Виды институтов формальные и неформальные. Понятие формальных и неформальных институтов

  • Лозовая Ирина Владимировна , старший преподаватель
  • Воронежский экономико-правовой институт
  • ИЗДЕРЖКИ
  • НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
  • ФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  • ИНСТИТУТ
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

В данном материале исследованы проблемы становления и развития формальных и неформальных институтов.

  • Эффективные методы мотивации и стимулирования персонала
  • Инновационное предпринимательство в туризме: теоретический аспект
  • Проблемы муниципальных финансов РФ в переходе от рыночной к инновационной экономике

Неоинституционализм в современной экономической мысли является одним из самых быстроразвивающихся и перспективных направлений . Новая институциональная экономическая теория начала свое формирование в 1960-1970-х годах. К 1980 году в неоинституционализме были определены области исследования, такие как :

  • анализ институциональной среды и ее влияние на поведение экономических агентов;
  • анализ контрактных соглашений;
  • анализ институциональной эволюции.

Теория институциональных изменений является составляющей «новой экономической истории», зародившейся в 1950-12960-х годах. Родоначальником данного новейшего направления в экономической мысли принято считать американского экономиста Дугласа Сесил Норта . Автором теории институциональных изменений так же является Д. Норт. Цель теории институциональных изменений состоит в следующем : выявить внутренние факторы, которые будут способствовать изменению не только обособленных, единичных институтов, но и полностью всей институциональной структуре общества. Ключевым вопросом в работе над теорией институциональных изменений является роль институциональных факторов в экономическом развитии. Д. Норт дает совершенно новое, индивидуальное понятие термина «институт», анализируя эволюцию институциональной иерархи общества.

В своих работах Д. Норт вносит в экономику инновационный взгляд на институциональную структуру общества, опираясь для оценки известных исторических событий на ключевые для «нового институционализма» понятия: «право собственности», «трансакционные издержки».

Д. Норт считал, если представителями новой институциональной теории, проводится исследование влияния институтов и организаций на экономическую эффективность, то главным вопросом их работы оказываются проблемы формирования и эволюции институтов и выявление внутренних факторов институциональных изменений. Именно по этой причине научную деятельность Д. Норта относят к институционально-эволюционному направлению.

Научные труды Д. Норта приобрели популярность и в России. Причиной интереса к работам Д. Норта, на наш взгляд, является вербальный характер его теории, при этом использование неоклассического инструментария и понятийного аппарата эволюционной теории.

Центром исследований и основной единицей анализа Д. Норта является понятие «институт». Согласно теории Д. Норта институты создаются людьми. Соответственно, человек эволюционируя, изменяет и институты, значит, формирование института должно начинается с индивида. При этом ограничения, которые накладывают институты на человеческий выбор, оказывают существенное влияние на поведение индивида.

Согласно Д. Норту, институт – это «рамки», в пределах которых индивидуумы взаимодействуют друг с другом. Данные ограничения («рамки») включают в себя:

  • процедуры по обнаружению и пресечению поведения, отклоняющегося от установленных правил;
  • формальные ограничения в виде правил и предписаний. Примером могут случить – конституция, договора, указы и т.д.;
  • неформальные кодексы поведения. Например, обычаи, привычки, ограничивающие сферу деятельности формальных правил.

По мнению Д. Норта, именно обычаи традиции могут служить эффективным аналогом формальных институтов, тем самым обеспечивая экономию ресурсов.

Институты формируют жизнедеятельность индивидов таким образом, что они не задумываются в большей части о своих действиях, которые являются регулярными, повторяющимися и очевидными. Именно под этим воздействием берут начало эффективные рынки, которые позволяют сократить издержки на заключение и поддержку контрактов.

Обратимся к примеру. Возьмем за объект исследования иностранную фирму (институт), которая пытается строить бизнес в другой стране, при этом не освоим заблаговременно сложившихся в ней формальных и неформальных норм. Данная фирма будет нести высокие транзакционные издержки. И лишь в том случае, когда они их усвоят, они смогут эффективно обмениваться информацией и принимать активное участие в различных формах социального, политического и экономического обмена. Отсюда, можно сделать вывод, что именно социальные институты в своей функции имеют цель снижения транзакционных издержек.

По мере роста разделения труда, специализации, увеличения меновых отношений появляются не только транзакционные издержки, но и издержки оппортунистического поведения. К издержкам оппортунистического поведения принято относить следующее: обман, нарушение соглашений, подлог и т.д. Данный фактор приводит к появлению еще одного участника обмена – государство, которое берет на себя функции по защите прав собственности и обеспечению соблюдения договоренностей. Данный факт, по мнению Д. Норта, сыграл важную роль в истории становления права собственности.

Обращаясь к проблеме исторического развития, американский ученный считал, что основой понимания данного процесса являются именно институциональные изменения. По мнению Д. Норта, изменения институциональной структуры процесс сложный. При детальном рассмотрении изменений формальных и неформальных институтов можно сделать следующие выводы. Неформальные институты формируются спонтанно, не имея за собой никакого замысла. При этом, изменения в них осуществляются постепенно, зачастую на подсознательном уровне, формируя альтернативные модели поведения. В свою очередь, формальные институты устанавливаются и функционируют сознательно, и поддерживаются в основном государством. Изменения в формальных институтах могут осуществляться одномоментно, путем принятия политических или юридических решений. Причем, формальные институты представляют тобой иерархию, которая включает в себя правила как правила высшего, так правила и низшего порядка.

Институциональные изменения – это сложный процесс, на который оказывают влияние множество факторов: технический прогресс, расширение и обновление номенклатур продукции, возникновение новых рынков, прирост населения, появлении новых идеологий, формирующих структурные предпочтения индивидов . В современном обществе, формирующем «институты» достаточно много проблем (несовершенство законных актов, кодексов, преобладание неформальных институтов над формальными институтами), не решив которые, невозможно свести к минимуму трансакционные издержки и издержки оппортунистического поведения.

Список литературы

  1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А.. 2016. Т. 2. № 48. С. 82-86.
  2. Болдырев В.Н. Научные знания как инструмент обеспечения социальной стабильности в условиях трансформации государства и частной собственности // Территория науки. 2015. № 6.С. 112-119
  3. Евсюкова А.Ю., Афиногенова И.Н. Валовый внутренний продукт - основной показатель развития экономики // Территория науки. 2015. № 3. С. 90-93.
  4. Иголкин И.С., Давыдова Е.Ю., Шаталов М.А. Институциональные основы развития высшего профессионального образования // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 196-199.
  5. Кривенда Е.А., Гетманская Е.С. Трансформация мирового рынка нефти в условиях финансовой глобализации // Территория науки. 2015. № 4. С. 176-179.
  6. Кузьменко Н.И. К вопросу о выборе эффективной кадровой политики предприятия в условиях социально-экономической трансформации общества // Синергия. 2016. № 3. С. 37-42.
  7. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Малый бизнес в России: современное состояние и перспективы развития // Современное развитие малого бизнеса материалы IV Всероссийской профессиональной конференции с международным участием. Отв. ред. С. Б. Синецкий. 2016. С. 52-54.
  8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М: Фонд экономической книги, 2013.
  9. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. – М: ИНФРА-М, 2014.
  10. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело – М, 2013.
  11. Смольянинова И.В., Шаталов М.А., Ахмедов А.Э. Формирование конкурентных преимуществ предприятий АПК в условиях ограниченности ресурсов // Агропродовольственная экономика. 2016. № 6. С. 6-14.
  12. Сорокин Б.Ф. Специфика политического маркетинга, как второй исторической формы социального обмена // Синергия. 2015. № 2. С. 7-20.

»
ВОПРОСЫ. 1.В чем разница между формальными и неформальными социальными институтами? Примеры. 2.Ассоциативные и диссоциативные социальные процессы. Конфликт. Примеры. 3.Тематический анализ передач местного телевидения. 1. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Системы социальных ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Социальный институт-это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видов деятельности- свободу творчества или нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные. Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений. Формальные институты- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами. К формальным социальным институтам относятся: . экономические институты- банки, производственные учреждения; . политические институты- парламент, милиция, правительство; . воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения. Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнидеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений. Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей. Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы. Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. 2. Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряжение часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций. Социальный процесс - совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить из множества других совокупных действий. Это последовательное изменение явлений социального бытия, социальные изменения в динамике. Социальные процессы классифицируются на: ассоциативные –приспособление (подчинение, компромисс, терпимость), ассимиляция, амальгамизация. диссоциативные- конкуренция, конфликт, оппозиция. Приспособление-принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Обязательным условием процесса приспособления является подчинение, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Компромисс-форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Конкуренция- попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. КОНФЛИКТ. Социальный конфликт - осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, установок и ценностей, существенно значимых для личностей или групп. Социальный конфликт представляет собой одну из форм проявления социального противоречия, притом на определенной ступени его развития, это предельный случай обострения противоречий, когда противоположности в нем проявились как вполне самостоятельные силы. Возникая на базе объективных противоречий, социальный конфликт вместе с тем не сводится к противоречиям. Он осознается на уровне «субъективности» отдельной личности, определенной группы, партии и т.д. Он тем и отличается от противоречия, что всегда субъективно осознан, выражен в определенной сознательной позиции каждой из конфликтующих сторон. Представители этих сторон знают, какую позицию занимают и чего хотят. Осознание этого ведет к формулированию субъектами конфликта определенных целей и идей, программ действий и борьбы, к их противоречию в реальных практических действиях по достижению поставленных целей и задач. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника. В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива. Конфликты между индивидами (межличностные конфликты) чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни. Каждый социальный конфликт неповторим, а значит, неповторимы и отношения людей в процессе его развития, однако можно обнаружить некоторые специфические признаки, свойственные конфликтным отношениям как таковым. При всем разнообразии поведение людей в них отличается от обычного повышенной долей эмоциональности. В ситуации конфликта люди руководствуются в большей мере эмоциональными соображениями. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Однако есть социальные конфликты типа «схваток», когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать на разрешение конфликта можно только в случае победы; есть конфликты типа «дебатов», где возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа «игр», где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений. Этот вывод имеет принципиальное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов. Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности. Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости). "Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему "Я", когда он находится в плену устойчиво заниженной самооценки". Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы, общества. Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов и понимается как уровень конфликтности, меняющийся во времени. Социальная напряженность - это результирующая трех взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и массовости. Примеры трудовых конфликтов – увеличение рабочего дня, работа вне рабочее время, конфликт между сотрудниками и руководителем по причине некомпетентности, предвзятости второго. Социальные конфликты в разных общественных структурах могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ. Примеры конфликта - война в Югославии, где одой из причин было предоставление национальной независимость, война на Кавказе. Социально-политические конфликты. . Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступают как: - конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной); - конфликты между политическими партиями и движениями; -конфликты между звеньями управленческого аппарата и др. Социально-экономические конфликты. Наряду с требованиями о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженностей неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предприятий. Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов. Фактором, способствующим обострению ситуации является многократное различие доходов между самыми богатыми и самыми бедными. Межнациональные, межэтнические конфликты. Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни, политической обстановкой в них. Эти конфликты по своей структуре, по характеру и по ожесточенности противостояния, по сложности их регулирования и разрешения являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт. Истоки возникновения конфликтных отношений: . физические потребности (материальное благополучие, пища); . потребности в безопасности; . социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие); . потребности в достижении престижа, знаний, уважения; . высшие потребности в самовыражении, самоутверждении. Конфликт проходит по трем основным стадиям: . предконфликтная ситуация; . непосредственно конфликт; . стадия разрешения конфликта. Всем конфликтам присущи 4 основных параметра: . причины конфликта; . острота конфликта; . длительность конфликта; . последствия конфликта. Социальный конфликт имеет как положительное, так и негативное значение: он делает социальные отношения более мобильными. Течение социальной жизни в условиях согласия разворачивается равномерно, медленно. Время, кажется, теряет свою власть над событиями жизни, но стоит разразиться конфликту, как все приходит в движение. Привычные нормы поведения и деятельности, годами удовлетворяющие людей, обрываются с удивительной решимостью и без всякого сожаления. Под ударами конфликтов все общество, предприятие, организация могут преобразиться, но могут и разрушиться. Конфликт может угрожать интеграции людей, вызвать раскол в малоустойчивых группах и т.д. Именно разрушительное проявление социального конфликта представляется проблемой, требующей контроля и устранения. Задача управления социальным конфликтом как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания, снизить его негативные последствия. Все социальные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе. 3. Для тематического анализа была рассмотрена программа телепередач канала «1+1». Впервые в истории украинского телевидения в 1995г. была образована украиноязычная телекомпания, которая сегодня способная конкурировать не только с украинскими, но и с российскими и зарубежными телекомпаниями. Студия «1+1»- это современный семейный канал, который учитывает интересы всех слоев общества. Это авторитетный, популярный и конкурентно способный телеканал, которого отличает от других телекомпаний единая визуальная и концептуальная целостность. Студия «1+1» осуществляет трансляцию на втором общенациональном канале Украинского телевидения 12 часов: с 7.00 до 10.00 и с 16.00 до 24.00. Очень популярны программы собственного производства, в частности историко-культурные программы: «Телемания» - каждый выпуск – это, фактически, отдельный документальный фильм вокруг определенной темы. иногда это историческое событие, иногда личность (необязательно историческая), иногда специальный репортаж (не обязательно заграничный), взгляд на Крещатик на протяжении последних 100 лет его истории; «Версии Ольги Герасимюк» - авторская программа Ольги Герасимюк. Это версии событий, которые переворачивают жизнь человека или всего человечества, это версии жизни, которые изменяют представления о мире. Истории из жизни- страшные, запутанные, детективные, но только правдивые; «ХХІ –21»- -ведущие журналисты предлагают свой особенный взгляд на главные события недели в Украине и в мире, а также ток-шоу с участием политиков, деятелей культуры и искусства как «Табу»-базируется на дискуссионной основе. «Табу» приглашает к участию в программе по одному «главному представителю» с каждой стороны, которые представляют более обоснованное профессиональное суждение и отвечают на вопросы своих оппонентов; развлекательные и юмористические программы «Как стать звездой» -создана в жанре караоке. В программе берут участие звезды эстрады, шоу-бизнеса. Но действительно действующие лица-зрители, которые под фонограмму исполняют шлягер; «СВ-шоу»-веселый «разговор в дороге». Андрей Данилко в образе Верки Сердючки сопровождает звезд в их «телевизионных путешествиях». Ироническое интервью с кофе. Импровизация, сюрпризы. Авторы и ведущие этих программ стали звездами украинского телевидения. Количество новостей на каналах увеличилось, что означает начало очередного телесезона. Студия «1+1» представляет каждодневные выпуски информационной программы «ТСН»-освещение событий, которые реально интересуют людей. Студию «1+1» можно считать лидером: ТСН выходят в будни по 8 раз в день. Особенно напряженный график по-утрам с 7.00 до 10.00, когда в эфире короткие и динамичные сюжеты. Основная программа – в 21.45- длится около получаса. Вслед за этим каналом больше, чем другие информируют о событиях в стране и мире телеканалы «Интер» и «СТБ». Сейчас утренние выпуски на канале «1+1» состоят условно из 3-х частей: вчерашние события в Украине, новости в мире и анонс на день. Дневные выпуски, как правило, имеют и свою тему, заложенную в коротких сюжетах. Итоги дня, анализ событий и что они означают, прогнозы в вечерних новостях. Студия «1+1» заявила, что стремится стать более журналистским каналом, т.е. на профессиональном уровне освещать самое главное, использовать прием-«прямое включение из мест событий». Недостатком является недостаточное ознакомление с событиями за пределами Киева. Также популярна утренняя информационно-развлекательная программа «Сніданок з «1+1», которая имеет высокой рейтинг среди зрителей. Много телепрограмм пытаются утром развлечь телезрителя, но лишь канал «1+1» предлагает «позавтракать» вместе. Авторы «Сніданку» имеют разнообразное «телевизионное меню» - многочисленные рубрики, викторины и конкурсы, горячие новости, музыкальные клипы, астрологические прогнозы и прогноз погоды, медицинские советы и новости спорта, искусства, культуры. Важной составной частью программы является беседа в прямом эфире с гостем – известной и интересной личностью. Значительное место в эфире занимают сериалы и художественные фильмы. Программы студии «1+1» очень популярны в украинской зрительской аудитории. Эта популярность имеет прогнозируемую тенденцию к увеличению, что подтверждается комментариями журналистов в прессе. ЛИТЕРАТУРА. 1.Фролов С.С «Социология» М.1996 2.под ред. Городяненко В.Г. «Социология» Киев 1999 3.Экономический словарь менеджера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Системы социальных ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видов деятельности- свободу творчества или нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание.

Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные.

Также социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений .

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1 Р азличные взгляды ученых на понятие «И нститут»

Трудно переоценить роль институтов в современной экономической жизни, поскольку именно благодаря им упорядочивается взаимодействие между людьми, и разрешаются конфликты, возникающие в мире ограниченных ресурсов. В экономической теории не существует четкого и однозначного определения понятия «институт», но, как отмечает Эрроу, «поскольку исследования в данной области все еще находятся в начальной стадии, то чрезмерной точности следует избегать. Тем не менее попробуем рассмотреть наиболее интересные подходы к определению данного феномена в зарубежной экономической мысли.

Один из родоначальников новой институциональной экономической теории является экономист Джон Ролз. Понятие института в его работах является одной из центральных, в частности в статье «Теория справедливости» он описывает данную категорию как публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности .

Первым же, кто ввел в экономическую теорию впервые понятие института, был Торстейн Веблен. Под институтами он понимал некий распространенный образ мысли относительно отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; кроме того, институт для него есть система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества. Данная система может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе .

Однако в настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка Дугласа Норта: «институты - это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми», это «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми», «формальные правила, неформальные ограничения и способы обеспечения действенности ограничений», или же «придуманные людьми ограничения, которые структурируют взаимодействия людей .

Норт сюда относит формальные ограничения (правила, законы, конституции), неформальные ограничения (социальные нормы, условности и принятые для себя кодексы поведения) и механизмы принуждения к их исполнению». В совокупности они, по выражению Норта, определяют структуру стимулов в обществе, в том числе и в экономике.

Рассмотрим еще несколько подходов к феномену «институт».

К примеру, Джон Коммонс определяет институт следующим образом: институт - коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия. У другого классика институционализма Уэсли Митчелла можно найти следующее определение: институты - это господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

Лауреат Нобелевской премии Элинор Остром дает достаточно развернутое определение, под институтами она понимала совокупность действующих правил, на основе которых устанавливается, кто имеет право принимать решения в соответствующих областях, какие действия разрешены или ограничены в соответствующих областях, какие действия разрешены или ограничены, какие общие правила будут использованы, каким процедурам необходимо следовать, какая информация должна определяться, а какая нет и какой выигрыш получат индивиды в зависимости от своих действий…Все правила содержат предписания, которые запрещают, разрешают или требуют определенных действий или решений. Действующие правила - это такие правила, которые действительно используются, за соблюдением которых осуществляется мониторинг, и они защищены соответствующими механизмами, когда индивиды выбирают те действия, которые они намерены предпринять…

В экономической теории есть несколько подходов к становлению институтов. Согласно одному из них институты возникают спонтанно на основе личных интересов индивидов. Сторонником такого подхода является австрийский экономист Карл Менгер. Он утверждал, что индивиды могут самоорганизовываться «без какого-либо соглашения, без законодательного побуждения и даже без учета интересов общества» .

При этом другой австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек, описывая данный подход, использовал термин эволюционный рационализм.

Противоположный подход к возникновению институтов основан на том, что институты являются результатом преднамеренного замысла. Некоторые субъекты, имеющие определенное влияние (парламент, диктатор, предприниматель), могут самостоятельно создавать институциональную структуру, преследуя определенную цель. Описывая данную модель, лауреат Нобелевской премии в области экономики и один из ярчайших представителей неоинституционализма Оливер Уильямсон использует термины «преднамеренного» типа управления.

При этом необходимо отметить, что немаловажную роль играют индивиды, которые используют тот или иной институт. Поппер утверждал, что «институты подобны крепостям. Они должны быть хорошо спроектированы и укомплектованы личным составом» .

Существование институтов подразумевает, что действия людей зависят друг от друга, тем самым образую информационный импульс, который будет учитываться другими экономическими агентами при принятии решения. Когда речь идет об институтах, необходимо отметить одну характерную черту поведения экономических агентов, а именно следуя тому или иному правилу, экономические субъекты демонстрируют определенную регулярность. Однако не во всех случаях повторение действий индивидов обусловлено институтами, так как существуют и другие механизмы, не созданные людьми. Важность разграничения закономерностей поведения на те, что обусловлены институтами и те, что определены другими причинами, связана с правильным пониманием значения институтов в экономике и других сферах жизни общества. институт формальный экономический

Значимость институтов проявляется в том, что, к примеру, законы, принимаемые правительством, определяют различные правила функционирования хозяйствующих субъектов, что в свою очередь непосредственно сказывается на структуре и уровне издержек, на эффективности и результатах хозяйственной деятельности предприятий и т.д.

1.2 Р азличное влияние институтов на экономических субъектов

Почему же, те или иные институты оказывают различное и подчас даже неожиданное влияние на экономических субъектов? Для ответа на этот вопрос, нужно отметить, что законодательно установленные правила могут рассматриваться, прежде всего, как особый тип ограничений, накладываемых на возможность использования ресурсов, что в конечном итоге будет влиять на экономический результат.

Далее необходимо определить, оказывают ли воздействие на поведение экономических агентов правила, которые не связанны с государственным регулированием, то есть имеют ли значения для развития экономики те институты, которые не подразумевают непосредственное предписание или ограничения действий индивидов по разграничению и использованию ресурсов?

Чтобы ответить на поставленный вопрос можно привести пример, упомянутый в книге Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики». Норт сравнил экономическое развитие Англии и Испании, пытаясь выделить причины, которые помогли добиться Англии экономического роста, а Испанию привели к стагнации. К 17 в. страны находились примерно на одном уровне экономического развития, однако в Англии возможности в сфере изъятия доходов и другого имущества королевской властью были существенно ограничены парламентом. Располагая тем самым надежной защитой своей собственности от властных посягательств, дворянство могло осуществлять долгосрочные и выгодные капиталовложения, результаты которых и выразились в впечатляющем экономическом росте. В Испании же власть короны была ограничена кортесами чисто формально, так что экспроприация имущества у потенциально экономически активных субъектов была вполне возможной. Соответственно, значимые и долгосрочные капиталовложения делать было весьма рискованно, и получаемые из колоний ресурсы использовались для потребления, а не для накопления. Как долгосрочное следствие принятых в этих странах базовых политико-экономических (конституционных) правил, Великобритания стала мировой державой, а Испания трансформировалась во второразрядную европейскую страну.

Таким образом, можно установить взаимосвязь между экономических ростом страны и качеством функционирующих институтов, то есть более развитая система институтов гарантирует более высокие показатели экономического роста.

Сущность институтов проявляется в их функциях. Первая функция, как отмечалось ранее, связана с ограничением доступа к ресурсам и вариантом их использования. В свою очередь ограничительная функция связана с функцией координации экономических агентов, то есть описание содержания института содержит в себе знание о том, как должны вести себя экономические агенты, оказавшиеся в той или иной ситуации. Исходя из него, агенты будут формировать собственную линию поведения, учитывая ожидаемые действия другой стороны, что и означает возникновение координации в их поступках. Важным условием такой координации является информированность агентов о содержании института, регулирующего поведение в той или иной ситуации.

Функция координации неразрывно связана с возникновением координационного эффекта, суть которого заключается в обеспечении экономии для экономических агентов на издержках изучение и прогнозирования поведения других экономических агентов, с которыми они сталкиваются в различных ситуациях. Таким образом, координационный эффект институтов реализуется через снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Важным является тот факт, что координационный эффект институтов оказывает положительное влияние на экономику лишь в том случае, когда институты согласованы между собой.

Следующая функция - распределительная - связана с тем, что институт, ограничивая возможные способы действия, влияет и на распределение ресурсов. Важно подчеркнуть, что на распределение ресурсов, выгод и издержек воздействуют не только те правила, содержанием которых непосредственно является передача благ от одного агента другому (например, налоговое законодательство или правила определения таможенных сборов), но и те, которые прямо не касаются этих вопросов.

В системе институтов принято выделять два их типа - формальные и неформальные. Подробнее рассмотрим их в следующей главе.

Таким образом, подведем итог. Институт - это базовое понятие новой институциональной экономической теории и неотъемлемая часть общей экономической теории. В целом институты могут быть определенны как совокупность формальных и неформальных правил, включая механизмы, обеспечивающие их соблюдение. Значимость института заключается в том, чтобы направить индивидуальное поведение в нужное направление путем закрепления норм поведения экономических агентов, а также ограничения использования индивидами ресурсов и вариантов их использования.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

2.1 Ф ормальные и н с титуты

Во всех обществах люди накладывают на себя ограничения, которые позволяют структурировать их отношения с другими людьми. При недостаточной информации и познавательных способностях эти ограничения снижают издержки взаимодействия между людьми. Проще описать формальные правила, создаваемые развитым обществом, и следовать им, чем описать неформальные правила, вырабатываемые людьми, и следовать этим правилам.

Формальные институты -- это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты -- могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты -- это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества» .

К формальным социальным институтам относятся:

экономические институты - банки, производственные учреждения;

политические институты - парламент, милиция, правительство;

воспитательные и культурные институты - семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

Формальными называются такие институты, которые зафиксированы в писаном праве (конституциях, декретах, законах и т.д.).

Даже в самых развитых обществах формальные экономические правила составляют небольшую часть ограничений, которые определяют экономический выбор. Одни и те же формальные правила в разных обществах имеют разные проявления. Революции, войны и оккупации могут полностью изменить систему формальных правил (Япония, Россия).

Классификация формальных правил:

(1) позиционные - набор статусных позиций и число людей, которые могут занимать их,

(2) ограничительные - как люди занимают и оставляют позиции,

(3) правила сферы влияния - на что может оказывать влияние действие человека, каковы выгоды и издержки определенных действий,

(4) правила управления - набор действий, которые индивид может осуществлять на определенном посту,

(5) правила агрегирования - каким образом действия человека на определенном посту преобразуются в деятельность фирмы или общества,

(6) информационные правила - как должностные лица общаются и обмениваются информацией.

Формальные правила могут дополнять неформальные ограничения и повышать их эффективность. Они могут снижать издержки получения информации, надзора и принуждения, то есть регулировать более сложные обмены. Наконец, формальные правила могут вводиться для того, чтобы пересмотреть неформальные ограничения.

Формальные правила включают политические (юридические) правила, экономические правила и непосредственные контракты. Политические и юридические правила определяют структуру общества и принятия решений в нем, а также способы контроля за соблюдением этих правил. Экономические правила определяют права собственности (включая использование собственности, получение остаточного дохода и ограничение постороннего доступа к собственности). Контракты устанавливают конкретный факт обмена правами собственности и его условия.

Функция правил состоит в том, чтобы облегчать политический или экономический обмен в интересах некоторых его участников (которые и стремятся установить эти правила). Иногда игроки считают выгодным для себя потратить ресурсы на преобразование существующих формальных институтов, чтобы изменить имеющиеся у них права.

Формальные правила обычно предусматривают механизм их защиты, позволяющие установить факт нарушения, измерить степень нарушения и его последствия для сторон, а также наказать нарушителя. Но если издержки оценки свойств обмениваемых благ и поведения индивидов превышают выигрыш, то нет смысла соблюдать правила и уточнять права собственности. Одна из причин соблюдения и поддержания норм - вмешательство закона. Нормы часто предшествуют законам, но затем поддерживаются, управляются и расширяются законами. Закон поддерживает норму несколькими путями. Самый очевидный из них заключается в том, что закон силой государства поддерживает механизмы частного принуждения к исполнению норм. Под действием закона проблема принуждения к исполнению нормы как коллективного блага исчезает, так как специальные индивиды (судьи, полицейские, инспекторы) получают селективные возможности находить и наказывать нарушения.

2.2 Н еформальные институты

Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт.

Неформальные институты - спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер.

Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам

Рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.

Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы.

Неформальные ограничения возникают из информации, передаваемой через социальные механизмы, и являются частью культуры. Путем обучения или имитации культура передает от одного поколения к другому знания и ценности, влияющие на поведение. Путем коммуникации культура задает концептуальные рамки для познания и обучения (включающих кодирование и интерпретацию информации). Культура обеспечивает непрерывность, благодаря которой неформальные решения проблем обмена, найденные в прошлом, переносятся в настоящее и делают прежние неформальные ограничения важным источником непрерывности в ходе длительных социальных изменений.

Неформальные нормы являются:

(1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил (как в политических институтах),

(2) социально санкционированными нормами поведения (под угрозой остракизма),

(3) внутренне обязательными для человека нормами поведения (включая альтруизм и идеологию).

Часть неформальных норм имеет самоподдерживающийся характер, другая часть - более сложна, так как им должны сопутствовать дополнительные нормы, снижающие издержки наблюдения, контроля и исполнения условий обмена.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе .

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Институты - совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмам контроля за их соблюдением и защиты.

Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций.

Институтами являются как формальные законы (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальные правила (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив, издержки производства и обращения и, соответственно, прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.

Современная экономическая теория институтов находится в зачаточном состоянии, хотя за последние два десятилетия было проведено много исследований. В 1993 г. Д. Норт был удостоен Нобелевской премии по экономике как один из пионеров новой институциональной экономики.

Институты - достаточно дискуссионные понятия. Ученые так и не дали им четкого определения. Более того, с точки зрения экономических перспектив институты определялись по-разному. Например, Эльстер пишет, что институт характеризует законопринудительный механизм, изменяющий поведение с использованием силы, что представляет наиболее поразительный его аспект. Дж. Найт считает, что институты - набор правил, структурирующий общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены данного сообщества.

Используя терминологию, разработанную К. Менгером, институты можно определить как общественные блага более высокого порядка. Объясняется это следующим. Если институты обеспечивают производство информации, необходимой для координации действий отдельных экономических агентов, то именно эта информация оказывается общественным благом. Так, рыночная цена, являющаяся носителем информации, формируется на основе взаимодействия экономических агентов, которое построено на определенных правилах.

Институты, обеспечивая агентов необходимой информацией, способствуют формированию совместимых друг с другом ожиданий, обусловливающих координацию их действий и достижение взаимовыгодных результатов. В этом случае институты как набор правил обладают свойствами самодостаточности, добровольности соблюдения и не требуется внешнего органа, обеспечивающего соблюдение установленного правила.

Институты можно рассматривать как общественный капитал,который может меняться через обесценивание и новые инвестиции." Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и формальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия, приспосабливающая экономические институты капитализма, подходящие для рыночной модели. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, они часто развиваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми. Институты определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении, которые имеются у каждого человека. Они включают все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенный порядок человеческим взаимоотношениям.

Институты бывают формальные и неформальные. Формальные институты - это правила, придуманные людьми, а неформальные - общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции и т.д.). Они могут быть продуктом сознательного человеческого замысла (например, конституции) или просто складываться в процессе исторического развития.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.

Общественные институты, исполняющие идеологические или духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами, например нормами, в своих целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителей коммунизма.

Институциональные ограничения включают как запреты индивидам совершать определенные действия, так и иногда указания, при каких условиях отдельным индивидам разрешены некоторые действия. Поэтому институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом. Важный элемент механизма функционирования институтов состоит в том, что установление факта нарушения не требует специальных усилий и что нарушитель подвергается суровому наказанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль социальных институтов очень велика в современном обществе.

Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видов деятельности - свободу творчества или нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Научные подходы к определению термина "институт". Ограничительная, координирующая и распределительная функции институтов. Деление институтов на формальные и неформальные. Условия эффективности неформальных институтов в регулировании жизни сообщества.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2014

    Неформальные институты в виде коррупции и неформальных сетей, их влияние на распределение благ между различными группами населения и производительность экономики в целом. Модели частичного равновесия в экономике по распределению государственного блага.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Значение и функции экономической политики. Специфические черты и характерные особенности институтов в области экономической политики, опыт и тенденции их совершенствования в России. Роль и значение взаимодействия институтов экономической политики.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2013

    Влияние на распределение ограниченных ресурсов, трансакционных издержек и подрыв принципов честной конкуренции - последствия деятельности неформальных институтов для экономики. Характеристика особенностей экономической модели коррупции и бюрократии.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2017

    Институты, их классификация и виды. Роль институтов экономической системе. Основные понятия теории прав собственности. Понятие и виды тансакций. Понятие и классификация контрактов. Сущность и природа экономических организаций. Государство как институт.

    шпаргалка , добавлен 27.05.2010

    Понятия, сущность, значение и функции экономических институтов. Институализм советского периода, подходы к преобразованию институциональной структуры в постсоветский период. Трансформационные процессы, протекающие в социально-экономической системе.

    реферат , добавлен 05.04.2018

    Теоретико-методологическое исследование сущности и содержания экономических институтов, характерных особенностей их формирования и функционирования в современных условиях. Анализ роли государства в регулировании деятельности экономических институтов.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2013

    Сущность процесса модернизации экономических институтов в России. Виды экономических теорий. Классическая и неоклассическая теории, институционализм. Анализ системы рыночных институтов на основе приемов и способов системно-институционального подхода.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2014

    Понятие институциональных изменений. Причины изменения и пути заимствования институтов. "Импортные" институты в российской экономике и праве. Причины отторжения импортируемых институтов для Российской Федерации. Основные типы институциональных изменений.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Институты как основа экономического поведения. Поведение индивидуума как потребителя и участника производства. Основные типы ситуаций, приводящих к появлению институтов. Типология институтов, их функции и роль. Институциональная структура общества.

Экономический институт в самом общем виде представляет собой относительно устойчивое проявление комплекса экономических, правовых, социальных и морально-этических отношений, реализующееся на поверхности общественных явлений в виде деятельности институциональных организаций и отдельных индивидов, длительное время сохраняющее некоторые особенные институциональные черты, вбирающие сложное переплетение конкретных взаимосвязей этих отношений, в результате чего социально-экономическая система в объективном и субъективном аспектах приобретает только одной ей свойственные экономические характеристики.

По степени проявления экономические институты подразделяются на формальные и неформальные. «Существуют две мирные формы насилия, - писал Иоганн Вольфганг Гете, - закон и приличия»48. В этой емкой фразе заключено значение сущности влияния формальных и неформальных институтов на человеческое общество. Из этого определения видна также тесная связь феномена рекламы с формальными и неформальными экономическими институтами. Политическая реклама по своему содержанию должна способствовать упрочению законов конкретного политического строя. Одновременно сама реклама функционирует в рамках данного национального и регионального законодательства. Кроме того, реклама вбирает в себя приличия и нравы населения стран и регионов, базируется на определенном менталитете народов.

Институциональная структура как комплекс экономических институтов-норм и институтов-организаций представляет собой упорядоченное расположение институциональных элементов, играющих важную роль в экономической деятельности общества, обладающих характерными, свойственными только им взаимосвязями и в совокупности своей образующими определенную систему институционального характера. Упорядоченность расположения элементов подразумевает их точное и четкое расположение друг относительно друга в масштабе всей системы, выделение уровней их иерархии и выявление соответствующих иерархических связей.

Институциональные преобразования определяются как сложный объективный процесс институциональных изменений, включающий зарождение, функционирование, эволюцию, трансформацию и видоизменение содержания и формы экономических институтов и имеющий значительное субъективное влияние со стороны конкретных социальных групп и национальных образований. Этот процесс, особенно в рамках рыночной среды и демократических форм правления, немыслим без массированных рекламных действий.

К формальным экономическим институтам, по мнению Д. Норта49, обычно относят: экономические правила и контракты. Рассмотрим подробнее: 1.

Экономические правила. Устанавливают права собственности, т.е. пучок прав по владению, использованию, управлению, присвоению дохода от собственности, на бессрочность обладания собственностью и передачу в наследство и т.д. Вся полнота человеческого существования экономически обеспечивается собственностью как институтом свободного индивидуального выбора и связанной с ним ответственностью, что пронизывает все сферы и уровни экономики, наделяя ее способностью к эволюции.

Выделяют различные формы собственности, такие как государственная, общественная, частная и смешанная. Так как права собственности не могут перераспределяться свободно и быстро, то обмен этими правами, их перераспределение, расщепление, дифференцирование и интегрирование в условиях рынка будут происходить в тех направлениях, в которых выгоды экономического субъекта будут превышать издержки данного процесса.

Однако о наличии выгоды наиболее широко и действенно может заявлять только реклама.

Для этого используется весь арсенал ее видов и средств.

Любой контракт реализуется в рамках определенной системы собственности. В свою очередь разные системы собственности подразумевают дифференцированные уровни трансакционных издержек -т.е. издержек, напрямую не связанных с экономическими процессами. 2.

Институт контрактации. Контракты содержат условия конкретного соглашения по обмену кластеров прав собственности экономических агентов. Контрактом можно назвать любое соглашение об обмене правомочиями собственности и их защите. При заключении контракта индивиды используют формальные и неформальные экономические институты как заданные, применяя и интерпретируя их для нужд конкретной сделки.

Иными словами, контракт отражает осознанный и свободный выбор индивидами целей и условий обмена, осуществляемого в заданных институциональных рамках50.

Экономический институт контрактации тесно, связан с экономическим институтом прав собственности. Экономический институт контрактации имеет множественность проявлении, обычно находящихся в зависимости от многообразия и сложности структуры трансакционных издержек.

По своему содержанию контракты индивидов подразделяются на следующие основные виды: 1) трудовой контракт, отражающий права и обязанности работодателя и работополучателя; 2) брачный контракт, предполагающий право использования совместно нажитого имущества и его раздел в случае развода; 3) контракт разового найма, определяющий конкретное вознаграждение за конкретную работу или услугу; 4) потребительский контракт, отражающий защиту прав потребителя; 5) контракт ренты, отражающий право на доход, не требующий от получателя предпринимательской деятельности (например, от аренды недвижимости); 6) ипотечный контракт, применяющийся при покупке новой недвижимости с использованием залоговой формы под уже имеющуюся недвижимость в целях получения ссуды; 7) лизинговый контракт, отражающий право собственности на имущество, сдаваемое в аренду на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Из этой классификации контрактов видно, что реклама напрямую

сопутствует поиску сторон контракта в большинстве случаев или их заключению иреализации в других случаях.

Наличие контрактации в качестве экономического института гарантирует, во- первых, цены и поставки для фирм - производителей сырья и полуфабрикатов, а также цены и объем продаж для фирм - изготовителей конечной продукции. Эта информация доносится до сторон в основном рекламными средствами. Во-вторых, контрактация предопределяет потребности индивидов на среднесрочную перспективу и обеспечивает приспособление потребительского спроса к ценам и условиям реализации. В то же время контрактация с помощью средств рекламы улучшает информированность фирм и позволяет ставить в качестве основной цели фирмы экономический рост.

Таким образом, к формальным экономическим институтам относятся права собственности и отношения контрактации. Формальные экономические институты в своем развитии находятся в противоречивом единстве, обеспечивая устойчивость экономической системы в целом. В качестве внешней формы их реализации на поверхности экономических явлений, наряду с другими средствами коммуникации, выступает реклама.

Формальные институциональные экономические структуры являются основной производной процесса становления и развития новых техникоэкономических укладов. Они не инварианты по отношению к долгосрочному (свыше двух полуволн Н.Д. Кондратьева) периоду технико-экономического развития,

но являются инвариантами в пределах одной длинной волны (55-60 лет). Отсюда следует, что формальные экономические институты, несмотря на свою относительную инвариантность, периодически проявляют свойство изменчивости.

Формальные экономические институты развиваются в едином комплексе с технико-экономическими укладами, они являются сущностным элементом данных укладов и выполняют функцию их реализации в хозяйственной сфере деятельности. Важным элементом, способствующим эффективному процессу функционирования экономических институтов, является реклама. Политическая и социальная реклама активно проникает в самую сердцевину экономических институтов и в определенной мере характеризует их внутреннюю среду. В этом случае реклама неразрывно связана с содержанием институциональных процессов.

Во всех обществах люди накладывают на себя ограничения, которые позволяют структурировать их отношения с другими людьми. При недостаточной информации и познавательных способностях эти ограничения снижают издержки взаимодействия между людьми. Проще описать формальные правила, создаваемые развитым обществом, и следовать им, чем описать неформальные правила, вырабатываемые людьми, и следовать этим правилам.

Формальные институты -- это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты -- могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты -- это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества» .

К формальным социальным институтам относятся:

экономические институты - банки, производственные учреждения;

политические институты - парламент, милиция, правительство;

воспитательные и культурные институты - семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

Формальными называются такие институты, которые зафиксированы в писаном праве (конституциях, декретах, законах и т.д.).

Даже в самых развитых обществах формальные экономические правила составляют небольшую часть ограничений, которые определяют экономический выбор. Одни и те же формальные правила в разных обществах имеют разные проявления. Революции, войны и оккупации могут полностью изменить систему формальных правил (Япония, Россия).

Классификация формальных правил:

  • (1) позиционные - набор статусных позиций и число людей, которые могут занимать их,
  • (2) ограничительные - как люди занимают и оставляют позиции,
  • (3) правила сферы влияния - на что может оказывать влияние действие человека, каковы выгоды и издержки определенных действий,
  • (4) правила управления - набор действий, которые индивид может осуществлять на определенном посту,
  • (5) правила агрегирования - каким образом действия человека на определенном посту преобразуются в деятельность фирмы или общества,
  • (6) информационные правила - как должностные лица общаются и обмениваются информацией.

Формальные правила могут дополнять неформальные ограничения и повышать их эффективность. Они могут снижать издержки получения информации, надзора и принуждения, то есть регулировать более сложные обмены. Наконец, формальные правила могут вводиться для того, чтобы пересмотреть неформальные ограничения.

Формальные правила включают политические (юридические) правила, экономические правила и непосредственные контракты. Политические и юридические правила определяют структуру общества и принятия решений в нем, а также способы контроля за соблюдением этих правил. Экономические правила определяют права собственности (включая использование собственности, получение остаточного дохода и ограничение постороннего доступа к собственности). Контракты устанавливают конкретный факт обмена правами собственности и его условия.

Функция правил состоит в том, чтобы облегчать политический или экономический обмен в интересах некоторых его участников (которые и стремятся установить эти правила). Иногда игроки считают выгодным для себя потратить ресурсы на преобразование существующих формальных институтов, чтобы изменить имеющиеся у них права.

Формальные правила обычно предусматривают механизм их защиты, позволяющие установить факт нарушения, измерить степень нарушения и его последствия для сторон, а также наказать нарушителя. Но если издержки оценки свойств обмениваемых благ и поведения индивидов превышают выигрыш, то нет смысла соблюдать правила и уточнять права собственности. Одна из причин соблюдения и поддержания норм - вмешательство закона. Нормы часто предшествуют законам, но затем поддерживаются, управляются и расширяются законами. Закон поддерживает норму несколькими путями. Самый очевидный из них заключается в том, что закон силой государства поддерживает механизмы частного принуждения к исполнению норм. Под действием закона проблема принуждения к исполнению нормы как коллективного блага исчезает, так как специальные индивиды (судьи, полицейские, инспекторы) получают селективные возможности находить и наказывать нарушения.



Похожие статьи