология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003. С. 32-37

Категории, понятия каждой науки отражают внутренние связи, качестве объективной реальности, которая была выделена практической деятельностью людей и стала объектом данной науки. Вопрос о категории является одним из основных для каждой науки. В категориях и понятиях концентрируются выработанные обществом знания. Содержание, глубина отраженной в них сущности объекта и предмета науки представляет достигнутый уровень познания и степень организации самого знания в науке.

Требования к категории социологии

В категориях социологии отображаются, с одной стороны, внутренняя качественная определенность исследуемого объекта, а с другой-существенные свойства, черты и характеристики, узловые моменты этого объекта, возможности его развития.

В системе категорий и понятий отражается разнообразие, целостность объекта науки, его стабильность. Развитие объекта науки и совершенствования творческой практики ведет к углубленному познанию действительности, поэтому категории постоянно обогащаются как по содержанию, так и по составу, совершенной является их систематизация.

Следует подчеркнуть, что разработка категорий науки тесно связана с объектом науки, который представляет собой конкретную реальность определенного уровня, отличает данную реальность от других. Определенными качествами характеризуется и объект социологии. Разнообразие и целостность этого объекта, существенные его характеристики отражаются в системе понятий и категорий. Определяющим в ней будет отражение целого и осмысления категорий науки как отражение многогранности объекта.

Особенности социологических категорий

Во-вторых, они не общими, как философские категории, а специфическими, срабатывающие только в социологии.

В-третьих, они имеют двойное назначение: с одной стороны, их развитие выступает как обогащение специальных социологических теорий, составляют специальную методологическую основу социологии, с другой

Пополнение их арсенала способствует более глубокому проведению полевых работ по прикладной социологии, поскольку расширяет возможности замера новых явлений социальной действительности, более широкое осуществление операционализации (описания) социальных понятий.

Социология оперирует категорийные-понятийным материалом, который отражает и фиксирует качество социального как такового. ее прикладная направленность - обслуживать практику преобразования социального и отражать суть самой практики. Отсюда следует, что качеством объекта социологии является не только само социальное как таковое, а его состояние, которое требует изменения в соответствии с человеческих потребностей и тенденций развития общества и его элементов. Вся система категорий социологии должна выразить эту зависимость социального от преобразующей практики и показать качество и целостность объекта социологии в многогранности проявлений социального в конкретных формах.

Основная категория социологии-категория "социальное"

Характеристика категорий любой науки предполагает выделение основной категории, отражает свойство объекта науки как целого. Благодаря выделению такой категории можно установить субординационного зависимость всей системы знаний науки. Формируется определенная система категорий, в которой в последовательной форме взаимно зависимостей выводится структура науки, ее исторический и логический генезис. Важным аспектом является выбор исходной категории для дальнейшей ориентации всей системы науки.

Социология изучает социальное в его конкретном виде с целью определения путей его перестройки в соответствии с общественными потребностями и сущностных черт самого социального. Поэтому для социологии наиболее широкой является категория "социальное", в отличие от таких категорий, как "экономическое", "политическое" и др., Выражают различные жизненные функции бытия общества как субъекта жизненного процесса в целом.

По своему содержанию социальное является отражением организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Это интегративное образование, аккумулирует знания, опыт, традиции и творческие способности и реальную оценку состояния развития общества и его элементов. Оно выражает характер использования потенциала и социальных резервов общества, коллектива, группы и лица для выработки критериев оптимального развития всего общественного организма.

Под законом в социологии обычно понимается внутренняя существенная связь (или отношение) явлений и процессов, обусловливающих их необходимое развитие и обладающая всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при соответствующих условиях.

Социологические законы возникают, проявляются и реализуются только в результате массовой практической деятельности и через деятельность людей. Люди, в свою очередь, не могут отменить действия социологических законов. Они способны лишь использовать (ускорять или замедлять) их действие в своих интересах.

Как и законы природы, социальные законы действуют независимо от воли и сознания людей, являются результатом целенаправленных последовательных действий большинства индивидов в социальных ситуациях и объективных связях. Объективность социального закона состоит в том, что новые поколения наследуют готовые отношения, связи, тенденции, сформированные без их участия.

В сфере действия закона может находиться общество в целом либо его части.

Признаки социологических законов :

    закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;

    при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

    условия, при которых действует закон, реализуется не полностью, а частично, приблизительно.

Социологические законы не создаются сознательно членами общества или группами как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социологическими законами неосознанно и обучаются такому “узаконенному” поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя из своих потребностей.

Несмотря на многообразие свойств, главное в характеристике социологических законов состоит в том, что они:

1) выражают процесс объективной человеческой деятельности в структуре определенного типа общественных отношений, а также связь этой деятельности с определяющими ее условиями и результатами, благодаря чему данные законы раскрывают и саму человеческую деятельность, и характер той или иной системы общественных отношений;

2) в отличие от экономических и других видов законов, социологические законы отражают функционирование и развитие, как всего общества, так и отдельных социальных образований внутри общества как целостной системы, отражая в этой целостности системообразующие связи;

3) выражают взаимосвязь экономических, политических, воспитательных, социокультурных и других сторон общественной жизни как компонентов конкретной социальной системы общества;

4) имеют статистическую природу, обусловленную вероятным характером проявления социальной причинности, т.е. они выражают как общую направленность развития общества и его подсистем, так и господствующую тенденцию изменения массовых явлений за определенный промежуток времени и в этой связи части выступают как законы – тенденции;

5) выполняют функцию стабилизации как социального организма, так и общества в целом, обеспечение его целостности;

6) действуют в совокупности с другими социальными законами, прежде всего экономическими, психологическими, педагогическими и т.д.;

7) реализуются и проявляются не вообще, а в конкретной форме, в процессе практической деятельности людей во взаимодействии усилий всех участвующих в социальном процессе сил – как личностей, так и определенных социальных групп.

По степени общности и продолжительности действия в социологии выделяют следующие законы.

Общие (или общесоциологические) законы , которые проявляются на протяжении всей истории развития человечества, действуют во всех общественных системах и характеризуют функционирование всего общества. Например, закон социализации, закон общественного разделения труда, закон социальной гармонии, закон стоимости и т.д.

Специфические (или особенные) законы , действие которых ограничено одной или несколькими общественными системами. Например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому, законы первичного накопления капитала, классовой борьбы и т.д.

Частные (или частносоциологические) законы , действующие на протяжении времени существования какой-либо общественной системы или социально-экономической формации и характеризующие функционирование отдельных элементов социальной сферы (социальных общностей, классов, групп и т.д.) в их взаимосвязи с обществом. Например, законы организации и жизнедеятельности коллектива, семьи, той или иной социальной группы и т.д.

Кроме того, по способу проявления в социологии различают динамические и статические законы.

Динамические законы определяют направления, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях. Динамические законы делятся на причинные и функциональные. Причинные динамические законы фиксируют строго определенные связи развития социальных явлений. Например, роль способа производства при переходе от одного типа общественных отношений к другому. Функциональные динамические законы отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями.

Динамические законы охватывают все без исключения социальные аспекты и выражают причинные и функциональные связи социальных явлений.

Статические законы , в отличие от динамических, не строго детерминируют социальные явления, а отражают основные направления изменений, их тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, т.е. эти законы обуславливают связь явлений и процессов социальной действительности не жестко, а с определенной степенью вероятности. Эти законы раскрывают внутренние необходимые связи между массовыми явлениями случайного характера, имеющими общее основание. Примером проявления статистических законов могут служить демографические процессы текучести рабочей силы, процессы товарного производства и др.

Кроме того, в социологии принято также выделять два ряда статических законов, которые органически связаны между собой. Это законы развития и законы функционирования.

Законы развития характеризуют переходы от одного этапа, состояния социального объекта, явления или процесса к другому этапу, состоянию, т.е. их качественные изменения, превращения и т.д. Например, закон ускорения исторического развития гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капиталистическая формация короче по продолжительности, чем феодальная, а та, в свою очередь, короче рабовладельческого строя. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее и динамичнее.

Другой закон развития истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или Украине с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

В свою очередь законы функционирования выражают связи и взаимодействия элементов социального явления, процесса, целостного социального организма, способ их взаимного существования в определенном качестве, социальном пространстве и времени.

Важно подчеркнуть, что и законы функционирования (организации), и законы развития (процесса) раскрывают действие одних и тех же социальных сил – сил данного субъекта социального процесса. Однако результаты их взаимодействия различны – первые законы характеризуют необходимость и определенность именно данной организации сил данного субъекта, вторые – определенность и необходимость той или иной тенденции изменения развития.

Механизм действия социологических законов представляет собой совокупность звеньев (явлений, процессов, отношений), через которые реализуется выражаемая ими объективная связь. Среди этих звеньев особое место занимает деятельность людей, социальных институтов и организаций, в зависимости от которых могут изменятся как механизм действия, так и форма проявления социологических законов.

Таким образом, социологические законы складываются как равнодействующая совокупных действий всех членов общества и реализуется в столкновении интересов различных социальных групп. Социологические законы можно классифицировать по различным критериям и основаниям .

Во-первых , по такому критерию, как специфика социальных систем.

    Законы, действующие на уровне социальных институтов.

    Законы, отражающие развитие компонентов социальной структуры общества.

    Законы, действующие на уровне конкретных общественных систем.

Во-вторых , при управлении социальными процессами в обществе, а также при разработке прогнозов и планов его развития важно учитывать действие следующих социологических законов:

    Закона социального сравнения, выражающего общественные связи между индивидами на основе реального жизненного положения и его восприятия, которое складывается путем сопоставления.

    Закона свободного времени, заключающегося в том, что для повышения эффективности производственной деятельности общество должно выделить часть совокупного времени в качестве свободного.

    Закона возвышения потребностей, характеризующего объективный характер динамики человеческих потребностей по мере совершенствования материального производства, изменения условий, качества и образа жизни.

    Закона больших чисел, выражающего логику количественных изменений в общественных системах. Социальные процессы и действия людей, будучи явлениями массовыми, подчиняются статистическим закономерностям, социологическое содержание которых – в вариативности выбора, различии интересов, мотивов, предпочтений, материальных возможностей и др.

В-третьих , в практике социологических исследований большое значение имеет классификация социологических законов по формам связей.

    Законы, отражающие инвариантивное существование специальных или связанных с ними явлений. Согласно этим законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б.

    Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего состояния структуры на последующее носит характер закона развития.

    Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Законы функционирования обеспечивают сохранение той или иной социальной системы в состоянии относительной устойчивости.

    Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Различие законов, фиксирующих «функциональные» и «причинные» связи, не означает, что функциональность не может быть видом причинности. Функциональная связь может выражать, а может и не выражать причинность. Эти понятия совпадают лишь частично. Наличие функциональной зависимости еще не свидетельствует о сущностных причинных отношениях.

    Законы, устанавливающие вероятность связи между социальными явлениями.

И, наконец, в-четвертых , большое значение в социологии имеютзаконы преобразовательной деятельности людей, направленной на изменение данного социального явления или процесса в соответствии с его законами. Эта деятельность осуществляется в соответствии с разработанными прогнозами, социальными проектами или планами и по законам, которые ей свойственны. Наиболее конкретное их воплощение достигается в создании социальных технологий в том или ином виде человеческой деятельности.

Как следует из вышеизложенного, социология как наука опирается на сложную иерархическую систему законов, характеризующих особенность социального бытия в его различных проявлениях.

Социологические законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами.

Социологические категории представляют собой основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении и утверждении.

Особенности социологических категорий :

Во-первых , они отражают не общество в целом, а конкретные его компоненты различной функционально-структурной направленности.

Во-вторых , они являются не всеобщими, как философские категории, а специфичными, действующими лишь в социологии.

В-третьих , они имеют двойное значение: с одной стороны, их развитие выступает как обогащение специальных социологических теорий, а с другой – пополнение их арсенала содействует более глубокому проведению полевых работ по прикладной социологии.

Для социологии предельно широкой и центральной является категория “социальное” (от латинского слова socialis – совместный, общностный, товарищеский), “социальное” - присуще и личности – через гражданственность позиции, и общности – через социальные отношения. Категория “социальное” проявляет себя в следующих функциях:

    как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса;

    способствует пониманию того, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействуют гармоническому развитию общества и личности в их целостном единстве;

    выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития;

    оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненные позиции общностей и личностей и т.д.

1) раскрывающие сущность социальных связей: социальная система, социальный институт, социальная организация, социальный контроль, социальные действия, социальные отношения и т.д.;

5) категории, раскрывающие характер использования социологических знаний в практике общественной жизни: социальное проектирование, социальное прогнозирование, социальное планирование и т.д.

Процедурные категории отражают, в основном, специфику и особенности сбора, анализа, обработки социальной информации и действуют при организации и проведении социологических исследований. Центральное место принадлежит категории «социологическое исследование».

Социологические понятия и категории являются узловыми пунктами выделения и анализа различных социальных систем, общества в целом.

Категория социального факта

В любой науке, в социологии в т.ч., основой научного знания признается категория факта. Вопрос научного понимания ϶ᴛᴏй исходной единицы социологического анализа рассматривал один из основоположников социологии как науки французский мыслитель Дюркгейм в ϲʙᴏей работе «Метод социологии». Стоит заметить, что он подчеркивал, что любая наука имеет право на существование исключительно тогда, когда предметом ее служит категория фактов, не изучаемых другими науками. Эту категорию фактов, не изучаемых другими науками, а изучаемых социологией, Дюркгейм назвал социальными фактами. Для Дюркгейма было совершенно очевидным, что материя социальной жизни не может объясняться ни биологическими, ни психологическими факторами. Стоит заметить, что она требует иного подхода. Отсюда знаменитый тезис Дюркгейма, выражающий требование «социальное объяснять социальным».

Отметим тот факт - что в современной социологии факт — ϶ᴛᴏ не просто констатация какого-либо единичного явления или веши. Социальный факт — ϶ᴛᴏ объективный результат и форма взаимодействия людей, социальных групп, классов, иных социальных общностей. Еще Гегель подчеркивал, что в отношении социального факта речь должна идти не просто о любом взаимодействии, а о том, кᴏᴛᴏᴩое указывает на связь с его определенным целым, образующим (организующим) и объясняющим ϶ᴛᴏ целое, то есть раскрывающим его социальную значимость.

Эмпирическое выражение социального факта может быть сведено к его широкой и всесторонней научной интерпретации: описанию, измерению, накоплению, апробации и т.д. Отметим, что теоретическое выражение заключается в том, ɥᴛᴏбы, с одной стороны, выработать руководящую идею отбора фактов, с другой — вычленить в них существенное содержание и новые обобщения.

Признание понятия социального факта в качестве исходной единицы научного анализа будет необходимым, но недостаточным условием полноты начального социологического знания. Любое социальное целое есть результат взаимодействия в нем совокупности природно-исторических, социально-экономических, культурологических и иных социальных факторов, то есть ϲʙᴏеобразных движущих сил совершающихся общественных процессов и необходимых условий бытия социальных фактов. По϶ᴛᴏму социология наряду с фактами призвана исследовать и факторы, выявля ть их разнообразие, характер взаимодействия и качество. Социология тем и отличается от других общественных наук, что она изучает не те или иные стороны или аспекты общественных отношений (экономических, политических, моральных и т.п.), а всю их совокупность в каждом отдельном явлении, в каждой отдельной точке социального пространства. Более того, совокупность факторов, составляющих целое, для социолога интересна не сама по себе, не как их статистическая совокупность. Социология прежде всего анализирует те факты, кᴏᴛᴏᴩые определяют направление и содержание развития целого: факторы созидания (конструктивные), факторы разрушения (деструктивные), факторы препятствия. Выявление данных качеств дает социологии основание для разработки конкретных программ преобразования исследуемого объекта в заданном, социально значимом направлении.

Многообразие факторов, изучаемых социологией, Конт подразделил на два больших класса: статичные, то есть сохраняющиеся неизменными на протяжении длительною периода истории, но оказывающие влияние на целое (климат, географическая среда, расовые и национальные различия, антропологические характеристики людей, структурные элементы социума и др.), и динамичные, то есть связанные непосредственно с деятельностью людей и ее результатами и находящиеся в постоянном изменении и развитии (экономика, политика, торговля, культура, производство, воспитание, нравственность, образ жизни и т.п.)

Классификация Конта явилась в определенной мере методологическим указанием для многих последующих социологов в рамках так называемых школ «одного фактора» в Западной Европе (механической, биологической, психологической, географической, ра- сово-антропологической и др.), кᴏᴛᴏᴩые, следуя известной в философии традиции искать исходный «кирпичик» мироздания, такой поиск в социологии ϲʙᴏдили к той же цели.

Стоит сказать, что каждая из таких школ, решая вопрос о движущих силах социального развития, прежде всего факторов, кᴏᴛᴏᴩые, по их мнению, в конечном итоге определяют качества общественных систем и способности человека, подчеркивала, таким образом, одностороннее преимущество или решающую роль одного из них и на ϶ᴛᴏй основе создавала обособленные социологические концепции. Впоследствии «однофакторный» подход был вытеснен более развитым «системным», однако научный вклад, кᴏᴛᴏᴩый данные школы внесли в развитие общественной мысли, оказался достаточно значительным. В первую очередь, они продвигали социологию к более глубокому пониманию ее собственной специфики и метода, развивая и обогащая его; во- вторых, факторный анализ явился одним из наиболее эффективных методов современного социологического исследования, поскольку позволял не только достигать необходимой целостности знания о предмете, но и определять в нем действительно необходимые, решающие факторы в каждом конкретном случае с учетом особенностей изучаемого социального пространства и времени.

Категория социального действия

Важно заметить, что одна из базовых категорий социологии, кᴏᴛᴏᴩая в концентрированной форме включает основное содержание и более глубокое понимание ее предмета, — категория социального действия. Это понятие впервые ввел в научный оборот Вебер. Исследуя типологию социального действия, Вебер выделил четкие критерии его социальности.
Стоит заметить, что он не считал поведение человека в толпе предметом социологии, оно становится таковым исключительно в том случае, когда индивид осознает смысл и цели ϲʙᴏих поступков, делает ϲʙᴏбодный и осознанный выбор цели Операциональное действие), ориентируясь при ϶ᴛᴏм на поведение других людей, на их ожидания и ответные действия. При этом ϶ᴛᴏ не единственный тип социального действия. Другим, не менее важным для социологии будет, по Веберу, так называемое ценностно-рациональное действие. Стоит заметить, что оно базируется на сознательной ориентации и вере в общественные (политические, нравственные, религиозные и т.д.) идеалы и убеждения.

Американский социолог Парсонс, развивая взгляды на исходный пункт социологического познания, обосновал, что действие (акт) — ϶ᴛᴏ базовая единица социологического анализа. Углубляя понимание ϶ᴛᴏго исходного пункта, Сорокин придал ему более всеобъемлющий и глубокий характер, определив в качестве исходной единицы анализа категорию социального взаимодействия и вытекающие из него следствия.

Цель социологии — научное познание истины. Как и другие науки, она в достижении ϲʙᴏей цели использует весь арсенал познавательных средств, выработанных мировым опытом развития научной мысли. Общепризнано, что одним из последних достижений в ϶ᴛᴏй области будет диалектика, то есть наиболее полный, ϲʙᴏбодный от односторонности универсальный метод познания, развитый в недрах немецкой классической философии, и прежде всего в философии Гегеля. «Только метод в состоянии обуздывать мысль, вести ее к предмету...» ". Диалектический метод содержит в себе в качестве необходимых требований принципы развития, целостности, объективности, историзма, противоречия, конкретности и др. В каждом отдельном случае в зависимости от характера познавательных задач, уровня исследований универсальный диалектический метод обогащается целой системой общенаучных методов, а также частных методик, процедур, технических приемов, кᴏᴛᴏᴩые создавались и совершенствовались вместе с развитием социологического знания. Неизменным же при всех обстоятельствах оставалось требование объективности социального знания.

В научной социологии естественная природа предмета, его спонтанность должна выступать первичной субстанцией по отношению к концептуальности (идеальной модели, по Веберу), так как общество — ϶ᴛᴏ организация, кᴏᴛᴏᴩая, как и природа, возникает вследствие естественной эволюции, а потому не может не содержать в себе принудительной силы естественного начала развития. Вместе с тем известный афоризм физиков — «Нет ничего практичнее хорошей теории» — для социологии как науки актуален в не меньшей степени. Именно по϶ᴛᴏму в социологии, как и в других науках, выделяют, как правило, два уровня познания — теоретический и эмпирический.

С одной точки зрения, исследуя конкретные социальные явления, социология должна располагать теоретически выверенным пониманием природы общественных процессов и явлений, закономерностей их становления и развития, вскрывать противоречия и особенности общественного бытия, должна уметь накапливать фактологический материал, руководствуясь поставленными целями познания, различными социально значимыми идеями. С другой стороны, сам процесс сбора социологических данных (эмпирический уровень) обладает относительно самостоятельными ϲʙᴏйствами и содержит в себе целый ряд необходимых приемов и закономерностей, без соблюдения кᴏᴛᴏᴩых невозможно выполнить требование объективности познания, а следовательно, выйти на более глубокие теоретические обобщения.

Диалектика как учение о развитии в социологии органически соединяет в себе и теоретическое, и эмпирическое начала. В сочетании с общенаучными методами (наблюдение, эксперимент, моделирование, методы математического и статистического анализа), а также частными (специальными) методами (интервью, документальный метод, анкетирование, методы экспертных оценок, контент-анализ, социометрический метод и др.) социологическое познание представляет собой эффективный инструмент изучения социальной реальности. Материал опубликован на http://сайт

1. Предмет и объект социологии

Объект социологии совпадает с объектом исследования других гуманитарных наук, это социальная реальность.

Предмет социологии отражает её специфику, её отличие от других наук. Эволюция представлений о предмете социологии 40-е г. 19в. – сер.20в.:

Макросоциологическая соц-я – наука об обществе как системе,о социальной структуре, о соц. институтах, культуре.

О.Конт, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Т. Парсонс.

Микросоциологическая соц-я – наука о соц. поведении,о его механизмах, соц. взаимодействии, массовых соц. процессах. Общество как многообразный соц. процесс.

М.Вебер, Дж. Хоманс, Дж. Мид.

сер.20в. – до настоящего времени:

Современ. соц-я – многообразие различных концепций, методологических подходов, обилие точек зрения, это об интенсивном развитии современной соц-и.

В.Ядов: Предмет соц-и – наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей; наука о соц. отношениях как механизме взаимосвязей и взаимодействий м/у многообраз-ми соц-ми общностями, м/у личностью и общ-ом; наука о закономер-тях соц. действий и массового поведения.

2. Предпосылки становления социологии как науки

Она возникла в Западной Европе в 40е годы 19в.

Предпосылки возникновения Соц. как самостоятельной науки:

1. Социально-экономические

а) возникновение и развитие капиталистического способа пр-ва

б) изменение соц. структуры общества, появление новых

классов: пролетариат и буржуазия

в) многочисленные соц. конфликты

2. Естественно - научные

а) открытие живой клетки Г.Шпенглером

б) эволюционное учение Ч.Дарвина

3. Теоретические

а) рационально-логическое объяснение окружающего мира

в произведениях античных мыслителей (Аристотель, Платон).

б) соц. идеи средневековья (Фома Аквинский, Макиавелли).

в) учение утопистов-социалистов

г) соц. воззрения представителей немецкой классической философии (Кант, Гегель).

Отцом основателем С. считают Огюста Конта. Он рассматривал человеческое общество как организм, который существует по тем же законам, которые управляют природой и другими организмами.

Конт считал, что новая наука должна опираться на методы, типичные для естественных наук (наблюдение, эксперимент…).

Из-за стремления выработать истинно научный взгляд на общество первоначально он назвал эту новую науку «Социальная физика».

Соц. законы – существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых составляют мотивы, интересы людей к удовлетворению своих потребностей.

Признаки социальных законов:

1) закон может вступать в действие при наличии строго оговор условий.

2) условия, при которых действует закон, реализуются

не полностью, а частично и приблизительно.

3) соц. законы выступают в основном в виде законов-тенденций.

Основные классификации:

1) По степени общности:

общие (для всех) и специфические (в конкретной ситуации).

2) По способу проявления:

Динамические (кооперация) и статистические(прирост населения).

а) общефилософские (общество, личность, соц среда, нравств нормы..)

б) общесоциологические (соц действие, соц взаимод, соц отношения,

соц система, соц структура, соц процессы…)

в) операциональные (респондент (общественное мнение), выборка, генеральная совокупность, репрезентативность (достов получ информ)).

4.Структура и уровни социологического знания

С. выделяет неск-ко уровней соц знания. Эти уровни можно выделить по разным основаниям:

1) Теоретич соц-я (отвечает на вопросы: что и как познаётся?)

Эмпирическая соц-я (отвечает на вопрос: для чего познаётся?)

Основания для деления: уровень знания

Эмпирические исследования разделяются на:

а) фундаментальные (Цель: развитие и совершенствование научных представлений о социальных явлениях).

б) прикладные (Цель: разрешение какой-либо конкретной социальной проблемы).

2) Деление всей социологии на:

а) общую социологию (общество в целом как система)

Она развивает следующие теории: социальных структур, соц. развития, соц. поведения индивидов, поведения общности.

б) отраслевые социологии (отдельные его части)

Отдельные элементы, сферы общества: социология молодёжи,

Соц. Процессы (с. миграции, с мобиль-ти), соц. Институты (семьи)

Основания для деления: объект исследования.

3) Макросоциология теории среднего уровня, микросоц-я.

Осн-я для дел-я: масштаб изучаемых социальных феноменов.

Микросоц-я изучает поведение индивидов как членов общества в малых социал группах (семья, компания друзей…).

5. Функции социологии

1)теоретико-познавательная (соц-я накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину соц. .отношений и процессов в совр. мире).

2)информационная (систематизация описания исследований в виде аналитич. записок, науч. отчётов, статей, монографий и т.д.

3)прогностическая (выдача социал. прогнозов, долгосрочных (до 30 лет) и краткосрочных (до 3 лет).

5)мировоззренческая (социология объективно участвует в социально-экономической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества).

6. Методы социологии

Метод социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Методы в социологии разнообразны:

1)Общенаучные (Анализ, синтез, индукция, дедукция).

2)Конкретно-научные (Статистики, математики, исторический метод). 3)Собственно социологические:

а) методы сбора и первичной обработки соц. факторов:

опросы, наблюдение, социометрия, контент - анализ,

социальный эксперимент)

б)методы теоретического анализа и обобщения: системный метод, типологизация, структурно-функциональный анализ.

7. Место социологии в системе социальных наук

Среди общественных наук социология выполняет генерирующую функцию. Для современной социологии характерны два взаимосвязанных процесса:

1)дифференциация, т.е. выделение специфического метода исследования отличных от других наук.

2)интеграция, т.е. установление меж предметных связей.

8.Типология обществ

1) а)дописьменный; б)письменный.

2) а) простые общества (племена);

б) сложные общества.

3) а)первобытное;

б)рабовладельческое; в)феодальное; г)капиталистическое;

д)коммунистическое общество.

4) На основе понятия «цивилизация» в истории развития общества выделяют три цивилизационных революции: а)аграрная (6-8 тыс лет назад) переход от потребительской к производящей деятельности, б)индустриальная(конец 18 начало 19 веков) переход к машинному производству, в)информационная(середина 20 века и до сегодняшнего дня) переход к новым инф. технологиям.

Два типа общества (на основе анализа цивилизационной революции): а)аграрное (традиционное), б)индустриальное (современное). 5) Белл выделил три стадии в развитии общества: а) доиндустриальное (преобладание аграрного уклада в экономике, низкие темпы развития производительных сил, жесткий соц. контроль, наиболее развитые институты – религия и армия; б)индустриальное(развитая промышленность, корпорации, товаропроизводящая экономика, классовое деление общества, осн. критерии соц. неравенства – собственность, высокий у-нь соц. мобильности; в)постиндустриальное (обслуживающая экономика, развитое теоретическое знание, главный критерий соц. неравенства – профессиональное деление, высокий уровень образования.

9.Общество как социальная система

В широком смысле общество – вся совокупность исторически-сложившихся форм совместной деятельности людей; это созданная человеком реальность, как особая форма движения материи. В узком смысле общество – исторически - конкретный тип социальной системы; определённая форма социальных отношений.

Основные признаки общества:

1.Каждое общество имеет имя;

2.Историю;

3.Собственную культуру;

4.Каждое общество является максимальной единицей социальной реальности, т.е. не входит в качестве составной части в более крупное общество;

5.Общество воспроизводит себя за счёт детей от браков между признанными членами общества;

6.Субъектом общества является население, которое проживает на определённой территории;

7.Наличие государства является очень важным, хотя и не обязательным

признаком общества;

8.Общество – многоуровневое образование, целостная социокультурная система.

Основные подходы к анализу общества:

1)общество можно рассматривать как социальную систему. В этом случае основными компонентами анализа являются сферы жизнедеятельности человека: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Основные функции общества: а) материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества; б)социально-политические, этические гарантии выживания человечества, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений; в)духовно-интеллектуальное научно-эстетическое развитие людей.

2)общество так же можно рассматривать на уровне функционирования. В этом случае общество проявляет себя в следующих явлениях: институционализация, социализация, социальный контроль, социальная стратификация, социальная мобильность.

3)общество так же можно рассматривать с точки зрения личности.

Общество – совокупность ролей и статусов, которые определяют положение индивидов в социальной иерархии и его поведения (с точки зрения личности). Каждый из этих подходов является самостоятельным и равноправным.

10.Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества

Формационный (К.Маркс).

На основе характера производственных отношений, в форме собственности и способа производства:

а) первобытное; б) рабовладельческое; в) феодальное;

г) капиталистическое; д) коммунистическое общество.

В настоящее время наиболее перспективным является цивилизационный подход. Его суть: этот подход позволяет выработать обобщённый, синтезированный взгляд на эволюцию общества. Предметом изучения является совокупность всех форм жизнедеятельности общества в их историческом развитии на понятия «цивилизация» (это глобальное понятие, которое обозначает степень и своеобразие культурного развития общества или обществ).

На основе понятия «цивилизация» в истории развития общества выделяют три цивилизационных революции:

1)аграрная;

2)индустриальная;

3)информационная. Два типа общества на основе анализа цивилизационный революций: а) аграрное традиционное); б)индустриальное (современное).

11.Социальные изменения и социальный прогресс

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, институтов, организаций из одного состояния в другое, изменения могут происходить во всех элементах структуры социального общества и проявляются на всех этапах существования общества.

Одни изменения вызывают другие, их накопления приводят к преобразованию обществ. На основе изменений осуществляется процесс развития.

Понятие «соц. развитие» конкретизирует понятие «соц. изменение». Соц развитие – необратимое направленное изменение соц. систем, общностей, институтов, организаций. Понятие «соц. развития» уточняется качественными характеристиками: соц. прогресс и соц. регресс. Соц. прогресс – особый тип развития общества при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень развития, стадию зрелости.

Соц. регресс – движение соц. систем по нисходящим линиям, т.е. от более развитых к менее развитым. Понятие «прогресс» рассматривается как синоним развития, однако понятие «соц. прогресс» очень часто применяется для оценки направленности общественного развития и в данном случае «соц. прогресс» - это глобальный всемирно исторический прогресс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.

В данном случае объективным показателем прогресса является совершенствование орудий труда, которое повышает преобразующую роль человека.

Прогресс – глобальный процесс, который характеризует движение человеческого общества на всём протяжении его истории. Регресс – локальный процесс, который охватывает отдельные общества в короткий промежуток времени

Различают два вида социального прогресса:

1)реформистский – постепенный;

2)революционный – скачкообразный.

12. Основные концепции развития общества

1) Эволюционизм. Он основывался на объективном характере

соц. развития. Согласно ему, истор. развитие происходит на основе постепенных социо-культурных изменений, которые приводят к коренным, качественным преобразованиям общества. Направление перехода от простого однородного к сложному неоднородному обществу.

Основные представители – Конт, Спенсер и Дюркгейм.В рамки эволюционизма не укладываются кризисы, распады обществ, исчезновение целых цивилизаций. В следствие этого возникают теории циклического развития в которых эволюция общества выглядела не как прямолинейное движение а как замкнутый цикл подъема, расцвета, упадка и гибели. Этот цикл беспрерывно повторяется.

2)Концепция революционного развития. Основной представитель-Маркс. Он считал, что прогресс общества возможен только на основе коренного обновления способа производства, и что революция поможет рождению новых эконом-пол структур. Маркс считал революцию обязательным эл-том развития общества, а для эволюционистов революция нежелательным явлением без которого можно обойтись. Марксизм стремился соединить революцию с эволюцией, придать рев-и законный характер.

13. Глобализация и глобальные проблемы современного общества

В настоящее время мир стал одной соц. системой в рез-те усиления отношений взаимозависимости которая затронула практически каждого человека. Это называют термином «глобализация». Процесс глоб-ии начался 2-3 века назад под влиянием запада. Глоб-я означ не только повсеместность разв-я общ процессов, но и включение всего человечества в единую сист. взаимосвязей. Глобализация эк., соц., культурных процессов породила не только позитивные изм., но и ряд серьёзных проблем. Основной глобальной проблемой человечества явл угроза окр среде.

Основные источники возникновения этой угрозы:

1)утилизация отработанных материалов;

2)загрязнение окр. среды;

3)истощение мин ресурсов.

Эта проблема возникла из-за постоянного роста экономики и распр. западных соц. институтов и поэтому является не только технологической по и социальной.

Другой проблемой совр. общества является неравенство м/у различными регионами мира.

Сущ. огромный разрыв м/у индустр. странами (1/5 населения мира) и всем остальным миром (теория Золотого миллиарда). Это нарушает стабильность в мире и грозит целым рядом катаклизмов во многих регионах.

14. Социальное действие

Соц. действие – локализованный в пространстве и времени Конкр. акт деятельности общественного субъекта по преобразовании соц. действительности в соот. со своими потребностями, интересами, целями. Вебер выделил следующие типы соц. действия: 1) целе-рац., оно предполагает однозначность, четкое понимание поставленной цели, выбор средств для её достижения; 2) ценностно-рац., оно основывается на изначальной вере субъекта в самодостаточность, предпринимаемого им действия. Это действие подчинено опр. требованиям, принятым в обществе ценностям; 3) традиционное, оно основано на привычке, на опр. стереотипах поведения, или поведенческих установок; 4)аффективное, его движущей силой является стремление к немедленной эмоциональной разрядке ч/з полное и быстрое удовл. внезапно вспыхнущего желания. Парсонс считал что соц. действие – это элемент системы человеческого действия. Под сист. действий понимается совокупность различных уровней соц. реальности.

Совершая соц. действия каждая личность испытывает на себе действия других людей и общностей, следовательно происходят обмен действиями или соц. взаимодействие.

15. Социальное взаимодействие

Соц. действие редко встречается в единичном виде.

Совершая соц. действия каждая личность испытывает на себе действия других людей и общностей, следовательно, происходят обмен действиями или соц. взаимодействие.

Осн. теории межличностного взаимодействия: 1)т. Соц. обмена (Дж. Хоманс). Для него взаимодействие это универсальный процесс. Структура обмена: 1.агенты обмена (от 2-х чел); 2.процесс обмена; 3.правило обмена (письменные или устные запреты); 4.предмет обмена; 3. место обмена. 2)т. символического интеракционизма (Дж. Мид). Поведение людей по отнош. друг к другу и предметам окр. мира, определяется тем, какое значение они им придают и каким символич. содержанием наполняют. Сходное толкование символов облегчает взаимодействие. 3)т. управления впечатлениями (Э. Гофман). Соц. жизнь, проблемные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых соц. субъекты стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления о себе, и пытаются скрыть недостатки. 4)т. Психоанализа (З. Фрейд).

На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние опыт раннего детства, конфликты пережитые в этот период. На развитие личности влияет противоречие м/у скрытыми психологич. силами и факторами враждебной соц. среды. Типы взаимод.: 1)Солидарные и антагонистические; 2)Организованные и неорганизованные; 3)Сознательные и бессознательные; 4) Кратковременные и длительные.


16. Социальные процессы

Совокупность однонаправленных действий, которые можно выделить из множества других соц. действий называют социальным процессом. Виды соц. процессов:

1) Кооперация - это сотрудничество нескольких индивидов или групп ради достижения общей цели и решения общих задач. Она подразумевает разделение труда. Необходимые эл-ты поведения: согласованность, правила сотрудничества и взаимопонимание. Главный смысл - взаимная польза участников процесса.

2) Конкуренция-это борьба м/у индивидами, группами или обществами за обладание ценностями, которые ограничены и неравномерно распределены. Конкур может носить личный и безличный хар-тер. Плюсы конкуренции: - усиливает мотивацию усиления личности; - на ней основаны все достижения капитализма. Минус – формирование негативных установок.

3) Конфликт - это скрытое или откр. столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооп. и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты мешают друг другу в борьбе за обладание ограниченными ценностями и благами.

4) Приспособление-это принятие индивидом или соц. группой норм, ценностей, эталонов поведения новой или изменившейся соц. среды.

Этот процесс протекает непрерывно. Приспособление включает в себя: 1.подчинение-обязательно, может быть сознательным и безсознат.; 2.компромис-индивид или соц. группа соглашается с изменившимися соц условиями и частично или полностью принимает новые нормы, ценности, т.е. это временное соглашение. 3.Терпимость. Терпимость по отнош. к новой ситуации к новым образцам культуры к новым ценностям.


17. Массовые действия

Часто в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, их называют массовые соц. действия. Формы массовых соц. действий:

1) Массовая истерия-состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха.

2) Слухи - это совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Они рождаются а результате дефицита информации, а слушатели – явл. активными участниками. Разновидностью слухов явл. сплетни (касаются частной жизни человека).

3) Паника – при ней люди проявляют нескоординированные реакции на существующую опасность или угрозу. Её участники действуют независимо друг от друга.

4) Погром – это коллективный акт насилия, который предпринимается неконтролируемой эмоц. возбужденной толпой против собственности или личности; это спонтанный кратковременный всплеск насилия.

5) Бунт – это собирательное понятие, обозначает ряд стихийных форм коллективного протеста (мятеж, волнение, смута).

Причина – массовое недовольство чем-либо или кем-либо.

Эмоциональное состояние переходит сначала в стихийное действие, а потом может вылиться в организованное действие (погром, поджег, захват).

6)Протест – это активная форма защиты своих интересов от посягательств извне. Формы протеста: 1.открытый пассивный (невыполнение приказа); 2.скрытый пассивный(заговор); 3.открытый активный(митинг, забастовки); 4.скрытый активный(сопротивление, террор).


18. Социальные движения

Социальное движение - массовые коллективные действия
по реализации специфических интересов и целей: рабочее, крестьянское, национально-освободительное, экологическое, женское, молодежное и другие движения.

Социальное движение - в социологии - более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений. В нашем обществе, как и в других странах мира, существует множество социальных движений.

Социальные движения настолько многообразны, что их можно классифицировать самыми разными способами. Некоторые движения (например, культы) энергично борются за изменение поведения своих членов, в то время как другие (антивоенные движения) направляют свои усилия вовне и стремятся изменить окружающее общество . Кроме того, движения можно классифицировать в соответствии с кругом их интересов. Например, существуют религиозные, политические и расовые движения, а также движения за реформы в области образования. Другая распространенная система классификации делает упор на цели движения.

Например, классификация движений по соотношению между их целями и существующим положением вещей в обществе.

Некоторые группы (например, те, которые одобряют использование атомной энергии в мирных целях), желают жить в условиях статус-кво, другие (выступающие против любого использования атомной энергии) стремятся к переменам.


19. Социальные группы и общности

Социальная группа – это объединение людей, связанных общими отношениями, имеющих общие нормы, ценности, традиции. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, т.е. духовные, экономические или политические потребности. Соц. Группа – своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Многие особенности человека являются итогом групповой деятельности. Н-р, речь, язык и т.д. численность групп на земле превышает численность индивидов. Это возможно, т.к. один человек способен сразу состоять в нескольких группах.

Социальная общность : в широком смысле – синоним соц.группы вообще. В узком – соц. общностями называют относительно устойчивые совокупности людей, ктр. имеют сравнительно одинаковые черты образа жизни, массового сознания, характеризуется совпадением или близостью соц. норм, интересов, ценностных систем

Осн. признаки общностей : взаимные чувства идентификации индивидов, солидарность и взаимопомощь, общий язык, ограниченное территориальное пространство, преимущества, возникающие в результате опр.усилий и солидарности. Осн. характеристики : количественный состав, продолжительность существования общности, плотность связи между индивидами.

24. Социальная роль и соц. статус очень близкие, почти синонимичные понятия. Термин статус – это статичная характеристика, т.к. соотносится главным образом с соц. Структурой, а понятие роль – это динамичная характеристика, это действие в рамках прав и обязанностей того или иного статуса. Соц. роль – это способ поведения, ктр. соответствует принятым в данном обществе нормам и зависит от соц. статуса человека.

Осн. черты роли: способ поведения, формализация – одни - общение по формальным

правилам, др-по неформальным, масштаб связей – одни предполагают взаимодействие со множеством лиц, др. с ограниченным количеством; эмоции – одни требуют сдержанного, неэмоционального поведения, др. экспрессивности, эмоциональности; мотивация – одна и та же роль может допускать множество мотиваций.

Соц. роль распадается на две составляющие: 1. Ролевое поведение – конкретное поведение; 2. Ролевые ожидания – то, чего ждут окружающие от носителя данной роли. Между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда происходят совпадения.

Поэтому общество создает систему соц. контроля, важной частью ктр. является совокупность санкций.

20. Классификация соц. Групп

1. Формальные и неформальные . В ф. группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются спец. правовыми актами. Формальность групп проявляется: 1. в более или менее жесткой иерархии; 2. четкая специализация членов группы, выполняющих свои обязанности. Неформальные складываются стихийно, не имеют регламентирующих правовых актов. Скрепление происходит за счет авторитета (лидера). 2. По размеру: малые, средние, большие .

Малая группа – это небольшое количество людей (2-7), которые постоянно взаимодействуют друг с другом, находятся в непосредственном контакте, имеют общие цели, интересы, поэтому малую группу иногда называют контактной, первичной (семья, друзья).

Большая группа – совокупность людей, которых объединяет, как правило, какой-то один социально-значимый признак (национальность, принадлежность вероисповеданию). Характеристики: рациональные цели, ориентированные действия, крайне редкое использование группового мнения, соц. контакты носят безличный, односторонний, утилитарный характер (члены больших групп никогда не вступают в контакт со всеми членами группы).

Средние группы – это относительно устойчивые объединения людей, которые имеют общие цели, интересы, связанные одной деятельностью, но в то же время не находящиеся между собой в тесном контакте.

3. Реальные и социальные (номинальные-условные).

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака.

Реальные группы могут быть малые, средние и большие.

Номинальные группы – это искусственно сконструированные для целей статистического анализа большие группы населения на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Принадлежность к такой группе не осознается е членом и крайне редко может стать основой для консолидации. На границе между реальными и номинальными группами находятся агрегаты.

Это совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудитория, радио, телевидение, кино, театры, шоу, некоторые разновидности толпы).

4. первичные и вторичные. Первичные – это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами и оказывают большое влияние на индивида. Вторичные – не имеют тесных взаимоотношений между членами группы.

Целостность группы обеспечивается наличием общих целей.

Степень воздействия на индивида очень низка. Бывают большие и средние.

5. Референтные группы - это те, которые в силу авторитета для индивида способны оказывать на него сильное влияние. Эталонная для индивида группа.

В самостоятельный подкласс реальных групп выделяют 3 типа, их называют главными:

1. стратификационные (расы, классы, сословия),

2. этнические (нации, народы, народности, племена, клан),

3. территориальные (горожане, селяне, земляки).

21. Социальная организация

В повседневной практике понятие организация используется в разных значениях: 1. это некоторая деятельность по выработке новых норм, налаживанию связей, координации усилий отдельных членов соц. группы; 2. свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру; 3. искусственно созданная соц. группа институционального характера, ктр. выполняет опр. общественную функцию.

Все три понятия организации тесно связаны между собой. При этом можно выделить две специфические черты организации, отличающие ее от др. видов соц. групп: 1. ориентация на достижение взаимосвязанных специфических целей; 2. высокая степень формации.

Осн. элементы организации – цели, иерархия, формализация.

22. Типология организаций :

1. Деловые – это предприятия и учреждения, ктр. возникают для коммерческих целей непосредственно или создаются широкими организационными системами для решения отдельных задач. Основа внутр. регулирования – административный распорядок, принципы единоначалия. Коммерческая целесообразность и принцип назначения начальства руководством. 2. Общественные союзы – массовые организации, цели которых вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно на основе принятого устава. Членство в общественных союзах связано, прежде всего, с удовлетворением политических, социальных и др. потребностей. 3. ассоциации – семья, неформальная группа.

Существует некоторая автономия от среды, относительная свободность состава, иерархия, сравнительно устойчивое распределение участников по ролям, по престижу, принятие общих решений. Коллективные нормы и ценности в ассоциации складываются спонтанно и выполняют регулятивные функции.

Цели участников ассоциации – взаимное удовлетворение интересов, цель каждого участника – общая цель.

23. Статус. Статусный набор

Статус – это место индивида или соц. группы в соц.структуре общества. Каждый индивид имеет большое число статусов, т.к. принадлежит к большому количеству разных соц. групп.

Совокупность всех статусов, ктр. занимает один человек, называется статусный набор. (Р. Мертон). В статусный набор входят след.

1. Главный – наиболее характерный для данного человека статус, с ктр его идентифицируют др. люди или он сам. Он относителен. Главным является тот статус, ктр определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

2. Социальный – это положение человека в обществе, ктр. он занимает как представитель большой социальной группы. Соц. статус имеет две разновидности: а) приписываемый, или предписанный – это статус, в ктр. человек рожден, и ктр. позже обязательно признан обществом или группой. Получен не по своей воле, индивид не имеет над ним контроля; б) достигаемый, или достижимый – статус, ктр. приобретен в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем самого человека.

3. Личный – место индивида в малой группе, ктр. зависит от оценки индивида членами этой группы в соответствии с его личными качествами. Личный статус характеризует место индивида в системе межличностных, а не социальных отношений.

4. Смешенный обладает чертами приписываемого и достигаемого (безработный в результате экономического кризиса). Существуют и неосновные статусы – это временное состояние, ктр ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса. Несовпадение статусов – в общественном мнении со временем вырабатывается, поддерживается и устно передается иерархия статусов и соц.групп, называется рангом (высокий, средний, низкий).

Иерархия между группами в рамках одного общества – межгрупповая. Внутригрупповая - несовпадение статусов показывает противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии. Причины несовпадения статусов: индивид занимает в одной иерархии высокий ранг, а в др. низкий; права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей др.

25. Ролевой конфликт

1. Индивид вынужден одновременно выполнять 2 разные роли. 2. Ожидания, ктр. исходят от др. соц. ролей, оказываются несовместимыми. 3. Представления индивида о выполняемой им роли не совпадают с представлениями, ктр.имеют др. о его роли.

Психоанализ, эдипов комплекс. 1. Женщина одновременно выполняет 2 роли: жена, мать. 2. Ожидания ребенка существенно отличаются от ожиданий мужа. В процессе развития общества набор ролей кардинально меняется: 1. Меняется содержания ролей; 2. увеличение числа ролей. Этот процесс имеет экономические причины.

29. Культура и общество. Нормативный уровень культуры

Культура - это система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению, значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, с пом. которых люди организуют свою жизнедеят. Ф-ии культуры в обществе:

1) Интегративная – благодаря культуре возможна интеграция физически изолированных людей в системы взаимодействия.

2) Регулятивная – благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д. Культура упорядочивает и направляет действия людей.

3) Ф-я социализации – приобщение к накопленному историч. наследию, воспроизводство определенных порядков. Понятие социальная норма включает в себя 3 основных признака: 1)определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) норма – типовой или эталонный образец действий, которые предписывает отдельному индивиду или группе что надо делать в данной ситуации; 3) основу механизма действия норм составляют экспектации (ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека). Индивид усваивают социальные нормы в процессе социальные взаимодействия с другими людьми, и это усвоение составляет необходимую часть, овладение индивидом различными социальными ролями, различными типами, видами социальных полезных действий.


26. Соц. институты

Соц. практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы соц. отношений, сделать их обязательными, добиться неукоснительного выполнения этих правил – эту задачу выполняют в обществе соц.институты:

1. Это определенная группа лиц, призванных к выполнению важных для совместной жизни дел;

2. Совокупность материальных учреждений;

3. Особо важные для общества соц.роли;

4. Совокупность средств деятельности, позволяющая уполномоченным индивидам выполнять общественные функции с целью удовлетворения потребностей данной группы общества или регулирование индивидуального поведения.

Соц. институт – это организованная система связей и соц. норм, ктр. объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие осн. потребностям общества. Общественные ценности – разделяемые большинством общества цели и идеи. Общественные процедуры – стандартизированные образцы поведения.

Система соц. связей – переплетение ролей, статусов.

Осн. черты соц.институтов : 1. Набор соц. норм и предписаний, ктр. определяют требуемые обществом типы поведения;

2. Институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов; 3. Соц. институт обладает необходимыми ресурсами, средствами, благодаря ктр нормы и предписания более или менее успешно выполняются.

Структура соц. институтов : 1. Более или менее четко сформулированная цель деятельности; 2. Набор соц. статусов и ролей; 3. Система санкций, при ктр. контролируется поведение индивидов; 4. конкретные частные функции.

Состояние соц. институтов : стабильное

1. Четкие, понятные функции институтов;

2. Преимущество реальных функций институтов;

3. Неизменность функций.

Нестабильное 1. амбивалентность (размытость) функций;

2. Преимущество формальных функций институтов;

3. изменение (перемена) функций. Современное российское общество испытывает системный кризис (т.е. изменяется структура и организация общества). В результате происходит изменение общественных потребностей. Это требует изменения структуры соц. институтов и наделение ранее существовавших соц. институтов новыми функциями.

27. Типология социальных институтов

Социальные институты – организованная система связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Типология социальных институтов:

1) институты экономики (направлен на обеспечение жизнедеятельности индивида, общества на процесс производства и распределения благ и услуг.

2) институты семьи и брака (удовлетворяют потребность в воспроизводстве).

3) политические институты (удовлетворяют потребность в безопасности, в социальном порядке, устанавливает согласие между индивидами, социальными группами и общества в целом)

4) культурные и религиозные институты.

28. Функции и дисфункции социальных институтов

Функции могут быть явные и латентные, т.е. скрытые.

1. Создание возможностей членами общества удовлетворять разнообразные потребности;

2. Регулирование поведения членов общества в рамках принятых отношений;

3. Поддержание выполнения важных для общества функций; 4. Поддержка сплоченности общества, т.е. интеграция действий, отношений, стремлений.

Явные и латентные функции института образования: Цели:

1. распространение грамотности (Я: увеличение масштабов воспроизводства и потребления знаний; Л: возникает экономика образования и индустрия знаний)

2. приведение характера знаний в соответствии с требованиями сообщества в связи с изменением рынка труда, увеличение специализации(Я: переход к новым технологиям обучения, компьютеризация, развитие абстрактных навыков; Л: дифференциация жизненных шансов по стартовому потенциалу, т.е. по способностям и возможностям обучения).

3. Удовлетворение потребности общества в грамотной и дисциплинированной рабочей силе (Я: социальное нормирование; Л: социальный контроль, дисциплинирование и карание)

4.Достижение равенства возможностей (Я: предоставление равных возможностей детям из разных социальных классов; Л: проявление и воспроизводство социальное неравенство)

5. Достижение гендерного равенства (Я: предоставление равных возможностей обучения мальчикам и девочкам; Л: проявление и воспроизводство гендерного неравенства, гендерная стратификация)

Иногда, в результате изменений, ктр. происходят в обществе, соц. Институт перестает удовлетворять потребность, либо потребность, ктр. он удовлетворяет перестала быть актуальной для общества, тогда вместо пользы соц. Институт начинает приносить вред – это называется дисфункцией. Состояние институтов является индикатором соц.стабильности всей общественной системы.

30. Культурный релятивизм, этноцентризм

Этноцентризм – тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной. Этноцентризм выполняет в обществе двойственную роль. С одной стороны он выступает как фактор единения и стабильности групп в рамках собственной культуры, с другой стороны он является источником непонимания и межнациональных конфликтов. Этноцентризм может принять деструктивные формы: ксенофобия (страх и неприязнь к чужим обычаям, нравам); шовинизм (признание превосходства своей культуры, своего народа над другими культурами и народами); крайний этноцентризм (обязательно порождает враждебность, конфликты с другими народами из-за стремления

навязать свои «более передовые» нормы, ценности.

Культурный релятивизм. Социологи считают, чтобы понять культуру в целом, следует сдерживать свой этноцентризм, нужно стремиться рассматривать культуру, исходя из условий, которые ее породили, исходя из тех факторов, которые воздействовали на людей и на формирование культурных традиций получило название культурный релятивизм. Суть культурного релятивизма: любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальным условиями.

31. Формы и разновидности культуры

Формы культуры :

1) элитарная. Она создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Включает в себя литературу, классическую музыку. Элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

2) народная. Она создается анонимными творцами, которые не имеют профессиональной подготовки, включают мифы, легенды, песни, танцы, эпос – фольклор. Фольклор локализован и демократичен.

3) массовая. Она не выражает изысканных вкусов элиты, духовных поисков народа. Появилась в середине XX века, когда средства массовой информации стали доступны для всех социальных слоев. Для нее характерна очень маленькая художественная ценность, но очень мировая аудитория.

Разновидности культуры :

а) доминирующая культура (совокупность ценностей, верований, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества.

б) субкультура (это часть общей культуры, которая присуща какой-либо социальной группе. Общество состоит из множества различных групп.

Субкультура не противостоит доминирующей культуре.

в) контркультура - это такая субкультура, которая противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи, деседенты).

32. Стратификация общества

Социальная стратификация – структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым обществе социальным статусом.

Объективные критерии стратификации – доход, образование, престиж, власть. Они имеют измерительные параметры (образование - количество лет, потраченных на образование; престиж – субъективный критерий, уважение статуса, сложившееся общественное мнение; власть – властные полномочия; доход – в денежном эквиваленте).

Различают 3 вида стратификации: экономическая – по доходу; политическая – по власти; профессиональная – по престижу.

33. Исторические типы стратификации

1. Рабство (экономическая, юридическая и социальная форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства).

2. Каста (страта, членом которой человек становиться от рождения, иерархически образованы).

3. Сословие - социальные группы или страты, каждая из которых отличается своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закреплены обычаем или юридическим законом и передаются по наследству.

4. Классы (это большая группа людей, которая обладает или не обладают средствами производства, занимают определенное место в системе общего разделения труда и характеризуются специфическим способом получения дохода).

34. Стратификация современного российского общества

В СССР существовала трехчленная формула социальной структуры: рабочий класс, колхозное производство, народная интеллигенция. В результате радикального преобразования российского общества в его стратификации происходят изменения. Наиболее характерные черты этих изменений:

1. тотальная маргинализация – процесс смены или утраты социально-экономического статуса, занятие пограничных социальных позиций, которые характеризуются, противоположными нормативными требованиями, стереотипами поведения, традиционными ценностями.

2. Блокирование процесса формирования среднего класса.

3. Социальная поляризация – имущественное расслоение, которое постоянно углубляется. Для определенной степени поляризации в мировой практике используется понятие децильный коэффициент (это соотношение дохода 10% самых высокодоходных к 10% самых низкодоходных).

35. Социальная мобильность

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменение их статуса, называется социальной мобильностью. Социальная мобильность бывает 4 видов:

1. Межпоколенная (межгенерационная. Она предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции или спускаются на более низкую ступень чем их родители)

2. Внутрипоколенная(внутригенерационная. Один индивид может несколько раз менять свои социальные позиции)

3. Вертикальная - перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность, социальный подъем вверх, нисходящая мобильность – социальный спуск, падение вниз.

4. Горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую). Формы социальной мобильности: индивидуальное проникновение; коллективный переход, групповая мобильность.

36. Социализация личности

3 уровня человека:

1. биологически наследуемые компоненты, т.е. определенные психофизиологические задатки, которые позднее разовьются в интеллектуальные и руководящие свойства человеческой психики.

2. психологический. Включает мотивы, потребности, темперамент, характер.

3. комплекс социально-значимых черт личности: ценностные ориентации, определенная совокупность знаний, навыков, привычек, которые необходимы для выполнения многочисленных социальных ролей. Два основных значения:

1. личность – нормативный тип человек, соответствующий требованиям общества;

2. личность – член социальной группы.

37. Основные теории социализации

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, социальных норм, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Макросоциологические модели рассматривают социализацию.

В микросоциологических теориях социализация это освоение социологических ролей, личность рассматривается с точки зрения межличностного взаимодействия. В социологии выделяют несколько видов социализации: 1. первичная в детстве, в семье)

2. вторичная(последовательный процесс, вхождение индивида в новые социальные институты, группы)

3. повторная, ресоциализация (только у взрослых, происходят в случае значимых жизненных изменений). Агентами социализации являются ближайшие родственники, друзья.

Средствами социализации являются многочисленные соц. институты (семья, образования, СМИ, труд, решения).


38. Социальный контроль

Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которые обеспечивает соответствие индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Включает 2 элемента – нормы и санкции. Санкции – «охранники» норм. Это наказания и поощрения, способствует соблюдение социал. норм.

1. формальные, позитивные. Публичное одобрение со стороны официальны организаций.

2. неформальные позитивные. Публичное одобрение, но не исходит от официальных организаций.

3. формальные негативные. Наказания, предусмотренные юридическими законами.

4. неформальные негативные. Наказания, не предусмотренные юридическими законами.

Виды контроля:

1. внутренний контроль (самоконтроль)

2. внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, которые гарантируют соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Неформальных (основан на одобрении или осуждении со стороны общественного мнения ближнего окружения) формальный (основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти).

39. Девиантное поведение

Соблюдение социальных норм общества определяет культурный уровень общества. Девиантное поведение – отклонение от общепринятых норм. Девиация – культурноодобряемая, культурноосуждаемая. Девиация поведения может выражаться в форме: поступка, деятельности, образа жизни.

Виды девиантного поведения: деструктивное (причиняет вред только самой личности); асоциальное (причиняет вред личности и социальным обществам); делинкветное(нарушение как моральных, так и правовых норм).

Двойственная роль девиации в обществе (представляет угрозу стабильности; поддерживание стабильности путем создания новых норм).



Похожие статьи